Консультация для педагогов и родителей: "Формы работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию». Работа с родителями "нравственное воспитание детей"

Женщинам

Организация: МБОУ «СОШ с.Восток» МО «Енотаевский район»

Населенный пункт: Астраханская область, с.Восток

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме..

Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач дошкольного образования.

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

От педагогического мастерства воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Целью нашей работы является – повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством внедрения форм и методов работы с детьми и родителями.

Для того, чтобы детский сад стал для ребенка вторым домом рекомендуем ввести в «жизнь» группы разнообразные обычаи:

  • утро радостных встреч (после выходных, болезни)
  • встречаем гостей
  • походы к друзьям
  • веселые выходные
  • моя семья(составление семейных альбомов)

Для формирования нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста в детском саду, можно использовать следующие методы:

1.Беседа . Беседуя с детьми,воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два – три вопроса дают ребятам высказаться.Это позволяет педагогам понять, о чем дети думают. что знают из личного опыта. В группе с детьми рекомендуется проводить этические беседы (плановые, групповые, индивидуальные). Например: « из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей формируются представления о нравственных качествах человека: доброта,скромность, смелость... С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно,а что нельзя,что хорошо, а что плохо.

2.Чтение и анализ художественных произведений . Например, Сухомлинского В.А. «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятием создают стихи, загадки, песни, включенные как в основную часть,так и в дополнительную работу с детьми.

Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других,чем свои собственные. Для всестороннего развития личности надо включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуются выставки детских работ.

3.Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. В работе с детьми используются игры-упражнения, игры –инсценировки, игры- сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игр можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого- средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего -школой развития нравственных чувств,гуманных отношений со сверстниками. Можно проводить такие игры и упражнения:

1. направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей (Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови друзей»,Волшебный стульчик», «Подарок другу»).

2. направленные на развитие эмоциональной осведомленности: («Цветное настроение», «Маски», «Мы артисты»).

3.направленные на овладение детьми невербальных средств общения: «Угадай кто я» , «Зоопарк» , «Где мы были вам не скажем, а что делали покажем»

4.направленные на овладение детьми правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: «Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой общаются»

4.Наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом,мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность(раскрашивание, лепка, конструирование…), выслушивание, смех над шутками ребенка-все это оказывает положительное влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. Всю эту работу по развитию у дошкольников нравственных качеств следует вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, проводить консультации об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам. С целью установления тесных контактов с семьей.для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры можно использовать следующие методы:

Общие и групповые родительские собрания

Консультации

Посещение педагогом семей своих воспитанников

Дни открытых дверей

Папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений

5. Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по духовно-нравственному воспитанию детей.

6. Анкетирование педагогов.

7. Анкетирование родителей.

8. Анализ уровня духовно – нравственного развития детей.

9.Семинары – практикумы - помогают воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

Кроме того эффективны такие формы работы как просмотр видеозаписей НОД коллег других ДОУ с последующим обсуждением; смотры –конкурсы; мастер – классы.

В работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию очень важно не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила, но и освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во все аспектах его проявления.

Широко используются следующие направления работы с детьми: тематическая НОД по ООП, беседы, проектная деятельность, чтение художественной литературы, экскурсии и целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, праздники – развлечения, театрализованная деятельность, прослушивание аудиозаписей.

Данные формы и методы работы с детьми по нравственному воспитанию позволяют ввести ребенка в мир человеческих отношений, учат навыкам жизни среди людей и навыкам общения с ними.

Литература.

  1. «Планирование работы по патриотическому воспитанию. Н.Ф Андреева, 2005 год.
  2. «Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников» .
  3. Нравственное воспитание в детском саду (2-7 лет). Программа и методические рекомендации.

Работу выполнила: Федоренко Г.Л. воспитатель МБДОУ «Детский сад №3» п.Куеда Пермского края

Свое выступление хочу начать с притчи:

«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем.. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту притчу применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания духовно-нравственной культуры с юных лет».

В стандарте дошкольного образования сказано, что родители должны быть активными участниками образовательного процесса…

Поэтому в духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играют родители, семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества, что нашло свое отражение и в стандарте дошкольного образования в таком направлении, как социально-коммуникативное развитие.

Для выполнения задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в нашем детском саду организовано единое образовательное пространство, активными участниками которого являются не только дети и педагоги детского сада, но и семьи наших воспитанников: мамы, папы, бабушки и дедушки.

В своей работе мы стараемся учитывать следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.

В соответствии с этим, целью работы с родителями является: приобщение семьи к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Цель достигается путем реализации следующих задач:

  • ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, повышать компетентность родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, знакомить родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать представления о формах семейного уклада
  • приобщать родителей к образовательному процессу, знакомить их не только с формами работы воспитания с детьми, но и с ее содержанием

Формировать появление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

Работу с семьей по данному направлению начали с анкетирования среди родителей, с целью выявления хотят ли они, чтобы их ребёнок изучал русскую культуру, православные, народные обычаи и традиции в детском саду. Далее разработали план мероприятий по взаимодействию с родителями.

Решая задачу повышения компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, используем разнообразные формы работы: родительские собрания и консультации на духовно-нравственные темы, встречи со священнослужителем местной религиозной организации по вопросам воспитания детей с точки зрения православной религии, вечера вопросов и ответов, информационные стенды для родителей, размещение информации на сайте учреждения, анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

Подробнее хочу остановиться на такой форме, как встреча со священнослужителем. На организационном родительском собрании на простых и ярких примерах отец Андрей объяснил родителям православное понимание извечных вопросов человеческого бытия: зачем человек приходит в этот мир? Что есть добро и зло? Кто главный воспитатель детей?

В результате плодотворной беседы было принято решение, что священники будут помогать родителям и педагогам по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, посещать детский сад в дни больших православных праздников. Отец Сергий освятил новые помещения детского сада и благословил коллектив на добрые и благие дела. Отец Андрей и отец Сергий никогда не приходят без подарков. Они приносят детский православный журнал «Медвежонок» , книги для библиотеки детсада, сладости.

В рамках задачи приобщения родителей к образовательному процессу используем следующие формы совместной деятельности: проведение и организация совместных экскурсий, проведение творческих выставок, конкурсов, оформление альбомов или выставок фотографий семьи ребенка, оформление тематических альбомов, изготовление подарков в виде рисунков, несложных поделок, стихов, песен, подготовка к праздникам, совместные с родителями праздники,

Одна из форм, которая прижилась в нашем коллективе – это «Семейная мастерская» .

Цель «Семейной мастерской» : Способствовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания как средству гармонизации детско-родительских отношений, личностному совершенствованию и социальной адаптации ребенка и семьи.

Для решения данной цели были определены задачи, формы и содержание «Семейной мастерской» . Разработали тематические консультации для родителей, сценарии мастер-классов, оформили информационные стенды, подобрали и скомплектовали по темам материал для папки-передвижки, составили план работы по организации трудовой деятельности родителей с детьми, и перспективный план совместных праздников.

Одной из форм взаимодействия родителей, детей и педагогов является мастер-класс, на которых они получают много интересного познавательного материала в доступной для них форме, и в конце выполняют, какую-нибудь продуктивную деятельность. Например, историю создания игрушек, после чего родители и дети с удовольствием совместно изготовили игрушку из природного материала, соленого теста и т.д.

При выборе совместной трудовой деятельности открываются большие возможности. Доступность техник и материалов, прикладной характер получаемых изделий, позволяет полноценно использовать их в жизни по прямому назначению. Это придает смысл и повышает значимость самой трудовой деятельности, увеличивает радость от труда, доставляет удовлетворение результатами.

Результатом проведения мастер-классов были организованы выставки работ, такие как «Такие разные куклы» , изделий из теста «Хлеб всему голова» , «Бродит осень у ворот» (поделки из природного материала) , фото-выставка «Любимое блюдо семьи» , «Пасхальная радость» и т.д.

Созданы условия для гармонизации личности ребенка и взрослого, начали формироваться эмоциональная устойчивость, нравственно-волевые качества, уважение к людям и продуктам их труда, умения радоваться результатам труда своего и других людей; дети стали более усидчивыми, не ленятся, не упрямятся.

В процессе работы «Семейной мастерской» разработали совместные проекты, такие как «Моя семья» , «День рождения детского сада» , «Масленица» через данные проекты у детей и родителей воспитывали чувства гордости за свою семью и любовь к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, профессиях. Приобщили дошкольников к традиции проведения народного праздника Масленицы. Провели итоговое мероприятие «Как на масляной неделе» конкурсом семейных выступлений через эмоциональное сопереживание и участие в игре – действии.

По итогам всех мероприятий организовывали праздники, на которых, обобщаются результаты проведенной работы по определенной теме - это «Покров Пречистой» и «День Матери» , Пасха Красная», «Свет Рождественской звезды» , «8 Марта» . Целью таких праздников, является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада на основе церковных и календарных праздников. К праздникам организуются выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это могут быть рукодельные куклы и игрушки, книги «семейных издательств» , созданные совместными усилиями детей, их сестёр и братьев, родителей и бабушек.

Таким образом, анализируя результаты работы с семьей по воспитанию духовно – нравственной культуры у ребенка, пришли к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в образовательный процесс:

  • изменились взаимоотношения детей в группе
  • у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре
  • дети стали более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.
  • А у родителей в свою очередь повысилась активность в проведении разных мероприятий;
  • удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в детском саду всегда ждут с радостью и любовью.

Л.Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» .

И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в современном мире.

Ольга Кузнецова
«Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей» (сообщение к педагогическому совету)

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно -нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно , что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать , что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности , созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей .

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему у миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели .

Исходя из этого, духовные упражнения ума , чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания , а основной формой - служение добру, служение людям.

Наши цели с родителями

1. Сохранение духовно -нравственного здоровья детей . Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

2. Изучение истории, культуры,

3. Стремление возродить традиции семейного воспитания .

Задачи :

1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

4. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке .

5. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию , укреплению воли и выносливости.

6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей , формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Для реализации задачей и целей воспитатель с родителями использует следующие методы : наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время

чтения воспитателем рассказов ;

экскурсий в картинную галерею;

наблюдений;

показа сказок (воспитателем , детьми) ;

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;

проведения дидактических игр;

экскурсий по городу, целевых прогулок;.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

воспитателем ;

чтения стихотворений детьми, воспитателем ;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя ;

ответов на вопросы воспитателя , детей ;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, др.) ;

сообщения дополнительного материала воспитателем ;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам , иллюстрациям;

разбора житейских ситуаций;

проведения спортивных досугов, конкурсов;

чтения литературных произведений родителями .

Практический метод используется, когда необходимо

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

оформить коллекцию семян для занятия;

сшить для кукол одежду

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же праздники, провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями , для родителей и сверстников ;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Основное внимание в подготовительной к школе группе №1уделяется работе с семьей .

Формы работы с родителями :

родительские собрания на духовно-нравственные темы ;

открытые показы воспитательно -образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы) ;

индивидуальные консультации специалистов;(психолог)

наглядные виды работы : информационные стенды для родителей , папки-передвижки, выставки детских работ , дидактических игр, литературы;

экскурсии;

визиты домой; (Айла Д.)

совместные с родителями праздники , спектакли, именины детей ;

совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;

помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные нужды)

Чтение былин, о богатырях, рассказы о героях войны.

совместные с родителями досуги

Беседы о русских композиторах

Изготовление игрушек на елку

Развлечение для пап

«Богатырская сила» 1. Рассматривание репродукций картин русских художников.

Совместно с родителями духовно-нравственного воспитания мы ставит своей целью достичь следующих результатов.

Усвоение ребенком открытости его к добру,

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Потребность и готовность проявлять сострадание.

Субъективное психо-эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма , потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

Психологические особенности детей шестилетнего возраста

Все психологи, работающие с 6-летними детьми , приходят к одному и тому, же выводу : 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником, обладая всеми психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Для более удобного рассмотрения психологических особенностей следует отметить, что вне зависимости от возраста, от уровня психического развития, от сферы деятельности и т. д., психология рассматривает два основных блока : психология познавательной сферы (познавательные процессы : внимание, память, мышление, воображение и т. д.) и психология личности (темперамент, характер, мотивация) . Психологические особенности детей данного возраста также можно рассматривать в виде данных блоков.

В познавательной сфере дети 6 лет сохраняют особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память (так что запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); внимание в основном непроизвольно, спецификой также является то, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. При этом непроизвольность в большей степени присуща всем познавательным процессам, что, конечно же, создает определенные проблемы в обучении.

Не только познавательная сфера детей 6-го возраста создает дополнительные трудности в обучении, но и особенности личности. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативные, поэтому во время занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям воспитателя . Завышенная и в целом неустойчивая самооценка, характерная также для большинства детей , приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки .

Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда воспитатель , говорит : «Ты сделал неправильно» , - это воспринимается как «Ты плохой» . Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть воспитанников , становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи воспитателя . В силу своей социальной нестабильности, трудностей приспособления к новым условиям и отношениям 6-летний ребенок остро нуждается в непосредственных эмоциональных контактах.

Очевидно, что детей 6 лет обучать трудно и такое обучение должно строиться с учетом специфики их развития. Воспитатель должен учитывать его возрастные особенности. Например, раз 6-летний ребенок быстро утомляется, выполняя одну и ту же работу , в группе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятельности. Занятие из-за этого состоит из нескольких частей, объединенных общей темой. Нельзя давать задания, типичные для традиционного школьного обучения - требующие длительного сосредоточения взора на одном предмете, выполнения серии монотонных точных движений и т. п.

Так как ребенок стремится все изучить в наглядно-образном и наглядно-действенном планах (т. к. данные виды мышления являются более развитыми по сравнению с словесно-логическим, большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом. Благодаря еще неизжитой потребности в игре и напряженно-эмоциональной насыщенности всей жизни 6-летний ребенок значительно лучше усваивает программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Поэтому необходимо постоянное включение в занятие элементов игры, проведение специальных дидактических и развивающих игр.

Нужно отметить один принципиально важный момент. В 6 лет еще существуют значительные трудности с произвольным поведением : в дошкольном возрасте произвольность только начинает формироваться. Конечно, ребенок уже может какое-то время управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. Более того, у 6-летних детей недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. Их активность, творческая инициатива не могут проявляться в условиях жестких требований. Авторитарный стиль общения с 6-летними детьми не просто нежелателен - он недопустим.

Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе.

Самая большая опасность, которая подстерегает в современном мире – деградация человека, как личности.

Совместное родительское собрание с детьми - эффективный воспитательный метод

Особенности нравственного воспитания

В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманные просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.

Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие, сострадание и патриотизме.


Что такое духовно-нравственное воспитание - составляющие

Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.

Семьи и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.


Семья – залог нравственного воспитания

Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.


Семейные ценности - основа духовно-нравственного воспитания

К новым, современным традициям можно отнести семейный субботний вечер, совместный поход на каток, в кино. Отличным решением будет выбрать семейный праздник, который будет, значимым именно для данной семьи. Это может быть Новый год, день рожденье или 8 марта.

Совет: необходимо как можно больше уделять времени для общения со своим ребенком. Читать ему книги, смотреть вместе мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями.


Кадры из добрых мультфильмов

При просмотре мультфильмов, лучше отдавать предпочтение добрым советским мультфильмам, а не современным американским. “Влияние современных мультфильмов на развитие и воспитание детей” – станет отличной темой для следующего родительского собрания или консультации.

Задачи, формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье

Задачи, которые должны ставить перед собой родители, просты:

  • научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;
  • формировать чувство уважения, любви к своей Родине;
  • ориентировать на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.

Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:

  • родительские собрания на духовно-нравственную тематику;
  • вечера-дискуссии;
  • открытые показательные выступления педагогов;
  • завлечение родителей для совместной деятельности: проведение выставок, конкурсов, театральных постановок;
  • индивидуальные консультативные встречи со специалистами: психолог, педагог и воспитатель;
  • совместные с детьми экскурсии;
  • активное участие родителей в жизни детского сада или школы (помощь в благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
  • общий с родителя досуг.

При совместном с родителями духовно-патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели: формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его миру; знакомство с умением проявлять сострадание к людям; учить нести ответственность за свои поступки.


Работа с родителями - совместные занятия

Образовательное учреждение, как средство духовно-нравственного воспитания

Прежде чем начать воспитательную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия. Выявить проблемные зоны, темы интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сенситивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью дошкольника к школе.


Формы работы по духовно-нравственному воспитанию

На занятиях по социализации уместным будет познакомить детей с профессиями своих родственников. Формировать у них добросовестное отношение к любому делу.

Отличным праздником, где напрямую будут взаимодействовать дети, и родители станут: спортивно-развлекательный праздник 23 февраля и праздник Мам к 8 марта.


Утренники для младших школьников - один из методов воспитания

Важно: родителям детей старшего дошкольного возраста (6 лет) следует помнить, что уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы остается все еще на уровне младшего дошкольника, где основной вид деятельности - все еще игра. Постарайтесь доносить серьезные вещи в игровой форме.

Взаимосвязь нравственного и патриотического воспитания

Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом. Правильным решением станет совместный просмотр фото книг, кинолент, посещение этнических музеев, галерей, тематических празднований. К тематическому гулянию можно отнести празднование Масленицы. Именно оно позволяет наглядно и практически познакомится с традициями и обычаями своего народа.


Патриотическое воспитание - одна из главных составляющих духовно-нравственного развития

Детям свойственно совершать необдуманные, эмоционально окрашенные поступки.

Но на их фоне, все равно, можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировался навык проявления милосердия, отзывчивости.


Воспитание любви к родине - актуальность опыта

Воспитание духовно-нравственных представлений - дело не одного дня и даже не месяца.

Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.

В рамках нашего исследования был разработан комплекс мероприятий с молодыми родителями по оптимизации нравственного воспитания детей в семье. При этом использовались следующие формы работы с родителями.

Групповые формы

Тематика групповых родительских собраний (формы проведения - «круглый стол», дискуссия, игры, конкурсы) может быть следующей:

· Социально-равственное воспитание в молодой семье. Цель собрания: сформировать представления о том, что одним из важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на формирование нравственных качеств личности, является семья.

· Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка. Цель собрания: дать представления о том, что игра остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам; в игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образцу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений.

· Воспитание культуры поведения у дошкольников. Цель собрания: необходимость терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения; углубить знания родителей, как воспитать своего ребенка уверенным в себе, приятным в общении, быть богатым дружескими связями, любимым близким людям.

· О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников. Цель собрания: познакомить родителей со средствами решения нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представлений о мужественности и женственности, о содержании семейных ролей.

· Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Цель собрания: формирование представления о богатстве, разнообразии, нравственности и красоте родного края; формирования у детей любви к природе, бережного к ней отношения.

При этом молодые родители, наибольший интерес проявили к теме «Социально-нравственное воспитание ребенка в семье» (в частности, к проблеме воспитания нравственности в процессе общения детей со старшим поколением - с бабушками и дедушками) и теме «Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка». Поэтому для них были разработаны специальные методические рекомендации.

Тематика групповых консультаций:

· «Ребенок - зеркало нравственной жизни родителей»;

· «О детском эгоизме»;

· «Детские капризы и упрямство: их причины и меры воздействия»;

· «Воспитание у ребенка осознанного отношения к своему поведению»;

· «Воспитание самостоятельности и ответственности»;

· «Как организовать труд детей дома».

Молодые родители с особым энтузиазмом отнеслись к теме «Как организовать труд детей дома». Поэтому мы предложили им специальную шпаргалку для родителей, которая называлась «Условия, необходимые для воспитания нравственности в процессе труда».

Кроме того, для информационной поддержки групповых форм работы активно используется наглядная агитация. Для этого в работе с родителями активно используются папки-передвижки, папки-раскладушки. Например, в папке «Словарь вежливого человека» были изложены рекомендации педагога, высказывания писателей о вежливости, общей культуре человека. Давались советы о том, как воспитывать вежливость у детей дошкольного возраста; что читать детям; как поступить в той или иной проблемной ситуации, когда ребенок ведет себя невежливо и грубо.

В других случаях обсуждался круг домашнего чтения, который мог бы способствовать воспитанию у детей нравственных чувств и представлений. Для этого создается стенгазета «Что читать детям и о чем с ними беседовать»

- «Морозко». Почему Морозко понравилась дочка старика, почему он пожалел ее? Какая она? Что можно сказать о ней? Почему девочки по разному ведут себя с Морозко? Они обе замерзли, но одна остается ласковой и почтительной, а другая грубит?

В. Одоевский «Мороз Иванович». Кто обращался к девочкам за помощью в царстве Мороза Ивановича? Как они отнеслись к этим просьбам? Кого из них можно назвать по- настоящему заботливой? Почему?

С.Аксаков «Аленький цветочек». Виновата ли младшая дочь в том, что, стараясь найти для нее подарок, отец попал в беду? Почему она согласилась ехать к лесному зверю? Было ли ей страшно? Можно ли сказать, что младшая дочь любит отца только за подарки? и т.д.

В группах организуются совместные конкурсы детей и родителей, проектная деятельность, для того чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, активизировать участие в различных мероприятиях.

Совместные конкурсы:

1. Поделки из природного материала;

2. Сезонные выставки совместных работ;

3. Выполнение детьми и родителями повседневной домашней работы (оформление стенда с фотографиями);

4. Совместные досуги родителей и детей (оформление стенда с фотографиями);

5. Выставки совместных рисунков («Моя семья», «Спортивная семья», «Я» и другие);

Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье. Задачи, которые приходится решать в процессе этой деятельности, многообразны.

Задачи познавательного характера: формировать представления о семье; расширять представления о семье (у нее есть свои традиции и история); формировать элементарные представления о родословной.

Задачи нравственного воспитания: воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи; воспитывать уважение к труду взрослых.

Составление родословной служит сплочению членов молодой семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение традиций и обычаев семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Для этого проводятся групповые и индивидуальные беседы и консультации с рекомендациями по составлению родословной; создание эскизов оформления родословной, герба семьи. В папке «Рекомендации для родителей» размещается дополнительная информация о терминах, которые педагог использует в работе с детьми. Родители активно, с интересом отнесутся к заданию, обмениваясь информацией, обсуждая свои проекты между собой, делясь опытом.

Индивидуальные формы

В рамках организации индивидуальной работы с молодой семьей, проводятся индивидуальные беседы и консультации, включающие использование шпаргалки для родителей по социально - нравственному воспитанию ребенка в семье.

В работу с родителями активно вовлечь детей. Это возможность через привлечение родителей к организации занятий с ними в детском саду и бесед. Примерную тематику работы в группе в этом направлении см. в ПРИЛОЖЕНИИ.

Подключение родителей к опыту обобщения опыта нравственного воспитания ребенка в семье через ведение дневника родителей и составление индивидуальной картотеки нравственных ситуаций на тему: «Дела домашние, или воспитание и обучение в естественных условиях».

Пример памятки к составлению индивидуальной картотеки нравственных ситуаций для молодых родителей см. в ПРИЛОЖЕНИИ.

Благодаря такой комплексной работе опыт молодых родителей по нравственному воспитанию ребенка в семье станет более осознанным, появится активное желание помочь ребенку в формировании нравственного поведения и привычек, и понимание того, что это можно сделать. Отзывы родителей и воспитателей подтвердили эффективность проделанной работы и положительную динамику нравственного воспитания детей в молодой семье и детском саду. В частности, с этой целью проводился устный опрос воспитателей детского сада, где предлагалось оценить эффективность реализации методов социально-нравственного воспитания при работе с детьми из однодетных, двухдетных семей.

При этом педагоги отмечают, что изменилась специфика использования средств нравственного воспитания в молодой семье. В частности, она приобрела следующие позитивные черты:

1. Беседа. Беседуя с детьми, родители побуждают их думать и говорить. Задавая им 2 - 3 вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет взрослым понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. В семье проводятся этические беседы - это плановые, подготовительные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью и т.д. С помощью родителей дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

2. Чтение и анализ художественных произведений. Например: В.А.Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто «Помощница» и другие. Эстетический фон воспитывающих ситуаций создают стихи, загадки. Литературный материал такого взаимодействия с родителями стал незаменимым в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

3. Игра. Известно, что в дошкольном детстве наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. В общении с детьми родителями теперь чаще используются игры - занятия, игры - упражнения, сюжетно - ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки, для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками, взрослыми.

Например, игры и упражнения:

· направленные на развитие эмоциональной осведомленности («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты» и т.д.);

· направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Подарок другу», «Ладошки» и т.д.);

· направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я?», «Зоопарк», «Где мы были вам не скажем, а что делали - покажем» и т.д.);

· направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Игра интонациями» и т.д.);

· направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают?» и т.д.).

Такова специфика работы с молодой семьей по организации социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых -- родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.