Особенности организации занятий по физкультуре детей разных возрастных групп в зале (на примере ДОУ). Конспект интегрированной образовательной деятельности по физкультуре в разновозрастной группе «Путешествие к зайчонку

Брату
возрастных группах">

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Бултукова Анна Владимировна. Организация и содержание физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 Краснодар, 2006 187 с. РГБ ОД, 61:06-13/1209

Введение

Глава 1. Возрастные особенности и программно-нормативные основы физического воспитания детей дошкольного возраста 11

1.1. Возрастные особенности детей 4-6 лет 11

1.1.1. Физическое развитие 12

1.1.2. Закономерности развития физических качеств 18

1.1.3. Особенности развития психических процессов 22

1.2. Программно-нормативные основы физического воспитания детей дошкольного возраста 30

1.3. Обучение и воспитание детей в разновозрастных группах 39

Глава 2. Методы и организация исследования 47

2.1. Методы исследования 47

2.2. Организация исследования 51

2.3. Характеристика контингента испытуемых 53

Глава 3. Динамика характеристик физического и психического развития детей 4-6 лет в условиях обучения и воспитания в ДОУ 54

3.1. Физическое развитие 55

3.2. Физичзская подготовленность 60

3.3. Психические процессы 69

Глава 4. Эффективность методики физического воспитания для детей 4-6 лет в разновозрастных группах 78

4.1. Характеристика программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах 78

4.1.1. Методические особенности проведения физкультурных занятии в разновозрастных группах 88

4.2. Условия проведения педагогического эксперимента 114

4.3. Результаты педагогического эксперимента 115

4.3.1. Физическое развитие 115

4.3.2. Физическая подготовленность 118

4.3.3. Психические процессы 122

Резюме 126

Список литературы 135

Приложения 156

Введение к работе

Актуальность. Основным условием усиления политической и экономической роли Российской Федерации и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны .

Главное преимущество высокоразвитой страны заключается в ее человеческом потенциале, во многом определяется образованием . На современном этапе развития российского общества именно в этой сфере находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне-и долгосрочной перспективе .

Очевидно, что на социально-экономическое развитие, в первую очередь, влияют на формирование современной системы образования различного уровня и обеспечение его доступности .

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы предусматривается интенсификация учебно-воспитательного процесса во всех учебных учреждениях России, в том числе и на уровне дошкольного образования . При этом сформулированный в этом важнейшем документе тезис о необходимости всемерного повышения качества педагогического труда, инициирует необходимость поиска новых подходов, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности различных категорий специалистов, которые участвуют в учебно-воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Одним из возможных путей повышения уровня функционирования педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений в современных условиях, по мнению многих ученых и практических работников, является организация обучения и воспитания дошкольников в группах, сформированных по разновозрастному принципу .

Имеющийся отечественный и зарубежный опыт воспитания и обучения дошкольников в разновозрастных группах свидетельствует о достаточ

ном количестве преимуществ данного способа организации повседневной деятельности детей .

Такой подход также осуществлен во многих дошкольных образовательных учреждениях Центральной России, Сибири, Ставропольского края и Ростовской области. В настоящее время до 52% дошкольных образовательных учреждений в Краснодарском крае работают с детьми, организованными в разновозрастные группы. В г. Краснодаре из 180 дошкольных образовательных учреждений - 54 малокомплектных детских садов, в которых от двух до шести групп также сформированы из детей разного возраста.

Вместе с тем результаты анализа государственных документов, регламентирующих организационно-содержательные основы учебно-воспитательного процесса в ДОУ, в которых имеются разновозрастные группы детей, свидетельствуют об отсутствии научно обоснованных рекомендаций по содержанию, организации и, главное, методическому обеспечению образовательной деятельности педагогов, в том числе и по важнейшему виду их профессионального труда физическому воспитанию дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в программно-нормативных и содержательно-технологических аспектах физического воспитания детей дошкольного возраста образовались пробелы, обусловленные отсутствием научно обоснованных подходов к разрешению противоречий в создавшейся проблемной ситуации. Суть проблемы заключается в назревшей потребности разработки программы и методики физического воспитания детей в разновозрастных группах и в отсутствии системно исследованных путей ее решения в реальной практике.

Таким образом, проведение исследований, связанных с изучением проблем физического воспитания в разновозрастных группах, по нашему мнению, представляется актуальным.

Объект исследования - процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - программно-нормативные и методические особенности физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать программу физического воспитания в разновозрастных группах ДОУ, способствующую повышению уровня физического и психического развития детей 4-6 лет.

Гипотеза исследования. Известно, что обучение и воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастных группах имеет значительное количество преимуществ по сравнению с традиционными для ДОУ способами организации учебно-воспитательной деятельности .

Также известно, что физическое воспитание как социальное явление является мощным стимулом, способствующим интенсификации психофизического развития ребенка .

Предполагалось, что разработка и экспериментальное обоснование эффективности программы сопряженного физического и психического развития детей 4-6 лет в разновозрастных группах и методических рекомендаций по ее реализации в практике, позволят усовершенствовать программно-нормативные основы физического воспитания в ДОУ и будут способствовать повышению уровня развития основных физических качеств и психических процессов дошкольников.

Задачи исследования:

1. Определить возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов дошкольников 4-6 лет.

2. Разработать программу физического и психического развития детей 4-6 лет в ходе проведения обязательных форм физического воспитания в группах ДОУ, учебно-воспитательный процесс в которых организован по разновозрастному принципу.

3. Экспериментально оценить эффективность разработанной программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах.

Методологическую основу исследования составляют современные представления о человеке как о природном и социальном существе (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн); об общественно- исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев); единстве психического и физического развития как основы формирования гармоничной личности детей и важнейшей роли физической культуры в развитии этого процесса (В.К.Бальсевич, С.Д.Неверкович, Н.Н.Визитей, В.М.Выдрин,

А.В.Запорожец); логике (гармонии) развития (Л.С.Выготский, Г.Г.Наталов).

Теоретическая основа исследования базируется на научных положениях теории культуры (В.Е.Давыдова, Ю.А.Жданов, Н.С.Злобин); теории деятельности и психологической теории формирования личности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Д.Неверкович); теории физической культуры (Л.П.Матвеев, В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева, Г.Г.Наталов); учении о физиологических механизмах и закономерностях индивидуального развития (И.А.Аршавский, Е К.Аганянц).

Научная новизна

1. Выявлены особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 4-6 лет, являющиеся объективной основой планирования целенаправленного физического и психического развития дошкольников в ходе организованных форм физического воспитания в разновозрастных группах в ДОУ.

2. Разработана программа физического воспитания детей в разновозрастных группах, способствующая интенсификации процесса физического и психического развития дошкольников.

3. Обоснованы методические подходы к реализации программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста положениями, свидетельствующими о возможности целенаправленного физического и психического развития детей 4-6 лет в условиях специально организованного физического воспитания в разновозрастных группах с учетом необходимости оказания дополнительного педагогического воздействия на дошкольников 6-летнего возраста.

Практическая значимость результатов исследования:

1. Выявленные онтогенетические особенности физического и психического развития детей 4-6 лет в ходе стимулирующего обучения и воспитания позволяют природосообразно, с учетом установленных возрастных предпочтений сенситивного характера, планировать использование средств физической культуры в целях повышения результативности педагогического воздействия.

2. Разработанная программа физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах органично дополняет документы, регламентирующие процесс физического воспитания в ДОУ и существенно повышает эффективность деятельности педагогических коллективов, направленную на совершенствование физического и психического развития детей дошкольного возраста.

3. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки специалистов по дошкольному, в том числе физическому, воспитанию в контексте улучшения качества их профессиональной компетентности по проблемам: повышения уровня физической подготовленности и психических процессов детей, обучающихся и воспитывающихся в разновозрастных группах; разработки технологии проектирования образовательных программ в области физического воспитания детей дошкольного возраста.

Положения, выносимые на защиту.

1. Объективно существующая потребность в разработке научно обоснованных подходов к физическому воспитанию детей 4-6 лет в разновозрастных группах обусловлена наличием большого количества ДОУ в Российской Федерации, организующих образовательную деятельность дошкольников по этому принципу, и отсутствием программно-нормативных государственных документов, содержательно и технологически обеспечивающих данный процесс.

2. Процесс физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах целесообразно осуществлять на основе разработанной программы и обоснованных по результатам исследования методических рекомендаций, обеспечивающих существенное повышение уровня физического и психического развития дошкольников в ходе стимулирующего обучения и воспитания в ДОУ.

3. Основными методическими особенностями, обеспечивающими результативность реализации программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах, являются:

Общность содержательных составляющих процесса физического воспитания дошкольников, дифференцированных по сложности и уровню физической нагрузки в зависимости от половозрастных особенностей детей;

Обусловленное задачами конкретного периода процесса физического воспитания детей 4-6 лет оптимальное соотношение совместной, фронтальной, физкулы/рно-спортивной деятельности дошкольников, а также групповых и индивидуальных способов организации учащихся в ходе проведения основных форм учебных занятий;

Активная деятельность шестилетних детей в качестве помощников педагогов ДОУ в процессе проведения различных форм физического воспитания дошкольников на основе их предварительной подготовки.

Внедрение полученных результатов. По теме диссертации опубликовано 6 работ, в том числе два методических пособия. Материалы исследования докладывались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ в 2003-2005 годах.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс по физической культуре детских дошкольных учреждений № 6, 32, 232, 230 г. Краснодара.

Структура if объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложений и актов внедрения. Объем диссертации - 183 страницы печатного текста, иллюстрированного 34 таблицами и 7 рисунками.

Список литературы состоит из 226 наименований, в том числе 28 на иностранных языках.

Программно-нормативные основы физического воспитания детей дошкольного возраста

В настоящее время в практике обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации используется достаточно большое количество разнообразных программ .

Все программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные, или общеразвивающие, программы направлены на формирование у ребенка универсальных способностей. К ним относятся: «Детство» ; «Радуга» ; «Истоки» ; «Преемственность» .

Парциальные, или специализированные, программы включают одно или несколько направлений развития ребенка. Среди них выделены программы физкультурно-оздоровительного, валеологического направления и узкоспециализированные. К программам физкультурно-оздоровительного направления отнесены: «Физическая культура- дошкольникам» ; «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми» ; «Здоровье» ; «Театр физического воспитания дошкольников» ; «Программа по физической культуре от 3 до 17 лет» .

К программам валеологического направления отнесены: «Здоровье с детства» ; «Здравствуй» ; к узкоспециализированным программам - «Старт» ; «СА-ФИ-ДАНСЕ» .

Выделяются также различные технологии, например: социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» .

Программа по физической культуре в детском саду- это документ, включающий перечень знаний о физическом воспитании и физических упражнениях для детей дошкольного возраста .

Новые программы, реализующие принцип сотрудничества, предусматривают внедренные в практику ДОУ личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми. Несмотря на то, что программы отличаются друг от друга по структуре и содержанию, общим для них является то, что содержание раздела «Физическое воспитание» базируется на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой . В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к школе.

Анализируя (Программу» под редакцией М.А. Васильевой для детей подготовительной к школе группы, М. Sleap, P. Warburton отмечают, что в ней очерчен широкий круг задач, включающий формирование двигательных умений у детей. Однако дальнейшее совершенствование различных движений, особенно спортивного характера (катание на коньках, ходьба на лыжах, элементы спортивных игр и т.д.), в значительной мере обусловлено уровнем развития тех физических качеств, без которых они не могут быть выполнены, а этот аспект в данной программе не имеет должного отражения.

Авторская программа «Детство» состоит из 3 частей, в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста. В основу каждой части положены общие идеи, отражающие условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценное личностное формирование и становление готовности к школьному обучению.

Основные цели программы: обеспечение здорового образа жизни, начальная социализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия.

Задача воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не Е формировании сроков и темпов перевода его на рельсы школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Базовой основой реализации содержания программы является блок «Здоровый образ жизни». Его назначение - создать условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду, помочь ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и занятиям физической культурой. Однако в программе недостаточно подробно освещены вопросы организации оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольного учреждения (закаливание, примерный режим дня, гигиенические условия) .

«Радуга» - программа нового поколения, меняет взгляд на взаимодействие взрослого с ребенком. В ней впервые на практике реализуется личностно-ориентированное общение. Важным становиться не только усвоение знаний, но и забота о физическом и психическом самочувствии ребенка, об его эмоциональном благополучии.

Программа «Радуга», как и традиционная программа, ставит общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. В определении целей психического развития программа основывается на концепции Н.А.Леонтьева и М.И.Лисиной , задавая следующие направления: развитие целенаправленной деятельности, развитие сознания, развитие личности ребенка.

В отличие от других программ особое внимание уделяется воспитанию у детей личной физической культуры, формированию потребности в физическом совершенствовании, вооружению знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитию умения правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни, и способности предотвратить их.

Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами - введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных игр на всех занятиях.

В программе наблюдается некоторый разрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями и содержанием педагогического процесса. Недостатками программы «Радуга» является и то, что в ней не уделяется достаточное внимание задачам физического развития и воспитания в каждой возрастной группе, не представлен перечень подвижных:пр, не указаны показатели физической подготовленности.

Одной из важных задач программы «Преемственность» является сохранение и укрепление здоровья детей, готовящихся к обучению в школе.

Главные принципы программы: адекватность содержания физической подготовки индивидуальному состоянию ребенка; гармонизация и оптимизация физической тренировки; свобода выбора форм физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка. Важно не забывать, что преемственность состоит не в том, чтобы переносить терминологию, средства физического воспитания из школы в дошкольное учреждение, а в тш, чтобы опираться на уже имеющийся двигательный опыт дошкольников.

Физичзская подготовленность

Исследование возрастных особенностей динамики свойств и видов основных психических процессов детей дошкольного возраста, позволяющих получить количественные характеристики происходящих изменений при стихийном обучении и воспитании, является необходимым условием выявления возможностей организованного педагогического воздействия на психическую сферу ребенка .

В связи с вышеизложенным в данном разделе исследования решались следующие частные задачи: - выявить возрастные особенности развития психических процессов детей 4-6 лет; - определить достоверность изменений параметров психических процессов в годичном цикле; - выявить динамику средних Тпр. характеристик психических процессов детей 4-6 лет в годичном цикле; - установить наличие элементов полового диморфизма по изучаемым признакам.

Значения среднегрупповых показателей психических процессов (мышление, внимание, память, воображение, восприятие) на первом и втором этапах предварительного исследования представлены в таблице 3.14.

Полученные результаты позволяют визуально констатировать характерное как для мальчиков, так и для девочек увеличение среднегрупповых показателей основных психических процессов по мере взросления детей. Вместе с тем качественную оценку данному факту можно дать на основе сравнения отличий уровня развития изучаемых признаков в годичном цикле между смежным возрастом и между мальчиками и девочками 4-6 лет.

Изучение результатов, характеризующих внутригрупповые изменения психических процессов в годичном цикле у детей (табл.3.15), свидетельствует об увеличении количества достоверно изменившихся показателей к 6-ти годам. Исключение составили характеристики мышления, внимания, памяти у девочек и мальчиков 4 лет, а также показатели внимания у девочек и мальчиков 5 лет и памяти у мальчиков 5 лет. Высокий уровень увеличения (Р 0,001) выявлено по характеристикам восприятия у девочек 5, 6 лет, а также у мальчиков 6 лет. Необходимо отметить, что у девочек уровень достоверности изменения изучаемых признаков с возрастом увеличивается, а у мальчиков такое повышение показателей памяти выявлено в 6-летнем возрасте. По показателям восприятия у мальчиков с возрастом наблюдается поступательное достоверное увеличение изучаемого показателя. У детей всех возрастов достоверные изменения показателей познавательных процессов в годичном цикле произошли в 70,0% случаев.

В ходе предварительного исследования предпринята попытка выявить возрастные особенности изменения Тпр. показателей психических процессов детей 4-6 лет, которые изучались на основе анализа среднегрупповых значений в течение учебного года (табл.3.16).

Высокие Тпр. показателей психических процессов были выявлены у мальчиков 4 лет (воображение), 6 лет (память), 5 и 6 лет (восприятие). У девочек всех возрастов были выявлены высокие Тпр. по показателям воображения и восприятия.

Данные, характеризующие изменения возрастной динамики средних Тпр. показателей психических процессов у детей 4-6 лет в годичном цикле, представлены на рисунке 3.3.

Характеристика программы физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах

Программа физического воспитания для детей 4-6 лет состоит из проективного, содержательного, процессуального и контрольно-учетного блоков .

Проективный блок включает: цель, основные задачи программы физического воспитания, а также частные задачи обучения и воспитания (оздоровительные, образовательные и воспитательные) для детей 4-6 лет.

В проективном блоке раскрыты частные задачи (оздоровительные, образовательные и воспитательные) для детей каждого рассматриваемого возраста. В процессе занятий, на которых предусматривается решение разных задач для возрастных подгрупп, педагогу необходимо помнить о необходимости соблюдения нужной последовательности учебного процесса по отношению к каждой возрастной подфуппе.

Данный блок программы раскрывает содержание физических упражнений (упражнения в ходьбе, беге, прыжках, в бросание, ловле и метании; упражнения в лазание, ползание и подлезание, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения, строевые упражнения, подвижные игры: с бегом, прыжками, ползанием и лазаньем; бросанием и ловлей, метанием, прокатыванием, ифы на ориентировку в пространстве, ифы с правилами, с сюжетом и без сюжета) для детей 4, 5, 6 лет, для каждого возраста в отдельности, а также методические указания по их выполнению.

Процессуальный блок профаммы раскрывает основы планирования, организацию работы, методику проведения занятий и педагогические условия реализации методики физического воспитания в разновозрастных фуппах.

Анализ профамм обучения и воспитания в ДОУ, в частности их процессуальных блоков, позволяет констатировать, что, как и во всей воспитательно-образовательной работе, педагог смешанной по возрасту фуппы при определении цели и задач физического воспитания должен исходить из требований профаммы для каждой возрастной фуппы детского сада и учета умений и навыков, имеющихся конкретно у детей своей фуппы. Практика убеждает , что при правильном сочетании профаммных требований с состоянием физического воспитания у реального состава группы удается организовать педагогический процесс так, что дети всех возрастных подгрупп занимаются достаточно и разнообразно, овладевают соответствующими их возрасту навыками и умениями.

В контрольно-учетном блоке представлены методы оценки физического развития, физической подготовленности и психических процессов, позволяющие подбирать оптимальный двигательный режим, осуществлять контроль за соответствием предложенной программы. Оценка физического развития осуществлялась по показателям длины тела, массы тела, ОГК, индекса Пинье и кистевой динамометрии (см. гл. 2. п.2.1.). Уровень физической подготовленности определялся с помощью тестовых заданий, представленных во 2 главе (п.2.1), и разработанных значений уровня развития интегральных показателей основных физических качеств (приложение 22). Оценка уровня развития интегральных показателей физической подготовленности и психических процессов /етей осуществлялась с помощью методик, изложенных в приложениях 23 и 24.

Работу по физическому воспитанию детей разного возраста рекомендуется организовывать в разнообразных формах: 1. Физкультурные занятия (с элементами подвижных игр и упражнений, релаксации). 2. Физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, гимнастика после сна, физкультурные паузы). 3. Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни, подвижные игры, самостоітельная двигательная деятельность, прогулки. 4. Активный отдых (физкультурные досуги, праздники). Педагогические наблюдения и специальные исследования показывают, что чем более совершенна организация основных форм физического воспитания, тем эффективнее отдых детей и влияние его на умственную и физическую работоспособность, двигательную подготовленность, состояние здоровья.

Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников в разновозрастных группах в годичном цикле включает в себя 4 основных этапа (периода). Последовательность и содержание этих этапов представлены в таблице 4.1.

В начале всего цикла работы (сентябрь) организуется первичная диагностика уровня физической и психической подготовленности детей. Подготовительный период (сентябрь - октябрь) направлен на совершенствование физических качеств, сформированных у детей в предыдущей возрастной группе, и подготовку организма ребенка к последующим периодам.

Методические особенности проведения физкультурных занятии в разновозрастных группах

Для преодоления указанных недостатков и повышения эффективности совместных занятий в разновозрастных группах необходимо создавать надлежащие условия на основе сформулированных дидактических требований.

1. Знание педагогом содержания и особенностей программы, умение свободно ориентироваться в учебном материале для всех возрастных групп. При этом изучение содержания и методических особенностей реализации экспериментальной программы должно сочетаться с детальным ознакомлением специалистов ДОУ со всеми программно-нормативными документами, использующимися в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Целью ознакомления с данными документами является заимствование из этих программ оригинальных физических упражнений, сценариев физкультурного досуга и праздников. Важной задачей также является обеспечение преемственности государственных и экспериментальной программы в случае их параллельного использования в практике физического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Достаточный уровень профессиональной компетентности специалистов ДОУ г контексте осведомленности об онтогенетических и тендерных особенностях развития детей дошкольного возраста. Необходимо отметить, что проведенный анализ государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (СПО) по специальностям дошкольного обучения и воспитания свидетельствует о недостаточной профессиональной компетентности выпускников педагогических училищ и колледжей по двум взаимосвязанным аспектам, что связано:

а) с небольшим объемом учебных часов, отведенных на изучение дисциплин, обеспечивающих медико-биологическую составляющую профессиональной подготовленности специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе по анатомии, физиологии, гигиене, лечебной физической культуре и другим;

б) практическим отсутствием в учебных планах СПО важнейших учебных дисциплин - возрастной физиологии, динамической анатомии, медико-биологических основ физического воспитания детей, психологических особенностей физкультурно-спортивной деятельности, теории и методики формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры.

Установленные особенности процесса профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию предопределяют необходимость получения дополнительного образования, как в рамках самоподготовки, так и послессузовского обучения на специальных курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях.

3. Выполнение педагогами основных методических требований; конкретизация задач занятия; понятное для детей объяснение содержания общих заданий с их дифференциацией по возрастным подгруппам. Данное требование вытекает из общих дидактических основ процесса обучения и воспитания дошкольников, а также из специфических особенностей образовательного процесса в разновозрастных группах. На процесс физического воспитания детей в разновозрастных группах распространяется действие всех общих форм, принципов, методов, используемых в технологиях формирования двигательных действий и развития физических качеств. Вместе с тем наличие в группах детей разного возраста обусловливает учет возрастных особенностей дошкольников, прежде всего, с целью обеспечения принципов доступности, последовательности, соответствия физических нагрузок возможностям ребенка. Несмотря на то что эти особенности были учтены при разработке документов перспективного планирования (раздел 4.1.), специалисты должны вносить в методику физического воспитания в разновозрастных группах коррективы с учетом особенностей детского контингента, местных условий (климатогеографических), национальных традиций и традиций, сложившихся в конкретном дошкольном образовательном учреждении.

4. Соответствующее основным и частным задачам физкультурного занятия использование фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации занимающихся. Данное методическое требование в основном обусловлено специфическими особенностями физического воспитания детей в разновозрастных группах. Прежде всего, необходимость использования данных трех основных способов организации дошкольников в процессе физического воспитания в разновозрастных группах вызвана спецификой данного процесса, к основным элементам которой относятся:

Необходимость проведения совместного выполнения физических упражнений, подвижных игр и других видов двигательной активности, что предопределяет аргументированное применение фронтального метода.

В ходе проведения различных форм физического воспитания в разновозрастных группах, исходя из целевых установок учебно-воспитательного процесса, целесообразно детализированное изучение программного материала с учетом специфических возможностей детей каждой группы. В данном случае не вызывает сомнения целесообразность применения группового метода, подразумевающего распределение детей по отдельным возрастным подгруппам. Особенностью применения данного способа организации детей, безусловно, является усложнение условий выполнения профессиональных обязанностей методистами и инструкторами физического воспитания ДОУ. В этой связи, по нашему мнению, целесообразно привлекать к проведению занятий воспитателей отдельных групп.

Поэтому во вводной части занятий не следует планировать сложные перестроения. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Эти способы передвижения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия можно различным положением рук -на поясе, за головой, спиной, в стороны. Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки..." - ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "Ребятки станут медвежатками..." - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и т.п. Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (старшие держат за руку малыша) развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок?" - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Цель: Организовать проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста в разновозрастной группе.

В семье растет ребенок… Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, а также специальные занятия физической культурой. В последнее время во многих детских учреждениях открывают разновозрастные группы, являясь моделью общества, в котором сосуществуют дети разных возрастов, уровня развития, способностей и интересов, оказывают содействие более высокому уровню личностного развития. Но при всём этом возникает вопрос, как же организовать физкультурные занятия в таких группах, если у каждого возраста есть свои нормы, обусловленные физическим развитием.

В нашем детском саду функционирует 4 разновозрастные группы. Для занятий физической культурой дети делятся на подгруппы, в которые входят дети 2-х возрастов:

1 подгруппа вторая младшая и средняя группы;

2 подгруппа старшая и подготовительная группа.

Общая продолжительность занятий не более 15 и 25 минут соответственно, промежутки между занятиями 10 минут.

Одной из важнейших проблем в дошкольном воспитании является правильно спланированные физкультурные занятия, а особенно для детей занимающихся в разновозрастной группе. Решение данной проблемы начинается с реализации обязательных условий проводимых занятий:

– наличие спортивной формы;

– присутствие младшего воспитателя;

– отсутствие обуви и чешек, дети занимаются босиком, за исключением холодных периодов (отключение отопления);

– влажная уборка спортивного зала перед занятием, проветривание.

Учитывая все особенности двух возрастов, для обеспечения достаточной моторной плотности занятия и сохранения высокой работоспособности заранее распределяется чередование отдельных видов деятельности и отдыха, который может быть активным и пассивным. Поэтому на наших занятиях для повышения полезного времени используется смена мышечной нагрузки. Например, в основной части занятия после ходьбы по гимнастической скамейке или метания проводится подвижная игра с бегом. Для более быстрого перестроения и распределения детей на занятиях выбираются поточный способ выполнение упражнений и основных видов движений, а также выполнение ОВД с помощью распределения детей по возрастам (применяется, если программное содержание подразумевает сложности в выполнении у младшей группы (рис.1)).

Рисунок 1
Пример распределения заданий на занятии
по физической культуре в разновозрастной группе

Планирование для разновозрастной группы начинается с составления перспективного плана и плана развития основных видов движений для каждого возраста. Подробное составление плана конспекта для разновозрастной группы, в котором объединяются задачи для двух возрастов, позволяет четко дифференцировать задания с учетом возрастных возможностей. Например, в упражнении ходьба, по гимнастической скамейке перешагивая через кубики, средние получают задание перешагивать, младшие идут по гимнастической скамейке без кубиков с сохранением равновесия. На занятиях активно используется крупный спортивный инвентарь и различные игровые приемы, основанные на подражании и непременном участии взрослых. Всё это помогает развитию способности быстро реагировать на новые условия.

В период дошкольного детства познавательная активность ребёнка направлена на формирование чувственного образа окружающего мира. Поэтому при выполнении любого упражнения проговаривается, где те или иные навыки пригодятся в жизненной практике. Например, ребенок, выполняя упражнение – ходьба по гимнастической скамейке – на улице – это преодоление расстояния по узкой доске через ручеек и т.д. Для достижения этой цели решаются задачи содействия развитию: концентрации внимании; произвольных движений; способности делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно учиться.

Проведение занятий в разновозрастной группе имеет несколько положительных моментов:

  • Способность быстро перестроиться за старшими детьми в выполнении отдельных упражнений (бег змейкой - дается задание бежать за старшими детьми);
  • Своевременные подсказки младшим детям в выполнении отдельных упражнений (в разминке: старшие дети обращают внимание малыша, выше поднять руки, голову вниз не опускать и т.д.);
  • учиться друг у друга, особенно актуально, когда дети выполняют упражнения фронтальным способом (есть возможность посмотреть, как делают старшие дети и возникает желание повторить);
  • дифференцированное обучение детей основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности. Гиперактивные дети учатся управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами и нормами, быстрее и качественнее выполняют двигательные задания. У малоподвижных детей пробуждается интерес к спортивным играм и упражнениям, возникает интерес участвовать в соревнованиях, улучшаются показатели физической активности.

Для работы с разновозрастными детьми необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Учет индивидуальности каждого ребёнка. Занятия по физическому воспитанию проводятся таким образом, чтобы каждый ребенок получил физическую нагрузку с учетом его индивидуальных показателей. Для определения этих показателей используется система тестирования физических качеств, где определяется и контролируется нагрузка на организм детей.
  2. Обеспечения свободы развития. В течение всего занятия дети выполняют упражнения под контролем инструктора по ФВ, после предварительного показа и краткого рассказа в зависимости от возраста учащихся. В конце каждого занятия выделяется время для свободной деятельности. Ребята выбирают тот спортивный инвентарь, с которым им нравится заниматься и который вызывает у них больше положительных эмоций.
  3. Широкое использование возможностей физического воспитания как основы последующего интеллектуального развития ребёнка. Каждое занятие заканчивается подвижной игрой и игрой малой подвижности, где необходимо быстро подстраиваться под ситуацию, проявляя свои интеллектуальные способности.

На занятиях в разновозрастной группе нет четких рамок для выполнения определенных основных видов движений, так как многие малыши смотрят на старших детей и просятся попробовать выполнить упражнение более сложное. У ребенка получилось или есть, какие-то способности или он старается, нет причин запрещать ему это упражнение совершенствовать или знакомиться с ним, но все манипуляции проходят под контролем взрослых инструктора по физической культуре и младшего воспитателя, который находиться на занятии.

В заключение хочется отметить, что занятия в разновозрастной группе способствует формированию у детей способности к взаимопомощи, сопереживанию, а также формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни, оценке своих физических возможностей и путей достижения поставленных целей.

Алексенцева Антонина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Фил.д/с "Ивушка", МБДОУ д/с "Алёнка"
Населённый пункт: С Ярославка, Никифоровского р-на, Тамбовской обл
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" В РАНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Дата публикации: 05.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Перспективное планирование образовательной области

«Физическая культура» в разновозрастной группе.
Месяц /недели Цели (программное содержание) занятий Сентябрь 1.
1

.
Мл. Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному,.развивать умение сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры, упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола и мягком приземлении при подпрыгивании на месте. Ст. Упражнять детей в ходьбе с перешагиванием через кубики,.мячи, п р ы г а т ь н а 2 - х н о г а х с п р о д в и ж е н и е м в п е р ё д.
2
. Мл. Развивать умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади; закреплять умение прокатывать мяч в определённом направлении, подбрасывать и ловить мяч, не прижимая его к груди; развивать навыки выполнения упражнений с мячами. Ст. Перебрасывать мячи, стоя в шеренге, двумя руками. снизу, после уд а р а м я ч а о б п о л п о д б р а с ы в а т ь в в е р х 2 - м я. р у к а м и. (не.прижимая.к.груди)
3.
(на воздухе)* Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному и врассыпную; в умении действовать по сигналу; развивать ловкость и глазомер при прокатывании мяча двумя руками 2.
1
. Мл. Учить детей энергичному отталкиванию от пола и приземлению на полусогнутые ноги при подпрыгивании вверх, доставая до предмета. Упражнять в прокатывании мяча. Ст. Учить детей подбрасывать мяч вверх и ловить его после хлопка, ползать по гимнастической скамейке на ладонях и коленях, на предплечьях и коленях.
2.
Мл. Развивать умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади; имитировать повадки птиц; закреплять умение прыгать на двух ногах; совершенствовать навыки ходьбы и бега. Ст. Упражнять в перебрасывании мяча друг другу 2-мя руками из-за головы, ползать по гимнастической скамейке на ладонях и коленях.
3.
* Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному, на носках; упражнять в прыжках. 3.
1
. Мл. Упражнять детей в ходьбе колонной по одному, беге врассыпную. Развивать умение катать обруч друг другу. Упражнять в лазанье под шнур.
Ст
. Учить пролезать в обруч в группировке, боком, прямо, ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове.
2
. Мл. Развивать умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади; закреплять умение прыгать на обеих ногах с продвижением вперёд; совершенствовать навыки действий с обручами.
Ст
. Учить прыгать на 2-х ногах с мешочком между коленями и ходить «Пингвином»., ходить по скамейке с мешочком на голове.
3
.* Упражнять в ходьбе в обход предметов, поставленных по углам площадки; повторить подбрасывание и ловлю мяча двумя руками;
упражнять в прыжках, развивая точность приземления 4.
1.
Мл. Продолжать развивать умение детей останавливаться по сигналу воспитателя во время ходьбы и бега. Учить умению группироваться при лазанье под шнур. Упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры. Ст. Учить прыгать на 2-х ногах с мешочком между коленями и ходить «Пингвином»., ходить по ск амейке с. м е ш о ч к о м. н а. г о л о в е.
2
. Мл. Развивать умение сохранять равновесие на ограниченной и приподнятой площади; закреплять умение спрыгивать с высоты 30-50см. совершенствовать навыки подлезания под дуги правым и левым боком, не касаясь руками пола. Ст. Учить ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове, совершенствовать навыки подлезания под дуги правым и левым боком, не касаясь руками пола.
3
.* Упражнять в перебрасывании мяча друг другу, развивая ловкость и глазомер; Упражнять в прыжках. Октябрь 1. 1.Мл.Развивать умение детей сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре; упражнять в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении на полусогнутые ноги в прыжках с продвижением вперед. Ст. Учить ходить по скамейке приставным шагом, перешагивая через кубики, прыгать на 2-х ногах через шнуры прямо, боком.
2
. Мл. Развивать умение прыгать в длину с места; правильно занимать исходное положение и правильно выполнять замах при метании вдаль из свободной стойки (рука поднимается вверх и назад); совершенствовать навыки.сохранения.равновесия.при.ходьбе.по.ограничен-ной.площади. Ст..Учить.бросать.мяч.2-мя.руками.от.груди, перебрасывать друг другу из- за головы, ходить по скамейке с приседанием на середине.
3.*
Упражнять в перебрасывании мяча через сетку, развивая ловкость и глазомер; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе и беге по уменьшенной площади опоры. 2. 1. Учить детей находить свое место в шеренге после ходьбы и бега. Упражнять в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках из обруча в обруч. Закреплять умение прокатывать мяч друг другу, развивая точность направления.движения. Ст..Упражнять..детей.в.прыжках.,спрыгивании..со.скамейки..на полусогнутые.ноги, переползать через п р е п я тс т в и е. 2.Мл. Упражнять прыжкам в длину с активным взмахом руками вперед и вверх; закреплять умение сохранять равновесие в ходьбе по шесту, по узкой доске; совершенствовать навыки ползания; развивать фантазию. Ст. Учить метать мешочки в горизонтальную цель правой и левой рукой, подлезать под дугу правым и левым боком, не касаясь пола. 3.* Упражнять детей в ходьбе с выполнением различных заданий в прыжках, закреплять умение действовать по сигналу. 3.
1
.Мл.Повторить ходьбу в колонне по одному, развивать глазомер и ритмичность при перешагивании через бруски; упражнять в прокатывании
мяча в прямом направлении, в лазанье под дугу. Ст. упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке с поворотом на середине, приседанием, перешагиванием через мяч. 2.М л. Упражнять в ходьбе по ограниченной площади, сохраняя равновесие; закреплять навыки ползания, прыжков на двух ногах через гимнастические палки; развивать умение разгадывать загадки. Ст. Учить пролезать через 3 обруча(прямо, правым и левым боком), прыгать на двух ногах через препятствие. 3.
*
Упражнять.детей.в.ходьбе.и.беге.между.предметами,.поставленными произвольно по всей площадке; в прокатывании обручей, в прыжках на двух ногах. 4.
1.
М л. Развивать умение детей находить свое место в колонне после ходьбы и бега. Повторить лазанье под дугу, не касаясь руками пола; упражнять в сохранении устойчивого равновесия. Ст. Учить выполнять игровые задания: «Попади в корзину», «Проползи, не задень», «Не упади в ручей». 2. Мл. Развивать умение метать шишки на дальность, разгадывать загадки; развивать глазомер, фантазию; закреплять умение сохранять равновесие при ходьбе между кубиками. Ст. Игровые задания: «На одной ножке по дорожке», «Ловкие ребята», «Перешагни- не задень». 3.* Повторить ходьбу и бег колонной по одному; упражнять в бросании мяча в корзину, развивая ловкость и глазомер. Ноябрь 1. 1. Мл. Упражнять детей в ходьбе и беге с изменением направления движения, ходьбе и беге между предметами. Закреплять умение удерживать устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре. Упражнять в прыжках на двух ногах. Ст. Учить детей ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь.2-мя.руками, ползать на четвереньках,подталкивая головой.набивной.мяч. 2. Мл. Закреплять умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади; закреплять навыки лазания по гимнастической стенке; совершенствовать навыки ходьбы и бега. Ст. Учить детей ползать по скамейке с опорой на предплечья и колени, вести мяч с продвижением вперёд.
3.*
Упражнять в ходьбе и беге с изменением направления движения; ходьбе и беге «змейкой» между предметами; сохранении равновесия на уменьшенной площади опоры; повторить упражнение в прыжках. 2. 1.Мл. Учить детей ходить и бегать по кругу, взявшись за руки. Упражнять в ходьбе и беге на носках. Продолжать учить приземляться на полусогнутые ноги. Упражнять в перебрасывании мяча друг другу Ст. Продолжать учить детей подбрасывать мяч вверх и ловить его после хлопка, подпрыгивать на 2-х ногах, перебрасывать мяч друг другу руками из-за головы. 2. Мл. Закреплять умение подлезать под препятствие ограниченной высоты (в приседе, в положении лежа); совершенствовать навыки сохранения равновесия при ходьбе по ограниченной площади.
Ст. Учить ходить по канату боком приставным шагом, руки на поясе, мешочек на голове, перебрасывать мяч 2-мя руками из-за головы. 3.* Упражнять детей в ходьбе колонной по одному, выполняя задания для рук, беге с перешагиванием через шнуры. Закреплять умение детей действовать с мячом по сигналу воспитателя. 3. 1.Мл.Упражнять детей в ходьбе и беге с изменением направления движения; в бросках мяча о землю и ловле его двумя руками; повторить ползание на четвереньках. Ст. Учить подлезать под шнур боком, прямо, не касаясь руками пола, ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове, руки на поясе. 2.Мл.Закреплять умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади, прыгать на двух ногах, пролезать в обруч, не задевая верхний край спиной и пол – руками; совершенствовать навыки выполнения упражнений с обручами. Ст. Упражнять в прыжках на правой и левой ноге между предметами, совершенствовать навыки выполнения упражнений с обручами. 3.*Упражнять детей в ходьбе между предметами, не задевая их; упражнять в прыжках и беге с ускорением. 4. 1. Мл. Упражнять детей в ходьбе и беге с остановкой по сигналу воспитателя; в ползании на животе по гимнастической скамейке, развивая силу и ловкость; закреплять умение сохранять устойчивое равновесие и правильную осанку в ходьбе. С т. И г р о в ы е з а д а ни я: « М я ч вод я ще м у » , « К то с к о р е й д о флажка»(ползание по скамейке). 2.Мл.Учить разнообразным видам ходьбы; совершенствовать навыки ползания и прыжков на двух ногах с продвижением вперед. Ст. Упражнять в прыжках на правой и левой ноге между предметами, совершенствовать навыки выполнения упражнений с обручами. 3.* Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки (из колонны); Повторять ходьбу и бег с установкой по сигналу воспитателя; развивать глазомер и силу броска при метании на дальность, упражнять в прыжках Декабрь 1. 1.Мл.Закреплять умение сохранять устойчивое равновесие и правильную осанку в ходьбе по уменьшенной площади опоры; развивать ловкость и координацию.. движений в прыжках через препятствие. Ст. Учить перешагивать через бруски, шнур, справа и слева от него, развивать ловкость и координацию.. движений в прыжках через препятствие. 2.Мл.Закреплять умение подлезать под дугу; совершенствовать навыки прыжков в длину. Ст. Учить ходить по наклонной доске боком, приставным шагом, перешагивать через бруски, шнур, справа и слева от него, 3.*Упражнять в ходьбе и беге между сооружениями из снега; в умении действовать по сигналу воспитателя. 2. 1.Мл.Упражнять детей в перестроении в пары на месте; в мягком приземлении на полусогнутые ноги; закреплять умение прокатывать мяч,
развивая глазомер. Ст. Учить подбрасывать мяч 2-мя руками вверх и ловить его после хлопка. 2.Мл..Закреплять.умение.прокатывать.мяч,.развивая..глазомер. Ст.. Учить прыгать попеременно на правой и левой ноге до обозначенного места, ходить по гимнастической скамейке с мешочком на голове 3.*Развивать умение брать лопатки для снега и переносить их к месту занятий; упражнять в ходьбе ступающим шагом. 3. 1.Мл.Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному; развивать умение ловить мяч, брошенный товарищем. Упражнять в ползании на четвереньках на повышенной опоре. Ст. Учить лазать по гимнастической стенке до верха, лазать разными способами,.не.пропуская..реек. 2.Мл.Закреплять умение прыгать на двух ногах, навыки выполнения упражнений..с.обручами. Ст. Учить ползать с мешочком на спине, перебрасывать мяч друг другу 2- мя.руками.снизу.с.хлопком.перед.ловлей. 3.*Упражнять в метании на дальность снежков, развивая силу броска. 4. 1.Мл. Закреплять умение детей перестраиваться в пары из колонны по одному. Уметь находить свое место в колонне. Учить правильному хвату рук за края доски при ползании на животе; упражнять в умении сохранять равновесие в ходьбе на повышенной опоре. Ст…Упражнять.в.перепрыгивании.между.препятствиями, подбрасывать и п р о к а т ы в а т ь м я ч в л ю б ы х н а п р а в л е н и я х. 2. Закреплять навыки ходьбы между предметами, сохраняя равновесие. 3.* Упражнять в метании на дальность снежков, развивая силу броска. Январь 1. 1.Ст. Упражнять детей в перестроении в пары на месте, в мягком приземлении на полусогнутые ноги; закреплять умение прокатывать мяч, развивать глазоме Мл. Учить подбрасывать мяч 2-мя руками вверх и ловить его после хлопка. 2.Ст.Учить детей бросать мяч двумя руками, снизу друг другу, от груди; пролезать в обруч боком, развивать уверенность в себе, быстроту реакции,ловкость;воспитывать активность,смелость,самостоятельность. Мл. Учить отбивать мяч о пол, перебрасывать мяч друг другу, развивать умение ходить и бегать. не наталкиваясь на других детей. 3.Повторение игровых упражнений на закрепление
1–2. Мл. Продолжать учить ходьбе и бегу между предметами; развивать умение перебрасывать мяч друг другу; повторить задание в равновесии; воспитывать целеустремленность. Ст. Учить детей бросать мяч двумя руками, снизу друг другу, от груди; пролезать в обруч боком, развивать уверенность в себе, быстроту реакции,ловкость;воспитывать активность,смелость,самостоятельность. 3*. Упражнять в беге и прыжках вокруг снеговика. 1-2.Мл. Повторить ходьбу и бег между предметами, не задевая их; ползание по гимнастической скамейке на четвереньках, развивать ловкость в упражнениях с мячом. Ст.Учить.детей.пролезать.в.обруч.боком,.ходить.с.перешагиванием.через.ку бики.с мешочком.на.голове. 3*. - упражнять в прыжках между предметами, в прокатывании мячей между предметами, в бросании мяча вверх и о землю и ловля его 2-мя руками. 2. 3. Февраль 1. 2. 3. 4. 1,2 Мл. Повторить ходьбу и бег между предметами, не задевая их, ползание по гимнастической скамейке на четвереньках, развивать ловкость в упражнениях с мячом; Ст. Учить детей пролезать в обруч боком. ходить с перешагиванием через кубики с мешочком на голове. 3.Продолжать упражнять в ходьбе и беге междуспортивными сооружениями на участке, в умении действовать по сигналу воспитателя. 1,2 Мл. Упражнять в ходьбе с выполнением заданий по сигналу воспитателя, в прыжках из обручав обруч, развивать ловкость при прокатывании мяча между предметами. Ст. Учить метать мешочки в вертикальную цель, правой и левой рукой, прыгать на 2-х ногах через палку. 3. *. Развивать ловкость и глазомер при метании мешочков. 1-2.Мл. Упражнять в ходьбе и беге врассыпную между предметами, в ловле.мяча.2-мя.руками,.в.ползании.на..четвереньках по скамейке.. Ст…Учить…ходить…по…гимнастической…скамейке,…приставляя пятку о д н о й н о г и к н о с к у д р у г о й, р у к и з а г о л о в о й. 3*.Упражнять.в.метании.на.дальность. Игровые.упражнения: «Ктодальше.бросит», Найдем.снегурочку», Подвижная игра «Мороз –Красный Нос» 1-2. Мл. Упражнять в ходьбе с изменением направления движения, в ползании в прямом направлении,...прыжках. между. предметами. Ст. учить подбрасывать мяч и ловить его правой и левой рукой,прыгать с ноги на ногу, между предметами. поставленными в ряд.
3*. Развивать ловкость и глазомер при метании мешочков.

Тема: «Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада» Левина С. В. воспитатель по физической культуре. ГБОУ СОШ № 629.

В семье растет ребенок… Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, а также специальные занятия физической культурой. В последнее время во многих детских учреждениях открывают семейные детские сады, являясь моделью общества, в котором сосуществуют дети разных возрастов, уровня развития, способностей и интересов, оказывают содействие более высокому уровню личностного развития. Но при всём этом возникает вопрос, как же организовать физкультурные занятия в таких группах, если у каждого возраста есть свои нормы, обусловленные физическим развитием.

Для занятий физической культурой дети делятся на подгруппы, в которые входят дети 2 -х возрастов: - 1 подгруппа вторая младшая и средняя группы; - 2 подгруппа старшая и подготовительная группа. Общая продолжительность занятий не более 15 и 25 минут соответственно, промежутки между занятиями 10 минут. . Физкультурные занятия строятся по общепринятой схеме: I. Вводная часть (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений). II. Основная часть (общеразвивающие упражнения (комплекс); упражнения в основных движениях (2 -4); подвижные игры (1 -2). III. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец

Пространственная ориентировка несовершенна. малышей у очень Поэтому во вводной части занятий не следует планировать сложные перестроения. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Эти способы передвижения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия можно различным положением рук -на поясе, за головой, спиной, в стороны. Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки. . . " - ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "Ребятки станут медвежатками. . . " - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и т. п. Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (старшие держат за руку малыша) развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок? " - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются как для выполнения без предметов, так и с предметами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях с малышами скорее всего неуместны, так как ими они не владеют, а погремушки не следует использоватъ потому, что они создают психологический дисбаланс старших. Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах – стульях, скамейках, у предметов - гимнастической стенки, бревна, песочницы. Можно проводить и упражнения в парах старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Основные движения на занятиях могут выступать в различных сочетаниях: - используется одно движение (дети младшей подгруппы знакомятся с выполнением отдельных элементов движения, дети старшей подгруппы совершенствуют двигательный навык или закрепляют слитное выполнение составных элементов двигательного действия); - используется одно движение, варьируются способы его выполнения (младшие закрепляют навыки подлезания под шнур на ладонях и коленях, старшим предлагается выбрать целесообразный способ подлезания в зависимости от высоты препятствия); - для каждой подгруппы используются разные основные движения, учитывая, что некоторые упражнения доступны только старшим дошкольникам (прыжки в высоту, в длину с разбега, разучивание элементов игры в баскетбол и др.) Первоначальное разучивание движения проводится с одной подгруппой. Остальные дети в это время самостоятельно упражняются в выполнении знакомых движений или приучаются действовать в непривычных условиях с выбором наиболее подходящего способа выполнения.

Подвижные игры с бегом: «Мороз Красный нос» , «Гуси лебеди» Подвижные игры с лазанием: «Пожарные на учениях» , «Медведь и пчелы» Подвижные игры для разновозрастной группы ДС Подвижные игры с метанием: «Сбей булаву» , «Мяч через сетку» Подвижные игры с прыжками: «Удочка» , «Зайцы и волк»

Далеко не каждая подвижная игра может быть использована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих трастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям. На занятии предпочтение отдаётся проведению общей подвижной игре для обеих подгрупп, с вариантами применительно к возрасту детей. Метание в движущуюся цель поручается только старшим дошкольникам. При выполнении роли водящего младшим ребенком, для старших детей следует ввести усложнение в выполнении движения. При выполнении роли водящего старшим ребенком, предусматривается усложнение, как для него, так и остальных детей этого возраста, младшие действуют в облегченных условиях. В заключительной части занятия обеспечивается постепенный переход к спокойной двигательной деятельности (ходьба, игры средней и малой подвижности обеспечивают решение этих задач).

Проведение занятий в разновозрастной группе имеет несколько положительных моментов: - Способность быстро перестроиться за старшими детьми в выполнении отдельных упражнений (бег змейкой - дается задание бежать за старшими детьми); - Своевременные подсказки младшим детям в выполнении отдельных упражнений (в разминке: старшие дети обращают внимание малыша, выше поднять руки, голову вниз не опускать и т. д.); - Учиться друг у друга, особенно актуально, когда дети выполняют упражнения фронтальным способом (есть возможность посмотреть, как делают старшие дети и возникает желание повторить); - Дифференцированное обучение детей основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности. Гиперактивные дети учатся управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами и нормами, быстрее и качественнее выполняют двигательные задания. У малоподвижных детей пробуждается интерес к спортивным играм и упражнениям, возникает интерес участвовать в соревнованиях, улучшаются показатели физической активности.

Роль воспитателя очень важна. . . Задача воспитателя сформировать адекватные отношения между детьми. Где старший помогает младшему и знает, что тот чего-то не умеет, потому что еще мал. . где старший стремиться защитить и помочь младшему. Где младший не боится подойти к старшему, где младший знает что если чего-то не получается сегодня, то завтра получится. Где воспитатель внимателен к каждому ребенку, где воспитатель учит детей взаимодействовать друг с другом, учит дружить, делиться и решать возникшие конфликты. И если воспитатель хорош, то разновозрастная группа - это только благо.