Во сколько начинает ходить ребенок нормы. Во сколько месяцев дети начинают ходить

23 февраля

Одно из самых волнующих событий для родителей, кроме рождения малыша, это то, когда он делает первые шаги. Все ждут с нетерпением, так как знают, во сколько начинают дети ходить. Родители внимательно наблюдают за полугодовалым малюткой, чтобы не пропустить момент, когда дитя сделает первые неуверенные шаги. Но у многих детей этот момент наступает рано, у других позже. Назвать точную дату никто не сможет.

Подготовка детского организма к ходьбе начинается рано. Уже с первых месяцев, когда малютку кладут на живот, когда он начинает переворачиваться, мышцы начинают укрепляться. Поэтому, в каком возрасте у новорожденного мышцы нижних конечностей будут готовы к ходьбе, тогда и начнет он двигаться самостоятельно. Естественно, что готовность наступает к 9 месяцам, году.

Но и после года по некоторым причинам у большинства малышей наступает возможность сделать первые шаги. Поздно начинают ходить те, которые родились недоношенными. Они отстают немного в физическом развитии от своих сверстников. Иногда не могут сами сделать шаг дети ввиду боязни.

Поэтому конкретно ответить на вопрос, со скольки лет малыши начинают ходить, нельзя. Кто-то в полгода прекрасно передвигается самостоятельно, кто-то - только в 1,5-2 года, иногда и позже. Норма ВОЗ считается до 1,5 лет, поэтому не стоит мамочкам волноваться, если их малыш не ходит в год.

От чего зависят сроки

Несколько факторов влияет на то, когда малыш пойдет. К ним относят:

  • болезни ребенка;
  • вес малютки;
  • характер младенца;
  • темперамент малыша.

Крупные дети начинают ходить позже, так как мышцы ног не могут держать большую массу тела. При неудачной первой попытке дети могут долго бояться передвигаться самостоятельно. Бойкие ребята начинают рано ходить, а спокойные - позже. Самый ранний возраст, когда дитя начинает самостоятельно передвигаться, это 7-8 месяцев.

Как это происходит

Существует поэтапность подготовки малышей к ходьбе. Прежде всего, он должен начать сидеть, вставать, ползать. Без этого ноги достаточно не окрепнут. Те дети, которые сразу перешли от сидения и стояния к ходьбе, имеют недостаточно развитую мускулатуру. У них развиваются патологии опорно-двигательного аппарата, искривляется позвоночник. Походка маленького человека отличается от взрослого. Ребенок старается удержать равновесие, поэтому широко расставляет ноги, располагая ступни параллельно друг другу.

Держать спину прямо трудно, балансировать он не может, ведь он ставит всю ступню на пол, а не перекатывается с пятки на носок. Отсюда и частые падения.

Если пошел раньше или позже, хорошо это или плохо

Как гордятся родители, когда их дитя пошло рано. Но не стоит радоваться этому. Еще неокрепший позвоночник малютки не может долго оставаться в вертикальном положении. Часто у детей происходит искривление опорного столба, а также ног.

Если у ребенка возникло желание ходить, то это говорит о его готовности к этому. Но необходимо при рано начавшейся ходьбе стараться давать отдых позвоночнику и конечностям, проводить упражнения по укреплению мышечного аппарата. У тех, у кого поздно начал передвигаться малыш самостоятельно, не должно быть волнения по этому поводу. Стоит беспокоиться, если после 2 лет младенец даже не пытается ходить.

Как помочь ребенку сделать свои первые шаги

Родители могут подготовить малыша к ходьбе, помочь ускорить процесс укрепления мышц нижних конечностей, спины. Для этого необходимо:

  • поощрять малютку к ползанию;
  • ставить его на ножки у опоры;
  • расставить крупные игрушки по комнате и давать возможность малышу передвигаться от одного предмета к другому;
  • брать за ручки и водить по комнате.

Оказывая психологическую помощь, можно ускорить время, когда малютка сам начнет ходить.

Упражнения и занятия, которые помогут ребенку быстрее научиться ходить

Советуют для того, чтобы ребенок быстрее научился передвигаться, заниматься с ним ежедневно:

  1. Придерживая малыша, помочь ему достать игрушку, которая расположена над головой. Упражнение выполняют с возраста в 6 месяцев.
  2. Танцы с ребенком под музыку помогут укреплению мышц, координации движений. Можно заниматься с 8 месяцев жизни.
  3. В 11 месяцев детей привлекает хождение по упаковке с пузырьками. Это будет и хорошим массажем для пяточек.
  4. В год, если ребенок не ходит самостоятельно, надо гулять с ним по улице с поддержкой.

Начинать упражнения в ходьбе надо с мягких поверхностей, чтобы при падении малыш не ушибся. Дома лучше всего ходить босиком или в носочках. Обувь для улицы подбирают с эластичной подошвой, которая не скользит.

Тревожные сигналы в развитии

Тревожиться за развитие ребенка не стоит, если он не ходит самостоятельно до 1,5-2 лет. Это зависит и от здоровья ребенка, от его характера, веса. Обращаться к педиатру надо в том случае, если:

  • к полугоду ребенок не держит тело, не может присесть;
  • в 9-месячном возрасте не может подняться, подтягиваясь;
  • к году не пытается делать шаги с поддержкой.

Бывает, что ребенок боится ходить самостоятельно, только передвигается, когда его поддерживают. Но если малыш и в полтора года не делает попытки к ходьбе, то необходима консультация специалиста.

Почему малыш не начинает ходить

Чтобы не расстраиваться по поводу того, что ребенок не ходит в год, надо проанализировать причины этого. К ним относят и то, что родители сами тоже пошли поздно. Ведь наследственность играет большую роль в развитии малютки.

Позднее начинают делать первые шаги те дети, которые часто болеют или перенесли тяжелую инфекцию. Пока организм не окрепнет, они не смогут ходить самостоятельно.

Психические травмы также влияют на готовность к ходьбе. Испытывая постоянный стресс, ребенок вряд ли начнет самостоятельно передвигаться. Родителям нужно обдумать, что делать для подготовки ребенка к ходьбе.

Что предпринимать, если малыш ходит на цыпочках

Ситуация, когда малыш при ходьбе не наступает на всю стопу, а поднимается на цыпочки, встречается часто. Связано это с повышением тонуса мышц в нижних конечностях. Считают, что возникает проблема у тех, кто при рождении перенес кислородное голодание. Часто появляется такая ситуация у тех, кто использует ходунки. В них трудно поставить ногу на всю стопу. Со временем проблема уходит, если проведен ряд мероприятий.

Упражнения на дому

Из упражнений наиболее эффективны следующие:

  1. Держа малютку под мышки, ставить ему ноги на полную стопу, чтобы он опирался на нее.
  2. Положить животом на большой мяч. Малютка катается и отталкивается от пола полной стопой.
  3. При купании давать возможность поплавать, отталкиваясь от бортиков ступней.
  4. Дать попинать мяч, положив его на стопы ног.

Упражнения должны обязательно сочетаться с массажем.

Массаж

Для процедуры подходят поглаживания и растирания мышц голени и стопы. Не оставляют без внимания икры, растирая их. Стопу поглаживают от пятки к пальцам. В это время ребенка кладут на спину, согнув ноги в коленях. Перевернув малютку на живот, сгибают колени под углом в 90 градусов. Фиксируя голеностоп, нажимают рукой на ступню. Происходит растягивание ахиллесова сухожилия.

Когда нажимают большим пальцем руки на стопу, она сгибается. Разгибание происходит при проведении по наружному краю от мизинца к пятке. Полезен массаж в виде поглаживания от пальцев к голени.тПроводят массаж ежедневно. И прерывать его не надо при появлении первых положительных результатов.

Подбираем правильную обувь

Если дома дети ходят босиком, то для улицы нужна обувь. Подбор ее играет важную роль в выработке правильной ходьбы. Обувь для малыша должна быть:

  • из натуральных материалов;
  • с гибкой и тонкой подошвой;
  • с плотным задником и прочными застежками;
  • на небольшом каблучке, фиксированном супинаторами.

Не стоит приобретать обувь на вырост. Она будет сваливаться при ходьбе, а ребенок падать.

Исправляем неправильную походку

Недоразвитие связок, мышц, деформация костей приводит к косолапости. Увидеть дефект можно по тому, как ставит малыш ноги при ходьбе. При врожденном дефекте проявляется он сразу и возникает в результате неправильного поведения матери или заболеваний во время беременности. Исправить легкую косолапость можно плотным пеленанием новорожденного с выпрямлением конечностей.

Во время обучения ходьбе надо следить за постановкой ног. Они должны располагаться параллельно по отношению друг к другу.

Когда следует обратиться к педиатру

После года жизни особенно надо обращать внимание, правильно ходит малыш или нет. Отклонения можно исправить, если вовремя обратиться к врачу. Только он может назначить адекватное лечение.

Как правильно лечить

Среди методов исправления неправильной походки можно выделить:

  • процедуры массажа;
  • выполнение комплекса лечебной физкультуры;
  • гипсование при средней степени дефекта, бинтование - при легкой;
  • лечение электрофорезом, акупунктурой, водными процедурами;
  • ношение специальной ортопедической обуви;
  • применение приспособлений для фиксации стопы в правильном положении.

Только в тяжелых случаях назначают проведение операции. Чаще всего помогает исправить дефект стопы ребенка наложение гипса вместе с парафиновыми аппликациями. Терапевтическое воздействие длится в течение года.

Такие вопросы часто задают молодые родители. Этот период приходится в среднем на 12 месяц жизни малыша. Однако, это абсолютно не означает, что все дети совершают первые шаги именно в 12 месяцев. Медицинской нормой считается период от 9 месяцев и примерно до 18 месяцев. Сначала малыш начинает активно ползать. Затем делает попытки вставать. Затем совершает пробные шажки, держась за опору - мебель или руки родителей. И только потом пробует себя в самостоятельном хождении. С каждым днем все более уверенном.


Наступление периода, когда ребенок начинает ходить , зависит от множества составляющих:

    Генетика отказывает значительное влияние на наступление момента, когда ребенок начинает ходить. Если мама или папа пошли очень поздно, то, с большой вероятностью, малыш также совершит свои первые шаги поздно;

    Вес, рост и пол малыша также могут повлиять на период, когда малыш сделает первые шаги. Пухлые детишки пойдут несколько позднее стройных ровесников, а девочки сделают первые шаги раньше, чем мальчики;

    Характер малыша влияет на время, когда ребенок сделает первые шаги. Спокойные, уравновешенные наблюдатели не спешат ходить. Им нравится познавать мир не спокойно и они прекрасно чувствуют себя сидя или ползая. Активные непоседы, наоборот, стараются быстрее узнать окружающий мир и учатся ходить очень рано.

Когда ребёнок начнет ходить самостоятельно, вы заметите, что процесс его ходьбы пока еще значительно отличается от ходьбы взрослого по некоторым особенностям:

    Стопы малыш ставит параллельно друг другу;

    Дети ставят ножки на всю стопу сразу, не умеют перекатываться с пятки на носок;

    Дети еще не умеют держать центр тяжести, и поэтому часто падают.

Учитывая эти моменты, родители должны не оставлять малыша без должного внимания надолго и максимально обезопасить территорию, где ребенок проводит большую часть времени - убрать все, что может быть опасным при случайном падении. Первое время желательно страховать ребенка, так как падения плашмя на живот или на спину могут быть очень опасны- малыш не умеет группироваться и при падении может получить травму. Но все же, не стоит сильно бояться падений. Природа устроила организм маленьких детей таким образом, чтобы минимизировать вред от падений. Кости детей в этом возрасте очень эластичны и риск переломов минимальный, а родничок помогает избежать серьезных сотрясений при падении или ударе.

Очень важна реакция родителей при частых падениях малыша. Не нужно каждый раз бежать к ребенку с ужасом на лице и поднимать его. Стоит ласково и спокойно подбодрить начинающего ходить ребенка и подождать, пока он сам поднимется и продолжит шаги.

Как только ребенок станет подвижнее, все опасные предметы нужно удалить из комнат, где малыш чаще всего находится, острые углы обезопасить, родители должны быть постоянно на чеку, не выпускать ребенка из зоны видимости.

Если ребенок рано начал ходить? Лучше раньше или позже?



В случае, если малыш рано начинает ходить, не стоит сильно радоваться. Мышцы позвоночника и ног могут быть еще не совсем готовы и нагрузка может быть слишком большой для неокрепших мышц. У крупных, упитанных малышей могут возникнуть проблемы с формированием костно-мышечной системы ног. Чаще всего это проблемы с опорно-двигательным аппаратом наступают, если малыш не сам начал ходить, а его родители активно ускоряли это событие. Ножки ребенка искривляются под тяжестью его веса и это также сказывается на постановке стоп. Поэтому не стоит ускорять события, организм каждого ребенка настраивается на процесс хождения самостоятельно.

Ребенок может начать поздно ходить по нескольким причинам. Возможно, у него еще не готовы мышцы ног и позвоночника к прямохождению. Или наблюдается ослабление иммунитета перенесенным заболеванием или родовой травмой.

Помощью ребенку в укреплении ответственных за хождение мышц станут упражнения и массаж.

Можно ли помочь малышу сделать первый шаг быстрее, если появление этого навыка запаздывает?


Самое главное - не форсировать события и методично выполнять рекомендации, которые помогут ребенку встать на ножки и ходить. Есть несколько действенных приемов, способных помочь освоить новый для него навык.

    Предоставьте ребенку необходимое свободное от лишней мебели пространство для передвижения. Если есть возможность сделать одну комнату полностью безопасной и открытой для передвижения, то делайте, пользуйтесь манежем только в случае острой необходимости. Расставьте по комнате разные устойчивые предметы мебели, чтобы можно было опереться на них при необходимости. Разместите в разных частях комнаты любимые игрушки таким образом, чтобы нужно было отрываться от опоры, чтобы взять их.

    Делайте массаж. Массаж необходим для укрепления и расслабления мышц, принимающих участие в хождении. Поглаживание, растирание и постукивание по мышцам голени, стоп, бедер хорошо воздействуют и принесут желаемый результат, но при массаже избегайте зону коленей по передней и задней поверхностям.

    Регулярные гимнастика и стимулирующие упражнения. В комплекс упражнений входят сгибание и разгибание ног, приседания и потягивания с помощью одного из родителей, подпрыгивания на коленях у мамы или папы, занятия на футболе.

    Игрушки-каталки могут помочь малышу почувствовать себя уверенней. Ребенок двигает перед собой игрушку и следует за ней практически самостоятельно. Стоит избегать использование ходунков и прыгунков, так как они задействуют только одни группы мышц, когда как при хождении используется большее их количество.

Когда малыш начинает передвигаться на ногах самостоятельно для него наступает новый этап развития. Во сколько месяцев это произойдёт, зависит от нескольких основных факторов.

Всех родителей волнует, когда ребёнок начинает ходить, и что нужно делать для ускорения процесса. Каждый малыш в первый год жизни очень стремительно растёт и развивается. С каждым днём он овладевает всё большим количеством умений и навыков, которые в будущем необходимы совершенно любому человеку.

Например, к месяцу младенец уже кратковременно удерживает голову, захватывает вложенную в ладонь игрушку, пытается следить за предметами. А к трём месяцам уже удерживает голову устойчиво, трясёт погремушкой и вовсю гулит агу, аги, гу, га. Через полгода после рождения ребёночек начинает показывать свой характер, капризничать, пытается самостоятельно присесть, ползти. После этого нового движения родители начинают ожидать первых шагов, которые приходят со временем.

Особенно молодых родителей волнует обстановка, когда все знакомые говорят о том, что их малыш начал ходить намного раньше, нежели их маленькое чадо. И только тогда длительное время до первых шагов родители переживают за здоровье и уровень развития своего сына или же дочки.

В каком возрасте малыш должен начать ходить

Мало родителей на самом деле знают, во сколько месяцев дети начинают ходить, поэтому им очень сложно узнать, нормально ли развивается в этом плане их малыш или у него имеются задержки. Специалисты утверждают, что младенцы обычно начинают ходить в возрасте от 10 месяцев до 1 года. Это зависит от индивидуальных особенностей развития каждого маленького человечка.

Прежде всего этот срок зависит от темперамента малыша. Спокойные и послушные детки не особенно спешат делать первые шаги, поэтому не стоит удивляться, если к году малыш ещё не встал на ноги. В таком возрасте им достаточно передвижения на четвереньках. Более активные дети, которые спешат познать весь мир, как правило, радуют своих родителей ранними шагами, начав подниматься на ноги в возрасте 8–9 месяцев. Довольно часто случается так, что малыши начинают ходить очень рано, а спустя несколько недель снова прекращают свои первые попытки.

От того, рано или поздно ребёнок начинает делать первые шаги, зависит и развитие детской мускульной системы. Малыш, которому регулярно осуществлялся необходимый комплекс массажа, как правило, начинает ходить куда раньше. Ну и, само собой, период первых попыток встать на ноги, зависит от комплекции младенца.

Обычно более стройные ребята начинают передвигаться намного раньше своих пухлых сверстников. Поэтому если мама заметила, что ребёнок не может встать на ноги после первого года своей жизни, то нужно обратить внимание вначале на его вес. Вполне вероятно, что именно в питании спрятана основная проблема малыша.

Также не следует давить на своего мальчика, если соседская девочка, его сверстница, уже начала топать. Все не раз слышали о том, что девочки немного опережают по развитию мальчиков. На самом деле, так оно и есть. Даже в этом случае проявляется чёткое отличие. Девочки обычно начинают ходить в 9–10 месяцев, мальчики же делают все то же самое ближе к году. Само собой, это средние показатели и периодически встречаются полностью противоположные случаи.

Все же опытные педиатры утверждают, что овладение хождением в возрастном промежутке начинается с 8 месяцев и длится до 16 месяцев. Если в этом промежутке попыток ходить у ребёнка так и не было, лучше обратиться вовремя к специалисту, который назначит комплекс упражнений для укрепления мышц всего тела. Вероятнее всего, у ребёночка просто неокрепшее тело, которое нужно периодически развивать.

Как помочь ребёнку встать на ноги

Если родители считают, что их ребёнок уже давно должен был освоить первые шаги, необходимо ему обязательно в этом помочь. Однако перебарщивать в этом деле тоже нельзя и прежде чем приступать к такому важному моменту, лучше проконсультироваться у соответствующего специалиста. Вполне возможно, что малыш ещё не готов к этому важному моменту, и его мышцы ещё не в том состоянии.

Как уже говорилось, ударяться в крайность нельзя, так как это может вызвать обратный эффект. Если малыш сам стремится встать на ноги, но может сделать это только с помощью взрослого, необходимо помогать ему, поддерживать его под ручки. Так малыш будет чувствовать безопасность и опору. Но как только кроха покажет своё недовольство и нежелание продолжать упражнения, лучше не давить на него. Для младенцев это ещё очень сложно, но постепенно его мышцы и кости окрепнут, и тогда он сам начнёт проявлять инициативу.

По территории всего дома следует установить специальные опоры в виде мебели: стульев, пуфов и прочих элементов, за которые малыш мог бы держаться во время хождения. В специализированных магазинах или в интернете можно приобрести стойки и другие детали, которые помогли бы ребёнку в процессе учёбы передвижения по комнате.

Между этими опорами необходимо постепенно увеличивать расстояние как минимум раз в неделю. Благодаря этому ребёнок начнёт активно преодолевать все свои страхи и будет стремиться к большему расстоянию ходьбы без опоры. Также педиатры советуют стимулировать малышей и класть на расстоянии любимые игрушки.

В последнее время использование ходунков для овладения навыками ходьбы многими специалистами считается нежелательным. Причиной служит то, что длительное пребывание ребёночка в ходунках имеет ряд недостатков:

  • ведёт к деформации позвоночника и искривлению стопы;
  • тормозит важное умение - правильно падать, так как в ходунках нет необходимости держать равновесие;
  • притупляется чувство опасности столкновения с предметами;
  • ребёночек лишён основного орудия познания - рук и рта.

После первых попыток самостоятельного хождения лучше полностью отказаться от ходунков. Кроме того, врачи рекомендуют убрать их из поля зрения малыша, так как он будет постоянно капризничать и требовать данную помощь. В таких случаях ходунки способствуют исключительно задержке развития.

Малыш научился ходить с вашей помощью. Используйте ходьбу для проведения речевых игр. Например, держите ребёночка под мышками или за локотки и сопровождайте его хождение различными ритмизированными стишками:

Я шагаю, я шагаю

И шаги свои считаю:

Раз, два, три, четыре

Я шагаю по квартире.

Ножками топ-топ,

Топ-топ-топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Приседаю: оп-оп,

Оп-оп-оп-оп.

Прыгаю: прыг-скок,

Прыг-скок-прыг-скок.

После того как ребёнок сделает первый самостоятельный шаг, можно покупать специальную ортопедическую обувь, которая предотвратит появление плоскостопия и прочих проблем с хождением. Очень важно, чтобы на ботиночках был небольшой каблучок, жёсткий задник, подошва с антискользящим покрытием. Это способствует формированию нормальной здоровой стопы и осанки у малыша.

Если такие действия тоже не представили никаких результатов, то нужно обратиться за помощью. Вполне вероятно, что ребёнок немного отстаёт в физическом развитии, а исправить это можно только при помощи специалистов: педиатра, невролога, ортопеда, массажиста, врача по ЛФК и других.

Если по истечении первых 16 месяцев жизни ваш малыш так и не попытался встать на ноги, следует обязательно обратиться за помощью. Если никаких патологий не обнаружено, родители должны всячески способствовать тому, чтобы ребёнок захотел сделать первый шаг:

  • по всей комнате устанавливаются небольшие опоры и яркие предметы;
  • при необходимости следует стимулировать малыша. Например, периодически пользоваться услугами детского массажиста, который владеет не только приёмами массажа, но и выполняет с ребёночком посильные упражнения;
  • начиная с 9 месяцев, на прогулке можно катить коляску малыша вместе с ним, использовать разнообразные каталки.

Но главное, удовлетворить потребность ребёнка в таком важном этапе развития, как ползанье. Ведь без него мышечный аппарат точно не будет готов к ходьбе.

Теперь вы знаете, во сколько месяцев ребёнок должен начинать самостоятельно передвигаться на ногах. Выполняя вышеуказанные рекомендации нужно помнить о том, что давить на малыша и мучать его точно не надо. Ведь основная задача мамы и папы - это вырастить здорового сына или дочь, помочь малышу в освоении такого важного умения, как ходьба.

После успешного освоения навыков поднимания головы, переворачивания, ползания и усаживания, ребенок начинает переходить к открытию новых горизонтов и пытается встать на ножки, а потом и сделать первый в своей жизни шаг.

Этот этап очень важен для и для малыша, и для его родителей, ведь недаром первые шаги ждут с таким же радостным нетерпением, как и первую улыбку или первый зубчик.

Разумеется, что у взрослых возникает немало вопросов, споров и даже страхов, касающихся наступления такой значительной вехи в развитии ребенка. Особенно, если малыш не спешит начинать ходить.

Нормы развития ребенка: во сколько месяцев он должен начать самостоятельно ходить?

Как и другие умения, навык хождения и первые шаги - абсолютно индивидуальны для каждого ребенка, поэтому ни в коем случае не стоит сравнивать свое чадо с детьми друзей, знакомых или соседей, которые вовсю хвастаются их ранними успехами и достижениями, а вы полагаете при этом, что с вашим малышом что-то не так.

Педиатры акцентируют внимание на том, что график развития, как правило, у каждого ребенка будет свой, с допустимым отклонением в ту или иную сторону от существующих медицинских норм. Поэтому, изучая всевозможную литературу и эти самые нормы, помните, что они являются всего лишь примерными средними показателями.

На самом деле, очень редко ребенок растет и развивается «по книге», начиная в четко назначенное время поднимать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать и наконец ходить, причем, именно в такой правильной последовательности. Многие детки могут вообще пропустить какой-то этап, к примеру, не ползать, а сразу вставать после освоения навыка сидения, и это тоже будет вариантом нормы.

Считается, что ребенок, здоровый физически и психологически, может начать ходить в возрасте от девяти месяцев до шестнадцати-восемнадцати. Как видите, этот диапазон не зря является таким широким, ведь скорость освоения навыка зависит от многих важных факторов.

Если же рассматривать подробно процесс вставания и начала хождения, то обычно все происходит следующим образом:

  • В девять месяцев ребенок пытается подняться на ножки, держась за кроватку или другую опору.
  • В течение девятого-десятого месяцев дети будут совершенствоваться в умении вставать и постепенно смогут делать это более уверенно, а также все дольше и дольше держаться на ножках.
  • В это же время малыш может совершать первые пробные шаги, держась за мебель или за ваши руки. Также вы можете поддерживать его под руками. Иногда можно заметить, как ребенок вдруг отпускает ручки и стоит несколько секунд, пошатываясь, но ни за что не держась.
  • В одиннадцать месяцев малыш осваивает сгибание коленей. Он может даже пытаться приседать из положения стоя, чтобы поднять с пола какую-то игрушку. Еще одно открытие для него - наклоны.
  • К году ребенок научится координировать свои движения, держать равновесие. Возможно, он уже вовсю топает с вами за руку, но все еще боится сделать первый шаг самостоятельно. Для этого тоже нужно время - скоро наступит момент, когда малыш отпустит вашу руку и пойдет сам.

Какие факторы влияют на развитие?

Среди наиболее значимых можно выделить:

  • Наследственность или генетический фактор.

Вспомните или спросите у мамы, сколько вам было, когда вы сделали свои первые шаги, ведь если ближайшие родственники малыша не отличались ранним развитием, то малыш априори не будет исключением.

  • Насколько ребенок активен и физически развит.

Если у него есть лишний вес, и он ленился ползать или садиться, то и начать ходить ему тоже будет тяжело, а стройный ребенок вскочит на ножки гораздо быстрее, к тому же, выносливость, развитость и крепость мышц и суставов несомненно пригодится малышу для самостоятельного передвижения.

  • Не забывайте и про разницу между мальчиками и девочками.

Последние немного опережают в развитии своих сверстников-мальчишек.

  • Также очень важен темперамент и характер малыша.

Бойкие и энергичные холерики или сангвиники, будучи неимоверными непоседами, просто не могут усидеть на одном месте, а значит, они будут изо всех сил стараться открыть для себя новые горизонты и встанут на ноги или пойдут даже без вашей помощи. А вот медлительные меланхолики и уравновешенные флегматики совершенно спокойно будут ползать или сидеть, познавая мир вот так - никуда не спеша.

Помимо этого, конечно же имеет значение здоровье и общее состояние ребенка, эмоциональный фон и атмосфера в семье, а также непосредственное участие родителей в процессе развития.

Почему ребенок может начать ходить раньше положенного?

Случается, что малыш может пытаться подняться на ноги и намного раньше положенного срока, к примеру, в семь месяцев. Проходит несколько недель, и он уже будет стараться сделать первые шаги.

Для многих педиатров вопрос существенного опережения норм является спорным. Они приводят вполне весомые аргументы неготовности организма маленького ребенка к таким нагрузкам. Действительно - всему свое время, однако если ваш кроха все же встает или пытается ходить раньше нормы, то насильно вы уже его никак не усадите. Поэтому позвольте малышу развиваться, но сами не провоцируйте на вставание или хождение.

Сегодня мир развивается гораздо быстрее, чем даже десять-двадцать лет назад. Увеличивается темп и скорость жизни, а детской акселерацией уже никого и не удивишь.

Также стоит обратить внимание на то, что часто маленькие дети, которые научились вставать, держась за бортики кроватки или манежа, еще не умеют самостоятельно сесть обратно. Если вы не усадите ребенка, то он может очень долго так простоять, а это чревато не только усталостью, но и непосильной нагрузкой на его неокрепший позвоночник и другие кости.

Последствия раннего хождения

Врачи и противники раннего хождения аргументируют свою позицию тем, что в таком случае есть риск возникновения или развития следующих проблем:

  • искривление позвоночника;
  • проблемы со спиной, тазобедренными суставами;
  • искривление ножек буквой О или Х;
  • косолапость и нарушение формирования стопы;
  • травмы.

Однако многие из этих опасных последствий больше надуманы, ведь если ребенок может подняться на ножки или сделать шаг, значит, его мускулатура уже достаточно для этого окрепла.

Вспомните, как будучи совсем маленьким, кроха пытался отталкиваться ножками от твердой поверхности, когда вы держали его под ручками в вертикальном положении. Тем не менее, несмотря на наличие рефлекса, пойти он не мог, ведь мышцы тогда еще не были настолько развитыми.

Поэтому не стоит переживать, если все происходит естественным путем, но и форсировать события тоже не нужно.

Почему ребенок опаздывает в развитии и начинает ходить поздно?

Но вот вы уже отпраздновали первый маленький юбилей ребенка, прошло еще полгода, а малыш так и не делает попыток вставать или ходить. В этом случае вам непременно надо проконсультироваться с доктором и пройти полное обследование.

Как правило, свои заключение должны дать: педиатр, ортопед, невролог, хирург и психолог. Возможно, понадобится консультация и других специалистов.

Иногда выясняется, что никаких серьезных проблем или патологий у ребенка нет. Просто он, будучи вполне здоровым, совершенно не хочет ходить.

Такое состояние может быть вызвано следующими причинами:

  • у малыша очень слабые и неразвитые мышцы;
  • критически низкий вес, причиной которого является неправильное или неполноценное питание, дефицит в организме витаминов и жизненно важных веществ;
  • лишний вес - обратная сторона медали;
  • ребенок родился недоношенным;
  • с крохой никто не занимается, у него отсутствует мотивация и стимулы для освоения нового навыка;
  • ребенок постоянно пребывает в замкнутом пространстве (манеж) или его держат только в ходунках;
  • стресс или нервное потрясение - ни один ребенок не станет делать первые шаги, если не будет чувствовать себя в безопасности;
  • малыш уже пробовал вставать или ходить, но произошло что-то негативное, что его сильно испугало, к примеру, он упал и получил травму, на него кричали и т. д.

К слову, сами родители могут быть причиной задержки развития своего ребенка, излишне его опекая или демонстрируя пример неправильного поведения.

Эти причины не являются опасными, ведь их можно решить достаточно быстро и просто. Гораздо хуже, если проблема будет заключаться в какой-либо патологии или аномалии развития, вызывающей задержку.

Это могут быть и всевозможные врожденные или приобретенные заболевания, и последствия тяжелой беременности или родов, и серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, и нарушения неврологического характера. В таком случае потребуется полноценное лечение и целый комплекс дополнительных мер и действий.

Последствия задержки

Если ваш ребенок полностью здоров, но не начал ходить в положенный срок, не стоит паниковать. Он обязательно пойдет, когда будет к этому готов. Просто постарайтесь исключить все возможные факторы задержки и занимайтесь с малышом, развивайте его, мотивируйте, помогайте ему всеми доступными методами.

Педиатры также отмечают, что иногда детям бывает сложно осваивать два навыка сразу, к примеру, ребенок может позднее пойти, потому что как раз в это же время у него интенсивно развивается речь, а значит, он раньше заговорит.

Разумеется, если причина задержки развития все же в патологии или заболевании, то может быть отставание и при освоении других навыков.

Можно ли помочь малышу пойти в срок: основные способы и рекомендации врачей

Поскольку освоение новой двигательной активности может оказаться для ребенка не совсем простой задачей, вы должны максимально ему помочь.

Заметьте важный момент - не заставить или научить ходить, когда захотите вы, а поддержать и помочь, когда будет готов физически и психологически сам малыш, выражающий желание и стремление пойти.

Для этого существует несколько несложных способов.

Гимнастика и физические упражнения

Чем больше заниматься с ребенком, тем сильнее и развитие у него будут мышцы.

Физически активному малышу гораздо проще осваивать каждый этап развития, поэтому обязательно выполняйте с ним сначала простую гимнастику, а затем, по мере взросления, и всевозможные специальные упражнения, помогающие укрепить мускулатуру и подготовить ее к нагрузкам, развивающие чувство равновесия и координацию движений.

После полугода и до девяти месяцев подойдут занятия на фитболе. Усложняйте те упражнения, которые вы делали с ребенком на мяче ранее. Теперь он может и сидеть на нем с вашей поддержкой, и лежать на спинке или животике.

Настала очередь тренироваться стоять. Сначала посадите малыша на фитбол спинкой к себе, поддерживая его под руки, покачайте ребенка на мяче в разные стороны, вперед и назад. Потом поставьте его на мяч и покачивайте уже в таком положении.

После девяти месяцев, помимо стандартных развивающих упражнений, как «велосипед», «ножницы» или махи ножками и ручками, начинайте выполнять более сложную, комплексную гимнастику.

  • Показывайте малышу, как можно стоять.

Для этого сядьте рядом с ним на пол или другую твердую поверхность так, чтобы он сидел на корточках к вам лицом. Потом обхватите его в области грудной клетки и приподнимайте вверх - ребенок должен полностью распрямить ноги и упереться ими в пол.

  • Предыдущее упражнение гораздо веселее выполнять под музыку, делая просто ритмичные прыжки.

Также можно рассказывать малышу какую-то тематическую потешку.

  • Если ребенок быстро и уверенно ползает, а также может подняться сам на ножки, держась за опору, устройте ему настоящую погоню за любимой игрушкой.

Пусть она перемещается сначала по полу, будто «убегая» от него, а потом спрячется где-то повыше, к примеру, на кресле, диване или стуле. Тогда малышу придется встать на ножки, чтобы достать ее.

  • С десяти месяцев, если кроха уже пробовал делать первые шаги, держась за руки, можно делать упражнение с каталкой или коляской.

Суть в том, чтобы ребенок шел за катящейся коляской, держась за ее ручку.

  • Когда малыш начнет уверенно стоять, можно использовать палки, на подобие лыжных, или два шеста.

Ребенку нужно взяться за эти палки, а взрослому - положить свои руки сверху и шагать вместе с крохой, переставляя палки и опираясь на них, как и при ходьбе на лыжах.

  • Также хорошо помогает хождение в обруче.

Пусть малыш стоит внутри него, а вы передвигайте обруч в разные стороны, чтобы подтолкнуть ребенка по-разному двигаться, к примеру, ходить по кругу, идти вперед или назад.

  • Если малыш уже вовсю топает с вами за руку, сделайте ему препятствие в виде натянутой между мебелью веревки.

Он должен научиться переступать через веревку. Постепенно увеличивайте высоту препятствия.

Очень эффективным для общего развития ребенка будет плавание, которое и укрепит все мышцы тела малыша, и закалит его.

Массаж и прочие способы

При некоторых затруднениях или отклонениях от нормы в ходьбе, нарушениях неврологического характера либо других проблемах ребенку обычно назначают лечебный массаж.

Обязательно найдите хорошего специалиста, который мог бы делать его малышу, так как самостоятельно вы такую процедуру выполнить не сможете.

Кроме того, старайтесь заинтересовать ребенка ходьбой, мотивировать его:

  • выбирайте для крохи новые и интересные маршруты для освоения нового пространства вашего дома или квартиры;
  • играйте с малышом - отходите от него на несколько шагов и зовите к себе, но подстрахуйте в случае падения;
  • если нет коляски или каталки, используйте естественные опоры, как небольшую табуреточку, чтобы делать самостоятельные шаги;
  • не паникуйте и не показывайте своего испуга ребенку, если он вдруг упадет - так вы можете отбить у него охоту ходить вообще. Если малыш упал на попу, просто улыбнитесь, скажите «бух» и помогите ему подняться;
  • если есть возможность общения со сверстниками, позволяйте детям играть вместе - глядя друг на друга или на чуть старших друзей, они гораздо быстрее научатся и вставать, и ходить;
  • обязательно хвалите кроху за каждый маленький успех.

Ходунки и другие приспособления - больше пользы или вреда?

Также вы можете найти различные приспособления, которые должны помогать в обучении и способствовать скорейшему освоению навыка ходьбы. Среди таких приспособлений есть и уже вышеназванная коляска или каталка, а также ходунки и вожжи-поводок.

Несмотря на то, что многие считают их очень полезными и нужными для ребенка, противники подобных товаров приводят массу аргументов, доказывая, что те же ходунки или вожжи на самом деле только вредят малышу и наоборот замедляют обучение.

Что касается ходунков, то они могут быть опасны в следующих случаях:

  • если модель приспособления не отвечает нормам безопасности и может привести к травмам ребенка;
  • если малыш еще не сидит самостоятельно, а его уже ставят в ходунки;
  • если ребенка оставляют в ходунках одного надолго и без присмотра;
  • если он находится в ходунках в течение длительного времени без перерыва - это создает излишнюю нагрузку для спины малыша.

На самом деле, польза от ходунков больше ощутима для родителей, чем для ребенка. Находясь в этом приспособлении, малыш застрахован от падений, он на виду и никуда не денется, как если бы ползал сам на четвереньках.

Но вот вряд ли это может помочь научиться ходить, ведь ребенок просто катается в ходунках, отталкиваясь от пола ногами. К тому же, в дальнейшем он будет лениться ходить самостоятельно, привыкнув полагаться на своего «помощника».

Насчет коляски-каталки было написано выше. Обычно деткам нравится ее толкать перед собой, плюс - она подходит по росту, в отличие от игрушечной коляски. Используя это приспособление, вы помогаете малышу перемещаться самостоятельно, при этом он будет чувствовать себя вполне уверенно и сможет не терять равновесие.

Вожжи-поводок - довольно своеобразное приспособление, в точности повторяющее конструкцию и внешний вид поводка для собаки. Многие родители именно поэтому и не приобретают вожжи.

Но если ваш ребенок делает только первые шаги, а с координацией движений у него пока не очень выходит, поводок, как страховочная лонжа, не позволит ему упасть. Впрочем, падения - тоже часть обучения, ведь не научившись падать, он не научится и вставать.

Готовим комнату для ребенка с соблюдением всех мер безопасности

После того, как малыш начнет вставать и делать первые шаги, вы должны создать все необходимые условия для его качественного, но главное - безопасного передвижения по дому или квартире.

  • Нельзя, чтобы пол был холодным или скользким.

Ограничьте хотя бы на первое время перемещение ребенка по линолеуму, кафелю или паркету. Идеальным станет мягкое ковровое покрытие.

  • Поскольку мебель будет использоваться, как опора, на пути у малыша не должно быть ничего неустойчивого или того, что может упасть.

Уберите все шаткие полки и стеллажи, большие цветочные горшки или вазы и т. д.

  • Защитите углы мебели и стен специальными резиновыми или силиконовыми накладками.
  • Поставьте предохранители или замки на двери шкафчиков и ящики.
  • Все ценные, тяжелые или хрупкие предметы должны быть спрятаны далеко и надежно.

Это же касается острых, колющих и режущих предметов, бытовой химии, лекарств.

  • Лучше убрать со столов скатерти, ведь их так весело стягивать вместе со всем содержимым на пол.

Длинные шторы можно закладывать на подоконник.

  • Электрические розетки должны быть заблокированы специальными заглушками, а провода - спрятаны.
  • Если в доме есть лестница, покупайте ворота или ставьте блокираторы.

Очень сложно предугадать все, но попытайтесь максимально обеспечить малышу пространство для перемещения и расширьте его возможности для безопасной и веселой ходьбы.

Причины и особенности отклонений от нормы

Начиная ходить ребенок может передвигаться по-разному, и не всегда это будет правильно. Некоторые дети ходят, ставя стопы параллельно друг другу, а другие наоборот - носками врозь. У многих можно заметить, как они стараются при ходьбе словно «печатать» каждый шаг, ведь перекатывать маленькую ступню с пятки на носок они еще не умеют.

Обязательно проходите плановые осмотры у педиатра и консультируйтесь с ортопедом, если у вас возникают какие-либо подозрения или вопросы. Ребенок может ставить ступни носками врозь, потому что он пытается так удержать равновесие, а со временем, когда научится это делать, начнет ставить ножки ровнее.

В то же время, иногда те малыши, которые изначально ставили ступни ровно, потом могут косолапить. Ваша задача - вовремя заметить проблему и показать ребенка доктору.

Еще одним отклонением от нормы может быть то, что малыш пытается ходить на носочках. Ничего страшного в этом нет. Зачастую причиной такой особенности становится гипертонус, который легко убрать с помощью массажей, ванночек, физиопроцедур и другой профилактической терапии.

Доктор Комаровский развеет все сомнения и страхи, связанные у мам с хождением детей на цыпочках.

Обувь для малыша - стоит ли уже приобретать в раннем возрасте?

Что касается обуви для ребенка, то и этот момент является у врачей спорным. Многие ортопеды советуют приобретать для малыша, начинающего ходить, специальную обувь с поддерживающим супинатором, чтобы поддерживать свод стопы и не допустить развития плоскостопия.

Другая сторона апеллирует тем, что супинатор может сформировать свод только механическим путем, к тому же ношение обуви в раннем возрасте существенно ослабит мышцы стоп. Тогда как маленький ребенок должен максимальное количество времени ходить босиком. Именно это помогает укрепить связки, суставы и мышцы и сформировать правильные свод стопы естественным путем.

Когда малыш научится ходить самостоятельно, можете приобрести ему сандалики, ботиночки или тапочки. До этого можно обойтись и пинетками или носочками.

Выбирая обувь, руководствуйтесь следующими критериями:

  • она должна быть только натуральной - подойдет мягкая кожа или замша;
  • проверьте - обувь была свободной настолько, чтобы ребенок мог пошевелить внутри пальчиками;
  • чтобы он не спотыкался, выбирайте обувь с тонкой и гибкой подошвой;
  • если будет маленький устойчивый каблучок, малыш не станет при ходьбе заваливаться назад;
  • если задник обуви должен быть твердым (поможет не сваливаться с ноги), то боковая и верхняя часть - мягкими;
  • супинатор тоже следует выбирать гибкий.

Первые шаги - это всегда нелегко, а значит, малыш будет ошибаться и падать, но он обязательно должен самостоятельно пройти этот путь своих ошибок и падений, чтобы научиться вставать и идти дальше. Просто будьте рядом и радуйтесь его успехам. Очень скоро он решительно зашагает на встречу новым открытиям.

Самый ответственный период для родителей – первый год жизни малыша. Именно в это время кроха совершает колоссальный рывок в развитии и познании окружающего мира.

Когда дети начинают сидеть и ходить

В первые 12 месяцев жизни малыша родители особое внимание должны уделять его физическому развитию. Ребенок учится наблюдать за всем происходящим, удерживать свою головку, сидеть и делать первые шаги.

Во сколько месяцев ребенок держит голову

Сразу после рождения и в первые месяцы жизни у малыша недостаточно пропорциональное тельце, слабые позвонки и мышцы. В положении лежа в 3 недели кроха уже пытается двигать головой, но все попытки остаются безрезультатными. Маленький ребенок начинает удерживать ее только тогда, когда шейные мышцы станут достаточно крепкими. Обычно это происходит не раньше, чем в 2 месяца, а устойчивое положение головы можно увидеть спустя еще 30 дней.

Родители обязательно должны помогать младенцу поддерживать голову, чтобы она не отклонялась назад при укачивании на руках.

Любое резкое движение может повлечь за собой опасные последствия в виде повреждения мышечных тканей или же шейных позвонков. Не стоит переживать, если к установленному сроку кроха не держит головку. Все дети развиваются индивидуально, к 5 месяцам малыш уверенно справляется с этой задачей.

Полугодовалые дети уже без труда поворачивают голову в разные стороны, рассматривают игрушки, находящиеся на расстоянии, наблюдают за движениями родителей.

Когда дети начинают переворачиваться и сидеть

Точную дату, когда ребенок начинает переворачиваться на живот и обратно на спину, установить практически невозможно. Однако есть приблизительные интервалы – от 4 месяцев до полугода. Родители должны забеспокоиться, если после этого срока кроха не делает попыток перевернуться. Причиной может послужить чрезмерный вес или отклонение в развитии, в этом случае стоит посоветоваться с педиатром. Возможно, малыш просто ленится, выбирая времяпрепровождение и отдых на руках у родителей.

Временных периодов, когда дети пытаются изменить положение и начинают сидеть, несколько:

  • Полгода. Кроха предпринимает попытки подняться, чтобы лучше рассмотреть окружающую его обстановку. У некоторых младенцев это получается сразу.
  • 7-ой месяц. Приподнимается из лежачего положения при помощи рук, прилагая достаточно много усилий. Может просидеть устойчиво довольно недолго.
  • 8-ой месяц. Без труда усаживается из любого положения. Сидя может играть.
  • 9-ый месяц. В положении сидя пытается дотягиваться до удаленных предметов.

В полугодовалом возрасте не следует пытаться усаживать кроху или подкладывать ему под спинку мягкие подушки и одеяла. Все должно проходить естественно, до 9 месяцев повода для беспокойства нет.

В каком возрасте ребенок ползает и ходит

Ползать ребенок начинает гораздо раньше, чем делать первые шаги. Это важный период познавательной деятельности, который некоторые дети пропускают. Кроха может научиться стоять, а также перешагивать от одного объекта к другому. Не стоит волноваться по этому поводу, однако со специалистом лучше проконсультироваться. Нельзя заставлять ребенка, стимул должен быть ненавязчивым и мягким.

Первые попытки к новым движениям дети совершают после полугода, а через 2 месяца уже перемещаются свободно. Чаще всего кроха ползает на животе, вперед по-пластунски или на четвереньках.

Считается, что девочки начинают перемещаться самостоятельно раньше, чем мальчики. Это зависит от индивидуальных особенностей младенца, развития его опорно-двигательного аппарата и телосложения.

Нормой для совершения первых шагов считается возраст от 9 до 18 месяцев. По статистике большинство малышей умеют передвигаться на ножках в год.

Кроха либо опирается на предметы, стараясь сделать шаг, либо практически сразу идет. Причем оба варианта приемлемы с медицинской точки зрения. Ранние шаги, до девятимесячного возраста, не должны вызывать бурной радости у родителей, ведь такая нагрузка опасна: неокрепшие мышцы могут не выдержать веса тела малыша.

Ребенок начал улыбаться и агукать

Физическое формирование – главная составляющая нормального роста новорожденного, но интеллектуальное и психоэмоциональное развитие не менее важны. На разных этапах жизни малыш учится познавать мир посредством органов чувств, а также общаться при помощи мимики и слов.

Когда ребенок может видеть и улыбаться

При рождении у малыша плохо развито зрение, единственное, что он видит – объемные предметы, располагающиеся не дальше 30 см. Более четко грудничок рассматривает окружающую обстановку в 1 месяц. Это период, когда ребенок различает черты лица родителей, их мимику.

В возрасте месяца ребенок начинает копировать положительные эмоции, улыбки. Однако они считаются неосознанными, на уровне рефлексов.

Кроха может показывать удовольствие, когда он не голоден, находится в тепле и уюте. В период, когда младенец начинает по-настоящему улыбаться, это становится сразу заметно. Он реагирует на конкретного человека или действие. Это явление может произойти в разные сроки – от 4 недель до 3 месяцев.

Слух формируется у младенца задолго до появления на свет: с 4-го месяца беременности. О том, что дети, находясь в утробе матери, реагируют на звуки, давно известно ученым.

По мере роста малыш оживляется: издает звуки, машет ручками, расплывается в улыбке и т.п. Это говорит о нормальном росте крохи, отсутствии отклонений со стороны нервной системы и органов чувств. В возрасте от 20 недель дети способны различать знакомых и незнакомых людей, хмуриться или радоваться при их виде.

Во сколько дети говорят первые слова

Развитие речевого аппарата у малыша – первостепенная задача родителей. Во время общения с крохой с самого его рождения нужно менять интонацию, рассказывая истории, читать больше сказок. Главное – говорить правильными фразами, не коверкая и не сокращая слова, ведь малыш изначально повторяет за взрослыми, а уже потом формирует свой лексический запас.

Этапы, когда ребенок начинает издавать определенные звуки и говорить:

  • 16-ая неделя и больше. Замечается оживление при общении со взрослыми. Основные звуки – «н» и «г».
  • 24-ая неделя. Кроха способен различить, кто именно из взрослых с ним общается, повторяет «ма» и «ба».
  • 32-ая неделя. Появляются в лексиконе новые звуки, хорошо проговариваются простые слоги, к примеру, «па-па-па», «ба-ба» и т. п.
  • 40-ая неделя. Малыш начинает без труда повторять слоги («ля-ля-ля», «ма-», «па-»).
  • 48-ая неделя. Понимает, когда родители что-то запрещают, способен проговаривать около 5 разных слогов.
  • Ближе ко второму году жизни дети умеют называть своих родителей, бабушек, дедушек. По мере познания мира словарный запас стремительно расширяется.

О том, что речевые мышцы начинают активно работать, а связки напрягаются, можно узнать по определенным признакам. В основном это шевеления губами и языком, сосредоточенность и легкое напряжение при прослушивании взрослой речи.

Когда у детей начинают резаться зубы

У каждого малыша сроки прорезывания зубов могут быть разными. На это явление влияют внешние факторы, наследственность, тип и качество питания. Начинают появляться зубки с полугода. Допустима задержка в 6 месяцев, в этом нет ничего необычного.

Временные зубки у мальчиков появляются позже, чем у девочек. В идеале – у годовалого ребенка должны сформироваться нижние и верхние резцы (по 4 шт.).

Ближе к 2 годам вырастают клыки и несколько коренных. Позже появляются и другие зубы (через 6 месяцев). Полностью процесс завершается, когда малышу исполняется 3 года (формируется ряд из 20 временных зубов). Их выпадение происходит в порядке прорастания. Если схема по каким-либо причинам нарушилась, не стоит беспокоиться, если не замечено серьезных отклонений.

Рождение малыша в семье – не только радостное, но ответственное событие. За первый год ему предстоит многому научиться, родители должны быть в этот период верными помощниками. От каждого этапа зависит развитие ребенка, его успешное становление как личности.