Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности консультация на тему Методика формирования экологического образования средствами изобразительного искус

День рождения
  • Головнева Елена Вениаминовна , доктор наук, профессор, заведующий кафедрой
  • Стерлитамакский филиал, Башкирский государственный университет
  • ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В статье рассматривается роль изобразительного искусства в решении задач экологического воспитания детей. Подчеркивается необходимость формирования гуманистически ориентированного общественного сознания у человека с детства.

  • История создания и организации учебно-воспитательного заведения благородных девиц
  • Формирование основ нравственности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы
  • Формирование экологической культуры современной молодежи на примере города Белгорода
  • О методах проведения занятий по изобразительному искусству в школах

Задача экологического воспитания подрастающего поколения является в настоящее время одной из актуальных проблем, стоящих перед современным миром. Это связано с развитием научно-технического прогресса, который способствовал истощению и загрязнению природной среды, обострением противоречий общества и природы, проявлением подчас достаточно жестокого отношения человека к природе. Разрешение этих проблем ученые, педагоги-практики связывают с необходимостью формирования гуманистически ориентированного общественного сознания у человека с детства. Необходимо развивать у подрастающего поколения чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы родного края.

Как показывают психологические исследования Выготского Л. С., Запорожеца А. В., Поддьякова Н. Н. и других в период дошкольного возраста наблюдается интенсивное развитие личности посредством освоения разных видов деятельности; становление целостности сознания, отражающее единство эмоциональной и интеллектуальной сфер. Художественно-эстетическая деятельность в этом плане выступает эффективным средством его воспитания и развития.

В этот возрастной период у детей можно сформировать нормы и правила поведения в природе; позитивное отношение растущего человека к живому, природе, родному краю; создать условия для познания среды обитания и окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников представлено в исследованиях Н. Ф. Виноградовой, Т.А. Виноградовой, С. Д. Дерябо, Я. Ю. Ивановой, Т. А. Марковой, С. Н. Николаевой, Т. И. Петровой, С.С. Петрова .

Исследования по развитию детского изобразительного творчества проводились Н. Э. Асадуллиной, Р.Ф. Берзиной, В. Б. Косминской, О.В. Пачгановой., Э.Э. Пурик, Е. А. Флериной. Над решением задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства работали: Л.В. Компанцева, Т.А. Копцева. Исследователи отмечают, что произведения изобразительного искусства имеют огромную ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значениях и являются значимым средством экологического воспитания детей.

Как показывает практика, вопросам экологического воспитания средствами изобразительного искусства у дошкольников отводится в детских садах скромное место. Педагогами недооценивается роль использования произведений изобразительного искусства в экологическом воспитании детей. Это свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Изобразительные искусства в энциклопедии определяются как раздел пластических искусств, который объединяет живопись, скульптуру и графику . Живопись занимает важное место в развитии дошкольников и используется в качестве средства экологического воспитания. Как один из видов искусства, живопись отражает создание художественных образов с помощью красок. Использование разных средств выразительности: цвет, пятно, мазок, контраст помогают художнику передавать живую реальность вещей, свет, воздух, характер людей, изображенных на картине.

По мнению Н. П. Костерина, изобразительная деятельность знакомит детей с особенностями художественного языка, способствует познанию окружающего мира; развивает у ребенка эстетическое чувство, зрительное восприятие, воображение, чувство красоты цвета, формы, движений, пропорций, необходимое для понимания искусства; творческие способности; умения наблюдать, анализировать; воспитывает художественный вкус, волевые качества .

Формы работы в детском саду по решению задач эстетического и экологического воспитания разноообразны - знакомство с произведениями искусства, экскурсии и беседы, направленные на приобщение детей к искусству; беседы о средствах изображения; создание эстетически организованной среды, выставки репродукций картин известных художников, выставки детских работ, посещение картинной галереи, а также организованная самостоятельная деятельность, где каждый ребенок может проявить инициативу, реализовать свои возможности.

Для решения задачи формирования представлений детей о прекрасном в природе Л. В. Компанцева рекомендует тщательно отбирать произведения изобразительного искусства, поскольку репродукции картин или иллюстрации о природе помогают педагогу добиться выразительности детских рисунков, пробудить эстетические чувства и желание выразить свои переживания в рисунке; понять красоту родного края .

Для этого возраста характерны эмоциональная непосредственность, повышенный интерес к окружающему, умение удивляться при встрече с прекрасным. Ребенок учится анализировать жизненные явления с их воспроизведением в изобразительном искусстве, изучать объект с разных сторон.

Многократное рассматривание помогает увидеть новые черты предметов и явлений, представленные на иллюстрациях, картинах, которые им ранее не воспринимались. Большую роль в этом имеет педагогическое руководство, которое побуждает их выразить эстетические эмоции, чувства в рисунке. Если в пять лет ребенку понятны иллюстрации, несложные репродукции, отмечает Компанцева Л.В., то на шестому году педагог использует не только иллюстрации, но и репродукции с картин, которые помогают осмыслить их содержание. Это способствует накоплению и обогащению чувственного опыта . Особо значимы здесь посещение музея или картинной галереи, экскурсии. Педагог стремится развивать у детей умение любоваться природой, видеть красоту пейзажа.

Художественные средства помогают передать определенный колорит пейзажа. Колоритом Э. Э. Пурик называет все богатство цветовых оттенков картины, ее цветовой строй. Слово «колорит» происходит от латинского слова «колор», которое означает «цвет». Колорит картины может быть теплым, если в нем преобладают теплые тона (красные, желтые, оранжевые). Колорит называют холодным, если в нем преобладают холодные тона (синие, зеленые, фиолетовые). Художник в своем произведении не просто передает краски природы, он выражает определенное настроение через цвет. Холодный колорит вызывает у зрителя грустное настроение, навевает печаль. Теплый колорит - более веселый и жизнерадостный. .

Работа педагога, направленная на включение детей в образовательную деятельность по развитию эстетического восприятия дошкольниками пейзажей, наблюдение за окружающей природой родного края, рассматривание репродукций и иллюстраций, беседы, способствует развитию детского творчества и выражаются в детских рисунках, в которых ребенок начинает выражать свое отношение к окружающей его природной среде. Овладевая элементарными навыками, умениями в области рисования ребенок приобретает опыт творческой изобразительной деятельности.

Изобразительное искусство, а также изобразительная деятельность детей помогает педагогу решать задачи гармоничного развития детей, формировать ценностное отношение к окружающему миру и природе родного края.

Список литературы

  1. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 2005. – 96 с.
  2. Копцева Т. А. Природа и художник // Ребенок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 71-78.
  3. Костерин Н. П. Учебное рисование: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
  4. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 7. Жа-Ит. – М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2015. – 256 с.
  5. Петрова Т.И., Петров С.С. Формирование экологической культуры у детей // Наука, образование и инновации: Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред.: Сукиасян А.А. – 2015. – С. 168-170.
  6. Пурик Э. Э., Асадуллина Н. Э. Изобразительное искусство: учебник для уч-ся 3-4 кл. общеобразовательных учреждений РБ / под ред. Э. Э. Пурик. – Уфа: Китап, 2013. – 216 с.





Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогические особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста. 2. Рассмотреть изобразительную деятельность как одно из средств экологического воспитания дошкольников. 3. Изучить методику использования изобразительной деятельности в экологическом воспитании дошкольников. 4. Провести анализ опыта работы педагогов по использованию изобразительной деятельности как средства экологического воспитания. 5. Выяснить роль изо деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников с помощью педагогического эксперимента.


Для анализа опыта педагогов использовала опыт отраженный в издании журналов «Дошкольное воспитание» за период с годов.


Всего проанализировано 68 журналов в них выявлено 53 статьи по теме экологического воспитания дошкольников из общего числа журналов, из них с содержанием материала по использованию изобразительной деятельности как средство экологического образования выявлено 21 статья, общего количества журналов.







«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

"От красоты природы- к красоте слова, музыки и живописи."
В. А. Сухомлинский

«Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена в природе и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее».
Т.С.Комарова

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребенок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным "живым" общением детей с природой, а рассматривание картин с изображением природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к животным, растениям, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.
В последнее время размышления о необходимости эстетического воспитания современного поколения все чаще встречаются на страницах газет и журналов, слышны с экранов телевизоров. Дети удаляются от природы, не замечают облаков, звезд, закатов и рассветов. А красота, мера и гармония – это три кита эстетики.
Общепедагогические основы теории и практики эстетического воспитания детей изучаются в трудах великих педагогов Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского...
Формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, формирование художественного вкуса, творческого воображения, способности к сопереживанию заложены в качестве основных в современных государственных образовательных стандартах.
Я убеждена, рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.
В своем опыте я предлагаю пути решения следующей проблемы:
- формирование эстетического отношения к природе, современного экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности
через умение видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги.
Работу осуществляю по 2-м направлениям:
1-е развитие основ художественного восприятия, ощущений и представлений детей. Прививаю детям гуманно-ценностное отношение к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность ко всем живым существам; эмоциональная отзывчивость.
2-е направление включает в себя основы художественного, творческого мышления и знаний, создание образа средствами цвета, рисунка. Умение использовать в изобразительном творчестве различные способы и техники рисования, переносить свои впечатления за наблюдениями в природе на альбомный лист.
Вся работа направлена на развитие способностей видеть и понимать красоту, гармонию и совершенство окружающей природы.
Еще В.А. Сухомлинский писал: «.... во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе.....»
В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:
- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях) ;
- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого) ;
- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе) .
Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Травку, солнышко, дождик. Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свое чувства, впечатление с помощью самых разных техник.
Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе. Но любить можно только то, что знаешь и понимаешь. Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обращают его внимание на красоту ажурной паутинки, блестящую спинку жука, необычную форму ветки, вместе любуются закатом и удивляются отражению облаков в луже, у ребенка появляется желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.
Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в изобразительной манере на своего педагога. Поэтому я на занятиях по изобразительной деятельности стараюсь не руководствоваться принципом «делай, как я», а формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи, ведь, как справедливо утверждала педагог-художник Е.К. Макарова, учитель должен развивать в себе «искусство учить не мешать. Не навязывать ребёнку своих взглядов, не считать свои представления единственно правильными... верить ребёнку, относиться к нему с «понимающей »любовью».
Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое общее и художественное развитие, я не исключаю возможности оказания мною практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т.п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.
Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим, целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться во взаимосвязи с рассматриванием картин и, как единый процесс естественно-научного и эстетического познания. Только в этом случае можно говорить об эффективности взаимодействия наблюдения и рассматривания художественных картин, о его влиянии на повышение качества и выразительности детских рисунков. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Все это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать ее явления в своем творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.
Итак, в процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.
Хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Примерное планирование мероприятий по изобразительной деятельности на учебный год
Средняя группа.

Осень.
Экологическая беседа "Откуда дождь берется?". Рассматривание картины "Дождливый день".
Рисование "Дождливый день" (гуашь).
Беседа об уборке урожая на огородах, в полях.
Экскурсия к огороду в детском саду.
Аппликация "Поможем зайчихе убрать урожай" (тележка для морковки).
Беседа о бережливом отношении к хлебу.
Рисование "Бараночки" (гуашь).
Лепка "Огурец и свекла".
Экологическая беседа "Почему нельзя засорять водоемы".
Экскурсия к пруду в поселке.
Рисование "Пруд в нашем поселке осенью" (восковые мелки).
Аппликация коллективная "Березка у пруда" (осенние листочки для березки).
Рисование "Нарисуй, как желтые и красные листья в воздухе кружатся" (гуашь).

Зима.
Беседа "Зимние фрукты". (Какие фрукты привозят к нам из жарких стран?)
Рисование "Ваза с апельсинами".
Беседа о любимых домашних животных, заботе о них.
Рисование "Мой котик" (нетрадиционная техника рисования "тычком", гуашь).
Лепка коллективная "Птицеферма" (уточки).
Раскрашивание вылепленных птичек.
Беседа о том, какую пользу человеку приносят домашние животные.
Рисование "Яички простые и золотые".
Наблюдение за аквариумными рыбками в группе, беседа об условиях их жизни, уходе за ними.
Аппликация "Рыбки в аквариуме".
Лепка "Колбаски на тарелочке для собачки".
Экологическая беседа "Нелегко птицам зимой".
Лепка "Кормушка для птиц" (глина, пшено).
Рисование "Сильный ветер спугнул птичек" (опустевшая ветка, порывы ветра; гуашь).
Беседа "Кого можно встретить в лесу зимой?".
Лепка "Белкины запасы" (орехи, грибы).
Аппликация "Пополним белкины запасы" (грибы).
Рисование "Орехи для маленьких бельчат".
Экологическая беседа "Кому от снега тепло?" (Как растения зимуют).
Рисование "На дворе белым-бело" или "Снегопад".
Аппликация "Снег-снежок" (нетрадиционная техника – аппликация из ваты на бархатной бумаге).
Лепка "Снеговик" (соленое тесто).
Рисование "Зимнее дерево".

Весна.
Беседа "Отчего снег тает?"
Рисование "Веселый ручеек".
Аппликация "Солнышко, поскорей всех ребяток обогрей!"
Рисование восковой свечой "Веселые зайчата".
Рисование "Травка для маленьких зайчат".
Аппликация "Знакомая березка у пруда" (зеленые листочки для березки).
Лепка "Мишка".
Экологическая беседа "С чем к нам весна пришла?".
Рисование акварелью "Светлый май".
Аппликация "Бабочка – красавица". Украшение силуэта.
Аппликация коллективная "Корзиночка с цветами".
Рисование пальчиками и кистью "Веселые цыплята".
Рисование "тычком" жесткой кистью "Расцвели одуванчики".

По мнениюЛ.С. Выготского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

Отчуждение детей от мира природы;

Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Составила: Ахметова Л.Ш.

По мнениюЛ.С. Выготского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

Отчуждение детей от мира природы;

Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

Изучив ряд исследований по данной теме, мы определили сущность эколого - эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского.

Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем, обогащается содержание детского творчества образами природы, в рисунках появляются новые темы. И в процессе познания природы и в процессе изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение). Именно художественная деятельность является и формой выражения, и средством воспитания.

Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами - совершенством форм, разнообразным колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам природы.

Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большее количество образов, используют более разнообразные средства выразительности.

Искусство и изобразительная деятельность самих детей поможет им закрепить пока элементарные, но нужные знания о природе, о месте и роли человека, живущего в единстве с ней. Ребёнок- художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в них явлений. В этом раскрывается творческий потенциал ребёнка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Воспитываются нравственные качества.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен в них выразить своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и поэтому их можно назвать выразительными.

Одним из самых доступных для детей средств выразительности является цвет. Использование ярких красок в разнообразных сочетаниях присуще детям, но наблюдая за цветовым разнообразием окружающего мира, во время знакомства с произведениями художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, выразительно. Через цвет они передают своё настроение и отношение к образу.

Другое чувство выразительности, используемое дошкольником – линия. Исследователи отмечают, что явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие, по его мнению, события изображает небрежной линией.

Как и взрослые дошкольники используют приём гиперболизации – преувеличение каких-то признаков. Они выделяют в изображённом предмете или явлении то, что на их взгляд, особенно значимо. Главный образ выделяется размером или цветом.

Композиция – это способ построения произведения. В рисунках дошкольников встречаются как с сюжетами, передающими развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия. Усвоив навыки композиции, ребёнок начинает чувствовать центр, стороны листа, что даёт развитие творчества.

Рисуя, ребёнок использует и такое средство выразительности как агглютинация – склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-либо частей, качеств, разных предметов (цветок с глазами и ртом, руками вместо листьев). В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур.

Творческая выразительность детских рисунков развивается под влиянием обучения. Эмоции являются движущей силой воображения, а следовательно, и выразительности детского творчества.

Мы поставили цель – способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, эстетическом, творческом плане.

В нашем образовательном учреждении работают по основной общеобразовательной «Программе воспитания и обучения в детском саду»под редакцией М.А.Васильевой и дополнительной программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Работая с детьми в соответствии с современными требованиями воспитательно – образовательного процесса нельзя обойтись без новых педагогических технологий. Среди них можно назвать развивающие игры, приёмы ТРИЗ, мнемотехника.

В нашем учреждении созданы необходимые условия для организации работы в данном направлении. Функционирует зимний сад, одно из любимых мест детей и взрослых, который привлекает изобилием экзотических декоративно- лиственных и цветущих растений, бассейном с красноухими черепахами, аквариумами с разными породами рыб, вольерами с попугаями и амадинами, террариумами со степными черепахами, морскими свинками, хомяками. В зимнем саду имеется центр экспериментирования, мини- огород на подоконнике. С огромным интересом дети знакомятся с объектами и явлениями неживой природы, представленными в «звёздной» комнате, объёмной моделью города на фоне звёздного неба и светящихся планет солнечной системы.

Изостудия находится рядом с зимним садом. Впечатления от полученной информации на занятиях и экскурсиях дети отражают в своих рисунках. Свободное пространство изостудии позволяет детям выбирать удобное место при работе – стоя у мольберта, сидя за столом, лёжа на полу. Изображение в рисунках создаётся при помощи разнообразных материалов, которые предоставляются в распоряжение детей после совместного освоения техники работы с ними.

Наши дети любят рисовать не только кистью, карандашом, но и палочкой, поролоном, пальцами, ладошками. « свечой». Используют монотипию, «кляксографию», « точечный рисунок». Интересно рисуют краской из тюбика, по мокрой бумаге. Прекрасно справляются с коллажем, « клеевым рисунком».

Для ознакомления детей с произведениями искусства различных видов и жанров используются репродукции картин известных художников, собраны тематические подборки картинок, фотографий на разные темы. Есть мини - музей, где собраны изделия мастеров народных промыслов России. Через восприятие произведений художников и скульпторов ребята учатся подмечать индивидуальные особенночти объектов, распознавать авторское видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску. Имеется и мини - библиотека в которой есть книги об искусстве, о творчестве художников, иллюстрации, альбомы по разным жанрам живописи, а также книжки-малышки, созданные детьми.

Для повышения эффективности обучения, зрительного восприятия и наглядно- образного мышления мы используем разнообразие дидактических и развивающих игр. Также постоянно действует мини-выставка работ художников и самих детей, выполненных в разных техниках. Многие рисунки наших детей можно увидеть в интерьере учреждения.

В творческом процессе огромную роль играет восприятие, поэтому всё, что окружает детей в группе: эстетический вид, предметно-развивающая среда, выставки работ детей, наблюдения живой и неживой природы отражается в рисунках детей.

Для реализации задач мы используем следующие методы и приёмы :

1- наблюдения явлений природы;

Рассматривание репродукций с картин;

Игровые приёмы с использованием кукол (карандаш, фауна, здравик, фырка)

Беседы на темы природы;

Чтение художественной литературы;

2 - обследование;

Игровые приёмы;

Экспериментирование с цветом;

Составление мнемодорожек;

Проблемные вопросы;

Вопросы для развития творческого замысла;

3 - проблемные ситуации;

Работа по неоконченному рассказу на темы природы;

Рисование музыки;

Элементы ТРИЗ и другие.

Важно отметить, что методы должны соответствовать общеё цели, специфике вида деятельности, возрастным особенностям.

Мы выделили следующие формы организации работы с детьми:

  • Занятия подгрупповые, интегрированные, комплексные.
  • Кружок.
  • Индивидуальная работа.
  • Экскурсии.
  • Праздники.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой работы с детьми. На ней дети приобретают опыт работы с материалами, способами изображения. Чем более увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют.

Интегрированное занятие отличается использованием меж предметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материалов. Предметом анализа в нём выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы (например, рассматривание такого понятия, как « настроение» через произведения живописи, музыки, литературы) .

Детям предоставляется возможность экспериментировать, искать новые пути, сравнивать, анализировать, проявлять большую самостоятельность. Эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Структура интегрированного занятия строится следующим образом:

  1. Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (« Как вы думаете, что произойдёт, если на Земле не будет воды?»)
  2. Основная часть. Поисковая деятельность детей для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе, жизни человека и в работе художника-мариниста) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
  3. Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа (дидактическая игра, рисование) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Составление конспектов, самостоятельный поиск новых оптимальных схем – моделей требуют проявления творческой активности педагога. Последовательное усвоение знаний, способов действия, сопровождаемое усложнением задач, методами и техниками в соответствии со структурой занятия, а также проведение предварительной работы благотворно влияют на формирование выразительного образа природы в детских рисунках.

Благодаря правильной организации и экологолизации развивающей среды, интеграции и системности в обучении, а также разнообразию нетрадиционных форм и методов в организованной деятельности у нас решаются главные задачи экологического и художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Кружковая работа ведётся в двух направления: 1- с детьми со слабым художественным развитием, требующих особого внимания и помощи со стороны педагога; 2- работа с талантливыми детьми строится на углублении способов изображения, на развитии творческого воображения, расширение представлений об окружающем мире, развитие творческой индивидуальности, поддерживании интересов в их развитии.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития детей и взаимодействия разных субъектов образовательной деятельности очень важно для развития детского творчества. Решая единые задачи, предъявляя единые требования к детям, преследуя единую цель, мы помогаем детям раскрыть своё творческое «Я». Совместно с воспитателями проводятся экскурсии в парк, на речку, в музей, праздники и развлечения. В совместной работе с детьми готовятся подарки для родителей и друзей, декорации к постановкам театральной студии.

Для воспитателей регулярно проводятся консультации, семинары-практикумы, где они совершенствуют свои умения и навыки, знакомятся с новыми техниками изображения.

Для родителей проводятся консультации, праздники, создаются книги « Азбука рисования», работает творческая мастерская «Фантазия». Тесное сотрудничество с родителями помогает нам заинтересовать их в развитии художественного творчества своего ребёнка.

Мы через природу воспитываем детей, приобщаем их к нравственности, гуманности, бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и вкусы. Пробуждаем эмоциональность – свойство, которое пробуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы. Объекты и явления природы, предлагаемые для наблюдения, анализ художественных произведений искусства развивает детское воображение, фантазию, так необходимые в изодеятельности. Общаясь с природой, старшие дошкольники стремятся в рисунке выразить своё отношение к ней и делают это с помощью выразительных средств. Умело используют цвет в передаче образа, гармонично сочетают цвета. Используют выразительность форм и линий. Правильно строят композицию рисунка. Используют традиционные и нетрадиционные техники рисования


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного типа №43

«Колокольчик»

индивидуальный план работы по самообразованию

в виде проекта

«Взаимосвязь экологического воспитания дошкольников с нетрадиционной художественной деятельностью»

Тюмина Ольга Александровна

воспитатель

высшей квалификационной категории

г.о. Электрогорск 2015 – 16 уч.г.

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь 2015г. – май 2016г.), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители детей.

Актуальность выбранной темы

«Умение жить в согласии с природой,

с окружающей средой следует начинать как можно раньше.

Известно, также, что истинная красота заложена в природе

и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её». Т.С.Комарова

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, многие в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе рассматривания картин, наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой, а рассматривание картин с изображением природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к животным, растениям, стремление не убивать, а преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.

В последнее время размышления о необходимости эстетического воспитания современного поколения все чаще встречаются на страницах газет и журналов, слышны с экранов телевизоров. Дети удаляются от природы, не замечают облаков, звезд, закатов и рассветов. А красота, мера и гармония – это три кита эстетики.

Формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, формирование художественного вкуса, творческого воображения, способности к сопереживанию заложены в качестве основных в современных государственных образовательных стандартах.

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – достаточно новое направление, целью которого является формирование начал экологической культуры. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно правильного отношения:

    непосредственно к самой природе во всем ее разнообразии;

    к людям, охраняющим и созидающим ее;

    к себе, как части природы;

    к пониманию ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;

    к осознанию своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Перед нами стоит проблема : какие формы и методы работы по формированию у детей экологической культуры будут способствовать осознанному правильному отношению к природе.

Объект исследования : процесс воспитания осознанного правильного отношения детей дошкольного возраста к природе с помощью нетрадиционных методов творческой деятельности

В качестве предмета исследования заявлена экологическая культура, как средство воспитания осознанного правильного отношения к природе.

Цель исследования: определение эффективных форм и методов работы (нетрадиционные приемы творческой деятельности) по воспитанию осознанного правильного отношения детей к природе.

Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы: воспитание осознанного правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:

    давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли;

    формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними;

    развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения;

    давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе, в том числе нетрадиционные методы художественной деятельности.

Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему самообразования: «Взаимосвязь экологического воспитания дошкольников с нетрадиционной художественной деятельностью». Я убеждена, изодеятельность имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.

В своем опыте я предлагаю пути решения следующей проблемы:

    формирование эстетического отношения к природе, современного экологического мировоззрения детей, способствующих развитию разносторонней, сопереживающей, целеустремленной личности;

    через умение видеть, чувствовать, замечать разнообразие природы и переносить свои впечатления на лист бумаги, поделку.

В работе ставятся задачи: формировать у детей эстетические чувства, умение видеть, воспринимать красоту, гармонию форм и красок природы и явлений, происходящих в ней; учить работать с природным материалом, сочетая разные виды изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей; знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования и использовать полученные навыки при изображении природы.

Экологическое воспитание дошкольников - это новое направление, актуальность которого вызвана современными условиями.

Главной целью в нём можно считать - обучение детей бережному и заботливому отношению к природе и воспитание эмоционально положительного отношения к ней.

Задачи:

    формировать у детей эстетические чувства, умение видеть, воспринимать красоту, гармонию форм и красок природы и явлений, происходящих в ней;

    прививать любовь к русской национальной культуре через знакомство с изобразительным искусством;

    учить работать с природным материалом, сочетая разные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) развивать творческие способности детей;

    знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования и использовать полученные навыки при изображении природы;

    проанализировать результаты деятельности.

Реализуя данное направление деятельности, я применяла комплексный подход к экологическому воспитанию детей. Он предполагал:

    воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

    формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное

развитие);

    развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

    участие детей в посильной для них трудовой деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Общая направленность деятельности:

    организация предметно – развивающей среды;

    выбор материалов, мероприятий, видов деятельности;

    разработка плана взаимодействия с родителями с целью повышения уровня мотивации на сотрудничество в области экологического воспитания.

В процессе работы по теме использую такие ведущие методы как:

    словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях);

    наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого);

    практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе).

Каждый из видов работ решает определённые задачи экологического воспитания и изобразительной деятельности.

Наблюдение - метод чувственного познания природы.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.

Эту работу нужно проводить обязательно на природе, во время целевых прогулок, экскурсий, в заранее выбранное место, где дети непосредственно видят объект, имеют возможность его обследовать, задавать вопросы, получить объяснения.

Ещё В.А. Сухомлинский писал: «…. во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе…»

Такие занятия учат детей замечать красоту, развивают эстетические чувства, пробуждают интерес к окружающему миру, воспитывают доброе отношение к природе. Полученные знания о пропорциональности формы, гармоничности цветовых соотношений дети используют в изобразительной деятельности. Вся работа направлена на развитие способностей видеть и понимать красоту, гармонию и совершенство окружающей природы.

Все результаты наблюдений мы с детьми фиксируем в рисунках, поделках, рассказах об увиденном.

В процессе экологического воспитания организовываются прогулки. Структурным компонентом которых являются:

    разнообразные наблюдения;

    дидактические задания;

    трудовые действия самих детей;

    подвижные игры и игровые упражнения.

Например, зимой использую различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха, на улице холодно, сильный мороз. На прогулке предложила детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращала внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые.

В начале весны обращаю внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Наблюдали за солнечным лучом (солнечным зайчиком), организовала игру с водой «Весёлые ручейки» и т. д. Т. е. последующее наблюдение стараюсь связывать с последующим.

Во время прогулки организую и в увлекательной форме провожу подвижные игры в соответствии с сезоном года.

Работа с природным материалом

Эта работа вызывает большой интерес у детей. Они всегда работают увлеченно и старательно. В зависимости от темы, занятия проводятся как в группе, так и на свежем воздухе. Обязателен показ образцов нескольких вариантов готовых работ, последовательное объяснение, а затем самостоятельная работа детей, которая позволяет детям погрузится в мир природы, познать ее красоту, «продлить жизнь», уже кажется, засохшему, ненужному природному материалу. Работа с природным материалом развивает фантазию, творческие способности детей, трудолюбие, умение видеть и ценить в природе прекрасное. Полученные на занятиях по изодеятельности и изобразительному искусству знания, умения и навыки дети закрепляют в работе с природным материалом, который заготавливается заранее летом и осенью. К заготовке можно подключить детей.

Игра

Дидактические игры чаще всего проводятся с детьми на каникулах. Творческие игры природоведческого содержания и игры с природным материалом (песок, глина, снег, камешки, шишки) проводят воспитатели.

Играя, дети уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности.

Опыт

Нужно отметить, что детям очень нравится поисковая работа, равнодушных к ней нет. Чаще всего участвует вся группа. К опыту готовится необходимый материал и оборудование. Проводить его можно и на занятиях и в свободное время.

Опыт включает в себя четыре этапа:

    точно определяем проблему;

    из предложенных детьми путей решения проблемы, выбираем самый подходящий;

    проводим сам опыт или наблюдение;

    в конце, беседуя с детьми, обсуждаем итоги, делаем выводы.

Чаще всего опыт связывается с изодеятельностью (рисованием, лепкой, аппликацией), где дети, сразу же после опыта, воплощают свои наблюдения, впечатления, эмоции.

Мы заметили, что больший эффект производят на детей кратковременные опыты, результаты которых дети видят сразу же.

Благодаря опытам дети знакомятся с внешними признаками природных объектов, познают некоторые взаимосвязи и закономерности, раскрывают причины многих явлений природы.

Поисковая деятельность развивает интерес к природе, любознательность, стремление получить конечный результат, развивает логическое мышление, способность выражать свои мысли, делать выводы и умозаключения.

Полученные знания и впечатления дети часто используют в изодеятельности.

Знакомство с изобразительным искусством

В общении с детьми нужно использовать и силу художественного воздействия через картины пейзажистов. Например: И.И. Шишкина «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом бору», картины И.И. Левитана «Март», «Золотая осень», а также других художников: Васнецова, Репина, Крамского. Не стоит забывать и о творчестве художников-анималистов. Например: Евгений и Никита Чарушины. С изобразительным искусством один раз в месяц знакомлю детей на специальных занятиях. К ним готовлюсь тщательно: разрабатываю конспекты, подбираю необходимый материал, стихи, музыку, продумываю организацию занятия. Главное на таких занятиях, нужно сразу заинтересовать детей и излагать материал в доступной и интересной форме. Иначе интерес теряется, дети отвлекаются, и результат не достигается. Полученные знания, впечатления помогают в изодеятельности.

Надо учить детей любить природу, понимать ее. В этом очень помогает литература. Через произведения Чарушина, Бианки, Паустовского, Сладкова и др. в душе ребенка рождается нежность к природе, к живому. Некоторые произведения помогают устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями. Например: «Сова» Бианки. Не говоря уже о воспитании морально-нравственных качеств у детей.

Прекрасными иллюстрациями для объяснения материала могут служить стихи и сказки Б. Заходера. В произведениях именно этого автора прослеживается экологический подход к окружающему миру. У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, мех животных, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок. Кроме того, необходимо соединить экологическое воспитание с эстетическим. Например, можно использовать лепку, рисование, вырезание из бумаги. По ходу объяснения дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, «Земной шар», различных животных). Большое внимание отводится и рисованию – дети могут получать специальные знания, помогающие им осваивать материал. На таких комплексных занятиях они усваивают и дополнительную информацию о цвете, форме, особенностях различных объектах.

При ознакомлении детей со стихами русских классических поэтов -Бальмонта, Фета, Жуковского, Баратынского, Тютчева, Пушкина - о природе, они душой понимают красоту Родины. Эти классики своими стихами о природе учат детей доброте, радостному восприятию всех времен года, всех особенностей и неожиданностей погоды. На эмоциях воспитывается любовь к окружающей природе.

Природа в нетрадиционной технике рисования

Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывают нетрадиционные способы рисования. Дети знакомятся с ними один раз в неделю, когда к ним в гости приходит сказка под названием «Путешествие в страну Рисовандию». Дети с нетерпение ждут начала занятия, они удобно рассаживаются на ковре. Сказка им преподносит новое волшебство, знакомит их с очередным нетрадиционным способом рисования. За год дети знакомятся с разнообразными способами рисования. Нужно отметить, что сказка пробуждает в детях какие-то дополнительные силы творца, поэтому работы чаще всего получаются очень интересные, не похожие друг на друга. Обычно дети испытывают на таких занятиях восторженную радость. Свои работы они забирают домой, чтобы показать или подарить родителям.

Значение таких занятий огромно, они вызывают радость труда, закрепляют полученные технические навыки, воспитывают доброту. Правда, на таких занятиях чаще всего оказываются испачканными столы, руки, одежда. Зато заряда радости хватает надолго не только у детей, но и у воспитателей.

Простые объекты и явления в природе, предлагаемые для наблюдения, успешно развивают детское воображение, фантазию, так необходимые в изодеятельности.

Выставка

Выставки, которые оформляются в течение года, представляют собой вернисаж детских работ, выполненных в традиционной и нетрадиционной технике, и является итогом предшествующей работы за три месяца.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектно - исследовательская деятельность . Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.

Был разработан и реализован такой проект как «Деревья нашего сада», который нацелен на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребёнка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитивного экологического опыта.

Несмотря на то, что эта работа осуществляется только первый год, можно подвести некоторые итоги, подтверждаемые результатами диагностирования, проведенного по истечении года:

    дети пополнили знания о природе, о гармонии цвета и цветовых оттенках;

    познакомились с разнообразием видов национального декоративно-прикладного искусства;

    у детей пробудился интерес, появились некоторые навыки в работе с природным материалом;

    в своих работах дети научились сочетать разные виды изобразительной деятельности, свободно применять нетрадиционную технику рисования наряду с традиционной;

    но самое главное, что дети стали добрее и внимательнее относится ко всему, что их окружает, а это и является той крупицей в решении глобальной проблемы - экологического воспитания человека.

В группе проводится работа с календарями природы, дневниками наблюдений, беседы и разговоры с детьми на экологические темы, дидактические игры, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

Механизм реализации

Плановые задачи самообразования для педагога:

    повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО;

    разработать перспективный план работы с детьми;

    подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

    создать рабочую учебную программу;

    оформление в течение учебного года выставок детских творческих работ;

    выступление - отчёт на педагогическом совете