Методы активизации родителей. Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей

Идеи подарков

Методы активизации родителей

«РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ»

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течении месяца (до следующей встречи), например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

Родительское собрание

"Улыбка малыша в период адаптации"

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, нетрадиционные родительские собрания. Цель, которых заключается в том, чтобы родители самостоятельно поделились опытом воспитания детей из собственной практики. “За чашечкой чая” родители высказывают свои наработанные методики в воспитании, задают вопросы друг другу и воспитателю, самостоятельно отвечают с позиции собственного опыта.

Программное содержание:

познакомить родителей с понятиями “адаптация”, “адаптационный период”;

помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;

помочь родителям и детям уметь понимать друг друга;

создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Форма проведения – чаепитие за круглым столом.

Подготовительная работа к собранию:

приглашение родителей на собрание;

анкетирование родителей на тему “Расскажите о своем ребенке”, “Готов ли Ваш ребенок у поступлению в детский сад?”. (Приложение 1, Приложение 2)

Литература

Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: [Текст]/ Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель. -2004. -236 с.

Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образов. Учреждения и семьи: [Текст]/ О.Г. Заводчикова. -М.: Просвещение. - 2007. - 79с.

Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации: [Текст]/ С. Теплюк // Дошкольное воспитание. -2006. - №3. С.29-35.

Ход собрания

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня тема нашего собрания “Улыбка малыша в период адаптации”. Сегодня я принесла “волшебный микрофон” он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое “Адаптация”, “адаптационный период”. (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).

Всем известно, что начало учебного года – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н. М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую I систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.

Взрослые в семье понимают, что адаптационный период - один из самых сложных в жизни ребенка. Все волнуются за него. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке - это является стрессом для ребенка.

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на 3 группы.

Первая группа. Большинство детей отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются и т.п. они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группа – немногочисленная, 2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел в гости к детям, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, какой у него брат и т.д. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большего у него не хватает информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.

А может ли малыш улыбаться в период адаптации? Оказывается, может. Для этого нужны лишь слаженные действия заинтересованных в этом процессе взрослых – родителей и всех сотрудников образовательного учреждения.

(Далее предлагаем родителям за чашкой чая задать вопросы, которые у них возникли по ходу собрания и на которые не получили ответа. Предлагаем всем родителям принять участие в диспуте, совместно отвечать на заданные вопросы)


1 из 17

Презентация - Способы и методы активизации родителей

Текст этой презентации

Консультация для педагогов ДОУ “Способы и методы активизации родителей”

Карьерные успехи человека на 80 % зависят от его умения общаться и только на 20 % - от уровня его профессионализма.Д. Карнеги

В современных условиях жизни воспитатель должен быть подкован в таких областях как психология семьи и детско-родительские отношения, семейная педагогика и домашнее воспитание. Еще лучше если он будет владеть методами и приемами эффективного взаимодействия, психолого -педагогического просвещения родителей.

Одним из методом активизации работы с родителями является родительское собрание, которое способствует педагогическому просвещению семьи и концентрирует в себе комплекс психолого-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи.

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Игра - связующая нить. Играть любят не только дети, но и взрослые. Поэтому я предлагаю игры, которые можно использовать на родительских собраниях при знакомстве, при проведении совместных собраний с детьми. Данные игры и игровые ситуации педагоги могут использовать при проведении родительского собрания, чтобы избежать монотонности, для организации досуга с детьми или семьей и при необходимости коррекции возникшей поведенческой проблемы. Это прекрасная социоигровая разминка для любой категории слушателей (детей и взрослых).

Игры помогут родителям более непринужденно выполнить сложное задание. Суть взаимодействия педагогов и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств. Это помогает объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Игры-разминки,игры-знакомства. Установление контактов между участниками. Разрушение привычных стереотипов приветствия. Создание хорошего настроения.

Игры на снятие тревожности, Создание свободной доброжелательной атмосферы.

Игры на определение лидерства. В организационный период группы необходимо выявить лидеров чтобы в дальнейшем облегчить выборы органов родительского самоуправления.

Игры на сплочение. Способствуют сплочению коллектива,развивают доверие.

Рефлексия- завершающий этап родительского собрания. Подводим итог занятия, встречи. Высказываются желающие. Что понравилось, что запомнилось, что будут применять?

Уделять время для совместных дискуссий с семьями. Создавать разные клубы (по интересам). Стараться внимательно слушать. Важно вносить большое количество интересных ролей для родителей. Важно создать и использовать возможности для доверительного общения. Нужно использовать различные виды деятельности и обмениваться информацией друг с другом.

«Правила построения эффективного общения» Общаясь с родителями, нужно не забывать, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношений к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того, чтобы благополучно пройти по минному полю этих первых секунд, необходимо применить правило трех плюсов (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум при психологических плюса. Самые универсальные способы – это: - улыбка, - имя собеседника - комплимент. Упр.” Волшебная шляпа“

Для эффективного общения вы сами должны демонстрировать готовность к общению. Необходима доброжелательная улыбка, искренний интерес. Не забывать что имя человека – это самый важный и сладостный звук для него. При приветствии не забывать использовать имя отчество собеседника. В общении можно применять косвенный комплимент. Похвалить можно не самого человека, а то, что ему дороже. Например: охотнику – ружье, а родителю – ребенок. Помните, что усталые, загруженные после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому лучше сконцентрировать внимание на хорошем, расскажите об успехах только в конце тактично можно поведать о проблемах, которые сегодня или недавно произошли.

Советы, которые помогут активизировать участие родителей.

Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание. Помните!!! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому. Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы. Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду. Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется. Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей. Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им. Будьте терпеливыми к ним.

Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки. Поддерживайте тесные контакты. Высказывайте свою признательность им. Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию. Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Сохраняйте конфиденциальность любой информации. Обучайтесь навыкам сотрудничества. Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания. Проявляйте взаимное уважение друг к другу. Желаю вам творческих успехов дорогие коллеги!!!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Мастер-класс по теме: «Методы активизации родителей в решении воспитательно — образовательных задач ДОУ»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах использования методов активизации родителей.

Метод убеждения как метод формирования сознания личности.

Метод убеждения задействуется для:

— долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;

— привлечения к сотрудничеству;

— побуждения объекта к нужному поступку.

Существуют правила эффективности метода:

1. Обращение к человеку по имени. Для человека нет сладостнее звука, чем звучание его имени. Все имена родителей нужно знать наизусть.

2. Привлечение внимания. Люди чаще говорят «да» тем людям, которых они знают и любят. Педагог должен выглядеть привлекательно, речь должна быть подготовленной, мимика и жесты сдержаны и уместны.

3. Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный среди остальных способов организаторского воздействия. Ведущее место при этом процессе занимает аргументирование. Использовать аргументы можно с ссылкой на авторитетный источник или на собственный практический опыт. Некоторые люди владеют этим с детства.

Видеоролик «Дети находят нужный аргумент» из передачи «Устами младенца»

4. Обоснование чёткого плана действия. Рассказать, как достичь нужного результата, какую помощь при этом хотите получить от родителей.

5. Подчёркивание общих целей. Употребление в речи таких фраз: «Мы – одна команда!», «Мы вместе добьёмся многого».

6. Обращение к лимиту времени. Каждый новый совместный проект регламентировать временем, указывать четкие сроки.

Упражнение для всей аудитории педагогов «Подбери аргумент».

Тема: «Убеждение папы для принятия участия в строительстве снежной горки»

Один из аргументов, который вы можете использовать – аргумент, дающий своего рода психологическое удовлетворение, поскольку он апеллирует к позитивным ожиданиям. Его часто используют продавцы одежды и косметики:

— Выйдите в этом платье, Вас никто не узнает или муж потеряет дар речи или все Вас будут путать с дочерью и т. п.

А теперь представьте, папа неохотно беседует с Вами на тему зимних построек. Вам необходимо его уговорить, описывая благополучный исход событий после его нелёгкого труда.

— Сын будет гордиться Вами. Все папы другой группы обзавидуются. Мы с Вашей горкой ещё победим в конкурсе зимних построек. Дети всю зиму будут Вас вспоминать. Заведующая обязательно отметит Ваше участие достойной наградой и т. п.

За каждый предлагаемый вариант — буклет по работе с родителями.

Вопрос к аудитории:

— Какой метод Вашей активизации я использовала? (Стимулирования)

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Работа с группой коллег, у кого собственные дети посещают дошкольное учреждение.

1. Упражнение «Идеальный воспитатель».

Цель: разъяснить родителям, что главные и первые воспитатели – это они сами.

— Уважаемые родители, представьте себе идеального воспитателя для своего ребёнка. Какими важными качествами он должен обладать?

Все эти критерии изложите, пожалуйста, в списке столбиком.

У кого из Вас список будет полнее, тот получит приз. У Вас целая минута.

— Какой приём метода стимулирования я сейчас использую в работе с родителями? (соревнование)

Соревнование – это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям.

Вручается приз тому, у кого полнее список.

Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении.

Зачитывается список призёра.

— Для ребёнка первые воспитатели — это родители. Вы сами соответствуете этим критериям?

2. Упражнение «Подтверди свою любовь к ребёнку».

Цель: побуждение к самоконтролю, активизация родителей к желанию помочь своему ребёнку.

— Уважаемые родители, Вы любите своего ребёнка? Прошу подтвердить это в своей расписке. После слова «расписка» нужно красиво и понятно написать «Я очень люблю своего ребёнка» левой рукой (музыка).

— Какие ощущения возникли во время заполнения расписки?

Вывод: у ребёнка тоже есть несформированные навыки, также как и Вам, ему трудно учиться новому. Ему очень необходима Ваша помощь и поддержка.

— При использовании различных методов на практике могут быть очень полезными следующие выводы:

1. Ни один отдельно взятый метод не может дать результата в полном объёме.

2. Ни один из методов не является универсальным и, потому хороших результатов можно добиться при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.

3. Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Не победить, а убедить – вот что достойно славы!

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 22nd Ноябрь, 2015
Вы находитесь:

Бутакова Наталья
«Методы активизации родителей»

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями . Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в БДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательного учреждения к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни БДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители , которые являются основными социальными заказчиками БДОУ.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях :

Повышение педагогической культуры родителей .

Вовлечение родителей в деятельность БДОУ ,

Совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель : сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач :

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей , воспитанников и педагогов детского сада.

Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей .

Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

С какими проблемами столкнулись мы педагоги, решая данные задачи :

Не готовность части родителей на партнерское взаимодействие, «мы вам привели, а вы развивайте.» ;

Не желание части родителей активно участвовать в жизни ребенка в детском саду;

Занятость родителей , отсутствие времени на участие в мероприятиях в течение дня;

Стереотипы родителей об участие в совместных мероприятиях, «мы зрители» , «мы пришли отдохнуть»

Со стороны части педагогического коллектива также встретились с непониманием и нежеланием перестроить работу с родителями :

Не желание воспитателей «пустить» родителей в образовательную деятельность «они тут «понаделуют» , а кто это все «разгребать» будет»; «дети при родителях вести себя не могут » ; и т. д. ;

Не желание систематически работать с родителями (если анкетирование, то участие родителей менее 30 % , при этом родители не видят результатов анкетирования, воспитатели не подводят итоги, не планируют работу в соответствии с результатами. Если праздник, то родители зрители , или готовят костюмы, или учат стихи, которые подобрал и раздал педагог, но их не спрашивают, что бы они хотели; Если родительское собрание , то чаще всего это полная неготовность воспитателя к родительскому собранию . Собрания проходят в традиционной форме, когда воспитатель, что – то читает, затем переходят к «разному» , ни повестки, ни решения.

Не желание прислушиваться к потребностям родителей , а точнее не изучать их запрос.

Не желание части педагогов работать с родителями по новому и научиться этому.

Эти проблемы нам необходимо решать, особенно это актуально в свете профессионального стандарта педагога, так как педагог должен владеть :

трудовыми действиями : «Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) воспитанников, помощь семье в решении вопросов воспитания ребёнка»; «разработка и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребёнка»

необходимыми умениями : «создавать разновозрастные детско-взрослые общности воспитанников и их родителей и педагогических работников», «формировать детско-взрослые сообщества»

необходимыми знаниями : «закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития», «социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ», «основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью ».

Что уже имеется и используется в нашем учреждении :

Детско-родительский клуб выходного дня «Вместе весело шагать» - совместное посещение музея им. Врубеля (старшая и подготовительные группы, к сожалению, количество участников клуба не увеличивается. Можно использовать посещение не только музея, а кинотеатра, театра, катка, бассейна и т. д. После проведенных мероприятий, выставлять информацию в форме газеты, информационного листа, выставки, чтобы родители не участвовавшие могли, познакомиться с данной формой работы. Вести портфолио клуба : где, когда были, кто участвовал, впечатления, рисунки, фотографии, поделки. Провести фото, видео отчет на родительском собрании . Провести итоговое мероприятие в группе (участвуют и дети и родители , где будут подведены итоги.

День открытых дверей. Очень малое количество родителей , которые участвуют в дне открытых дверей. Необходимо за месяц провести опрос родителей , что бы вы хотели увидеть, как поучаствовать, в какое время. На основании запроса разработать план проведения дня открытых дверей. Провести подготовительную работу с родителями , принимающими активное участие в проведении дня открытых дверей. Разместить не менее, чем за неделю объявление, где будет представлена полная информация, и фразы направленные на мотивирование родителей к участию дня открытых дверей. К сожалению, в последний раз одна группа даже не разместила объявление, а именно подготовительная «Почемучки» (Телятникова Е. А.) .

Совместные мероприятия. Проводятся и родители с удовольствием их посещают. Требуется проработка конспекта мероприятия, с целью определения оптимальных форм участия родителей и детей в мероприятии, сбалансированностью подготовки педагогов и родителей . (из проведенных мероприятий запомнился «День матери» в старшей группе, «Прыгалки-скакалки» подготовительная, «Мой веселый звонкий мяч» 1 младшая и т. д.). Данная форма легче всего вписывается в проводимую работу, т. к., это возможны досуги по ПДД, противопожарной безопасности, традиционные праздники.

Родительские собрания , проводимые в нетрадиционной форме : Круглого стола «Детские капризы и упрямство» , Игротеки «Как провести выходной день с ребёнком» , Тренинг «В школу собирайтесь» , Квест «Родительские директивы » названные родительские собрания уже проведены в нашем учреждении. При разработке данных собраний необходимо продумать мотивацию родителей , их деятельность в ходе родительского собрания , участие в рефлексии и принятии решения. При этом необходимо учитывать, что современные родители грамотные , и они могут сами рассказать и предложить проблему и её решение. Поэтому необходимо помнить педагог и родители должны говорить не менее 50% на 50%. При проведении квеста «Родительские директивы » были продуманы станции, на которых родители говорили даже больше педагогов – это станция «Мы университетов не кончали» , родители сами выбирали вопросы, сами на них отвечали, сами их комментировали, и только при подведении итога участвовали не только родители , но и педагог.

Выставки и конкурсы. Родители с инициативой откликаются на участие в конкурсах и выставках. Но их желание участвовать снижается, если они видят не заинтересованность педагогов (отсутствие красочного объявления, которое мотивирует детей и родителей к участию , отсутствие результатов конкурса, отсутствие награждения, благодарности вывешенной в приемной).

Хочется остановиться на методах активизации родителей при проведении фронтальных форм организации родителей :

1. Продумывание игровых упражнений, тренинговых упражнений на сплочение, сближение. Могут быть использоваться все игры, элементы тренингов, которые мы используем в работе с детьми.

- «Назови себя» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом может передаваться предмет, который может вызвать приятную ассоциацию (кусочек меха, солнышко, цветок и т. д.)

- «Снежный ком» участники знакомятся по кругу, называя своё имя, при этом следующий повторяет его и называет своё. И так по кругу. Последний называет имена всех участников.

- «Ласковое имя» «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, кому мячик попадет, называет одно из своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто вам бросил мяч. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно не перепутать и бросить мяч тому, кто вам его бросал первый раз и назвать его ласковое имя»

- «Давайте поздороваемся» ведущий рассказывает о способах приветствия и принятых и шуточных. Затем предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной, локтем и т. д. или предлагаем придумать новый способ приветствия для сегодняшнего дня и поздороваться.

- «Встаньте те, кто.» Воспитатель дает задание «Встаньте те, кто.» . любит бегать,. имеет младшую сестру,. любит дарить цветы,. гуляет на природе и т. д.

- «Передай улыбку по кругу»

- «Пирамида любви» Каждый из нас, что-то или кого-то любит. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, работу. Расскажите, что или кого вы любите. А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову, что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей руки. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас пирамида, а все потому, что мы умеем любить, и сами любимы.

- «Клеевой дождик» Встать в круг, руки на поясе друг другу и вот таким «паровозиком» (склеившими дождевыми каплями) начинают движение. По ходу движения можно давать задание (перепрыгни, пройти по дорожке, прыгаем на одной ножке и т. д.

- «Крепкое рукопожатие» стоя в кругу поздороваться одновременно с соседом слева и справа.

- «Плетём паутину» встать в круг и начать катать клубок, друг другу, при этом каждый оставляет у себя конец нити, получается паутина.

2. Продумать сколько будет групп, при подгрупповой форме работы. Какое оптимальное количество человек в группах, с какой целью идет деление, на какой период.

3. Продумать, как будет проходить деление на группы

С помощью цвета (формы) (осенние листья, цветы и т. д.)

С помощью блоков Дьенеша (цвет, форма, величина, т. е можно быстро создать новые группы (сначала по цвету, потом величина, затем форма) .

С помощью блоков Дьенеша, игра «Сложи предмет» (пейзаж, натюрморт) и т. д.

С помощью игр «Займи место» , «Зайкин домик» , «Подводная лодка» и т. д.

С помощью считалки

С помощью стихотворения, песни «Раз словечко, два словечко, будет песенка.»

4. Продумать как активизировать в ходе деятельности :

Переход хода (по кругу,

Отвечаем вместе, парой,

На каждое задание новый капитан (передается фуражка)

Инсценировка, обыгрывание педагогической ситуации

Игра «Ромашка» , каждая группа работает над своим заданием, через определенное время группы меняются заданием передавая свои записи, следующая группа дописывает, вносит свои коррективы и так до тех пор пока листок с заданием не вернется в свою группу. Затем группа изучает, что дополнили и защищает свое задание. Остальные могут дополнять.

- «Цветик семицветик» пофантазируем, на каждый лепесток чтобы вы хотели увидеть в детском саду, чтобы вы хотели изменить, как вы думаете о чем мечтает ваш ребёнок и т. д.

Круглый стол с заданиями в форме «Ромашки»

Квест - это увлекательная «живая» игра для команды из нескольких человек.

Любые игровые технологии.

5. Продумать как будет проходить итог, будет ли рефлексия, кто подводит итог, кто намечает планы на будущее и т. д. Для этого можно также использовать игровые технологии и элементы тренингов.

Необходимо проводить работу с родителями с дифференцированным подходом, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышая культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям , что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

Необходимо активно сотрудничать с родителями , используя разные формы работы :

Нетрадиционные формы организации родительских собраний (квест, круглый стол, игра «Что? Где? Когда?» и т. д.

Мастер-классы,

Дни открытых дверей,

Совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,

Участие родителей в семейных конкурсах, выставках,

Организация совместной трудовой деятельности,

Наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,

Консультации,

Анкетирование,

Индивидуальные беседы и др.

Для эффективной работы с родителями необходимо начать с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Можно воспользоваться для этого наиболее распространёнными методами изучения семьи : анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей , посещение семьи. Все эти действия помогают правильно выстроить работу с родителями

Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями , сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Тема взаимоотношений педагогов дошкольного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад, является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Многие специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе ДОУ. Обнаруживаются противоречия между признанием приоритета семейного воспитания , которое требует иных взаимоотношений семьи и педагогов дошкольного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности и недостаточными возможностями взаимодействия между субъектами образовательного процесса (между родителями и педагогами ДОУ).

Традиционные формы взаимодействия с семьей не всегда дают положительные результаты в отношениях между педагогами, родителями и детьми. Часто в процессе такого взаимодействия возникают различные противоречия. Поэтому возникла идея пересмотреть формы активной родительской позиции в условиях этих противоречий.

Новизна выполненного мною педагогического исследования заключается в комбинации элементов традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников с целью формирования у них активной позиции.

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. И здесь, мы – педагоги детского сада готовы помочь в воспитании детей.

Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции.

Мои наблюдения показывают, что современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Многие покупают специальную литературу, некоторые получают необходимую информацию через Интернет. Но в большинстве своем они пользуются случайной литературой и бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, по принципу “как меня воспитывали”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка, его проблемам.

Таким образом, основной идеей моей работы является активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье.

II. Основная часть

1. Основные задачи работы

Чтобы реализовать эту идею, я поставила целью своего исследования разработку системы мероприятий по созданию условий для взаимодействия ДОУ и семьи.

В исследовательской деятельности мною за основу были взяты труды таких авторов, как Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, И.О. Пастухова. В данных источниках даются рекомендации и приемы решения вопросов организации детей, взаимодействия родителей и воспитателей, приводятся наглядные примеры осуществления совместных действий ДОУ и семьи.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  1. Применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания;
  2. Формирование активной родительской позиции в воспитании детей и в общении с педагогами;
  3. Привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.

В решении этих задач я использовала следующие направления:

Изучение семьи ребенка , ее индивидуальных особенностей. Важной формой осуществления контакта с родителями стала индивидуальная работа, где обязательным условием я поставила – соблюдение педагогического такта и гибкости;

– Составление социального паспорта семьи (по методике О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой) позволило спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

В ходе изучения семей выявлены следующие данные:

1 – тип семьи: 84% – полные семьи, 4% – неполные семьи, 8% – многодетные семьи, 4% – семьи, находящиеся в разводе.
2 – занятость родителей: 88% работающие, 12% – безработные.
3 – образование родителей: 65% – высшее образование, 35% – среднее специальное.
4 – бытовые условия: 70% семей имеют хорошие бытовые условия, 30% – живут в средних условиях.

В дальнейшем эти данные позволили спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

Анкетный опрос родителей позволил выявить уровень их педагогических возможностей, методы воспитания, виды поощрения и наказания, источники педагогических знаний, используемые в семье (методика С.В. Глебовой).

Составление алгоритма взаимодействия с семьей. Алгоритм взаимодействия включает 6 стадий, которые носят следующие названия:

  • Поиск контактов при первой встрече;
  • Обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке;
  • Установление общих требований к воспитанию ребенка;
  • Упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
  • Реализация индивидуального подхода;
  • Совершенствование педагогического сотрудничества.

Составление плана работы с семьей.

План работы включает в себя:

– Просветительство: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, ежедневные беседы, шкатулка вопросов (по запросам родителей);

– Обучение практическим умениям: как учить стихи с детьми, обучению детей чтению и т. д.

– Вовлечение родителей в образовательный процесс: Дни открытых дверей, цель которых знакомство с достижениями детей и методами работы с ними; совместные праздники, экскурсии, досуги, выставки.

2. Формы взаимодействия с родителями

Содержание работы по данной теме реализовала через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Здесь я использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями. Традиционные – коллективные и индивидуальные: родительские собрания, беседы, тематические консультации, памятки для родителей, настенная наглядная информация. Для того чтобы традиционные формы были действенными, мы старались активизировать родителей.

Родительские собрания – это действенная форма работы общения воспитателя с родителями. Именно на собраниях у нас есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.

Традиционные родительские собрания мы решили сделать интересными, творчески подошли к их подготовке и увидели положительные результаты. Родители на наших родительских собраниях не являются пассивными слушателями. Они отвечают на вопросы педагогов, приводят свои примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализируют педагогические ситуации. Хорошо зарекомендовали себя собрания с просмотром видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.

Собрания мы проводим как в форме вечеров вопросов и ответов, так и устного журнала, заседаний круглого стола. Рубрики разные: “Советы специалиста”, “Говорят дети”, “Это интересно”, “Справочное бюро”, “В кругу семьи”.

Мы стараемся вызвать интерес родителей к обсуждаемой на собрании теме заранее: понаблюдать за ребенком дома во время игры, какие игры любит играть ребенок, какие телепередачи смотрит ребенок, какие вопросы чаще задает и т.д. В период подготовки к мероприятию заранее формулируем проблемную тему (“Почему ребенок не слушается?”, “Можно ли обойтись без наказания”). Но при этом мы не забываем учитывать потребность родителей в обсуждении данной темы.

Памятки для родителей – форма работы, в которой кратко и лаконично даны советы родителям по воспитанию детей. Они доступны для всех родителей.

Использую в своей работе тематические консультации . Работает в группе схема “Спрашивайте – отвечаем”, т.е. консультирование по запросам родителей. Причем, это может быть как устная консультация, так и письменная.

Наглядно-информационные стенды – дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. На них всегда родители находят для себя нужную информацию: антропометрические данные детей, режим дня, сетка занятий, информация о дополнительных услугах, кого из детей можно поздравить с днем рождения, фотовыставки, какие возрастные особенности свойственны данному возрасту и многое другое.

Наряду с традиционными формами взаимодействия, я использую в работе и нетрадиционные:

– Информационно-аналитические – это изучение семьи, т.е. выявление интересов, потребностей, запросов родителей и т.д.

– Досуговые – их цель – установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это – совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках.

– Познавательные – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей: проведение консультаций, собраний в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, ток-шоу, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

– Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские – организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.

“Дни открытых дверей” – эта форма сотрудничества использовалась педагогами и ранее. Однако сегодня ее можно отнести к нетрадиционной в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. Дни открытых дверей помогли родителям увидеть стиль общения педагога с детьми, самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов. Мы стремились не только продемонстрировать педагогический процесс, но и вовлечь их в него. Родители в этот день свободно посещали дошкольное учреждение, знакомились с жизнью ребенка в детском саду, видели, как он занимается, отдыхает, общались с его друзьями. Родители участвовали в детских играх, получали мастер-класс на занятиях по изодеятельности, на физкультурном занятии. С ними беседовали специалисты дошкольного учреждения. Все это помогло нашим родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, на педагогов детского сада, на воспитание в домашних условиях.

Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно назначение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

3. Методы активизации родителей

В процессе той или иной формы я использовала в работе методы активизации родителей.

Они направлены:

  • на возникновение интереса к обсуждаемому материалу;
  • на желание родителей активно участвовать в обсуждении этого материала.

Это, прежде всего:

  • постановка дискуссионных вопросов;
  • предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения;
  • приведение примеров из литературных источников;
  • игровой метод активизации родителей (родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например: “Что вас радует в вашем ребенке?”, “Что огорчает?”). Родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли.
  • анализ педагогических ситуаций помогает связать знания с практикой воспитания детей, повышает интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Решение педагогических ситуаций требует от родителей самостоятельного ответа на вопрос: “Как поступить?”.

Например, на родительском собрании использую методы в их совокупности: беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Применение всех этих методов привело родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка.

III. Заключение

Проведя работу в этом направлении, я заметила, что произошли качественные изменения во взаимодействии семьи и педагогов. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения. В процессе работы повысился их интерес к проблемам детей.

Изучение результатов взаимодействия ДОУ и семьи в начале исследования и в конце проводилось с помощью методики, разработанной И.О. Пастуховой.

В ходе исследования взаимоотношений ДОУ и семьи было проведено анкетирование родителей, изучены детско-родительские отношения, эмоциональное самочувствие дошкольника в семье, проведено тестирование по Е. Антонину и Е. Бине, направленное на выявление уверенности – неуверенности ребенка в родительской любви.

Непринужденная форма общения, обсуждение актуальных проблем воспитания, учет пожелания родителей, использование методов их активизации способствовали формированию активной родительской позиции.

Анализ проведенной работы показал:

  • у родителей появился интерес к работе детского сада, воспитанию детей;
  • увеличилось количество обращений за индивидуальной консультацией к специалистам, с вопросами к воспитателям;
  • возрос интерес к мероприятиям, проводимым детским садом, группой, а также количественный состав их участников.

Анкетный опрос родителей в конце работы показал: удовлетворенность работой детского сада в данном направлении составила 58%, необходимость продолжения работы в данном направлении – 95 %.

Все это является подтверждением того, что залог успешной работы с детьми лежит в сотрудничестве педагога и родителей, а также самих детей.

  • Установите доверительный такт, верный тон разговора;
  • Найдите индивидуальный подход к каждой семье с учетом структуры семьи, опыта родителей, условий воспитания;
  • Поддерживайте уверенность родителей в собственных педагогических силах;
  • Объединяйте и сплачивайте родителей для помощи в решении различных вопросов организации жизни детей в группе, создавайте атмосферу сопричастности, общности интересов.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

IV. Библиографический список

  1. Арнаутова Е.П . Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – М.: Изддом “Карапуз”, 2001.
  2. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.
  3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.
  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания В ДОУ: метод. Пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  6. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., Педагогическое общество России, 2006.
  7. Козлова А.В., Дешеулина Р.П . Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  8. Микляева Н.В . Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  9. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  10. Радуга: Программа и руководство для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. М., 1993