Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду. Нетрадиционные формы работы с родителями

Детям

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для того чтобы изменить ситуацию и привлечь к совместной деятельности больше родителей мы решили внедрять нетрадиционные формы работы с родителями.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из цели всего учреждения, мы сформулировали свои так:

  • 1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  • 2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  • 3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей поставили перед собой необходимость решить следующие задачи:

  • 1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  • 2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников. 3. Создать социологический паспорт семей воспитанников. (см . Приложение ).

С этой целью мы использовали активные формы и методы работы с родителями:

  • - посещение семей воспитанников на дому;
  • - общие и групповые родительские собрания;
  • - консультации;
  • - занятия с участием родителей;
  • - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • - совместные экскурсии;
  • - участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • - оформление фотомонтажей;
  • - совместное создание предметно - развивающей среды;
  • - работа с родительским комитетом группы;
  • - беседы с детьми и родителями.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки, газетам. (Приложение). Поэтому внедрение такой нетрадиционной формы взаимодействия как «Выпуск газет» заинтересовало родителей и они начали выпускать ответное слово.

Проблема защиты прав ребенка не оставила нас равнодушной и, поэтому ознакомление детей с правовой культурой мы начинали с изучения роли семьи в жизни ребенка. Открытое занятие, которое я проводила на тему «Право ребенка жить в семье» оказалось интересным и для родителей. В последствии мы провели собрание совместно с детьми, где дети в игровой форме(мини-сценки) показывали свои права и обязанности. (Приложение).

Прежде чем провести родительское собрание готовим выставку детских работ или фотостенд, где используются фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражается благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

«Родители у нас - народ прекрасный, Смысл воспитания для них, предельно ясен. Ведь только творчество и труд, Нам личность в будущем дадут».

«Спасибо вам за труд большой, За все, что сделано с душой!»

«В группе папа есть у нас, Он помощник просто класс. Пилит, чинит и строгает, Во всем нам очень помогает».

«Папы, мамы - молодцы! Во всем нам помогают. Белят, красят и поют, И в игры играют».

Многие родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Об этом говорят результаты анкетирования среди родителей, которое проводилось спустя некоторое время после проведения предыдущей анкеты (Приложение).

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители знакомятся с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получают рекомендации по развитию речи, им предлагаются игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Наглядно - информационное направление включает в себя:

  • - родительские уголки,
  • - папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,
  • - семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,
  • - фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - спротивная семья»,
  • - выставки работ,
  • - копилка Добрых дел,
  • - выставки конкурсных работ «Овощной человечек», «Осенняя стенгазета», «Новогодняя игрушка».

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Дети нашей группы являются постоянными участниками концертов, проходящих в сельском Доме культуры.

В группе проведены:

  • - праздники «Осенний бал», «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День именинника», «Лучшая спортивная семья моя»,
  • - развлечения «Семейные посиделки», «День смеха или день наоборот»,
  • - совместные проекты «Мой дом родной», «Моя семья»,
  • - спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,
  • - совместные походы «В мир прекрасного»,
  • - экскурсии «Мы - друзья природы», «Защитим свою природу» (см. Приложения) .

Сценарии праздников и развлечений разрабатывали совместно с родителями.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

  • - выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
  • - консультации для родителей;
  • - составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
  • - распределение ролей взрослых;
  • - изготовление пригласительных билетов;
  • - подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен) ;
  • - составление памятки - помощницы для родителей и для детей;
  • - индивидуальные встречи и консультации;
  • - изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Было немного страшно проводить первый семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки».

Родители - самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

«Берегите друг друга! Добротой согревайте! Берегите друг друга, Обижать не давайте. Берегите друг друга, Суету позабудьте И в минуту досуга, Рядом вместе побудьте!» (0. Высоцкая)

В.А. Сухомлинский сказал: «Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Поэтому решили - пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Теперь у нас в группе традиция, ежегодно отмечать семейные праздники «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья», «Праздник дедушек и бабушек» для этого мы выходим на сцену Дома культуры, с которым мы сотрудничаем на протяжении почти 5 лет. Работники Дома культуры организовывают весёлый четверг, где наши родители так же принимают активное участие.

Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

Родители готовят рассказ о ребенке, приносят фотографии, стараются показать что - то интересное из жизни всей семьи. Вместе готовим игры, конкурсы для всей группы, украшаем кабинку, кровать, стул именинника. Эти мероприятия не обходятся без привлечения спонсорской помощи, которая оказывается на уровне осознанной важности проводимых мероприятий (чаепитие, призы, подарки) .

Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений.

В результате дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус.

Живой интерес и даже удивление родителей вызвала выставка - стенд «Семья глазами ребенка», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Нельзя забывать хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, помогли оформить кукольный уголок, уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

В зависимости от плана работы, составленного в начале года (Приложение), сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.

Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

Итог - уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована (Приложение).

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 90% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

По результатам повторной диагностики в группе нет родителей - наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей - лидеров; до 67% выросло количество родителей - исполнителей.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

ЕЛЕНА ЯДРЕНЦЕВА
Нетрадиционная форма работы с родителями в условиях ДОУ (из опыта работы)

Презентация на тему "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ "

Слайд 1 : «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

/Василий Александрович Сухомлинский/

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал Антон Семенович Макаренко : «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»

Как заинтересовать родителей в совместной работе ? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я в своей работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями , и нетрадиционные .

Слайд2 :Нетрадиционные формы с родителями делятся на 4 вида :

1. Информационно-аналитические

2. Познавательные

3. Досуговые

4. Наглядно-информационные

Слайд 3 : Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, а также относится «Почта доверия» , «Волшебный сундучок» , «Ларец пожеланий и предложений» .

Слайд 4 : Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» - это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба , либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах . Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает мне встретиться с родителями лично .

Слайд 5 : Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.

Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет , т. е. зависит от запросов, интересов родителей , это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона» , т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме , либо заседание в виде круглого стола. (Слайд 6) В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось , какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить. Также с родителями и с детьми я провожу совместные прогулки, экскурсии. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями , повысить их педагогическую культуру и интерес к воспитанию детей.

Слайд 7 : ДОСУГОВАЯ форма для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми .

Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Например, «Мастер-класс» по изготовлению самодельной куклы-оберега или из деревянной ложки (слайд 8, 9) или родители показывают , как они умеют вышивать, вязать крючком, спицами, также делятся любимыми рецептами или изготавливают из соленого теста разные игрушки, которые потом участвуют в конкурсах или выставках.

Традиционно в нашей группе проводятся дни рождения детей с хороводом, караваем, но я привлекаю в этот праздник и родителей , ведь это главный праздник в семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой и мы вместе с детьми смотрим семейный альбом, мама рассказывает семейные случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим я показываю детям уже готовые работы , побуждаю к созданию совместных с родителями композиций . Родители проявляют интерес , увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках. Слайд 10 : Например, у нас в саду проходила выставка рисунков на тему «Амурская осень» , также рисунков совместного творчества к празднику «День победы» , (слайд 11) выставка из природного материала «Дары природы» , (слайд 12) стенгазет «Моя семья» , «Здоровье малышей» , (слайд 13) фотогазеты «Моя мамочка» , родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой» (делают кормушки и вместе с детьми их развешивают, «Укрась участок» , «Наряди елочку» . Слайд 14 : Очень интересно проходят совместные праздники, но не только с родителями , еще привлекаю старшее поколение, например, праздник «День Победы» , после устраиваю «посиделки» .

Слайд15 : Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада , особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками .

Слайд 16 : Мною сделан групповой альбом «Наша дружная семейка» , который находится в родительском уголке , начиная с младшей группы, я записываю интересные случаи с ребенком в группе, вклеиваю фотографии детей, а также участие ребенка в конкурсах, детские поступки, достижения и рисунки. Родители с интересом рассматривают альбом и у них появляется стимул для дальнейшего пополнения альбома интересными событиями в группе с участием родителей .

Очень часто я привлекаю к помощи наших родителей . Они и красят, и строят, и цветы с деревьями сажают и в различных конкурсах участвуют. Чем только не помогают! Поэтому все слова благодарности хранятся в папке, которую я назвала «Копилка добрых дел» .

В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась , что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер , а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями . Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Слайд 17 : Свое выступление я хочу закончить словами Ольги Высоцкой :

Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга,

Рядом вместе побудьте!"

(0. Высоцкая)

(слайд 18) Спасибо за внимание!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Контрольная работа

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

І. Традиционные формы работы с родителями

воспитание родитель педагог

1. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада, это: врач, логопед, психолог и др. Родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

Круглый стол отличается от собрания тем, участники свободно общаются на заданную тему друг с другом. Темой подобных заседаний могут быть могут быть такие, как «Развитие любознательности дошкольника», «Развитие речи», «Роль дидактических игр в умственном развитии». Такие мероприятия проводятся в любой возрастной группе с опорой на задачи программы. Целесообразно использовать такие методы, как дискуссионные вопросы, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по - теме. Здесь можно показать открытое занятие в видеозаписи, организовать выставку литературы и т.д.

Анкетирование - техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение и анализ анкет (опросного листа для получения какого-либо сведения). Проводится в начале учебного года, перед собраниями или по необходимости. Анкетирование помогает родителям серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношений с ребенком и т.д.

Экскурсии по саду, проводятся с целью ознакомления родителей с жизнью детей в ДОУ.

Дискуссии можно проводить по аналогии с телепередачами и «Ток-шоу». Разделить участников на две группы и дать им возможность высказаться, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, видеозаписи и т.д.

Субботники - объединение усилий ДОУ и родителей для создания пространственной среды, способствующей развитию детей, охране их жизни и здоровья.

Посещение семьи. Воспитатель каждой возрастной категории должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Первое посещение семьи выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривает более частые задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были даны ранее воспитателем, знакомство с положительным опытом семейного воспитания, выяснений условия подготовки к школе и т.д.

2. Беседы - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение ее особенность -- активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Консультации могут быть устными и письменными, плановыми и внеплановыми, с разнообразной тематикой. К консультации нужно готовиться заранее, изучая специальную литературу. В заочном консультировании готовиться ящик или коробка для вопросов родителей, куда они могут опускать свои пожелания, претензии и т.д. Это может позволить родителям спросить то, что не могут спросить при прямом контакте. Воспитатель продумывает ответы в разной форме « Консультации», «Спрашивали - отвечаем» и т.д.

Плановые консультации в детском саду проводятся систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультация по детскому саду согласно годовому плану.

Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Также существуют индивидуальные и групповые консультации, куда можно приглашать специалистов из детского сада.

Для «заочной консультации» готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.

3. Информационный стенд для родителей в группе предназначен для обмена инфо по проблемам воспитания и обучения детей, знакомство родителей с планами на ближайшее будущее. Варианты оформления всевозможные, названия разные «Заботливым родителям», «Взрослым о детях». На стенде могут быть представлены:

Фамилии, имени и отчества воспитателей, работающих с детьми, время, когда оно смогут побеседовать с родителями об их детях,

Режим дня

Расписание занятий,

План мероприятий на месяц,

Словарь добрых слов и выражений,

Адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному воспитанию.

Все материалы должны быть эстетически оформлены, содержание необходимо обновлять, оформление и содержание должно вызывать интерес. Буклеты, листовки, памятники адресные, каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фото детей, стихи о саде Листовки - это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашения на открытые занятия. Желательно, чтоб листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

Памятки знакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного процесса в семье и детском саду.

Внутренняя газета сада или группы посвящена определенной теме и имеет постоянные рубрики:

Взрослым о детях,

Консультации специалистов,

Детские новости,

Наши победители,

Говорят малыши,

Наши достижения и т.д.

Выпуск газеты требует определенных затрат и подготовки, выходит регулярно. Стенгазета может выходить ежемесячно на заданную тему. Можно использовать фотографии, детские работы. Например, стенгазета по результатам анализа заболеваемости детей под названием «Малыши - крепыши» и вывесить туда фотографии детей, которые болеют реже всех, статья о закаливании, советы специалистов.

Творческие объявления могут быть оформлены в нетрадиционном стиле или официально. Объявления - приглашения в стихах, о проведении конкурсов и т.д. Папка-передвижка содержит консультации по теме, интересующие родителей. Есть разновидность папки, которую родителям дают на неделю. В неё помещается консультация и практические советы по теме, представлен методический материал и дидактические игры с описанием по определенной теме.

II. Нетрадиционные формы работы с родителями

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно- аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Проведение социологических опросов;

Индивидуальные беседы;

Картотеки;

- «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства);

Переписка по электронной почте;

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у роди- телей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы

Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

Мини-собрания

Педагогическая гостиная

Устные педагогические журналы

Исследовательская, проектная деятельность

Интернет-журнал

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники

Интерактивные досуговые мероприятия

Выставки работ родителей и детей

Семинары

Мастер-классы

Дни добрых дел

Турниры знатоков

Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Буклеты

Электронные газеты

Дни (недели) открытых дверей

Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

Выпуск стенгазет

Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности

Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду

Также к нетрадиционным формам можно отнести:

«Педагогическая гостиная»

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель-ребенок-детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Педагогическая конференция»

При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, встреча во второй младшей группе может быть посвящена теме «Кризис 3-х лет». Родителям предлагается прокомментировать несколько высказываний классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои советы по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

«Педагогическая конференция - аукцион»

«Семинар-практикум»

На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации. Далее с родителями проводятся мини-тренинг по саморегуляции, демонстрируются игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей могли помочь своим детям.

«Душевный разговор»

Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок - левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.

«Мастер-класс»

«Ток-шоу»

Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Домашние питомцы - плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это - хорошо, а другая - мнение что, если в доме есть домашние питомцы, то это - плохо. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.

«Тренинг»

Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др. Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

«Игровое моделирование»

Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Традиционные формы общения педагога с родителями. Групповые родительские собрания и конференции, педагогические беседы. Практическое использование нетрадиционных форм работы с родителями подготовительной группы в дошкольном учреждении №96 "Умничка".

    курсовая работа , добавлен 21.10.2013

    Современный подход к проблеме сотрудничества детского учреждения с семьей. Традиционные и нетрадиционные формы совместной работы педагогов с родителями (коллективные и индивидуальные), их анализ. Сценарий родительского собрания "Игра – не забава".

    контрольная работа , добавлен 22.07.2015

    Работа учителя с родителями: задачи, функции и основные формы. Нетрадиционные формы сотрудничества. Стратегия взаимодействия с родителями в ситуации сотрудничества семьи и школы. Педагогический анализ и содержание форм коллективно-творческой работы.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Основные задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников: укрепление физического здоровья; развитие познавательных интересов; создание условий для развития эстетических чувств детей. Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя с родителями.

    доклад , добавлен 06.11.2013

    Особенности возрастного и психологического развития детей. Педагогический опыт в использовании нетрадиционных форм работы с родителями. Методы и приёмы домашнего воспитания. Тренинговые игровые упражнения. Конкурсы и спортивно-массовые мероприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию детей. Выделение функций и задач взаимодействия педагогов и родителей. Анализ содержания, форм и методов работы педагога с родителями. Характеристика сотрудничества семьи и школы и его форм.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2017

    Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения. Совершенствование форм организации взаимодействия педагогов с родителями через нетрадиционные формы работы. Изучение профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Виды связей детского сада и семьи Дуброва. Этапы работы воспитателя с коллективом родителей. Социально-психологическая подготовка воспитателей к взаимодействию с родителями. Формы, методы, условия оптимизации взаимодействия детского сада и семьи.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи. Педагогические условия внедрения нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации. Алгоритм подготовки нетрадиционных родительских собраний.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Анализ современного состояния проблемы взаимодействия дошкольной организации и семьи. Определение общих особенностей взаимодействия семьи дошкольника и дошкольного учреждения. Описание традиционных и нетрадиционных форм работы воспитателя с родителями.

Консультация для воспитателей

«Нетрадиционные формы работы с родителями»

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности.

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу опыта, ценностей и стереотипов поведения.

Родители нуждаются в помощи со стороны специалистов, хотя некоторые из них не осознают этой потребности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей, понимание того, что он должен знать и уметь в данном возрасте. Здесь могут оказать профессиональную помощь педагог дошкольного учреждения.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные учреждения, можно условно разделить на три группы.

1 группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад жизненно необходим, но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только присмотра, но и качественного обучения и воспитания. Эта родительская группа вряд ли сможет активно посещать семинары и тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии, придут на субботник.

2 группа – это родители с удобным графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишить ребенка общения со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта группа родителей оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

3 группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от сада интересного общения со сверстниками, соблюдения правильного режима дня, обучения и воспитания, задачи воспитателя – выделить из родительской группы общительных, энергичных мам, которые будут в родительском комитете. На эту группу воспитатель опирается при подготовке к собраниям, утренникам.

Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника. Внимательное отношение педагога к связям «родитель-ребёнок» позволяет увидеть сложный процесс становления родительского поведения. Детско-родительские отношения имеют важнейшее значение для осознания факторов, определяющих развитие ребёнка. Первый год совместной жизни родителей с ребёнком – определяющий. Именно в этот период закладывается характер будущих детско-родительских отношений – станет ли родитель для ребёнка близким человеком, с которым можно разделить радости и печали, вызывающие любовь и уважение. Гармоничное, эмоционально принимающее, поддерживающее родительское отношение способствует формированию у ребёнка доверия, интереса к материнскому миру, усвоению форм взаимодействия с окружающими.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм работы с родителями, среди которых можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол и другие.


Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Анализируя прочитанную книгу, родители излагают собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – это праздники общения с родителями друга твоего ребенка, это праздники воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые ставит собственный ребенок и жизнь.

Примерный перечень родительских вечеров:

1. «Год рождения ребенка, – каким он был?»

2. «Каким я вижу будущее моего ребенка?»

3. «Друзья моего ребенка»

4. «День рождения нашей семьи»

5. «Песни, которые поют наши дети и пели мы»

Родительский тренинг - активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5 – 8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др. Родительские тренинги готовятся в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения.


Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания , на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:


1. Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

2. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.


Чтобы родители воспитанников захотели прийти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:

    Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

    Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

    Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

    Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.


Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

Можно разделить на познавательные, информационно – аналитические, досуговые, наглядно – информационные.

Познавательные: Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания.

Информационно – аналитические: Анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик»

Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

Наглядно-информационные: дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел.

Родительские собрания нетрадиционной формы.

«Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Деловая игра» имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…

«Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например собрание во 2 младшей группе кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов»

«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта»

«Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга, оно не только знакомит родителей с каким – то понятием, но и обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблем, связанные с леворукостью.

«Педагогическая мастерская» организационно–деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс. В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

«Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм» - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные) , затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах» При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен» , каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения .

«Мини- эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого .

Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания.

Дошкольное образовательное учреждение - это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.

Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.

Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает: - взаимо помощь,

  • взаимо уважение и взаимо доверие,
  • знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении,
  • обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Условия успешной работы с родителями:

  • изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска;
  • дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • целенаправленность, систематичность, плановость;
  • доброжелательность и открытость.
  • Формы взаимодействия с семьей.

Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи выделяют:

  1. Знакомство с семьей : встречи-знакомства, анкетирование семей.
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса : дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
  3. Образование родителей : проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.
  4. Совместная деятельность : привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными. Среди нетрадиционных форм работы с родителямиможно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационноаналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов

родителей, уровня их педагогической грамотности

⁻ Проведение социологических опросов

⁻ Анкеты

⁻ Индивидуальные беседы

⁻ Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства)

⁻Переписка по электронной почте

Познавательные

Ознакомление родителей с

возрастными и

психологическими

особенностями детей

дошкольного возраста.

Формирование у родителей практических

навыков воспитания

⁻ Семинары-практикумы

⁻ Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

⁻ Мини-собрания

⁻ Педагогическая гостиная

⁻ Устные педагогические журналы

⁻ Исследовательская, проектная деятельность

⁻Интернет-журнал

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами,

⁻ Совместные досуги, праздники

⁻ Интерактивные досуговые мероприятия

родителями, детьми

⁻ Выставки работ родителей и детей

⁻ Семинары

⁻ Мастер-классы

⁻ Дни добрых дел

⁻ Турниры знатоков

Наглядноинформационные: информационно-

ознакомительные; информационнопросветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения,

особенностями

воспитания детей.

Формирование у родителей знаний о

воспитании и развитии

⁻ Буклеты

⁻ Электронные газеты

⁻ Дни (недели) открытых дверей

⁻ Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

⁻ Выпуск стенгазет

⁻ Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности

⁻ Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду

Ниже представлены некоторые формы проведения нетрадиционных родительских встреч в детском саду:

"Педагогическая гостиная"

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель-ребенок-детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Педагогическая конференция»

При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.

За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, встреча во второй младшей группе может быть посвящена теме

«Кризис 3-х лет».

Родителям предлагается прокомментировать несколько высказываний классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои советы по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

«Педагогическая конференция - аукцион»

«Семинар-практикум»

На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации.

«Душевный разговор»

Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок - левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.

«Мастер-класс»

На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д.

«Ток-шоу»

Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Домашние питомцы - плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это - хорошо, а другая - мнение что, если в доме есть домашние питомцы, то это - плохо.

Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.

«Тренинг»

Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др.

Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

«Игровое моделирование»

Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

Методы активизации родителей:

На родительских встречах нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм» - это метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений» - такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.

Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, встреча на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» - каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен?», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. При этом вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда?

Этот метод подходит для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии. Можно также объединять эти вопросы между собой, чтобы получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 4 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители могут увидеть и нестандартные пути их решения.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу.