«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Мнемотехника в детском саду: уникальная возможность развить память Изучение методической литературы

На свадьбу

Родительское собрание

Задачи:

  1. Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;
  2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
  3. Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»
  4. Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;
  5. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, презентации.

Ход собрания:

  1. Актуальность данной темы.
  2. Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
  3. Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  3. Бедность речи.
  4. Недостаточный словарный запас.
  5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  7. Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Задачи:

  1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  2. Развивать основные психические процессы — память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
  3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей Мнемотаблицы- схемы — это

  • Обогащение словарного запаса.
  • Заучивание стихов.
  • Пересказ художественной литературы.
  • Обучение составление рассказов.
  • Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна). Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Данную методику используют при отгадывании загадок:



При заучивании стихотворений:

  • Чтение стихотворения воспитателем или родителем.
  • Беседа о прочитанном.
  • Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.
  • Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).
  • Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь

При описании предмета:

Итоговый результат:

  • у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей

Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему для заучивания.

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем
Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок



План по самообразованию «Правила дорожного движения -основа безопасности дошкольника»

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины-

Для взрослых пешеходов и ребят

Актуальность:

В наши дни очень актуальной становится тема предупреждения дорожно-транспортного травматизма. За 8 месяцев 2016 года зарегистрировано 93 ДТП с участием детей и подростков, в которых 2 несовершеннолетних погибли и 94 получили ранения. Причиной 59 таких происшествий явились нарушения Правил дорожного движения водителями автотранспорта. Неосторожность самих детей привела к 38 ДТП. Анализ структуры дорожных инцидентов с участием несовершеннолетних по категориям участников показал, что 32 ребенка пострадали, будучи пассажирами, 52 – пешеходами и 10 – велосипедистами.

С каждым годом растут и хорошеют наш город. Много в них широких, красивых улиц, дорог. Огромен и нескончаем поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения , и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие.

С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения , а их соблюдение - потребностью человека. Важно еще то, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

Цель:

1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

1. Расширять знания о правилах дорожного движения через беседы, различные виды дидактических игр,под. игр,игр драматизаций, речевых игр, загадки, настольно-печатные игры, целевые прогулки, дидактические картинки, художественную литературу, различные виды изобразительного творчества , сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации.

2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике

4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей

5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Сплотить детский коллектив.

7. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.

8. Познакомить с действиями инспектора ГИБД.

В результате работы предполагается:

Что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице;

Об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице ;

Дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);

Будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;

Будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;

Понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) ;

использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.

Формы работы:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

4. Развлечения и досуги.

5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные,

подвижные.

6. Работа с родителями, консультации, беседы, анкетирование.

7. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение

игровых приёмов.

8. Изготовление папок передвижек

9. Мониторинг.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

1этап- подготовительный

]Подбор и изучение методической литературы:

1. Т. А. Шорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера

2. Э. Я. Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения»

3. Н. В. Коломец «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет.

4. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»

5. Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. - М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2013.

6. Е. Я. Хабибулина "Дорожная азбука в детском саду

7. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»

8. Т. А. Шорыгина «Основы безопасности»

9. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность»

10. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»

Провести диагностические исследования (с использованием иллюстраций):

1. Для чего нужна улица?

2. На какие части делится улица?

3. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?

4. Где люди могут переходить дорогу?

5. Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?

6. Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?

7. Какие сигналы светофора ты знаешь?

8. Какие виды перехода ты знаешь?

9. С какой стороны надо обходить автобус, трамвай, троллейбус?

10. Где можно играть детям?

Оформление предметно- развивающей среды:

1. Изготовление макета «Наша улица»

2. Изготовление дорожных знаков, макетов домов, макет светофора.

3. Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр («Шофер», «Автобус», «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Автосалон», «Автобаза»)

4. Подобрать дидактические и настольно- печатные игры, плакаты по правилам дорожного движения.

5. Приобрести мягкие модули «Дорожное движение»

6. Пополнить книжный уголок:

В. Кожевникова «Светофор»,

И. Серова «Улица где все спешат»,

Б. Житиков «Что я видел?»,

Г. Цыферов «Сказки на колёсах»,-

А. Дорохов «Красный, жёлтый, зелёный»,

С. Маршак «Правил уличных не зная»,

Н. Носов «Автомобиль»

А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу

переходили».

7. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки»

8. Подбор материала для презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть непросто»

Составление плана работы с детьми и родителями

2 этап- практический

Работа с детьми:

Беседы: - «Правила поведения на дороге»,

- «Знай и выполняй правила уличного движения»,

- «Правила пешехода»,

-«Пост ГИБДД»,

-«Улицы города»,

- «Опасные части на пешеходной части улицы»,

-«Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон»,

-«Опасный перекрёсток»,

- «Где правильно кататься на велосипеде»,

-«Зачем нужны дорожные знаки».

-«Пора не пора- не ходи со двора»

- «Посмотри налево, посмотри направо»

-«Правила поведения в транспорте»

- «Регулировщик»

Детские исследовательские проекты:

-«Когда и почему появились правила дорожного

движения?»

-«Кто такой регулировщик?»

-«История светофора»

Дидактические игры: «Светофор и пешеходы», «Разложи правильно дорожные знаки», «Играй, да смекай», «Собери светофор», «Стоп», «Подумай,отгадай», «Весёлый жезл», «Говорящие знаки», «С Дино я гулять иду», «Угадай, какой знак», «Улица города», «Дорожное лото»

Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Автобаза», «Семья».

Чтение стихов, рассказов; отгадывание загадок по ПДД

Рассматривание иллюстраций, плакатов из серии «Дети на улице»

- «Цветные автомобили»

-«Светофор»

-«Автомобили» и др.

Просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть не просто»

Участие во всероссийском детском конкурсе «Простые правила» (1,2 тур)

Целевые прогулки и экскурсии (к дороге, к светофору, на перекресток, на остановку общественного транспорта)

Развлечения: «Красный, желтый, зеленый», «Дорожная азбука», «Зеленый огонек», «Остановка общественного транспорта»- эстафета, «Наша улица»-викторина, «Что, где, когда», «Правила дорожного движения»-викторины, «Азбука дорожного движения», «Мой друг- велосипед», игра- викторина «Юный пешеход», «Дорожные знаки – наши друзья»

Встреча с инспектором ГАИ

Образовательная деятельность:

1 .Художественно-эстетическое развитие:

- «Пешеходы идут по улице»- рисование

- «Знаки ПДД»- рисование

-«Светофор»- рисование (Т. А. Николкина «Изобразительная

деятельность»)

- «На чем ездят люди»- рисование

- «Внимание, светофор!» -аппликация

-«Улица города» -конструирование (Л. В. Куцакова

-«Транспорт» -конструирование (Л. В. Куцакова

«Конструирование и художественный труд в детском саду»)

-«Светофор» -лепка

2. Познавательное развитие:

-«Знакомство с городским транспортом» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения», с. 31)

-«Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»)

-«В городском транспорте»

-«Правила дорожного движения» (Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»)

-«Для чего нужны дорожные знаки» (Т. Ф. Саулина «Знакомим

дошкольников с правилами дорожного движения»)

- «Берегись автомобиля» Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с

правилами дорожного движения»)

-«Дорожные знаки» (Н. Н. Авдеева «Безопасность»)

-«Катание на велосипеде» (Н. Н. Авдеева «Безопасность»)

-«Опасные участки на пешеходной части улицы»

(Н. Н. Авдеева «Безопасность»)

- «Безопасное поведение на улице»

(Н. Н. Авдеева «Безопасность»)

Работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

Анкетирование родителей «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»

Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм

Родительское собрание «Проблемы обеспечения безопасности ребенка»

Консультации: - «Азбука дорожного движения»,

-«Дети и дорога»,

-«Безопасность детей в автомобиле»,

-«Мама за рулем: основы безопасности»,

-«Дидактические игры в ходе ознакомления детей с

-«Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге»,

-«Безопасность детей – забота взрослых!»,

-«Ребенок в автомобиле»

Памятки для родителей: - «Как обучать ребенка правилам безопасного

поведения на дороге»

-«Причины дорожно- транспортного

травматизма»

-«Правила поведения на остановках

общественного транспорта»,

-«Детское кресло для автомобиля».

-«Родители – пример для детей в соблюдении

правил дорожного движения»

Привлечь родителей к детским исследовательским проектам по ПДД: «Когда и почему появились правила дорожного движения?», «Кто такой регулировщик?», «Зебра», «История светофора», «История развития автомобилестроения

3 этап- заключительный

Проведение мониторинга, анкетирование

Самообразование воспитателя ДОУ «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»

Актуальность исследования
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.
Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т.е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).
Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.
2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
3. Подготовить консультацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Пальчиковый игротренинг», «Уроки Веселого Язычка».
4. Развивать все стороны речи детей: звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений.
Для реализации поставленных цели и задач использовался комплекс методов:
Теоретический анализ педагогической литературы по данной проблеме; Анализ детских произведений, отбор их для занятий по развитию связной речи.
Этапы Сроки Мероприятия
Подготовительный Сентябрь Размещение информации на стенде для родителей о развитии речи детей посредством мнемотехники.
Мониторинг детей
Изучение методической литературы по сенсорной культуре:
Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; М.Д. Маханёва «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет»; Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»; Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».
Разработка перспективного плана работы по сенсорному развитию с детьми младшего возраста на 2016-2017 учебный год.
Разработка плана работы по совместной деятельности
Выбор оборудования для предметно-развивающей среды
Основной В течении года Проведение консультаций для родителей
Применение и использование инновационных форм работы
Подбор и своевременное оснащение предметно-развивающей среды оборудованием и дидактическими играми.
Разработка конспектов занятий
Организация детей в совместной и самостоятельной деятельности
Заключительный Май Проведение открытого занятия «Мнемотехника».

Проведение мониторинга по развитию речи.
Фото – отчёт для родителей «Вот и стали мы на год взрослее, и много чего мы умеем»
Проведение итогового собрания для родителей.
Перспективный план
Раздел плана Форма работы Практические выходы
СЕНТЯБРЬ
Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.
Проведение НОД и режимных моментов. Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук.
Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.
Самореализация Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «Детство», «Примерная основная общеобразовательная программа «Детство» Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»
ОКТЯБРЬ
Работа с детьми Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания.
Работа с родителями Составление папок-передвижек и консультаций. «Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет», «Уровень развития речи 4-5 лет» Пропаганда знаний по развитию речи
Самореализация Изучение методического комплекта программы «Детство» Образовательная область «Коммуникация» О. В. Сомкова. Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику обучения по развитию речи.
НОЯБРЬ
Работа с детьми

Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это? », «Как об этом сказать? », «Произносим слова», «Какое слово потерялось? » Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.
Работа с родителями
Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.
Самореализация
Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. Изучение игрового пособия А. И. Макскова, Г. А. Тумакова «Учите, играя» Приобретение навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики.
ДЕКАБРЬ
Работа с детьми.
Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания
Работа с родителями
Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
Самореализация.
Изучение методики О. С. Ушаковой Повышение профессионализма по развитию речи, через театрализованные игры
ЯНВАРЬ
Работа с детьми.
Проведение проблемной ситуации по составлению описательного рассказа «Путешествие в страну Загадок». Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, игр: «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук». Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания
Работа с родителями
Родительское собрание «Развитие речи детей среднего возраста» Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. Вопрос о продолжении работы.
Самореализация
Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация». Сбор и обработка данных.
ФЕВРАЛЬ
Работа с детьми Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта».. Разучивание стихотворений, песен. Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» Отработка у детей четкой дикции и интонаций. Воспитание эмоциональной отзывчивости
Работа с родителями.
Письменные рекомендации для родителей дошкольников, посещающих среднюю группу детского сада.
Самореализация
Изучение дидактического пособия Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.
МАРТ
Работа с детьми Проведение НОД, театрализованных игр «Козлятки и волк», развивающих игр на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?». Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для Степашки» Обучать детей грамотно строить предложения, формировать умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение. Учить детей составлять схему повествовательного высказывания.
Работа с родителями Практикум «Речь и весёлый мяч»
Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.
Самореализация
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых.
АПРЕЛЬ
Работа с детьми Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения
Работа с родителями
Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками» Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка книг»
Самореализация
Семинар-практикум для педагогов «Работаем по программе «Детство» образовательная область «Коммуникация» в соответствии с ФГОС. Распространение педагогического опыта работы по развитию речи.
МАЙ
Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.
Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. Эффективность результатов работы. Подведение итогов, оценка и самооценка детей.
Работа с родителями
Анкетирование родителей Сбор информации о семейном воспитании детей.
Самореализация
Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Подготовка и оформление документации. Отчёт о проделанной работе. Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
№ Тема занятия Цель Методическая литература
СЕНТЯБРЬ
1 «Звучащее слово» Познакомить со звучащим словом; дать представление о многообразии слов; познакомить с термином «слово». Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 18
2 «Многообразие слов» Продолжать знакомить с многообразием слов; подвести к тому, что слова могут обозначать не только предметы, но и их действия, качественные признаки. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр.19
3 «Звучащее слово. Звук» Продолжать знакомить со звучащим словом; познакомить со звуками окружающего мира, с понятием «звук»; продолжать знакомить с многообразием слов. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 21
4 Рассказывание сказки «Рукавичка» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 7
ОКТЯБРЬ
5 «Звук» Продолжать знакомить со звуками окружающего мира; закрепить понятия «слово», «звук». Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 22
6 «Слова – друзья» Учить сравнивать слова по звучанию: дать представление о том, что слова звучат по – разному и похоже; учить подбирать слова – друзья к заданным словам. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 23
7 «Слова – друзья»
(продолжение) Продолжать учить детей подбирать слова – друзья к заданным словам; закрепить понятие о разных звуках. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 25
8 «Осень на пороге» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам», стр.4
НОЯБРЬ
9 «Короткие и длинные слова» Познакомить с протяженностью слов и делением их на части; закрепить представление о словах, словах – друзьях. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 26
10 «Короткие и длинные слова» (продолжение) Продолжать знакомить с протяженностью слов и делением их на части; учить сравнивать короткие и длинные слова; учить самостоятельно находить сходные и разные по звучанию слова. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 27
11 «Каждое слово состоит из звуков» Показать, что слова звучат потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные; учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 29
12 Составление рассказа «Осень»
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; развивать словарный запас - называть отличительные признаки осени и диких животных (заяц, волк), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 16
ДЕКАБРЬ
13 «Такие разные звуки» Продолжать учить детей узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого; знакомить со звуками [а], [о], [у], [и]; узнавать эти звуки по положению губ. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 30
14 «Гласные звуки» Учить узнавать звуки [а], [о], [у], [и] в словах; познакомить со звуками [ы], [э]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 31
15 «Гласные Я, Ё, Ю, Е» Учить дифференцировать звуки [и] - [ы]; познакомить с йотированными гласными: я, ё, ю, е. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 33
16 Составление рассказа «О зиме»
Учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года (зима) с использованием наглядных пособий; развивать словарный запас - подбирать слова, обознача¬ющие действие (глаголы); закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 12
ЯНВАРЬ
17 «Звук [С] – свистит» Познакомить со звуком [с]; учить выделять звук [с] в произношении. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 34
18 «Звуки [С] – [С] Продолжать учить выделять звук [с] в произношении; учить различать на слух в словах твёрдый [с] и мягкий [с] звуки; закреплять знания о делении слов на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 36
19 «Звук [З] – звенит» Продолжать учить узнавать звук [с] в словах; познакомить со звуком [з]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 39
20 «Муравей и голубка» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам», стр. 8
ФЕВРАЛЬ
21 «Звуки [З] и [З]» Учить различать на слух твёрдый [з] и мягкий [з] звуки; продолжать учить выделять звуки [з] и [з] в произношении; учить называть слова с заданным звуком. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 41
22 «Эти разные, но такие похожие звуки [З] и [С]» Продолжать учить выделять звук [з] в произношении; учить дифференцировать звуки [з] и [с]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 43
23 «Звук [Ц]» Продолжать учить дифференцировать в словах звуки [з] и [с]; познакомить со звуком [ц]; закреплять знания о протяжённости слов и делении их на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 45
24 Составление рассказа по картине
«Лиса с лисятами»
Упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картинке; развивать словарный запас - называть отличительные признаки дикого животного, учить подбирать определение к словам «лиса», «лисенок», «зайки»; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ по сюжетной картинке; продолжать развивать психические процессы: память, вни¬мание, наглядно-действенное мышление; формировать умение соотносить знаковые символы с об¬разами; учить детей обдумывать разные варианты решения про¬блемных ситуаций. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 20
МАРТ
25 «Цыплёнок Цып» Продолжать знакомить со звуком [ц]; учить выделять звук [ц] в произношении; учить дифференцировать звуки [ц] и [с] в словах. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 47
26 «Звук [Ш]» Познакомить со звуком [ш]; учить выделять звук [ш] в произношении. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 49
27 «Этот жужжащий звук [Ж]» Закрепить умение выделять звук [ш] в словах; познакомить со звуком [ж]; закреплять знания о протяжённости слов и делении их на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 52
28 Составление рассказа «Весна идет»
Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»; совершенствовать грамматический строй речи (образова¬ние существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилага¬тельными); упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; формировать понятия причинно-следственных связей и за¬кономерностей в явлениях природы. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошколь ного возраста», стр. 26
АПРЕЛЬ
29 «Звуки [Ш] и [Ж]» Закрепить умение выделять слова со звуком [ж]; учить дифференцировать в словах звуки [ш] и [ж]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 56
30 «Свистящий и шипящий звуки» Учить дифференцировать звуки [с] и [ш]; закреплять знания о протяженности слов, делении их на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 57
31 «Звенящий и жужжащий звуки» Учить дифференцировать звуки [з] и [ж]; продолжать учить делить слова на части, определяя количество частей. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 59
32 «Галка и кувшин» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам», стр. 10
МАЙ
33 «Этот чудо – звук» Познакомить со звуком [ч]; учить выделять звук [ч] в словах. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 60
34 «Звук [Щ]» Закрепить умение выделять в словах звук [ч]; познакомить со звуком [щ]. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 63
35 «Звуки [Ч] и [Щ]» Закрепить умение выделять звук [щ] в произношении; учить придумывать слова на заданный звук; учить дифференцировать звуки [ч] и [щ]; закрепить деление слов на части. Маханёва М.Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет», стр. 65
36 «Утренние лучи» Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий; закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Нищева Н.В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам», стр. 20

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам -
он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Слайд 3

Педагоги от родителей часто слышат такие слова - «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Слайд 4

МНЕМОТЕХНИКА - система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

Слайд 5

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Слайд 6

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.

Слайд 7

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Слайды 8-9

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н.Нищева

Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

- «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку ). Правильно.

Следующая строчка - «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т.д.

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Слайд 10

Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю опираясь только на схему рассказать чистоговорку.

Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

Слайд 11

Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.

Слайд 12

На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте …..

Слайд 13

На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т.д.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Слайд 14

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Результаты

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Презентация к мастер-классу

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Колосок» Чухломского муниципального района Костромской области

Самообразование

ТЕМА «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»

Г. Чухлома

ул.Первомайская 22

2014-2015

Методическая работа

Изучение закона об образовании.

Изучение правовых норм в рамках ФГОС

Изучение материалов в рамках ФГОС

Изучение методической литературы в соответствии ФГОС

Проект

«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»

Актуальность проекта:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи:

- изучить научно-педагогическую литературу по использованию
мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

Развивать связную речь у детей среднего дошкольного возраста,

Обогатить словарный запас детей,

Привить навыки культуры речи,

Правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи,

- расширить круг знаний об окружающем мире,

Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.

Ожидаемые результаты:

У детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

Появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

Словарный запас выходит на более высокий уровень;

Дети преодолевают робость, застенчивость.


Этапы реализации проекта:
· Подготовительный (сентябрь-октябрь)
· Основной (ноябрь-апрель)
· Заключительный (май)

Подготовительный (Сентябрь-октябрь)

Основной этап

Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Срок исполнения

Подготовительный

1.Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
2.Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет.

3.Постановка цели и задачи проекта

4. Составление плана проекта.
5.Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей).

Сентябрь - октябрь

Основной

1. Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).

3. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (например, домик – медведь -)

4. Использование мнемоквадратов, мнемодорожек на занятиях по развитию связной речи (пересказ с использованием мнемотаблиц)

5. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

7. Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы:

На занятиях;- в свободной деятельности;- в продуктивной деятельности;- в индивидуальной деятельности.

Ноябрь

Декабрь

Декабрь - Апрель

В течении всего года

Сотрудничество с родителями

Папка - передвижка «Как научить ребенка читать стихи», «Развиваем речь в кругу семьи»

Консультация на родительском собрании «Значения связной речи в жизни младшего дошкольника»

Вывод

Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным. У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.