Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Логопед задаёт домашние задания

Выбор цветов

Взаимодействие учителя – логопеда, воспитателя и родителей по развитию фонематических процессов старших дошкольников

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе.
Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению?

Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников, а также педагогов дошкольных образовательных учреждений. Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребёнка читать, писать, и считать до поступления в школу. Но это ещё не гарантирует успешного обучения. Бывает, что читающий, считающий и пишущий ребёнок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. К причинам затруднений относятся микросоциальная и педагогическая запущенность ребёнка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание, память, трудности в поведении.
Но основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко - слоговое строение слова». Важно вовремя сформировать у ребёнка понятия «звук», и «буква», научить выделять их из состава слова, различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, подбирать слова к заданным звуковым схемам.

То, есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также, избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Ранняя диагностика показывает, что у многих детей имеются нарушения в развитии речи, в том числе фонематических процессов. Эту проблему можно решить только в тесном сотрудничестве воспитателя, учителя – логопеда и родителей.

В нашем педагогическом коллективе выстроился определённый алгоритм взаимодействия всех субъектов педагогического процесса:

  1. Родительское собрание (в начале года)
  2. Консультативные часы (учителя – логопеда с воспитателями, с родителями)
  3. Использование дидактических игр (в НОД, ОД, дома с родителями)
  4. ИКТ (презентации по развитию фонематического слуха в НОД, ОД, дома с родителями)
  5. Применение индивидуальных логопедических тетрадей.

В настоящее время существует множество различной литературы для дошкольников, педагогов и родителей. Мы в детском саду организуем тематические выставки литературы, предлагаем брать необходимые книги для индивидуальных занятий дома. (родители копируют книги, занимаются индивидуально и приносят обратно, покупают такую же). На слайде представлена выставка книг, которой можно воспользоваться при обучении детей грамоте, развитию фонематических процессов.

Развитие ребенка происходит в деятельности. Основной вид деятельности – игра. На протяжении последних двух десятилетий детский сад постепенно терял свою развивающую специфику в работе с дошкольниками. Из детского сада почти полностью вытеснена игровая деятельность, на первом месте стала предшкольная подготовка. Подмена ведущей игровой деятельности отрицательно сказалась на развитии речи ребенка. Но все таки игра является эффективным средством развития словаря у детей, звукопроизношения, формирования фонематических процессов, звукового анализа и синтеза.

Памятка для родит елей.

Обозначаем

Гласные -звуки (А. О. У. И, Ы, Э)

Гласные буквы (Я, Е, Ё, Ю).- состоят из двух звуков

Согласные звуки

Твердые:(Б.В.Г.Д.З,К.Л,М.Н.П)

Ц, Ш, Ж - ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ

Мягкие: { БЪ.ВЬ, ГЬ,ДЬ, ЗЬ.КЬ,ЛЬ.МЬ.НЬЛЬ)

Ч.Щ -всегда мягкие

Звонкие звуки (Б В. Г. Д. М. Н Л. Р.З. Ж)

Глухие звуки (К. П. С. Т. Ф. Ш. Х. Ц. Ч. Щ.)

ОБОЗНАЧЕНИЯ

Звуки: ГЛАСНЫЕ - красным цветом

СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ - синим цветом

СОГЛАСНЫЕ МЯГКИЕ - зеленым цветом

Слово ___________

Слоги __ __

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Анализ предложения:

Например: «Наступила золотая осень.

__________________________ .

_____________- ______________ __________ .

Н. Э. Теремкова Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи). В нём Вы найдёте домашние задания по различным лексическим темам. Задания направлены на увеличение словарного запаса, развитие навыков связной речи, внимания, памяти, мышления.

  1. Фрукты
  2. Овощи
  3. Сад-огород
  4. Деревья
  5. Ягоды
  6. Грибы
  7. Осень
  8. Человек
  9. Игрушки
  10. Посуда

Примеры заданий

Игра «Жадина» : представь, что это твои фрукты. Ответь на вопросы: Чей это апельсин? (Мой апельсин.) И т.д.

Упражнение «Расскажи-ка!» : Составь рассказ о фруктах по предложенному наглядному плану (Цвет – форма — вкус)

Упражнение «Из чего – какой?» : Обведи пунктирные линии и назови, из каких фруктов и что приготовила мама. Какой это сок (варенье, пирог, компот)? (Яблочный пирог, грушевый сок)

Упражнение «Поварёнок» : Расскажи, что нужно сделать, чтобы приготовить суп? (Овощи моют, чистят, режут, варят.) Сок? Пюре?

Упражнение «Отгадай загадки, нарисуй отгадки».

Упражнение «Помоги Незнайке» : исправь Незнайкины ошибки.

Упражнение «Послушай, запомни и назови» : Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

Упражнение «Закончи предложения нужными словами» .

Упражнение «Скажи наоборот» .

Упражнение «С какого дерева лист, веточка?» : Раскрась расположенные выше листья и веточки. Проведи лини от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки.

Как помочь ребенку стать внимательным?

Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще - это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания - это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито - можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и игровых упражнений

Серия сообщений " ":
Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку

«Звуки и буквы» (сентябрь)

Что такое звук? (Звук это то, что мы слышим и произносим)

Что такое буква? (Буква это то, что мы читаем и пишем)

Я буду произносить ряд звуков, вы должны назвать, какие гласные я произнесла и выложить схемы из красных кружков: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ.

А теперь составим буквенные ряды, я буду произносить ряды звуков, а вы должны выложить буквенные ряды. АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ

Повторим еще раз:

Что такое звук?

Что такое буква?

Йотированные гласные буквы (октябрь).

  1. Назови гласные буквы I ряда. (А О У Э Ы)

Назови гласные буквы II ряда (Я Ё Ю Е И)

  1. Назови парную гласную букву из другого ряда, например, я говорю Ё, ты называешь – О.

Я - …, Ё - …, Е - …, Ю - …, И - …, О - …, А - …, Ы - …, У - …, Э - … .

  1. Повтори за мной цепочки слогов:

БА – БЯ ГУ – ГЮ КЫ – КИ МО - МЁ

ВО – ВЁ ДЭ – ДЕ ЛА – ЛЯ НЭ - НЕ

  1. Назови слог с нарной гласной из другого ряда, например, я говорю БА, ты говоришь БЯ.

ВА - …, ГЯ - …, ДЁ - …, ЗО - …, КЮ - …, ЛУ - …, МЕ - …, НЫ - … , ПИ - … .

Слог. Перенос слов. Ударение (октябрь).

  1. «Половинки».

Найди части слов, соедини их и запиши слова:

ды сос ла па на ра за бор нок пла ток зво

  1. «Морской бой».

По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение.

Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1 А Б В 1

ма

нас

зи

пи

ла

ту

бе

ла

  1. «Собери слово».

Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.

лод, хо -…

та, во, ро - …

ве, ка, шал - …

ту, ар, тро -…

ша,та, мы -…

мо, гра, та - …

би, рать, за -…

пи, кра,ва -…

чик, бор,за -…

до, про, во, вод -…

лен, дарь, ка -…

  1. Найди слог, вставь недостающие слоги.

са__ги ма__на ли__ны

ко __ со ло__та ба__ны

До__га ка__ши со__ка

5. Сложи по заданным слогам.
а) Сложи 1-е слоги:

Дорога машина

Богатый лопата топить

Листик товары падчерица

Клевать ночевать выйди

Думать ботинок выйду

б) Сложи 2-е слоги:

Еда свеча

намочил горе

попона огород удача

догонял получил глубина

Узоры кололи пустой

в) Сложи 3-и слоги:

Петухи этажи седина

Талия непогода парады

Брусника саранча лечи

г) Сложи: 2 слог 3 слог 3 слог

Напугать березы подарили

Однокоренные слова. Корень слова (ноябрь).

  1. Прочитать группу родственных слов.

Веснушки веснянка вешние (воды)

Весенние по-весеннему веснушечки

Веснушчатая весна

Определи самое главное слово, от которого образованы все родственные слова. Назови корень. (Уточните для ребёнка значение некоторых слов).

  1. Подбери однокоренные слова, отвечая на вопрос.

– Кто детеныш (птенец) у чижа? - Чижонок .

– Кто у чижа мама? - Чижиха .

– Как ласково называют маленького чижонка? - Чижоночек .

– А как можно ласково назвать поющего чижа? - Чижик, чижичек .

– Чье веселое пение радует нас весной? - Чижиное .

  1. Придумай слово, выдели корень, подбери к нему родственные слова. Поставь ударение в каждом слове. С каждым словом составь предложение.

Правописание безударных гласных в корне слова (декабрь).

1.Определи место ударного слога в слове. Я буду называть слово, а ты записывай цифру, на каком месте в слове стоит ударный слог.

ВОЛОСЫ, ГАЛОШИ, БОРОДА, ВАРЕЖКИ, КОРОВА, РУКАВА, МУЗЫКА, СОРОКА, СТРЕКОЗА, СОЛНЫШКО, ТАРЕЛКА, ГОЛОСА, МАЛЬЧИК, СОБАКА, МОЛОТОК, БАБОЧКА, ЗАДАЧА, МАНДАРИН.

2. Слого – ритмическая структура слова.

Я произносу слово, а ты должен отхлопать слоги: ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий хлопок.

Коса, липа, скала, сено, жаба, силач;

Бабушка, кормушка, комната, посуда, фонарик, ромашка;

3. Вставь в конце каждого стишка слово, обозначь в нём безударную гласную, подбери проверочнеое слово.

  1. В праздники на улицах

В руках у детворы

Горят, переливаются

Воздушные …

  1. Белка спряталась в дупло,

В нём и сухо и …

  1. Глубока и широка

Наша быстрая …

  1. Вышел Коля на крыльцо,

Вымыл руки и …

  1. Улетел скворец не зря

За леса и за …

  1. Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и …

  1. На каток ушла с утра

Моя младшая …

  1. Подводной лодке не страшна

Океанская … волна.

  1. Кругом гречиха зацыела –

В улей мёд несёт …

  1. Зимой и летом зелена

Стоит красавица …

  1. Для тебя мы дом построим,

Не скворечню, а дворец.

Прилетай же, наконец,

Наш пернатый друг …

  1. Нарядили ёлку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная …

  1. Свой железный язычок

Прячу я по колпачок.

Созываб на урок,

А зовут меня …

  1. В поле сеют и растят,

Убирают, сыплят в склад,

И на хлеб идёт оно,

А зовут его …

  1. Берёзы, рябины, дубы, тополя –

Богата деревьями наша …

  1. Для начинки на пирог

Приготовили …

  1. Если у тебя с пятёрками дневник,

Значит, ты примерный …

  1. Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома,

Зовут меня …

  1. Я ракрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …

  1. У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются …

  1. Я не бегаб к врачу,

Я сама его …

  1. Я откликаться не хочу,

Меня зовут, а я ….

  1. Стали звёздочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звёзды, а пушинки,

Не пушинки, а …

  1. Ты к обеду положи

Ложки, вилки и …

  1. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

Золотистые ….

  1. Съел сластёна в воскресенье

Всё вишнёвое ….

  1. С длинным носом наш ребёнок

Это маленький …

  1. Вместе с Карлсоном прыгал с крыш

Шалунишка наш - ….

  1. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую ….

  1. – Где обедал воробей?

В зоопарке у …

31. Хлоп! И конфета стреляет, как пушка!

Каждому ясно, что это …

  1. Я любуюсь вами, как вы хороши!

До чего ж душисты нежные …

  1. Хоть она залётная,

Птичка перелётная,

Но весною я всегда

Любуюсь пением …

  1. – Делиться со всеми – привычка моя!

Вам яду не надо? – спросила ….

  1. Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это кончится худо:

Он ловко дерётся с врагами

Своими большими …

  1. Самолётик сел на травку

На цветке прошёл заправку,

Закружил над головой –

Затевает бой с тобой.

До посадки на носу

Отогнать успей ….

  1. Зимой на ветках яблоки.

Скорей их собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ведь это ….

  1. Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это ….

  1. Вот пришла осень,

Скоро метели.

Уж с прощальным криком

Птицы ….

  1. У козы-мамы малыши-ребята,

А зоыут их всех ….

  1. Мы Серёжку провожали,

Ему ручкой ….

  1. Утром заплели сестрички

Аккуратные ….

  1. Он трудиться так привык

Хоть и ростом невелик.

Но хозяин очень зол,

Что упрям его ….

  1. Выгнет спинку, хвост трубой

И ко мне идёт, как в бой.

Рыжий, как тигрёнок,

У меня ….

Состав слова (январь).

1.В каждой строчке определи лишнее слово.

борьба, борец, бороться, воевать;

вражда, враг, противник, вражеский;

смешной, смех, смешать, смешить;

ветер, вихрь, ветерок, безветрие;

сосна, дерево, деревцо, деревянный.

2. Хлопни в ладоши, если услышишь однокоренное слово с корнем –осин-:

Осина, оса, осинка, осёл, осиновый, осинник, подосиновик, ослик.

Топни правой ногой, если услышишь однокоренное слово с корнем –печаль-:

Печально, печаль, печальный, печатать, опечалить, печник, печалиться.

3. Придумай слово, выдели корень, подбери к нему родственные слова. Поставь ударение в каждом слове. Определи проверочные слова и проверяемые. С каждым словом составь предложение.

  1. Послушай слова и запиши только приставки.

Слова: переезд, приезд, выезд, вылет, слёт, отлёт, увёз, привёз, завёз, отбежал, добежал.

Образец: отнести ОТ-.

  1. Помоги приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.

Образец: приклеить - отклеить

Слова : принести - … вползти - … привязать - … вскочить - … привыкнуть - …

Пригнуть - … привезти - … впустить - … вогнуть - … вспорхнуть - …

Имя существительное (февраль).

1. Преобразование существительных из одного рода в другой путём словообразования или подбора существительных, обозначающих лиц противоположного пола.

Задание : послушай слова и подбери наоборот.

Например : кот – кошка, собака – пёс …

Слова : конь - … воробей - … курица - … ёж - … козёл - … корова - …

баран - … тигр - … голубь - … слон - …

Предлоги. Глагол (март).

  1. “Предлоги наоборот”. Я называю тебе слово с предлогом, а ты тоже называй это слово, с предлогом с противоположным значением, например: Я говорю «в лес», а ты говоришь – «из леса».

В кино – из кино

К двери – от двери

К доске – от доски

К берегу – от берега

Над землёй – под землёй

Над водой – под водой

Из тетради – в тетрадь

От окна – к окну

Под столом – над столом.

  1. “Путаница”. Составляем предложенияиз заданных слов:

Ребята, катаются, горки, с.

Зимой, снега, много, лесу, в.

Детям, подарили, на, подарки, празднике.

Заснеженные, деревья, в, стоят, лесу, сказочном.

Метро, строят, землёй, под.

Весной, снега, из-под, пробьются, первые, подснежники.

3. Определить, предлог или нет?

(В) лесу

(из-за) угла

(из) дома

(над) озером

(до) шёл

(об) радовался

(до) бежал

(за) грустил

(при) нёс

(через) дорогу

(пере) прыгнул

4. Прочитай текст загадки, вставь предлоги, подчеркните их. Загадки отгадай.

1) Дом … улице идёт,

… работу нас везёт.

Не … курьих ножках,

А … резиновых сапожках.

(Автобус)

2) Белая звёздочка … неба упала,

Мне … ладошку легла –

И пропала. (Снежинка)

3)… дупле … старом дубе

Живу … густом лесу.

Хожу … пушистой шубе,

Орешки я грызу. (Белка)

4)Рыжая, … пушистым хвостом,

Живу … лесу … кустом.(Лиса)

5)… клумбе голубой

Бубенчик золотой.

… утрам расцветает,

Свет и жар излучает. (Солнце)

6)Целый день … траве густой

Бродят рожки … бородой. (Коза)

  1. Выделение предлогов из речи.

«Посчитай, сколько предлогов в стихотворении. Загни пальчик, когда услышишь предлог».

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать.

И под шкафом,

И за шкафом,

И в шкафу,

И на шкафу,

Не люблю я пыли, фу!

Имя прилагательное (апрель).

  1. Образование относительных прилагательных

Ключ из железа какой? - …

А из стали? -…

А вообще из металла? - …

Сковородка из чугуна какая? - …

Домик из картона какой? - …

А из пластика, пластмассы, пластилина? - …

Мешочек из бумаги, целлофана какой? - …

Кофта из шерсти какая? - …

А из шелка, кружева? - …

Коврик из резины, акрила, синтетики какой? - …

Украшение из стекла, фарфора, хрусталя, золота, бриллиантов какое? - …

Из чего сделана посуда.

Кастрюля из стекла – стеклянная

Из металла – металлическая

Миска из дерева – деревянная

Из пластмассы – пластмассовая

Чашка из фарфора – фарфоровая

Из глины – глиняная

Из керамики – керамическая

Из хрусталя – хрустальная

Из фаянса – фаянсовая

Какая бывает роща? (какой бывает лист?) из дубов, берез, осин, рябин, буков, мандариновых деревьев, кленов,

Какой бывает сок?

Из яблок, апельсинов, лимонов, ананасов, …Придумай, из чего можно еще сделать сок?

Следующее задание совмещает образование относительных прилагательных и согласованием их с существительными в роде. Для этого чуть больше внимания уделяйте звучанию окончаний.


Сок

из ананаса – ананасовый
апельсиновый

яблочный
абрикосовый
сливовый
лимонный
банановый
малиновый

Начинка
ананасовая
апельсиновая
сливовая
лимонная
гранатовая
яблочная
грушевая
абрикосовая

Варенье
Ананасовое
Апельсиновое
Сливовое
Лимонное
Яблочное
Грушевое
Банановое
Абрикосовое

  1. Образование приятяжательных прилагательных. (кому это принадлежит, чей?):

Чей хвост?

Рассматривая картинки с животными, задайте ребенку вопрос: «А чей хвост у зайца?» - «зайкин» (в лучшем случае) – «а может быть, волчий? Или кошачий?» (используйте слова только той же группы с одинаковыми суффиксами, а не то по аналогии с «лошадиный» ребёнок образует слово «зайкиный»)

Хвост зайца – заячий,

Беличий, волчий, собачий, кошачий, цыплячий, лягушачий, поросячий, сорочий, бычий, птичий,

Коровий, лисий, вороний, орлиный, куриный, лошадиный, львиный, мышиный, тигриный

Медвежий, верблюжий, стерляжий,

Предложение (май).

1. Прочитай записи.

На городской башне

Прыгали веселые

Приподнял с земли

Это предложения? (Нет)

Слова связаны между собой? (Да)

Что тогда не так? (Они не закончены)

Дополни, чтобы получились предложения.

Запиши одно предложение в тетрадь.

Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить это задание? (Предложение пишется с большой буквы, все слова в предложении пишутся отдельно. В конце ставится точка)


Родительское собрание в старшей группе по теме: «Зачем логопед задаёт домашние задания?» (СЛАЙД № 1).

Написали мне в тетради

Трудное заданье.

Папа с мамою сказали:

Что за наказанье? (СЛАЙД № 2).

Часто родители считают, что если ребенок попал на логопункт или в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно??

Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения домашних заданий, пишет в нее задания и просит еженедельно брать эту тетрадь домой и выполнять все рекомендации с ребенком.

Занятия с ребёнком дома организовать ух как не просто. Необходимо выкроить вечернее время, (которое обычно отводится под домашние хлопоты), чтобы сесть с ребенком за стол, выполнить упражнения для пальцев, гимнастику для языка (и обязательно перед зеркалом), проговорить устные задания по лексике и грамматике, по коррекции звукопроизношения. Нередко логопед просит нарисовать или наклеить в тетрадь соответствующие теме картинки, а если родители не сильны в рисовании, то эти картинки еще нужно где-то найти, вырезать и наклеить.

Зачем надо выполнять домашнее задание, если логопед и так занимается с детьми 2-3 раза в неделю, а воспитатели отрабатывают речевые умения и навыки в режимные моменты?

Давайте разберемся …

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.

Логопедическое домашнее задание -это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

(СЛАЙД № 3). Логопедические задания - это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей - это помогает обоим настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Можно попробовать все это поручить самому ребенку, но это ведь тоже чревато проблемами. Помощь взрослого необходима.!!!

Каково значение логопедического домашнего задания? (СЛАЙД № 4).

1) Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

Самое главное, что должны понять родители, - без их участия не достигнуть желаемых результатов.

2) Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.

Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

3) Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания?

Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Основные правила работы при выполнении заданий логопеда. (СЛАЙД № 5).

1)Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5-20 минут, хотя бы 1 раз в день.

2)Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

3)Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, перед зеркалом.

(Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда).

4)Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

5)Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.

6)Выполняйте домашние заданиес ребёнком в игровой форме.

7)Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым карточкам. (Карточки сдаются вместе с тетрадью).

Что может входить в задания логопеда: (СЛАЙД № 6).

1) Задание на развитие артикуляционной моторики- артикуляционная гимнастика.

Сначало - общая, призванная активизировать речевой аппарат, укрепить его мышцы, затем - специальная, «постановочная» для отсутствующих звуков. Эти упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребенок мог видеть себя и следить за собой). Впоследствии к гимнастике добавляются упражнения на закрепление звука в слогах, словах, фразах и связной речи.

2) Задание на развитие мелкой моторики .

Цель: активизировать руки ребенка, развить точность, согласованность, силу движений пальцев. (Это массаж для рук, пальчиковая гимнастика, работа с трафаретами и шаблонами, рисунки, аппликации, вырезание и наклеивание картинок).

3)Задания на подготовку руки к письму и закрепление навыков чтения . (Обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка, печатание букв, слогов и слов под диктовку взрослого и т.д).

4) Задание на развитие направленной воздушной струи- дыхательная гимнастика.

5) Задание на автоматизацию поставленного звука.

6) Лексико-грамматические игры и упражнения - необходимые для того,чтобы уточнить и расширить словарь детей, научить их использовать в самостоятельной речи полученные знания, умения и навыки. (Это упражнения на словообразование: «Назови ласково», «Какой сок любишь?»); словоизменение («Один-несколько», «Что есть - чего нет?»), согласование разных частей речи («Мой, моя, моё, мои», «Посчитай до 5 и обратно”) и т.д.

7)Задания на развитие связной речи.

Это составление простых и сложных предложений, с предлогами и без, по схеме или опорным словам, описательные рассказы по плану и схеме, задавание вопросов о предметах, рассказы по серии сюжетных картин и одной картине и т.д.

8)Задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыков чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).

1)Домашнее задание в логопедическую тетрадь записывает логопед. Выдается тетрадь воспитателями логопедической группы вечером.

2)Выполнять домашние задания нужно по частям (15-20 минут), прерываясь на физкультминутки, разминки, чтобы избежать утомления ребенка.

3)Ежедневно в начале каждого занятия (5-7 минут) делать упражнения для пальцев и артикуляционную гимнастику (перед зеркалом).

5)Взрослый читает задания ребенку вслух. Ребенок выполняет их устно, а взрослый вписывает в тетрадь ответ ребенка, не корректируя его, именно так, как он сказал.

6)Графические задания (раскрасить, обвести, нарисовать), ребенок выполняет сам, но под руководством взрослого.

7)Если нет нового задания - повторять старое.

8)Обращаться с логопедической тетрадью бережно, и учить бережному обращению ребенка. Это позволит нам сохранить тетрадь аккуратной, красивой на протяжении всего учебного года. Хорошо оформленная тетрадь - это один из важных моментов коррекционного и педагогического воздействия.

9) Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

10)Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.

11) Консультируйтесь с учителем-логопедом , если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Только при регулярном выполнении домашнего задания можно добиться положительной динамики и закрепить материал, изученный на занятиях логопеда. Только при систематической работе логопеда и родителей ребенок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи и перестанет делать грамматические ошибки.

Динамика речевого развития детей старшей группы № 4

(21 ребёнок): (СЛАЙД № 9)

Вывод: 1. За период работы, (с сентября по январь), учителя-логопеда на логопункте, наблюдается положительная динамика по улучшению звукопроизношения у детей старшей группы (см. диаграмму);

2. Семья и детский сад должны работать вместе , потому что в одиночку даже самый хороший логопед не справится с нарушением речи:

(СЛАЙД № 10). Уважаемые родители!

Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

Спасибо за внимание!!! (СЛАЙД № 11).

Источники: (СЛАЙД № 12).

Интернет- ресурсы:

[email protected] ;

«Логопед дома»;

Социальная сеть работниковобразования nsportal.ru ;

- www . Logopedy . ru