Доклад: Модель двигательной активности в детском саду. "развитие двигательной активности детей в режиме доу"

Женщинам

УСТАМИ МЛАДЕНЦА

  • Если его нет, то нет и радости. Без него не жизнь. А существование.
  • Его всегда желают друг другу, особенно на открытках.
  • Его не купишь не за какие деньги

ЗДОРОВЬЕ


УСТАМИ МЛАДЕНЦА

  • Оно совершается всеми телами, процессами, мыслями.
  • Это то, что позволяет оказаться сначала в одном месте, а потом в другом, без него не было бы жизни.
  • Это делают люди, животные, машины, это доступно пароходам, это делают самолеты.
  • ДВИЖЕНИЕ

«Развитие двигательной активности детей в режиме дня ДОУ»

Подготовила:

Воспитатель I квалификационной категории Кочергина Н.А.


Создание системы двигательной активности в течение дня.

рождения,

могут без

движения»

Двигательная активность является естественной потребностью организма человека.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, мы выдвинули несколько задач:

  • увеличить двигательную активность;

создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;

  • повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
  • воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.

Формы организации двигательной деятельности в ДОУ:

  • Существуют разнообразные формы двигательной деятельности:
  • ООД по физическому развитию детей;
  • Физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультурные паузы, эмоциональная разрядка, дыхательная гимнастика, релаксация, бодрящая гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия;
  • Активный отдых: спортивные досуги, развлечения.
  • Физкультурный зал, центр физического развития в группе;

Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.


НОД по физическому развитию детей - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям и развитию двигательной активности детей

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков. Образовательная деятельность по физическому развитию способствует формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. ОД со всей группой обеспечивает прохождение и освоение программно материала в определенной последовательности. Дети приучаются слушать указания воспитателя, выполнять движения одновременно всей группой.



Совместная деятельность по физической культуре в режиме дня

В дошкольном учреждении основной формой развития двигательной активности детей является совместная деятельность по физической культуре. Данная деятельность выполняет ряд задач по физическому воспитанию:

  • обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;
  • удовлетворять естественную потребность в движении;
  • формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
  • давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;
  • создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни;
  • вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.

- одно из средств оздоровления и профилактики болезней.



Физкультурные минутки

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки.

Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности.


Гимнастика пробуждения после дневного сна

Гимнастика пробуждения после дневного сна является важной составляющей двигательной деятельности детей.

Её оздоровительные цели:

  • постепенное пробуждение ребёнка после дневного сна;
  • поднятие мышечного и психического тонуса;
  • создание хорошего настроения на вторую половину дня;
  • закаливание организма ребёнка;
  • профилактика плоскостопия и нарушений осанки.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, повышается двигательная активность. Работу по развитию движений на прогулке планируем так, чтобы была обеспечена системность, последовательность подачи всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей.

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

Дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

Совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

Развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

Воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.


Что такое прогулка?

а) веселое времяпровождение;

б) игры на свежем воздухе;

в)часть суток;

г) обязательный момент режима дня...


Правильный ответ:

Прогулка - это обязательный элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.

На прогулке дети реализуют 50% суточной потребности в активных движениях.


Какое значение имеет прогулка для здоровья?

а) вредит здоровью: ребенок простывает;

б) способствует укреплению организма ребенка;

в) после прогулки улучшается аппетит.


Правильный ответ:

Чистый воздух способствует укреплению организма ребенка, повышает его сопротивляемость инфекциям и простудным заболеваниям, улучшению обменных процессов.

Кроме того, свежий воздух играет большую роль в жизнедеятельности организма, так как кислород, который поступает из воздуха, является еще источником энергии.


Организация двигательной активности на прогулке

Оздоровительно-воспитательное значение возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных игр и упражнений .


Подвижные игры

Игра – основной вид деятельности ребенка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений, обеспечить естественную потребность в движении.


Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.


Самостоятельная

двигательная деятельность детей


Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.




Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью

П раздник является для ребенка особым радостным событием. В программу праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобретенные ребенком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкультурном занятии. Они доставляют ребенку радость и удовольствие.


Работа с родителями

Педагогический коллектив детского сада уделяет большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлекать их в единое образовательное пространство. Для этого используются разнообразные формы:

Организация совместной деятельности детей и взрослых на территории детского сада.

Совместное творчество детей и родителей.

Создание физкультурно – оздоровительной среды в группе, на территории.

Тематические родительские собрания.


Целесообразно ли наказывать ребенка ограничением в движении?

а) почему бы и нет?

б) нет, лучше использовать другие виды наказания;

в) заставить двигаться пока не упадет;

г) лучше переключиться на другой вид деятельности.


Правильный ответ:

Ребенок - это человек с постоянной потребностью в движении. "...А у меня в ногах - вечный двигатель, прыгатель и вечный бегатель". Если детей ограничивать в возможности бегать, прыгать, скакать, вертеться, то у них накапливается ощущение усталости, беспокойства, неуверенности в себе. Поэтому для начала запомните: не наказывайте ребенка ограничением в движении ("Сядь!", "Угомонись!", "Встань в угол!"). И не даром в Греции, на стене форума были высечены слова, которые могут стать девизом для всех нас: "Если хочешь быть сильным - бегай, если хочешь быть красивым - бегай, если хочешь быть умным - бегай".

Но ребенок должен уметь самостоятельно регулировать свою двигательную активность в общественных места, при проведении различных мероприятий, понимая, что своими активными движениями может доставить неудобства другим.


Какие основные компоненты обязательны в режиме дня ребенка?

а) зарядка, прогулка, сон, питание, двигательная активность;

б) игры, питание, прогулка;

в) ночной сон, питание, прогулка;

г) игры и развлечения в течение дня, питание.


Правильный ответ:

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные дни, а также в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима.

Не случайно функциональный уровень детей дошкольников в понедельник хуже, чем во второй - третий день недели.

Поэтому необходимо упорядочить домашний режим и по возможности приблизить его к режиму дня, установленному в детском саду.

Желательно, чтобы выходные дни были посвящены полноценному отдыху на воздухе, также необходима регламентация просмотра телепередач, особенно перед сном.


Не забывайте, дорогие мамы и папы, о том, что режим - важнейший фактор в сохранении здоровья ребенка! Благодарим Вас за участие в нашей беседе.

Наградой каждому участнику пусть послужит радость от общения с вашим здоровым малышом.

Для его здоровья мы будем продолжать трудиться вместе с вами!


Педсовет

«Организация двигательной активности детей в ДОУ

в соответствии с ФГОС»

Цель:

1.Уточнить знания педагогов по развитию двигательной активности в ДОУ.

2.Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал.

3. Познакомить педагогов с инновационными подходами к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.

3.Систематизировать работу по совершенствованию форм физического развития и укрепления здоровья детей.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма является двигательная активность.

Что означает двигательная активность?

Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Федеральными государственными образовательными стандартами определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика,
  • он подвижен, вынослив, владеет основными движениями,
  • может контролировать свои движения и управлять ими.

Сущность и значимость двигательной активности для детей?

Развитие нервной системы

Психики

Интеллекта

Физических качеств

Формирование личностных качеств

Здоровья

Психолого-эмоциональное состояние

Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности.

Поэтому, можно сказать, что работа по реализации данной задачи актуальна в нашем ДОУ.

Понятие « двигательный режим » включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня . И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.

Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, поэтому разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.

Рассмотрим последовательность, план, условия и особенности реализации двигательного режима поэтапно, в течении дня.

«Первая половина дня»

Это самый короткий по времени этап, но самый насыщенный воспитательно- оздоровительными мероприятиями. Планировать лучше игры малой или средней подвижности «Найди, что спрятано», «пронеси мяч» и т.д. В этот период обязательно проводятся индивидуальная работа, игры, упражнения оздоровительного характера.

1. Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - является важнейшим компонентом двигательного режима, ее организация направлена должна быть на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Используются разные формы проведения гимнастики: традиционная (ОРУ с предметами и без предметов), игровая, сюжетная, оздоровительный бег, с использованием полосы препятствий, ритмическая гимнастика.

Утренняя гимнастика включается в режим со второй группы раннего возраста и проводится ежедневно, до завтрака. Комплекс утренней гимнастики выполняется 2 недели. В весеннее - летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке.

В начале года детей второй группы раннего возраста перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают врассыпную, стайкой. В дальнейшем детей начинают строить в шеренгу.

В младших группах общеразвивающие упражнения носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей группе - для выполнения отдельных элементов упражнения.

Необходимо так же позаботиться о музыкальном сопровождении. Развитию ритмичности и координированности детей способствуют удары в бубен, барабан и др.

2. Физминутки

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в процессе образовательной деятельности. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы реб ё нка пут ё м двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.

Она может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Вс ѐ это выполняется в течение 1-3 минут. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). Она должна быть радостной, увлекательной

Двигательная разминка проводится в перерывах между образовательной деятельностью в средней, старшей, подготовительной группе. Состоит из 3-4 игровых упражнений: «Кольцеброс», «Бой петухов» или подвижной игры

Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

По длительности не менее 10 минут.

4. Прогулка

Доклад «Двигательная активность детей на прогулке»

Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организация их самостоятельной деятельности.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой оптимального двигательного режима.

На прогулке длительность игр и упражнений:

10-12 минут низкой интенсивности в конце прогулки, если в этот день планируется непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию, -30-40 минут в остальные дни;

После утренней прогулки можно проводить дозированную ходьбу -3 раза в неделю в конце прогулки в обычной сезонной одежде. Задается определенный маршрут: 2 мл.гр.- 600м., средняя- 800м., старшая – 1000м., подготовительная – 1.200м.

Не следует забывать об играх – эстафетах, хороводных играх.

Необходимо планировать к прогулке подвижные и спортивные игры: зимой- хоккей; весной, летом, осенью- футбол, баскетбол, бадминтон, городки и спортивные упражнения: зимой- катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью- катание на велосипедах, самокатах. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания.

Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.

Вторая половина дня

Гимнастика после сна – это комплекс гимнастических упражнений (как традиционных и нетрадиционных), закаливающих и лечебно- профилактических мероприятий проводимых с целью подготовки детей к активной деятельности, оздоровления и физического развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к программам дошкольного образования в содержании двигательного режима предлагает обязательное включение гимнастики после дневного сна. Впервые эта форма работы по оздоровлению и физическому развитию детей предложена в программе Алямовской В.Г. «Здоровье».

Закаливающие процедуры сочетаются с другими оздоровительными процедурами:

дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем и другими упражнениями.

Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна имеет примерно следующую схему :

1. Общеразвивающие и оздоровительные упражнения в постели (лежа и сидя), или стоя у кроватки.

2. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки;

3. Закаливающие процедуры.

Главное предназначение гимнастики после дневного сна – повысить жизнедеятельность всего организма: мышечной, сердечнососудистой, дыхательной систем, активизировать деятельность нервной системы, создать условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.

В основе подбора комплекса упражнений гимнастики после сна лежит имеющийся у детей двигательный опыт и характер предыдущей физкультурной деятельности.

Например, если в этот день поводилось физкультурное занятие тренирующего характера, то гимнастика после сна проводится с небольшой нагрузкой.

В соответствии с требованиями возрастной адекватности гимнастика должна проводиться в виде игр и игровых упражнений во всех возрастных группах. Это может быть сюжетного или образного типа гимнастика, или гимнастика с элементами логоритмики.

Организованная двигательная активность включает в себя занятия по физической культуре.

Занятия по физической культуре

Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма;

Формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

Создать условия для разностороннего развития детей.

Формы проведения занятий по физической культуре разнообразны. В работе используются следующие формы проведения занятий: учебно- тренирующего характера, сюжетные, игровые, тематические, интегрированные, ритмическая гимнастика, занятия с использованием тренажеров и тренировочных устройств, контрольно- учетные, занятия на воздухе).

Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимание и эмоций ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление.

Интерес к занятиям в любой возрастной группе обеспечивается новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активизацию действий, положительные эмоции, желание достичь результата. Для того чтобы занятия физкультурой приносили еще большую пользу для здоровья, ежедневно используются упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, проводится работа по укреплению дыхательной системы.

В нашем ДОУ есть дети, страдающие общим нарушением речи. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.

Инструктору по ФК на занятиях по физкультуре рекомендуется использовать степ– логоритмику, что позволяет скоординировать познавательную, речевую и двигательную активность детей, направить на решение задач, указанных в пункте 1.6 ФГОС: «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Основная суть степ – логоритмики с музыкальным сопровождением заключается в триединстве воздействия движения, музыки и слова на общее развитие ребенка.

Самостоятельная двигательная активность

Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня . При этом берется во внимание возрастные и психо-эмоциональные особенности детей.

Педагог, организуя двигательную деятельность, должен учитывать половые особенности детей. Для мальчиков старшего дошкольного возраста благоприятен режим большой двигательной активности, а для девочек средний режим ДА. Поэтому необходимо продумать дополнительные двигательные занятия для мальчиков. Следует помнить, что девочки нуждаются в побуждении к двигательной деятельности, поэтому следует их привлекать к организации подвижных игр.

Занимаясь самостоятельно, реб ё нок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда.

ФГОС ставит к развивающей предметно- пространственной среде определенные требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость.

Доклад «Центры двигательной активности»

Вывод: Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного оптимального двигательного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащим основам гигиены нервной системы реб ѐ нка. Слайд 2

Двигательная активность - это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Что означает двигательная активность?

Приобретение детьми опыта в следующих видах деятельности: двигательной (упражнения, направленные на развитие координации и гибкость; деят-ть, способствующая правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). ФГОС ДО

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; ребенок владеет разными формами и видами игры; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями; может контролировать свои движения и управлять ими; может соблюдать социальные нормы поведения; соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. ФГОС ДО

Развитие нервной системы Психики Интеллекта Физических качеств Формирование личностных качеств Здоровье Психолого-эмоциональное состояние Сущность и значимость двигательной активности для детей?

1. Физкультурно-оздоровительные занятия в ходе режимных моментов Модель режима двигательной активности детей в ДОУ Виды занятий и форма двигательной активности Младшая группа (мин) Средняя группа (мин) Старшая группа (мин) Подг. к школе группа (мин) Особенности организации 1.1 Утренняя гимнастика 5-6 6-8 8-10 10-12 Ежедневно в сп /зале, группе, на воздухе 1.2 Двигательная разминка во время перерыва м/занятиями 10 10 10 10 Ежедневно 1.3 Физкульт. минутка (до 3 мин) 1,5-2 2 3 3 Ежедневно по необходимости от вида, содержания занятия 1.4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулках 6-10 10-15 15-20 20-30 Ежедневно во время прогулок 1.5. Оздоровительный бег 3-7 3-7 10-12 2 раза в неделю в утр. прогулку 1.6. Гимнастика после дневного сна 10 10 15 15 Ежедневно

2. Организованная двигательная деятельность По физической культуре 15 20 25 30 3 раза в неделю, одно - на участке для детей 5-7 лет (до -15 О С). В непогоду - в спорт/зале 3. Самостоятельная двигательная деятельность Самостоятельная двигательная активность Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей Ежедневно в помещении и на открытом воздухе 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность Неделя здоровья 2 раза в год Дни здоровья 1 раз в месяц Физкультурный досуг 15-20 20-25 25-30 25-30 1 раз в месяц Физкультурный спортивный праздник - - 50-60 50-60 2 раза в год в сп /зале или на воздухе (летний и зимний) Модель режима двигательной активности детей в ДОУ

Спасибо за внимание!


Под руководством педагога и руководителя физического воспитания в детском саду ежедневно проводятся утренняя гимнастика, физкультурное занятие, лечебная гимнастика (по назначению врача ее проводит инструктор ЛФК или медсестра, прошедшая специальную подготовку), подвижные игры и упражнения на прогулках, гимнастика после дневного сна, физкультминутки.

Один раз в 2 недели проводится физкультурный досуг, один раз в 3 месяца - физкультурные праздники и дни здоровья. Организованная двигательная деятельность детей составляет не менее 1,5 - 2 ч ежедневно.

Все формы физкультурно-оздоровительной работы позволяют решить общую задачу укрепления здоровья детей и удовлетворение их потребности в движении (профилактика гиподинамии), однако они решают и ряд специфических задач.

Утренняя гимнастика в детском саду является важным компонентом двигательного режима. Она обеспечивает хорошее настроение, повышает жизненный тонус. Зарядка способствует синхронному включению в работу всех физиологических систем организма после сна.

При проведении утренней гимнастики необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • если кто-то из детей не хочет заниматься физическими упражнениями в один из дней, не следует его заставлять, так как движения должны приносить мышечную радость;
  • руководитель физического воспитания или воспитатель не должен требовать безукоризненной дисциплины - гимнастику следует проводить в непринужденной обстановке;
  • нужно использовать различные формы проведения гимнастики:
  • традиционные формы с использованием общеразвивающих упражнений, разученных на физкультурных занятиях;
  • формы игрового характера с использованием трех-четырех подвижных игр с незначительной нагрузкой;
  • сюжетные формы («В зоопарке», «Пробуждение природы», «В лесу» и т. д.);
  • ритмическую гимнастику, танцевальные движения, хороводы;
  • оздоровительную ходьбу и бег с постепенным увеличением
  • дистанции;
  • дыхательную гимнастику;
  • объединение нескольких средств, например оздоровительного бега и дыхательных упражнений и т. п.

Психоэмоциональный эффект повышается, если проводить утреннюю гимнастику на свежем воздухе, где на организм ребенка кроме физических упражнений регулярно воздействуют и факторы окружающей среды, что обеспечивает закаливающий эффект. На свежем воздухе процесс усвоения кислорода тканями происходит более интенсивно. Проведение зарядки и выбор физических упражнений должны соответствовать погодным условиям.

составляет руководитель физического воспитания (воспитатель) на основе имеющегося у детей двигательного опыта.

На каждый месяц составляют три-четыре комплекса упражнений:

  • первый - в хорошую погоду (отсутствие осадков, влажность в пределах нормы (30-60%), температура воздуха не ниже +5 °С, скорость ветра до 7 м/с);
  • второй - при сухой погоде с сильным порывистым ветром (отсутствие осадков, влажность в пределах нормы (30 - 60%), температура воздуха не ниже +8 °С, скорость ветра 8 - 13 м/с);
  • третий - в сырую погоду, при моросящем мелком дожде (влажность до 100%, температура воздуха не ниже +8 “С, скорость ветра не более 7 м/с);
  • четвертый - в морозную погоду (температура воздуха до - 10 °С при скорости ветра не выше 0,5 м/с) или при сильном дожде (влажность до 100%, температура воздуха не ниже +6 °С при скорости ветра не более 0,5 м/с), дети младшей группы в такую погоду занимаются утренней гимнастикой в группе или в спортивном зале.

Воспитатель в зависимости от погодных условий использует тот или иной вариант утренней гимнастики. Ее не проводят на свежем воздухе, если на улице туман или слишком резкий ветер (более 13 м/с), мокрый снег или сильный мороз (ниже -10 °С).

Любой вариант утренней гимнастики обязательно включает оздоровительный бег или быструю ходьбу, а также свободную деятельность детей, во время которой они занимаются на любых спортивных снарядах и физкультурном оборудовании. Важно, чтобы дети нашли занятие по душе. Это способствует формированию самоорганизованности и самостоятельности.

В комплекс утренней гимнастики включают хорошо знакомые и интересные упражнения для всех мышечных групп. Для создания ритма используются бубен, счет, хлопки, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон) или звукозапись.

.

Цель ее - поднять настроение, повысить мышечный тонус детей, способствовать включению их в активную деятельность, осуществить профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

Как и утренняя гимнастика, комплекс гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и длится 8-12 мин. Начинать гимнастику можно в постели с упражнений для мелких и средних мышечных групп с использованием самомассажа. Затем выполнение упражнений можно продолжить в физкультурном зале, а в теплую солнечную погоду - на улице.

Как правило, дети занимаются в трусиках и маечках, желательно босиком. Закончить гимнастику после сна можно на «дорожке здоровья» для профилактики плоскостопия, при этом дети по очереди проходят солевую дорожку, массажные коврики, перепрыгивают на носках через различные предметы, «топчутся» по морским камешкам или лесным орехам, ходят по дорожке с нашитыми пуговицами. В конце «дорожки здоровья» дети могут выполнять водные закаливающие процедуры: местные (обливание стоп) или общие, с дальнейшим растиранием тела полотенцем.

Во время проведения гимнастики после сна учитываются индивидуальные особенности детей, принуждение исключено.

Физкультминутки на занятиях умственного характера входят в структуру любого занятия.

Это позволяет снять утомление позных мышц (поддерживающих тело в определенном положении длительное время), работоспособность детей на протяжении занятия остается на высоком уровне.

При организации физкультминуток необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • нужно проводить физкультминутки на 7- 10-й минуте занятий, т. е. на начальном этапе снижения умственной работоспособности;
  • желательно сочетать физкультминутки с программным со-держанием занятий;
  • в физкультминутки следует включать упражнения, которые знакомы детям, занимательны и направлены на снятие утомления мышечных групп (мышцы шеи, спины, кистей рук, глазные мышцы);
  • необходимо проводить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие на занятиях снижает интерес, а следовательно, и результативность.

Физкультминутки можно проводить в форме общеразвивающих упражнений, подвижных игр, комплекса дыхательных упражнений, активизирующих состояние центральной нервной системы (дыхательные упражнения с резким вдохом и свободным медленным выдохом), в виде танцевальных движений, а также движений, направленных на решение конкретного задания, вытекающего из содержания занятия (например, нужно отыскать на грядках овощи и сложить их в корзинки, не трогая при этом фрукты, ягоды и грибы, цветы и т. д.).

Физкультурные занятия проводятся каждый день, кроме дней, когда бывают праздники и физкультурный досуг. Такие занятия рекомендуется проводить на свежем воздухе за 35 - 40 мин до окончания прогулки.

В зимнее время можно проводить занятия 2 раза в неделю в зале, а учебный материал планировать так, чтобы на занятиях, которые проводятся на улице, дети преимущественно осваивали «зимние навыки» (скольжение по ледяной дорожке, катание на лыжах, коньках, санках). Физкультурные занятия на свежем воздухе зимой проводят в безветренную погоду при температуре не ниже - 10 °С.

Детям, которые болеют довольно часто, после болезни не рекомендуется выполнять упражнения с высокой интенсивностью, так как это способствует усилению частоты дыхания (вдох осуществляется через рот, при этом воздух не успевает согреться и может быстро наступить переохлаждение дыхательных путей). В холодное время года не рекомендуется делать дыхательные упражнения с резким вдохом через нос.

Для достижения оздоровительного эффекта на физкультурных занятиях рекомендуется использование специальных оздоровительных упражнений: оздоровительного бега в медленном темпе, развивающего выносливость; элементов дыхательной гимнастики; упражнений для профилактики плоскостопия и формирования навыка правильной осанки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальная ОД, а так же НОД по развитию физических качеств. Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребенка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Однако и здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы.

3 слайд

Описание слайда:

Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета), создание благоприятных условия для разнообразной деятельности и прежде всего для развития движений ребенка

4 слайд

Описание слайда:

Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой, из чего следует, что недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности детей

5 слайд

Описание слайда:

Одной из сторон организации воспитания и развития личности является физическая культура, расширяющая адаптационные возможности ребенка. Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни. Двигательная активность - необходимое условие разностороннего развития ребенка: окружающий мир он познает через движения, в них находит выход своей неуемной жажде познания, энергии, фантазии. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом, движение-это жизнь ребенка, его стихия!

6 слайд

Описание слайда:

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

7 слайд

Описание слайда:

Самостоятельная двигательная деятельность детей влияет на следующие функции: Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности. Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки. Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения. Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к ЗОЖ, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

8 слайд

Описание слайда:

Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность. Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч активных перемещений в пространстве в сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.

9 слайд

Описание слайда:

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в их самостоятельной деятельности. Самостоятельно, но под руководством воспитателя происходит и освоение всех основных движений. Вот почему так важно создавать условия, необходимые для того, чтобы каждый малыш имел возможность двигаться сколько хочет, чтобы деятельность его была содержательной и разнообразной. «…Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни».

10 слайд

Описание слайда:

Каждое из режимных отрезков самостоятельной двигательной деятельности - это определенная «оздоровительная доза» в виде движений, физической нагрузки, работающая на здоровье ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность, даёт ребенку возможность общения со сверстниками и воспитателями, т.е. социальный комфорт, а освоение двигательных умений - возможность самовыражения. Когда дети должны самостоятельно двигаться? В любое время, когда они этого захотят! Поэтому должны быть продуманы условия для движений. Обязательно каждый из детей должен получить свою «двигательную дозу» во время утреннего приема, после завтрака перед ОД, на прогулке, после дневного сна. Каждому из режимных отрезков соответствуют особые требования к интенсивности движений. Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель занят приемом детей, не может уделить должного внимания прямому руководству и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает.

11 слайд

Описание слайда:

На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движения могут быть сложные, так как есть возможность и поучить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку. Воспитатель сам определяет время, содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, руководствуясь своим знанием индивидуальных особенностей малышей. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность.

12 слайд

Описание слайда:

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим удовлетворению потребности в движениях.

13 слайд

Описание слайда:

Одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

14 слайд

Описание слайда:

Для удовлетворения двигательных потребностей детей должны быть созданы специальные условия, основанные на следующих принципах: непрерывность (с утра до вечера); добровольность (вызывать желание, а не принуждать); доступность упражнений; чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.

15 слайд

Описание слайда:

Значительное влияние на двигательную активность дошкольников в играх оказывает их общение. Введение в игры движений с использованием пособий увеличивает продолжительность общения детей

16 слайд

Описание слайда:

Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. Третий год жизни - подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия - это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки. Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, перешагивании и т.д. Четвертый год жизни - двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании и метании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также велосипеды и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице. Для 5-6-летних детей широко используют спортивные игры - городки, серсо, кольцеброс, баскетбол, бадминтон, настольный теннис и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом. Дети самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за этими играми и корректирует их ход.

17 слайд

Описание слайда:

В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в воротики; попасть мешочком с песком в цель и т. д. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.

18 слайд

Описание слайда:

Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей могут быть выделены два основных этапа. Вначале устанавливаются непосредственные контакты воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие у него двигательного опыта. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или с другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движений; поощрение. Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение ее разнообразными движениями.

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей всё чаще и чаще можно встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Ребёнок уже в дошкольном детстве испытывает вредное воздействие гиподинамии. Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она маленьким детям?

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней. Движение – это эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель!.. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания.

Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка.

Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы наши дети росли физически здоровыми и крепкими является одной из важнейших. Нам, работникам дошкольных учреждений, доверено самое ценное – наши дети: нежные, хрупкие каждый в отдельности и все вместе. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей. Именно это направление было выбрано нашими педагогами для экспериментальной деятельности, в ходе которой мы пытаемся ответить на важные для нас вопросы:

· Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми?

· Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?

· Какие новые формы работы необходимо разработать?

· Как заинтересовать детей, педагогов и родителей?

· Как сделать работу эффективной?

Начали мы эту работу с углубленного изучения различных современных программ, таких как: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Стёркиной, «Я – человек» С.Козловой, «Здравствуй» М.Лазарева, «Движение день за днём» М.Руновой, «Здоровый дошкольник» Ю.Змановского… Все программы направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. За основу мы взяли двигательную активность как источник здоровья детей.

Нами были определены основные направления работы:

· создание условий для развития двигательной активности и оздоровления ребёнка;

· разработка комплексной системы оздоровления и воспитания дошкольников в ДОУ через двигательную активность;

· осуществление тесного взаимодействия ДОУ, семьи, социума.

Были выделены основные задачи в трёх сферах работы. В сфере работы с детьми ими стали:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

2. Формирование у воспитанников привычки к здоровому образу жизни;

3. Формирование навыков безопасного поведения;

4. Развитие познавательного интереса детей.

Задачами работы с педагогами были определены:

1. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации оздоровительной работы;

2. Мотивация педагогов на улучшение качества организации оздоровительной работы.

В работе с родителями решались следующие задачи:

1. Повышение компетентности родителей в вопросах организации оздоровительной работы;

2. Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.

Первым шагом для успешной реализации эксперимента стало создание условий для развития и оздоровления детей.

В детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём, физкультурные зоны в групповых комнатах, уголки движения, дорожки здоровья. Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются веранды, скамейки, горки, турникеты, лестницы для лазания, беговые дорожки.

В центре имеется физкультурная площадка. Здесь есть всё необходимое для занятий и двигательной активности детей: волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка, песочная яма для прыжков в длину, шведские лестницы разной высоты, гимнастические брёвна, скамейки, качели, дуги для подлезания, стойки для метания в цель, скобы для перепрыгивания в цель, перешагивания, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений. Каждая группа имеет достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры).

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём. И следующий задачей нашей инновационной работы стала разработка графика работы по двигательной активности детей в течение дня. Для этой работы были привлечены все работники детского сада: заведующая, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, врач, медсестра. В своей работе мы исходили из того, что только двигательная активность, закаливание обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении.

Поэтому очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детском саду проводятся теперь ежедневно в соответствии с графиком двигательной активности. По плану осуществляется и контроль их реализации. Формы физкультурно-оздоровительной работы стали более разнообразны.

Мы ввели в саду вторую зарядку после сна – «гимнастику пробуждения». Упражнения начинаются из положения лёжа, и постепенно дети встают. Заканчивают гимнастику ходьбой по " дорожкам здоровья". Также ввели профилактическую гимнастику ежедневно перед прогулкой, перед сном, в свободной деятельности. Ежедневно воспитатели проводят дозированные бег и ходьбу на прогулке утром и вечером. На музыкальных занятиях особое внимание уделяется развитию движений под музыку. Для этого используются ритмические, хороводные, музыкальные коммуникативные и пальчиковые игры, игры с пением. Кроме этого проводили спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.

Понимая, что вопрос двигательной активности как здоровьесберегающей основы физического воспитания детей – важен, сложен и многогранен, особое внимание следует уделять планированию. Мы планируем двигательную активность по этапам. Этап – это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, он имеет свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошкольников.

1-ый этап педагогического процесса - " Утро " - самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Утром стараемся планировать игры малой или средней активности. Но в то же время при планировании подвижных игр мы обязательно учитываем, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО), то планируем игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планируем более спокойную окончательную игру.

Для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика . Её мы проводим в различной форме: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов, ритмическая гимнастика.

Положительный оздоровительный эффект возможен при регулярном проведении физкультурных занятий , где учитывается соблюдение принципов постепенности, повторяемости и системности физических нагрузок. Обязательными для каждого занятия являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника. Непременным условием при проведении занятия является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребёнка.

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамические паузы . Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые и телесные игры.

2-ой этап педагогического процесса – «Прогулка» . В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.

К планированию прогулки воспитатели относятся ответственно, тщательно подбирая игры для прогулок с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т.д.) и содержать интересные двигательные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры- эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки рекомендуется выполнить пробежку, например, вокруг здания детского сада (скорость 1-1,2м/с), после чего перейти на ходьбу.

Перед дневным сном следует проводить релаксационные упражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.

3-ий этап педагогического процесса «Вторая половина дня» .

Основная педагогическая задача этого периода – вызвать желание у детей завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации воспитатель создаёт в группе положительный эмоциональный настрой.

После дневного сна в каждой группе воспитатели проводят бодрящую гимнастику. Она состоит из 4-6 упражнений, которые дети выполняют лёжа или сидя в постели поверх одеяла. В старших группах воспитатели добавляют самомассаж. Дети просыпаются, затем выполняют упражнения в постели, потом встают на массажные коврики и по «дорожкам здоровья », расположенным на полу, идут до умывальной комнаты.

Во вторую половину дня стараемся больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. Здесь нам помогают физкультурные уголки, которые есть во всех группах.

Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему в нашем детском саду мы стараемся решать при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома. И положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. Для родителей мы проводим консультации, групповые и общесадиковые родительские собрания, где выступаем с докладами, приглашаем врача, медсестру, инструктора по физическому воспитанию. В каждой группе имеются «родительские уголки», на которых помещаются конкретные рекомендации и памятки. С помощью различных мероприятий пытаемся довести до родителей, что они обязаны заложить своим детям основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и пример родителей; что лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями.

Необходимо, чтобы все участники педагогического процесса – педагоги, дети, родители – были вовлечены в совместную деятельность, осуществляя взаимопроникновение семьи и детского сада. Ведь только при таком взаимодействии можно действительно достичь больших результатов в укреплении физического и психологического здоровья детей.

На основе результатов своей работы мы можем утверждать, что вести работу по развитию двигательной активности детей необходимо и важно. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома. Систематическая развивающая физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ, осуществляемая в соответствии с указанными приоритетами, способна привести к ряду значимых результатов.

Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает ему моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в ситуацию(сюжет), через движения тела учатся передавать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Кроме того в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Разработанный в нашем детском саду двигательный режим обеспечивает постепенное повышение физических кондиций дошкольника, способствует коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на хорошее сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям.

Будем надеяться, что внедряемая нами модель двигательного режима дошкольника, включающая в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволит сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.