Легкая адаптация ребенка на новом месте. Ребенок в новой школе – возможные проблемы, и какую помощь смогут оказать родители? Ребенок сможет адаптироваться к новым

Детям

Даже взрослому человеку бывает боязно приходить в незнакомый коллектив, тем более — ребенку. Неизвестность всегда вызывает тревогу, малышу или подростку придется знакомиться с новыми людьми, атмосферой, правилами общения. Хорошо, если отношения с учителями и одноклассниками будут складываться удачно. А если нет? Очень важно обговорить с ребенком все возможные варианты развития ситуации, однако акцент стоит делать только на положительных моментах, позитивный настрой решает многое. Наверняка в прежней школе были нелюбимые учителя, задиристые одноклассники и конфликтные ситуации. Переход в новый класс — отличный шанс начать все с чистого листа.

«Кто владеет ситуацией, тот владеет миром», — сказал Ротшильд и был прав. Необходимо узнать как можно больше о новом месте учебы: о цвете формы, традициях, как отмечаются праздники, что в образовании и воспитании считает приоритетом руководство школы. Сейчас у каждого учебного заведения есть свой сайт или даже страничка в социальных сетях. Это дает шанс виртуально познакомиться с педагогическим составом, а может, и начать переписку с учениками. Виртуальные знакомства многим людям заводить легче.

Ольга Николаева

Детский психолог

«Смена школы или класса должна происходить в сентябре. Это время, когда всем детям приходится привыкать к школьному ритму. Новичку проще будет влиться в учебный процесс».

За несколько недель до занятий можно сходить с ребенком в новую школу, узнать расположение классов, столовой, туалета, познакомиться с учителями. В этом случае адаптация ребенка в новом классе будет происходить легче. Обязательно нужно обсуждать дома с детьми тему перехода в новый класс, это не рядовое, повседневное событие, а глобальное изменение в жизни ребенка. Лучше найти как можно больше плюсов перехода в новый класс, заинтересовать, увидеть перспективы. Очень важно выслушать малыша или подростка, узнать его страхи и переживания. Следует научить ребенка быть самим собой, а глупые шутки пропускать мимо ушей. Чувствуя уверенность и позитивный настрой родителей, ребенок легко справится со сложившимися обстоятельствами.

Первое впечатление

Первые недели в новом коллективе — самые сложные, дети с уже сложившимися отношениями в классе, как правило, враждебно настроены к новичку. Поэтому поддержка родителей ребенку в первые дни в новом классе необходима, как воздух.

Наталья Комарова

Школьный психолог

«Насколько легко ребенок вольется в новый коллектив, зависит от его характера. Одни дети легко идут на контакт, процесс знакомства вызывает у них интерес. В этом случае проблемы с общением в классе возникают редко. Стеснительные, робкие дети или дети с повышенной тревожностью будут привыкать к новой школе долго».

В этом случае нелишним будет доверительно поговорить с учителями или с классным руководителем, рассказать о трудностях, которые могут возникнуть у ребенка, о его чертах характера.

В первые же дни ребенку предстоит узнать и понять традиции нового класса, его иерархию и найти свое место. Это очень сложная задача, ребенок должен понимать, что первые шаги в знакомстве ему придется сделать самому. Главное, начать диалог: можно спросить, как пройти в столовую, или узнать, где находится кабинет истории. Ни в коем случае не стоит ходить с насупленным, настороженным лицом, ведь дружба начинается с улыбки. Очень важно оставить о себе в первые дни учебы приятное впечатление, ведь общительные люди с чувством юмора нравятся всем. Однако подшучивать над учителями или одноклассниками — это большая ошибка, спокойный, доброжелательный человек, заинтересованный в общении, в большинстве случаев вызывает только положительные эмоции.

Проблемы и способы их решения

Проблемы в новом классе все-таки возникают. Первое, с чем может столкнуться ребенок, — это стремление уже сложившегося коллектива придать новичку низкий статус, тогда как ребенку важно остаться той же личностью, какой он привык быть в прежнем классе. Лучший способ завоевать доверие окружающих — показать хорошее отношение к ним, однако не стоит никому навязывать свою дружбу.

Если ребенок учится в начальных классах, можно посоветовать ему подружиться с соседом по парте или найти родственную душу: общение по интересам часто переходит в дружбу на долгие годы. Родителям обязательно нужно посетить первое школьное собрание и познакомиться с несколькими мамами. Позитивное общение между взрослыми поможет ребенку лучше адаптироваться на новом месте. Мальчики должны понять, что кулаки — не решение проблемы. Отношения лучше строить на уважении, а не на страхе. Конечно, если речь не идет о самообороне. К сожалению, случается и так, что ребенка начинают «гнобить». Безусловно, это проблема учителя, он должен объединить детей и научить их играть друг с другом. Однако решать эту проблему приходится родителям.

Анна Хныкина

Семейный психолог

«Можно сходить ко всем учителям, познакомиться, объяснить ситуацию: вы не жаловаться, не контролировать пришли, а сотрудничать. Попросите понаблюдать за ситуацией на переменах. А через недельку зайдите еще. Против травли может сработать организация мероприятий для класса на вашей территории — дома или в кафе, не важно. Для этого надо обзвонить всех родителей, по-доброму объяснить ситуацию и попросить о поддержке».

В жизни детей случается много изменений, к которым нужна адаптация: переезд в новый дом или другой город, детский сад, поездка к бабушкам или в отпуск с родителями. Как помочь малышу и сделать адаптацию легкой? Конечно, все дети разные, кто-то радуется новым впечатлениям, а кто-то относится к ним с настороженностью, как мой сын Паша.

— новое место жительства

— другой климат

— незнакомые люди в окружении.

Поскольку мой сын — тот еще консерватор (весь в меня) и не любит, когда что-то меняется, а подошла к процессу привыкания на новом месте системно.

Легкая адаптация:

1) Формирование корректных ожиданий у ребенка.

Расскажите заранее, куда вы едете, почему и зачем, что вы там будете делать, что будет интересного для ребенка. В идеале, если возраст позволяет, можно привлечь детей к планированию отпуска или поездки, малышей же приходится ставить перед фактов. Я начала за две недели рассказывать Паше, что скоро мы поедем в Черногорию. Первые два дня он утверждал, что никуда не поедет, и я закрывала тему. Потом стал спрашивать, что такое Черногория и что мы там будем делать. Задавал важные для него уточняющие вопросы:

— А кофеварка там будет? А кулер?

— А какая машина у нас там будет?

— А можно с собой крышечки взять?

В итоге, через неделю уже рассказывал сам, когда и куда мы едем, воодушевился.

Если ваш ребенок легче на подъем, все равно за несколько дней предупредить его о грядущем изменении, дайте возможность задать вопросы и обсудите вместе, что будем по-другому.

В этом вопросе хорошо помогает соответствующая литература. Мы собирались на море, поэтому последнюю неделю читали истории про Сережу, как он ездил отдыхать с родителями на море, как купался и играл. В первый раз летите на самолете? Почитайте про устройство аэропорта, как чемоданы будут ехать по ленте, а вы — проходить досмотр. Опыт книжных персонажей поможет ребенку не растеряться в новом месте.

2) Сохранение режима дня.

В обычном дне ребенка есть опорные точки, последовательность действий, к которым он привык. Ритуалы и повторяемые события ребенка успокаивают и дать ощущение контроля над жизнью. Поэтому в идеале — оставьте режим неизменным. Пусть прогулка будет после завтрака, хоть и не во дворе, а на море, зато в привычное время. Если малыш спит днем, обязательно возвращайтесь на это время в гостиницу, чтобы уложить его спать. Мне удалось сохранить наш режим, Паша даже сам напоминал, что пора спать или гулять идти (“Покушаем и пойдем?”).

3) Знакомые вещи и предметы.

Возьмите из дома что-то привычное и знакомое: любимые игрушки, книжки, которые создадут ощущение дома. В этот раз Паша сам выбирал, что нужно взять с собой, и в первое время играл только с ними. Даже на прогулку с собой брал крышку из дома, чтобы всегда иметь с собой эдакий “островок спокойствия”. Позже конечно придумал себе игры из подручных материалов, но в первое время очень пригодились домашние вещи. Это касается в том числе и еды. У нас была маленькая кухня, так что я привезла с собой любимые овсяные хлопья Нордик, чтобы у Паши утром был привычный завтрак в привычной обстановке. Кстати, 10 дней он ел на завтрак только один вид каши, и он ему совсем не надоел))

4) Календарь-план.

Как только мы приехали, начались бесконечные вопросы о том, когда мы поедем обратно. Мы чувствовали себя родителями-садистами, которые забрали ребенка из Москвы и привезли в теплую страну к морю. После 20ого ответа, что мы уезжаем 15 сентября, я села и нарисовала план по дням. Получилось два столбца из квадратиков, каждый квадратик — день. Подписала число месяца и день недели. Написала, когда мы уезжаем, какие события были или ожидаются (был сильный ураган, скоро поедем в Буду). Вечером вычеркнули прошедший день, посмотрели, сколько осталось. Можно назвать этот план мини-адвентом. Вопросы про отъезд прекратились, Паша уже сам себе говорил, когда мы едем в Белград, а когда в Москву. Через несколько дней этот план нам стал уже не нужен, свою основную функцию он выполнил.

5) Маленькие шаги.


Паше 1,5 года. Первые минуты в новом месте))

Если для вашего ребенка новые условия — это выход из зоны комфорта, то позвольте ему делать сначала небольшие шаги. Зайти на пляж в первый раз ненадолго, погулять недалеко от отеля. Идем на мероприятие, где будет много незнакомых людей и детей, пусть для начала посидим в сторонке. Очень важно не заставлять ребенка в чем-то участвовать, стыдить за стеснение, требовать активности. Таким образом можно на корне убить интерес и желание делать что-либо. Вспоминаю теория привязанности, ребенку важно чувствовать себя в безопасности. Как только будет ощущение стабильности, он сам пойдет изучать новое место и мир вообще. Я очень хорошо вижу этот принцип на Паше: сначала он осматривается (желательно сидя на мне), потом начинает задавать вопросы, слезает и уходит играть, после еще не дозовешься 🙂 В то же время, я все-таки выталкиваю его из зоны комфорта на маленькие шажки, если уверена, что это того стоит. Например, он упирает и отказывает пойти со мной на большие камни у воды. С трудом уговариваю, через 5 минут сын увлеченно собирает камушки, носится по самым крупным, кидает мелкие в воду. Еле-еле уводим домой через час. Так шаг за шагом, Паша постепенно привык ко всему новому и адаптировался.

6) Терпение и еще раз терпение.

Особенно, если у вас другие планы 🙂 Нужно много терпения, что с уважением отнестись к праву ребенка адаптироваться на новом месте в своем темпе. Я злилась, когда на мое предложение пойти на море, сын отвечал: «Никогда не пойдем на море! Всегда в номере будем сидеть». Конечно, у него адаптация. Но мы-то приехали в Черногорию не для того, чтобы в номере сидеть. Но раздражение делу не поможет, а вот терпение и понимание состояния ребенка — да. Мне помогла погода: на второй день был ураганный ветер, так что пляж и дальние прогулки пришлось отменить. Сидели в номере и гуляли только рядом с отелем, как хотел сын. На следующий день уже добровольно пошел гулять с нами по набережной.

Все эти шаги применимы к любой новой ситуации в зависимости от масштаба изменений: от начала детского сада до похода к стоматологу. Расскажите, как адаптируется ваш ребенок и какие у вас способы помочь справиться с изменениями?

Вы перевели ребенка в новую школу и переживаете за его психическое состояние во время адаптации к новому коллективу – 10 простых правил помогут школьнику быстрее адаптироваться.

Правило №1 – Подготовка

Прежде, чем идти в новую школу, узнайте, в каком классе вы будете учиться, и найдите будущих одноклассников в соцсетях. Общение поможет узнать их интересы и найти общие точки пересечения. Вы сможете определиться, с кем сможете быстро завести дружбу, а к кому нужен особый подход. Виртуальное общение проходит легче, чем реальное, поэтому даже если вы застенчивый и малообщительный человек – это не помешает вам найти новых друзей и заочно познакомиться с большинством будущих одноклассников.

Адаптация ребенка доподросткового возраста в новой школе пройдет быстрее, если родители заранее познакомятся с классным руководителем и расскажут ему о ребенке. Учитель сможет подготовить класс к приходу нового ученика, назначит подходящих ребят для шефства над новичком, учитывая его интересы и черты характера.

Правило №2 – Естественность

Будьте собой и не тратьте время на показную дружбу. Отдавайте предпочтение общению с людьми, которые вам интересны и с которыми вам легко. Не старайтесь выглядеть лучше, чем вы есть. Все люди имеют недостатки, которые вы можете принять или не принять.

Правило №3 – Постоянство

Не рвите контакт с бывшими одноклассниками. Вы провели с ними много времени, хорошо их знаете, а они знают вас. Это те люди, которые поддержат вас в трудные дни адаптации в новой школе. Вам будет легче привыкать к новой обстановке, если вы расскажете старым друзьям об отличиях от старой школы.

Правило №4 – Новая жизнь

Переход в новую школу дает вам возможность начать жизнь с чистого листа. Вы можете перечеркнуть старые недостатки и вести себя по-новому. Никто не знает, какими вы были в старой школе – это возможность стать лучше и избавиться от комплексов.

Правило №7 – Обращение к одноклассникам

Запомните имена ребят и обращайтесь к ним по имени. Такое обращение располагает к себе и настраивает на дружеский лад.

В младших классах для быстрого запоминания имен, дети носят бейджи с именами на форме. При поступлении нового ученика, учитель просит детей называть свое имя при общении с ним, чтобы он быстрее всех запомнил.

Правило №8 – Поспешные выводы

Не спешите делать выводы про одноклассников. Они могут стараться выглядеть лучше, чем являются на самом деле, чтобы заинтересовать вас. Дайте им время проявить себя, наблюдайте со стороны и молча делайте выводы. Самой сложной считается первая неделя в новой школе.

Правило №9 – Личное достоинство

Не позволяйте себя унижать. В каждом классе есть неформальный лидер, который наверняка будет проверять вас «на прочность». Не поддавайтесь на провокации и не теряйте чувство личного достоинства. Постарайтесь быть независимым в суждениях, иметь личное мнение и не принимать навязанные мысли или поступки, которые вам не нравятся.

Правило №10 – Отсутствие страха

Не бойтесь перемен. Любые перемены – опыт. Новая школа даст вам новых друзей, новое понимание себя, стратегию поведения в новом коллективе, которая пригодится вам во взрослой жизни.

Адаптация подростка в новой школе происходит сложнее, чем ученика младших или средних классов. Психика ребенка подросткового ребенка пребывает в процессе трансформации. Этот сложный период перехода из детства в юность, сопровождаемый нестабильностью гормонального фона, провоцирует возникновение ряда комплексов и недовольство собой, особенно у девочек. В этот период важно мнение окружающих. Остро воспринимается критика и неприятие коллективом.

Каждый ребенок заслуживает быть любимым. Дети, которые по каким-либо причинам остались без родителей, мечтают вновь обрести семью. Но когда счастливый момент настает, и малыш и его приемные родители сталкиваются с необходимостью пережить непростой этап в отношениях, который называется «адаптация приемного ребенка».

Чаще всего семейные пары хотят усыновить ребенка в возрасте от трех месяцев до четырех лет , хотя, конечно, берут деток и постарше. Кажется, что ребенок в бессознательном возрасте еще не успел понять всей тяжести своего положения и с легкостью примет приемных родителей как родных. Что и говорить, совсем маленький малыш даже не будет помнить, что его взяли из детдома!

Но дело в том, что на бессознательном уровне период, проведенный без значимых взрослых (в особенности без мамы), все равно скажется на психическом развитии человека. Каждая минута, проведенная без опеки и любви родителей, оставляет в душе малыша след боли, страха, отчаяния.

Даже если новорожденный ничего не понимает и не помнит, ему уже в первые минуты после рождения жизненно необходимо увидеть маму, почувствовать ее тепло, услышать голос, поэтому всех, пару секунд назад появившихся на свет, малышей кладут матери на грудь (в некоторых случаях детей кладут на грудь отцу).

Именно любовь матери, по мнению психолога Э. Эриксона, в первый год жизни формирует новое психическое образование – базовое доверие к миру . Без умения доверять миру, взрослый человек не сможет быть счастливым, он будет испытывать большие трудности, пытаясь построить глубокие, длительные, доверительные, интимные отношения.

Любовь нужна новорожденным людям не меньше, чем воздух, вода, пища и кров.

Из записей путешественника, францисканского монаха С. де Адам известно, что германский король, он же император Священной Римской империи Фридрих ІІ (1194-1250) провел жестокий и шокирующий эксперимент . Желая выяснить какой язык из всех существующих является первоначальным, он приказал отобрать детей у разных родителей и воспитывать их в изоляции.

За детьми ухаживали няньки, но они с ними совсем не разговаривали и не ласкали . Король думал, что заговорят дети на том самом языке, который является общим и первоначальным для всех народов, но ни один ребенок так и не заговорил.

Дети не научились говорить не потому, что не слышали речи, а потому, что просто не дожили до того возраста, когда могли бы начать разговаривать. Младенцы которых кормили, купали, обеспечивали все условия, но ни целовали, ни обнимали, ни любили, умерли в младенчестве.

Люди, которые берут детей из детдома, дарят им не только семью и любовь, но и надежду на счастливое будущее. Однако дело воспитания любого ребенка (все равно родной он или приемный) непростое. Одной любви не достаточно, нужно иметь терпение, мудрость и стремление понять любимого, но все же другого, отдельного, обладающего собственной индивидуальностью и правом на свободу, человечка.

Особенности личности лишенного семьи ребенка

И дошкольник, и школьник, и подросток развиваются очень быстро, у каждого возрастного периода свои особенности, трудности, кризисные этапы. Они одинаковы для всех деток, но приемный ребенок, безусловно, отличается от рожденного в семье, по крайней мере, в адаптационный период.

Детки любого возраста, которые какое-то время провели без семьи, но обрели новую, отличаются тем, что:

  • в некоторой степени отстают в своем интеллектуальном развитии от сверстников,
  • безынициативны, не слишком любознательны, малоактивны,
  • малообщительны, не умеют общаться открыто, избегают контакта глаза в глаза во время беседы,
  • «выпадают» из контакта, погружаясь себя (при этом могут совершать монотонные движения),
  • боязливы, главный страх – гнев взрослого, даже улыбаются такие детки через страх разозлить опекуна,
  • боятся выразить себя и часто не знают сами чего хотят,
  • боятся выражений любви (объятий, поглаживаний, поцелуев, даже просто близкого присутствия взрослого рядом): либо не дают себя обнимать и злятся, либо реагируют равнодушно и словно бы «обмякают» в руках взрослого,
  • патологически послушны, боятся отказывать взрослому и выражать свою волю,
  • склонны к самонаказанию, могут поругать себя и даже ударить (если их физически наказывали раньше),
  • недоедают или переедают, имеют проблемы со сном.

Какие-то из этих особенностей обусловлены не самыми лучшими условиями жизни ребенка до приема в семью, а какие-то уже непосредственно тем стрессом , который он переживает, привыкая к новой семье.

Этапы адаптации приемного ребенка

В течении жизни адаптироваться человеку приходится как к обществу в целом, так и к разным конкретным малым и большим социальным группа и к ближайшему окружению.

Нельзя сказать, что детдомовские дети совершенно неадаптированы к жизни в обществе. Они адаптированы, но к той особой, несемейной среде, в которой пребывали ранее, поэтому говорят, что они «несемейные». К приемной семье деткам придется привыкать, усваивать новые для себя правила поведения, многому учиться.

Адаптация приемного ребенка – это социально-психологическая адаптация. Она представляет собой продолжительный процесс , а также и конечный успешный результат взаимодействий личности ребенка с новой семьей.

В результате успешной социально-психологической адаптации ребенок усвоит нормы, правила, ценности, образ жизни новой семьи, он приспособится к ней, станет ее частью, но это будет происходить постепенно.

Выделяют три этапа адаптации приемного ребенка :

  1. «Медовый месяц». Этот этап длится от одного месяца до полугода и характеризуется желанием понравиться. Ребенок всеми силами пытается казаться родителем самым лучшим, а они пытаются ему во всем угодить.

Дети всем свои видом и поведением показывают, что им хорошо в новой семье, ведут себя сдержанно и послушно, но в это же время переживают огромный стресс.

На этом этапе родителям нужно не только окружать ребенка заботой и лаской, но и объяснять ему как устроен быт, как распределяются права и обязанности членов семьи, каков распорядок дня и так далее.

  1. Регрессия или «возврат в прошлое». На этом этапе ребенок оправляется и от приятного шока и от стресса после попадания в новую для него среду. И тут начинается самое сложное – «притирка».

Малыш уже успел познакомиться с обстановкой в доме и с новой семьей в достаточной мере для того, что расслабиться и начать вести себя привычным образом. Тогда-то ребенок (и родители) и обнаруживает, что прежние модели поведения неэффективны в семье, и чтобы начать вести себя по-новому, сначала нужно избавиться от старых привычек и стратегий, а затем усвоить новые.

Это самое сложное время как для ребенка, так и для родителей, время установления границ и пределов дозволенного, четких правил, смены привычек и стиля жизни.

На этом этапе проявляются все проблемные моменты, возвращаются страхи, ребенок может часто болеть. Приемные дети часто выбирают крайности: либо замыкаются в себе, либо становятся чрезмерно активными и даже агрессивными.

Приемным родителям тоже непросто, они часто срываются и могут даже усомниться в правильности принятия решения усыновить малыша. Теперь, как никогда прежде и после, нужно быть терпеливым, внимательным, заботливым, любящим по отношению к ребенку.

  1. Восстановление. Это последний этап адаптации, когда ребенок избавляется от своей «брони», открывается, отвечает взаимностью. Он начинает чувствовать себя частью семьи, начинает понимать, что значит быть чьим-то, привязывается к семье, перестает бояться, начинает по-настоящему доверять, понимать родителей, а они его.

В это время ребенок даже внешне преображается, хорошеет и меньше болеет.

На этом этапе родителям важно узнать ребенка поближе, каковы его особенности, способности, интересы, склонности и начать развиваться его личность.

В общей сложности адаптация приемного ребенка в новой семье может длится несколько лет .

Признаки успешной адаптации

Если адаптация и в особенности последний ее этап (восстановление) прошла успешно , приемный ребенок:


Сложный период адаптации рано или поздно пройдет. Как бы ни был он сложен, а все-таки намного лучше всего, что познал ребенок до того, как был принят в семью.

Приемный малыш наверстает все, что было им упущено, догонит своих сверстников в развитии, научится с охотой, а не из страха, выполнять свои обязанности, слушаться взрослых, из нелюдимого превратится в любящего, если дополучит всю необходимую ему родительскую заботу, поддержку и любовь.

И, хотя психологи не безосновательно говорят о негативном влиянии на формирующуюся личность ребенка такого явления как гиперопека, не нужно бояться «перелюбить» ребенка, особенно если он приемный. Для таких деток любви не бывает много. Они жаждут ее, и когда получают, долго не могут «насытиться».

Как Вы считаете, нужно ли говорить ребенку, что он приемный?