Проблема бережного отношения к природе. Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе Отношение Базарова к природе

Своими руками

1. Защита от солнца Первое и самое простое, что можно сделать для того, чтобы кожа дольше оставалась гладкой и сияющей, — наносить защитный крем. Свободные радикалы в солнечных лучах наносят урон запасам коллагена, эластина и самим клеткам кожи, что ведет к преждевременному старению, образованию морщин и черных точек. Австралийское исследование более 900 человек в течение 4 лет показало, что те, кто наносит (и своевременно обновляет) солнцезащитный крем, имеют более здоровую молодую кожу, чем те, кто этого не делает. Считается, что достаточно использовать крем с SPF30 на протяжении трех месяцев, чтобы улучшить состояние кожи, ее текстуру и снизить пигментацию. 2. Сон Клетки функционируют по циркадному ритму, когда ночью…

Почти все женщины так или иначе знакомы с термином ПМС — предменструальный синдром. Хотя в этом явлении приятного действительно мало, он не превращает нас в другого человека, не делает спокойную уравновешенную даму ураганом страстей и эмоций. ПМС объединяет в себе целый ряд симптомов, которые появляются за несколько дней до начала менструаций. Сюда входят как физиологические, так и психологические недомогания: боли, вздутие живота, мигрень, перепады настроения, плаксивость, тревожность, депрессивные мысли… Список этот можно продолжать бесконечно, потому что у каждой ПМС проявляется индивидуально. У кого-то обостряются хронические заболевания, такие как эпилепсия или астма. Самая «болезненная» фаза нашего цикла — это так называемся лютеиновая фаза. С началом месячных симптомы…

1. Белый язык Толстый белый налет — это лейкоплакия, которая возникает от курения или повреждения языка. Ничего страшного, но к врачу сходи. Только не перепутай его с молочницей, которая выглядит как слой творожного сыра и свидетельствует о слабой иммунной системе, а в некоторых случаях — о диабете. 2. Красный «географический» язык Язык в точечку с маленькими «островками» — вот его описание. Это не опасно, хотя никто пока не знает, почему так бывает. 3. Красный кончик языка Это может означать психический или эмоциональный стресс. Кончик языка краснеет, если ты сильно волнуешься, потом возвращается к обычному цвету. 4. Черный язык с волосками Встречается у заядлых курильщиков и при размножении бактерий. Хорошая гигиена, пользование зубной…

1. Простуда может перейти в грипп Это не так. «Простуда», как мы в обиходе именуем ОРВИ (острое респираторно-вирусное заболевание) и грипп вызываются разными вирусами. Так что чем заразились — тем и болеем. Отличить на начальном этапе заболевания их довольно сложно, поэтому мы часто слышим «простуда перешла в грипп». На самом деле это с самого начала бы грипп. 2. Лучше переболеть на ногах Или, как у нас говорят, клин клином. Не менее популярна версия о том, что стоит улечься в постель, как вирус будет буйствовать неделю, а то и больше, а если не давать организму расслабляться, недомогание пройдет за пару дней. Это опасное заблуждение. На самом деле оптимальный вариант — отсидеться дома 1−2 дня сразу же, как почувствовали…

1. Убери соль Это своеобразный магнит для воды, задерживающий ее в организме. Особенно много соли в ресторанной и готовой еде. И будь осторожна с чувствительностью к соли, тогда ее нужно сократить еще сильнее! Посмотри на свои пальцы через час после поедания соленого блюда. Если кольца стали сидеть плотнее и ты чувствуешь неприятное жжение, значит, много соли есть не надо. 2. Не увлекайся углеводами Они тоже задерживают воду. Если ты ешь углеводы и не используешь их как топливо, тело превращает их в гликоген, который накапливается в мышцах и дает энергию. Около 1% веса человека приходится на гликоген, и каждый его грамм задерживает 2,7 грамма воды. 3. Пей воду Благодаря этому парадоксу из организма можно вывести излишки соли,…

Когда беременной Татьяне озвучили диагноз — «острый лимфобластный лейкоз», она больше всего испугалась не за себя: Таня уже прошла первый скрининг и знала, что внутри у нее растет и развивается маленькая девочка, которую они с мужем любят всей душой и для которой уже подбирают имя… Поверить, что, вероятно, беременность придется прервать, было невозможно. Рязанские врачи не давали четких прогнозов, и Татьяна приняла решение ехать в Москву — в ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России. В Москве лечащий врач развеяла все Танины страхи. Узнав подробности, она высказалась предельно четко и ясно: лейкоз у матери никак не влияет на здоровье и жизнь будущего ребенка, поэтому беременность прерывать не нужно. Татьяна не могла поверить своему…

Дарсонвализация входит в самые полезные физиотерапевтические методы. Использовать ее начали ещё в 19 веке. Как правило, используют дарсонваль для лечения разных болезней, в стоматологической области и невралгии. Для домашнего использования дарсонваль приобретают в большинстве случаев для устранения дерматологических проблем, при болезнях суставов, мышц. Какие болезни можно лечить аппаратом? Дарсонваль позволяет эффективно бороться с: пародонтозом, стоматитом, варикозным расширением вен, тромбозом, трофическими язвами, неврозами и невритами, остеохондрозом, неврастенией, головными болями. Дарсонваль прекрасно устраняет себорею, дерматит, экзему. Помогает при обморожениях, ожогах, ангине, отите, тонзиллите, артрит и др. Но что собой представляет дарсонваль и…

Для войны с чрезмерными жирными отложениями было изобретено невероятное большое число способов. Кто-то идет классическим путем, занимаясь спортом также придерживаясь режима верного питания. Но кто-то выбирает более радикальный способ – процедуры по удалению жировой материи. Однако что делать, если физиологических нагрузок и диеты мало, а ложиться под скальпель доктора совсем не хочется? В поддержку приходят прогрессивные технологические процессы, а непосредственно – безоперационная липосакция. Этот достаточно новейший также крайне продуктивный способ освобождения от жировых отложений разрешает сравнительно быстро откорректировать форму, не нанося при этом ущерба самочувствию. В особенности эффективна процедура липолиза…

В статье разберем отклики о дарсонвале «Корона». Данный компактный устройство подойдет для районной дарсонвализации. Он замещает, а совместно с этим расширяет и увеличивает неоднократно результативность влияния крема и мази. Это устройство имеет неповторимой перспективой для профилактики и терапии каждой дерматологической, неврологической, сосудистой и респираторной патологии. Этот дарсонваль используют в косметической медицине, в сфере спорт медицины, в целебных и предупредительных организациях, а помимо этого, в практике домашнего врача и домашней физиотерапии. Затем разберем руководство по эксплуатации представленного устройства, а в завершении статьи отрекомендуемся с откликами о дарсонвале «Корона». Легкость с удобством…

Мебель для косметологических салонов является лицом заведения и одним из главных критериев для стабильной прибыли. Самое первое, что бросается в глаз посетителям, это стойка администратора, знакомая всем как ресепшн. В интернет-магазине имеется самое необходимое оборудование и мебель для косметологических салонов и парикмахерских. У нас хорошие цены, выбор огромный, есть скидки, они имеют особое обозначение и рядом указан бонус, который вы получите, сделав эту покупку. Первое впечатление у клиентов о салоне формируется во многом от дизайна интерьера. Как правило, выбор представлен в 3 дизайнерских решениях. В первую очередь, это классический стиль,…

1. Грудь должен осматривать только профессионал В идеальном случае да, но не бегать же к нему каждую неделю! Раз в год — достаточно. Проверять грудь ты можешь сама, а как только заметишь что-то странное, тогда и пора к врачу. 2. Отсутствие менструации = беременность Критических дней может не быть по разным причинам. Например, ты стала много заниматься спортом или изменился вес. Еще одна частая причина — стресс. 3. Ушиб груди приводит к раку Этот довольно распространенный миф не имеет под собой никаких оснований. 4. Бактериальный вагиноз бывает только у сексуально активных Те, кто часто занимается сексом, рискуют сильнее, но эта напасть может случиться с каждой. Самая частая причина — слишком активная гигиена…

Эссе

Мой взгляд на проблему бережного отношения к ресурсам

Борисов 2013

Только там народ богат,
Где энергию щадят.
Где во всём царит расчёт,
И всему известен счет.

Сколько открытий сделал человек, как много полезных изобретений, облегчающих жизнь человеку, есть в каждом доме. Но, может, стоит задуматься, как сохранить и сберечь то, что даёт нам природа, и то, что создано руками человека? Не секрет, что ученые мира последние года наблюдают, как мировые ресурсы истощаются. Используя природные ресурсы, задумываешься о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? А виноваты в этом Мы – люди! И зачастую от своей неосведомленности или халатности… Мы тратим много ресурсов – энергии, воды, топлива, металла, дерева. Избыточно много, безоглядно и безответственно. Мы должны беречь то, что оставили нам в наследство предки: землю и воду, воздух и растения.

Благосостояние страны напрямую определяется рациональным использованием энергии. Отсюда энергосберегающий путь развития нашей страны – неизбежное условие сохранения стабильности и процветания Беларуси. Каждый из нас способен изменить ситуацию к лучшему. Может внести свой посильный вклад в дело сбережения, особенно если будет действовать не один, а сумеет приобщить родителей, друзей, знакомых. Ведь человечество пользуется природными ресурсами постоянно. А вот всегда ли рационально? В государстве для этого существует огромный потенциал, как в промышленности, так и в жилищно-коммунальном хозяйстве – быту. Реализация этого потенциала зависит от каждого из нас, от наших знаний о том, как на практике можно сохранять энергию.

Узнав,что нашей стране 2013 год был обьявлен Годом бережливости я задумалась, что и почему нам необходимо беречь. Что такое бережливость? Бережливый, но не жадный человек может иметь немногое и при этом быть очень щедрым. Щедрость непримирима к расточительству, как бережливость непримирима к скупости и жадности. Что такое энергосбережение? Это – просто рациональное использование энергии. Когда я читала один из блогов, моё внимание привлекла тема об энергии. Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить. Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Наш современный мир целиком зависит от энергии. Экономия энергии - дело, касающееся всех, каждого из нас. Сколько может израсходовать одна электрическая лампочка? Казалось бы, пустяк, капля в море энергии. Мы ведь не задумываемся когда включаем электрочайник, употребляем в быту горячую воду, готовим пищу, стираем, гладим, сколько на это уходит энергии!? А ведь энергия - это тоже ресурс. Энергосбережение – относительно дешёвый и экологически чистый «источник» энергии. На что можно потратить 1 кВтч энергии? 1 кВтч энергии потребуется для того, чтобы 110 часов бриться электробритвой, 2 часа пылесосить или принять пятиминутный душ.

А ведь можно экономить! Если пересмотреть наши привычки и поведение, то можно снизить употребление энергии. И это не значит, что надо отказаться от комфортной жизни, которой мы все так привыкли. В экономии нет мелочей. И не надо думать, что это дело ученых и инженеров. Вклад в осуществление этой серьезнейшей задачи может внести любой житель нашей страны. Нужно лишь не проходить мимо бездумного растранжиривания энергии. Плохо утепленное, с щелями окно, хлопающая в подъезде дверь без пружины, текущий в ванной кран - все эти, казалось бы, несущественные источники потерь энергии, взятые вместе, значат очень много. Нужно повысить уровень использования вторичных энергетических ресурсов. Что это значит? При работе электростанций, при выплавке металла, при охлаждении химического оборудования и станков образуется много горячей воды или воздуха. Подсчитано, что если пустить эти "отходы" в дело, то ими можно покрыть от 30 до 90% энергетической потребности черной металлургии, нефтехимии и машиностроения.

Специалисты считают, что до 40% потребляемой энергии можно сэкономить простыми и недорогими способами, а экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства. Для Беларуси проблема топливных энергетических ресурсов является центральной, так как Беларусь располагает только 10% собственных энергетических ресурсов, необходимых для нормальной жизнедеятельности страны, а 90% она закупает у других стран, тратя на это огромные деньги. Я считаю, что чем бережнее мы будем использовать энергоресурсы, тем богаче будет наше государство, а значит, и все мы. В энергосбережении проблема не в том, как доставить до­ статочно тепла. Наша проблема в том, как с наименьшими затратами сохранить это теп­ ло. К примеру, можно сэкономить на отоплении: утеплить стены, лучше изнутри, так как это самый доступный и дешёвый способ утепления или избегать появления сквозняков (уплотнить двери и окна). Устанавливая электролампы и другие приборы с низким энергопотреблением, мы можем сберечь электричество - а заодно уменьшить счета за свет. Топливо и электроэнергию нужно расходовать экономно, не допускать потерь. Так же можно экономить на горячей воде, и Вы будете экономить не только энергию, но и воду! Многие считают, что экономия воды это другая проблема, не относящаяся к электроэнергии. На самом же деле, экономя воду, мы экономим электроэнергию. Вода не сама приходит в наши многоэтажные дома. Мощные насосы, приводимые в движение электрическими моторами, поднимают воду на нужную высоту. Народная мудрость гласит: «Копейка рубль бережет». Если каждый член семьи, которая состоит из четырёх человек, оставляет открытым водяной кран только на пять минут в день, то попросту выкидывается 7 кВтч энергии, которая могла бы пойти, например, на отопление детских садов. На приготовлении еды так же можно экономить энергию! Я была удивлена, узнав, что приготовление еды в открытой посуде увеличивает расход энергии в 2,5 раз! И немаловажно выбрать правильную посуду.

Наша Земля – это остров в океане Вселенной. На мой взгляд, сегодня человечество подошло к той черте, когда от разумного решения многих людей и каждого из нас в отдельности зависит будущее нашей родной страны. Давайте поможем сами себе - будем потреблять, а не распылять энергию.

Мы жить хотим в тепле, нам нужен свет.
Нужна из крана чистая водица
И Беларусь, которой лучше нет,
Где можно жить, творить, мечтать, учиться.

Сочинение в ЕГЭ - один из самых трудных этапов для будущего студента. Как правило, тестирование части «А» не представляет никаких проблем, однако сложности с написанием сочинения возникают у многих. Так, одной из самой распространённых проблем, которые освещаются в Едином государственном экзамене, является проблема бережного отношения к природе. Аргументы, их чёткий подбор и объяснение - главная задача школьника, сдающего экзамен по русскому языку.

Тургенев И. С.

Роман Тургенева «Отцы и дети» по сей день пользуется высокой популярностью как среди юного поколения, так и среди их родителей. Именно здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в пользу затрагиваемой тематики выглядят следующим образом.

Основная мысль произведения в области охраны окружающего мира звучит так: «Люди забывают о том, где они родились. Они забывают о том, что именно природа и есть их первоначальный дом. Именно природа позволила рождение человека. Несмотря на столь глубокие доводы, каждый человек не обращает должного внимания на окружающую среду. А ведь все усилия должны быть направлены на её сохранение в первую очередь!»

Отношение Базарова к природе

Главной фигурой здесь выступает Евгений Базаров, которого не волнует бережное отношение к природе. Аргументы этого человека звучат следующим образом: «Природа является мастерской, а человек здесь работник». Трудно поспорить со столь категоричным высказыванием. Здесь автор показывает обновлённый разум современного человека, и, как видите, ему это отлично удалось! Сейчас аргументы в пользу защиты окружающей среды актуальны в обществе как никогда!

Тургенев в лице Базарова представляет на рассмотрение читателю нового человека и его разум. Он испытывает полное равнодушие к поколениям и всем тем ценностям, которые способна дать человечеству природа. Он живёт настоящим моментом, не думает о последствиях, его не волнует бережное отношение человека к природе. Аргументы Базарова сводятся лишь к необходимости воплощения собственных честолюбивых желаний.

Тургенев. Взаимосвязь природы и человека

В вышеназванном произведении также затрагивается проблема взаимосвязи человека и бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводятся автором, убеждают читателя в необходимости проявления заботы к матери-природе.

Базаров полностью отвергает все суждения об эстетической красоте природы, о её неописуемых пейзажах и дарах. Герой произведения воспринимает окружающую среду как инструмент для работы. Полной противоположностью предстаёт в романе друг Базарова - Аркадий. Он с отдачей и восхищением относится к тому, что дарит человеку природа.

В данном произведении ярко освещается проблема бережного отношения к природе, аргументы в пользу позитивного или негативного отношения к среде определяются поведением героя. Аркадий с помощью единения с ней залечивает душевные раны. Евгений же, напротив, стремится избегать любого контакта с миром. Природа не дарит положительных эмоций тому человеку, который не чувствует душевного равновесия, не относит себя к частичке природы. Здесь автором подчёркивается плодотворный духовный диалог как с самим собой, так и в отношении с природой.

Лермонтов М. Ю.

В произведении «Герой нашего времени» затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводит автор, касаются жизни молодого человека по фамилии Печорин. Лермонтов показывает тесную взаимосвязь между настроением главного героя и природными явлениями, погодой. Одна из картин описывается следующим образом. Перед началом дуэли небо казалось голубым, прозрачным и чистым. Когда же Печорин смотрел на мёртвое тело Грушницкого, то и «лучи не грели», и «небо стало тусклым». Здесь ярко прослеживается связь внутренних психологических состояний с природными явлениями.

Совсем иначе здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в произведении показывают, что природные явления зависят не только от эмоционального состояния, но и становятся невольными участниками событий. Так, гроза является причиной встречи и длительного свидания между Печориным и Верой. Далее Григорий отмечает, что «здешний воздух способствует любви», имея в виду Кисловодск. Подобные приёмы показывают бережное отношение к природе. Аргументы из литературы ещё раз доказывают то, что данная сфера жизненно необходима не только на физическом уровне, но и уровне духовном и эмоциональном.

Евгений Замятин

Яркий роман-антиутопия Евгения Замятина также показывает бережное отношение к природе. Сочинение (аргументы, цитаты из произведения и так далее) должно быть подкреплено достоверными фактами. Так, описывая литературное произведение под названием «Мы», важно обратить внимание на отсутствие естественного и природного начала. Все люди отказываются от разнообразной и обособленной жизни. Красоты природы заменяются искусственными, декоративными элементами.

Многочисленные аллегории произведения, а также страдания нумера «О» говорят о значимости природы в жизни человека. Ведь именно такое начало способно сделать человека счастливым, подарить чувства, эмоции, помочь испытать любовь. Здесь показывается невозможность существования выверенного счастья и любви по «розовым карточкам». Одной из проблем произведения является неразрывная взаимосвязь природы и человека, без которой последний будет несчастен всю оставшуюся жизнь.

Сергей Есенин

В произведении «Гой ты, Русь моя родная!» Сергей Есенин затрагивает проблему природы родных мест. В данном стихотворении поэт отказывается от возможности побывать в раю, лишь бы остаться и посвятить жизнь родному краю. Вечное блаженство, как высказывается Есенин в произведении, можно обрести лишь на родной русской земле.

Здесь ярко выражается чувство патриотизма и Родина и природа - неразрывно связанные и существующие только во взаимосвязи понятия. Само осознание того, что сила природы может ослабевать, приводит к крушению естественного мира и человеческой природы.

Использование аргументов в сочинении

Если вы используете аргументы из художественных произведений, необходимо соблюдать несколько критериев подачи информации и изложения материала:

  • Предоставление достоверных данных. Если вы не знаете автора или не помните точного названия произведения, лучше вообще не указывать подобных сведений в сочинении.
  • Подавать информацию грамотно, без ошибок.
  • Важнейшим требованием является лаконичность излагаемого материала. Это значит, что предложения должны быть максимально ёмкими и короткими, предоставляющими полную картину описываемой ситуации.

Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий, а также достаточных и достоверных данных, вы сможете написать такое сочинение, которое подарит вам максимальное количество экзаменационных баллов.

  • Деятельность человека губит природу
  • Состояние природы зависит от человека
  • Сохранение окружающей среды – первоочередная задача общества
  • От состояния природы зависит будущее человечества
  • Любовь к природе делает человека чище
  • Люди, обладающие высокими нравственными качествами, защищают природу
  • Любовь к природе меняет человека к лучшему, способствует его нравственному развитию
  • Люди забыли, что природа – это их дом
  • Каждому свойственно иметь свой взгляд на роль природы в жизни человека

Аргументы

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В произведении встречаются два совершенно противоположных взгляда на место природы в жизни людей. Нигилист Евгений Базаров воспринимает окружающий мир как материал для практики, говоря, что “природа не храм, а мастерская”. Во всем он старается найти пользу, а не увидеть красоту вокруг. Герой считает живых существ лишь материалом для своих исследований. Для Аркадия Кирсанова, в первое время поддерживающего взгляды Евгения Базарова, природа является источником гармонии. Он чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, видит и чувствует красоту.

Н.А. Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы”. История о спасении зайцев дедушкой Мазаем известна каждому человеку с детства. Из стихотворения великого поэта понятно, что наш герой – охотник, а значит, для него зайцы должны быть прежде всего добычей. Но дед Мазай не может обидеть животных, когда они абсолютно беспомощны, находятся между жизнью и смертью. Любовь к природе оказывается для человека выше возможности получить легкую добычу. Он кричит вслед спасенным зайцам, чтоб не попадались ему в период охоты, а на данный момент их отпускает.

А.И. Куприн “Олеся”. Отношение к природе главной героини произведения можно назвать поистине правильным. Жизнь Олеси неразрывно связана с окружающим ее миром. Она чувствует, что связана с лесом и что лес – нечто живое. Девушка любит все живое. Олеся готова защищать все, что связано с природой: травы, кустарники, огромные деревья. Единение с окружающим миром позволяет ей выжить на расстоянии от людей, в глуши леса.

В.П. Астафьев “Царь-рыба”. Судьба Гоши Герцева является ярким примером того, что природа может не только терпеть нападки человека, но и активно защищаться при помощи своей нравственно-карающей силы. Герой, показавший потребительское, циничное отношение к окружающей среде, несет наказание. Причем кара грозит не только ему, но и всему человечеству, если оно не осознает, насколько жестока его деятельность. Бездуховность, жажда наживы, бездумное использование достижений научно-технического прогресса – все это грозит гибелью общества.

Б.Л. Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”. Произведение показывает разное отношение людей к природе: мы видим и ее защитников, и врагов, деятельность которых носит лишь потребительский характер. Главный герой, Егор Полушкин, заботится о всем живом. Часто он становится объектом насмешек, потому что окружающие не поддерживают его взглядов на мир. Егор Полушкин, прокладывая трубу, решает обогнуть муравейник, что вызывает смех и осуждение со стороны людей. Когда герой нуждается в деньгах, он узнает, что население может получать вознаграждение за моченое лыко. Однако даже в непростой ситуации герой не может решиться на уничтожение живого, в то время как его двоюродный брат ради наживы губит целую рощу. Сын Егора Полушкина отличается такими же нравственными качествами: Колька отдает свой дорогой подарок (спиннинг, о котором мечтал каждый) Вовке для спасения щенка, которого мальчик хотел замучить. Сам главный герой оказывается убит злыми и завистливыми людьми за желание защищать природу.

Чингиз Айтманов “Плаха”. В произведении показано, как человек собственными руками разрушает окружающий мир. Люди издеваются на сайгаками, из-за устроенного человеком пожара погибают волчата. Не зная, куда направить свою материнскую любовь, волчица привязывается к человеческому ребенку. Люди, не понимая этого, стреляют в нее, но один из них в результате убивает собственного сына. В гибели ребенка можно обвинить не волчицу, а людей, варварски ворвавшихся на ее территорию, истребивших ее детей, а значит, ополчившихся против природы. Произведение “Плаха” показывает, чем чревато такое отношение к живому.

Д. Гранин “Зубр”. Главный герой с ужасом осознает, что почти все люди, в том числе и ученые, уверены в безграничности природы и ничтожном воздействии на нее человека. Зубр не понимает, как человек может утверждать научные и строительные проекты, наносящие непоправимый урон всему живому. Он считает, что наука в таком случае работает не во благо, а во вред человечеству. Герою больно от того, что почти ни к кому не пришло понимание истинной роли природы в жизни человека, ее неповторимости и уязвимости.

Э. Хемингуэй “Старик и море”. Для старого рыбака море является кормильцем. Во всем облике героя видна связь с природой. Ко всему старик относится с уважением и благодарностью: он просит прощения у пойманной рыбы. Произведение показывает роль щедрости природы в нашей жизни, а герой демонстрирует поистине правильное отношение к окружающему миру – благодарное.

Наталья Викулова
Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе

Выступление.

Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т. е. учить сопереживать.

В. А. Сухомлинский

Гуманное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, но особенно интенсивно в дошкольном возрасте, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что содействует созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека гуманного отношения к природе. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Мы, взрослые, в большинстве своем уже поняли, что уничтожить природу - это все равно, что рубить свои корни. Наша задача - довести до ума и сердец дошкольников, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека.

Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

Но нередко мы бываем свидетелями того, как дети ломают деревья, портят газоны и цветы, издеваются над животными, разоряют птичьи гнезда.

В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе?

(Такое поведение объясняется тем, что своевременно им не была внушена любовь к природе, не развивался и не укреплялся интерес к ней.)

Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного.

Одним из важных вопросов экологического воспитания дошкольников является воспитание гуманных чувств в процессе приобщения детей к природе.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?

(Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.)

Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов…а этого не случиться, если изучать природу по картинкам и фотографиям.

В любом городе, посёлке есть интересные места для наблюдения природных объектов:

Назовите такие места в нашем городе?

Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее - нет. Сохранение природы - необходимое условие существования человеческого общества.

Как же заинтересовать детей? Как научить видеть, чувствовать и беречь красоту природы?

(Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.)

Решение основных задач экологического воспитания происходит посредством различных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию.

Назовите как можно больше форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях.

Экологические экскурсии;

Уроки доброты;

Уроки мышления;

Экологические кружки;

Экологические конкурсы;

КВН, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес», с экологической тематикой;

Экологические акции;

Обсуждение и проигрывание экологической ситуации;

Трудовой десант;

«зелёный патруль»;

Клуб исследователей природы;

Лаборатория юного эколога;

Ведение «Панорамы добрых дел»;

Ведение фенологических календарей природы;

Коллекционирование природных объектов;

Экологические выставки и экспозиции;

Экологические музеи;

Дни (недели) экологического творчества);

Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия и т. д.);

Экологические сказки;

Экологические тренинги;

Инсценирование. Театрализация на экологические темы.

Интересны и важны в работе с детьми экологические ситуации

1. Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть её и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем её название»

Правильно ли поступила мама?

Следует ли всегда сразу отвечать на вопросы детей?

Как вы считаете можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитывать в детях, наблюдая за насекомыми?

2. Саша, помогая ухаживать за земляникой в саду, заинтересовалась тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила девочке наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внучки на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Нужно ли предлагать маленьким детям столь длительные во времени наблюдения? Что это дает?

Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности совместно со взрослыми на огороде, в цветнике, саду, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям, животным, людям?

Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?

Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:

1. Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

Как вы это понимаете?

2. Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.

3. Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя. Попробуйте объяснить значение этого закона.

4. Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.

5. Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.

Как вы это понимаете?

А сейчас я хочу предложить вам ответить на ряд интересных вопросов.

Раздел «Зеленая аптека»

1). Трава, которую и слепой знает. (Крапива)

2). Лекарственное растение, которое используется при головной

боли, глазных заболеваниях, а также на его цветках можно

гадать. (Ромашка.)

3). Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет

(Подорожник.)

4). Лекарственное растение, которое хорошо и в свежем, и в

сушеном виде. (Малина, а еще шиповник.)

5). В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растет,

колючий. (Шиповник.)

раздел «Наши друзья птицы»

1). Пингвин – птица или нет? (Да.)

2). Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом.)

3). Для чего птицам нужен хвост? (Используется в полете вместо

4). Где зимой вороны спят? (На деревьях – в садах, на улицах.)

5). Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

6). Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождем.)

7). Какую птицу называют крылатой кошкой? (Сову.)

Раздел «Знакомые незнакомцы – насекомые»

1). Почему насекомых так называют?

(На брюшке есть насечки.)

2). Куда деваются насекомые осенью? (Некоторые прячутся под

кору деревьев, некоторые погибают.)

3). Назовите самое трудолюбивое насекомое. (Муравей.)

4). Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят землю.)

5). У кого уши на ногах? (У кузнечика.)

6). У кого самый чуткий нос? (У бабочки.)

7). Есть ли у комара зубы и, если они есть, сколько? (Есть, 22.)

Раздел «Воздух – вода»

1). Какой цвет преобладает на глобусе? (Синий, потому что

большую часть земной поверхности занимает вода.)

2). В роднике всегда есть вода. Почему? (Родник питают

подземные воды.)

3). Как можно беречь воду? (Не тратить зря, закрывать кран.)

4). Что такое «мыльные воды»? (Вода, загрязненная моющими

средствами.)

5). Где легче дышится – в лесу или в городе? Почему?

6). Почему в закрытом помещении, где много народу, через

некоторое время становится трудно дышать? (Уменьшается

количество кислорода.)

7). Что произойдет, если нефть попадет в океан или море?

(Погибнет все живое.)

Раздел «Зеленый друг»

1). Как по-другому можно назвать лес Сибири? (Тайга.)

2). Растет ли дерево зимой? (Нет.)

3). Назовите пословицы и поговорки о лесе.

Лес – легкие природы;

Лес – кладовая природы;

Лес – наше богатство;

Много леса посадишь – много леса сбережешь;

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля.

Дом наш родимый, друзья!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.