Рашкина Елена Алексеевна
ДОУ№3 компенсирующего вида для детей с тяжелыми речевыми
нарушениями, педагог-психолог 2 категории.
Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка, а тем более, если ребенок логопат. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями детей-логопатов свидетельствует о трудностях установления визуального контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.
Цель : повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
«Первичный кодекс группы»:
Идея программы : сотрудничество
Тренинг проводится 4 дня (первый – организационно-диагностический для родителей; три дня совместно с детьми, четвертый день заключительный с чайной церемонией). По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Продолжительность одного занятия 60 мин, последний день 90 мин.
Материал : Бланки на каждого родителя: «ВРР», «Моя семья в образе кругов», домашнее задание № 1, косынка, 4 картины «Тип семейного воспитания», 4 пословицы, текст релаксации «Очищение от тревог», приглашение для занятий на каждую ДРпару, муз. отрывок.
1. Приветствие и знакомство участников : все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая...(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».
Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня... такая (отображают действия участника)».
2. Обсуждение: «Правила работы в группе »:
3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга »:
Условия и режим работы: следующие 3дня с детьми, выполнение домашних заданий, пропуски нежелательны, последний день по продолжительности 90мин. Завершается тренинг чайной церемонией и подарками участникам. На следующий день приглашение и домашнее задание.
4. Ожидания участников от работы.
5. Упражнение «Хвасталки» «Я..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
6. «Перебежки»:7. Опросник «Взаимодействие Родитель-ребенок» (Приложение 1)
8. «Пословицы» Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели введу наши предки:
9. «Хорошо и плохо». Предлагается 4 картины – тип воспитания.
Одна команда называет «+» данного типа воспитания, а другая «–». (Приложение 2). Обсуждаем с какими трудностями может столкнутся ребенок в детском саду.
10. Тест «Моя семья в виде круга» Обсуждение впечатления от каждого рисунка.
11. Упражнение «Руки»: Один из участников встает в круг, ему завязывают глаза, подают руку, он основываясь на тактильные ощущения должен сказать какой родитель «мягкий или строгий...»
12.Релаксация «Очищение от тревог» (Приложение 3)
13.Обсуждение занятия
14. Прощание «Общий круг», вручение приглашений на занятия с детьми
Д/з №1: Заполнить таблицу: «Что меня огорчает в моем ребенке и радует»
Приложение 1
Инструкция . Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе.
Ф.И.О._________________ Возраст____ образование_________
Ф.И. ребенка_____________________ Возраст________
Баллы | Баллы | Баллы | Баллы | Баллы | сумма | ||||||||||
1 | 13 | 25 | 37 | 49 | |||||||||||
2 | 14 | 26 | 38 | 50 | |||||||||||
3 | 15 | 27 | 39 | 51 | |||||||||||
4 | 16 | 28 | 40 | 52 | |||||||||||
5 | 17 | 29 | 41 | 53 | |||||||||||
6 | 18 | 30 | 42 | 54 | |||||||||||
7 | 19 | 31 | 43 | 55 | |||||||||||
8 | 20 | 32 | 44 | 56 | |||||||||||
9 | 21 | 33 | 45 | 57 | |||||||||||
10 | 22 | 34 | 46 | 58 | |||||||||||
11 | 23 | 35 | 47 | 59 | |||||||||||
12 | 24 | 36 | 48 | 60 |
Домашнее задание №1:Таблица
Что меня огорчает в моем ребенке | Что меня радует в моем ребенке |
Приложение 2
Приложение 3
Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...
Ложитесь удобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...
Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...
Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...
Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...
Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!
Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...
На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...
Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...
Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)
Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.
Материал : Аудиокассета «Топ-топ, хлоп-хлоп» Е. Железнова, косынка, по 7 разноцветных лепестков на каждую пару, основа для наклеивания и клей-карандаш, цветные карандаши, бумага, музыкальная мягкая игрушка «Цветик-семицветик»
Родителю и ребенку выдается один лист бумаги на двоих и фломастеры, карандаши, краски, мелки. Инструкция: «Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и кто начнет первым рисовать. По моему сигналу начинает рисовать первый, другой молча наблюдает, стараясь понять замысел. По второму сигналу второй участник пары дорисовывает рисунок».
Домашнее задание: «Сочиняем сказку о своем ребенке»
Приложение 4
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза.
Материал : музыкальный отрывок инструментальной музыки, пиктограммы (радость, обида, страх, злость, удивление, испуг), разрезная пиктограмма на каждую пару, клей-карандаш, листы бумаги, карандаши, муляж апельсина (мяч).
Домашнее задание № 3: совместно с ребенком вспомнить любимую игру, на следующем занятии рассказать и приготовить атрибуты для игры.
Приложение 5
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! | Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. | Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. | Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. | Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. | Боль, злость, чувство не любви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? | Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. | Одобрение, благодарность, радость. |
Материал : косынка, свеча, подарки участникам (мягкие сердечки), ручки на каждого взрослого.
От работы в тренинге я приобрел(а) ___________
Мне понравилось ___________
Мне не понравилось ___________
Хотели бы вы еще участвовать в тренингах ___________
Ваши пожелания ведущему ___________
Данная система занятий прошла апробацию в течении двух лет. Занятия проводились как с родителями, детьми массового детского сада, так и с родителями и детьми детского сада компенсирующего вида. По завершении тренинговых занятий 100% родителей высказали желание дальнейшего участия в подобных совместных занятиях. Работа в первый день позволила провести диагностику и самодиагностику проблем семейного воспитания и взаимодействия внутри семьи. Использование образного авторского представления типов воспитания помогает родителям понять и осуществить анализ позитивных и негативных сторон педагогических воздействий родителей. Понять, почему их ребенок испытывает трудности адаптации, социализации в детском саду.
Елена З., 35л. «Познакомилась с методами воспитания, переосмыслила мое отношение к ребенку»
Светлана К., 30л. «Поняла, что у всех есть те или иные проблемы с ребенком, а не только у меня и от этого легче. Очень интересно было рассматривать картины и сразу все стало понятно»
Вызывает эмоциональный отклик представление «Моя семья в образе кругов», но не сама процедура изображения, а последующее обсуждение другими участниками: дистанции общения, близости, доминирование, размытость представления семьи...
Совместные занятия с детьми и особенно в первый день позволяют увидеть какую позицию в общении с ребенком занимают родители (упр. «Семицветик», «Загадай желание», «Волшебный цветок») в 80% случаев дети доминируют. Обсуждая этот факт многие родители испытывают: шок, разочарование в себе, осознают собственную несостоятельность и потерянность. 100% участников-взрослых затрудняются в выполнении упражнений по типу «Банк поглаживаний»: «Хвасталки», «Расскажи о себе и ребенке», «Комплемент». У детей данный процент значительно ниже 45%, это объясняется опытом участия в коммуникативных играх на занятиях психолога, во время часа круга, меньшей подверженности детей различным условностям. Третий день позволяет на невербальном уровне установить контакт, учиться понимать эмоциональное состояние другого по мимике, жестам, выразительным движениям и активизировать внутреннего ребенка взрослого. Все группы взрослых испытывают значительные трудности при соотнесении слов и чувств, а значит и в понимании своего ребенка, другого близкого человека. Именно после прохождения этого дня у участников появляется общность «Мы».
Участник 2008г.: Дмитрий Н., 34г. «Понравилось, что сегодня в тренинге не только я и ребенок понимаем, друг друга, но и дети и родители сильно сближаются»
Поэтому именно этот день завершается комплиментами по круг и муз. упражнением «Соседи»: соседей можно потолкать, соседей можно щекотать, соседей можно обнимать.
Говорить и описывать состояние детей нет смысла, глаза их светятся от радости, возможности общаться и играть с любимыми людьми.
Завершение работы в четвертый день: получение тактильных ощущений, ещё раз проработка «Банка поглаживаний», получение уверенности и поддержки от взрослых, сильных людей. Представление домашних заданий: чтение сказок для детей и о детях и игр. У 70% участников выполнение домашнего задания вызвало сопротивление (некогда; не умею сочинять сказки и никогда этого не делал; мы не играем, а только гуляем; он бегает, а я смотрю; а вдруг что-то сделаю не так, ...) и у 25% этот факт отмечен в опроснике, как, то что не понравилось. Это может свидетельствовать о том, что родители уже готовы участвовать в различных мероприятиях и быть ведомыми, но не готовы ещё сегодня к активной проработке своих проблем.
Безусловно, какой бы результат не был получен, это повод для дальнейшего анализа и работы. В выигрыше оказались все: дети, получив время для общения и игры с родителями, родители: «получила знания, навык как в сложной ситуации понять ребенка и разобрать проблему вместе с ним», психолог: возможность осуществить рефлексию собственной деятельности и повысить свое профессиональное мастерство.
Тренинг для родителей «Радость воспитания»
Цель: осознание родительской роли, определение истинных ценностей в своей жизни и реализация своих возможностей в воспитании ребенка.Ход занятия:
Ведущ ий: В детстве мы не раз давали себе обещание не повторять ошибок своих родителей, когда вырастем. Кто из нас не раз говорил себе: "Я никогда не буду поступать так с собственным ребенком"? Но когда появляются дети, нам не помогают, ни данные себе когда-то обещания, ни кипы книг по детской психологии и педагогике, ни советы подруг, а уже тем более бабушек… Ошибки в воспитании приводят к тому, что дети становятся скрытными и неуправляемыми, детская агрессия накаляет отношения в семье, а нередко даже приводит к разводу родителей!
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»
СЧАСТЬЕ ВОСПИТАНИЯ
Тренинг для приемных родителей
Счастье воспитания: тренинг для приемных родителей / авторы-составители, Г. Р Шарафутдинова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 90 с.
В данном методическом пособии представлена программа тренинга для приемных родителей. Отличительной особенностью данной программы является ее феликсологическая направленность. В содержании программы представлен философско-психолого-педагогический взгляд на проблему воспитания счастливого ребенка в замещающей семье. Богатый практический материал, содержит педагогические задачи, упражнения, психологические техники, диагностические материалы, методики по развитию у замещающих родителей психолого-педагогической компетентности.
Рецензенты: начальник Управления по опеке и попечительству
директор ЦПМС «Семья»
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи является уже достаточно сложившейся для российской действительности системой. И в практике и в теории накоплен достаточный опыт работы с замещающей семьей, кандидатами в приемные родители. Разрабатываются и успешно реализуются программы по подготовке детей к переходу в замещающие семьи, программы для воспитанников интернатных учреждений по подготовке к самостоятельной семейной жизни. Обобщенной целью реализации всех этих программ является обретение собственного семейного очага каждым ребенком, лишенным на определенном этапе своей жизни родительского попечения. Поскольку семья – это уникальная структура, позволяющая человеку удовлетворить все основные потребности от витальных, биологических до высших, духовных. В благополучной и гармоничной семье ребенок находит безопасность, общение, любовь и уважение, становится личностью, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни и быть счастливым.
Отличительной особенностью данной программы является ее феликсологическая направленность. Феликсология (от лат. felix – счастливый) – новое направление в педагогике, которое рассматривает счастье как педагогическое явление, а вопрос формирования у подрастающего поколения способности быть счастливым переводит в разряд актуальных педагогических проблем.
Ребенок в семье – это счастье! Счастье для ребенка – жить в семье! Эти, на первый взгляд педагогические постулаты, не подкрепленные «инструментально» психолого-педагогическими методами, средствами и приемами воспитания ребенка в семье легко становятся мифом, лозунгом, декларацией. Эта поистине достойная цель - воспитание счастливого ребенка, счастливого человека - нуждается в огромном арсенале средств, которыми родители, порой, не владеют. И тогда из «счастья» родной или приемный ребенок становится «наказанием», «проблемой», «трудным ребенком». «Трудный ребенок» это такой ребенок, которому трудно, прежде всего, с самим собой, это ребенок, не обученный способам взаимодействия с окружающим его миром, не умеющий испытывать радость и счастье от общения, познания, не ориентированный на жизнь как ценность. Мы предприняли попытку разрешить это противоречие, разработав программу для родителей, которые принимают в семью ребенка, пережившего травму расставания с кровной семьей, имеющего трудности в оценке своей личности, лишенного доверия к этому миру. Ощущение счастья такому ребенку необходимо как глоток свежего воздуха, как кислород. Возможность испытывать счастье каждый день является «куриным бульоном » для его души. А способность самому созидать счастье своей жизни, используя переданные ему приемными родителями «инструментами» является гарантией достойной жизни человека, реализовавшего свое предназначение.
Цель данной программы : повышение уровня психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.
Задачи программы :
· расширение осознанности мотивов воспитания в приемной семье;
· самоисследование родительских позиций, развитие многомерности психологического видения детско-родительских отношений в приемной семье, преодоление стереотипов, ригидных паттернов поведения;
· гармонизация стиля и методов семейного воспитания;
· развитие способности быть счастливым родителем, воспитывая счастливого ребенка.
По форме реализации данная программа является тренингом. В ней есть информационный блок, который позволит читателю расширить свое понимание сущности многих философских, психологическим и педагогических понятий и явлений. Диагностический блок, который поможет оценить уровень развития у приемных родителей и детей некоторых личностных качеств. Практический блок, состоящий из упражнений и заданий, выполнив которые родители смогут повысить свою психолого-педагогическую компетентность. И методический блок, содержащий рекомендации, правила, советы, методы, психологические упражнения и техники, развивающие у ребенка способность быть счастливым.
Занятие 1. «ПОГОВОРИМ О СЧАСТЬЕ»
Цель: формирование ценностного отношения родителей к развитию у приемного ребенка «способности быть счастливым».
Побудить родителей к размышлениям о счастье с целью глубокого понимания и осознания сущности счастья в своей жизни;
Ознакомить родителей с педагогическими средствами развития в себе и в ребенке «способности быть счастливым».
Попробуем найти ответы на это вопросы у классиков! Ведь попытки понять сущность счастья и его место в жизни человека предпринимаются ни одно тысячелетие и, тем не менее, каждое новое поколение мыслителей вновь решает эту задачу в масштабах человечества и каждый рожденный на Земле человек решает ее в масштабах своей индивидуальной жизни.
«МУДРЫЕ МЫСЛИ О СЧАСТЬЕ»
Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.
Хочешь быть счастливым?
Выучись сперва страдать.
Счастье удается тому, кто много трудится.
Л. да Винчи
Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом.
Человек таков, каково его представление о счастье.
Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей.
Л. Бетховен
Счастье есть дело судьбы, ума и характера.
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.
Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон.
Наука, культура, искусство для меня выше всего. Созидание для меня счастье.
Собирайте капли знаний,
Укрепляетесь каплями терпения,
Дарите капли любви,
Ищите капли мудрости,
Ловите капли радости,
Храните капли надежды.
Пусть из этих капель
Собираются реки и моря
Вашего душевного благополучия.
Астрогор
Рецепт счастья: возьмите чащу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на жизненном пути.
Ирина Беляева
Счастлив тот, кто считает себя счастливым.
Г. Филдинг
Понятие счастья бесконечно разнообразно. Во все века, у всех народов, у всех классов иначе понимали счастье… Если сравнить воздушные замки крестьянина и философа, то архитектура окажется различной.
Г. Спенсер
Истинное счастье - в создании семьи.
Г. Разумихина
Счастье – в труде.
Здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
Поверь мне - счастье только там,
Где любят нас, где верят нам!
Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье.
Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть.
И. Тургенев
Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье - к несчастному.
Ф. Ларошфуко
Всякое счастье составляется из мужества и труда.
О. Бальзак
Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье само отыщет вас.
Формирование у ребенка способности быть счастливым востребовано временем и духовно-социальной атмосферой общества, проживающего непростой период своей истории.
На общем негативном фоне жизни в детской среде происходит замещение счастья иллюзиями и суррогатами удовольствия. Ребенок, не обученный элементарному взаимодействию с окружающим миром, не способный самостоятельно выбирать свой вариант поведения боится окружающей жизни или выбирает асоциальный вариант поведения.
Мы все видим, например, как:
· раздражительны и агрессивны несчастливые при любой мелкой неприятности или оплошности окружающих, но спокойны и великодушны счастливые;
· безразличны к окружающему миру потерявшие веру в добро несчастные, но активны, инициативны и энергичны счастливые;
· легко попадают под влияние наркотиков, алкоголя несчастливые, счастливые же, минуют такого пути.
Отсутствие счастья как основания жизни ребенка ведет к понижению жизненного тонуса, пессимистическому отношению к будущему, агрессии, насилию, жестокости, суициду. Не научившись проживать удовлетворенность от нормальной человеческой жизни, ребенок ищет счастье за ее границами: в мистике, наркотиках, преступлении. Между тем, стремление к счастью это великая движущая сила деятельности человека на земле. Но потребность человека в счастье как ведущий мотив его творческой деятельности и личностного совершенствования нуждается в оснащении человека глубоким пониманием сущности счастья и огромным набором практических умений по воплощению того образа счастья, которое было человеком для себя создано.
Способность быть счастливым - не врожденное качество, оно не передается по наследству и не вручается ребенку родителями или педагогами, оно формируется в процессе его жизнетворчества.
Направленность родителей на развитие этой способности является плодотворной подготовкой к счастью в жизни ребенка. Особенно это важно в воспитании приемных детей. Следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является отсутствие у него чувства уверенности в себе. Ребенок, воспитывавшийся в условиях детского дома, перенесший психологическую травму несет в себе негативные установки, такие как: «я сирота», «я никому не нужен», «я ничего не могу». Из-за отсутствия чувства базового доверия к миру, мир переживается им как непредсказуемый, опасный и ненадежный. Это приводит к тому, что он считает себя неспособным испытывать счастье в повседневной жизни, не в состоянии выбрать вариант успешного поведения, боится окружающей действительности, воспринимая ее как источник страданий. Поэтому именно вы, уважаемые родители, в первую очередь, должны сформировать у приемных детей позитивные установки успешного человека, содействовать счастью ребенка в его реальной жизни и научить его быть счастливым.
Забота о счастье ребенка способствует максимальному развитию его личности, реализации способностей и творческого потенциала, воспитанию субъекта и творца собственной жизни.
Прежде чем перейти к разговору о том, что же необходимо уметь делать родителям, чтоб их ребенок обладал этой способностью, мы должны понять, что значит быть счастливым.
«Закончите предложение, выразив свое отношение: «Чтобы человек был счастлив, надо...».
Диагностировать наличие у человека способности быть счастливым можно с помощью несложного теста. Представьте себе половину стакана вашего любимого напитка. Что вы чувствуете - радость по поводу того, что он наполовину полон, или раздражение оттого, что он наполовину пуст? В этом - ваше отношение к собственной жизни. Если вы рады тому, что в ней есть, то вы - счастливый человек. А если вы огорчаетесь от того, чего нет в вашей жизни, то в плане самосовершенствования у вас еще все впереди. Как говорил Лев Толстой - «У меня нет всего, что я люблю, но я люблю все, что у меня есть».
Как мы уже выяснили, каждый понимает счастье по-разному. Рассуждение на эту тему позволяют осознать свое отношение к жизни, свои планы, ценностные ориентации, нравственные принципы.
В обыденном представлении счастье ассоциируется с удовольствием. В философском аспекте: счастье - поиск истины, реализация своего творческого потенциала. В психологии счастье представляется как интенсивное переживание радости. Итак, что же такое счастье?
Попытаемся схематически наметить, в каких случаях употребляется это слово:
1. Выиграл в лотерею - счастлив, и чем больше выиграл, тем больше счастья. Однако неожиданно свалившееся богатство часто приносит несчастье.
2. Счастье в удовлетворении желаний. Однако именно неудовлетворенные желания побуждают к действию, мобилизуют интеллект, волевое начало. Бывает, что счастье ожидания больше, чем реализованное желание, ибо случается, осуществленные желания разочаровывают.
3. Счастье в любви. Но счастье в любви нередко выступает как зависимость от партнера, и тогда появляется желание освободиться от него. Может быть и наоборот: мы отдаемся на волю эмоций и тонем в любви - теряем себя как личность. В первом случае - утрачиваем объект привязанности, во втором - теряем ощущение своего пути, назначения.
4. Человеку, который тяжелым трудом добывает скудное пропитание, может казаться счастьем жизнь в стране лентяев. Но, поселившись на кисельных берегах молочной реки, он не находит там счастья. Когда подобное желание осуществляется, оно перестает ассоциироваться со счастьем.
5. Счастье иногда представляется погоней за синей птицей, которая теряет свое яркое оперение, как только ее поймали. По этому поводу Платон говорил: «Невозможно хотеть того, что у тебя есть».
6. Представление о счастье с возрастом меняется, изменяются вкусы, желания. С годами теряют ценность многие удовольствия, но зато возникают новые или приобретают значимость те, которыми раньше пренебрегали. Общеизвестной истиной считается, что счастье - привилегия молодости. Но есть и обратное мнение: ощущение счастья приходит в старости, когда не мучают страсти, отступают заботы. Больше оснований полагать наиболее счастливой порой средний возраст, в этом возрасте человек еще не отягощен физическими недугами, менее зависит от внимания других людей, деятелен, свободен от иллюзий; в этом возрасте более чем когда-либо он может управлять своей жизнью.
7. С одной стороны, счастье ассоциируется с приятными удовольствиями, с другой - не всякое приятное переживание приближает к счастью, а некоторые, в конечном счете, отдаляют от него, приносят страдания: «Кто жаждет удовольствий - приобретает страдания» (Монтескье). Даламбер утверждал, что следует отказаться от удовольствий, чтобы избежать страданий.
Сколько бы мы ни приводили различных трактовок счастья, мы нигде не найдем единого определения применимого для всех без исключения.
В западном обществе с конца прошлого века ведутся серьезные исследования данного феномена, что позволяет с научной точки зрения определить счастье, его компоненты, факторы, источники и условия. Разработаны достоверные методы измерения счастья в психологии, благодаря которым появилась научная дисциплина, называемая позитивной психологией. Данная наука определяет счастье как состояние переживания удовлетворенности жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, частоту и интенсивность положительных эмоций, а также ощущение смысла жизни. Счастливая жизнь, таким образом, включает в себя положительные чувства, связанные с прошлым и будущим, приятные переживания в настоящем, духовное удовлетворение от реализации своих индивидуальных достоинств, а также использование последних в интересах служения великой и значительной цели.
Счастье имеет субъективную и объективную основу. Объективная основа зависит от внешних факторов: зависимость счастья от здоровья, социальных связей, социального положения, интересной работы, материального обеспечения, досуга, свободного времени и т. д. Субъективная основа включает в себя характеристики и свойства самой личности, которые являются условиями удовлетворенности жизнью в целом. Они в совокупности определяют способность человека быть счастливым. Эта сторона счастья поддается изменению. Мы все можем повысить свой уровень счастья, развивая в себе необходимые качества и умения, которые способствуют позитивным чувствам и переживаниям и ведут человека к жизни не только приятной, но и достойной, не только счастливой, но и исполненной смысла.
Итак, каким должен быть человек, чтобы быть счастливым?
Западные исследователи выделяют следующие качества, умения и способности, которые влияют на ощущение счастья:
1. Человек должен быть уверенным в себе, верить в свои возможности, уметь преодолевать трудности, нести самому ответственность за свою жизнь, находить в негативных ситуациях положительную сторону, жизнерадостно смотреть на будущее. То есть он должен быть оптимистом, с положительной самооценкой, с развитым чувством ответственности за результаты своей деятельности; обладать позитивным мышлением, что обеспечивает позитивный настрой.
2. У человека должна быть развитая эмоционально-чувственная сфера, он должен уметь вносить больше положительных эмоций в свою жизнь.
3. Человек должен быть благодарным за все и уметь прощать старые обиды.
4. Человек должен знать сильные стороны своего характера, свои достоинства и уметь реализовать их в различных сферах жизнедеятельности: в семье, на работе, в учебе, в общении и т. д.
5. Человек должен понимать, что стремление получать в жизни только удовольствия не сделает его счастливым. Тысячи людей, живя в роскоши, умирают от духовного голода. Эти люди спрашивают: как найти счастье? Беда в том, что они неверно ставят вопрос. Путая удовольствие с духовным удовлетворением, люди надеются получить все сразу и без труда - жизнь превращается в погоню за наиболее доступными удовольствиями. Удовольствие - это мощный источник мотивации, однако оно не вызывает в нас внутренних перемен. Это сугубо консервативная сила, подталкивающая к удовлетворению сиюминутных потребностей, обеспечению комфорта и релаксации. Для истинного счастья необходимо стремиться к духовному удовлетворению, которое требует особых усилий человека, развития в себе положительных качеств.
6. Для получения духовного удовлетворения у человека должно быть любимое занятие, которое поможет ему раскрыть свои лучшие качества, самореализоваться.
7. И, наконец, самое важное на наш взгляд, для подлинного глубокого чувства удовлетворенностью жизнью в целом человеку необходимо иметь смысл в жизни. По мнению В. Франкла, именно смысл жизни служит основанием для счастья, и обладание им – предпосылка счастья и даже самой возможности его испытывать. «Отсутствие смысла лишает человека способности как переживать счастье, так и переносить страдания». А для того, чтоб прийти к осмысленной жизни, занять, определённую жизненную позицию нам необходимо расширять ценностный кругозор жизни, находить за каждым объектом взаимодействия с окружающим миром, ценностное содержание.
Таким образом, мы выяснили, что способствует ощущению человеком счастья. Эти качества и умения мы должны развивать у своих детей. На остальных занятиях мы познакомимся подробнее с тем, как развить в ребенке способность быть счастливым.
Занятие 2. « КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЛЮБИТЬ СЕБЯ »
Обучить техникам развития у приемного ребенка положительной самооценки.
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы обсудим важность положительной самооценки для развития ребенка и выясним, как она влияет на способность ребенка быть счастливым. По окончанию занятия Вы будете знать, что нужно делать для того, чтоб развить в ребенке уверенность в себе. Эмоционально положительная оценка характеристик своего Я означает самопринятие. Самоприятие – это значит принять себя таким, какой ты есть. Принять, полюбить, избавиться от ненужных комплексов и самоуничижения. Кто из нас может сказать, что обладает идеальным характером, что развил все свои способности? Но разве это повод не принимать себя? Давно замечено, что человек, который не любит и не принимает сам себя, как правило, не умеет строить отношения с окружающими, часто не способен реализовать себя в деле. Это закономерно. Самоуважение – важный шаг на пути уважения и принятия других людей. Положительно оценивающий себя человек обычно благосклонно и доверчиво относится к окружающим, тогда как низкая самооценка чаще сочетается с отрицательным отношением к другим людям. Положительная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Самопринятие предполагает, что мы можем осуждать некоторые свои поступки, быть неудовлетворенными некоторыми своими чертами характера или поведения, но при этом продолжать хорошо к себе относиться. И не надо путать самопринятие с некритичностью. Быть критичным к себе – это значит правильно оценивать свои возможности и поступки, видеть свои сильные стороны и относиться к ним с уважением, использовать их в своей жизни на полную катушку.
Самооценка человека - это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе. Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви... Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей.
Как вы думаете, что чувствует ребенок в этой ситуации? Дочка каждый раз ждет и надеется, что мама придет, и злится, когда этого не происходит. Она чувствует себя брошенной и никому не нужной. Ей обидно, что единственный раз, когда мама пришла, она осталась недовольна своей дочерью (по мнению самой дочери). В результате в самом худшем случае у девочки может развиться следующая установка: «Я - плохая, я ничего не значу!»
Многие исследования подтверждают, что дети, чьи эмоциональные нужды хронически игнорируются, начинают с недоверием относиться к окружающим, им трудно формировать дружеские и стабильные отношения, у них возникает больше проблем в школе и возрастает риск умственных и поведенческих проблем. В худшем случае дети, о которых мало заботятся и которые подвергаются жестокому обращению, становятся более подвержены развитию у них поведенческих проблем.
Ваша реакция на его плохое поведение, равно как и ваша реакция в те моменты, когда он заслуживает похвалы, может оказать влияние на его самооценку и манеру взаимодействия. Реагируя на его потребности, вы прививаете ему самоуважение. Любой ребенок должен знать, какого поведения от него ожидают вообще и какого - если он преступил черту дозволенного. Вашей обязанностью является провести эту черту и дать ребенку понять, что любите его независимо от его «хорошего» поведения.
Техника эффективного взаимодействия с детьми «ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ»
«Расскажи мне об этом».
«Я хочу услышать об этом».
«Мне интересна твоя точка зрения».
«Давай обсудим это».
«Похоже, что это важно для тебя».
Эти сообщения побуждают детей начать или продолжать говорить. Они не создают эффекта, что у него «отняли мяч», как бывает при таких ваших сообщениях, как задавание вопросов, советах, морализировании и т. п. Данная методика передает ребенку сообщение, что вы принимаете его, уважаете как личность, например:
«Ты имеешь право выражать свои чувства».
«Я уважаю тебя как личность с твоими мыслями и чувствами».
«Я могу научиться чему-то у тебя».
«Я действительно хочу узнать твою точку зрения».
«Твои идеи (мысли) стоят того, чтобы их выслушать».
«Я заинтересован в тебе».
Техника «Активное слушание»
Данная техника позволяет создать отношения теплоты между родителем и ребенком. Когда Вы слушаете ребенка внимательно, Вы начинаете его понимать, ценить его взгляд на мир, ставите себя на его место. Позволив себе проникнуть в «шкуру» ребенка, Вы испытываете чувство близости, заботы, любви. Что для этого необходимо:
1) Вы должны хотеть слышать, что говорит ребенок. Это означает, что вы хотите потратить время на слушание. Если у вас нет времени, вы должны сказать об этом.
2) Вы должны искренне хотеть помочь ему в его проблеме в данное время.
3) Вы должны искренне быть в состоянии принять его чувства, какими бы они ни были, и как бы ни отличались от ваших.
4) Вы должны иметь глубокое чувство доверия к ребенку в том, что он может справляться со своими чувствами, искать решение своих проблем. Вы выработаете это доверие, наблюдая, как ваш ребенок решает свои проблемы.
5) Вы должны усвоить, что чувства преходящи (разочарование - надежда, ненависть - любовь и т. п.) Не нужно бояться выражения чувств; они не будут навсегда фиксированы внутри ребенка.
6) Вы должны быть в состоянии смотреть на ребенка как на уникальную личность, со своей жизнью и своими проблемами.
Понимание чувств ‑ вот что больше всего нужно ребенку.
Суть техники в том, что вы должны «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства в утвердительной форме. Например:
«- Я не хочу ходить в школу каждый день. Меня тошнит от нее.
Ты действительно устала от школы.
Иногда я ненавижу ее.
Тебе она не просто не нравится, иногда ты действительно ее ненавидишь.
Верно, я ненавижу домашние задания, уроки, учителей.
Ты просто ненавидишь все, связанное со школой.
Я не всех учителей ненавижу, только двух. Одну я не выношу. Она хуже всех.
Ты ненавидишь какую-то одну. Так?»
Ребенку необходимо, чтобы его воспринимали как уникальную личность, а не как отражение желаний и стремлений родителей. Принятие его таким, какой он есть, подразумевает понимание различий между вами и благодарность за них, создание возможностей для ребенка проявить себя в той области, к которой он склонен, развивать его потенциал и помогать ему получить как можно больше от мира.
Немаловажным фактором, влияющим на развитие самооценки ребенка является положительное отношение к себе самих родителей. Укрепляя и развивая свою собственную самооценку, мы запасаемся необъятными ресурсами, которыми можно воспользоваться, когда становится трудно, и которые помогут стать примером для подражания, чтобы сформировать у детей хорошее мнение о себе в этой жизни.
Тест на определение уровня самооценки у родителей
Подумайте над предполагаемыми ниже утверждениями, указав в 4-х бальной системе своё отношение к ним. При этом баллы должны означать следующее:
Я думаю об этом: очень часто - 4 балла; часто - 3 балла; иногда - 2 балла; редко - 1 балл; никогда – 0 баллов.
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу.
3. Я беспокоюсь за своё будущее.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
6. Я беспокоюсь за своё психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупцом.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.
12. как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен (скромна).
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь понапрасну.
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую, что, люди говорят обо мне за моей спиной.
26. Я чувствую себя скованным (скованной).
27. Я уверен (а), что люди почти всё принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должно случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я не так общителен (общительна).
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен (уверена) в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждёт от меня общественность.
Интерпретация к тесту:
Если вы набрали от 0 до 25 баллов, то это означает, что у вас высокая самооценка.
Тренинг: "Эффективного взаимодействия родителей с детьми"
Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.
Сплачивать родителей;
Создавать условия для непринужденного общения;
Развивать коммуникативные навыки общения участников, создавать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности.
Тема: «Тренинг эффективного взаимодействия родителей с детьми»
Целью данного тренинга является формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком на основе развития доверительных отношений в семье.
Сплачивать родителей;
Создавать условия для непринужденного общения;
Развивать коммуникативные навыки общения участников, создавать атмосферу эмоциональной близости и доброжелательности.
Ход тренинга
Упражнение 1. «Знакомство»
Выберите себе цветок, который вам больше нравится.
Членам группы предлагаются цветы разного цвета. Участники выбирают тот цветок, который им больше понравился, больше соответствует их настроению. На лепестке записывает свое имя в той форме, в которой ему хочется. И свои ожидания от предстоящего тренинга. Этот цветок является эмблемой участника и сохраняется до конца занятия. В конце занятия каждый участник объясняет, почему он выбрал именно этот цветок и оправдались ли его предполагаемые ожидания.
– Давайте представим, что все вы – разные цветы на полянке.
Светит ласковое солнышко. Как ваши головки поворачиваются за солнышком?
А теперь подул легкий ветерок. Как качаются ваши стебельки?
Ветер усиливается, на небе появляются тучи. Надвигается гроза, упали первые капли дождя. Что происходит с цветами? Покажите.
Но вот тучи рассеиваются, гроза стихает, показывается солнышко. Стекают последние капельки с ваших лепесточков. Умытые и свежие стоят цветочки на полянке и улыбаются солнцу.
Упражнение 2. «Летал мотылек»
Каждый участник выбирает себе мотылька. Под музыку мотыльки летают, образуют группы по цвету, по 6, 3, 2 участников. Участники выбирают себе пару для дальнейшей работы.
Игра 3. «Твои достоинства»
Участники стоят в кругу. Каждый говорит своему соседу справа о его достоинствах. Тот к кому обращаются, отвечает: «Да, это есть у меня, а еще я...» (называет положительное качество своего характера). Например:
У тебя очень добрые глаза.
Да, это у меня есть, а еще я очень жизнерадостный.
Упражнение 4. «Сломанная кукла»
Не редко родителей тревожит несобранность детей, их излишняя активность. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки психоэмоционального напряжения, следствие какой-то детской проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в эти моменты? Самое правильное -научить его помогать самому себе, то есть познакомить его с методами саморегуляции. Выполните следующее упражнение.
Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, ноги. Она вся разболталась. С ней не хотят играть. Потрясите всеми сломанными частями одновременно. А теперь собирайте, укрепляйте веревочки - медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите ее. Теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите глубоко. Выпрямите ноги. Все - куклу починили, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть! Предложите дома при необходимости это упражнение своему ребенку.
Коллаж 5. «Поделись радостью»
Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя "пустым местом". Дети же тем более, так как им необходимо осознавать свою значимость. Дети очень часто пытаются привлечь внимание к себе своим поведением.
Цель : Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.
Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается» в клубочек и сохраняет положение. Задача второго – развернуть его, найти подход, создать условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. После чего участники меняются ролями. Упражнение заканчивается обсуждением.
Упражнение 7.«Сердце семьи в доме»
Ведущий вывешивает на стенде или доске изображение сердца и сообщает: «Это сердце счастливой семьи. Перечислите, пожалуйста, сокровища счастливой семьи» Участники (члены одной семьи) договариваются и записывают на стикерах, что, по их мнению, необходимо поместить в сердце счастливой семьи. Участники прикрепляют стикеры на «сердце счастливой семьи». Обязательно зачитываются все ответы. Проводится анализ игры.
Упражнение 9. "Погружение в детство"
Расположитесь удобно на ковриках. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное, спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, ногах. Поток времени уносит вас в детство. Вам 5-6 лет. Вы находитесь в детском саду, посмотрите вокруг.
Вглядитесь в то, что вас окружает. Рабочий день в ДОУ заканчивается, за детьми приходят родители. Вот ушел мальчик, вот ушла девочка, а за тобой еще не пришли. И вот ты уже один в комнате. И что же ты делаешь?
Ты слышишь как тебя зовут. Пришли за тобой. Кто же это? А сейчас пришло время вернуться обратно и когда вы будете готовы, откройте глаза.
Рефлексия по кругу с проговариванием чувств, актуализировавшихся в упражнении.
Метод 9.«Цветочное ожидание».
Родителям предлагается на шаблонах цветов написать то, что они получили
от тренинга. Рассказать что они ожидали от тренинга и что они в итоге
получили. Шаблоны цветов прикрепляются на общий венок. Ожиданий
может быть несколько.
Рефлексия занятия
Тренинг: « Эффективное взаимодействие родителей с детьми».
Цель : повышение психолого-педагогических компетенций у родителей относительно взаимодействия с детьми.
Задачи:
раскрытие особенностей правильного общения и взаимодействия с детьми;
гармонизация внутрисемейных отношений.
Упражнение «Клубочек знакомств»
Материал: клубок ниток.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей работе, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе...
Например, «Меня зовут... и я очень люблю петь...» (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок следующему родителю).
Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все родители не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с родителями обо всем, что может способствовать сплоченности. Спросите их: «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»
После этого разговора нужно будет снова распутать паутину. Для этого каждый родитель должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, когда нить будет запутываться в таких ситуациях, можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже связаны между собой.
Упражнение «Прочувствуйте»
Материалы: карточки с заданиями.
Примерные варианты заданий и ответов:
«Не смей его бить! Это же твой брат!» («Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя»).
«Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Но если боишься – давай, перейдем на другую сторону»).
«Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?»).
«Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку»).
3. Ролевая игра «Услышать ребенка».
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и.т.д.
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к использованию ролей:
«ребенок» злиться, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д;
«мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителя в несправедливости и т.д);
«бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.д);
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать, за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
Проигрывание ролевых игр, в ходе которых психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.
Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:
Что вы чувствуете сейчас?
Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
Какие выводы вы для себя сделали?
Анализ чувств и формулирование выводов.
Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.
Ведущий: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!». Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этом момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:
это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»);
морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребенок просто перестает вас слышать;
критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня…… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!», «Если ты еще раз так сделаешь, то…!»);
выспрашивания, расследования, высмеивание, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д);
«стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
а также предложения готовых решений («Сделай так…», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.
И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить научить, призвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А, на самом деле, - выплескиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствуют установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают, еще более и могут перерасти в конфликт.
В ходе обсуждения психолог делает акцент на следующих моментах:
несовпадение воспитательных позиций родителей в данной ситуации-авторитарный стиль общения отца, гиперопекающий стиль матери, непоследовательность бабушки;
наблюдения за невербальными знаками в ходе проигрывания сценки;
подчеркивание парадоксальности, неэффективности данных методов взаимодействия, но, тем не менее, их широкую распространенность, и, при этом, недоумение родителей, что их сын не поддается воспитанию;
Существуют ли какие-нибудь практические приемы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной - жизни?
Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».
Вопросы к родителям:
Скажите, пожалуйста, а был ли ребенок в нашей сценки выслушан и услышан?
Как вы думаете, по каким причинам это очень часто происходит?
Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации?
В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации?
Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
4.Упражнение «Идеальный родитель».
«У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они - хорошие родители.
Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листе, какие качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе. Ведущий может создать соревновательный характер упражнения, пообещав тем, у кого список будет самым большим и полным, приз.
Когда родители завершат свою работу, психолог приглашает «на сцену» победителей: тех, кто составил о своем партнере самый большой «список ожиданий». Пусть они сначала прочтут свою запись форму под аплодисменты. Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, психолог задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от супруга. А вы сами - такие?!»
Дополнительные вопросы:
Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
Случалось, ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?
Чем вы готовы научиться…. У своего ребенка?
Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
Упражнение «Семья».
1) Несколько участников (5-7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берут за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти (комментарий ведущего: «в семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вмести, но это еще не семья»).
2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни») появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центре; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) – это уже настоящая семья -устойчивая и дружная.
3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает лёгким, а может быть даже проблемным («ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» - это «родители». Ведущий спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достаётся больше всего проблем, но и другим становиться не сладко).
4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить ведущий: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»).
5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу- силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.
Итог ведущего: «Круг-это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».
6.Упражнение «Ладошка».
Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение, и т.д. Упражнение выполняется, молча в течение 5-7 минут.
Чему учит нас это упражнение?
Итог ведущего: «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей: и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком - ни второй родитель, не бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведет к формированию невротической личности ребенка!
Кроме согласованности воспитательных тактик в семье, еще должны быть выстроены диадические отношения: у мамы и папа, у папы с ребенком, у мамы с ребенком.
Домашнее задание для родителей.
Вопросы к родителям:
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступные, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают незамедлительный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимо 5 объятий для выживания, 10-для поддержки и 15- для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.
Кроме того, попробуйте выполнить следующее:
В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное - без крика.
В течение двух дней после собрания стараться изменить все директивные указания свободным выбором. Например, вместо: «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть, ты сделаешь, как я предложу?».
В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как выдумаете, чем должен закончиться это упражнение?
Рефлексия.