Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, определяющихся, в свою очередь, едиными условиями жизни, морально-нравственными нормами и культурными традициями.
Социализация ребенка начинается с первых дней его жизни и реализуется через общение с родителями. Мамино прикосновение, слово, её улыбка учат малыша доверять окружающему миру, усваивать элементарные правила поведения. В дальнейшем в этот процесс вовлекаются другие члены семьи, посторонние взрослые и сверстники. К году ребенок овладевает такими необходимыми социальными умениями, как: устанавливать зрительный контакт, открыто выражать эмоции, просить чужую игрушку, делиться своей, здороваться, прощаться и другое.
Дети получают основы общения в детском саду
К двум годам в жизни ребенка наступает новый этап, обусловленный важным событием – он начинает ходить в детский сад.
Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ) – один из важнейших институтов социализации. Если до этого процесс социального развития ребенка проходил в большей степени ситуационно и стихийно, то в стенах ДОУ он становится целенаправленным и планомерным.
Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.
Реализуется через задачи:
Поставленные задачи выполняются следующим образом:
Детский сад дает возможность для социализации ребенка как в процессе его повседневного общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками, так и в рамках специально организованных занятий посредством специфических методов, форм и видов работ:
Арт-терапия – эффективный метод формирования у дошкольника мировоззрения, социального самоопределения, адекватной самооценки. Используется, в первую очередь, на диагностическом этапе: по детскому рисунку можно определить психологический климат в семье, асоциальные и антисоциальные тенденции. Например, изображение преступника или полицейского является признаком отклонения в социальном развитии ребенка.
На дальнейшем этапе посредством изобразительной деятельности дошкольник избавляется от скрытых негативных факторов, повышает самооценку, разрешает внутриличностные и межличностные конфликты.
Работа педагога заключается в следующем:
К данным занятиям для повышения их эффективности можно привлекать родителей.
Совместная арт-терапия поможет наладить межличностные отношения и решить имеющиеся или назревающие проблемы в семье.
Сказкотерапия в социальном развитии – метод психологического воздействия на ребенка посредством чтения и анализа сказок. Уникальность и эффективность данного метода обусловлены яркими запоминающимися персонажами, наглядными примерами моделей поведения героев.
В сказке прослеживается тесная связь социального и морально-нравственного: четкое разграничение добра и зла, что хорошо и что плохо, как можно поступать и как нельзя.
Примерный список сказок для дошкольного чтения: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Кукушка», «Айога», «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого), «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «Двенадцать месяцев» (в обработке С.Маршака), «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен.
Сюжетно-ролевая игра – один из основных и наиболее значимых инструментов осуществления социального развития дошкольников.
По сути своей – это моделирование общественных взаимоотношений, в которых есть участники, совершающие конкретные совместные действия в рамках установленных правил для достижения определенных целей.
Этот уникальный вид деятельности дает возможность ребенку получить положительный опыт социального взаимодействия в двух плоскостях: между участниками игры и между её персонажами.
Играя, дошкольник:
Систематическая сюжетно-ролевая игровая деятельность в ДОУ – залог успешной социализации ребенка в школе и в дальнейшей взрослой жизни.
Примерная тематика игр: «На приеме у врача», «Едем в автобусе», «Идем в гости», «Дочки-матери», «В парикмахерской», «В магазине» и другое.
Для повышения эффективности процесса социального развития дошкольника необходима слаженная работа детского сада и семьи на основе взаимного доверия.
В рамках данного взаимодействия предусмотрено следующее:
Умение жить в обществе – одно из важнейших составляющих полноценной, гармонично развитой личности.
Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность осуществлять как естественный, так и специально организованный процесс социального развития своих воспитанников. Посредством занятий, с использованием педагогических методов и видов работ у ребенка формируется модель положительного и продуктивного взаимодействия с другими членами общества, сформировавшегося в условиях детского сада. Успешное овладение данной моделью в дошкольном возрасте — залог будущей интересной, яркой и счастливой жизни ребенка.
Социально-личностное развитие
Полноценное развитие детей во многом зависит от специфики социального окружения, условий его воспитания, личностных особенностей родителей. Ближайшим окружением ребенка принято считать родителей и близких родственников, т. е. его семью. Именно в ней усваивается первоначальный опыт взаимодействия с окружающими, в процессе которого у ребёнка складываются социальные стереотипы. Именно их ребёнок затем переносит в общение с широким кругом (соседями, прохожими, детьми во дворе и в детских учреждениях, профессиональными работниками). Освоение ребёнком социальных норм, образцов ролевого поведения принято называть социализацией, которая рассматривается известными исследователями как процесс социального развития через систему различных типов отношений-общение, игру, познание.
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир. Основы определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место.
Необходимо отметить, что наряду с ориентацией на приображения знаний характерной особенностью образования дошкольников являлось его ярко выраженная социальная направленность.
Социальное развитие, выступая основной задачей воспитания, начинается в период первичной социализации в младенческом и раннем возрасте. В это время ребёнок получает необходимые в жизни навыки общения с окружающими.
В дальнейшем усваивается культурный опыт, направленный на воспроизведение ребёнком исторически сформировавшихся, закреплённых в культуре каждого общества, способностей, способов деятельности и поведения и приобретаемый им на основе сотрудничества со взрослыми.
По мере освоения детьми социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его как субъекта. Однако на ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребёнка является становление его внутреннего мира, его самоценной личности.
Поведение детей так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.
В процессе взаимодействия с внешним миром ребёнком, является активно действующим миром, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире.
Непосредственное обучение и воспитание дошкольника происходит путём формирования у него элементарной системы знаний, упорядочения разрозненных сведений и представлений. Социальный мир выступает не только источником познания, но всестороннего развития-умственного, эмоционального, нравственного, эстетического. При правильной организации педагогической деятельности в этом направлении развивается восприятие, мышление, память и речь ребёнка.
В этом возрасте ребёнок постигает мир через знакомство с основными эстетическими категориями, находящимися в оппозиции: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и т. д. Для ознакомления с этими категориями ему требуется разнообразный материал для изучения-этот материал содержится в сказках, фольклорных и литературных произведениях, в повседневных бытовых жизненных событиях. Участвуя в обсуждении различных проблемных ситуаций, слушая рассказы, сказки, выполняя игровые упражнения, ребёнок начинает лучше разбираться в окружающей действительности, учиться оценивать свои и чужие поступки, выбирать собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими.
Мораль, нравственность, правила поведения в обществе, к сожалению, не закладываются в ребёнке при рождении. Не особо способствует их обретению и окружающая среда. Поэтому необходима целенаправленная систематическая работа с ребенком по организации его личного опыта, где у него естественным путём, в доступных ему видах деятельности будут формироваться:
Нравственное сознание - как система элементарных нравственных представлений, понятий, суждений, знаний о нравственных нормах, правилах, принятых в обществе (когнитивный компонент) ;
Нравственные чувства-чувства и отношения, которые вызывают у ребёнка эти нормы (эмоциональный компонент) ;
Нравственная направленность поведения - реальное поведение ребёнка, которое соответствует моральным нормам, принятым окружающими (поведенческий компонент) .
Играя, ребёнок всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную - ребёнка и условную – взрослого. Это – основное достижение игры. Она оставляет после себя вспаханное поле, на котором могут произрастать плоды теоретической деятельности – искусство и наука.
Детская игра-вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной деятельности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей.
Посредствам детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребёнка:
Потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи;
Потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.
В работе с детьми предлагаю использовать сказки социального характера, в процессе рассказывания которых дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, что одному бывает скучно, грустно (сказка «Как грузовичок друга искал») ; что нужно быть вежливым, уметь общаться при помощи не только вербальных, но и не вербальных средств общения («Сказка о невоспитанном Мышонке») .
И дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.
Литература:
1. Бондаренко А. К.
Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. -М. : Просвещение, 1991.-160с. : ил.
2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю.
Ознакомление дошкольников с социальным миром. - М. : ТЦ Сферв, 2012. – 224 с. (Модули Программы ДОУ) .
3. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С.
Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2012.- 192 с. (Модули Программы ДОУ)
4. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие/Сост. Л. Н. Вахрушева. – М. :ТЦ Сфера, 2011.-80 с.
5. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. – 160 с.
6. Недоспасова В. А.
Растём играя: Сред. И ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В. А. Недоспасова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2003. – 94 с.
www.maam.ru
Социальное развитие дошкольников – это осознание и восприятие определенных ценностей, культуры и традиций своего народа. Главным источником социального развития является общение. Совершенно неважно, с кем это общение происходит – со взрослыми или со сверстниками.
В процессе общения ребенок учится жить по определенным правилам, впитывает существующие нормы поведения.
На социальное развитие дошкольников сильное влияние оказывает окружающая среда , а именно улица, дом и люди, которые группируются по определенной системе норм и правил. Каждый человек привносит в жизнь малыша что-то новое, влияет на его поведение определенным образом.
Взрослый служит эталоном для ребенка. Дошкольник все действия и поступки старается скопировать с него.
Развитие личности происходит только в обществе. Чтобы стать полноценным человеком, ребенку необходим контакт с окружающими его людьми.
Главным источником развития личности ребенка является семья. Она - проводник, предлагающий малышу знания, опыт, обучает и помогает приспособиться к суровым условиям жизни. Благоприятная домашняя атмосфера, доверие и взаимопонимание, уважение и любовь - залог успеха правильного развития личности.
Самой удобной и эффективной формой социального развития детей является игровая форма. Игра до семилетнего возраста является основным видом деятельности каждого ребенка. А общение – неотъемлемая составляющая игры.
В процессе игры ребенок развивается как эмоционально, так и социально. Он старается вести себя, как взрослый, «примеряет» на себя поведение родителей, учится принимать активное участие в социальной жизни. В игре дети анализируют разные пути разрешения конфликтов, учатся взаимодействовать с окружающим миром.
Тем не менее, дошкольникам кроме игры важны беседы, упражнения, чтение, учеба, наблюдение и обсуждение. Родители должны поощрять нравственные поступки ребенка. Все это помогает ребенку в социальном развитии.
Ребенок очень восприимчив ко всему: он чувствует красоту, с ним можно посещать кино, музеи, театры.
Необходимо помнить о том, что, если у взрослого плохое самочувствие или настроение, то не стоит организовывать совместные мероприятия с ребенком. Ведь он чувствует неискренность и фальшь. А поэтому может скопировать такое поведение.
Материал www.happy-giraffe.ru
Нравится Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Воспитание этических норм поведения у ребёнка является нравственной проблемой, которая имеет не только социальную, но и педагогическую значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.
Решению задач социально-нравственного развития способствует организация образовательного процесса на основе личностно-ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.
Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:
1 этап - формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
2 этап - накопление знаний и формирование нравственных представлений;
3 этап - переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
4 этап - претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:
Формирование нравственного сознания;
Социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;
Нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;
Доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;
Воспитание полезных навыков и привычек поведения.
Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.
Условия социально - нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.
Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой) :
предварительного,
художественно-ознакомительного,
эмоционально-действенного.
Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания.
Например, классификация В. И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания:
Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование) .
Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью) .
Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы) .
Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:
Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций) .
Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку) .
Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования) .
В качестве методов, направленных на осознание ребенком смысла и справедливости моральных правил, исследователи предлагают: чтение литературы, в которой значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства дошкольника (Е. Ю. Демурова, Л. П. Стрелкова, А. М. Виноградова) ; беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных образов персонажей (Л.
П. Князева) ; решение проблемных ситуаций (Р. С. Буре) ; обсуждение с детьми приемлемых и неприемлемых способов поведения по отношению к окружающим; рассматривание сюжетных картинок (А. Д. Кошелева) ; организацию игр-упражнений (С.
А. Улитко) , игр-драматизаций.
В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:
Ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми;
Организация деятельности детей - игры, труд и др.,
Включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел;
Общение с природой;
Художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.
Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного) . При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий.
Список литературы:
Буре Р. С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М., 2011.
Микляева Н. В, Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2013.
12098Добавить в избранное В избранном
Детство любого малыша состоит из определенного количества разных периодов, некоторые из них очень легкие, а некоторые довольно сложные. Дети все время учатся чему-то новому, познают окружающий мир. За несколько лет ребенку предстоит преодолеть массу ответственных этапов, каждый из которых становится решающим в мировоззрении крохи.
Особенности развития детей дошкольного возраста заключаются в том, что это период происходит формирование успешной и зрелой личности. Дошкольное развитие детей длится несколько лет, в это период ребенку нужны заботливые родители и грамотные педагоги, только тогда дитя получит весь необходимый багаж знаний и умений.
В дошкольном возрасте ребенок обогащает свой словарный запас, вырабатывает навыки социализации, а также развивает логические и аналитические способности.
Развитие детей в дошкольном возрасте охватывает период с 3 до 6 лет, каждый последующий год вы должны учитывать особенности психологии ребенка, а также методы знакомства с окружающей обстановкой.
Дошкольное развитие ребенка всегда напрямую связано с игровой активностью малыша. Для развития личности необходимы сюжетные игры, в них происходит ненавязчивое обучение ребенка с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях. Также задачи дошкольного развития малышей состоят в том, что малышам нужно помочь осознать свою роль во всем мире, их нужно мотивировать к успеху и научить с легкостью переносить все неудачи.
В развитии детей дошкольного возраста нужно учитывать множество аспектов, из которых особо выделяются пять основных, именно их нужно плавно и гармонично развивать на всем пути подготовки ребенка к занятиям в школе, да и всей последующей жизни.
Пять основных элементов развития детей дошкольного возраста
Это развитие нервной системы ребенка и его рефлекторной деятельности, а также определенные наследственные особенности. На данный тип развития влияет в первую очередь наследственность и близкое окружение малыша.
Если вы заинтересованы в гармоничном развитии своего ребенка, то обратите пристальное внимание на специальные тренинги, которые помогают родителям лучше понять своего кроху и научится взаимодействовать с ним максимально эффективно. Благодаря подобным тренингам ребенок легко проходит дошкольное развитие и вырастает очень успешным и уверенным в себе человеком.
На данный вид развития оказывает влияние абсолютно все, что окружает малыша, начиная с музыки и заканчивая наблюдением за людьми, которые находятся в близком окружении ребенка. Также на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста огромное влияние оказывают игры и их истории, место ребенка в этих играх и эмоциональная сторона игры.
Познавательное развитие - это процесс обработки информации, вследствие чего разрозненные факты складываются в единый багаж знаний. Дошкольное образование детей очень важно и требует учесть все этапы данного процесса, а именно: какую информацию получит ребенок и как он ее сможет обработать и применить на практике. Для гармоничного и успешного развития дошкольников нужно подбирать информацию, которая будет:
Благодаря дошкольному развитию детей в специализированных центрах ваш ребенок будет получать самую нужную информацию, что очень положительно скажется на его общем развитии, а также развитии логического мышления и социальных навыков. Кроме того ваш малыш пополнит свой багаж знаний и поднимется еще на одну ступень в своем развитии.
Данный тип развития включает все аспекты, которые связаны с возрастными особенностями восприятия. В возрасте трех лет у ребенка начинается процесс самопознания, развивается мышление и пробуждается активность. В любом центре педагоги помогут малышу справиться с психологическими проблемами в развитии, что поспособствует быстрой социализации ребенка.
Речевое развитие индивидуально для каждого ребенка в отдельности. Родители, а также педагоги обязаны помочь становлению речи малыша, расширению его словарного запаса и выработке четкой дикции. Развитие детей в дошкольном возрасте поможет ребенку овладеть устной и письменной речью, малыш научится чувствовать родной язык и сможет с легкостью использовать сложные приемы речи, а также разовьет необходимые навыки коммуникации.
Не бросайте развитие ребенка на самотек. Вы должны помочь малышу стать полноценной личностью, это ваша прямая обязанность, как родителей.
Если вы чувствуете, что не сможете дать все необходимые навыки и умения собственному ребенку, обязательно обратитесь к специалистам в центр развития детей дошкольного возраста. Благодаря опытным педагогам ребенок научится правильно говорить, писать, рисовать и вести себя в обществе.
Материал vsewomens.ru
Психическое развитие
Развитие малыша в социуме – это значит, что он понимает традиции, ценности и культуру того общества, в котором воспитывается. Первые навыки социального развития ребенок получает при общении со своими родителями и близкими родственниками, потом от общения со сверстниками и взрослыми. Он постоянно развивается как личность, узнает, что можно делать, а что нельзя, учитывать свои личные интересы и интересы окружающих, как нужно себя вести в том или в этом месте и окружении.
Социальное развитие детей дошкольного возраста играет значимую роль в становлении личности. Помогает ребенку стать полноценным человеком со своими интересами, принципами, устоями и желаниями, которые не должны игнорироваться его окружением.
Чтобы социальное развитие происходило равномерно и правильно, каждому малышу необходимо общение, любовь, доверие и внимание, прежде всего, родителей. Именно мама и папа могут дать своему малышу опыт, знания, семейные ценности, обучают умению приспосабливаться в жизни к любым условиям.
С первых дней новорожденные детки учатся общению со своей мамой: улавливать ее голос, настроение, мимику, некоторые движения, а также пытаются показать, чего они хотят в определенный момент времени. С 6 месяцев и примерно до 2х лет малыш уже может общаться с родителями более осознанно, может просить помощи или делать что-то вместе с ними.
Необходимость находиться в окружении сверстников возникает примерно к 3м годам. Дети учатся взаимодействовать и общаться уже друг с другом.
Развитие детей в социуме от 3х до 5 лет. Это возраст «почемучек». Именно потому, что появляется множество вопросов о том, что окружает ребенка, почему происходит именно так, зачем это происходит и что произойдет, если… Дети начинают старательно изучать мир вокруг себя и что в нем происходит.
Изучение происходит не только путем осматривания, ощупывания, пробы на вкус, но и речи. Именно с ее помощью ребенок может получает интересную ему информацию и делиться ею с окружающими его детьми и взрослыми.
Дети дошкольного возраста, 6-7 лет, когда общение носит личностный характер. Ребенка начинает интересовать сущность человека. В этом возрасте детям нужно всегда давать ответы на их вопросы, они нуждаются в поддержке и понимании родителей.
Потому что близкие люди являются для них главным примером для подражания.
Социально-личностное развитие детей происходит в нескольких направлениях:
Для того чтобы ребенок хорошо относился к самому себе, нужно создавать определенные условия, помогающие ему понять свою значимость и ценность для окружающих. Детям важно оказываться в ситуациях, где они будут центром внимания, они всегда к этому стремятся сами.
Также каждому ребенку необходима похвала за их действия. Например, собирать все рисунки, сделанные детьми в саду или дома, а потом на семейных праздниках показывать гостям или другим детям. В день рождения ребенка все внимание должно быть обращено к имениннику.
Родители должны всегда видеть переживания своего малыша, уметь посочувствовать ему, порадоваться или огорчиться вместе, оказать необходимую помощь при затруднениях.
На развитие детей в социуме воздействуют некоторые аспекты, играющие значимую роль в формировании полноценной личности. Социальные факторы развития ребенка делятся на несколько видов:
Читайте также:
Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик.
Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.
Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:
Социальная адаптация – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника.
Происходит она в трёх сферах:
Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах.
Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и в социума.
Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки.
При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения) , проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения) . Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях:
В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация.
Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, замкнутость, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм. Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя.
Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения. Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество.
Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
Источник paidagogos.com
воспитатель МБДОУ №139
Особенностиэтнокультурногоразвитиядошкольников.
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.
Ключевым моментом оценки успешности развития дошкольника становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения.
Задачи работы:
1. Дать анализ приоритетных подходов к этнокультуре как психолого-педагогическому феномену;
2. Выявить специфику форм этнокультуры дошкольников;
3. Изучить воспитательные и развивающие функции дидактической игры;
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по формированию этнокультуры дошкольников средствами дидактической игры.
Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура - от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.
В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества - достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.
Народное воспитание - это общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и остается объектом и субъектом воспитания.
Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики. Следует, однако, принять во внимание, что педагогическое воззрение народа, сложившееся без профессиональной педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в известной мере стихийный характер.
Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт с детьми не всегда был осознанным. В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать все лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека.
Удовлетворение той или иной потребности происходит в процессе деятельности. Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях.
Нелинейно в силу различных причин, а в значительной мере от недостатка или отсутствия знаний и умений у ребенка в соответствующей сфере самоусовершенствования. Почувствовать и постигнуть важность соблюдения этических правил, определить свою моральную позицию поможет целенаправленная деятельность воспитателя, которую можно организовать системно.
Потребность направляет эту деятельность, буквально ищет возможности (объекты и способы) своего удовлетворения. Именно в этих процессах удовлетворения потребностей и происходит присвоение опыта деятельности - социализация, саморазвитие личности. Процессы саморазвития происходят самопроизвольно, спонтанно (случайно) . А самовоспитание - это вторая, внутренняя часть процесса - субъектная психическая деятельность ребенка; она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий.
В дошкольном возрасте необходимо организовать такую доминанту в формировании основ социализации в становлении и развитии личности ребенка. И на сегодняшний момент, по нашему мнению, доминантой будет являться этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста, так как воспитатель, взрослый, упустивший этот момент в воспитании, станет во взрослой жизни человеком, не имеющий начал, основы своей природы.
Надо учить молодежь культуре межнациональных отношений, опираясь на знания, проявляя мудрость и такт, и в этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика, все прогрессивное, передовое в народной педагогике переходит свои национальные границы, становится достоянием других народов, тем самым педагогические сокровища каждой нации все больше обогащаются творениями, приобретающими интернациональный характер.
Поэтому уже с раннего возраста надо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка.
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСоциального воспитания дошкольника основывается на данных психологических исследований в аспекте культурно-исторической теории Л.С. Выготского, на основании которой, происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания – общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. «Социальная ситуация развития, – пишет Л.С. Выготский, – не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью»
Социальный аспект воспитания был предложен психологом А.Н. Леонтьевым, который считал, что человек рождается с определенной врожденной организацией видового поведения. Но эта наследственная организация не имеет определяющего значения в психическом развитии человека, поскольку решающую роль в нем играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей, важнейшую часть которого составляют их общественно выработанные психологические особенности, опредмеченные в материальной и духовной культуре. Психические способности, формирующиеся у людей в процессе их исторического развития, кристаллизируются и закрепляются не в телесно¬морфологических и наследуемых образованиях, а в неорганической форме – в продуктах культуры. Таким образом, по Леонтьеву А.Н. воспитание - это средство социальной организации присвоения индивидом исторически сложившихся способностей, способов поведения, культуры.
По мнению Д.Б. Эльконина суть социального воспитания в том, что ребенок с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними овладевает всеми человеческими способами удовлетворения своих органических и духовных потребностей, необходимых ему в тот или иной конкретный возрастной период. Проведя глубокий анализ происхождения детских игр и игрушек, ученый доказал социальную природу игры, помогающую ребенку войти в социум.
Е.В. Гончарова в своих исследованиях отмечает, что социальное воспитание основано на художественном восприятии мира ребенком, и воспроизведение его в игровом плане.
Путь приобщения детей к социальной действительности, по мнению Н.А. Ветлугиной, лежит через развитие эстетических чувств? при восприятии прекрасного посредством ближайшего окружения: природы, быта, искусства, культуры, среды, различных выразительных средств.
В исследованиях Е.А. Богатыревой отмечено, что познания детьми социальных ценностей окружающего мира происходит через различные виды детской деятельности.
Д.Б. Запорожец отмечает роль сотрудничества ребенка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения.
М.И. Лисиной отмечалось, что социализация неотделима от развития общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
В работах Т.А. Репиной показано, что группа детского сада выступает как важный социализирующий агент, способствующий развитию социального поведения и формированию личности ребенка.
По мнению Т.В. Антоновой, социальное воспитание в дошкольном возрасте - это формирование социальной компетентности ребенка как базисной характеристики личности, отражающей достижения в развитии отношений с другими людьми. В процессе сотрудничества взрослый помогает ребенку в усвоении культурно-исторического опыта общения, где ведущая социализирующая роль принадлежит воспитателю-педагогу.
Е.И. Тихеева отмечает, что одним из показателей социального воспитания ребенка-дошкольника является родной язык - основа формирования национального самосознания, важнейшее условие приобщения ребенка к культурным ценностям общества.
А.Г. Арушанова считает, что социальное воспитание ребенка осуществляется по трем направлениям: формирование представлений об окружающем мире (мире вещей и людей) и о себе; усвоение языка и правил оперирования им; формирование общения.
В.А. Петровским отмечено, что социальному воспитанию детей дошкольного возраста способствует построение развивающей среды детских учреждений, основанное и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Что способствует формированию у детей представлений о «малой родине» и чувства любви к ней.
Исследователи Р.М. Егорова и Р.И. Куличенко разработали концепцию деятельности дошкольного учреждения как открытой социально-педагогической системы в микросоциуме, чтобы способствовать реализации социального воспитания дошкольников. Максимальная «привязка» педагогической деятельности ДОУ к условиям районного социума способствует созданию в нем воспитательного потенциала путем взаимодействия с социальными институтами среды.
Е.С. Бабунова отмечает, что социальное воспитание ребенка – это, прежде всего воспитание ребенка в семье. Воспитательное воздействие взрослых членов семьи способствует сохранению в семье традиций, обычаев, помогающих детям осознать свою роль наследников народных ценностей, приобщающих детей к своим духовным корням.
В исследовании О.В. Дыбиной-Артамоновой рассматривается социальное воспитание как освоение ребенком предметного окружения, несущего в себе знания о продуктах творческой деятельности взрослого и дающего толчок для овладения «миром предметов» имеющее огромное значение для развития мотивационно-личностной сферы ребенка, творческого отношения к предметному миру. Потребность ребенка к игровой деятельности удовлетворяется через разные виды игрушек (условные, реалистические, предметы-заместители), потребность в трудовой деятельности – через орудия труда. Естественные потребности – через предметы, необходимые для жизни: посуду, мебель, одежду, обувь, предметы личной гигиены и т.д. Музыкальные инструменты, картины, книги, предметы народно-прикладного искусства и т.п. - все это способствует удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей ребенка. Таким образом, ученый приходит к выводу, что предметный мир выполняет информативную, эмоциональную и регулятивную функцию, которые создают условия для формирования у детей представления о предметах как продуктах творческой деятельности взрослых, понимания связи «человек-предмет» и познания социальной действительности.
В.А. Петровский суть социального воспитания дошкольника согласно личностно-ориентированному подходу, заключается в вхождении в мир природы, в мир предметов человеческой культуры, приобщение к миру значимых других (семье).
Программа «Радуга» (Т.Н. Доронова и др.) для дошкольных образовательных учреждений социальный аспект воспитания акцентирует в разделах: «Ребенок познает мир», «Изобразительная деятельность», «Развитие музыкальности».
Программа «Развитие» (Л.А. Венгер и др.) направлена на личностно-ориентированную модель воспитания. В основе социального воспитания - взаимоотношение сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Задача социального воспитания, отмечается в программе «Детство» (В.И. Логинова и др.) в социально-личностном развитии ребенка. Эта работа отражена в разделах: «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Окружающие предметы и ребенок», «Ребенок открывает для себя мир природы». Все содержание программы объединяется вокруг четырех основных блоков: «Познание» - освоение разнообразными доступными способами окружающего мира; «Гуманное отношение» - ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; «Созидание» - помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные и т.д.; «Здоровый образ жизни» - создание условий для полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду. В программе отображена чувственно-эмоциональная сторона жизнедеятельности ребенка, большое внимание уделено воспитанию ребенка в мире людей и предметов.
В базисной программе развития дошкольников «Истоки» (авторы Т.И. Алиева, ТВ. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.) представлен раздел «Социальное развитие». В качестве основы социального развития авторы программы рассматривают общение ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастом этапе своеобразные формы. Общение и разнообразная детская деятельность выступает как главное условие усвоения ребенком нравственных, общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине. Раздел «Познание окружающего мира» основан на познании ребенком прошлого и настоящего своей родины посредством формирования у него чувства принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в городе, стране, мир.
Парциальная программа «Я – Человек» - программа приобщения ребенка к социальному миру (автор Козлова С.А.). Цель программы - помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, о их чувствах, поступках, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям. Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля - наш общий дом».
В целом программа направлена на последовательное введение ребенка в социальный мир, где многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от пола ребенка, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер.
В программе «Дитя человеческое» (Р.И. Бобышева, Е.П. Бобрышева, Т.Г. Олешкевич и др.) определена цель социального воспитания, которая состоит в формировании целостной, гуманной личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой и национальной культуры в творческой жизнедеятельности.
Программа «Вместе» (Рыбак Е.В.) ставит своей целью оказание практической помощи детям в социальной адаптации. Выдвигается ряд задач, помогающих ребенку освоить социокультурную среду - это: развить у детей чувство уверенности в себе; создать возможности для полноценных контактов ребенка с окружающим миром; научить проявлять навыки и знания общечеловеческих норм и правил общения, и т.д. На занятиях и вне занятий предлагается создавать такие условия, которые помогли бы ребенку более полно освоить окружающую действительность. Причем, многие виды деятельности дошкольника связаны с освоением мира посредством искусства.
Культурно-экологическая программа «Семицветик» для детей дошкольного возраста (Ашиков В.И., Ашикова С.Г.) раскрывает сущность социального воспитания, по мнению авторов, через раскрытие и развитие восприятия Красоты. Красота видится авторами в трех основных ипостасях: Красота в Природе, Красота в рукотворных произведениях человеческого гения - в Искусстве и, наконец, Красота в самом Человеке, его духовном и душевном мире, в одном из его высших проявлений - подвижничестве и героизме во имя общего блага.
В работе авторов Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой «Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет», авторы выдвигают две тенденции: принятие и разработку содержания социальных норм поведения, которые необходимо привить ребенку как «ценности человека мира» и определить способы воспитания в этом направлении.
Социальное воспитание в программе Л.Г. Савенковой «Изобразительное искусство и среда» включает в себя знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, народным декоративно-прикладным искусством, которое предполагает обращение к разным видам народного творчества (песенного, устного, танца, театра и т.д.). Интересны описания нравов и обычаев народа, его обрядов и праздников, характера организации жилья, своеобразия народных особенностей в освоении прилежащего к ним пространства, природной среды - лесов, полей, гор, водного и воздушного пространства.
Программа «Окружающий мир и музей» (Т.Н. Панкратовой и Т.В. Чумаловой) социальное воспитание прослеживается по всем предложенным темам. Это и упоминание о «доме», о его понимании как форме организации среды, в которой зарождается и развивается жизнь семьи с ее традициями. И окружающая природа, и «окультуривание» её человеком. Тема «Моя родословная» рассказывает детям о семейных реликвиях и вещах, в которых отразились история семьи, ее традиции. Тема, посвящённая народным промыслам и другие.
В США социализация детей начинается уже с раннего возраста. Джордж Герберт Мид и Росс Снайдер считают, что основной способ помощи ребенку в его развитии и социализации - это понимание его личностного существования.
Американский ученый Джун Макфи, автор одной из комплексных программ частью которой является социальное воспитание детей. Рассматривает социализацию дошкольников через занятия искусством, причем не столько через восприятие художественных произведений, сколько через собственную творческую практику ребенка.
В японской системе социального воспитания приоритетным направлением выступает создание культурного пространства с рождения ребенка. По мнению Инуи Такаси в социальном воспитании детей ведущая роль педагога состоит в создании и организации среды для естественного развития и воспитании ребенка. Ведущим направлением является понимание специфических черт японского мировоззрения, обусловленных совершенно отличной от европейской многовековой восточной культурной традицией.
Вальдорфская школа Р. Штейнера предлагает использовать влияние социального окружения на формирование свободной личности ребенка. В программах вальдорфской педагогики в социальном воспитании делается акцент на воспитание общечеловеческих ценностей (правды, добра, красоты, свободы и т.д.). Дети попеременно рисуют, слушают рассказы о природе и временах года, изучают окружающий мир и родной край. Краеведение - является одним из ведущих предметов Вальдорфской школы. В социальное развитие детей просматривается через эмоциональное восприятие через предметы художественного цикла: музыку, танец, рисование, лепка и т.д. Мир языка и живое слово рассматриваются педагогами Вальдорфской школы как один из методов воспитания, развития способности к радости, состраданию, сочувствию, в основе которых лежат социально-значимые ценности.
Наибольшее распространение в практике современного дошкольного воспитания ФРГ получила модель детского сада, как открытой социально-педагогической системы. Ее ориентацией является – повседневная социальная действительность. Обращение к микросреде приводит к пониманию детского сада как «открытого жизненного мира», в разнообразном знакомстве с которым ребенок развивает свои деловые и социальные качества, учится «автономной организации собственной жизни». Ее характеризуют идеи открытого планирования, обучения на базе реальных жизненных связей, единство свободной игры и учения детей, разновозрастная организация жизни детей в детском саду, тесная связь с микрорайоном, отношение к родителям как к сотрудникам, новое профессиональное понимание роли воспитателя.
Программа социально-эмоционального развития ребенка «Я-ТЫ-МЫ» разработана нидерландскими специалистами для детей от 4-х до 10 лет и направлена на развитие их эмоциональной сферы и формирование здорового и адекватного поведения в обществе.
Таким образом, социального воспитания детей дошкольного возраста рассматривалось на протяжении всего существования дошкольной педагогики. Направления социального воспитания дошкольников в разных научных исследованиях имеют разный приоритет. За основу берется социокультурный, культурологический подход, художественно-творческая деятельность, основы семейной педагогики и другие аспекты социального воспитания.
В рамках нашего исследования будет считать приоритетным - формирование личности ребенка в семье и обществе, во взаимодействии всех элементов образовательного пространства как ДОУ, так и ближайшего социального окружения, через взаимодействие с социальными институтами. На примере освоения традиций ДОУ и культурно-исторического пространства региона выраженном в творческой деятельности детей.
Таблица 1
Критерии социального развития детей дошкольного возраста | Показатели элементарного уровня социального развития детей с умеренной умственной отсталостью | Показатели первоначального уровня социального развития детей с умеренной умственной отсталостью | Показатели начального уровня социального развития детей с умеренной умственной отсталостью |
Форма общения ребенка со взрослым | Эмоционально-личностная форма общения (+-) | Ситуативно-деловая с элементами эмоционально-личностного общения (+-) | Ситуативно-деловая форма общения (+-) |
Средства общения ребенка со взрослым | Экспрессивно-мимические (+-) | Экспрессивно-мимические и предметно-действенные (преобладают) (+-) | Предметно-действенные с элементами речевых средств общения (+-) |
Сформированность у ребенка представлений о себе | Откликается на собственное имя (+-) | Откликается на собственное имя, показывает на себя рукой (+-) | Откликается на собственное имя, узнает свое отражение в зеркале, на фотографиях; выделяет части своего тела (+-) |
Сформированность представлений о других людях | Выделяет из окружающих людей близкого взрослого (маму, бабушку и др.) (+-) | Выделяет близкого взрослого и обращается к нему (+-) | Обращается к близкому взрослому, сверстнику, незнакомому взрослому |
Сформированность представлений об окружающем мире, адекватность использования предметов окружения | Проявляет интерес к игрушкам, предметам и предложенным педагогом действиям с ними (+-) | Фиксирует взгляд на игрушке, предмете, обыгрываемом педагогом (+-) | Манипулирует с игрушкой, предметами; выполняет предметные и предметно-игровые действия с игрушкой (+-) |
Способы усвоения общественного опыта | Готовность ребенка к совместным действиям со взрослым (+-) | Наличие совместных действий(+-) | Подражание действиям взрослого, наличие указательного жеста(+-) |
Адекватность поведения в быту | Адекватное поведение в новой ситуации только с близкими взрослыми (+-) | Адекватное поведение в новой ситуации только в сотрудничестве с чужим взрослым (педагогом) в присутствии родителей (+-) | Адекватное поведение в новой ситуации в деятельности, организованной взрослым (родителем или педагогом) (+-) |
Сформированность социально-бытовых умений и навыков | Не владеет навыком опрятности и бытовыми навыками (+-) | Не владеет навыком опрятности; выполняет некоторые бытовые навыки (+-) | Не владеет навыком опрятности; выполняет бытовые и культурно-гигиенические навыки (+-) |
Приложение 8
Основные знаково-символические средства, используемые детьми
Дошкольного возраста, и показатели их сформированности
У детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Таблица 2
Знаково-символические средства | Показатели элементарного уровня социального развития детей | Показатели первоначального уровня социального развития детей | Показатели начального уровня социального развития детей |
Жесты | Есть хватательное действие (+-) | Удерживает предмет (+-) | Есть указательный жест (жесты прощания, приветствия; просьбы или ДР-Н+-) |
Речь | Частично понимает обращенную речь в конкретной ситуации (+-) | Частично понимает обращенную речь в конкретной ситуации; использует отдельные звуки, лепетные слова (+-) | Частично понимает обращенную речь, использует слова, простые фразы (+-) |
Рисунок | Есть манипулятивные действия с карандашом (без ориентировки на листе бумаги) (+-) | Есть интерес к картинке (+-) | Произвольное черкание карандашом на листе бумаги (+-) |
Приложение 9
Пример индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Лена К. (4 г. 2 мес.)
1. Условия воспитания Здоровье: поддерживать здоровье ребенка и выполнять четко режим дня. Предметно-развивающая среда.
У ребенка должно быть два набора игрушек и пособий: первый для повседневной игры (кукла, кубики, машины, наборы посуды, мягкие игрушки и т. д.); второй набор для обучения, этот набор дается ребенку только для занятий со взрослым:
для сюжетных игр: деревянный набор «Строитель» (кубики, конусы и другие модули разной формы и величины); набор детской посуды (отличный от набора для повседневной игры); предметы мебели детской; наборы овощей и фруктов; детские весы для игры в магазин; набор машинок разной величины (3-4 шт.);
для игр, развивающих познавательную деятельность: средняя пирамида (5 колец); 4 пирамидки разного цвета (4 кольца); матрешка - 5 мест (средняя); «доска Сегена» - можно разных видов (с формами, цветом, предметной картинкой, изображением животных и т. д.); ткани разной фактуры и цвета: шелк, фланель, байка, вельвет крупный, бархат, капрон, искусственный мех, шерсть (грубая);
для формирования игровой деятельности и продуктивных видов деятельности: куклы с одеждой; мягкие игрушки - мишка, заяц, белочка, машины (большая, маленькая) и др.;
для рисования: мольберт, пальцевые краски, набор мелков, цветных каранда-шей, кисти (крупные и средние); набор бумаги (можно использовать обои);
для лепки: пластилин (тесто, глина), дощечка для работы, стека;
для аппликации: ножницы, набор цветной бумаги, карандашный клей;
для игр, развивающих мелкую моторику рук: бусы, баночки с сыпучим материалом (горох, чечевица, фасоль и пр.);
для развития речи: наборы предметных картинок (овощи, фрукты, одежда, животные и т. д.), лото, сюжетные картинки, книжки с детскими стихами (например, А. Барто);
для развития навыков самообслуживания: полотенце, наборы (один для куклы, другой для Лены) - расческа, щетка, зубная щетка, зеркальце; предметы столового обихода - ложка, чашка, тарелка (для куклы), различные виды детской одежды с разными застежками: на пуговицах, на кнопках, на липучках, на молнии.
Общие требования: всем взрослым соблюдать единые требования к обучению Лены.
Социальное развитие
Задачи этого раздела направлены на формирование у девочки социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания; здороваться при встречах (пожимать руки) со взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «пока»; во время еды пользоваться салфеткой, правильно держать ложку и т. д.; во время занятий и игр слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т. д.).
Задачи
Продолжать формировать эмоциональную реакцию Лены на ласковое обращение к ней знакомого взрослого.
Устанавливать положительные эмоциональные связи со взрослыми (упражнения и игры: «Посмотри на меня», «Поморгаем глазками», игры - «Ку-ку», «Подуй, ветерок»).
Учить откликаться на свое имя.
Формировать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых. Игры - «Дай ручку», «Спрячем глазки», «Подуй на шарик», «Трита-тушки - три-та-та» (ритмичные телесные потряхивания), «Дуй, дуй, ветерок», «Качели» (совместные покачивания ручками из стороны в сторону в сопровождении слов «кач-кач»), «Часики» (совместные покачивания вперед-назад в сопровождении слов «тик-так» со сменой двух ритмов); игра-подражание «Хлоп-хлоп, ты ладошечка» (хлопать ладошкой ребенка по своей, и наоборот).
Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным
пальцем, указывать на части тела и лица; определенные предметы (покажи, где глазки, ротик, носик, ручки; «где часики?», «где огонек?», «где кошка?», «где собака?»).
Побуждать самостоятельно есть с ложки, пить из чашки, пережевывать твердую пищу.
Формировать положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков (умыванию и др.).
Закреплять представления о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность («Я - девочка», «Я - Лена»); показывать на себя рукой и говорить: «Я - Лена!»
Формировать представления Лены о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа.
Формировать представления о своих желаниях и потребностях: «Я хочу пить», «Я устала, я хочу спать», «Я не хочу пить», «Я хочу играть» и т. д.
Обращать внимание Лены на просьбы других людей: «Аня хочет играть с куклой», «Mania хочет играть с тобой в мяч», «Мама устала, она хочет спать» и т. д.
Продолжать формировать способы взаимодействия с другими взрослыми: здороваться, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как дела?», «Как тебя зовут?» «Кто ты?», «Давай играть» и т. д.
Этот раздел направлен на формирование у девочки основных двигательных навыков:
Проводить игры на формирование умений ловить, удерживать, бросать мяч в цель (в направлении взрослого);
Учить подниматься самостоятельно вверх и вниз по лестнице;
Прыгать на батуте;
Учить перепрыгивать через «ручеек, канавку»;
Учить ползать по скамейке, ползать по ковру до определенйой цели;
Учить ходить на мысочках, на пятках;
Учить ездить на велосипеде;
Продолжать учить плавать.
4. Развитие познавательной деятель
ности
Формировать ориентировку на вели
чину, форму, цвет, целостное восприятие
предметов.
Величина:
Учить по слову и тактильно выделять
один-два предмета по величине: большой -
маленький, затем средний и самый малень
кий и т. д. При этом задается вопрос: какой
предмет в руках - большой или маленький
и т. д.
Форма:
Учить выделять шарик, кубик, кирпичик, крышу (один-два предмета из двух-трех) и называть их по слову, отвечать на вопросы;
Учить пользоваться методом проб при решении сенсорных задач:
опускать различные формы в прорези;
выделять различные формы среди других: «собери все кирпичики для дорожки»; «давай построим башни», «выбери все крыши»;
учить доставать из мешочка по слову разные формы (шарики, кубики, кирпичики, крыши);
учить по слову доставать из мешочка предметы, разные по форме, материалу, величине (домики, елочки, шапочки, ленточки, губки, щетки и др.).
Цвет:
Учить выделять основные цвета (сначала желтый, затем красный, зеленый, синий);
Учить называть цвет в соотнесении с разными предметами: солнышко - желтое, цыпленок - желтый и т. д. Например, учить находить предмет и комментировать: это цыпленок, он желтый, какой цыпленок?
Целостное восприятие:
Учить собирать сборно-разборные иг
рушки из 2-4 частей (машинку, пирамид
ку, матрешку и др.).
Тактильно-двигательное восприятие:
Формировать ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное восприятие: (твердый - мягкий, холодный - теплый, колючий - гладкий, легкий - тяжелый; железный, деревянный, матерчатый, меховой, шелковый и т. д.);
Учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты): «Что (называется имя ребенка) взяла - яблоко или морковь?», «Что там лежит - апельсин или морковь?» и т. д.;
Учить по слову доставать предметы из
мешочка или из рук: «достань холодное»,
«достань мягкую игрушку», «достань твер
дую игрушку» (выбор из двух) и т. д. и вы
бирать игрушки по слову (выбор из
двух-трех): «возьми колечко», «возьми
рыбку», «возьми уточку» и т. д.
Слуховое восприятие:
Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? (колокольчик, барабан и др.);
Различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?» (овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей), подобрать соответствующую игрушку (картинку).
Формирование наглядно-действенного мышления:
Закреплять у Лены орудийные дейст
вия (использовать по назначению ложку,
палочку, веревочку и др.).
Формирование количественных представлений:
Учить различать значение слов пустой - полный; употреблять в речи эти слова;
Учить выделять один, два, много предметов из группы по подражанию, образцу;
Соотносить количество 1,2 с количеством пальцев, отвечать на вопрос сколько?;
Учить находить заданное количество однородных предметов один, два, много в окружающей обстановке;
Учить составлять равные по количеству множества предметов, с каждым предметом одной группы соотносить только один предмет другой группы, используя приемы приложения и составления пар; понимать выражение столько..., сколько... (например: «Сколько елочек, столько грибочков»; «Сколько вагончиков, столько матрешек»; где больше, где меньше);
Учить сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами, без пересчета в пределах двух (например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе; учить Лену перед каждым предметом совершать только один хлопок).
Ознакомление с окружающим:
-
знакомить с игрушками, предметами
мебели дома и ее назначением;
Учить узнавать знакомую мебель в других помещениях; знакомить с посудой;
Учить по слову выделять: игрушки, мебель, посуду и др.;
Закреплять названия отдельных предметов в обобщающих группах: игрушки, мебель, посуда и др. Учить называть эти группы одним словом - игрушки, мебель и др.;
Формировать представления о явлениях природы: осень - листья желтые, красные, они падают, дождь идет - стало холодно, ты надеваешь шапку, куртку; снег падает - холодно, ты надеваешь шубку, шапку, шарф; и др.
Формирование деятельности
В ходе занятий необходимо все упражнения выполнять совместно с ребенком в позиции за спиной, затем рядом или напротив (см. приложение 11).
Учить Лену обследовать предметы, при этом ее руки должны находиться в руках взрослого.
Задачи
Учить выполнять предметные и предметно-игровые действия (все действия сопровождаются комментариями взрослого):
Брать и удерживать игрушки в руке;
Перекладывать из одной руки в другую;
Бросать и собирать шарики (каштаны) в таз;
Засыпать игрушки и искать их в сыпучем материале (используются чечевица, горох, фасоль);
Снимать кольца с пирамиды;
Развивать соотносящие действия (совместно): нанизывать на стержень кольца пирамиды (от 3 до 5 колец);
Закрывать кастрюли, коробки крышками;
Пересыпать чечевицу (горох) ложкой из одного сосуда в другой;
Развивать мелкие, точные движения пальцев рук: опускать фасоль в прозрачную бутылку; «играть» на пианино; «звонить» по телефону; включать лампочку;
Выполнять предметно-игровые действия с игрушками: мишка - «топ-топ»; зайка - «прыг-скок»; паровозик - «ту-ту»; и др.;
Нанизывать бусы на палочку, на веревку;
Ловить шарики (тяжелые) в тазу с водой.
Развитие речи
Развитие понимания обращенной речи:
Учить выполнять действия по словес
ной инструкции: «Где мама? Вот она!»,
«Где глазки? Вот они!», «Где ручки? Вот
они, хлоп-хлоп!», игра в «ладушки»; дай
куклу, чашку, ложку и т. д.
Формирование активной речи:
Петь со звукоподражанием веселые, спокойные песенки, читать стихи, глядя на ребенка и на игрушку;
Учить дуть - на свечку, в дудочку, на бабочку и др. Также проводится массаж лица и артикуляционного аппарата;
Формировать у девочки предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить в процессе предметных и предметно-игровых действий с названиями новых слов: Миша, Даша, Петя, Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там, так и т. д.;
Учить выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай пить», «Коля, на мяч», «идем гулять», «идем спать»;
Учить произносить элементарные фразы, обращая внимание на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить», «Мы готовим обед», «Лена рисовала», «Ляля (кукла) проснулась», «Подними лялю» и т. д.;
Обогащать словарь, включая в речь новые существительные, глаголы, прилагательные, числительные;
Учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным;
Учить использовать (отраженно и самостоятельно) существительные в различных падежах;
Вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (например: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);
Формировать у Лены потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать - лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать»; «Во что будем играть - в лото или домино?»; «Кто пришел?», «Кто приехал?», «Кто там идет?», «Как зовут эту девочку?» и т. д.);
Учить отражать в речи результаты наблюдений в природе и в быту («Где Лена была? - Гуляла на улице»; «Что там виде-
л а? - Там холодно, много снега»; «С кем гуляла? Кого видела?»);
Учить выполнять определенные действия при произнесении взрослым потешек, стихов, считалок, разучивать с Леной игры с пальчиками с речевым сопровождением;
Учить отвечать на простые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок: «Что это? - Это дом»; «Что это? - Это мяч» и т. д.;
Учить отвечать на вопросы педагога, описывать действия по их демонстрации и по картинкам, изображающим действия (построение фразы из двух-трех слов, например: «Что делает девочка? - Девочка едет. Девочка едет на велосипеде»; «Что делает мальчик? - Мальчик рисует. Мальчик рисует картину»; «Птичка сидит в гнезде», «Рыба плавает в воде», «Мальчик идет в школу» и т. д.;
Учить совместно со взрослым с опорой на иллюстрации рассказывать знакомые сказки: «Кто сказал мяу», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в драматизации этих сказок;
Побуждать девочку самостоятельно задавать вопросы: «Тетя, что это?», «Что у тебя в сумке? », «Что у тебя в мешочке? » и т. д.
7. Формирование игровой деятельности:
Учить воспроизводить цепочку игро
вых действий (2-3 действия): кормление,
купание куклы, укладывание куклы спать;
строительные игры - нагружаем кубики,
разгружаем, строим и т. д.
8. Формирование продуктивных видов
деятельности
Целы сформировать у ребенка интерес к продуктивным видам деятельности. Лепка:
Учить делить пластилин на 2 части; раскатывать пластилин прямыми, круговыми движениями, сплющивать пластилин;
Учить лепить совместно («Баранки», «Колобок» и т. д.).
Рисование:
Вызывать интерес к рисованию: взрослый совместными действиями с ребенком рисует простые элементы - прямые, круговые линии, различными изобразительными средствами (краски, фломастеры, карандаши), изображая: клубок, «Снег идет», «На елочке иголки», дорожки и т. д.;
Побуждать к самостоятельному рисованию.
Конструирование:
Учить строить совместно, используя
речевую инструкцию, поделки из двух-трех
деталей (стол, стул, башенка, дорожка, за
бор и т. д.).
Взрослый обыгрывает постройки.
Часть 2
Похожая информация.
Тасмила Бутаева
Социальное развитие детей в ДОУ
Социальное развитие дошкольников в ДОУ становится одной из актуальных проблем педагогики. Родители и педагоги обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Это зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.
Попадая в дошкольную среду, у ребенка формируется жизненный опыт: он приобщается к возрастным нормам поведения, учится определенными способами выходить из трудных ситуаций, познает границы дозволенного, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих, приобретает навыки самостоятельности и утверждение своего социального «Я».
Кроме того, ребенок усваивает половую принадлежность – во многом благодаря другим детям.
Вместе с тем, детское сообщество создает каждому ребенку «психологическое укрытие», т. е. защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира и выполняет культуроохранительную функцию, формирует жизненный опыт, способствует познанию мира, себя и окружающих людей. Формирует образ школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, особое положение в обществе, которое выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.
Поэтому от взрослых требуется особый педагогический такт, уважение и принятие ребенка, создание благоприятной среды. Чрезмерная директивность, заорганизованность и придирчивость педагога может «убить чудесную детскость»…
Основные задачи социального развития дошкольников имеют следующее содержание:
формирование знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающим
создание условий для обретения ребенком таких качеств, как самостоятельность, активность, социальная уверенность.
Для решения этих задач используют различные формы работы:
традиционные, в ходе которого происходит ознакомление с явлениями общественной жизни и предметным окружением;
создание предметной среды;
работа с родителями.
Как развивать у ребенка чувство ответственности
Советы социального педагога .
Ответственность не дается человеку с рождения. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решения и осознавать необходимость действия. Дисциплина и ответственность – разные, но взаимосвязанные качества человеческой личности. Без дисциплины нет ответственности. Дисциплина подразумевает «обучение». По сути, это обучение правильной, эффективной жизнедеятельности. Детей нужно учить быть дисциплинированными и ответственными.
Составляющие ответственности
1. Понимание задачи – знание того, что нужно сделать.
Например, мы говорим: «наведи порядок в своей комнате». А ребенок решает эту задачу по-своему. Для ясности нужно, чтобы родитель и ребенок вместе убирали детскую комнату.
2. Для согласия с поставленной задачей у ребенка должен быть выбор.
Чаще предлагайте ребенку альтернативу: «ты соберешь игрушки или разберешь книги на столе?» «Ты поможешь мне пропылесосить или будешь вытирать пыль?»
Если есть выбор, то чувство ответственности будет проявляться на практике.
3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.
Для этого можно использовать похвалу, а по мере взросления учить «отсроченному» вознаграждению, развивать систему бонусов и т. д.
Условия развития чувства ответственности
Развитие ответственности – длительный процесс. Родители должны позволить ребенку быть самостоятельными, помочь ему развить свои способности. А быть самостоятельным – значит осуществлять выбор по собственному желанию, самому принимать решения и нести за них ответственность.
Воспитывая в детях ответственность, принимайте во внимание тот факт, что каждый ребенок уникален. Вы должны определить, что наиболее важно и приемлемо для него.
Для этого:
поймите природу своих притязаний, определите свои цели;
учитывайте возрастные особенности ребенка;
принимайте в расчет особенности характера;
оценивайте опыт ребенка, не спрашивайте то, чему его не учили.
Публикации по теме:
Социальное партнерство ДОУ и окружающего сообщества На дошкольные образовательные учреждения в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи.
Социальное партнерство как одно из условий формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Звёздочка» г. Кондопоги Республики Карелия Фестиваль педагогов.
Социальное развитие детей младшего дошкольного возраста на основе фольклорных произведений Фольклор (термин впервые был введён в научный обиход в 1846г. Английским учёным Вильяном Томсом) определяется как художественное творчество.
Социальное партнёрство ДОУ и окружающего сообщества «Взаимодействие с социумом как ресурс реализации ФГОС дошкольного образования» Современные тенденции развития системы образования в России.
Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы