Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым. Общение с ребенком раннего возраста Общение с ребенком раннего возраста

Другие поводы

Существование ситуативно делового общения определяет переход от манипулятивных действий к освоению предметных действий, присвоению общественно выработанного способа действия. Также общение определяет темпы и качество усвоения фонетики и грамматики родного языка. В ситуативно деловом общении со взрослым появляются первые слова ребенка. Для того чтобы получить интересующий предмет, ребенок должен назвать его, произнести нужное слово. Задачу сказать то или иное слово ставит взрослый.

Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. Речь становится не только средством общения, но и средством мышления ребенка 2 лет, средством регуляции его поведения. Общение влияет на развитие произвольного поведения и появление игровых замещений. Развитие делового общения определяет к концу раннего возраста способность осознать себя как субъекта собственных действий, то есть формированию самосознания, что также является основным достижением детей раннего возраста.

Манипулируя предметами, ребенок чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Через общение в совместной деятельности формируются игровые замещения.

Особое значение имеет общение ребенка раннего возраста со сверстниками. Через общение со сверстником ребенок выделяет себя, осознает свои особенности. Также общение со сверстниками обеспечивает уверенность в себе и яркие эмоциональные переживания.

При депривации потребности в общении у детей проявляются задержки в развитии крупной и мелкой моторики, задержка речевого развития, нарушается процесс развития произвольности и самосознания. У таких детей к концу раннего возраста не формируется принятие себя и осознание своих достижений (М. И. Лисина, И. В. Дубровина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, Т. В. Гуськова, А. Г. Елагина,А. М. Прихожан).

Основным условием развития общения в раннем детстве является сотрудничество взрослого с ребенком, организация взрослым реального взаимодействия с предметом. Необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, участвовал в этом процессе.

Развитие активной речи является как результатом, так и необходимым условием успешного развития общения.

Начиная со второго полугодия жизни и до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. Взрослый выступает в общении как партнер, образец для подражания и эксперт оценки умений и знаний ребенка. На первое место выступает стремление к совместной деятельности. Главным содержанием потребности в общении становится потребность в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым. В совместной деятельности ребенка со взрослым развиваются предметно действенные средства общения.

Период от 1 до 3 лет является периодом становления потребности в общении со сверстниками. Исследования Л. Н. Галигузовой показали, что по своей значимости потребность в общении со сверстниками уступает потребности в общении со взрослым, но именно в раннем возрасте идет становление потребности в общении со сверстниками. На втором году жизни формируются первые два критерия общения, которые выделила М. И. Лисина: это интерес и внимание к сверстнику и эмоциональное отношение к ровеснику. Третий и четвертый критерии сформированности потребности в общении формируется лишь на третьем году жизни. Общение детей в раннем возрасте имеет форму эмоционально практического взаимодействия. Е. О. Смирнова выделяет следующие особенности такого общения:

  1. непосредственность, отсутствие предметного содержания;
  2. раскованность, эмоциональная насыщенность;
  3. ненормативность и нестандартность коммуникативных средств;
  4. зеркальное отражение действий и движений партнера.

В процессе становления потребности в общении со сверстниками решающую роль играет взрослый.

Таким образом:

  • Общение в раннем возрасте определяет развитие и усвоение предметной деятельности, развитие речи, произвольного поведения и самосознания. Особое значение принадлежит сверстнику, общение с которым определяет процесс самопознания и эмоционального благополучия.
  • Основным условием развития общения выступает ситуация сотрудничества со взрослым.
  • Основной формой общения со взрослым является предметно деловая форма общения.
  • Именно в раннем возрасте формируется потребность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками имеет форму эмоционально практического взаимодействия.

Наблюдение за взаимодействием детей в разных ситуациях позволило Л. Н. Галигузовой выделить четыре категории действий, отражающих отношение детей к сверстникам. В первую из них входят действия, характеризующие отношение к сверстнику как к интересному объекту . Эти действия выражаются в рассматривании другого ребенка, в знакомстве с его внешностью: дети подходят поближе к сверстнику, рассматривают его одежду, лицо, фигуру, привлекают к нему внимание взрослого. Подобные действия можно наблюдать и в контактах со взрослым, и при знакомстве в новым предметом.

Во вторую категорию входят действия со сверстником как с игрушкой . Эти действия характеризует особая бесцеремонность и нечувствительность к реакции сверстника. Дети дергают ровесника за волосы, уши, хлопают его рукой по голове, тащат за руку или ногу, т. е. играют с ним, как с куклой. Ничего подобного по отношению к взрослому они никогда себе не позволяют.

В третью категорию входят действия, общие для поведения детей в отношении сверстника и взрослого : наблюдение за его действиями, подражания, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, речевые обращения и пр.

Наконец, четвертая категория объединяет действия, специфичные только для контактов со сверстником . Их отличают чрезвычайно яркая эмоциональная окрашенность и раскованность детей. Малыши весело прыгают, визжат, дразнят друг друга, громко хохочут, кривляются, бегают друг за другом, прячутся, пугают друг друга и пр. Сюда же входят и негативные реакции на сверстника, ссоры из-за игрушек, недовольство близким соседством или вмешательством сверстника, доходящее до драки. Ни по отношению к взрослому, ни с игрушкой ничего подобного дети не делают.

В описанных четырех категориях можно выделить два аспекта отношения к другим людям - объектный и субъектный . Внешним признаком различения этих аспектов могут служить взгляды в глаза сверстнику и эмоциональные проявления, адресованные ему. Сходные на первый взгляд действия, например подражание, в одних случаях могут быть объектными (например, ребенок, понаблюдав за сверстником, ковырявшим свои колготки, производит то же действие со своей одеждой, не обращая внимания на реакцию ровесника), а в других - субъектными (увидев прыгающего в кроватке ребенка, радостно улыбаясь и глядя ему в глаза, тоже принимается прыгать перед ним). Субъектные действия обращены другому и направлены на ответную реакцию. Выделение данных аспектов позволяет проследить изменения в отношении детей к ровесникам на протяжении раннего возраста. Эта динамика заключается в сокращении объектных и увеличении субъектных действий по отношению к сверстнику .

На протяжении раннего возраста (от 1 года до 3 лет) соотношение этих видов действий в репертуаре детей существенно меняется. Значительно сокращается частота действий со сверстником как с игрушкой (2-я категория). После 1,5 лет обращение ребенка со сверстником становится более деликатным и осторожным. В 3 года подобные действия практически отсутствуют. Частота действий 3-й категории, напротив, с возрастом увеличивается. Содержанием этих действий является наблюдение за игрой ровесника, подражание его действиям, сопровождаемое эмоциями. В 3 года у детей появляется стремление вызвать ответную активность сверстника, попытка завязать общение. (Ранее эти проявления наблюдались только в отношении взрослого.)

Наиболее резким изменениям на протяжении раннего возраста подвергается 4-я категория действий, которая как раз и отражает специфику общения маленьких детей. Однозначно определить эту специфику достаточно сложно. Дело в том, что детские контакты резко отличаются как от делового сотрудничества, так и от эмоционального общения со взрослым. В них выражается отношение к ровеснику как к равному ребенку существу, с которым можно баловаться, соревноваться, кривляться и пр. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и через это чувствуют взаимную общность. Приведем примеры подобного подражания.

Дима (2 года) с интересом наблюдает за Катей (1 год 9 месяцев), которая ковыряет клеенку. Дима с улыбкой смотрит ей в лицо, пододвигается к ней поближе и тоже начинает ковырять клеенку, поглядывая на девочку. Катя, по-прежнему не замечая интереса к ней Димы, хлопает рукой по клеенке и лепечет. Дима, смеясь, повторяет то же самое. Катя, наконец, улыбается Диме и весело бьет перед ним ногами по полу. Дима, смеясь, повторяет ее действия. Оба весело хохочут. Дима начинает щелкать языком перед Катей; Катя, смеясь, тоже щелкает языком.

Как видно из этого примера, подражание действиям сверстника могут быть средством привлечения к себе внимания и основой для совместных действий. В этих действиях малыши не ограничиваются никакими нормами в проявлении своей инициативы. Л. Н. Галигузова насчитала 59 разновидностей совместных действий малышей. Они кувыркаются, принимают причудливые позы, издают необычные возгласы, придумывают ни на что не похожие звукосочетания и пр. Подобная свобода и нерегламентированность общения маленьких детей позволяет предположить, что сверстник помогает ребенку проявить самобытное начало, выразить свою оригинальность.

Помимо весьма специфического содержания, контакты малышей имеют еще одну отличительную особенность - они практически всегда сопровождаются яркими эмоциями . Дети с восторгом повторяют друг перед другом однотипные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге. Приведем еще один пример.

Ира (2 года 3 месяца) закрывает лицо руками и напряженно ждет. Рома (2 года 4 месяца), смеясь, заглядывает ей в лицо. Ира открывает лицо и с улыбкой начинает раскачиваться перед мальчиком. Рома весело повторяет ее действия. Некоторое время дети сидят и качаются. Потом Рома громко хлопает в ладоши и с выжидательной улыбкой смотрит в глаза Ире. Ира с удовольствием повторяет его действие, оба, смеясь, хлопают в ладоши. Вдруг Ира вскакивает и тут же весело падает перед мальчиком, оглядывается на него. Рома с восторгом повторяет это движение. Дети по очереди падают и встают, громко смеются. Ира радостно визжит, глядя Роме в глаза. Рома тоже визжит. Вдруг оба останавливаются, замерев, смотрят друг другу в глаза и с визгом почти одновременно падают. Так повторяется несколько раз.

Сравнение общения детей в разных ситуациях показало, что наиболее благоприятной для детского взаимодействия оказывается ситуация «чистого общения» , т. е. когда дети находятся один на один друг с другом. Введение в ситуацию игрушки в этом возрасте ослабляет интерес к сверстнику: дети манипулируют с предметами, не обращая внимания на сверстника, или же ссорятся из-за игрушки. Участие взрослого также отвлекает детей друг от друга: они наперебой стремятся привлечь к себе внимание взрослого, при этом количество обращений к сверстнику значительно сокращается. Это может свидетельствовать о том, что потребности в предметных действиях и в общении со взрослым являются более сильными для ребенка раннего возраста . Вместе с тем потребность в общении со сверстником уже складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание.

Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не поддается однозначному определению и не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребенка со взрослым. Это, бесспорно, практические действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве и пр. Но эти действия лишены деловой цели, в отличие от ситуативно-делового общения со взрослым. Общение детей друг с другом ярко эмоционально окрашено, однако квалифицировать его как личностное можно лишь с существенными оговорками: дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнера, они стремятся главным образом выявить самих себя.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием . По-видимому, такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Это переживание своей общности с другим человеком вызывает бурную радость. Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя . Воспринимая свое отражение в другом, малыши лучше выделяют самих себя и получают как бы еще одно подтверждение своей целостности и активности. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребенок реализует свою самобытность и уникальность , что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.

Для развития речи малыша необходимо изменение формы общения взрослого с ребенком. Потребность в речевом общении развивается у ребенка не сама по себе, а через со взрослым по поводу предметной деятельности. Если взрослый исполняет желание ребенка по первому жесту, то ребенок долго будет обходиться без речи. Если с ребенком разговаривать только по вопросам, связанным с его физиологическими потребностями, то он будет отставать в развитии речи.

Одних жестов и мимики уже недостаточно, чтобы обучать ребенка приемам и правилам использования предметов и явлений мира. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значения слов и устанавливается их связь с образами предметов и явлений мира.

Ребенок открывает для себя, что каждый предмет имеет название. Вопрос ребенка «Что это?» - отражение особого интереса к миру вещей (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Два направления развития речи в раннем возрасте

Умение относить слова к обозначаемым ими предметам к детям приходит не сразу. Сначала понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Если слово многократно повторяется в сочетании с определенными жестами (например, когда взрослый говорит малышу: «Дай ручку», - и при этом сам делает соответствующий жест), то ребенок быстро учится ответному действию. При этом он реагирует не только на слова, но и на всю ситуацию в целом.

Если мать и ребенок удовлетворены друг другом и ограничиваются лишь выражением взаимной любви, то первые слова малыш скажет позже, чем обычно, как бы много ни разговаривала с ним мать.

Ситуация. Мама, одевая Диму (1 год 1 месяц), говорит: «Сейчас наденем рубашечку. Где рубашечка? Подай ее мне. Дай колготки. Принеси мне сандалики» и т. д. Дима, хоть и медленно, но выполняет указания мамы.

Правильно ли, на ваш взгляд, поступает мама?

О развитии каких сторон речи заботится мама?

Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?

Решение. Мама поступает правильно. Она заботится о том, чтобы ее сын понимал речь, ее звуковую сторону, ориентировался в окружающем мире предметов и выполнял действия по словесному указанию взрослого.

Дима будет охотно одеваться, так как мама создает установку на развитие этого действия.

Ситуация. Мама с раннего возраста регулярно разговаривает с Мишей и постоянно комментирует свои и его действия, показывает и называет новые предметы, объясняет различные явления, читает книжки.

Мама Коли считает, что развитием речи сына будет заниматься школа, на то она и существует.

Дайте психологический анализ поведения этих мам.

Решение. Конечно, в школе с Колей будут заниматься развитием его речи, но учителя не смогут это делать «с нуля»: у мальчика должны быть основы речевой деятельности. Поэтому развитием речи необходимо заниматься еще в дошкольный период, особенно в сенситивный (1,53 года), когда восприятие ребенка работает особенно интенсивно.

Недостаточное развитие речи в дошкольный период вызывает у ребенка большие затруднения при обучении в школе, в частности при решении задач по математике. Ведь школьнику мало прочитать задачу, надо еще и понять, какие логические связи в ней скрываются, какой должна быть последовательность действий и др. (табл. 6.1).

Этапы овладения словом (по М.Г. Еланиной)

Таблица 6.1

Этапы овладения словом (по М.Г. Еланиной)

Этапы

Ребенок

Взрослый

1 Все внимание ребенка и его активность направленны на предмет: «Дай — дай» (проявляеться желаение овладеть пердметом) Сам взрослый его слова интереса у ребенка не вызывают

Внимание ребенка переключается на взрослого. Он прислушивается к слову, смотрит на взрослого и указывает на предмет пальцем. Назвать предмет правильно пока еще не удается, отчего ребенок сердится

Повторяет слово, указывая на предмет

Малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к его словам, пытается произносить то или иное слово, а при удаче повторяет его снова и снова

Вынуждает называть предмет словом, сам произносит его выразительно, с артикуляцией, поощряет ребенка в случае успеха при повторении

Первые детские слова очень напоминают по звуковому строению детский лепет: чередуются гласные и согласные, причем из гласных чаще используются «А» и «Е», а из согласных губные («Б», «П», «М»), затем следуют зубные («Д», «Т»), а вот небные («Г», «К») и щелевые («С», «Ш») еще слишком трудны для ребенка.

Ребенок стремится к таким словам, у которых между звуком и значением имеется естественная связь (например, «ав-ав» - собака). Слово становится естественным символом предмета, который имеет для ребенка определенную силу запечатления, большую, чем условные слова.

Окружающий мир и ребенок идут навстречу друг к другу, неудивительно, что первые слова ребенка - в основном звукоподражания: «му», «мяу», «тик-так» и др.

Первые слова повторяются в одних и тех же обстоятельствах и обозначают что-то определенное. Но что именно стоит за ними, зачастую понять трудно, так как:

  • слово малыша по смысловой нагрузке - целая фраза (например, «Дай» может обозначать следующее: «Мама, достань мне куклу в платьице, и поскорей!»), и эту скрытую фразу должна понимать мама;
  • слово может являться для ребенка удобным для него комплексом звуков (например, «Ляля» и т. д.), при этом оно существует в конкретной наглядной ситуации;
  • словом называется тот предмет, который ребенок видит перед собой, то действие, которое осуществляет в данный момент (например, ребенок говорит «Ляля», когда видит куклу), можно сказать, что слово в восприятии малыша неотделимо от предмета;
  • слово как обобщение целого класса предметов и явлений, причем обобщения могут осуществляться по самым разным, порой неведомым для взрослого признакам, (например, «Кика» обозначает все теплое, мягкое, приятное: кошку, мех, волосы, варежку, мишку; «Папа» - все то, что принадлежит папе: портфель, очки, шляпу).

Ребенок без устали называет знакомые игрушки, узнает от взрослых названия новых. Игры с называнием предметов становятся любимым занятием малышей на третьем году жизни.

Непонятный вначале материнский язык становится ребенку знакомым только благодаря непрерывному слушанию и подражательному повторению, после чего делается его достоянием. Подражание проявляется в разнообразных формах, бессознательно совершенствуется. Ребенок старается повторять трудные слова. Воспроизведение им услышанных слов называется эхолалией.

Речь годовалого ребенка относится к определенным предметам, а также выражает радость, сообщает о его потребностях, ассоциативно связана с происходящими событиями в его жизни. Звуковые символы в его речи носят натуральный характер.

Животные также умеют воспроизводить специальные звуки. У них есть звуки для выражения желания, радости, издаваемые при приближении пищи, звуки, которые выражают тревогу в случае опасности, боль, радостное приветствие и др. Но у животных отсутствует настоящее мышление, а у младенца оно есть, но у него пока еще не сформировались понятия, он не может сравнивать и обобщать. Низшую ступень речи животные никогда не переступают, а человек очень быстро проходит эту стадию.

Каждое слово ребенка должно быть услышано, понято и сохранено, даже несмотря на то что детской речи нередко свойственны различные искажения. Рассмотрим основные из них.

  • Сенсорные ошибки происходят из-за недифференцированности восприятия, вследствие чего ребенком не улавливаются тонкие различия в звуках.
  • Апперцептивные ошибки случаются из-за колеблющегося внимания ребенка: у него проявляется различное отношение к различным частям слышимого, произносимого слова.
  • Двигательные ошибки бывают из-за неразвитости строения голосовых органов ребенка, в результате чего возникают трудности при воспроизведении звуков и их сочетаний.
  • Ошибки воспроизведения допускаются из-за трудности запоминания ребенком каких-то ранее услышанных им слов.

В связи с этим отмечаются некоторые особенности детского языка (табл. 6.2).

Таблица 6.2
Особенности детского языка

Из массы слов, постоянно обращенных к ребенку, он выбирает для подражания сначала очень небольшое количество, а затем словарный запас постепенно увеличивается. Производимый отбор слов становится показателем достигнутой духовной зрелости.

В. Стерн выделяет несколько эпох в развитии детской речи.

  • эпоха (1 год - 1 год 6 месяцев). Делается открытие, что звуковые комплексы обладают обозначающей (символической) ценностью и что каждому предмету принадлежит такой знак, который служит для его называния и для сообщения о нем. Ребенок узнает, что каждая вещь имеет название. В этот период пробуждается стремление ребенка спрашивать имена вещей («Это? Это?»), запас его слов заметно увеличивается.
  • эпоха (1 год 6 месяцев - 3 года). Лексикон девочек в 2 годам включает 3300 слов. У мальчиков такое количество слов набирается только к возрасту 2,5 года. Речь связана с главными интересами ребенка: с родителями, игрушками, животными, окружающими предметами,с одеждой и пищей. Все, что занимает детское внимание, становится материалом их речи. Начинают произноситься первые сочетания слов, хотя дается это ребенку с большим трудом.
  • эпоха (2 года - 2 года 6 месяцев). Слова для ребенка постепенно начинают «оживать». Путем незначительного звукового изменения они начинают выражать единственное и множественное число. Ребенок понимает, что можно перенестись из настоящего в прошлое или будущее посредством добавления к слову приставки или добавления к нему окончания. В этот период он начинает активно использовать различные формы флексий, отражающих нужное склонение, спряжение, сравнительную форму и т. д. Правда, даже дети 4-5 лет, не говоря уже о двухлетних, испытывают определенные затруднения с правилами использования окончаний в некоторых словах.

К концу 2 года наблюдается значительное развитие многословного, развернутого предложения. Три, четыре, а нередко и больше слов уже связываются для выражения какой-либо мысли.

Первоначально метод сцепления слов случаен, а потому в речи малыша может возникнуть самый неожиданный ряд. При этом странное расположение слов часто бывает очень выразительным.

Восклицательные предложения, в которых проявляются воля или чувства, преобладают в течение всего детства. Утвердительные предложения встречаются при объяснении того, что изображено на рисунке. Изменяются и вопросительные предложения. К вопросам о названии вещей («Это?») присоединяется вопрос о местонахождении искомого («Где?»).

  • эпоха (с 2 лет 6 месяцев). Ребенок учится передавать главную и второстепенную мысли с помощью придаточных предложений. Эта стадия может быть скрытой, длящейся от нескольких месяцев до 4 лет. Первые вопросы отражают чистую любознательность ребенка.

Если что-нибудь желаемое ребенку запрещено, у него возникает вопрос: «Почему?». А вопрос «Когда?» ребенок задает, чтобы узнать, например, когда же наступит желанное время игры. Таким образом, вопросы ребенка начинают распространяться на временные, а главное - на причинные отношения («почему»).

Ребенок обнаруживает склонность к собственному словообразованию посредством производства новых слов и сложения слов, уже ему известных. Кроме того, детский лексикон обогащается посредством производных и сложных слов. При этом ребенок не осознает своей словотворческой деятельности и употребляет придуманные слова наравне с другими, услышанными от окружающих.

Давно замечено, что дети говорят не так, как взрослые: они не совсем так изменяют слова и, кроме того, неутомимо изобретают новые, во «взрослом» языке не существующие. Только некоторую часть слов дети воспроизводят в готовом виде, то есть повторяют слышанное ранее, другую же часть, гораздо более значительную, ребенок производит на основе словообразовательных закономерностей. Приведем несколько примеров, ярко отражающих особенности детской речи: «Такая светлота, а ты все спишь!» или «Когда вырасту, стану конькеистом!». Таким же образом «весло» превращается в «гребло», а «смычок» - в «звучок». Ребенок во время своего словотворчества возвращает словам мотивированность.

Мы обычно не замечаем самого акта словотворчества, если созданное ребенком слово совпадает с реально существующим в языке, а фиксируем только такие случаи, когда ребенок создает слова, нормальному языку не свойственные, то есть случаи так называемой «детской» речи. При этом ребенок, как правило, не стремится проявить какую-либо оригинальность, просто детское речевое мышление не признает исключений из правил, не знает явления неполноты парадигм и др. Модели словообразования, используемые в словах, услышанных от взрослых, он переносит на те слова, где эти модели неприменимы, а потому и получаются такие новообразования, как «продавчица» или «продавщик». Вот еще несколько примеров детского языка: «Какой же я соритель», «Пойдем скорее граблить», «Пуговица у меня отшилась, пришей, пожалуйста», «Я ее нечаянно толкнул! Нет, чаянно!».

Ребенок достаточно легко и хорошо научается путем подражания образовывать причастия от немногих глаголов, чтобы перенести тот же способ образования на любые глаголы, в том числе и на те, от которых причастия образовать нельзя.

Фразеология ребенка есть арена для его самостоятельной деятельности. В связи с этим иногда возникают странные лаконизмы типа: «Мама бранит глазами».

Детская спонтанность в различных формах участвует в развитии речи.

Ситуация. Саша (2 года 11 месяцев) услышал, как папа сказал: «Работу закончил, гвозди забил молотком». Помолчав немного, мальчик произнес: «А я насыпаю песок лопатком».

С чем связаны словоизменения в речи детей?

Как следует поступать родителям в подобных ситуациях?

Решение. Подобные словообразования говорят о развитии мышления и речи. Однако это свидетельствует и о еще недостаточном усвоении ребенком грамматического строя языка.

В данной ситуации малыш уловил, что окончание -ом имеет орудийный смысл, и начал сам применять его к новым предметам («лопат-ком»). Родители должны исправить речь ребенка и дать правильный образец произнесения.

Ситуация. Иногда ребенок не задает вопросов взрослым.

Назовите возможные причины этого явления.

Решение. Это явление может быть вызвано несколькими причинами: тем, что ребенок не понимает, о чем говорит взрослый, из-за отсутствия запаса знаний, тем, что у него не выработана привычка слушать. Возможно, пассивность ребенка объясняется тем, что ранее он, задав вопрос, получил ответ, ущемивший его самолюбие. Наконец, такое поведение может быть обусловлено темпераментом, характером ребенка.

Ситуация. Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами. Например, мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!», на что сын ей отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!».

С чем связано подобное явление?

Решение. Подобное явление связано с несовершенством владения грамматическим строем языка. Ребенок может придавать какому-либо новому для себя слову ту форму, которой он не овладел. Элементы осознанного овладения ребенком этой формой вызывают детское словотворчество.

В 2 года слово имеет больше «пусковое» значение, чем «тормозное», то есть ребенку легче начать какое-либо действие по словесному указанию, чем его прекратить.

Слово в качестве запрета еще не действует так, как хотелось бы.

К 3 годам речевое указание взрослого начинает регулировать поведение ребенка в разных условиях:

  • вызывать действие;
  • прекращать действие;
  • оказывать отсроченное воздействие (табл. 6.3).

Таблица 6.3
Роль взрослого в понимании ребенком речи

Как показано в табл. 6.4, активная речь ребенка с возрастом интенсивно развивается.

Таблица 6.4
Развитие активной речи ребенка с возрастом

Язык окружающих для ребенка 2-3 лет дается легко: не заучивая слов, не занимаясь грамматикой, он делает из месяца в месяц поразительные успехи. А в возрасте 4-5 лет он уже может без труда рассуждать обо всем, что входит в круг его интересов, и придавать соответствующее выражение богатому содержанию своих представлений и

Вначале речевое развитие характеризуется автономной речью. Детьми употребляются такие слова, которыми взрослые не пользуются. Существует несколько категорий таких слов.

  • Облегченные слова, придуманные мамами и нянями: «ам-ам», «ням-ням», «тпру», «ав-ав».
  • Искаженные слова. Произносится часть слова, чаще всего - корень:
  • из-за неразвитого фонематического слуха;
  • из-за несовершенной артикуляции: «молоко» - «моко», «большой» - «босей», «маленький» - «макий».

3. Придуманные ребенком автономные слова. Ребенок «нанизывает» одну часть слова на другую часть следующего слова, и получается нечто особенное: «Кука, топа-топа» (петушок пришел).

Рис. 6.2.

В общении со взрослым при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает (рис. 6.2).

Ситуация. Дима и Митя - однояйцевые близнецы, и общаются они друг с другом при помощи сложившейся у них автономной речи.

Сделайте прогноз развития речи Димы и Мити.

Решение. Если взрослый не будет давать образцов правильной речи, то автономная речь у братьев будет сохраняться в течение длительного времени.

Вопрос. Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную правильную?

Ответ. Если ребенок, увидев птицу, произносит «Гули-гули», то взрослый должен поддержать его активно-радостное настроение и сказать: «Да, это птицы, голуби…», то есть, не обращая и не заостряя его внимание на неправильном произнесении слова, сразу сказать его правильно.

Вопрос. Как должно осуществляться общение с ребенком 2-3 лет во время умывания, чтобы расширить его словарный запас, одновременно воспитывая положительное отношение к водным процедурам?

Ответ. Во время умывания мама должна «озвучивать» процесс умывания так, чтобы вызвать у ребенка положительные . Например: «Моем ручки водичкой тепленькой. Она журчит, льется. Мыло, пенится. Ручки будут чистые.» и т. д.

Если это происходит регулярно, то словарный запас ребенка расширяется. А эмоционально окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.

Ситуация. Нередко взрослый невольно вслушивается в речь ребенка, улыбается и начинает ее копировать, повторяя удивительные сочетания слов.

Хорошо это или плохо? И как нужно разговаривать с малышом?

Решение. У каждого ребенка словесные выражения собственных чувств сугубо индивидуальны. Они и составляют невыразимую прелесть речи ребенка на втором году жизни.

Эмоциональный отклик взрослого - это хорошо. Но ребенок может специально коверкать слова, «работать на публику», а потому «сюсюкать» с ребенком, подражая ему, не следует, иначе он еще долго не научится правильной активной речи.

Вопрос. Как правильно разместить игрушки, предметы, чтобы они стимулировали развитие речи детей и способствовали общению взрослого с ребенком?

Ответ. Надо располагать игрушки, предметы выше уровня досягаемости, но в поле зрения ребенка. Это особенно важно для плохо говорящего ребенка, так как будет побуждать обращаться с просьбой ко взрослому.

Лариса Ермензина
Правила успешного общения с ребенком раннего возраста. Рекомендации для родителей

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить . Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает ; какой речевой фон привычен для ребенка , а какой необычен (например, малыш привык к громкому голосу, к постоянным окрикам и одергиваниям, а вот тихий голос ему не знаком).

Нами предлагаются выработанные в процессе практической работы правила для родителей , которые намерены изменить или грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком .

Развитие умения вступать в диалог

Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.

Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком , не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.

Давайте ребенку время , чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка . Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.

Показывайте ребенку , как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать , что общение - дело благодарное .

Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки - это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.

Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией - это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.

Развитие умения соблюдать очередность

Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка , как бы предлагая вступить в разговор (или сымитировать вас) .

Направляйте умения очередности ребенка в играх типа : «ку-ку!» , «телефон» , «мне-тебе» ,строительство башни и т. п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство : «Это - мне, а это - тебе. Я говорю "алло!", теперь ты говори. Ку-ку - где малыш? Ку-ку - вот он! Ку-ку - где мама? Ку-ку - вот она» и пр.

Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно!

Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.

Копируйте вашего ребенка , проводя упражнения в игровой форме.

Давайте ребенку время на ответ . Иногда ребенок подражает в особой ситуации непроизвольно : засыпая, в игре, на прогулке и т. д.

При необходимости помогайте ребенку , дополнительно может понадобиться и физическая помощь : сделать движение совместно с ребенком , его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.

Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.

Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.

Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.

Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни

Умение требовать :

Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.

Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос : «Хочешь еще?» Дождитесь знака или звука с его стороны.

Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку поуправлять своим криком . Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения .

Умение отказываться :

Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет» , «не надо» .

Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами.

V Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет. Если ребенок не заметил вашу ошибку, исправьте ее сами , сопровождая словом-отрицанием «нет» .

Умение здороваться и прощаться :

11 День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Дожидайтесь от ребенка ответной реакции , хотя бы взглядом.

Умение делиться информацией :

Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется

к какому-либо предмету - назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку .

Вопросы «Что это?» , «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом.

Умение давать :

Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.

Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.

У Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры : предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.

Игра со звуками :

Покажите ребенку , какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни :

Ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком, движением механизмов : «бах» , «бум» , «хлоп» и пр.

Несколько правил , важных для успешного развития навыков общения у ребенка

Давайте малышу время на ответ - это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.

Слушайте. и ждите.

Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения : интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.

По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении .

Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.

Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка . Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения .

Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы, так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли).

Как известно, движущей силой развития ребенка до трех лет являются социально-эмоциональное общение с взрослым и игровая деятельность.

Если в общении с взрослым окружением ребенок получает необходимый социальный опыт в виде нерефлексивно усваиваемых норм, правил , клише и шаблонов деятельности, то в игре малыш проявляет интерес, любопытство через манипуляцию и предметные действия и, главное, с удовольствием познает качества, свойства, различные характеристики окружающего его мира.

Нередко приходится выслушивать жалобы родителей на то , что ребенок не умеет , не хочет и даже не любит играть. Что ж, возможно у малыша имеются проблемы с игровой деятельностью. В таком случае взрослый должен взять на себя инициативу и по возможности передать малышу (в виде образцов, примеров, клише и т. п.) все прелести игровой деятельности - от замысла до желаемого результата, от нетерпения созидания до азарта разрушения. Стоит только вспомнить это волшебное, манящее и затягивающее чувство игры и донести его до малыша.

Однако следует напомнить некоторые «взрослые» правила детской игры , которые регламентируют вмешательство взрослых и способствуют поддержанию свободы ребенка .

Уважаемые взрослые! Не мешайте детям играть!

Для полноценного развития ребенку не требуется как можно раньше

Простые правила для совместной игры :

Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее , чем «правильная » игра - не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.

Игрушки для игры отбирает сам ребенок . Не навязывайте свой выбор - это ведь только ваш выбор.

Не бойтесь шумной игры - шум останется в игре, когда вы об этом скажете ребенку .

Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок - в этом виноват не ребенок , а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.

Не перебивайте игру взрослыми «умничаниями» , не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.

Ограничения в игре не нужны до тех пор, пока они не нужны. Ограничивайте ребенка спокойно , но твердо. Нарушение ограничений - конец игре!

Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения - это поощряет ребенка на творчество и совместную с вами игру.

Пример : «Это домик?» (Ну, конечно же, домик/) . Лучше : «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня!» .

«Бегательную» и «прыгательную» игру лучше всего для ребенка заканчивать на коленях у взрослого под мерное качание и убаюкивание.

Развитие игровых навыков

Если малыш пассивен в игре и предпочитает простые действия (манипуляции, беготню или тихое сидение в уголке, придется приложить усилия :

Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.

Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе : мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.

Уделяйте ребенку позитивное внимание - поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.

Не укоряйте ребенка за неумение играть ! Поделитесь опытом игры! Покажите, как играют с различными игрушками : возня и валяние в обнимку с игрушками - это игра, перебирание, раскладывание и пересыпание - это игра, катание и перетаскивание - это игра, прятанье и искание - это игра, даже забрасывание и сбивание (например кеглей) - это тоже игра.

Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Перечислим несколько приемов развития чувственной сферы ребенка .

Как воспитывать зрительное восприятие :

Привлекать внимание ребенка к красивым , эстетичным предметам, картинам природы;

Рассматривать эти предметы или явления, эмоционально описывая их, восторгаясь и любуясь ими;

Находить вместе с ребенком подобные предметы на картинках или в действительности, обязательно сопровождать речью свои впечатления : «Ах, как красиво! Какая прелесть!» ",

Поощрять сосредоточение внимания ребенка на рассматривании окружающего;

Окружать малыша приятными глазу вещами : игрушками и интерьером, гармоничными со средой.

Как воспитывать слуховое восприятие :

Привлекать внимание ребенка к звучащим игрушкам , имитируя их звучание;

Учить малыша в игре распознаванию звуков, издаваемых соответствующими игрушками или предметами;

Читая сказки или потешки, использовать интонацию, тембр голоса и звукоподражание для каждого персонажа;

Создавать приятный музыкальный фон для малыша в определенные режимные моменты (при засыпании, игре, купании и др.) ;

Разговаривая с малышом, использовать спокойные, ласковые интонации без излишне высоких или низких звуков, вскрикиваний, иногда переходить на шепот, привлекая ребенка к прислушиванию .

Как воспитывать тактильное восприятие :

Привлекать внимание ребенка к получению приятных ощущений от соприкосновений с меховыми, шелковыми, атласными или шерстяными материалами;

Ощупывать вместе с ребенком поверхности различных предметов и описывать их качества (гладкое, шершавое, колючее, мягкое и пр.) ;

Играть в игры-«шуршалки» с мелкими или сыпучими предметами и материалами : фасолью или бобами, пуговицами или большими бусинками в коробке, крупным песком и пр. (Играть в «шуршащие» игры нужно обязательно вместе с малышом во избежание неприятностей в виде проглоченной пуговицы или попадания песка в глаза ребенка . Кроме того, познание свойств сыпучих и шуршащих материалов, а также воды может при бесконтрольности процесса эмоционально растормозить ребенка , ввести его в состояние, близкое к азарту разрушения. Напротив, совместное с взрослым и в диктуемом им медленном темпе манипулирование веществами дает замечательный тонизирующий и расслабляющий малыша эффект.)

Все перечисленные направления и приемы чувственного развития не исчерпываются приведенным списком и, как правило , пополняются самими родителями по мере их воплощения в повседневную жизнь.

Мамам и папам хочется, чтобы их малыш был здоровым и развивался полноценно во всех отношениях. Важным событием в жизни семьи становится появление речи у ребёнка. Общение с маленьким ребёнком — величайшая радость для его родителей. Однако многие из них не вполне представляют, как правильно общаться с малышом. Это вызывает у них беспокойство. Нередко поводом для огорчения служит запаздывание появления первых слов и фраз у ребёнка.

Итак, вашему малышу один год. Пока он не говорит и не общается с помощью речи. Давайте подумаем, правильно ли происходило его предречевое развитие в первый год жизни, создавались ли предпосылки к возникновению у него самостоятельной речи?

Речь – важнейший психофизиологический процесс. По состоянию речевой функции во многом можно судить о развитии познавательной деятельности ребёнка.

Для того чтобы речь развивалась нормально, необходимо соблюдение многих условий. Ребёнок должен быть здоров. Его центральная нервная система (головной и спинной мозг),постепенно созревая, к году достигает определённого уровня развития. Интеллект, слух и зрение ребёнка соответствуют норме, сохранены возможности малыша при выполнении доступных по возрасту движений. Если у вас есть сомнения по поводу состояния здоровья ребёнка, необходимо проконсультироваться с врачами соответствующего профиля.

Поговорим подробнее о том, каковы психолого- педагогические предпосылки развития речи и как взаимодействуют с ребёнком родители, прежде всего главное воспитывающее лицо — мама.

С рождением ребёнка изменяется ритм и содержание жизни его родителей. Многочисленные заботы, связанные с выполнением режима дня, порой заслоняют возможности общения с ним. Однако уход за малышом (пеленание, купание, кормление и пр.) можно и нужно сопровождать ласковыми репликами, своеобразными короткими беседами.

Общение в период младенчества, казалось бы, носит односторонний характер и инициатива исходит лишь со стороны взрослого. Однако это не так. Известным психологом М.И. Лисиной выделены четыре основные формы общения ребёнка со взрослым от рождения до 7 лет, в раннем возрасте появляются и развиваются две из них.

Уже в первые месяцы жизни ребёнка формируется такая форма его общения со взрослым, которая называется непосредственно эмоциональной (или ситуативно-личностной) . В первые два месяца жизни появляется потребность в общении со взрослым. Улыбка младенца не просто появляется сама по себе, она обращена к взрослому. Внимание ребёнка к взрослому и радость от взаимодействия со взрослым проявляется по-разному: от бурного выражения эмоций до тихого, умиротворённого спокойствия. Поведение ребёнка может свидетельствовать о его инициативном стремлении к общению. Ребёнок реагирует на изменения в интенсивности внимания взрослого, которое проявляется в улыбке, действиях, обращённой к нему речи.

О полноценном функционировании первой формы общения ребёнка со взрослым свидетельствует:

  • благоприятное комфортное существование малыша;
  • удовлетворение потребности в доброжелательном внимании взрослого;
  • ласковое взаимодействие взрослого с ребёнком, в котором взрослый выступает в качестве объекта познания и деятельности;
  • развитие ощущений и восприятия малыша, подготавливающее его к овладению хватанием;
  • использование экспрессивно-мимических средств в общении.
  • Ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым становится ведущей формой его деятельности в первые шесть месяцев жизни.
  • Примерно в полгода у ребёнка появляется следующая форма общения со взрослым — ситуативно-деловая (или предметно-действенная ). В этот период общение происходит в ходе совместной деятельности ребёнка со взрослым. Деятельность является предметной, поскольку ребёнок сначала манипулирует, а затем постепенно овладевает функциональными действиями с предметами. Для овладения этой деятельностью ребёнку нужна помощь взрослого. Ситуативно-деловая форма общения используется довольно долго — примерно до трёх лет.
  • Ситуативно-деловая форма общения у ребёнка со взрослым считается сформированной, если она:
  • обеспечивает и обслуживает предметную деятельность;
  • удовлетворяет потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве;
  • предполагает такое взаимодействие взрослого с ребёнком, в котором взрослый выступает как партнёр, помощник в предметной деятельности и игре, служит образцом для подражания;
  • содействует развитию предметной деятельности, подготовке к овладению речью и развитию первого этапа активной самостоятельной речи ребёнка;
  • реализуется за счёт основных средств общения- предметно-действенных.

Последовательное появление у ребёнка ситуативно-личностной и ситуативно-деловой форм общения со взрослым — значимая предпосылка благополучного развития его самостоятельной речи. Опыт показывает, что при недоразвитии или задержке появления этих форм общения их характерные черты у ребёнка важно последовательно сформировать. Правда, в таком случае это может произойти уже с опозданием и в более сжатые сроки.

Побеседуем о достижениях ребёнка на втором и третьем годах жизни. Родителям необходимо знать, к чему стремиться, расширяя его речевые возможности.

Речь детей раннего возраста.

В первые годы жизни речь развивается семимильными шагами.

Первый год жизни . Как правило, в два месяца появляется гуление, которое постепенно становится всё более активным и протяжным. Затем гуление сменяется лепетом. При нормальном развитии ребёнка лепет обогащается, он уже ясно произносит слоги ба, ма, да и др. в конце первого — начале второго полугодия жизни постепенно начинает развиваться понимание слов взрослого. Первые слова ребёнка появляются в конце первого — начале второго года жизни. Годовалый малыш активно владеет 10-12 словами. Чаще всего дети произносят слова, обозначающие близких взрослых; окружающие предметы.

Период от полутора до трёх лет наиболее важен для становления речи малыша.

Задержка речевого развития может наступить в разные периоды развития речи. Поэтому взрослые должны быть особенно внимательны к тому, как протекает речевое развитие ребёнка, соответствует ли оно норме. Особенно часто отклонение в развитии речи возникает на этапе появления первых слов и фраз.

Второй год жизни. Развитие фразовой речи. В роли предложений оказываются слова, которые имеют аморфный характер, так как состоят из корней слов русского языка. В последней трети года ребёнок объединяет в одной фразе два слова, не изменяя их форму в зависимости от ситуации общения. Грамматический строй пока не развит. В конце года наблюдается постепенный рост количества слов а предложении и первые грамматические формы.

Усвоение частей речи. Наибольшее число новых слов составляют существительные (примерно до 22 слов). Немного позже появляются названия действий: «ди»(иди), «бух»; затем глаголы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения – «ниси» (неси), «дай»..

Позже ребёнок начинает воспроизводить двусложные слова. Нередко наблюдается пропуск первого или последнего звука в словах. В трёхсложных словах часто опускается один слогов: «мако» (молоко).

Третий год жизни. Развитие фразовой . В начале третьего года жизни продолжает увеличиваться количество слов в предложении (до 3-4), а в последующем- 5-8. Появляются сложные предложения без союзов, а затем сложносочинённые с союзами. Во втором полугодии высказывание ребёнка может представлять собой сложное предложение, в том числе сложноподчинённое. Происходит усвоение служебных слов.

Появляются грамматические отношения между словами: прежде всего согласование существительных в именительном падеже с глаголом. Ребёнок начинает использовать разные формы слов. Однако многие предложения строятся неправильно, аграмматично. Например, «Мика пать» (Миша хочет спать), «Матина возить кубики» (Машина везёт кубики).

Затем ребёнок употребляет одни окончания на месте других, не меняя синтаксического значения («виком» вместо «вилкой», «локом»). Появляются суффиксы – ок, -чик и др.

К концу третьего года жизни в основном усвоен грамматический строй родного языка.

Усвоение частей речи . В конце второго — начале третьего года постепенно при использовании существительных разграничено употребляются следующие падежи: винительный, именительный, предложный с окончанием – е. Несколько позже появляется употребление других падежей: дательного («маме»); творительного («кадасом»).

Грамматические формы отдельных глаголов: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа (дай, лови); инфинитив (гулять, бегать);настоящего и прошедшего времени (бегает, гуляет; бегала).Появляются возвратные глаголы. Разграничиваются глаголы настоящего и прошедшего времени.

Уже к 2 годам 3 месяцам ребёнок усваивает до 23 прилагательных. Нередко нарушается их согласование с существительными, множественное число,главным образом, в именительном падеже («большие кубики»), с трёх лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

С конца второго года появляются местоимения и наречия (вот, там, где, ещё, плохо). Личные местоимения, как правило, правильно употребляются с момента их появления. Нередко ребёнок до трёх лет говорит о себе в третьем лице («Саса игает»).

Во второй половине третьего года ребёнок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы.

Уважаемые родители, используйте знания о развитии детской речи для оценки состояния речи вашего малыша и её стимуляции, если это необходимо.

Логопед Бельмасова Ирина Анатольевна

В статье использованы материалы книг: Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/ Под ред.В.И. Селивёрстова.- М. Владос, 2003.

Ю.Ф. Гаркуша. Как говорить с малышом? – М.- Парадигма, 2013.

Общение родителей с маленьким ребёнком .

Итак, ваш двухлетний малыш пока не говорит, а так хочется, чтобы у него появились первые слова и фразы. А может быть, вам, как и некоторым родителям, кажется, что достаточно того, что ребёнок «всё понимает», а речь и так когда-нибудь у него появится? Да, бывает и так. Но в норме- раньше. В год или через два-три месяца после года появляются первые слова у ребёнка.

Стимулируя появление первых слов и фраз у неговорящего маленького ребёнка, помните о том, что первостепенным должно быть вызывание потребности в речевом общении. Вспомните,как происходит становление форм общения со взрослым у ребёнка раннего возраста (см. «Формы общения с ребёнком..»). Ещё раз убедитесь в том, что у малыша есть потребность в общении с вами (пока невербальном – без слов, но с помощью мимики, выраженной в голосовых реакциях, интонации, посредством жестов, поз и действий). Постарайтесь увидеть (а затем и услышать) первые попытки ребёнка сказать (это могут быть движения губ, лепет и лепетные слова..). Подбодрите ребёнка. Не забывайте о том, что похвала для ребёнка гораздо действеннее наказания. В отличие от наказания, похвалой взрослый как бы сообщает о том, что он что-то освоил, чему-то научился. Поэтому, стимулируя речь ребёнка, чаще хвалите его. Однако при этом постарайтесь одобрение выражать конкретно, разнообразно и «за дело»: «Молодец, ты захотел сказать «дай» («папа», «иди» и т.п.)»; «Умница, ты правильно ответил- «на мяч» и т.д. Постепенно повышайте требования для получения похвалы за выполнение тех или иных заданий. Малыш развивается, и то, что было приобретено вчера, становится хорошо освоенным завтра, и надо идти вперёд в овладении речью.

При общении с неговорящим ребёнком старайтесь, чтобы ваши реплики (особенно в первое время) чаще состояли из глагола и существительного («дай мяч», «неси машину», «позови папу» и т.п.). Такая простая структура реплики предложений позволяет фиксировать внимание ребёнка на основной информации, которую они содержат. Он не отвлекается на восприятие других слов («мой дорогой (мальчик), «мягкая, тёплая и красивая кофточка» и т.п.), дополняющих информацию по поводу той или иной ситуации.

Какой же должна быть речь взрослых, обращённая к неговорящему (или плохо говорящему ребёнку) малышу двух лет? Речь взрослых должна быть доброжелательной, спокойной и выразительной по интонации. Хорошо, когда речь взрослых чёткая и не быстрая по темпу. Если взрослый склонен произносить слова не слишком чётко, то при общении с ребёнком надо стремиться к большей точности произнесения. Для этого можно произносить слова чётче и медленнее, чем обычно, опираясь на ударный гласный. Это позволит малышу оценить (неосознанно, конечно) контур и структуру слова, будет содействовать лучшему восприятию его звуко-слогового состава.

Развивая речь ребёнка, не стоит стремиться к быстрому накоплению словарного запаса. Часто родители, ободрённые тем, что у ребёнка появились первые несколько слов, начинают в какой-то мере «терроризировать» малыша, стремясь к тому, чтобы он как можно быстрее освоил больше слов. Необходимо помнить о том, что темп развития речи у нормально развивающегося ребёнка не является постоянным, есть периоды достаточно быстрого накопления активного словарного запаса, есть более медленные; наблюдается и индивидуальная динамика освоения речи тем или иным ребёнком. И последнее, в процессе развития речи на определённых её этапах более значимым является качество речи. Оно может быть связано с адекватным и регулярным употреблением знакомых слов, с подготовкой к появлению первых фраз.

Для развития речи ребёнка полезно, если взрослые обращаются друг к другу, используя те речевые модели, которые осваивает малыш в конкретный период (к примеру, «Кирилл, позови папу. – «Папа, иди обедать»; обращение к старшему ребёнку «возьми тарелку», «дай коробку» и т.п.). Соблюдение таких правил стимулирует ребёнка к последующему использованию отдельных слов и затем коротких предложений в самостоятельной речи.

Нередко ребёнок двух с половиной лет (и особенно трёх) уже понимает, что не умеет говорить, и старается избегать ситуаций, в которых речь необходима. А когда его просят что-то сказать, он сердится, негативно относится к общению. В этих случаях особенно важно незаметно для ребёнка вызывать его речевые реакции, обращая внимание на интересные виды детской деятельности (укладываем куклу в кровать; возим на машине кубики или привлекая его к выполнению совместных со взрослым действий: берём морковку и картошку из ящика, готовим суп).

Вместе с тем не всегда можно ожидать быстрых успехов в процессе развития речи ребёнка. Хочется напомнить о важности терпения, систематичности и последовательности. Воспитание – процесс длительный. Для того чтобы ребёнок овладел речью, запаситесь терпением, используйте приёмы вызывания речи ежедневно.

Логопед Бельмасова Ирина Анатольевна. В статье использованы материалы книг:

Грибова О.Е. Что делать если Ваш ребёнок не говорит.- М.: Айрис пресс, 2004.

Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции/ Е.Ф. Соботович.-М.- Классик стиль,2003.

Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий.- М.- Парадигма,2012.

Советы логопеда родителям неговорящих детей.

Нередко родители, беспокоясь о развитии ребёнка, неосознанно больше уделяют внимания малышу и стимулируют простыми приёмами появление первых слов. Однако бывает и по-другому. Родители продолжают говорить окружающим о том, что «ребёнок ещё выговорится», «он всё понимает», а ведь время идёт… Малышу уже три, четыре, пять лет..

Родителям, чьи дети не начали пользоваться активной речью до 2,5 лет, в любом случае стоит обратиться к логопеду для установления причин этого явления. Зачастую причиной задержки речевого развития является непонимание необходимости речевого воспитания ребёнка.

А теперь обязательно прочитайте данные советы! Вы узнаете то, без чего не стоит начинать обучение ребёнка родной речи.

«Коррекционно-развивающая среда в домашних условиях ».

Желательно, чтобы родители организовали в детской комнате (детском уголке) коррекционно- развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью речевого развития ребёнка.

Не следует стремиться окружать ребёнка множеством игрушек и оставлять его одного на длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, затевая совместную игру.

Используйте большое количество обычных, бытовых, природных материалов для игр, зачастую они вызывают у детей больший интерес, чем «промышленные» игрушки. Например, для закрепления названий цветов и оттенков можно использовать различные резинки для волос. Когда ребёнок чем-то расстроен, успокойте его, предложив ему сумку с «волшебными» вещами: детям, как правило, нравится разглядывать разные предметы, собранные в таких сумках; если предметы будут иметь простые названия, рано или поздно ребёнок на эмоциональном подъёме захочет повторить их. Не оставляйте эту сумку в досягаемости ребёнка, не используйте её слишком часто, и тогда ребёнок не потеряет к ней интерес.

Активно включайте в игры с ребёнком природные материалы: разложите камушки, пусть малыш пройдёт по ним босиком — гуляем по дну озера; разложите игрушки – по дну моря; одновременно показывая мультимедийную презентацию или картинки с изображением этих водоёмов, можно закрепить у ребёнка представление об их сходствах и различиях.

Для ознакомления ребёнка с временами года, месяцами используйте символизацию – выставляйте в комнате ребёнка символ месяца или времени года, объясняйте, почему именно этот символ вы выбрали; периодически в играх возвращайтесь к символу и повторяйте название времени года (раз в неделю рисуйте символ, лепите его из пластилина, обращайте внимание на картинках и т.п.) . Например символом зима может стать еловая ветка.

Иногда неговорящие дети плохо запоминают и различают цвета. Для закрепления знания цветов подберите разноцветные коробки: пусть ребёнок сортирует в них различные предметы, игрушки по цвету. Попросите малыша помочь вам с уборкой по дому: пусть сортирует вилки и ложки и т.д.

Полезно читать ребёнку книги. Лучше читать сказки доступные для их понимания и самостоятельного произнесения простых повторяющихся элементов: «Бабка ЗА дедку, дедка ЗА репку»; «Я от бабушки УШЁЛ, Я от дедушки УШЁЛ» и т.д. При этом не следует знакомить ребёнка с более, чем одной сказкой в неделю.

Читая ребёнку, напевая ему песенки, сажайте ребёнка на колени, так чтобы он видел артикуляцию взрослого. Рассматривая с ребёнком книги из картона и бумаги разной жёсткости, побуждая его самостоятельно переворачивать страницы, можно стимулировать его ручную деятельность.

Экспериментируйте с ребёнком во время чтения сказок. Напрмер, при чтении сказки «Золушка» предложите ребёнку помочь Золушке выполнять её работу. Смешайте муку с кофе. Покажите ребёнку, как можно использовать сито для сортировки кофе от муки. Проведите подобные опыты несколько раз, эмоционально произносите слова «мука», «кофе», «сито» — ребёнок начнёт повторять их, подражая вам.

Включённый телевизор (часто в фоновом режиме), мешают ребёнку сосредоточиться. Во время чтения, занятий и игр с ребёнком все посторонние источники шума должны быть исключены. Постоянный шум лишает ребёнка важнейшей предпосылки для начала развития речи –возможности подражать речи взрослого, поскольку ребёнок не может сосредоточиться на ней.

Подражание – одно из основных средств воспитания и обучения.

Если хотите обучить ребёнка выполнять какое-либо действие, выполняйте его на глазах у ребёнка.

«Участие а домашних делах, поддержание порядка».Важно не ограничивать ребёнка от домашних дел, считая, что он не говорит (или не понимает), а следовательно выполнить ничего не может. Для формирования обощающей функции мышления, закрепления обобщающих понятий разложите игрушки ребёнка в красивые цветные коробки: в отдельную коробку- животных, в отдельную- посуду и т.д. Приучайте ребёнка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему в этом, процесс сортировки сопровождайте речевым комментарием: «В эту коробку сложим животных, а в эту –машинки». Поощряйте ребёнка, если он смог разобрать игрушки самостоятельно. После того,как ребёнок поиграл с конструкторами, не спешите собирать его в одну коробку. Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку- самые высокие бруски; в другую – самые маленькие кубики, в третью — самые толстые цилиндры ит.д.).

Покажите ребёнку две коробки: большую и маленькую. Договоритесь с ребёнком, где будут храниться эти коробочки, объяснить, что вы будете собирать в них «клад». «Кладом» станут все вещи, найденные вами или ребёнком, лежащие не на своих местах. Большие вещи будут складываться в большую коробку, маленькие – в маленькую. Этот игровой приём поможет не только приучить ребёнка к поддержанию порядка в доме, но и позволит практически усвоить понятия «больше — меньше».

Привлекайте ребёнка к разбору сумок после похода в магазин,пусть ребёнок поможет вам в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки». Предложите ребёнку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «я, ты, я, ты». Повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребёнок начал повторять за вами эти простые слова.

У каждого ребёнка должен быть собственный (изготавливаемый родителями совместно с ребёнком) «логопедический альбом» . Этот альбом станет формой тесного взаимодействия в системе «логопед-ребёнок-семья». В нём логопед описывает краткое содержание занятий, поясняет родителям домашнее задание, помещает работы ребёнка, необходимый картинный и текстовый материал. Важно, чтобы картинный материал для занятия подготавливался родителями совместно с ребёнком (подбирать, вырезать,наклеивать картинки), в этом случае «альбом» будет иметь эмоциональное содержание для ребёнка. В этот же альбом логопед наклеивает стикеры, выигранные ребёнком. Спустя определённое время у детей появляется слово «мой» в ответ на попытку взять у него альбом. Родителям можно изготовить книжку – малышку ребёнка . На первой странице книжки-малышки можно наклеить фотографию ребёнка и подписать «Сашина книжка». В эту же книжку наклеить фотографии ребёнка, запечатленного в момент выполнения различных действий: Саша умывается (кушает, сидит, плачет), фотографируйте его в спонтанной деятельности. Вместе просматривайте фотографии, сопровождайте просмотр эмоциональным комментарием: «Что ты делаешь? Ты сидишь? Ты стоишь?» Обратите внимание на фотографии из семейного альбома и подобным образом разбирайте действия других лиц на фотографиях.

«Как общаться с неговорящим ребёнком ». В общении с ребёнком целесообразно использовать насыщенную эмоционально- волевыми интонациями побудительную форму речи: побудительные предложения стимулируют собеседника к активному действию. Побудительные предложения могут обозначать распоряжение, требование, приглашение, просьбу, согласие, одобрение…(М.К. Шохор-Троцкая 2002). Речевым комментарием взрослый может сопровождать как собственные действия, за которыми наблюдает ребёнок, так и действия ребёнка. Речевой комментарий не должен быть избыточным, содержать сложные для восприятия ребёнка слова, фразы. Поэкспериментируйте с высотой голоса, обратите внимание, в каком случае ребёнок лучше воспринимает инструкции.

Во время совместных поездок на машине, прогулок, походов в поликлинику краткими, чёткими, но подчёркивающими различные интересные детали окружающей обстановки, предложениями рассказывайте ребёнку о том, что вас окружает. Ребёнок постепенно должен вовлечься в диалог, стимулированный взрослым с удлинением пауз после вопросов, поощрением любой речевой реакции ребёнка.

Не следует удовлетворять все потребности ребёнка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы, если предвосхищать все желания ребёнка, не давая ему хотя бы криком, одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить. Если ребёнок выразил свои желания с помощью жестов или мимики, обязательно вербализируйте его сообщения.

Обращайте внимание ребёнка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, стук, звон.. Стимулируйте ребёнка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т.д.; звукоподражательно обозначайте их.

Для развития слухового восприятия ребёнка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребёнком то громкой, то шёпотной речью.

Стимулируйте ребёнка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребёнку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!», «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребёнка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на них внимание; задавайте их «невзначай».

Не требуйте от ребёнка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребёнка для ребёнка слово. Подобные действия способствуют усилению речевого негативизма ребёнка. Родители не должны на начальных этапах работы добиваться чёткого произнесения какого-либо звука, слова. Следует поощрять любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.

«Организация режимных моментов » .К режимным моментам относятся: приём пищи, купание, сон и т.д. Во время кормления ребёнка не забывайте сопровождать ритуал комментарием; обогащайте представления ребёнка о вкусе и запахе продуктов, многократно повторяйте слова в соответствии с тем, что ест ребёнок: вкусный, сладкий, солёный.

В процессе купания ребёнка используйте резиновые игрушки – рассуждайте, кто (что) на самом деле может плавать: утка, рыба, кораблик ит.д. Придумайте разные названия для ванной (бассейн, море, река) и играйте в разные игры: пароход по морю плывёт и гудит «у-у-у»; в бассейне купаем кукол- «куп-куп» и т.д..

Обращайте внимание на разницу температурных ощущений, включая воду различной температуры, побуждайте ребёнка к произвольным эмоциональным восклицаниям «ОЙ! АЙ! УХ!ОХ!АХ!».

Совместные прогулки с ребёнком- уникальный и в то же время естественный для ребёнка обучающий процесс. Гуляя с ребёнком, обращайте внимание на пение птиц, шелест деревьев.

Рассматривайте с ребёнком облака, снежинки, листья. Обращайте внимание на качественные признаки природных материалов: гладкость ствола у осины и шершавость у сосны. Позвольте ребёнку притронуться к различным по фактурным и температурным явлениям и предметам: дотронуться до камней, мокрых лавочек, поиграть песком в луже. Безусловно, в момент таких экспериментов ребёнок не должен быть предоставлен сам себе, родители следят за ним и сопровождают действия ребёнка эмоциональным комментарием. Поиграйте с ребёнком в прятки во время прогулки: эта игра позволит незаметно закрепить понимание предлогов: добеги ДО дерева, спрячься ЗА скамейкой ит.д. Для закрепления названий цветов возьмите на прогулку набор цветных карандашей(мелков), пусть ребёнок постарается найти такие же цвета в природе.

Уважаемые родители! Следуя советам специалистов (логопедов, психологов, неврологов) вы сможете самостоятельно сформировать необходимые для речевой деятельности предпосылки, тем самым оптимизировав логопедическую помощь безречевым детям.

Логопед Бельмасова Ирина Анатольевна. В статье использованы материалы книг:

Грибова О.Е. Что делать если Ваш ребёнок не говорит.- М.: Айрис пресс, 2004.

Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции/ Е.Ф. Соботович.-М.- Классик стиль,2003.

Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий.- М.- Парадигма,2012.