Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки. Кто такая Мария Монтессори? Биография

Церковные праздники

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!» .

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Спорные моменты в методике Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее , добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет

Наше мнение

Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: «Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

Фильм о Марии Монтессори

Метод Монтессори. Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

31 августа день рождения выдающегося педагога 20 века - Марии Монтессори. Женщины, чей метод до сих пор активно применяется в педагогике, несмотря на отдельную критику.

"Все мы родом из детства", говорил Антуан де Сент Экзюпери. В биографии большинства великих людей важную роль сыграло детство и Семья. Семья, может быть, не сильно богатая, но где было принято читать книги, и где давался в той или иной степени простор мыслям. Английский поэт Роберт Бернс происходил из крестьянской семьи, но отец его интересовался книгами, и читал детям по вечерам вслух. Мать Всеволода Гаршина, русского писателя 19 века (мы все знаем его сказку о "Лягушке-путешественнице") увлекалась идеями "шестядисятников". Так что наверняка в семье не обходилось без диспутов на подобные темы. Родители Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа (спорной теории) старались дать ему хорошее домашнее образование и всячески поощеряли его к учебе.

Такой была и жизнь Марии Монтессори.

Родилась она, как уже было сказано, 31 августа 1870 года в Италии, в семье аристократов Монтессори-Стопани. Ее мать выросла в атмосфере либерализма и гендерного равноправия. Среди ее родственников были ученые. Особенно Мария уважала труды своего дяди, ученого и богослова, Антонио Стопани.

Однако образование ее не ограничилось домом. Вскоре ее отдали в школу, а в 12 лет она решила поступить в гимназию. Однако в заведения подобного уровня принимали только мальчиков. Однако увидев ее незаурядные способности, педагоги все-таки решили дать девочке шанс. И не ошиблись.

Учеба давалась ей легко, особенно она обожала математику. По окончании гимназии она, как и современные выпускники, задумалась о выборе профессии. Замужество и роль исключительно жены и матери ее не привлекала.Она хотела большего. Вскоре ее увлекла медицина, и в 1892 году ее приняли в Римский университет на медицинский факультет.

Во многих источниках подчеркивается, что Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Однако это не совсем так. В Средние века, в период полного "порабощения" женщины в итальянском городе Салерно действовала медицинская школа, которую с успехом закончила арабская акушерка Тротула. А единственная причина, по которой женщина в средние века не попадала в европейский университет - не смогла бы выдержать экзамен. Родители готовили своих дочерей к другой роли. Никаких правил, официально запрещающих женщинам учиться в университете, не существовало.

Именно в медицине Монтессори начала свой научный путь. С разработки методики образования умственно отсталых детей. В 1889 году независимые эксперты оценили, что ее подопечные во многом превосходят даже своих здоровых сверстников в навыках обучения письму и счету. Такой вывод привел Монтессори в ужас. Она поняла, насколько неудачно разработана система образования в обычных общеобразовательных школах.

Она к концу 19 начала 20 века действительно оставляла желать лучшего. Жесткая дисциплина, наказания, отстутствие стремления к всестороннему развитию детей и главное - к тому, чтобы вызвать у учеников ИНТЕРЕС к обучению.

В 1907 году Мария Монтессори открыла свою первую школу - "Дом ребенка".

Метод Монтессори на удивление прост - ребенку должно быть интересно. А для этого нужно исключить всяческое принуждение со стороны взрослого. Ребенок сам выбирает занятие из предложенных в комнате вариантов. Главное здесь - подготовленная среда. Пожалуй, именно "комната Монтессори" - главный воспитатель в этом процессе. Задача взрослого в это время, по мнению Монтессори, "не мешать". Ребенок сам творит свою личность, а взрослый всего лишь "помощник на этой стройке".

Метод Монтессори подвергается критике до сих пор, в частности из-за отказа от сюжетно-ролевых занятий и творчества. Но он существует и применяется до сих пор.

Что касается семейной жизни, то она у Марии Монтессори не сложилась. Работая в психиатрической клинике, она познакомилась с Джузеппе Монтессано. Из коллег они быстро превратились в возлюбленных. В 1898 году у них родился сын Марио, но они так и не заключили. Что помешало - неизвестно. Они любили друг друга и принадлежали к двум аристократическим итальянским семьям, так что родственникам придраться было не к чему. Вдобавок у них был общий сын. В одном из источников причиной указана амбициозность обоих молодых ученых. Возможно, это так. Нам с вами сейчас судить трудно. Хотя брак едва ли помешал бы их общей работе. Сына Марио родители передали на воспитание родственникам Джузеппе. Однако мальчик обиды на мать не держал, и в 15 лет стал жить с ней. А впоследствии продолжил ее дело, занимаясь им вплоть до своей смерти в возрасте 82 лет. После него его продолжила дочь Ренильда, внучка Марии Монтессори. Именно благодаря ей метод в 1998 году попал в Россию.

«Помоги мне сделать это самому!» – не просто красивая фраза. Это главный принцип воспитания по системе Марии Монтессори. Эти слова полностью и точно передают суть автора их сказавших. Сама Мария Монтессори прошла трудную школу становления себя как личности. Она всю жизнь смело рушила стереотипы и, что самое интересное, всегда была предана себе, своим целям и идеям. Возможно, поэтому и тот метод воспитания, который она несла в массы, не случайно так популярен во всем мире. Прийти к цели благодаря собственным усилиям и знаниям, что может быть ценнее для каждого из нас?

31 августа 1870 года в небольшом итальянском городке Кьяровалле в семье католиков родилась девочка, которую назвали Марией . Отец – Алессандро Монтессори был крупным чиновником, а мать Ренильде – из рода ученых и священников.

Сама настойчивость

Девочка была долгожданной и любимой. Ее образованием с раннего детства занималась мама, прививая любовь к новым знаниям. Учеба ей давалась легко, особенно Марию увлекала математика. Когда пришло время поступать: выбор девочки пал на техническую школу, но посещать ее лицам женского пола в то время было запрещено. Это нисколько не смутило Марию. Сложно представить, но 12-летней девчушке удалось поступить в школу, где учились только мальчики. Это была своего рода ее первая победа над системой образования. Ее настойчивость, при поддержке родителей, сломала все преграды. Что интересно, она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила её.

В 20 лет Мария принимает еще одно нестандартное решение стать… детским врачом. Казалось бы, что в этой благородной цели может помешать девушке. Оказывается, в конце ХIХ в Италии это было невозможно. Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины! Обидно, но в данной ситуации Марию не поддержали даже родители. Хотя они всегда и во всем соглашались со своей дочерью, но только не в этот раз. Отец не одобрил выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, учитывая успехи, перевели в число студентов.

Учеба для Марии не была легкой по многим причинам. У нее не было поддержки родителей, ей приходилось терпеть насмешки студентов-парней, также она столкнулась с финансовыми трудностями. Чтобы оплачивать обучение, Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Молодую студентку поразило, что дети были предоставлены сами себе, ничто не побуждало их развиваться или к чему-то стремиться. Наблюдая за этими несчастными малышами, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через основные достижения человеческой мысли. А ребенку важно пройти путь человека в цивилизацию еще в дошкольном возрасте.

Выбор пути

Несмотря на преграды, Мария Монтессори все-таки стала первой женщиной врачом в Италии! Когда ее успехи увидел отец, он примирился с дочерью. После окончания учебы Мария получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой. Она наблюдала за детьми, продумывала до мельчайших подробностей условия их развития и спустя какое-то время первые ее воспитанники были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме. И, кто бы мог подумать, ее воспитанники не только сдали экзамены, но и показали высокие результаты. После этого случая правительство создало специальный институт во главе с Марии Монтессори по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. Она продолжила заниматься экспериментальной психологией и была уверена, что истинное обучение – помочь, а не осуждать. «Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его», говорила она.

В 1907 году, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо Монтессори открывает первый «Дом ребенка». Это была школа для нормальных, хотя и запущенных, детей. С тех пор и до конца жизни Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори . Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материалов. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием проявляли интерес к занятиям. Она искренне считала, что «выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому ребенку в поводыри его психического роста. Руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать ».

Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная среда, любовь и уважение к детям, а также подача материалов, которые преподносились в форме презентаций, принесли результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у Марии Монтессори появились последователи и ученики…

Интересно, но в адрес Марии Монтессори звучат не только положительные отзывы. Ее обвиняют в том, что она отдала своего собственного ребенка на воспитание по одной версии чужим людям, а по другой – дальним родственникам. Но факт остается фактом, долгое время ее единственный ребенок воспитывался не в семье. Свет на эту историю проливает следующая информация.

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она познакомилась в психиатрической клинике Рима после окончания института. Союз молодых людей не был официальным. В 1898 году у пары родился сын, которого назвали Марио. Поскольку ребенок был незаконнорожденным, мать молодого человека не дала согласия на брак. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой для Марии, ее карьеры и для самого ребенка. Поэтому до 10 лет он воспитывался в деревне. Только потом Мария смогла забрать его к себе. С тех пор он жил с мамой, а позже стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв значительную роль в распространении идей М. Монтессори по всему миру.

Признание

Интересно, что в 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), которая действует и поныне. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию, а в 1934 году она навсегда покидает Италию. Она считала себя человеком мира и не хотела надолго привязываться ни к одной стране. Мария Монтессори живет сначала в Испании, Голландии, Индии. В Индии она остановилась на 7 лет. Читала лекции во многих городах этой страны. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. В возрасте 82 лет Мария Монтессори умерла в Голландии. Спустя некоторое время дело всей ее жизни продолжил сын Марио.

Основные пункты системы Марии Монтессори:

– ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий;

– дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими;

– занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-6 зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями);

– ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Спорные моменты

– система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков, но для гармоничного развития малыша нужны еще занятия спортом, эстетическое развитие – музыка, творчество, танец;

– в системе нет ролевых и подвижных игр, а ведь игра – это ведущая деятельность ребенка и основная база его развития. Малыш познает мир, играя;

– отрицание творчества, которое является одним из основных ресурсов развития правого полушария. Правое полушарие отвечает за гуманитарные способности. Монтессори-материалы развивают, в основном, левое полушарие – логику, математические способности, анализ информации. В некоторых студиях присутствует творческая зона, но это уже атрибут нашего времени;

– после демократичной системы Монтессори, детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Уникальную методику раннего развития детей Марии Монтессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей. Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори, одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании в свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание. Ее система имеет мировое признание и в наше время.


Немного фактов из жизни Марии Монтессори

В 1870 году, 31 августа, в городе Кьяровалле, в семье выдающихся известных аристократов Монтессори-Стоппани, появилась на свет девочка. Имя, которое ей дали родители – Мария. Она переняла все лучшее, что было у ее родителей. Отец – награжденный орденом Италии, государственный служащий, мать выросла в семье либералов.

Родители старались дать дочери наилучшее образование. Мария училась отлично, имела хорошие математические способности. В 12 лет девочка столкнулась с социальным неравенством, когда хотела поступить в техническую школу, где учились только мальчики. Авторитет отца Марии, ее способности в обучении сделали свое дело, и ее приняли на учебу. Она окончила школу превосходно, несмотря на то, что ей приходилось постоянно подтверждать право учиться на равных с молодыми людьми.

В очередной раз разрушить стандарты у нее получилось в 1890 году, когда она начала обучение в Римском Университете на факультете медицины. В 1896 году, впервые за весь период развития Италии появилась девушка врач, Мария Монтессори, успешно защитившая диссертационную работу по психиатрии.

Во время студенчества Мария устроилась на подработку в больницу при Университете ассистентом. Именно тогда она первый раз столкнулась с работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она стала внимательно изучать литературу о приспособлении таких детей к жизни в социуме. Огромное влияние на деятельность Марии оказали работы Эдуарда Сегена и Жана Марка Итара.

Ее уверенность в том, что грамотная работа педагога с ними окажет намного большее влияние на их развитие, чем лекарственные препараты, привела ее к появлению идеи о создании методики, опирающейся на развивающую среду.

Она начинает изучать различные литературу по теории воспитания и образования, педагогике. В 1896 году Мария начинает работу с ребятами, имеющими ограниченные способности, и готовит их к экзаменам в младшей образовательной школе. Результативность, которую показали ее выпускники, была просто ошеломляющей.


В 1898 году Мария решается родить ребенка вне брака. В тот же период жизни она становится директором Ортофренического института по подготовке особых детей. Отказаться от дела, которому она решила посвятить свою жизнь, означало для нее предать саму себя, и поэтому она приняла решение отдать своего сына на воспитание в приемную семью.

В 1901 году она поступает на факультет философии. Одновременно с учебой, Мария не прекращала работу в школе. Ее поражало то, в каких условиях проводится образовательный процесс, строгая дисциплина на занятиях, стремиться к всестороннему развитию личности никто из педагогов не хотел. В воспитании же особых детей вообще очень часто применялись насильственные методы.

В 1904 году Мария становится завкафедрой антропологии в Римском Университете. По-прежнему она продолжала ставить эксперименты в образовательном процессе школы, вести исследования. И вот, в 1907 году, с мыслями о том, что в социуме не хватает гуманности и просвещенности, она открывает собственное учебное заведение – «Дом ребенка». Все свои остальные годы жизни она посвящает развитию и введению своей системы, воспитательному процессу.

В 1909 году Монтессори начинает опыт проведения международных учебных семинаров. Тогда на него попали много учителей разных стран. В этот же период она печатает свое первое издание, в котором рассказывает о «Доме ребенка» и приемах работы с ребятами, использующиеся в школе. Мария постоянно занималась усовершенствованием своей системы, проводила курсы для обучения педагогов всего мира.

Забрать своего сына Марио из приемной семьи она смогла, когда ему исполнилось 15 лет. С тех пор Марио стал ее верным помощником, взял на себя все организаторские моменты в ее работе. Он всерьез был заинтересован системой Марии и стал отличным преемником своей матери.

В1929 году была создана международная ассоциация Монтессори.

Из-за событий, происходящих в мире, Мария вместе с сыном были вынуждены иммигрировать в Индию, где прожили 7 лет. В послевоенный период она возвращается в Европу и до конца жизни продолжает развитие и внедрение своей системы.

Не забросив дело своей матери, Марио передал его своей дочери, Ренильде. Именно у нее получилось внедрить педагогику Марии Монтессори в Россию в 1998 году.

Если вам интересна жизнь Марии Монтессори, посмотрите следующее видео.

История возникновения методики

Внедрять свою систему Мария Монтессори начала, занимаясь с особыми детьми, детьми у которых наблюдалась задержка психического развития, детьми, приспособление к социуму которых протекало очень тяжело. Применяя игры, основой которых была тактильная восприимчивость, создавая специальную развивающую среду, Мария стремилась развивать у этих детей способности самообслуживания. Она старалась адаптировать ребят к жизни в обществе, не ставя перед собой целью повышение уровня интеллектуального развития.

Однако, результаты были очень неожиданными. Всего за год работы с ними, они оказались на одном уровне интеллектуального развития и даже выше чем у их абсолютно здоровых ровесников.


Обобщив свои знания, теоретические разработки различных педагогов и психологов, собственные исследования и опыт Мария выстроила это все в одну систему, названную методом Монтессори.

После этого, метод Монтессори был опробован и в образовании здоровых ребят, что не составило никаких сложностей. Ее система легко подстраивалась под уровень развития, возможности и потребности любого ребенка.


Что такое методика Монтессори

Кратко обозначить основную философию методики Монтессори можно, сказав о том, что ребенка нужно направлять на самостоятельные действия.

Взрослый должен только помогать ему в его самостоятельности и подсказывать, когда его попросят. Нельзя при этом заставлять ребенка что-либо делать, доказывать ему, что только твое представление об окружающем верно, во время отдыха или наблюдений ребенка подходить к нему.

К таким выводам Мария Монтессори пришла опираясь на идеи о том, что:

  • с момента появления на свет ребенок уникален. Он уже личность.
  • У каждого маленького человека природой заложено желание развиваться и трудиться.
  • Родители и учителя должны помочь ребенку раскрыть его потенциал, а не быть идеалами в характере и способностях.
  • Взрослые должны только подсказывать ребенку в его самостоятельной деятельности, не обучая. Они должны терпеливо дожидаться проявления инициативы от самого малыша.


Суть метода

Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать самостоятельно.

Предоставив ребенку максимальную свободу и организовав индивидуальный подход к каждому, она умело направляла детей на самостоятельное развитие, не стараясь переделать их, а признавая их право быть самими собой. Это помогало ребятам достичь самых высоких результатов самостоятельно, без подсказок взрослых. Мария Монтессори не допускала того, что детей можно сравнивать, устраивать между ними соревнования. Общепринятых критериев оценивания в ее педагогике не допускается, так же как и поощрения ребят, наказания и принуждения.

Ее метод основывается на том, что каждый ребенок хочет скорее стать взрослым, а достичь этого он сможет, только учась и приобретая жизненный опыт. Именно поэтому дети сами будут стремиться учиться как можно скорее, а педагог должен только наблюдать за этим процессом и помогать по необходимости.


Предоставленная ребенку свобода, под наблюдением взрослого, воспитывает в нем самодисциплину

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может это сделать. И самым главным самостоятельным выбором является направление, в котором они хотят развиваться.

Задача педагога при этом использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, особое внимание уделяя осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. Педагог не должен стремиться, чтобы дети были похожи на него. Ему недопустимо вмешиваться в процесс приобретения самостоятельности ребенком.


Методика Монтессори не допускает наставлений, поощрений, наказаний и принуждений

Принципы системы Монтессори:

  • Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых.
  • Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться.
  • Воспитатель, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи.


Развивающая среда

Развивающая среда – это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать не будет.

Вся мебель и оборудование развивающей среды должны быть подобраны строго соответствуя возрасту, росту и пропорциям малыша. Дети должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки мебели. Они должны уметь делать это как можно тише, стараться не мешать другим. Такие перестановки, по мнению Монтессори, отлично развивают моторику.

Ребята могут сами выбирать место, на котором будут заниматься. Помещение, в котором они занимаются, должно иметь много свободного пространства, света и доступа свежего воздуха. Приветствуется панорамное остекление окон для максимального обеспечения дневным светом, продумывается хорошее освещение.


Интерьер должен быть эстетичным и элегантным. Цветовая палитра для него выбирается спокойная, не отвлекающая внимание ребенка от деятельности. В обстановке должны присутствовать хрупкие предметы, чтобы дети учились уверенно пользоваться ими и понимать их ценность. Также украшать помещение могут комнатные цветы, за которыми ребенок может с легкостью ухаживать , они располагаются на доступной ему высоте.

Обязательна возможность ребенка свободно пользоваться водой. Для этого раковины, так же как и унитазы, необходимо устанавливать на доступном ребенку по высоте уровне.

Учебные пособия располагаются на уровне глаз малыша, для того, чтобы он имел возможность пользоваться ими без помощи взрослого. Всех экземпляров материала, предоставленного в пользование детям, должно быть по одному. Это поспособствует обучению ребенка поведению в обществе, научит учитывать потребности находящихся рядом. Главное правило использования материалов – кто первый взял, тот и пользуется. Дети должны учиться договариваться между собой, обмениваться. Навыки заботы о своем окружении ребята приобретают без помощи взрослых.


Зоны для развивающих занятий

Развивающая среда делится на несколько зон, таких как практическая, сенсорная, математическая, языковая, зона космоса и зона для гимнастических упражнений. Для каждой из этих зон используются соответствующие материалы для занятий. В основном применяются деревянные игрушки, т.к. Мария Монтессори всегда выступала за натуральность используемых материалов.


Практическая

По-другому ее называют зоной для практических упражнений в повседневности. С помощью материалов этой зоны дети приучаются к жизни в домашних условиях, в обществе. У них формируются навыки практической жизни.

С помощью материалов для упражнений из этой зоны дети учатся:

  • ухаживать за собой (учатся одеваться, раздеваться, готовить);
  • заботиться обо всем, что находится рядом (ухаживать за растительным и животным миром, прибираться);
  • различным способам движения (уметь двигаться спокойно, бесшумно, ходить по линии,вести себя тихо);
  • приобретают навыки общения (приветствовать друг друга, общаться, правилам поведения в обществе).


В практической зоне используются следующие материалы:

  • бизиборды (рамки из дерева, на которых расположены разнообразные застежки: пуговички разных размеров, кнопки, бантики, шнуровки и шнурки для наматывания на крепления, липучки, ремешки);
  • сосуды для переливания воды;
  • средства для очистки (например, металлов);
  • живые цветы;
  • комнатные растения;
  • разнообразные вазоны для живых цветов;
  • ножницы;
  • совочки;
  • лейки;
  • скатерти;
  • полосы, которые наклеиваются или рисуются на полу для ходьбы, и предметы, которые надо пронести по ним (стакан с жидкостью, свечки);
  • проводятся беседы и ролевые игры.

Пособий для практикования в повседневной жизни множество. Самое важное, чтобы своими размерами, видом, цветовым сочетанием, удобностью для использования они соответствовали потребностям детей.



Сенсорная

Здесь используются материалы, которые способствуют сенсорному развитию ребенка. С помощью этих материалов у ребенка также развивается мелкая моторика, их использование готовит малыша к знакомству с различными предметами школьной программы.

Здесь используются следующие виды материалов:

  • блоки с цилиндрами-вкладышами, розовая башня, красные штанги, коричневая лестница – необходимы для формирования умения определять размеры;
  • цветные таблички учат различать цвет;
  • шершавые таблички, разные виды тканей, клавишная доска, доска для ощупывания – тактильная восприимчивость;
  • звонки, шумовые цилиндры – развивают слух;
  • сенсорные мешочки, геометрические тела, сортеры, геометрический комод, биологический комод, конструктивные треугольники – способствуют умению малыша различать и называть формы предметов, в том числе и на ощупь;
  • тяжелые таблички – учат различать вес;
  • коробочки с запахами нужны для развития обоняния;
  • вкусовые баночки для различения вкусовых свойств;
  • теплые кувшины – восприятие температурных различий.

Каждый материал развивает только какой-то один из органов чувств, что дает ребенку возможность сосредоточить внимание именно на нем, изолируя другие.




Математическая

Математическая и сенсорная зоны тесно взаимосвязаны между собой. Когда ребенок сравнивает предметы между собой, измеряет их, упорядочивает, то он уже изучает математические понятия. Такие материалы, как розовая башня, штанги, цилиндры прекрасно готовят детей к усваиванию математических познаний. Здесь предлагается работа с конкретным материалом, что делает усвоение математики ребенком значительно проще.


Здесь используются:

  • числовые штанги, цифры, изготовленные из шершавой бумаги, веретена, цифры и кружки – нужны для знакомства с числами от 0 до 10.
  • Золотой материал из бусин, числовой материал, комбинирование этих материалов знакомят детей с десятичной системой.
  • Башня из разноцветных бусин, 2 ящика бусин и двойных досок – знакомят с понятием «число» и числами от 11 до 99.
  • Цепочки из различного количества бусин дают представление о линейных числах.
  • Марки, таблицы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление), игра в точки помогают познакомиться с математическими действиями.
  • Геометрический комод, конструктивные треугольники – познакомят малыша с основами геометрии.




Языковая

Эта зона тоже имеет тесную взаимосвязь с сенсорной. Материалы, используемые в зоне для сенсорного развития, способствуют развитию речи ребенка. Цилиндры, сортеры, ткани способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает огромное влияние на развитие речи. Звоночки и шумящие коробочки отлично развивают слух. Биологические карты, геометрические фигуры способствуют различению формы. Педагоги, работающие по системе Монтессори, ежедневно предлагают речевые игры и упражнения, стимулируют развитие речи ребенка, следят за правильным произношением и верным употреблением слов. В арсенале учителей множество вариантов игр для развития речи (игры на запоминание и узнавание предметов, игры-поручения, описания, рассказы и многое другое).


Также могут использоваться:

  • металлические фигуры-вкладыши;
  • азбука из шершавой бумаги;
  • подвижный алфавит;
  • карточки и коробочки с изображениями различных предметов;
  • рамки для штриховки;
  • коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения;
  • подписи к предметам;
  • книжки.




Зона космоса

Зона космоса в педагогике Монтессори – это зона, где дети получают знания об окружающей их действительности. Самое главное, что следует учитывать педагогу, это построение занятия от определенных конкретных действий к абстрактным. Часто детям предлагается наглядность с каким-либо явлением и возможность самому придти к выводам.


В этой зоне можно увидеть:

  • разнообразную литературу для поиска необходимой информации;
  • солнечную систему, континенты, ландшафты, природные зоны – способствуют развитию географических представлений;
  • классификация животных, среда их обитания дают понятие о зоологии;
  • классификация растений, среда обитания – знакомят с ботаникой;
  • линии времени, календари – формируют представление о истории;
  • различные материалы для проведения экспериментов, четыре стихии – знакомят с наукой.



Для гимнастических упражнений

Место для этой зоны может выделяться далеко не всегда. Часто это пространство между выстроенными по периметру столами. В этой зоне организуются спортивно-оздоровительные мероприятия для малышей с элементами аэробики, упражнениями с фитболом, палкой. Включает в себя подвижные игры, ходьбу, бег.


Со скольки месяцев стоит проводить такие развивающие занятия?

Система Монтессори не только имеет такое название «система», но и именно ей и является. Она предлагает родителям более целостно взглянуть на детскую природу. Очень хорошо, когда родители познакомились с основными принципами и сутью методики еще до появления на свет своего первенца. Это поможет им подготовиться к рождению малыша со знанием основных потребностей мамы и новорожденного. Ведь по мнению Монтессори, обучение малыша начинается именно с готовности родителей к этому, так как они для малыша будут самым важным окружением.

Первые два месяца жизни малыш и мама еще очень зависимы друг от друга, поэтому маме важно сконцентрироваться только на ребенке. После этого ребенок уже начинает проявлять активный интерес к окружающему миру, становится более подвижным. С этого момента мама с крохой уже может начать посещение монтессори-класса, который называется нидо, если в нем организовано пространство для самых маленьких. В этот период это скорее окажется полезнее для матери, позволит ей отвлечься от забот о малыше и разнообразить досуг, проводя его вместе с ним. Потребности ребенка в посещении класса нидо пока еще нет. При желании всю развивающую среду и используемые материалы (такие, как мобили) можно воспроизвести в домашних условиях.


С того момента, когда кроха начнет ползать, посещение класса нидо может дать ему намного больше возможностей для развития. Вполне возможно начинать оставлять малыша там без матери. Это подойдет для мам, у которых есть необходимость выйти на работу или для семей, у которых нет возможности обеспечить много свободного пространства, создать дома обстановку и приобрести материалы для крупных движений крохи, подготавливающих его к ходьбе. Для этого пригодятся разнообразные большие брусья, тяжелые столы и стулья для детей, лесенки. С помощью этих материалов кроха будет учиться стоять, ходить с опорой, залезать на них и слезать обратно, сидеть.



Когда ребенок начинает ходить он переходит в класс, под названием тодлер. В России создание таких классов пока не распространено, для этого требуется специальное Монтессори-образование. Однако родителям, которые хорошо подготовились, это не сложно будет сделать и дома.

Посещая тодлер-класс, кроха сталкивается с необходимостью соблюдать правила поведения, учится общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними, сотрудничать с педагогом. Это окажется хорошей подготовкой малыша к посещению садика. К сожалению, в домашних условиях воссоздать это родители не смогут.


Следует учитывать, что до 3 лет, долгое расставание крохи с мамой очень тяжело. Поэтому идеальным будет посещение тодлер-класса только на половину дня. Это будет невозможно, если мама выйдет на работу и будет занята полный рабочий день. Но далеко не каждые родители смогут себе финансово позволить посещение частного монтессори-класса тодлер, если мама при этом будет продолжать быть домохозяйкой. Если же малыш будет ходить на занятия 2-3 раза в неделю, а не каждый день, то ему потребуется большее количество времени, для того чтобы включиться в работу. Такие посещения подойдут в качестве компромиссного решения.

Делаем вывод, посещать монтессори классы можно начинать с достижения ребенком возраста 2 месяцев, если у мамы есть потребность в этом. Для ребенка это станет интересным, не ранее, чем с того момента, когда он поползет. Посещение крохой Монтессори класса до 3 лет даст хорошую базу для будущего посещения детского сада.



Монтессори-классы и Монтессори-уроки

Педагогика Монтессори, как уже говорилось, основывается на самостоятельном развитии ребенка в специально подготовленной развивающей среде. На этом и основывается процесс образования, где ребята выражают свои потребности, а педагог помогает им в их деятельности, с помощью наблюдений и индивидуальной работы с каждым.

Сама Мария Монтессори всегда называла процесс обучения именно занятиями, а не играми, не смотря на возраст ребят. Учебным материалом она называла дидактические пособия, выполненные из натуральных материалов. Все материалы, предлагаемые для занятий, были уникальными, находящимися в классе только в 1 экземпляре.


В своей методике Мария Монтессори предлагает 3 типа уроков:

  • Индивидуальные. Педагог работает только с одним учеником, предлагая ему учебный материал. Он показывает и объясняет, как с ним можно работать, где применять. Используемые материалы должны возбуждать интерес у ребенка, привлекать его, отличаться от других каким-либо свойством, будь то толщина, высота, ширина, иметь возможность ребенку самостоятельно проверить ошибки, увидеть, где он выполнил действие неправильно. После этого ребенок приступает к самостоятельной деятельности.
  • Групповые. Педагог занимается с ребятами уровень развития которых приблизительно одинаковый. Остальные дети в классе работают самостоятельно, не мешая группе. Соблюдается тот же алгоритм работы, что и на индивидуальных занятиях.
  • Общие. Педагог работает со всем классом сразу. Уроки не длительные, сжатые. В основном общие занятия проводятся по музыке, гимнастике, биологии, истории. После того, как основная информация получена детьми, они самостоятельно принимают решение заниматься со специальным материалом по теме или им это на данный момент не интересно. Работа продолжается самостоятельно.



Рассмотрим основные постулаты и принципы воспитания и развития ребенка по методике Марии Монтессори.

Умственное развитие начинается не с университетской скамьи, а с момента рождения ребенка, и наиболее интенсивно оно протекает в первые три года жизни. (М. Монтессори)

Самовоспитание, самообучение, саморазвитие ребёнка

Методика Марии Монтессори — одна из самых распространенных, несмотря на то что на протяжении многих десятилетий она неоднократно подвергалась критике и не совсем точному переосмыслению. История педагогики сохранила сотни имен, но на пальцах одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Школа Марии Монтессори — в этом почетном ряду.

Произошло это не только потому, что многие ее прозрения получили научное подтверждение, но и потому, что Монтессори нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.

Без всякой перегрузки для детей, столь свойственной нынешним программам, она за полгода обучала класс пяти- и шестилеток читать, писать, складывать и вычитать даже шестизначные числа. Многие педагоги мира и сегодня успешно применяют ее методику воспитания и обучения.

В основе педагогики Монтессори лежит очень простое условие, состоящее из трех таких же простых принципов: самовоспитание, самообучение и саморазвитие. Задача взрослого — помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, дать ему возможность приобщиться к вещам, пощупать их, попробовать на вкус, все прочувствовать, т. е. научиться контактировать с предметами. Отсюда девиз Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Причем принуждение как метод обучения в этой системе воспитания совершенно исключено.

Дети объединяются в группы не по возрасту, а по степени усвоения материала. Учебный день начинается с выбора ребенком занятия на весь день, а заканчивается тем, что ребята рассказывают, что им удалось узнать нового. У каждого ребенка есть свой журнал для отчетов, в котором он пишет или рисует.

Монтессори разработаны дидактические игры и различные пособия для совершенствования зрительного, слухового и тактильного восприятия детей. За основу были взяты идеи и пособия, предложенные известными французскими учеными. Это упражнения для развития мелкой моторики рук — нанизывание бусин, переливание воды, пересыпание круп, сортировка бобовых и еще много интересных заданий, игр и др.

Работа по системе Монтессори строится по определенному плану, с переходом от одной ступени к другой, от одной зоны к другой и с четким соблюдением этой очередности. И конечно, нельзя не упомянуть о знаменитых рамках и вкладышах Монтессори, оставшихся неизмененными до наших дней.

Объективности ради стоит, вероятно, привести и некоторые аргументы критиков методики Монтессори. Они полагают, что ее система «подрывает авторитет» учителя (воспитателя), превращая последнего в стороннего наблюдателя и даже в некое «подручное средство» для оказания помощи ученику.

Далее: используемый психодидактический материал не всегда позволяет ребенку выбрать свободную зону действия. Это не совсем позитивно отражается на его творческом развитии и не позволяет проводить (в плане фантазии ребенка) полноценные игры.

И наконец: дети в группе — разного возраста. Это не дает возможности полноценно заниматься с каждым ребенком и давать ему тот материал, который необходим на данном возрастном этапе. По сути, занятия превращаются в «уроки добра», где старшие помогают малышам.

И все же аргументы сторонников метода Монтессори намного убедительнее, что, конечно же, отнюдь не отменяет актуальность любой дискуссии о проблемах воспитания детей.

Биография Мария Монтессори

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаравалле. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые. О детстве Марии Монтессори сохранилось мало сведений. Известно лишь, что родители делали для нее все, чтобы она в будущем могла реализовать «высокое человеческое предназначение», что, кстати, в строгой католической Италии никак не соответствовало традиционному положению женщины.

В гимназии Мария Монтессори всерьез увлеклась естествознанием и сделала наконец свой профессиональный выбор — решила стать детским врачом. В тогдашней Италии это было практически невозможно: медицина оставалась исключительно мужской привилегией. И все же упорство Марии Монтессори было вознаграждено — она стала первой женщиной-врачом Италии.

В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу. Возглавила ее Мария Монтессори. Здесь она впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты ошеломляющими.

В 1904 году Мария Монтессори возглавила кафедру антропологии в Римском университете, где проводила различные антропологические исследования в области педагогики. Параллельно в медико-педагогическом институте она изучала педагогику для умственно отсталых детей. Тогда же сформировались основы ее собственной педагогики.

Монтессори много работала с дидактическими материалами Сегена, совершенствовала и дополняла их, пробовала развивать собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящим прорывом в воспитании детей. Монтессори также начала живо интересоваться методикой работы со здоровыми детьми.

С 1909 года метод Монтессори стал активно внедряться в жизнь. Открылись курсы по Монтессори-педагогике, автором заинтересовались педагоги Лондона, Барселоны, Парижа. В те годы с Марией Монтессори встретилась русский педагог Юлия Фаусек, которая открыла первый в России монтессорианский детский сад.

В 1929 году вместе со своим сыном Мария Монтессори создала Международную Монтессори-ассоциацию (AMI), которая действует и поныне. С началом Второй мировой войны Мария Монтессори с сыном переехала в Индию. В этой стране она прожила семь лет, за это время обучила своей методике более тысячи учителей.

Мария Монтессори умерла 6 мая 1952 года, за несколько месяцев до своего 82-летия, и была похоронена в городке Нордвиг на католическом кладбище. В 1952 году AMI — Международную Монтессори-ассоциацию — возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монтессори- педагогики.

После его смерти в феврале 1982 года президентом AMI стала внучка Марии Монтессори, Ренильде. Она возглавляет AMI и в настоящее время.