Занятие пальчиковые игры в средней группе. Занятия с использованием пальчиковых игр

23 февраля

Занятие 1

Задачи: развивать интерес к общению со взрослыми; способствовать установлению эмоционального контакта; содействовать пониманию произведений малых фольклорных форм; ; побуждать к речевой и двигательной активности.

Воспитатель демонстрирует свои ладони и пальцы. Говорит, что они весёлые и хотят играть.

Пальчиковая игра «Прятки»

В прятки пальчики играли

(сжимают и разжимают кулачки обеих рук.)

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Пальчиковая игра «Сорока-ворона»

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты дров не таскал,

Воды не носил,

Тесто не месил -

Тебе каши нет.

Ритмодекламация

«Где же, где же наши ручки»

Где же, где же наши ручки,

Где же наши ручки?

Нету, нету наших ручек,

(Спрятать руки за спину.)

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

(Руки поднять вверх, вращать кистями.)

Пляшут наши ручки.

Где же, где же наши ножки,

(Разводят руки в стороны, пожимают плечами.)

Где же наши ножки?

Нету, нету наших ножек,

(Присесть, обхватить ноги.)

Нету наших ножек.

Вот, вот наши ножки,

(Встать, выставить ногу на пятку.)

Пляшут наши ножки.

Где же, где же наши детки,

Где же наши детки?

Нету, нету наших деток,

(Закрыть лицо руками.)

Нету наших деток.

Вот, вот наши детки,

(Выполнять пружинку.)

Пляшут наши детки.

Поплясали, а теперь пойдём гулять.

Игра «Наши ножки»

Большие ноги шли по дороге.

(Идут, высоко поднимая ноги.)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке.

(Совершают мелкие, быстрые шаги.)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Занятие 2

Задачи: учить детей рассматривать предмет, обращая внимание на его характерные детали и фактуру, добиваться при этом активизации речи; побуждать к проговариванию и запоминанию слов потешки и колыбельной; способствовать овладению элементарной игровой деятельностью; развивать интерес к движениям с пальчиками.

Воспитатель демонстрирует игрушку - кота. Малыши трогают игрушку, гладят, рассматривают, называют части тела животного и показывают их, подражают звукам. Затем воспитатель демонстрирует куклу Таню.

Наша Таня маленька,

На ней шубка аленька.

Опушка бобровая,

Таня чернобровая.

Наша Танюша вышла на прогулку и увидела киску:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша Танечка пойдёт,

Через киску упадёт!

Взрослый просит детей обратиться к киске со словами потешки. Дети грозят киске пальчиком, повторяя потешку несколько раз.

Устала Танюша и захотела спать.

Воспитатель берёт куклу на руки, качает её, приговаривая ритмично.

Баю, баюшки-баю.

Баю доченьку мою

А-а-а, а-а-а.

Просит детей сложить ладошку на ладошку и имитировать укачивание куклы, добиваясь проговаривания текста, затем передаёт куклу кому-нибудь из детей.

Поспала кукла, проснулась и села смотреть, как играют дети.

А ваши пальчики умеют играть в прятки?

Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки»

Ладушки-ладушки!

(Хлопают в ладоши.)

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Что пили?

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели!

На головку сели.

(Кладут руки на голову.)

Сели, посидели.

Шу, полетели!

(Машут руками.)

олеся смирнова
Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Пальчики играют» в средней группе

Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук и ног

«Пальчики – играют »

в средней группе

Цель : оздоровление, здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Задачи :

образовательная : закреплять знания детей о пальчиковых упражнениях , элементах самомассажа рук, ног, лица;

развивающая : развивать внимание , память, ориентировку в пространстве, творческие способности, мелкую моторику ;

воспитательная : бережное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к родным и близким.

Оборудование :

Массажные дорожки; лесная полянка, ёлочки; фломастеры; контейнеры

из – под киндеров сюрпризов; подушки для сиденья детям; клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

Ход занятия:

Воспитатель :

Здравствуйте гости дорогие! Как мы рады видеть Вас у нас в гостях. А давайте поздороваемся с гостями.

(дети подходят к гостям и здороваются - соприкасаясь своими ладошками с

ладошками гостей)

Ответы детей : Здравствуйте!

Пальчиковая игра «Как живешь?»

(предложить гостям пальчиковую игру сделать вместе с ребятами)

Как живешь?

Вот так! (большие пальцы вперед )

Как плывешь?

Вот так! (имитация плавания)

Как бежишь?

Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут» )

Вдаль глядишь?

Вот так! («бинокль» )

Ждешь обед?

Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

Машешь вслед?

Вот так! (помахать кистью руки)

Утром спишь?

Вот так! (обе руки под щеку)

А шалишь?

Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

Воспитатель :

Ой, какие молодцы, ребята и гости показали, как все здорово живём.

Приглашаю детей присесть на подушки, заранее приготовленные.

Воспитатель :

Ребята! А вы знаете, что еще умеют делать ваши пальчики на руках и на ногах ?

Ответы детей : Да.

Воспитатель :

Правильно! Молодцы! Рисовать, лепить, держать ложку, бегать, прыгать, шалить и т. д. А хотите узнать, что ещё умеют делать ваши пальчики ?

Ответы детей : Да.

Воспитатель :

Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.

Приготовились ….

Вы готовы, глазки?

Да! (поглаживание век)

Вы готовы, ушки?

Да! (поглаживание ушей)

Вы готовы, ручки?

Да! (поглаживание кистей рук)

Вы готовы, ножки?

Да! (поглаживание ног)

Вы готовы? (развести руки в стороны )

Да! (обнять себя руками)

Воспитатель :

А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь.

(дети передвигаются друг за другом по ребристой доске, сцепившись, как вагоны, под музыкальное сопровождение)

Воспитатель :

Приехали!

Станция «Лесная»

(музыка леса; имитация леса; четыре разноцветных обруча (основные цвета спектра) ; цветные платочки по количеству детей)

Подвижная игра «Найди свой домик»

Воспитатель :

Ой, ребята! В какой мы чудный лес приехали, а посмотрите – ка сюда, здесь домики разноцветные стоят.

Воспитатель :

Вам здесь нравится?

Ответы детей.

Воспитатель :

А давайте здесь с вами поиграем ?

Ответы детей.

Воспитатель :

Выберите каждый себе по платочку и запомните свой цвет.

Воспитатель :

По сигналу «Идем по лесу!» - вы ходите и изображаете животных и птиц в лесу. А по сигналу «По палаткам!» вы должны занять свое место – встать в обруч со своим цветным платком. Итак, готовы?

(звучит физкультминутка «Лесная звероаэробика» )

Воспитатель :

Добрый лес, старый лес

Полон сказочных чудес!

Мы идём гулять сейчас

И зовём с собою вас!

Мышка, мышка,

Серое пальтишко .

Мышка тихо идёт,

В норку зернышко несёт.

А за мышкой шел медведь,

Да как начал он реветь :

«У – у! У – у!

Я вразвалочку иду

А весёлые зайчата –

Длинноухие ребята –

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

Шел по лесу серый волк,

Серый волк – зубами щёлк!

Он крадётся за кустами,

Грозно щёлкает зубами!

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

По болоту скок – скок – скок,

Под мосток – и молчок.

Воспитатель :

Какие вы ребята молодцы! Погуляли по лесной полянке. Но нам пора дальше отправляться в путь, нас зовёт паровозик.

Ответы детей.

Воспитатель :

Приехали! Станция «Обучалкино»

Воспитатель :

Ой, ребята мы приехали на станцию, а здесь стоят какие - то столы с какими- то листочками на столе. А давайте подойдем по - ближе и посмотрим, что это за листы? Ой, здесь нарисованы какие – то точки, а вы знаете, что это за точки такие.

Ответы детей : обведи по точкам.

Воспитатель :

Тогда садимся за столы и приступаем к выполнению задания.

Воспитатель :

Ой, какие вы молодцы, ребята! Но нас паровозик зовёт дальше в путь. Скорее собирайтесь. Готовы, все уселись?

Ответы детей.

Воспитатель :

(звучит звук паровозика)

Воспитатель :

Приехали! Станция «Массажная»

(Используются контейнеры от киндер-сюрпризов)

Воспитатель :

Ребята, какая – то коробочка стоит. А вы не знаете, что это за коробочка. Да в ней что – то лежит, слышите ребята. Давайте заглянем, что там внутри.

Ответы детей.

Воспитатель :

Эта станция не простая. Здесь мы с вами научимся делать массаж. А в этом нам помогут вот эти контейнеры, они хорошо массируют ладошки и пальчики .

Игра-массаж «Китайские шары»

Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка

(сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)

Ну а теперь можно приступить к основному массажу.

Ответы детей.

Воспитатель :

Садитесь по-турецки на пол напротив своего ребенка. Готовы?

(Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стоп пальцами рук (от периферии к центру)

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу ,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

(растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги).

Затем руки я помою

(«моют» руки)

Пальчик в пальчик я вложу ,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

(пальцы в «замок» )

Выпущу я пальчики ,

Пусть бегут, как зайчики.

(расцепить пальцы и перебирать ими )

Воспитатель :

Молодцы, ребята! А теперь переходим на массаж стопы.

1) Упражнения для профилактики плоскостопия (разминка) :

«Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног , выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.

«Барабанные палочки» – постукивание пальцами ног .

«Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног .

«Пальчики играют » - волнообразные движения пальцами .

Воспитатель :

Молодцы! Массаж научились делать. Поехали дальше? Чух, чух,чух….

Воспитатель :

Приехали! Станция «Самоделкино»

Воспитатель :

Ребята! Скажите, пожалуйста, какой скоро будет праздник?

Воспитатель :

Правильно ребята, всё верно. А давайте сейчас вместе с вами изготовим для своих любимых мам открытку.

Посмотрите, у вас на столах находятся :

картонные «цветные ладошки» рук;

Возьмите два сердечка вырезанных из картона (большое и маленькое) ; «цветочки» изготовленные из салфеток и начинаем украшать наши «ладошки» .

Воспитатель :

Какие красивые открытки у вас получились! Молодцы ребята!

Ой, а здесь на полянке, какая - то коробочка лежит. А давайте посмотрим, что там?

Ответы детей.

Воспитатель : открывает коробочку

Да здесь конфеты. Это наверно нам паровозик оставил угощение. Ну, что пора собираться домой.

Слышим гудок паровозика и отправляемся в путь, в свою группу . Уходя, машем гостям руками и шлём воздушный поцелуй.

Людмила Лепа
«С пальчиками играем - речь развиваем». Конспект НОД для детей средней группы

Цель: развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом (через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры).

Звуковая культура речи: закрепление у детей правильного произношения звука «З», «С»;

Учить понимать и активно использовать в речи радостную интонацию высказывания.

Словарь и грамматика: учить подбирать точные определения.

Учить употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (левая рука, правая рука, согласовывать с действиями.

Продолжать учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе.

Связная речь: учить выразительно передавать содержание текста.

Воспитательные задачи:

Продолжать развивать умение слушать и понимать объяснение (речь педагога, высказывания детей, действовать в соответствии с заданием.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, умение сопереживать, сочувствовать, радоваться.

Развивать навыки коммуникативного общения детей.

Дети входят в зал, встают полукругом, здороваются с гостями.

Воспитатель: Здравствуйте! Вот и детки наши пришли! Много у нас деток, и для каждого ласковое слово найдётся.

Наша Сонечка в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду!

НашаДашенька и Машенька

Сладки яблочки в саду!

У Ильюшки и Максима руки в бок, глазки в потолок.

Сеня и Илья пошли за порог

И упали поперёк!

Воспитатель: А теперь садитесь рядком, я на вас полюбуюсь. Ребята, а какое сейчас время суток? (утро) Скажите «Доброе утро», кому вы пожелали доброго утра? (ответы детей)

Игра «Доброе утро, солнышко встало»

Утро настало.

Солнышко встало. (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя «солнышко с лучиками».)

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей! (Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения).

Вставай, большак! (Большой и указательный пальцы правой руки щёлкают по большому пальцу) левой руки.

Вставай, указка! (Щелчок по указательному пальцу).

Вставай, серёдка! (Щелчок по среднему пальцу).

Вставай, сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу).

И крошка Митрошка! (Щелчок по мизинцу).

Привет, ладошка! (Щелчок в центр ладони).

Все потянулись и проснулись. (Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к доброму и весёлому коту Ваське. Ну что ребята в путь!

Пальчиковая игра «Смешные человечки»

Ходили мимо речки

Смешные человечки. (Дети парами становятся напротив друг друга, пальцами «бегут» по рукам).

Прыгали, скакали,

Котика искали. (Хлопают по плечам друг друга).

Гладят лицо друг друга.

Поднялись на мостик

И забили гвоздик. (Руки согнуты в локтях).

Стучат кулачками.

Потом - бултых в речку! («Ныряют»)

Где же человечки? (Показывают изумление).

Я хожу, хожу, хожу –

Друга нового ищу. (Находят новую пару).

(повторить 3 раза)

Кто нам встретился в пути?

(На дорожке сидят три мышки-игрушки)

Мышки вы не видели котёнка?

Пальчиковая игра «Котёнок»

Шёл один я по дорожке, (Показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (Показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (Показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка! (Хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (Показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (Царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (На каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (Двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И не слышно так идем,

Там смотрите впереди

Виден домик из дали.

Пальчиковая игра «Домик»

Я гуляю во дворе (Хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (Ритмичные хлопки ладошками.)

Я по лесенке взберусь (Раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев.)

И в окошко постучусь. (Поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Ребята, помогите мне выйти из домика. Хитрая лиса меня на замок закрыла.

Воспитатель: Поможем котику?

Пальчиковая игра «Замок»

На двери висит замок (Руки в замке)

Кто его открыть бы смог?)Пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, потянули, (Потянули)

Покрутили, покрутили, (Вращаем руки)

Постучали, постучали (Стучим основанием ладоней)

И – открыли! (Руки разжимаются.)

Из домика выходит кот Васька. Здоровается с ребятами, благодарит их за спасение.

Воспитатель: Долго мы тебя искали. Ой, смотрите комар, летит, а там осиное гнездо.

Кот Васька: Где я не вижу.

Пальчиковая игра «Комар»

Летит муха вокруг уха, жжж (Водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (Водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (Пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (Ладошкой дотрагиваемся лба)

И к уху, зззз (Зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим! (Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Кот Васька: Я пришёл к вам не с пустыми руками, а с подарками. Но сначала отгадайте загадку.

Эти шарики на нитке

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке … (бусы)

Дети берут бусы и садятся на ковёр.

Жили-были бусы в шкатулочке. (Ладошки обеих рук складываются, а между ними помещаются бусы.) Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят… (Потрясти сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы).

Шкатулочка открывается, бусы появляются…)Одна ладошка убирается, как будто открывается крышка шкатулки.)

Бусы, бусы, покажитесь, Красотою похвалитесь! (Двумя пальцами медленно поднять бусы вверх.)

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь. (Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами руки) обратно в ладонь, а другой ладонью прикрываются сверху.)

Воспитатель: Жили – были бусы. Они лежали на полке. Лежали и скучали. … Но вот кто-то нечаянно уронил их. Бусы упали и совсем загрустили. Вдруг они услышали, что кто-то идет. Испугались бусы, что их сейчас раздавят. Нет, кто-то остановился и сказал ласковым голосом, глядя на бусы сверху: «Ах, какой прекрасный узор получился!» В это время подошел кто-то еще и сказал: «А, по-моему, узор похож на цветок или морское животное!» Бусы обрадовались, они стали такими необыкновенными.

Давайте и мы с вами посмотрим, в какие узоры можно превратить бусы. Каждый может как волшебник, сотворить чудо – из обычных бус создать свой узор. А самое главное не забудьте дать название своему узору.

(дети раскладывают на полу узоры из бус).

Кот Васька: Молодцы ребята красивые у вас узоры получились. У меня для вас есть в домике подарки. (Выносит пряники и угощает детей).

Вы тут веселитесь, играйте. А мне надо бежать мышек догонять, в кошки-мышки с ними поиграть.

Дети прощаются с котиком.

Приложение № 3

Конспект занятия по развитию речи в средней группе .

«Пальчиковые игры.

Развиваем речь детей.»

МБДОУ «ЦРР- д/с «Гнёздышко».

Воспитатель группы № 1

Кулябина О.В.

П. Искателей

2012-2013 уч. г.

Программное содержание:

Гл. задача: развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом (через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры).

  • Звуковая культура речи: закрепление у детей правильного произношения звука «Р»;
  • Учить понимать и активно использовать в речи радостную интонацию высказывания.
  • Словарь и грамматика: учить подбирать точные определения.
  • Учить употреблять слова, обозначающие пространстственные отношения (левая рука, правая рука), согласовывать с действиями.
  • Продолжать учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе.
  • Связная речь: учить выразительно передавать содержание текста (в диалоге, монологе персонажей).

Воспитательные задачи:

  • Продолжать развивать умение слушать и понимать объяснение (речь педагога, высказывания детей), действовать в соответствии с заданием.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, умение сопереживать, сочувствовать, радоваться.
  • Развивать навыки коммуникативного общения детей.

Дети входят в зал, встают полукругом, здороваются с гостями.

В: Ребята, а какое сейчас время суток? /утро/ Скажите «Доброе утро» , кому вы пожелали доброго утра? /ответы детей/

В: Доброе утро! Птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам.

Солнце взошло и идет по делам.

Сегодня мы с вами отправляемся в гости к солнышку, к теплой, долгожданной весне.

Пальчиковая гимнастика

«поздороваемся с солнышком»

Здравствуй, солнце золотое. Пальцы правой руки поочередно

Здравствуй, небо голубое . «здороваются» с пальцами левой руки,

Здравствуй вольный ветерок. похлопывая друг друга кончиками .

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в саду одном,

Все тебя приветствуем!

В: Что можно сказать про солнышко? Какое оно?

Дети: Оно доброе, улыбается, счастливое…

В: Как вы думаете, по каким делам идет солнышко?

Дети: Освещать землю, греть своим теплом…

В: А кому еще нужно солнышко? /ответы детей/ Правильно! И птичек и зверюшек разбудить!

Появляется петушок:

Ку-ка-ре-ку!

Где солнышко?

Я люблю солнышко!

Я первым его встречаю.

В: Здравствуй, петушок, мы тоже любим солнышко и идем к нему в гости. Пойдем с нами.

Пальчиковая игра «Смешные человечки»

Ходили мимо речки Дети парами становятся напротив друг друга,

Смешные человечки. пальцами «бегут» по рукам.

Прыгали, скакали, Хлопают по плечам друг друга .

Солнышко встречали. Гладят лицо друг друга .

Поднялись на мостик Руки согнуты в локтях .

И забили гвоздик. Стучат кулачками.

Потом - бултых в речку! «Ныряют»

Где же человечки? Показывают изумление .

Я хожу, хожу, хожу – Находят новую пару .

Друга нового ищу . (повторить 3 раза)

В: Что могут наши пальчики? /поздороваться, погрозить, позвать, попрощаться…/ А еще наши пальчики могут сказку показать.

Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.

Будем вместе мы играть. Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.

Будем дружно мы играть, Сжимают и разжимают кулачки.

В сказку будем попадать. Поднимают руки вверх.

Пальчиковая игра «Кот, Петух и Лиса»

Жили Котик с Петушком

У лесной опушки,

Но однажды Лисонька

Подкралась к избушке.

(«Колечки».) -

Утащила Петушка

За высоки горы,

Утащила Петушка

В свою лисью нору.

(« « Кулачки » С силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням .

« Лучики » )

Смелый Котик в лес пошел

И нору Лисы нашел.

(«Колечки»- Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. «Здравствуй» - Ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.)

Умный Котик спас дружка

Петю-Петю-Петушка.

(«Гребешок»- Положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены. .)

Живут Котик с Петушком

У лесной опушки

(«Колечки»- Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. .)

И теперь уже Лиса

Не ходит к их избушке.

(«Маятник» » Прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок .)

Петушок: Спасибо за сказку. А я вам что-то принес. /передает корзинку с маленькими резиновыми мячиками/.

Ловкие ручки.

Эта ручка – правая, (сжать мячик правой рукой)

Эта ручка – левая, (переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой)

Я на мячик нажимаю (перекладывать мячик из руки в руку, каждый раз его сжимая)

Я зарядку делаю.

Будет сильной правая, (мячик катать между ладонями)

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня (катать мячик по столу правой ладонью)

Сильные, умелые! (катать мячик по столу левой ладонью)

В: Сколько ручек у ребят? /2/

Сколько ножек у ребят? /2/

А у сороконожки? /40/

Игра «Сороконожки»

Две сороконожки Путь сороконожек меняется с каждой новой игрой.

Бежали по дорожке. Руки могут сцепиться на макушке, на спин, и т.д.

Всё бежали и бежали, Можно играть в парах. Сороконожки – руки ребенка

Всё друг дружку догоняли. бегут по телу партнера, сцепляясь на его спине.

Как друг дружечку догнали,

Так друг дружечку обняли.

Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли!

В: Наши пальчики имеют названия. А как они называются мы сейчас покажем.

Пальчики шагают.

Вот как пальчики шагают,

(Вытянуть перед собой обе руки ладошками вверх и поочередно сгибать и разгибать пальцы, начиная с большого.)

И мизинец, и большой,

Указательный, и средний, безымянный – вот какой!

Припев:

Вот какие наши ручки

(постепенно поднимать обе руки вверх, вращая кистями,

Лихо пляшут у ребят!

а затем медленно опустить их вниз, продолжая вращать кистями.)

вот какие наши ручки

веселятся и шалят!

Мелодия припева пропевается еще раз на слова: «Ля-ля-ля…» Напевая, дети покачивают руками попеременно вперед - назад.

В: Куда же нам идти? Как нам солнышко весеннее найти?

Петушок: У меня есть волшебные дорожки, они вам помогут. /Передает шкатулку с «дорожками»./

/Дети на стульчиках, дорожки из семечек на коленках/

Дети:

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И не слышно так идем,

В сказку видно попадем!

Репка.

В огороде дедка

Репку посадил,

И водой из лейки

Репку он полил.

(«Колечки»- » Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. )

Расти, расти, репка

И сладка, и крепка.

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка.

(«Хлопки»- Ритмично хлопать в ладоши. )

Выросла репка

Всем на удивленье

(«Колечки»- Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них. )

Большая, пребольшая,

Всем хватит угощенья

(«Лучики»- При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы .)

Выросла репка

И сладка, и крепка.

Выросла репка

И сладка, и крепка.

(«Хлопки»- Ритмично хлопать в ладоши. )

В: Не нашли мы в этой сказке весеннее солнышко.

С этой сказкой мы прощаемся

И в другую собираемся.

Дети:

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И не смело так идем,

В сказку снова попадем!

В: Кто-то шумит, кричит. Кто это?

Пальчиковый театр.

«Яма»

Яму копал?

Копал.

В яму упал?

Упал.

В яме сидишь?

Сижу.

Лестницу ждешь?

Жду.

Как голова?

Цела.

Ну, я пошел домой.

В спектакле принимают участие двое детей. У каждого на пальчике «пальчиковая» куколка.

«Кто первый»

Кто кого обидел первый?

Он меня.

Нет, он меня.

Кто кого ударил первый?

Он меня.

Нет, он меня.

Вы же раньше так дружили.

Я дружил.

И я дружил.

Что же вы не поделили?

Я забыл.

И я забыл.

В стихотворении три героя: сам ребёнок и три мальчика, на правой и левой руке. Могут участвовать три ребёнка.

/ Звучит пение птиц (аудиозапись)/

В: Вот уже слышно пение птиц, капают сосульки. Значит близко весна. Она знает, где солнышко.

/Выходит Весна дарит солнышко, в руках сундучок./

Весна: Я пришла к вам не с пустыми руками, а с подарками. Но сначала отгадайте загадку.

Эти шарики на нитке

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке … /бусы/

Дети берут бусы и садятся на стульчики.

В: Жили-были бусы в шкатулочке …(ладошки обеих рук складываются, а между ними помещаются бусы). Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят… (потрясти сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать как звучат бусы.) Шкатулочка открывается, бусы появляются… (одна ладошка убирается, как будто открывается крышка шкатулки.)

Бусы, бусы, покажитесь, - двумя пальцами медленно поднять бусы вверх

Красотою похвалитесь!

А теперь опять сложитесь

И тихонько спать ложитесь.

Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами руки) обратно в ладонь, а другой ладонью прикрываются сверху.

Звучит тихая, приятная музыка

В: Жили – были бусы. Они лежали на полке. Лежали и скучали… Но вот кто-то нечаянно уронил их. Бусы упали и совсем загрустили. Вдруг они услышали, что кто-то идет. Испугались бусы, что их сейчас раздавят. Нет, кто-то остановился и сказал ласковым голосом, глядя на бусы сверху: «Ах какой прекрасный узор получился!» В это время подошел кто-то еще и сказал: «А, по-моему, узор похож на цветок или морское животное!» Бусы обрадовались, они стали такими необыкновенными.

Давайте и мы с вами посмотрим, в какие узоры можно превратить бусы. Каждый может как волшебник, сотворить чудо – из обычных бус создать свой узор. А самое главное не забудьте дать название своему узору.

/дети раскладывают на полу узоры из бус./

В: Ребята отгадайте загадку.

Скачут, скачут на опушке

К нам зеленые … /лягушки/

С помощью считалки выбираются участники «соревнований»

Считалка: Шел по берегу петух

Поскользнулся в речку – бух!

Будет знать петух, что впредь,

Надо под ноги смотреть.

В: Лягушки останутся в болоте, а мы выходим на полянку.

Игра с верёвочкой «Фокусники»

В: Вот вам загадка: как завязать на верёвке узел, взявшись руками за её концы только один раз и не выпуская их?

Переплетите руки на груди. Наклонитесь в лево, не расплетая рук, и пальцами одной руки подхватите один конец верёвки. Затем наклонитесь вправо и подхватите второй рукой другой конец верёвки. Стоит теперь расплести руки и узел сам собою появится на середине верёвки.

(повторить 3-4 раза)

В: Замечательные фокусники из вас получились. Давайте ляжем под лучами весеннего солнышка. Полежим, отдохнём.

Релаксация. Упражнения на ковре. / под музыку/

Наши ручки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Напряженье улетело,

И расслабленно все тело.

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы.

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык

Нам понятно, что такое

Состояние покоя.

Весна: До свидания ребята! Мне пора на улицу, у меня еще много работы. А за ваше старание вот вам награда. /конфеты/


Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и .

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
-Что за моряки были на кораблике?
Ответ: мышки

Лодочка

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Мышка

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апельсин

(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин.
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!

Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик.
(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой.
(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
(Смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!

Летела сова

(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.

Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!

Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая.
(подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…

Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)
А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)
Полетело десять (девять, восемь) мух!

Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Раз два, три, четыре, пять!

На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)
Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)

Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения.)
Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)
(Руки вытягиваются вперед.)

Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку 😉

P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку и .