Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности и в повседневной жизни

Другие торжества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Развитие человеческого общества невозможно без взаимоотношения с окружающей средой, без использования природных ресурсов, а следовательно, без влияния на природу.

Стремительное развитие научно-технической революции, бурный рост промышленности, автотранспорта, химизация сельского хозяйства, увеличение численности и урбанизация населения - все эти факторы оказывают влияние на окружающую среду. Чем выше уровень развития производственных сил, чем глубже познание законов природы, тем больше природные ресурсы могут служить интересам человечества, однако довольно часто изменения в природе носят негативный характер, вызывают необходимость ее охраны.

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «эколонизация» всех наук, всех сфер человеческой деятельности.

Развитие системы экологического образования в России сдерживает ряд объективных и субъективных причин:

Укоренившиеся тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения, разрушение позитивных народных традиций различного природопользования;

Бедственное и кризисное состояние экономики и природной среды;

Отсутствие действенного природоохранного законодательства.

В этих условиях необходимо обеспечить экологическую грамотность педагогических кадров, создать учебно-методическую базу развития системы непрерывного экологического образования, ставшая актуальной проблемой педагогической теории и практики образовательных учреждений.

Оценка ситуации в области экологического воспитания и образования в последние годы наметились прогрессивные сдвиги в экологическом образовании, а именно:

Все больше людей подключается к проблеме экологического воспитания и образования в последние годы и наметились прогрессивные сдвиги в экологическом образовании, а именно:

Наряду с эколонизацией учебных дисциплин вводятся специализированные экологические предметы;

Идет качественное изменение содержания методической базы и процесса повышения квалификации специалистов в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

1. Понятия "экологическое воспитание" и "экологическое образование"

Основные цели экологического воспитания и образования - это развитие и становление экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта взаимодействия человека к природе, обеспечивающего его выживание и развитие. Все это будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности России и в конечном счете - выживание всего человечества.

Экологическое образование - это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.

Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Основные принципы экологического воспитания и образования:

Всеобщность и непрерывность;

Интеграция (вертикальная и горизонтальная) формальных и неформальных воспитательных и образовательных культур;

Гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности, экологического сознания мышления и культуры.

Структура системы всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования. Она может быть представлена следующими основными взаимосвязанными звеньями:

Дошкольное экологическое воспитание в семье и в специализированных воспитательных учреждениях;

Экологическое образование специалистов среднего звена (подготовка в техникумах, высших профессиональных и педагогических училищах);

Экологическое образование в высшей школе, а также экологическая подготовка педагогических и научных кадров;

Неформальное экологическое воспитание и образование, самообразование детей и взрослых.

2. Задачи экологического воспитания и образования детей младшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс. экологический дошкольный флора фауна.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Основными задачами экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста является:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

3. Воспитание гуманного отношения к природе

Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность.

4. Методы работы с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию и образованию детей младшего дошкольного возраста

экологический воспитание образование дошкольный

Методы обучения - это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

4.1 Метод наблюдения в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились.

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний - это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа.

На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т.д., устанавливает необходимые связи.

Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям. В конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

4.2 Иллюстративно-наглядный материал - как метод работы с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию и образованию

Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы. Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы) С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей.

Эти задачи успешно решаются при методике рассматривания картин. В экологическом воспитании детей используются предметные, сюжетные и художественные картины.

Картины используются воспитателем во всех возрастных группах. Рассматривание картин должно проводиться неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом.

Усвоение "живых" знаний вызывает эмоциональный отклик у детей, что является важным для формирования бережного и заботливого отношения к природе.

4.3 Игры с готовым содержанием и правилами как метод работы с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию и образованию

Дидактические игры - это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний.

Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года.

4.4 Несложные опыты и экспериментирование

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.

4.5 Моделирование

Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. начинается он с чувственного восприятия. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Таким образом, моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируется обобщенные представления и элементарные понятия о природе.

4.6 Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода - создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.

Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства. Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада.

Рассказ - вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними. Рассказывать детям надо увлеченно, образно, красочно. А для этого необходимо уметь подбирать точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь. Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов и т. д. Это помогает детям понять его смысл.

4.7 Использование художественной природоведческой литературы

Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.

К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы - помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

4.8 Беседа как метод ознакомления детей с природой

Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

Для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);

Для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

В каждой беседе решается задача развития речи детей. В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда. Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.

Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Наглядным материалом во время беседы служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений.

4.9 Труд детей в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных. Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

5. Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию и образованию детей младшего дошкольного возраста

5.1 Занятия

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Количество занятий определено в программе детского сада. Оно возрастает от группы к группе. Увеличивается и длительность занятий.

Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

1. Первично-ознакомительный тип занятий - на протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям именно на занятиях этого типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя.

2. Обобщающий тип занятий - систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков для группы знакомых объектов - и на их основе формируется обобщенное представление.

3. Углубленно-познавательный тип занятия - это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувственных знаний воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа.

4. Комплексные занятия - это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Комплексное занятие - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено в занятии.

5.2 Походы и экскурсии

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Поход - это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых - эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель-методист и, конечно, воспитатель группы.

На умственное развитие детей в походе оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, Поход в лес предполагает ознакомление дошкольников с сообществом растений - им надо показать и назвать деревья, кустарники, которые являются ведущими в составе леса. От них зависят травянистый покров, наличие грибов, ягод. Важно познакомить детей и с лесными животными, прежде всего по различным следам их деятельности.

Походы нужно организовывать в разные сезоны, что позволяет наблюдать неодинаковое состояние растений и периоды их развития.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Такая подготовка создает хороший настрой у всех участников похода, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решаемых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятие под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения в природе.

5.3 Экологические праздники и досуги

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

5.4 Ознакомление детей с природой в повседневной жизни

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни. Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом- песком, глиной, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально).

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона.

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

В проведенном исследовании в целом решены поставленные задачи и подтверждены основные положения, что позволяет сделать следующие общие выводы. Наблюдение - один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями. Наблюдения играют важную роль в экологическом образовании дошкольников. В данной работе рассмотрен ряд методик и форм экологического образования дошкольников, понимание экологических проблем планеты, необходимость их решения, ценности природы, способы воздействия человека с природой. Также рассмотрели понятие и многобразие методов и форм работы с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию и образованию детей младшего дошкольного возраста, и выделили, что метод - это путь к достижению поставленной цели, а формы работы - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов явлений природы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе. Экологическая культура, ее проявления и задачи. Цели и результат экологического образования дошкольников. Учебно-тематический план по программе "Берёзка".

    курсовая работа , добавлен 13.06.2014

    Изучение проблемы организации труда детей в природе. Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Труд по уходу за комнатными растениями в уголке природы, как одно из средств экологического образования детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

    Интегративные тенденции экологического образования детей дошкольного возраста. Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ. Экспериментальное исследование экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2010

    Основные цели и задачи экологического образования дошкольников. Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Определение наиболее эффективных методов экологического воспитания дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2013

    Определение критериев, анализ показателей и характеристика состояния экологического воспитания дошкольников. Экспериментальная оценка работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2012

    Раскрытие сущности и содержания экологического воспитания старших дошкольников. Определение уровня сформированности знаний детей о взаимодействии человека и окружающей природы. Осуществление работы по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

    Цели, задачи экологического воспитания у дошкольников, его содержание. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром. Экологическая тропа как условие воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2014

    Экологическое образование как направление в дошкольной педагогике. Главные цели экологического воспитания. Сущность игры как ведущего вида деятельности. Использование дидактических игр как средства развития дошкольников в рамках экологического воспитания.

    аттестационная работа , добавлен 08.05.2010

    Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда как средство развития детей дошкольного возраста. Развитие эстетических чувств. Оборудование зоны природы в детских садах.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2014

    Понятие и определение задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста. Анализ роли игры во всестороннем развитии ребенка. Исследование дидактических игр и их влияния на экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с природой.

Наталья Пугина
Основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста

МБОУ №35 «Малышок»

г. Шадринск

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы . Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Они органично сочетаются и составляют нравственную позицию ребенка, которая проявляется в его поведении. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

Идея приобщения ребенка к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Известные педагоги-мыслители Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева и др. видели в природе могучий источник знаний для развития ума, чувств. Мысли педагогов прошлого о влиянии природы на развитие детей не утратили актуальности и по сей день.

Актуальность проблемы экологического воспитания , ее сущность и условия достаточно широко представлены в работах П. Г. Саморуковой, И. С. Фрейдкина, Н. Н. Кондратьевой, Л. С. Игнаткиной, С. Н. Николаевой, Е. И. Золотовой, Н. А. Рыжовой и др. Все данные авторы убедительно показали, что воспитание с самого раннего детства уважения ко всему живому, осознание своего соседства и необходимости сотрудничества с обитателями окружающей природы приобщают ребенка к природе и к ее познанию.

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств , как в раннем дошкольном возрасте . Поэтому задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Если ребенок с детства будет знать, что в окружающем мире, кроме него самого, родителей и знакомых есть еще живые организмы, которые так же как он дышат, питаются, то у него будет сформировано :

Бережное отношение к окружающему миру;

Представление о разных формах жизни : растения - это тоже живой организм, как и животные;

первоосновы экологической культуры .

Такое отношение возможно в результате использования воспитателем разнообразных методов и форм работы с детьми : циклы наблюдений и занятий, создание и поддержание развивающей среды для экологического образования , игры экологического содержания и др .

Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательные отношения ко всему живому.

Очень важно воспитателю постоянно показывать детям свой интерес к природе, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением воспитатель доказывает , что он не утратил способность удивляться и радоваться зеленой травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнцу, ветру, снегу, и т. д. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относиться к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.

С первых лет жизни ребенка взрослые словом и делом формируют у него представление о природе как о величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности , чувство ответственности за все живое.

Технология работы по экологическому образованию с детьми с 2-4 лет насыщена беседами, играми, экскурсиями, наблюдениями и трудом по уходу за растениями и животными, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, опытами, чтением детских природоведческих книг, использованием поговорок, потешек, использованием моделирования.

Как показывают исследования И. А. Хайдуровой, Н. И. Ветровой, П. Г. Саморуковой, С. Н. Николаевой и др., познание явлений природы возможно не только через наблюдение, большую роль могут играть модели, т. е. предметное, графическое изображение предмета или явления природы. Моделирование – прежде всего исследование каких-либо явлений, процессов путем построения изучения моделей. Особенность моделирования состоит в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства , связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Кроме того, наглядная демонстрация позволяет формировать у детей правильное , истинно доброжелательное отношение к живым существам, закладывает элементы экологического сознания и культуры . Работа с различными моделями позволяет наглядно демонстрировать детям закономерную связь природных объектов, связи причинно-следственного характера.

Детям младшего дошкольного возраста можно предложить использование модели «Сухое (несчастное) дерево», разработанной А. И. Шемшуриной. Модель помогает показать детям, что одной из важнейших задач экологии является определенное место человека в биосфере. Методика работы с данной моделью позволяет продемонстрировать роль человека в охране природы.

Для экологического воспитания , по мнению С. Н. Николаевой, универсальным средством может стать серия графических изображений объекта на разных этапах его преобразования. Такое преобразование очень хорошо можно наблюдать в календарях наблюдений за явлениями природы. Для – это календарь наблюдения за птицами. Календарь для младших дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих к кормушке. Фиксация наблюдения этим способом производится каждый день. Главным содержанием календаря является состав птиц. Внесение данных в календарь один раз в две недели в разгар зимней подкормки в младшей группе позволяет детям хорошо познакомиться с многообразием зимующих птиц.

Ряд исследователей (А. Р. Лурия, Н. Н. Поддъяков, А. Н. Давидчук, И. С. Фрейдкин) подчеркивают особую роль поисковой деятельности для умственного развития дошкольников . В процессе экспериментирования ребенок производит различные преобразования. При этом изучаемый предмет выступает перед ним самыми разнообразными свойствами. Немаловажно то, что в процессе экспериментирования развивается самостоятельность ребенка. В условиях дошкольного образовательного учреждения в экологическом образовании может использоваться, как считают И. С. Фрейдкин, П. Г. Саморукова, Л. Н. Маневцова, Т. В. Земцова и др., только элементарный опыт. По мнению, И. С. Фрейдкина, дошкольников необходимо знакомить с доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учить самостоятельно рассматривать различные предметы и производить с ними простые преобразования. С детьми младшего дошкольного возраста выясняют , какие предметы тонут, какие держатся на воде, дети опускают в воду предметы из разного материала и разной конструкции, сопоставляют результаты, рассматривают предметы – песок, камень, почву, воду и т. д. и явления – гроза, снегопад, радуга и т. д.

Приобщение к миру природы детей раннего возраста является первой начальной ступенью в системе непрерывного экологического образования . Только через взаимодействие с семьей можно решить задачу экологического образования детей младшего дошкольного возраста . Повышая педагогическую культуру родителей по данной проблеме, следует позаботиться в семье о создании природной развивающей среды : по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными; использовать сад, огород, цветник на даче, около дома; подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Такое регулярное общение с природой позволит малышу получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки, рассказы. Большое значение имеет атмосфера любви, гуманного отношения к природе в семье, настроенность взрослых на гармонию с миром природы.

Таким образом, важно специально учить детей младшего дошкольного возраста любоваться радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Процесс приобщения маленького ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, веселое настроение, удивление от узнавания нового и от первых успехов. Все это поможет детям легче и лучше познать свойства, качества, признаки объектов природы, простейшие связи и отношения.

Введение

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи. Казалось бы, все прекрасно. Однако опыт показывает, что далеко не все проблемы в этой области пока решены. Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание (образование)», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования.

В связи с этим ученые-педагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое, образование должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент экологического развития личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования начал экологической культуры, сознания, соответствующего отношения к окружающей природе.

Решение задач экологического образования дошкольников осуществляется при непосредственном и обязательном участии педагога. Именно он должен помочь воспитанникам сделать правильный выбор, обеспечить передачу ценностей экологической культуры. Именно педагог призван закладывать основы бережного отношения к природе в этом возрасте. Формирование такого отношения у дошкольников невозможно без соответствующей подготовки будущих специалистов системы дошкольного образования.

Что такое экология?

Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос» - дом, «логос» - наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология - наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

· все связано со всем;

· все куда-нибудь девается;

· все что-нибудь, да стоит (ничто не дается даром);

· природа знает лучше.

По мере развития общества экология все больше приобретала социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук. В середине ХХ века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования.

В последние годы бурно развиваются новые направления экологии - социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология, экология человека, видеоэкология и другие. От проблемы «организм - среда» экология подошла к проблеме «человек - природа». Именно на этом этапе развития мы осознали роль и необходимость экологического образования, начиная с самого раннего возраста. Существование различных направлений экологии учитывается и при отборе содержания экологического образования дошкольников. Нельзя забывать и о мировоззренческом значении экологии, а значит, и о ее связи со всеми сторонами жизни - историей, культурой, географией и т.п. В то же время не следует и размывать границы этого понятия, применяя его в качестве модного направления без всякого на то основания. В наши дни слово «экология» стало необычайно популярным, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело новый, зачастую совершенно далекий от первоначального значения смысл в выражениях «экология души», «экология музыки», «экология речи», «экология культуры», о чем я уже упоминала выше. Конечно, каждый из этих терминов несет свою смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко употребляется лишь ради моды, красивого звучания. Так, занимаясь проблемами «экологии души» (то есть проблемами нравственности, морали), педагоги затрагивают очень важный воспитательный аспект - формирование личности, в том числе и отношения ребенка к природе, окружающему миру. Но экология как наука здесь ни при чем. Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка, но это только один из его аспектов, хотя и очень значимый. Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения человека. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки. Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки. После этого в большинстве случаев птенец гибнет. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологически целесообразным.

Часто можно услышать выражения «плохая («хорошая», «ужасная») экология». Однако следует помнить, что экология как наука не может быть плохой или хорошей (мы же не говорим «плохая» физика или математика). Оценивать можно только экологическую ситуацию, обстановку (нормальная, плохая, опасная, безопасная и т.п.).

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.

Программа выдвигает две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.

Кроме создания описанных выше условий в экологическом воспитании необходим своеобразный подход к детям. Мною разработана программа по экологии “Друзья природы”, согласно которой экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу “от простого к сложному”. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Задачи программы сводятся к следующему:

2. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.

3. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.

4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.

5. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей.

Успех реализации данной программы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей.

Задачи педагогов сводятся к следующему:

1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:

  • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.);
  • предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к природе.

2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:

  • знакомить с представителями живой и неживой природы;
  • рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
  • способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
  • знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
  • способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
  • создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Активная помощь администрации ДОУ и соблюдение последовательности основных этапов работы (целеполагание, анализ, планирование, выбор программ и технологий, практическая деятельность, диагностика) являются залогом эффективности решения проблемы внедрения экологического образования в педагогический процесс.

Успех реализации программы обеспечивается следующими педагогическими условиями:

1. Создание экологической среды в ДОУ.

2. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.

3. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы.

4. Активное участие родителей в воспитательном процессе.

5. Установление педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

В дошкольном учреждении “Золотая рыбка” созданы следующие условия для осуществления экологической работы с детьми дошкольного возраста:

  • Зимний сад с живыми питомцами (золотые рыбки, попугаи, морская свинка, кролик);
  • Оранжерея;
  • Летняя теплица;
  • Уголки природы во всех возрастных группах.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с родителями.

Работу с родителями провожу в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия:

  • ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы и т. д.);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника);
  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
  • туристические походы на природу, соревнования “Папа, мама, я – здоровая семья” и т.д.

На общем родительском собрании родители познакомились с предметом экологии, компонентами экологической культуры, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей, послушали рассказ о том, как много дает ознакомление с природой уму и сердцу малыша, увидели групповые уголки природы, Зимний сад, оранжерею и теплицу детского сада, которые поражают разнообразием экзотических растений, аквариумом с огромными золотыми рыбками, попугаями, морской свинкой, красивыми букетами осенних листьев, экибан и т. д. Среди родителей были проведены тестирование, анкетирование. Вместе с сотрудниками детского сада и родителями наших воспитанников был составлен план работы с родителями.

Родителям мы посоветовали почаще спрашивать детей о том, как живут у нас животные, чем их кормим. Дети часто приносят корм для обитателей живого уголка.

Мы рассказывали родителям, какие несложные поручения по уходу за животными и растениями выполняют дети в детском саду: насыпают корм в кормушку, наливают воду в поилку, кормят рыб.

В детском саду ежегодно организовываются дни открытых дверей, где родителям предлагается посмотреть, какие животные и растения есть в “зимнем саду”.

С большим интересом отнеслись родители к выставке литературы “Человек и природа”. Здесь была организована выставка методической литературы о содержании животных в домашних условиях, статьи из журналов “Дошкольное воспитание”, “Зож”.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших.

Очень любят малыши сказки. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по душе волшебные сказки.

В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи-потешки, стихи-небывальщины. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Задача приобщения ребенка к красоте природы через изображение растений, животных.

Видя, как формируется у детей заботливое отношение ко всему живому, родители с готовностью откликаются на все просьбы. Они изготовили легкое, прочное оборудование для работы с детьми в уголке природы.

На родительском собрании было обговорены принципы экологического воспитания ребенка в семье. Заинтересовавшимся родителям было предложено вступить в экологический клуб “Природа – Любовь – Красота”, который работает один раз в неделю. План работы с родителями в клубе отражен на стенде “Для Вас, родители”. Здесь же на протяжении всего учебного года родителям даются рекомендации, различные интересные тесты, кроссворды, консультации.

Родители свободно посещают занятия по экологии. Все это проводится с целью информирования родителей о совместной работе, стимулирования их активного в ней участия и т. д. Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы.

Кроме этого для радиослушателей был проведен радиолекторий на радио “Ксения” Хангаласского улуса по теме: “Любите природу и будете любимы”, где слушателям была предложена беседа о том, что каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе - это совершенно необходимо для его здоровья. Маленькие дети не гуляют одни – их, как правило, сопровождают мамы, папы, бабушки. В любом случае прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.

После ознакомления родителей с экологическим процессом и получения согласия на работу с их детьми, я приступила к экологическому обучению детей по авторской программе “Друзья природы”, которая рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет. Уже в самом названии программы заложена главная идея и цель: помочь ребенку научиться дружить с природой, дать малышу понять, что природа – это наше здоровье, наша жизнь, без которых все остальное ничего не значит.

Перспективный план работы экологического центра “Друзья природы” составлен с учетом возрастных особенностей детей по принципу от простого к сложному с развивающим компонентом. При составлении плана я опиралась на разработки М. Д. Маханевой, И. В. Цветковой, Л. И. Греховой, С. Н. Николаевой и др. План основан на принципе повторяемости. В каждую возрастную группу включены следующие разделы:

  1. Животные, птицы и насекомые.
  2. Растительный мир.
  3. Неживая природа.
  4. Времена года.
  5. Отношение к миру природы.
  6. Труд в природе.

Занятия по экологии проводятся один раз в неделю по подгруппам (8-12 человек), простые и комплексные. Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми (путешествия в лес, КВН, “Что? Где? Когда?” “Поле чудес”, “Экологический калейдоскоп” и т. п.). Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).

Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео - и аудиозаписи.

По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения (“Цветок”, “Медвежата выздоровели”, “Северный полюс” и др.). Используя разные типы занятий, в своей работе по экологическому воспитанию я отдаю приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в “Лаборатории природы”. Детям задаю вопросы: “Какой песок легче – сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты.

Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмов. Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных, живом организме на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды. Такая программа содержит знания о комплексе существенных признаков живого (способность к питанию, дыханию, движению, рост, развитию, размножению), его морфо-функциональной целостности, конкретных взаимосвязях растений и животных со средой обитания, особенностях существования в условиях экосистемы (леса, луга, водоемы).

Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания, совместно с музыкальным руководителем мы проводим музыкально-экологические развлечения и праздники (“Бесценная и всем необходимая вода”), вечера досуга (“Люблю березку русскую”), кукольные театры для малышей на экологические темы.

Умелая организация работы с детьми по уходу за животными в уголке природы позволяет решить задачу воспитания у детей гуманного и бережного отношения к миру природы.

Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.

Освоение систематизированных знаний о растениях животных как о живых организмах формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.

В дошкольных учреждениях необходима хорошая организация диагностической работы по экологическому образованию. Диагностическая работа вносится в годовой и календарные планы, имеются диагностические программы и заключения по анализу результатов диагностики. Психодиагностическое обследование детей проводится с применением диагностик, содержащих игровые задания.

Для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников мною используются контрольные задания, предложенные кандидатом педагогических наук О. Соломенниковой. Анализы результатов диагностики позволяют сделать следующие выводы:

Во-первых, на современном этапе проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является актуальной, что позволяет педагогам ДОУ творчески подходить к решению данной проблемы.

Во-вторых, анализ показателей экологизации педагогического процесса в детском саду, результатов тестирования и анкетирования среди педагогов и родителей, успешности привития экологической культуры в разные возрастные периоды учебно-воспитательного процесса и на всех этапах дошкольного детства позволяет сделать вывод, что вся проводимая работа по экологии эффективна и дает положительные результаты.

В-третьих, дети дошкольного возраста стали более грамотными в области экологии, а именно: у дошкольников сформирована система знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения, мотивы, привычки, потребности экологической культуры, здорового образа жизни, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, своего поселка.

Таким образом, видно, что проводимая работа по теме “Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста” эффективна.

Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.

Из опыта работы воспитателя детского сада

Условия для экологического воспитания детей дошкольного возраста

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Поэтому сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И сегодня нет более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него.
Возрастающее значение экологии для современного общества обусловливает необходимость введения этого курса в систему дошкольного образования и воспитания с целью формирования у подрастающего поколения экологических знаний и экологической культуры. Экологическое воспитание – это новое направление педагогики дошкольного детства.
Психолого – педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления дошкольной педагогики – связать их с исходными понятиями экологии. В дошкольной педагогике проводились исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. Именно научно – экологический подход позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание. Психологи А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.
Формирование начал экологической воспитанности - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Условием экологического воспитания является организация зоны природы в ДОУ. Зона природы – это часть помещения и участка дошкольного учреждения, на которой содержатся какие-либо животные и которая подвергается озеленению. К зоне природы относятся: групповые уголки природы, специальная комната или холл с объектами природы, зимний сад, микроферма, теплица, площадка природы, экологическая тропа, озелененные места на участке. При этом не имеет значения, сколько объектов может создать на своей территории детский сад. Важны два условия: наличие таких объектов и их правильное оформление. Правильная организация зоны природы предполагает понимание работниками дошкольных учреждений двух моментов: экологического подхода к жизни растений и животных и специфики методики экологического воспитания детей. Характерной чертой методики экологического воспитания дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Необходимо соблюдать экологический подход к оборудованию зоны природы в детских садах. Это позволит детям увидеть:
1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
3) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
4) специфику живого организма (растительного, животного) его отличие от предмета;
5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Для экологического воспитания детей дошкольного возраста я организовала систему работы в зоне природы. Занятия строила с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мною были проведены циклы занятий в комнате природы, на экологической тропе, направленные на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Ключевое значение имела практическая деятельность детей в уголке природы. Самостоятельный и совместный со взрослым труд в уголке природы: приучала ребят систематически ухаживать за обитателями уголка природы: комнатными растениями, рыбками, попугаем. Привлекала воспитанников к созданию огорода на окне, где выращивают лук, зелень, бобовые. Дети самостоятельно проводили опыты по размножению комнатных растений разными способами.
На площадке природы проводила игровые упражнения в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев.
В качестве основных средств работы я использовала:
- непосредственное наблюдение не только в природе, но и за деятельность человека;
- систему игр на познание и классификацию объектов окружающего мира; игры, способствующие формированию основ экологического самосознания; игры на развитие чувственного восприятия; игры – имитации, игры – драматизации, различные экологические праздники, развлечения.
Одной из наиболее распространенной форм работы по формированию начал экологической воспитанности были беседы, которые предваряли или завершали мероприятия экологического содержания.
В групповом уголке природы, в зимнем саду, на площадке природы, во время прогулки, для того чтобы пробудить в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я использовала следующие методические приемы:
- давала возможность полнее воспринимать природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка.
- стремилась вызвать у детей доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
- учила разговаривать с объектом живой природы (березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами.
- вводила в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказывала о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой;
- отождествляла природный объект с человеком, побуждала детей ласково обращаться к нему. Например, березонька- красавица, травушка-муравушка.
- вводила элементы игры, побуждая ребенка к игровому взаимодействию с природными объектами.
- в присутствии детей не допускала неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждала их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать».
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.