Коррекция мелкой моторики рук младших школьников. Коррекция нарушений крупной и мелкой моторики

Оригинальные

Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Существует следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, а если развитие движений пальцев отстает, то речевое развитие задерживается.

Хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы, рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук и кистей. Даже самые незначительные нарушения моторики кистей рук и пальцев оказывают неблагоприятное влияние на развитие речи и успеваемость ребенка.

Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Немецкий философ говорил, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. Исследование современных физиологов подтвердили тесную связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в кистях. Это доказывает тот факт, что утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы.

Психотерапевтический прием, при котором надо мысленно сосредоточиться на кистях, вызвать ощущение тепла в них, через центральную нервную систему оказывает благотворное воздействие на весь организм, позволяет расслабиться, снять напряжение.

Для обследования тонкой моторики у первоклассников действия с предметами при поступлении на логопункт давались следующие задания:

Выложить узор из мозаики;

Самостоятельно отстегнуть и застегнуть пуговицы;

Чертить карандашом вертикальные и горизонтальные линии;

Нанизывание бусинок на иголку (бусинки мелкие, средние, крупные);

Укладывать в коробку левой и правой рукой спичечные палочки, размером 5 см и 7-8 см.

Для обследования тонких движений пальцев рук необходимо определить качество и степень дифференцированности движений. Это обследование проводится примерно в следующем порядке:

Предлагают детям сжать пальцы в кулак, загнуть каждой из пальцев попеременно, на правой и на левой руке соединить пальцы одной руки с пальцами другой и т.д.

Из анамнестических данных уточняются:

Простой точечный массаж и надавливание имеют огромное значение для укрепления мыщц.

Общеукрепляющие упражнения, сгибание, прогибание пальцев, круговые движения с орехами можно выполнять почти на каждом занятии. Дети, массируя пальцы рук, нормализуют функции различных внутренних органов – восточные ученые наглядно доказали рефлекторную связь каждого пальца руки с определенным органом.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга ребенка. Одна из главных задач на первом году обучения – коррекция недоразвития мелкой моторики, которая обеспечивает хороший почерк, хорошую память, речь.

Атласова Ксения Борисовна,
учитель надомного обучения МБОУ
«Бердигестяхская начальная общеобразовательная школа»
МР «Горный район» РС(Я) с. Бердигестях




Влияние мануальных ручных действий на развитие головного мозга известно еще со 2 века до н.э. в Китае. По мнению известного философа Канта «Рука это выдвинувшийся вперед человеческий мозг.» У нас на Руси известны игры «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др.Большая часть двигательной(моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани языка рта челюсти. Именно эти органы формируют речь. Известно что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование психических функций. В.А.Сухомлинский утверждал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский утверждал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования отечественных физиологов подтвердили связь развития руки с развитием мозга. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук соответствует развитию высших корковых функций(память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность). Таким образом развитие мелкой моторики - это один из способов развития речи детей с ОВЗ и обучение социализации в обществе.


Одной из причин нарушений речи детей с ОВЗ является плохое развитие мелкой моторики рук. Работая с детьми нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. При ряде речевых нарушений у детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию таких детей нужно предусматривать усиленную коррекционную деятельность.


Цель коррекционной работы по развитию мелкой моторики: Коррекция недоразвития речи у детей путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с предметами. Подготовка к обучению в школе. Коррекция недоразвития речи у детей путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с предметами. Подготовка к обучению в школе.


Задачи: Развитие пальчиковой моторики используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий.Развитие пальчиковой моторики используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий. Ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно -двигательной координации движений у старших дошкольников.Ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно -двигательной координации движений у старших дошкольников. Усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.Усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма. Выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.Выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов. Развитие способности лучшей ориентации в условиях пространства листа бумаги и подготовки руки к письму.Развитие способности лучшей ориентации в условиях пространства листа бумаги и подготовки руки к письму.


Принципы реализации: Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий.Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий. Принцип доступности заданий.Принцип доступности заданий. Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту.Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту. Принцип закрепления усвоенного с привлечением других педагогов.Принцип закрепления усвоенного с привлечением других педагогов.


Механизм реализации: Работа по формированию умелости может проходить во время занятий и в свободное время,в виде индивидуальной работы и регулярно. Запускать пальцами мелкие волчки.Запускать пальцами мелкие волчки. Разминать пальцами пластилин, глину, тесто.Разминать пальцами пластилин, глину, тесто. Катать пальцами разные камешки мелке бусы поочередно.Катать пальцами разные камешки мелке бусы поочередно. Сжимать и разжимать кулачки(бутончик цветка, который раскрывается и закрывается.)Сжимать и разжимать кулачки(бутончик цветка, который раскрывается и закрывается.) Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие которые не разожмешь.Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие которые не разожмешь. Двумя пальцами «ходить» по столу то быстро то медленно поочередно разными руками.Двумя пальцами «ходить» по столу то быстро то медленно поочередно разными руками. Показать пальцы: один,два, три и т.д.Показать пальцы: один,два, три и т.д. Махать в воздухе только пальцами.Махать в воздухе только пальцами. Кистями рук делать фонарики.Кистями рук делать фонарики. Хлопать в ладоши то тихо то громко.Хлопать в ладоши то тихо то громко. Собирать все пальцы в щепотку.Собирать все пальцы в щепотку. Нанизывать пуговицы или бусины на нить.Нанизывать пуговицы или бусины на нить.



Наматывать нить на пальчик.Наматывать нить на пальчик. Завязывать узлы на веревке, перебирать веревку с узлами.Завязывать узлы на веревке, перебирать веревку с узлами. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками. Выкладывание из пуговиц, семян,с крепок, узоров.Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками. Выкладывание из пуговиц, семян,с крепок, узоров. Закручивать шурупы и гайки.Закручивать шурупы и гайки. Игры с конструкторами,лего,мозаикой, кубиками.Игры с конструкторами,лего,мозаикой, кубиками. Складывание матрешек, вкладышей.Складывание матрешек, вкладышей. Игры с песком и водой.Игры с песком и водой. Резание ножницами.Резание ножницами. Рисование в воздухе, выкладывание шнурком изображения, спичками, счетными палочками.Рисование в воздухе, выкладывание шнурком изображения, спичками, счетными палочками. Рисование на песке и крупе.Рисование на песке и крупе. Разбор нескольких видов крупы.Разбор нескольких видов крупы. Мять руками поролоновые губки, поролоновые шарики.Мять руками поролоновые губки, поролоновые шарики. Рисование, штриховка, раскрашивание.Рисование, штриховка, раскрашивание. Поочередное перекладывание предметов: треугольники, квадраты, круги.Поочередное перекладывание предметов: треугольники, квадраты, круги. Написание букв,изображений по трафарету.Написание букв,изображений по трафарету. Сжимание разжимание пальцев обеих рук поочередно, одновременно. Сжимание резиновых мячей пальцами и всей рукой.Сжимание разжимание пальцев обеих рук поочередно, одновременно. Сжимание резиновых мячей пальцами и всей рукой.



Круговые движения кистями. Касание пальцами друг друга по очереди.Круговые движения кистями. Касание пальцами друг друга по очереди. Бросание и удары мяча.Бросание и удары мяча. Перекатывание в руках карандаша.Перекатывание в руках карандаша. Шнуровка.Шнуровка. Сложить салфетку вчетверо. Выщипать двумя пальцами полукружья со сгибов. Затем развернуть ее.Сложить салфетку вчетверо. Выщипать двумя пальцами полукружья со сгибов. Затем развернуть ее. «Футбол». Каждым пальцем отстреливать поочередно шарик на ниточке.«Футбол». Каждым пальцем отстреливать поочередно шарик на ниточке. Перебирание фантиков от конфет.Перебирание фантиков от конфет. Сортировка мелких предметов с помощью пинцетаСортировка мелких предметов с помощью пинцета Просеивание. Миска с пшеном и спрятанными там предметами.Просеивание. Миска с пшеном и спрятанными там предметами. Перекладывание ложкой. Втыкать кнопки в пенопласт.Перекладывание ложкой. Втыкать кнопки в пенопласт. Прищепки на горизонтальной и вертикальной основе.Прищепки на горизонтальной и вертикальной основе. Рамки с липучками.Рамки с липучками. Массажные кольца.Массажные кольца. Сенсорные модули: счеты, выключатель, крючки для развешивания, щетки различной жесткости, горизонтальная перетяжка, диск от телефона, прорези зигзаг для ведения игрушки. Рычаги, ребристые поверхности, поверхности различного качества, баночки с крышками различного цвета, мягкий конструктор с петельками и пуговицами.Сенсорные модули: счеты, выключатель, крючки для развешивания, щетки различной жесткости, горизонтальная перетяжка, диск от телефона, прорези зигзаг для ведения игрушки. Рычаги, ребристые поверхности, поверхности различного качества, баночки с крышками различного цвета, мягкий конструктор с петельками и пуговицами. Шарик на ниточке. Натягивание резинки «Геоконт».Шарик на ниточке. Натягивание резинки «Геоконт».



Активизация мелких мышц: а) Округлить пальцы, напрячь, твердое соприкосновение подушечек пальцев (купол). б) Сцепляй мизинцы, указательные пальцы соединяй домиком, соединяй большие пальцы и пружинистые движения всей конструкцией. в) Дополнительная рука перед собой с выставленным большим пальцем, ведущая рука обхватывает этот палец – накрыли крышечкой.


Разминка: Выбрасывание пальчиков а) В прятки пальчики играли И головки убирали, Вот так, вот так, И головки убирали. б) 1,2, 3,4,5. Мы грибы идем искать. Вот мизинчик в лес пошел, Безымянный – гриб нашел. Средний пальчик чистить стал, Указательный – скакал, Большой палец все съел, От того и потолстел.


«Была лужа и нет ее». Это упражнение имеет и воспитательное значение. Переносить губкой воду в емкость.«Была лужа и нет ее». Это упражнение имеет и воспитательное значение. Переносить губкой воду в емкость. «Открой и закрой». Предложить много баночек разной емкости с разными крышками. Предложить раскрыть их и потом закрыть, правильно подобрать крышки к емкостям.«Открой и закрой». Предложить много баночек разной емкости с разными крышками. Предложить раскрыть их и потом закрыть, правильно подобрать крышки к емкостям. « Смети но не просыпь». Щеткой сметать со стола на совок, не уронив ничего на пол.« Смети но не просыпь». Щеткой сметать со стола на совок, не уронив ничего на пол. «Ну ка вылови» выловить из воды предмет ложкой.«Ну ка вылови» выловить из воды предмет ложкой. «Готовим лекарство». Дать возможность растворить в воде вещества которые окрашивают воду.«Готовим лекарство». Дать возможность растворить в воде вещества которые окрашивают воду. Шершавые буквы. Это пособие можно использовать и на ощупь. чтоб ребенок отгадал букву либо цифру.Шершавые буквы. Это пособие можно использовать и на ощупь. чтоб ребенок отгадал букву либо цифру. Подобрать лоскутки ткани к платью.Подобрать лоскутки ткани к платью. Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм.Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм. Составление разрезных картинок.Составление разрезных картинок.




Совершенствование моторики, развитие конструктивной деятельности, следовательно происходит развитие всех психических функций. Работа по развитию мелкой моторики способствует речевому развитию, что в конечном счете позволит успешнее подготовить детей с ОВЗ к обучению в школе.





Используемая литература: Безруких М.М. Филиппова Т.А. Тренируем пальчики. Дрофа 2000 г. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под редакцией С.С. Ляпидевского и В.И Селиверстова. Просвещение 1968 г. Гаврина С.Е. и В.И. Кутявина Н.П. Развиваем руки –чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития 1997 г. Галкина В.Б. Хомутова Н.Ю. использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи. Дефектология 1999г.с Кольцова М.М. Пальчиковый игротреннингСпб 1998 г. Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений Вопросы психологии 1957

Проблема развития связной устной речи учащихся приобретает в современной методике начального обучения все большую актуальность. Во-первых, это обусловлено тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Во-вторых, это продиктовано увеличением роли устного слова в культурной жизни страны, так как наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. Решение этой проблемы невозможно без целенаправленного и последовательного формирования и развития умений, связанных с овладением структурой устных высказываний различных типов и стилей речи, и усвоения основных понятий в области развития устной речи.

В связи с этим остро встает вопрос об особенностях обучения детей с отклонениями в речевом развитии в условиях общеобразовательной школы. Содержание, технологию обучения таких детей следует строить с учетом специфики их познавательной деятельности и речевого развития, особенностей личности. «Для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», - писал. Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будет обеспечена педагогическая помощь в обучении и воспитании.

В целях совершенствования речевой деятельности следует особое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики руки? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие движений пальцев «подготавливает почву» для последующего формирования речи, сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

В системе коррекционно-развивающих занятий с нарушениями речи я использую упражнения, развивающие движения пальцев рук . Совместно с воспитателем используем различные пособия для развития мелкой моторики детей: мозаика (мелкая, крупная), кольца разной величины для нанизывания на стержень, цветные клубочки ниток, пособия по застегиванию пуговиц различной величины, крючков, для шнуровки, вышивания из шнурков различными стежками и узорами; наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (от киндер сюрпризов узнавание предметов на ощупь),семена гороха, фасоли кукурузы.

Для развития кинестетической основы движений руки начинаем с простых упражнений (без речевого сопровождения):

    «Пальчики здороваются» (кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т. д.); «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой); «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их); «Улитка» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их); «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх); «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами) и других.

Большая ценность заключается в упражнениях с бумагой: «Выгладим платочки». Перед ребенком положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем то же самое сделать, пользуясь одно рукой, затем двумя большими пальцами, повторить то же указательными и т. д.

Одним из видов работ на уроках и во второй половине дня используем пальчиковую ритмику (сочетание движений с речью). Использование пальчиковых игр на практике показало, что любимые детские упражнения это: игры-потешки «Пальчик-мальчик», «Семья», «Дружба», «Пошли пальчики гулять», «Замок», «Лесная прогулка», «Домик», «Засолке капусты» и т. д. Например:

Вырос высокий цветок на поляне («ЦВЕТОК»)
(Цветок с закрытыми лепестками).
Утром весенним раскрыл лепестки
(Развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки («КОРНИ»).
(Ритмичные движения пальцами вместе и врозь)

«ДЕРЕВЬЯ»


«ПТИЧКИ»

Птички полетели («ПТИЧКИ»)
Крыльями махали
(Махи ладонями с широко расставленными пальцами)
На деревьях сели («ДЕРЕВЬЯ»),
Вместе отдыхали («ПТИЧКИ»)

«МОСТ»


«ВОРОТА»

Над бурливою рекою
(Пальцы разведены, или производят несогласованные движения)
Мост построим мы такой («МОСТ»)
Люди по нему пройдут
(Движения указательных пальцев и средних по поверхности стола от себя к краю стола)
И лошадок проведут.

На поляне дом стоит
Ну, а к дому путь закрыт («ВОРОТА»)
Мы ворота открываем
(Ладони разворачиваются параллельно друг к другу)
В этот домик приглашаем.

«СТОЛ»

Стол стоит на толстой ножке («СТОЛ»)
Рядом стульчик у окошка («СТУЛ»)
Два бочонка под столом
(«Бочонки» обеими руками)
Вот такой я видел дом.

«ЗАМОК»

На двери висит замок,
(Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «Замок»)
Кто открыть его бы смог?
(Повторение движений)
Потянули (Пальцы сплетены в «Замок», рук потянуть в одну, потом в другую сторону),
Покрутили (Движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе) ,
Постучали (Пальцы сцеплены основаниями ладоней,
постучать друг о друга)
,
И открыли! (Пальцы расцепить, ладони в стороны).

«КОШКА»


«СОБАКА»

Вышла кошечка вперед («Кошка» правой рукой)
К нам иде1т, хвостом играет (Левой ладонью машем у основания правой кисти) .
Ей на встречу из ворот («Ворота»),
Две собаки выбегают («Собаки» обеими руками).

В нашей системе коррекционно-развивающих занятий широко используется игровой самомассаж кистей рук как эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей-инвалидов,(Клочков Дима, Понамарёва Лиза, Елисеев Егор) как средство коррекции. Игровой самомассаж является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация. В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей. Предлагаем познакомиться с некоторыми массажными приёмами.

Массажный приём

Речевое сопровождение

Методические указания

Поглаживание

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти подушечками выпрямленных 2-5-го пальцев – это «лучи солнца»

Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
(Г. Виеру)

Предварительно попросите ребёнка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения - от кончиков пальцев до лучезапястного сустава

Круговое поглаживание ладони

Сорока, сорока,
Где была? – Далеко.
Дрова рубила,
Воду носила,
Кашку варила,
Деток кормила.
(Русская народная
потешка)

Производится подушечками 2-го и 3-го пальцев

Растирание

Граблеобразное круговое растирание ладони подушечками пальцев противоположной руки

Диво дивное – паук,
Восемь рук и восемь ног
Если надо наутёк.,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.

Пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука

Пиление ладони гребнями пальцев противоположной руки

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(С. Маршак)

Обратите внимание ребёнка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы

Разминание

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки

Толстушка – ползушка,
Дом завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.
(Немецкая народная песенка в пер. Л. Яхнина)

Вспомните с ребёнком, как медленно ползёт улитка

Щипцеобразное разминание мышечного валика локтевого края ладони

– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите же домой.
– Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
(Русская народная потешка)

Предварительно попросите ребёнка изобразить руками гуся.
Можно выполнять массаж продольно и поперечно

Вибрация

Пунктирование 2-5-м пальцами (игра на пианино)

Кто там топает на крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Может, кошек подковали?
Кап-кап-кап.
(Ж. Давитьянц)

Имитация падения дождевых капель

Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки

Кто на розовой заре,
Наросистом серебре
Барабанит, барабанит
По сосновой по коре?
Дятел петь захотел,
Дятел носом песню спел.
(Э. Мошковская)

Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности. Чем больше угол, тем более сильным и глубоким будет воздействие

В результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является повышение работоспособности коры головного мозга. Следствием этого улучшается память, внимание, координация движений, ориентировка в пространстве, подготавливается рука к письму, обогащается словарь, речь становится чище.

Таким образом, речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. Образно говоря, руки – это манипуляторы мозга. Пальцы помогают говорить.

В процессе работы по развитию ручной моторики, пользуюсь приемами, описанными в работах, и других.

Например: «Веселая минутка». На каждый мой вопрос, дети отвечают хором: «Вот так!» и жестом показывают нужное движение.

Как живешь? (Показ большого пальца.)

Как идешь? (Прошагать двумя пальцами по ладони.)

А плывешь? (Показать плавательное движение.)

А бежишь? (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.)

А спишь? (Руки под щеку и положить на них голову.)

Как берешь? (Загибание пальцев к себе)

А даешь? (Разгибание пальцев от себя)

Как шалишь? (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями.)

А грозишь? (Погрозить пальчиком своему соседу.)

Как сидишь? (Выпрямленная спина).

По словам, развитие тонкой ручной моторики оказывает благотворное влияние на формирование речи и позволяет:

●убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ,

●снять умственную усталость,

●улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка,

●регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного

мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей,

●совершенствовать внимание и память - психические процессы, тесно связанные с речью,

●облегчить школьникам усвоение навыков письма,

●выполнять трудовые действия.

На практике убедилась, что эти упражнения являются еще и благодатной почвой для развития творческого воображения детей. Пусть это пока на уровне бытовой деятельности, простые движения пальцев, но это уже творчество. Тому пример упражнение «Засолка капусты». После выполнения соответствующих действий по засолке капусты, кто-то из детей предлагает: «Давайте сюда колбасу добавим».

- «Хорошо. А какую: вареную, копченую или полукопченую?»

Копченую. Вкуснее будет.

Хорошо. На терке будем тереть или ножиком тонко порежем?

- «Я на терке. Быстрее будет» - говорит один и начинает показывать движения, как при работе с теркой.)

- «Я ножом порежу. Красивее будет» - говорит девочка.

- «Да? Ну, тогда я тоже порежу» - соглашается мальчик.

И все дети уже имитируют действия ножа.

Поэтому упражнения по развитию и коррекции мелкой моторики руки уверенно стала применять систематически, применять на любом уроке, на разных его этапах, ежедневно уделяя им по 5-10 минут. Их можно выполнять, как стоя за партой, так и сидя, можно сопровождать словами, стихами или просто проводить без речевого сопровождения. Единственное, что нужно обязательно учитывать при выполнении таких упражнений – это настроение, которое царит в классе в момент проведения.

Если дети спокойные, сопровождаю упражнения словами. Они помогают пополнять словарный запас детей. Например:

1.Погладим котенка. (Поглаживающие движения рук.)

«Киса, кисонька, кисуля!», - позвала котенка Юля.

«Не спеши домой, постой!», - и погладила рукой.

Если дети сонные, зевают, тогда для создания в классе атмосферы бодрости выполняем упражнения стихотворные, проговаривая их хором, с усилением или ослаблением силы голоса. При этом слежу, чтобы каждый звук произносили четко, ясно, соблюдая ритм стиха, напоминаю об осанке: спина прямая, голова чуть приподнята.

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, мы ногами топ-топ-топ.

Головою круть-круть, кулачками в грудь, в грудь.

Пяточками топ-топ-топ, по коленкам шлеп-шлеп-шлеп.

Если дети шумные, возятся, не слышат заданий, тогда эти упражнения помогают мне устанавливать тишину на уроке, переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой. Для этого достаточно поставить руки на стол и начать то сгибать пальцы в кулак, то разгибать; поднимать руки и опускать; чередовать, меняя движения пальцев, сдвигать пальцы и раздвигать; «стряхивать воду», «мыть руки», «одевать и снимать колечки», «играть на пианино» и так далее.

Дети буквально в одну секунду «замирают», устремив глаза на меня, и повторяют движения рук вслед за мной. Чтобы привлечь внимание и успокоить ребят провожу упражнения без речевого сопровождения, часто меняя движения рук и пальцев, меняя темп с медленного на быстрый или, наоборот, с быстрого на медленный.

Используем еще массажор СУ-джок, «Жил да был ежик в лесу, в своей норке (зажать шарик су-джок в ладошке) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладоне раскатать шарик) катился – катился и прибежал на красивую поляну (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по поляне (зажимать шарик между пальцами).Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).Но вдруг пошел дождик (пальчики сложены в щепотку и прикасаются к шарику). Ёжик быстро побежал домой (прямые движения по ладошке).

Упражнение «Пальчики - малышки».

Этот малыш - Егорка (на большой палец «надеть» кольца массожора Су - джок).

Этот малыш – Миша (на указательный палец « надеть» кольца массажора су - джок).

Этот малыш – Дима (на средний палец)

Этот малыш – Кирилл (на безимянный палец)

Это малышка Алина (на мезинец).

Видимым результатом выполнения этих упражнений является в первую очередь:

Рабочая атмосфера на уроке;

Желание учиться и узнавать новое;

Создание условий для здоровьесберегающего обучения;

Активное включение детей в процесс учебной деятельности.

Литература

1. Васичкин по массажу. Л., 1991.

2. и др. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 2000.

3. , Тунина мелкую моторику. СПб., 2000.

4. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч. –метод. пос. для студентов педфака / Сост. . – Магнитогорск, 1997. Лопатина работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. . – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2004.

5. Львов – справочник по методике русского языка . – М., Просвещение, 1988.

6. Обучение чтению и письму в начальной школе/ Сост. . – Магнитогорск, 2006.

Разделы: МХК и ИЗО

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Если учесть, что в первые четыре года обучения в школе у детей окончательно формируются мелкие мышцы рук, идет интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя в первый класс и владея лишь наглядно-образным, а кто-то и предметно-действенным образом мышления, уже к четвёртому классу должен уметь мыслить абстрактно. С приходом в школу, резко возрастает нагрузка на левое полушарие (математика, чтение, письмо правой рукой). Начинается сильный дисбаланс полушарий. Детям нужно помогать развивать обе руки. Если на других уроках ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Именно уроки лепки имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук.

Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Для работы с детьми 7 -8 лет разработана программа “Пластилиновые подарки”, которая обеспечивает преемственность дополнительного и начального образования. Основной целью данной Программы является раскрытие творческих способностей детей через лепку и коррекция мелкой моторики рук.

Программа направлена на совершенствование навыков ручного труда средствами лепки, развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов, развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии, формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.

Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы, предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от лепки на плоскости до создания фигурок, сказочных персонажей с последующей драматизацией. От создания панно до сочинения сказок.

Занятия распределены и по видам техники и творческой работы на следующие разделы: плоская лепка, рельефная лепка, скульптурная лепка, декоративная лепка.

Техника лепки богата и разнообразна: рисование с помощью пластилина, пластилиновые аппликации из жгутиков, пластилиновая мозаика, пластилинография .

Разработаны наглядно-методические пособия с технологическими схемами для художественного творчества детей, способствующие развивать творческое мышление, конструкторскую смекалку, умение планировать свою деятельность. Приложение 3

На занятиях происходит формирование основных операционных навыков работы с инструментами и пластическим материалом. Дети учатся доверять своим рукам, исследуют разные приемы и методы обработки пластилина. Выполнение задания направлено на отработку основных операционных навыков.

Задания даются разные, чтобы ребенок использовал разные способы, разные движения рук. Во время выполнения работы дети обучаются разнообразным приемам лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание), которые положительно влияют на развитие мелких мышц кисти ребенка, учат детей работать кончиками пальцев, делают их более чувствительными.

Занятия первого года обучения включают материал на репродуктивных методах (объяснительно-иллюстративный, повторение по образцу - особенно для слабых детей), затем на исполнительско-творческих заданиях.

Из-за разных уровней сформированности мелкой моторики руки идет дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательное воздействование на двигательную сферу деятельности детей.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.

Для совершенствования двигательных изобразительных приемов и навыков развития тонких движений пальцев рук на занятиях используются тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев, регуляции мышечного тонуса. Это самомассаж рук, упражнения на координацию движений пальцев, укрепление мышц рук. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.

Благодаря систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

Развитие детского творчества в процессе лепки во многом зависит от умения детей работать с пластилином, соответствующими инструментами. Работа над лепным изделием положительно влияет на развитие мелких мышц кисти, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.

Деятельность школьников должна быть успешной - это будет подкреплять интерес к занятиям. Участие детей в различных конкурсах и выставках также способствует развитию положительных эмоций и вызывает интерес детей к занятиям.

В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения по развитию мелкой моторики, увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. К концу учебного года уровень развития мелкой моторики у обучающихся улучшился, но незначительно, и находится в основном на среднем уровне. Соответственно, можно сделать вывод, что проведенные занятия и упражнения по лепке из пластилина способствовали повышению уровня развития мелкой моторики младших школьников.

Наблюдения за детьми свидетельствуют, что и формирование технических навыков происходит у детей различно и часто является ярким показателем индивидуальных проявлений. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965. С. 318.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. - М., 2006.
  3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
  4. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.
  5. Ковалько В.И. Школа физминуток. Москва. Вако, 2007.
  6. Корчинова О.В. Детское прикладное творчество. Издательство “Феникс”, 2005.
  7. Лыкова И.А. Лепим с мамой. - М., 2005.
  8. Леонова Е.В. Журнал Дополнительное образование №5 2001. С.45.
  9. Марина З. Лепим из пластилина. - Кристалл, 1997.
  10. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. Москва, 2003
  11. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. Электронная библиотека.
  12. Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина. Ростов-на-Дону, 2003.
  13. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
  14. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984.
  15. Шкицкая И.О. Аппликация из пластилина. Ростов-на-Дону, 2008.

Светлана Шумакова
Коррекция мелкой моторики

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если мелкая моторика развита слабо , то наблюдаются отставания и в развитии речи.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей ребёнка – это возраст от трёх до девяти лет. Поэтому в этом возрасте необходимо активно развивать мелкую моторику , учить ребёнка выполнять точные движения пальцами, имитировать пальчиками различные движения животных (прыжки зайчика, подпрыгивания лисы, бег лошадки и т. д.) . Полезны рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание. Малыши могут рисовать карандашами, мелками , красками, песком, семенами, зерном - это очень помогает развитию графических навыков. Надо учить ребёнка складывать и разворачивать, перелистывать, скатывать, разрывать листы бумаги, заниматься с ребёнком оригами и квиллингом.

У детей логопедических групп, как правило, наблюдается моторная неловкость , неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Для коррекции тонких движений пальцев рук необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду. В свободном доступе должны находиться : застёжки, шнуровки, конструкторы, мозаика, мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, шаблоны для обведения, раскрашивания, рисования; игрушки-копилки для попадания в прорезь различных геометрических фигур и предметов.

В оснащении коррекционно -развивающего уголка в группе должны быть представлены :

1. Пробки от пластиковых бутылок - красные, зелёные, синие (для звукового разбора) ; парные (как «башмачки» для пальцев рук);

2. Верёвки капроновые плетёные для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

3. Кистевые эспандеры для развития мышечной силы кисти;

4. Прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;

5. Ипликатор Кузнецова для самомассажа ладоней;

6. Кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;

7. Кастаньеты – для отстукивания ритма;

8. «Сухой бассейн» , наполненный горохом для самомассажа кистей;

9. «Моталки» - верёвки с ручками на концах для выработки координации вращательных движений;

10. Грецкие орехи для самомассажа кистей, на координацию движений пальцев.

Показателем сформированности графических навыков у ребёнка-дошкольника является умение проводить прямые, ломаные, изогнутые линии не выходя за контуры и не отрывая карандаша от бумаги. Раскрашивание картинок также полезно для развития мелкой моторики руки , делать это надо аккуратно, не выходя за контуры рисунка.

Штриховка – это упражнение, которое готовит ребёнка к овладению навыком письма. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь выполнять штриховку различными способами : в разных направлениях, прямыми, волнистыми, ломаными линиями.

Копирование рисунков – это упражнение развивает не только мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание ребёнка. Начинать копировать нужно с простых фигурок и рисунков, постепенно переходя к более сложным. Одно из полезных заданий – дорисовывание второй половины рисунка. Можно копировать фигурки по точкам. Ребёнок должен определить расположение линий в соответствии с точками и нарисовать рядом точно такие же.

Перед поступлением в школу ребёнок должен научиться уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. Прописывание элементов и рисование узоров по клеточкам готовит ребёнка к овладению навыком письма. Срисовывание фигурок по клеточкам помогает развивать зрительное восприятие, произвольное внимание и пространственное мышление. Хорошо, если ребёнок без ошибок выполняет графический диктант – это говорит о высоком уровне развития не только слухового восприятия и произвольного внимания, но и мелкой моторики и координации движений руки ребёнка.

Следующим этапом развития мелкой моторики и координации движений руки является умение рисовать и писать на бумаге в линейку. Надо обращать внимание ребёнка на то, чтобы он не выходил за пределы строчек, старался писать красиво и аккуратно. На начальном этапе рисовать и писать надо в тетрадях в широкую линейку, затем в узкую.

Игры и упражнения для коррекции мелкой моторики :

1. Игры с предметами – смешайте фасоль разного цвета (пуговицы разного размера и цвета) и предложите ребёнку разложить их по цвету и размеру;

Согните пополам лист бумаги и предложите ребёнку разорвать его по сгибу;

Предложите ребёнку вращать карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой;

Предложите ребёнку выложить рисунки из пуговиц;

Предложите ребёнку изобразить игру на разных музыкальных инструментах;

Предложите катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

Вместе с ребёнком выкладывайте панно из зёрен растений.

2. Игры со шнурком – предложите ребёнку нанизывать на шнурок мелкие игрушки , картинки, прищепки разного цвета в определённой последовательности.

3. Игры с бумагой – можно делать объёмные фигурки из полосок цветной бумаги и бумажного круга : львёнка, утёнка, лисичку, Буратино и т. д. ;

Предложите ребёнку сложить лист бумаги «гармошкой» , затем изготовить птичку по шаблону.

4. Игры с пластилином – можно сглаживать и оттягивать раскатанный кусочек пластилина или глины, раскатывать на доске небольшой комочек по очереди пальцами правой и левой руки.

5. Аппликация – следует уделить особое внимание упражнениям с ножницами : резание бумаги по прямой линии, по волнистой, зигзагами, по спирали, по кругу, по овалу.

6. Квиллинг и оригами.

7. Упражнения с картонными геометрическими фигурками – они способствуют развитию мелкой моторики , запоминанию названий геометрических фигур, развитию речи и фантазии ребёнка.

8. Самомассаж – спрятать в «сухом бассейне» какой-либо предмет и попросите ребёнка с закрытыми глазами найти его, ощупать и описать вслух.

9. Графические задания.

10. Театр теней. Сплетая пальцы, можно создать на экране разные фигурки животных и предметов. Можно разыграть с детьми разные сценки, например гусь гогочет, а собака на него лает; собака лает, а коза грозит её забодать и т. п.

11. Пальчиковые игры. Любое упражнение пальчиковой гимнастики сопровождается весёлым стихотворением или потешкой.

Подготовить руку к письму особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу, т. к. там им много придётся писать.

Эти занятия нужны и правшам, и левшам. А левшам - особенно.

В материале по развитию тонкой моторики можно и нужно использовать идеи, приёмы, упражнения из разных источников.

Литература :

1. С. Шанина, А. Гаврилова. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. М., 2010.

2. О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва. Исправляем произношение. Санкт-Петербург, ИД «Литера» , 2009.

3. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. Письмо. Проверяем готовность к школе. М., РОСМЭН, 2015.

4. Т. Ю. Бардышева. Речевые и пальчиковые игры. М., РОСМЭН, 2014.

5. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. Занимательные прописи. Ярославль, 1996.