Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.

Маме

В настоящее время развитие творческих способностей занимает значительное место в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Особое значение решение данной задачи приобретает в раннем возрасте, так как духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Детям раннего возраста присуща способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов , явлений, произведений искусства. Ребенок открывает мир как радостное, полное красок, движения, звуков, целое. В ДОУ, в ходе различных видов деятельности, дети и получают знания об искусстве, знакомятся с различными его видами, что дает детям возможность эстетически осваивать мир во всем его многообразии.

В рамках реализации художественно-эстетического направления успешно решается весь комплекс задач творческого развития детей раннего возраста. В соответствии с ФГТ данное направление развития детей включает такие образовательные области как «Художественное творчество » и «Музыка» , задачами которых является развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества, развитие музыкально-театрализованной деятельности детей.

С учетом вышесказанного, при решении задач данного направления развития детей раннего возраста, следует создать такие условия и систему материальных объектов в ДОУ, при которых деятельность педагога была бы наиболее эффективной. Таким образом, необходимо, чтобы предметно-развивающая среда соответствовала задачам художественно-эстетического направления развития детей раннего возраста, их возрастным особенностям, а также обеспечивала интеграцию и взаимосвязь различных образовательных областей.

Предметно - развивающая среда - это система материальных объектов, обеспечивающая разностороннее развитие и воспитание ребенка. В связи с этим необходимо учитывать некоторые требования, общие для организации предметно-развивающей среды в рамках различных направлений развития :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное- она должна способствовать развитию собственной активности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства, мобильность предметно-развивающей среды .

3. Объекты предметно-развивающей среды должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей.

4. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

В рамках реализации художественно-эстетического направления предметно-развивающая среда также имеет свои особенности.

В ходе педагогической практики мной были разработаны рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в рамках реализации художественно-эстетического направления , учет которых обеспечит наиболее эффективное решение задач творческого развития детей раннего возраста.

Для наиболее успешной реализации художественно-эстетического направления развития следует предусмотреть уголок художественного творчества и уголок музыкально-театрализованной деятельности, которые интегрируются между собой и дополняют друг друга в решении задач образовательных областей «Художественное творчество » и «Музыка» . Наполнение данных уголков может быть различным, в соответствии с образовательной программой ДОУ и календарно-тематическим планированием.

Исходя из задач данных образовательных областей, в уголках должны быть представлены различные музыкальные инструменты, доступные детям раннего возраста, необходимые атрибуты для театрализованной деятельности (игрушки настольного, пальчикового театра, куклы би-ба-бо и т. д., материалы для художественного творчества . Очень важно, чтобы все материалы и атрибуты должны находиться в доступном для детей расположении, чтобы дать им возможность проявлять собственную активность и самостоятельно действовать с ними.

Важное значение при организации среды в рамках реализации данного направления имеет соблюдение некоторых правил, а именно :

Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.

Формирование навыков изобразительной деятельности.

Развитие творчества детей и их возможности самореализации .

Развитие умения использовать различные материалы для художественного творчества , соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения .

Приобщение детей к музыкально - театральному искусству через знакомство детей с различными видами театра (настольный, кукольный, би-ба-бо, пальчиковый, а также возможность детей самостоятельно действовать с ними.

Способствование развитию творческих способностей детей раннего возраста.

Таким образом, предметно-развивающая среда в рамках реализации художественно-эстетического направления развития детей должна быть организована с учетом определенных требований , а также рекомендаций , выполнение которых позволит наиболее эффективно решать задачи образовательных областей «Художественное творчество » и «Музыка» , а также развития творческих способностей детей раннего возраста.

Наталия Золотченко
Методические рекомендации педагогам по организации предметно-игровой среды

Насыщенная предметно -развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной , содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную , коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми , пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир , окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста .

У старших дошкольников появляется интерес к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это находит отражение в среде , позволяющей расширить личный опыт ребенка (познакомиться с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с разными жанрами живописи и т. д.).

Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые пространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро, поставив стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепив их. Лучше приобретать стеллажи и модульные шкафчики на колесиках, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды . Для этого также подойдут небольшие ширмы, крупный модульный материал.

Удачным в организации игровых ситуаций мы считаем использование ширм–передвижек. Для наших детей мы изготовили разнообразные ширмы.

Они мобильны, многофункциональны, их легко можно перенести в любую часть группы. В ширмах предусмотрены кармашки разных размеров, куда можно складывать атрибутику для игр. Так же предусмотрены окна , зеркала, различные полочки и крючки. Это оборудование хорошо подходит для организации сюжетно - ролевых игр. Оформление продумано таким образом, чтобы не наталкивать детей на какую-то конкретную игровую ситуацию. Например, в оформлении ширм нет символов, обозначающих ту или иную сюжетную игровую линию : ножницы как символ, обозначающий парикмахерскую, ложка с вилкой, обозначающие кафе и т. д. Дети сами подбирают атрибуты к играм, придумывают сюжет, создавая свой воображаемый мир.

Предметно игровая среда строится так , чтобы дети могли участвовать в играх сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, с готовым содержанием и правилами, а также в подвижных играх и спортивных развлечениях. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра со сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте) . Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро “населен” по желанию играющих). Педагоги привлекают к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставляют игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следят за чистотой игрушек и их состоянием, отдают игрушки в родителям для ремонта и обновления.

Сюжетно-ролевые игры должны носить отражательный характер : ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения людей, события. Необходимо проанализировать жизненный опыт детей и в соответствии с ним подобрать игровые принадлежности. (Например, в некоторых группах есть игра «Ателье» , однако большинство современных детей никогда не наблюдали процесса изготовления одежды, потому что родители предпочитают покупать готовую одежду. Неудивительно, что эта игра не приживется в группе.

Важная роль отводится конструктивной деятельности, поэтому в среду необходимо включать конструкторы и строительные наборы из разного материала, напольные и настольные, с различными способами крепления деталей, разной тематической направленности; разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (архитектурные сооружения и детские постройки, тетради для зарисовки схем, созданных детьми конструкций.

Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят парички, детали одежды взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнцезащитные очки, шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка и др.).

Возрастает произвольность поведения, что свидетельствует о готовности к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции активности все еще выражена недостаточно, наблюдается импульсивность поведения, реакции. Поэтому значительное внимание уделяется играм с правилами. Замечено, старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами (лото, домино, маршрутные игры, успешно осваивают учебную деятельность в школе; если же ребенок не умеет ориентироваться на игровые правила, забывает, путает, нарушает, упускает, это может быть сигналом его неподготовленности к школе. Главный принцип отбора игр – они должны быть интересными, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

В группе специально выделено место для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на формирование действий сравнения, классификации, сериации, узнавания по описанию, воссоздания, умения ориентироваться по схеме, модели, осуществлять контрольно-проверочные действия («Найди ошибки художника» , «Логический поезд» , «Четвертый лишний» и т. п.); тетради на печатной основе; познавательные книги; игры на развитие внутренних психических функций.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к познавательным заданиям. С этой целью детям в течение дня предлагают подбирать предметы и игрушки , названия которых, например, начинаются с определенного звука , и складывать их в большие пластиковые корзинки. Можно также собирать разнообразно звучащие предметы и задавать основания для их классификации : в одну корзинку – предметы с музыкальными звуками, в другую – с шумовыми; в одну – с высокими звуками, в другую – с низкими и т. д. Для развития связной речи, стимулирования воображения и творчества в центре грамотности целесообразно разместить 5-6 рамок и множество вырезанных из старых журналов картинок : пусть ребенок покопается в них, отберет несколько и разложит их в определенной последовательности , а потом составит по ним рассказ.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к прошлому, настоящему, будущему. Желательно использовать материалы, которые помогут им лучше воспринимать ваши рассказы : игрушки, картинки, иллюстрации, справочные издания. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым они знакомятся (деревня, древнее поселение и т. п.) . Расширяются возможности познания родного края, страны : в группе желательно иметь гербы города и края, в котором живут дети, герб и флаг страны; повесить карту, на которой отметить место нахождения детского сада, а также те места (в стране, мире, в которых дети побывали; рядом можно прикрепить листы с рассказами детей об этих местах, о людях и их обычаях, фотографии.

У детей старшего дошкольного возраста продолжают расширять область социально-нравственных ориентаций и чувств : обогащаются представления о людях и их взаимоотношениях, родственных отношениях; о культуре общения с взрослыми, сверстниками, поведения в общественных местах. В этом педагогу помогут картинки , фотографии, кукольные персонажи. Важно показать им конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях : в группе следует определить место для картинок , изображающих людей в различных эмоциональных состояниях и варианты реагирования на это. Неплохо иметь игры, в которых дети сами конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций» . Для него нужна основа и набор деталей, из которых составляется лицо человека : овал, брови, глаза, нос, рот (детали представлены в 4-5 вариантах ) . Ребенок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.

Таким образом, организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды – это труд , требующий больших усилий и времени.

Методическая разработка воспитателя ДОУ

ТЕМА: «Организация предметно игровой среды в дошкольном учреждении»

Содержание.
1. Введение.
2. Психолого-педагогические обоснования необходимости создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
3. Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды в ДОУ.
4. Организация предметно - игровой среды и её влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.
5. Вывод.
6. Список используемой литературы.

1. Введение.

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребёнка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды. Однако предметно-игровая среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но обстановка, подход к организации среды остается тем же.
На современном этапе в педагогическом процессе, игре уделяется недостаточно внимания, так как задача интеллектуального развития является приоритетной. Эффективность влияния предметно-игровой среды на личность ребёнка в ДОУ в значительной степени зависит от способности педагогов целесообразно ее организовать.
Особое требование предъявляется предметно-игровой среде (что она отображает), поскольку среда является основным средством развития личности ребёнка и источником его знаний и социального опыта. От этого во многом зависит характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Содействовать развитию дошкольника может предметно-игровая среда, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребёнка к положительным действиям. А также может отображать орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующее агрессию, разрушительное поведение, травмирующую психику дошкольника. Даже может формировать у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывая гуманное начало формирующейся личности. Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (Е.В. Зворыкина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.Т. Стрелкова и др.). Все вышесказанное доказывает актуальность темы данной работы.
Цель: Изучить теоретические основы построения предметно-игровой среды в дошкольном учреждении.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие предметно-игровой среды.
2. Определить условия построения предметно-игровой среды.

2. Психолого-педагогическое обоснование необходимости создания предметно-развивающей среды.

Образовательная (развивающая) среда, по определению В.А. Ясвина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность.
Психологи связывают механизм воздействия среды на личность с понятием «социальная ситуация развития», то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребёнком и окружающим его миром. Ребёнок находит совою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребёнок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребёнка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого самоанализа личности (А.Н. Леонтьев).
Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это - и условия жизнедеятельности ребёнка (В.С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л.П. Буева, Н.В. Гусева); это - и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.
Таким образом, среда - это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.
Формирование «образа среды» является важной задачей педагогики, так как способствует, в свою очередь, формированию у каждого человека представления о цели жизни.
Взаимодействие субъекта со средой, подчеркивает Д.Б. Эльконин, - это процесс создания или преобразования среды и ее освоение. Среда создается только в результате деятельности, а освоение её субъектом осуществляется через этическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.
Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребёнка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра.
В дошкольном возрасте поведение ребёнка, указывает А.Н. Леонтьев, опосредуется образом действий взрослого. Взрослые, их отношения к предметам и друг к другу опосредуют отношение ребёнка к предметам и другим людям. Ребёнок не только видит отношение взрослых к предметам и друг к другу, но и хочет действовать, как они. Это новое отношение между ребёнком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребёнка, служит основой всех новообразований личности ребёнка дошкольного возраста. Таким образом, формирование произвольных действий и поступков - процесс возникновения нового типа поведения, который может быть назван личностным, то есть опосредуемым ориентировочными образцами, содержанием которых являются отношения взрослых к предметам и друг к другу. Таким образом, в дошкольном возрасте интенсивно усваиваются образцы поведения взрослых и формируются механизмы личностного поведения.
Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Это действенное средства обогащенного развития специфических детских видов деятельности (прежде всего, игры) в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребёнка (А.В. Запорожец, С.Н. Новоселова).
Предметный мир, осознаваемый ребёнком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребёнка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребёнок, а также и другие окружающие его предметы.
Для ребёнка на этой стадии его психического развития еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, и поэтому осознание выступает у него, прежде всего, в форме действия. Ребёнок, осваивающий окружающий его мир, - это ребёнок, стремящийся действовать в этом мире. Поэтому ребёнок в ходе развития познания им предметного мира стремится вступить в действенное отношение не только к непосредственно доступным ему вещам, но и к более широкому миру, то есть стремится действовать, как взрослый (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Д.Б. Эльконин считал, что процесс овладения предметными действиями, то есть действиями с вещами, имеющими определенное общественное, строго фиксированное значение, происходит у ребёнка только в совместной деятельности со взрослыми. Лишь постепенно взрослые передают ребёнку весь процесс осуществления действия, и он начинается выполняться самостоятельно.
Всякое предметное действие, производимое ребёнком, особенно в ходе его формирования, не только направлено на получение определенного материального результата, но, что не менее важно, опосредовано теми отношениями взрослого к ребёнку, которые могут возникнуть в ходе или в конце выполнения действия.
В ходе выполнения предметных действий ребёнок прежде всего усваивает общую схему действия с предметом, связанную с его общим назначением, и лишь зачем происходит прилаживание отдельных операций к физической форме предмета и условия осуществления действий с ним.
А.П. Усова считает, что деятельность ребёнка в игре развивается в направлении изображения различных действий («плавает», «стирает», «варит» и т.д.). Изображается само действие. Деятельность детей принимает характер строительный - возникают строительно-конструктивные игры (в них нет ролей). Наконец, выделяются игры ролевые, где ребёнок создает тот или иной образ. Игры эти идут по двум заметным руслам: игры режиссерские, когда ребёнок управляет игрушкой (действует через неё), и игры, где роль выполняется лично самим ребёнком («мама», «продавец» и т.д.).
Усова также отмечает, что процесс освоения предметных действий наблюдается постепенное изменение роли материала (и игрушек) в играх. У трех-, четырёхлетних детей материал в значительной степени направляет тему игры. Позднее дети приписывают материалу желаемые для них свойства. Старшие дошкольники охотнее играют в игрушки.
Предметно-пространственная среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно: для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д. По мере взросления (развития) детей предметно-пространственная среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих детских интересов. Вместе с тем предметно-пространственная среда должны ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребёнка и содержать как предметы и материалы, известные детям, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые ему элементы среды. По мере исчерпаемости «зоны ближайшего развития» ребёнка предметно-пространственная среда соответственно обновляется (Г.Ю. Максимова).
Е.А. Лазарь определяет следующие типы взаимодействия со средой, влияющие на характер самоопределения личности. Неадекватный тип характеризуется несоответствием требований среды уровню развития личности и включает такие виды взаимодействия, когда личность противостоит «обедненной» среде, пытаясь ее изменить; когда масштабы среды превосходят уровень самой личности, которая вынуждена подчиняться среде; когда среда выступает компенсацией жизни. Адекватный тип взаимодействия среды и личности характеризуется между образом жизни и средой, удовлетворенностью личности в своей среде.
Предметно-пространственная среда - это условие рассмотрения возможностей ребёнка в направлении универсальности как ключевого ориентира человеческого развития, заданного самим ходом культурно-исторического процесса. Одна из задач педагогики развития - выработка у ребёнка способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы деятельности в любой исторически очерченных сфер человеческой культуры.
Предметно-пространственная среда - это одно из условий разворачивания психического развития ребёнка изначально как процесса саморазвития.
Поэтому и организовать среду необходимо таким образом, чтобы ребёнок с самого начала располагал необходимыми «степенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых возможностей и горизонтов развития (Н.Н. Поддъяков, В. Кудрявцев).
Следует отметить, что исследователи по-разному подходят к вопросу о содержании развивающей среды. Одни утверждают, что элементами развивающей среды является мир природы и людей, предметно-пространственное окружение (Н.А. Ветлугина, Л.М. Кларина); другие - что компонентами среды выступают не только игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь, но и все то, что образует содержание деятельности ребёнка (В. Кудрявцев).
Авторы программы «Истоки» характеризуют среду с позиции базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.
Изучая вопрос организации развивающей среды и ее влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды.
Предметно-пространственная среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Так, игровые компьютеры, электронные механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор; репродукции, эстампы, этюды, скульптура обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки; комната интеллектуального развития (типа лаборатории, оснащенной емкостями для исследования воды, теста из песка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т.д.), игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т.е. представляют «ключ» к освоению действительности, законов ее организации. Наконец, продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Предметы - это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств.
Не менее важное значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребёнка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, «застывшая» среда не может активизировать ребёнка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребёнка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, его потребности, стремления и способности.
Кроме того, предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребёнка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты (уже с первой младшей группы) - мелки, краски, кисти, сангины, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная «стена творчества», включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань - позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание.
Для правильно организованной развивающей среды, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрельникова в своей работе «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» предлагают концепцию построения развивающей среды в ДОУ. Авторы концепции убедительно доказывают, что окружающая ребёнка среда имеет приоритетное значение для его развития. И, прежде всего, она должны обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать улучшению здоровья и закаливанию организма, а неизменным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействий между людьми.
Мощным обогащающим фактором детского развития, утверждает С.Л. Новоселова, является социокультурное окружение и его предметные среды. В концепции развивающей предметной среды С.Л. Новоселова определяет развивающую предметную среду как систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика. Обогащающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. В концепции определены требования к развивающей предметной среде ДОУ:
1. система предметной среды должна учитывать возрастные интересы развития детской деятельности (создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, но при этом учитывать особенности развития других её видов);
2. соответствие предметной среды возможностям ребёнка, т.е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л.С. Выготский);
3. соответствие среды структуре когнитивной сферы ребёнка, т.е. содержать как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н.Н. Поддъяков);
4. предметная среда, в которой действует ребёнок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении.
Таким образом, психолого-педагогические основы развивающего образования и основы организации развивающей среды, применительно к дошкольной ступени, освещены в трудах отечественных ученых ХХ столетия: Н.А. Ветлугиной, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Н.Н. Поддъякова, С.Л. Рубинштейна, Л.П. Стрелковой, Д.Б. Эльконина и др.
Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда - это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребёнка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей субъекта.
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребёнка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать «зону ближайшего развития» ребёнка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

3. Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды ДОУ.

Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма.
Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра - источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребёнка, утверждал Л.С. Выготский.
Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребёнка.
Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребёнка: развитие мотивационно-потребностной сферы; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка; формирование идеального плана; развитие произвольности действий. В связи с этим предметом особого внимания в ДОУ должна стать предметно-игровая среда, которая обеспечивает условия для деятельности и зону ближайшего развития каждого ребёнка с учетом индивидуальных способностей.
Предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды. В ДОУ создаются условия для игровой деятельности на участке, в групповой комнате, в компьютерно-игровом комплексе или других функциональных помещениях, предназначенных для игр детей (театральная студия, творческая мастерская, комната развивающих игр). Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы - своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиями.
Разработанные В.А. Петровским и его коллегами принципы построения развивающей среды в полной мере можно отнести и к организации предметно-игровой среды, но при этом дополнить их и на некоторых остановиться более подробно.
Рассматриваемая данный вопрос, С.Л. Новоселова отмечала, что предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна обеспечивать право ребёнка на игру. В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а времени на игру сокращается. Свобода достижения ребёнком своего права на игру является основополагающим принципом, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, места и времени для организации различных видов игр.
Принцип универсальности предметно-игровой среды позволяет изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей.
Принцип систематичности предполагает сомаштабность и целостность всех элементов игровой среды. Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры. Следует больше внимания уделять играм-экспериментированиям, сюжетно-отобразительным играм, сюжетно-ролевым и режиссерским, т.е. Самостоятельным играм, благодаря которым происходит развитие ребёнка.
В последнее время во многих ДОУ компонентами предметно-игровой среды стали игротеки, театральные студии, творческие мастерские и т.д., где собирается игровой материал по видам. Он достаточно разнообразен, эстетичен, имеется в необходимом количестве. И эти функциональные помещения, безусловно, радуют детей, но при этом предметно-игровая среды в групповой комнате обедняется и не может служить целям развития ребёнка-дошкольника. Специально выделенные помещения дети посещают по расписанию, что ограничивает их свободу выбора в реализации своих игровых замыслов. При создании игровой среды в ДОУ следует сохранять равноценность оснащения функциональных и групповых помещений, и потребность в ней необходимо максимально удовлетворять.
В действующих программных материалах большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды. В программе «Истоки» развивающая предметная среда определяется как «система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и ее личности»; авторами программы «Детство» развивающая предметная среда представлена как «развивающая материальная среда», организация которой заключается в подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы и т.д.; в программе «Радуга» «предметно-развивающая среда» рассматривается как «серьезная поддержка слову педагога в виде различных средств наглядности для формирования у ребёнка правильных, неискаженных представлений о мире» и т.п. Проведенный анализ программных и методических материалов по дошкольному образованию позволил установить, что хотя в них в той или иной степени рассматривается развивающая предметная среда, однако вопросу ее организации уделяется недостаточно внимания.
Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы.
В настоящее время рынок игрушек преподносит нам массу сюрпризов: игрушки низкого качества часто оказывают отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье детей.
В целях развития личности и защиты интересов детей Министерством образования Российской Федерации были разработаны необходимые документы по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек. Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
провоцировать ребёнка на агрессивное действие;
вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник, взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);
дидактические свойства (возможность обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);
возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, для коллективных построек);
высокий художественно-эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребёнка к миру искусства и народному творчеству.
Многие теоретики считают, что игра для ребёнка - это его работа. Поддерживая игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.
И в этой связи следует помнить, что в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для всех видов игр, которые целесообразно размещаются по групповой комнате и создают возможность детям играть, не мешая друг другу. Планируя и создавая игровые пространства, воспитатель придумывает их сочетание. Например, место для строительства должно быть достаточно просторным, чтобы там могли одновременно заниматься несколько человек, все вместе или каждый самостоятельно создавать свои сооружения. Пол необходимо застелить ковром, что создаст удобство и уменьшит шум. Все необходимое для сюжетно-ролевых игр размещается вблизи со строительным материалом, т.к. создание построек обеспечивает материальную сторону данных игр.
Таким образом, предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды.
Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы (полифункциональность, возможность применения в совместной деятельности, дидактическая ценность, эстетическая ценность).
Игра является формой активного, творческого отражения ребёнком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности.
В психологии и педагогике доминируют идеи широкого использования игры в процессе воспитания детей, что связано с определяющим ее значением для формирования самых существенных психических образований.

4. Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.

Особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию.
При проектировании предметно-игровой среды в старших группах мы, прежде всего необходимо ориентироваться на цели развития и воспитания детей, исходить из сущности требований современной педагогики, активной роли ребёнка и взрослого в этом процессе.
Предметно-игровую среду в старшей группе организовать таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещать по принципу нежесткого центрирования, что позволит детям объединяться подгруппами по общности интересов.
При организации предметно-игровой среды учитывать проявление интересов у детей к проблемам, выходящим за рамки из личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносить оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровую среду организовывать так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр; сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Создавая игровую среду, нужно будить познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.
Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребёнок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. В связи с этим для детей старшей группы можно разработать примерную тематику сюжетно-ролевых игр например: бытовые («Семья», «Семейный праздник», «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «Поездка на дачу» и др.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых («Агентство по продаже недвижимости», «Супермаркет», «ГИБДД», «Редакция газеты», «Дизайнерская студия», «Автосалон» и т.д.), общественные («Соревнование», «Школа», «Театр», «Цирк»), игры-путешествия («По родному краю», «В теплые страны», «По сказкам», «Путешествие в зимний лес», «Путешествие на север» и др.), игры по сказкам.
Для каждой темы игры определить цели и содержание. Например, цель игры «Строитель»: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержание этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн, постройки и сдача объекта. Была спланирована предметно-игровая среда и спроектирована перспектива ее развития.
Больше внимания уделялять организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно «Телевидение», «Исследователь», «Редакция журнала (газеты)», «Корпорация «Билайн», «Химчистка», «Дизайнерская студия», «Банк». Можно спланировать пополнение и обновление предметно-игровой среды для большинства запланированных игр.
Атрибутика для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в связи с их особенностями восприятия окружающей действительности должно быть более детализирована. Например, для игры «Экологи» можно предлагать детям планы, карты, схемы местности, экологические знаки, «Красная книга», набор «Лаборатория», паспорта на различных животных и растений и т.д., а для «Дизайнерской студии» - альбомы по оформлению интерьеров, образцы тканей, обоев, краски, декоративные украшения, альбомы по флористике, фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений и др.
Большая часть оборудования для сюжетно-ролевых игр комплектовать по коробкам, сделать надписи с названием игры и картинки, обозначающие ее тематику. Таким образом, дети будут иметь возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, остаются на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохраняется интерес. Затруднения, а иногда и конфликтные ситуации, использовать для того, чтобы учить детей разрешать их сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Мобильность создаваемой предметно-игровой среды позволит детям ее трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. В то же время большое внимание уделять функциональной надежности и безопасности среды. Современное оборудование и игровой материал должен соответствовать эстетическим требованиям.
При этом по ходу реализации примерного плана после окончания каждого игрового процесса вместе с детьми в непринужденной обстановке провести анализ характера их игрового взаимодействия: выявить свои минусы и плюсы, обсуждать проблемные ситуации, возникшие у детей в игре, и совместно принимать их правильные решения.
После проявления самостоятельности детей в играх: знаний правил; умения организовывать обстановку для игры; умения распределять роли и выполнять их; умения подчиняться установленным правилам; умения разрешать конфликтные ситуации; умения согласовывать свои действия друг с другом.
Дети будут принимать активное участие в игровой деятельности, сюжеты которой самостоятельно развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, просмотре диафильмов, в полной мере использования предметно-игровой среды.

Таким образом, предметно-игровая среда при соблюдении следующих психолого-педагогических условий стимулирует детей к развитию высокого уровня игровых умений в игровой деятельности:
целенаправленной организацией предметно-игровой среды в соответствии с принципами: активности; стабильности - динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциональности; закрытости - открытости учета половых и возрастных различий; современности и наукоемкости; вариативности и обогащенности, функционального комфорта; надежности и безопасности;
обеспечении безопасной предметно-игровой среды для жизни и здоровья ребёнка;
реализации личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребёнка;
обеспечении своевременной трансформации предметно-игровой среды с учетом изменения жизненного и игрового опыта детей, а также нового содержания и усложняющегося уровня игровых умений;
организации непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно организовывать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу;
создании условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них, в зависимости от своих интересов и желаний, а также эмоционального состояния, мог найти себе удобное и комфортное место;
обеспечении качества и оптимального количества игр, игрушек, игрового оборудования;
представлении детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др.;
обеспечении доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребёнка;
ведущей роли педагога, который создает предметно-игровую среду, организует ее направляющее воздействие, поддерживает познавательную активность детей, направленную на освоение и преобразование предметно-игровой среды.
Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:
учитывать закономерности развития игровой деятельности,
соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов;
носить развивающий характер,
соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребёнка, т.е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.

6. Список использованной литературы.

1. Епончинцева Н.Д. Организация развивающей среды в ДОУ / автореф. дис. конд. пед. наук. Белгород: БГУ, 2001. 23 с.
2. Зайцев С.В. Школа оценки дошкольной среды / разработана в соответствии с программой «Сообщество». М., 2000. 12 с.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник. 6-е изд., испр. М.: Академия, 2006. 416 с.
4. Коменик Н.П. Самовоспитание детей старшего в творческой сюжетно-ролевой игре / автореф. дис. на соиск. учен. степ. конд. психол. наук. М.: МПГУ, 2000. 18 с.
5. Максимова Г.Ю., Русова Л.Г. Предметно-пространственная игра в контексте отечественной педагогики развития (в дошкольном проекте программы «Сообщество»). Актуальные проблемы педагогики: сб. научных трудов. Вып. 4. Владимир: ВГПУ, 2000. С. 35-40.
6. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации. М.: Центр инноваций в педагогике. 1995. 64 с.Уголок театральной деятельности у детей первой младшей группы

На основе проведенного исследования нами был разработан ряд рекомендаций по совершенствованию комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ.

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации всех образовательных областей в образовательном процессе, включающем: совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

  • 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  • 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  • 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  • 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности необходимо оборудовать уголок экспериментирования, в который входит образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические (наглядные) модели, иллюстрированные схемы-таблицы, графические "лабиринты", условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.), нормативно-знаковый (наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.)
  • 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы
  • 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  • 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  • 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

В ходе проектирования предметно-развивающей среды в ДОУ должны быть решены следующие задачи:

Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках основной образовательной программы ДОУ;

Организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

Создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

Комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

Содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;

Приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Работа начинается с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

В ходе реализации проекта педагоги выступают в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых.

Зонирование помещений решается таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства должны быть сформированы разные центры.

Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в каждой группе устанавливаются так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер каждого помещения.

Можно создать следующие игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:

· сюжетно-ролевых игр "Мы играем";

· сенсомоторного развития "Мир под рукой";

· уединения "Мой маленький домик";

· безопасности;

· конструирования "Маленькие строители";

· физкультурно-оздоровительный "Мы - спортсмены";

· театрализованный "Играем в театр";

· краеведения;

· творчества "Талантливые пальчики";

· музыкальный;

· развития речи "Будем говорить правильно";

· групповой библиотеки "Здравствуй, книжка!";

· песка и воды;

· природы "Юные экологи";

· экспериментирования "Юные исследователи";

· развивающих игр "Эрудиты".

Например, собранные в центре "Эрудиты" развивающие игры направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания (например, игры "Сложи узор", "Логический поезд", блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.).

Группы оснащены магнитными досками, современными коврографами (полотно из ковролина, разлинованное на клетки), созданными руками педагогов.

Игра - отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в центре сюжетно-ролевых игр "Мы играем" игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресло, игрушки, уголок ряженья).

Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды учитываются интересы мальчиков и девочек, подбираются необходимые атрибуты для полоролевых игр.

Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.

Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. В интерьере всех возрастных групп будет сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды.

При оформлении ДОУ учитывается мнение воспитанников, используются работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс оформления среды способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создается при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить.

Таким образом, преимущество создаваемой среды в том, что появляется возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивает разнообразие предметного содержания, доступность и удобство размещения материалов. Воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети будут создавать, и выполнять много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

Проанализировав полученные в ходе эмпирического исследования данные, мы пришли к выводу о том, что сюжетно-ролевые игры детей характеризуются средним уровнем развития, бедны по содержанию и тематике. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий. Следовательно, необходимо предпринять меры, способствующие повышению уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников.