Летний трудовой лагерь в школе. Трудовая деятельность в лагере

Подросткам

По словам многих детских психологов и педагогов, переходный возраст - это очень сложное и трудное время. Но это ещё и возраст, когда точно знаешь, что мир вокруг потрясающе интересен и просто-таки необъятен.

Нынешним летом подростки, если повезет, смогут не просить денег у родителей, так как у них есть возможность отправиться в трудовой лагерь. Уже за полгода до начала каникул некоторые родители начали записывать туда своих чад. Давайте выясним, чем же привлекает подростков "работа летом".

Трудовой лагерь - всё, как у взрослых

"Работа за гроши" для молодых людей не самый лучший вариант. Тем не менее лагеря труда и отдыха (ЛТО), которые возродились относительно недавно после многих лет забвения, хоть и не сделают ваших детей миллионерами, но все же на них у родителей бешеный спрос. Подростки разделяют такую позцию. Так в чем же дело?

От работ, которые выполняет ребенок, будет зависеть и его заработок, а также на него влияют и возможности, которыми располагает сам трудовой лагерь. То есть чем лучше устроишься, тем лучше платят, как и во взрослой жизни. Благо, сейчас выбор есть, в последние годы список предприятий, которые готовы предоставить рабочие места подросткам летом, значительно увеличился.

И денежно, и приятно

По словам специалистов в области образования, самый большой спрос — на детские трудовые лагеря, в которых выполняют посильную для их возраста работу: собирают спелые ягоды, пропалывают грядки. Конечно, собирать ягоды приятнее, чем пропалывать грядки, но за прополку платят больше. Кому что нравится. И главное, что это будет происходить среди сверстников. То, что больше всего нужно в данном возрасте - своя среда.

Занимаем места

Детские трудовые лагеря могут быть с дневным или круглосуточным пребыванием. В основном в них отдыхают и работают подростки в возрасте 14-18 лет. Можно также найти трудовой лагерь для школьников и в загородных оздоровительных учреждениях, здесь можно совместить и профориентацию, и отдых. Но на такое трудовое лето большой спрос, поэтому лучше договариваться раньше. Еженедельно проводятся культурно-массовые мероприятия, в том числе спортивные турниры и праздники. Летний трудовой лагерь для подростков, которые уже чувствуют себя почти взрослыми, - идеальный вариант. Многие дети с удовольствием идут туда, где можно попробовать свои силы в разной деятельности, которая будет полезна не только для них, но и для общества.

Трудовые лагеря процветают

Найти информацию и данные про каждый трудовой лагерь для подростков можно во всех городских и районных управлениях образования, а также и в обычных средних школах. Словом, и сами подростки, и их родители могут легко найти, куда можно обратиться с этим вопросом.

Ребенок сам может выбрать, какой работой он может заняться. Предлагают занятость по благоустройству территории лагеря или предприятия: мелкий ремонт и строительство досуговых и спортивных площадок, хозяйственных помещений, поддержание чистоты в корпусах и на территории, Еще можно поработать в сельскохозяйственном секторе. Это уход за различными с/х культурами: посадка, прополка, полив.

О чём не стоит забывать

Конечно, трудовая подобная деятельность регламентируется нормативными документами по организации труда детей. Отдыхать и трудиться ребенка можно отправить не раньше, чем ему исполнится 14 лет. Трудовой лагерь для школьников предлагает занятость на основании гражданско-правовых договоров. Но заключение такого договора возможно только лишь с детьми, которым уже исполнилось 16 лет. Если ребенок младше, трудовой лагерь потребует письменное согласие одного из родителей или законного представителя. Также может потребоваться разрешение врача, подтверждающее, что нет проблем со здоровьем. Как и всегда, трудовой договор подписывается в двух экземплярах, один из которых остается у работника-подростка, а другой - у работодателя. По этому договору наниматель обязан выплачивать ребенку зарплату за работу в зависимости от ее сложности, качества, квалификации работника и с учетом фактически отработанного времени.

Дети будут выполнять строго нормированную, посильную работу в условиях, которые оговорены специальными законами и нормативными актами. И вот даже при том что дети будут заняты размер заработка выплачивается соответствует доходам работников таких же категорий при полном рабочем дне. Также оплачивается труд школьников по сдельным расценкам, которые действуют для взрослых.

Планы на ближайшее время

Трудовой лагерь для школьников станет широко распространенным явлением. Такие места отдыха планируется открыть во всех регионах страны. И не только в городах, но в сельской местности, где дети часто помогают при сборе урожая или же по хозяйству. В стационарные оздоровительные учреждения можно отправить детей до 14 лет, а вот ребята постарше могут поехать в трудовой лагерь для подростков. В большинстве случаев это частные предприятия, которые сотрудничают с администрацией города или села. Разнообразные программы и виды работ, которые они предлагают, ориентированы на определенный возраст. В ближайшее время планируют создать трудовые лагеря, отправляя в которые детей, можно быть уверенным, что они будут среди сверстников, и им будут предложены работы с учетом их интересов и особенностей. Так как ребята будут заняты неполный рабочий день, они смогут на досуге сходить в кафе, посетить парк или прогуляться по магазинам. Конечно, до какой степени предоставлять ребенку свободу, следует оговаривать при подписании договора.

Огромная польза

Подчеркнем также и пользу от такой работы для подростков. Теперь у детей, вместо обычного шатания по улицам, будет Такой труд подготовит их к ответственности, которая ждет детей в дальнейшей жизни. Главные цели, которую преследует трудовой лагерь для школьников: формирование нормативного поведения, коррекция поведенческих стереотипов несовершеннолетних, приобщение к производственным отношениям и дисциплине, привитие трудового навыка. Не стоит забывать, что каждая семья - отдельный мир. Есть родители, которые могут отправить свое чадо на море, а другие думают, как его прокормить. Для таких семей летний трудовой лагерь - самый лучший вариант, потому что ребенка там покормят. Также нельзя сбрасывать со счетов и для подростков будет организована не более 4 часов в день по направлениям, которые сам ребенок и выбирает. Также очень важен и который в данном случае будет состоять из сверстников.

Кто-то может сказать, что в трудовой лагерь в большинстве случаев будут отправлять городских детей, так как ребята, которые живут в селе, и так летом без работы не сидят. И в этом есть доля правды - городские подростки часто находятся без присмотра и без дела.

Итоги

В летних лагерях труда и отдыха, помимо физической работы, детей ждут также групповые и индивидуальные встречи, которые совмещают в себе просветительные и профилактические беседы. В любом случае подростки не будут предоставлены сами себе и смогут не только отлично отдохнуть, но и заметно прибавить в свой кошелек наличности, чем будут особенно гордиться. Именно в летних трудовых лагерях есть возможность для детей проявить свои таланты, научиться отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других, спорить и вместе достигать какой-либо цели.

Лагерь труда и отдыха - распространенная ранее форма организации общественно полезного труда старшеклассников. Учащиеся старших классов городских школ работали в лагерях труда и отдыха только в летнее время и, как правило, в сельскохозяйственном производстве. Основная задача лагеря - воспитать у школьников любовь и уважение к труду, развить их общественную активность.

Лагеря труда и отдыха создавались на базе колхозов , совхозов , лесхозов, а также на промышленных предприятиях, учебно-производственных комбинатах, в сферах обслуживания. Их создавали отделы народного образования, обкомы и райкомы профсоюзов совместно с базовыми предприятиями и комсомольскими организациями.

Сельскохозяйственное предприятие, на базе которого организуется лагерь, создавало необходимые условия для труда и отдыха школьников: выделяло для жилья здание, обеспечивало постельными принадлежностями, хозяйственным, культурным и спортивным инвентарем, организовывало питание. Многие хозяйства строили и оборудовали для школьников стационарные лагеря со спальными корпусами, душевыми, столовыми, спортивными площадками. Были и палаточные лагеря. Иногда учащихся размещали в сельских школах, интернатах, общежитиях. Многие школьные коллективы поддерживали связи с одними и теми же колхозами или совхозами.

Продолжительность рабочего дня зависит от возраста школьников и вида работ, но не превышает 4 ч. Учащиеся допускаются к работе только после занятий по технике безопасности.

В лагере организуется соревнование между коллективами учащихся (бригадами, отделениями, звеньями) и между школьниками. В обязательствах по соревнованию основное внимание уделяется качеству работы, культуре труда, строгому соблюдению техники безопасности, трудовой дисциплине, организации культурно-массовой и спортивной работы.

Высший орган самоуправления в лагере труда и отдыха - общее собрание. Текущей работой руководит совет (штаб) во главе с председателем (командиром). Совет распределяет работу между бригадами, организует соревнование, дежурство и самообслуживание в лагере, участвует в разработке распорядка дня, проводит политико-воспитательную, культурно-массовую, спортивную работу. В лагере создается педсовет, который решает вопросы производственной и воспитательной работы. Работой педсовета руководит начальник лагеря.

За выполненную работу школьники получают вознаграждение в соответствии с действующим законодательством. Не более 50% заработанных учащимися средств идет на возмещение затрат по содержанию лагеря, остальные расходы распределяются по решению общего собрания.

Лагеря труда и отдыха впервые стали создавать в 1965–1967 гг. в Донецкой, Московской и ряде других областей на базе колхозов и совхозов. Летом 1981 г. в стране действовало около 29 тыс. лагерей труда и отдыха, объединявших около 3 млн школьников.

В некоторых областях РСФСР, Украины, Казахстана ежегодно проводились смотры-конкурсы лучших лагерей труда и отдыха. По итогам летней трудовой четверти лагеря награждались призом ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР, ВЦСПС «Герои труда - лучшему лагерю труда и отдыха», вымпелом ЦК ВЛКСМ «Лучшему лагерю труда и отдыха».

Писная Елена Геннадьевна,учительанглийского языка,МБОУ «СОШ № 149»,г. Нижний Новгород[email protected]

Кузина Оксана Юрьевна,зам.директора по УВР, учитель русского языка и литературы,МБОУ «СОШ № 149»,г. Нижний Новгородк[email protected]

Алесар Любовь Владимировна,педагогпсихолог, МБОУ «СОШ № 149»,г. Нижний Новгорода[email protected]

Лагерьтруда и отдыха как форма социализации личности подростка

Аннотация. В статье раскрывается какна основе социально значимой полезной деятельностиможносформироватьсамооценку, самосознание, потребность подростка в общении и самоутвержденииврамках лагеря труда и отдыха.Ключевые слова: проектная деятельность, система кружков,социальнозначимая трудовая,познавательная и творческая деятельность.

Понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом.По Пиаже, «социализация это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей» .И.С. Кон определяет социализацию как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность».Г.М. Андреева дает более полное определение: «Социализация двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».Среди всех изменений, происходящих в современном обществе, самое опасное по последствиям это превращение нашегообществав общество потребления, что выражается в деградации смыслов труда, социальнойпассивностью индивидов, дефицитом неденежных мотиваций в поведении и поступках людей. Распространение потребительской идеологии как базовой философии жизни, вызываетдеформацию практически всех институтов и механизмов социализации, в том числе и образования. Очевидное подтверждение этому переход многих школьных сообществна язык так называемых« образовательных услуг», чтосамо по себе нечто невозможное, противоречащее самому духу воспитания. Опираясь на системно деятельностный подход, мы поделили весь период взросления ребёнка на «ведущие виды деятельности», но не включили в их число продуктивную трудовую жизнь. В содержании школьной жизни ребёнка есть всё, кроме тренировки привычки к труду,а в школьной инфрастуктуре нет ни намёка на воспитывающее призводство.и это ещё одна грань всеобщей инфантилизации населения..Таким образом,уровень социализированностиподростков определяется типом образовательной среды, а именно: теми условиями и возможностями конкретной среды, которые способствуют развитию активности (или пассивности) подростка и его личностной свободы (зависимости).Образовательная среда школы является условием и фактором социализации и развития личности подростков, и от того, насколько школьная среда способна удовлетворить весь комплекс потребностей подростка и сформировать у него систему социальных ценностей, зависит успешная социализация личности иее активное включение в социальнозначимую деятельность» .Важноевлияние в воспитании детей играет досуговая занятость детей и в этом огромная роль отводитсяконкретным педагогическим системам, в том числелетним лагерям, которыеспособнырешать проблемы социальной адаптации подростков, организации здорового образа жизни, развития их позитивной активности. Уже не первый год в школе действует немного забытая в наши дни форма организации отдыха детей в летнее время ‬лагерь труда и отдыха для подростков 1416 лет. Чтобы заинтересовать детей этого возраста пришлось немало потрудиться. Задача педагогов состояла в том, чтобы найти такие формы работы, которые бы позволили почувствовать подросткам свою социальную значимость.Ведь период ранней юности это период самоопределения (социального, личностного, профессионального, духовнопрактического).Как известно, трудовая деятельность предполагает преобразование окружающей действительности и является важным фактором социализации личности,т.кс одной стороны, трудв силупсихофизиологических особенностей подростков, даёт выход энергии а с другой стороны, завершается конкретным, зримым и ощутимым результатом, способствует формированию общетрудовых умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду.Вовторых, в программе лагерной смены создаются условия для воспитания Человека Культуры, знающего и уважающего традиции и культуру своего народа, а так же интернациональных элементов культуры. (этому способствует система деятельности кружков по интересам: лингвострановедческого, театра моды, ландшафтного дизайна). Отсюда проистекает и цель программы: «Организация занятости и отдыха подростков, приобщение ихк традициям отечественной и интернациональной культурычерез создание благоприятной среды для реализации созидательных потребностейна основе социальнозначимой трудовой,познавательной и творческой деятельности».Задачи:1.Организовать трудовые бригады по основным направлениям деятельности лагеря трудаи отдыха2.Формировать гражданскую позицию к традициям и историческому прошлому России, нравственное отношение к культуре ее народов, развивая чувство уважения к старшему поколению.3.Воспитыватьтолерантноеотношение к другим культурам и друг к другу.4.Способствовать социальной адаптации личности подростков черезвоспитание в детях здорового духа соперничества, реализацию потребностей детей всамопознании и здоровом образе жизни.5.Развивать творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность.

Педагогическая целесообразность программы состоит в создании такой среды, в которой каждый подросток чувствовал бы себя максимально комфортно, имел бы широкие возможности для творческой самореализациина пользу себе и людям, обретал бы опыт жизненного сознательного успеха,которое составляетосновную задачу юношеского возраста..Новизна программы состоит в том, что полученные знания окультурных особенностях носителей языка, их привычках, традициях,социальных условностях и ритуалах;знания норм поведения и этикета, включая способы вербального и невербального контакта, способствовалиприобщению к культурным ценностям разных стран ивоплощеныв практической деятельностипо созданию элементов ландшафтного дизайна Великобритании, Японии, России, что послужилоразвитию созидательных потребностей детейи способствовалореализации творческих потребностей детей в самовыражении.Ещё на этапе формирования был проведён мозговой штурм « Ау нас во дворе», результатом которого стал проект « Все страны в гости к нам», при разработке которого ребята провели исследование о видах цветников, ландшафтных стилях, сделали зарисовки.Таким образом, создалась положительная мотивация деятельности. А если у ребят появилась цельукрасить, благоустроить свой школьный двор, сделать его непохожим ни на один другой,значит это можно рассматривать как активное включениеподростковв социальнозначимую деятельностьОдним из условий воспитывающей деятельности в лагере является высокая мотивированность побуждение, инициирующее целевую активность ребят: Ради чего организуется действие? Во имя чего достигается цель? Из общеизвестного веера мотивов (страх, корысть, престиж, принуждение, естественные потребности…) три безусловны и безупречны в системе воспитания духовной культуры подростка ‬это мотивы: нравственный (благо для другого); познавательный (хочу знать истину); эстетический(чтобы было красиво).

Смысл мотивационного подхода состоит в том, чтобы подросток сам включался в деятельность, проявляя активность, самостоятельность, инициативу. Схема процесса мотивации: → самосознание(кто я? Какой я?) → самоопределение (чего хочу?) → самовыражение(как это сделать?) → самоутверждение (могу это!) → самореализация(делай так!) → саморегуляция(могу изменяться и изменяюсь!).Влияние мотивационной основы деятельности на её результативность ‬один из важных аспектов при организации воспитывающей деятельности, которые учитываются нашим педагогическим составом, работающим в лагере труда и отдыха школы, а именно: влияние успеха и неудачи на силу и устойчивость мотивов, соревнование как стимулирующий фактор, влияние общественного мнения, наличие конкретной цели,

Наличие перспективы..При организации воспитательного процесса мы исходим из того, чтопозитивное отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную социальнообщественную работу, осознание ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач. Особенностью нашейшколы является то, что отношения между преподавателями и учениками основаны на взаимопонимании, доверии, разумной требовательности. Деятельность лагеря является продолжением воспитательной системы школы, в центре которой стоит личность,которая по словам Сухомлинского«Маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания». Вотпочему наш лагерь получил название « РОСТКИ» Но так как мы говорим о развивающейся личности подростка, то смысл названия можно расшифровать следующим образом: Развиваем

Ответственность, СамостоятельностьТрудолюбие,

Креативность, Инициативность

Работа лагеря труда и отдыха в МБОУ СОШ №149 основана на соответствии следующих принципов отношения к отдельной личности и функционирования всей воспитательной системы в целом.Принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; ориентация наумение выстраивать диалогические отношения.Принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому проявлять самостоятельность в деятельности, посильной для него.Принцип «собственного воспитания» процесс воспитания «встроен» в саму жизнь и культуру коллектива, протекает в условиях конкретной трудовой деятельности.Принцип гармонизации: нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями.Принцип ненасилия: исключение насильственного вторжения в личностную сферу каждого ребёнка.Сегодня особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны особо выделенное время и специальные усилия, чтобы процесс освоения нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и долговременным» .Опираясь на концепцию Г.К.Селевко и А.И.Шемшуриной о влиянии воспитания на развитие личности ребёнка, делаем акцент на его внутренние механизмы самоизменения к успеху, стремления к самоопределению, самовоспитанию, нравственной самооценке и самосовершенствованию.Основное содержание программы лагеря труда и отдыха «Ростки» включает в себячетыре тематических блока, ключевыми компетентностями или ценностными ориентирами которых является проявление «япозиции» подростка в принятии социальных ролей: «яСозидатель», «яРоссиянин», «яЗемлянин»,«яЛичность» Каждый тематический блок содержит основные направления деятельности и ориентирует участников программы на приобщение кобщечеловеческим ценностям через систему трудового,патриотического, культурологического и социальнопедагогического воспитания.Для того, чтобы ребята получили широкие возможности для творческой самореализации на пользу себе и людям, трудовая деятельность была организована в трёх бригадах: « Юные экодизайнеры» реализовывали социальныйпроект, направленный на благоустройство школьной территории«Все страны в гости к нам»«Историки» воплощали в жизнь социальнопедагогический проект, направленный на обновление материалов школьного музея«Мы память в сердце сохраним»«Гайдарики» реализовалисоциальнопедагогический проект,«Творим добро своими руками»направленный на оказание помощи детскому саду, библиотеке, дому престарелых). Таким образом, организация и занятость подростков в летнем лагере труда и отдыха в МБОУ СОШ №149 вносит свой вклад в гармонизациюличностных устремлений и способностей подростков с общественными потребностями и интересами. Аблагодаря организации разнообразной деятельности учащихся, индивидуальному воздействию на каждого ученика, достигается и общий благоприятный психологический климат.Как видим.. условия лагеря с продуманной системой социальнопсихологической адаптации личности подростков через самореализацию, самопознание, саморегуляцию способствуют формированию личностной культуры, мотивации к ЗОЖ.Результаты работы лагеря:

расширение социального опыта участников программы;

формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга; вырабатывание навыков ручного и общественнополезного труда; формирование осознанного отношения к себе,как к части окружающего мира.Таблица 1МониторинговаякартапрограммыТИП МЕТОДИКИНАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИНАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ,СБОР ИНФОРМАЦИИ

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД)Анкетирование

Сбор и анализ информации

Анкетирование, тренинг, беседы

Рисуночный тест

Наблюдение

изучение интересов и потребностей ребенка

Получение первичной информации обучающихся, условиях семейного воспитания

Изучение мотивации участия в деятельности лагеря

Получение информации о качествах и поступках ребенка черезегосамохарактеристику

Изучение направленности ребенка

изучение самооценки ребенка

Получение информации о характере ребенка

Степень включенности каждого ребенка в деятельностьАнкетирование "Будем знакомы" (в планах воспитателей)

Социальный паспорт лагеря Анкетирование «Почему я пришел в лагерь?» Психодиагностика «Разбуди в себе лидера»

(в планах психолога)

Методика исследования самооценки ДембоРубинштейн(в планах психолога)

Конструктивный рисунок человечка из геометрических фигур (в планах психолога)Опросники «Насколько ты воспитан?», «Какой я?» (в планах психолога)

Планы и журналы воспитания (воспитатели)

ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (ОСНОВНОЙ ПЕРИОД)

Мониторинг карта

Цветопись настроения.

Рисуноксимвол, индивидуальная и групповая работа

Ролевые, интерактивные игры и деятельность на взаимодействие

Изучение продуктовдеятельности детей,Получение условной оценки степени развития коллектива “на сегодня”Получение информации о настроении ребенка

выявление эмоциональных состояний ребенка

Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу, взаимодействие со сверстниками

изучение потребностей и интересов «Карта путешествия лагеря»В планах отряда (под контролем психолога)«Карта настроения» работа психолога

(в планах воспитателя)

Ведение «летописи наблюдение, анализ

Демонстрация творческихдостижений участников программыребенка,

Получение обратной связи

Выявление проявления творческой активности детей отрядов», Информация в отрядных уголках(органы детского самоуправления и бригадиры под контролемвоспитателей)Концерты, выставки, творческиеи поисковые задания (в планах воспитателей) ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

Рефлексия

Анкетирование,беседы

Наблюдение, фиксирование антропометрических показателей, анализОпределение развитияличности и коллектива: анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делахПодведение итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делахПолучение информации о том, почему ребёнку понравилось пребывание в лагере

Выявлениестепени удовлетворенности организацией лагерной смены

Выявление степени сохранения здоровья и оздоровления детей«карта личностного роста»;

Анкета«что дал мне лагерь», тест «незаконченное предложение»(интервью с участниками смены) " чем мне запомнилась лагерная смена»

Лагерь труда и отдыха - наиболее распространенная форма организации общественно полезного труда старшеклассников. Учащиеся 7-10 классов городских школ работают в лагерях труда и отдыха только в летнее время и, как правило, в сельскохозяйственном производстве. Основная задача лагеря - воспитать у школьников любовь и уважение к труду, развить их общественную активность .

Лагеря труда и отдыха создаются на базе колхозов, совхозов, лесхозов, а также на промышленных предприятиях, учебно-производственных комбинатах, в сферах обслуживания. Их создают отделы народного образования, обкомы и райкомы профсоюзов совместно с базовыми предприятиями и комсомольскими организациями.

Сельскохозяйственное предприятие, на базе которого организуется лагерь, создает необходимые условия для труда и отдыха школьников: выделяет для жилья здание, обеспечивает постельными принадлежностями, хозяйственным, культурным и спортивным инвентарем, организует питание. Многие хозяйства строят и оборудуют для школьников стационарные лагеря со спальными корпусами, душевыми, столовыми, спортивными площадками. Бывают и палаточные лагеря.

На участке, закрепленном за школьниками, выросла хорошая капуста.

Иногда учащихся размещают в сельских школах, интернатах, общежитиях. Многие школьные коллективы поддерживают связи с одними и теми же колхозами или совхозами.

Сбор урожая яблок (Закарпатская область).

После работы каждый занимается любимым делом.

Продолжительность рабочего дня зависит от возраста школьников и вида работ, но не превышает 4 ч. Учащиеся допускаются к работе только после занятий по технике безопасности.

В лагере организуется соревнование между коллективами учащихся (бригадами, отделениями, звеньями) и между школьниками. В обязательствах по соревнованию основное внимание уделяется качеству работы, культуре труда, строгому соблюдению техники безопасности, трудовой дисциплине, организации культурно-массовой и спортивной работы.

Высший орган самоуправления в лагере

В летние каникулы многие школьники работают в лагерях труда и отдыха, в ученических производственных бригадах, помогая взрослым на полях, в садах, на животноводческих фермах.

Детский труд в нашей стране запрещен и разрешается только, когда он связан с обучением или воспитанием. Но и в этом случае существуют ограничения. По времени труд подростков строго регламентирован: не больше 4 ч в день. К работе в лагерях труда и отдыха, в ученических производственных бригадах допускаются только школьники, не имеющие медицинских противопоказаний. Учащиеся не допускаются к ряду работ в сельском хозяйстве, в том числе к обслуживанию сельскохозяйственных машин, но есть исключение: трактористом разрешается работать с 17 лет с ограниченной продолжительностью рабочей недели.

Школьникам запрещены работы с пестицидами.

Сам труд, физическая нагрузка должны соответствовать возрасту школьников. При работе необходимо соблюдать правила техники безопасности и не пренебрегать элементарными предосторожностями.

Пользуются только острым и исправным инструментом. Ручки и рукоятки должны быть тщательно обработаны и не иметь трещин и других неровностей, которые могут повредить руки. Инструмент используют по назначению, применяя безопасные приемы труда. Особой осторожности требует обращение с колющими и режущими предметами: тяпкой, граблями, сучкорезом.

Нельзя загрязнять ручки и рукоятки, прятать инструмент в траву, посевы, кучи травы или сорняков, копны сена или соломы и т. д. Во время перерывов в работе инструмент необходимо складывать в отведенном месте.

Запрещается (даже на короткое время) класть грабли, вилы и маркеры зубьями вверх. Работая вилами, граблями и тяпкой, необходимо быть осторожным, наблюдать за работающими рядом товарищами и действовать так, чтобы случайно не нанести им удара: выдерживать разрыв безопасности.

Во время работы лопатой, тяпкой нужно надевать жесткую и закрытую обувь. Нельзя работать босиком, в босоножках, в тапочках и в обуви, которая легко снимается. При длительном пребывании на солнце нельзя работать без головного убора.

В зоне работы машинно-тракторных агрегатов и в местах, где могут передвигаться тракторы и автомобили, запрещается отдыхать в высокой траве, в борозде, в кустах, в копнах соломы или сена, на обочинах дорог. Выбранное место отдыха людей отмечают днем хорошо видными вешками, а вечером - фонарем (но не костром: он может потухнуть).

тивную работу. В лагере создается педсовет, который решает вопросы производственной и воспитательной работы. Работой педсовета руководит начальник лагеря.

За выполненную работу школьники получают вознаграждение в соответствии с действующим законодательством. Не более 50% заработанных учащимися средств идет на возмещение затрат по содержанию лагеря, остальные расходы распределяются по решению общего собрания.

Лагеря труда и отдыха впервые стали создавать в 1965--1967 гг. в Донецкой, Московской и ряде других областей на базе колхозов и совхозов. Летом 1981 г. в стране действовало около 29 тыс. лагерей труда и отдыха, объединяющих около 3 млн. школьников.

В некоторых областях РСФСР, Украины, Казахстана ежегодно проводятся смотры- конкурсы лучших лагерей труда и отдыха. По итогам летней трудовой четверти лагеря награждаются призом ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР, ВЦСПС «Герои труда - лучшему лагерю труда и отдыха», вымпелом ЦК ВЛКСМ «Лучшему лагерю труда и отдыха».

Как организовать лагерь труда и отдыха

Ксения КРОТОВА ,
заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 1516

Марина ГОРБАЧЁВА ,

Марат КУТНАЕВ ,
заместитель директора по воспитательной работе гимназии № 1516

Вот почти и пролетел учебный год, как обычно быстро и незаметно… Ещё совсем немного времени - и позади останутся школьные экзамены, выпускной вечер. Кто-то уйдёт из школы навсегда, ну а кому-то в сентябре вновь возвращаться в класс, оставив в памяти яркие . Как сделать их незабываемыми? Можем ли мы, взрослые, помочь ребятам организовать свой, почти самостоятельный, отдых? Можем. Конечно, нелегко и даже немного страшно начинать всё в первый раз, да и выбрать среди огромного количества возможностей тот вид летнего отдыха, который подходит именно вашей школе, сложно, но ведь результат усилий того стоит? Тем более что наградой вам будет… Впрочем, о наградах чуть позже.

Итак, что же выбрать? Зарубежную стажировку, туристическую поездку, морской круиз? Может быть. Но мы хотим предложить вам организовать труда и отдыха (ЛТО). Почему? Да потому, что он так напоминает детство, потому, что ребята там действительно трудятся и отдыхают, а главное, чувствуют себя взрослыми, ответственными за свой выбор людьми. Звучит заманчиво? Тогда начнём.

Процесс организации выездного детского лагеря условно делится на два этапа: творческий, а потому радостный и весёлый, и бюрократический - скучный, нервный. Второй этап, конечно, неприятен, но избежать его, понятное дело, невозможно. Поэтому лучше помнить, что сложно и очень трудно бывает лишь в первый раз.

Организационный этап. Подготовка и оформление документов

На этом этапе мы постараемся максимально помочь вам, не только рассказав о том, какие документы необходимо собрать, оформить и подписать, но и о том, как это сделать проще, удобнее и без лишних потерь.

Работа с различными инстанциями

Первое и, наверное, главное, что вам следует сделать на этом этапе, - это заключить договор с той сельскохозяйственной организацией, которая готова принять школьников, обеспечить их работой и, соответственно, оплатить эту работу. Мы приводим принятую сейчас форму такого договора.

ДОГОВОР НА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ОТРЯДОМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
на период с … по …

Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны (название с/х организации) в лице председателя (Ф.И.О.), с другой стороны (Ваша организация) Департамента образования города Москвы в лице директора Ф.И.О. заключили настоящий договор.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Трудовой отряд старшеклассников организуется на основании совместного решения совета школы и органов народного образования и комплектуется из учащихся 7–11-х классов на принципах добровольности.
2. Члены отряда принимаются на работу в качестве рабочих или служащих и на них распространяется действующее законодательство о труде и социального страхования.
3. Отряд старшеклассников является самостоятельной единицей. Руководитель отряда - начальник лагеря, который отвечает за всю деятельность и дисциплину, организует распределение поручений между членами отряда и совместно с руководителями хозяйства проверяет их исполнение.
4. В отряде устанавливается рабочая неделя продолжительностью 6 дней, рабочий день не более 4 часов.
5. (Ваша организация) обязуется перечислить деньги за питание преподавателей и учеников на счёт (название с/х организации).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Администрация (ваша организация) обязуется:
1. Сформировать отряд старшеклассников не менее 80 человек для выполнения сельскохозяйственных работ в СХПК с…..по… 200 … года, обеспечив его административное руководство.

Администрация СХПК обязуется:
2. Обеспечить фронт работы отряда с нормами и условиями агротехники, закрепив за ними необходимый объём работы на весь период с указанием существующих норм и расценок.
3. Принять на работу в качестве сельскохозяйственных рабочих весь личный состав отряда по списку, предоставленному начальником лагеря.
4. Обеспечить отряд инструментами и инвентарём в количестве и в сроки, исключающие возможность простоя. В случае простоя по вине СХПК оплату производить по среднесдельным расценкам.
5. Обеспечить охрану труда и технику безопасности в соответствии с существующими требованиями, проводить инструктаж по технике безопасности при переходе с одного вида работ на другой.
6. Оборудовать лагерь в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, утверждёнными Минздравом.
7. Выделить специалистов (должность) … приказ № … от …, ответственных за материально-техническое обеспечение подготовки фронта работ, охрану труда и технику безопасности, за подготовку и содержание лагеря.
8. Производить при необходимости перевозку членов отряда к месту работы и обратно на машинах, согласно соответствующим правилам.
9. За 3 дня до окончания работы хозяйство обязано подготовить соответствующие документы для окончательного расчёта и произвести его полностью до отъезда.
10. На основании методического указания Главного санитарного управления Минздрава от 17.01.78 г. № 1818/78 о снижении норм для несовершеннолетних и Постановления Государственного Комитета СССР по труду о доплате несовершеннолетним за сокращённый рабочий день и в целях упорядочения оплаты снизить нормы выработки на 20%.

Примечание
1. Администрация СХПК проводит автобусные экскурсии по достопримечательностям района.
2. При качественном выполнении плана администрация СХПК награждает отряд согласно условиям соревнования.
3. Администрация школы оставляет за собой право закрыть ЛТО в случае невыполнения договора.
4. Администрация СХПК обязуется обеспечить охрану территории лагеря в дневное и ночное время нарядом милиции.

Председатель СХПК … « … » … 200 … г.

Директор школы … « … » … 200 … г.

Затем вам необходимо оформить и подписать в округе или департаменте заявку на финансирование вашего летнего лагеря. Мы предлагаем вам ту форму, которую сами используем каждый год.

НАЧАЛЬНИКУ …

ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ …

ЗАЯВКА
Прошу вас организовать на базе школы № … выездной трудовой лагерь на группу учащихся в количестве … человек на 1 (или более) смену (указываете период).

Место дислокации лагеря: …

Директор школы № …

Подпись …

После выполнения всех вышеперечисленных действий вы составляете смету расходов и переходите к следующему пункту организационного этапа.

Работа с детьми

Как правило, найти желающих поехать в летний лагерь не составляет труда. Однако ребята должны осознать свой выбор. Поможет им это сделать заявление, которое вам необходимо собрать со всех, кто собирается в лагерь.

Начальнику лагеря труда и отдыха

школы № … Ф.И.О. … от ученика(цы) (фамилия, имя) … класса …

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу зачислить меня в состав ЛТО на период с … по … 200 … года. Обязуюсь выполнять установленные нормы работы, соблюдать дисциплину, активно участвовать в жизни лагеря.

Подпись …

С решением сына (дочери) согласны, против отъезда ребёнка в лагерь не возражаем.

Подпись родителей …

Домашний адрес …

Домашний телефон …

Ф.И.О. матери …

место работы, должность, рабочий телефон …

Ф.И.О. отца …

место работы, должность, рабочий телефон…

Телефон, Ф.И.О. родственников, знакомых, к которым можно обратиться в случае отсутствия родителей в Москве …

Конечно, собираясь в лагерь, мы понимаем, что наши «работники» ещё всё же маленькие, и мы должны им напомнить о той одежде, которая им нужна.

Список вещей, необходимых в лагере труда и отдыха :

Рюкзак или спортивная сумка или чемодан.

Рабочая форма:

лёгкая (2 комплекта):
- Рубашка или футболка с длинным рукавом.
- Тренировочные или брюки.
- Кроссовки или кеды.
- Головной убор от солнца (2)!
- Рукавицы или перчатки!

теплая:
- Плащ или штормовка.
- Свитер или олимпийка.
- Тёплая рубашка.
- Брюки или джинсы.
- Шапка спортивная.
- Резиновые сапоги!

Одежда:
- Куртка.
- Спортивный костюм.
- Брюки, джинсы.
- Рубашки с длинным рукавом.
- Рубашки с коротким рукавом.
- Футболки.
- Шорты.
- Кроссовки или кеды, туфли или сланцы (шлёпанцы).
- Свитер.
- Носки простые (6 пар).
- Носки шерстяные (2 пары).
- Нижнее бельё.
- Купальный костюм (2).
- Туалетные принадлежности: зубная щётка, паста, мыло, мочалка, шампунь, пемза, расчёска, туалетная бумага (рулон); полотенце для лица, для ног, банное.
- Парадно-выходная одежда.
- Носовые платки (6).
- Ручка, блокнот, конверты.
- Кружка, миска, ложка.
- Игры, музыкальные инструменты.
Если есть необходимость, родителям отдать воспитателю специальные лекарства.
Деньги сдать воспитателям бригад.
Взять еду на дорогу, сухие продукты в лагерь (исключая консервы), чай, сахар.

Московское железнодорожное агентство по обслуживанию пассажиров - филиал ФГУП «Московская железная дорога»

От школы № … Департамента образования города Москвы

ЗАЯВКА НА РЕЗЕРВИРОВАНИЕ МЕСТ
Просим Вас зарезервировать … плацкартных мест (… льготных, … полных) на поезд № … (назначение поезда) отправлением « … » … 200 … года для группы учащихся школы № …

Оплату гарантируем по наличному расчёту.

Обязуемся использовать зарезервированные и оформленные в МЖА проездные документы только по прямому назначению, не допуская случаев перепродажи третьим юридическим и физическим лицам.

Проездные документы поручается получить руководителю группы … (Ф.И.О.), паспорт … выдан …

В случае нарушения нами указанных выше обязательств МЖА имеет право отказать нам в резервировании и оформлении проездных документов.

Список детей и руководителей прилагается.

Директор школы … Ф.И.О.

Подпись …

Жизнь в лагере

Вот, наконец, мы и добрались до творческого этапа подготовки летнего лагеря труда и отдыха, более интересного и весёлого. Хотя, конечно, и здесь не обойтись без чёткой организаторской работы. Мы поделимся с вами нашей системой организации лагеря. Для нас летний лагерь - это великолепная экспериментальная площадка для новых творческих дел. В течение года иногда сложно найти время для подобных экспериментов, а летом - в самый раз. Много интересных творческих дел, которые мы теперь проводим в гимназии, пришли к нам из лагеря, к большому удовольствию и ребят, и взрослых!

Перед отъездом
Ещё в Москве, на общем сборе, мы комплектуем бригады, следуя таким правилам: во-первых, наши бригады - разновозрастные. Как вы понимаете, это во многом помогает ребятам налаживать отношения, учиться дружить и помогать друг другу (конечно, мы стараемся расселять ребят по комнатам по возрасту). Во-вторых, если в лагерь едут ученики одного класса, они попадают в одну бригаду. На этом же сборе ребята сами выбирают бригадиров, но при этом учитываются рекомендации педагогов гимназии (если необходимо, бригадиры могут переизбираться).

Первый день в лагере
Первый день у нас, как и у всех, наверное, самый тяжёлый. Нужно разместиться, отдохнуть от дороги, собрать лагерь. Этим вечером ребята выбирают штаб. В него входит совет бригадиров, старший воспитатель и по два человека от каждой бригады (мы советуем ребятам выбирать представителей разного возраста, чтобы в штабе были представлены все). Штаб лагеря будет собираться каждый вечер, чтобы придумать то творческое дело, какое им бы хотелось подготовить на следующий день.

Ещё на первом общелагерном собрании мы выбираем редколлегию, как правило, в неё входят по одному человеку от бригады. Задача редколлегии - выпускать интересную, яркую, весёлую газету, в которой освещается вся наша жизнь: и работа, и развлечения, и многое-многое другое.

Мы расскажем вам о самом интересном, о творческих делах. Проводятся они во второй половине дня, после тихого часа, когда все отдохнут после утренних подвигов на полях.

Творчество
Творческие дела - это наша гордость. Наша гимназия вообще богата традициями, по сути, весь учебный год ребята и учителя к чему-нибудь готовятся и что-то репетируют: то концерт к Дню учителя, то Новогоднюю сказку, то КВН… Поэтому летом наша жизнь тоже насыщена всевозможными конкурсами, праздниками, соревнованиями и прочими весёлыми вещами. Это наш стиль, образ жизни, если хотите. Вот и получается, что у нас нет дня совершенно свободного. Все творческие дела в лагере можно разделить на три группы: традиционные (как правило, это объёмные, требующие серьёзной подготовки), «лёгкие» (на них уходит не так уж много времени) и спортивные, которые тоже, в свою очередь, можно разделить на большие и не очень.

Творческие дела
Приведём приблизительный перечень творческих дел летнего лагеря и сценарий праздника. Если вы заинтересуетесь и решите что-то использовать, мы будем только рады.

Традиционные творческие дела
- Праздник Ивана Купалы . Этот праздник - подарок воспитателей ребятам. Проводится он на рассвете, и это, как вы понимаете, добавляет ощущение романтики и очарования.
- День именинника . Участвует весь лагерь. Ребята и воспитатели готовят к торжественному празднеству свои оригинальные подарки. Здесь приветствуются юмор, задор, музыкальность, пластичность. Подарком может быть и хороший эстрадный номер, и лиричная песня, и букет полевых цветов, и маленькие живые утята, с которыми, к сожалению, всё равно придётся расстаться перед отъездом.
Сам праздник начинается ещё рано утром, минут за двадцать до подъёма. Бригада именинника готовит для всех праздничное настроение: это и море воздушных шариков, и свежие полевые цветы - словом, всё то, что может порадовать проснувшегося новорождённого. Ну, а подъём в этот день особенный: «Внимание, лагерь, человек родился!!!» Что, как вы понимаете, тоже создаёт особое настроение.
- Конкурсы «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мы!». В этих конкурсах всё зависит от фантазии воспитателей и тех, кто отвечает за подготовку, поэтому сценария как такового не существует, разве что в голове.
- День Водолея . Уже по названию можно судить о содержании. Нам просто повезло, потому что в том месте, где вот уже несколько лет располагается наш лагерь, есть большой замечательный пруд. Как же хорошо в нём купаться в жару! А уж как дети любят плескаться! Поэтому и был ими придуман водный праздник, на котором представлены все мыслимые и немыслимые аттракционы, хоть как-то связанные с водой. Однако это совсем не значит, что День Водолея нужно проводить обязательно вблизи водоёма, забавные водные аттракционы прекрасно смотрятся около корпуса (это даже, если честно, гораздо смешнее).
- Праздник туризма немного напоминает школьный туристический слёт, только заданий и состязаний здесь хотя и немножко меньше, но зато веселей и, можно сказать, камернее.

Небольшие творческие дела
- Праздник авторской песни . Один из самых любимых. У большого вечернего Костра собираются и взрослые, и дети. Каждая бригада представляет на суд друзей одну неизвестную авторскую песню, которую и разучивает со всеми. Знаете, какое удовольствие получают маленькие ребята! Особенно когда на школьном туристическом слёте они поют у костра вместе со взрослыми, зная и узнавая знакомые песни.
- Вечер аттракционов готовят старшеклассники. Здесь тоже не бывает готовых сценариев. Каждый год прибавляются всё новые и новые конкурсы и задания, подчас оригинальнее и интереснее прошлых.
- Конкурс «С песней по жизни » делится на два тура. Первый - отборочный. Сами ребята выбирают тех, кто, на их взгляд, лучше поёт под караоке. Второй тур проходит по варианту передачи «Угадай мелодию». Побеждает самый музыкальный и сладкоголосый.
- Конкурс «Пойми меня ».
- «Радионяня ». Это одно из немногих дел, за которые отвечают воспитатели. Каждый вечер, за 5–10 минут до отбоя, начинает работать радионяня. Ласковый голос эфира пожелает ребятам спокойной ночи, расскажет сказку, споёт песню. Понятно, что всё это делается с юмором, весело. Иногда ребята пишут радионяне письма с просьбами и пожеланиями. А она им отвечает…

Спортивные игры
- Олимпийские игры . Самая зрелищная и красивая игра. Открытие Олимпийских игр проходит ночью, в окружении горящих факелов и с зажиганием традиционного олимпийского огня. Олимпийские игры проводят и готовят воспитатели. Чаще всего они (на открытии и закрытии игр) превращаются в суровых и неподкупных Богов Олимпа и одновременно - в объективных судей и страстных болельщиков.
- Открытые старты . Это игра традиционная и проводится по всем законам жанра.
- Конкурс «Играй, город » проводится обычно на первой неделе, потому что её суть - в массовости. Идея заключается в том, чтобы научить ребят играть в коллективные игры, что они с успехом и делают всё оставшееся время.
- Чемпионат лагеря по футболу .
- Чемпионат лагеря по теннису .

К сожалению, перечислить и подробно рассказать о всех творческих делах летнего лагеря, а тем более напечатать все сценарии невозможно. Но, наверное, вы и так увидели, как весело и здорово мы живём в лагере, и, может быть, мы сумели убедить вас организовать для своих ребят такой лагерь. А чтобы ребята могли и суровой зимой вспомнить чудесное лето, не забудьте наградить их, желательно каждого, ведь мы-то знаем с вами, что похвалить можно всегда, ведь каждый из них внёс свою лепту в жизнь лагеря, оставил в нём частичку своего детства… И конечно же, нельзя забывать про родителей, которые мужественно отправили свое чадо в лагерь труда и отдыха и доверили его вам!

БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО

Коллектив воспитателей «ЛТО - 2001» благодарит родителей

За храбрость и мужество в борьбе со здоровым родительским эгоизмом - отправить или не отправить;
- за щедрость, материальное вложение в экипировку «бойца ЛТО» (трусы, носки, резиновые сапоги и т.д.);
- за творческий подход к питанию и развитию мышечной массы будущего бойца на пути следования «Москва - Лебедянь» в виде продовольственного пайка, представленного: 3 горячими блюдами, 4 закусками, 7 десертами и 3 видами напитков, помноженное на количество всех бойцов ЛТО.

Благодаря такой подготовке за трудовой семестр боец собрал:

земляники …, чёрной смородины …, малины …

Начальник ЛТО …

Начальник СХПК …

Старший воспитатель …

(Кротова К. Горбачева М., Кутнаев М. Летний отдых: мифы и реальность // . – 2004. - №3. – С.168-173)