Развитие ребенка по месяцам 4 5 месяцев. Формируем навыки ползания и ходьбы

Другие торжества

На пятом месяце малыш все больше радует своих родителей улыбкой, особым, неповторимым детским лепетом и неуемным желанием познавать новое. В развитие ребенка в 5 месяцев включается закрепление полученных навыков и освоение новых, связанных с возможностью и умением сидеть.

Физические параметры

К достижению этого возраста вес крохи, как правило, удваивается по сравнению с весом при рождении, он подрастает еще на 2-3 см.

Таким образом, к концу пятого месяца в цифрах мы имеем следующие показатели:

  • Вес – от 6 до 8 кг (± 1 кг), прибавка за месяц около 600 гр.
  • Рост – от 64 до 66 см (± 2 см).

Сон

В отношении сна все остается так же, как и в прошлом месяце: полноценный ночной сон, длящийся не менее 10-ти часов и 2-3 дневных по 2,5-3 часа. В зависимости от личных биоритмов, уже можно определить, живет у вас в доме соня или ранний соловей. Как бы то ни было, обязательно должен быть установлен режим дня, в котором отхождение ко сну происходит в одно и то же время.

В этом возрасте некоторые дети еще путают день с ночью, но большинство все же спит крепко, просыпаясь раз или два, чтобы подкрепиться.

Ребенок прекрасно улавливает настроение родителей

Психоэмоциональное развитие

  • В гулении можно заметить осознанные парные звуки: «ба», «ма», «да». Скорее всего, он будет услаждать ваш слух, мелодично распевая их: «да-да-да», «ба-ба-ба» и т. п.
  • Интересуется эмоциями окружающих людей, замечает, в каком они настроении. Запоминая образ, проводит аналитические связи между прической, глазами. Любит рассматривать людей на картинках, причем улыбчивым отдает свое предпочтение.
  • По интонации понимает, ругают его или хвалят, реагирует соответственно: улыбкой или плачем. Когда взрослый обращается непосредственно к нему, замолкает и внимательно слушает, наблюдая за артикуляцией и движением рта говорящего.
  • Рядом с близкими чувствует себя раскрепощенно, щебечет без умолку, а в присутствии чужих умолкает, занимая наблюдательную позицию.
  • Отыскивает игрушку, которая спрятана наполовину, то есть прикрыта так, чтобы часть ее была видна.
  • Может в течение 15 минут развлечь сам себя, рассматривая изучаемый предмет или разговаривая с собой.
  • К завершению 5-месячного периода кроха не просто удерживает игрушку, но и может самостоятельно ее отнять.

Речевые навыки карапуза тесно связаны с тем, насколько часто вы общаетесь с ним. Поэтому в период бодрствования почаще общайтесь с малышом, особенно в форме вопросов и ответов, например: «Где цветочек? - «Вот цветочек». И покажите пальцем на цветок. Рассматривая с ним фотографии, показывайте пальцем родственников, называя их имена.

Питание

Режим кормлений остается неизменным: малыша кормят по требованию грудным молоком или по часам детской адаптированной молочной смесью. Часто по достижении крохой пяти месяцев родители задают педиатру вопрос: «Не пора ли вводить прикорм?» Многие переживают, думая, что ребенок недоедает.

Однако такие беспокойства, как правило, безосновательны. Врачи не советуют вводить прикорм раньше 6 месяцев, поскольку пищеварительная система малыша еще не до конца готова к принятию нового вида пищи, да и с материнским молоком (детской смесью) он получает абсолютно все необходимое для полноценного развития. Единственное, для деток на искусственном вскармливании стоит подобрать смесь с повышенным содержанием железа. О необходимости введения прикорма в 5 месяцев педиатры говорят в таких случаях:

  • у мамы дефицит молока;
  • кроха медленно набирает вес, при этом постоянно «висит на груди», капризный, по всему видно, что он не наедается;
  • частые срыгивания после кормлений;
  • стул редкий, ребенок страдает запорами, кишечными коликами.

О том, с чего начинать прикорм, вам расскажут на приеме у доктора.

Купание

Ежедневное купание все также актуально. При этом брызги летят во все стороны, а радостные визги дают родителям понять, что процедура малышу очень нравится. Самое время прикупить, кроме игрушек-пищалок, стаканчики разных размеров для переливания воды, прорезиненые книжки.

Регулярные купания станут хорошей профилактикой опрелостей. Кожа 5-месячного младенца все еще очень нежна и имеет склонность к аллергическим высыпаниям. Своевременно меняйте подгузник, подольше оставляйте малыша без него, чтобы кожа дышала.

Основные навыки

Говоря о том, что умеет ребенок в 5 месяцев, нельзя не отметить следующие достижения:

  1. Среди многочисленных обретенных навыков ребенка, в этом месяце он прекрасно сидит, имея опору для спины или держась за что-то руками. Без поддержки малыш пока еще сидеть не может, должно пройти еще немного времени, прежде чем мышцы спины окончательно укрепятся.
  2. Лежа на спинке, занимается акробатическими упражнениями, приподнимая руками ножки до самого рта. Ему нравится рассматривать их, пробовать на вкус.
  3. Появляется интерес к интимным органам, ребенок может трогать их, рассматривать. Волноваться стоит только в том случае, когда руки карапуза слишком часто опускаются в паховую область. Это может свидетельствовать о дискомфорте в интимной зоне и стать поводом для обращения к врачу.
  4. В положении на животе отлично приподнимается на предплечьях почти всем туловищем. Мышцы шеи развиты хорошо, поэтому головку кроха держит уверенно.
  5. Попробуйте поставить малыша вертикально, поддерживая за подмышки. Вы увидите, как он, не сгибая ножек, практически прямо стоит, словно готов пойти.
  6. Из положения лежа потяните кроху за ручки: он начинает подтягиваться, желая сесть.
  7. Энергично делает перевороты со спинки на животик и обратно.
  8. Тянет руки за движущимся предметом, и если ему позволяют, захватывает его.
  9. Взяв предмет в руки, малыш подолгу его рассматривает, изучает структуру поверхности, трогает, какая она на ощупь, может перекладывать вещь из одной руки в другую, размышляя, что с ней можно сделать. Теперь он умеет брать предмет двумя руками.
  10. Готов к выполнению упражнения «самолетик»: в положении на спине приподнимает голову, а руки и ноги при этом активно работают.


А вы так сможете?

Игры и упражнения

Познакомьте ребенка с новыми тактильными восприятиями: дайте потрогать кусочек льда, говоря «холодно», прикоснитесь рукой к чашке горячего чая и резко отдерните ее, проговаривая «горячо», после чего слегка прикоснитесь к чашке рукой малыша, если он позволит. Давайте трогать ему разные по фактуре материалы: шерсть, вельвет, шелк, бархат, байку.

Малыш очень любит рассматривать крупные картинки в книжках, особенно когда мама рассказывает ему, кто изображен, если это животное, как оно говорит. Одна из любимых игр - бросать предметы на пол. Подыграйте ему, и несколько минут позитива гарантировано вам обоим.


Крупные изображения людей или животных привлекают малыша

Эмоциональные пальчиковые игры «Ку-ку», «Ладушки», «Идет коза рогатая», скорее всего, уже знакомы вашему чаду. Продолжайте активно в них играть. Только если раньше малыш лишь слушал и улыбался, в конце пятого месяца он попытается сам повторить некоторые движения.

Разглядывание себя и других в зеркале очень занимает кроху. Дети в 5 месяцев еще не понимают, что по ту сторону лишь отражение, а не еще одна мама или ребенок. Это осознание придет только к полутора годам. А пока зеркало становится очередной игрушкой, занимающей воображение малыша.

Когда малыш «разговорчив», пообщайтесь с ним на его языке, повторяя фразы из его же репертуара. Он подхватит эту игру, и таким образом вы научите его в большей степени подражать вам.

Упражнения для укрепления спинных мышц

В этот период упражнения в форме игры должны быть направлены на укрепление спины, дальнейшее развитие опорно-двигательной системы.


Хорошее упражнение для навыков ползания

  1. Ребенок лежит на спине, а мама приподнимает его за ручки так, чтобы он сел, после чего кладет его обратно. Упражнение повторяется несколько раз.
  2. Попробуйте слегка приподнять карапуза за ручки, когда он лежит на животике.
  3. Выложите малютку на животик и положите перед глазами на небольшом расстоянии игрушку, он попытается подползти к ней, как бы подтягиваясь. Можно сказать, что это первые попытки ползания.
  4. Упражнение на сгибание и разгибание ручек со скрещиванием их на груди можно сопровождать веселой песенкой, например: «А-а-а, в Африке реки вот такой ширины...»
  5. Ребенок лежит на спине, мама сгибает и разгибает ножки в области колен, подводя их до самого животика.
  6. Возьмите мяч средней величины (диаметром около 60-70 см) и подложите под ножки лежащего малыша, пусть он попробует бить по нему ногами, отталкивать его.
  7. Проведите пальцем вдоль позвоночника вниз, затем вверх - вы увидите, как кроха разогнет спинку.

Мы увидели, как в 5 месяцев меняется поведение малыша и что в связи с этим делать родителям. Продолжайте следовать появившимся хорошим привычкам: соблюдать режим, ежедневно купать кроху и гулять с ним на свежем воздухе, кормить грудью. Вскоре вам предстоит осваивать новые навыки, ведь не за горами шестой месяц жизни малыша.

За пятый месяц ребенок набирает в среднем 700 грамм веса и вырастает на 2 см. Таким образом, вес пятимесячного ребенка около 6500 - 6800 г, а рост - 64-68 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес (до полугода прибавка в весе может составлять до 2 кг в месяц), но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 5 месяцев

  • с удовольствием рассматривает лица на картинках;
  • мелодично гулит, переходя на лепет;
  • хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы;
  • различает знакомых и незнакомых людей;
  • демонстрирует настороженное отношение к незнакомцам;
  • самостоятельно 5-10 минут занимается игрушками;
  • переворачивается со спины на живот, подтягивается на руках, пытаясь сесть;
  • лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук;
  • играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.

Тест развития ребенка в 5 месяцев:

1. Если ребенку дать в руку погремушку, то он будет ее рассматривать очень внимательно. А цветной предмет будет рассматривать дольше, чем бесцветный.

2. Дайте в руки ребенку небольшой мяч. Он сможет захватить его обеими руками, при этом пальцы растопырены или сжаты в кулачок.

3. Если вы накроете лицо ребенка, лежащего на спине, пеленкой, то он сможет освободиться от нее.

4. Из положения на спине (поддержите верхнюю часть туловища) ребенок стремится подняться, причем голову не только удерживает, но и пытается поднять ее выше.

5. Вы носите ребенка по комнате, он смотрит по сторонам, следит взглядом за движущимся человеком. Удерживает погремушку так крепко, что отобрать ее становится трудно.

6. Ребенок уже хорошо различает близких и чужих, строгий и ласковый тон.

7. Лежа на животе, ребенок опирается на ладони выпрямленных рук.

8. Если вы поставите ребенка на ноги, он будет стоять ровно при поддержке, а из положения лежа на спине сможет перевернуться на живот.

9. Ребенок уже может долго сидеть с поддержкой, пытается сесть сам, садится при легкой поддержке, а в положении сидя при боковом наклоне тела держит голову прямо.

10. Ребенок может подолгу произносить певучие гласные (”а”, “э”, “ю”, “я”), может повторять звуки, подражая взрослому.

Сколько ест ребенок в 5 месяцев

Питание 6-разовое через 3,5 часа. С конца пятого - начала шестого месяца переход на 5-разовое кормление через 4 часа. Общий объем пищи, включая соки, - не более литра. Если ребенок на естесственном вскармливании, прикорм в этом возрасте еще не вводят (исключение составляет педагогический прикорм).

Сколько спит ребенок в 5 месяцев

К 5 месяцам большинство младенцев спит 14-16 часов в день, 10 из них ночью, и 3 дневных сна примерно по 2 часа.

Режим и распорядок дня ребенка в 5 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 5 месяцев

Возможные проблемы: могут выявиться не замеченные ранее неврологические отклонения - ребенок отстает в развитии движений, мало или совсем не улыбается, не реагирует на ласковую речь, резко запрокидывает голову, при испуге закатывает глаза так, что почти не видно зрачка. В этих случаях еобходима консультация невропатолога.

Развивающие занятия и игры для 5-месячного ребенка

В этом возрасте малыш любит музыкальные игрушки - погремушки, пищалки, колокольчики, барабан, бубен, игрушечный мобильный телефон. Играйте с лялькой в традиционное Ку-ку (когда мама прячется за пеленку и потом выглядывает из-за нее). Это время учиться садиться самостоятельно, для развития мышц рук и живота подвешивайте на уровне вытянутых полусогнутых рук ребенка турничек (перекладинку на веревоках). Вместо турника можно использовать свои пальцы, дайте малышу ухватиться за них и немного приподнимите, придерживая, чтобы не уронить. Стимулируйте перевороты со спины на живот и ползание, положив невдалеке яркую игрушку, чтобы ребенок пытался до нее дотянуться.

Есть развивающая методика, по которой уже в 5 месяцев можно научить малыша названиям фигур. Нужно вырезать их из цветной бумаги и показывать на расстоянии 50-60 см от глаз, хорошо проговаривая вслух названия фигур. Общаясь с любимым чадом, четко произносите названия игрушек, их характеристики (мягкое, твердое, холодное...) - малыш сейчас все очень хорошо запоминает.

Что умеет ребенок в 5 месяцев ?

Вашему ребенку 5 месяц. Именно сейчас вы можете впервые услышать от любимого чада что-то, похожее на самое главное слово: «Ма-ма». Конечно, пока младенец говорит его случайно, осваивая новый вид речи – лепетную. А звукосочетания «ма», «ба», «па», «да» - самые простые. Поэтому ребенок будет радовать вас и себя, растягивая и распевая их целыми днями.

Младенец весь настроен на общение с взрослыми. Лучшей игрой для него становится та, где есть диалогическая речь. Недаром масса потешек состоит из вопросов и ответов! Если у малыша активно развивается речевой аппарат, ответы он вскоре сможет повторять за вами. Хотя пока это лишь попытка копирования, а не полноценная речь.

Разбираемся в людях

Незнакомцы теперь вызывают настороженную реакцию. Это нормально и даже замечательно. Объясняйте малышу, кто пришел к вам в гости. А гостям не следует брать кроху на руки до того, как он с ними не «познакомился»: осмотрел, потрогал, убедился в «безопасности» чужого человека, сидя у мамы на руках.

Когда мама рядом, младенец не боится посторонних. А вот появление чужого человека в тот момент, когда мамы нет, может вызвать настоящую истерику. Такая реакция на незнакомцев – очень важный этап в развитии психики ребенка. Он учится делить мир на «своих» и «чужих», выделять отдельного человека из общего фона. Поддерживайте малыша, разъясняйте ему все происходящее. Кстати, «знакомым» для ребенка является тот, кто играет и занимается с ним практически каждый день.

Малыш сам стремится вызвать взрослых на контакт. Для этого он зачастую имитирует действия, которые хотел бы получить от близкого человека: тянет ручки, улыбается. Может начать гулить и ворковать, когда делать явно не хочется, улыбаться, когда не до улыбки. Таким образом, младенец «провоцирует» взрослых на нужную ему реакцию. А не получив ее, начинает горько и обиженно плакать.

На 5 месяце у младенцев совершенствуется навык зрительного управления движениями рук. В этом возрасте движения «глаз-рука» практически всегда скоординированы, и ребенок легко достает нужную игрушку, предварительно посмотрев в ее направлении.

Малыш становится более самостоятельным. Теперь он может забавлять себя интересными игрушками или предметами минут десять, не отрываясь. Причем обычно сам выбирает предмет, который его интересует в данный момент. Это еще один важный шаг в развитии – формирование умения выбирать и концентрировать внимание. Кроме того, это необходимо для развития способности к обучению.

Малыш также держит в памяти не только лица, но и прически, цвет и фасон вашей постоянной одежды (например, домашнего платья, в котором видит вас каждый день). Поэтому на новую прическу или непривычный наряд следует незамедлительная реакция: младенец настораживается и долго осматривает, ощупывает, прислушивается к маме, переодевшейся, например, в вечерний наряд и сделавшей укладку или покрасившей волосы.

Возраст хватайки

Хватание – целенаправленное действие младенца, одно из самых важных и жизненно необходимых для манипулирования с предметами. Оно составляет основу активно-познавательного действия. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы.

Первым делом он должен все пощупать, попробовать на вкус, ощупать снова. Его уже интересуют такие характеристики, как температура, особенности поверхности. Используйте это и удовлетворяйте интерес в играх. Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Позвольте ему погрузить пальчики в теплую кашу или кисель. Ничего, что до знакомства с взрослой едой еще далеко, пока это лишь средство познания окружающего мира.

Ребенок учится сознательно разжимать ручку, выпуская из пальчиков предмет, который удерживал. Поэтому не ругайте ребенка за то, что он «выбрасывает» из кроватки игрушки. Наоборот, пусть тренируется! К тому же это первый опыт активного взаимодействия с взрослым: кроха бросает, а мама приносит. Если вы устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.

В 5 месяцев ребенок прекрасно поднимает плечи, руки, ноги. Если дать ему пальцы, за которые он может схватиться, он подтянется на руках и сядет. Но сидеть по-настоящему еще не в состоянии. И сажать специально – в подушки – кроху не стоит. Это может привести к искривлению позвоночника и проблемам в развитии малого таза. А вот подтягиваться малыш может столько, сколько хочет. Повесьте над его кроваткой маленькие кольца – хватаясь за них, он будет тренировать руки и мышцы спины.

Если вы заметили, что ребенок подтягивается на одной руке больше, чем на другой, обязательно сделайте массаж «слабой» стороны, чтобы мышцы развивались равномерно. Мышцы спины у крохи уже развиты настолько, что, лежа на животе, он может делать «самолетик» - поднимает голову, руки, ноги и машет ими. Не удивляйтесь, если лежа на спине, ребенок вполне осознанно отправит в рот пальцы ног или пятку.

Знакомство с телом

На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Многие мамочки тревожатся, когда видят, что ребенок ощупывает свои половые органы. На самом деле такие действия вполне естественны. Беспокойство должна вызывать лишь ситуация, если кроха постоянно фиксируется на этом занятии. Подобное поведение говорит о том, что малыш испытывает постоянный телесный дискомфорт (например, вы редко меняете ему подгузники или неправильно пользуетесь ими или детской косметикой, из-за чего возникло раздражение в области гениталий).

Также это делают дети, которым катастрофически не хватает ласки и тактильных контактов с взрослыми. Если вы заметили, что ребенок тянет ручки к половым органом, спокойно расскажите, что «там» находится (так же, как вы объясняли, где нос, рот, глазки), и направьте ручку в дальнейшую «экскурсию» по телу.

Наказания, шлепки по рукам, наоборот, фиксируют внимание малыша на «запретной» зоне, и именно такая реакция взрослых может привести в дальнейшем к онанизму или отклонениям в сексуальном развитии. А пока никакой сексуальной подоплеки в общении младенца со своим телом нет и быть не может. Просто ему интересно и приятно.

Домашняя игротека

В этом возрасте очень важно проследить за тем, чтобы врожденный физиологический гипертонус постепенно проходил. Только тогда малыш сможет ловко управлять руками, ногами, всем телом, научиться ползать , сидеть, вставать. В этом вам помогут игры на расслабление и чувство ритма.

«Каравай»
  • Мешу-мешу тесто (поднимать и опускать, разминая, ручки, ножки, поглаживая головку ребенка)
  • Есть в печи место.
  • Пеку-пеку я каравай – (похлопывать по всему телу крохи)
  • Головушку валяй-валяй, валяй-валяй! (покачивать голову из стороны в сторону)
«Моторка»
  • Моторка-моторка еле ползет.
  • Моторка-моторка, ходу прибавь!
  • Моторка-моторка, полный вперед! (приводить согнутые в коленях ножки к животу и обратно быстро и медленно).
«Ку-ку»

Игра в «ку-ку» не только забавляет малыша, но и очень важна для развития мозга. Играть в нее можно по-разному: закрывая глаза руками; прикладывая к лицу полотенце, пеленку, одеяльце и выглядывая из-за них; прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда; закрывая малышу глазки его же руками, а потом убирая руки; пряча игрушку под покрывало. А потом стягивая его; нарисовав фломастером на большом пальце руки подобие лица и пряча его в кулак.

5,5 месяцев. Пятый скачок развития ребенка: взаимосвязи и отношения

На шестом месяце жизни малыша вы, вероятно, заметите, что он стал гораздо подвижнее. А значит, пришло время нового скачка развития.

5,5 месяцев. Малыш постигает дистанцию

Примерно в 5 месяцев малыш начинает чувствовать новые изменения, происходит пятый скачок роста и развития. Кроха уже хорошо координирует свои движения, и теперь пришло время узнать, как взаимосвязаны вещи в его мире.

Малыш познает, что такое расстояние. Он понимает, что между ним и предметами есть расстояние, и чтобы достичь их, его нужно преодолеть

Также кроха осознает, что мама – отдельный человек, и она может в любой момент уйти. И он не может это контролировать. Это беспокоит малыша. Этот период часто называют «сепарационный кризис» или «страх отделения от мамы».

Признаки скачка

Малыша очень беспокоят изменения, и это отражается на его поведении:

  • Он может меньше есть;
  • Стесняется окружающих, стремится быть только с мамой;
  • Настойчиво требует, чтобы мама взяла его на руки. А потом может неожиданно оттолкнуться от нее и потянуться к интересной ему вещи;
  • Требует много внимания;
  • Некоторые дети становятся ко всему безразличным;
  • Многие активно протестуют против переодевания, смены подгузника или высаживания.

Что-то новенькое!

Малыш может выбрать мягкую игрушку, одеялко или вашу футболку своим любимым предметом. Он прижимает его к себе и при этом сосет палец или соску. Так он чувствует себя спокойнее. Если вы кормите малыша грудью по требованию, вы заметите увеличение числа прикладываний. Сейчас грудь часто нужна ему для успокоения, а не для еды.

Беспокойный сон

Страхи и тревожность малыша могут влиять на его сон . Один из этих страхов – боязнь расставания с людьми, которые заботятся о нем. Часто, проснувшись, малыш плачет, пока именно мама не успокоит его.

В период пятого скачка не уходите надолго незаметно для малыша. Ребенок поймет, что мама может уйти внезапно. И это побуждает его контролировать маму. Старайтесь быть в поле зрения крохи. Если вам нужно уйти в другую комнату, то разговаривайте с ним или пойте. Когда вы уходите надолго и оставляете малыша с папой или бабушкой, обязательно прощайтесь. А еще вы можете оставить ребенку вещь, которая будет напоминать ему о вас.

Многие дети в этот период меньше спят. Часто не получается уложить малыша днем, или он долго не засыпает вечером. Ребенок может очень рано просыпаться утром. Сон может стать беспокойным. Малыш мечется в кровати, размахивает руками и ногами.

Не пропустите новую статью про сон малыша

Будьте спокойны и уверены, транслируйте свое спокойствие и уверенность малышу – это поможет ему успокоиться. Помните, что сейчас ему необходимо больше времени для успокоения перед сном, избегайте «перегуливания». Если сон был слишком коротким, стоит значительно сократить следующее время бодрствования.

Если весь день не получались хорошие дневные сны, не бойтесь уложить на ночь намного раньше обычного – ведь нехватку суточной нормы сна необходимо компенсировать, чтобы избежать накопления усталости.

Ваши действия

Знание причин беспокойства и плохого сна крохи поможет вам легче преодолеть этот период.

Малышу нужны ваши теплые и нежные объятия, привычный мир, в который он вернется по первому желанию. Этот период продлится от 1 до 5 недель. Не бойтесь приучить малыша к рукам, сразу же удовлетворять все его потребности.

Избаловать ребенка в этом возрасте невозможно. Обычно дети, которым постоянно помогали, заключая в любящие объятия, которых много носили на руках, не дожидаясь слез и настойчивых требований малыша, быстрее становятся самостоятельными. Ведь они не боятся отделиться от мамы, не привыкают контролировать, не исчезла ли она внезапно, пока они отвлеклись, не приучаются к необходимости постоянно всеми силами добиваться ее внимания.

Продолжайте кормить ребенка грудью или смесью, даже если вам кажется, что он не хочет или просто играет с соском или бутылкой.

Завершение скачка. Что изменилось?

Ребенок станет спокойнее, когда научится ползать и достигать то, что ему нужно. Постепенно он примет мамины отлучки, перестанет их бояться.

Поддерживайте малыша, ласкайте его, веселитесь вместе с ним, не расставайтесь надолго. Это затишье перед новым скачком развития.

Центр Детского сна и развития «BabySleep»

Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.

Комментарии (44)

Цитирую :

Здравствуйте, Наталья! Если и во время бодрствования поведение Вашей дочки изменилось (стала более капризной, ручной), то виноват, скорее всего, скачок развития. К тому же, обычно после 6 месяцев, у малышей появляется страх отделения от мамы, и они могут предпочитать маму другим членам семьи, хотеть быть на руках именно у нее. Это этап развития, и его нужно пережить. Причем чем больше внимания и контакта Вы дадите дочке в этот период, тем легче он пройдет. А привычное укладывание вернуть, конечно, можно. Успокойтесь, выдохните, и начните с начала, с ВБ и признаков усталости. Малышка растет, и ее потребности в сне и бодрствовании меняются, иногда резко, скачком. Если она освоила новые физические навыки, просто повернуться на бочок в кроватке, как раньше ей уже будет мало - она начнет пытаться вставать на четвереньки или ползти. Поэтому и времени на успокоение перед сном будет уходить больше. Постарайтесь не вводить новых ассоциаций на засыпание: если малышка засыпает на руках, старайтесь не качать ее при засыпании; при укладывании с грудью можно забирать грудь у почти уснувшей. А когда скачок развития будет позади, Вы снова начнете перекладывать ее с рук до засыпания и успокаивать уже в кроватке.

Анна, добрый день! Помогите понять что происходит. Я выдохнула) начала с начала. Теперь у нас появилась такая особенность - дочку укладываю, ношу на руках, она засыпает довольно быстро, перекладываю в кровать, ложиться, немного ворочается и вроде спит, НО- минут через 5-10 просыпается и начинает капризничать. Что утром, что вечером. Раньше после перекладывания, если не засыпает, то начинает капризничать сразу или просто спит, а теперь - после засыпания такие подъёмы. Что же происходит??

Набор веса уже не такой быстрый, как в предыдущие месяцы. Младенец начинает больше двигаться, следовательно, расходует больше энергии. Многим детям на этом этапе из-за возросших потребностей в энергии уже требуется введение прикорма.

Растет малыш приблизительно с той же скоростью – 2 — 3 сантиметра в месяц.

Распорядок дня пятимесячного ребёнка мало изменился за прошедший месяц. Малышу требуется всё то же время для сна – 15 часов, распределённое между ночным и тремя дневными снами. Увеличивается время для игр. Причем теперь ребёнок может 5 — 10 минут провести самостоятельно, посвящая их изучению частей своего тела или новой интересной игрушке.

Многие родители уже ввели или подумывают вводить ребёнку первый прикорм. Оценить готовность к нему помогут определённые признаки – интерес малыша к пище взрослых, готовность сидеть самостоятельно, отсутствие выталкивающих движений языком при попадании полужидкой пищи в рот.

Полезная и актуальная статья от педиатра, в которой рассказывается о том, как правильно в детский рацион и как готовить этот продукт в домашних условиях.

Навыки ребёнка в 5 месяцев

То, что умеет ребёнок в 5 месяцев, немногим отличается от умений месяц назад. Отличие навыков в том, что делает ребёнок всё более уверенно и совершенно:

  • малыш уверенно переворачивается со спины на бочок, живот и обратно. Причем некоторые дети достигают таких успехов, что мгновенно могут скатиться с дивана или кровати на пол. Поэтому оставлять их наедине с самими собой не стоит;
  • захватывает погремушку. Может переложить ее из одной руки в другую;
  • при потягивании за ручки поднимается и присаживается.

Нельзя насильно садить ребёнка. Если не хочет – не надо.

5-месячный мальчик уже вполне может и сесть самостоятельно. В случае с девочкой – раньше шести месяцев садить не рекомендуется.

Если малыш уже сидит сам, не забывайте класть позади него подушку. Мышцы спины ещё не привыкли к такой нагрузке и быстро устают. Ребёнок в любой момент может откинуться назад.

  • при кормлении удерживает бутылочку со смесью. Если кормится грудью, поддерживает её, регулирует положение для своего удобства;
  • улучшается координация мышц тела. Малыш учится раскачиваться, может подтянуть ноги к голове, засунуть в рот пальчики;
  • большинство транзиторных рефлексов новорождённого к этому возрасту угасают;
  • при поддержке под мышки ребёнок становится на твёрдую опору, почти полностью выпрямив ноги.

Полезная и всегда актуальная информация в статье детского доктора, описывающей, и как обеспечить полноценное развитие малыша.

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

Переход тела в вертикальное положение требует определённой подготовки. Для этого следует регулярно делать массаж и гимнастику. Массажные движения при этом можно разнообразить. Использовать не только поглаживания, растирания и вибрацию, но и поколачивание кончиками пальцев, пощипывание и элементы легкого разминания.

Для укрепления спинки младенца хороши занятия на фитболе. Малыш, лёжа на животе, будет стараться выпрямить ноги и направить руки вперед, напоминая своей позой самолетик. Из положения лёжа на спине удобно присаживать малыша, держа его за ладошки. Эти простые упражнения помогут укрепить мышцы спины и пресса.

В этом плане также полезны водные процедуры, сопровождающиеся занятиями на тонизирование мышц (грудничковое плавание).

Развитие мелкой моторики

Воздействие на определённые точки ладонной поверхности кисти помогает ребёнку осознать, прочувствовать свои ощущения и работу мышц кисти. Помогут в этом пальчиковые игры, перекатывание массажного шарика, сенсорные коробки.

Наполняя подобную коробку, обязательно следите за тем, чтобы там не оказались слишком мелкие или хрупкие вещи, которые ребёнок может сломать или проглотить.

Общение и тактильный контакт

Потребность в постоянном близком контакте красной нитью проходит через жизнь младенца. Благодаря ему удовлетворяется потребность малыша в защите, формируется базовое доверие к миру.

Постоянно звучащая речь, пояснения касательно окружающих вещей и явлений помогают понять ребёнку их суть, пополняют словарный запас. Хоть и далеко не все звучащие слова понятны для пятимесячной крохи.

Но, пытаясь подражать речи родителей, малыш тем самым делает большой вклад в её становлении.

Песни, звуки музыки

Орган слуха малыша уже может различать ритм. А наложенные на этот ритм слова будут более понятны, чем обычная речь. Слыша музыку, ребёнок будет стараться двигаться в её такт. Слушая колыбельную в исполнении мамы, вскорости будет «подмурлыкивать», стараясь попасть в ноты.

Разнообразить звуковые впечатления ещё можно с помощью колокольчиков. Их можно привязать к ручке, ножке. Двигаясь, ребёнок будет прислушиваться, искать источник звука, интересоваться своими частями тела, разглядывать, трогать их и даже тянуть в рот.

Знакомство с книгой

В первую очередь – с картинками. Крохе будет интересно рассматривать красочные изображения. Особенно интересны в этом плане животные. Заодно, услышав простые «му», «гав», «мяу» и «кар», малыш будет пытаться повторить эти простые слоги, чем пополнит свой словарный запас.