Рождение ребенка первые дни жизни дома. Первые дни ребенка после родов

Церковные праздники
Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Каждая роженица с нетерпением ждет появления своего малыша, ведь напряженные девять месяцев внутренне вымотали ее. Поэтому первые дни совместной жизни с ребенком для мамы являются своего рода освобождением. Но, с другой стороны, сейчас женщина испытывает болевые ощущения, которые и придают ей еще больше волнений.

Тест АПГАР

Женщина прекрасно понимает, что дитя слишком хрупкое, и как работает его организм, сразу понять непросто, но специалисты-неонатологи помогут оценить физическое состояние ребенка, проведя профессиональный тест АПГАР. Сама оценка проводится по нескольким основным факторам:

  • сила и характер крика новорожденного - дает понять работу легких, их состояние раскрытия;
  • сердцебиение и его частота - показывает состояние кровеносной системы и циркуляции крови по всему организму;
  • кожа, ее оттенок и равномерность - позволяет определить также работу кровеносной системы, мелких сосудов и повреждения при самих родах;
  • мышечный тонус - помогает оценить физическую составляющую, насколько дитя готово к самостоятельной жизни;
  • рефлексы - один из самых важных факторов, от показаний которого зависит, насколько полноценен новорожденный.

Именно врач-неонатолог проводит тщательный осмотр новорожденного, проверяя все рефлексы, повреждения и наличия кровоподтеков или ссадин, которые могут существенно повлиять на его дальнейшее развитие. После ребенок переходит в руки умелого акушера, который взвешивает дитя, измеряет его рост, размеры головы и грудной клетки. Затем в целях профилактики от конъюнктивита глазки новорожденного обрабатывают раствором (30%) сульфацила натрия.

Первые сутки

Первый день после родов самый ответственный и требующий максимального внимания от медперсонала и самой мамочки. В родильном зале ребенку, прошедшему осмотр, обязаны повязать браслет с точными данными и датой рождения, после малыша укутывают в одеяльце, повязывают идентичный медальончик с такими же данными, именно по ним малыша будет принимать медсестра палаты новорожденных. Перед переводом проводится повторная процедура щепетильного осмотра малыша, при надобности обрабатывается пуповинный остаток и проводятся взвешивания малютки.

Правила ухода за ребенком

В первый день после родов маме ребенка акушер более подробно поясняет главные принципы ухода за малышом, приводит яркие примеры и показывает, как можно брать ребенка и что не стоит делать вовсе. Рассмотрим основные правила:

  1. Промывать глазки необходимо очень внимательно, ведь от чистоты рук мамы, стерильности тампонов и воды зависит состояние слизистой. Поэтому нужно подготовиться. Руки обязательно очень тщательно промыть хорошим мылом, воду нужно прокипятить, тампоны взять только стерильные.
  2. Нужно промывать глазки только по одной траектории. Начиная с внешнего уголка, медленно двигаться к переносице, не в обратную сторону, как делают многие взрослые.
  3. Для каждого глаза необходимо каждый раз брать чистый тампон, потому что промывание одним может привести к конъюнктивиту.
  4. Обрезание ноготков следует проводить специальными закругленными на кончиках ножницами. Это необходимо, чтобы не повредить или не поранить хрупкую кожицу ребенка.
  5. В первый день малыша может наблюдаться затрудненное дыхание, так как носовые ходы слишком маленькие и в них может скапливаться послеродовая слизь. Промывания следует проводить аккуратно скрученным жгутиком из стерильной качественной ваты.
  6. Раковины уха стоит очищать специальными удобными палочками. Для каждого необходимо использовать новую.

Первые дни новорожденного довольно насыщены для всего семейства, каждый старается максимально наполнить мир ребенка комфортом и добром, поэтому организация быта разделяется на несколько человек. Но специалисты советуют многим парам заблаговременно расписать обязанности родителей и родни, чтобы конфликтных ситуаций в семье было меньше и негативные эмоции не портили атмосферу детской комнаты.

Осмотр

В первые дни жизни у малыша стоит осматривать состояние кожного покрова головы, ведь в процессе прохода по родовым путям (особенно у хрупкого телосложения рожениц) малыш может слегка деформировать форму черепа. Такие изменения временные, с течением времени (трех-четырех месяцев) все восстановится и примет натуральный вид. Также у всех малюток есть незащищенные места на черепе, которые в народе именуют родничками (самый большой находится чуть выше лба) - их полное восстановление проходит до 1,5 лет малыша.

Первые два дня для ребенка самые важные. За этот короткий по человеческим меркам период у малыша полностью регулируется работа всех органов, поэтому дитя с матерью находятся под постоянным присмотром. Сразу после рождения в случае нормального состояния ребенка его аккуратно укладывают на живот роженице. Так происходит процесс воссоединения, который очень важен для психологического покоя обоих. В такие моменты мозг матери раскрывает необходимые инстинкты, а дитя чувствует покой, схожий с ощущениями в чреве.

Измерение веса, роста и температуры

После всех необходимых процедур малыша переводят вместе с мамочкой в закрепленную за ними палату новорожденного. Здоровых детей осматривает уже врач-педиатр и медсестра, после чего малыша аккуратно моют в чистой теплой проточной воде с использованием мыла, далее вытирают щепетильно, чтобы полностью убрать влагу и при этом привести в чувство кожу. В первые дни новорожденного измерения веса проводятся только в утренний час, а вот замеры температуры два-три раза (утром и вечером, могут провести еще днем, если состояние ребенка вызывает вопросы). Все полученные данные записываются в историю развития и передаются главврачу.

Обмывание

Перед каждым кормлением проводится процедура обмывания ребенка под струей теплой воды. Процедура обмывания состоит из нескольких этапов:

  • бережное умывание лица - так организм ребенка легко очищается и привыкает к окружающей среде;
  • аккуратное промывание глазок (в случае если не полностью открылись слизевые каналы, проводится еще и массаж их), ушных раковин и, по необходимости, носа (организм может очищаться от воды);
  • обработка пуповинного остатка.

Необходимые вещи

Чтобы полноценно и равномерно провести первые дни в родильном отделении, маме и ребенку понадобится не так мало. Для начала каждая семья обязана узнать необходимый стандартный список в больнице, где будет проходить процесс родов и послеродового ухода. Достаточное количество пеленок, питьевой чистой воды и памперсов могут посоветовать как акушеры и врачи, так и знакомые мамочки. Все компоненты аптечки новорожденного также фиксируются у акушера или медсестры.

Одежда

Одежда малыша, особенно в первые дни после рождения, должна быть просторной и сверхмягкой, швы, декоративные элементы не должны давить или стягивать тельце ребенка. Материал должен быть качественным, дышащим и поддерживающим ровный микроклимат (не стоит допускать перегрева или остывания малыша). Если в помещении удерживается постоянная температура в пределах 20-23 ºС, голову ребенка можно не покрывать шапочкой, в иных случая шапочка просто жизненно важна.

Место для малыша

Когда же ребенок благополучно прошел период послеродового ухода в родильном доме и приехал вместе с мамой домой, ему необходим не менее щепетильный уход. Первым делом новоиспеченным родителям стоит побеспокоиться о детской комнате, где будет проживать малыш. Помещение должно быть максимально защищено от накопителей пыли, таких как добротные ковры, ведь в первые дни малыш может резко отреагировать на несвежий воздух, что впоследствии может вылиться в аллергию. Комнату стоит подготовить заранее, чтобы мебель и остальные предметы легко передвигались и не загораживали пространство для мытья и ежедневной влажной уборки.

Температурный режим и влажность воздуха

Многие врачи говорят о необходимости соблюдения ровного ведь ваш ребенок еще в утробе привык существовать в однотонной среде, и резкие перепады дадут свободу микробам и вирусам. Поэтому оптимальные условия составляют 20-22 ºС. Не стоит забывать о влажности воздуха и возможного проветривания помещения без присутствия малыша (в моменты прогулок).

Каждая мамочка старается в первые дни находиться максимально близко к кроватке своего ребенка, поэтому стоит продумать и этот вариант. Кроватка не должна примыкать к радиатору отопления, как пекутся многие из неопытных родителей. Пересушенный воздух приведет к болезни малыша, слизистые организма только начинают адаптироваться к окружающей жизни, а сухой воздух приведет к их растрескиванию и заражению бактериями. Близкое расположение к окну тоже не вариант, особенно для советских домов без утепленных фасадов.

Всю мебель и домашний детский инвентарь выбирает, конечно же, мама. День первый в домашних пенатах проходит в адаптации к выбранным вещам и арсеналу повседневного пользования (ванночкам, баночкам, одежде). Матрац для кроватки многие выбирают слишком мягкий, переживая за комфорт ребенка. Но стоит все же отдавать предпочтение более плотным видам, так спинные позвонки будут правильно развиваться у ребенка. Подушка - лишний пока предмет спального места. Лучше подойдет мягкая качественная простыня и в пару раз сложенная пеленка.

Также в комнатке стоит оборудовать как стандартный в родильном отделении. Эта манипуляция помогла в то время, когда ребенку один день был, отчего же отказываться от такого способа ухода в своем доме? На столике можно расположить стопку необходимых пеленок, присыпки и другие мелкие вещи. Основанием должно быть плотное одеяло, чтобы ребенку и не давило ничего, и он был в полной безопасности.

Ни для кого не секрет, что душевное спокойствие матери – одна из важнейших составляющих успешного грудного вскармливания . Лишние тревоги новоиспеченной маме ни к чему. Цель этой статьи заранее ознакомить матерей с маленькими неприятностями, ожидающими их в роддоме. Это поможет избежать многих страхов и сомнений, подстерегающих непосвященных мам.

Акт рождения – «нелегкое путешествие на другую планету». Первый шок и адаптация. Общие понятия о переходных состояниях периода новорожденности

При нормально протекающей беременности плод 9 месяцев пребывает в условиях идеальных для его роста и развития. Постоянная температура, стерильная среда, условия пониженной гравитации, бесперебойная подача по сосудам пуповины всех необходимых питательных веществ - все это защищает малыша от внешних стрессов, обеспечивая ему ровную и беззаботную внутриутробную жизнь. И вдруг, как гром с ясного неба – РОДЫ!

При переводе матери с новорожденным в послеродовую палату тесно пеленать ребенка не стоит, это будет ограничивать его движения и он лишится возможности согреться с помощью активных движений. Достаточно одеть его в чистую одежду и свободно завернуть в пеленку или одеяло.

Нужно помнить, что недоношенные дети гораздо хуже удерживают тепло, чем зрелые. Поэтому для их согревания могут понадобиться специальные средства: грелки, столик с подогревом или инкубатор.

Одна из основных проблем ухода за новорожденным заключается в том, что он не только легко переохлаждается, еще хуже он справляется с перегреванием. Неопытной матери довольно сложно прочувствовать это зыбкий баланс. Часто мамы слишком тепло укутывают ребенка, и прямым следствием этого является скачок температуры на 3-4 день жизни новорожденного до 38,0 – 38,5 С. Это состояние называется транзиторной гипертермией. Температура тела быстро нормализуется, если переодеть ребенка соответственно температуре в палате. Если вы неуверенны, не стесняйтесь спрашивать у медицинских сестер, как правильно одеть ребенка в той или иной ситуации. Это поможет избежать многих ошибок, как в роддоме, так и дома.

Идеально для терморегуляции новорожденного, если температура в родзале будет 25-26 С, а в послеродовой палате 22-23 С.

Кожа новорожденного: простая эритема, физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница

Кожа новорожденного не похожа на кожу взрослого человека. Она очень тонкая, нежная, бархатистая, легко травмируется. У некоторых детей кожа с самого начала розовая, чистая, и остается таковой на протяжении всего периода новорожденности. У других появляются различные высыпания, которые в большинстве случаев не носят патологического характера и проходят самостоятельно без всякого лечения, не доставляя ребенку особого беспокойства. К переходным (транзиторным) изменениям кожи новорожденного относятся простая эритема , физиологическое шелушение, токсическая эритема, потница .

Простая эритема – это ярко-красное окрашивание кожи новорожденного, наступающее в первые минуты жизни (сразу после обтирания пеленкой) и постепенно проходящее на 4-5 сутки. Недоношенные дети остаются красными дольше – несколько недель.

Физиологическое шелушение кожи характерно для переношенных детей. Также может наблюдаться у родившихся в срок детей, у которых простая эритема проявилась особенно ярко. Кожа таких детей сухая, шелушение начинается на 3-4 день, кусочки кожи отделяются крупными пластинками.

Токсическая эритема – пятна красного цвета, различного размера, иногда с белой «головкой» в центре. Появляются на 2 день жизни, редко присутствуют с рождения. Самостоятельно проходят через 2-3 дня. При обильной токсической эритеме и выраженном беспокойстве ребенка неонатологи советуют допаивать ребенка 5% раствором глюкозы и назначают димедрол (сыпь по своему характеру очень похожа на аллергическую, предполагается, что ребенка может беспокоить зуд) .

Потница (милиария ) встречается не только у новорожденных, она будет преследовать ребенка на протяжении 2-3 лет жизни. При перегревании в кожных складках появляется множество микроскопических красных прыщиков, иногда пузырьков (закупориваются потовые железы), шершавых на ощупь – это и есть потница. Участки кожи с потницей надо мыть два раза в день теплой водой с мылом и тщательно просушивать полотенцем. Обычно этих мероприятий достаточно, чтобы справиться с потницей, при условии, что причина, вызвавшая перегрев устранена.

Говоря о коже новорожденного, нельзя не отметить еще одну важную особенность. Чем младше ребенок, тем выше проницаемость его кожи для различных веществ. Об этом нужно вспоминать каждый раз, собираясь нанести на кожу малыша, какие-либо мази или крема. Их компоненты бесконтрольно всасываются в кровь, а оказываемый ими эффект непредсказуем.

Как правило, кожа здорового младенца не нуждается ни в каком дополнительном уходе, кроме чистой воды и мыла. Всевозможные детские крема, масла, присыпки и соли для ванны, в изобилии представленные на рынке, зачастую приносят больше вреда, чем пользы и должны использоваться с большой осторожностью и только после консультации с врачом педиатром.

Желтуха новорожденных: физиологическая и патологическая

Примерно две трети всех новорожденных на 2-3 день жизни начинают желтеть. Желтушность появляется сначала на лице, а затем распространяется на живот и спину, редко желтеют ручки и ножки. Если общее состояние ребенка не нарушено, он активен, хорошо сосет грудь, такая желтуха считается физиологической и не требует лечения. Она исчезает на 7-10 день и связана с незрелостью систем, отвечающих за обмен желтого пигмента билирубина.

Помимо физиологической желтухи встречается и патологическая желтуха, которая чаще всего указывает на наличие у ребенка заболевания.

Патологическая желтуха отличается от физиологической следующими признаками:

  • Заметна с первых суток жизни

  • Впервые проявляется на второй неделе жизни

  • Имеет волнообразное течение (то исчезает, то появляется вновь)

  • Страдает общее состояние ребенка (он вялый, рвет, плохо сосет)

  • Желтуха сочетается с бледностью кожных покровов

  • Увеличение размеров печени

  • Уровень билирубина в крови больше 271 мкмоль/л

У недоношенных мальчиков яички опускаются в мошонку через несколько месяцев после рождения (зависит от степени недоношенности).

Длина полового члена у новорожденных мальчиков 2-3 см. Если длина пениса меньше 1см или больше 5-6 см, мальчику необходима консультация эндокринолога. Головка полового члена прикрыта крайней плотью, насильно открывать головку нельзя, это часто приводит к её инфицированию.

Транзиторные неврологические нарушения

Почти все новорожденные имеют невыраженную неврологическую симптоматику. Это связано с незрелостью у них нервной системы. Кроме этого, головной мозг новорожденного сильно страдает от недостатка кислорода во время родов, поэтому требуется некоторое время для полного восстановления всех его функций.

Едва появившись на свет, кроха сразу попадает в чужую для него среду, на адаптацию к которой еще нужно время. Поэтому первостепенная задача родителей — максимально облегчить этот период для младенца.

Как развивается кроха, и что нужно знать родителям?

Физические параметры ребенка 1 недели: рост, вес, норма стула, питание, фото

Нормы веса и роста

  1. Для крохи 1 недели жизни средний вес равен 2600-4500 г .
  2. Первые дни после рождения малыш теряет в весе (это нормально) 200-300 г . При потере массы тела более чем на 7-10 % следует обратиться к врачу.
  3. С 3-5 дня ребенок начинает набирать по 20 г в сутки , до 200 г в неделю.
  4. Рост малыша на 1 неделе равен 45-55 см, и существенно не меняется.

Норма стула и мочеиспускания

  • В первые 0-3 суток выделяется меконий , то есть густой «смолянистый» стул без запаха, темно-зеленого цвета.
  • С 2-3 дня формируется стул кислого запаха и желтоватого цвета, бывает 4-5 раз в сутки.
  • У младенца на искусственном вскармливании запах стула весьма резкий, а частота составляет 1-2 раза в день.
  • На 3-4 день возможно расстройство стула (стерильность маминого животика в прошлом, организм «заселяется» микробами), это нормально. Явление должно пройти через пару дней. Но консультация у врача не помешает, чтобы исключить кишечную инфекцию. Также понос может вызвать смесь, которая просто не подходит малышу.
  • Частота мочеиспусканий составит 4-6 раз в день в первые двое суток (и 8-13 бывает у недоношенных), с увеличением частоты к концу 1 и началу 2 недели до 15-20 раз в сутки. Суточное количество мочи к концу недели составляет 200-230 мл.

Питание малыша в возрасте 1 недели

  • Каждое кормление ребенок может съедать разное количество молока. Прибавка в весе зависит от того количества молока, которое усвоил организм, и от частоты/количества мочеиспусканий и стула. Взвешивать каждый день не имеет смысла, поскольку вывод будет более объективен при взвешивании раз в неделю, без одежды.
  • К середине недели малыш должен съедать 200-300 мл в сутки (20-60 г за кормление), к концу недели — 400 мл в сутки (50-80 г за раз).
  • Метод кормления зависит от мамы, то есть по требованию или по расписанию. Кормление по расписанию означает еду строго по часам (каждые 4 часа), по требованию — это когда малыш сам дает понять, что уже проголодался. Педиатры рекомендуют кормить по требованию. Это позволяет увеличить лактацию, снизить риск мастита, наладить контакт с крохой. Правда, приучать ребенка к кормлению каждые полчаса не следует.

Рефлексы крохи на 1 неделе жизни

Мама должна насторожиться, если кроха спит, вытянув вдоль тела ручки и ножки, не реагирует на свет или не выражает сосательного рефлекса!

Что умеет, чувствует, воспринимает, видит, слышит и ощущает ребенок в первую неделю после рождения: ответы на популярные вопросы

Что умеет кроха на 1 неделе жизни?

  1. Фокусировать взгляд на расстоянии 5-15 см.
  2. Держать головку до нескольких секунд.
  3. Смыкать ручки и пальчики (непроизвольно).
  4. Непроизвольно улыбаться.
  5. Проявлять оживление при появлении мамы, папы.
  6. Различать свет и темноту . Реакция на слишком яркий свет выражается в моргании или закрывании глаз.

Что видит ребенок в 1 неделю?

  • Зрение крохи в 20 раз слабее, чем у родителей, то есть нечеткое и расплывчатое. Малыш может видеть только очертания предметов, и то, не дальше 30 см от глаз.
  • Он уже отличает красные или блестящие предметы , способен следить глазами за их движением.
  • Более всего новорожденного 1 недели привлекают овальные формы и предметы в движении с обилием блестящего или красного.
  • Людей «в лицо» кроха пока не узнает , маму «чует» по запаху и голосу.

Что слышит новорожденный в первую неделю жизни?

  • Слух младенца развит в этом возрасте сильнее зрения . С учетом «практики» внутриутробной жизни, его не пугают близкие и далекие шумы, которые он уже способен отличать.
  • При шепоте, звучащем над постелью спящего ребенка, он ворочается и моргает.
  • Ребенок узнает речь близких людей , к голосу матери остается более чувствительным. Хотя голос отца узнает лучше из-за его низкого звучания.

Что ощущает и воспринимает новорожденный на 1 неделе?

  1. Чувство вкуса появляется с рождения. Сладкое успокаивает, горькое/соленое действуют возбуждающе.
  2. Обоняние. Запахи ребенок начинает различать сразу после рождения. Яркий пример — мгновенный поворот головы, когда рядом мамина грудь с молочком.
  3. Осязание. Малыш чувствителен к обращению с собой, касаниям. Жестами и касаниями его можно возбудить и успокоить.

О чем думает новорожденный: предположения и факты

Согласно исследованиям по изучению деятельности мозга новорожденных детей, он активен и далек от состояния абсолютного покоя . Электрическими сигналами в процессе отдыха охватываются те области мозга, которые вовлечены в моторику, слух и зрение.

Конечно, независимо от того, что вы говорите крохе 2-3 дней от роду, он не поймет смысла ваших слов. Но вот интонацию вычислит предельно четко .

Более того, чем чаще и интенсивнее с малышом общаться , показывая, рассказывая и объясняя все, что происходит, тем быстрее он будет развиваться.

Еще в животике у мамы ребеночек все слышит и чувствует, а к концу беременности и появлению на свет запас понимаемых им слов уже существенно шире. Тесное общение с малышиком до и после родов ускоряет развитие его мозга и усиливает мыслительный процесс.

Сколько должен спать малыш в 1 неделю жизни?

У малышей 0-7 дней график сна примерно одинаков. Если ребенка не беспокоят проблемы со здоровьем или внешние раздражители, то общая длительность его сна в сутки составит 16-18 часов .

Сон в этом возрасте прерывист, не более 3 часов подряд . Чередуется он с паузами на кормление и бодрствование.

Как правильно ухаживать за новорожденным на первой неделе: что должны делать родители?

Основные правила


Как общаться, играть и развивать ребенка на первой неделе от рождения

В этом возрасте с малышом особо не поиграешь.

  1. Петь крохе ласковые песни, колыбельные.
  2. Включать классическую, спокойную музыку.
  3. Обращаться к малышу по имени.
  4. Звонить над кроваткой тихим, высокого звука колокольчиком, уводя его в сторону (пусть малыш следит за ним глазами).
  5. Дуть (нежно) на носик, ручки или ножки, чтобы малыш чувствовал маму, ее касания, тепло. Поглаживать ребенка при переодевании и во время воздушных ванн.

Игрушки сейчас — не главное. Достаточно музыкальной карусели или развешанных над кроваткой погремушек красного яркого цвета (диаметром 6-8 см), с нерезким звуком, с разным звучанием для развития слуха малыша.

Состояние здоровья и уровень развития каждого малыша к месяцу жизни, безусловно, могут разниться.

Это зависит от многих факторов, касающихся процесса самих родов, течения беременности, наследственности ребенка.

Следует понимать, что для вашего малыша наступил новый этап в его существовании.

Теперь все системы и органы новорожденного вынуждены стопроцентно функционировать вне организма матери.


Это значит, что после момента появления на свет, ребенок начинает адаптироваться к новым условиям. Здесь его могут подстерегать определенные угрозы. В связи с этим, еще в родильном доме в первые 12 часов после рождения ребеночку проводят процедуру вакцинации против вирусного гепатита, а по истечение 3-7 дней делается прививка от туберкулеза (БЦЖ).

Следует серьезно отнестись к этим процедурам, поскольку любая вакцина – это великое достижение медицины, которое призвано защищать здоровье всего человечества.

К изучению аспектов развития ребенка в первый месяц жизни можно подойти поэтапно.
После самих родов, оценку состояния здоровья и развития малыша проводят медики. Для удобства оценки многих критериев одновременно еще в 1952 году было введено понятие «Шкала Апгар» (названная так по имени врача-анестезиолога Вирджинии Апгар).

Согласно этому методу оценки состояния новорожденного , составляется цифровая шкала и дается 2-балльная оценка по каждому из критериев:

  1. Первые минуты жизни ребенка.
  2. Цвет кожи новорожденного.
  3. Частота пульса.
  4. Способность к мимическим движениям.
  5. Физическая активность (движения, мышечный тонус).
  6. Дыхание, рефлексы.

Каждый критерий оценивается от 0 до 2 баллов дважды: сразу же после появления малыша на свет, а затем по истечении 5 минут. В результате получают двойную оценку, которую и вносят в карту (например, 8/9 или 8/8).

Кратко и доступно для родителей результат оценки по шкале Апгар можно прокомментировать следующим образом:

  • 7-10 баллов – без каких либо отклонений в состоянии здоровья;
  • 5-6 баллов – возможно, есть небольшие проблемы;
  • 3-4 балла – есть серьезные отклонения;
  • 0-2 – угроза для жизни новорожденного.

Первая неделя жизни

Все органы и системы жизнедеятельности младенца в первую неделю жизни адаптируются к новым условиям и начинают полноценно функционировать.

Вашему малышу теперь необходимо научиться получать питательные элементы из пищи, самостоятельно дышать и приспосабливаться к внешним звуковым и световым раздражителям.

Важно учитывать теплообмен в организме новорожденного и не допускать переохлаждения или перегрева. Оптимальной температурой помещения считается t 22 C.

Для молодых родителей, а прежде всего для матери, которая находится с малышом под наблюдением медиков первые дни после родов, важно знать об основных моментах, связанных с адаптацией младенца к внешней среде :

  • кожный покров.
  • Вынужденное освобождение кожи младенца от первородной смазки вызывает сухость кожных покровов и их покраснение (эритема). Это еще раз подтверждает факт необходимости бережного ухода за младенцем с использованием специальных масел или других косметических средств.

  • масса тела.
  • В первые дни жизни Ваш малыш может немного потерять в весе (100-200 г), поскольку его организм только приспосабливается к новому типу питания. Режим вскармливания до конца еще не установлен. К тому же в организме новорожденного существует определенный избыток жидкости, потеря которой и происходит в первые 3-5 дней жизни.

  • питание и сон.
  • В наши дни принято кормить ребенка грудью «по требованию». Обычно малыш питается каждые два-три часа круглосуточно. Сон младенца занимает около 18 часов в сутки и прерывается лишь в моменты кормления.

  • состояние стула.
  • Нормой для первых двух дней жизни ребенка считается выделение мекония (первородного стула). Это остатки клеток и веществ, которые малыш заглотил еще в утробе матери.

  • рефлексы.
  • К основным рефлексам, на которые обращают внимание врачи-неонатологи или детские неврологи, можно отнести: испуг (прогибание спинки и раскидывание ручек и ножек в стороны, крик); оттопыривание пальчиков на ногах, если твердо провести по ступне (рефлекс Бабинского); шаговый рефлекс и, безусловно, сосательный рефлекс.

  • специфические вопросы.
  • Не стоит пугаться, если у новорожденного ребенка наблюдается набухание молочных желез или выделения из половой щели (у девочек). Возможно, на это влияют гормоны матери, которые попали в организм младенца с грудным молоком. Часто у младенцев фиксируют физиологическую желтуху, которая возникает при условии повышенного содержания билирубина в крови.

Для матери важно всегда оставаться проинформированной во всех тонкостях и внимательно следить за состоянием новорожденного.

Вторая неделя

Ваш малыш по-прежнему продолжает свою адаптацию. Он мало защищен от перегрева или переохлаждения. Внимательно следите за температурой его тела.

Вторая неделя жизни младенца, как правило, позволяет забыть о неонатальной желтухе, у малыша заживает пупочная ранка.

К режиму дня, который в первую неделю представлял собой частые чередования сна и питания , добавляются минуты бодрствования. К тому же само вскармливание младенца становится налаженным.

Важно обращать внимание на поведение малыша, поскольку его могут беспокоить кишечные колики.

Проконсультируйтесь с педиатром по поводу занятий с малышом на фитболе и в воде (это способствует уменьшению колик, а также помогает моторному развитию)
Малышу и молодой маме полезны прогулки на свежем воздухе

Рефлексы малыша.
Рефлекс сосания помогает ребенку полноценно принимать пищу. К тому же теперь Ваш малыш способен фокусировать взгляд на крупных предметах и на вашем лице.

Ребенок реагирует на звуки: пойте для него мелодичные песни, улыбайтесь и общайтесь со своей крошкой, ведь детки так быстро растут.

Третья неделя

Помните, что ваш малыш особенный и самый замечательный. Общайтесь и разговаривайте с ребеночком, дарите ему радость и заботу.

Ребенок на третьей неделе жизни уже способен немного придерживать головку , лежа на животике.

Если пожить его на спинку, то он захватит своими маленькими пальчиками Ваш палец и будет пытаться приблизиться к Вам. Он хорошо реагирует на звуки и зрительные образы.

Грудное вскармливание дарит вашему малышу спокойствие и помогает формировать иммунитет младенца.

Чтобы стимулировать процесс лактации, следует как можно чаще прикладывать ребенка к груди

Дайте возможность ребеночку полежать без одежды, принимая воздушные ванны. Это своего рода процедура закаливания для новорожденного

Четвертая неделя

Четвертая неделя жизни завершает очень важный и значимый этап.

Именно до 28 дня жизни ребеночка можно назвать новорожденным. На что нужно обращать внимание:

Физиология . Форма головки ребенка в этом возрасте может оставаться неправильной, поскольку в момент прохождения по родовым путям новорожденный испытывает сильное давление.

Движения малыша мало скоординированы. Глазки ребеночка уже полностью сформированы, но зрение еще неполноценно, поэтому не пугайтесь, если малыш косит или плохо фокусирует взгляд.

Рациональное питание, которое заключается в установлении четкого режима.

Если Ваш ребенок на грудном вскармливании и остается беспокойным после очередного прикладывания к груди, возможно, потребуется докорм искусственной смесью.

Продолжайте регулярно совершать прогулки – это способствует укреплению здоровья малыша.

Рационально следите за гигиеной младенца: ежедневное купание с использование травяных настоев, регулярная смена подгузника, уход за глазками, носиком.

Что умеет ребенок в месяц?

Первый месяц жизни вашего малыша промчался незаметно.

Кажется, что совсем недавно он пинал Вас изнутри.

Сложный момент родов до конца еще не пережит и не забыт, а Ваше крошечное дитя, маленький человечек, уже нуждается в Вас больше всех на свете.

Один из главных и основных навыков ребенка в 1 месяц – это умение чувствовать мать, реагировать на ее голос, прикосновения рук и различать ее запах.

Младенец в таком возрасте уже умеет улыбаться, он способен различать цвета, концентрироваться на контрастных предметах.

С точки зрения неврологии и моторного развития ребенка в месяц, можно отметить его умение удерживать головку в течение нескольких секунд, лежа на животике.

Также можно зафиксировать его способность выгибать спинку и приподнимать попку. Малыш хорошо реагирует на звуки и сам может издавать нечто похожее на гуление.

Ребенок с первых дней уже умеет любить и быть любимым, а это так прекрасно и естественно.

Питание новорожденного в первый месяц

Новорожденный ребенок с первой секунды появления на свет нуждается в материнской заботе. Грудное вскармливание – это один из основных факторов, который на прямую влияет как на физическое, так и на психологическое состояние ребенка.

Вопрос, чем же кормить ребенка в 1 месяц практически риторический. Именно материнское молоко дает малышу все необходимые микроэлементы и питательные вещества, а также способствует формированию детского иммунитета.

Важным аспектом грудного вскармливания является режим прикладывания ребенка к груди и психоэмоциональное состояние матери.

Каждая женщина должна понимать, что дарит самое лучшее своему малышу, выкармливая его грудью. В это период следует тщательно следить за собственным питанием и эмоциональным состоянием. Важно достаточно отдыхать и высыпаться.

Если по каким-либо причинам, ребенок не получает грудное молоко, необходимо подобрать адаптированную молочную смесь. Здесь следует обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. При выборе той или иной смеси, нужно проконсультироваться с педиатром.

Изменение веса

При изучении этой темы, важно понимать, что каждый ребенок развивается индивидуально. Существуют общие статистические данные, на основании которых можно судить об относительном темпе роста и развития малыша.

Вес ребенка к месяцу жизни зависит от многих аспектов, самыми важными из которых являются вес при рождении, его пол, состояние здоровья и тип питания.

Общепринятым показателем считается набор веса в 800 грамм к месяцу жизни новорожденного.

Рождение ребенка весьма знаменательное и великое событие. Возникает огромное количество вопросов, касающихся ухода за новорожденным, его состояния и самочувствия.

Новорожденный ребенок настолько уязвим и беззащитен, что невольно боишься причинить ему вред.

Кроме инстинктивно возникшего чувства любви к своему малышу и желания его оберегать, молодые родители обязаны владеть минимальными навыками по уходу за младенцем и быть максимально информированы обо всем, что касается темпов его развития, набора веса, правильного кормления и других аспектах жизни новорожденного.

Важно полагаться на знание специалистов и опыт предыдущих поколений. В любом случае, уровень образованности и начитанности молодых родителей напрямую влияет на грамотность их действий и поведения.

Новорожденный ребенок 1 месяц: видео