Когда ребенок начинает ползать на животе, по-пластунски и на четвереньках. Учим ребенка ползать – полезные рекомендации для родителей

Мужчинам

Ползание младенцев часто считается необязательным промежуточным этапом развития, и некоторые родители даже гордятся, что их карапуз не ползал, а сразу начал ходить. Среди врачей нет однозначного мнения, должен ли ребенок в обязательном порядке ползать – одни специалисты предлагают не переживать, если ребенок не стремится ползать, но в остальном развивается удовлетворительно, а другие рекомендуют научить грудничка передвигаться на четвереньках, поскольку этот этап развития очень важен.

Так ортопеды отмечают, что ползающие малыши лучше подготовлены к нагрузкам, возникающим при ходьбе, у них лучше развиты двигательные навыки, а психологи и неврологи считают ползание важным для формирования у ребенка в дальнейшем некоторых навыков.

Польза ползания

Многие родители воспринимают ползание как несовершенный этап умения перемещаться в пространстве, поэтому не понимают, почему врачи рекомендуют учить кроху ползать, если ребенок не хочет этого делать сам.

В процессе ползания у грудничка:

  1. Устанавливаются связи между полушариями мозга. Благодаря этому значительно улучшается координация движений и снижается риск развития дислексии (неспособности осваивать навыки чтения при должном уровне развития других способностей) и дисграфии (неспособности осваивать навыки письма)
  2. Активизируется активность мозга, зрение и слух
  3. Активно развиваются тактильные ощущения, так как малыши, ползая, соприкасаются с разнообразными поверхностями
  4. Развивается пространственная ориентация

Кроме того, когда малыш ползает, он начинает познавать не только окружающий мир, но и собственное тело. Передвижение ползком требует от ребенка умения соотносить зрительную информацию с размерами и возможностями тела, он должен научиться определять, куда двигаться и как обходить препятствия.

Способствует передвижение ползком и развитию разговорной речи.

Вставший на четвереньки малыш получает возможность изучать новую картину мира. Сколько времени он наблюдал за окружающими предметами с высоты, постоянно находясь на руках у взрослых! Теперь же предметы вокруг стали ближе, поэтому зрительное восприятие обостряется, и ребенок лучше воспринимает новые цвета и формы.

Когда дети ползают, у них активизируются все зрительные поля. Малыш приучается смотреть себе под руки, вниз, а хорошо развитое нижнее поле зрения напрямую связано с осторожностью и возможностью легко освоить школьные навыки.

Во время ползания у крохи происходит планомерное формирование координаты «высота», а если ребенок не хочет ползать и сразу пытается ходить (тем более в ходунках), планомерное формирование нарушается независимо от того, во сколько месяцев карапуз пошел.

С психологической точки зрения малыши, которые ползают, вырастают более настойчивыми и целеустремленными. Когда дети начинают ползать (обычно ребенок начинает ползать в возрасте 6-7 месяцев), у них уже прекрасно развито зрение. Малыш отлично видит заинтересовавший его предмет, расположенный на расстоянии, и чтобы достать его, ребенок вынужден прикладывать усилия. Так формируется характер крохи и понимание того, что любая поставленная цель требует приложения усилий.

Кроме того, когда малыш ползает, он на подсознательном уровне начинает привыкать находится некоторое время без мамы и занимать себя самостоятельно.

В этот период малышу требуется повышенное внимание, так как он в состоянии дотянуться до опасных предметов, но уверенно ползающую кроху легче научить ходить, чем детей, проводящих время в безопасном манеже. Перемещение на четвереньках помогает малышу психологически привыкнуть к самостоятельному передвижению, а окрепшие мышцы придают уверенности.

Как ползание влияет на физическое развитие

Когда малыш пробует ползать, у него развиваются основные нервные реакции.

Ползание помогает:

  1. Научиться подчинять себе тело, так как для того чтобы ползти, ребенку надо освоить чередование конечностей, умение делать поворот и осматривать окружающее
  2. Компенсировать неврологические проблемы, которые не удалось полностью устранить с помощью массажа (дистония и кривошея)
  3. Подготовить благодаря укреплению мышц спины позвоночник к повышенным нагрузкам для ходьбы, что позволяет избежать в будущем развития остеохондроза

До того момента, когда малыш поползет, ему надо научиться находить источники звуковых сигналов и распознавать сигналы визуальные, переворачиваться в сторону интересующего предмета.

Когда ребенок ползает, всю эту информацию ему нужно соотносить со своими возможностями. Кроме того, когда малыш ползает, активизируется мозговая деятельность благодаря одновременной работе ручек и ножек (конечности правой стороны чередуются с конечностями левой стороны).

Для того чтобы ползать, дети должны уметь лежа на животике держать голову, приподниматься, опираясь на раскрытые ладошки, предплечья и вытянутые ручки, а также самостоятельно переворачиваться.

Если ребенок не ползает

Многие родители не представляют, во сколько месяцев грудничок начинает ползать, сравнивают данные всех знакомых и очень переживают, почему их малыш еще не ползает.

Существуют определенные сроки, в которые ребенок обычно начинает ползать, однако развитие каждого малыша происходит по-разному. Темперамент у детей различен, поэтому непоседа и неугомонный исследователь начинает ползать с 5-ти месяцев, а спокойный или ленивый карапуз может поползти и в 8 месяцев. И эти сроки являются вариантами нормы.

Известный детский врач Комаровский отмечает, что даже очередность формирования различных навыков носит индивидуальный характер, поэтому не торопите природу, не ориентируйтесь на определенные сроки (во сколько ребенок должен сесть, встать и т. д.).

Отдельно стоит отметить трусишек, которые предпочитают познавать мир на родительских руках, и крупных детишек – таким малышам надо помочь проползти первые метры и т. д.

Однако взрослым стоит обращать внимание на общее развитие крохи и вовремя определить, почему ребенок не ползает, так как возможно наличие серьезных заболеваний, препятствующих нормальному развитию ребенка.

Большинству детей для того чтобы поползти достаточно возможности часто бывать на полу, где возможно свободное перемещение, и наличие интересной цели.

Если карапуз полностью здоров и просто ленится проявлять двигательную активность, ему надо помочь освоить навыки ползания и научить перемещаться самостоятельно (зачастую такие ленивцы не желают даже переворачиваться самостоятельно).

Если дитя не начинает делать попытки проползти хоть немного, малыша можно научить ползать, делая с ним специальные упражнения.

Как помочь малышу освоить навыки ползания

Как отмечает Комаровский, важно не только то, сколько времени вы занимаетесь с ребенком, но и регулярность занятий. Доктор рекомендует не использовать ходунки и не помогать ребенку садиться и вставать, так как задача родителей – стимулировать малыша самостоятельно осваивать новые двигательные навыки.

Упражнения с гимнастическим мячом

Хорошо стимулируют развитие двигательной активности у младенцев упражнения на фитболе (гимнастическом мяче). Занятия могут включать:

  1. Покачивание. Малыша выкладываем на животик (а затем и на спинку), и, придерживая рукой, слегка покачиваем
  2. Упор ручками. Мяч с лежащим на животике карапузом (мы его придерживаем за ноги) толкаем вперед. В момент приближения к полу малыш инстинктивно выставит перед собой ручки и раскроет ладошки (подобные упражнения помогают научить кроху разжимать кулачки, ведь для ползания ребенок должен уметь опираться на ладони)
  3. Упор ножками. Упражнение выполняется так же, как и предыдущее, но малыш должен коснуться пола полной ступней

На видео все эти упражнения хорошо продемонстрированы

Можно поместить гимнастический мяч в детскую кроватку в ноги малышу – так мы учим его отталкиваться ступнями. Стимулирует ползание и сгибание ножек в положении лежа на мяче.

Упражнение «тачка»

Научить малыша опираться на ручки можно, приподняв кроху так, чтобы одна ваша рука поддерживала его под грудью, а вторая – за ноги. Ручки ребенка должны касаться твердой поверхности – так мы учим малыша перебирать руками, опираясь на ладошки.

Упражнение с валиком

Научить малыша работать руками помогает свернутое в валик одеяльце. Оно помещается под грудь грудничка, лежащего на животе. При этом ножки и животик лежат на поверхности кровати, а голова и ручки свисают с валика. По бокам надо положить игрушки – это стимулирует ребенка поворачивать голову и перебирать руками, а также тренирует вестибулярный аппарат.

Посмотрите видео о развитии навыка ползания у грудничка

Упражнение с игрушками

Хорошая опора развивается и при попытках малыша достать одной рукой игрушку, приподнявшись на вытянутых руках.

Полезно также сесть на пол, посадить кроху перед собой между вашими ногами (лицом вперед), а на некотором расстоянии от ваших ног положить игрушки. Чтобы достать игрушку, ребенок вынужден будет потянуться за ней, перевернувшись на живот. Помогите ему при этом прилечь животом на вашу ногу, а ножки малыша согните, зафиксировав их своей второй ногой. Так ребенок некоторое время будет играть, стоя на четвереньках.

Не забывайте и об обычной гимнастике, а так же массаже.

Упражнения с полотенцем

Помогают научить карапуза подниматься на четвереньки упражнения с полотенцем. Ребенок выкладывается на животик, а поперек туловища снизу пропускается скатанное в рулон полотенце. С помощью этого полотенца малыш приподнимается над поверхностью так, чтобы ладошки и коленки слегка касались поверхности, и немного покачиваем кроху.

Каждый родитель с гордостью отмечает все новые достижения своего чада: вот он уже держит головку, перевернулся, пополз… Но бывает, что малыш упорно не хочет осваивать навык ползания, хотя родителям кажется, что его время уже давно пришло. Как же можно научить своего ребенка ползать? В каком возрасте? На что обратить внимание?

Главное – готовность

Научить ребенка ползать можно не раньше, чем его организм будет к этому готов. Об этом важно помнить и не вредить ему чрезмерными нагрузками.

Что значит – готов? Это значит, что ребенок умеет:

  • уверенно удерживать голову в любом положении;
  • держать ровной спинку в сидячем положении;
  • переворачиваться на животик и назад;
  • делать ползающие движения, лежа на животике.

Другими словами, у малыша должны достаточно окрепнуть все мышцы, необходимые для ползания. У разных деток это происходит в разное время. Одни начинают ползти в 5 месяцев, другие – в 7 или 8. Поэтому если родители хотят, чтобы их карапуз поскорее начал осваивать окружающее пространство, важно своевременно ему помочь укрепить нужные мышцы. Для этого начиная с 4 месяцев можно делать специальный комплекс упражнений:

  • укрепляющий массаж;
  • разведение ручек по сторонам, а затем скрещивание на груди;
  • поворот на животик, лежание в таком положении;
  • сгибание-разгибание ручек;
  • «велосипед»;
  • поднимание туловища (при поддержке за ручки) в положении на животе;
  • попеременное и совместное сгибание-разгибание ножек;
  • отталкивание ножками от маминой груди в положении на спине;
  • отталкивание ножками от опоры (рук), лежа на животе;
  • обучение навыку хватания предметов (спереди, сверху, с боков) из положения на животе.

Помните, что сначала кроха поползет по-пластунски, и только затем (или вы научите). Поэтому когда мышцы малыша окрепнут, стимулируйте его к «ползанию на животе», передвигая перед ним яркую игрушку (лучше звуковую). Помогайте при необходимости, подставляя ладонь под его пятки для опоры. И обязательно хвалите, если у него получается продвинуться. Тогда желание ползти у ребенка будет намного сильнее.

Правильная организация

Обучая ребенка двигательным навыкам, следует учитывать несколько важных аспектов.

  • На пути малыша не должно быть ничего опасного, обо что можно пораниться или что он потянет в ротик. Юные исследователи в этом возрасте пробуют «на зубок» все, что оказывается на пути и попадает в ручки.
  • Обучение лучше проводить на полу, чтобы кроха не свалился ненароком и не ушибся. Кроме того, упав, карапуз может испугаться.
  • Пол должен быть теплым и нескользким. Ковры или одеяла не должны по нему скользить.
  • Перед началом занятия важно убедиться, что на ковре нет мелкого мусора, пыли. Поэтому лучше сначала пропылесосить покрытие.
  • Ребенку нужен постоянный родительский присмотр. Его придерживают, подстраховывают.
  • Важно, чтобы малышу ничего не мешало, не стесняло движений: обтягивающая одежда, складки одеяла, неудобные памперсы. Лучше оставить на нем минимум одежды.
  • Температура в комнате при этом должна быть комфортной.
  • Нельзя начинать занятия сразу после пробуждения, а также когда ребенок болен, у него температура, режутся зубки, он капризничает или только что плотно покушал.
  • Родителям нужно помнить, что для будущего ползунка важны стимулы. Это могут быть его любимые игрушки (особенно – проигрывающие мелодии), фрукты или что-то еще, что заинтересует кроху. Но самый главный стимул – призывы и похвалы родителей, поощрение, ласка.

Упражнения для ползания ребенка

Если ребенок в 6 месяцев освоил ползание «животом», но никак не начнет ползать по-настоящему, это значит, что он не умеет стоять, выпрямляя ручки, не понимает, как преодолеть силу притяжения, чтобы оторваться от поверхности, или как встать на четвереньки. Родители могут ему помочь, выполняя с крохой разные упражнения для ползания.

  1. Разбираемся с руками. Научить грудничка выпрямлять ручки можно, если в положении на животике подвешивать над его головой броскую игрушку. Малыш будет вынужден вытягивать руки, чтобы достать до нее. Причем ему придется опираться на одну ручку, чтобы взять игрушку второй. Поэтому важно, чтобы он использовал каждую руку по очереди.Другое упражнение – «тачка» (его помнят многие родители из своего детства), оно научит ребенка передвигаться с помощью прямых рук. Нужно поддерживать малыша за бедра или под грудь в положении на животике, выпрямить ручки и начать подталкивать его вперед. Крохе придется переставлять ручки. Можно положить перед ним привлекательную «добычу» в виде игрушки или угощения.
  2. Задействуем вестибулярный аппарат. Умение держать равновесие важно для всех навыков передвижения. Ползание – первый из них. Поэтому самое время начать его активную тренировку. Нужно уложить ребенка животиком на валик из пледа или полотенца. Ручки остаются свободными, поэтому малышу нужно предлагать дотянуться до игрушек, лежащих перед ним.Развить равновесие, при этом показав, что можно преодолеть притяжение, поможет аккуратное поднимание ребенка с помощью широкого полотенца, которым кроху подхватывают под животиком. Он должен доставать до пола, но не ощущать своего веса.
  3. Встаем на четвереньки. Понадобится большой валик из одеяла – такой, чтобы кроха, опираясь на него животиком, стоял, упираясь прямыми ручками и согнутыми ножками.
  4. Осваиваем коленки. Если ребенок встает, выпрямляя ножки, его нужно научить сгибать их в коленях. Поддерживая кроху под грудь, нужно опустить его с согнутыми ножками на мягкую опору (одеяло, диван) и потихоньку тянуть грудничка вперед. Малыш начнет передвигать согнутые ножки.Стимулировать его к этому можно и по-другому. Например, поставить ручки на одеяло и слегка тянуть за него. Или подложить вместо одеяла другой предмет, который сам будет скользить по полу (книжку, коробку).
  5. Учим ползать. Здесь нужна помощь папы. Пусть он передвигает ножки стоящего на четвереньках крохи, а мама – ручки. Хорошо, если при этом малыш понимает, что ползти нужно за чем-то конкретным (любимой игрушкой).
  6. Пример. Научив малыша стоять на четвереньках, можно показывать ему наглядный пример ползания. В роли «образца» может выступать мама или старшие дети, если они есть.

Иногда, чтобы ребенок пополз, настолько «буквальные» упражнения не нужны – малыш может понять суть ползания с помощью других стимулов. Попробуйте заинтересовать его, например, такими способами.

  • Положите кроху животиком поперек своей вытянутой ноги, с другой стороны расположите привлекательную игрушку. Возможно, он сам довольно быстро сообразит, как преодолеть препятствие в виде вашей ноги.
  • Чтобы научить ребенка ползти правильно, если он умеет делать это по-пластунски, можно использовать и другие препятствия. Например, подушки, мягкие игрушки. Разложите их на полу между вами и малышом. Поманите к себе броской игрушкой. Чтобы добраться до нее, карапузу придется переползать через искусственные преграды, поднимая ножки и ручки. Довольно часто деткам достаточно такого способа.

Кроме того, когда кроха преодолевает препятствия, он становится выносливее, развивает чувство равновесия, моторику, совершенствует зрение. Поэтому такое упражнение полезно даже для тех детишек, кто уже научился ползанию. Пусть они покоряют эти вершины, пока не придет пора для новых.

Когда есть проблемы

Их наличие можно заподозрить, когда вопреки всем усилиям родителей навык ползания не появляется у 9-месячного малыша. А тем более – старше.

Здесь есть несколько «но».

  • Если ребенок не ползал, но начал вставать и передвигаться по опоре, возможно, он просто пропустил этап ползания, такое случается довольно часто. Или же он вернется к нему, научившись ходить – так тоже бывает.
  • Часто причиной может быть наследственность: родители или другие родственники грудничка тоже поползли, а затем и пошли поздно.
  • Если малыша раскормили «заботливые» родители, то ему тоже будет весьма трудно поднимать и удерживать свой вес. Это коснется и времени начала самостоятельной ходьбы.

Но есть вещи, оставлять без внимания которые нельзя, особенно если они выражены соответствующей какому-либо заболеванию симптоматикой.

  • Неврологические нарушения, из-за которых малыш отстает в физическом развитии. Он намного позже других начинает держать голову, садиться, брать игрушки. Самые тяжелые формы – ДЦП и эпилепсия. Без лечения тут не обойтись.
  • Различные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Выявить их помогут педиатр и ортопед.
  • Общая задержка развития, возникающая из-за сложной беременности, гипоксии, вредных привычек матери и других причин, также приводит к тому, что ползать кроха в положенные сроки не начнет.
  • Генетические заболевания (синдром Дауна).
  • Проблемы с развитием мышц и связок, вызванные разными недугами (дефицит витаминов, рахит, последствия сложных родов).
  • Возможно, имели место травмы – переломы или растяжения, после которых ползать просто больно.
  • Недоношенность также влияет на физическое развитие. Чем выше степень недоношенности, тем позднее кроха сможет компенсировать отставание. За такими детками педиатры наблюдают особенно пристально.

Обычно о наличии большинства этих отклонений родители узнают намного раньше времени, когда малыш начинает попытки ползания. Но если есть какие-то подозрения, пока не подтвержденные врачами, но заставляющие родителей волноваться (ребенок не сидит, встает на цыпочки, не держит игрушку, не смеется, не реагирует на свое имя, не переворачивается на животик, у него синеет носогубная область при плаче, он не встает на ножки, плохо спит, часто плачет и т. д.), лучше проконсультироваться с доктором, пока время не упущено. Тогда ребенок сможет не только научиться ползать, но и в дальнейшем нормально развиваться. Пусть и в своем ритме, но поступательно.

Врачи говорят, что двигательная активность младенца практически равна нулю. Что это значит? Под двигательной активностью понимают умение малыша держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, ходить. Освоение этих навыков в определенной последовательности называют «цепочкой двигательной активности». Каждому возрастному этапу детского развития соответствует свое звено этой цепи. Например, в 1,5–2 месяца большинство малышей начинают держать голову, в 3–4 месяца - переворачиваться со спинки на живот, - сидеть с поддержкой рук, в 7–9 месяцев - сидеть без поддержки, вставать на ножки, ползать, в 10–12 месяцев появляются навыки самостоятельного хождения.

Конечно, эти цифры условны. На практике нередки случаи, когда малыши, минуя фазу ползания, сразу начинают ходить. Или ползут, не умея при этом самостоятельно сидеть. Каждый ребенок индивидуален и имеет собственный график развития Тем не менее общепризнано, что возрастной период считается пиком развития двигательных умений у грудничков. В этом возрасте идет активное наращивание мускулатуры малышей, укрепление суставов и связок, формирование большого количества новых нервных клеток и окончаний.

Также этот период характеризуется усилением способности копировать и повторять все увиденное и услышанное ребенком. Происходит так называемое познание себя и окружающего мира. А также дальнейшее формирование речевого аппарата ребенка, совершенствование развития Поэтому очень важно в это время следить за своевременностью формирования двигательных навыков грудничка, помогать ему, постепенно развивая его физические и интеллектуальные способности. Как научить ребенка ползать на четвереньках?


Почему важно вовремя научиться ползать

Ползание - одна из важнейших стадий развития ребенка. Во время обучения ползанию стимулируется рост двигательной активности и как следствие - нервно-психическое развитие. В физиологическом отношении происходит укрепление мышц спины, плечевого пояса, рук и ног малыша. Увеличивается подвижность позвонков и гибкость межпозвоночных связок. Тем самым идет подготовка мышц и связок позвоночника ) и плюс - хорошая тренировка на удержания баланса. Возникает навык ориентирования в пространстве, расширяется кругозор малыша.

У крохи появляется чувство независимости - теперь он может без помощи мамы и папы добраться, куда ему угодно, исследовать все уголки столь огромного и пока еще не познанного им мира. В вопросах развития грудничков своевременному ползанию уделено очень много внимания. Для ребенка намного полезнее сначала научиться ползать, а потом уже садиться и вставать.


Если ваш 7-8-месячный малыш не делает попыток к освоению данного навыка, то желательно подтолкнуть его к этому. Учтите, что невозможно заставить или спровоцировать ребенка на ползание, потому что просто подошел срок. На вопрос "как научить ребенка ползать в 6 месяцев" малыш начнет ползать, только тогда, когда сам будет к этому готов. Когда в нем проснется интерес к движению, быстро появится желание перемещаться, приближаться и рассматривать окружающие вещи, трогать предметы. На этом и базируется родительская помощь неторопливому «ползуну».

Не ограничивайте пространство ребенка

Вам необходимо заинтересовать, привлечь внимание малыша, дать ему почувствовать свободу движения и перемещений. Сидя в своей кроватке или манеже, ребенок, скорее всего, никогда не научится ползать, так как ползти, собственно говоря, некуда! Он ограничен в пространстве и не имеет стимулов к попыткам вырабатывания у себя какого-то нового двигательного навыка. Поэтому, если для вас важно нормальное физическое развитие обожаемого чада, не стоит наглухо отгораживать его от мира. Позвольте маленькому исследователю самостоятельно решать вопросы - куда, зачем и когда?

Будьте уверены: результаты не заставят себя долго ждать. Кроме того, не стоит удивляться и беспокоиться, если ваш начал ползать, но как-то странно, неправильно. Способов ползания существует великое множество. Известны, например, ползания «по-пластунски», «лягушкой», «гусеницей». Также ползти можно вбок, назад, используя прыжковую или проскальзывающую технику. Ваш малыш выберет любую из них или придумает свою, которая будет для него наиболее оптимальной и удобной. Не волнуйтесь, рано или поздно все «ползунки» осваивают правильную технику ползания - "перекрестную", когда одна рука работает в паре с противоположной ногой.


Итак, вы полны решимости научить ребенка ползать в 6 месяцев на четвереньках. Тогда запаситесь терпением и обратите внимание на несколько несложных советов.

Увеличьте пространство для движения

Даже в небольшой квартире постарайтесь создать свободный уголок для беспрепятственных перемещений. Отличной стартовой полосой может послужить длинный коридор или путь на кухню: пока пока обратно… Одним словом, физкультура!

Боритесь с грязью и пылью

Регулярно проводите Обязательным должны стать ежедневное мытье полов, вытирание пыли. Чаще пылесосьте и чистите ковры, раз в неделю - глобальная уборка. Старайтесь не использовать при этом химических средств, по крайней мере, в тех местах, где часто бывает малыш. Приучайте себя сразу после уборки убирать все тряпки и флаконы с химией, совсем скоро они станут отличной, но очень опасной целью вашего крохи.

Привлекайте внимание ребенка игрушками

Раскладывайте вокруг малыша его на зрительно досягаемом расстоянии. Куда бы он ни повернулся, повсюду перед его глазами будет какая-то приманка. Крохе останется только выбрать. Не спешите подать желаемый предмет по первому требованию, дождитесь хотя бы малейших попыток ребенка приблизиться. Затем похвалите малыша, объясните, что он все правильно делает и (внимание!) переместите ребенка поближе к игрушке, а не наоборот - как делается обычно.

Создайте конкуренцию с другими малышами

Ходите в гости или приглашайте к себе родителей с малышами, которые уже умеют активно ползать. Чувство собственности и желание «я тоже хочу так и туда» непременно подтолкнут «неторопыжку» к действиям. Кроме того, карапузы очень быстро перенимают навыки от других детей.

Подготовьте поверхность для ползания

Обратите внимание на поверхность, по которой будет ползать малыш. Она не должна быть слишком твердой или слишком мягкой. Желательно отсутствие выступов и углублений. В случае с паркетом для улучшения качества ползания, уменьшения болезненных ощущений и снижения ударной нагрузки на колени, подстилайте детский коврик или обычное покрывало. Еще можно на домашние штанишки начинающего «ползунка» нашить наколенники из плотного нескользящего материала.


Не создавайте помех

Не перегружайте лишней и неудобной одеждой. Бесполезно учить кроху двигаться, если он одет как капуста. Подгузники, тесные штанишки, скользящие носочки, длинные кофточки не прибавят скорости. Если в комнате тепло, одевайте малыша легко, достаточно одного боди и ползунков. Удобны носочки с прорезиненной подошвой - в них малышу будет легче отталкиваться стопами от пола.

Учите на собственном примере

Помните, что лучший способ чему-то научить малыша - это объяснять и показывать все на собственном примере. Так что, дорогие родители, приобретайте наколенники и налокотники, вставайте на четвереньки и - вперед на освоение квартирного пространства. Тем более что с такого ракурса вам обязательно откроются незаметные прежде детали вашего жилища. А еще найдутся давно потерянные и позабытые вами вещи.


Упражнения, способствующие ползанию

Уделяйте большое внимание упражнениям, способствующим развитию навыков ползания (смотрите ниже). Полезно также проводить расслабляющий массаж (поглаживающие движения и растирание всех задействованных мышц). В интернете вы можете найти много обучающих видео на эту тему, а также подробно объясняющих, как научить ребенка ползать и сидеть.

Выкладывание на живот

по 5–10 минут 2–3 раза в день

Выкладывая ребенка на живот, подложите ему под животик небольшой плотный валик (из тонкой подушки или полотенца). Диаметр валика должен быть таким, чтобы малышу было удобно. Не должно быть перевеса головы или попки вперед и назад. Слегка потяните ребенка вперед-назад за ноги так, чтобы он понял возможность и легкость передвижения с приподнятым животом.

Ползание с отталкиванием от руки

4–5 раз

И.п.: лежа на животе, стопами к вам. Придерживая и слегка подталкивая одной рукой стопы малыша, другой рукой держите его под живот, приподнимая вверх, помогая малышу. Игрушку, лежащую перед ним, постепенно удаляйте. Побуждайте ребенка ползти вперед, но не делайте это за него.

Отведение плеч назад

2–3 раза

И.п.: лежа на животе. Возьмите ребенка за кисти. Сначала потяните руки вперед до полного выпрямления. Слегка приподнимите голову и корпус малыша над столом. Затем начинайте уводить руки в стороны, медленно сгибая в локтях. Отводите ручки назад и вверх до сближения лопаток.

Сгибание и разгибание ног и рук

по 8–12 раз каждой конечностью

И.п.: лежа на животе. Начните со сгибания и разгибания ног. Удерживая руками голени малыша, обхватите их пальцами чуть выше голеностопных суставов. Поочередно сгибайте и разгибайте колени левой и правой ноги. При этом также работающие бедра должны прижиматься к бокам (положение ног „лягушкой”) или к центру живота (ноги вместе), приподнимая таз вверх. Затем перейдите на сгибание рук: обхватите предплечья малыша чуть выше запястья. Сгибайте и разгибайте руки в локтях. При этом ладони крохи должны скользить по поверхности стола или пола, разжимаясь в кулачках. Все движения имитируют настоящее ползание. Сопровождайте упражнение командой и счетом: "Ползем, раз, два, три, четыре”.

Подъем тела за кисти выпрямленных рук

2–3 раза

И.п.: лежа на животе. Одной рукой возьмите малыша за кисти. Потяните их вперед до полного выпрямления. Затем, продолжая вытягивание, начните приподнимать руки вверх до момента, пока его плечи и грудь не оторвутся от поверхности стола. Другой рукой придерживайте кроху посередине спины. Зафиксируйте такое положение 2–3 секунды. Плавно вернитесь в и.п.

Хождение на руках при поддержке под живот

4–5 раз

Упражнение выполняется вдоль длинного края стола или дивана. Возьмите малыша на руки, удерживая его над поверхностью в горизонтальном положении. Одна рука находится под грудью, а другая - под животиком и бедрами. При этом, удерживая ребенка под грудью, ваша кисть должна быть сильно вытянута. Большой палец отогнут вертикально и находится на середине груди, остальные пальцы фиксируют малыша в области подмышки.

Создавая эффект хождения на руках, подталкивайте руки малыша своей кистью, поочередно выдвигая то левую то правую. Добравшись до противоположного края, протяните малыша обратно так, чтобы его выпрямленные руки проскользили по поверхности стола или дивана.

Присаживание при потягивании за руки

2–3 раза

И.п.: лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук (руки согнуты в локтях). Слегка потяните за них, но не поднимайте малыша сами. Дождитесь, пока ребенок примет положение сидя. Разведите его руки в стороны. Продолжайте придерживать малыша, следите за ровным положением его спины. Плавно вернитесь в и.п., придерживая голову.

Поднимание прямых ног

4–5 раз

И.п.: лежа на спине. Двумя руками удерживайте голени малыша. При этом большие пальцы находятся со стороны задней поверхности голени, а все остальные - придерживают колени, не давая ногам сгибаться. Не спеша поднимите прямые ноги до угла 90 градусов. Также плавно вернитесь в и.п. Также не забывайте о поворотах со спины на живот и обратно, упражнении „ножницы” руками и ногами, боксирующих движениях руками и круговых поглаживаниях животика и спинки малыша.

Когда ребенок начинает ползать? Тогда, когда его организм к этому готов. Это значит, что окрепли мышцы спины, шеи, ног и рук, ребенок хорошо держит голову и спину в вертикальном положении, умеет переворачиваться со спины на живот и обратно. Часто дети начинают ползать сначала по-пластунски, а потом на четвереньках. Иногда ребенок сначала учиться сидеть самостоятельно, а потом ползать, иногда наоборот. Некоторые дети начинают осваивать ползание уже с 4х месяцев, некоторые в 8-9 месяцев, но большинство начинает самостоятельно передвигаться в 6-7 месяцев.

Почему так важно для ребенка научиться ползать?

Ползание - необходимый этап развития ребенка. Развитие малыша на первом году жизни называется психомоторным , то есть развитие двигательных навыков неотделимо от развития интеллекта, психики, речевых навыков. Ребенок развивается последовательно, освоив один этап, переходит к следующему. Перешагнув или пропустив какой-то из этапов, мы оставляем в развитии ребенка пробел, заполнить который другими навыками невозможно.

Ползание готовит ручки малыша к манипуляциям с мелкими предметами, мышцы спины - к нагрузке прямохождением. Во время ползания укрепляется связь между правым и левым полушариями мозга – это влияет на развитие интеллекта и речи . Ползание – это универсальное упражнение, укрепляющее все мышцы тела. Кроме того, свободное ползание дает малышу первый опыт самостоятельного передвижения в пространстве, укрепляет его уверенность в собственных силах, питая его любознательность и настойчивость в достижении цели.

Часто в результате ползания уходят или компенсируются небольшие нарушения тонуса, асимметрия, кривошея и другие подобные проблемы. Иногда с началом ползания становятся видны скрытые особенности развития мозга (недостаточная связь между некоторыми отделами мозга) - когда ребенок упорно, больше 2-3 недель ползает неким специфическим образом: подволакивает или подгибает одну руку или ногу, ползает только назад. Если в этот момент помочь ребенку научиться ползать правильно , то это скажется благоприятно и на развитии мозга, возможно скомпенсировав особенности развития.

Самое главное - предоставить ребенку возможность научиться ползать. Для этого ему нужно пространство, время и ваше неравнодушное участие. Обеспечить это просто – положите ребенка на пол ! Да-да, на пол. Научиться ползать на большой кровати или диване – не получиться, слишком мягко, а вот упасть оттуда проворному грудничку просто, достаточно пару раз резво оттолкнуться ногами. На полу падать некуда , зато вокруг открывается новый, неизведанный и манящий мир.

Выкладывать ребенка на пол можно уже начиная с 2-3х месяцев , когда малыш научится хорошо переворачиваться. Возьмите себе за правило – снимая ребенка с рук или вынимая из слинга, кладем его на пол , а не кроватку, пеленальник или в шезлонг. Сначала кладите его ненадолго на , заодно сочетая это со временем «без подгузника».

Современные легкие. упругие и приятные на ощупь коврики для ползания подходят для детей с первых месяцев жизни. Коврики для ползания, состоящие из нескольких частей, скрепляемых между собой по принципу пазла, можно легко собрать в один большой ковер или длинную дорожку в зависимости от размеров и формы комнаты. Удобнее, когда плитки такого коврика-пазла большие (например, 33см х 33см) и без мелких деталей внутри. Чем крупнее детали коврика, тем меньше стыков у коврика и однороднее поверхность, а значит - легче поддерживать чистоту. Однако большие плитки для коврика сложнее купить, неудобно перевозить и места они занимают больше.

Выбирайте момент, когда малыш сыт, доволен и проявляет активность. Положите его на живот, рядом, на расстоянии его вытянутой руки – новую яркую игрушку (или вещь, которую он давно приметил и тянулся, например, яркую большую ложку для салата, ненужный журнал или что-то подобное). Порадуйтесь вместе с малышом его добыче, когда он сможет до нее дотянуться. Через пару дней расстояние до новой «приманки» можно увеличить.

Ползать на животе, на четвереньках или…

Все дети разные и развиваются в своем ритме. Кто-то начинает ползать на пузе, а затем быстро учиться вставать на четвереньки и скоро становится мастером перекрестного ползания . Кто-то, освоив ползание по-пластунски, так и ползает. Мы опишем общую последовательность развития навыков , а сроки обучения зависят от конкретного ребенка и его семьи. (Подробнее о стадиях развития ребенка читайте книгу Беверли Стоукс «Удивительные малыши. Необходимое движение ребенка в первый год жизни» )

Новорожденный ребенок, лежащий на животе, учиться поднимать и держать голову. Затем, за пару-тройку месяцев он обучается выше приподнимать верх туловища, опираясь на свои руки. Когда малыш из положения лежа на животе с упором на руки способен приподняться почти до живота, он обнаруживает, что может двигаться назад, отталкиваясь руками . В этот момент важно, чтобы маленькие кулачки начали раскрываться, не зажимая внутри большой палец.

Ползание на животе назад, по сравнению с простым лежанием на месте, привлекательное занятие. Ребенок может ползать так и неделю, и две. Через какое-то время он начнет отталкиваться и ногами, постепенно вставая на четвереньки. В этот период ребенок может довольно долго стоять, раскачиваясь на одном месте и пытаясь согласовать усилия рук, толкающих назад, с ногами, двигающими тело вперед. Часто такие попытки заканчиваются стремительным броском «лбом об пол» и громким плачем. Сохраняйте спокойствие, это безопасно, набив «шишек», ребенок быстро научится быть осторожнее и лучше рассчитывать силы. Подбодрите малыша, он уже на половине пути к полноценному перекрестному ползанию на четвереньках.

Стадия « Я самолетик» или как оторвать живот от пола

Перед тем, как научиться вставать на четвереньки, дети проходят стадию «самолетика». Ребенок лежит на животе и одновременно отрывает от пола и руки и ноги, слегка раскачивая себя. Сдвинуться с места таким образом не удается, поэтому малыш громко кричит и требует внимания к своим опытам.

Вы можете помочь юному испытателю, подложив ему под живот валик, мягкий тряпичный мяч подходящего размера или свернутое одеяло. Сначала валик может быть небольшим , подложите его под грудку ребенка. Затем попробуйте валик побольше, можно слегка покачать ребенка вперед-назад, показав ему, что так он сможет двигаться на четвереньках. Вместо валика подойдет и ваша нога, если вы сядете вместе с ребенком на пол.

Так же в это время будет полезен профессиональный массаж , который поможет закрепить новые умения и даст толчок к постижению новых двигательных возможностей. Некоторые упражнения вы можете выполнять с ребенком сами.

(Подробнее об упражнениях и детском массаже ).

Хочешь поползти? Спроси меня как!

Если, несмотря на все усилия, ребенок не проявляет интереса к ползанию, попробуйте подать хороший пример. Самое эффективное – позвать в гости хорошо ползающего ребенка примерно того же возраста. Устройте веселое ползание всей семьей, это упражнение не только удивит и развлечет кроху, но и поможет отдохнуть «спиной» уставшим маме и папе.

Используйте трек для ползания , невысокую детскую горку или просто широкую доску (дверцу шкафа). Сделайте небольшой наклон, так, чтобы каждое движение малыша помогало продвигаться вперед. Подбадривайте и замечайте каждый успех. Пусть вначале малыш преодолеет десять сантиметров, главное – он поймет, что может. Помните о «приманках», показывайте и расхваливайте недоступную цель , но не давайте ее ребенку, даже если он будет кричать и возмущаться. Зато какая радость самому дотянуться и, наконец, достать желанную игрушку!

Ребенка на пол? Там же…

Холодно ? Если вы не живете в избе с земляным полом, или не ходите дома по голому бетону, то ребенку на полу будет достаточно тепло. Первое время, когда малыш учится двигаться, используйте . Важно, чтобы коврик для ползания не скользил, был достаточно упругим и легко моющимся. Шерстяное одеяло теплое и натуральное, но в качестве коврика для ползания быстро сбивается под напором энергичного начинающего ползуна. Можно использовать и туристическую пенку, но такой коврик для ползания слишком узкий, поэтому одной пенки мало, лучше использовать две или три. Опытные родители советуют использовать коврики размером не меньше квадратного метра, а лучше полтора или два, если помещается в комнате.

Скоро малыш научится сползать с теплого места. Если вам кажется, что на полу все-таки холодно, для большего комфорта ребенка и вашего спокойствия наденьте ему шерстяное боди (термобелье ) или штанишки из шерсти мериноса . Шерсть овец-мериносов теплая, мягкая и не колется, поэтому подходит для малышей. Шерстяные штанишки и боди - лучшая экипировка начинающего ползать ребенка. Такая одежда достаточно теплая, чтобы не дать малышу переохладиться, и достаточно тонкая и мягкая, чтобы не мешать ему двигаться. Чем меньше на ребенке одежды, тем проще научиться ползать. Шерстяные штанишки из мериносовой пряжи свяжите сами, если умеете, или купите готовые, из систем естественного пеленания и тд.

Грязно ? Упростите уборку, сняв на время дорогие ковровые покрытия. (Помним, что скоро придет время освоения горшка). Протереть деревянный пол или ламинат можно быстро. В прихожей и других быстро загрязняющихся местах выручат коврики, которые можно стирать в стиральной машине. Если времени на ежедневную уборку не хватает, приобретайте робот-пылесос, который справится и с ковролином.

Если, начиная с 2-3х месяцев жизни ребенка, родители «перейдут жить на пол » вместе с ребенком, это поможет постепенно, еще до начала активного ползания, решить вопросы с пылью, сквозняками и т.п. Это поможет уберечь ребенка от травм (на полу падать некуда).

Микробы ? Для нормального формирования иммунитета ребенку нужно жить в реальном, а не стерильном мире. Понятно, что облизывать уличную обувь не полезно для здоровья, но встреча с « домашними » микробами неизбежна . Не стоит мыть пол агрессивными химическими средствами, они еще менее полезны для здоровья. Для дезинфекции при уборке можно использовать аромамасла, обладающие антимикробными свойствами (масло чайного дерева, можжевеловое и тп).

До того, как малыш научился полноценно ползать на четвереньках, родителям нужно самим буквально проползать весь дом на коленях. Во-первых, вы подадите ребенку замечательный пример, а во-вторых, сможете проинспектировать свое жилище, чтобы заранее обнаружить все опасные для малыша предметы, заглянуть в укромные уголки и поднять повыше ценные и дорогие сердцу вещи. Сделайте дом максимально безопасным для ребенка.

Спрячьте мусорное ведро и уберите как можно выше и дальше всю бытовую химию, стиральные порошки, удобрения, корм для животных, горшки с комнатными растениями и т.п. Обратите внимание на низко расположенные электрические провода (ребенок может попробовать их на зубок) и розетки, свисающие края скатерти и другие опасные или мелкие предметы. Учтите, что ребенок обязательно захочет попробовать на вкус , все, что найдет.

Создайте в каждой комнате небольшой уголок с интересными и безопасными для малыша вещичками. Это может быть полка внизу шкафа или маленькая коробка, но такой маячок стоит сделать в каждом помещении квартиры, даже в коридоре или ванной комнате, если она не закрывается на замок. Добравшись до нового места, ребенок увлечется «местными достопримечательностями», и, если повезет, не успеет без вашего присмотра залезть куда-то еще.

Помните, что от начала ползания до 2,5 лет – период закрепления любви к порядку . Самое время для родителей познакомиться с системой М. Монтессори , чтобы ввести в домашний обиход удобные для жизни принципы.

Самые привлекательные для начинающего ползунка игрушки – это небольшой тряпичный мячик со звенелкой внутри и неваляшка. А также все небольшие шумящие предметы, которые удобно схватить маленькой рукой и легко бросить, чтобы полетело-покатилось, а потом самому догнать. В период, когда малыш только начинает передвигаться и больше раскачивается и перекатывается на одном месте, будьте внимательны к игрушкам, которые находятся на полу вместе с ребенком. Выбирайте безопасные и мягкие игрушки, которые не поранят ребенка, если он на них наткнется или упадет.

Ходунки, прыгунки и прочие «полезности»

По данным врачей остеопатов, ранее (до начала ползания) обучение стоянию и ходьбе плохо сказывается на развитии всей опорно-двигательной системы ребенка. Для нормального формирования скелетно-мышечного каркаса, необходимого для начала самостоятельного хождения, ребенку нужно проползать два - три месяца . После начала ползания ребенок учится самостоятельно садиться, вставать на колени, затем стоять у опоры. Все эти этапы малыш должен проходить последовательно и самостоятельно, не нужно форсировать события и преждевременно обучать ребенка ходить. Не стоит водить за обе ручки ребенка, который еще не научился ползать и самостоятельно без опоры стоять.

Ходунки и прыгунки – это предметы, которые не должны появляться в доме у заботливых родителей. Если использование манежа – это просто ограничение ребенка в свободе, своеобразная тюрьма , мешающая малышу развиваться физически, психически и интеллектуально, то ходунки и прыгунки за счет ранней вертикальной нагрузки наносят неокрепшим мышцам и связкам весьма ощутимый вред. Вертикальная поза вместе с весом ребенка создает на межпозвоночные диски чрезмерную нагрузку , к которой они еще не готовы. Происходит их сминание (компрессия), что в будущем грозит проблемами с позвоночником в любом возрасте. Большую преждевременную нагрузку в ходунках испытывает и формирующаяся стопа.
Можно понять желание уставших родителей немного передохнуть и заняться своими делами, пока чадо самостоятельно развлекает себя прыжками. Но научившись ползать, ребенок будет исследовать окружающий мир , развивая себя и укрепляя свое здоровье. Дети, привыкшие к ходункам и прыгункам, значительно позже начинают ползать , чаще и вовсе пропуская этот важный этап своего развития. Стоят ли этого полчаса вашего спокойствия?

Если ребенок не ползает…

Иногда можно слышать, как родители с гордостью говорят: « А мой не ползал, сразу пошел . Наверное, они не знают, что если ребенок не ползал в положенное ему время, это может отозваться в будущем неправильной осанкой, болями в спине и искривлением позвоночника. Такие проблемы зачастую возникают на фоне плохой наследственности (у родителей ребенка и их родителей наблюдались какие-то проблемы с опорно-двигательным аппаратом), больших нагрузок, например, в школе, и во время скачков роста ребенка.

По данным врачей-остеопатов, современным детям, которые не ползали, а сразу пошли, противопоказаны повышенные нагрузки , связанные с ранним интенсивным занятием спортом (участие в соревнованиях, профессиональный спорт). Стоит исключить катание на роликах и скейтбордах. Во время обучения в школе нужно обязательно заниматься лечебной физкультурой , плаванием и регулярно наблюдаться у врачей-ортопедов, чтобы вовремя выявить нарушения осанки или другие заболевания позвоночника (например, преждевременное старение межпозвоночных дисков).

Всех этих проблем легче избежать , чем вылечить. Если ваш ребенок еще не ползает, но уже начинает вставать, стоит обратить на это особое внимание. Ваши вовремя приложенные усилия помогут ребенку научиться ползать, сохранив позвоночник здоровым, и сделав его развитие более гармоничным.

Еще не пополз. Когда нужно начинать волноваться?

Все дети развиваются в своем темпе. Никто не знает вашего малыша лучше, чем вы сами. Для того чтобы не пропустить состояния, требующие коррекции, регулярно показывайте ребенка врачам-специалистам, которым вы доверяете . Обращайте внимание сами и рассказывайте вашему педиатру об особенностях и темпах развития ребенка в соответствии с его возрастом.

Если здоровый ребенок в 8 месяцев еще не делает никаких попыток к самостоятельному ползанию,пора обратить на это особенное внимание. Посоветуйтесь с педиатром, покажите ребенка ортопеду, сделайте массаж, посетите врача-остеопата. Убедитесь, что ребенок здоров и у него есть все возможности, чтобы начать ползать : свободная одежда, много времени на полу и ваша поддержка. Можно использовать трек для ползания. А время пребывания в манеже или кроватке стоит максимально сократить. Если малыш уже научился стоять у опоры, но почти не ползает, отвлекайте его и всячески поощряйте попытки передвигаться на четвереньках.

Теперь не догонишь!

С началом ползания ребенка в жизни семьи наступает новая эра . Теперь ваш малыш это уже не тот милый карапуз, размахивающий ручками-ножками в своей кроватке или важно восседающий на материнских руках. Родители осознают, что рядом с ними теперь живет еще одна личность, со своим характером и интересами, скоростью и любовью к свободе.

Разделите с ребенком радость первооткрывателя и насладитесь этими замечательными моментами. Ведь совсем скоро ваш малыш научиться ходить, бегать, лазить и разговаривать. Подготовьтесь к этому времени вместе, не торопите его, пусть ползет !

Старания грудничка самостоятельно перемещаться в пространстве, вполне можно причислить к смелому поступку, помогающему ему быстрее расти и развиваться. Ползая, ребенок обучается управлению собственным туловищем, совершенствует координацию движений, учится способности осваиваться в пространстве. До того как сделать первые шаги, ребенку необходимо определенный период ползать, для того чтобы натренировать собственные мышцы и быть готовым к более интенсивной нагрузке. Педиатры уверяют, что когда ребенок начинает ползать, это положительно влияет на его мозговую деятельность, формируется хорошая координация движений и укрепляются мышцы. Как научить ребенка ползать. Когда ребенок начинает ползать и сидеть, видео с обучением малыша ползать — разберем это все ниже!

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать

Обычно, ребенок начинает ползать примерно в 6–8 месяцев. В отдельных случаях (если малыш родился недоношенным) не дожидаясь возникновения навыка, готовиться нужно к нему немного раньше.

  1. В 5 месяцев . В этом возрасте кроха становится подвижным, следует этим воспользоваться - обучить грудничка переворачиваться для того чтобы достать яркую погремушку. Для этого выложите ребенка на спинку, аккуратно заведите коленочку в бок, а ребенок уже сам сумеет завершить движение переворотом.
  2. В 6 месяцев . Надо и дальше учить ребенка переворотам и вращениям. Если он пока сам не садится, старайтесь помогать, чтобы он научился. Только не надо присаживать его на долгое время, обложив подушечками, это мешает мышцам спины укрепиться. Предпочтительно действовать в игровой форме.
  3. В 7 месяцев в большинстве случаев в этом возрасте ребенок начинает ползать.
    Соорудите ребенку из одеяла маленькую преграду, которую ему придется преодолевать. А еще крохи предпочитают преграды в виде мамы или папы, через которых они любят перелезать. Само присутствие вблизи родного человека уже придает ему смелости для активных перемещений.
  4. В 8 месяцев На этом рубеже дети не только ползают, но и пытаются стоять. Нужно обеспечить малышу больше места для передвижений. В случае, если чадо никак не делает усилий к передвижению ползком, придется обратиться к специалисту за консультацией.

Этапы ползания

Легче всего дети осваивают следующие этапы ползания:

  • Можно сразу и не понять, что ребенок начинает ползать, так как подобное передвижение бывает, направлено не вперед, а в сторону либо в обратном направлении. Перемещаться подобным образом крохе легче всего – он тратит на это меньше сил.
  • Младенец может попробовать, поднявшись на четвереньки и поставив вперед ручки, подтаскивать ножки по одной. Или он выделывает то же в горизонтальном положении, лежа на животике. Подобные движения имитируют полноценное ползание.
  • В дальнейшем после продолжительных занятий малыш до такой степени координирует собственные движения, что осваивает перекрестное ползание. При этом перемещения ручек и ножек отчетливо чередуются (правая ручка и левая ножка, потом левая ручка и правая ножка). Передвигаются подобным образом детишки весьма проворно. Им нравится личная самостоятельность и скорость, с какой можно легко добраться до желанного предмета. Перекрестное ползание тренирует мышцы и развивает малыша физически. Случается, что дети вначале усаживаются сами и обучаются подниматься на четвереньки, практически не ползая. Но в скором времени они начнут это делать одновременно перекрестным методом - это также считается нормой.

Перекрестное ползание у ребенка может быть самым разнообразным: на карачках и на распрямленных ногах, встречается и боковое передвижение, отталкиваясь одной коленкой либо одной вытянутой ногой. Некоторые малыши ползают совершенно удивительно, на спине либо на попе, подгибая ножку под себя и отталкиваясь второй. Обычно маму и папу это весьма волнует. Ползание на попе, назад, на спине – это специфические, однако, абсолютно обычные виды ползания. Ребенок подбирает для себя наиболее легкий способ передвижения. Продемонстрируйте ему, как перемещаться по-другому, возможно, он и сам захочет подражать вам.

Привлекаем малыша к ползанию

Для того чтобы научить ребенка ползать, необходимо соблюдать главные рекомендации:

  1. не отгораживайте малыша от активных шагов, помогайте и поощряйте всегда его попытки самому приподняться, садиться и переворачиваться;
  2. не ограничивайте площадь его перемещений, создайте на полу надежный уголочек (без розеток, электрошнуров и острых углов), где ребенок сумеет свободно передвигаться;
  3. в час энергичных игр почаще выкладывайте малютку на живот, помогайте ему привстать, упираясь на ножки и ручки, подстраховывая ребенка и поощряя ласковыми словами;
  4. научить ребенка ползать можно заинтересовав его, поместите перед ним игрушку, чтобы он сразу не взял ее ручками, а вы по мере продвижения малыша вперед отодвигайте игрушку далее, через 30–40 см разрешите малютке дотянуться до желанного объекта;

Упражнения, которые помогут малышу начать ползать

Для ползания на четвереньках нужна сила, чтобы держаться на выпрямленных ручках, опираясь лишь на 3 точки. Как правило, к 6 месяцам малыш, лежа на животике, вполне спокойно может приподняться. Он может брать предмет одной ручкой, делая упор на вторую. Но иногда заложить начало процесса должны мама и папа, которые могут заниматься с ребенком и делать ему элементарный массаж, чтобы этот процесс пошел у него быстрее:

  • 1 упражнение. Задача: усовершенствовать опору на прямых ручках. Уложите малыша на живот и повесьте любимую игрушку так, чтобы желанная цель очутилась повыше его лица. Чтобы достать ее, кроха будет вынужден напрячься и дотянуться, одной рукою до игрушки. Будет лучше, если вначале обратить внимание ребенка на эту игрушку, дав ему к ней прикоснуться, а потом уже ее повесить перед ним.
  • 2 упражнение. Задача: обучить работе ручками, лежа на животике. Сверните покрывало в небольшой валик и положите его под грудь ребенка, но так, чтобы ножки и живот находились на диване (на полу, одеяле). Так ему значительно легче взять двумя ручками игрушку, поворачивать голову в нужную сторону.
  • 3 упражнение. Задача: обучиться стоять, опираясь на руки и колени. Подложите под живот ребенка скрученное покрывало либо маленькую подушечку так, чтобы руки и ножки опускались по сторонам подушечки, а живот и грудь находились на подушечке. В этой позе ему невольно придется опереться на ручки и на колени.
  • 4 упражнение. Задача: обучить подниматься на коленях. Перед тем как поставить малыша на 4 точки, нужно обучить удерживать туловище, опираясь на колени: прислоните ребенка спинкой к собственному животу; одной рукой крепко поддерживайте его; с помощью второй руки поставьте малыша коленями на диван и попробуйте побудить его передвигаться в таком положении. Как только движения будут выполняться легко, не спеша опустите ребенка, таким образом, чтобы ручками он сумел опереться на диван и сам вставал на четвереньках.
  • 5 упражнение. Задача: обучить передвигать ножки, стоя на четвереньках. Застелите пол матрасом и уложите малыша так, чтобы грудь и ручки были на матрасе, ну а колени малютки были на полу. Находясь с противоположного конца матраса, потихоньку передвигайте его на себя. Так как опора начала двигаться, ребенку тоже придется начать переставлять колени.
  • 6 упражнение. Задача: обучить переставлять ручки. Держите кроху над поверхностью стола (дивана, пола) одной рукою под грудь, второй поддерживайте ножки, чтобы они не касались поверхности стола. Нужно чтобы он сумел, ладошками опираясь на стол, переставлять руки и направляться к любимой игрушке.
  • 7 упражнение. Задача: научить ребенка ползать на четвереньках. Упражнение следует осваивать с помощью мамы и папы, так как один родитель должен координировать движение рук, а другой ног. Поставьте ребенка, так чтобы он опирался на ручки и колени. По очереди переставляйте конечности малыша - один родитель передвигает вперед, например, левую ручку, а другой правую ножку и затем наоборот.

Укрепляющий массаж

Перед сеансом массажа необходимо проветрить комнату, чтобы в ней было свежо, но не холодно.

  1. Производить манипуляции допускается через какое-то время после кормления малыша.
  2. Проследите, чтобы малыш был жизнерадостным и оживленным пред массажем. В случае если малыш капризничает, то лучше отсрочить процедуру.
  3. Не применяйте много увлажняющих средств. Достаточно будет нанести на ладони незначительное количество массажного либо вазелинового масла.
  4. Не производите грубых и резких движений, так как вы сможете испугать малыша или причинить ему боль. Это может сделать массаж для ребенка неприятной процедурой.
  5. Не имеет смысла сразу осуществлять долгий сеанс массажа, достаточно с 7 - 10 мин.

Массаж спинки:

  • Отлично сгодится для проведения массажа широкий письменный либо кухонный столик.
  • Постелите на него плотный плед или покрывало и выложите ребенка на живот.
  • Приступать к массажу необходимо с простых манипуляций. Поглаживайте ребеночка по спине, направляя массажные движения от плеч к бокам.
  • Дальше следует поместить ладони на поясницу и легонько гладить спинку, доходя до подмышек.
  • Со временем осторожно двигайтесь к позвоночнику, делая прикосновения более глубокими, немного увеличивая нажим.
  • Потом необходимо переключиться к разминающим манипуляциям;
  • Затем необходимо осторожно «пройтись» по спинке малыша ребрами ладошек.
  • В заключение следует возвратиться к поглаживаниям.

Следующим шагом будет массирование ножек и ручек:

  1. уложите ребенка на спинку и осторожно приступайте к растиранию пальчиков кисти рук или ступни;
  2. всей ножки и ручки, немного нажимая на нее и передвигаясь понемногу к паховой зоне, а массируя руки, перемещайтесь к плечу;
  3. повторить то же со второй ножкой и ручкой.

Завершить активизирующий массаж необходимо легкими поглаживаниями ручек, ножек, спинки и живота.