Тематическая неделя в детском саду: «Овощи и фрукты. Тематическая неделя «Овощи, фрукты» старшая группа

Мужчинам

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы

Согласовано

Ст.воспитатель МАДОУ №161

Тема: «Фрукты. Сад»

Группа №9 (подготовительная группа)

Задачи:

Продолжать формировать и закреплять представления детей о фруктах. Повторить обобщающее понятие « фрукты», названия различных фруктов, их полезные свойства Закреплять умение классифицировать фрукты по отличительным признакам (цвет, форма, вкус и т. д.) Познакомить детей с заготовкой фруктов: консервирование, приготовление варения, компотов и соков. Расширять представление о фруктах разных климатических зон. Закреплять знания об организации сельскохозяйственного труда и его значении. Продолжать обучать составлению описательных рассказов и загадок с использованием моделей. Формировать позитивное отношение к месту произрастания даров природы. Воспитывать уважение к труду сельских жителей.

Итоговое мероприятие: выставка творческих работ по теме «Осенний листик»

Внести д/игр по теме, детских книг, иллюстраций и картинок с изображением овощей, фруктов. Центр сюжетно-ролевых игр: Подбор атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин фрукты - овощи», «Рынок», «Семья»

Центр продуктивных видов деятельности: создать условия для самостоятельного творчества предложить детям обводки трафаретов различных видов: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с родителями

Консультация «Развиваем речь детей»

Инд. беседы с детьми о соблюдении режима дня дошкольника дома и в д/с

Взаимодействие с социумом: Объявить о проведении в д/с конкурса «Осенний листик» (поделки из природного материала)

10.10

(понд)

Утро:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Утренняя гимнастика. .Д/И «Угадай по описанию» Цель: учить описывать овощи и фрукты. Д/И «Что бывает такого цвета» Цель: закрепить знания цветов Ситуативный разговор «Овощи для еды- хорошо или плохо» Рассматривание иллюстраций «Чем богата эта осень» - повторить названия овощей и фруктов. Зрительная гимнастика.«Овощи». Внести схемы и модели «Овощи», «Фрукты» для самостоятельного составления описательных загадок.

Индивидуальная работа по развитию речи с Рамилёй, .Дашей Г.,Элиной. Задачи: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных (лист клена – кленовый, липы – липовый); учить работать в парах; тактично исправлять ошибки партнера.

Цель: воспитание бережного отношения к растениям.

Рассматривание иллюстраций по теме «Фрукты»

Д/и «Соберем фрукты» - ориентировка в пространстве, умение отличать фрукты от овощей.

Отгадывание загадок о фруктах – развивать логическое мышление, речь..

НОД

Познание ФЭМП

8.55-9.25

Занятие 3. Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц. Уточнять представления о цифре 8. Закреплять последовательное называние дней недели развивать умение составлять тематическую композицию по образцу. (И.А.Помораева, В.А.Позина «ФЭМП» стр.32).

Логопедия/

Развитие речи

9.35-10.05

По плану логопеда// Тема «Сад».Цели: активизировать активный и пассивный словарь по теме; закрепить названия фруктов и фруктовых деревьев, упражнять в употреблении формы винительного падежа, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать числительные с существительными, развивать память, внимание, усидчивость.

Физкультура на воздухе

Говорим по тат/ Рисование

11.30-12.15

По плану педагога татарского языка Тема: “Кем нишли” Сүзләр өстендә эш: Нишли? Йоклый, утыра. Эш төрләре: 1.У/с “Уенчыклар йоклый” 2.С/у “Кайтаваз”. 3.С/у “Сора – җавап бир” 4.Аудиоязма тыңлау. // Рисование «Сочные фрукты». Цель : учить передавать в рисунках характерную форму и окраску знакомых фруктов. Продолжать развивать композиционные умения (расположения предметов равномерно по всему листу бумаги). Развивать умение работать над замыслом (заранее, до начала работы, мысленно представлять содержание своего рисунка

Прогулка:

Познавательное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие

РАССМАТРИВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ

Цель: расширять знания о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадение листвы, наличие плодов и семян).

Труд : уборка опавшей листвы.

Индивидуальная работа по

развитию движений (Ульяна, Лида, Никита К.).

Задачи: развивать навыки бросания мяча в цель.

Спортивная игра футбол.

Задачи: учить детей играть дружно, действовать как одна команда. Способствовать развитию точности, координации движений, решительности, смелости.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Вечер:

Познавательное развитие

Речевое развитие

С.р.и. «Фруктовое кафе» - развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры, объединять несколько игр, воспитывать социально активную личность. Гимнастика после сна. Чтение худ. литературы р.н.с. «Вершки – корешки» Цель: напомнить текст, инсценирование сказки по ролям.

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

С/Р игра «Магазин овощей» Цель: ввести в речь детей название плодов, воспитывать культуру речи.

повторить название деревьев

закрепить осенние месяцы

игра «Закончи предложение. Инд. упражнять в вырезании силуэтов овощей и фруктов по шаблону

Работа в книжном уголке – рассматривание иллюстраций, фотографий, муляжей, наборов открыток по теме.

УМК-«Диалог»- закрепление изученных слов.

Прогулка:

Физическое развитие

Речевое развитие

Предложить д/и Чем пахнет осень?» Цель: учить детей подбирать слова для описания собственных ощущений. П/И «Жмурки». Самостоятельная игровая деятельность на участке.

Дата

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

11.10

(вторн)

Утро:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Утренняя гимнастика муз. зал

Артикуляционная гимнастика

Логопедическая пятиминутка.

Знакомство детей с книгами энциклопедического содержания. Цель: учить работать с книгами.

И/у «Играем со сказкой» - учить придумывать другое окончание сказкам.

Д/И «Чьи детки» Цель: закрепить знания о плодах растений.

Ситуативный разговор «Как показать уважение к людям».

«Умные шнуровки» - развитие мелкой моторики, воображения

Труд по столовой Цель: закрепить умение сервировать стол к завтракуД/и «Четвертый лишний» развивать операции мышления

НОД

Познание ПИП

9.10-9.40

Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Две вазы» Цель: Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, причинно- следственные связи между назначением, строением и материалом предмета. Развивать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать умение работать сообща.

Музыка

10.00-10.30

Говорим по тат

11.50-12.15

Тема: “Аю баласы дөнья белән таныша”Сүзләр өстендә эш: Таныш сүзләр Эш төрләре: 1.А/с карау. Әңгәмә. 2. Д/у “Кем нишли?”

Прогулка:

Физическое развитие.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие.

РАССМАТРИВАНИЕ ПОЧЕК ПОСЛЕ ЛИСТОПАДА И ВЕТВЕПАДА

Цели: способствовать обобщению представлений о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления детей о частях растений; воспитывать интерес к растениям; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним.

Труд – собрать крупный мусор на участке. Цель: воспитывать трудолюбие. Самостоятельная игровая деятельность на участке.

Работа по формированию правил безопасного поведения.

Приметы: поздний листопад – к суровой продолжительной зиме; лист хоть и пожелтел, но опадает слабо – морозы наступят не скоро.

Загадки:

Летают, кружатся, на землю ложатся.

С земли не встают и тут пропадут.

(Листья деревьев.)

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Вечер:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Свободная игровая деятельность.

Игра «Мы считаем фрукты» формировать умение использовать навыки счета в быту.

Игровая деятельность в музыкальном уголке. «Узнай, какой ребенок поет» - совершенствовать у детей слух

Игра «Волшебный стул» - воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Индивидуальная работа с детьми прописана в журнале учета

Игровая ситуация

Ситуации: Что случилось если бы:

1. Не поливать посадки на огороде.

2. Не мыть овощи перед употреблением.

3. Вдруг исчезнет фруктовый сад.

4. Есть грязные фрукты.

Прогулка:

Физическое развитие

Речевое развитие

Подвижная игра

Игры с мячом. Наблюдения за ветром. Цель: выяснить, как ветер влияет на изменения в погоде. П/И «Встань, куда

скажу». Самостоятельная игровая деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

12.10

(среда)

Утро:

Познавательное развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей

Утренняя гимнастика физ.зал.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика " Апельсин

Индивидуальная работа с детьми прописана в журнале учета

составить предложения по двум опорным картинкам.

лепка «Овощи и фрукты для игры «Магазин»»

Труд в уголке природы: уход за комнатными растениями

Цель: воспитание бережного отношения к растениям

Рассматривание энциклопедий и книг о труде взрослых в садах

Игра «Что едят в сыром виде, а что в варенном» развивать фразовую речь, произвольное внимание

НОД

Познание ФЭМП

9.10-9.40

Занятие 9. Познакомить с составом числа 9 из единиц. Уточнять представления о цифре 9. Совершенствовать умение называть числа и прямом и обратном порядке от любого числа.. Развивать глазомер. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы.9 И. А. Помораева, В.А. Позина.ФЭМП.стр. 34).

Физкультура

10.00-10.30

По плану инструктора по физкультуре.

Прогулка:

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

Наблюдение за изменением цвета листьев, как изменились, почему? Цель: развивать наблюдательность, умение делать выводы в ходе наблюдений. Д/И «Что сначала – что потом?» Цель: закрепить этапы роста и развития растений.

П/И «Дорожка препятствий» Цель: развитие движений.

Ситуативное общение «Безопасность на прогулке» Цель: дать знания о правилах поведения на территории детского сада: при встрече с различными домашними животными, способствовать развитию осторожности.

Труд: сбор листьев различных деревьев и кустарников для гербария.

Идивидуальная работа по ФИЗО И/у «Кто выше подпрыгнет» - упражняться в прыжках в высоту с места.. Инд. упражнять в прыжках на двух ногах и одной ноге в п/и «Классы»

Загадки:

Снится ночью червяку чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

А кого червяк боится?

Угадали? Это… (птица).

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Подвижная игра «Гуси-лебеди». Выносной материал – скакалки, закрепить умение прыгать через них. Самостоятельная игровая деятельность.

Вечер:

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Познавательно-исследовательская деятельность:

Показать, как чернеет яблоко на срезе – это железо на воздухе изменяет свои полезные для нас свойства.

Д/И «Во саду ли, в огороде» Цель: закрепить классификацию овощей и фруктов.

Индивидуальная работа с детьми прописана в журнале учета

закрепить через игру «Верни фрукты на дерево», что фрукты растут на фруктовых деревьях, назвать их, употреблять существительное во мн.числе.

закрепить цвета и название фруктов.

классифицировать фрукты и овощи по признакам, называть обобщающим словом

Творческая мастерская: аппликация «Запасы на зиму». Цель: продолжать учить создавать изображение из частей, развивать чувство композиции.

Д/И «Картошка» Цель: закрепить этапы развития растений.

Чтение Л.В. Воронкова «Грушевое яблочко»-415

Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Прогулка:

Физическое развитие

Речевое развитие

Наблюдения за наступление сумерек. Д/И «Что сначала, что потом» Цель: закрепить части суток. П/И «Краски»

Самостоятельная игровая деятельность детей.

НРК-Русская народная игра «Царь-картошка» Цель: упражнять в ловле мяча, развивать ловкость.

13.10

(четв)

Утро:

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей

Утренняя гимнастика физ. зал

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика " Апельсин"

Логопедическая пятиминутка " Веселый повар"

Работа по развитию речи Элиной Н-Д/И «Говори правильно» Формировать умение правильно употреблять сущ. в множ. числе родит. падеже

Д/и «Найди по описанию» - развивать память, внимание

НОД

Развитие речи/ Логопедия

9.00-9.30

По плану логопеда/ М-упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе слов типа «мох», «муха».

Физкультура

10.10-10.40

По плану инструктора по физкультуре.

Прогулка:

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Наблюдение за березой. Цель: продолжить знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года, воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы. «Безопасность на прогулке» Цель: дать знания о правилах поведения на территории детского сада Трудовая деятельность: подметание дорожек, уборка мусора Цель: воспитывать умение трудить сообща. Конкурс «Самый красивый осенний букет» (из опавших листьев)

Работа по развитию навыков безопасного поведения на улице с Раилем Ш.

Дидактические игры «Ищи», «И я».

НРК-Подвижная игра «Ловушка»-соблюдать правила игры. Поговорка: «В октябре до обеда осень, а пополудни – зимушка-зима». Стихотворение А. Фета «Осенью».Загадки:В этот месяц, что ни год, нас встречает семь погод:Сеет, веет, крутит, студит, свищет, вьюжит, сверху льет. (Октябрь.)Дни стали короче, длиннее стали ночи,Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью.) С/Р игры по желанию детей. Выносной материал: оборудование для труда

Вечер:

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие.

Свободная игровая деятельность.

С.р.и «Магазин фруктов» развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий

Д/И «Верни фрукты на дерево» развивать операции мышления (обобщение, сравнение, восприятие) Конструктивная игра «Ягоды для великана» Цель: учить делать подделки из лего.

Индивидуальная работа с детьми прописана в журнале учета

понятие числа в пределах 20

учить определять количество предметов по осязанию (на ощупь)

развивать целенаправленное внимание, количественный счет.

Драматизация сказки: «Вершки и корешки».

Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Упражнять детей в выразительном чтении стихов.

Лепка: «Лакомство для зайчат и ежат» Совершенствовать умение лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали – пальцами.

Прогулка:

Физическое развитие

Речевое развитие

Наблюдения за сумерками, отметить, что световой день заметно уменьшается. Закрепить приметы осени. Д/И «Когда это бывает?» П/И «Успей выбежать»

Познавательное развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Доброжелательная встреча детей, приветствие, осмотр, получение необходимой информации от родителей

Утренняя гимнастика физ.зал.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика "Апельсин».

Настольно- печатная игра « Подбери пару»

Формировать умение подбирать пары предметов по заданному признаку.

Дежурство по столовой приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой

Д/и «Назови цвет фруктов» развивать мышление.

УМК-игра «Командир»- закрепление слов в повелительном наклонении

НОД

Логопедия//ФЦКМ

8.55-9.25

По плану логопеда/Ознакомление с природой.

Тема: Дары Осени. Цель: Закрепить обобщение понятия овощи и фрукты, характерные свойства овощей и фруктов, рассказать о пользе для человека. Систематизировать знания детей о труде людей осенью.

Музыка

9.35-10.05

По плану музыкального руководителя.

Говорим по тат.//Лепка/Аппликация

10.20-11.15

Тема: Тема:” Дусларны сыйлыйбыз ” Сүзләр өстендә эш: Ашый, эчә Эш төрләре: 1.С/у “Акбай белән Мияуны сыйлыйбыз”. 2.У/с “Иптәшеңне сыйла”. 5.Аудиоязма тыңлау, җырлау. Җыр. “Нишли // Аппликация: «Ваза с фруктами, ветками и цветами»-закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображение по цвету. Воспитывать художественный вкус.(Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.45)./ /Лепка рельефная Тема: Овощи и фрукты. Цель: Познакомить с жанром "натюрморт", учить детей воссоздавать в памяти и называть фрукты, растущие в саду, их цвет, форму, учить изображать различные формы, составляя при этом натюрморт; дать представление о правильном расположении предметов натюрморта продолжать учить лепить разные формы (яблоки, груши, сливы виноград из целого куска), передавать особенности каждой из них, развивать старательность

Прогулка:

Познавательное развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Наблюдение за насекомыми Цели: уточнить представление о подготовке насекомых к зиме; воспитывать познавательный интерес к насекомым; развивать наблюдательность и желание общаться с природой. Труд: заготовка земли для посадки в зимнее время.

Работа по безопасному поведению на участке с Артуром, Аделем Упражнять детей в ориентации в пространстве (повороты налево, направо, кругом)

Самостоятельная игровая деятельность на участке. Выносной материал: оборудование для труда. Дидактическая игра «Отгадываем загадки». Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Вечер:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Выполнение графических диктантов в тетрадях в клеточку формировать графомоторные навыки

Свободная игровая деятельность.

Д/И «Фрукты» домино – развивать внимание

Логопедические пятиминутки: упражнение «Веселый повар».

П альчиковая гимнастика «Апельсин», Нищева

Игры в физкультурном уголке (кегли, скакалки, обручи, кольцебросы, серсо)

Цель: развитие двигательной активности.

Индивидуальная работа с детьми прописана в журнале учета

закреплять умение вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое.

упражнять в рисовании у фруктов контура простым карандашом, в закрашивании цветными карандашами.

Работа в книжном уголке – рассматривание иллюстраций, фотографий, муляжей, наборов открыток по теме.

Муляжи грибов, фруктов, крупы, иллюстраций. Чтение стихов об овощах и фруктах. Итоговые дни по лексическим темам Е. Алябьева стр 50

Прогулка:

Физическое развитие.

Речевое развитие

Наблюдение за движением машин на дороге.

Цель: обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения. П/и « Взвесим на глазок»

Учить детей на глаз определять расстояние до близ лежащих предметов.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67
комбинированного вида Красносельского района «Волшебник»

Календарный план
группы компенсирующей направленности № 10

воспитатели:
Ланина Елена Владимировна

Санкт-Петербург
2017 год

Месяц Октябрь
Тема недели: «Фрукты. Сад»
Задачи:
Р.Р. Уточнить знания детей о хозяйственно – бытовой деятельности человека осенью, побуждать детей принимать активное участие в развитии сюжета игры.
Развитие всех компонентов устной речи детей.
П.Р. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные изменения.
Расширять представления о профессии садовника. Расширять знания о фруктах (так же и экзотических).
Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки. Развивать умения детей замечать и называть осенние изменения в природе.
Продолжать формировать у детей умение ориентироваться в таких понятиях как цвет, форма, количество.
С.К.Р. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.
Воспитывать у детей сознательное отношение к выбору продуктов питания, умение анализировать свой выбор.
Х.Э.Р. Развивать художественное восприятие дошкольников, сочетая цвет и форму. Развивать чувство композиции.
Формировать творческое начало личности ребенка.
Ф.Р. Формировать представление " О пользе фруктовых соков ". Формировать у детей осознанное отношение к своей жизни, своему здоровью.
Ф.Р. Закрепить метания мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой; упражнять в ползании на четвереньках между предметами; разучить ходьбу по гимнастической скамейке боком приставным шагом; развивать физические качества, глазомер; воспитывать дружелюбие; формировать правильную осанку.

Совместная деятельность
Самостоятельная деятельность детей(организация развивающей среды)

ННОД
Название, цель

материал
Индивидуальная
работа
В режимных моментах

П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К

1. П.р. Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми.
Тема «В саду поспели фрукты».
Цель: Расширить и закрепить знания детей о фруктах: внешний вид, характер поверхности, вкус, способы употребления в пищу. Упражнять в отгадывании загадок с целью закрепления знаний о характерных особенностях фруктов.
2.Х.э.р. Лепка
«Осенний натюрморт»
Стр.40 Лыкова И.А.
Цель: Учить детей создавать объёмные композиции (натюрморты) из пластилина. Совершенствовать способы и приёмы лепки. Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку)
3.Ф.р. Физическая культура

Наборы картинок с изображением различных фруктов. Разрезные картинки.
Презентация «Фрукты»

Пластилин. Стеки. Пластиковые тарелки для составления композиции. Муляжи фруктов.

Игра «Какой сок?» с Викой Л, Викой В., Макаром,
Егором.

Классификация: зеленые фрукты (красные, круглые и т.д.) с Алесей, Максимом р., Машей,Димой.

Игры на восприятие цвета, формы, размера «Узнай изображения по контуру» по подгруппам

Утро
Игровая деятельность
П/и «Будем мы варить компот»
Д/и «Составь натюрморт из фруктов»
«Собираем урожай»
«Весёлый повар» (образование относительных прилагательных)
- Хороводная игра «Галя по садочку ходила»
«Яблоня» (координация речи с движением) стр.287 Нищева
Упр. «Сильный ветер» (развитие направленной воздушной струи) стр. 85 Нищева
С/р игра «Фруктовое кафе»
С\р игра «Магазин»
Игра «Угадай по вкусу»
Общение
- Беседа «Правила поведения во время еды»
Чтение
Л.Толстой «Косточка»
М. Вишневская «Милая тётушка манная каш Аким Я. «Яблоко» Зубкова Л. «Апельсин»
Рассматривание иллюстраций «Фрукты», «Уборка урожая в саду»
Утренняя гимнастика
«Деревья и кустарники» см. картотеку

ПРОГУЛКА
Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдение за перелетными птицамиНаблюдение «Ветер»Цель: продолжать учить определять силу ветра, расширять и обогащать знания детей о неживой природе.
Общение «Как мы провели выходной день», «Что бывает осенью»Игровая/двигательная деятельность
Игра с мячом «Кто больше назовёт блюд из фруктов», «Что делали (расширение глагольного словаря по теме)».
Конкурс «Лучшая фигура из песка».
Спортивная ходьба вокруг детского сада.П/и «Мы весёлые ребята»
«Мышеловка», «Перебежки»Цель: Не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться,Труд
- Развесить кормушки на территории детского сада.
- Сгребать листья в кучи и уносить в определённое место.Индивидуальная работа
Игровое упражнение "не сбей флажок".Цель: Учить ходить змейкой между предметами, не сбивая их. - Упражнение в равновесии.- «Попади в обруч» Цель: Упражнять детей в умении действовать по сигналу, закреплять умение метать в цель.

С выносными игрушками

Выкладывание из мозаики «Витаминная корзина»

Лепка «Фрукты для игры в магазин»
Выкладывание нарисованных фруктов пластилиновыми жгутиками.

- «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов)

С/р игра «Овощной магазин»
С/р игра «Фруктовое кафе»
С/р игра «Семья» сюжет «Делаем заготовки на зиму», сюжет «Готовим праздничный обед»

Настольно-печатная игра «Где что растёт», «Собери урожай»

Д/и «Натюрморт »
Д\и «Сложи узор»

Плетение ковриков из полосок бумаги. (развитие цветоощущения)

- «Ножницы потерялись» - обрывание фруктов из бумажных заготовок.

Раскраски
для самостоятельного творчества

Игра с массажными мячиками и колечками.

- «Нарисуй фрукт из геометрической фигуры»

Игры с раздаточным материалом для упражнений со счётом.

Игры в математическом уголке «Собери лукошко», «Чудо – крестики», «Геометрические фигуры»

Игры в уголке физического развития: работа над глазомером.
«Попади в цель»

В
Т
О
Р
Н
И
К

1. Р.Р. Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми.
2.Х.-Э.р. Ручной труд
«Корзиночка»
Цель: Закрепить у детей умение работать по выкройке (делать квадратную коробочку); воспитывать самостоятельность, инициативу.
3. Х.э.р. Музыка

Квадрат со стороной 12см., с начерченными линиями на расстоянии 4см. от краёв.
Полоска 0,5х15см.. Геометрические фигуры для вырезывания украшений.

Д/и «Что растёт на дереве» с Сережей Ч., Димой, Алесей, Максимом П.

Д\и «Один – много»
«Посчитай» с Макаром,Юлей, Настей, Кирой.

С
Р
Е
Д
А

1. Совместная деятельность педагога психолога с детьми.
2. Р.Р. Развитие речи
«В саду»
Игра «Угадай-ка» (составление загадок описаний о фруктах)
Цели: Обучение детей последовательному составлению рассказа с опорой на схему. Учить составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на схему. Развивать связную речь, долговременную память. Расширять представления детей о фруктах.
3.Ф.р. Физическая культура

Картинки – загадки «Что ты видишь» - наложение друг на друга изображений фруктов (развитие зрительного восприятия)

Картинки с изображением фруктов.
Лист бумаги в виде круга.

Упр. «Прохлопай слова» (деление слов на слоги) с Егором, Юрой, Федей.

Игра «Назови ласково» (образование сущ. и прилаг. с уменьшительными суффиксами) с Сережей С., Макаром, Викой Л.

Согласование числительных 1,2,5 с существительными с Димой, Викой В., Алесей, Егором.

Д/и «Чего не стало?»
«Что прибавилось» с Максимом Р, Максимом П., Машей, Егором.

Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г


2. П.Р. Ф.Э.М.П.
Цель: Учить выделять и группировать предметы на основе общего признака. Повторить понятия «один», «много», «больше», «меньше». Учить различать цифры 1 и 2, соотносить их с количеством. Закрепить знания детей о цвете и форме предмета. Воспитание умение понимать словесные инструкции. Развивать мыслительные операции, внимание, речь.
3.Х.э.р. Музыка
4.Ф.р. Физическая культура

Карточки с цифрами 1 и 2;
Картинки (муляжи) с изображением фруктов, фломастеры;
Карточки с заданиями «один», «много»

Карточки-символы, письмо с запиской от Хрюши, магнитофон, слайды, картинки продуктов для коллажа, клей, лист ватмана.

Игра «У кого сколько?» (согласование числ. с сущ.) с Сережей Ч., Сережей С., Настей, Кирой, Макаром.

Словообразование:
- приставочных глаголов (срезать, порезать, обрезать); существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (слива сливка) по подгруппам

ВЕЧЕР
Бодрящая гимнастика См. картотеку
Ч.Х.Л.
«Господин «Ау» Х.Мякеля, пер. Э.Успенского.
С. Михалков «Я сам»
Игровая деятельность
Д/и «Сравни фрукты между собой», «Поможем клоуну Роме» (дифференциация по месту произростания).
«Найди по описанию»
Инсценировка отрывков из сказки В.Сутеева «Яблоко»
Упраж. «По ягоды» (координация речи с движением) стр.291 Нищева
П/г «В магазине» (координации речи с движением) стр.78 Нищева
П/г «Будем мы варить компот»
П\г «На базар ходили мы»
Координация речи с движением.Физминутка «Апельсин»
«Садовник» стр.71 Нищева Игры с использованием И.К.Т.

ПРОГУЛКА
Наблюдение за состоянием погоды.
«Изменение продолжительности дня»
«Вечернее небо»
Общение Беседа «Моё любимое время года», «Чем полезны фрукты»
Игровая деятельность
Сл. Игра «Угадай, что мы задумали»
Рисование фруктов мелком на асфальте.
С/р игра «Фруктовое кафе»
СП. Игра «Элементы баскетбола», «Школа мяча»
Катание на самокате.
П/и «Брось флажок»
«Удочка»
«Медведь и пчёлы»
Самостоятельная детская деятельность
По желанию детей

Взаимодействие с родителями

Консультация «Правильное питание ребёнка»

Выставка поделок
«Дары щедрой осени»

Создание книги «Семейные рецепты»
(блюда из овощей и фруктов)

П
Я
Т
Н
И
Ц
А

1. . Р.Р. Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми.
2. Х.-Э.р. Рисование
«Что созрело в саду» стр. 16
Швайко Г.С.
Цель: Учить передавать в рисунке характерную форму и окраску знакомых фруктов, растущих в наших садах и на юге; продолжать развивать композиционные умения (расположение предметов равномерно по всему листу бумаги); развивать умение работать над замыслом; продолжать вырабатывать навыки закрашивания карандашом в одном направлении без пропусков

Натюрморты художников.
Д/и «Составь натюрморт».
- Учить одеваться на прогулку в правильной последовательности Маша, Вераника, Дима, Егора.

Д/и «Закрой только фрукты» (овладение логическим приёмом ограничения) с Юля, Сережа Ч., Максим П.

оксана архипова
Календарно-тематический план по теме «Фрукты»

Календарно – тематическое планирование по теме : «Фруктовый сад » с детьми старшего возраста (ЗПР)

Цель : Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме в саду; расширять представления о фруктах ; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке фруктов на зиму ; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Итоговое мероприятие : «Выставка книжек – малышек о фруктах »

Ответственный за проведение итогового мероприятия : __воспитатели__

1 .Непосредственно образовательная деятельность

2. Образовательная деятельность в режимных моментах

3. Организация предметно развивающей среды для создания самостоятельной деятельности детей

4. Взаимодействие с семьёй по освоению программы

ПОНЕДЕЛЬНИК

1. Название Лепка

Тема : «Осенний натюрморт»

Интеграция обр. обл.:

Чтение худ. Литературы

Познание

Коммуникация

Задачи : Формировать умение создавать объёмные композиции из солёного теста. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане , мелкие сверху или сбоку).

1. Чтение стих. У. Рашид

«Прекрасен наш осенний сад»

2. Рассматривание натюрмортов.

3. создание творческой проблемной ситуации.

4. Лепка натюрмортов

5. Рассматривание полученных работ.

1. Приём детей. Утренняя гимнастика.

2. Побеседовать с детьми о проведённых выходных. Формировать у детей желание делиться со своими друзьями интересными впечатлениями.

3. Д/и «Угадай, что в мешочке» . Развивать тактильные ощущения.

4. Этюд на выражение удовольствия, радости «Вкусные яблоки»

5. Закрепить с детьми навыки правильного мытья рук. Формировать у детей сознательную потребность в чистоте

ПРОГУЛКА

Наблюдение за цветником. Формировать представление детей о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Труд. Сбор цветов в коробочки. Учить различать зрелые семена от незрелых.

П/и «Птицы и дождь» . Воспитывать ловкость, быстроту.

Инд. раб. «Собери игрушки» . Развивать внимательность.

Игра м/п «Овощи – фрукты » . (овощи. –руки вниз, фрукты . –руки вверх)

Словесно – логическая игра «Назови одним словом» . Классификация предметов.

Беседа «Труд в саду и огороде» . Уточнить представление о том, что осенью после сбора урожая, грядки готовят к весенней посадке.

ПРОГУЛКА 2.

Закрепить представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются. Вспомнить стихи о цветах, выученные летом.

П/и «Подбрось- поймай» . Упражнять в бросании и ловле мяча.

Продолжить сбор цветов в коробочки. Закрепить, что семена надо собрать, чтобы весной вырастить новые цветы

3. Художественное экспериментирование с различными по объёму и форме ёмкостями

4. Просмотр дома М/ф «Приключение Чиполлино» .

Название Конструирование

Тема «Книжка –малышка «Загадки о фруктах » .

Интеграция обр. обл.

Чтение худ. литерат.

Познание

коммуникация

Закреплять умение сгибать прямоугольные листы бумаги пополам.

Развивать худож. вкус,

аккуратность. Закреплять умение подбирать определение к существительным.

1. Загадывание загадок.

2. Рассматривание образца. (Уточнить последовательность работы) .

3. Выставка детских книжек - малышек.

4. И\у «Скажи какой»

УТРО. Ситуативный разговор и речевая ситуация : «Как в шкафчик поселились фантик, вкладыш и огрызок» .

Д\и «Один – много» Преобразование сущ. в ед. числе в форму мн. ч.

Беседа «Вода – всему голова» . Расширять знания детей о значении воды для жизни растений, животных, людей. Опыт с фильтрацией воды.

Рассматривание книги «Азбука дорожного движения» . Вспомнить, что знаки помогают не только водителям, но и пешеходам. (разрешающие –синие, запрещающие- красные)

Понаблюдать за кормлением рыб в экологическом музее «Подружись с природой»

ПРОГУЛКА

Наблюдение за вороной. Расширять знания о вороне. Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Сбор семян цветов (Циния) . Развивать желание выполнять работу дружно.

П/и «Птички и кошки» . Закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Инд. раб. Закреплять умение прыгать на одной ноге (правой и левой) Никита Н., Саша Ж., Ксюша В.

. Отгадывание загадок : о предметах – помощниках в труде взрослых.

Беседа о труде продавца. Проигрывание ситуации «Покупатель покупает фрукты в магазине » .

Познакомить с новой игрой «Танграм» .

Навести порядок в игровых зонах. «Каждой вещи – своё место» .

ПРОГУЛКА 2

Рассматривание овощей на огороде. Закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений. Чтение стихот. Ю. Тувима «Овощи» .

Коллективный труд по сбору урожая овощей. Помочь воспитатель собрать морковь на грядке.

3. Шнуровки

Фрукты

сложи квадрат

чей малыш

магниты для экспериментирование

маски овощей

4. Придумать вместе с детьми загадки о фруктах .

Закрепить умение вырезать предметы круглой и овальной формы.

1. Рисование

Тема «Яблоко- спелое, красное, сладкое»

Интеграция обр. областей

Познание, коммуникация, социализация, чтение худ. литерат.

Формировать умение рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко.

Показать возможность изображения половинки яблока.

Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности худ. Образа.

Воспитывать художественный вкус.

1. Загадка В. Шипуновой про яблоки.

2. Чтение стихотворения

«Яблоко» Я. Акима

3. Показ рисования яблока

4. Самостоятельная деятельность детей

Оформление выставки детских рисунков «Спелые яблоки»

Д/ игры : «Что вырастили люди»

Формировать представление о растениях как источнике питания древних людей.

И/у «Вкусный сок» . Тренировать умение образовывать относительные прилагательные.

Игра на развитие эмоций, мышечных зажимов. Побеседовать на тему «Правила поведения за столом» Для чего они существуют. Прочитать стихи из книги «Правила для вежливых детей» .

Инд. раб. Игра «Посади огород» . Формировать умение использовать заданные заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии с расположением заместителей.

ПРОГУЛКА1. Наблюдение за воробьём. Углублять знания об особенностях внешнего вида воробья. Активизировать внимание и память детей.

П/и «Найди себе пару» . Закреплять умение быстро двигаться по сигналу, меняя направление движения.

Инд. раб. Формировать умение ходить по наклонной доске. Кирилл, Ксюша, Дима, Анфиса, Мирослав.

Сбор урожая свёклы. Побуждать оказывать помощь взрослым.

Д/и «Собери бусы» , «Волшебные горошины» . Упражнять в счёте до 10.

С/р игра «Овощной магазин» . Формировать желание самостоятельно подбирать предметы и атрибуты. Воспитывать дружеские взаимоотношения м/у детьми.

Инд. раб. Умение лепить фрукты овальной формы . Саша Ж., Денис, Артём.

ПРОГУЛКА2

Предложить детям, доказать, что наступила осень. Предложить найти в окружающей природе приметы осени.

Наблюдение за берёзой. Продолжать знакомить с характерными особенностями берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев. Воспитывать желание любоваться красотой дерева.

П/и Зайцы и волк». Продолжать развивать двигательную активность детей.

Инд. раб. «Самый быстрый» Упражнять в беге, выполняя задание на совершенствование умения ориентироваться в пространстве. Мирослав, Кирилл, Саша И., Дима.

3. Атрибуты к сюж.

Ролевой игре

УТРО : Повторить п/г «Компот» . Развитие памяти, мелкой моторики.

Игра «4 лишний» . Развитие логического мышления.

«Назови ласково» Упр. в образовании уменьшительно -ласкательн. суффиксов. Дима, Анфиса, Ксюша Вд,

Этическая беседа «Улыбнёмся друг другу» . Формировать у детей представление о том, что улыбка доброе и хорошее настроение передаётся окружающим, не стоит портить настроение другим.

ПРГУЛКА1 Наблюдение за погодой. Закреплять представления об изменениях в природе. Различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях.

П/и «Пастух и стадо» . Развивать ловкость, пространственную ориентировку.

Инд. раб. «Поймай мяч» . Развивать ловкость. Даниил, Саша И, Витя

Инсценирование считалки «Апельсин» . Д/и «Кого угостим» .(для кого эта долька) .

Лепка «Очень сочны и красивы яблоки и сливы» . Закрепить умение лепить фрукты круговыми движениями. Денис, Матвей, Ксюша.

Игра «Принеси названный фрукт » . Закрепить название фруктов . Витя, Саша И., Кирилл.

ПРОГУЛКА2

Наблюдение за живой природой. Что относится к живой природе?

П/и «Иголка и нитка» . Закреплять правила игры, не расцеплять руки, идти в нужном направлении.

Инд. раб. по ФЭМП. Предложить принести заданное количество листьев. Мирослав, Гордей, Анфиса, Дима.

3. Дидактические игры : ««Для чего, что нужно?» , «Кому, что нужно для работы?» , «Кто, что делает?»

Самостоятельные игры с выносным материалом.

4. Предложить выучить загадку о фруктах .

Д/и «Почтальон принёс посылку» .

Закреплять умение описывать фрукты и узнавать их по описанию.

Муз. дид. игра «Весёлые инструменты» . Формировать умение имитировать игру на муз. инструментах.

Инд. раб. по аппликации. «Украсим тарелочку для фруктов » .

Упражнять в вырезании кругов. Денис, Никита Н, Ксюша Вд,

«Быстрый карандаш» . Штриховка фруктов . Развитие мелкой моторики.

ПРОГУЛКА1

Наблюдение за собакой. Формировать представление о внешнем виде собаки. Воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.

П/и «Лохматый пёс» . Упражнять в беге.

Бросание и ловля мяча 2мя руками. Арсений, Дима, Анфиса, Никита Р.

Сбор опавшей листвы.

С/р игра «Магазин» . Умение выполнять роль продавца и покупателя.

Д/и «Что лишнее» . Развивать логическое мышление.

Познавательное чтение «Ёлочки – метёлочки» . Продолжать закреплять представления о растениях, как о живых организмах., которые взаимодействуют между собой.

Слушание музыки «Вальс цветов» . Обратить внимание на то, как музыка отражает красоту и нежность цветов.

ПРОГУЛКА2

Предложить детям побегать по опавшим листьям. Рассмотреть вместе с детьми опавшие лисья. Обратить внимание на их цвет, величину, форму.

Разложить листья по величине. Ксюша, Кирилл, Артём

Упражнять в ходьбе по бревну. Развивать внимание, координацию движений

3. Д/и «Фрукты »

Разрезные картинки

Атрибуты к игре

«Магазин»

Конструктор

«Стройка»

«Ферма»

4. Учить узнавать фрукты на ощупь , по описанию, на вкус.

Галина Белоногова
Тематическое планирование «Фрукты». 3-я неделя сентября (средняя группа)

Задачи:

*Формировать у детей интерес к знаниям о фруктах.

*Обогащать знания детей о фруктах.

*Закреплять представления свойствах о фруктах.

*Познакомить детей с названием фруктов и их частей, где, со свойствами фруктов, местами произрастания.

*Формировать умение детей различать фрукты по внешнему виду, правильно называть.

*Дать знания о том, в каком виде фрукты употребляются в пищу, о пользе фруктов, в них много витаминов.

*Расширять словарный запас детей: названия, признаки, действия.

*Развивать память, внимание, мышление, речь.

*Воспитывать трудолюбие и творческую активность на занятии

Понедельник.

Непрерывно образовательная деятельнос ть.

Познавательное развитие. (ФЦКМ).

«Наш фруктовый сад»

Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека. Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека. Воспитывать любознательность.

Утро:

*Рассматривание альбома «Фрукты». Расширять знания детей о многообразии овощей. Развивать внимание, память, речь.

*Самообслуживание. Формировать умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду в шкафчик. Развивать умение замечать неполадки в одежде и обращаться за помощью к взрослым.

*Д/и «Назови одним словом». Формировать умение детей использовать в речи детей обобщающие слова: «Фрукты». Развивать речь, слуховое и зрительное внимание, память.

Прогулка:

*Наблюдение «Фруктовый сад». Рассмотреть детьми, какие фруктовые деревья растут во фруктовом саду: внешний вид, где растут, как человек ухаживает за ними, что растёт на них. Закреплять знания детей о фруктовых деревьях. Активизировать словарь детей: яблоня – яблоки, груша – груша. Расширять знания о фруктах.

*Труд. Предложить собрать на участке упавшие листья. Вызывать желание трудиться в коллективе Воспитывать трудолюбие, желание помочь старшим, работать в коллективе, выполнять работу до конца.

*П/И «Фрукты». Формировать умение детей различать фрукты по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

*Д/И «Две корзинки». Совершенствовать умение различать фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.

*Физ. Упражнения. «Большие ноги…». Формирование умений детей маршировать в колоне по одному.

ВЕЧЕР:

*Д/И «Фрукты». Формировать умение детей узнавать фрукты, замечать признаки сходства и отличия по цвету, форме, величине.

*Просмотр и обсуждение мультфильма «Гуси-лебеди». Приобщать детей к устному народному творчеству через сказку. Формировать умение детей внимательно слушать рассказ взрослого. понимать и передавать эмоциональное состояние другого человека.

ПРОГУЛКА:

*Продолжить наблюдение «Фруктовый сад». Рассказать детям о том, что во фруктовом саду могут расти апельсиновые, персиковые, абрикосовые деревья, сливовые кусты и деревья. Расширять кругозор, знания о фруктах. Развивать речь, память, внимание.

*Спортивная игра «Прокати мяч». Продолжать закреплять умение прокатывать мяч в заданном направлении. Развивать глазомер, ловкость, общую моторику. Воспитывать смелость, культуру общения.

*П/И «Карусели». Воспитывать культуру общения.

ей.

*Внести альбом с иллюстрациями и картинками фруктов.

Закреплять названия фруктов.

*Лото «Фрукты».

*Д/И «Собери картинку».

Формировать умение детей узнавать овощи. Развивать внимание, мышление.

*Работа с пластилином. Предложить слепить любимый фрукт.

Совершенствовать умение лепить предметы округлой формы. Развивать художественный вкус.

*Игры детей с выносным, физкультурным инвентарем.

*Самостоятельная двигательная деятельнос ть.

Формировать умение детей выступать в роли организаторов игры. Воспитывать доброжелательность.

*Упражнения с мячами, обручами, скакалками.

*Игры детей с мелким строительным материалом.

Формировать умение детей обдумывать замысел постройки, доводить начатое дело до конца, использовать в работе полученные ранее навыки и умения.

*Д/И «Найди, что назову», «Чудесный мешочек». Упражнять в умении находить фрукт по описанию и на ощупь. Развивать слуховое внимание.

*Работа в уголке книги.

Рассматривание книг по теме недели.

*Игры в уголке физического воспитания

Развивать двигательную активность.

Вторник

*Художественно эстетическое развитие.

Изо деятельность. «Апельсин»

(рисование).

Формировать умения рисовать карандашами округлые формы, закрашивать внутри контура, передавать в рисунке особенности внешнего вида фруктов. Развивать воображение и восприятие окружающего мира,

познавательных способностей.

Воспитывать аккуратность во время работы.

тах

УТРО:

* Дежурство в уголке природы- продолжать учить детей ухаживать за комнатными растениями, правильно поливать их, наклонять и держать леечку, не переливая воду, закрепить названия знакомых растений.

*Д/И «Соберем урожай». Развивать и закреплять знания детей об овощах и фруктах. месте их произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

*П/И Игра с мячом «Я знаю…» Формировать умение детей называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

ПРОГУЛКА:

*Наблюдение за деревьями в саду (яблони, вишни). Формировать представления о том, что деревья-живые, они растут и изменяются. Развивать внимание, мышление.

*Труд. Собрать, упавшие яблоки в саду. Воспитание стремления к труду. Формировать умение детей работать сообща, дружно. Воспитывать трудолюбие, желание помочь старшим. Вызывать желание трудиться в коллективе;

*Д/И «Что это такое?». Закреплять названия фруктов, умение опознавать их по внешнему виду.

*П/И «Ну-ка, лови». Закрепить правила игры. Развивать сообразительность и наблюдательность.

*И. упр. «Серсо». Формировать умение детей правильно прокатывать мяч по прямой поверхности (скамейке). Развивать координацию.

ВЕЧЕР:

*Закаливающие процедуры, стопотерапия.

Продолжать работу по укреплению детского организма. Приобщать к здоровому образу жизни. *Д/И «Кто больше увидит и назовет». Формировать умение детей называть правильно называть овощи.

*Музыкальное развлечение по плану музыкального руководителя.

ПРОГУЛКА:

*Продолжить наблюдение за яблоней. Рассмотреть яблочки на ветках. Обратить внимание на их форму, цвет, расположение. Рассказать почему яблочки падают на землю. Развивать память и логическое мышление, умение слушать и запоминать рассказ взрослого.

*П/И «Ну-ка, лови!». Закреплять названия фруктов. Развивать быстроту реакции.

«Вей, ветерок». Развивать умение детей действовать по сигналу.

Самостоятельная деятельность дет ей.

*Игры детей по интересам

*Самостоятельная двигательная деятельность.

П/И по выбору детей. Продолжать формировать умение детей выбирать игры, договариваться с товарищами, объединяться в микрогруппы по интересам, действовать по интересам.

*Игры детей с выносным, спортивным материалом. Развивать двигательную активность.

*Настольные игры по выбору детей.

*Игры детей в уголке музыкального воспитания. (металлофон). Продолжать развивать навыки игры на

металлофоне.

*Предложить детям раскраски овощей и фруктов. Формировать умение детей пользоваться ими, закрашивать, не выходя за контур.

*Игры с конструктором «Лего». Постройки по замыслу. Учить выполнять постройку в соответствии с замыслом. Доводить начатое дело до конца. Развивать фантазию.

*Работа в уголке сенсорного воспитания. Продолжать работу по сенсорному развитию детей.

Среда

Непрерывно образовательная деятельность.

*Познав. развитие. ФЭМП.

Формировать умение детей сравнивать две группы предметов разных по цвету, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

Уточнять представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов: сравнивать и уравнивать их путём добавления или убавления одного предмета. Формировать умение детей обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько-сколько. Закреплять умение различать части суток (утро, день, вечер, ночь). Развивать мышление, память, речь. Воспитывать усидчивость.

Образовательная деятельность в режимных моментах

УТРО:

*Д/И «Один- много». Учить использовать в речи существительные во множественном числе (фрукты).

*Игровое упражнение «Зайчик». Формировать умение прыгать на одной ноге на месте. Формировать правильную осанку. Развивать равновесие.

*КГН. Навыки культурной еды. Совершенствовать навыки аккуратной еды: Пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно.

*Чтение стихотворения «Фрукты» Г. Давыдовой (см. приложение). Развивать слуховое внимание, усидчивость.

*Д/И «Угадай на вкус». Развивать умение детей узнавать фрукты по вкусу.

ПРОГУЛКА:

*Наблюдение «Что нам осень подарила». Закрепить знания детей о растительном мире, умение различать фрукты и овощи. Уточнить, что, где растет. Худ. слово: загадки, пословицы.

*Труд. Предложить детям собрать и засушить красивые листья для поделок. Развивать у детей умение видеть красоту природы. Воспитывать любовь к природе.

*Д/И «Угадай, что в руке». Развивать умение детей различать на ощупь овощи, фрукты, умение четко излагать свои мысли, слуховое внимание.

*П/И «Замри». Формировать умение детей. действовать по сигналу. Развивать внимание.

«С кочки на кочку». Развивать быстроту движений,

ловкость.

ВЕЧЕР:

*Слушание музыкальных произведений.

*П/И Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»

Упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега. Закреплять умение узнавать фрукты по внешнему виду. Развивать внимание.

*Д/и «Урожай». Развивать координацию слов с движениями закрепить в речи глаголы: соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем

ПРОГУЛКА:

*Продолжить наблюдение «Что нам осень подарила». Отметить разницу меду фруктами и овощами. Развивать наблюдательность, память, речь, мышление, умение самостоятельно делать выводы. Пробуждать интерес природе.

*П/И «Вей, ветерок», «Догони свою пару». Формировать у детей умение действовать по сигналу. Формировать правильную осанку. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Самостоятельная деятельность дет ей.

*Игры в уголке физического воспитания.

Развивать двигательную активность.

*Игры детей с мячами,

обручами. Развивать двигательную активность.

*П/И по выбору детей. Развивать умение

договариваться при выборе игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

*Самостоятельная игровая деятельность. Формировать умение находить игры и занятия по интересам, объединяться в игре парами или подгруппами.

Воспитывать дружелюбие.

*Прослушивание музыкальных произведений из аудиотеки по выбору детей. Продолжать формировать умение детей распознавать «настроение» музыки, передавать его в движениях танца. Развивать фантазию.

*Свободная изобразительная деятельность.

Формировать умение детей самостоятельно подбирать необходимый инвентарь для реализации задуманного (листы, карандаши). Развивать фантазию, художественное творчество.

Четверг

Образовательная деятельность в режимных момен тах

УТРО:

*Д/И «Подбери пару». подбирать карточки с изображением одинаковых фруктов,

активизировать в речи детей соответствующие понятия, воспитывать внимание. *Просмотр мультфильма «Мешок яблок».

Формировать умение детей видеть, слушать и понимать, высказывать свои мысли, правильно оценивать поступки героев.

*Пальчиковая игра «Апельсин». Развивать память, мелкую моторику рук.

*Д/и «Хлопни, топни». Закреплять название фруктов и овощей. Развивать воображение, речь, коммуникативные способности. Воспитывать культуру общения.

ПРОГУЛКА:

*Наблюдение за погодой. Рассказать о том, как погодные условия влияют на рост растений. Развивать наблюдательность, память. Расширять знания о неживой природе. Активизировать словарь

*П/И «Найди себе пару» (фрукты). Развивать быстроту движений, ловкость.

«Кот на крыше.». Развивать ритмичную, выразительную речь, координацию движений.

*Д/И «Не ошибись». Развивать быстроту мышления. Закреплять знания о фруктах. Развивать связную речь.

*Труд. Предложить оказать помощь воспитателю: сгрести сухие листья. Приучать к чистоте и порядку. Воспитывать трудолюбие. Закреплять умение работать дружно. Воспитывать уважительное отношение к взрослым, вызвать желание оказывать посильную помощь.

ВЕЧЕР:

*Закаливающие процедуры, стопотерапия. Продолжать работу по укреплению детского организма.

*Д/и «Назови одним словом». Закрепить обобщающие слова: «фрукты», «овощи».

*Д/и «Урожай». Развивать координацию слов с

движениями закрепить в речи глаголы: соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем.

*Развлечение по плану физ инструктора.

ПРОГУЛКА:

*Продолжить наблюдение за погодой. Закреплять знания о влиянии сезонных изменениях на жизнь растений. Воспитатель задает детям вопросы: Какое сейчас время года? Как вы догадались? А знаете, куда мы сейчас пойдем? Что растет в саду? Как можно назвать все это одним словом? Кто из вас знает загадки про фрукты? Где растут фрукты? Побуждать интерес к неживой природе, к познанию.

*П/И «Весёлый повар». Закреплять умение образовывать прилагательные, логически мыслить, навык ведения диалога.

«Круг кружочек». Формировать умение действовать в игре в соответствии с текстом.

*Свободная игровая деятельность.

Продолжать формировать умение организовывать свой досуг.

*Свободная игровая деятельность с физкультурным материалом.

Формировать умение подбирать и использовать игровой и физкультурный инвентарь по назначению.

*Предложить палочки для рисования на песке.

Развивать фантазию.

*Игры с крупным строительным материалом. Формировать умение детей выполнять постройки в соответствии с замыслом; дружно приходить к согласию при задумывании постройки.

*Настольно-печатные, д/и по выбору детей.

Формировать умение выбирать игры ориентируясь на свои возможности и интересы.

*Игры детей в уголке сенсорного воспитания

Продолжать знакомить детей с разными видами бумаги и ее свойствами. Обогащать чувственный опыт детей.

*Игры детей с конструктором «Лего».

Развивать фантазию.

*Работа в уголке книги.

Прививать интерес к художественной литературе, расширять знания о многообразии жанров.

*С/р игра «Шоферы», сюжет «Едем семьей в сад». Воспитывать дружеские взаимоотношения, терпимость.

Пятница.

Образовательная деятельность в режимных момен тах

УТРО:

*Беседа о правильном питании «Путешествие в страну Здоровячков». Продолжать рассказывать детям о продуктах питания и их значении для человека, знакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание».

Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания. Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

*Отгадывание загадок на тему «Фрукты». Развивать мышление, память.

*Д/И «Что растет?», «Узнай на вкус». Закреплять знания о фруктах и овощах. Расширять кругозор, речь, память, внимание.

ПРОГУЛКА:

*Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее, умение различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях. Воспитывать любовь к природе. Развивать наблюдательность, память, речь. Активизировать словарь.

*Д/И «Дополни предложение». Развивать речевую активность. Закреплять названия фруктов.

*П/И «Собираем урожай». Воспитывать выдержку и дисциплинированность. Закрепить названия овощей и фруктов. Развивать ловкость, внимание. Воспитывать доброжелательные отношения.

*Труд. Предложить собрать мусор на участке. Продолжать формировать умение работать сообща.

Воспитывать желание наводить порядок на участке.

ВЕЧЕР:

*Закаливающие процедуры, стопотерапия.

*Загадки о фруктах. Какие овощи и фрукты знают ребята.

*Д/и «Съедобное – несъедобное». Расширять словарный запас, слуховое внимание, речь, умение отвечать на вопросы.

*Труд. Наведение порядка в группе. Продолжать учить действовать сообща. Получать удовольствие от проделанной работы. ПРОГУЛКА:

*Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Сентябрь - первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Развивать наблюдательность.

*П/И «Найди пару». «Вершки и корешки»

Развивать ловкость. Закреплять знания о фруктах.

Самостоятельная деятельность дет ей.

*Свободная игровая деятельность

Игры с выносным инвентарем.

*Рассматривание иллюстраций, книг по теме.

*Игры детей с муляжами овощей и фруктов.

*Свободная игровая деятельность.

*Д/И по выбору детей.

Продолжать формировать умение детей организовывать свой досуг. Находить занятия по интересам

*С/И «Фруктовый ларёк». Используя метод косвенного руководства, формировать умение детей правильно подбирать атрибуты к игре, грамотно располагать их, разыгрывать знакомый сюжет, вызывать у детей положительное эмоциональное состояние от игры со сверстниками.

*Свободная игровая деятельность с выносным и физкультурным инвентарем.

*Коррекционно. -развивающая игра «Веселые шарики»

Формировать умение детей действовать дружно поощрять совместные действия. Упражнять в игре с воздушными шариками, развивать ловкость, быстроту реакции, чувство ритма.

*Настольные игры: «Лото», «Домино» (фрукты, овощи).

Образовательная деятельность в семье.

*Привлечь родителей к созданию выставки поделок из овощей и фруктов

*Рассматривание иллюстраций из серии «Это лето жаркое к нам пришло с подарками».

*Рассмотреть дома с ребенком натуральные фрукты: яблоко, груша, апельсин;

объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

обратить внимание на следующие признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте, что из них можно приготовить

*Рассмотреть картинки с изображением фруктов. Нарисуйте в тетради, раскрасьте и назовите с ребенком фрукты: яблоко, лимон, груша, апельсин, банан. Объясните детям, что фрукты растут на дереве.

Закрепить понятие «один много». (Одно яблоко - много яблок).

Уточнить цвет фруктов.

Отгадать загадки: «Круглое, румяное с дерева упало, Маше (Коле) в рот попало» (яблоко). «В саду гуляла девочка Луша и увидела, что на дереве висит желтая, вкусная …» (груша) (договаривает ребенок).

Загадать загадку: «Круглое, румяное я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки» (яблоко).

Повторить сказку «Гуси-лебеди». Обратить внимание, что в сказке одна яблоня, а на ней много яблок.

Поиграйте с детьми пальчиками, научите показывать маленькие яблочки (соединяя указательный и большой пальцы на каждой руке) и большие яблоки (соединить большой и указательный пальцы обеих рук так, чтобы получился круг).

Предложить рассказать по картинке: «Яблоко, груша, лимон – это фрукты. Они растут на дереве». Предложить детям из пластилина слепить яблочки (круговые движения между ладонями). Учить уменьшительно-ласкательные слова: яблоко-яблочко, лимон-лимончик и т. д.

*Поиграйте с ребенком в дидактические игры:

«Покажи и назови» (предложите ребенку назвать фрукты, которые есть дома).

«Определи по вкусу» (угостите ребенка фруктами и спросите, какой на вкус).

«Разложи по величине (большой, средний, маленький)» (предложите ребенку разложить фрукты в возрастающем или убывающем порядке).

«Назови цвет»

Груша (какая) – желтая, ….

«Сложи картинку» (разрезную из 2-3 частей; из 4 кубиков).

«Чудесный мешочек» (предложите ребенку определить фрукты на ощупь с закрытыми глазами).

*Поиграйте с ребенком в игру «Доскажи словечко» (помогите ребенку отгадать загадки, по возможности выучите одну):

Ох, обманщики вы, вруши!

Не растут на елках … (груши)

А в подарке у Марины

Вкусно пахнут … (апельсины)

Само с кулачок,

Круглый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (яблоко)

* Предложить родителям побеседовать с детьми на тему «Опасные предметы».

*Предложить родителям в выходной день прогуляться с ребёнком в парке или роще и по наблюдать за изменениями в природе

Отметить окраску листвы на деревьях, травы.

Спросить почему люди стали одеваться теплее, какие осадки.

Рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью.

Татьяна Лебедева
Календарное планирование в старшей группе по лексической теме «Фрукты»

Планирование

Тема :__Фрукты . _ расширять представления о фруктах ; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке фруктов на зиму ; развивать эстетическое восприятие окружающего. __ Итоговое мероприятие : «Выставка книжек – малышек о фруктах » ___

Дата/день

Понедельник Д/и «Угадай, что в мешочке» . Развивать тактильные ощущения. С Катей, Ярославом.

Речевая карусель : Артикуляционная гимнастика (по заданию учителя-логопеда) . «Почистим зубы» Тренировать артикуляционный аппарат детей, учить удерживать кончик языка за зубами, формировать умение управлять языком. Утренняя гимнастика

Работа в уголке природы : наблюдение за растениями. Поддерживать интерес детей к наблюдениям за растениями, закреплять умения определять по виду растений, чего им не хватает (вянут, опускаются листья - недостаточно воды; листья бледнеют - не хватает света; растение слабое, медленно растет - не хватает питательных веществ).

Ситуативный разговор «Фрукты – полезные продукты » Расширить и закрепить знания детей о фруктах : внешний вид, характер поверхности, вкус, способы употребления в пищу. Упражнять в отгадывании загадок с целью закрепления знаний о характерных особенностях фруктов .

Настольно печатные игры : «Сложи фрукты » , «Что лишнее»

Сюжетно-ролевые игры : «Больница» . Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

Предложить детям рассматривание иллюстраций фотографий по теме фрукты .

(взаимодействие с логопедом) . По плану логопеда .

2. Музыкально-художественная деятельность (по плану музыкального руководителя) .

Роль воспитателя : организует детей на занятие; проговаривает слова песен, добиваясь правильных окончаний слов; показывает танцевальные движения и танцует вместе с детьми; помогает организовать игру на детских музыкальных инструментах; проводит подвижную игру.

3. Познавательно-исследовательская деятельность (ПЦКМ) .

Формировать у детей целостное восприятие и представления о фруктах , вызывать активный интерес к окружающему миру и систематизировать знания детей о фруктах и их пользе . Расширять и активизировать словарный запас по данной теме . Коррегировать личностные качества эмоционально-волевой сферы детей (самоконтроль, усидчивость, умение выражать свои чувства) . Воспитывать умение слушать друг друга и чётко следовать указанию педагога.

Способы : Сюрпризный момент вопросы, объяснение указание, пояснение загадывание загадок. средства : Картинки и разрезные картинки с изображением фруктов , корзина с фруктами .

Прогулка Инд. раб. «Самый быстрый» Упражнять в беге, выполняя задание на совершенствование умения ориентироваться в пространстве.

С Сережей, Есенией

Разложить листья по величине. Катя, Максим, Илья.

Предложить детям побегать по опавшим листьям. Рассмотреть вместе с детьми опавшие лисья. Обратить внимание на их цвет, величину, форму. с/р игра

«Магазин фруктов » воспитывать культуру поведения в общественных местах, обогащать словарный запас новыми словами. Самостоятельная игровая деятельность детей. Закрепить умения детей самостоятельно выбирать игру, поддерживать дружеские отношения во время игр.

Коллективный труд в природе : уборка опавшей листвы на групповом участке .

Стимулировать детей создавать себе и другим детям радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

Вечер Время правильной речи (см. тетрадь взаимосвязи) .

Закрепления умения разрезать бумагу на короткие и длинные полоски.

С Катей, Ритой Оздоров. гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Ситуативный разговор :

«Почему нельзя есть немытые. овощи и фрукты

Формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, о полезных и вредных привычках. Строительно – конструктивное игры.

«Построим сад» . Формировать умения детей самостоятельно подбирать детали конструктора дня возведения необходимой постройки. Развивать творческие способности, воображение, активизировать словарь.

Предложить детям рассматривание натюрмортов.

Песенное творчество «Спой ласково свое имя» .

Задачи. Развивать у детей ладотональный слух, формировать умение самостоятельно находить ласковые интонации. Побуждать детей находить интонации, построенные на нескольких звуках.

Прогулка Наблюдение за состоянием погоды.

Закрепить умения детей замечать изменения в погоде, отметить : изменился ли ветер (направление, сила ветра, стало холоднее или теплее^ подвести детей к выводу о том, что день стал короче.

Дидактическая игра «Чьи детки?»

Задачи. Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, голосах животных, упражняться в правильном звукоподражании.

Планирование воспитательно-образовательной работы на день.

Тема :___

Дата/день

недели Непосредственно - образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей

Вторник Речевая карусель : п/г «Компот» .. Расширять диапазон использования пальчиковых форм в общение с детьми : развивать мелкую моторику

Игра «4 лишний» . Развивать логическое мышление, познавательные интересы, память, сообразительность. закрепить умения различать понятия : овощи и фрукты ; с Сережей,Ярославом Утренняя гимнастика. Развивать ловкость, умение точно выполнять движения по образцу, действовать по сигналу.

Этическая беседа «Улыбнёмся друг другу» . Формировать у детей представление о том, что улыбка доброе и хорошее настроение передаётся окружающим, не стоит портить настроение другим. Дежурство по столовой.

Задачи. Обсудить с детьми значимость выполняемой работы, учить планировать свои действия , придерживаться плана , рассказывать о результатах работы, оценивать ее качество. Работа в уголке книги : рассматривание иллюстраций разных художников к знакомым детям русским народным сказкам.

Предложить детям конструктор

«Лего»

НОД 1. Коммуникативная деятельность (взаимодействие с логопедом) . По плану логопеда .

2. Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП) .(Г. В. Степанова №5 стр19) Тема сад Фрукты . Задачи формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 6. Закрепить навыки сравнения предметных множеств, сравнения чисел с опорой на числовой ряд. Закрепить навыки порядкового счета, умение соотносить цифру с количеством. Развивать пространственные представления,

произвольное внимание, самостоятельность. Средства : карточки с изображением геометрических фигур, цифры от 1 до 6,стол,6 стульев,6 яблок, игрушки еж, заяц, белка, медведь, волк, лиса) листы к заданию, простые карандаши.

Способы : вопросы, игры «Ёжик угощает друзей» , «подбери крышку к банке с компотом» физминутка,

3. Двигательная деятельность (по плану физинструктора ) . Роль воспитателя : следит за правильным дыханием детей, за осанкой во время ходьбы и бега, организует работу с подгруппой по закреплению ОВД , помогает в подготовке и уборке спортивного инвентаря, организует подвижную игру

Прогулка Инд. раб. по ФЭМП. Предложить принести заданное количество листьев. С Максимом, Есенией.

Индивидуальная работа с мячом

Передача мяча из рук в руки, ловля мяча

двумя руками). С Ритой, Катей. Наблюдение за погодой. Закреплять представления об изменениях в природе. Различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях.

П/и «Пастух и стадо» . Развивать ловкость, пространственную ориентировку.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» .Стимулировать детей договариваться о сюжете и правилах игры, развивать умение использовать предметы-заместители. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры.

Труд в природе : заготовка земли для посадки семян в зимнее время.

Задачи. Формировать у детей необходимые умения и навыки, учить использовать наиболее рациональные приемы работы, действовать сообща. Самостоятельная деятельность детей.

Задачи. Учить детей самостоятельно находить себе занятие, объединяться в группы для совместных игр , учитывать интересы других детей.

Вечер Время правильной речи (см. тетрадь взаимосвязи) .

Дидактическая игра «А если бы.» .

Задачи. Активизировать речь детей, развивать фантазию, воображение, творческие способности. С Есенией, Даниилом Оздоров. гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Развитие стремления заботиться о своём здоровье.

Чтение считалки «Апельсин» .

Инсценирование считалки «Апельсин» . Д/и «Кого угостим» .(для кого эта долька) .

Настольно-печатная игра «Лото» .

Задачи. Упражнять детей в подборе обобщающих слов, использование освоенных ранее знаний и навыков классификации.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Задачи. Формировать у детей организаторские умения, учить распределять роли с учетом возможностей и желания каждого участника, прислушиваться к мнению товарищей, устанавливать правила и четко выполнять их

Прогулка Наблюдение за живой природой. Что относится к живой природе?

П/и «Иголка и нитка» . Закреплять правила игры, не расцеплять руки, идти в нужном направлении.

Труд в природе : уборка листвы на участке.

Задачи. Воспитывать у детей стремление к поддержанию чистоты на участке, формировать умение самостоятельно подбирать необходимый инвентарь, организовывать работу.