Самостоятельная двигательная деятельность детей. Развитие самостоятельной двигательной активности у детей дошкольного возраста

Подросткам

Самостоятельная двигательная деятельность - это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка.

Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает дви­жения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах), дети в этом виде дея­тельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в дви­жении, чем в организованной деятельности.

В раннем возрасте самостоятельная двигательная деятельность име­ет свою специфику.

В чем она заключается?

Двигательная деятельность малышей тесно связана с игрой, а следо­вательно, с предметами, игрушками, пособиями.

Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, по­вышающие интерес к движениям. Задача взрослых - научить детей правильно и разнообразно их использовать.

Игрушки, пособия надо располагать так, чтобы малыши, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками мож­но подвесить на разном уровне. К одной полке, чтобы достать игруш­ку, дети должны наклониться, а к другой, наоборот, потянуться, под­няться на носки и т. п. К гаражу с машинами может вести дорожка пря­мая, а в следующий раз извилистая, к домику - лесенки высотой 100 см и т. п.

Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количест­ве, однако,не слишком много. Это рассеивает внимание детей и утом­ляет их нервную систему. В то же время надо помнить, что для детей раннего возраста характерна большая подражаемость. Увидев в руках соседа мяч, ребенок хочет непременно завладеть им. Поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько.

Постепенно, по мере овладения детьми действием с пособием, игрушкой, воспитатель приучает малышей действовать совместно с одним предметом, например, покатать мяч друг другу или прокатить его по очереди по дорожке.

Пособия необходимо периодически менять, чтобы у детей не про­пал интерес к ним.

Как мы отмечали выше, двигательный опыт у малышей еще неве­лик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность должна про­ходить под наблюдением взрослого при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними, родители, воспитатели видят, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сме­нить вид деятельности, чтобы не допустить утомления. Например, ма­лыш долго сидит на корточках и катает взад-вперед машину. Взрослый ненавязчиво предлагает ему провезти машину за веревочку по мостику (дорожке) и т. п. Однако не всегда надо спешить с подсказкой новых действий. Пусть кроха сам откроет для себя новое движение, поощрить его за это. Можно создать специальные условия, в которых ребенок должен сам выбрать способ действия, предмет, с которым он будет дей­ствовать. Например, взрослый вместе с детьми строит узкие ворота из кубиков, кеглей, а рядом располагает большие и маленькие мячи. Ребе­нок должен сам выбрать нужный мяч. Он может действовать путем проб и ошибок, но в итоге он поймет, что в узкие ворота можно прока­тить только маленький мяч.

Если в группе лежат две дорожки, мягкая и твердая, то малыш сам выбирает, по какой ему пройти, проползти или проскакать.

При создании условий для самостоятельной двигательной деятель­ности хорошо использовать полосы препятствий, которые чаще всего воспитателями используются в старших группах. Однако опыт показы­вает, что их можно успешно применять и в группах раннего возраста. Что представляет собой полоса препятствий? Она состоит из набора по­следовательно расположенных пособий. Пособия должны располагать­ся так, чтобы нагрузка падала на различные группы мышц и дети могли упражняться в разных движениях.

Например, размещается твердая дорожка, несколько предметов (4-5 шт.) высотой от 5 до 20 см, дуга, стойка с подвешенным в сетке большим мячом.

Дети идут по доске, затем перешагивают через предметы разной вы­соты, подползают под дугу, выпрямляются, подходят к сетке с мячом и отталкивают его двумя руками. Полосу препятствий можно выстроить по-разному: в ряд, полукругом, кругом, зигзагом или в виде букв «П», «Г», «Л». Если полоса препятствий используется на прогулке, то ее хоро­шо сочетать с естественной природной средой, например земляным или снежным валом, кустарником, под который надо подлезть или обойти кругом, горкой, бревном и т. п. Дети выполняют движения самостоя­тельно, однако воспитатель следит за ними, подбадривает словами.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке, по­мимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведерки, метелки, лопатки, санки, ледянки, трехколесные вело­сипеды и т. п. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки и т. п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания. Например, летом - добежать до березы, кустар­ника, проскакать по дорожке до определенного ориентира, подлезть под кустик, допрыгнуть до веревки, натянутой между деревьями, и по­звонить в колокольчик или снять ленту и т. п. Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку и т. п.

Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, взрослые способствуют, развитию их инициативы, самостоятель­ности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества.

Содержание

Педагогические условия организации самостоятельной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………

Понятие самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

В последние годы наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей дошкольного возраста. Только за прошедшее десятилетие уровень общей заболеваемости детского населения увеличился в 1,5 раза. Данные официальной статистической отчетности профилактических медицинских осмотров, проводимых среди выпускников дошкольных образовательных учреждений, свидетельствуют о том, что здоровых детей только 20-25 %, имеющих функциональные отклонения - свыше 50 % и страдающих хроническими заболеваниями - почти 30 %. Среди детей в возрасте до 7 лет в 13,5 % случаев выявляются отклонения в физическом развитии: дефицит массы тела или ее избыточность, низкорослость.

Сложившаяся ситуация указывает на необходимость определения условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей. Огромную роль в решении этой проблемы играет грамотная организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Реализация этого положения должна базироваться как на знании анатомо-физиологических и психологических особенностей развития детей дошкольного возраста, так и на учете индивидуальных характеристик каждого ребенка.

Дошкольный возраст является периодом наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. Крепкий полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а, заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного развития организма детей дошкольного возраста – задача первостепенной важности.

Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достаточная двигательная деятельность. Именно двигательная деятельность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно – психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной деятельности, в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в движении, четко регламентируемый оптимальным двигательным режимом ДОУ.

Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности в течение. И, включает в себя все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.

Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, избирательное отношение к отдельным движениям, поступление новых детей в дошкольное учреждение, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация:

    общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 60% периода бодрствования;

    содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим упражнениям;

    определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы;

    периоды активности чередуются со “спокойными” видами деятельности;

    каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно.

Все формы организации физического воспитания в единстве представляют суммарную физическую нагрузку за день, которая должна отвечать индивидуальным возможностям детей.

Нагрузка распределяется в течение дня с учетом времени, наиболее естественного для той или иной деятельности, носит волнообразный характер. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Однако в те дни, когда проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются более спокойные виды деятельности.

Особое место отводится самостоятельной двигательной деятельности возникающей по инициативе детей. Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных особенностей детей. Самостоятельная двигательная деятельность - это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык. Умение детей дошкольного возраста выполнять новое двигательное действие возникает на основе предпосылок к активности.

Таким образом, понятие самостоятельной двигательной активности можно трактовать как такую степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Роль двигательных умений может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными.

Двигательный навык - это оптимальная степень владения тех­никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви­жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: 1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения); 2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые); 3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения).

Чтобы развивалась двигательная культура ребенка, он должен экспериментировать с движением, решать двигательные «задачки». Главным содержанием двигательной деятельности должна быть не тренировка движений, а развитие двигательного воображения.

Это означает, что в основе движений должно лежать их одушевление. Иными словами, движения должны быть образными, позволяющими ребенку превращаться в различных персонажей реальной и фантастической жизни. В этом случае движение существует не само по себе, а в качестве элемента особого языка - языка движений.

Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом я советую воспитателям учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Также воспитателям я рекомендую влиять на выбор детьми упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример педагога. Поэтому я провожу с воспитателями беседы и практикумы по обучению подвижным играм и правильному выполнению физических упражнений.

Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, спортивным упражнениям; в развитии физических качеств.

Так же самостоятельная двигательная активность детей выступает критерием степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.

Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения, а так же различные подвижные игры, которые организуют дети самостоятельно по личной инициативе. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М. Громбах), дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности.

Педагогические условия организации самостоятельной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игровой, трудовой, познавательной, бытовой и самостоятельной двигательной активности.

Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Признаками самостоятельной двигательной деятельности являются интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реализации задуманного. Это могут быть игры детей с дидактическими средствами, спортивным инвентарем, развивающие и обучающие игры, занимательные задачи и упражнения, сюжетно-ролевые игры с использованием объектов, возникающие в трудовой и бытовой деятельности. Активные игровые действия детей вызываются и стимулируются игровой задачей, возможностью проявить самостоятельность, смекалку, элементами соревнования, потребностью самовыражения. Совершенствование способов действий, развития мышления, элементы творчества – характерные черты самостоятельной деятельности дошкольника.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной двигательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду. Самостоятельная двигательная деятельность должна организовываться не только в детском саду, но и в домашних условиях.

В раннем возрасте самостоятельная двигательная деятельность имеет свою специфику. Двигательная деятельность малышей тесно связана с игрой, а следовательно, с предметами, игрушками, пособиями.

Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям. Задача взрослых - научить детей правильно и разнообразно их использовать.

Игрушки, пособия надо располагать так, чтобы малыши, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками можно подвесить на разном уровне. К одной полке, чтобы достать игрушку, дети должны наклониться, а к другой, наоборот, потянуться, подняться на носки и т. п. К гаражу с машинами может вести дорожка прямая, а в следующий раз извилистая, к домику - лесенки высотой 100 см и т. п.

Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количестве, однако, не слишком много. Это рассеивает внимание детей и утомляет их нервную систему. В то же время надо помнить, что для детей раннего возраста характерна большая подражаемость. Увидев в руках соседа мяч, ребенок хочет непременно завладеть им. Поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько.

Постепенно, по мере овладения детьми действием с пособием, игрушкой, воспитатель приучает малышей действовать совместно с одним предметом, например, покатать мяч друг другу или прокатить его по очереди по дорожке. Отметим, что пособия необходимо периодически менять, чтобы у детей не пропал интерес к ним.

Как мы отмечали выше, двигательный опыт у малышей еще невелик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность должна проходить под наблюдением взрослого при непосредственном его участии. Наблюдая за детьми, играя с ними, родители, воспитатели видят, как формируются интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления. Например, малыш долго сидит на корточках и катает взад-вперед машину. Взрослый ненавязчиво предлагает ему провезти машину за веревочку по мостику (дорожке) и т. п. Однако не всегда надо спешить с подсказкой новых действий. Пусть кроха сам откроет для себя новое движение, поощрить его за это. Можно создать специальные условия, в которых ребенок должен сам выбрать способ действия, предмет, с которым он будет действовать. Например, взрослый вместе с детьми строит узкие ворота из кубиков, кеглей, а рядом располагает большие и маленькие мячи. Ребе­нок должен сам выбрать нужный мяч. Он может действовать путем проб и ошибок, но в итоге он поймет, что в узкие ворота можно прока­тить только маленький мяч. Если в группе лежат две дорожки, мягкая и твердая, то малыш сам выбирает, по какой ему пройти, проползти или проскакать.

При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности хорошо использовать полосы препятствий, которые чаще всего воспитателями используются в старших группах. Однако опыт показывает, что их можно успешно применять и в группах раннего возраста. Что представляет собой полоса препятствий? Она состоит из набора последовательно расположенных пособий. Пособия должны располагаться так, чтобы нагрузка падала на различные группы мышц и дети могли упражняться в разных движениях. Например, размещается твердая дорожка, несколько предметов (4-5 шт.) высотой от 5 до 20 см, дуга, стойка с подвешенным в сетке большим мячом. Дети идут по доске, затем перешагивают через предметы разной высоты, подползают под дугу, выпрямляются, подходят к сетке с мячом и отталкивают его двумя руками. Полосу препятствий можно выстроить по-разному: в ряд, полукругом, кругом, зигзагом или в виде букв «П», «Г», «Л». Если полоса препятствий используется на прогулке, то ее хорошо сочетать с естественной природной средой, например земляным или снежным валом, кустарником, под который надо подлезть или обойти кругом, горкой, бревном и т. п. Дети выполняют движения самостоятельно, однако воспитатель следит за ними, подбадривает словами.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке, помимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведерки, метелки, лопатки, санки, ледянки, трехколесные велосипеды. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут бросить льдинки, снежки и т. п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания. Например, летом - добежать до березы, кустарника, проскакать по дорожке до определенного ориентира, подлезть под кустик, допрыгнуть до веревки, натянутой между деревьями, и по­звонить в колокольчик или снять ленту и т. п. Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку и т. п.

Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, взрослые способствуют, развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества.

С целью оптимизации ДА детей в их самостоятельных играх особое внимание обращаем на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий.

В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной деятельности детей. Основными критериями оценки двигательного режима являются:

Объём,

Продолжительность,

Содержание,

Интенсивность двигательной активности.

Интенсивность двигательной деятельности – среднее количество движений в минуту – составляет примерно 38- 42 у детей трех лет, 40-48 – четырех лет, 43-54 – пяти лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала – в среднем от нескольких секунд до 1,5 минуты. Детям свойственна частая смена движений и поз – до 1000-1600 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создавать условия для разных движений.

Можно условно выделить три группы детей:

1. Поведение детей средней подвижности (плавное и спокойное) подвижность их равномерна на протяжении всего дня. Как правило, таких детей примерно половина в группе или чуть больше. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Их двигательная активность саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.

2. Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют примерно четвертую часть от общей численности. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто, как кажется, бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Они с трудом засыпают, спят неспокойно. Дети, у которых двигательная деятельность, не имеющая определенной направленности, занимает более 50 % времени, отличаются расторможенностью, крикливостью, несдержанностью и даже агрессивностью. Высокая двигательная активность быстро утомляет их, не дает возможности самостоятельно переключиться на спокойные виды деятельности, требующие внимания, усидчивости.

3.Дети малой подвижности в детском саду составляют примерно одну четвертую часть. Объем двигательной активности у них невелик: от 2700 до 4500 шагов в день, а индивидуальные и сезонные проявления двигательной активности меньше, чем у детей средней и особенно высокой подвижности. Малоподвижные дети часто вяло, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Они не решаются вступить в общение со сверстниками, часто отказываются идти в детский сад. У малоподвижных детей отмечается целый ряд неопределенных движений.

Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение развивающей двигательной среды. Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.). Можно собрать библиотеку книг о спорте, различные журналы, открытки.

Углублению знаний о физической культуре может способствовать решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.

Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Использование тренажёров повышает мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.

Массажёр "Орешки" . Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры).

Дорожка "Апельсиновая". Состоит из клеёнки шириной 35 см, длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.

Тренажёр "Поймай мяч ловушкой". Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце. Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.

Тренажёр "Попади в кольцо". Деревянное кольцо (диаметр - 40 см) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м) с мягким шариком. Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется:: играющие должны не только бросать, но и ловить.

«Лыжи». Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.

«Напольные шашки». Полотно размером 1 м на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки лёжа.

Так же при планировании двигательной активности детей необходимо учитывать ведущую роль игры в дошкольном возрасте. Подвижные игры становятся средством стимулирования и развития самостоятельной подвижной деятельности детей.

Для организации подвижных и спортивных игр необходимо создать соответствующие условия: иметь достаточно свободного места для бега, прыжков, метания, катания на велосипеде. Нужно иметь крупные физкультурные пособия и достаточное количество мелких пособий и игр (кегли, серсо, бадминтон), чтобы все желающие дети смогли в них поиграть. Все пособия должны быть знакомы детям и быть безопасными для самостоятельных упражнений и игр. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию детей является важным условием его эффективности. Воспитатель должен постоянно разъяснять родителям значение физических упражнений и подвижных игр для правильного развития детей, рекомендовать их для занятий с детьми с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и физической подготовленности каждого ребенка.

По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Так же отметим, что необходима четкая система планирования по включению игр в режим дня. Мы предлагаем придерживаться следующей системы:

1-й этап педагогического процесса – «Утро»

Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю»). При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи изо-деятельность), то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности;

Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирение.

2-й этап педагогического процесса - «Прогулка»

На прогулке предлагается планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей. Кроме того, воспитатель должен наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.

Важно для прогулки планировать не только подвижные, но и спортивные игры (зимой - хоккей; весной, летом, осенью - футбол, баскетбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения (зимой -катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью - катание на велосипеде, самокате).

Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер физкультурное, музыкальное), то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр.

3-й этап педагогического процесса - «Вторая половина дня»

Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий предлагается планировать активный отдых детей (Праздники, досуги, развлечения). Во вторую половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, тренажеры, дидактический материал - карточки для самостоятельной двигательной активности. Вечером перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность - малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.

Так же следует вести осознанную целенаправленную работу по использованию игры в качестве средства стимулирования самостоятельной двигательной активности. Для этого необходимо сначала разучить правила игры с детьми. На этом этапе активную организаторскую позицию занимает воспитатель, дети подражают ему.

На втором этапе необходимо показать ребятам несколько способов одной и той же игры, т.е. расширить их представления о способах движения или выполнения правил.

На третьем этапе необходимо формировать умение детей самостоятельно ставить двигательную задачу, выбирать игру, способ действия. Важно, чтобы двигательная инициатива исходила от самих дошкольников, а двигательные действия составляли единую систему, направленную на решение конкретной задачи.

На четвертом этапе формирования самостоятельной двигательной активности в процессе игры дети сами проявляют инициативу к организации игры, выбирают вариант проведения, сами организовывают сбор играющих, выбор голящего, подведение итогов. Воспитатель в данном случае занимает позицию советчика и подсказчика, а не активного организатора.

Можно выделить следующие критерии, которые показывают уровень самостоятельности дошкольников при проявлении двигательной активности:

    умение выполнить двигательное задание по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий;

    умение выполнять движение без посторонней помощи;

    осознанность действий, наличие элементарного планирования

    умение давать адекватную оценку своим действиям, осуществление элементарного контроля;

    умение переносить известные способы двигательных действий в новые условия.

Таким образом, педагогическая работа по формированию самостоятельной двигательной активности детей является ведущей задачей в детском саду. В ходе самостоятельной активности развиваются ведущие процессы формирования личности дошкольника, что обеспечивает гармоничное развитие ребенка в целом.

Список литературы

1. Борисова О. Физическое воспитание детей в семье – М.: Знание, 1985. - 64 с.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурвич. - 2-е изд. перераб. СПб.: Акцидент, 1996. - 224 с.

3. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебн. пособие для студ. высших и средн. уч. пед. зав./ Под ред. С.А. Козловой. – М.: «Академия», 202. – 320 с.

4. Козлова, С. М. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп / С.М. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

5. Лазарев, М. Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений: В 3-х ч / М.Л. Лазарев. М. : АКАДЕМИЯ ЗДОРОВЬЯ, 1997. - 376 с.

6. Рунова М. Обеспечение двигательной активности детей на прогулке: Старший дошкольный возраст / Рунова М. // Дошкольное воспитание. - 1990. - N 8. – С. 12-16.

7. Рунова, М. А. Формирование оптимальной двигательной активности / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2000. -№ 6. – С. 30-37.

8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: уч. пособ для студ. высш. пед. учебных заведений/ 2-е изд. – М.: «Академия», 2006. – 368 с.

9. Холодв Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебн. пособ для студ. высш. пед. учебных заведений/ 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2004. – 480 с.

10. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1986. – 239 с.

11. Юдина Р.А., Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: посб. для педагогов дошк. учр-ий в 3 частях. – М.: Гуманит. изд-ий центр «Владос», 2003. – 185 с.

Роль самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения. Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования . При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.
В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях. Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка. Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний.
В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Понятие двигательной активности детей дошкольного возраста.
Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.
И.Д.Маханева, С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний . В работах И.И.Мастюковой, С.Н.Попова, С.С.Бычковой, Т.И.Богиной, Е.А.Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности .
При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию - удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т.д. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы. При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование «старческого» механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.
В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).
Понятие «двигательная активность» (ДА) включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.
В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части:
1. активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения,
2. 2. общественно полезной и трудовой деятельности;
3. физическая активность в свободное время.
Эти составляющие тесно связаны между собой .
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.
В группах младшего дошкольного возраста решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), формирование наиболее важных двигательных умений и навыков, в соответствии с биологическими ритмами года. Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование.

Пути оптимизации двигательной активности детей .
Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.
Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч движений в сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.
Оптимальным двигательный режим будет считаться при следующих условиях:
- соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;
- в течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления;
- имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;
- артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме .
При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы.
По степени активности детей можно разделить на три группы:
- нормальные,

Моторные,
- малоподвижные.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение.
У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны. Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д. Эти дети нуждаются в индивидуальном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении.
Задачами педагога в организации двигательного режима являются:
- анализ и оценка двигательной активности детей в течение дня, недели, месяца с помощью современных измерительных приборов,
- выявление причин моторности или малоподвижности детей с учетом возможного наследственного фактора,
- оказание помощи в оборудовании мини-стадионов для самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом их специфических психологических особенностей,
- выявление общих интересов, склонностей и влечений малоподвижных и моторных детей, создание ситуаций, стимулирующих их дружеские отношения.
Методы, способствующие развитию двигательной активности дошкольников:
- Сказка-беседа, чтение стихотворений или отрывков из детской художественной литературы, использование пословиц, поговорок, потешек, помогающих осмысливанию поставленных перед детьми задач и сознательному выполнению двигательных упражнений, самостоятельному их применению в различных ситуациях.
- Рассматривание иллюстраций или репродукций картин по теме. В связи с вызванными сильными впечатлениями дети проявляли эмоционально-личностное отношение к событиям, что обеспечивало яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений и способствовало поддержанию интереса к двигательной деятельности на протяжении всего занятия.
- Игровые занятия по перевоплощению в данный образ по теме занятия (превращение в бабочек, альпинистов), создание музыкальной композиции образа («Полет шмеля», «Извержение вулкана») под соответствующее музыкальное сопровождение или воспроизведение образа в изобразительно-иллюстративном виде.
- Игровые задания на придумывание дальнейшего плана действий и подвижных игр по тематике занятия.
- Практический метод, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений в образной форме или с использованием элементов соревнования.
В тех случаях, когда у ребенка возникали затруднения в процессе занятия, используются различные виды педагогической помощи; подбирается тот ее вид, который способствует правильному выполнению двигательных заданий:
- стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений);
- эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие действия ребенка);
- направляющая помощь (такая организация деятельности ребенка, при которой все компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребенка);
- организующая помощь (исполнительская часть деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль – взрослым, причем планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы, оценка правильности выполнения производятся самим ребенком);
- обучающая помощь (т.е. обучение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать).
Педагогическая помощь, оказываемая в ходе проведения занятий, позволяет дошкольнику:
- активно участвовать в занятиях;
- чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;
- активно познавать окружающий мир;
- реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности;
- активизировать общение взрослого с ребенком.
Реализация педагогической помощи в указанном режиме благоприятствует стимулированию двигательной активности детей, способствует эмоциональной заинтересованности (если все получается), развитию и укреплению детской индивидуальности, а также переориентированию профессиональной функции педагога с обучающей на личностно-взаимодействующую. Это особенно важно для тех детей, которые замкнуты, неуверенны в себе.
Самостоятельная двигательная деятельность детей 6-го года жизни становится богатой и разнообразной, однако подвижные игры остаются обязательной формой организованного физического воспитания. Более широкий круг знаний, умений, двигательных навыков позволяет применять самые разные игры: и сюжетные, и бессюжетные, и игры-эстафеты, а также некоторые элементы спортивных игр.

Заключение
Двигательная активность определена как сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.
Двигательный режим - часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др.
С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.
Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

Список литературы
1. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» // Обруч. – 1996. - №1. - С.5-6.
2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1981.
3. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
4. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики // Дошкольное воспитание. - 1996.- №№6, 8, 10.
5. Доронова Т. Право на охрану здоровья // Дошкольное воспитание. – 2001. - №9. - С.5-8.
6. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 1999.
7. Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999.
8. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века /Авт.-сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. - М.: АРКТИ, 2000.
9. Зелинская.Д. Школа здоровья. – М., 1995. - Т.2.
10. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 1991. - №10. – С.8.
11. Казьмин В.Д. Дыхательные гимнастики. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
12. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1972.
13. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.
14. Лазарев М.Л. Здравствуй! Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2004. – 248 с.
15. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000.
16. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А.Ананьева. - М.: Академия, 2000.
17. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.
18. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.
19. Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. – 1997. - №9. - С.39-42.
20. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. – 272 с.
21. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36.
22. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.
23. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1976.

Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Они целенаправленно организуются педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.
В самостоятельной двигательной деятельности ребенок достигает поставленной перед собой цели, успешно используя разнообразные способы двигательных действий, выбирая наиболее целесообразные. Это активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и творчество. Следя за действиями ребенка, педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в зависимости от индивидуальных способностей предоставляя ему возможность принятия решений. Воспитатель может усложнять или упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия.
Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. Учитывая индивидуальные особенности и возможности малыша, педагог ежедневно в плане работы предусматривает использование различных предметов в целях закрепления приобретенных навыков.
На третьем году жизни подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия — это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки.

Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, подлезании, перешагивании и т.д.
Использование этих игрушек и пособий проводится под руководством педагога после предварительного разучивания действий с ними на занятиях. Объясняя способы действия, воспитатель приучает ребенка к усвоению пространственной терминологии, названий упражнений, исходных положений, что содействует развитию мышц ног, рук, тела, основных движений. Для ребенка четвертого года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании и метании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также трех- и двухколесные велосипеды, машины с педальным управлением и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице.
В старших группах (для 5—6-летних детей) широко используют спортивные игры — городки, серсо, кольцеброс, ринго, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом.
Ребенок самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и корректирует их ход.
В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность.
Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.
I Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет.