Компоненты трудовой деятельности
Трудовая деятельность — широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов. Трудовой процесс — своеобразная единица трудовой деятельности, в структуре которого отчётливо представлены все компоненты трудовой деятельности: цель труда, материал и трудовое оборудование (инструменты), набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов, достигнутый результат труда, удовлетворяющий потребности человека как реализация цели, мотивы труда. Овладеть трудовой деятельностью — это прежде всего овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях.
Постановка цели. Предпосылкой для возникновения данного элемента являются целенаправленные действия, появляющиеся в предметной деятельности ребёнка ещё в раннем возрасте. Условиями возникновения и развития цели в труде являются её доступность пониманию ребёнка (зачем это надо сделать, какой результат получить), наглядная представленность предполагаемого результата в виде рисунка, конструкции, близость результата во времени, посильность его достижения.
Способность понимать, а затем и самостоятельно ставить цель лучше развивается в том случае, если ребёнок получает значимый для него и для близких результат.
Результат — главный компонент трудовой деятельности. Он выступает как овеществлённая цель труда, наглядная мера затраты трудовых усилий. Осознаванию детьми результата труда способствуют:
Овладение трудовыми умениями и навыками — один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был ребёнок заинтересован целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата. При этом уровень овладения детьми умениями и навыками влияет на формирование такого личностного качества, как самостоятельность, которая проявляется и в большей независимости от взрослых, и в стремлении помочь младшим, сверстникам, что, в свою очередь, обеспечивает ребёнку новое положение в детском обществе, меняет его социальные связи. Однако овладение отдельными приёмами, отдельными трудовыми действиями ещё не обеспечивает быстрого достижения результата. Любой трудовой процесс включает ряд последовательных трудовых действий, использование разнообразных материалов, инструментов в определённой последовательности. Отсюда важно, чтобы ребёнок освоил набор трудовых действий с материалом и инструментами, составляющий тот или иной процесс труда. Последовательное его осуществление требует умения планировать трудовую деятельность.
Становление умения планировать трудовой процесс (определять цель, в сответствии с ней подбирать материал, подобрать и организовать оборудование, определить порядок трудовых действий и т.д.) зависит от того, насколько отчётливы и дифференцированы у детей знания о структуре конкретного трудового процесса и организации его взрослым. Наличие таких знаний позволяет ребёнку представлять ход трудового процесса, планировать его последовательность, и наоборот, отсутствие их приводит к тому, что ребёнок не справляется с предварительным планированием труда, не достигает результата.
В начале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы иинструменты, располагает их около каждого ребёнка в определённом порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к элементарному планированию. Оно проходит ряд этапов. Сначала дети, выяснив цель труда, сразу стремятся её выполнить, не планируя предварительно свою деятельность, последовательность её, не готовят необходимые материалы и трудовое оборудование, поэтому деятельность их хаотична, не экономна по затрате сил и времени. Не умея организовать свой труд, дети часто теряют цель, не достигают результата. В этих случаях задача воспитателя заключается в том, чтобы организовать планирование деятельности в соответстви с целью труда: отобрать необходимые материалы, представить последовательность операций, а если труд коллективный, договориться о взаимодействии. Затем формируется умение самостоятельно планировать и организовывать труд: прежде чем приступить к работе, ребёнок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребёнка.
Участие в труде, достижение результата и его использование изменяют отношение детей к труду, мотивы труда, т.е. то, ради чего ребёнок трудится. Результативность труда уже у детей дошкольного возраста зависит от того, какие мотивы, сформулированные взрослыми, направляют их деятельность. Общественные мотивы труда, как наиболее ценные, возникают уже в дошкольном возрасте. Однако, ведущими они становятся не сразу. Общественные мотивы трудовой деятельности складываются под влиянием следующих условий:
Старшие дети всё чаще объясняют свои побуждения трудиться — сделать что-то нужное для других. Постепенно под руководством взрослых значимые общественные мотивы становятся внутренней мотивацией самого ребёнка.
Таким образом, овладение трудовыми процессами, их компонентами в единстве, есть начало становления трудовой деятельности детей.
Трудовое обучение как средство трудового
Воспитания в д/с
Трудовое воспитание направлено на формирование у детей всей совокупности умений, необходимых для целостного осуществления трудовых процессов как основных единиц трудовой деятельности. Оно призвано научить детей в конкретных трудовых процессах и видах труда, посильных дошкольникам, ставить и мотивировать цель труда, правильно выбирать предмет труда и трудовое оборудование, рационально организовывать рабочее место, верно осуществлять трудовые действия и добиваться нужного результата.
Трудовое обучение позволяет детям в минимальные сроки освоить трудовые процессы, т.к. взрослый целенаправленно формирует рациональные способы их осуществления, избавляющие детей от длительных проб и ошибок.
Трудовое обучение оказывает существенное воздействие на характер знаний детей о труде. В процессе трудового обучения знания о структуре трудового процесса уточняются, становятся более осознанными, дифференцированными, а затем и более обобщёнными, благодаря тому, что выделяется общая структура трудового процесса. Это позволяет детям, руководствуясь знаниями, более качественно осуществлять и контролировать собственную деятельность.
Трудовое обучение осуществляется в повседневной жизни и на занятиях, оно может быть индивидуальным и групповым. Наиболее эффективно фронтальное обучение на заняиях. Занятия целесобразно проводить во второй половине дня, в часы, предназначенные для трудовой деятельности.
Основные дидактические условия, обеспечивающие эффективность трудового обучения:
1 этап — организация рабочего места (отбор материала, предметов труда и оборудования)
2 этап — выполнение самого трудового процесса.
3 этап — оценка качества результатов труда детей (их сответствие цели и возможность использовать по назначению).
5. Формирование основ культуры труда (бережное и экономное использование материалов и предметов труда, поддержание порядка на рабочем месте).
6. Закрепление знаний и умений, полученных на занятиях по трудовому обучению, в игровых упражнениях и повседневном труде детей.
Психолого-педагогические особенности
Детей с диагнозом ОНР
ОНР дошкольников не обязательно бывает осложнено какими-либо нарушениями нервно-психической деятельности, однако на практике сочетание речевого недоразвития с рядом неврологических и психопатологичкских синдромов встречаются намного чаще. Среди неврологических синдромов, сопутствующих речевому недоразвитию, можно выделить следующие:
В группах детей с ОНР встречаются дети, которые помимо указанного, имеют следующие особенности, проявляющиеся на занятиях, в бытовой, игровой и прочей деятельности:
Наличие указанных болезненных черт у детей с ОНР объясняется тем, что само недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы.
Таким образом, проблема коррекции общего недоразвития речи в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-педагогической проблемой, и трудовая деятельность является одним из средств, помогающих решить эту проблему, т.к. трудовое воспитание формирует правильное отношение детей к собственному труду: трудолюбие, готовность участвовать в труде, стремление доводить дело до конца и привычку к трудовому усилию. В процессе труда происходит воспитание личностных черт: ответственности, самостоятельности, целеустремлённости, настойчивости, инициативности, выдержки и терпения. Дети учатся планировать, организовывать свою деятельность и добиваться достижения результатов.
Базовые понятия психологии труда и инженерной психологии
Анализируя процесс труда и роль человека в нем, целесообразно обратиться к анализу таких понятий как активность, деятельность, труд.
Под активностью в психологии понимают источник преобразования или поддержания живыми существами жизненно значимых связей с окружающим миром.
Деятельность - специфический вид активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Понятие «деятельность» в психологии необходимо отличать от других форм активности, процессов. Е.А.Климов предполагает под деятельностью понимать такую форму активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:
имеет место процесс действий (совокупность, последовательность неких актов);
процесс действий направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование;
процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или общества).
Труд - вид деятельности по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека. Это процесс реализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, профессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья. Труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.
Труд в психологическом понимании – это деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт. Но, кроме того, труд, по мнению Е.А.Климова, отличается от игры, учения, общения следующими признаками труда:
труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;
труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;
в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;
в труде люди вступают между собой в особые межлюдские производственные отношения.
Е.А.Климовым были выделены психологические признаки сознания субъекта труда:
сознательное предвосхищение социального ценного результата (знание о продукте – результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания – отношение к этому знанию);
сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности);
сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности);
Осознанная ориентировка в межчеловеческих производственных отношениях (понимание – знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).
Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.
По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.
По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:
оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, лечебная работа и др., нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);
динамический и статический;
однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);
В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление - водолазные работы, низкие температуры - полярники, информационные перегрузки - диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).
По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:
регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);
индивидуальный и коллективный (совместный).
Совместная деятельность - это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.
Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).
Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой деятельности, а также изучение фундаментальных явлений психической активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных компонентов структуры трудовой деятельности (рис. 2).
Субъект труда - это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или группа людей.
При его анализе необходимо рассматривать два компонента: социальный и индивидуально-психологический.
Социальный компонент раскрывается через систему потребностей коллектива, мотивы, цели, ценностные ориентации организации, межличностные отношения и социально-психологический климат.
Индивидуально-психологический компонент проявляется в личных потребностях, профессиональных знаниях, умениях, навыках, психологических, физиологических и личностных качествах трудящихся.
В качестве средств труда может выступать вещь или совокупность вещей, которые используются в качестве проводника воздейст^ вия на предмет труда в целях получения материальных благ.
Средства труда делятся на основные и вспомогательные.
Основные средства труда - это основное оборудование, с помощью которого человек выполняет трудовые операции (станки, оборудование, промышленные роботы и т.д.).
Вспомогательные средства труда делятся по назначению на технологическую и организационную оснастку.
Технологическая оснастка обеспечивает эффективную эксплуатацию основного производственного оборудования на рабочих местах (средства заточки, ремонта, наладки, контроля и др.).
Организационная оснастка обеспечивает эффективную организацию трудачеловека путем создания удобств и безопасности в эксплуатации и обслуживании основного производственного оборудования: рабочая мебель, устройства и приспособления для транспортировки и хранения предметов труда, средства сигнализации, связи, освещения, тара, предметы для уборки рабочего места.
Психологические требования к орудиям труда характеризуются показателями соответствия техники возможностям человека по восприятию информации, построению информационной модели процесса управления. Информационная модель по содержанию должна адекватно отображать объекты управления и окружающую среду при оптимальном количестве информации.
Психологические требования к орудиям труда обеспечиваются разрешением двух взаимосвязанных задач: сокращение объема информации путем рационального ее кодирования и уменьшение величины перемещения анализаторов при восприятии информации.
К условиям труда относят совокупность элементов производственной среды, влияющих на функциональное состояние человека, работоспособность, здоровье.
Условия труда включают социально-экономический и производственный компоненты.
Социально-экономический компонент раскрывает уровень образования,возможность полноценного отдыха, условия быта, влияющие на уровень подготовки работника к труду;
Производственный компонент включает элементы производственной среды, воздействующие на работника в процессе труда, к ним относят санитарно-гигиенические условия (природный климат, шум, вибрация, освещение и др.), психофизиологические (затрата нервной и мускульной энергии человека), эстетические (сочетание цветов), социально-психологические условия (климат в коллективе, стиль руководства, особенности материального и морального стимулирования).
В процессе труда происходит опредмечивание структурных компонентов трудовой деятельности. Человек вырабатывает свой только ему присущий способ деятельности в соответствии со своими личностными и психофизиологическими возможностями и потребностями. Поэтому при анализе трудовой деятельности необходимо рассматривать психологические компоненты.
При построении психологической системы трудовой деятельности необходимо опираться на следующие посылки:
Работник функционирует в системе «человек - машина - производственная среда», где является организующим звеном;
Профессиональная деятельность - динамическая, полиструктурная, многоуровневая иерархическая система, в которой необходимо исследовать связи личности с предметами, средствами, продуктами, другими людьми;
Анализ профессиональной деятельности можно проводить по линии анализа объекта как элемента более широкого целого и по линии анализа отдельных элементов самого объекта;
Исследование профессиональной деятельности должно охватывать внешний и внутренний строй деятельности.
Общая схема психологической системы деятельности (Шадриков) включает следующие компоненты (рис. 3).
Рис. 3. Структурная схема психологической системы деятельности
Мотив ы выступают побудительными силами деятельности.
Цепь профессиональной деятельности выступает как образ результата. Именно она формирует содержание. Основными этапами формирования цели выступают:
Выделение поля допустимых результатов;
Уточнение конкретной цели.
Программы деятельности отражают представления о реальном ее содержании и процессе. Формирование представления о программе деятельности представляет собой:
Формирование представления о структуре деятельности;
Формирование представления о способах выполнения деятельности;
Формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и
способов).
Информационная основа деятельности содержит информацию о предметных и субъективных условиях реализации. Уровни формирования информационной основы деятельности включают:
Сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации);
Когнитивный уровень (оценка значимости информации);
Образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов).
Процессы принятия решения выявляют проблемную ситуацию, выдвигают гипотезы, определяют принцип решения, вырабатывают суждения о вариантах решения и оценки. Можно выделить два основных типа решений:
Детерминированные - основанные на строгой логике;
Вероятностные - основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели.
Психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в реализации деятельности.
Профессионально важные качества - психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.
Е.А. Климов, анализируя трудовую деятельность, выделяет следующую ее структуру:
Заданная цель;
Заданный предмет;
Система средств труда;
Система профессионально служебных обязанностей;
Система прав;
Производственная среда, предметные и социальные условия.
Заданная цель представляет собой проекцию конечного результата профессиональной деятельности зафиксированную в культуре посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним.
Необходимо различать цели трудовой деятельности и цели специалиста, который будет эту деятельность выполнять, занимая данное должностное место. При условии, если данное рабочее место является вакантным, цели указанной деятельности являются объективными и могут быть строго фиксированы. Однако в тот момент, когда данное место займет конкретный специалист, цели профессиональной деятельности становятся субъективными, усвоенными и принятыми данным специалистом.
Предмет труда - это система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и нематериального порядка, которую должен изменить, преобразовать человек.
Предмет труда фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства и т.п. На практике не всегда точно можно описать предмет труда. Например, предметом труда может быть ситуация, характеризующаяся определенным уровнем информационной неопределенности.
Водитель автобуса совершает рейс с пассажирами по определенному маршруту. Предметом его трудовой деятельности выступают некоторые последовательности или «цепочки» дорожных ситуаций, характеризующиеся высоким уровнем неопределенности. Следовательно, водитель, осуществляя рейс, преобразует последовательность дорожных ситуаций, снижает уровень их неопределенности и через реализацию собственных профессиональных целей вносит какую-то долю определенности.
В педагогической деятельности предметом труда учителя выступает учащийся, точнее уровень его развитости и воспитанности. В процессе обучения учитель формирует у ребенка различные знания, умения, навыки.
Следовательно, предметом труда для учителя выступает психика ребенка, его личностные, интеллектуальные и эмоциональные функции и процессы.
Средства профессиональной деятельности - это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда в соответствии с поставленной целью, изменяет и преобразовывает его.
Средства труда подразделяют на вещественные, внешние функциональные, внутренние функциональные.
Вещественные средства труда - это аппаратурные средства предназначенные для приема, переработки и передачи информации. С помощью вещественных средств осуществляются практические действия в биологических, технических, неживых природных, знаковых системах, системах художественного отображения реальности.
Внешние функциональные средства труда - это выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста).
Например, в работе руководителя, диктора, артиста данные невещественные средства труда имеют большое значение.
Кроме того, в качестве внешнего функционального средства трудовой деятельности может выступить организм человека-профессионала. Так, для спортивного тренера его организм есть особое, функциональное «орудие» труда.
Для руководителя внешним функциональным средством труда может выступить работающая команда, трудовой коллектив, группа единомышленников одновременно как предмет и средство его организа- ционно-управленческой деятельности.
Внутренние функциональные средства труда отражаются в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ «Я» в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.
Существует сложная система взаимосвязей и взаимозависимостей между внешними и внутренними функциональными средствами трудовой деятельности. Проявляется следующая тенденция взаимосвязи между этими двумя факторами: чем менее выражены у человека средства профессиональной деятельности, тем более сложной оказывается система внутренних средств, тем более высокие требования со стороны профессии предъявляются к уровню квалификации, интеллектуального и эмоционального развития работника.
Профессиональные служебные обязанности часто отражены в должностной инструкции и предписывают основные формы активности работника как обязательные, составляющие содержание его профессиональной деятельности.
Система прав отражена в нормативных документах, принятых в сисиеме законодательства, и определяет права работника в отношении здоровых и безопасных условий работы, оплаты труда, возможностей бесплатного повышения квалификации, пользования медицинской помощью, различными формами бытовой помощи, участия в жизнедеятельности работающей команды и трудового коллектива.
Предметные и социальные условия труда составляют среду на чем месте профессионала. К первым относятся витальные (жизненно важные) и санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности: температура, влажность и давление воздушной среды, пыль и различные звуковые условия, различные виды лучистой энергии. вибрации, ультразвуки, инфекции, вероятность получения физических и психических травм, динамические нагрузки.
Социальные условия труда - это социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллективе и в организации (фирме, банке, предприятии) в целом, коллективные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере, система деловых взаимодействий и норм деловой активности, принятая в обществе в данный исторический и экономический период его развития.
Труд овой пост в организации
Ключевым компонентом основных понятий, характеризующих профессиональную трудовую деятельность, по Е. А. Климову, является «трудовой пост».
Труд овой пост – этоограниченная вследствие разделения труда и зафиксированная документально область приложения сил человека с целью создания социально ценного продукта (материальных вещей, информации, услуг, функционально, эстетически и социально полезных эффектов, упорядоченного протекания социальных процессов).
Условия и типы становления трудового поста.
Первый тип. Некто на окраине деревни у излучины реки поставил кузницу или мельницу, на выезде из города открыл магазин сопутствующих товаров, в центре рядом с административными учреждениями открыл юридическую консультацию, рядом с детской площадкой - медицинский пункт, летом на городском пляже - секцию обучения плаванию, службу спасения или пункт питания. Понятно, что определяющим моментом в таких инициативах выступают актуальность и частота возникновения соответствующих потребностей людей, но отнюдь не требования высочайшего профессионализма исполнителя.
Второй тип. Становление трудового поста будет иным там, где определяющим условием выступает потребность в высокой профессиональной квалификации специалиста. Высококвалифицированные медицинские услуги можно оказывать только в структуре соответствующего медицинского учреждения, построить управление тренировочным процессом подготовки спортсменов высокого класса - только в стенах соответствующих спортивных сооружений, находящихся в ведении конкретного спортивного общества, и т. д.
Третий тип условий появления трудового поста - разделение ранее единого. Например, после реорганизации структуры управления фирмой появились новые должностные позиции (менеджер по работе с регионами, оперативный дежурный, ответственный сотрудник по работе со средствами массовой информации, руководитель проекта и т. п.).
Четвертый тип - объединение ранее разных постов (подчинение одному руководителю смежных подразделений, производств и т. д.).
Пятый тип трудового поста определяется изменениями технологии производства товаров или услуг.
Шестой тип - создание поста «под персону» (университет пригласил именитого ученого и открыл новую кафедру).
Понятно, что таких механизмов много, что они исторически изменчивы и входят в область административного творчества. Но большую их часть «творит» сама жизнь - развитие техники и технологии, развитие потребностей людей.
Труд овой пост понимается как одна из форм существования профессии, как одна из ее подсистем. В свою очередь, он выступает как метасистема по отношению к своей подсистеме - рабочему месту. Каждая из трех систем является самодостаточной и может как входить в другие системы, так и включать их в себя, а также выступать основой для зарождения новых систем (рис.). Характеристики профессии, трудового поста, рабочего места как системы определяются их структурой, функциональной динамичностью, нормативными документами, ситуативными потребностями организации или трудового коллектива, индивидуальными особенностями субъектов и других участников совместной деятельности.
В совокупности своих различных признаков трудовой пост выступает многомерным и обладающим разными признаками системным образованием, основными составляющими которого являются:
1) социально заданные цели и представления о результате труда;
2) заданный предмет (исходные материалы, объекты, процессы - предметные, информационные, социальные, биологические);
3) система средств труда;
4) система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);
5) система прав работника;
6) производственная среда (предметные и социальные условия труда).
Признавая полноту атрибутов трудового поста, по Е. А. Климову, «достаточной и необходимой», нам видится предпочтительным разделение первого из них на две составляющие. Если социально заданные цели отражают объективные, внешние, исторически и технологически определенные образцы, критерии, параметры труда, то всегда выступают как субъективные реальности. Они принадлежат конкретному субъекту и определяются его профессиональной подготовленностью, компетентностью, нравственными, волевыми и другими качествами. До настоящего времени включительно представления о результатах труда конкретного производителя требуют довольно громоздкой и разветвленной системы внешнего контроля со стороны непосредственного руководителя данного участка (мастера, заведующего подразделением), цеховой службы контроля за качеством, начальника производства предприятия.
Более верным видится выделение семи атрибутов трудового поста (специализации), а именно:
1) социально заданные цели;
2) представления о результате труда производителей товаров ил услуг;
3) заданный предмет (исходные материалы, объекты, процессы);
4) средства труда;
5) служебные обязанности (заданные трудовые функции);
6) права работника ;
7) производственная среда (предметные и социальные условия труда).
Социально заданные цели и представления о результатах труда фиксируются посредством образцов соответствующей работы, их документального описания, изображения, формулирования общего требования к ним. Но если цели труда фиксируются как социально оформленные потребности людей, то представления о результатах труда как производителя, так и потребителя де-факто являются областью компромисса, интегральной или - чаще - усредненной характеристикой уровня технологии, контроля за качеством продукции, соотношения на рынке спроса и предложения, требовательности потребителя и др. В том случае, когда цели труда заданы извне и исторически инвариантны, представления о результатах - вариабельны, ситуативно изменчивы. Если же цели труда могут определяться лишь немногими, наиболее талантливыми профессионалами, способными предвосхищать зарождение новых социальных потребностей людей (яркий пример - история появления джинсов), то представления о результатах труда каждого производителя, находящегося в конкретной производственной среде, корпоративной культуре, всегда вариабельны и чаще - в сторону нарушения, размывания их четких параметров.
Как цели, так и результаты далеко не всегда могут строго документально фиксироваться, отражаться в государственных стандартах. Результатом деятельности руководителя является эффективное функционирование трудового коллектива; дирижера оркестра или вокального коллектива - художественное исполнение музыкальных произведений; нилота и штурмана самолета - оптимальный и безопасный полет. Понятно, что такие характеристики, как «эффективное», «художественное», «оптимальное», раскрываются лишь в совокупности конкретных, не всегда объективно измеряемых признаков.
Субъективные оценки экспертов также далеко не всегда могут служить надежными критериями целей и результатов труда. Последнее особенно показательно в тех видах деятельности, где продукт и результат являются не заданными, а искомыми, например в научной деятельности, в искусстве, а также там, где важен не только ближайший, но и отдаленный эффект (наука, воспитание, образование, здравоохранение,
искусство, государственная служба и др.). Во многих случаях попытка жесткого «объективного» фиксирования результатов деятельности приводит лишь к формализму, в конечном итоге разрушающему содержание труда. В частности, содержание труда управленца (руководителя подразделения, менеджера, командира, государственного служащего) едва ли можно адекватно отразить названием занимаемой должности, рабочего помещения, базовой технологии, содержанием итоговых отчетов, декларированных целей. Последовательная реализация четких пелей по развитию и изменению социальной среды, сформулированных политическими «пророками», нередко несет людям горе и страдание. Как ни парадоксально, но цели и результаты труда в ряде случаев, например в работе государственного служащего, наилучшим образом могут выражаться несодержательными, объективно извне зафиксированными процессуальными характеристиками: согласование интересов юридических и физических лиц, разрешение конфликта или противоречия хозяйствующих субъектов, оптимизация отношений сторон, решение первоочередных задач региона и т. п.
Предмет труда и исходные материалы. Предмет труда есть система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен практически или мысленно оперировать на определенном трудовом посту.
Предмет труда и исходные материалы наиболее четко фиксируются документами и традициями в массовых профессиях, в профессиях, связанных с материальным производством. В ряде случаев предметом труда могут выступать ситуации неопределенности - например, дорожные ситуации для водителя автомобиля. Предметом труда может быть состояние функциональной системы. Например, для воспитателя таковой является не поддающееся однозначной формулировке исходное «состояние воспитанности» ребенка; для тренера - состояние организма, тренированности и специальной подготовленности спортсмена; для руководителя - состояние социально-психологического и профессионального развития трудового коллектива; для врача - состояние здоровья человека.
В научной и художественной деятельности предметом труда может быть некоторый«исходный хаос» (Е. А. Климов) информации, эмоциональных впечатлений, который в итоге работы ученого, художника или писателя должен обрести определенную информационную, смысловую, этическую или эстетическую структуру.
Итак, признаем, что предметом труда нередко может выступать некоторая неочевидно очерченная предметная область, набор взаимосвязанных признаков и свойств объектов, процессов, явлений, которые далеко не всегда можно четко выделить, описать, количественно оценить.
Средства труда также нередко сложно однозначно определить, описать и инвентаризировать. Средством труда может выступать объективная реальность, позволяющая человеку взаимодействовать с предметом труда в соответствии с его целью .
В качестве средств труда педагога, руководителя, госслужащего, вообще всех представителей профессий типа «человек - человек», «человек - социальная группа» выступают не только технические средства, образцы технологии, эталоны, методические руководства, но и организм в целом и отдельные органы субъекта труда. Например, голос (его интонации, тон, громкость), субъективно воспринимаемый как требовательный, строгий, доброжелательный и т. п., что значительно расширяет диапазон вербальных управленческих воздействий или непосредственных демонстраций приемов работы. Для учителя, преподавателя, тренера, дирижера, режиссера, руководителя подразделения или организации в качестве эффективного средства управленческого труда могут выступать мимика, поза, жесты и другие невербальные средства.
В большей или меньшей степени это присуще и представителям других типов профессий. Тон и мимика при беседе врача с пациентом способствуют выздоровлению или, напротив, усугублению заболевания. Невербальное поведение инженера, обслуживающего компьютеры в организации, может способствовать или препятствовать активности использования сотрудниками возможностей техники и программного обеспечения.
Средства труда Е. А. Климов разделяет на внешние (по отношению к сознанию субъекта) и внутренние (особенности психической деятельности). Их общая классификация представлена ниже.
Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.
· Цель.
Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не умеют удерживать в памяти весь процесс и результат. Действия детей носят нецеленаправленный, а процессуальный результат (полил цветы, начал снова; разложил ложки, начал выкладывать по второй). Осознание цели своих действий и связи ее с результатом формируется постепенно. На данном этапе огромная роль принадлежит взрослому, он ставит цель перед детьми и помогает ее реализовать.
Старшие дошкольники в привычных условиях труда самостоятельно ставят цель (в самообслуживании, уборке).
Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях (в самообслуживании, уборке). Они могут осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Но такие цели ставит взрослый. Чтобы отдаленные цели небыли так трудны для детей, необходимо ставить промежуточные.
При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.
· Мотивы. При формировании навыков трудовой деятельности важно не только что и как делает ребенок, но и для чего. Мотивы детей могут быть разные: получить от взрослого положительную оценку; самоутвердиться; принести пользу другим (общественные мотивы формируются только при правильном отношении взрослых, «велят»). Все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста:
У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат);
У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сделать что-то полезное близким людям. Но только к 5-7 годам они могут мотивы формулировать.
· Планирование. Важный компонент труда, который включает в себя организацию труда, исполнение, контроль, оценку отдельных этапов и результата в целом.
Ребенок младшего дошкольного возраста не планирует свою деятельность.
Планирование трудовой деятельности старших дошкольников специфично и имеет ряд особенностей:
Они планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить и т.п.);
Намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения;
Они не планируют контроля и оценки своей работы;
Словесное планирование отстает от практического.
Необходимо учить детей планировать, благодаря этому формируется способность действовать экономично, рационально, предвидеть результат. Роль взрослых на разных возрастных этапах здесь различна: взрослый планирует работу с детьми сам – привлекает к совместному планированию – учит планировать самостоятельно.
· Сам процесс деятельности. Детей младшего дошкольного возраста привлекает сам процесс, постепенно они овладевают трудовыми действиями под руководством взрослого (показ). Дети старшего возраста в деятельности отрабатывают трудовые навыки, воспитывают настойчивость, потребность сделать красиво и аккуратно. Способны обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению.
· Результат труда. Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса, чаще это выражается в положительной оценке.
В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется, их интересует практический результат (до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат). Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою, но взрослого так же важна. Общественная направленность результата труда, которая осознается к среднему возрасту, позволяет формировать понимание необходимости труда для других и воспитывать уважение к трудящемуся человеку.
Таким образом, трудовая деятельность свойственна детям дошкольного возраста, но имеет свои особенности.
Виды труда детей дошкольного возраста
Самообслуживание,
Хозяйственно-бытовой труд (общественно-полезный труд)
Труд в природе,
Ручной труд.
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный им на обслуживание им самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
Труд по самообслуживанию имеет огромное воспитательное значение, т.к. он жизненно необходим, направлен на удовлетворение повседневных личных потребностей детей. Ежедневное его выполнение приучает детей к систематическому труду, к пониманию, что все имеют трудовые обязанности, воспитывается отрицательное отношение к лени и безделью.
Значение:
Трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда;
приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;
Очевидна его жизненная необходимость, направленная на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка;
Приучает к систематическому труду; дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; воспитывается отрицательное отношение к безделью и лени;
Дети впервые устанавливают известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приобретают умение действенно заботиться о своих близких; стремятся быть полезными (помогать), не обременять окружающих (выполнять действия самостоятельно);
Дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.
Возр. группа | Содержание труда по самообслуживанию (задачи из программы) | Методы работы по формированию навыков самообслуживания |
Мл.гр | Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом: умение правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых | Наглядные методы: Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности. Наблюдение за действиями взрослого. Рассматривание иллюстраций, моделей. Просмотр диафильмов, мультфильмов Словесные методы: Объяснения действий взрослого в ходе показа. Подробное словесное объяснение без показа. Общее или индивидуальное напоминание. Контроль и оценка деятельности детей (мл.гр. – воспитатель, ст.возр. – дети) Чтение художественной литературы. Практические, игровые методы: Сюрпризные моменты. Игры с куклами. Упражнения в выполнении навыков самообслуживания. Использование специальных игр и пособий для обучения детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию. |
Сред. гр. | Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды. Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.) | |
Ст.гр. | Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы | |
Подг. гр. | Культурно-гигиенические навыки. Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой. Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна. Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место. |
Труд в природе – это особый вид труда, содержанием которого является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т.д.
Труд в природе имеет огромное воспитательное значение:
1. У ребенка развиваются познавательные интересы (наблюдение за ростом и развитием растения, особенности некоторых растений и животных, эксперименты с неживой природой), формируются начала экологической культуры.
2. Формируются нравственные качества (бережное отношение к живым объектам, ответственность, терпение, выдержка)
3. Дает возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы) , т.е. способствует нравственному развитию.
4. Активно происходит развитие всех структурных компонентов трудовой деятельности (мотив, цель, организация, планирование, выполнение действий, результат).
Труд в природе имеет свои особенности. Остановимся на них подробнее.
Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.
Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.
Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.
Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.
Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).
Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Младший возраст.
Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.
Средняя группа.
Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период - к расчистке снега.
Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.
Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место). Уважение к труду взрослых.
Старшая группа.
Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.).
Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью - к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой - к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной - к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом - к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб
В отличие от работы взрослых трудовая деятельность дошкольника не создает объективно значимого продукта, но имеет большое значение для его психического развития. Это обусловлено прежде всего тем, что подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до ее участия в общественно полезном труде. Необходимые для этой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.
Трудовая деятельность направлена на создание общественно полезных продуктов - необходимых человечеству материальных и духовных ценностей.
Формы трудовой деятельности дошкольника разнообразные: самообслуживание, выполнение обязанностей дежурного, поручений взрослых, уход за комнатными растениями и животными, работа на участке детского сада, изготовление изделий из бумаги, картона, дерева, ткани и др.
В дошкольном возрасте трудовая деятельность только начинает формироваться, поэтому особенно важную роль в ее организации и направленности играют взрослые. Они должны заинтересовать ребенка этой деятельности, объяснить ее значимость, направить и скорректировать действия, оптимистично оценить результаты. Для воспитателя важно организовать совместную работу группы, найти место в ней для реализации усилий каждого ребенка, помочь освоить рациональные приемы взаимодействия, сформировать в себе способность работать на общую пользу, умение до конца и как можно лучше выполнять порученное дело.
По недостаточного внимания взрослого в процессе трудовой деятельности дошкольника может измениться мотивация, и он будет работать не в интересах коллектива, а ради удовольствия от процесса труда, его результатов, например от сделанной для себя игрушки. Это означает, что процесс труда сам по себе еще не обеспечивает сохранения общественного мотива, его необходимо подкреплять оценкой достижений ребенка, сосредоточением ее внимания важность общего дела и тому подобное. Без этого трудовая деятельность дошкольника, особенно на начальных этапах ее формирования, ничем не будет отличаться от обычной для него результативной деятельности.
В течение дошкольного детства начальные формы трудовой деятельности формируют предпосылки для развития различных видов детской деятельности (прежде всего, производительную и игровую), произвольности его поведения, целенаправленности действий, введение элементов планирования, овладения трудовыми умениями и навыками. Благодаря этому происходит становление собственно трудовой деятельности, внедрение в ней общественных мотивов.
В дошкольном возрасте необходимо сформировать психологические предпосылки будущей трудовой деятельности. Такими предпосылками являются:
а) умение действовать целесообразно, в соответствии с обстоятельствами и требованиями других людей;
б) развитие произвольных движений руки, согласованных с некоторыми физическими и функциональными особенностями предметов, используемых;
в) способность ранее представлять результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения;
г) различные двигательные навыки.
Уже на первом году жизни происходит интенсивное формирование произвольных движений руки, закладываются основы согласованной работы руки и глаза, появляются результативные действия. Овладение ребенком речью создает предпосылки для словесного регулирования ее действий, выработки у нее способности подчинять свое поведение требованиям тех, кто его окружает.
К началу дошкольного возраста дети овладевают относительно развитыми действиями, которые имеют результативный характер. Затем наступает переход от результативных к продуктивным действиям. Малыш уже пытается не только использовать готовый предмет, но и превратить его, у него развивается способность представлять результаты своих действий, планировать их последовательность, стремление достичь конкретного результата.
Трудовая деятельность предполагает наличие определенных практических умений (например, умение пользоваться простейшими орудиями), ознакомление со свойствами материалов. Она требует развития интеллектуальных качеств (способность планировать свои действия и предвидеть их результаты), определенного уровня развития свободы (устойчивое стремление достичь цели, получить задуманный продукт, умение подчинять поведение поставленным целям).
В продуктивных видах деятельности (изобразительная, конструктивная) происходят общее развитие произвольных действий, формирования разнообразных двигательных навыков. Самообслуживания, изобразительная деятельность, изготовление изделий из разнообразного материала требуют определенных умений, связанных с целесообразным использованием предметов домашнего обихода и простейших инструментов. Благодаря этому, по П. Гальпериным, происходит формирование "орудийную операций" - специфически человеческих навыков, которые заключаются в умении подчинять движения руки логике движения "орудие". Овладения ими имеет чрезвычайно важное значение для подготовки ребенка к будущей трудовой деятельности.
Особая роль в становлении трудовой деятельности принадлежит игре, в которой формируются и проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая ее к игре, взрослые ориентируют его на общественно полезный труд, способствуют выработке позитивного отношения к ней. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить отношения, усваивает некоторые трудовые операции. Учитывая специфические признаки труда дошкольников ее. Булонский замечал, что в этом возрасте трудно разграничить ее и игру, ребенок не видит между ними большой разницы, потому что высшая форма труда (творческая работа), как и игра, включает в себя и элемент наслаждения процессом деятельности "Поэтому, играя, ребенок готовится к творческого труда.
Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми на бытовые, производственные темы дает основания для выводов об отношении детей к труду, о том, что они считают в ней основным, какие отношения отражают. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника помогает формировать положительное отношение к труду, ее общественную мотивацию, нравственные отношения. В играх ребенок усваивает особенности отношений, мотивы трудовой деятельности, качества людей, если все это естественным элементом игры, а не навязывается со стороны.
Например, положительное отношение к труду по самообслуживанию, по наблюдению Я. Невзеровича, преодолевает следующие этапы:
1) понимание ребенком значения предложенной ей работы для коллектива, при одновременной неспособности начать и довести до конца дело. ей нужен систематический контроль воспитателя и детского коллектива. Под влиянием напоминаний, похвалы, осуждения ребенок начинает усваивать надлежащую систему поведения;
2) осуществление самообслуживания без внешнего контроля. Это происходит только во время дежурств и в пределах непосредственных обязанностей ребенка;
3) самоинициативне выполнения работы, которую раньше ребенок выполнял только во время дежурств, старания помочь другим. На этом этапе возникает внутренняя потребность в деятельности;
4) организация деятельности на основе осознания своих обязанностей дежурного, без внешнего контроля. Ребенку уже не нужно непрерывно напоминать о ее обязанности, подкреплять ее старания похвалой или осуждением;
б) перенос ребенком опыта отношение к людям и обязанностей в другие условия, другие сферы деятельности (занятия, игры). В новых условиях она также доводит дело до конца, помогает другим, болеет за качественное выполнение общего дела. Итак, сформированный в одном виде деятельности опыт становится основой поведения ребенка в другом виде деятельности.
Не каждый ребенок в развитии самообслуговувальнои труда обязательно и с одинаковой скоростью преодолевает все этапы. В этой сфере наблюдаются существенные индивидуальные различия, которые зависят от сложившегося у ребенка отношение к трудовым обязанностям.
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. Возникновение трудовой деятельности час-то происходит в связи с игрой или процессе ее.
Своевременное привлечение ребенка дошкольного возраста к посильному труду необходимо для его разностороннего развития. Труд требует и развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, мышление, память. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развиваются инициатива, ответственность, трудолюбие. В нем немалые возможности и для проявления индивидуальности ребенка, его «самости».
Становление каждого компонента трудовой деятельности (цель, мотивы, планирование, процесс деятельности, результат) имеет свои особенности.
Трудовая деятельность дошкольников побуждается различными мотивами. Один и тот же процесс работы и полученный и в результате продукт могут иметь разное психологическое значение в зависимости от того, делает это ребенок для своего удовольствия или для того, чтобы достичь результата, полезного другим людям.
У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших дошкольников все большее значение приобретают мотивы общественного характера. Они проявляются как стремление сделать нечто полезное близким людям: родителям, сотрудникам детского сада, друзьям, малышам. Мотивами могут служить: стремление ребенка получить одобрительную оценку взрослого, сознание собственных умений и возможности самостоятельно достичь результата труда, интерес к совместной деятельности с детьми и взрослыми, познавательный интерес, личный практический или игровой интерес.
Существует тесная связь мотивации с особенностями поведения детей в труде. Так, если детей побуждает к труду лишь подчинение требованиям взрослого, то работа выполняется хорошо до конца только при постоянном контроле. Если ребенок работает ради похвалы взрослого, то выполняет хорошо только то, что ему поручили, и всегда ждет оценки.
В зависимости от мотива меняются детские взаимоотношения в процессе труда. При наличии социального мотива у детей наблюдается стремление оказать друг другу помощь, проявить доброжелательность, заинтересованность результатом, общего дела.
Задача нравственно-трудового воспитания в том и состоит, чтобы к труду побуждали не эгоистические мотивы личного успеха или только личной пользы, не столько мотивы внешней, процессуальной привлекательности деятельности, сколько мотивы общественного характера.
В процессе труда взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Это не значит, что педагог от начала и до конца выполняет работу вместе с воспитанниками. Важно, чтобы дети видели заинтересованность взрослого в достижении общей цели.
В труде ведущими являются предметно-орудийные действия, с помощью которых достигается результат. Овладение простейшими орудиями труда, орудийными действиями происходит уже в раннем и дошкольном возрасте.
Младшие дошкольники еще не могут самостоятельно оценить результат своего труда. Это делает воспитатель после завершении трудового процесса.
У старших дошкольников к труду начинает меняться. У них складываются критерии оценки, преодолевается ее категоричность и немотивированность. Взаимодействие воспитателя с детьми, его педагогическая оценка, личный пример во многом способствуют этому.
Вся работа воспитателей дошкольного учреждения по приобщению детей к труду основывается на следующих принципах:
Природосообразности и индивидуализации - предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в труде;
Гуманизации - проявляется в ориентации педагога на личность ребенка, учете его потребностей, интересов и возможностей, предъявлении разумных и посильных требований; детям в труде, предоставлении им свободы в выборе содержания труда;
Сотрудничества с семьями воспитанников - проявляется и помощи родителям в трудовом воспитании ребенка: определении содержания труда ребенка дома, совместного труда родителей и детей, раскрытии значимости общения взрослых и детей в совместной работе, показе родителям приемов руководства трудом детей.