Вредные привычки у детей: как отучить? Как отучить ребенка от плохих привычек Как отучить ребенка от вредной привычки комаровский.

Церковные праздники

Для начала перечислим, чего делать точно нельзя: кричать, наказывать и запугивать страшными последствиями. Что же до объяснений, стоит попробовать, но эффект от таких бесед будет нестойким. Как отучить ребенка от вредных привычек и не обидеть его? Только заинтересовав малыша. Чем? Конечно, игрой!

ПРОБЛЕМА: грызет ногти, сосет палец

Отучающие игры

«Сбей микроба - заработай приз».
Бороться с особенностями своего поведения дошколенок не будет никогда. А вот с вредными монстрами - с большим удовольствием! Сделайте забавный яркий плакат - своеобразную карту сражений вашего героя. Например, за один день, проведенный без обкусанных ногтей, ребенок может закрасить черной краской пару страшных монстров-микробов. Если вы живете на даче, плакаты можно прикрепить к дереву и смывать «ужастиков» водяным пистолетом. Можно пририсовывать золотые медали - за каждый день, в который ни один из пальцев не пострадал.

Чтобы "битва" не наскучила, договоритесь с малышом, какое количество виртуальных медалей он сможет обменять на реальный приз, например новую игрушку или поход в парк развлечений.

«Подружись с пальчиком».
Ведь друзей не грызут! Придумайте каждому пальчику имя, характер, любимые занятия. Постройте для «братцев» домик, «выдайте» каждому по машинке. Для того из них, кто чаше всего оказывается во рту, стоит сшить яркую панамку и юбочку (рубашку). Для детей постарше можно обыграть сюжет сказки про Мальчика-с-пальчик или гномиков. Для малышей подойдут любые пальчиковые потешки.

«День красивых рук».
Поиграйте в салон красоты, а еще лучше - сходите в настоящий салон. Пусть малышу сделают маникюр (девочкам можно покрыть ногти детским лаком). Ребенку будет жалко портить такую красоту.

«Обмани привычку».
«Понаблюдайте, в какой ситуации ребенок чаше всего сует руки в рот. Может быть, это происходит на пике переживаний за судьбу героя мультика?

В такие моменты быстро подсовываем отпрыску нечто, что можно безопасно мять, крутить, катать (кубик Рубика, небольшой яркий мячик и т. п.). Руки будут заняты, и привычка постепенно вытеснится. Таким образом, вы узнаете, как отучить ребенка от вредных привычек.

ПРОБЛЕМА: разбрасывает игрушки

Отучающие игры

«Полезное разбрасывание».
«Не пытайтесь заставить ребенка убирать за собой. Лучше поставьте для мишек, мячиков и других небьющихся игрушек яркие разноцветные коробки (корзины). Каждый вечер вместе убирайте детскую, устраивая семейное состязание в метком забрасывании игрушек. Тот, у кого на место "спланирует" больше всего предметов, награждается званием меткого стрелка и маленьким призом.

«Ночной дозор».
Маленькие обожают сортировать все на свете по цвету, размеру и т.п. Нарисуйте вместе яркие таблички - напоминалки и наклейте их на коробки и ящики с малышовыми игрушками. Табличку с машинкой - на игрушечный гараж, портрет любимого зайца - на корзинку. Вечером вручите коробку «для заблудившихся» и попросите «арестовать» всех зверушек, которые в такой поздний час не на своем месте. Задание будет выполнено с восторгом!

«Аккуратные» сказки.
Игры из серии «два в одном»: позволяют совместить уборку и вечернюю сказку. Ужасно скучно наводить порядок в конце дня, когда игры закончились и пора ложиться в постель. Зато, как интересно послушать, и вместе с мамой разыграть историю о трех смелых куклах, отправившихся прогуляться до Большою Шкафа; о машинках, устроивших скоростное ралли до «гаража» - коробки; и о разноцветных деталях конструктора, поспоривших, кто из них быстрее сложится в самую высокую башню... Спустя некоторое время уборка станет для малыша привычным ритуалом, который захочется повторять каждый вечер.

«Игрушки обиделись».
Не стоит угрожать: «Сейчас выброшу твой конструктор!»
«В ответ у ребенка выработается отвращение к уборке или он привыкнет пропускать ваши замечания мимо ушей. Маленький человек должен знать о негативных последствиях своих поступков. Когда сын или дочь со слезами требует найти куклу или солдатика, "погребенного&quo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как избавить ребенка от вредной привычки"

«Как избавить ребенка от вредной привычки» - один из самых частых вопросов, с которым обращаются к психологу родители. Что же представляют собой вредные привычки и какова природа их происхождения? Мно...

КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ ВРЕДНОЙ ПРИВЫЧКИ?

Привычки отличаются большой устойчивостью. В этом их ценность (если речь идет о полезных) и в то же время именно этим свойством определяют трудности, когда надо избавиться от нежелательной. К. Д. Ушин...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК:грызет ногти, сосет палец, разбрасывает игрушки.

Для начала перечислим, чего делать точно нельзя: кричать, наказывать и запугивать страшными последствиями....

Вредные привычки у ребенка - сосание пальца

Вопрос о том, что является вредными привычками, - один из самых спорных. Одни родители считают недопустимым, чтобы ребенок смотрел телевизор, другие садят перед телевизором ребенка с самого раннего возраста «чтобы не мешал»; одни не дают ребенку конфеты – другие не видят в конфетах ничего страшного; некоторые категорически запрещают пить «Кока-Колу» и есть в «МакДональдсе», тогда как, другие каждый день вечером привозят оттуда еду.

Вредные привычки у ребенка

Но мы сегодня поговорим о двух вредных привычках, которые практически ни у кого не вызывают сомнений в их «вредности». Это привычка сосать палец и привычка грызть ногти. Даже у людей без специальных знаний возникают ощущения, что эти привычки похожи друг на друга и каким-то образом взаимосвязаны. И, действительно, не всегда, но часто одна плавно перетекает в другую. Ведь практически не существует 10-летних детей сосущих палец, но зато существуют даже взрослые, грызущие ногти.

Проявление вредных привычек у ребенка

Для того чтобы понять, как бороться с этими привычками, сначала попытаемся понять почему и как они возникают, ведь лучший способ борьбы с вредными привычками- это не допустить их появления, то есть профилактика.

Сейчас возрождается представление о грудном вскармливании как о необходимом процессе в развитии ребенка. Но, когда люди вспоминают «хорошо забытое старое», появляются преувеличенные ожидания позитива от этого самого «старого». Представление о том, что ребенок получает с грудным молоком не только молоко, но и момент «успокоения и умиротворения» абсолютно верно, но тут главное не забывать, что уже у ребенка 18 месяцев должны быть сформированы способы успокоения, не связанные со ртом. И чем старше ребенок становится, тем меньше должно возникать ситуаций, когда мать успокаивает ребенка с помощью процесса сосания. Это касается и всевозможных «сосок с компотиком» и пустышек. Если мамы, дающие соску для успокоения в 2,5 года, подозревают, что поступают не совсем правильно, то мамы, успокаивающие детей с помощью «натуральной груди», искренне убеждены что совершают благо.Чем дольше ребенка успокаивают через сосательный процесс, тем тяжелее оторвать его от такого способа успокоения. Отсюда вытекает вероятность того, что у ребенка разовьется одна из следующих вредных привычек - сосание пальцев, употребление пищи как успокоительного (склонность к перееданию, а значит к ожирению) и, наконец, привычка грызть ногти.

Как ни странно, часто, к 5-6-летнему возрасту дети, которых «недокормили» грудью и дети, которых «перекормили» грудью имеют одни и те же способы успокоения - руки возле рта. И, если сосание пальцев самостоятельно уходит к старшему возрасту, то привычка грызть ногти и успокаиваться едой часто остается на всю жизнь, иногда трансформируясь в курение, которое невозможно вылечить никотиновым пластырем, потому, что главное в ней – предмет во рту. А как много учеников старших классов, которые грызут ручки, да и взрослых, у которых эта вредная привычка имеет те же корни. Поэтому маме младенца стоит осознавать, что не стоит слишком часто эксплуатировать волшебную способность сосания успокаивать ребенка после 1,5 лет.

Надо осознанно делать упор на такие способы успокоения, как телесный контакт, поцелуи, песни, стихи и сказки, рассказанные особыми интонациями. Все это поможет ребенку сформировать более «взрослые» способы успокоения и умиротворения.

Вредные привычки у ребенка - грызть ногти

Что делать, если у ребенка уже есть вредная привычка?

Во–первых, если мама твердо решила бороться с вредной привычкой, она должна максимально понизить стрессовую ситуацию в жизни ребенка. Нельзя одновременно бороться с вредной привычкой и приучать к горшку, бороться с вредной привычкой при переезде на новое место жительство, или адаптации к детскому садику. Один стресс, наложенный на другой, даст отрицательную реакцию и возможно закрепит привычку еще больше. Во-вторых, следует увеличить телесный контакт с ребенком (но не совместное засыпание в одной кровати) и вербальные способы успокоения (песни и сказки). В- третьих, на первых этапах избавления от вредной привычки стоит заменить руки предметами не похожими на соску, но позволяющими их сосать – чашки-непроливайки, соки с трубочкой. Увеличьте количество жидкости, потребляемой через трубочку, но она не должна быть слишком сладкой и калорийной. У детей старше 5-ти лет возможно употребление сосательных леденцов, но с жестким контролем их количества и постепенным уменьшением его.

Очень важно не ругать ребенка за вредную привычку, потому что мамин гнев автоматически повышает тревожность ребенка, а это приводит к усилению привычки. Лучше вербально игнорировать факт, но стараться мягко убрать руки ото рта ребенка. Страшные рассказы о микробах, глистах и болезнях могут только усилить тревогу ребенка, или будут вообще не услышаны.

Подобные вредные привычки достаточно тяжело ликвидировать, потому, что они имеют мощное бессознательное инстинктивное подкрепление. Гораздо легче не допустить их появления. Просто надо поступать не так как легче и комфортней в данный момент, а так как необходимо, чтобы ребенок вырос психологически здоровым.

Северенчук Наталия, психолог в Семейном Клубе «Авант»

Инструкция

Причиной появления вредных привычек считается внутреннее нервное напряжение. С помощью таких действий пытается успокоиться. Возникновение таких привычек происходит в раннем возрасте от чувства страха или одиночества. Когда ребенок оставался один, он искал успокоения - теребил волосы, грыз ногти, ковырялся в носу и т. д. Поэтому не ругайте за такие действия.

Ваше вмешательство способно лишь усилить нервное напряжение. Переключайте внимание ребенка на новые, интересеные для него вещи, книжки. Лучшая борьба с привычками - формирование новых, полезных . К тому же, если его постоянно одергивать, навязчивые действия могут закрепиться, и он будет пользоваться ими каждый раз, когда нужно привлечь внимание родителей.

Для борьбы с привычками ипользуйте игры, дети лучше всего восприимают такие методы. Если сформировалась вредная привычка грызть пальцы - «познакомьте» с ними и обьясните значение каждого из них. После того как он начнет воспринимать пальчики своими друзьями, желание сунуть их в рот и причинить им боль значительно уменьшится. Для детей помладше нужно найти альтернативу - если вы заметили, что ребенок собрался погрызть пальцы, дайте ему в руки какую нибудь яркую игрушку. Переключайте его внимание с этой привычки, постепенно потребность в ней иссякнет.

Так как внутреннее нервное напряжение чаще всего возникает в результате дефицита внимания, недостатка ласки и физического контакта с родителями, уделяйте ребенку как можно больше времени. Создайте дома атмосферу комфорта и безопасности, не разгововаривайте в присутствии малыша на повышенных тонах. Почаще берите его на руки, обнимайте и целуйте - ребенок должен постоянно ощущать вашу любовь.

Нервное напряжение помогают снять ритмичные движения. Если ребенок еще маленький, укачивайте его перед сном и включайте тихую ритмичную музыку. Приобретите комнатные качели и ежедневно качайте малыша по 15-20 минут в день. Детям постарше можно каждый день прыгать со скакалкой или танцевать вместе с родителями.

Вредные привычки в семье, приносят вред как родителям, так и детям. Как бороться с вредными привычками и искоренить их?

Инструкция

Сначала членам семьи необходимо осознать проблему, ведь многие люди, пренебрегающие советами о здоровом образе жизни, заводят семьи и под влияние пагубных привычек попадает вся семья. У детей с ранних лет формируется положительный настрой к нездоровым пристрастиям родителей и становится для них нормой.

Супруги могут распланировать всю свою жизнь, покупку новой квартиры, отдых за границей, могут обещать себе, завязать с вредными привычками, когда захотят иметь детей. Но случается так, что ребенок может родиться и незапланированным. Представьте, сколько вреда вы нанесете плоду за первый месяц, пока еще не станет известно о наступлении беременности. Известно, что алкоголь и никотин снижает активность и качество половых клеток, как у мужчин, так и у женщин. И в тот момент, когда вы решите завести ребенка, у вас просто не получится. Как итог, неприятное лечение, постоянные ссоры и обвинения друг друга, масса различных проблем, которые негативно скажутся на супружеских взаимоотношениях.

Подумайте, как вы влияете на собственных детей. Ведь они стремятся во всем подражать родителям, а наблюдая за тем, как отец или мать курят, пьют, побудит их в дальнейшем выбрать эти пагубные занятия, вместо здорового образа жизни. Подавайте детям хороший пример. Дети не должны видеть вас в нетрезвом состоянии, или ощущать исходящий от родителей тошнотворный запах сигарет. Дети, должны стать главным стимулом в борьбе с вредными привычками.

Вопрос о том, что является вредными привычками, — один из самых спорных. Одни родители считают недопустимым, чтобы ребенок смотрел телевизор, другие садят перед телевизором ребенка с самого раннего возраста «чтобы не мешал»; одни не дают ребенку конфеты – другие не видят в конфетах ничего страшного; некоторые категорически запрещают пить «Кока-Колу» и есть в «МакДональдсе», тогда как, другие каждый день вечером привозят оттуда еду.

Вредные привычки у ребенка

Но мы сегодня поговорим о двух вредных привычках, которые практически ни у кого не вызывают сомнений в их «вредности». Это привычка сосать палец и привычка грызть ногти. Даже у людей без специальных знаний возникают ощущения, что эти привычки похожи друг на друга и каким-то образом взаимосвязаны. И, действительно, не всегда, но часто одна плавно перетекает в другую. Ведь практически не существует 10-летних детей сосущих палец, но зато существуют даже взрослые, грызущие ногти.

Проявление вредных привычек у ребенка

Для того чтобы понять, как бороться с этими привычками, сначала попытаемся понять почему и как они возникают, ведь лучший способ борьбы с вредными привычками- это не допустить их появления, то есть профилактика.

Сейчас возрождается представление о грудном вскармливании как о необходимом процессе в развитии ребенка. Но, когда люди вспоминают «хорошо забытое старое», появляются преувеличенные ожидания позитива от этого самого «старого». Представление о том, что ребенок получает с грудным молоком не только молоко, но и момент «успокоения и умиротворения» абсолютно верно, но тут главное не забывать, что уже у ребенка 18 месяцев должны быть сформированы способы успокоения, не связанные со ртом. И чем старше ребенок становится, тем меньше должно возникать ситуаций, когда мать успокаивает ребенка с помощью процесса сосания. Это касается и всевозможных «сосок с компотиком» и пустышек. Если мамы, дающие соску для успокоения в 2,5 года, подозревают, что поступают не совсем правильно, то мамы, успокаивающие детей с помощью «натуральной груди», искренне убеждены что совершают благо.Чем дольше ребенка успокаивают через сосательный процесс, тем тяжелее оторвать его от такого способа успокоения. Отсюда вытекает вероятность того, что у ребенка разовьется одна из следующих вредных привычек — сосание пальцев, употребление пищи как успокоительного (склонность к перееданию, а значит к ожирению) и, наконец, привычка грызть ногти.

Как ни странно, часто, к 5-6-летнему возрасту дети, которых «недокормили» грудью и дети, которых «перекормили» грудью имеют одни и те же способы успокоения — руки возле рта. И, если сосание пальцев самостоятельно уходит к старшему возрасту, то привычка грызть ногти и успокаиваться едой часто остается на всю жизнь, иногда трансформируясь в курение, которое невозможно вылечить никотиновым пластырем, потому, что главное в ней – предмет во рту. А как много учеников старших классов, которые грызут ручки, да и взрослых, у которых эта вредная привычка имеет те же корни. Поэтому маме младенца стоит осознавать, что не стоит слишком часто эксплуатировать волшебную способность сосания успокаивать ребенка после 1,5 лет.

Надо осознанно делать упор на такие способы успокоения, как телесный контакт, поцелуи, песни, стихи и сказки, рассказанные особыми интонациями. Все это поможет ребенку сформировать более «взрослые» способы успокоения и умиротворения.

Что делать, если у ребенка уже есть вредная привычка?

Во–первых, если мама твердо решила бороться с вредной привычкой, она должна максимально понизить стрессовую ситуацию в жизни ребенка. Нельзя одновременно бороться с вредной привычкой и приучать к горшку, бороться с вредной привычкой при переезде на новое место жительство, или адаптации к детскому садику. Один стресс, наложенный на другой, даст отрицательную реакцию и возможно закрепит привычку еще больше. Во-вторых, следует увеличить телесный контакт с ребенком (но не совместное засыпание в одной кровати) и вербальные способы успокоения (песни и сказки). В- третьих, на первых этапах избавления от вредной привычки стоит заменить руки предметами не похожими на соску, но позволяющими их сосать – чашки-непроливайки, соки с трубочкой. Увеличьте количество жидкости, потребляемой через трубочку, но она не должна быть слишком сладкой и калорийной. У детей старше 5-ти лет возможно употребление сосательных леденцов, но с жестким контролем их количества и постепенным уменьшением его.

Очень важно не ругать ребенка за вредную привычку, потому что мамин гнев автоматически повышает тревожность ребенка, а это приводит к усилению привычки. Лучше вербально игнорировать факт, но стараться мягко убрать руки ото рта ребенка. Страшные рассказы о микробах, глистах и болезнях могут только усилить тревогу ребенка, или будут вообще не услышаны.

Подобные вредные привычки достаточно тяжело ликвидировать, потому, что они имеют мощное бессознательное инстинктивное подкрепление. Гораздо легче не допустить их появления. Просто надо поступать не так как легче и комфортней в данный момент, а так как необходимо, чтобы ребенок вырос психологически здоровым.

Северенчук Наталия, психолог в Семейном Клубе «Авант»

Часто дети перенимают от родителей их вредные привычки. Любовь к мобильным телефонам, привычка опаздывать или есть перед телевизором – лишь некоторые из них. Бороться с такими привычками можно и нужно. Один из способов – учитывать возрастные особенности ребенка.

Анастасия Шакирова

детский психолог

«Дети до шести лет более внушаемы, родители являются для них абсолютным авторитетом, которому пока не противостоит мнение общества, с их вредными привычками бороться проще всего. В 6-7 лет детям кажется, что они и сами знают, как все делать правильно и неправильно, но слово папы и мамы еще имеет вес. Но чем старше становится ребенок, тем больше он отрицает требования родителей, а многие привычки приносит «с улицы». В этом случае помогут лишь действия»

Дети от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыши, как губка, впитывают все, что видят. Стоит только ребенку увидеть, как папа раскидывает носки, как ему тоже захочется попробовать.

– Если ребенок заметил, как вы сделали что-то неправильно (например, выругались), то нужно громко объяснить малышу – так делать нельзя, это плохо, – советует психолог. – Кроме того, в этом возрасте для детей важно, что подумает «тетя врач», «дядя полицейский», бабушка или мама с папой. Нужно понять, кто является для ребенка авторитетом, и сказать, что он не одобрит плохое поведение малыша.

Например, ижевчанка Алиса, которая воспитывает 5-летнюю дочку, отучила ее таким образом от планшета.

– Оля часами напролет играла за планшетом, – рассказала она. – Отобрать его я не могла – ведь мы с мужем тоже постоянно за ноутбуками. Тогда я вспомнила, что дочка не любит болеть и уважает врачей. Мы сходили к окулисту, который сказал, что играть за планшетом нужно не больше 20-30 минут в день, иначе у Оли заболят глазки. Теперь, когда она не хочет отдавать гаджет, я вспоминаю про «тетю врача», и дочка слушается и не спрашивает, почему папа и мама сидят за компьютерами, а она – нет.

Большинство бытовых привычек дети перенимают от папы. А вот поведенческие (эмоциональные) привычки обычно берут от мамы

Дети от 6 до 12 лет

В этом возрасте дети уже способны анализировать ситуацию, но по-прежнему боятся разозлить или расстроить родителей.

– Важно, чтобы ребенок понимал, что у каждого действия есть последствия, – объяснила психолог. – И что родители тоже несут ответственность за свои дурные привычки. Поэтому нужно рассказать, что мама и папа получают выговор за то, что опаздывают, ругаются или сплетничают. Или на своем примере показать, что за его поведение его могут поругать. Это будет достаточно веским аргументом.

Например, Ирина, мама 8-летнего Гриши, заметила, что ее сын стал неряшливым и несобранным.

– Придет вечером после футбола, вещи раскидает, сядет за компьютер – и все, ни ужинать не идет, ни уроки делать, – рассказала женщина. – Я поняла, что Гриша один в один, как его папа – тот после работы также раскидывает вещи. Придет с работы, и к ноутбуку. Теперь, когда муж кидает вещи куда попало, я прошу его убрать их. А Гриша, который боится, что ему тоже «попадет» от меня, стал старательнее убирать одежду и следить за порядком в своей комнате.

Дети от 12 лет и старше

В этом возрасте характер подростка уже сформирован. Подросток уже не боится недовольства родителей, и повлиять на него можно только действиями, а не словами.

– Если вредная привычка есть только у ребенка, а у родителей ее нет, то избавиться от нее можно с помощью системы «поощрений и наказаний». А если родители сами «не безгрешны», то отучить чадо они не смогут – в этом возрасте действия значат больше, чем слова. И упрек со стороны ребенка – «я делаю, как ты» – будет вполне законен.

Светлана, мать 14-летней Нади, несколько лет пытается отучить ее есть перед компьютером.

– В комнате постоянно бардак, пахнет едой, а на полу крошки, – сетует женщина. – Ругать бесполезно – ее отец тоже ест перед телевизором, и она ссылается на него. Недавно я ей сказала – пусть ест у себя в комнате, но при этом полностью убирается сама: и шторы стирает, и окна моет, и уборку делает. С тех пор она ужинает на кухне.

По мнению психологов, 90% наших привычек формируется до 25 лет, однако реально повлиять на них можно лишь до 18 лет

Какие еще детские привычки формируют родители?

В возрасте с 3 до 7 лет, если ребенку не хватает внимания и тепла от родителей, он начинает тянуть пальцы в рот. Таким образом ребенок сбрасывает напряжение. Чтобы помочь, нужно понять, что его беспокоит, или заменить привычку на что-то более допустимое, например, предложить ребенку делать что-то руками, когда он нервничает (собирать мозаику, играть с мелкими предметами, перебирать их).

В подростковом возрасте в привычке «сосать пальцы, грызть ногти» психологи также видят тревожность, напряженность и скрытую агрессию. Чтобы отучить подростка от этой привычки, научите правильно выражать эмоции, особенно гнев и агрессию.

Привычка шмыгать носом (подергивать плечом, покашливать и др.)

Навязчивые движения, которые повторяет ребенок, часто говорят о нервном тике. Появиться может из- за черепно-мозговой травмы или стрессовой ситуации – например, развода или серьезного конфликта в семье. Тики исчезают во время выполнения интересного задания, которое требует полной сосредоточенности. Для долгосрочного лечения нужно обратиться к неврологу

Привычка болеть

В семьях, в которых родители часто ругаются из-за мелочей, дети (как правило, до 6-7 лет) могут болеть чаще, чем в других. Простуда, заикание, астма, аллергия, и др. являются для ребенка способом объединить маму и папу, «сплотить» их вокруг себя. Меньше ссорьтесь при детях, и они почувствуют себя лучше.

Часто детям достаются те черты, которые родители хотят искоренить друг в друге. Например, если жену раздражает нежелание мужа делать что-то по дому или неряшливость, но она не может его переделать, то она «перекидывает» раздражение на ребенка. В этом случае она более активно запрещает что-то малышу. Однако агрессивные запреты (не делай, иначе будешь наказан) наоборот привлекают внимание ребенка к привычке и «закрепляют» ее. В результате малыш начинает чаще ее повторять.

Виды вредных привычек у детей

Пищевые

Например, обжорство. Если ребенку не хватает любви, заботы и понимания, он начинает «заедать» стресс. Еда помогает ему чувствовать себя лучше и действует, как наркотик.

Поведенческие

Например, болтливость. Дети либо копируют привычку у родителей, либо она развивается из-за нехватки внимания со стороны взрослых. Привычки формируются в 2,5-14 лет.

Бытовые

Например, поздно ложиться спать. Формируются из-за условий, в которые попадает человек: режима дня, окружения, стрессов и др. «Обновляются» в течение жизни.