Идеи патриотического воспитания в трудах известных советских педагогов. Воспитание патриотизма в детях

Брату

Валиева Зема Ираклиевна

докторант кафедры психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия

Аннотация: Изменения, которые произошли в жизни российского общества в 90-х гг. прошлого века, привели к тому, что гражданственность, патриотизм, патриотическое воспитание, долг перед отечеством приобрели неоднозначную интерпретацию, во многом были девальвированы. При отсутствии общенациональной идеи, в условиях остро выраженной социальной дифференциации общества, появилось неоднозначное, враждебное отношение общества к восприятию Родины. В результате, воспитание чувства патриотизма сводилось к отдельным одноразовым мероприятиям на уровне самодеятельности, которые, не говоря уже об отсутствии научного обоснования, зачастую, попросту, были лишены внутренней логики и целенаправленности. Таким образом, значимость исследования обозначенной проблемы определяется девальвацией основных тенденций развития патриотического воспитания учащихся в современных условиях.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, чувства патриотизма, история педагогики, советские ученые

The ideas of patriotic education in the writings of famous soviet teachers

Valievа Zema Iraklievna

doctoral student in psychology North Ossetian state university K.L. Khetagurov Vladikavkaz, Russia

Abstract: The changes that have taken place in the life of Russian society in the 90s the last century, led to the fact that citizenship, patriotism, patriotic education, the duty to the fatherland acquired ambiguous interpretation, were largely devalued. In the absence of a national idea, in a sharply pronounced social differentiation appeared ambiguous, hostile attitude of society to the perception of the motherland. As a result, education of patriotic feelings confined to individual one-off measures at the level of the initiative, which does not mention the absence of scientific justification, often, simply, have been deprived of the internal logic and purpose. Thus, the significance of the study indicated the problem is determined by the devaluation of the main trends of the patriotic education of pupils in modern conditions.

Keywords: patriotism, citizenship, a sense of patriotism, history of pedagogy, Soviet scientists

В педагогической теории и практике советского периода проблеме воспитанию патриотизма посвящено немало исследований. Подтверждение тому - стремление каждого из педагогов того периода осмыслить проблемы патриотического воспитания (А.С. Макаренко , В.Я. Стоюнин , В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Все перечисленные педагоги ратовали за необходимость формирования патриотизма подрастающего поколения как средства для сохранения культурных традиций, исторического наследия России.

Великий русский педагог А.С. Макаренко, первостепенной задачей считал воспитывать у молодежи умения и навыки жить интересами народа, так как, жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом. Он указывал на, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». То есть, основным критерием патриотических убеждений А.С. Макаренко видел в общественном труде, педагог писал: «Воспитание советского патриота – это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины» .

Вопросы патриотического воспитания исследовались и в трудах таких известных педагогов и общественных деятелей, как: А.Ф. Афтонасьева , Н.М. Карамзина , А.П. Куницына , А.Н. Радищева и др. Все они были едины во мнении, что важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре.

Обращаясь, к проблеме патриотического воспитания А.Н. Радищев писал: «Истинный человек и сын отечества одно и то же, он если уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшиться пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку и гражданину, он отмечал: «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества, у которого сердце не может трепетать от нежной радости при едином имени отечества». Основной задачей воспитания А.Н. Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. Ученый, придавая большое значение в воспитании «истинного сына Отечества», рекомендовал уделять внимание и процессу овладения знаниями, а так же умственному развитию .

А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам», первостепенными задачами воспитания подрастающего поколения считал: «…водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах». Главной задачей воспитательной работы учебных заведений он считал: «… усилить круг преподавания таких предметов, которые приводили бы к любви, к вере, к добродетели, любви к Отечеству» .

Выдающийся отечественный историк Н.М. Карамзин был убежден в том, что «патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» он выделил три взаимосвязанных и иерархически подчиненных вида любви к Отечеству: физическую, нравственную, политическаую. Физическая любовь характеризуется привязанностью человека к месту его рождения и жизни. Нравственная основана на симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания. .

Аналогичной точки зрения придерживался и другой русский ученый А.Ф. Афтонасьев, который в своих работах писал о том, что воспитание имеет цель подготовить человека для жизни в обществе «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать». Основными воззрениями ученого были: «чувство религиозного, любви к прекрасному, истинному и любви к отечественному или национальному» .

Ряд российских педагогов (Н.С. Крупская , В.А. Сухомлинский , Л.Н. Толстой , К.Д. Ушинский , С.Т. Шацкий , И.М. Ястребцов ) пытались определить в своих научных работах цель, место и содержание патриотического воспитания.

По мнению русских демократов (В.Г. Белинский , Н.А. Добролюбов , Н.Г. Чернышевский ) воспитание патриотизма – это путь перевоплощения России, а его основной целью является подготовка образованных, трудолюбивых граждан. Демократы были твердо уверены в том, что патриотизм несет в себе такие ценности и идеалы, которые способствуют гражданину стать достойным членом общества. Под общечеловеческими ценностями и идеалами они подразумевали идеалы равенства, братства и свободы.

Воспитанию чувства национальной гордости у человека придавал огромное значение Н.Г. Чернышевский. Рассматривая вопросы воспитания молодого поколения, в качестве его основной цели видели подготовку гражданина, любящего Отечества, активно принимающего участие в жизни общества. Именно поэтому, считал Н.Г. Чернышевский «…необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм». Известный педагог призывал оценивать патриота, политически подготовленного человека с точки зрения его заслуг перед Родиной, а «человеческое достоинство – силою его патриотизма» .

Интересны и научные изыскания Н.А. Добролюбова. В статье «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым» он поднял вопросы воспитания патриотизма и псевдопатриотизма. По его утверждению, настоящий патриотизм отличается от псевдопатриотизма тем, что никак несовместим с неприязнью к другим народам, ставит человеколюбивые отношения, глубокие чувства к Родине выше своих интересов, «находится в теснейшей связи с любовью к человечеству». В основе истинного патриотизма должны быть идеи общечеловеческого блага, стремление определить на Родине порядки, которые приемлемы для всех народов. «В человеке порядочном, патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше» – писал Н.А. Добролюбов .

Великий ученый В.Г. Белинский видел продуктивный путь к общечеловеческому патриотизму в развитии чувства народности и потому, общечеловеческое и национальное рассматривал как единое целое. Ученый утверждал «кто не принадлежит к своему отечеству, тот не принадлежит и человеческому». Вопросы воспитания личности В.Г. Белинский не мыслил вне контекста нравственности. Педагог писал: «Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Не сомневался ученый в том, что первостепенной задачей является развитие в воспитанниках честность, порядочность, понимание своего кровного родства. «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством» – утверждал В.Г. Белинский .

Проблемам формирования патриотизма особое внимание уделял и Л.Н. Толстой, который «патриотизм» рассматривал через призму христианской религии. Им выделены способы постижения божественной благодати: первое – это через правильное отношение к людям, и второе – это правильное отношение к себе. «Правильное отношение к другим людям определяется тем, что они – дети того же бога, что и я. Они – мои братья.… Отсюда вытекает требование любить людей как братьев, сынов человеческих, любить всех, без каких-либо изъятий, независимо от каких бы то ни было мирских различий между ними». Забота человека о чистоте собственной души является базисом, источником нравственных обязанностей человека по отношению к другим людям, к семье, государству и т.д.» .

В первые годы Советской власти Н.К. Крупская , С.Т. Шацкий и др. много внимания уделяли вопросам воспитания подрастающего поколения. По их мнению, школа как государственное учреждение должна была раньше, чем вся социальная жизнь, пропитаться новым духом. Н.К. Крупская подчеркивала, что ведущую роль в становлении личности ребенка играет общественный уклад в целом, именно поэтому реорганизация общественного строя имела в деле воспитания большое значение. Она подчеркивала важность, на основе любви к Отечеству, воспитывать у молодежи советский патриотизм, изучать жизнь и деятельность лидеров советского государства, принимать активное участие в общественной трудовой деятельности. Н.К. Крупской введено понятие «военное воспитание», которое сегодня понимается как «военно-патриотическое воспитание». В своих научных трудах она основательно раскрывала содержание, методику и средства дифференцированного подхода, учета возрастных особенностей в формировании чувств, доказывала, что патриотические качества должны впитываться «с молоком матери» и продолжаться всю жизнь .

Интерес представляют и идеи С.Т. Шацкого. В своей работе «Школа для детей или дети для школы» ученый, используя термин «детское сообщество», опирается на демократические принципы организации жизни детей, традиции и обычаи народа при выборе форм и методов воспитательной работы, связь с природой и социальной средой, стремление преобразовать окружающую среду посредством воспитания. Основным средством воспитания С.Т. Шацкий считал труд, как нравственный развивающий аспект патриотического воспитания, любви к родному краю. Педагог указывал на то, что следует предоставлять «широкую возможность для нашей детворы играть, заниматься спортом, прогулками, экскурсиями, кочевками и лагерями». С.Т. Шацкий был основоположником идеи развития и значимости туристской, экскурсионной и краеведческой деятельности. Перечисленные виды деятельности способствуют воспитанию патриотических качеств у детей .

Известный педагог и философ И.М. Ястребцов стремился развивать и воплощать идею, чтобы каждый человек выполнял свои обязанности, долг перед Родиной: «состоят в том, чтобы быть нужным человечеству, Отчизне, самому себе». Причем долг Отчизне требует «делиться своими способностями с ним. Безумно жертвовать ими во вред ему». Выдвигая идею жертвенности, Отчизны, И.М. Ястребцов опирается на знания, которые подрастающее поколение получает в системе образования. Через знания, прежде всего, формируются существенные понятия, которые образуют сущностную характеристику человека. Определяя понятия «Родина», «Отечество», «Отчизна», ученый доказывал, что «оно не есть только земля, на которой живет человек. Оно есть великая идея, развивающаяся в языке, религии, науках, характерах того народа, к которому принадлежит человек и для физического благосостояния которого служит значительная доля земель, вод, природы с их растительностью, животным миром и природными минеральными богатствами. Эти блага кроме физической пользы имеют еще и нравственную пользу, содействуя своим существованием совершенствованию общей народной идеи: поэтому и заключены в рамках той симпатии, которая объемлет все принадлежащее Родине и все отечественное, все ему споспешествующее. Изучая понятия «патриотизм», «гражданственность» автор отмечает, что «эти чувства могут быть так же фальшивыми или не достигающими своей цели, как и несвоевременная благотворительность» .

Немалое значение в решение проблемы патриотического воспитания имеют научные воззрения К.Д. Ушинского. Педагог утверждал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». По мнению К.Д. Ушинского, под воздействием неодинаковых условий жизни формируется характер людей, который дает такую почву, где «коренится народность». Через все его труды прошла мысль о патриотическом воспитании и национального самосознания. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Ученый писал о том, что следует воспитывать у молодежи национальную гордость и толерантное отношение к другим народам. «Любовь к Родине, – отмечал он, – это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке» .

Большой вклад в теорию патриотического воспитания подрастающего поколения внес В.А. Сухомлинский. В его научных трудах «Павлышская средняя школа», «Мудрая власть коллектива» и других, рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников. Созданная им система представляет большую значимость и сегодня. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству». В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества и патриотической деятельности. Причем сама деятельность включает «готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир». Великий педагог писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» .

Таким образом, требования, предъявляемые к гражданственности и патриотизму в советской школе, носили четко детерминирующий характер. Ценности, прививаемые советской школой, не выходили за рамки существовавшей системы и ориентиров советского человека, культивируемых существующей системой, таких, как равенство, коллективизм, гуманизм. Процесс формирования этих ценностей, носил идеологизированный характер, а воспитание школьников рассматривалось в рамках идейно-политического воспитания подрастающего поколения.

Организовывались различные формы работы: встречи с участниками войны, сбор материалов о героях и ветеранов военных действий ВОВ, требовалось активное участие в общественно полезной деятельности, больше стали обращать внимание туристической и экскурсионной работе, создавались ленинские школьные музеи, присваивали торжественно звания героев школьным отрядам и т.д.

Список литературы:

  1. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании //Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. 532 с.
  2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 – т. – М.: АН СССР, 1954. – Т. 4. – 676 с.
  3. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. Москва: Изд-во «Педагогика», 1986. – 348с. (136)
  4. Карамзин Н.М. Сочинения в двух томах. Ленинград. Художественная литература. 1984г. 672с. 456с.(174)
  5. Крупская Н.К. Дети – наше будущее. – М.: Просвещение, 1985. – 302с.(208)
  6. Куницын А.П. Наставление воспитанникам//Антология педагогической мысли России первой половины XIX века/ Сост. П. А. Лебедев. – Москва: Педагогика, 1987. – С.141 – 145.
  7. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище / А.С. Макаренко // Сочинения. – М.: АПН РСФСР, 1951. – Т. 5. – С. 407-419. с. 412.(233)
  8. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Полное собрание сочинений в 3 т. Т. 1. – М.; Л., 1938. – С. 215 – 223. (301)
  9. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы. СПб, 1898. С. 415. (348)
  10. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 240с.; Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. Москва: Учпедгиз, 1959. – 148 с. С.112.; (358)
  11. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1989. – 542с.(368)
  12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – 668 с.
  13. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1953. – 772с.
  14. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.:Педагогика,1980. – С. 304.
  15. Ястребцов, И.М. О системе наук, приличных в наше время детям / И.М. Ястребцов// Антология педагогической мысли в России первой половины Х1Хв. /Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987. – С. 223 – 246.(414)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и функции военно-патриотического воспитания. Патриотическое воспитание молодежи в Республике Беларусь в советское время и на современном этапе. Вклад средств массовой информации в формирование, развитие и распространение патриотических идей.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2012

    Этапы и основные периоды развития военно-исторического движения. Организация PR-кампании в деятельности военно-исторических клубов; использование музейной работы по продвижению проекта клуба "Нарвские ворота" по реконструкции Отечественной войны 1812 г.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2013

    Общая характеристика, понятие, жанры и содержание журналистского творчества, аспекты структуры, стадии процесса. Методы сбора и предъявления информации, анализ их применения в современных периодических изданиях при создании информационного продукта.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Тема, замысел, идея, структура и композиция будущего произведения, элементы его содержания. Источники информации и способы ее получения. Методы познания действительности. Анализ газетного материала на ее основе методики журналистского творчества.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2010

    Теоретические аспекты коммуникационного сопровождения: понятие, сущность, цели, задачи, основные составляющие. Особенности коммуникационного сопровождения в некоммерческих организациях и в Интернете. Анализ деятельности "Российские Студенческие Отряды".

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Многообразие методов в журналистике. Методы подачи материала (или методы предъявления информации) в журналистских текстах. Использование переосмысления в публицистических жанрах. Использование метода переосмысления в публикациях газеты "Ваш Ореол".

    курсовая работа , добавлен 22.11.2009

    Публикации экологического характера, структура, содержание текстов, приемы, используемые журналистами. Изучение специфики подачи экологической информации в "Труде" и "Российской газете", а также сопоставление изданий с точки зрения найденных особенностей.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

 /  Воспитание патриотизма в детях

Как пишет слово «родина» ваш ребенок? С большой или маленькой буквы? Конечно, это не говорит об истинных чувствах к родной стране. Так нужно ли воспитывать в ребенке любовь к нашему региону, городу, Российской Федерации? И кто должен заниматься патриотическим воспитанием: родители или учителя? Поговорим обо всем подробно в нашей статье.

Вы узнаете все о патриотическом воспитании вашего ребенка. Мы расскажем о том, когда, зачем и кто должен прививать любовь к родине.

Что такое патриотизм?

Патриотизмом называют как родину для конкретного человека вообще, так и чувство преданности своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотическому же воспитанию можно дать с десяток определений, но мы остановимся на том, которое, как нам кажется, лучше всего отражает суть этого процесса. Итак, патриотическое воспитание - это систематическая деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Но если со взрослыми все понятно: кто-то получил порцию патриотизма в армии, кто-то профессионально изучал историю и военное дело — оказать влияние на взрослого человека могли очень многие факторы, то как рассказать ребенку, что любить Россию — это хорошо. И нужно ли это делать?

Свежая статистика говорит о том, что с чувством патриотизма у подрастающего поколения в наше время туговато: опросы в школах, секциях среди детей разных возрастов показывают, что молодежь не интересуется особо своей родиной, ее судьбой, историей. А чувство любви к ней практически исчезло с радаров.


Как привить ребёнку любовь к школе? Читайте в нашей статье!

Патриотизм -это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина –Россия. Любой из наших граждан может с гордостью сказать : «Я-россиянин!» . Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой войне. К сожалению, настоящих патриотов остаётся всё меньше . И чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина» , «патриот » , «патриотизм » , мы должны научиться ощущать себя частицей народа, сохранять и преумножать богатства нашей страны. Но, главное, мы должны научить этому наших детей.

Патриотизм , гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Пятилетние дети уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей , рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно делать выводы. И чтобы ни говорили о том, что нашим детям тема Великой Отечественной войны не понятна, слишком давно это было и много поколений уже сменилось, я с этим никогда не соглашусь. Если взрослые помнят о той войне, если в семье берегут память о своих близких , воевавших с фашистами, то и дети будут знать и помнить об этом. Нужно только правильно донести до них эту информацию. Наши ребята добрые и отзывчивые, они умеют слушать, сопереживать и сострадать.

В нашем детском саду прошла встреча детей дошкольников с ветераном Великой Отечественной войны Шеиным Галактионом Фёдоровичем. Ребята подготовили для гостя творческий подарок – несколько самодеятельных номеров. Во время нашей встречи прозвучали стихотворения о войне М. Исаковского, С. Михалкова. Дети прослушали песни «Вставай, страна огромная» , «Здесь птицы не поют» , «Горячий снег» . Также прозвучала музыка «Аве Мария» , «Голуби мира» . Галактион Фёдорович рассказал ребятам о том, как он сражался с фашистами и с японцами. Ребята узнали о войне из уст человека, который воевал сам, командовал отделением, видел живых фашистов, и даже побывал в немецком танке. Ребята заранее подготовили несколько вопросов , которые их очень интересовали. Заслуженный военный артиллерист внимательно слушал и давал ответы. После того, как закончилась встреча, дети преподнесли ветерану войны цветы, поближе рассмотрели ордена и медали и даже потрогали их. Эта встреча особенно тронула ребят и надолго останется в их памяти и маленьких нежных сердцах. Не только дети, но и их родители готовились к встрече. Вместе с ними была подготовлена выставка рисунков «Наша армия сильна» , оформлены стенды «Фотографии военных лет» , «Старый Оскол –город воинской славы » . С детьми проводились беседы «Наше Отечество» , «Нападение Германии и начало войны» , «Оборона столицы - Москвы» , «Письма с фронта» . Кроме бесед дополнительно велась работа по ознакомлению дошкольников с художественной литературой о войне. Ребята разучили стихотворения советских поэтов о военных годах, слушали солдатские песни и военные марши. В групповой комнате организовали выставку книг для детей о Великой Отечественной войне. С огромным интересом слушали дети рассказы о подвигах наших солдат и офицеров – А. Матросове, А. Маресьеве, Н. Гастелло, о подвиге семнадцати героев, которые вступили в неравную схватку с врагом, защищая наш родной Старый Оскол. Вся эта работа проводилась для того, чтобы у детей сформировалось представление о том страшном и очень трудном времени. Все беседы, рассказы должны были раскрыть отдельную веху в истории той войны, поведать детям о героизме нашего народа, который выстоял, несмотря на огромные трудности и победил фашизм.

Нам, педагогам и родителям нужно сделать всё, чтобы память о войне , о людях, выстоявших и победивших, осталась не только в истории нашей страны, но и в сердцах всех живущих ныне людей. А все последующие поколения помнили, какой ценой досталась нашему народу эта Победа.

В своей статье я рассказала всего лишь о маленькой частичке той работы, которая систематически ведётся с детьми на протяжении всего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста.

Из опыта работы воспитателя с родителями воспитанников ДОУ по вопросу физического воспитания и закаливания детей. Из опыта работы воспитателя Москвиной Т. И. старшей группы МБДОУ «Детский сад № 93» с родителями воспитанников, по вопросу физического воспитания.

Направленности патриотического воспитания Задачами патриотического воспитания младших школьников являются: 1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть.

Одна из основных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность,.

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник сравнительно новый - День Матери. Не остался в стороне и коллектив МБДОУ № 2 «Малышок». Доброй.

Реализация системы патриотического воспитания в ДОУ Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. Очень.

Продолжаем публикацию материалов о литературе из читального зала руководителей детского чтения, которая поспособствует работе по воспитанию любви и ответственного отношения к родине у детей.

Предыдущая статья была посвящена художественной литературе, сегодня поговорим о методической литературе – это разработки занятий, сценарии для дошкольников и школьников по патриотическому воспитанию.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.

Сборник содержит планирование работы с детьми, конспекты занятий и развлечений, формы работы по взаимодействию с семьей воспитанников. Практический материал размещен по разделам: "Богатыри - защитники земли Русской", "Герои 1812 года", "Детям о празднике Победы". В пособии даны методические рекомендации для практических работников ДОУ по выстраиванию работы со старшими дошкольниками по теме "Наша армия - защитница отечества". Также здесь вы найдете и рекомендации по чтению художественной литературы в целях патриотического воспитания.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.

В пособии представлены циклы занятий по разным видам детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной. Циклы объединены темами "Русь изначальная", "Все мы вышли из природы", "Россия. Золотой век". Содержание книги способствует развитию творческого потенциала дошкольника и формированию нравственно-этических норм. Книга может быть рекомендована воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям по изодеятельности, логопедам, учителям начальных классов, гувернерам, родителям.

Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

Воспитание осуществляется по трем программам комплексного освоения традиционной отечественной культуры: "Круглый год", "Семейный круг", "Святые наши имена". Цель предлагаемых программ комплекса "Наследие" - восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка; физическое и трудовое воспитание; системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.

С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.

В сборнике представлен опыт работы педагогов из различных регионов нашей страны по патриотическому воспитанию старших дошкольников. В пособие вошли конспекты занятий, сценарии праздников, конкурсов, военно-спортивных игр, музыкально-литературных вечеров, а также информация о символике Российской Федерации. Издание предназначено для воспитателей, педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также студентов вузов и колледжей.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).

Этот сборник - удачная попытка представить в одном издании содержание важнейшего направления воспитательной работы в школе - развитие чувства патриотизма у подростков. Целевые программы, разработки интересных мероприятий, творческих дел, развивающих игр и викторин, сценарии вечеров, выступлений агитбригады или театральной студии - весь материал призван помочь в решении одной из самых насущных проблем современного российского общества. Задачи мероприятий: развитие у подрастающего поколения чувства уважения к истории, традициям, культуре россиян, воспитание гордости за героические страницы прошлого, ответственности за настоящее и будущее страны, готовности защищать Отечество и созидать во имя его процветания.

Жиренко, О. Е. Я - гражданин России!: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва. - Москва: Вако, 2008. - 160 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Настоящее пособие содержит сценарии классных часов, ориентированных на формирование гражданского самосознания у учащихся 1-4 классов, на расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества и воспитание любви и уважения к Родине. Содержательно классные часы охватывают разные стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни.
Предлагаемая книга поможет педагогу в многолетнем и тонком деле воспитания достойных граждан России. Издание адресовано классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, социальным педагогам.

Агапова, И. А.Мы - патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Вако, 2008. - 368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Издание содержит сценарии школьных мероприятий, ориентированных на формирование патриотического сознания учащихся, расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества. Содержательно классные часы и познавательные викторины охватывают все стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни, достижения науки и искусства. Пособие будет полезным широкому кругу читателей – классным руководителям, завучам по внеклассной работе, сотрудникам центров детского творчества.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Поваров, К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С. Поваров. - Москва: ИЭОПГКО, 2007. - 144 с. - (Обретенное поколение).

Православным педагогам даются рекомендации, как организовать досуг школьников в православных лагерях, клубах, детских и молодёжных организациях. Куда устроится на работу? Вы найдёте конкретные советы, исходящие из уже накопленного опыта, полезные ссылки и телефоны.

Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва: Новое образование, 2011. – 119 с. - (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).

Данный проект акцентирует внимание педагогической общественности, детей и родителей на реконструкцию событий отечественной войны 1812 года, способствует воспитанию чувства гордости, патриотизма за свое отечество. А также, проект оказывает информационную поддержку для распространения и освещение наиболее интересных и эффективных, социально значимых методик, программ, мероприятий, посвящённых подготовке и празднованию 200-летия Победы России в отечественной войне.

Агапова, И. А.Патриотическое воспитание в школе: научно-популярная литература / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2002. - 224 с. : цв. ил. - (Внимание: дети!).

Сборник сценариев внеурочных мероприятий (занятий, конкурсов и викторин) для 4-11 классов. Русская природа и традиции, военные достижения и страницы истории, герои России и её символы - таково содержание книги. Авторы сборника: психолог и драматург И.А.Агапова (за сценарии пьес для детей и юношества удостоена звания "Драматург ХХI века") и кандидат педагогических наук, доцент М.А.Давыдова (лауреат конкурса журналистов "Правопорядок и общество" за достойный вклад в формирование подрастающего поколения России).

РАСИНА М.А., библиотекарь отдела методики работы с фондами