Конспект занятия по формированию лексико грамматических категорий. Конспекты занятий с учащимися-логопатами по формированию лексико-грамматических категорий

Маме

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи :

  1. упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  2. упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
  3. упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;
  4. обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;
  5. развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

Оборудование :

  • игра «Чего нет?» с предметами одежды;
  • предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
  • конверты с письмами от сказочных героев;
  • мнемодорожки для составления предложений;
  • сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»;
  • мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах;
  • сундучок;
  • игра «Магазин»
  • мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»;
  • шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей;
  • серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки»
  • Ход занятия:

    I. Оргмомент
    Игра «Чего нет?» - образование Р.п.мн.ч.
    Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

    • У меня нет платьев.
    • У меня нет брюк. И т.д.

    Картинки с изображением предметов одежды, которых нет на столах у детей, помещаются на фланелеграф (Рисунок1 )

    II. Сообщение темы и задач занятия

    • О чем мы будем сегодня говорить?
    • Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде и обуви.
    • Я сегодня утром проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от сказочных персонажей и даже одну посылку. Хотите узнать, что они пишут?

    III. Выполнение лексико-грамматических упражнений
    1. Игра «Письмо от Незнайки»
    а) упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций.
    Логопед достает первое письмо от Незнайки.

    • Незнайка прислал нам фотографии своего дома. Он просит вас подсказать, куда подевались его вещи. (Рисунок2 )

    (картинка из книги Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 32с)

    Дети рассматривают картинку и составляют предложения о том, где лежат Незнайкины вещи:

    • Портфель стоит под столом.
    • Свитер лежит на диване.

    И т.д.

    б) Упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам (Рисунок3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

    • Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.
    • Какие шляпы подарили Незнайке друзья?

    Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке : Знайка подарил голубую шляпу и т.д.

    в) Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций

    • Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Давайте поможем Незнайке. Рассмотрите картинку, найдите все шляпы в комнате и составьте предложения: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал красную шляпу из-под стола» (Рисунок7 )

    (картинка из книги Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 32с.)

    2. Игра «Письмо от портного Ежика» - упражнение в образовании относительных прилагательных

    • Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать, кому какую одежду сшил ежик?

    Дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки приклеиваются кусочки материала, дети определяют, какой это материал и составляют предложения) (Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок 11 )
    (В случае необходимости логопед подсказывает название материала:

    • Ежик сшил белке юбку из трикотажа. Какую юбку сшил ежик для белки?)

    IV. Составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице - Игра «Письмо от Василисы Премудрой»

    • Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах. (Рисунок12, Рисунок13, Рисунок14, Рисунок15 )

    Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались
    (Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)

    Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

    V. Игра «Магазин» - упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными, образовании Р.п.мн.ч. существительных.
    А еще нам пришла посылка. Интересно, что в ней.
    Логопед достает из сундук.

    • Кто же его прислал? (Али-Баба)
    • Хотите посмотреть, что в нем лежит?
    • Это же деньги для покупок в нашем волшебном магазине.

    Логопед раздает детям «деньги». (Рисунок16 )

    • Посмотрите внимательно, что можно «купить» в нашем магазине на эти деньги.

    Дети выходят к фланелеграфу и «покупают» предметы одежды, обуви, головные уборы, составляют предложения:

    • Дайте мне много платьев.
    • Дайте мне синюю юбку.
    • Дайте мне джинсовый сарафан.

    VI. Динамическая пауза. Игра «Письмо от неряхи»

    • Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное.
    • Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду.

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

    Ох, испачкалась одежда,
    Мы ее не берегли,
    Обращались с ней небрежно,
    Мяли, пачкали в пыли.
    Надо нам ее спасти
    И в порядок привести.
    В тазик воду наливаем,
    Порошочку насыпаем.
    Всю одежду мы замочим,
    Пятна тщательно потрем,
    Постираем, прополощем,
    Отожмем ее, встряхнем.
    А потом легко и ловко
    Все развесим на веревках.
    А пока одежда сушится,
    Мы попрыгаем, покружимся.

    VII. Игра «Письмо от Тани»
    1. Рассказывание стихотворения по мнемотаблице (Рисунок17 )

    • Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.
    • Давайте вместе его прочитаем.
    • Кто хочет прочитать все письмо полностью?

    Я рубашку сшила мишке,
    Я сошью ему штанишки.
    Надо к ним карман пришить
    И конфетку положить.

    2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок. (Рисунок18 )

    • Таня просит нас помочь ей сшить штанишки для мишки.
      • Что нужно сделать сначала? (выкройку)
      • Давайте сделаем выкройку: обводим по шаблону штанишки.
      • Теперь выкройка готова. Как вы думаете что Таня должна сделать дальше?
      • Выкроить штанишки из ткани.

    Логопед выставляет на фланелеграф первую картинку.

    • Что сделала Таня.
    • Таня выкроила штанишки из ткани.
    • Что нужно сделать потом?

    Логопед выставляет на фланелеграф вторую картинку.

    • Что делала Таня после?
    • Таня строчила на швейной машинке.
    • А что делал мишка в это время?
    • Мишка внимательно следил за Таниной работой.
    • Как вы думаете, что произошло дальше?

    Дети высказывают свои предположения.
    Логопед выставляет следующие картинки.

    • Таня примеряет штанишки и сажает мишку за стол

    3. Послушайте, как Таня сшила обновку
    Однажды Таня решила сшить мишке новые штанишки. Она выкроила их из ткани. Потом строчила на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. Шортики готовы! Таня примерила мишке обновку и усадила его за стол.

    4. Рассказы детей

    VIII. Подведение итогов занятия
    Оформление сундучка знаний в групповой комнате: Дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, а логопед помещает на стенки сундучка мнемотаблицы, серию сюжетных картинок.

    Конспект логопедического занятия

    Тема «Осень»

    (фронтальное логопедическое занятие

    по формированию лексико-грамматических средств языка для учащихся 1 класса, имеющих системное недоразвитие речи )

    Руденко Эльвира Владимировна,

    учитель-логопед ГБОУ школы-интерната №2 г. Сочи

    Образовательные цели:

    Закреплять и уточнять знания детей об осени, осенних изменениях в природе;

    Расширять и активизировать словарь;

    Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

    Коррекционно-развивающие цели:

    Развивать координацию движений с речью;

    Развивать связную речь;

    Развивать зрительное восприятие;

    Развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

    Воспитательные цели:

    Формировать навыки самостоятельности, активности;

    Формировать навыки сотрудничества.

    Оборудование:

    Раздаточный материал - картинки с осенними приметами;

    Магнитная доска;

    Рисунки с изображением листьев по количеству детей;

    Карандаши по количеству детей;

    Презентация;

    Мешочек с овощами и фруктами;

    Мяч.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Логопед. Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь! Сегодня у нас хорошее настроение! Наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.

    Время года отгадай

    Собирают урожай,

    Грибники в леса спешат,

    Листья жёлтые летят,

    Тучи по небу гуляют.

    Птицы к югу улетают.

    (Осень)

    Листья желтые летят,

    Падают, кружатся,

    И под ноги просто так,

    Как ковер ложатся!

    Что за желтый снегопад?

    Это просто... (Листопад)

    Гнёт к земле деревья,

    Тучи нагоняет,

    Пыль с дороги тёмной

    Нам в лицо бросает.

    И в реке, и в море

    Волны поднимает.

    Кто о нем загадку,

    Дети, отгадает? (Ветер)

    Что это за птица?

    Черная, большая.

    Над землёй повисла,

    Солнце закрывая.

    Как она примчится,

    Всё вокруг темнеет,

    Чтобы не промокнуть,

    Убегу скорее. (Туча)

    Крупно, дробно зачастил,

    И всю землю намочил.

    ( Дождь )

    По городу дождик осенний гулял,

    Зеркальце дождик своё потерял.

    Зеркальце то на асфальте лежит,

    Ветер подует - оно задрожит.

    ( Лужа )

    Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?

    (Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень).

    Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? (Мы будем говорить об осени).

    2. Введение в тему занятия. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

    Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?

    Какой месяц наступит после него?

    Какой месяц завершает осень?

    Игра «Приметы осени»

    А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени».

    У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.

    Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

    (Осенью становится холоднее. Часто идут дожди. На дорогах лужи.

    Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. Люди одеваются.

    С полей и огородов убирают урожай овощей и фруктов.

    Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края).

    На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

    Игра «Какая погода»

    Осенью погода изменчивая. Подумайте, какая она бывает, поиграем в игру «Какая погода?» .

    Если пошел дождь, значит погода какая? (Погода дождливая)

    Если светит солнце. (Погода солнечная)

    Если на улице холодно. (Погода холодная)

    Если дует ветер. (Погода ветреная)

    Когда дует ветер что происходит с листьями? (Падают с деревьев, кружатся).

    Как это называется? (Листопад).

    Сейчас мы будем собирать листья.

    Пальчиковая гимнастика.

    Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать (соединяем поочерёдно пальцы рук)

    Лист берёзы, лист осины, листик дуба и рябины, листик клёна соберём и домой мы отнесём. (разжимаем собранные в кулак пальцы)

    В это время логопед раздаёт картинки с листьями.

    Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?».

    Логопед раздает каждому картинку-загадку с з изображениями листьев.

    Мы поиграем в игру «Что ты видишь?». У каждого из вас на столе есть картинка, на которой изображены листья.

    Определите и скажите, какие вы видите листья?

    1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

    2-й ребенок. Я вижу березовый лист.

    Обводит изображение карандашом.

    3-й ребенок. Я вижу дубовый лист.

    Обводит изображение карандашом.

    4-й ребенок. Я вижу рябиновый лист.

    Обводит изображение карандашом.

    Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.

    Логопед. Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игры. Я буду бросать мяч, и называть большой предмет, а вы будете называть маленький.

    Дети выходят и встают в круг.

    «Большой – маленький» .

    Лист – листочек, листик, гриб - грибок, грибочек, ягода – ягодка

    Дерево – деревце, куст – кустик, ветка - веточка

    Солнце – солнышко, дождь – дождик, ветер – ветерок, туча - тучка

    Поиграли, молодцы.

    Игра «Дары осени»

    Осень очень щедра. В волшебном мешочке дары осени. Угадай что это?

    (Дети по очереди наощупь отгадывают овощи и фрукты).

    3. Итог занятия.

    - Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?

    - Молодцы! Вы хорошо работали. Спасибо за работу.

    Чтение стихотворения об осени

    Паутинки в воздухе летают.

    До чего же осень ты красива!

    Поём песенку об осени с движениями

    Здравствуй, здравствуй осень золотая!

    Паутинки в воздухе летают.

    Покраснели клёны всем на диво.

    До чего же осень ты красива!

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    листопад

    ветер туча дождь лужа осень

    учитель-логопед Колесникова А.Е.

    МДОУ комбинированного вида

    д/с №399 городского округа Самары

    Тема: «Домашние птицы» (итоговое занятие).

    Цель:

    • Коррекционно-образовательная : уточнение, закрепление предметного словаря по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей) ; закрепление навыка согласования числительного и существительного; совершенствование навыков слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов со включением предлога;
    • Коррекционно-развивающая: расширение объёма внимания; развитие слухового внимания; развитие логического мышления;
    • Коррекционно-воспитательная: умение сосредоточенно выполнять задания на занятии; воспитание умения радоваться за успехи товарища; воспитание умения работать в коллективе;

    Оборудование:

    Демонстрационный : предметные картинки с взрослыми птицами и их птенцами (Курица – петух – цыплята, гусь – гусыня – гусята, утка – селезень – утята, индюк – индюшка – индюшата);

    Раздаточный: предметная картинка со взрослой птицей (мама или папа) или птенцом; картинка с цифрой (от1 до 10); разноцветные полоски из плотного картона, для составления схемы предложения;

    Ход занятия.

    I . Вступительная часть.

    1. Организационный момент:

    Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.

    – назови птенца индюка;

    – назови его «маму»;

    – его «папу»;

    – «Мама» – гусыня, а «папа»…?

    – назови его птенца;

    2. Объявление темы занятия.

    Мы сегодня продолжим говорить о домашних птицах и, надеюсь, узнаем о них кое-что интересное.

    II . Основная часть.

    1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).

    Курица – красавица у меня жила.

    Ах, какая умная курица была.

    Шила мне кафтаны, шила сапоги,

    Вкусные, румяные пекла мне пироги.

    А когда управится, сядет у ворот,

    Сказочку расскажет, песенку споёт.

    Назовите, а кто будет парочкой для моей курочки? (Петух)

    2. Прослушивание стихотворения с инструкцией поиска слов с заданным звуком (читает ребёнок).

    Л.: Дашенька Иванова знает стихотворение о петушке. Даша научилась очень хорошо проговаривать звук (Ш) и сейчас вам это покажет. Внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком «Ш»

    Ребёнок декламирует стихотворение.

    Назовите слова со звуком «Ш».

    А теперь давайте поздравим Дашеньку (похлопаем) с и порадуемся её успехам.

    3. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).

    Л.: Ребята, мама у нас есть – курица, папа – петух, а птенец у них кто?

    Петух…? – кукарекает, курица… – кудахчет, цыплёнок – пищит, и т.д.

    4. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)

    Л.: Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму – птицу, которая так обращается к своим малышам.

    • Крякушки – детушки, мои непоседушки… (утка);
    • Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);
    • Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);
    • Куд-куда, куд-куда?

    Ну-ка, ну-ка все сюда!

    Ну-ка к маме под крыло!

    Куд-куда вас понесло?… (курица)

    Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки (крякушки, балабочет, гогочу, куд-куда).

    5. Упражнение «Кто живёт в птичнике» (уточнение названий птенцов домашних птиц, составление предложений с использование м навыка словоизменения существительных по падежам – Винительный падеж).

    Л.: А кого же не могут мамы – птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц и расскажем, кто там живёт.

    Дети, показывая на картинку, составляют предложения по образцу:

    ОБРАЗЕЦ (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят. И т.д.

    Один ребёнок составляет предложение по одной картинке, которую выбирает сам.

    6. «Слоговая задачка» (синтез слова из отдельных слогов, деление слова на слоги)

    Вспомните, кто всё время пугал наших птиц в птичнике? (Кот). За кем гоняется наш кот – проказник? Как вы думаете? (за мышкой) А вы хотите узнать, кого он поймал?

    На доске стоят отдельные слоги слова, постав те их в нужном порядке и вы узнаете, кого поймал кот. ШО – НОК – МЫ (Мы- шо-нок).

    7. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).

    Утром с шуткой – прибауткой

    (пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

    Прихорашивалась утка:

    (показывание перед лицом «зеркала» – две ладони вместе)

    «Я пригожа и стройна

    (проведение руками по лицу, затем по телу)

    И умом наделена!

    (наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

    Плавная походочка –

    (руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)

    Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

    8. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом, совершенствование навыка согласования существительных с числительными в Р.п.).

    Л.: Пока мы гуляли на как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.

    – Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

    – Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (спрашиваются все дети).

    А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры. Которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры)

    Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.

    9. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.

    Л.: Ребята составьте схему предложения. А вот какого? Я сама не знаю? (провокационное поведение) Давайте составим предложение вместе.

    – О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе – уточнение окончаний слов).

    – Как называется их птенец? (цыплёнок)

    – Где они живут? (в птичнике)

    – Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица?

    Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических и фонетических средств языка в старшей группе.

    Тема «В гостях у Машеньки и медведя»

    Образовательные:

    • закрепить названия детенышей животных,
    • учить отвечать полным предложением.

    Коррекционные:

    • закрепить образование притяжательных и относительных прилагательных;
    • правильное употребление в речи приставочных глаголов и падежных конструкций;
    • закрепить умение производить звуковой анализ и синтез слов.

    Воспитательные:

    • воспитывать у детей интерес к речевой деятельности,
    • умение выслушивать других детей, не перебивая.

    Оборудование: домик, корзинка, карточки «пирожки», картинки с детенышами, пирог с фруктами и ягодами, маска медведя и Машеньки.

    Ход занятия:

    1. Огр. Момент.

    (на фланелеграфе картинки – лес, ягоды, грибы, короб)

    Дети, вы хотите попасть в сказку? Кто догадался, их какой сказки эти предметы? (Правильно, «Маша и медведь»)

    Кто же нам поможет попасть в сказку? (логопед обращается к девочке) Назови свое имя – Даша.

    Попробуйте первый звук заменить на «М», какое имя получиться? (Маша)

    Вот и появилась главная героиня сказки – Машенька (одевает платок на голову и передничек)

    2. Игра «Подружки»

    Ребята, а куда отправилась Маша? (в лес)

    С кем она пошла? (с подружками) Что взяла с собой Маша? (корзинку)

    Пока собирала Маша ягоды, ушли подружки далеко-далеко. Стала Маша звать подружек.

    Я буду называть начало слова, а вы добавляйте слог «ЛЯ» (О-ЛЯ,У-ЛЯ,А-ЛЯ, ПО-ЛЯ, МИ-ЛЯ, ГА-ЛЯ)

    3. Психогимнастика

    Вышла Маша на полянку и увидела, как веселятся зайчата (дети иммитируют животных), пробежала лисичка, появился серый волк, прошел косолапый мишка.

    4. Игра «Мама и детеныши»

    А на другой полянке гуляли мамы и их детеныши. Назовите маму и её детенышей (НА ПОЛЯНЕ ГУЛЯЕТ ЛИСА С ЛИСЯТАМИ И Т.Д.)

    5. Игра «Чей хвост? Чьи ушки?»

    Увитдели звери Машеньку, испугались, спрятались кто куда: кто за дерево, кто за куст, кто за пенек, только ушки и хвостики выглядывают.

    Чей хвост, чьи ушки увидела Машенька? (за пеньком Маша увидела заячьи ушки и заячий хвостик и т.д.)

    6. Игра «Стукни как я»

    Убежали звери. Тихо в лесу стало, только слышен как кто то стучит. Кто же может в лесу стучать? (дятел)

    Попробуйте отхлопать песенку дятла. (/ //, /// /, /// //, /// ///)

    7. Образование приставочных глаголов и относительных прилагательных.

    К избушке Маша что сделала? (подошла)
    Вокруг избушки? (обошла)
    В избушку? (зашла)
    Из избушки? (вышла)

    Посмотрела вокруг — нет никого. Стала Маша думать – как же встретить приветливо хозяина? (испекла Маша пирожки) Да все с разной начинкой. Расскажите какие получились пирожки?

    (с малиной – малиновый пирог, с фасолью, с тыквой, с клюквой, с клубникой)

    8. Игра «Собери словечко»

    Тут на запах и мишенька пришел (ребенок в маске). «Отпущу я тебя к дедушке и к бабушке и гостинцев еще дам»

    В корзинку можно положить только те пирожки, на которых слово отгадать сможете. Вставьте один звук вместо точки: КО-, СО-, ДО-, Б-К, ТО-, С-М.

    9. Игра «Найди Машин домик» — звуковой синтез слов

    Пришла Маша в деревню, а дом свой найти не может. Помогите ей ребята!

    (у каждого ребенка лист с двумя домиками — на первом домике цифры – 2134, а ан втором – 3454, а между домами пронумерованы буквы:

    И С М А Ш
    1 2 3 4 5

    10. Итог занятия.

    Гришина Лариса Анатольевна,
    учитель-логопед,
    г. Ижевск

    В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Домашние птицы».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие 4. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».

    Задачи:

    1. Уточнить, закрепить предметный словарь по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей);
    2. Закрепить навыки согласования числительного и существительного;
    3. Совершенствовать навык согласования существительных с числительными в р.п.
    4. Упражнять в словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), в образовании названий детенышей домашних птиц.
    5. Совершенствовать навыки слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов с включением предлога;
    6. Развивать силу голоса, выразительность речи; логическое мышление, слуховое внимание.
    7. Воспитывать умение сосредоточенно выполнять задания на занятии.

    Оборудование: кассета «Голоса птиц», магнитофон, фланелеграф, предметные картинки с изображением домашних птиц, сюжетные картинки с изображением семей домашних птиц на птичьем дворе, наборное полотно, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?», компьютер, раздаточный материал: маленькие картинки с изображением домашних птиц и животных, цифры, наборы полосок для составления схем предложений.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.

    Назови птенца индюка;

    Назови его «маму»;

    Его «папу»;

    - «Мама» - гусыня, а «папа»…?

    Назови его птенца;

    II. Основная часть:

    1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).

    Ребята, мне очень нравится стихотворение об одной домашней птице. Послушайте, его и скажите о ком оно?

    Курица - красавица у меня жила.

    Ах, какая умная курица была.

    Шила мне кафтаны, шила сапоги,

    Вкусные, румяные пекла мне пироги.

    А когда управится, сядет у ворот,

    Сказочку расскажет, песенку споёт.

    Назовите, а кто будет парой для моей курочки? (Петух)

    – Какая на этой неделе лексическая тема?

    1. Проговаривание чистоговорки:

    Цыплята и курица пьют чай на улице.

    (Проговариваем, растягивая гласные, дирижируя. Проговариваем по слогам (отстукивание темпа ладонью по столу). Целыми словами, тихим голосом. Целыми словами в медленном темпе. Целыми словами в быстром темпе громким голосом.)

    1. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).

    Ребята, мама у нас есть – курица, папа - петух, а птенец у них кто?

    Петух…? (кукарекает), курица…? (кудахчет), цыплёнок…? (пищит), и т.д. (Прослушивание записи.)

    1. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)

    – Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму-птицу, которая так обращается к своим малышам.

    Крякушки - детушки, мои непоседушки… (утка);

    Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);

    Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);

    Куд-куда, куд-куда?

    Ну-ка, ну-ка все сюда!

    Ну-ка к маме под крыло!

    Куд-куда вас понесло?… (курица)

    Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки («крякушки», «балабочет», «гогочу», «куд-куда»).

    1. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?»

    Цель: словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), образование названий детенышей домашних птиц.

    Ход игры: « А кого же не могут мамы-птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц, и расскажем, кто там живёт.

    Дети составляют предложения по образцу (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят и т.д.

    1. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).

    Утром с шуткой - прибауткой

    (пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

    Прихорашивалась утка:

    (показывание перед лицом «зеркала» - две ладони вместе)

    «Я пригожа и стройна

    (проведение руками по лицу, затем по телу)

    И умом наделена!

    (наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

    Плавная походочка -

    (руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)

    Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

    1. Гимнастика для глаз.

    Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 3-4 раз.

    Посмотреть на пальчик перед носом и задержать взор на счёт 1-3. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-4. Повторить 3-4 раз.

    1. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом , совершенствование навыка согласования существительных с числительными в р.п.).

    Пока мы гуляли как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.

    Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).

    Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).

    А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры, которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры).

    (Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.)

    1. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.

    Ребята, сейчас мы будем придумывать предложения и составлять его схему.

    О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе)

    Как называется их птенец? (цыплёнок)

    Где они живут? (в птичнике)

    Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица? (…)

    Как нужно сказать, если их много? (петухи, куры, цыплята)

    Теперь кто составит предложение? Скажите, кто и где у нас живёт. (Куры, цыплята, петух живут в птичнике).

    Составьте схему этого предложения.

    (Дети составляют на столах схемы предложения).

    Давайте проверим ваши схемы. (Отчёт детей о работе).

    III. Итог занятия.

    О чём мы говорили на занятии?

    Что вам больше всего понравилось, запомнилось?