Развитие к 6 месяцам. Развитие ребенка в шестой месяц жизни

23 февраля

В этой статье:

Почти все родители с нетерпением ждут, когда малышу исполнится 6 месяцев, справедливо считая, что с этого момента с ним будет проще установить контакт, заниматься, играть и просто проводить время.

Действительно, 6 месяцев - это первый серьезный рубеж для ребенка с момента его появления на свет. В это время кроха осваивает один из важных навыков - учится сидеть, также у него усиливается развитие речи и самостоятельности. Поговорим о том, как происходит физическое и психическое развитие 6-месячного малыша, какой режим дня наиболее характерен для этого возраста и как родители могут занять кроху с пользой.

Как малыш прибавляет в росте и весе

Для 6-месячного ребенка вполне нормально продолжать питаться грудным молоком. В этот же период в рационе малыша появляются и другие продукты: начинается прикорм, который многие начинают с фруктовых соков, пюре и овощей.

Судить о том, насколько малышу в 6 месяцев хватает грудного молока, можно по прибавкам в весе. Если вес ребенка сильно отличается от нормы для этого возраста, стоит обратиться к педиатру для исключения проблем со здоровьем.

Средним для 6-месячного малыша считается вес в пределах от 6800 до 7200 г и рост от 64 до 67 см. Стоит обратить внимание, что мальчики, как правило, крупнее девочек. Также многое зависит от того, родился ли малыш в срок или был недоношенным. Обычно прибавление веса у детей, которые появились в результате преждевременных родов, происходит не так активно.

В течение всего шестого месяца, если все будет хорошо и малышу не придется бороться с болезнями, он вырастет на несколько сантиметров и прибавит в среднем от 600 до 800 граммов. Показатели это условные, но могут использоваться как базовые для родителей, которые привыкли обращать внимание на нормы педиатров.

Что умеет малыш в полгода?

Желание видеть своего 6-месячного ребенка опережающим сверстников в развитии вполне нормально для родителей. Они безумно гордятся каждым новым достижением малыша, ведут специальные дневники, куда записывают успехи, вклеивая фото.

На самом деле уровень способностей ребенка в этом возрасте совсем не обязательно должен быть выше среднего. Достаточно будет, если малыш сможет освоить основные навыки в отношении физического, психического, сенсорного развития, соответствующие его возрасту.

Особенности физического развития

Физическое развитие 6-месячного малыша подразумевает, что он будет уметь:

Моторное развитие шестимесячного ребенка позволяет ему уже в этом возрасте освоить навыки ползанья, пусть пока и в непривычном виде – например, назад. Если не получится это сделать в 6 месяцев, обязательно получится месяцем позже. Родители могут мотивировать кроху поползти, увлекая его любимыми игрушками.

Почему так важно научиться ползать до того, как малыш начнет осваивать навыки ходьбы? Основная причина - в необходимости укрепления мышечного корсета, который должен быть подготовлен для будущей нагрузки в вертикальном положении во время ходьбы.

Если в 6 месяцев двигательное развитие малыша заметно отстает, можно проконсультироваться с педиатром и пройти курс общего лечебного массажа. Обычно хватает даже 10 сеансов для того, чтобы активность малыша улучшилась в разы, мышцы окрепли и появились силы для новых подвигов.

Как развивается осязание в полгода?

Для шестимесячного крохи абсолютно нормальным является пробовать на вкус все, что попадается ему под руку. Ребенок совершенно неосознанно облизывает и сосет игрушки, книжки, разные предметы, к которым у него есть доступ.

Родители часто стараются пресекать эти действия, считая их не более чем вредной привычкой. На самом деле это еще один этап развития малыша, на котором он знакомится с окружающим миром своим способом – с помощью рта.

Желание все попробовать на вкус у детей сохраняется на протяжении долгого времени – вплоть до года или даже двух. Все дело в том, что наличие многочисленных рецепторов и нервных окончаний во рту помогают крохе ближе познакомиться с предметом.

Родители должны это понять и принять, прикладывая усилия для того, чтобы доступные ребенку игрушки и предметы в доме были по возможности чистыми. Особенно внимательными родителям нужно быть в общественных местах и на улице, контролируя, чтобы в рот ребенка не попало ненужных вещей, включая побывавшую на полу или земле пустышку.

Особенности психического развития детей в полгода

Шестимесячный малыш уже, как правило, живет по установленному несколькими месяцами ранее и привычному для него режиму. Он спит в положенные часы днем, почти не просыпается ночью, ест, гуляет, купается в определенное время.

Кроха в этом возрасте может долгое время уделить играм с игрушками и разными подручными предметами, которые будет открывать и закрывать, перекладывать, пытаться ставить друг на друга, бросать и опять же пробовать на вкус.

Несмотря на способность малыша некоторое время забавлять себя в одиночестве, больше 20 минут без внимания взрослых он выдерживает с трудом. Именно поэтому при первых признаках скуки и капризов малыша нужно стараться уделить ему внимание, поиграть, пообщаться, побаловать потешками.

В 6 месяцев малыш уже отлично сидит на руках у мамы или папы, ест из ложечки, самостоятельно слизывая пищу с ее поверхности, и пробует пить из чашки.

Особенности сенсорных навыков в 6 месяцев

У 6-месячного малыша есть одна особенность: его глаза широко открыты в предвкушении знакомства с миром. Он внимательно следит за всем, что происходит вокруг, проявляет интерес к людям, к новым предметам, к непривычной еде. Малыша забавляет умение взрослых менять интонации речи, он внимательно вслушивается и даже пытается повторять.

В этот период кроху можно приучать к музыке, включая ему
веселые мелодии средней громкости, подпевая и пританцовывая. Со звуками можно проводить разные эксперименты, предлагая ребенку послушать разные их источники. Позвените возле малыша колокольчиком, пошуршите бумагой или потрещите трещеткой. Кроха обязательно заинтересуется источниками звуков.

Кроме того, в 6 месяцев малыша можно забавлять изучением текстуры предметов и игрушек из разных материалов: это отличная возможность развивать тактильные навыки.

Так, например, крохе можно предложить поиграть деревянной пробкой от вина, потом сменить ее на стеклянный шарик, на замену которому придет кусочек мягкого натурального меха. Игра «сравни ощущения» малышам очень понравится.

Как развивается речь в полгода?

Речевое развитие 6-месячного ребенка идет полным ходом. Кроха пытается подражать взрослым, и если вслушаться в его мелодичное гуленье, то можно будет выделить отдельные слоги, например «ба-ба-ба» или «па-па-па». Родители считают эти слоги первыми словами и безумно рады слышать их от крохи в столь раннем возрасте. Процесс гуления, как правило, сопровождается активным выпусканием пузырей слюны и своеобразным рыком.

В этом возрасте малыши могут гулить как сами с собой, находясь в одиночестве, во время прослушивания очередной мелодии или детской песенки, так и в ответ на обращенную к ним речь.

Почему так важно играть с малышом?

Отслеживая физическое и психическое развитие 6-месячного ребенка, родители не должны забывать о том, какая роль в этом процессе отведена им. А роль эта важная и не допускающая пренебрежения.

Чтобы малыш активно развивался, рос общительным, открытым и любознательным, с ним необходимо заниматься и играть. Именно во время игр развиваются наиболее важные навыки ребенка, поэтому уделять им нужно будет хотя бы несколько минут 2-3 раза в день.

Стоит понимать, что малыш, в котором природой заложено пойти раньше сверстников, например, в 8 месяцев, без специальных занятий и помощи родителей пойдет на несколько месяцев, а то и на полгода позже. То же касается и развития речи, и всех других навыков.

Играть с малышом - это означает укреплять с ним эмоциональную связь, не давать ему скучать, одаривать его теплом и любовью, а самое главное - стимулировать развитие во всех направлениях. Именно так считают педиатры и психологи во всем мире, и сомневаться в их мнении не имеет смысла.

Игры для развития моторики

Развитие моторики - это важный процесс для 6-месячного ребенка. Родители могут повлиять на него с помощью интересных и полезных игр.

Для развития мелкой моторики, стимулирующей развитие речи, можно подобрать специальные игрушки: пирамидки с
кольцами или даже простой контейнер с несколькими отделениями, наполненными разноцветными мелкими игрушками.

Малыш, который научился сидеть, с удовольствием займется пирамидкой, снимая с нее кольца и пытаясь надеть их снова, станет перекладывать, высыпать и снова засыпать мелкие игрушки в отделения контейнера (нужно только следить, чтобы ребенок не проглотил какую-то деталь).

Во время игры нужно обязательно общаться с малышом, обращать его внимание на названия игрушек, на их цвет и форму, помогая правильно надевать кольца на пирамидку, подсказывая варианты игры с контейнером, наполненным игрушками.

Развитие крупной моторики у шестимесячного ребенка можно ускорить следующим способом. Мама или папа ложатся на пол, кладут малыша на ступни приподнятых ног головой к себе, после чего начинают двигать ногами по сторонам, совершая круговые движения. Такие занятия позабавят малыша, поспособствуют развитию вестибулярного аппарата и координации и помогут родителям поработать над прессом.

А вот чтобы научить 6-месячного малыша ползать, можно поиграть с ним в проверенную игру: положить кроху на твердую поверхность на живот, после чего поманить интересной игрушкой, расположенной всего в нескольких сантиметров от его вытянутых рук. Малыш обязательно потянется за игрушкой и сделает попытку доползти к ней. Родители должны будут помочь крохе, подталкивая его под
ноги.

Заниматься с крохой можно и для ускорения развития его речи. Например, с 6 месяцев можно пробовать играть с ним в телефон, используя старый аппарат или игрушечную трубку. Суть игры сводится к произношению взрослым в трубку слогов с разными интонациями, после чего малышу будет предложено повторить то же самое, когда трубка перейдет к нему.

Еще одна забавная и полезная игра для детей с 6-месячного возраста построена на звукоподражании. Заниматься нужно с малышом, когда он лежит на спине.

Кроху берут за руки и начинают четко повторять слог, например, «ба-ба-ба-бабУшка» или «ма-ма-ма-мамОчка». На последнем слоге ручки малыша разводят в стороны. Обычно дети с удовольствием слушают, что им говорят, улыбаются и пробуют повторить. Разведение и сведение рук в данном случае необходимо для того, чтобы помочь малышу сконцентрироваться на занятии.

Что должен делать ребёнок в шесть месяцев? Как правильно развивать полугодовалого малыша? Как выбрать хорошие игрушки, не потерявшись в огромном ассортименте детских магазинов? Такие вопросы часто волнуют молодых мам и пап, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, счастлив и радовал их новыми успехами.

Рост и вес детей в полгода

До 2006 года действовали устаревшие нормы развития детей, основанные на наблюдениях за малышами на искусственном вскармливании. Поэтому не всегда стоит прислушиваться к словам бабушек о том, что ребёнок кажется худеньким, лучше свериться с новыми нормами, разработанными ВОЗ 10 лет назад.

Согласно этим параметрам, вес девочек в 6 месяцев может быть от 6,5 до 8,2 кг, а рост колеблется от 63,5 до 68 см. Аналогичные показатели у мальчиков немного выше: 7,1–8,8 кг веса; рост в пределах 65,5–69,8 см.

Если мальчик или девочка имеют рост и вес ниже или выше указанных, это не свидетельствует напрямую о проблемах со здоровьем. Однако экстремально низкие или высокие показатели могут указывать на пробелы в системе питания ребёнка или скрытый дефицит полезных веществ. Поэтому, если выявлено отличие от норм роста и веса, следует быть внимательными к состоянию малыша и провести по возможности дополнительные обследования ради исключения неприятных последствий.

Что должен уметь малыш в полгода: нормы развития

Перечислим основные навыки, овладением которых может похвастаться 6-месячный человек:

  • Умеет перекатываться с животика на спинку;
  • Осваивает переворот со спины на живот с обоих боков, при этом одна из сторон может быть ведущей
  • Лёжа на животе, выпрямляет руки и опирается на ладошки;
  • Тянется за игрушкой, пытаясь достать её;
  • Пытается перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • Учится ползать, не поднимая живота;
  • Сидит или полусидит с опорой;
  • Опирается на ножки, когда его держат вертикально, поддерживая под мышками;
  • При попытке посадить его умеет удерживать голову на одной линии с телом.

В этом возрасте физическое развитие является определяющим для общего развития ребёнка, именно оно должно служить главным ориентиром. Освоение различных двигательных навыков больше всего отражает постепенное созревание детского мозга. Однако есть и иные критерии того, что малыш растёт и развивается правильно, в соответствии со своим возрастом. Например, такие:

  • Умение произносить отдельные гласные и согласные звуки, а также их сочетания;
  • Способность узнавать голос мамы, «комплекс оживления» (движения рук и ног, лепет, разные звуки, слежение глазами) как ответ на него;
  • Реакция на звук упавшей игрушки, хлопнувшей двери и т. д.;
  • Умение провожать глазами предмет, находящийся в движении;
  • Руки и рот участвуют в изучении предметов окружающего мира;
  • Интерес к своему и чужому отражению в зеркале;
  • Положительная реакция на игры со взрослыми («ку-ку», потешки, «дай и на»).

Не всегда все эти навыки появляются в одно время, часто развитие детей идёт нелинейно. Некоторые смышлёные груднички в 6 месяцев умеют говорить слово «мама», а учиться сидеть и ползать не спешат. Если малыш здоров и проявляет активность, не стоит пугаться отдельным проявлениям запаздывания в развитии. Но и советами специалиста – грамотного, спокойного, внимательного – пренебрегать не следует. Хотя зачастую малыш в шесть месяцев порадует родителей успехами, если с ним каждый день заниматься и с удовольствием играть.

Развитие ребёнка в 6 месяцев – в ваших руках. Ведь в это время малыш много находится с любящей и заботливой мамой, слушает её голос, наблюдает за её действиями и мимикой. Также в силах родителей стимулировать физическое, речевое и эмоциональное развитие ребёнка. Как это сделать?

Прежде всего, стоит почаще мотивировать ребёнка на самостоятельное движение. Если по каким-то причинам вы избегали класть малыша на пол, он проводил время на ручках или в шезлонге, то стоит восполнить этот пробел (обязательно освободив окружающее пространство от мелких или опасных предметов). Расположите неподалёку от малыша красивую игрушку, постучите или позвените ей, привлекая внимание юного исследователя.

Существуют несложные методики, помогающие маленьким детям освоить повороты с живота на спину и обратно. Их легко найти в сети в формате видеоуроков.

Называйте окружающие ребёнка предметы, озвучивайте свои действия и планы, зовите его по имени.

Во время бодрствования малыша находите время поиграть с ним в прятки (ку-ку), ладушки, разучите несколько потешек и пальчиковых игр. Скоро вы увидите, что некоторые из этих игр особенно нравятся сыну или дочке.

Предлагайте малышу пособирать пирамидку, покатать или побросать мячик. Давайте ребёнку простые бытовые предметы вроде кастрюлек, ложек, крышек, мягких бутылочек, бумаги. Комментируйте действия ребёнка, радуйтесь его открытиям!

Топ развивающих игрушек для малышей в 6 месяцев

  • Мячики разных размеров и фактур;
  • Пирамидка с колечками разных цветов;
  • Простая машинка, неинерционная;
  • Книжки с сюрпризами;
  • Развивающие коврики с кармашками на молнии, липучке, кнопках
  • Набор стаканчиков разных размеров;
  • Музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан).

Шестой месяц жизни ребёнка – один из этапов отделения его от осуществляющего уход взрослого. То, что умеет ребёнок в 6 месяцев, уже позволяет ему самостоятельно играть в течение 5–10, а то и 15 минут. Однако не все занятия малыша радуют родителей. Например, ребёнок может раз за разом бросать игрушку на пол и звуками просить маму поднять её. Помните, что в этом нежном возрасте дети не умеют манипулировать и делать назло. Такие действия – это всего лишь потребность растущего человека в игре, взаимодействии с любящими людьми, познании мира и свойств окружающих предметов. Такие игры, несмотря на кажущуюся бессмысленность с точки зрения взрослых, способствуют детскому развитию. Наберитесь терпения, но не поощряйте неприятное для себя поведение.

За шестой месяц ребенок набирает в среднем 650 грамм веса и вырастает на 2 см. Таким образом, вес шестимесячного ребенка около 7100 - 7400 г, а рост - 66-70 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес (до полугода прибавка в весе может составлять до 2 кг в месяц), но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 6 месяцев

  • Подолгу занимается игрушками, любит стучать ими, размахивать, бросать;
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку;
  • перекладывает предметы из одной емкости в другую;
  • лепечет и имитирует слышимые звуки;
  • внимательно вслушивается в речь;
  • находит взглядом предметы, о которых вы говорите;
  • соблюдает определенную дистанцию с посторонними;
  • начинает ползать,
  • подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
  • учится вставать, держась за опору.

Тест развития ребенка в 6 месяцев

1. Ребенок выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда. Держите погремушку на расстоянии 25 см от ребенка. Он смотрит на погремушку, потом на окружающее, ясно выделяя взглядом погремушку.

2. Если предложить ребенку рожок и куклу, то реакции его будут различны: на рожок ребенок открывает рот, совершает сосательные движения, а на куклу отвечает радостными реакциями оживления.

3. Ребенок находится в положении лежа на спине. Вы приближаете к нему звенящий колокольчик, а затем отодвигаете его. Ребенок будет подниматься и при помощи взрослого, который который удерживает его за пальцы, сможет сесть.

4. Попробуйте, разговаривая с ребенком, изменять выражение лица - от ласкового до сердитого. Ребенок реагирует на эти изменения по-разному: морщит лоб, улыбается, гулит и т.д.

5. Ребенок будет оказывать сопротивление, если взрослый пытается отобрать у него игрушку из рук, которую он удерживает несколько минут. Внешне это может выражаться в реакциях неудовольствия.

6. Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплексом “оживления”.

7. Ребенок может слегка подползти и захватить руками игрушку, может переворачиваться с живота на спину.

8. Появляются первые признаки лепетной речи - малыш даже может произносить отдельные слоги.

9. Ребенок может уже есть с ложки. Начинает пить из чашки.

10. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению.

Сколько спит ребенок в 6 месяцев

Детям от 6 до 9 месяцев необходимо около 14-15 часов сна в сутки, причем они могут спать около 7 часов подряд. Если ваш ребенок спит дольше семи часов, он, вероятно, ненадолго просыпается, но умеет самостоятельно снова заснуть - прекрасный признак. Это значит, что у вас растет отличный соня.

Сколько ест ребенок в 6 месяцев

5 кормлений через 4 часа. Можно начать постепенно вводить прикорм, если вы не сделали это раньше. По рекомендациям ВОЗ прикорм желательно вводить не позднее 6 месяцев, поскольку в ином случае могут возникнуть как проблемы с жеванием, так и с обеспечением организма малыша витаминами и микроэлементами в необходимых количествах.

Режим и распорядок дня ребенка в 6 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 6 месяцев

В 6 месяцев начинают прорезваться первые зубки, вы можете заметить их при кормлении ложкой - ложка будет позвякивать о десны. Десны набухают и чешутся, что доставляет ребенку дискомфорт.

Развивающие занятия и игры для 6-месячного ребенка

В 6 месяцев малыш уже сидит и его руки свободны для того, чтобы оперировать с самыми разными предметами. Поможем ему развивать мелкую моторику рук, это очень важно для последующего развития речи. Кроме музыкальных игрушек в этом возрасте малыш очень любит играть предметами, складывающимися друг в друга - формочки разной величины, матрешки, пирамидки. Начинаем играть в Ладушки. Сначала берите ручки малыша в свои и хлопайте, приговаривая: ладушки, ладушки, где были - у бабушки, что ели - кашку, что пили - бражку (молоко), попили-поели - кыш полетели, на головку сели (ручки на голову).

Подойдут малышу и музыкальные игры, имитирующие голоса животных при нажатии на кнопку.

Рождаясь, маленький человек не обладает ворохом навыков и знаний. Родителям по силам сформировать развитую физически, психически и морально личность. Полезно полагаться на ориентиры эволюции малыша и самим вносить вклад в его будущее. Так вы сможете многократно преумножить то, чем природа наградила ваше чадо.

Из этой статьи вы узнаете:

На плановом ежемесячном приёме в доврачебном кабинете проводят мини-тест на соответствие развития крохи в 6 месяцев его возрасту. Карапуз оценивается по ряду параметров:

  • бросает игрушки;
  • лепечет;
  • держит предметы, перекладывая их то в одну, то в другую руку;
  • кладёт игрушки из одной ёмкости в другую;
  • ползёт к игрушке, находящейся поблизости;
  • слушает окружающих;
  • отличает «своих» от «чужих»;
  • громко смеётся;
  • устремляет взгляд на предметы, о которых говорят в данный момент;
  • самостоятельно сидит;
  • пробует подниматься, ухватываясь за опору;
  • меняет положение своего тела.

Смена положений заключается в способности стоять на ножках, опираясь на стопу с поддержкой, перевороте на бок, со спины на живот и обратно, подтягивании тела вперёд на вытянутых руках, а затем назад. Когда чадо лежит на спине, то пытается подтянуться вперёд, протягивает руки, чтобы ему помогли сесть.

Некоторые 6 месячные малыши уже способны ходить у опоры или даже без неё. Это не рекомендуется, если заметен неестественный изгиб в коленях и лодыжках. Ребёнок использует взрослого как партнёра для спортивных поддержек. Отталкивается, ухватывается, виснет на нём. Малыш притягивает и отталкивает предметы. Практикует эти навыки, в том числе, с маминой грудью.

Нарушение очерёдности или пропуск этапов

Развитие 6 месячного ребёнка может пойти по немного отличающимся друг от друга сценариям. Например, сидеть начинает раньше, чем ползать или минует процесс ползания. Родители частенько стремятся ускорить становление чада – знакомят его с ходунками и прыгунками.

Ортопеды против этих приспособлений. Они не учат ребёнка ходить или прыгать, но способны вызвать ненужную нагрузку на костно-мышечную систему. В этом возрасте позволительно недолго сидеть и стоять с поддержкой. Длительные физические упражнения негативно сказываются на освоении новых двигательных навыков.

Самый ожидаемый навык

Это, конечно же, умение сидеть без поддержки. В стульчике для кормления малыш тоже сидит, но опирается на спинку стула. А когда дитя сможет самостоятельно приподнять корпус и усесться на попу – это большое достижение. К этому времени, дети, как правило, уже умеют ползать. Месяцев с 5 практикуется ползание назад и по кругу, а к полугоду – вперёд. Встречаются случаи, когда малыши полазают по-пластунски.

Если, например, еще не сел без поддержки, а заваливается набок или сгибает спину, то ужасаться рановато. Возможно, в течение недели эта крепость будет взята.

Когда ситуация не меняется на протяжении месяца потребуется осмотр неврологом и ортопедом. Часто проблемы исходят из-за пониженного мышечного тонуса. Ситуация исправляется массажем, а также физиопроцедурами.

Нормы веса, роста, окружности головы и груди

Параметры развития полугодовалого малыша, предлагаемые ВОЗ, расширяют границы показателей по сравнению с данными наших педиатров. К нормальному формированию малыша в полгода относят прибавку роста в среднем на 15-17 см, а веса на 4 кг 100 г – 4 кг 600 г по отношению к новорожденному. За истекший месяц ребёнок может вырасти примерно на 1,5-2 см и поправиться на 300-600 г. Показатели мальчиков обычно выше, чем у девочек, за исключением окружности груди.

Сон

Детишки, режим бодрствования которых содержит надлежащие гигиенические мероприятия, игры, массаж с гимнастикой, кормления, спят по 14 часов в сутки. Днём могут поспать не больше 2-3 раз. Длительность каждого промежутка отдыха от получаса до двух. Теперь малютка ночью дольше спит, не просыпаясь. Он уже способен проспать шесть часов без перерыва, потом может потребоваться кормление. А дальше продолжение сновидений.

Прорезывание зубок

Полугодие обычно ознаменовано тем, что ребёнка начинают беспокоить зубки. Первые резцы могут появиться и после 8 месяцев и старше. Некоторые дети обзаводятся зубками, не доходя до полугодовалого возраста. Довольно распространён рубеж в 4,5 месяца.

День прививок

Вы соблюдали рекомендуемые сроки вакцинации до этого момента? Тогда, отправляясь в детскую поликлинику с полугодовалым малюткой, будьте готовы ко дню прививок. Настал момент для АКДС (единая вакцина против коклюша, дифтерии, столбняка), вакцинации от полиомиелита и вирусного гепатита B.

Все эти прививки делаются уже в третий раз. Но до этой поры одновременно выполнялась только пара вакцин, считая АКДС за одну единицу, включающую три компонента. Теперь же детскому организму предстоит выдержать натиск повышенного числа микробов.

Поэтому к поствакцинальному периоду сейчас стоит отнестись с повышенной ответственностью.

По каким-либо обстоятельствам ранее пропустили прививки? Значит, теперь крохе сделают меньшее количество. Как правило, 6 месячные дети, развитие которых немного запаздывает, освобождаются от ряда вакцин. Разумеется, если изначально вы предоставили письменный отказ от вакцинации, то вас не станут приглашать в процедурный кабинет. Риски от последствий реальных заболеваний и возможных недомоганий после прививок вы взвешиваете сами.

Психо-эмоциональное совершенствование

Заметно по следующим признакам:

  • усиление осознанности, изобретательности, самостоятельности;
  • узнавание себя в зеркале;
  • позитивная реакция на голоса близких.

Малыш передаёт расширенный спектр эмоций, а не только радость и несчастье. Можно даже проследить раздражение с гневом, если совершить действия, идущие вразрез детским ожиданиям. Вследствие этого усовершенствуется лепет. Дитя отличает себя от другого человека. Осознаёт, что когда сам ударится, то ему больно, а когда стукнет другого ребёнка, то у себя болезненных ощущений нет.

Общение

Выглядит таким образом:

  • знает и откликается на своё имя;
  • повторяет слоги (если повторять за ним, то малютка радуется и произносит их вновь);
  • способен дать понять некоторые свои желания;
  • часто улыбается;
  • запоминает произнесённые окружением слова;
  • длительно удерживает внимание;
  • подражает чиханию, кашлю и смеху взрослых.

Развитие 6 месячного ребёнка предполагает недовольство при виде нового человека, особенно если незнакомец пришёл в гости. Когда малыш оказывается в общественном месте и транспорте, то более спокойно реагирует на неизвестные лица.

Игры

Должны быть нацелены на мелкую моторику рук. Играя, чадо любит:

  • рассматривать предметы детально;
  • с интересом ощупывать новое;
  • использовать игрушки по назначению;
  • хлопать, стучать и трясти;

Детям по нраву песенки и потешки. Они ждут «развязки», особенно если она выражается в действии. Например, при словах «прилетели, на головку сели» взрослый кладёт ладони на голову крохи. А тот уже ожидает этого действия, приходя в восторг от случившегося. Игрушки чадо сначала изучает, рассматривает, вертит их в руках, а затем уже тянет в рот. Существенно расширяется круг интересов полугодовалого дитя. Ведь раньше он только желал попробовать всё на вкус.

Этап введения прикорма

Если имели место срыгивания, то они становятся реже и не столь обильными или исчезают. До этого возраста ребёнка следует брать с собой во время семейного приёма пищи. Так он будет интересоваться тем, что делают взрослые, какие манипуляции совершают, когда едят, и что этот процесс им приятен. Ребёнок умеет приоткрывать ротик, если поднести к нему ложку. Снимает пищу губами, ест с ложки пюреобразную еду.

Случается, что по большинству признаков ребёнок готов к введению прикорма, но есть отказывается. Одним не по нраву новый предмет – ложка. Других отталкивает внешний вид пюреобразной еды. Третьи предпочитают, есть из бутылочки, так как жидкая каша стекает из ложки на подбородок. Так что подход к разгадыванию гастрономических предпочтений придётся поискать. Отсутствие аппетита может быть связано с болезненным прорезыванием зубов.

Большинство родителей ждут от полугодовалого карапуза способности сидеть без поддержки. Эволюционным скачком в этот период является введение прикорма. Эмоциональные проявления крохи становятся многообразнее. Наряду с совершенствованием внимания проявляются исследовательские инстинкты.

Пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600–650 граммов, а рост на 2,5–3 сантиметра. На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы. Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Показатели ребенка от 6 до 7 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

66.60-67.95 см

7.975-8.770 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Постепенно нарастает двигательная активность

Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца. Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых. Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.


Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону. В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос. Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате.

Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания. Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Теперь родители с большей уверенностью могут определить самочувствие малыша — когда ребенок доволен, возбужден, спокоен, могут назвать причины этих состояний.


Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша

Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их. Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери. Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых

Внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе?

Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает.

Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала.

Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха.

Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их. Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме. Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт

Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть.

Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание. Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных - контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями. Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 6 до 7 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Как стимулировать «говорение» малыша?

Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать.

Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма- ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы.

Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.