Умственное развитие детей разных возрастных групп. Повышение уровня умственного развития у дошкольников

Новый год

Под умственным развитием рассматривают чаще всего изменения личности в мыслительной сфере, ее качественные и количественные преобразования. Данный процесс происходит лишь при нахождении личности в социуме, в процессе постоянной познавательной деятельности индивида.

Умственному развитию малыша способствует осуществление умственного воспитания, когда взрослый специально организует деятельность и обучает воспитуемого с целью передачи ему необходимых и доступных для данного возрастного этапа знаний. Полученные малышом знания влияют на его умственное воспитание, помогают формировать познавательные процессы. Они, в свою очередь, способствуют формированию умений и навыков в различных сферах деятельности ребенка.

Некоторым родителям непонятно, почему у соседского ребенка и речь внятная, и суждения развиты, а у собственного чада как-то все слабо развивается. Лепечет что-то невнятное, рассуждать и не пробует даже. Подходит время подумать о школе, а ребенок даже интереса не проявляет ни к книжкам, ни к письму. Цифры тоже не знает. Родители начинают бить тревогу, тревожась об умственной отсталости малыша.

И вот тут прошу прислушаться. Не все дети имеют одинаковый уровень умственного развития. И причиной этому не какая-то там отсталость в умственных процессах. Просто все дети по натуре своей разные, и у каждого типа ребенка свои особенности, свой темп развития, в любой сфере его деятельности.

Очень влияет на умственное воспитание ребенка тип его темперамента и средства, с помощью которых данный процесс осуществляется.

Сравним два типа детей в умственном эквиваленте.

Дети — флегматики очень медлительны, они долгодумы. Сосредоточиться для них — большая проблема. Хотя, возможно, ребенок знает ответ на вопрос, знания довольно прочны и основательны. Эффективные средства для умственного воспитания флегматичных детей — это детские книжки. Можно при чтении делать логические паузы, чтобы ребенок мог постепенно осмысливать услышанное.

Сангвинику в это время даже и вопросы задавать не надо, он все выложит, как на духу. Знает — не знает, догадывается ли он о чем-то. Расскажет все, да еще добавит и приукрасит. Средства для эффективного развития умственных способностей сангвиников — дидактические игры. В них ребенок сможет быстро получить наглядный опыт.

О видах умственного развития и их особенности

Умственное воспитание зависит от уровня его развития, которое подразделяется на виды. Хотя многие об этом и не догадывались.
Один из видов умственного развития — лингвистический.

У ребятишек с таким видом развития очень обширный словарь. Эти малыши довольно четко и красноречиво умеют выражать свои мысли. Чтению и письму научаются очень рано. Любят разглядывать книжки, правильно держат ручку или карандаш.

Придумывают различные истории. Дети с лингвистическим развитием любят стихи, загадки просто обожают. Для именно это и есть лучшие средства умственного развития. Чтобы легко запомнить информацию, а им это удается действительно легко, такие детки проговаривают все фразы вслух.

Вот сейчас пишу об этом и вспоминаю свою внучку. Буквально на днях я общалась с ней и удивлялась, что она практически каждую фразу повторяет за мной. Что бы я не сказала, она в точности проговаривает. Видимо, в ее 2 с небольшим годика уже четко различим лингвистический вид в умственном развитии.

Следующим является логико-математическое развитие. Уже в дошкольном возрасте у детей может складываться рационалистический подход к явлениям жизни. Дети данного типа любят перекладывать предметы, сортировать их, наблюдательны к окружающим их вещам.

Этим детям легко дается счет, они с легкостью делают это в уме. Шашки, шахматы и другие умственно-логические игры легко усваиваются детьми с логико-математическим развитием. Лучший друг таких детей — компьютер. Хотя здесь можно и поспорить. В наше время буквальной любой ребенок с любым типом и видом умственного развития тянет свои ручонки к компьютерной и другой цифровой технике.

Что поделаешь. Век технических преобразований.

Дети с пространственным развитием имеют другие особенности, они очень наблюдательны. Если что-то переставить в комнате, они сразу это заметят.

Такие малыши очень хорошо рисуют, ориентируются в пространстве. Поэтому им близки такие виды деятельности, как конструирование.

Изобретать что-либо — это для них одно удовольствие. «Золотые ручки» говорят про таких. Они могут из ничего сделать что-то этакое. Но слушать и тем более воспринимать большой объем информации они, к сожалению, не могут. Воспитание таких детей заключается в привитии дошкольникам изобразительных навыков, и тогда из них получатся настоящие маленькие «художники».

О детях с музыкальным развитием стоит упомянуть особо. Именно этим детям в будущем принадлежат все сцены мира. Музыкальные инструменты окружают их с детства, потому что они играют только в такие игрушки, и родители им их охотно покупают.

Эти дети очень музыкальны, слушают музыку, сами поют. И не только в особые дни, встав на стульчик посредине комнаты. Они не могут сосредотачиваться в тишине. Непременно должна звучать музыка. Одновременно будет происходить музыкальное воспитание. Любое музыкальное сопровождение требуется таким малышам, даже чтобы заснуть.

Двигательное или кинестетическое развитие проявляется у другого типа детей. И это тоже особые дети, и у них также свои особенности. Они очень хорошо могут выражать свои чувства, способны контролировать себя через движения. Им предсказывают актерское и театральное, возможно, спортивное будущее.

Без осуществления любого движения такие дети просто не усидят. Заставлять сидеть их спокойно просто бесполезно, долго они это не выдерживают, начинают елозить по стулу, теребят руки, двигают ногами. Дети этого типа детей характерна постоянная физическая активность. Бегая и прыгая, дошкольники этого типа постоянно привлекают к себе внимание окружающих. Не заметить такого ребенка просто невозможно.

К межличностному виду умственного развития относят детей, которые любят и умеют общаться с другими. Очень общительные, легко контактируют с другими детьми. Их выбирают лидерами в любом коллективе. Иногда даже обращаются с просьбой уладить какой-то спор или конфликт. Эти малыши очень часто выступают в роли заводил и организаторов в любых видах детской деятельности. Другие дошкольники к ним всегда хорошо расположены и тянутся.

И последний вид умственного развития — внутриличностное. Эти дети — «белые вороны». Так принято называть человека, который сам себе на уме. Делает, что ему хочется.

Поступает так, как считает правильно. Чаще всего, это не привлекательные качества, и такой ребенок бывает одинок в коллективе. Однако, иногда они проявляют какие-то особенности и выдающиеся способности, и тогда им начинают завидовать, или, в лучшем случае, восхищаться.

Умственное развитие и умственное воспитание старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте проявляются свои особенности умственных способностей. В данном возрасте происходит быстрый рост всех познавательных процессов, мышление играет важную роль в освоении ребенком окружающего пространства.

Дошкольник проникается любознательностью, пытается ставить доступные его возрасту познавательные цели и задачи, охотно решает их путем различных исследований и экспериментов.

Старший дошкольник учится рассуждать более логично. Бывает очень забавно слушать малыша, который приходит к своим умозаключениям, делает интересные логические выводы.

От причины к следствию

Замечено, что трехлетние малыши в состоянии найти причину явления. Если игрушка упала и сломалась, ребенок уже может сказать, почему это произошло.

Но сказать о следствии явления могут более старшие дети. Перед поступлением в школу дошкольники умеют делать выводы наперед, ведь в этом возрасте развиваются особенности всех видов мышления, логические процессы мышления развиваются наиболее интенсивно.

В старшем дошкольном возрасте развитие умственных способностей идет наиболее высокими темпами. Сейчас нужно больше беседовать с детьми, давать знания, развивать все стороны детской личности, ибо в более старшем возрасте дети становятся менее восприимчивы к личностному формированию.

Умственное воспитание, задачи его развития у старших дошкольников

Многие думают, что вложив багаж знаний в маленькую головку, умственное воспитание ребенка можно считать полностью реализованным. Осмелюсь отметить, что эти люди не правы.

О задачах умственного воспитания старших дошкольников хорошо сказано в «Программе воспитания в детском саду». Там мы видим следующие задачи: формирование первичных представлений детей о явлениях, происходящих или находящихся вокруг, становление и развитие основных психических процессов, к которым относим мышление, память, внимание и другие, развитие интеллектуальных сторон личности дошкольника, воспитание у детей самых первых приемов в осуществлении умственной деятельности.

Коротко остановимся на каждой из задач.

Каждый день для ребенка — старшего дошкольника — это встреча с новым жизненным фактом, явлением. Но приобрести знания ребенок может только под непосредственным руководством взрослого. Встречаясь с чем-то незнакомым, у ребенка появляются вопросы, но ответы без взрослого он найти не сможет.

Конечно, в некоторых случаях, наблюдая за определенного рода явлениями, ребенок приобретает опыт познания, но это свойственно не всем детям. Выше мы уже говорили о типах детей, которые не способны сосредотачиваться на чем-либо в силу своего темперамента или вида умственного развития. Вот тут и состоит роль воспитателя в формировании у детишек первичных представлений об окружающем.

Разъясняя и объясняя, а в большинстве случаев, демонстрируя на наглядных материалах, взрослый знакомит малыша с окружающим миром.

Приобретение знаний об окружающей действительности осуществляется через средства становления психических процессов, в чем и состоит вторая задача умственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.

Необходимо уделять внимание развитию ощущений и восприятия, памяти и мышления, воображения и речи.

Познав окружающее через психические процессы у ребенка идет умственное воспитание и интенсивный рост уровня интеллектуальных умений и навыков.

Дошкольник научается обследовать предметы, выделять существенные и несущественные признаки, сравнивает и различает. Это еще называют логические мыслительные процессы, к которым также относят анализ и обобщение. Данные умения и навыки способствуют успешному и эффективному овладению знаниями.

Основными приемами для развития умственной деятельности выделяют организацию собственного опыта ребенка. Это осуществляется через представление наглядных материалов. Используют возможности наблюдения и экспериментирования. Особенно детям интересны эксперименты с природными явлениями.

Когда налив в стакан воду и поместив ее в морозильную камеру, на другой день ребенок видит, что в стакане что-то твердое. А если стакан поместить в теплую воду, то это твердое выпадает из стакана в виде второго стакана, то ребенок с удовольствием познает, что происходит с жидкостью при помещении ее в холодную среду.

Такие опыты очень полезны для детей.
Посредством чего осуществляется умственное развитие ребенка?

Игру часто называют практикой развития. Ей же принадлежит и важная роль в воспитании старшего дошкольника. В игровой деятельности возможно формирование основных психических процессов, от которых зависит очень многое, если не все.

Когда дети играют, они много общаются, и в этом время хорошо развивается речевая активность. Придумывая сюжет игры, формируется воображение. И это способствует дальнейшему перенесению игровых умозаключений в бытовые ситуации ребенка.

В игровых ситуациях мышление формируется через обобщение различных образов и явлений. Игровые предметы — заместители помогают ребенку оперировать в пространстве, а это приводит к становлению логики, умственных возможностей малыша.

Мы видим, как ребенок играет, но не видим, как в это время идет умственное развитие, развиваются психические процессы, появляются умственные наклонности.

Обучение ребенка эффективнее всего осуществляется исключительно в той деятельности, которая для него ближе всего. А у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая.

В этой статье:

Если сравнить скорость, с которой протекает умственное развитие у детей дошкольного возраста, со скоростью того же развития в другие возрастные периоды, то станет очевидно, что дошкольники развиваются в этом отношении особенно стремительно и активно.

До семи лет в сознании малышей закладывается основная часть понятий, которые впоследствии станут базой для полноценного умственного развития. Дети познают мир путем анализа внешних качеств предметов, узнают об их особенностях, назначении, взаимодействии именно в дошкольном возрасте. Поэтому и абстрактное мышление, а также умения сравнивать, обобщать, выделать формируются в этот период.

Об умственной активности дошкольников

Умственное развитие детей в дошкольном возрасте просто определить по анализу главного показателя - уровня умственной активности. Тут важно определить, насколько ребенок умеет ставить себе задачи познавательного типа и искать для их решения подходящие ответы.

Важно, чтобы дошкольники имели возможность не только усваивать информацию, но и обогащать личный жизненный опыт, что, в свою очередь, станет толчком для появления новых креативных решений. Грамотная поддержка взрослых позволяет детям получать больше новых знаний, что особенно важно для умственного развития.

Логика и образное мышление: их роль в умственном воспитании

В раннем возрасте умственное развитие ребенка связано в основном с восприятием. Со временем ведущими становятся воображение и память. С первым у ребенка связаны основные процессы памяти, а также умственная деятельность.

Преждевременное
развитие логического мышления в ущерб образному может оказать негативное воздействие на умственное развитие ребят дошкольного возраста. То есть чем больше внимания дети будут уделять логическим задам, размышляя над вариантами и схемами решений, тем меньше они будут испытывать потребность использовать наглядные образы.

Тем не менее детские психологи уверены, что перед поступлением в школу дети должны владеть как минимум самыми простыми приемами логического мышления, чтобы их учебная деятельность в дальнейшем была успешной.

О роли психических процессов

Умственное развитие дошкольников напрямую связано с целым рядом
психических процессов. Огромную роль здесь играет внимание. В течение всего дошкольного периода внимание проходит через несколько стадий развития, начиная от непроизвольного и заканчивая устойчивым и сосредоточенным.

Малышам в дошкольном возрасте, а также школьникам начальных классов достаточно сложно сосредоточить и удержать внимание на занятии или уроке. Благодаря памяти ребенок получает нужный материал для мышления. Именно на ее основе формируются навыки и умения.

Умение
запоминать позволяет расширить кругозор детей дошкольного возраста, делает их опыт более богатым, что, в свою очередь, закладывает основу для дальнейшего развития малышей. Восприятия, суждения и представления окрашиваются эмоциями дошкольников, а познавательная деятельность неизменно связана с целым рядом чувств, среди которых любознательность, уверенность, сомнение и пр.

В младшем возрасте воображение детей и восприятие все еще неразрывны, при этом первое остается ограниченным. В течение всего дошкольного периода воображение продолжает расширяться, а умственное развитие переходит на новый уровень за счет активного развития мыслительных процессов.

О средствах для умственного воспитания

Очевидно, что умственное развитие у дошкольников будет проходить и без вмешательства взрослых. Тем не менее существует такое понятие, как умственное воспитание, под которым понимают целенаправленные действия по стимуляции умственного развития. В этом случае взрослые помогают детям развиваться, создавая для этого все необходимые условия, используя эффективные средства.

Их задача
- максимально разнообразить деятельность малыша, открывая для него все возможности для знакомства с окружающим миром и максимального развития познавательной активности.

Чем более разнообразной будет деятельность дошкольника, тем лучше это повлияет на его умственное развитие. В процессе осуществления любой деятельности дошкольник должен иметь возможность общаться с окружающими людьми, перенимать опыт и знания, осваивать тонкости родного языка, особенности отношений.

О влиянии окружающей действительности на ребенка

Окружающая действительность - одно из основных средств умственного воспитания детей дошкольного возраста. Во время взаимодействия с окружающим миром ребенок получает возможность расширить кругозор, активно развиваются его познавательные процессы. Чем больше информации получает ребенок, тем активнее работает его мозг.

Используя
разные предметы в обиходе, во время игры или прогулки, дети узнают об их функциональном назначении, свойствах, составе. В дошкольном возрасте дети уже четко понимают, что все в этом мире связано и что за осуществлением какой-либо деятельности стоят определенные действия, предметы.

Малыши отдают себе отчет в том, что каждый предмет сделан из определенного материала, который, в свою очередь, имеет особые свойства. Они знают, что ваза сделана из стекла и может разбиться, а лопата из железа и тяжелая.

Взрослые
во время осуществления бытовой деятельности должны постоянно сосредоточивать внимание детей на всем, что их окружает, подчеркивая свойства и функции предметов, описывая и анализируя собственные действия, используя понятия обозначающие временные отношения.

Так, в процессе одевания важно обратить внимание малыша на цвет одежды и материал, из которого она сделана, ее качества и свойства. Во время укладывания детей можно рассказывать им, что наступила ночь, а затем снова будет день и можно будет пойти гулять. Вот так, простыми описаниями всего, что окружает ребенка, можно эффективно стимулировать его умственное развитие.

Наблюдения за природными явлениями как средство для умственного воспитания

Наблюдая за всем, что происходит в природе, ребенок опять же получает возможность развиваться. Наблюдать можно за насекомыми и животными, за птицами и растениями. Естественно, что взрослые должны направлять внимание
детей на происходящие вокруг них процессы, стимулируя таким образом их умственное развитие. Малышам дошкольного возраста можно показать, как распустился утром цветок и как снова закрылся с наступлением вечера, проведя параллели между тем, как реагирует растение на солнце и на его отсутствие.

Детям можно показывать, как идет дождь, как падают снежинки, вместе с ними искать подходящие сравнения, показывать и рассказывать, с чего начинается жизнь у детенышей животных и птенцов.

Очень важно, чтобы взрослые направляли детские наблюдения в нужное русло, помогая им сначала увидеть то или иное явления, а потом и сделать о нем правильный вывод.

Наблюдательность - важное свойство личности

Во время регулярных наблюдений и анализа устройства окружающего мира у детей развивается крайне важное и необходимое им качество - наблюдательность. Дошкольники учатся замечать изменения действительности и реагировать на них.

Чтобы
развивать наблюдательность, которая, в свою очередь, стимулирует умственное развитие, детям можно время от времени давать простые задачи из повседневной жизни. Например, можно в комнате во время отсутствия ребенка произвести небольшие изменения и попросить его определить, что именно поменялось.

Чем наблюдательнее будет малыш, тем больше у него будет познавательных интересов. В дошкольном возрасте большая часть детей сосредоточены на знакомстве с природой и ее явлениями, а также на игрушках и играх.

Какова роль игры в процессе?

Игра - одно из наиболее действенных средств, к которому можно и нужно прибегать, стимулируя умственное развитие. В процессе игры дети учатся отражать действительность, использовать накопленные знания и опыт, делиться ими с другими участниками игры.

Каждый вид игры оказывает свое влияние на умственное развитие малышей дошкольного возраста. Например:


Игра действительно сможет стимулировать умственное развитие детей дошкольного возраста, но только в том случае, если взрослые возьмут на себя ответственность по ее организации. Главное преимущество игры как деятельности - возможность решать умственные задачи разной сложности без напряжения и давления со стороны взрослых.

О роли трудовой деятельности

Во время трудовой деятельности дети получают возможность познакомиться не только с внешним видом предметов и их свойствами, но и понять, какие изменения происходят при действиях с ними. Например, мыло образует пену, если его тереть под водой, песок становится мягким и липким, если его намочить, и так далее.

В процессе трудовой деятельности ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, опираясь на личный опыт, анализы, выводы.

Несмотря на то, что игра и труд оказывают серьезное влияние на умственное развитие ребят дошкольного возраста, главную роль в процессе все-таки играет обучение. Его основное достоинство заключается в целенаправленности и систематичности действий, за счет чего знания и навыки последовательно осваиваются и надежно закрепляются у детей.

СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕБЁНКА КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В раннем детстве быстро растёт интерес к окружающему миру – это мощный двигатель развития. Ребёнок стремится всё увидеть, услышать. Однако ему нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные: малыш хочет до всего добраться, взять в руки, пощупать, помять, порвать, бросить.

В дошкольном возрасте быстрым темпом идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребёнок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности. Сенсорное восприятие и его развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Период первых трёх лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, для формирования познавательного отношения к окружающему миру. Восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного возраста. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения о том, что его окружает, чем живёт он и кто рядом с ним. Сенсорное восприятие, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Овладение способами познавательной деятельности является одним из основных показателей умственного развития. Для полноценного умственного развития ребёнка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления.

На втором и третьем году жизни довольно заметно развиваются действия восприятия и мыслительные действия. Если почти на всём протяжении младенчества психическая жизнь ребёнка носила слитный, нерасчленённый характер, то теперь достаточно отчётливо можно увидеть: вот малыш зрительно обследует предмет, его свойства; вот он решает мыслительную задачу: как достать с полочки яркую игрушку? Но нельзя, по-видимому, выделить как отдельные психические процессы память, внимание, воображение. Они как бы вплетены в деятельность ребёнка, носят непроизвольный характер.

В начале второго года жизни малыш узнаёт знакомых людей хорошо, даже если не видел их несколько недель, он вспоминает о тех событиях, которые произошли неделю назад. Начинает он ориентироваться и в пространстве: в расположении комнат в доме, находящихся в них предметах; когда он выходит на улицу, то сам идёт к тому месту, где обычно играет. К концу второго года жизни узнавание становится ещё более совершенным. На третьем году жизни малыш может при случае вспомнить довольно отдалённые события (вспомнить, что он делал два или три месяца назад; рассказать какие у него дома есть игрушки).

Если не очень задумываться, можно принять за самоочевидный факт, что восприятие малыша к концу первого года жизни достаточно развито – ведь он узнаёт близких людей, сторонится незнакомых, неплохо ориентируется в окружающей обстановке, совершает разнообразные манипуляции с предметами, различает некоторые их свойства. Всё это так. Но более внимательный подход обнаруживает, что восприятие ребёнка крайне несовершенно. Ведь узнавание – людей или предметов – может быть разным. Способен ли малыш в начале раннего детства последовательно, систематически осмотреть, обследовать предмет, выделить в нём разные свойства и признаки? Если наблюдать за ребёнком, то мы увидим, что глядя на предмет, он выхватывает какое-то одно свойство, какой-то один признак, который бросается в глаза, и по нему опознаёт его. Этим признаком является какая-то часть предмета, с которым малыш имеет дело в то время, когда взаимодействует с этим предметом. Ребёнок не воспринимает рисунки или фотографии как изображения людей, или животных, или предметов. И если он называет одинаково предмет и изображение, если он воспринимает их как одно и то же, та это потому, что он и в предмете, и в его изображении выделяет одну какую-то деталь, которая его привлекла. Всё остальное для него неважно, как бы не существует, отбрасывается. На втором году жизни ребёнка для него часто безразлично пространственное положение воспринимаемо предмета или его изображения. Он может рассматривать картинки в книжке вверх ногами – это говорит нам о том, что важны для него только отдельные признаки, а не целая часть предмета или изображения. Поэтому в раннем детстве воспитание ребёнка решает среди других задач и такую – сделать его восприятие более полным, всесторонним. Только такое восприятие сможет надлежащим образом обслужить складывающиеся в раннем детстве действия (взять предмет и манипулировать им). Само овладение этими действиями, если оно построено педагогически правильно, помогают развитию восприятию. Накопление знаний и представлений у ребёнка, в том случае будет правильным, системным, если этот процесс проходит под соответствующим руководством. Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах и свойствах. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, живой и неживой природы. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. В дошкольном учреждении есть огромная возможность помочь каждому ребёнку изучить наш мир через сенсорное восприятие, тем самым обеспечить умственное развитие малыша. В основе умственного развития ребёнка лежит развитие его чувственного опыта. Развитие ощущений и восприятия ребёнка необходима предпосылка для формирования у него более сложных, мыслительных процессов. Вся сложная работа анализаторов – от физиологического приёма сигналов периферическими органами чувств (ухо, глаз, кожа) до сложной переработки всей поступающей чувственной информации головным мозгом – это и есть сенсорное развитие – развитие ощущений, восприятий, представлений. Ребёнок растёт, и деятельность анализаторов становится всё более и более дифференцированной. Возможность не только различать, но и знать, узнавать качества предметов, оттенков цветов, запахов, поверхностей, температуры и прочее как признаков различных вещей обеспечивает новый характер ориентировки ребёнка в окружающем мире. Этот факт раскрывает широкие педагогические перспективы. Умело работая над развитием различительной чувствительности детей, воспитатель широко использует богатейшие возможности разложения целого на части, обеспеченные самим строением и функцией анализаторов ребёнка и их взаимодействием. Тем самым воспитатель ведёт детей к всё более и более глубокому и многообразному познанию действительности. Для понимания развития чувствительности важно не то, как назовёт ребёнок новое качество предмета. Существенно сформировавшееся познавательное отношение его к предмету, к выделению в нём ряда признаков. Ребёнок уже видит и различат их без всякого предварительного подкрепления, он ждёт их словесного обозначения, то есть не только различает, но и хочет знать. Это обнаруживается в развивающейся наблюдательности ребёнка. Он теперь смотрит иначе на окружающий его мир (например, на природу), иное видит в нём, то есть переходит на новую ступень отражения действительности. Воспитанная наблюдательность детей, их тонкое различение сигналов действительности, имеет огромное практическое значение. Оно обеспечивает ту наилучшую ориентировку в окружающем, которая нужна любому человеку в различных жизненных обстоятельствах его труда и борьбы.

Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагога заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребёнка. Чтобы правильно организовать этот процесс надо знать закономерности и возможности их умственного развития. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: это восприятие, которое стоит в одном ряду с образным мышлением и воображением.

Литература:

    «Возрастная психология». Г.С. Абрамова. Екатеринбург: Деловая книга, 1999 год.

    «Психология дошкольника». Составитель Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 год.

    «Мир детства. Дошкольник». Под ред. А.Г. Хрипковой. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1997 год.

    «Основы психологии». Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд. 3-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002 год.

    «Педагогика». Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000 год.

    «Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада». Составитель М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 год.

    «Что сказать над колыбелью. Материнский фольклор для становления картины мира современного ребёнка». А.Б. Теплова. М.: ООО «Педагогическая литература», 2014 год.

Признаками достаточного умственного развития ребенка являются объем, характер и содержание знаний малыша, уровень сформированности его познавательных процессов (таких как: восприятие ребенка, его память, мышление, воображение, внимание малыша), склонности к независимому творческому познанию.

С первых месяцев жизни у малыша начинает формироваться и развиваться способность к накоплению знаний, улучшению мыслительных операций, таким образом происходит его интеллектуальное развитие. У детей-дошкольников в той или иной степени развивается целый ряд свойств ума - скорость, широта, критичность, гибкость мышления, творческое начало, независимость. Умственное развитие ребенка дошкольного возраста при этом зависит от целого ряда социальных и биологических факторов, среди которых основные - умственное воспитание и обучению малыша.

Умственное воспитание детей
Умственное воспитание ребенка - это комплекс действий со стороны взрослых, направленный на малыша, на умственное развитие ребенка с целью передачи ему навыков и знаний, необходимых для всестороннего развития и адаптации к окружающей действительности. При этом умственное воспитание и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны. Умственное воспитание, по сути, определяет умственное развитие, помогает, способствует ему. Это возможно только в том случае, если взрослые учитывают все основные закономерности и возможности умственного развития малышей дошкольного возраста.

Умственное воспитание, целью которого является влияние на ребенка, его развитие способствует становлению морали малыша, нравственному развитию, формированию навыков и привычки здорового образа жизни. Умственное воспитание осуществляется:
1. в повседневной жизни;
2. во время речевого и действенно-практического общения с взрослыми;
3. в игровой деятельности;
4. в процессе систематического обучения.

Особенности умственного развития ребенка младшего возраста
В период до 7 лет наблюдаются высокие темпы интеллектуального развития малышей в сравнении с последующими возрастными периодами в их жизни, и важно в этот особый период использовать все возможности для умственного развития ребенка. Особое внимание необходимо уделять интеллектуальному развитию малышей самого раннего возраста. В ходе многочисленных исследований эксперты по данному вопросу выяснили: в случаях, когда в первые два года жизни малыши живут насыщенно, у них наблюдается активная познавательная деятельность, то мозг таких детей развивается очень быстро: до трех-семи лет он достигает нормальной 80% массы мозга взрослого. Парадоксально, но данные по физиологии утверждают, что большинство современных малышей до двух лет страдают не от перенасыщения информацией, а от ее дефицита. Но и перегружать малыша информацией не стоит.

Возможные отклонения в интеллектуальном развитии малыша, которые возникли в течение раннего детства, очень трудно исправить. Например, если не уделяется внимание игре со строительными материалами, конструкторами и т.д., то в будущем можно наблюдать недостаток развития пространственного воображения малыша, как следствие таким детям сложнее понять учебный материал на уроках геометрии, черчения и т.п.

Познавательные процессы, развивающиеся у ребенка, имеют проявление в различных видах детской активности. Так, у малыша с развитым воображением складывается образ последующей деятельности, он планирует ее, осознает, что от него требуется. Навыки, которые усваивает кроха, не просто расширяют его мировоззрение, они закладывают основы отношения к людям, природе, искусству.