Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «В деревне. НОД

Маме

Тема : «Все увидим, все узнаем (искусственные материалы и химические вещества необходимы)»

Цель : создать условия для формирования знаний детей о некоторых свойствах искусственных материалов и химических веществ.

Задачи:
создать условия для изучения детьми некоторых свойств современных материалов: резины, пластмассы, поролона;
создать условия для изучения детьми некоторых свойств химических веществ: сода, уксусная кислота, моющая жидкость, краситель;
создать условия для взаимодействия детей друг с другом, развития любознательности, тактильной памяти, внимания, мышления;
создать условия для бережного отношения детей к своему здоровью.

Оборудование: пластмассовый кубик, резиновый мяч, поролоновая губка, резиновые шарики, пластиковая бутылка, сода, уксусная кислота, моющая жидкость, краситель, гуашь, кисти, карандаши, бумага, мультимедийная презентация.

Активизация словаря:
искусственные материалы, резиновый, пластмассовый, поролоновый, химические вещества.

Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» - маме и папе
«Доброе утро!» - останется с нами.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш чудесный мешочек приготовил вам какой-то сюрприз. Интересно, что в нем? Закройте глаза и потрогайте руками.
Воспитатель дает возможность каждому ребенку потрогать рукой предметы.

Воспитатель: Дамир, что же там такое? Что ты почувствовал, какой это предмет? Расскажи о нем: твердый он или мягкий, гладкий или шероховатый, легкий или тяжелый? Какого размера, какой формы?

Ребенок называет и отгадывает: это предмет твердый, легкий, гладкий, маленький; это кубик.

Воспитатель: Дамир, покажи ребятам кубик. Ребята, посмотрите и потрогайте, проверьте, правильно ли Дамир назвал признаки предмета.
Дети обследуют, соглашаются, дополняют, что кубик синего цвета. Этот признак они определили глазами.

Воспитатель: Ребята, кто еще хочет загадать всем загадку, назвать все признаки предмета, но не называть его, а мы будем отгадывать. Игорь, расскажи о предмете ребятам, а они пусть отгадывают. (Это круглое, небольшое, гладкое, мягкое, легкое.)

Воспитатель: Ребята, что же это в мешочке спряталось? На что похоже? Что бывает таким?
Дети отгадывают.

Воспитатель: Сейчас проверим, кто был прав.
Ребенок достает из мешка мячик. Дети обследуют его, проверяют, действительно ли он обладает такими признаками.

Воспитатель: Мячик мягкий, легкий, гладкий, круглый, красный.
Закрепляют признаки хором.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что же. Посмотрим, что же еще в чудесном мешочке осталось. Кто желает отгадать? Катя, загадай детям загадку, расскажи о предмете, но предмет не называй. (Этот предмет очень мягкий, легкий, шершавый, небольшой, имеет форму кирпичика.)

Воспитатель: Что это?
Ответы детей.

Воспитатель: А теперь посмотрим, угадали мы или нет.
Ребенок достает из мешка губку.

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе проверим, правильно ли Катя назвала признаки предмета. Давайте повторим эти признаки.
Дети : Губка мягкая, шероховатая, очень легкая, небольшая, имеет форму кирпичика, желтая.

Воспитатель: Ребята, кто знает, из какого материала сделаны эти предметы?
Ответы детей.

Воспитатель: Мяч из какого материала сделан? (Из резины). Мяч какой? (Резиновый.) Из чего сделан кубик? (Из пластмассы.) Кубик какой? (Пластмассовый.) Мочалка из чего сделана? (Из поролона.) Мочалка какая? (Поролоновая.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что дерево и кожа – это природные материалы. А как вы думаете, откуда берут резину, пластмассу, поролон? (Дети высказывают свои предположения.) Эти материалы получают искусственным путем. Их называют искусственными материалами , или синтетическими.
Резина – это широко распространенный материал. Ее раньше получали из каучука. Это смола особых тропических деревьев. В нашей стране такие растения не растут, и раньше приходилось покупать каучук в других странах. Однажды русский ученый С.В. Лебедев изобрел способ получения искусственного каучука. Это сложный химический процесс из спирта и нефти. Теперь и во многих других странах используется это изобретение.

Воспитатель: Ребята, какие предметы вы знаете, которые сделаны из резины?
Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а какие предметы сделаны из пластмассы?
Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, много предметов назвали. Какие вы внимательные! В природе нет пластмассы. Само название «пластмасса » означает «пластическая масса». Различные вещества химическим путем размешиваются, расплавляются, превращаются в пластическую массу наподобие пластилина. Из такой массы прессуют на специальных машинах различные формы (посуду, расчески, детали для аппаратуры и т.д.). Остывшая деталь устойчиво сохраняет свою форму.

Поролона в природе тоже нет, его также получают химическим искусственным путем.

Физминутка (игровой самомассаж) «Хорошее настроение»
В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли.
Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок.
Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим.
Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись
Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть.
Руки надо растереть, чтобы больше не болеть.
И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть.
Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим быть веселыми, красивыми, здоровыми».

Дидактическая игра «Рассели гостей»
Воспитатель предлагает детям картинки с изображением предметов, сделанных из различных материалов и картонный трехэтажный дом (гостиница).
Воспитатель: К нам приехали гости. Этих гостей необходимо расселить в доме. На первом этаже гостиницы будут жить те предметы, которые сделаны из резины. На втором – из пластмассы. На третьем этаже – из поролона.
Дети расселяют гостей.
Воспитатель: Молодцы! Всех расселили правильно.

Экспериментальная деятельность
Воспитатель: А теперь давайте еще поиграем. Посмотрите, какие красивые разноцветные шарики. Из чего они сделаны.
Дети: Из резины.

Воспитатель: Попробуйте их надуть.
Дети надувают шары.

Воспитатель: Какие красивые, разные по цвету и форме. А почему они получились разные по форме?
Ответы детей.

Воспитатель: Тот, кто смог вдуть в шарик больше воздуха, тот и растянул его больше. Если шарик не завязать ниткой, что с ним будет?
Дети: Он сдуется.

Воспитатель: Правильно, резина не только растягивается, но и обратно сжимается. Резина упругая, эластичная. А теперь давайте попробуем налить в шарик воду.
Дети наливают воду.

Воспитатель: Что происходит? Вода не выливается?
Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, резина не пропускает воду, также не пропускает и воздух. А теперь нальем воду в пластмассовый стакан. Что происходит? Протекает ли вода?
Дети: Нет.

Воспитатель: Значит пластмасса прочная, не пропускает воду. А если мы нальем воду на мочалку из поролона?
Дети экспериментируют.

Воспитатель: Губка набирает воду, вся размокает, становится тяжелой и опускается на дно тазика.

Воспитатель: Ребята, помимо этих химических веществ из которых изготавливают пластмассу, резину и поролон существует еще множество различных веществ, которые мы используем в своей жизни. Например: различные моющие вещества (шампуни, стиральные порошки, мыло), различные красители. А также вещества, которые можно добавлять при приготовлении пищи, например: сода, уксусная кислота.

Нужно помнить! Любые вещества и материалы могут быть опасными! Например: неприятный запах у пластиковых игрушек или различные кислоты и пищевые добавки. Запомните это и никогда не берите без разрешения взрослых незнакомые жидкости и порошки, так как это опасно для жизни и здоровья человека!

Воспитатель: А сейчас я хочу показать вам интересный опыт. Дамир, вспомни, когда на улице было много снега ты с ребятами построил большую горку, а наверху этой горки сделал углубление и все сказали, что очень похоже на вулкан. И вы сказали, что хотели бы посмотреть на извержение вулкана.
Дети: Да!

Воспитатель: С помощью химических веществ мы попробуем воспроизвести извержение вулкана. Я начала делать модель вулкана, но не успела. Ребята, вы поможете мне его доделать?
Дети: Да!

Воспитатель: Тогда берите кисти и краски, давайте раскрасим наш вулкан! Наша модель вулкан состоит из пластиковой бутылки и картона. А теперь давайте делать лаву для извержения. В бутылку наливаем воду, добавляем соду, моющую жидкость, красный краситель и уксусную кислоту.
Дети: Ура! Извержение вулкана!

Воспитатель: Вот как здорово и интересно получилось! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше запомнилось?
Ответы детей.

Воспитатель: А теперь зафиксируйте свои наблюдения в блокнотах. Спасибо всем за работу.
Название: Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Познание» — «Все увидим, все узнаем»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, 5-6 лет

Цель: систематизация математических знаний детей на основе дидактических игр и упражнений.

Задачи образовательных областей:

Познание:

  • Закреплять представление детей о геометрических фигурах, умение считать в пределах 10, пользоваться порядковыми числительными, соотносить цифру с количеством предметов, умение решать математические задачи;
  • Закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях.
  • Развивать мыслительные операции в решении задач, внимание, фантазию, пространственные представления, зрительное и слуховое восприятие, речь, память, воображение, нестандартность мышления, любознательность, самостоятельность.

Физическая культура:

  • Формировать стойкую привычку к здоровому образу жизни.

Здоровье:

  • Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.

Безопасность:

Социализация:

  • Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
  • Развивать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство близости и позитивного принятия сверстника.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Коммуникация:

  • Осваивать элементарные навыки речевого этикета.
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
  • Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.
  • Учить сопереживать чужому горю.

Труд:

  • Поощрять желание участвовать в совместном труде.
  • Воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем.

Музыка:

  • Развитие образных движений посредством игры (внимания, воображения, коммуникативных навыков) .

Художественная литература:

  • Закрепить с детьми знания русских народных сказок, умение узнавать персонажей из сказок.

Художественное творчество:

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

I этап. Организационный.

Дети становятся в приёмной у своих кабинок.

Воспитатель:

- «Доброе утро!» - я вам говорю. -
«Доброе утро! Я всех вас люблю!»
Собрались все дети в круг,
я - твой друг, и ты - мой друг… (берёмся все за руки, образуя круг)

Крепко за руки возьмемся
и друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение. (Дети улыбаются друг другу)

Воспитатель:

- Отгадайте загадку:

Научит она никогда не скучать
И форму, и цифры, и цвет различать,

А как же её одним словом назвать? (математика)

II этап. Постановка мотивации.

Воспитатель:

Давайте с вами все приготовимся к математическим испытаниям:

Уши слушают – и все слышат,
Глаза смотрят – и все видят.
Ноги не мешают, руки помогают.
А голова – хорошо думает.

Ребята, как называется наш садик? («Лесовичок» )

А кто такой Лесовичок? (ответы детей)

Так вот, он пригласил нас к себе в гости. Хотите пойти?..

Давайте вспомним правила поведения в гостях… (ответы детей)

А теперь отправляемся в гости…

III этап. Актуализация личного опыта.

1. Игра «Встань по порядку» . (открываем дверь в группу, а вход загораживает маленькая магнитная доска, заранее поставленная помощником воспитателя. На магнитной доске – изображение камней по количеству детей. Поскольку детей больше 10, то на камнях – не только цифры от 0 до 9, но и знаки действий, знаки сравнения, буквы) .

Воспитатель:

– Злой волшебник, рассердившись на Лесовичка, одним взмахом волшебной палочки вход в лесное царство завалил камнями. Чтобы открыть вход, камни надо разобрать. Для этого возьмите каждый себе по «камешку» и встаньте в порядке возрастания… (дети разбирают «камни» , встают по порядку, громко называя цифры.)

Воспитатель (обращаясь к тем, у кого знаки) :

– Ребята, почему вы не встали по порядку? (На «камнях» у нас написаны не цифры, а знаки)

– Назовите эти знаки. (Дети называют)

Воспитатель (обращаясь к тем, у кого буквы) :

– Ребята, а вы почему не встали по порядку? (А у нас на «камнях» написаны буквы)

– Назовите буквы, если вы их знаете. (Дети называют)

2. Игровое упр. «Будь внимателен»

Воспитатель:

– Какое счастье, что теперь путь свободен, и мы можем повеселиться. (Включаю музыку, дети танцуют, прыгают. Останавливаю музыку и показываю цифру, например, два. Дети берутся за руки по два человека и т.д. Провожу игру 2-3 раза. Важна тут и смекалка. Например, показана цифра 5, и одной группе детей не хватает до пяти одного человека или нескольких… В таком случае не подсказываю, жду, какой выход дети придумают. Обычно дети быстро находятся, приглашают меня или кого-то из гостей. Можно взять и предмет, например, куклу.)

3. Игровое упр. «Связующая нить»

Воспитатель:

– Дети, Лесовичок ведь в гости нас пригласил, а мы тут играем…

Давайте расскажем вот этому клубочку, что держу в руках, о нас, о тех, кто же идёт в гости к Лесовичку. Пусть каждый из вас расскажет о своем друге соседе. Передавайте клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.

В. (начинает) : Лиза - очень доброжелательная девочка.

Д. Денис - очень смелый, Саша – сильный, Даша – трудолюбивая и т.д…

В.Ребята! Давайте натянем нить и представим, что мы единое целое, каждый из нас значим и важен. Мы дружная группа, любим друг друга и никогда не будем друг друга обижать. А когда мы вместе, нам и трудности не страшны. Ты катись клубочек вперед к Лесовичку и скажи ему, что мы скоро к нему придём. (Беру клубочек, веду детей в игровую, по пути совершенствуются пространственные представления ребят, вспоминаем правила поведения в лесу)

4. Конструирование из объёмных геометрических фигур

Воспитатель:

– Вот и пришли мы на «лесную поляну» .

Ой, ребята, посмотрите, злой волшебник разрушил дом, где живёт Лесовичок. Как же нам поступить? (Нужно построить дом заново.)

Строим по схеме дом Лесовичка.

Какие геометрические фигуры изображены на схеме? (ответы детей)

А какие объёмные фигуры нам понадобятся? (ответы детей)

А где же Лесовичок? Пригласил нас в гости, а сам не встречает… Может с ним несчастье какое приключилось?

5. Д/и «Что лишнее»

Воспитатель:

Давайте-ка сядем за столы. Есть зашифрованное задание от Лесовичка…

Посчитайте, сколько фигур в тарелочке… (6)

Покажите лишнюю фигуру на ваш взгляд… Как называется эта фигура? (треугольник)

Почему она лишняя? (у нее есть углы)

5. Сравнение групп предметов.

Как называются остальные фигуры? (круги)

Одинаковы ли они? (нет, они отличаются по размеру)

Одинаковое ли их количество? (нет, больших больше)

На сколько больших кругов больше, чем маленьких? (на один)

Как это проверить?.. (составить пары)

Положите большие круги, а под ними – маленькие… Молодцы.

6. Конструирование из плоских геометрических фигур.

Воспитатель:

Кажется я знаю, что произошло.. Лесовичок нас не встречает, п.ч. заколдован! А вот в кого его превратил злой колдун, вам предстоит догадаться… Что же можно сложить из этих фигур, что были в тарелочке, догадайтесь... (ответы детей)

Правильно – Снеговика! (отмечаю тех, кто догадался)

7. Д/и «Что изменилось?»

Воспитатель:

Оглянитесь вокруг, нет ли у нас в группе снеговиков? Давайте поиграем с ними… (меняю местами несколько раз, в последний раз вместо одного из снеговиков появляется Лесовичок. На улице зима, поэтому он «одет» в зимнюю одежду )

5. Танграм

Лесовичок:

Дорогие, дети! Спасибо, что меня расколдовать помогли, но в моём лесу злой колдун превратил всех зверей в кусочки картона. Прошу вас вернуть лесным зверушкам прежний вид.

Воспитатель (показывая детям силуэтное изображение медведя, читает стихотворение) :

Я мишка косолапый, веселый и лохматый,
В лесу спокойно жил, с лисичкою дружил.
Пришел колдун однажды и всех нас погубил.
Вы, ребята, помогите, из фигур нас соберите!

Воспитатель:

Ребята, вот такого медведя собрала я из деталей танграма. А вам нужно помочь другим зверям…

(Дети подходят к столу, забирают конверты с набором геометрических фигур «Танграм» , мальчики – с зайчиками, девочки – с лисичками. Дети собирают силуэты зверей на столах) .

Воспитатель:

– Ну вот, зверюшек собрали, молодцы. Что же нам сделать, чтобы их сохранить? (выслушиваю детей)

– Хорошо. Давайте наклеим зверушек на картон, и тогда никакой злой волшебник им будет не страшен.

6. Аппликация (наклеивание частей танграма на картон) .

IV этап. Рефлексия занятия.

Воспитатель интересуется настроением детей после посещения волшебной страны математики. Если настроение хорошее дети берут веселый смайлик, если нет, то грустный.  

Воспитатель:

– Что сегодня хорошо получилось?

Что было трудным?

Что помогло нам справиться с заданием?

– Где нам это может пригодиться?

Итог: Мы сегодня помогли Лесовичку, лесным животным, можно нас назвать хорошими друзьями?.. Друзьями и дружбой надо дорожить. Народ сложил много пословиц о дружбе. Как вы понимаете пословицу: Друзья познаются в беде. (Дети объясняют смысл пословицы: Друг всегда придет на помощь) .

Тема: В гостях у бабушки в деревне

Цель : прививать чувство любви к родной деревне, ее красоте, естественности, простоте, неразделимой связи с природой; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд.

Ход занятия

В гости к детям прилетает Карлсон.

Ребята, я прилетел к вам, чтобы рассказать, что я видел. Никогда не думал, что есть такие чудеса на свете! Жил себе да жил на своей крыше, думал, что я сверху все уже увидел, все уже узнал. Вдруг приходит ко мне телеграмма от бабушки:

Дорогой внучек Карлсон! Приезжай ко мне погостить в деревню Лопушки. Целую. Жду. Твоя бабушка.

Фу, - подумал я. - В деревне скучно. То ли дело в городе: людей много, машин много, дома огромные, крыши высокие. Но чтобы не обидеть свою любимую бабушку, решил все же съездить и проведать ее.

Карлсон, ну скорее расскажи нашим ребятам, какие чудеса ты увидел в деревне.

Я увидел там такое!.. Такое красивое, что в городе никогда не видел!

Что же ты, Карлсон, видел, от чего пришел в такой восторг?

Я увидел там дремучие леса, зеленые луга, бескрайние поля. Я видел там много цветов и разных трав, я потрогал их руками, понюхал. Я видел там так много бабочек, жуков, стрекоз, кузнечиков, мотыльков, гусеничек, что не смог их всех сосчитать. Весь день я не верил глазам своим, что такие чудеса есть на белом свете. Бегал по лугам, лесам, около речки, усталый пришел домой к бабушке, попил молока с кренделями и уснул. Я так крепко спал на свежем воздухе! Хотите, расскажу вам, что было утром?

Конечно, хотим.

Проснулся я рано утром и увидел, как красное солнышко выплыло из-за пригорка на небо и стало рассыпать свои золотые лучи на землю. Все очень обрадовались солнышку. Выпорхнул из гнезда маленький воробей и весело зачирикал, петух захлопал крыльями и закричал: «Ку-ка-ре-ку!» Куры проснулись и закудахтали, стали разгребать лапками землю, искать червячков. Я видел, как из улья вылетели пчелы, они дружно зажужжали и полетели собирать мед с душистых цветов. Маленькая синичка, словно пушистый шарик, запела свою песенку: «Тинь-тинь-тинь!» Ласточка заботливо таскала насекомых своим птенчикам. В хлеву громко замычала корова, она звала свою хозяйку, чтобы она подоил корову и напоила всех парным молоком. Возле дома моей бабушки растет огромная стройная белоствольная береза, которая лечит детей и взрослых своими листьями, корой, почками. А у кого заболит голова, подходят, прижимаются к стволу, и боль вскоре утихает. Деревня моей бабушки раскинулась по берегу реки, за деревней - большой лес. Так повелось с давних времен, что деревни строились около речки и леса. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Правильно, лес и река кормят человека. «Возле леса жить - голодному не быть». Чем питает лес и река? (Рыба, раки, утки, гуси, зайцы, перепелки, ягоды, грибы, орехи и т. д.)

Лес не только питает, но и лечит человека. Пошли мы с бабушкой в лес за лекарственными травами. Бабушка меня учила, какая травка от какой болезни. Отгадайте, какие лекарственные травы мы насобирали в лесу? (Ландыш, зверобой, подорожник, душица, тысячелистник, листья земляники, листья малины, мать-и-мачеха и т.д.)

Ребята, я думал, что лучше и удобнее многоэтажных домов нет. Но когда я увидел дома в деревне, понял, что уютнее, теплее и красивее деревенских домов нет. Я узнал, что раньше в деревне строили маленькие хижины, крыши у них были покрыты соломой. А сейчас строят деревянные дома, красивые, резные, просторные. Радуют глаз деревенские дома. Много домов строят из кирпича, крыши кроют черепицей, шифером, железом. Талантливые руки русских мастеров украшают свои дома: у кого крылечко расписное, у кого столбы резные, у кого труба с узором, у кого забор раскрашен. Мне бабушка рассказывала, что давным-давно в большой комнате избы была печь.

Ребята, кто видел у бабушки в деревне печь? Для чего нужна печь? (Печь обогревает избу, в печи готовят пищу, пекут пироги и душистый хлеб, на теплой печи спят зимой, около печи сушат ягоды, грибы и т.д.)

Ребята, русский народ так любит печь, что недаром наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах. Вспомните сказки, в которых говорится про чудесные печки. (В сказке «Гуси-лебеди» братец и сестрица прячутся в печи, в сказке «По щучьему велению» Емеля едет на печи к царю и т.д.)

Ребята, отгадайте, какие постройки находятся рядом с бабушкиным домом во дворе. (Баня, сарай, курятник, хлев и т.д.)

У моей бабушки на деревенском дворе живут разные домашние птицы и животные. Отгадайте, кто живет у бабушки. (Корова, лошадь, свинья, коза, курица, петух, индюк, гуси, утки, кролики и т.д.)

Моя бабушка их очень любит, но каждого за свое. Хотите, расскажу? Корову - за молоко, лошадь за то, что грузы перевозит, козу - за теплую пушистую шерсть, курицу - за яйца, гусей - за мягкий пух для подушек и т.д. Но чтобы все это иметь, надо потрудиться. В бабушкиной деревне Лопушки все жители трудолюбивые, бережливые. Они выращивают на матушке-земле хлеб: рожь, пшеницу, а еще овес, просо, гречиху. Мужчины работают комбайнерами, трактористами, шоферами. «Что в поле ни родится - все в доме пригодится», - так говорят в деревне. Женщины ухаживают за животными и птицей, работают доярками и птичницами. А сколько в бабушкиной деревне людей с золотыми руками! И корзинки плетут, и игрушки лепят, и посуду из дерева делают, и кружева плетут, и варежки с носками вяжут, и скатерти вышивают и т.д. Весь день кипит работа в деревне. Плотники строгают, каменщики дома строят, маляры красят школу, пастухи пасут коров, агрономы сады выращивают, строители прокладывают дороги, газовщики проводят газ в каждый дом. Надо успеть урожай собрать, отвезти на консервные, сахарные заводы на переработку. Мясо, молоко, масло, сметану, яйца на рынок отвезти на продажу. Но не тужат люди, труда не боятся, работают на славу. «Сделал дело - гуляй смело». После трудового дня можно и отдохнуть. Вечером к нам с бабушкой во двор собрались соседи. На большой стол мы поставили самовар и пили чай с пирогами, медом, вареньем. А потом пели песни «Русское поле», «Коробейники», «Ой, мороз, мороз» и, конечно же, веселые частушки. Был теплый вечер, солнце закатилось за темный лес, появилась полная луна, замерцали тысячи звезд на небе. Моя бабушка обняла меня и запела колыбельную песню:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю!

Приди, котик, ночевать,

Карлсончика качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога

Да кувшин молока.

Ребята, правда хорошо у моей бабушки в деревне? (ответы детей)

Кто хочет рассказать про свою бабушку? Как вы отдыхали в деревне? Что видели? Чем занимались? Как помогали взрослым? В какие игры играли?

Дети рассказывают о природе, о домашних животных, о том, как помогали кормить их, поливали огород, рвали траву кроликам, носили дрова, катались на велосипеде, плавали на лодке, купались в реке, ходили за грибами и т. д.

НОД по познанию в старшей группе

«Органы дыхания»

Цель: Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания.

Задачи:

1) дать детям первичные представления об органах дыхания и отметить их важное значение для человека;

2) расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, рёбра, лёгкие)

3) закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;

4) формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам

5) воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.

Материалы и оборудование: картины-схемы: лёгких; органов дыхания; карточки с проблемными ситуациями, воздушные шарики, бумажные салфетки,(на каждого ребёнка) зеркало.

Методы обучения: демонстрационное и фронтальное экспериментирование, логические рассуждения, игра, рассказ, самонаблюдение.

Ход занятия

Приветствие детей и педагога стоя в кружке..

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты- мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Ребята, мы сегодня с вами поговорим об органах дыхания и о том, как правильно дышать.

Как и на любом занятии не забываем следить за своей речью и четко произносить звуки в словах. А ещё у нас есть правило которое мы хорошо знаем, давайте его вместе повторим. (Дети хором проговаривают приветствие и правило поведения на занятии.)

"На занятии будь внимателен, другим не мешай,

Когда тебя спросят, тогда отвечай".

Ребята, как вы считаете, для чего в нашей группе так много цветов? (В группе много чистого воздуха, который дают растения. Воздух чистый, полезный, свежий, и нам приятно дышать).

Правильно, цветы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем,а вырабатывают кислород, который нам так нужен для дыхания.

А давайте поиграем в игру "Части тела". Я буду называть части тела человека и его органы, а вы будете показывать их на себе (Темп называния зависит от детей, так чтобы каждый ребёнок успел понять, найти часть тела у себя и показать её)

Правая рука. Рот. Живот. Левое ухо, правая нога, нос, волосы, шея, брови, глаза.

Молодцы, ошибок нет.

А теперь я вас приглашаю на беседу. Мы рассмотрим все органы дыхания по порядку.

Ребята, а может ли человек долго находиться без воздуха? (Нет).

Правильно ребята:

Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим я, и он, и ты.

Давайте проверим, так ли это.

Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.

Что вы чувствуете?

Почему не смогли долго быть без воздуха? (Опрос детей).

Так ответить мы сможем, может ли человек долго находиться без воздуха?

Правильно! Каждая клеточка вашего организма взбунтовалась и просит, пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем.

Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.

Давайте проследим, куда движется воздух при дыхании. Для этого рты закрыли. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух? Выдох. Ещё вдох.

Куда сначала попадает воздух?

Скажите, а может ли воздух попасть в рот? Для этого сделайте вдох через нос, а выдохнете через рот.

Может? (Ответы детей).

И зачем только они нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос расшибешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы и ртом можем. Так? Так, да не так. Оказывается, нос нужен не только для красоты. Нос наш не менее важен, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему?

Я вас приглашаю присесть и рассмотреть свой нос. Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос. Опишите, как он выглядит. (Ответы детей).

Загляните внутрь. Поворачивайте головку так, чтобы внутри было светлее.

Что вы там видите?

В носу есть два канала, как они называются? (Ноздри).

Какого цвета стенка носа внутри?(Розовые).

Почему? (Потому, что там много кровеносных сосудов).

Что вы ещё заметили?(Волоски).

Как думаете, зачем они нужны?(Волоски задерживают пыль и другие мелкие частицы).

Стенка носа внутри сухая или влажная?

Возьмите салфетку на палец и промокните нос внутри. Что видите? (Ответы детей).

Эта влага называется слизь. Она нам очень нужна. В слизи есть вещества, которые убивают микробы. Поэтому воздух, который попадает в лёгкие, уже не содержит микробов. Туда идёт только чистый воздух.

А еще нос первым сообщит мозгу о загрязнённом для дыхания воздухе (газ, химические запахи). А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос!

Влад знает хорошее стихотворение про нос, ивам его прочтёт.

"Мой замечательный нос".

Я ничего не знаю.
и вдруг мой нос говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю.
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсины
И во-о-н туда положил!
Я ничего не знаю.
Я в духоте сижу.

Нос говорит: "Погуляем! Я очень тебя прошу".

Ходишь с ним и гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит: "А знаешь, пахнет уже листвой!" Э. Мошковская

Физминутка "Солнышко"

Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)
Всех детишек приласкало
Гладит грудку, (Массировать "дорожку" на груди).
Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).
Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа)
Гладит лобик, (Проводить пальцами по лбу от середины к вискам).
Гладит ушки, (Растирать ладонями уши).
Гладит ручки, (Растирать ладони).
Вот. (Поднять руки вверх).

А теперь поднесите ладонь ко рту. Тихо, медленно подышите через открытый рот на ладонь.

Какой воздух вы чувствуете? (Ответы детей).

Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Тот, кто дышит через рот, выпускает из себя много тепла. Поэтому, чтобы сохранять свое тепло, быть здоровым, не простывать - лучше дышать как?

Ребята, а что может навредить нашему носу? Чего делать нельзя?

Итак, воздух попал в нос и рот, а дальше он движется по дыхательной трубке (Педагог показывает на схеме и на себе дыхательную трубку). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

Куда воздух бежит из дыхательной трубки?

Вначале давайте, обследуем, как устроена грудная клетка.

Какая на ощупь грудная клетка? (Дети обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая).

Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.

А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в грудь. Покажите, куда воздух идёт из дыхательной трубки.

Нос, рот, дыхательную трубку, рёбра мы может увидеть или почувствовать. А лёгкие не можем, они находятся внутри. Давайте рассмотрим их на рисунке. Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит. Работают легкие, как мешки-гармошки, в которых и содержится вдыхаемый воздух. Эти мешочки называются лёгкие. Повторите хором название.

Когда воздух заходит?

Когда выходит?

Давайте проведём небольшую игру, и на примере увидим, как работают наши лёгкие.

"Игра шарики"

Детям раздаются шарики и они должны надуть при помощи только одного выдоха шарик.

Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Молодцы!

Ребята, как вы думаете,а что вредно для наших лёгких?(Ответы детей).

Правильно, очень вредно для легких курение, загазованный воздух. Сравните изображение легких здорового человека и человека, который курит. Чем они отличаются?

Но вредно не только курить, но и находиться в одном помещении с курящими людьми и дышать этим воздухом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Здоровый человек начинает кашлять, если чувствует в воздухе запах дыма, пыли или газа.

Кашель очищает верхние дыхательные пути, даже если мы поперхнемся крошкой.

Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды или есть на ходу!

Игра "Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?"

А теперь мы поговорим о том, как надо заботиться об органах дыхания.

Перед вами лежат картинки, на них изображены ситуации, когда человек бережёт свое горло, нос, рот и легкие, а когда наоборот, наносит большой вред своему здоровью. Разложите карточки на два поля (черное и белое: вред-польза) и объясните свой выбор.

(Дети раскладывают карточки и объясняют.) Полезно: есть чеснок и лук, овощи и фрукты.

Одеваться по сезону. Закаляться. Дышать носом. Дышать свежим воздухом.

Вредно: кричать на улице. Ходить легко одетым в холодную погоду. Переохлаждаться.

Пить на улице холодную воду. Дышать грязным, задымленным воздухом.

Итог. (Все дети встали в круг.)

Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята вам понравилось занятие?

Назовите органы дыхания заполняя картину. (Дети называют и показывают на себе и картине (правильно прикладывая органы дыхания): нос, рот, дыхательная трубка, легкие). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Какие правила для сохранения здоровья мы вывели на занятии?

Что пожелали бы вы своим друзьям и нашим гостям?

Пожелания детей:

Будьте всегда здоровыми.

Занимайтесь спортом, делайте зарядку каждый день.

Гуляйте на свежем воздухе, закаляйтесь.

Чаще говорите вежливые слова.

Ешьте полезные продукты, овощи и фрукты.

Одевайтесь по погоде.

Всегда будьте добрыми и весёлыми.

Берегите природу, зверей и птиц.

Дышите чистым воздухом.

Любите своих близких, заботьтесь о них.

(На память о занятии детям дарятся воздушные шары).

  • А я желаю всем: чаще улыбаться, по пустякам не огорчаться.
  • Всегда иметь здоровый вид,
  • Вовек не знать, где что болит.

Список литературы:

  1. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Формирование здорового образа жизни у дошкольников:/авт.- сост.Т.Г.Карепова.- Волгоград: Учитель,2010.- 170с.
  3. Ричард Уокер Анатомия человека - иллюстрированный атлас для детей, Москва, "ОНИКС 21 век", 2001.
  4. Наше тело - Моя первая энциклопедия, под ред. Т. Буховой, Москва, "Кристина и С", 1995.

Конспект НОД в старшей группе. Познание. Окружающий мир.

Воспитатель: Байбара Е.Н.

Тема: «Что нам осень подарила»

Цели: углубить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений; уточнить представления о том, что осень – время сбора урожая овощей, фруктов; воспитывать трудолюбие; развивать правильное звукопроизношение; обогатить речь детей новыми словами;

Ход занятия:

1.Вводная беседа.

Дети входят в группу. Группа украшена осенними листьями, сделан макет огорода.

- Ребята, посмотрите какая у нас сегодня группа?

(ответы детей).

А что так украсило природу?

(Дети отвечают, что это осень).

А какая осень?

(золотая, желтая, разноцветная).

Кто из вас сможет объяснить пословицу: «В сентябре прохладно, да сытно».

(дети дают объяснения).

Ребята, а как вы думаете, чем нас может порадовать осень?

(Ответы детей: овощи, фрукты, грибы, ягоды).

- Сейчас мы отправимся в гости к Пугалу - Огородному. (Подходим к макету «огород». На огороде стоит чучело Пугала).

А кто из вас знает, кто это такой и почему его так называют?

(Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение «Здравствуй осень» Е. Благининой.

Здравствуй осень, здравствуй осень

Хорошо, что ты пришла

У тебя мы осень спросим

Что в подарок принесла.

(Заучивания стихотворения наизусть)

Ребята, что растет на огороде?

Как называются морковь, свекла, картошка, капуста одним словом?

(Дети должны озвучить, что это овощи).

Как называются яблоки, груши, сливы одним словом?

(дети дают ответ, что это фрукты).

Какие орудия труда огородника вы знаете?

(Ответы детей)

Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?

(Ответы детей)

2.Отгадывание загадок.

Ребята, Пугало спрашивает, а любим ли мы отгадывать загадки?

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице (морковь)

Посреди двора – золотая голова (подсолнух)

Сам никого не обижает

А кто раздевает, тот слезы проливает (лук)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …(картошка)

Жёлтая, а не солнце, круглая, а не луна.

Её и парят, и сырую едят,

И сказки о ней говорят.(репа )

Само с кулачёк,

Красный бочок.

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко.(яблоко )

К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи. (арбузы)

На ней сто одёжек

И все без застёжек. (капуста)

3.Дидактические игры: «Картошка», «Кто быстрее».

Ребята, смотрите кто-то копал картошку и рассыпал. Давайте поможем Пугалу собрать картофель и посчитаем.

Игра « Картошка».

(Дети собирают картошку и считают, сколько собрали ).

Пугалу очень понравилось, как мы с вами быстро собрали и правильно посчитали. Он хочет ещё с нами поиграть.

Игра»Кто быстрее».

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игоровое правило: собирать овощи и фрукты, только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт все предметы в корзину и при этом не ошибётся.

Молодцы, вы справились с этим заданием и Пугало хочет нас угостить. Но вначале отгадайте загадку.

Круглое, румяное с дерева достану я

На тарелку положу

« Кушай, мамочка»- скажу (яблоко)

Дети пробуют на вкус яблоко и дают ответы на вопросы:

Какое яблоко на вкус (сладкое,кислое)?

Какое яблоко на ощупь (твердое, мягкое)?

Какое яблоко по цвету (красное, зеленое)?

Давайте поблагодарим за угощение Пугало.
4. Подвижная игра «Осень просим».

Дети начинают медленно ходить по кругу и петь:

Здравствуй, осень! Здравствуй осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, просим,

Что в подарок принесла?

Принесла я вам муки!- отвечает Осень.

Значит, будут пирожки!- кричат хором дети в ответ.

Принесла вам гречки! – говорит Осень.

Каша будет в печке! – радуются дети.

Принесла вам овощей!- говорит Осень

И для каши и для щей!- кричат хором дети в ответ.

Рады ли вы грушам? – спрашивает Осень.

Мы их впрок насушим! – отвечают дети.

А уж яблоки, что мёд! – говорит Осень.

На варенье, на компот! – радуются дети.

Принесла и мёду!- говорит Осень.

Полную колоду! – удивляются дети.

После этого опять кружимся и поём:

Ты яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

Дождику вы рады? – хитро улыбается Осень.

Не хотим, не надо! – дети хором кричат и разбегаются врассыпную.

Но дождик тут как тут: он бегает за детьми, звонко приговаривая:

Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт.

Дети бегают до тех пор, пока Дождик кого- нибудь не поймает. Тот, кого он поймает, становится Дождиком, а Осень выбираем новую.

5. Подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЛОТАЯ ОСЕНЬ (занятие во второй младшей группе)

Цель : Развивать речь детей по средствам фольклора.

Задачи :

1.Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз.

3.Формировать звуковую культуру речи по средствам фольклора.

Оборудование : рули основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый), игрушка Белка, корзина с муляжами (грибы, шишки, орехи, ягоды), разноцветный зонт.

Ход занятия :

Организационный момент . Дети стоят в кругу (можно врассыпную).

«Давайте вместе с нами»

Давайте вместе с нами / Дети в кругу идут по кругу

Потопаем ногами, / Топают ногами

Похлопаем в ладоши, / Хлопают в ладоши

Сегодня день хороший. / Поднимают руки вверх, отпускают в стороны

Основная часть

Воспитатель : Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми, часто идет дождик. Давайте ребята, поедем на машинах в осенний лес. (Используем песню «Машина» Ю.Слонова сборник «Музыка в раннем детстве») Детям раздаем рули.

На машине покачу,

Всех сегодня прокачу:

Оленьку, Сережу

И Мишутку тоже.

Би – би - би, би – би – би… Л.Башмаков

Воспитатель : Приехали в лес. Автомобили оставили у дороги. Ребята, смотрите, на веточке сидит белка (показывает игрушку).

Сказка лесная

Белка живая

Скачет по соснам,

Хвост развивая.

Деток с собою

Зовет на прогулку.

Вместе попрыгать

С ветки – на ветку!

З.Александрова

Воспитатель : Дети, попрыгаем как белочки. (Дети прыгают на двух ногах по залу врассыпную). Белочка осенью трудится, делает на зиму запасы ягод, грибов и орехов.

Листопад, листопад.

Белка прячет в листья клад:

Желуди, грибочки

Для сынка и дочки.

Е.Михайленко

Воспитатель : У белочки лапки маленькие, но она много собрала лесных даров. Вот орешек, вот ягодка, вот грибок. У нас ручки тоже маленькие, но многое умеют делать. Покажите, какие у вас умелые ручки.

Пальчиковая гимнастика : Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодку снимаю.

И в лукошко собираю.

Будет полное лукошко.

Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.

Легким будет к дому путь!

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Слышен шум дождя (кассета «Из чего родилась музыка»).

Воспитатель : Ой, дети, дождь начинается. Белочка спряталась в дупло. А мы, чтобы не промокнуть спрячемся под зонтом (раскрывает зонт).

Дождь идет, и мы идем

Под малиновым зонтом.

По зонту стучат дождинки,

Но сухие наши спинки. В.Степанов

Под зонтиком мы дошли до наших машин. Поедем домой. До свиданья осенний лес! Ребята, а лес нас угостил своими дарами – это орешки. Вернемся в группу и угостимся.

Дети двигаются друг за другом топающим шагом, под песню «Машина». Ю.Слонова