Конспект совместной трудовой деятельности в старшей группе
Тема: ««Служба быта»
Образовательная задача: учить давать оценку деятельности своей бригады и коллектива в целом; закрепить у детей навык участия в организованном труде, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива; формировать привычку поддерживать порядок и чистоту в группе. Закрепить умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности.
Развивающая задача: развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность её выполнения, развивать интерес и привычку к работе
Воспитательная задача: воспитывать трудолюбие, уважение к труду взрослых, взаимовыручку.
Оборудование: фартуки на всех детей, 3 тазика, 2 детские машины, бандероль с тряпочками, письмо-заявка.
Ребята, вы знаете, что есть службы, которые приходят к людям на помощь. Какие это службы?
Ответы детей: (скорая помощь, МЧС, аварийная служба, пожарная служба).
Воспитатель: А есть служба, которая оказывает услуги людям. Это служба быта. Как вы думаете, какие услуги оказывает эта служба?
Ответы детей:(стирает, моет, покупает продукты, гладит, убирается в квартирах, моет окна).
Воспитатель: Что же делают работники службы быта?
Ответы детей: (помогают людям).
Ребята, вы хотели бы организовать службу быта в нашей группе? Как вы думаете в нашей группе, кому мы могли бы помочь? (младшему воспитателю Светлане Евгеньевне)
Раздается стук в дверь, приходить почтальон с посылкой.
Это группа «Солнышко»? Вам бандероль, получите и распишитесь.
Ребята, давайте посмотрим, что находится в этом бандероли (дети вместе с воспитателем разворачивают сверток и находят там тряпочки для труда и заявку). Воспитатель обращает внимание детей на заявку.
Ребята, а что это за необычное письмо, здесь нет букв, а только рисунок (ответы детей).
Правильно, это заявка, и поступила она к нам от Светланы Евгеньевны. О чем же в этой заявке говориться? (нужно помыть строительный материал). Чтобы выполнить эту заявку, что нужно сделать вначале? (разделиться на бригады)
Кого нам нужно выбрать в 1- ю очередь? (шоферов-грузчиков)
Среди кого мы будем выбирать шоферов-грузчиков, среди всех ребят или только среди мальчиков? (это работа тяжелая и ее должны выполнять мальчики). Каким образом будет выбирать шоферов-грузчиков? (по считалке).
Кого нам еще нужно выбрать? (кладовщиков на верхние и нижние склады). Среди кого мы будем выбирать? (среди девочек, эта работа требует аккуратности и внимания).
А что будут делать остальные дети? (мыть и вытирать строительный материал)
На сколько бригад нужно разделить оставшихся детей? (на 3). Как будем делить? (ответы детей).
В каждой бригаде должен быть бригадир. Договоритесь, кого вы в своей бригаде назначите бригадиром.
Чтобы приступить к выполнению этой заявки, что нам нужно сделать вначале? (одеть фартуки, подготовить рабочее место, налить в тазики воду).
Теперь попрошу подойти ко мне трех бригадиров для жеребьевки выполнения работы (на столе лежит 3 карточки рисунком вниз, на которых изображены: тазик с мыльной водой, тазик с чистой водой и тряпочка). Бригадиры не глядя, берут одну из карточек.
А теперь подготовьте все, что вам нужно для работы и приступайте к ее выполнению.
Как только первая бригада заканчивает протирать кубики мыльной водой, она убирают свое рабочее место, и идет помогать второй и третьей бригаде. Когда заканчивает работу вторая бригада, она идет помогать третьей бригаде. Когда вся работа будет закончена, и все оборудование будет разложено по своим местам, предлагаю детям собраться на «Летучку».
Чья бригада мыла кубики мыльной водой? Бригадир, расскажите, как вы работали, были ли какие-нибудь трудности?
Чья бригада протирала кубики чистой водой? Вы справились со своей работой?
Чья бригада протирала кубики насухо? Как у вас обстояли дела?
Ребята, скажите, понравилась ли вам работа кладовщиков и шоферов-грузчиков, они со своей работой справились?
У нас получилось, что каждый делал свое маленькое дело, а все вместе мы сделали одно большое дело – вымыли строительный материал. Теперь все кубики в нашей группе – чистые.
Давайте позовем Светлану Евгеньевну, чтобы она приняла вашу работу.
Ребята, а я знаю, что вы еще и пословицы о труде знаете. Назовите их.
1. Работа мастера боится.
2. Воля и труд, дивные всходы дают.
3. Если есть труд – значит, будет и успех.
4. Терпение и труд все перетрут.
5. Тяжело жить, кто от работы бежит.
6. Кому работа в тягость, тот не знает радость.
7. Глаза страшатся, а руки делают.
8. Поспешишь – людей насмешишь.
9. Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.
10. Землю красит солнце, а человека труд.
11. Сделал дело – гуляй смело.
12. Судят не по словам, а по делам.
13. Труд человека кормит, а лень портит.
Воспитатель: Молодцы ребята, мы сегодня здорово с вами сегодня потрудились и заслужили с вами медальки. (воспитатель раздает детям медальки) и подводит итог дня.
Задачи:
1. Обогащать представление о людях разных профессий, их нравственных качествах. Развивать самостоятельность в играх.
2. Воспитывать уважение к взрослым людям, ценностное отношение к человеческому труду.
Материалы: демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; схемы для составления описательных рассказов; мяч; флажок, предметы для организационного момента – ножницы, фен, поварешка, кастрюля, ножницы, нитки с иголкой, кисточка, краски, градусник, шприц, шпатель, конфеты, весы, гитара, труба.
Предшествующая работа:
Беседы «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Кем я мечтаю стать».
Ход занятия:
1.Приветствие.
2.Беседа.
Воспитатель: Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Что можно сказать о нашей стране?
Дети: Богатая, красивая, большая.
Воспитатель: Кто делает нашу страну большой, красивой, богатой?
Дети: Люди труда, люди разных профессий.
Воспитатель: А что такое профессия?
Дети: Это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы получить профессию?
Дети: Хорошо учиться, много знать и уметь, закончить школу, специальное учебное заведение
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «городу профессий». Чтобы попасть в «город профессий» нам надо выполнить задание на внимание.
Игра на внимание «Кто больше назовёт профессий»
(игра с флажком в кругу)
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. А теперь отправимся в «город профессий»:
3.Физкультминутка: «Летчик»
Быть шофером хорошо (бегают по кругу, «рулят»)
А летчиком лучше. (бегают по кругу, руки в стороны)
Я бы в летчики пошел,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, (останавливаются, «наливают»)
Завожу пропеллер: (круговые движения правой рукой)
«В небеса мотор вези, (бегают по кругу, руки в стороны).
Чтобы птицы пели».
Воспитатель: Наши самолёты приземлились. Вот мы и оказались в «городе профессий»!
Игра «Кому что…»
На столе лежат разные предметы (молоток, ножницы, иголка с ниткой, поварешка…)
Воспитатель: Посмотрите, какой беспорядок! Кто-то оставил предметы.
Кому нужны эти предметы? (Людям разных профессий). Назовите их, для чего они нужны и положите к нужной картинке. (Парикмахер, повар, швея, художник, доктор, продавец, музыкант).
Воспитатель: Я думаю, что ножницы оставил кто? И для чего предмет нужен? и т.д.
Дети поочередно берут предметы, называют, кому они нужны, раскладывают возле картинок с профессиями.
Воспитатель: Молодцы, вы помогли навести порядок в «городе профессий», отдали предметы тем, кому они пригодятся в их работе.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Что будет, если…»
— повара перестанут готовить пищу?
— врачи перестанут лечить людей?
— учителя перестанут учить детей?
— строители перестанут строить дома?
— все водители откажутся сесть за руль?
Полицейские перестанут выходить на службу?
4. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.
Воспитатель: Любите ли вы загадки? Тогда отгадайте мою:
Ежедневно спозаранку
В руки он берет «баранку»
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак.
Воспитатель: Мне бы хотелось послушать ваши загадки — описания о разных профессиях. А для выполнения этого задания, вам нужно разделиться на группы (по три человека). Пройдите к своим столам. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий. Вам нужно рассказать о профессии, не называя её, а мы должны отгадать, о какой профессии вы нам рассказали. А чтобы рассказ получился точным и полным вы можете использовать план-схему. Воспитатель: Давайте вспомним, что обозначают рисунки на схеме:
1. Рука — что делает человек данной профессии.
2. Геометрические фигуры — какие предметы нужны ему для работы.
3.Сердце — какими качествами должен обладать человек данной профессии.
Образец рассказа: Этот человек подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи. Он должен быть внимательным, вежливым, аккуратным.
Самостоятельные рассказы детей.
Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились. Мне очень понравились ваши рассказы.
5. Рассматривание пособия «Что перепутал художник?»
Воспитатель: Пока мы с вами играли, к нам приходил Весёлый художник, он принёс вам картину, на которой изображены люди разных профессий. Но мне кажется, что с этой картиной что-то не так?
Давайте объясним, что перепутал художник. (Ответы детей)
6. Пословицы о труде.
Воспитатель: Ребята молодцы! Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше запомнилось?
— Не забывайте, что все профессии важны, все профессии нужны.
Давайте вспомним пословицы о труде. (Дети отвечают)
Труд человека кормит, а лень портит.
Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
Терпение и труд всё перетрут.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Труд кормит, а лень портит.
Программное содержание:
1. Приобщать детей к работе по стирке кукольного белья.
2. Продолжать формировать навыки: намыливать бельё мылом, тереть наиболее загрязнённые места, поласкать бельё, отжимать, развешивать на верёвке.
3. Совершенствовать навыки работы с использованием моделей.
4. Воспитывать ответственность за порученное дело, желание трудиться.
Оборудование:
Тазы, мыло, вода, кукольные платья, верёвка, прищепки, фартуки, модель стирки.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова: стирка, полоскание, отжимание, прищепки, модели.
Ход работы:
(привлечь для стирки кукольного белья группу из 3 -4 человек)
— Завтра у куклы Ани День рождение. Она долго выбирала, какое платье ей надеть, но так и не решила, потому что заметила на них грязные пятна. Аня очень огорчилась. Давайте поможем Ане, постираем платья и тогда, она сможет выбрать себе наряд на праздник (дети соглашаются).
— Как вы думаете, с чего надо начать стирку? (ответы детей).
— Кто подскажет, что нужно надеть на себя, чтобы не намочить свою одежду? (фартук).
— Правильно, на доску я выставляю картинку, на которой нарисован фартук. Запомните перед тем, как приступить к стирке наденьте фартук.
— Какие предметы нам понадобятся для стирки? (ответы детей).
— Нам понадобятся: тазик, мыло, вода.
— Обратите внимание, что на доске появились следующие картинки. На них нарисованы: тазик, мыло, кувшин с водой.
— Что нам необходимо сделать дальше? (ответы детей).
— Правильно, положим бельё в тазик с водой и тщательно намылим. Затем будем тереть руками загрязнённые места (на доску выставляются картинки с последующими действиями).
— Бельё выстирали, что будем делать дальше? (ответы детей).
— Его необходимо прополоскать, отжать и повесить на верёвку сушиться (воспитатель выставляет картинки с последовательностью работы на доску).
Воспитатель вместе с детьми ещё раз рассматривают и уточняют, по картинкам, последовательность работы.
— Картинки, на которых изображены наши с вами последовательные действия, во время стирки называется — моделью (дети вместе и по одному проговаривают новое слово).
— Перед тем, как приступить к стирке предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая игра: «Помощники»
Наши руки были в мыле.
Мы бельё стирали сами,
Мы бельё стирали сами,
Помогали нашей маме.
(Выполнять вращательные движения руками, потирать кулачок о кулачок, затем разжать кулачки и показать ладошки.)
— Настало время приступить к стирке. Не забывайте обращать внимание на модель, чтобы всё делать последовательно.
Дети надевают фартуки, готовят оборудование. Воспитатель следит за последовательностью выполнения работы. Если кто — то из детей затрудняется, помогает, подсказывает. В случаи необходимости показывает, как правильно делать.
Давая оценку работе, воспитатель подводит итог:
— Мы хорошо потрудились, работали дружно, помогали друг другу. Я думаю, что кукле Ане понравилась наша работа и её чистые платья.
Воспитатель вместе с детьми убирают оборудование.
Название: Конспект по трудовой деятельности в старшей группе «Стирка белья»
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ «ДСПО №13 «Тюльпан»
Месторасположение: Челябинская область, г. Трехгорный
Трудовое воспитание заключает в себе формирование необходимых для будущей профессиональной деятельности умений и моральных качеств и преследует достижение многих целей: развитие у ребят позитивного отношения к работе и желания трудиться, воспитание основных трудовых навыков. В детском саду эти цели достигаются в игровой форме, а сложность заданий зависит от возрастных возможностей детей и их способностей к восприятию информации. Трудовое воспитание может способствовать развитию и других навыков. Если педагог организует групповую работу, то это позволит детям научиться работать в коллективе. Каждый ребёнок будет нести большую ответственность за свои поступки и научится трудиться во благо команды.
Трудовая деятельность подразумевает под собой не только формирование навыков, она развивает в детях внимательность, активность и собранность. В детском саду дошкольников знакомят с трудом взрослых и приобщают к посильной для них деятельности.
Выделяют несколько функций трудового воспитания:
Виды трудовой деятельности воспитанников ДОУ можно разделить на несколько групп:
В старшей группе ребёнок должен самостоятельно переодеваться
К типам занятий можно отнести дежурства по уголку природы и создание кормушек для птиц. Эти задания развивают не только художественные умения ребёнка, но и уважение к природе.
При создании кормушки для птиц дошкольник может участвовать в её оформлении
Пример групповой игры «Мышеловка».
Дети делятся на две группы. Одна из групп встаёт в круг, плотно взявшись за руки и подняв их вверх. Вторая группа детей находится в середине. Их задача - пробежать как можно больше раз туда и обратно между руками детей, стоящих в кругу. Стоящие в кругу поют считалку:
Нам всем мыши надоели!
Сыр и сахар - всё поели.
Берегитесь же плутовки!
Не сбежать от мышеловки.
Как только воспитатель хлопает в ладоши, дети, стоящие в кругу, опускают руки и садятся на корточки. Те малыши, которые остались в кругу, считаются «пойманными». Они встают в круг, и игра продолжается.
Выполнение коллективных заданий учит ребят действовать сообща
Работа с бумагой учит аккуратности и развивает мелкую моторику
Расчистка дорожек от снега приучает детей к порядку и заботе о ближних
Дошкольники ответственно относятся к дежурству
Автор | Савина П. И. | |||
Вид труда | Тема | Задачи | Примеры работы | Примечание |
Хозяйственно-бытовой труд | «Наведение порядка в шкафах и на полках» |
|
Попробуйте сподвигнуть детей на то, чтобы они разобрали полки с книгами или навели порядок в шкафчиках с игрушками. | Расскажите ребятам историю о неряхах и объясните, что так делать нельзя. |
«Аккуратно заправленные кровати» |
|
После «тихого часа» расскажите детям о важности содержания их кровати в порядке. Объясните им в игровой или сказочной форме о микробах, которые могут появиться в кровати, если её не заправлять. | Можно вырезать из картона фигурки микробов и класть их на постель к ребёнку, который её не заправил. | |
Труд в природе | «Полив растений» |
|
Предложите ребятам поухаживать за комнатными цветами, которые находятся в группе. Если таких цветов нет, то можно вывести детей на улицу и рассказать о поливе растений на примере уличных кустов, травы или клумб. | Можно представить лейку как «тучку». Благодаря этому вы не только покажете детям принцип работы с растениями, но ещё и объясните, что такое дождь. |
«Влажное протирание листьев крупнолистных растений» |
|
Расскажите детям о пыли, которая летает в воздухе и оседает на растения. Объясните им, как нужно аккуратно протирать листья. | Попробуйте использовать не только тряпки, но и влажные губки. Они гораздо лучше впитывают жидкость и сохраняются мокрыми. Затем их легко сушить. | |
Коллективный труд | «Общая работа над уголком» | Учиться создавать коллективные поделки и фигурки для украшения их «детского уголка». | Используйте несколько видов творческих материалов: краски, карандаши, пластилин, картон и т. д. Основной задачей педагога помимо наставлений и объяснений детям, как нужно работать, является контроль всех действий с опасными инструментами. | Предложите детям порисовать пальцами. Вы можете помочь раскрасить их руки и приложить к бумаге. |
«Совместные и общие игры» |
|
Попробуйте провести коллективную игру «Чай-чай выручай». Выбирается игрок, который будет «водящим». Он бегает за другими ребятами и ловит их. Ребёнок, которого он коснулся, становится «заколдованным». Другой игрок может дотронуться до «заколдованного» и освободить его. Игра завершается, когда все игроки становятся «заколдованными». | Проведение игр со спортивным инвентарём по типу мячей или скакалок полезно не только в аспекте развития социальных навыков, но ещё и улучшает физические способности. | |
Самообслуживание | «Самостоятельный поиск ответов на поставленный вопрос» |
|
Задайте ребёнку вопрос из разряда: «Как звали курочку, которая снесла яичко?». Попросите ребёнка найти ответ в самой сказке. Это хорошо подготовит его к будущим заданиям в школе. | Варианты вопросов: «Где спрятана жизнь Кощея?», «Сколько витязей выходит из моря в сказке Пушкина?», «Кто такая русалка?». |
«Самостоятельный уход за собой» |
|
Предоставьте ребёнку одёжную щётку и расскажите о том, как правильно чистить одежду. Объясните, почему это надо делать («чтобы выглядеть опрятно»). | Попробуйте рассказать о том, как сохранять свою одежду в порядке, чтобы чистить её приходилось как можно реже. | |
Дежурство | «Дежурство в столовой» |
|
Выберите нескольких детей и приведите их в столовую. Затем расскажите им, как сервировать стол и расставлять тарелки. После этого можно приступать к практической работе и разрешить ребятам сделать всё самостоятельно. | Попробуйте придумать какие-нибудь поощрительные мелочи для тех ребят, которые дежурили особо хорошо. |
«Дежурство на улице» |
|
Дайте нескольким ребятам венички и предложите смести листву с дорожек, если на дворе осень. Зимой можете попросить помочь убрать небольшие кучки снега с помощью лопаток. А весной можно показать ребятам, как поливать цветы на клумбах. | Всегда следите за тем, чтобы ребёнку поручалась лишь та работа, которую он точно в силах выполнить. | |
Ручной и художественный труд | «Создание поделок» |
|
Попробуйте собрать небольшую группу ребят и сделать вместе с ними поделку из пластилина. К примеру, поделка «Ёжик»:
|
Такой вид труда позволяет воспитателю лучше узнать детей. |
«Художественная работа» |
|
Раздайте детям раскраски и предоставьте карандаши. | Попробуйте показать детям несколько рисунков, которые вы способны нарисовать самостоятельно. |
Каждый вид труда обладает некими преимуществами над другими. Чтобы подобрать вид деятельности, наиболее подходящий для воспитанников конкретной группы, а также индивидуальное занятие для определённых детей, педагогу желательно ознакомиться с технологическими картами и схемами выполнения работ.
Этот вид труда заключает в себе невероятное разнообразие занятий: рисование, лепка из пластилина, создание декоративных объектов для дома и многое другое. Рассказывать детям о разных художественных занятиях стоит с малых лет, это раскроет их творческий потенциал.
Эта красивая поделка поможет познакомить детей с таким праздником, как Пасха. Ребятам можно рассказать о традициях этого светлого торжества, а также поведать о том, что люди дарят друг другу разукрашенные яйца. Именно для этих яиц можно сделать корзиночку, что будет прекрасным декоративным дополнением на праздничном столе. Эта работа довольно лёгкая, а заниматься ей увлекательно. Она способствует развитию мелкой моторики и художественных навыков у детей.
Пасхальная корзиночка станет украшением праздничного стола
Для работы понадобятся:
Для работы понадобится ряд простых материалов
Ход работы:
Втулка от бумажных полотенец послужит основой поделки
Делаем ручку. Отрезать полоску картона примерно 1 см шириной. Оплести её тёмно-зелёной гофрированной бумагой (для удобства можно сразу взять двусторонний зелёный картон). Сделанную ручку приклеить к корзинке.
Полоска картона, оплетённая зелёной бумагой, послужит ручкой корзинки
Из розовой бумаги получатся нежные лепестки цветов
Зелёная бумага нужна для изготовления листьев цветов
Остаётся приклеить дно, и корзиночка будет готова
Милые пасхальные корзиночки не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей
Развитие социальных навыков, создание сплочённых команд, общение с детьми - всё это заключает в себе коллективный труд.
Тема: «Коллективный труд в творческом уголке».
Оборудование:
Компоненты | Задачи педагога | Оборудование | Педагогическая деятельность | Деятельность детей |
Побуждение и мотивация к работе |
Вызвать у детей желание трудиться и работать. |
Висящие на ниточках самолётики, на которых написаны задания. |
|
|
Установка целей | Дать детям всё необходимое для работы. |
|
В.: Дети, смотрите. Это коробка, которую прислали гномы и эльфы. Тут они собрали всё, что может нам помочь. Если мы будем дружно работать, то очень скоро выполним все задания и превратим наш творческий уголок в сказочное место! |
|
Планирование работы | Распределить обязанности между детьми. | Блокнот для записи задач и исполнителей. | Есть два варианта распределения обязанностей.
|
|
Процесс работы |
|
|
|
|
Результат |
|
Конфеты или небольшие подарки. | Похвалить детей и сказать о том, что их работу оценят другие люди. |
Данный вид труда заключает в себе развитие самостоятельности и формирование собственного мнения. Необходимо обучить ребёнка базовым навыкам ухода за собой.
Старшие дошкольники уже владеют основными навыками самообслуживания
Пример проведения занятия:
Возле каждого детского сада обязательно находится небольшая территория для прогулок. На ней есть цветочные клумбы, деревья, маленькая площадка, растения и другие объекты. Дети проводят здесь время на свежем воздухе, а также обучаются трудовой деятельности в природных условиях.
Педагог ставит перед детьми несколько цветочных горшков с растениями.
В.: Вам нравятся наши растения? (Ответы детей). А вы знаете, что все мы делаем с растениями для того, чтобы они выглядели красиво? (Поливаем, рыхлим почву, протираем листья…). Правильно. Растения, которые живут в комнате, называются «комнатными». Они невероятно красивые. Чтобы на участке, на котором мы гуляем, было так же красиво, нам нужно посадить там цветы. Но комнатные растения не живут на улице, поэтому нам нужно посадить там специальные цветы. (Показывает семена). Вы знаете, что это? (Ответы детей).
Правильно. Это семена. Из них в будущем вырастут прекрасные цветы. (Воспитатель показывает разные уличные цветы). Цветок появляется не сразу. Сначала будущее растение спит и набирается сил, чтобы в будущем расцвести. У самого цветка есть своя пища. (Показывает фото почвы). В почве содержится несметное количество питательных веществ для растения. Но этого недостаточно. Кто знает, что ещё нужно растению? (Вода, солнечный свет).
Правильно. Семечко поливают водой, а затем солнышко согревает его своими лучами. В тёплой и влажной земле цветок начинает пробуждаться и расти вверх. (Показывает фото ростка). Сначала цветочек очень маленький. Он ещё слишком слабый. Но если поливать его, согревать и заботиться, то он вырастет в большое и прекрасное растение. (Показывает фотографию цветка). Рождение цветка - это воистину прекрасное и удивительное чудо. Дети, что мы используем чтобы взрастить цветы? (Почву, воду, семена, солнечный свет).
Практическая работа:
Педагог показывает на стол, где стоят пластиковые стаканчики с землёй и семенами.
В.: Сейчас мы с вами будем сажать семена цветов в землю. Для этого нам нужно взять семечко, вырыть небольшую ямку, положить в неё семечко и полить всё это водой. (Дети выполняют данный алгоритм). Теперь нам осталось только ждать. Со временем из маленьких семян вырастут по-настоящему красивые и нежные цветы.
Выращивание рассады приучает детей к терпению
К данному виду труда относится огромное количество занятий и работ, начиная от протирания пыли и заканчивая уборкой комнаты. Каждый ребёнок должен уметь выполнять базовые задания, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе.
Материалы:
Процесс работы:
Это один из основных видов трудовой деятельности, он не только позволяет детям развить обязательность и самостоятельность, но ещё и готовит к будущему дежурству в школе и прочих учебных заведениях. Само дежурство воспитывает в детях чёткое знание правил и общие навыки.
Вид труда: самообслуживание.
Форма трудовой организации: поручения, просьбы.
Материалы:
Методика руководства:
Вводная часть:
В.: Ребята, а вы знаете что значит «аккуратный человек»?
Дети: Человек который следит за собой, не раскидывает вещи, кладёт всё на свои места.
В.: Правильно. А вы знаете как нужно следить за собой? Как нужно приводить себя в порядок?
Дети: Чистить зубы, расчёсываться…
В.: Верно! Давайте сегодня немного поговорим о том, как нужно расчёсываться. Как вы знаете, причёски у мальчиков и у девочек отличаются. Это зависит не только от длины волос, но и от ваших предпочтений. Какие причёски вам нравятся? (Ответы детей). Прекрасно! А теперь возьмите зеркало и посмотрите на свои причёски. Попробуйте их поправить и сделать более аккуратными. Если хотите, я могу вам помочь.
Процесс работы:
Для девочек и для мальчиков задания будут разными. Мальчикам можно показать, как делать определённые укладки волос и просто правильно расчёсывать волосы. Для девочек можно подобрать разные типы причёсок и косичек.
Для девочек.
Причёски, в создании которых требуется помощь воспитателя:
Причёски, которые девочка может выполнить самостоятельно:
Работа завершается, приводятся в порядок инструменты (почистить расчёски, свернуть резинки). Результаты можно сфотографировать.
Для мальчиков.
Укладка, в которой требуется помощь воспитателя: «Стоячая укладка».
Причёска которую мальчик может сделать самостоятельно: «Волосы, сведённые на бок».
Данная работа хорошо развивает навыки детей в уходе за собой. Она позволяет им научиться исправлять недочёты в своей внешности и сформировать навыки расчёсывания волос.
Это важно. Лак обязательно должен быть гипоаллергенным. К примеру, можно использовать средства марки «Маленькая фея».
https://youtube.com/watch?v=BFm_69M-VDU Video can’t be loaded: Коллективный ручной труд»Железнодорожный состав»старшая группа (https://youtube.com/watch?v=BFm_69M-VDU)
Диагностическая карта помогает воспитателю оценить результаты работы с детьми, подвести итоги за полугодие. Кроме того, с помощью этого документа педагог систематизирует информацию и определяет, чего добился каждый ребёнок, а с чем он не справляется.
В диагностической карте зафиксированы все виды трудовой деятельности воспитанников старшей группы.
Автор | Савина П. И. | ||
Показатели развития | Действия и задачи | Положительный результат (ребёнок справляется с заданием) | Отрицательный результат (ребёнок не справляется с заданием) |
Мотивация | Иметь желание участвовать в трудовой деятельности | ||
Получить навык инициативного подхода к делам | |||
Представление о работе взрослых | Желание оказывать посильную помощь взрослым людям |
||
Отношение к труду | Стремление узнать о будущих профессиях | ||
Уважительное отношение к чужой работе | |||
Бережное отношение к результатам своего труда | |||
Рабочий процесс | Аккуратная работа с материалами | ||
Использовать наиболее продуктивные методы работы | |||
Доводить начатое дело до конца | |||
Коллективная работа | Дружелюбие и умение работать в команде | ||
Развивать коммуникативные навыки | |||
Обязательность | Грамотно оценивать результат работы | ||
Иметь привычку ответственно относиться к поручениям | |||
Труд в природе | Ценить и уважать природу, её дары | ||
Обладать базовыми навыками об уходе за растениями | |||
Уметь высаживать семена | |||
Самообслуживание | Уметь следить за своим внешним видом | ||
Поправлять причёску и волосы | |||
Ручной труд | Уметь склеивать картон и бумагу | ||
Закреплять навыки работы с ножницами | |||
Дежурство | Обладать базовыми навыками сервировки стола | ||
Развивать самостоятельность | |||
Хозяйственный труд | Уметь стирать вещи | ||
Заправлять кровать после сна |
Трудовая деятельность - важнейший аспект обучения дошкольников. У детей формируются навыки, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Педагог должен стараться помогать ребёнку и направлять его, прививать любовь к труду. Главное - не выполнять всю работу за воспитанников и позволять им проявлять себя, чтобы они могли в полной мере раскрыть свои способности и потенциал.
Тема: «Генеральная уборка группы»
Виды деятельности : трудовая, коммуникативная.
Цель: формировать привычку поддерживать чистоту и порядок в группе.
Задачи:
1) Совершенствовать умение мыть кукольную посуду, протирать пыль на мебели, аккуратно расставлять игрушки и пособия в шкафах.
2) Закреплять умение детей планировать деятельность, договариваться о распределении обязанностей. Понимать, что работа подгруппы является частью общего дела.
3) Развивать аккуратность, старательность.
4) Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: 4 картинки-подсказки, алгоритм этапов трудовой деятельности, карточки-схемы, фартуки, клеенки, ведра, тазы, мыло, тряпочки, салфетки
Конспект трудовой деятельности в старшей группе.
Тема: «Генеральная уборка группы»
Виды деятельности : трудовая, коммуникативная.
Формы проведения: коллективный труд.
Цель: формировать привычку поддерживать чистоту и порядок в группе.
Задачи:
1) Совершенствовать умение мыть кукольную посуду, протирать пыль на мебели, аккуратно расставлять игрушки и пособия в шкафах.
2) Закреплять умение детей планировать деятельность, договариваться о распределении обязанностей. Понимать, что работа подгруппы является частью общего дела.
3) Развивать аккуратность, старательность.
4) Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: 4 картинки-подсказки, алгоритм этапов трудовой деятельности, карточки-схемы, фартуки, клеенки, ведра, тазы, мыло, тряпочки, салфетки.
1 этап. Мотивация детей к деятельности.
Воспитатель: «Ребята, какой праздник мы будет отмечать в конце ноября? (День Матери).
Как мы к нему готовимся? (Нарисовали портреты мам, сделали открытки, учим стихи, готовим концерт). В этот день ваши мамы придут к нам в гости. А все ли в группе готово к приходу гостей?»
2 этап. Постановка детьми цели предстоящей деятельности.
Воспитатель: «Как подготовить группу к приходу гостей?
Что нужно сделать? (Навести порядок. Расставить игрушки и т.д.)
А, вы, согласны сделать нашу группу чистой, аккуратной, уютной?»
3 этап. Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.
Воспитатель: «Вы сказали, что нужно навести порядок. А что конкретно нужно сделать?»
(Если дети что-то не назовут, то предложить им рассмотреть картинки-подсказки. Например, нарисованы стулья, а рядом тазик, мыло и тряпочка).
Воспитатель: «Что нам нужно сегодня сделать?» (Помыть стулья).
Аналогично рассматриваются еще 3 картинки: нарисован шкаф с кукольной посудой, рядом тазик, мыло и тряпочка –помыть кукольную посуду. Также навести порядок в уголке ПДД и протереть пыль в шкафах с игрушками.
Воспитатель: «Как мы сегодня будем работать? Как будет удобней, быстрей?» (Ответы детей). Предлагаю разделиться на бригады. Бригадиров выберем с помощью жеребьевки. (Выбирают). Сейчас я приглашаю бригадиров, чтобы вы выбрали картинку, где будет трудиться ваша бригада. (Бригадиры выходят и поочередно выбирают). Бригадиры, я прошу вас выбрать к себе в бригады помощников. (Называют имена детей)
Воспитатель: «У нас есть бригады, есть бригадиры. Каждая бригада знает, где будет трудиться. Мы можем браться за дело? У нас все готово?» (Нет).
Что еще необходимо сделать, чтобы начать трудиться? (Надеть фартуки). А еще?
(Если дети затрудняются, то предложить им помощь).
Воспитатель: «Посмотрите, нас есть картинки, они нам помогут. Что они означают?»
(1-надеть фартук, 2 - подготовить место, 3 - подготовить оборудование, 4 - распределить этапы работы и выполнить ее, 5 - убрать свое рабочее место, 6-снять фартук, 7- помыть руки).
Воспитатель: «Приглашаю каждую бригаду выбрать все необходимое и пройти на свои рабочие места.» (Бригады поочередно выходят и выбирают себе инвентарь для труда).
Пока играет музыка - работаем, если музыка закончилась- заканчиваем, наводим порядок.
4 этап. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.
Дети приступают к работе. Звучит аудиозапись веселой музыки. Во время работы координирую работу звеньев, помогаю в организации, напоминаю порядок работы (использую карточки - схемы). Завершение работы.
Воспитатель: «Ребята, музыка закончилась. Что нужно сделать?» (Убрать свое рабочее место, отнести инвентарь на место)
5 этап. Рефлексия, подведение итогов, обсуждение результатов.
Воспитатель: «Давайте пройдем по группе и посмотрим на результаты вашей работы.
Чья бригада наводила здесь порядок? Все ли вы успели? Довели начатое дело до конца?»
(Аналогично подводятся итоги по всем бригадам).
Воспитатель: «Ну, а теперь наша группа готова к проходу гостей? Понравится вашим мамам у нас в группе? Что мы сделали для того, чтобы в нашей группе стало чисто и аккуратно? (Ответы детей). Каждый из вас сделал маленькое дело, но все вместе сделали большое, общее дело».
А, сейчас я прошу оценить себя. Если вы считаете, что все у вас получилось, вы довольны своей работой - похлопайте себе. Если вы считаете, что у вас не все получилось, вы недовольны своей работой - просто помолчите и подумайте, что нужно сделать в следующий раз, чтобы все получилось.