Для развития умения слушать, понимать и пересказывать содержание текста можно использовать рассказы без наглядного сопровождения. Это позволяет ребенку выйти за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, побуждает использовать в речи сложноподчиненные предложения, слова, обозначающие свойства объектов и их действия.
Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В подобных играх дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по ее словесному описанию. Более старшие дети могут отгадывать простые загадки и без опоры на зрительное восприятие.
Во время свободной игры воспитатель может подсесть к ребенку и завязать с ним беседу: "Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?" При этом обращения взрослого не должны нарушать ход игры, они должны органично вплетаться в нее, способствовать ее обогащению.
Педагог может также собрать возле себя несколько детей, взять игрушку и обратиться к малышам: "А как зовут эту куколку? Ляля? Какое хорошее имя! А какое красивое платье у Ляли, какие туфельки!" Важно привлекать внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их: "А где у Ляли носик? Кто мне покажет? (или: "Покажи мне".) А где у Ляли глазки?"
Игру с ребенком желательно сопровождать стихами. Например:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Идет бычок, качается.
Вздыхает на ходу:
"Ой, доска качается,
Cейчас я упаду".А. Барто
Во время прогулки, обращая внимание детей на природные явления, животных, воспитатель может сопровождать свою речь короткими стихами. Например:
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлебца каравай,
Сколько хочешь, получай!
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Уж ты радуга-дуга,
Поведи меня в луга,
Там каша масляная,
Ложка крашеная.
Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут,
Злятся, злятся, травки мнут.
Комарики-макарики,
Довольно вам летать,
Довольно вам жужжать!
В лесу на опушке
Посреди лужайки
Три старые лягушки
Бренчат на балалайке:
Кокс-кваки-кваки-кокс.
Пришла во двор корова:
"Му! Я здорова.
Раздуты бока.
- Кому молока?"
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
В окна дождик гулко стукал.
Капли пели: кап-кап-кап!
Разбудили капли кукол.
Бродит ветер-косолап.
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись.
Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос,
Уходи, мороз, домой,
Стужу уводи с собой.
Ручеек, ручеек,
Неширок ты, неглубок,
Ты, как ниточка, идешь
Ну и что ж!
Ты бежишь и ты поешь.
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба!
Жили-были два жука,
Два жука веселых,
В зеленых камзолах,
В красивых сапожках,
На тоненьких ножках.
Улитка, улитка,
Открой свою калитку,
Покажи рожки.
Синий, синий василек,
Ты любимый мой цветок.
Укладывая детей спать, полезно напевать им короткие колыбельные песенки, негромко рассказывать подходящие стихи. Педагог может поинтересоваться у родителей, какие песенки они поют своим детям перед сном, какие стихи рассказывают. Некоторые малыши любят, чтобы взрослый пошептал любимый стишок на ушко.
Ниже представлены примеры стихотворений, которые можно прочитать детям перед сном.
Спать пора, уснул бычок.
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.А. Барто
Спят ли волки?
Спят, спят.
Спят ли пчелки?
Спят, спят.
Спят синички?
Спят, спят.
А лисички?
Спят, спят.
А тюлени?
Спят, спят.
А олени?
Спят, спят.
А все дети?
Спят, спят.
Все на свете
Спят, спят.А. Введенский
Спят луга, спят леса,
Пала божия роса,
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит.А. Блок
Баю-баю-баю-бай,
Поскорее засыпай.
Наш мурлыка старый кот
Тихо песенки поет;
Баю-баю-баю-бай!
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки,
Потягушечки,
Где игрушечки,
Погремушечки?Г. Лагздынь
Одевая малышей после сна, собираясь на прогулку, нужно называть все предметы одежды и действия, разными способами побуждая детей к речевому общению. Например: "Так, надели ботиночки. Теперь что будем надевать? Курточку? Где твоя курточка, Люся? Ах, какая курточка, красная, с кармашками! Давай сначала одну ручку просунем в рукав, теперь другую. Где другая ручка? Куда она спряталась? Вот она, в рукаве, просовывай ее сюда. Молодец! Дай мне теперь шапочку. Вот и шапочку надели. Теперь можно идти гулять".
Маша варежку надела
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал!
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?Н. Саконская
Если малыш разбросал свои вещи, педагог может помочь ему сложить их аккуратно и прочитать такие стихи:
Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может, плюшевый медведь
Захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять -
И засунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка!Л. Барбас
Мишка, Мишка, где штанишки?
Потерял, потерял.
У девчонок на орешки
Променял, променял.
Умывая, купая ребенка, совершая другие гигиенические процедуры, можно сопровождать действия ласковым разговором, стихами, песенками. Например.
Развитие речи у детей в семье - один из важных периодов, на которым родителям нужно постоянно следить. Это должно стать своего рода у мамы и отца, предметом их постоянного внимания и контроля.
Прежде всего, это проявляется в том, как развита речь у самих родителей. Они должны стать примером для ребёнка, демонстрируя грамотную и чистую речь, выдерживая нужную интонацию.
Ежедневно разговаривая с малышом в семье, нужно постепенно развивать его речь, рассказывать об окружающем мире и обсуждать его.
Речь у ребёнка развивается параллельно в двух направлениях: во-первых, осознание им речи окружающих его людей, а, во-вторых, формирование его собственной речи. При этом, первое направление в развитии всего опережает второе. И особенно чётко это заметно у детей после полутора лет, которым вполне по силам понимают почти всё, что им говорят окружающие люди, но сами разговаривают ещё очень плохо. Как правило, словарный запас у них не превышает сорока слов.
Мама и папа постоянно называют ребёнку предметы, которые он видит, и рассказывают о них. Также они управляют его действиями. Например, интересуясь, не хочет ли он в туалет, в том случае, если ребёнок не ходил на горшок уже достаточно долго. Или, к примеру, можно попросить малыша: "Отнеси полотенце маме" или позвать его: "Подойди ко мне". Поэтому отставания в развитии понимания речи у детей, как правило, нет.
Но, в развитии собственной речи у детей в семье может наблюдаться отставание. Для предупреждения этого нужно заинтересовать ребёнка в общении, чтобы у него у самого появилось желание общаться. Например, можно побуждать перечислять окружающие его предметы, например, игрушки или называть близких людей, которые его окружают (мама, папа, дед, баба, брат и т.д). И заниматься этим надо много. С начала второго года жизни надо с малышом тренировать произношение. Для этого надо помногу повторять даже самые простые слова для того, чтобы ребёнок их запомнил, усвоил и научился правильно произносить.
Часто задержка в развитии речи у ребёнка может проявляться таким образом, что он, вместо того, чтобы называть предметы или просить что-либо словами, показывает это мимикой или жестами. Как правило, родители и другие родственники его понимают и выполняют его просьбу, выраженную каким-нибудь звуком или жестом. Но делать этого не следует. Нужно объяснить малышу, что если он что-то хочет, то он должен сказать это словами, даже если понятно, что малыш требует: "Скажи, дай грушу"; или: "Не хочешь купаться, не надо выбираться из ванны. Просто скажи: я накупался".
Значительный
прогресс в развитии речи ребёнка в семье происходит с того момента, когда малыш
начинает легко повторять слова, которые он услышал. У большинства детей речь
наиболее быстрыми темпами развивается в возрасте, примерно, двух лет, хотя этот
период развития речи у детей может начаться гораздо раньше, после того, как
закончился и пошёл второй.
Обычно к двум годам жизни словарный запас детей составляет, примерно, 300 слов, а применяют, примерно, 1200 слов и уже используют многие части речи. Все буквы малыш может выговаривать чисто, за исключением звука "р" и шипящих звуков. Малыш уже способен строить сложные фразы, но ещё не может сформулировать их грамматически верно. Также малыш использует восклицательную и вопросительную интонацию в предложениях.
Развитие речи у детей в семье зависит от его познания окружающего мира с вещами и предметами, которые он видит, с природными явлениями, свидетелем которых он является, с повседневной жизнью и поведением окружающих людей. Малыш уже запоминает и называет цвета, форму игрушек и других вещей, их величину.
Развитие речи способствует развитию интеллектуальной деятельности ребёнка, его понятия становятся обширнее, к примеру: "Пришла весна, сейчас тает снег и бегут ручьи". Он сам размышляет, делает свои выводы и заключения. По мере всё более совершенного формирования речи у малыша, её значимость для него возрастает. Он постоянно применяет рель в повседневной жизни, в своих играх, планирует, чем будет заниматься, а также может анализировать, что было и предполагать, что ещё произойдёт.
Кроме того, понимание речи также развивается. И сейчас ребёнок способен не только понять то, что говорят непосредственно ему. Ему вполне под силу понять то, о чём общаются между собой его родители и другие взрослые.
Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. 1-3 года Мещерякова Софья Юрьевна
Педагогические приемы, используемые для развития речи детей в повседневной жизни
В процессе игры
Во время свободной игры воспитатель может подсесть к ребенку и завязать с ним беседу: «Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?» При этом обращения взрослого не должны нарушать ход игры, они должны органично вплетаться в нее, способствовать ее обогащению.
Педагог может также собрать возле себя несколько детей, взять игрушку и обратиться к малышам: «А как зовут эту куколку? Ляля? Какое хорошее имя! А какое красивое платье у Ляли, какие туфельки!» Важно привлекать внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их: «А где у Ляли носик? Кто мне покажет? (или: «Покажи мне».) А где у Ляли глазки?»
Игру с ребенком желательно сопровождать стихами. Например:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Идет бычок, качается.
Вздыхает на ходу:
«Ой, доска качается,
Cейчас я упаду».
А. Барто
Из книги Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей автора Голубева Лидия ГеоргиевнаПриложение 1 Основные приемы гимнастики и массажа, необходимые для формирования и воспитания правильных произвольных движений у детей первых трех лет жизни Схема назначения гимнастики и массажа детям I и II групп здоровья разработана на кафедре поликлинической
Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автораОсобенности развития речи детей четвертого года жизни На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их
Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина ВикторовнаОсобенности развития речи детей третьего года жизни На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но
Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина ВикторовнаОсобенности развития речи детей пятого года жизни В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их
Из книги Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Теплюк Светлана НиколаевнаПринципы и задачи гармоничного развития детей первых лет жизни Первые годы жизни ребенка отличаются своей уникальностью и неповторимостью. Этот период правомерно выделяют особо в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В это время происходит
Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена ПетровнаСредние показатели физического развития для детей второго месяца жизни Вес – 5–5,3 кг.Рост – 56–58 см.Окружность головы – 38,4-39 см.Окружность груди –
Из книги Десять родительских ошибок автора Лепешова ЕвгенияСредние показатели физического развития для детей третьего месяца жизни Вес – 6–6,3 кг.Рост – 59–61 см.Окружность головы – 40–40,9 см.Окружность груди –
Из книги автораСредние показатели физического развития для детей четвертого месяца жизни Вес – 6,5–6,9 кг.Рост – 62–64 см.Окружность головы – 41–41,9 см.Окружность груди –
Из книги автораСредние показатели физического развития для детей пятого месяца жизни Вес – 7,4–7,8 кг.Рост – 64–68 см.Окружность головы – 42,2-43,2 см.Окружность груди –
Из книги автораСредние показатели физического развития для детей шестого месяца жизни Вес – 8–8,7 кг.Рост – 66–70 см.Окружность головы – 43,2-44,2 см.Окружность груди –
Из книги автораСредние показатели физического развития для детей седьмого месяца жизни Вес – 8,5–8,9 кг.Рост – 68–71 см.Окружность головы – 44–44,8 см.Окружность груди – 45–46,4 см.Для оценки физического развития малыша в этом возрасте можно использовать очень простой индекс
Из книги автораСредние показатели физического развития для детей девятого месяца жизни Вес – 9,3–9,9 кг.Рост – 71–73 см.Окружность головы – 45,3-46,3 см.Окружность груди –
Из книги автораСредние показатели физического развития для детей десятого месяца жизни Вес – 9,5–10,4 кг.Рост – 72–74 см.Окружность головы – 45,6–46,6 см.Окружность груди –
Из книги автораСредние показатели физического развития для детей одиннадцатого месяца жизни Вес – 9,8-10,5 кг.Рост – 73–75 см.Окружность головы – 46–46,9 см.Окружность груди –
Из книги автораСредние показатели физического развития для детей двенадцатого месяца жизни Вес – 10,1-10,7 кг.Рост – 74–76 см.Окружность головы – 46,2-47,2 см.Окружность груди – 48–49,2 см.Итак, за первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает примерно на 25 см. Существуют
Из книги автораБезразличие к повседневной жизни и мнению ребенка Обратимся к притче, приведенной в начале главы. Если воспринимать описанную ситуацию в ресторане буквально, оно вызывает множество сомнений. И самое очевидное в том, что все же родители (а не официанты) отвечают за жизнь и
На занятиях и в повседневной жизни педагоги логопедических групп учат детей содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Скачкова Елена Анатольевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МДОУ "Детский сад № 204"
Населённый пункт:
город Саратов
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Проблема формирования развития речи у детей средней группы в повседневной жизни"
Дата публикации:
10.05.2018
Раздел:
дошкольное образование
Проблема формирования развития речи у
детей средней группы в повседневной жизни
Работа по развитию речи детей в нашей группе осуществляется в разных
видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на
других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности;
в повседневной жизни.
1. Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей
в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.
2. Обучать рассказыванию, связной речи.
3. Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность
органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо).
4. Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность голоса.
5. Формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.
6. Способствовать развитию действий руки, формировать ручную
умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.
Цель: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на
основе использования составления описательных рассказов и навыков
пересказа.
Активизировать движения пальцев рук; развивать моторику руки,
выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.
Научить ребенка правильным движениям органов артикуляционного
аппарата.
Актуальность: речевого развития детей дошкольного возраста состоит в
том, что предметно-развивающая среда продуктивная деятельность с
использованием разных технологий по развитию мелкой моторики является
наиболее благоприятной для развития и коррекции речевых навыков детей,
их способностей.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте
является совершенствование монологической речи. Эта задача решается
через различные формы и методы речевой деятельности: пересказ
литературных произведений, составление описательных рассказов о
предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих
рассказов, а также сочинение рассказов по картине, серии сюжетных и
опорных картинок.
Перед каждым занятием по развитию речи проводим артикуляционную
гимнастику.
Артикуляционная гимнастика представляет собой занятия с ребенком, в
ходе которых задействуются небо, губы, язык и мимические мышцы.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она
приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. В
первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением
звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и
дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку,
это сложный двигательный навык.
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со
сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем,
при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.
Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-
психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми
нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них
становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников
и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут
появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального
обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не
возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной
гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является
основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений
звукопроизношения.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые
игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей
импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами.
Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы,
животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых
игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем
самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и
речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках
его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки,
видимой частью полушарий головного мозга. Слабое развитие моторики
сказывается на других видах деятельности у детей. Так, их рисунки
выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур
предмета.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную
пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,
исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению
письмом. Развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется
специальное внимание. Все упражнения проводятся в игровой форме.
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики
являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения,
ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают
хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как
правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и
речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка
движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором,
стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению
артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее
важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного
мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Систематическое использование настольных игр значительно улучшает
грамматический строй речи детей.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр
– развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод
ребенка на творческое, экспериментальное поведение.
Благодаря использованию настольных игр процесс обучения проходит в
доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой
Настольная игра развивает речь детей: пополняется и активизируется
словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная
речь, умение правильно выражать свои мысли.