Конспект НОД по звуковой культуре речи «Учимся правильно произносить звук «Ж» в средней группе. Занятие по развитию речи в средней группе ДОУ "Звуковая культуры речи: звук ж" - Неваляшки

Маме

Конспект занятия по ФГОС в средней группе

Тема: «Звуковая культура речи: звук ж»

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

Задачи:

Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков, умение определять слова со звуком ж.

Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; упражнять детей в умении пересказывать.

Воспитательная: воспитывать партнерские отношения во время игр.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня я вам расскажу одну историю, которая произошла с Язычком: Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то песенку поет: «Ж-ж-ж-ж». – Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».

Воспитатель: Ребята, а кто знает, кто поет такую песню?

Дети: Ж-ж-ж-ж - это песня жука

Воспитатель: Правильно. Ж-ж-ж-ж- это песня жука. (показывает иллюстрации с изображением жука и цветов). – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло? (Да!) Давайте поучимся петь песенку жука?

Воспитатель: Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

Воспитатель: Дети, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Жуки». Встаньте в круг и возьмитесь за руки.

За пределы круга выходят 6-7 детей. Они изображают жуков. (Желательно чтобы среди них были те дети, которые нечетко произносят звук ж).

«Круг – это большая комната с множеством окон, - объясняет педагог. – Люди ушли, и оставили окна открытыми. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: «Ж-ж-ж-ж». Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают».

Воспитатель: Понравилась игра? Давайте, сыграем еще раз. (Повторяется несколько раз).

Воспитатель: Какая интересная игра. Вы, ребята, замечательно поиграли. А сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?» Вы внимательно слушайте, я вам задам вопросы.

Жук в рубашке полосатой

Прилетел играть к ребятам,

На цветок лиловый сел –

Песню звонкую запел,

Сока сладкого хлебнул,

В колокольчике заснул,

Да попал в букет к Маринке

И жужжит, жужжит в корзинке!

А Маринка не поймет:

Почему букет поет? Н. Головина

Воспитатель: Кто мне ответит, почему же букет пел?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. А хотите, я вам прочитаю рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался?

Воспитатель: Хорошо. Тогда я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу помогать.

Летел жук по своим делам, жужжал «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.))

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

(Ответы детей)

Физминутка

Воспитатель: А мы пока встанем и вспомним, что произошло с жучком. В группу к нам жук влетел.

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел. поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Жук – вот красивая ладошка кружится

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Игра инсценировка.

На столе появляется собака. « Я – Дружок. Как меня зовут? Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы называть меня так.

Я не один к вам пришёл. Я ежа привёл. Где же он? Ё-Е-Ж, покажись! Дети, помогите мне упросить ежа показаться».

- Ёжик, покажись. (Дети говорят сначала шопотом, потом обычным голосом, потом громко).

Появляется ёж, смотрит на детей ворчит: «Покажись, покажись! Разве так просят?» (Прячется).

Обиделся. (Удивляется Дружок).

Что же ему не понравилось? (Дети подсказывают: надо попросить ежа вежливо 2-3 ребёнка по- одному, затем все вместе).

Появляется ёж, говорит: «Теперь покажусь. И жука с вами познакомлю. Жу-у-ук, покажись, пожалуйста!» (Слышится жужжание).

Ты чего жужжишь? Наверно вылезти не можешь? (Спрашивает педагог).

Не может вылезти. Подожди, сейчас спущу тебе верёвку. Держи, жучок! Не слышишь? Дети, давайте вместе скажем: «Держи верёвку, жучок!»

Очень тяжёлый». (Тянет жука, просит Дружка помочь тянуть).

Появляется жук: «Спасибо, ёж. Спасибо, Дружок. А я стихи сочинил. Хотите послушать?

«Жук жуку жужжал: «Жжу-жжу,

Я с ежом давно дружу». (Предлагает детям повторить стихи сначала девочкам, потом мальчикам).

Затем Дружок обижается. Но жук отвечает, что и про него сочинил стихи.

Жук, жуку, жужжал: «Жжу-жжу. Я с Дружком давно дружу».

Спасибо, жучок. (Дружок).

Я с жуком вожусь, И теперь я не сержусь.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали, и я порадую вас новыми загадками.

Воспитатель: Вы готовы внимательно слушать?

Лежал, лежал, да в речку побежал. (Снег)

Воспитатель: Есть в загадке слова со звуком ж ? Назовите их.

Шагаешь-впереди лежит,

Оглянешься-домой бежит. (Дорога)

Воспитатель: Молодцы ребята. Запомните эти загадки и загадайте их дома родителям.

С каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком Ж.

Жучку очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво пели его песенку. Давайте её ещё раз повторим: « Ж-ж-ж»

Ольга Васильева
Конспект ОД (занятия) по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи - звук [ж]»

Тема : «Звуковая культура речи – звук Ж » .

Цель : формирование у детей необходимых речевых умений .

Задачи :

Обучающая : показать детям артикуляцию звука ж ; закрепить произношение звука в слоге , разных словах, фразах; учить узнавать звук ж в названии предметов, животных, изображённых на картинках;

Развивающая : создать условия для развития внимания , мышления. Развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей.

Воспитательная : воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи . Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

Материал и оборудование : аудиозапись «Звуки леса » , искусственные деревья, ёлка, сосновые и еловые шишки, коробка с игрушкой-жуком; предметные картинки : большие и маленькие жуки, шапочки с изображением больших и маленьких жуков; игрушки : ежиха, ежата; листочки с картинками в названиях которых есть звук «ж» , фишки «звёздочки» .

Ход образовательной деятельности.

(Педагог с детьми сидят на ковре.)

Воспитатель. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей.)

Хотите сегодня отправимся в путешествие? Только мы не поедим, а полетим.

На чём можно летать?

Дети. (На самолёте, вертолёте, на воздушном шаре.)

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что наш ковёр необычный… Это ковёр-самолёт. И мы можем отправиться на нём в путешествие. Хотите проверить? Тогда располагайтесь поудобнее, закрывайте глаза. (Звучит музыка.)

Мы несёмся над горами,

Над полями и морями.

Мы быстрее ветра мчимся,

Где же с вами приземлимся?

(Пока у детей закрыты глаза, воспитатель (или помощник) расставляет искусственные деревья вокруг ковра, раскладывает сосновые и еловые шишки.)

Дети открывают глаза, замечают деревья. Звучит аудиозапись «Звуки леса » .

Воспитатель. Дети, где мы оказались?

Дети. В лесу.

Воспитатель. А вы знаете что такое лес?

Дети. Лес – это место, где растут деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы. Это дом для животных, птиц, насекомых.

Воспитатель. Дети, а вы слышите песенку листочков? А какая она?

Дети. Ш-ш-ш.

Воспитатель. Ребята, смотрите, какая-то коробочка. Как вы думаете, что внутри? (Ответы детей.)

Послушайте загадку : Жу-жу, жу-жу.

Я на ветке сижу.

Букву ж всегда твержу.

Знаю твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Дети. Жук.

(Воспитатель достаёт из коробки жука.)

Воспитатель. А что-то наш жучок молчит, не жужжит. Хотите помочь жуку? (Да.) Давайте научим его петь. Как жужжит жук?

Дети. Ж-ж-ж.

Воспитатель. Песенка жука звонкая. А теперь давайте послушаем, получится звонкая песенка у (называю имя ребёнка) .

Воспитатель. Песенка жука поётся так же, как песенка листочков ш-ш-ш, но только звонко, с голосом.

Песню ж поёт даже горлышко. Хотите проверить, поёт ли горлышко? (да)

Приложите ладонь к горлу и спойте : ж-ж-ж (хором) .

Воспитатель. Что вы слышите? Песня поётся в горлышке?

А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню листочков.

Дети. Ш-ш-ш.

Воспитатель. Поёт горло?

Дети. Нет, не поёт.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите научиться петь песенку жука? Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его к верху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим.

Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь : ж-ж-ж.

А сейчас давайте вместе со мной попробуем. (Дети повторяют хором.)

Воспитатель. Слышите, наш жучок тоже запел.

Посмотрите, жучок так звонко жужжал, что к нему прилетели друзья-жуки : большие и маленькие.

«Большие жуки» жужжат громко : ж-ж-ж.

(Дети повторяют с начало хором, затем 2-3 индивидуальных ответа. При индивидуальном ответе – предложить ребёнку взять жука и изобразить его.)

А «маленькие жуки» жужжат тихо : ж-ж-ж.

(Дети повторяют хором и индивидуальные ответы. Так же, при индивидуальном ответе предложить взять жука маленького и изобразить его.)

Воспитатель. Ребята, а вы хотите с жучками поиграть?

Воспитатель. Дети, а кто будет большими жуками? А кто будет маленькими?

(Дети выбирают жуков.)

Воспитатель. По моей команде «Большие жуки» , к ёлке подлетают большие жуки, и громко жужжат.

А по команде «маленькие жуки» , подлетают маленькие жуки и тихо жужжат.

(Игра повторяется несколько раз.)

Воспитатель. Вам понравилось играть с жуками? (Да) Они очень устали. Что же нам с ними теперь делать? (Предложения детей.)

(Одно из предложений – отпустить их на волю. Воспитатель вместе с детьми выпускают жучков на волю (в травку) .)

Воспитатель. А сейчас приглашаю вас на прогулку по нашему маленькому лесу (дети подходят к поваленной ёлке.)

Воспитатель. Я хочу вам рассказать одну историю, которая произошла в лесу : «Однажды был сильный ветер и повалил ёлку. К поваленной ёлке прибежала… (показать игрушечную ежиху) . Кто ребята?

Дети. Ежиха.

(Если дети произносят слова «ёж» , поправляю неточность : «Я сказала : прибежала, а ёж – прибежал. Прибежала… - «ежиха» .)

Воспитатель. Она прибежала со своими…

Дети. Детёнышами, ежатами.

Воспитатель. Ежата решили спрятаться от мамы : один спрятался между ветками, а другой – под ёлкой. Ходит мама, ищет своих детёнышей : «Где же мои ежата? Около ёлки нет, за ёлкой нет.

Воспитатель. Дети, давайте позовём ежат, поможем ежихе.

Дети. Ежата, ежата.

Воспитатель. Вот и нашлись.

А теперь давайте вместе со мной – отчётливо повторим.

Жу-жу-жу –

Едем в гости к ежу.

Жа-жа-жа –

Повстречали мы ежа.

Воспитатель. Жжук, жужжит. Какой звук я выделяю голосом ?

Дети. Ж-ж-ж.

Воспитатель. Песня жука, живёт в одних словах и не живёт в других.

Посмотрите, на полянке лежит много листочков. Ребята, почему листочки оказались на земле? (Был сильный ветер.) Возьмите себе по листочку.

(Предлагаю детям сесть на полянке и перевернуть листочки; рассмотреть картинки с обратной стороны и про себя назвать свои картинки.)

Воспитатель. А теперь догадайтесь, в названии какой картинки спряталась песня жука – ж-ж-ж. Как только найдёте картинку, сразу же ставьте на неё фишку (звёздочку) .

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель. В названии каких картинок живёт песенка жука ж-ж-ж.

(Ответы детей, чёткое произношение.)

Воспитатель. А теперь ребята послушайте стихотворение :

«Есть иголки у ежа,

Клюв и крылья у чижа.

Молоко дадим ежу,

Крошки вкусные – чижу».

Воспитатель. Давайте повторим его все вместе :

Воспитатель. У кого есть иголки?

Дети. У е…жа.

Воспитатель. У кого есть клюв и крылья?

Дети. У чи…жа?

Воспитатель. Кому дадим молока?

Дети. Е…жу.

Воспитатель. Кому дадим вкусных крошек?

Дети. Чи…жу.

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие.

Дети, где мы сегодня побывали?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Кому мы помогли?

Дети. Жуку, ежихе.

Воспитатель. Чем мы помогли?

Дети. Научили жучка петь (жужжать, его нашли друзья.

Помогли ежихе найти ежат.

Воспитатель. Как вы думаете, почему сумели им помочь?

(Ответы детей. Если дети затрудняются, то помочь.)

Воспитатель. Вам удалось помочь жуку, ежихе, потому что вы научились петь песенку жука.

А теперь прошу всех встать на ковёр-самолёт, закрывайте глаза, мы возвращаемся в детский сад.

(Звучит музыка.)

«КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ: ЗВУК Ж»:

Цель :

Упражнять детей в правильном произношении звука «Ж» : изолированно, в слогах, в словах.

Развивать фонематический слух : учить слышать звук «Ж» в начале слова, учить различать слова, начинающиеся на звук «Ж» ; учить детей ориентироваться не на смысл слова, а на его звучание.

Развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи , слуховое внимание.

Ход занятия:

Воспитатель: – Сидел Язычок в домике, слышит: кот-то поёт незнакомую песенку: ж-ж-ж. «Я не умею так петь, - огорчился Язычок – я знаю песенку листьев, гуся, змеи». Я что это за песенка гуся, напомните мне?

Дети: - ш-ш-ш.

Воспитатель: - «Ж-ж-ж» – это песня жука, она поётся также как песня «Ш-ш-ш», но только звонко, с голосом. Песню «Ж-ж-ж» поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Песня поётся уже в горлышке, Данил?

Да.

А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню гуся. Поёт горлышко, Рита?

Нет.

Воспитатель: - Давайте поучим песню жука. Откройте рот, Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Хорошо, закройте рот. Отдохните немножко. Давайте повторим. Как только язычок спрячется далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь «Ж-ж-ж». Сначала произнесём все вместе: «Ж-ж-ж». Молодцы. А теперь Артем.

Ж-ж-ж.

Молодец. Теперь Миша.

Ж-ж-ж.

Умница.

Теперь споём все вместе песню маленького жука и большого жука . (маленького- тихо, большого-громко).

Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.

Итак, начали:

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).

2) Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).

3) И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по… (животикам).

4) Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало… (жарко).

5) А рядом бегемотики

Схватились за …(животики).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Воспитатель: - Сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Жуки». Давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг.…

Физкультминутка

На лужайке, по ромашкам Бегают по свободному пространству группы.

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу,жу-жу-жу Останавливаются, встают прямо.

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь, Выполняют наклоны туловища вправо-влево

Низко, низко наклоняюсь. Выполняют наклоны вперед-вниз

На цветке я посидел, Приседают

Отдохнул и полетел. Бегают и затем садятся на свои места.

Улетели жуки, но оставили свою «песенку» в словах:

(Фланелеграф с картинками, в которых есть звук «ж»).

Жжжук, кружжжок, жжжираф . Послушайте ещё раз, как поёт жук в этих словах, и попробуйте сказать так же как я: жжжук, кружжжок, жжжираф. Произнесём все вместе. Теперь произнесёт Соня.

Жжжук, кружжжок, жжжираф.

Молодец. А сейчас Миша.

Жжжук, кружжжок, жжжираф.

Умница.

Я много знаю слов в которых есть песенка жука: ножик, кружжжиться, жжжарко. А вы, знаете слова с такой песенкой? (Дети произносят слова с выделением звука «ж», если ребёнок ошибся, то воспитатель медленно произносит слово и предлагает детям послушать есть ли в нём песенка жука).

Воспитатель: - Дети, к нам в гости пришёл мальчик. Давайте дадим ему имя, где живёт звук «Ж»:- Женя.

Выделение звука на слух из ряда звуков .

Игра «Поймай жука» .

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука» .

Я буду произносить разные звуки , а вы если услышите песенку жука – звук Ж , хлопните в ладоши один раз.

Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.

А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.

(Если дети ошибаются, предложить помощь :

Мини-итог : все справились хлопали только на звук Ж .

Закрепление изучаемого звука в словах.

Однажды Жене приснился сон, что он стал знаменитым дрессировщиком и выступает в цирке с удивительным номером «Говорящий жук» . Женя называл слова, а жук их изменял, так, что в каждом его слове был хорошо слышен звук Ж .

Например, Женя говорил СНЕГ, а, жук СНЕЖЖЖОК.

Попробуем и мы с вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. И помните все должны услышать какой звук ? Правильно ЖЖЖЖ.

Ребята отвечать будет только тот, кого я назову.

(флаг - … флаЖок,

друг –….друЖок,

сапог –…сапоЖок,

круг –….круЖок,

утюг –…. утюЖок,

пирог –…. пироЖок).

Мини-итог : умнички, все были внимательны, все изменили слова так, чтобы был слышен звук Ж .

Закрепление изучаемого звука во фразах, чистоговорках.

Воспитатель: - А проснулся Женя от того, что жук пел ему свою песенку :

Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.

Что делает Жук? (жужжит) .

Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)

Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу) .

Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.

Над чем жужжит Жук? (над ухом) .

Кого будит жук? (детишек) .

Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.

Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?

Расскажи,Даша.

Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж .

(повтор хоровой) .

Воспитатель: - Дети, а вы знаете чистоговорки? Давайте почитаем их мальчику Жене.

Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу, как-то уж пришёл к ежу.

Жи-жи-жи, мне ежаток покажи.

Жу-жу-жу, я с ужатами дружу.

Жа-жа-жа, уж уходит от ежа.

Молодцы, правильно прочитали чистоговорки, голосом старались выделить нужный звук «Ж».

Воспитатель: -А теперь усаживайтесь за столы. Вы должны рассмотреть все предметы на листочке, определить в каких словах есть песенка жука. Обвести их. Будьте внимательны. (жираф, журавль, собака , еж, заяц , пожар, лыжи, лужа)

Справились, хорошо.

На этом наше занятие закончилось.

Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?

Познакомились с новым звуком «Ж»;

Учились определять этот звук в словах и составляли свои слова со звуком «Ж»;

Учили чистоговорки;

Обводили картинки где есть звук «Ж».


Надежда Мазырина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ж]»

Тема : «Звук Ж » .

Воспитатель : Мазырина Надежда Алексеевна, 2 кв. категория. я

Образовательные задачи :

Познакомить детей с правильной артикуляцией звука Ж ;

Закреплять правильное произношение звука Ж В речи детей ;

Упражнять детей в образовании существительных в уменьшительной форме.

Развивающие задачи :

- развивать речевой слух :

А)развивать умение выделять звук Ж из ряда звуков ;

Б)развивать умение произносить звук тихо-громко .

Воспитательные задачи :

Воспитывать умение выслушивать задание до конца.

Методы и приёмы : игровая мотивация, показ, объяснение, указание, похвала, наглядность, совместное проговаривание, образец ответа, оценка.

Раздаточный и демонстрационный материал : кукла Женя, картинки ЖАБА, УЖИ, ЖУРАВЛИК; картинки для артикуляционной гимнастики : «Чашечка» , «Блинчик» , «Вкусное варенье» , «Грибок» ; на каждого ребёнка :

зеркала с салфеткой, бабочки на поддувание; иллюстрация к стихотворению.

Дифференцированная индивидуальная работа с детьми :

Выше среднего уровня развития : побуждать Сашу, Машу, Дашу, Арсения, Ксюшу, Алёну самостоятельно выделять заданный звук в словах и фразах ;

Образовывать слова в уменьшительной форме самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.

-среднего уровня развития : упражнять Ксюшу, Лилю, Матвея, Егора, Максима Ц. в умении выделять звук Ж в словах и фразах с небольшой помощью.

Ниже среднего уровня развития : учить Славу выделять заданный звук из ряда звуков .

Предварительная работа : рассмотреть с детьми картинки с целью их правильного называния, знакомство с куклой Женей.

Примерный ход занятия :

1 часть : подготовка артикуляционного аппарата.

Ребята, к нам в гости пришла кукла. Вы помните, как её зовут?

(Женя)

Сегодня я расскажу вам историю, которая произошла с Женей. Мы научимся произносить новый звук , поиграем в игру «Говорящий жук» и выучим стихотворение.

Но сначала нам нужно разбудить наш язычок.

1.1 Артикуляционная гимнастика.

Женя прыгала на скакалочке, а потом пошла пить чай.

И выпила одну чашку чая - упражнение «Чашечка» (картинка на доску) .

Губы в широкой улыбочке, широкий язык поднят вверх.

Потом съела один блинчик с вареньем – упражнение «Блинчик» (картинка на доску) .

Губы также, широкий язык лежит на нижней губе.

упражнения : «Возьмите зеркала» .

Указание детям после выполнения упражнения : «Положите зеркала на салфетки» .

Чередуем упражнения 3 повтора.

Так ей понравилось варенье, что она облизала верхнюю губу – Упражнение «Вкусное варенье» .

Губы в улыбочке, широкий язык облизывает верхнюю губу.

Затем Женя пошла на лесную полянку и увидела грибок на тонкой ножке – упражнение «Грибок» (картинка на доску) .

Рот широко открыт, широкий язык присасываем к верхнему нёбу

Мини –итог : вы молодцы, язычки были широкими. «Грибочки на тонких ножках» .

1.2 Упражнение на поддувание.

Упражнение «Красивые бабочки» .

Под чудо-деревом распустились красивые цветы. Прилетели бабочки и сели на них. Вдруг задул ветер и сдул всех бабочек с цветов.

Указание детям перед выполнением задания :

2 часть. Знакомство со звуком . Артикуляционный уклад.

На полянке Женя нашёл жука. На улице было прохладно и поднял жука и понёс его домой. Дома жук согрелся и запел свою любимую песенку : «ЖЖЖЖЖ» .

Ребята, а вы хотите научиться петь песенку жука?

Губы в широкой трубочке, зубы приближены, широкий язык за верхними зубами, голосок не спит.

Возьмите зеркала и попробуем все вместе спеть песенку жука, произнести звук Ж .

А теперь Катин жук.

Наши жуки далеко улетели и их почти не слышно (произносим звук тихо ) .

Жуки подлетели совсем близко (громкое произнесение) .

Мини – итог : у вас хорошо получилось, губы у всех были широкой улыбочкой, широкий язычок за верхними зубами. Произносили звук Ж и тихо , и громко.

Женя долго наблюдал за жуком, а тот кружил по комнате. Засмотрелся на Женин живой уголок, в котором жили ЖАБА, два УЖА и маленький ЖУРАВЛИК (выставляю картинки на доску) . И вдруг упал.

Жук упал, и встать не может,

Ждёт но кто ему поможет…

А животные из Жениного уголка стали ему помогать : ЖАБА лапками, УЖИ хвостиками, а ЖУРАВЛИК крылышками. Так жук подружился с Жениными животными.

Ребята, назовите животных из Жениного уголка, с которыми подружился жук. И выделите голосом звук Ж .

Назови, Даша.

Помоги, пожалуйста, Алёна.

Арсений, кого ещё не звали девочки.

Мини-итог : вы абсолютно правы, верно назвали всех животных и выделили звук . Какой? ЖЖЖ.

Физминутка.

4 часть. Выделение звука на слух из ряда звуков .

Игра «Поймай жука» .

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука» .

Я буду произносить разные звуки , а вы если услышите песенку жука – звук Ж , хлопните в ладоши один раз.

Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.

А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.

(Если дети ошибаются,предложить помощь :

Какой звук я произнесла ? Т, нужно ли было хлопать? Нет.

Хлопните, только если, услышите звук Ж . Будьте, внимательны)

Мини-итог : все справились хлопали только на звук Ж .

5 часть. Закрепление изучаемого звука в словах .

Однажды Жене приснился сон, что он стал знаменитым дрессировщиком и выступает в цирке с удивительным номером «Говорящий жук» . Женя называл слова, а жук их изменял, так, что в каждом его слове был хорошо слышен звук Ж .

Например, Женя говорил СНЕГ, а, жук СНЕЖЖЖОК.

Попробуем и мы с вами стать говорящими жуками. Буду называть слова, а вы их изменять. И помните все должны услышать какой звук ? Правильно ЖЖЖЖ.

Ребята отвечать будет только тот, кого я назову.

(флаг - Даша… флаЖок,

друг – Маша….друЖок,

сапог – Арсений…сапоЖок,

круг – Ксюша….круЖок,

утюг – Саша…. утюЖок,

пирог – Алёна…. пироЖок).

Мини-итог : умнички, все были внимательны, все изменили слова так, чтобы был слышен звук Ж .

6 часть. Закрепление изучаемого звука во фразах , чистоговорках.

А проснулся Женя от того, что жук пел ему свою песенку :

Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.

Что делает Жук? (жужжит) .

Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)

Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу) .

Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.

Над чем жужжит Жук? (над ухом) .

Кого будит жук? (детишек) .

Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.

Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?

Расскажи Даша.

Жук жужжит : «жу-жу-жу!»

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж .

(повтор хоровой) .

ИТОГ ЗАНЯТИЯ :

Молодцы, ребята. Сегодня мы научились правильно произносить звук . Какой? Ж.

Какие слова мы в вами называли со звуком Ж ? Правильно, запомнили.

В какие игры играли с Жуком и с Женей.

На следующем занятии мы с вами познакомимся с Кузнечиком и научимся петь его песенку.

Светлана Камачкина
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «ЗКР. Звук [ч]»

Цель : Объяснить детям, как правильно произносить звук [ ч ] .

Упражнять в произнесении звука [ч] в словах и

фразах, подбирать слова на заданный звук , развивать

фонематический слух детей. Развивать диалогическую речь .

Задачи : Учить понимать смысл загадок, правильно называть

качество предметов. Учить использовать в ответах на

вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые

распространенные предложения. Воспитывать любовь к природе и животным.

Материал : елочки, мягкая игрушка волк, заяц и белка.

Маски зверей. Конверт с картинками. Волшебный сундучок.

Сюрпризный момент : Звучит аудио-запись" Голоса птиц".

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, вы слышите, как красиво поют птицы.

А наш язычок тоже умеет так красиво петь. Но сначала его

нужно разбудить. Для этого мы с вами выполним упражнение

"Лошадки":Вытянем губки, приоткроем ротик и поцокаем

"узким" язычком (как цокают копытами лошадки) .

Разбудили мы наш язычок. Сегодня он будет учиться петь

новую песенку : Пошел язычок погулять и пришел к желез-

ной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел :

[Ч-ч- ч]. Наш язычок решил тоже выучить эту песню. Он

то собрался запеть :[ Ш-ш-ш], но сделал шаг назад своем

домике. Покажите, как язычок сделал шаг назад. Закройте

ротик, Дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь, пусть язычки

снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат

ими в потолок : [ Ть-ть-ть].А теперь пустите на ладонь (сде-

лайте заборчик перед ртом) теплый ветерок и спойте :[Ч-ч-ч]

(Повторить несколько раз. Медленно, быстро, громко, тихо) .

Молодцы! Справились с песенкой. А теперь у меня для вас

есть сюрприз. Нам в группу кто-то прислал письмо. Но ни об-

ратного адреса ни имени, того кто его прислал на нем нет,

вместо этого только три загадки. Давайте, ребята, отгадаем

эти загадки и узнаем, кто прислал нам письмо.

Дети : Давайте.

В : - Слушайте внимательно первую загадку :

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Кто в зайчатах знает толк,

Ну конечно, это. (волк) .

Дети : Волк.

В : -А почему вы думаете, что это волк?

Дети : Потому, что.

В : -Какой волк? Что мы можем про него сказать?

Дети : Он серый.

В : -Да, правильно, а еще он сердитый, злой, голодный. А как

называют детенышей волка? Один и много?

Дети : Один-волчонок, много-волчата.

В :Молодцы! Первую загадку отгадали, слушаем теперь

вторую :

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам :

Он в шубке серенькой зимой

И в рыжей шубке летом.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз.

Дети : Белочка.

В :-Почему вы думаете, что это белка?

Дети : Потому, что.

В :-Какая она? Опишите ее словами.

Дети : Она рыженькая, с пушистым и длинным хвостиком.

В :-А еще? Что она делает?

Дети : Она быстрая, умеет прыгать по веткам, запасает орешки и

грибочки.

В :-Как называют детенышей белки? Одного и много?

Дети : Один-бельченок, много-бельчата.

В :-Молодцы! Вот и вторую загадку мы разгадали. Осталась послед-

няя, третья :

Длинное ухо, комочек пуха.

Маленький, как гномик,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Дети : Зайчик.

В :-Почему вы думаете, что это зайчик?

Дети : Потому, что.

В :-Какой он?

Дети : Трусливый, косой, быстрый, осторожный.

В :-Что делает?

Дети : Прыгает, боится, скачет, прячется от волка и от лисы.

В :-А как называют детенышей зайца? Одного и много?

Дети : Зайчонок и зайчата.

В :-А их маму называют. ?

Дети : Зайчиха.

В :-Вот какие молодцы! Все загадки отгадали. Так кто нам, ребята,

письмо написал?

Дети : Письмо написали волк, белочка и зайчик.

В :-А какие это животные, где они живут?

Дети : Это дикие животные, они живут в лесу.

В :-Правильно! И теперь мы с вами можем его прочитать :

Жила в дупле елочки белочка. А под елочкой-зайчик. Они очень любили играть вместе. Вдруг, видит зайчик, что из чащи выглядывает волчок-серый бочок. Испугался зайчик, а волчок говорит :-Я тебя не трону, если отгадаешь мою загадку. Назови слова, в которых есть звук [ч] . Помогите, нам, ребята.

В :-Ну, что, детки, поможем белочке и зайчику?

Дети : Да, поможем!

В :А на помощь нам придет наш волшебный сундучок с под-

сказками. Но сначала мы должны его открыть. Ребята, а чем

открывается волшебный сундучок?

Дети : Наверное, волшебным ключиком.

В :-Что же делать, у меня есть только обычный ключик.

Придумала. А давайте, когда мы будем открывать замочек,

скажем волшебные слова : Чики-чики-чики-чок, открывайся,

сундучок.

Дети повторяют за воспитателем чистоговорку три раза.

В :-Получилось! Посмотрим, что у нас в сундучке?

Воспитатель достает из сундучка различные предметы, в

названии которых есть звук [ ч] и несколько предметов, в

названии которых этого звука нет . Воспитатель вместе с

детьми называет эти предметы и дети хлопают в ладоши,

если слышат в слове звук [ч] .

В :-Ну что же, ребята, вот мы и справились, молодцы! Но,

посмотрите, сколько у нас еще вещей осталось! Неужели наш

волшебный сундучок ошибся, не может быть? Почему в нем

лежат ложка, нож и вилка? Ведь в этих словах нет звука [ч] ?

Если дети не догадаются сами, то можно подсказать :

В :-Ребята, а давайте, назовем их ласково, может это поможет?

Дети : Ложка-ложечка, нож-ножичек, вилка-вилочка.

В :-Ну вот, ребята, у нас все получилось. А теперь давайте

сложим наши слова в конверт, и сами отвезем его в лес бе-

лочке и зайчику. А поедем мы на поезде.

Физ-минутка :"Паровозик". Дети строятся паровозиком за вос-

питателем как вагончики.

В :-Наш паровозик очень любит петь волшебные песенки. Если

он поет громко-он едет быстро, если он поет тихо- он едет

медленно.

Чу-чу-чу-стоять я не хочу.

Ча-ча-ча-каланча.

Ач-ач-ач-испеку калач.

Оч-оч-оч-наступила ночь.

Чоки-чоки-чоки-чок-постучал наш каблучок.

В :- Вот мы и приехали. Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев.

А как они называются?

Дети : Елочки.

В :-А лес тогда какой?

Дети : Еловый.

В :-А вот и наши зверята. Бери волчок-серый бочок, ответы на свои

загадки и отвечай : зачем зайчика пугал (Поиграть хотел. Одному

грустно. Раньше с мишкой играл, а теперь он спит, скучно.)

А во что ты с мишкой играл, научи и нас всех, мы в д. садик

приедем и там всех научим. А здесь, белочку с зайчиком, будешь

и с ними тоже играть.

Игра"Похвалялись звери":дети надевают шапочки зверей,

играют парами :

Я - волчок.

Я - зайчик.

У меня шубка серая.

У меня шубка белая.

У меня уши маленькие, острые.

А у меня -длинные.

Играют также пары : волк и белка, белка и заяц. Можно добавить

В :-Ну вот, все подружились. А нам пора обратно, в детский сад

на нашем паровозике. (Повторение чистоговорок) .

Вот мы и дома. Ребята, что мы расскажем остальным деткам,

которые не ездили с нами лес? Какую песенку научился петь наш

язычок? Где мы были? В каком? Кого видели? Вам понравилось?

Съездим туда еще? До скорых встреч!

Литература :

1. В. В. Гербова "Конспекты занятий по развитию речи в средней

группе ".

2. О. С. Ушакова "Конспекты занятий по развитию речи для детей 3-5

3. Программа М. А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в