Проект по физо «веселая физкультура» для детей старшей группы. Проект по физическому воспитанию "за здоровьем в детский сад"

Рождество

«Физическая культура» и «Безопасность»

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом заведующей

МБДОУ № 21 «Золотой ключик»

­­­­­­­­­­­_____________________М. Н.Ни

«_______» ______________2012г.

№______________________

Физкультурно – оздоровительный проект «Крепыши»

по образовательным областям

«Физическая культура» и «Безопасность»

(для среднего дошкольного возраста)

Разработали:

инструктор по физическому воспитанию

;

воспитатели группы «Соболек»:

,

г. Шарыпово уч. г.

Тип проекта

По доминирующей деятельности: смешанный. По времени проведения: одногодичный. По характеру контактов: в рамках ДОУ. Участники проекта: дети средней группы «Соболек», инструктор по физическому воспитанию, медицинский персонал, педагоги группы, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта.

Групповой.

Актуальность

В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме физического воспитания и оздоровления детей.

Обоснование образовательного проекта

Сложившаяся практика физического воспитания в ДОУ полностью воспроизводит дух спорта, высоких достижений, по – своему, учитывая возрастные особенности дошкольников. Однако традиционные методики избирают в качестве приоритетного направления работы “натаскивания” детей в сфере выполнения обыденных движений. Особое место в практике физического воспитания отводится работе по улучшению показателей основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, несмотря на то, что собственно, в этом нет ничего плохого. Сомнение вызывает другое: то, как двигательные навыки оформляются в традиционном содержании, какой ценой достигается их прочное усвоение. Возникает необходимость фундаментального статуса физической культуры, имеющего значение в психофизическом развитии ребенка-дошкольника . Не снимая задачи формирования основных двигательных умений и навыков, мы включаем эту задачу в более широкий контекст детского развития.

Физическая культура - потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им двигательного опыта.

Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время более чем на половину – от его образа жизни. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Проанализировав все это, мы наметили цель нашей работы по данному проекту

Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

Укрепить физическое и психическое здоровье детей; совершенствовать функций организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к различным заболеваниям путем закаливания.

Образовательные задачи:

Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности; выявить интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовать их через систему спортивно-оздоровительной работы;

Воспитательные задачи:

1. воспитывать у детей потребности в здоровом образе жизни;

2. вырабатывать привычку к соблюдению режима, соблюдению культурно-гигиенических навыков, потребность в физических упражнениях и играх;

3. развивать в играх и повседневной жизни свободное общение детей и взрослых;

4. воспитывать положительные черты характера.

Предполагаемый результат :

Снижение уровня заболеваемости. Повышение уровня физических качеств детей (быстрота, сила, ловкость, выносливость, координация движений). Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Снижение заболеваемости детей и увеличение процента посещаемости ДОУ; Обогащение связной речи детей и их свободное общение между собой и взрослыми.

Методы проекта:

· Прием детей на улице в теплое время года:

· Занятия по физической культуре (сюжетные, игровые, нетрадиционные, интегрированные)

· одно занятие на улице виде подвижных игр;

· подвижные игры, упражнения, физкультминутки, динамические паузы;

· спортивные праздники, досуги и развлечения;

· походы и экскурсии;

· индивидуальная работа в спортивном уголке;

· различные виды гимнастик;

Стратегия осуществления проектной деятельности :

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ №21 «Золотой ключик» и в комплексе с образовательными областями «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация, «Познание», «Музыка». С детьми – в различных видах деятельности ; с родителями и педагогами – в совместной деятельности.

Этапы проекта

№ п/п

Этапы проекта

Результат

Подготовительный этап

Разработка и утверждение проекта

Создание условий для его реализации.

Диагностика детей.

Анкетирование родителей.

Создание паспорта закрепления мебели в соответствии с ростовыми данными детей и маркировка согласно ГОСТ

Реализация проекта

Соблюдение двигательного режима;

Профилактическая и

оздоровительная работа;

Условия для формирования навыков здорового образа жизни;

Выполнение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач;

Работа с родителями.

Итог

Оптимальный уровень физического развития детей (показатели «высокого» и «среднего» физического развития составят – 90%);

Снизиться уровень заболеваемости (до 14%);

Улучшится посещаемость детей (до 75%)

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Условия проектной деятельности

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа с воспитанниками средней группы строится по нескольким направлениям:

Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей; Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей группы через самообразование, посещение методических объединений, проведение интегрированных занятий; Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками ДОУ; Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями педагогов группы, инструктора по физическому воспитанию. музыкального руководителя, работников и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении ДОУ имеются определенные условия:

1.Оборудован спортивный зал для физкультурных занятий.

2. На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», гимнастическими стенками и лестницами, мишенями для метания, оборудованием для лазания и подлезания.

3. Спортивный уголок в группе.

Занятия по физкультуре

По сетке занятий в течение года

Занятия на улице виде подвижных игр

1 раз в неделю

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

По необходимости

Физкультминутка

Во время занятий ежедневно

Подвижные игры,

физические упражнения на прогулке и самостоятельная двигательная активность детей

Во время прогулок в течение года

Самостоятельные игры в помещении с элементами двигательной активности; использование пособий физкультурного уголка.

В свободное от занятий время в течение года

Физкультурный досуг

1 раз в месяц

Соревнования и эстафеты

По плану во время занятий в течение года

Спортивные праздники

3 раза в год

Походы, экскурсии

1 раза в месяц

Современная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:

Неделя здоровья;

различные виды гимнастик:

пальчиковая, для глаз, дыхательная, самомассаж и т. д.)

1 раз в год

Ежедневно в течение года

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно в течение года

Посещение спортивного зала

По графику работы зала

Открытые занятия для родителей и совместно с ними

1 раз в квартал

Спортивные праздники и развлечения совместно с родителями

2 раза в год и по плану работы

2 раза в неделю

2 – Коррекционно- профилактическая работа

Направление

и мероприятия

График проведения

Продолжительность,

Упражнения для профилактики плоскостопия

Упражнение на формирование правильной осанки

На физкультурных занятиях и в группе в течение года

Наличие паспорта закрепления мебели в соответствии с ростовыми данными детей и маркировка согласно ГОСТ

В течение года

3 - Оздоровительная работа с детьми

Направление

и мероприятия

График проведения

Продолжительность,

Закаливающие мероприятия:

Приём детей на улице;

Проветривание помещений;

Гимнастика после сна;

Обширное умывание;

Сон без маек;

Ходьба по «ребристым» дорожкам;

Ходьба босиком;

Оздоровительный бег;

В зависимости от погоды в течение года

По графику

Ежедневно

После сна ежедневно

Во время сна ежедневно

После сна ежедневно

После сна ежедневно

Во время прогулки

В соответствии с нормами СанПиН

Ежедневно

Массаж ушных раковин;

Массаж стоп;

Полоскание полости рта;

Сухие бассейны для рук;

После сна ежедневно

После сна ежедневно

После приема пищи ежедневно

Постоянно в течение года.

В течение дня

Просветительская работа:

Уголок здоровья в группе;

Выставки детских рисунков и семейных работ, посвященных здоровому образу жизни;

Открытые занятия;

Праздники, развлечения, досуги

Материал добавляется ежемесячно и по мере необходимости

Материал добавляется каждый квартал и по мере необходимости

2 раза в год

4 - Создание условий для формирования навыков

здорового образа жизни

Направление

и мероприятия

График проведения

Продолжительность,

Формирование навыков личной гигиены:

Обучение (объяснение, напоминание, поощрение и т. д);

Демонстрация различных схем, моделей, правил, способствующих выполнению самостоятельных действий;

Беседы о полезности, целесообразности и необходимости выполнения правил личной гигиены;

Демонстрация информативного материала на тему: «Я и моё здоровье»

В соответствии с режимом питания, с учетом необходимости.

Формирование навыков культуры питания:

Сервировка стола;

Эстетика подачи блюд;

Этикет приема пищи

В соответствии с режимом питания, с учетом необходимости

Диагностика здоровья

Ежемесячно

Диагностика физического воспитания

2 раза в год

5 – Работа с родителями

№ п/п

Формы работы

График проведения

Анкетирование.

Консультации для родителей:

- «Особенности физического развития детей»».

- «Физическое воспитание детей в семье».

- «Закаливание горла и носоглотки – эффективная профилактика простудных заболеваний»».

- «Босиком от простуды и других болезней»».

- «Здоровый образ жизни ваших детей»».

-«О правильной осанке».

- «Дыхательная гимнастика, как средство оздоровления».

- «Игры на свежем воздухе зимой».

- «Профилактика плоскостопия дома».

- «Совместные занятия спортом детей и родителей»

Проведение совместных праздников

Открытые занятия

В начале года.

Ежемесячно

2 раза в год

2 раза в год

3.ИТОГ

1. Диагностика уровня физического развития.

2. Коэффициент уровня заболеваемости.

3. Посещаемость детей.

4. Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Загадки о спорте и ЗОЖ

Главный человек на спортивной площадке (судья)

Жидкость, выжитая и овощей и фруктов (сок)

Зимняя спортивная игра (хоккей)

Летние коньки (ролики)

Вредная привычка (курение)

Липкое перевязочное средство (пластырь)

Куда нужно забивать гол (ворота)

Зимняя спортивная площадка (каток)

Простейший способ очистки воздуха в помещении (проветривание)

Его не купишь ни за какие деньги (здоровье)

Узкая полоска марли (бинт)

1. Назовите сказку, в которой рассказывается о многодетной семье, где семь детей не слушались маму и попали в беду.

2. Назовите сказку, в которой мама-королева помогла своему сыну найти самую настоящую невесту при помощи горошины.

3. Как называется сказка, в которой девочка пошла проведать больную бабушку, но по пути разговаривала с незнакомцем и из-за этого попала в беду?

4. Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось убрать большой урожай?

Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе?

Не мешал бы ты игре,

Ты бы лучше отошел.

Мы играем в …(Волейбол)

Эти фрукты не съедобны,

Но огромны и удобны.

Их иной спортсмен часами

Лупит сильно кулаками.

(Боксерские груши)

Силачом я стать хочу.

Прихожу я к силачу:

Расскажите вот о чем –

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

Очень просто. Много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я …(Гантели)

Вот серебряный лужок,

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь.(каток)

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!" -

Значит там игра - … (Хоккей)

Палка в виде запятой

Гонит шайбу пред собой.(клюшка)

По пустому животу

Бьют меня невмоготу;

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки.(футбол)

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка.

За веревочку-узду

Через двор коня веду.

С горки вниз на нем лечу,

А назад его тащу.(сани)

Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети. (Стадион)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (Велосипед)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?(Коньки)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги –

И по большим снегам беги. (Лыжи)

ПРОБЛЕМА И АКТУАЛЬНОСТЬ
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения:
- использование гибкого охранительного режима
- правильного рационального питания
- создание санитарно-гигиенических условий
- условий для закаливания
- оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей
- обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия
Проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно-коррекционно-развивающей среды.

БЕЗ ДВИЖЕНИЯ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ВЫРАСТИ ЗДОРОВЫМ!

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
- создание психолого-педагогических условий для формирования эмоционального благополучия, бережного отношения к ребенку, уважение к индивидуальности и личности
- оптимизация режима двигательной активности детей путем усовершенствования организованных и самостоятельных форм функционально-оздоровительной деятельности детей
- систематизация мероприятий по организации двигательной активности детей
- поиск новых путей практической реализации современных технологий
- формирование интегрированных связей между двигательной, интеллектуальной, коммуникативной способностями
- создание здоровьесберегающей среды
- подготовка ребенка к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни
- воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, развитие интереса к физической культуре и спорту
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития физических качеств нравственных основ личности накопление двигательного опыта, коррекция психомоторных нарушений
- создание условий для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения охранительного режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической и экологической сред
- создание образовательных технологий образовательной физической культуры и их внедрение в образовательный процесс по физическому направлению
- использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования
- организация интегрированных видов образовательной и игровой деятельности
- просветительско-воспитательная работа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, мониторинг «Готовность к школе»

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при усвоении
комплексного использования всех средств физического воспитания
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:
- принцип разностороннего развития личности;
- принцип гуманизации;
- принцип индивидуальности;
- принцип цикличности и систематичности;
- принцип оздоровительный;
- принцип взаимосвязи с семьей;
- принцип доступности медико-социальной помощи;
- принцип ответственности сотрудников ДОУ;
- принцип соблюдения прав человека и гражданина;
- принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей;
- принцип активности детей.
ФОРМЫ ПРОЕКТА:
Специально организованная деятельность
2. Совместная деятельность с детьми
3. Самостоятельная деятельность детей
4. Интеграция с другими образовательными областями
5. Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы
6. Взаимодействие со специалистами ДОУ
7. Внешние связи
Все формы работы позволяют повысить двигательную активность детей

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
народные игры, подвижные игры, спортивные игры

игровые упражнения, игровые задания

гимнастика коррегирующая

гимнастика пальчиковая

гимнастика для глаз

динамическая пауза

релаксация
прогулка
утренняя гимнастика

закаливание

бодрящая гимнастика

индивидуальная профилактическая работа

свободная двигательная активность

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
соответствующее физическое развитие детей группы возрастной норме

активность детей, владение навыками здорового образа жизни, формирование основных движений, физических качеств, накапливаемость резерва здоровья

появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости, двигательной активности и физической подготовленности, формирование личных качеств детей

формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков

дети узнают большое количество упражнений, много подвижных игр, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик

Большой эффект в реализации проекта будет
достигнут комплексным подходом к оздоровительной работе

Литература
1. Букварь здоровья /Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г
2. Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т.С. Яколева, 2006 г /
3. Развивающая педагогика оздоровления /В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2000 г./
4. Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л.В. Кочеткова – М, МДО, 1999 г./
5. Физическая культура дошкольника /Т.В. Кудрявцева/
6. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет. Теория и практика физической культуры, практическое пособие /В. Бальсевич – М, Просвещение, 1986 г./
7. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольников: методическое пособие /Н.Н. Ефименко – М, Линка-пресс, 1999 г./
8. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, коммуникативного. Росту здоровым [текс] программ. Методическое пособие для дошкольников образовательных учреждений /В.И. Зимонина – М, ВЛАДОС, 2003 г./
9. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э.Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г./
10. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ /М.А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2000 г./
11. Педагогический контроль за состоянием физической подготовленности дошкольников. Тест-программа Москвы для дошкольников. Методические рекомендации – М, 1999 г.
12. «Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет» И.Е. Варенин, С.Г. Кудрявцева
13. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючина
14. «Игры, которые лечат» Е.А. Бабенкова
15. «Зеленый огонек здоровья» М.Ю. Картушина
16. «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И. Ковалько
17. «Скороговорки и чистоговорки» О.А. Новикова
18. «Развиваем мелкую моторику» О.И. Крупенчук
19. «Давайте чистым воздухом дышать» Д/в 1999 № 7
20. «Развитие звуковой культуры речи у детей» Е.В. Колесникова
21. Дополнительная литература

Педагогический проект в ДОУ

Чиркин Сергей Васильевич, инструктор по физической культуре муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Ласточка» города Балашова Саратовской области»
Описание материала: проект «Эти разные мячи» рассчитан на обучающихся в возрасте от 4 до 7 лет. Имеет педагогическую ценность, и надеюсь, будет интересен коллегам и применен ими в практической деятельности. Предполагается реализация целей и задач проектной деятельности в совместной игровой деятельности и непосредственно образовательной. Кроме того, ценность состоит в совместной деятельности обучающихся с педагогами и родителями по изготовлению продукта проекта.
Проект по образовательной области физическая культура «Эти разные мячи»
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

По форме – познавательно-игровой;
По классу – монопроект;
По типу – социальный;
По виду – оздоровительный;
По длительности – долгосрочный.
НАШ ДЕВИЗ: “Мяч помощник нам в игре, ты бери его везде!!!”
ЭМБЛЕМА МЕРОПРИЯТИЯ: ребенок на земном шаре, изображение символизирующее значение мяча и активных форм деятельности на планете Земля.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.
Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.
Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, "отвечающие" за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.
Однако, хотя данные факты научно доказаны и общеизвестны порой не все родители (лица из заменяющие) о них знают и применяют в деятельности. По данным статистического анализа проведенного по инициативе районного методического объединения инструкторов по физической культуре (протокол № 4 от 23.05.2013 г.) выявлено, что 58 % семей имеют игровое развивающее пособие мяч и используют в совместной деятельности с ребенком. Данный факт способствовал обоснованию выбора темы для проектной деятельности и определил приоритетные цели и задачи.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта – способствовать познавательному развитию ребенка в мире спорта и активных форм деятельности по средствам взаимодействия с мячом индивидуального характера и при сотрудничестве со взрослым (родителем, педагогом).
Основными задачами проекта являются:
актуализация роли семьи в физическом воспитании дошкольников, формирование гармоничных отношений между детьми и взрослыми;
формирование у детей и родителей практических умений при выборе и изготовлении пособий развивающе-оздоровительной направленности и действий с ними;
пропаганда здорового образа жизни по средствам организации активного досуга с использованием мяча;
пополнение материальной базы дошкольного учреждения спортивным оборудованием нетрадиционного способа изготовления;
Постановка проблемы в социуме с поиском возможных вариаций ее решения.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.
Участие в проекте принимают дети дошкольного возраста (с 4 до 7 лет), в составе 62 человек, педагоги (воспитатели ОУ) и сотрудники МДОУ д/с «Ласточка» города Балашова Саратовской области (старшая медсестра, заведующая, старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель), родители (законные представители) воспитанников.
Выбор участников обоснован несколькими показателями:
результаты анкетирования «Активные формы отдыха в практике семейного воспитания», которые свидетельствуют о том, что лишь 58% имеют спортивный инвентарь дома, 12% совместно в ребенком участвуют в играх и организуют туристические походы, 21 % - занимаются закаливанием детей и лишь 11% совместно с детьми участвуют в реализации творческих задумок, способствующих двигательной активности ребенка;
в преддверии зимний Олимпиады в Сочи -2014, с целью пропаганды здорового образа жизни;
реализацией системы работы по здоровьесбережению воспитанников в условиях ДОУ при взаимодействии всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (родители, педагоги, дети).
СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
Проект, реализуемый на протяжении трех календарных месяцев с 9 сентября по 15 ноября 2013-2014 учебного года, предусматривает несколько этапов.
Целью подготовительного этапа "Для чего и зачем" является исследование уровня владения информацией о значении физкультурно-оздоровительных упражнений и игр с использованием мяча в работе с детьми дошкольного возраста и ее осуществление в условиях семейного воспитания Рабо¬та на данном этапе строится по трем направлениям.
Для того чтобы выяснить, уровень информационной лабильности родителей по вопросу исследования проведено анкетирование «Мой друг мяч». С детьми проведена беседа «Игры, в которые я играю дома», которая позволила определить степень активного отдыха в условиях семейного воспитания и уровень оснащённости развивающей среды пребывания ребенка дома. С педагогами организованна дискуссия об организации активного досуга в группе и на прогулке с использованием мяча.
Анкетирование позволяет определить степень владения родителями информацией о пользе упражнений с мячом и способах организации деятельности с ним. Кроме того, освещение данного вопроса формирует процесс целеполагания и активизирует их деятельность по изучению изложенного в анкете материала.
Педагоги в процессе дискуссии приходят к ряду педагогических направлений деятельности: креативное и двигательное развитие в процессе взаимодействия с мячом, приобщение к истокам народной культуры, развитие физических качеств и навыков, обогащение познавательной сферы ребенка, активизация его деятельности по средствам взаимодействия с мячами различной функциональной принадлежности (теннисный, волан, баскетбольный, футбольный)
Беседа с воспитанниками позволит определить уровень заинтересованности их деятельностью, основные приоритетные направления деятельности и приемлемые формы работы.
Целью практического этапа "Эти разные мячи" являет¬ся теоритическое, практическое изучение проблемы ребенком во взаимодействии с родителями и педагогами ДОУ.
На данном этапе предполагается экскурс в историю развития мяча, практическая работа с участием взрослого по изготовлению мячей из подручного и бросового материала, проведение познавательно-развивающих физкультурно-оздоровительных мероприятий с участием воспитанников и их родителей.
Цель оценочного этапа "мяч – мой друг" - анализ эффективности реализации проекта путем определения мировоззрения участников на проблему, сформированности мотивации к здоро¬вому образу жизни детей и родителей на основе активного отдыха и действий с физ. инвентарем.
На данном этапе проводится итоговое тестирование родителей, праздничные мероприятия с участием детей и творческие гостиные с педагогами по обсуждению этапов реализации проектов и их оценка с точки зрения значимости для общего результата деятельности. Продуктом деятельности является выставка нетрадиционного оборудования (мячи) «Эти разные мячи».
Более подробно этапы реализации проекта "Эти разные мячи" представлены ниже.
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап «Для чего и зачем?» (15 сентября- 28 сентября)
С пед. коллективом: определение целей и задач проектной деятельности, разработка маршрута реализации проекта, с обсуждением представленных предложений и мнений, дискуссия «Организация активного отдыха детей в группе и на прогулке с использованием мяча».
С обучающимися: знакомство с направлениями деятельности по реализации проекта, беседа «Игры, в которые я играю дома», интервьюирование (выборочное) «Для чего нужны мячи?"
С родителями: знакомство с целями, задачами и направлениями реализации проекта, анкетирование «Мой друг мяч», индивидуальные беседы по вопросу создания и пополнения развивающе-игровой среды в условиях домашнего воспитания
Основной этап «Эти разные мячи» (30 сентября – 8 ноября)
С пед. коллективом: индивидуальная работа с педагогами по подготовке и проведению совместных мероприятий, мастер-класс «Применение игровых обучающих ситуаций в системе развития физических качеств», подбор и проведение подвижных игр и упражнений с использованием мяча различного диаметра и материала.
С обучающимися: знакомство с историей возникновения мяча по средствам видео презентации «Путешествие мяча» (старшие группы); устный журнал «Какие мячи есть в спортивном зале и как их использовать?» (средняя группа); работа с раскрасками «Мяч в игре» (все возрастные группы)

Игровые обучающие ситуации: «В какие игры можно с мячом играть» (средняя группа), «Разные мячи – для разных игр» (старшая группа), «Как мяч здоровье укрепляет» (подготовительная группа); изготовление мячей из бросового и подручного материала «Мастерская Оранжевого мяча» (все возрастные группы)



Видеофильм «Спортивные игры с мячом» (старшие группы); Совместная деятельность с детьми «Мяч в детской книге» (младшие группы)
С родителями: информационная папка «Значение мяча в развитии организма ребенка»; участие в практических мероприятиях (игровые обучающие ситуации, подвижные игры, «Мастерская Оранжевого мяча» и тп.); совместное изготовление с ребенком мяча для игр из бросового и подручного материала, составление аннотации по его использованию, индивидуальные беседы «Как и из чего изготовить мяч для игры с ребенком»
Заключительный этап «Мяч мой друг» (11 ноября – 15 ноября)
С пед. коллективом: организация выставки «Эти разные мячи»

Анкетирование «Игры в группе»; обмен опытом работы участников проекта, подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
С обучающимися: выявление и определение уровня знаний и практических умений детей при взаимодействии с мячом: спортивное развлечение «Мой веселый звонкий мяч» (средняя группа); игровая обучающая ситуация «Школа мяча» (старшая группа); презентация к проекту «Мой мяч».


Рефлексия по результатам проведенных мероприятий
С родителями: демонстрация творческих идей по изготовлению игрового пособия «мяч» на выставке; анкетирование «Детские игры с мячом» Приложение 5;информационная папка «Играем вместе с детьми» (игры с мячом);выражение благодарности родителям, внесшим большой вклад в реализацию проекта.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, с использованием мяча;
формирование активной позиции у детей по здоровьеукреплению и здоровьесбережению по средствам игр и игровых упражнений с мячом;
просвещение родителей и организация совместной работы по формированию у воспитанников имиджа здорового образа жизни;
обобщение и распространение результатов работы среди педагогических работников ДОУ;
организация выставки нетрадиционного оборудования «Эти разные мячи»;
участие в методических мероприятиях различного уровня с обобщением опыта работы над проектом;
создание пособий и методического материала по ознакомлению детей и родителей с историей мяча и формами активной деятельности с ним.
Долгосрочные результаты деятельности по данному Проекту найдут свое отражение в организации последующей деятельности с дошкольниками учитывая принцип усложнения и расширения кругозора воспитанников. Значимость отражает осознанное отношение и активное участие в деятельности родителей воспитанников, как наставников, созидателей и образца деятельности.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Исходя из целей и задач проектной деятельности предложены следующие критерии оценивания:
- у воспитанников уровень сформированности базы знаний и практических навыков работы с мячом (выявляется в процессе проведения спортивно-оздоровительных мероприятий на заключительном этапе деятельности);
- самостоятельность и инициативность детей в действиях практического и игрового характера (выявляется в процессе наблюдения в группах);
- информационное обеспечение родителей по проблеме использования мяча, как средства укрепления организма ребенка (выявляется по результатам входящего и итогового анкетирования);
- систематизация материала в области применения мяча при организации игр и игровых упражнений в группе и во время прогулки (проявляется при организации деятельности на каждом этапе реализации проекта и анкетирования педагогов);
- формирование основ здорового образа жизни у воспитанников через активизацию двигательной деятельности в условиях семьи и ДОУ (выявляется при общем состоянии организма и эмоциональных проявлениях ребенка в деятельности).
ОЦЕНКА РИСКОВ
При реализации Проекта возможны следующие ситуации риска, которые могут привести к снижению результативности деятельности:
1. Активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций для родителей по теме Проекта.
2. Взаимодействие всех работников ДОУ с целью решения целей и задач Проекта, загруженность воспитателей дополнительной деятельностью. Предусмотрев это на этапе подготовке проекта проведена коррекция перспективного планирования специалистов ДОУ и воспитателей.
3. Утеря интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в Проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и двигательную активность детей.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Сегодня можно сказать, что данный проект позво¬ляет достичь поставленных целей при наименьших затратах ресурсов. Кроме того, его познавательный потенциал активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной игровой деятельности.
В ходе реализации проекта педагогический опыт распространяется в рамках города и области, вызы¬вает интерес у коллег, что стимулирует педагогические коллективы к его широкому применению, де¬монстрирует ценность взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива МДОУ.
Расширение знаний родителей в вопросе организации совместной деятельности при использовании мяча и ее значения для общего физического и соматического развития организма ребенка позволяет активизировать их деятельность в условиях семейного воспитания. Таким образом, при совместно организованной деятельности в семье и ДОУ на основе активных форм отдыха помогает укрепить здоровье ребенка и снизить заболеваемость по группам.
Проект «Эти разные мячи» может быть реализован с детьми 5-7 лет на различных ступенях образования – в ДОУ, учреждениях дополнительного образования, начальной школе.
Результаты деятельности представлены к обсуждению в рамках мероприятий различного уровня:
- обобщение информации по реализации проекта и знакомство педагогов с результатами деятельности в рамках педагогической гостиной «Формы и методы работы, при взаимодействии всех субъектов педагогического процесса, по формированию имиджа здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»;
- представление итогов работы на Всероссийском педагогическом фестивале «Открытый урок».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ
Сфера, 2007.
2.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. Учеб. Пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М. Изд.
Центр «Академия», 2002.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
5. Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»; Учебно-методическое пособие / науч. Ред.: А.Г. Гогоберидзе. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. -160с.
6. Анисимова М.С., Хабарова Т.В. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста. Методический комплект программы «Детство». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 208 с.
7. Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 112 с.

Программное содержание:

  • Формировать у детей потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • Обеспечивать всестороннее и гармоничное развитие физических качеств дошкольников.
  • Приобщать детей к здоровому образу жизни.
  • Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения.
  • Способствовать укреплению здоровья, развитию воли, целеустремлённости.
  • Сделать достоянием каждого ребёнка элементарные знания о своём организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
  • Воспитывать эстетические потребности личности ребёнка.

Краткое содержание проекта:

В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представления о физкультуре и спорте, воспитываются положительные качества, проявляются собственные потенциальные возможности, данные ему от рождения.

Заключительный этап:

Проведение досуга по физическому воспитанию, включающему презентацию результатов совместной работы детей и родителей(стенгазеты, альбомы), выставка рисунков детей и родителей.

Виды деятельности:

  • физическая культура;
  • ребёнок и окружающий мир;
  • развитие речи;

Группа:

Старший дошкольный возраст 6-7 лет

Родители (законные представители)

Воспитатель

Приблизительная продолжительность проекта: 7 месяцев.

Основа проекта

Образовательные стандарты:

  • физическая культура;
  • развитие речи;
  • ребёнок и окружающий мир;
  • изобразительная деятельность.

Физическая культура: формировать у детей потребность в ежедневной двигательной деятельности, развивать психофизические качества, воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию, поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Развитие речи: приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, приучать к самостоятельности ответов и суждений.

Ребёнок и окружающий мир: расширять и углублять знания детей о спорте; формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры; воспитывать уважение к прославленным российским спортсменам, чувство гордости за их высокие спортивные достижения.

Изобразительная деятельность: формировать устойчивый интерес к изодеятельности; обучать активному и творческому применению усвоенных способов изображения в рисовании, лепке; развивать умение отображать в своих рисунках впечатления о спортивных праздниках и развлечениях.

Ожидаемые результаты обучения.

  • привитие детям потребности в выполнении физических упражнений, развитие физических качеств, гарантирующих всестороннее развитие (ловкость, смелость, выносливость), желания заниматься в спортивных секциях;
  • развитие личности воспитанника, его творческого потенциала, умение взаимодействовать с другими людьми;
  • воспитание нравственных и патриотических чувств, социальной ответственности (умение действовать в интересах большого сообщества);
  • освоение системы интегрированных знаний и умений;

Перед началом работы над проектом проводится анкетирование родителей (законных представителей) с целью получения информации о физической подготовленности членов семьи, об отношении к физкультуре и спорту.

В процессе реализации проекта проводятся тематические занятия, физкультурные праздники и развлечения. В помощь родителям выставляются папки-передвижки, даются консультации, домашние задания для детей и родителей по спортивной тематике: сбор материала для выпуска групповой стенгазеты, фотоальбома, составление рассказов о спортсменах, видах спорта, пользе физических упражнений. Общение с детьми в свободное от занятий время: беседы, игры, эстафеты.

По окончании проекта организуется:

  • праздник для детей и родителей «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • выставка детских рисунков, поделок, нетрадиционного спортивного оборудования;
  • экскурсия в спортивную школу;
  • встреча с тренерами спортивных секций(футбол, волейбол, бокс).

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.

Технологии – оборудование: спортивное оборудование, фотоаппарат, магнитофон, компьютер, сканер, принтер, видеокамера, телевизор, мультимедиа.

Технологии – программное обеспечение: программы обработки изображений; электронные энциклопедии.

Распределение функций участников проекта.

Воспитатель группы

Самообразование (накопление знаний об олимпийской истории, великих спортсменах, направленном действии физических упражнений на разные группы мышц). Разработка конспектов занятий, бесед, праздников и их проведение. Диагностика уровня физической подготовленности детей. Подбор литературы, иллюстраций по теме. Разучивание стихов, песен, танцев.

Дети

Занятия физкультурно-оздоровительного цикла, прогулки тренирующего характера, экскурсии. Участие в праздниках, досугах, играх-эстафетах. Посещение соревнований, спортивных секций. Художественная деятельность: рисование, лепка по данной теме. Разучивание стихов, танцев, песен.

Родители

Участие в сборе информации. Оформление стенгазеты, фотоальбома, стенда. Посещение с детьми спортивных секций. Участие в праздниках, развлечениях. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования

1 этап – накопление знаний.

1. Рассматривание иллюстраций, журналов, фотографий спортивной тематики.

2. Беседы об истории Олимпийского движения, пользе физических упражнений для здоровья, о великих спортсменах.

— «Олимпийские игры! Что это такое?»-расширить знания детей о спорте; познакомить с историей Олимпийских игр.

— «Почему мы двигаемся»-дать понятие об опорно-двигательной системе (мышцах); развить общую выносливость; воспитать желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

— «Мы верим твёрдо в героев спорта»-познакомить детей с великими российскими спортсменами, воспитывать уважение к ним, чувство гордости за свою Родину.

3. Занятия:

— «Радуга здоровья»

— «Зачем нужны мышцы»

— «Весёлый тренинг»

— «Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка»

4. Экскурсия в Детско-юношескую спортивную школу.

5. Встреча с тренером по волейболу(беседа, показ медалей, фотоальбома).

6. Посещение секции бокса.

7. Загадывание загадок на спортивную тему.

2 Этап – практический.

1.«Осенняя спартакиада»- соревнования между подготовительными группами детского сада.

2.«Здоровье – это здорово!»- спартакиада для дошкольников среди детских садов муниципального образования.

3. Рисование. «Мы со спортом на «ты».

4. Лепка. «Раз, два, три, спортивная фигура замри».

5. «А ну-ка, мамочки!»- физкультурное развлечение с участием родителей.

6. Игры – соревнования: «Попади в цель», «Кто быстрее», «Самый ловкий».

7. Эстафеты (с предметами и без).

8. Спортивные игры с элементами футбола, волейбола, тенниса.

9. Сюжетно-ролевая игра. «Пограничники», «Космонавты» — способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников; воспитывать смелость, выносливость; совершенствовать физическую подготовку.

10. Утренний кросс (ежедневно).

11. Зимний спортивный праздник.

12. «Мы сильные, ловкие, смелые» — спортивный праздник с участием родителей.

13. Заучивание стихотворения Л. Сивачевой «Много маленьких спортсменов…».

14. Разучивание песни Ю. Слонова «Физкульт-ура!».

15. Разучивание танцев (с лентами, с помпонами).

3 Этап – заключительный.

1. Физкультурное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья!».

2. Заслушивание мини-докладов детей.

3. Оформление стенгазеты «Мы со спортом на «ты»!».

4. Выставка рисунков на спортивную тему(сотворчество детей и родителей).

5. Демонстрация фотоальбома.

6. Вручение Дипломов (по номинациям) и медальонов с изображением Олимпийского символа.

Используемая литература.

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
  • «Занимательная физкультура в детском саду» К.К.Утробина.
  • «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» В.Г.Фролов.
  • «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» Е.Н.Вавилова.
  • «Физическое воспитание дошкольников»(практикум) В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина.
  • «Какая физкультура нужна дошкольнику» В.А.Шишкина, М.В.Мащенко.
  • «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин.
  • «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д.Глазырина.
  • «САФИ – ДАНСЕ» (танцевально-игровая гимнастика для детей) Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина.
  • «Быть здоровыми хотим» (оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада) М.Ю.Картушина.

Елена Яхно
Физкультурно-оздоровительный проект «За здоровьем в детский сад»

Физкультурно- оздоровительный проект

«За здоровьем в детский сад

Проблема и актуальность

Цель проекта

Задачи проекта

Принципы проекта

Форма проекта

Здоровьесберегающие технологии

Результативность

Дальнейшее развитие проекта

Картотека

Литература

ВИД ПРОЕКТА : информационно-игровой, практический, тактико-ориентированный, групповой, долгосрочный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитанники детского саду №4 , педагоги, родители

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ : долгосрочный (01.09.2016 г. – 31.05.2017 уч. г) .

Проект реализуется через полную интеграцию физкультурно- оздоровительного развития с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к оздоровительной работе вместе с другими направлениями воспитания в ДОУ, что отвечает современным ФГОС к общеобразовательной программе.

ПРОБЛЕМА И АКТУАЛЬНОСТЬ :

«Здоровье – это драгоценность , и

при том, единственная, ради

которой стоит не жалеть времени,

сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

В нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является физкультурно- оздоровительное , и это очень важно в наше малоподвижное время.

А началось с того, как-то я заметила, что дети плохо умеют завязывать шнурки на (хотя и шнурки потихонечку тоже уходят из нашей жизни, на смену им пришли липучки и молнии) и отметила для себя, что у детей плохо развита мелкая моторика рук. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики : в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Всё больше времени современные дети проводят за компьютером или приставками, а родители не прививают ребенку ту потребность в здоровом образе жизни , которая так необходима. Так появилась мысль, как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

В нашем детском саду созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей и укрепления их здоровья . У нас есть замечательный спортивный зал оснащённый необходимым оборудованием спортивная площадка, площадка для закрепления детьми правил дорожного движения, в каждой группе созданы спортивные уголки, обеспечивающие двигательную реализацию детей в течение дня, использование нестандартного оборудования созданного руками педагогов.

Каждый новый учебный год я начинаю с того, что изучаю медицинские карты вновь прибывших детей. В наше дошкольное учреждение приходят в основном дети с 1 и 2 группой здоровья , но есть и дети имеющие 3 группу здоровья , а так же с различными патологиями.

Мы знаем, что хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий , вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей будут проходить при участии взрослых, как в детском саду , так и в семье.

Так возник проект «За здоровьем в детский сад » Проект представляет собой систему, которая способна влиять на состояние здоровья ребёнка . Она базируется на основных принципах комплексной программы развития и воспитания дошкольников «От рождения до школы» (под редакцией Веракса Н. Е.)

Перед педагогическим коллективом нашего ДОУ возникли вопросы : как укрепить и сохранить здоровье детей ? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья ? Как развивать интерес к занятиям физической культурой, потребность в здоровом образе жизни ? Как сделать привлекательным занятие физической культуры для всех детей? Как достичь в процессе занимательного дела оптимального сочетания оздоровительного , тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности ?

Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей . Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий , без которых в нашем дошкольном учреждении немыслим педагогический процесс.

Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий :

Использование гибкого охранительного режима

Правильного рационального питания

Создание санитарно-гигиенических условий

Условий для закаливания

Оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей

Обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

Создание психолого-педагогических условий для формирования эмоционального благополучия, бережного отношения к ребенку, уважение к индивидуальности и личности

Оптимизация режима двигательной активности детей путем усовершенствования организованных и самостоятельных форм функционально-оздоровительной деятельности детей

Систематизация мероприятий по организации двигательной активности детей

Поиск новых путей практической реализации современных технологий

Формирование интегрированных связей между двигательной, интеллектуальной, коммуникативной способностями

Создание здоровьесберегающей среды

Подготовка ребенка к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни

Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни , развитие интереса к физической культуре и спорту

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей , повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития физических качеств нравственных основ личности накопление двигательного опыта, коррекция психомоторных нарушений

Создание условий для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения охранительного режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической баз

Создание образовательных технологий образовательной физической культуры и их внедрение в образовательный процесс по физическому направлению

Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования

Организация интегрированных видов образовательной и игровой деятельности

Просветительско-воспитательная работа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни , воспитание культуры здоровья , динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей , монитогинг

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА :

Принцип разностороннего развития личности

активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения

Принцип гумманизации

физкультурно- оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей

Принцип индивидуальности

обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья , интереса, подбор оптимальной физической нагрузки

Принцип цикличности и систематичности

постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности

Принцип оздоровительный

обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности

Принцип взаимосвязи с семьей

соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка

Принцип доступности медико-социальной помощи

Принцип ответственности сотрудников ДОУ

Принцип соблюдения прав человека и гражданина

Принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей

Принцип активности детей.

ФОРМЫ ПРОЕКТА :

1. Специально организованная деятельность

Гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов

Гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т. д.)

Занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками)

Подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения

оздоровительный бег , босохождение

Динамические паузы

Бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж)

Гимнастика пробуждения

Закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны)

Кислородный коктейль

Рациональное питание

Психологическая поддержка

проектная деятельность

Прием детей на улице в теплое время года

Оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортплощадки, спортивных уголков в группах

2. Совместная деятельность с детьми

Индивидуальная здоровьесберегающая работа , подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья , развлечения

3. Самостоятельная деятельность детей

В спортивном уголке, на спортплощадке с использованием пиктограмм основных движений, схем наблюдения за поведением ребенка

4. Интеграция с другими образовательными областями

Художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, музыка, труд, чтение художественной литературы, безопасность

5. Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно- оздоровительной работы

Совместная физкультурно -досуговая деятельность, наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки, организация совместного активного отдыха, оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов, обогащение литературы по здоровому образу жизни , анкетирование, вовлечение родителей в образовательный процесс «Вместе с мамой, вместе с папой!»

6. Взаимодействие со специалистами ДОУ

Консультации старшего воспитателя, логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, специалиста по охране здоровья детей ,

7. Внешние связи

Стадион «Нефтяник» (проведение совместных спортивных мероприятий среди ДОУ)

Разделы программы Виды детской деятельности

Здоровье Закаливание (утренняя гимнастика; подвижные, спортивные игры, физические упражнения, профилактические мероприятия при плоскостопии и нарушении осанки, физкультурные занятия (в помещение) ; подвижные, спортивные игры, физические упражнения, профилактические мероприятия при плоскостопии и нарушении осанки, физкультурные занятия (на улице) ;

Физическая культура Физкультурные занятия ; утренняя гимнастика; физкультурные досуги : «Путешествие в страну Здоровья » ; «Как стать Неболейкой» , «Как Незнайка в пожарные готовился» ; «Зимние забавы» ; Спортивный праздник посвященный Дню защитника Отечества - «Зарница» ; «Папа - гордость моя!» ; «Масленица» ; «А ну-ка, мамы!» ; «Папа, мама, я – спортивная семья» ; «Большое космическое путешествие» ; «День защиты детей» ; «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!»

Социализация Приобщение к элементарным общепринятым нормам правилам взаимоотношений со сверстниками, развитие игровой деятельности в сюжетных играх : «Больница» , «Аптека» , «Магазин» , «Семья» , «Парикмахерская» и т. д.

Труд Формирование представлений о труде взрослых (учитель физкультуры , тренер в спортивной школе, о спортсменах); самообслуживание (во всех видах деятельности, в режимных моментах) ; создание соответствующей предметно-развивающей среды.

Безопасность Занятия : «Как устроено тело человека» , «Как работает сердце человека» , «Как движутся части тела» , «Здоровье и болезнь » , «Личная гигиена» , «Витамины и полезные продукты» , «Витамины и здоровый организм » , «Здоровая пища » , «Режим дня» , «На воде, на воздухе, на солнце» , «Спорт» и т. д.

Познание Классификация (виды спорта, спортивное оборудование (мяч, ракетка, клюшка, гиря, гантели) . Составление плана – схемы «Мой детский сад » , «Мой город» (спортивные объекты –стадион «Нефтяник» )

Конструирование : из природного материала «Виды спорта» ;

«Путешествие в страну «Спортландию» , игра «Спортсмены» , «Юнные Олимпийцы» .

Музыка «Аэробика» Музыка Ю. Чичикова; «Зимняя песенка» муз. А. Лешена; «Детство – это я и ты » муз. Ю. Чичикова; «На зарядку» М. Старок; «Песня про зарядку» слова В. Викторова, музыка Львова – Компанейца; «Физкульт – ура Ю. Чичикова; «Мяч» М. Красева; «На зарядку» Л. Феоктистова; «Утренняя песня» Сл. Е. Тараховской, Муз. А. Ушкарева; «Про зарядку» сл. В. Викторова, муз. Д. Львова-Компанейца; «Это для нас» муз. Т. Попатенко, сл. М. Лаписовой; Упражнения «Марш» муз. И. Арсеева; Упражнение с флажками «На зарядку» Муз. В. Золотарева; Упражнение с гирляндами «Вальс» Муз. Ю. Слонова; Упражнение обручами «Обручи» сл. З. Петровой, муз. Ю. Чичкова; Упражнение со скакалками «Скакалки» сл. З. Петровой, муз. Ю. Чичкова; Упражнение с мячами «Мячи» сл. З. Петровой, муз. Ю. Чичкова;

Художественное творчество Рисование : «Мы любим спорт» , «Зимние забавы» , «Спартакиада» , «Папа, мама, я спортивная семья» , «Дерево здоровья » , «Футболисты» .

Лепка : «Мы спортсмены» , «Дети на прогулке» , «Занятия спортом»

Аппликация : «Мы любим спорт» , «Спартакиада» , «Стадион» , «Футболисты» , «Виды спорта» , «Олимпиада в Сочи»

Коммуникация Заучивание стихов и загадок о спорте; Занятие «Осанка - зеркало души» , «Разговор о правильном питании» ; «Составление рассказа о том, как я отдыхал летом» ; «Составление рассказа о видах спорта» ; Рассматривание картины : «На прогулке» , «Мы занимаемся спортом» , «Мы пришли с прогулки» , «Мы умываемся» ; Экскурсия на физкультурную площадку ; спортзал; бассейн.

Взаимодействие с родителями «День открытых дверей» , «День здоровья » , «День физкультурника » ; конкурс на лучший семейный рисунок «Мы любим спорт» ; Досуг - «Мама, папа, я – спортивная семья» , «Здоровым быть здорово ; «Наш любимый парашют» ,

фотогазета из семейных архивов «Я и спорт» ; изготовление нестандартного оборудования для профилактических мероприятий с детьми; родительское собрание «Физкультурно- оздоровительная работа в детском саду и дома »; Консультации : «Значение режима в воспитании детей» , «Больше внимания осанке детей» ; Круглый стол «Физическое развитие ребенка в семье и дома» , Викторина с родителями «Спорт – это жизнь» ; Беседы : «Уход за телом ребенка» , «Какую обувь носить» и т. д.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ :

Альбом «Рассказы о спортсменах» .

Альбом «Наше творчество» .

Д/и «Спортивное оборудование» , «Виды спорта» .

Фотогалерея «Мы занимаемся спортом» .

Фотоальбом «Олимпийское движение» .

Спортивное развлечение «Здоровым быть – здорово .

Книги «Человек» , «Тело человека» , «Строение тела человека» и др.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ :

Конспекты по теме проекта .

Библиография по теме проекта .

Музыкальные СД диски.

Презентация проекта .

Планирование по данной теме.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :

Анкетирование «Спорт в жизни людей» , «Какое место физкультура занимает в вашей семье?» , «Исследование предложений о ЗОЖ» .

Родительские собрания «Как провести выходной день с детьми» .

Презентация проекта на родительском собрании.

Консультации «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка» , «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой , «Детский фитнес дома » .

Совместное творчество с детьми.

Спортивное развлечение «Здоровым быть – здорово .

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ :

Игротерапия

Утренняя гимнастика

Коррегирующая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Бодрящая гимнастика

Гимнастика пробуждения

Динамическая пауза

Релаксация

Прогулка

Закаливание

Индивидуальная профилактическая работа

Свободная двигательная активность

Аэробика

Логоритмика

Цветотерапия

Музыкотерапия

Песочная терапия

Витаминотерапия

Психогимнастика

физкультминутки

Массаж и самомассаж

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ :

Основными результатами внедрения проекта являются :

В ДОУ № 4 по направлению «Физическое развитие и здоровье » созданы все условия для правильного физического развития детей

Имеется материально-техническая база (наличие оборудования спортзала, спортплощадка, здоровьесберегающие компоненты (сбалансированное питание, кислородный коктейль)

Соответствующее физическое развитие детей группы возрастной норме

Активность детей, владение навыками здорового образа жизни , формирование основных движений, физических качеств, накапливаемость резерва здоровья

Появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

Показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости, двигательной активности и физической подготовленности, формирование личных качеств детей

Формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков

Дети знают большое количество упражнений, много подвижных игр, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик

Составление проекта «За здоровьем в детский сад » (этот проект используют педагоги для организации физкультурно- оздоровительной деятельности ) в ДОУ №4

Составление перспективно-тематического плана физкультурно- оздоровительной деятельности детей , сценарий проведения мероприятий, конспектов утренних и бодрящих гимнастик, в соответствии с лексическими темами

Составление картотек подвижных, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик, гимнастика пробуждения, картотеки по основным видам движения, картотеки по общеразвивающим упражнениям.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА :

проектировать коррекционно-развивающую среду в группе в соответствии с реализацией поставленных задач

Создавать единые благоприятные условия для организации коррекционно-педагогического процесса в семье и ДОУ

оздоровление детей через систему лечебно-профилактических мероприятий

Совершенствовать качества воспитательно-образовательного процесса по физической культуре путем интеграции разных направлений

Ввести в образовательный процесс здоровьесберегающие принципы системы оздоровления детей современные педагогические технологии, инновации, методики

Формировать потребность в ежедневной двигательной активности; навыки саморазвития и самоорганизации

Побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью , знакомить с доступными способами его укрепления

КАРТОТЕКА :

Бодрящая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Зрительная гимнастика

Пластические этюды

Развитие речевого дыхания

Динамические паузы

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для улучшения слухового восприятия

Коррегирущие упражнения

Упражнения для профилактики плоскостопия

Упражнения для снятия общего утомления

Упражнения на напряжение и расслабление мышц

Игровой массаж

Подвижные игры осеннего периода

Подвижные игры зимнего периода

Подвижные игры весеннего периода

Подвижные игры летнего периода

Русские народные игры

Игры малой подвижности

Спортивные игры

Коммуникативные игр

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ :

Формировать потребности в двигательной активности

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний

Развивать сенсорные и моторные функции

Приобретать навыки правильного дыхания

Прививать навыки элементарного самомассажа

Развивать интеллектуальные функции (мышление, память, воображение, внимание, восприятие, ориентировка в пространстве)

Формировать здоровый образ жизни

Создавать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих

Развивать эмоционально-волевую сферу и игровую деятельность

Формировать гармоничную личность (умение дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.)

Сохранять здоровье детей в процессе воспитания и обучения

Сформировать полноценное развитие и готовность детей к мотивации учебной деятельности

ЛИТЕРАТУРА :

Букварь здоровья /Л . В. Баль, В. В. Ветрова, 1995 г

Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т. С. Яколева, 2006 г /

Развивающая педагогика оздоровления /В . Т. Кудрявцева, Б. Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2000 г. /

Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л. В. Кочеткова – М, МДО2009г. /

Физическая культура дошкольника /Т. В. Кудрявцева/

Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет. Теория и практика физической культуры, практическое пособие /В. Бальсевич – М, Просвещение, 2000 г. /

Театр физического развития и оздоровления детей дошкольников : методическое пособие /Н. Н. Ефименко – М, Линка-пресс, 1999 г. /

Воспитание ребенка-дошкольника : развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, коммуникативного. Росту здоровым [текс] программ . Методическое пособие для дошкольников образовательных учреждений /В. И. Зимонина – М, ВЛАДОС, 2003 г. /

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э. Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г. /

Двигательная активность ребенка в детском саду : пособие для педагогов ДУ /М. А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2010г. /

Педагогический контроль за состоянием физической подготовленности дошкольников. Тест-программа Москвы для дошкольников. Методические рекомендации – М, 1999 г.

«Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет » И. Е. Варенин, С. Г. Кудрявцева

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ » Л. В. Гаврючина

«Игры, которые лечат» Е. А. Бабенкова

«Зеленый огонек здоровья » М. Ю. Картушина

«Азбука физкультминуток для дошкольников » В. И. Ковалько

«Скороговорки и чистоговорки» О. А. Новикова

«Развиваем мелкую моторику» О. И. Крупенчук

«Давайте чистым воздухом дышать» Д/в 1999 № 7

«Развитие звуковой культуры речи у детей» Е. В. Колесникова

Дополнительная литература