Мастер-классы по изготовлению игрушек из папье-маше. Папье-маше: легкие и красивые поделки своими руками

Подросткам

Поделки, выполненные своими руками, в нашем сознании обычно ассоциируются с детским творчеством. Однако сейчас этому занятию посвящают своё свободное время многие взрослые, с удовольствием создавая интересные и оригинальные вещицы. Именно этой тенденции и обязаны мы возобновлением интереса к старинной технике изготовления элементов декора в технике папье-маше.

Поделки, выполненные своими руками, в нашем сознании обычно ассоциируются с детским творчеством

Направления бумажного творчества

Изначально подарки из папье-маше были доступны только аристократам

Зарождение папье-маше произошло во Франции. Это случилось в конце 16 века. В переводе с языка первопроходцев данное хобби переводится как «рваная бумага» или «жёваная бумага». Первоначально из бумажной массы, смешанной с клеем, изготавливали кукол. Затем табакерки, музыкальные шкатулки и так далее. В наши дни существует два направления техники:

  • поделки из бумажной массы, смешанной с клеем и клейстером (это позволяет лепить объёмные фигуры, как из теста);
  • изделия, изготовленные из бумажных полосок, приклеенных на основу (этот способ называется маширование).

Они отличаются трудоёмкостью. В первом случае достаточно приготовить массу и, придав ей форму, хорошо высушить. А во втором - аккуратно, слой за слоем, наложить полоски бумаги на основу из картона, дерева или пластика. Какой бы способ вы не выбрали, из папье-маше можно делать кукол, бижутерию, шкатулки, сувениры, маски и прочее.

Это интересно. Огромный вращающийся глобус, которым пользовался Гарри Поттер в одноимённом фильме, был сделан одним шотландским мастером из папье-маше. После успеха фильмов о мальчике-волшебнике, декорация была продана с аукциона за 20 000 долларов.

Фотогалерея: куклы и фигурки из папье-маше

Такая девочка может стать уместным подарком к началу учебного года

Для создания цветной вещи требуется аккуратно окрасить все детали и приклеить котику усы

Особое место в ряду поделок из туалетной бумаги занимают неокрашенные вещицы

Первоначально папье-маше подразумевало изготовление кукол

Этими котиками можно украсить полочку в шкафу

Такая поделка будет сохнуть примерно 8–10 часов

Какая бумага используется

Для папье-маше лучше использовать самую дешёвую туалетную бумагу

Для папье-маше можно брать любую бумагу. Но удобнее всего использовать:

  • газеты,
  • картон,
  • туалетную бумагу.

Вот на изготовлении поделок на основе папье-маше из туалетной бумаги и остановимся детально.

Готовим массу папье-маше из туалетной бумаги

Для объёмных поделок нужно своеобразное бумажное тесто, которое легче всего приготовить из самой полезной бумаги - туалетной. Удобство этого материала объясняется тем, что он хорошо размокает в воде. Рассмотрим несколько вариантов приготовления массы папье-маше.

Готовить массу для папье-маше можно не на один раз

Первый способ: клейстер на основе муки или крахмала

  1. Два рулона туалетной бумаги разрываем на небольшие кусочки, заливаем ½ л горячей воды и даём настояться от 5 до 8 часов.
  2. Готовим клейстер. Заполняем кастрюлю подходящего объёма (на 2 л) водой, ставим на огонь, помешивая.
  3. В стакане смешиваем холодную воду с 4 ст. л. крахмала (или муки), после закипания с огня снимаем.
  4. Тем временем доводим до кондиции бумажную массу. Ставим её на огонь, даём закипеть.
  5. Блендером или комбайном перемешиваем до однородности куски бумаги.
  6. Смешиваем массу с клейстером и даём 20 минут постоять, чтобы смесь загустела. Материал для поделок папье-маше готов.

Такого количества хватит на 2–3 поделки среднего размера, и лепить их одно удовольствие, так как тесто получается эластичным, мягким. Сколько будут сохнуть готовые фигурки? Примерно 3–4 суток. Если вы сомневаетесь в своём терпении, то воспользуйтесь другим рецептом.

Второй способ: используем клей ПВА или шпатлевку


Если добавить больше клея, то материал получится слегка «резиновым». Это удобно при изготовлении поделок округлой формы. Данного количества папье-маше хватит на 1 поделку среднего размера, которая высохнет за 1–2 суток. Если вы сделали больше готового материала, не расстраивайтесь: его можно сложить в целлофановый пакет и хранить около 2 недель в холодильнике. Для работы потребуется его разогреть на водяной бане.

Готовим более густую массу - третий способ

Для получения массы, напоминающей пластилин или глину, в смесь добавляем обойный клей.


Видео: как приготовить массу папье-маше

Мастер-класс поделок из папье-маше на основе туалетной бумаги

Перед началом работы нужно приготовить всё необходимое, чтобы в процессе не отвлекаться

Изготовление поделок из бумажного теста не предполагает наличие каркаса, процесс создания напоминает лепку из глины или пластилина. С той лишь разницей, что готовая вещь должна подсушиться. Но самое сложное не это. Дело в том, что при кажущейся лёгкости, из массы папье-маше довольно сложно делать мелкие детали, например, лица. Так что сложность пошаговых инструкций будет определяться именно этим параметром: наличием или отсутствием мелких элементов.

Лепим снеговика

Это отличная поделка для тех, кто только начинает своё знакомство с техникой папье-маше - деталей мало.

Материалы:

  • Масса папье-маше (из 1–2 рулонов туалетной бумаги), приготовленная на основе клея ПВА;
  • Пара небольших кусочков ваты;
  • Клей ПВА;
  • Шпажка под шашлык;
  • Кусок картона;
  • Акриловые краски (белая, чёрная, оранжевая, серая, коричневая);
  • Кисточки.

Инструкция:


Делаем сувенир - Бабу-Ягу

Несмотря на небольшой размер, эта поделка требует определённых навыков работы с папье-маше, так как придётся вылеплять лицо персонажа.

Материалы:

  • Масса папье-маше (из 2–3 рулонов) на основе обойного клея;
  • Кусочки ткани, шерстяные нитки для отделки (одежда Бабы-Яги и её волосы);
  • Клей ПВА;
  • Бусинки для глаз;
  • Деревянная шпажка для детализации.

Инструкция:

Видео: ёлочные украшения из папье-маше

Работа с папье-маше из туалетной бумаги не требует каких-то специальных навыков. Главное - сделать правильный состав для лепки и дать ему дойти до нужной кондиции. При изготовлении поделок важно также помнить, что не стоит сразу браться за изделия с множеством мелких деталей, лучше начинать с чего-то попроще, чтобы приноровиться к технологии создания оригинальных вещиц в старинной технике папье-маше.

Папье-маше выделяется благодаря своей универсальности и оригинальности. В этой статье мы поговорим о правилах изготовления массы папье-маше в домашних условиях, а также о том, как сделать самые простые, но очень красивые вещи таким способом.

Для того, чтобы сделать какой-нибудь сувенир , или просто полезную вещь, совсем необязательно обладать каким-либо определенными навыками или быть мастером гончарных дел. Достаточно лишь просто запастись большим количеством ненужных газет, и можно начинать творить.

Давайте более подробно разберемся, как делать массу из того, что находится под рукой. Благодаря данным рекомендация и видео, вы сможете легко усвоить основные моменты этого дела и понять все сложности и нюансы.

Немного истории

Что же такое папье-маше? Это такая своеобразная однородная масса, которая создается из газет и других бумажных отходов с добавление клея или любого клеящего состава. Если перевести данное название с французского, то оно будет звучать, как «жеваная ». Впервые данная масса использовалась еще в XVI веке во Франции. Тогда из этой массы делали куклы, которые завоевали невероятную популярность. На территории России папье-маше появилось только во времена правления Петра I . В промышленности бумажная масса начала использоваться в начале XIX века.

Из папье-маше можно сделать множество интересных поделок и изделий. Такие изделия получаются очень легкими и довольно прочными. Раньше масса использовалась только для создания кукол, но спустя годы из нее начали делать посуду, сувениры, маски, игрушки и различные элементы . В настоящее время папье-маше широко применяется в театральном искусстве. Из бумажной массы делают даже муляжи и театральную бутафорию.

Папье-маше своими руками: методики создания массы

В настоящее время существует три способа создания массы папье-маше своими руками:

Подготовка материала для папье-маше

Любое изделие из папье-маше начинается с подготовки необходимого материала. В первую очередь, это сама бумага. Для первого раза рекомендуется использовать газету , так как она быстро размокает, а готовое изделие будет более прочным. Также легко можно работать с простой бумагой салфетками или туалетной бумагой. В качестве основного материала для массы папье-маше могут выступать и следующие материалы:

  • Упаковки от яиц;
  • Картон;
  • Гофрированный картон.

В качестве клеевого состава чаще всего используют готовый клей. Как правило, это клей ПВА, который разбавляется водой в соотношении 1:1. В домашних условиях в качестве клейкого вещества можно также использовать крахмал, муку, из которых необходимо сделать клейстер. Густота такого клейстера будет зависеть от опыта работы и вида изготавливаемой поделки.

Также понадобится основа или форма для лепки и растительное масло, которым смазывается ее поверхность. Это делается для того, чтобы масса не приклеилась к форме. Кроме этого, потребуется акриловая краска или лак для внешнего оформления. Если такой краски нет, то можно смешать в равных количествах гуашь и клей ПВА. Такой состав легко смыть с поверхности поделки, когда он еще не высох окончательно. А когда состав полностью высыхает, он не размазывается даже во время нанесения других слоев.

Как сделать папье-маше?

Прежде чем приступать к работе с бумагой , надо сделать клейстер. Для этого необходимо вскипятить небольшое количество воды. В отдельной емкости смешать 2-3 ложки муки или крахмала с водой до получения однородной массы. Влить полученный состав тонкой струей в кипящую воду и нагреть до загустения. Чем больше будет крахмала или муки, тем гуще получится клейстер. Гораздо проще будет приготовить клей. Для этого необходимо нужное количество клея налить в отбельную емкость и добавить такое же количество воды, при этом тщательно размешивая.

После этого можно приступать к измельчению бумаги или газеты. Этот этап работы является очень кропотливым, но оттого насколько мелко будет изорвана бумага, будет зависеть дальнейшая работа над будущей поделкой. Мелкие кусочки материала необходимо залить горячей водой и дать настояться несколько часов. После этого вся жидкость сливается, а вся бумага при помощи миксера измельчается в однородную массу. Если масса получилась слишком жидкой , то ее необходимо просто откинуть на дуршлаг и хорошенько отжать рукой. Данная техника применяется для любого используемого материала.

Труха, которая получится в конечном итоге, смешивается с клеем до состояния пластилина. После этого массе надо дать отлежаться. Если лепка планируется не сразу, то массу можно хранить в плотном полиэтиленовом пакете в прохладном месте. Для тех, кто еще не до конца понял принцип приготовления массы папье-маше, видео предоставлено ниже.

Чтобы конечное изделие получилось более прочным, не стоит лениться сделать как можно больше слоев. Особенно это касается изготовления тарелок. Также во время работы рекомендуется надевать перчатки, чтобы клей не сох на коже, а изделие будет прилипать к рукам.

Не бойтесь экспериментировать с использованием различных материалов. Так вы постепенно найдете то, с чем вам легко будет работать постоянно. Основу, как уже говорилось ранее, необходимо покрывать растительным маслом, чтобы после высыхания с нее можно было легко снять изделие. Бумагу для массы необходимо рвать руками, а не резать на ровные кусочки. Только так возможно нарушить связь волокон, а масса станет при этом однороднее.

Что касается окраски папье-маше , то если изделие планируется белого цвета, то из чисто-белой бумаги делается только последние два слоя. В остальных случаях поделку можно покрасить в любой цвет. Если покрыть изделие лаком, то оно будет убережено от влаги.

Во время работы рабочую поверхность надо застелить пленкой или газетами, так как клей потом плохо отмывается. Не стоит торопиться наносить следующие слои, не дождавшись полного высыхания предыдущих. Приступать к покраске необходимо тоже только после полного высыхания изделия.

Поделки из папье-маше своими руками: мастер-классы

А теперь давайте ознакомимся с мастер-классами некоторых поделок из папье-маше своими руками. Такие поделки могут украсить ваш дом . Их также можно преподнести в качестве подарка своим близким людям. А бижутерия, сделанная своими руками из папье-маше дополнит ваш образ.

Мастер-класс по изготовлению тарелки из папье-маше

Мастер-класс по изготовлению маски из папье-маше

Мастер-класс по изготовлению бус из папье-маше

По такой схеме можно изготавливать своими руками не только бусы, но и браслеты, колье и даже броши. Остается только лишь проявить немного своей фантазии .

Дешевый и прочный материал, из которого можно создавать в домашних условиях любые трехмерные композиции – это папье-маше. По-французски папье означает «бумага», а маше – «перемолотая, пережеванная, сжатая». Дословный перевод точно передает технологию создания материала.

Скульптура создается двумя способами: наращивание объема или отсечение объема. Для наращивания объема нужно последовательно добавлять слои бумаги, пропитанной клеем. Для отсечения объема сначала нужно сформировать форму из вязкой и пластичной массы, в которую превращается бумага при смешивании с водой и клеем.

Какая бумага подойдет, чтобы приготовить папье-маше своими руками :

  • Мягкая многослойная или однослойная бумага . Салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца. Чем мягче волокна целлюлозы, тем быстрее они вбирают в себя воду с клеем.
  • Обычная бумага для принтера . Долго впитывает воду, но если другого варианта нет – этот подойдет.
  • Тетрадные листы, писчая бумага, блокноты, акварельная бумага . Можно использовать любой материал на основе целлюлозы, даже картон. Плотные и глянцевые листы плохо пропитываются водой, поэтому предварительно нужно сжать бумагу так, чтобы она стала мягче.
  • Газета . Это идеальный вариант, поскольку газетный лист достаточно прочный, и в тоже время мягкий. Сколько слоев газеты потребуется нанести зависит от величины изделия.

До начала процесса нужно определиться, в какой технике будет создаваться изделие :

  1. Маширование . Техника заключается в оклеивании жесткой каркасной формы. Для формы можно использовать: фольгу, бутылку, банку, деревянный брусок, любое изделие, которое выполняет функцию опоры для итоговой композиции.
  2. Лепка . Объемные фигуры можно формировать из папье-маше точно также, как из глины или скульптурного пластилина. Важный момент – это просушка, быстро просушить такое изделие не получится. Выгоднее сначала создать каркас и просушить его, а затем добавлять объем с помощью дополнительных слоев бумаги. Для лепки создается вязкая смесь из целлюлозы и клея, которая при застывании становится твердой. Руки после лепки нужно мыть сразу же, теплой водой и с мылом, тогда клей смоется.

Прежде, чем реализовывать свой замысел, нужно сделать эскиз и решить, как сделать папье-маше: лепкой или машированием. Эскиз поможет избежать ошибок, определить технику и детально проработать образ.

Эскиз может быть примерным, не подробным. Важно указать пропорции и примерные габариты изделия.

Маширование: мастер класс

Маширование – это такое медитативное занятие, которое проходит поэтапно и последовательно. Спешка может испортить изделие, поэтому стоит настроиться на размеренную работу.

Мастер класс по работе с папье-маше (видео)

Мк по этой технике папье-маше :

  1. Подготовить заранее нарезанную небольшими кусочками бумагу. Некоторые мастера утверждают, что рваная бумага лучше резаной, но на самом деле это вопрос личных предпочтений. Для укрепления можно применять бинт, его тоже нужно разрезать. Удобно, когда бумага разного цвета. Например, если берется газета, то слои с текстом будут чередоваться со слоями, на которых напечатаны яркие объявления. Разница в цвете поможет сориентироваться, где нужно добавлять следующий слой, а где он уже есть.
  2. Подготовить достаточное количество клея ПВА. Клей можно разводить водопроводной водой, тогда он быстрее проникает в бумагу. Максимальная пропорция разведения 3 части клея на 1 часть воды, чем больше используется воды, тем более рыхлым становится изделие. Слишком большое количество воды приведет к тому, что скульптура «поплывет» и потеряет форму. Для детальных и тонких изделий лучше подходит неразбавленный клей. Кроме ПВА можно использовать клей для бумажных обоев или клейстер собственного приготовления. Инструкция к клею содержит информацию о его токсичности, нужно выбирать экологически безопасный клей без резкого запаха, ведь клеить придется долго.
  3. Для клейстера нужен крахмал и крутой кипяток. В чашку высыпать крахмал, заливать кипятком и перемешивать до равномерной консистенции. По густоте клейстер должен напоминать сметану. После окончания работ клейстер нужно сразу смывать с чашки, после застывания, это будет проблематично.
  4. Если каркасную форму потом нужно будет вынуть из готового изделия, нужно смазать ее поверхность растительным маслом, вазелином или любой жирной субстанцией для того, чтобы не произошло склеивания массы бумаги с каркасом.
  5. Если форму вынимать не планируется, ее можно покрыть ПВА или клейстером. После того, как подготовка расходных материалов окончена, можно приступать к созданию скульптуры.

Техника выполнения работы очень проста, самому легко это сделать при наличии терпения. Бумага наносится слой за слоем, клей распределяется большой кистью. Просушивать слои нужно либо до сухого, либо до полусухого состояния.

Как быстро высушить папье-маше: варианты

После окончания наращивания объема изделие нужно оставить на 2 суток. При комнатной температуре сушить быстро не удастся.

Как можно ускорить процесс :

  • Поставить изделие в духовку на 50-100 градусов;
  • Использовать обогреватель, батарею или тепловую пушку.

Некоторые мастера утверждают, что изделие может потрескаться при нагревании. Это не соответствует истине. Чтобы проверить на личном опыте, как реагирует скульптура на температуру, можно слепить совсем небольшое изделие и поместить его в духовку. Если состав клея хорошо переносит жар, то сушить в духовке. Если возникли какие-либо дефекты – большую работу просушивать уже при комнатной температуре.

Как сделать папье-маше гладким после сушки :

  • Выровнять неровности с помощью шкурки или наждачной бумаги;
  • Отшлифовать поверхность мелкодисперсионной шкуркой;
  • Покрыть грунтовкой акриловой художественной или строительной;
  • Нанести краску, лак, мозаику или украшения.

Если из папье-маше своими руками делается большая и простая фигура, например, пень для дачи, для ускорения процесса применяется крупнодисперсная наждачная бумага.

Если фигура мелкая и подробная, например, цветы или фрукты, нужно сразу использовать мелкую наждачную бумагу.

Как снять папье-маше с формы

Если скульптуру нужно отделить от каркасной формы, нужно заранее до оклеивания смазать форму вазелином или любым жирным кремом. Для обработки формы также применяют обычную пищевую пленку. Ее туго оборачивают вокруг каркаса, чтобы не осталось воздушной прослойки. Потом снимают папье-маше вместе с пленкой.

Скотч хорошо сопротивляется клею, гладкая текстура скотча предохранит форму от адгезии с папье-маше. Оклеивание скотчем производится кусочками, без зазоров.

Папье-маше: как делать методом лепки

Техника маширования дает возможность создавать тонкие и прочные вещи. Если работа будет более цельной, без мелких деталей, выгоднее использовать лепку.

Чтобы подготовить смесь для лепки, потребуется:

  • Таз, чашка, ведро, любая подходящая по объему тара, которая есть дома;
  • Миксер или дрель с насадкой для перемешивания краски;
  • Сито или москитная сетка.

Чтобы смесь была прочной в нее добавляется обойный клей или клей ПВА. Чтобы смесь была пластичной, нужно приготовить клейстер.

Для клейстера :

  • Залить муку крутым кипятком, 1 часть муки на 3 части воды;
  • Довести до кипения, помешивая;
  • Разбить комочки, придать однородную консистенцию;
  • Остудить и добавить в смесь.

Можно использовать клейстер из крахмала.

Изготовление скульптуры из смеси для лепки :

  1. Высыпать мелкие кусочки бумаги в таз;
  2. Добавить теплую воду и клейстер;
  3. Добавить клей и взбить до однородной массы с помощью миксера или дрели с насадкой для размешивания краски;
  4. Дать настояться 2-3 часа;
  5. Перемешать еще раз;
  6. Дать настояться 2-3 часа;
  7. Отжать воду, если есть излишки, пропустить оставшуюся массу через сито или через сетку от комаров, чтобы отделить крупные кусочки;
  8. Лепить.

Масса должна быть достаточно пластичной для того, чтобы держать форму. Сушить можно при комнатной температуре, а если не трескается – то в духовке на 50-100 градусов.

Работа с папье-маше в домашних условиях

Качественная сушка и соблюдение пропорций – это необходимое условие для того, чтобы получилась красивая и аккуратная работа. Во время сушки изделие нельзя передвигать, трогать и тыкать острыми предметами для проверки готовности. Мокрое папье-маше нельзя ронять или сжимать. Сушить следует в тех комнатах, где не бегают дети и домашние животные, которые могут случайно испортить изделие.

Чтобы можно было перенести скульптуру с рабочего стола туда, где она будет сушиться, нужно сразу создавать ее на стекле, подносе или доске.

Если по несчастливой случайности какая-то часть папье-маше отделилась или изделие разбилось, следует досушить все до готовности, затем склеить и зашлифовать дефекты на стыке. Можно наращивать объем и реставрировать скульптуру, которая получила травмы.

Что можно сделать из папье-маше

Материал имеет широкую сферу применения, используется для создания любой круглой или плоской скульптуры, горельефа или барельефа, лепных украшений.

Применение папье-маше :

  • Декор стен лепниной;
  • Костюмы на детские праздники, шлемы, мечи;
  • Маски на стены;
  • Круглые вазы, объемные цветы, фигуры людей и животных;
  • Украшения интерьера, декоративные тарелки, бутылки.

Вазоны из папье-маше (видео)

После того, как изделие просохло, его отшлифовывают, грунтуют, а затем покрывают акрилом. Акрил – это лучшая краска для папье-маше, которая создает защитную пленку.

Закончить работу можно нанесением глянцевого или матового акрилового лака, кисточкой или баллончиком.

Техника папье-маше (фото)

Несмотря на явное французское звучание, ремесло изготовления изделий из папье-маше пришло к нам из Китая и получило распространение на Востоке, где из этого материала делали церимониальные маски. И лишь в XVII веке папье-маше добралось до Европы, где из него начали делать кукол, карнавальные маски, елочные игрушки и различные предметы интерьера.

Старинная, рассыпающаяся на отдельные страницы книга, по которой мы будем изучать, как сделать папье-маше, очень подробно рассматривает классическую технику работы с этим материалом, предлагает различные методики изготовления моделей для будущих изделий, рассматривает способы их росписи и многое другое. Будет интересно!

Для изготовления первых поделок из папье-маше в первую очередь необходимо позаботиться о материалах и инструментах. В наше время распространены три техники работы с папье-маше:

  • классическая, при которой изделие формируется за счет оклейки модели кусочками влажной бумаги;
  • изготовление изделий из жидкой бумажной массы, перемешанной с клеем до состояния теста;
  • послойное склеивание изделия под картонным прессом.

Но, как можно увидеть, в любой технике основным материалом является бумага. Мы будем рассматривать классический метод изготовления папье-маше и для него лучше всего подходят непроклеенные сорта бумаги: газетная, оберточная. Эти сорта лучше всего впитывают влагу, равномерно склеиваются, хорошо сцепляются с грунтом и красителями.

Классический метод изготовления папье-маше в домашних условиях предусматривает формирование изделия из маленьких кусочков бумаги, выложенных в 5-7 слоев по какой-либо форме. Иногда, если поделка должна быть особо прочной, количество слоев увеличивают до 10-12. Эти слои выкладывают равномерно и плотно друг к другу. Чтобы не ошибиться, и в одном месте не наклеить слоев больше или меньше, чем нужно, рекомендуется использовать бумагу двух разных цветов. Если в работе используется газета, то ее можно покрасить: в тазик наливают горячей воды, разводят в ней красители для ткани и в слегка остывший раствор окунают развернутый газетный лист. Затем, когда обе поверхности газеты равномерно окрасятся, лист вынимают из воды и расстилают (или вешают) для просушки.

Кроме бумаги, для работы понадобятся жесткие кисточки для клея, кисточки для красок, пластилин, гипс, глина, вазелин, стеки для лепки форм и емкости для приготовления клейстера.


Как варить клейстер для папье-маше

Самый лучший клейстер делают из картофельного крахмала, пшеничной или ржаной муки с добавлением столярного клея хорошего качества. Зачастую такой клей продается в плитках - чем прозрачнее и тверже такая плитка, тем лучше качество клея. За сутки до приготовления клейстера, плитку клея заворачивают в лоскут ткани, дробят молотком на мелкие кусочки и заливают небольшим количеством холодной воды.

На следующий день, когда клей разбухнет, его помещают в небольшую кастрюльку, добавляют небольшое количество горячей воды и, помешивая, нагревают на маленьком огне. Не стоит доводить клей до кипения, иначе он может потерять свои качества. Приготовленный таким образом клей добавляют в мучной (крахмальный) клейстер.

Чтобы сделать клейстер для папье-маше, в литр воды добавляют 3-4 столовые ложки крахмала, помешивая, массу варят не небольшом огне. Когда на поверхности начнут появляться пузыри, в массу добавляют полстакана жидкого клея и все тщательно перемешивают. На слабом огне клейстер варят еще около получаса, постоянно помешивая, чтобы он не пригорел. Когда состав загустеет, его снимают с огня и остужают.

Елочная игрушка из папье-маше

Чтобы освоить изготовление различных поделок из папье-маше, рекомендуется начать с изготовления простых форм, а затем, уже по мере приобретения практических навыков, переходить к более сложным изделиям.

Прежде чем начать изготовление поделок, необходимо позаботиться о форме, т.е. модели изделия, которую делают из гипса, пластилина, глины, а затем уже обклеивают слоями бумаги. Так, чтобы сделать в качестве новогодней игрушки декоративную елочную шишку, сначала изготавливают из обычной бумаги ее модель. Бумажный лист сминают так, чтобы придать ему сходство с шишкой: длина такой шишки обычно составляет 7-10 см, толщина в самом широком месте - 2,5-3 см. Чтобы бумага не разворачивалась и не теряла форму, ее скрепляют узкими бумажными полосками, промазанными клеем.

От окрашенной бумаги отрывают кусочек размером примерно 20 х 20 см, опускают его в емкость с водой, затем, скомкав в руке, отжимают. Отжатый лист осторожно расправляют на рабочей поверхности стола и тщательно промазывают одну его сторону клейстером. Затем этот лоскут берут в левую руку, а правой отрывают маленькие кусочки (около 2 х 2 см) и обклеивают ими подготовленную форму.

Совет : не нарезайте кусочки бумаги для обклейки ножницами, т.к. их ровные края будут образовывать рубцы и плохо проклеиваться по краям. Оборванные вручную куски бумаги образуют ровную поверхность и плотно прилегают к соседним слоям.

Приклеив на модель шишки кусочек бумаги, его разглаживают пальцами, затем рядом с ним подклеивают второй, третий и т.д. кусочки таким образом, чтобы их края слегка накладывались друг на друга. На закругляющихся местах кусочки бумаги должны быть чуть меньшего размера, чем обычно. Очень важно следить за тем, чтобы на бумаге не образовывались складки и морщины.

Обклеив слоем цветной бумаги всю поверхность модели, приступают к ее заклейке вторым слоем, но для работы используют уже неокрашенную бумагу. Таким образом, выкладывают 5-6 слоев, чередуя окрашенные слои с обычными. После окончания проверяют равномерность выкладки слоев, подравнивают их при необходимости, после чего всю поверхность изделия смазывают тонким слоем клейстера и оставляют для просушки. Таким же образом можно сделать и другие елочные игрушки простой формы - яблоко, груша, новогодний шар, фонарик и др.

При сушке изделия стоит избегать сильного жара, т.к. при быстром высыхании слои бумаги будут коробиться, рваться и терять форму. Самые лучшие результаты дает сушка на свежем воздухе под солнечными лучами или недалеко от батарей, работающей духовки и пр. Самое главное - обеспечить поделке из папье-маше равномерную просушку.

Грунтовка папье-маше

Когда изделие высохнет, переходят к этапу грунтования. Грунтовка необходима для дальнейшей раскраски поделки, лучшего сцепления красящих веществ с поверхностью изделия, выравнивания мелких неровностей. Можно воспользоваться готовыми грунтовыми составами, имеющимися в современных строительных магазинах или приготовить эмульсионный грунт (левкас) своими руками. Именно такой грунт был наиболее востребован у старинных мастеров, изготавливающих художественные изделия из папье-маше.

Для приготовления левкаса просеивают мел и тальк через частое сито, в другую емкость выливают два стакана разведенного столярного клея, две столовые ложки олифы и около 100 мл масляного лака. Все жидкие ингредиенты хорошо перемешивают и небольшими порциями добавляют к ним просеянный тальк и мел. Все ингредиенты смешивают до состояния однородной массы и кипятят на небольшом огне.

На поверхность папье-маше грунт наносят в теплом виде, тонким равномерным слоем. Грунт должен выровнять и заполнить собой различные неровности, сгладить резкие перепады. Когда левкас начнет застывать, его осторожно разглаживают пальцем, смоченным в теплой воде. После того, как грунт полностью высохнет, поверхность изделия зачищают мелкозернистой наждачной бумагой, выравнивая различные неровности. Такую грунтовку и зачистку повторяют 2-3 раза - до тех пор, пока все изделие не станет идеально ровным и гладким.

Покраска изделий из папье-маше

Лучше всего для покраски готовых прогрунтованных и зачищенных изделий подходят краски на масляной основе, которые не только придают поделке красивый законченный вид, но и обеспечивают ей прочность и защиту от внешних воздействий. Чтобы придать окрашенной поверхности красивый блеск, в краску добавляют немного масляного лака. Также лаком можно покрыть и уже окрашенную поверхность; очень интересный эффект получается, если в лак добавляют бронзовую или серебряную пудру.

На готовое изделие из папье-маше краску наносят любым удобным способом: из пульверизатора, тампоном, кистями, окрашивая поверхность 2-3 слоями. После нанесения каждого слоя поделка должна высохнуть, чтобы не образовывались потеки, наплывы и неравномерное распределение красителя.

Приемы покраски и росписи готовых изделий должны быть традиционными: кистью наносят краску на загрунтованную поверхность сначала в одном направлении, а затем, когда вся поверхность будет покрашена, краску растушевывают, т.е. наносят кистью новый слой поперек первоначального нанесенного. Так поступают несколько раз, пока не получится ровного красивого слоя покраски.

Чтобы раскрасить декоративную шишку из папье-маше, всю ее поверхность покрывают слоем светлой или золотистой охры, в которую можно добавить немного масляного лака. Затем, после высыхания этого слоя, шишку покрывают "золотой краской" - так называется бронзовый порошок, разведенной в растворителе. Можно использовать и алюминиевый порошок или серебряную краску - такие игрушки тоже выглядят очень привлекательно и изящно.

После каждого нанесения слоя бронзы шишку просушивают, после чего расписывают масляными красками. Смешав на палитре несколько оттенков, получают мягкий красновато-коричневый цвет. Простым карандашом на елочной игрушке намечают расположение чешуек, которые впоследствии прорисовывают тонкой кистью, обмакнутой в краску.

В верхней части шишки шилом проделывают два небольших отверстия, сквозь которые продевают декоративную ленточку, чтобы игрушку можно было повесить на елку.

Папье-маше по модели из пластилина

Не всегда из мятой бумаги можно сделать хорошую модель для дальнейшей работы в технике папье-маше: по мере приобретения навыков хочется научиться делать более сложные изделия, форму которых трудно повторить с помощью такого материала, как бумаги. Поэтому в таком случае на помощь может прийти пластилин.
Давайте посмотрим технику работы с пластилином на примере изготовления новогодней игрушки из папье-маше в форме рыбки.

Пластилин хорошо разминают и, вооружившись как-нибудь образцом с изображением рыбки, придают материалу приблизительную форму тела рыбки - пока без плавников и хвоста. С помощью стеков модель дорабатывают до нужного уровня правдоподобности, после чего будущую рыбку смазывают вазелином. Вся поверхность пластилиновой заготовки должна быть покрыта ровным однородным слоем - в дальнейшем это очень облегчит отделение слоя папье-маше от пластилиновой "болванки".

Смазанную вазелином заготовку начинают обклеивать бумагой по тому же принципу, что и при изготовлении декоративной шишки: сначала одну сторону рыбки обклеивают смоченной в воде, отжатой и порванной на мелкие кусочки бумагой, затем - другую сторону.

Внимание! Маленькие кусочки бумаги, промазанные клейстером, накладывают на модель клеевой стороной наружу! Кромки соседних кусочков должны немного накладываться один на другой.

Сначала выкладываем слой из окрашенной бумаги, затем - из простой, и так, чередуя цвета, клеят 5-6 слоев. Бумага должна плотно прилегать к пластилиновой модели - для этого ее периодически разглаживают пальцами. После того как будет проклеена одна сторона рыбки, поделку убирают для просушки в теплое, но не жаркое место, чтобы бумага не покоробилась и не порвалась.

Когда все слои бумаги высохнут, осторожно поправляют различные недочеты и дефекты работы, после чего приступают к проклейке второй стороны рыбки. Таким образом мы получим две симметричные стороны игрушки. Из картона вырезают детали плавника и хвоста, закладывают их между двумя половинками из папье-маше, фиксируют эти детали полосками бумаги, промазанными клеевым составом.

Обе половинки игрушки промазывают по местам стыков столярным клеем, после чего сами стыки маскируются узкими бумажными полосками, смазанными клейстером. После просушки рыбку из папье-маше грунтуют, наносят основной слой краски из охры или бронзы, после чего расписывают красками, прорисовывая тонкой кисточкой чешуйки, жабры и все остальные детали. В верхнем плавнике делают дырочку, точно определив центр тяжести игрушки, и продевают в нее петельку, чтобы поделку можно было повесить на ветку новогодней елки.

Папье-маше по модели из глины

Работа с глиняной моделью почти идентична технике работы с моделью из пластилина, за исключением, пожалуй, нескольких нюансов:
  • сухую глину разбивают на мелкие кусочки, промывают водой от мусора и грязи, на ночь закрывают мокрыми тряпками;
  • когда глина перестает прилипать к рукам - это показатель того, что материал готов к лепке;
  • если глина получилась слишком жидкой, за сутки до работы ее раскатывают тонким слоем и оставляют на ночь, не накрывая влажными тряпками.
Из подготовленной к работе глины лепят нужную фигуру, разглаживают ее контуры пальцем, смоченным в воде и помещают на сутки в прохладное помещение, ничем не накрывая. После этого модель смазывают слоем вазелина и начинают работу по обклейке влажными бумажными кусочками.

Как и в предыдущих примерах, чередуют цветные и неокрашенные слои бумаги, тщательно просушивают готовое изделие, после чего кончиком острого ножа папье-маше разрезают на две или более частей - в зависимости от сложности фигуры и снимают его с "болванки".

Части изделия соединяют между собой, склеивая их по стыкам маленькими кусочками бумаги, после чего поделку просушивают, грунтуют и расписывают красками. Если предстоит сделать большую по размеру или сложную по форме поделку, то при изготовлении глиняной модели рекомендуется использовать проволочные каркасы, закрепленные на небольших дощечках. Каркас необходимо очень плотно обкладывать глиной, иначе при высыхании она будет трескаться и оседать.

Папье-маше по готовым моделям

В качестве заготовки для поделки из папье-маше могут выступать не только самодельные модели, но и готовые предметы: тарелки, вазы, чашки и т.д. Так, например. чтобы сделать красивую декоративную тарелку из папье-маше, подбирают готовую тарелку нужного размера, кладут ее дном вверх, смазывают всю поверхность вазелином и начинают работу с бумажными кусочками.

Кусочки газеты накладывают на тарелку сухой стороной, а смазанной клейстером - наружу, как и при изготовлении рыбки из папье-маше. Выложив таким образом 7-8 слоев чередующейся по цвету бумаги, изделие сушат.

Чтобы снять папье-маше с формы, между слоем бумаги и тарелкой в удобном для этого месте просовывают кончик ножа и аккуратно проводят им по окружности. Затем на поделке определяют центр, циркулем проводят по краям окружность и обрезают неровную кромку ножницами. Всю поверхность тарелки грунтуют, просушивают и расписывают в соответствии с собственной фантазией и возможностями.

При росписи изделий из папье-маше рекомендуется придерживаться традиционных правил: сначала подбирают орнамент, наносят на загрунтованное изделие фон нужного цвета, после чего на изделие тонким карандашом рисуют нужный узор и расписывают его красками.

Если поделка покрашена в светлые цвета, на которых хорошо виден след карандаша, то контуры узора наносят проколами иглой или тонким шилом: рисунок копируют на кальку, накладывают ее на изделие и по контурам точечными проколами переносят орнамент. Затем поверхность бумаги протирают тампоном, припудренным мелом - через проколы порошок точно повторит контуры узора.
Расписанные изделия оставляют для просушки, после чего покрывают их лаком.

Сегодня у нас будет сугубо практическая публикация - я покажу, как делаю массу папье-маше для лепки и моделирования. Это будет миллион сто первый мастер-класс в сети на эту тему, но, раз уж я что-то делаю из этого материала, то считаю возможным показать то, как я делаю папье-маше.

А что, есть варианты? - спрашивает Веселина, посматривая на кучу тазиков и банок.

Есть, и их количество сравнимо с числом рукодельников, использующих папье-маше в своей работе.

Но, несмотря на это, существует около десятка основных способов изготовления массы папье-маше своими руками, выбор каждого из них основан на желании получить в результате своей работы определенные эффекты.

Основными параметрами, влияющими на выбор рецепта, являются следующие показатели:

  • гладкость и равномерность получаемой поверхности;
  • степень возможной детализации элементов;
  • восприимчивость готовой поверхности к обработке;
  • степень деформации при сушке.

Ты же сказал, что у нас сегодня не будет разговоров, - перебила Веселина, - давай хоть раз что-то сделаем без этих лекций.

Да уж, слово не воробей, что же, сам напросился. Придется написать другую статью о папье-маше, где подробнее рассмотреть все тонкости и нюансы состава и параметров этого материала.

Ну а мне от папье-маше нужно, чтобы материал был пластичным, не лопался, готовая поверхность была бы относительно гладкой с возможностью незначительной последующей обработки.

Поэтому я выбрал для себя рецепт папье-маше из газет и клея ПВА.

Папье-маше - необходимые материалы

Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • газетная бумага;
  • блендер или миксер;
  • клей ПВА;
  • шпатлевка;
  • тазик и миска;
  • полотенце;
  • вилка;
  • горячая вода.

Поскольку объем работы у меня небольшой, то и папье-маше я делаю одномоментно совсем немного. Мне удобно, чтобы готовый объем массы умещался у меня в руке. Но измельченных сухих волокон можно наделать сразу много - они прекрасно хранятся в сухом месте неограниченно долгое время. Поэтому я сразу делаю сухих волокон с запасом, а массы папье-маше немного больше, чем нужно для работы.

Итак, газеты. Сегодня в процессе участвуют 60 листов размером почти А3.

Инструмент для измельчения бумаги. Так как объем небольшой, то мне подойдет вот такой блендер.


Как говорил вначале, я использую в данном случае клей ПВА.


Нужную степень пластичности придаст шпатлевка.


Любой из перечисленных материалов может быть заменен тем, что есть в наличии. Это может сказаться на характеристиках готового материала, но определить возможно только опытным путем.

Папье-маше из газет и клея ПВА - фото мастер класс

Итак, бумагу рву и замачиваю в горячей воде на сутки. Периодически подхожу и рву бумагу руками, не особо стараясь, ведь у меня есть более квалифицированный по этой части помощник. Но, если ему достанется уже кое-как рваная бумага, будет полегче. Поэтому я стараюсь оказать ему посильную помощь. В общем, я рву бумагу руками, пока не надоест.


Теперь займемся привлечением механизированного инструмента. В этом же тазу я блендером измельчаю бумагу до получения каши с относительно мелкими фрагментами. Особо не перенапрягаю блендер, потому что ему еще предстоит усиленно поработать на благо моих рукоподелок. Блендер мне попался из долгожителей, поэтому я отношусь к аппарату с глубоким почтением и делаю частые и продолжительные перерывы в его работе, чтобы он не перегревался.


Нож у моего блендера двухлопастный, и несмотря на его высокое качество, нужно иногда следить за остротой его лезвий, потому что бумага имеет неприятное свойство усиленно ее снижать. Поэтому, когда я подтачиваю другие режущие инструменты, то стараюсь не забывать и о блендере.


Пришла пора порционной обработки смеси. В комплекте блендера есть замечательная посудина, которую я заполняю на две трети или три четверти, чтобы было меньше брызг. На этом этапе блендер используется до тех пор, пока результат меня не устроит - должна получиться однородная масса с равномерно распределенными волокнами. В идеале нужно добиться полного отсутствия видимых кусочков бумаги, но чаще всего мне терпения не хватает так долго перемалывать смесь.


Впрочем, потом я сам себя за это ругаю, потому что приходится периодически натыкаться при выглаживании поверхности на один-другой бугорок из неразмельченной бумаги, а при высокой детализации изделия это доставляет определенные неудобства, так что, чем лучше будет измельчена бумага на этом этапе, тем легче и приятнее будет работать с массой папье-маше в последующем.


Отделяю воду из смеси, отжимая ее через сложенный вдвое полотенец. Это тоже важный этап, поэтому я стараюсь выполнить его как можно качественней. Дело в том, что я потом буду полностью высушивать размельченные волокна, поэтому, чем сильнее отжать воду сейчас, тем меньше времени потратится на сушку. Важно не перестараться и не порвать полотенчик.







После отжима должна остаться вот такая полусухая масса, которую нужно руками разорвать на мелкие кусочки. Но я просто подстраиваюсь под блендер, чтобы измельченные фрагменты попадали в его рабочую зону.



Пока масса папье-маше влажная, ее нужно размельчить по максимуму, потому что высохшие волокна обработке поддаются весьма неохотно, да и можно просто затупить лезвия.



Следующий этап - сушка измельченных волокон. Я использую естественную сушку, продолжительность которой составляет от одних суток летом в жаркую погоду до нескольких суток зимой. Качеству сушки я придаю большое значение для того, чтобы минимизировать деформацию готовых изделий из папье-маше. Ведь именно от присутствия воды и ее количества и зависит то, как будет изменятся поверхность при окончательной сушке.


По этой же причине я использую не мучной клейстер, в котором много воды, а клей ПВА. Выливаю произвольное небольшое количество клея в миску и тщательно перемешиваю руками. В каких-то случаях приходится добавлять клей, если получается слушком густая масса, или сухие волокна, если налил много клея. После перемешивания должна получиться масса с консистенцией пластилина, то есть нужно прилагать достаточно усилий, чтобы работать с ней дальше.



Для повышения пластичности массы я добавляю шпатлевку. Ее нужно совсем немного, примерные пропорции вы видите на фото. Повторно тщательно перемешиваем смесь, замечая, как меняются ее физические характеристики в сторону смягчения и пластичности. Нужно периодически пробовать массу папье-маше на разрыв. Разделяться такой кусок должен с определенным усилием.


После всех этих манипуляций в толще смеси все равно остаются небольшие фрагменты плохо размельченной бумаги, которые в дальнейшей работе могут причинить большие неприятности. Я пытаюсь их разделить на последнем этапе, во время которого обыкновенной вилкой растираю массу в миске.


Еще раз руками разминаю массу, определяю пластичность и удобство последующей работы. Но сразу я такую массу не использую, потому что волокна должны еще лучше пропитаться клеем. Для этого я оборачиваю папье-маше пищевой пленкой и на сутки прячу в холодильник на нижнюю полку. После этого масса готова к работе.



Папье-маше своими руками - видео мастер класс

Итак, сегодня я показал, а вы увидели, как можно очень просто и относительно быстро своими руками сделать массу папье-маше для лепки и моделирования. Еще одним бесспорным достоинством этого рецепта является его доступность, а этот параметр для начинающих рукодельников имеет важное значение.

Спасибо вам за внимание, желаю всем успехов и хорошего настроения.