Выслуга лет военнослужащих дает право не только на получение надбавки за годы прохождения гражданином службы, но и на получение пенсии на особых условиях. О выслуге лет военнослужащих и порядке начисления пенсии с учетом выслуги поговорим подробной в этой статье.
Согласно действующему законодательству, в отношении военнослужащих предусмотрено право на получение ими пенсии за выслугу лет лишь в двух случаях:
При соблюдении одного из вышеуказанных условий гражданин наделен правом на назначение ему пенсии за выслугу лет. Если же ситуация под вышеперечисленное не подпадает, выслуга лет ему будет засчитываться в общий трудовой стаж. Это означает, что бывший военнослужащий будет выходить на пенсию на общих основаниях, предусмотренных пенсионным законодательством.
Итак, допустим, что вы военнослужащий, ваша ситуация подпадает по вышеуказанные требования закона и, соответственно, вы имеете право на назначение пенсии за выслугу лет. Сколько же вы в итоге получите?
Если на момент увольнения и выхода на пенсию военнослужащий имел выслугу в размере 20 лет, то размер его пенсии составит ½ денежного довольствия, которое он получал в период прохождения службы. Такое же правило применяется к лицам, общий трудовой стаж которых составляет 25 лет, из которых 12,5 являются годами службы в военных структурах, МВД и т. п.
В случае же, когда гражданин отслужил более 20 лет, будут расхождения. Так, если весь свой стаж военнослужащий нарабатывал в органах МВД РФ или вооруженных силах, то за каждый год, превышающий этот срок, ему будет начислено еще 3% от сумм денежного довольствия (но не свыше 85% этих сумм в общей сложности). Если же военнослужащий имеет смешанный стаж (т. е. — 12,5 лет военнослужащим, а остальное — общий трудовой), то за каждый дополнительный год ему будет начисляться лишь 1% от размера денежного довольствия.
Не знаете свои права?
В общую массу денежного довольствия при определении пенсии за выслугу лет военнослужащим включаются:
Важно отметить, что в денежное довольствие в данном случае не будет включена надбавка за прохождение службы в высокогорных районах, отдаленных областях или в иных особых условиях. Также законодатель строго устанавливает, что итоговый размер начисленного уволенному военнослужащему пенсионного обеспечения не может составлять менее 100% базовой части пенсии по старости, установленной на момент начисления таковой военнослужащим. Базовая часть пенсии установлена Правительством РФ и специальными законами субъектов государства исходя из действующего размера прожиточного минимума .
Скачать форму сведений |
Наличие необходимого количества лет выслуги военнослужащего , хотя и подтверждает право на получение им пенсии за выслугу, но при этом не ограничивает его выбора в пользу трудовой пенсии по старости. Другими словами, военнослужащий, вышедший на заслуженный отдых и имеющий право на оформление пенсии за выслугу лет, может отказаться от ее получения и получать пенсию по старости на общих основаниях, предусмотренных законодательством.
Как мы уже сказали, военнослужащий вправе отказаться от пенсии за выслугу в пользу трудовой по старости. Однако стремясь защитить социальные права бывших военнослужащих, законодатель также предусмотрел возможность для них (как и для служащих Государственной противопожарной службы, МВД и т. д.) получения пенсий как за выслугу лет в перечисленных ведомствах, так и гарантированную каждому россиянину трудовую пенсию по старости.
При этом получение сразу 2 пенсий возможно только в случае, если будут соблюдены следующие условия:
Важно отметить, что при установлении размера пенсии по старости уполномоченным государственным органом (ПФР) не будут учитываться периоды деятельности военного пенсионера, которые были учтены ранее при оформлении пенсии за выслугу, и периоды прохождения им воинской службы, предшествующие назначению военной пенсии по инвалидности.
Скачать форму расчета |
Каждый военнослужащий знает, что выслуга лет рассчитывается не всегда в календарном исчислении. Когда военнослужащий несет службу в особых условиях либо в период своей деятельности выполняет сложные задачи, к нему может быть применено льготное исчисление выслуги лет. Например, если он участвовал в боевых действиях либо проходил военную службу в условиях чрезвычайного положения: каждый месяц такой работы будет учитываться ему за 3 месяца. Из расчета 1 за 3 будет исчисляться также выслуга лет военнослужащих , которые принимали участие в контртеррористических операциях на территории Северного Кавказа.
Законодательство выделяет и другие случаи, когда исчисление трудового стажа военнослужащего будет отражаться не в календарном исчислении, а на льготных условиях. Так, особое внимание следует обратить на случаи, когда военнослужащие проходят службу и проживают на территориях с неблагоприятными климатическими условиями, например в районах Крайнего Севера или иных, приравненных к ним областях. К таким военнослужащим при расчете пенсионного обеспечения должен применяться еще и действующий в регионе районный коэффициент. Применению также подлежат иные обязательные коэффициенты, действующие на территории образования. Однако следует отметить, что максимальный коэффициент, применяемый при исчислении военной пенсии, составляет 1,5.
В случае восстановления военного пенсионера на службе выплата ему пенсии приостанавливается. При следующем увольнении выплата возобновляется исходя из трудового стажа и выслуги, которые будут иметь место на момент последнего увольнения.
Надбавка за выслугу лет – это выплаты стимулирующего характера, служащие прибавкой к положенной зарплате. Полагаются представителям разного рода государственных структур. Размер их определяется продолжительностью стажа.
Выдача стимулирующих выплат определенной категории сотрудников утверждена следующими актами:
Сотрудники, которые имеют право на надбавку за выслугу лет:
На увеличение зарплаты за счет стимулирующих выплат могут рассчитывать:
ВАЖНО! Данный перечень установлен законами РФ. Работодатель обязан исполнять все нормативные акты. Также возможность выплаты надбавки за выслугу лет сотрудникам, которые не упомянуты в законе, можно указать в локальных актах предприятия, если у руководителя есть потребность простимулировать своих сотрудников.
Размер выплат будет определяться в проценте от оклада сотрудника. При этом учитывается продолжительность стажа. Размер надбавки может составлять от 5% до 40% от оклада. Точный процент зависит от должности работника.
Размер выплат представителям государственной службы установлен пунктом 5 статьи 50 закона «О гражданской службе» №73-ФЗ. В частности, в нормативном акте даны следующие значения:
При вычислении стажа в расчет принимается работа в таких структурах, как:
Данный порядок расчета оговорен пунктом 1 статьи 54 ФЗ «О гражданской службе» №73. Он обозначает следующие особенности начисления стажа:
Порядок расчета надбавки установлен Указом Президента от 19.11.2007 №1534. Нюансы этой процедуры даны в Письме ФНС от 26 июня 2011 года.
Особенности надбавки представителям бюджетных сфер оговорены в законах, касающихся конкретного ведомства. Например, это может быть постановление Правительственного аппарата «О порядке начисления стажа» №43, которое регламентирует надбавки представителям уголовно-исполнительных институтов, налоговой, таможни.
Размер доплаты сотрудникам МВД оговорен пунктом 7 статьи 2 ФЗ №247:
Расчет стажа будет проводиться по нормам, установленным постановлением Правительственного аппарата «О порядке расчета стажа представителям ОВД» №1158. В этом же постановлении во втором пункте содержится перечень мест службы, которые будут включены в стаж:
В постановлении отдельно оговаривается расчет стажа для представителей ОВД Крыма.
Надбавки военным утверждены ФЗ «О финансовом довольствии военнослужащих» №306 (размер выплат указан в части 13 статьи 2). Также соответствующая информация дана приказом министра обороны №2700 (размер надбавки установлен пунктом 40). Рассмотрим помесячные выплаты военным, служащим по контракту:
Исчисление продолжительности службы должно производится по ФЗ «О воинской службе» №53.
ВАЖНО! Выплаты проводятся только с момента достижения минимальной планки стажа. В данном случае она составляет 2 года. Надбавка перестает выплачиваться после даты издания приказа об увольнении военного, исключении его из перечня личного состава.
Ранее пенсионеры получали надбавку за выслугу лет к пенсии. На данный момент норма действовать перестала. Однако нужно сказать, существуют некие региональные нормы, по которым надбавка выплачивается. К примеру, это закон Республики Алтай №25-28, по которому полагаются надбавки за непрерывный стаж. Все нюансы выплат нужно узнавать в органах социальной защиты конкретного региона.
При выплате надбавок соблюдаются следующие правила:
Для получения компенсаций сотрудник должен предоставить определенные документы:
Созванная комиссия решает вопрос о начислении надбавки. Решение оформляется в форме протокола, на основании которого руководитель должен издать приказ. В приказе оговаривается сумма надбавки. Копия этого документа прикрепляется к личному делу работника. По достижении новой планки стажа размер надбавки увеличивается. То есть происходит регулярное увеличение зарплаты сотрудника.
Руководитель не имеет права не делать выплаты в том случае, если они положены сотруднику по закону. Однако если надбавка – инициатива самого работодателя, данное решение можно отменить.
Как правило, компенсации положены сотрудникам разного рода государственных структур. Надбавки крайне редко выплачиваются в коммерческих организациях по ряду причин. В частности, это просто невыгодно предпринимателю. Редкий владелец фирмы кровно заинтересован в том, чтобы держать на одном месте сотрудника на протяжении нескольких десятков лет, а данная форма надбавки призвана стимулировать именно это.
Выслуга лет представляет собой особый тип трудового времени гражданина. Она предполагает начисление выплат после увольнения с определенными прибавками и устанавливается в зависимости от продолжительности периода работы, возраста, специфики деятельности, территории, на которой она осуществляется гражданином. Рассмотрим далее подробнее, что такое льготная выслуга лет в России.
В качестве основного нормативно-правового акта, указывающего на порядок, в соответствии с которым начисляется, пересчитывается и выплачивается государственная пенсия за выслугу лет, выступает ФЗ № 166. Согласно госпрограмме по обеспечению уволившихся сотрудников, назначаются выплаты:
Законодательством предусмотрена выслуга лет военнослужащих и работников госструктур. Финансирование выплат осуществляется средствами федерального бюджета.
Федеральная программа обеспечения уволившихся сотрудников предусматривает выплаты за определенную продолжительность рабочей деятельности. В юридических изданиях она именуется как стаж за выслугу лет. Выплата за него осуществляется по достижению работником определенного возраста. Пенсия по старости начисляется при продолжительном сроке профессиональной деятельности по общим правилам.
Надбавка за выслугу лет была введена еще во времена СССР. Она предусматривалась для определенной категории работников. К ним, в частности, относились военнослужащие, сотрудники медучреждений, учебных заведений и так далее. Эти выплаты сохранились и в современном законодательстве. При этом в течение последнего времени сфера применения таких специальных выплат значительно расширилась. Одной из причин такой актуальности считается стремление власти компенсировать недостатки пенсионной системы, создать для некоторых категорий привилегированные условия.
Действующая сегодня Конституция, равно как и предыдущие ее редакции, не содержит оснований, по которым устанавливается надбавка за выслугу лет. Первоначально она применялась к лицам, занятым в специфической деятельности. Множество авторов высказывают предположение, что возрастной ценз, установленный для выслуги лет, вполне оправдан. Дело в том, что после того, как человек проработает в определенной сфере некоторое время, у него существенно изменяются психологические качества, мировоззрение. Это может создать серьезные препятствия для продолжения профессиональной деятельности. Начинает накапливаться усталость, организм испытывает сильные нагрузки. Выслуга лет, таким образом, ограждает человека от переживаний и стрессов. По достижении определенного возраста он отстраняется от исполнения обязанностей и отправляется на отдых.
Выплата, как правило, назначается, если человек отработал все положенное в таких случаях время и достиг определенного возраста. Размер суммы начисления больше, чем для обычных работников. Претендовать на такую выплату в любом случае можно только при наличии установленного в законе отработанного периода.
По действующему законодательству, указанные граждане имеют право на специальные выплаты в двух случаях:
В случае соблюдения одного из указанных условий время работы считается как выслуга лет. Иначе гражданин попадает под общие условия. Это значит, что пенсия у него наступит, как у прочих обычных работников.
Выслуга лет в предыдущем законодательстве предусматривалась для лиц, занятых в горных и подземных работах полный день. К этой категории, в числе прочих, относились и сотрудники горноспасательных частей. Список профессий и работ был утвержден Правительством. Выслуга лет для таких граждан предусматривалась вне зависимости от их возраста. Условием была продолжительность их деятельности - 25 лет. При этом для забойщиков на отбойных молотках, машинистов выемочных машин, горнорабочих очистного забоя стаж должен быть не меньше 20-ти лет. Эти требования не зависели от пола, но такая деятельность осуществляется исключительно мужчинами. В современном законодательстве для таких работников установлено право на досрочную пенсию.
Для лиц, занятых на морских судах рыбной промышленности по отлову, обработке морепродуктов и рыбы, приему на промысле готовой продукции, а также на некоторых видах кораблей речного, морского флотов и рыбпромышленности, также была предусмотрена выслуга лет. Им назначались выплаты вне зависимости от характера профессии и возраста. Для женщин устанавливался стаж 20, для мужчин - 25 л. Сегодня эти граждане имеют право на досрочное назначение выплат по старости.
Конкретный перечень специальностей и должностей утвержден не был. Работающим спасателями в профессиональных аварийных спасательных формированиях и службах, могли рассчитывать на пенсию после 15-ти лет трудовой деятельности. Сейчас такие лица могут получить досрочные выплаты по старости.
Пенсии работникам образования стали назначаться одними из первых в льготной категории. Их установили в 1925 году, немного раньше, чем начисления по старости. Выплаты назначались, если педагог трудился не менее 25-ти лет. Следует, однако, сказать, что условия получения таких пенсий менялись несколько раз. Последние изменения были введены ФЗ № 137.
Для этих граждан также предусматривались льготные условия. Они устанавливались для лиц, занятых лечебной либо другой работой, связанной с охраной здоровья населения, в сельской местности в течение 25, в городе - 30-ти лет. Таким образом, для этих граждан значение имел территориальный признак. Медработники могли осуществлять свою деятельность сначала в городе, а потом на селе или наоборот. В этом случае проводился перерасчет.
Выслуга лет в предыдущем законодательстве предусматривалась и для работников культуры и искусства. К ним, в частности, относились граждане, занятые на сценах театров и прочих зрелищных коллективах и организациях. Выплаты для этих работников были установлены позднее, чем для педагогов, медиков, летно-подъемного состава. Чтобы получить такую пенсию, нужно было проработать 15, 20, 25 либо 30 л. При расчетах во внимание принимался характер деятельности. Чем работа была более напряженной и сложной, тем меньше нужно было времени. В 1991-м году Правительство установило перечень деятелей, которые имели право на такие льготные условия. К ним относились артисты:
Современное законодательство предусматривает для ряда категорий работников специальные условия выхода на пенсию. Как и прежде, они сохранились для летно-подъемного состава, работников внутренних дел, граждан, находящихся в ВС и прочих. Данные меры обеспечения имеют особое значение для лиц, осуществляющих специфическую деятельность. Пенсии за выслугу лет предусмотрены для тех категорий, чей труд имеет особую полезность для общества, сопряжен с опасностью, риском для здоровья и жизни.
Специальный трудовой стаж (СТС) - это продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и других периодов, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение трудовыми пенсиями.
Правила исчисления специального трудового стажа отличаются большим разнообразием и регулируются разными нормативными актами: Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"; Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"; Положения о федеральной государственной службе и др. В рамках одного параграфа учебного пособия дать их исчерпывающую характеристику невозможно, поэтому рассмотрим лишь некоторые нормы.
Специальный трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, необходимом для приобретения права на трудовую пенсию по старости на льготных основаниях. Наличие специального стажа установленной продолжительности "с учетом или без учета ОТС приводит к возникновению права на пенсию по старости до достижения нормального пенсионного возраста - 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины).
Особым видом СТС является и выслуга лет. Но в отличие от СТС, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.
Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят:
работники, занятые на работах с особыми условиями труда
работники гражданской авиации
педагогические работники
лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения
военнослужащие
государственные служащие.
Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение - им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления работы, с учетом которой она установлена. Это относится, в частности, к лицам: занятым на подземных и открытых горных работах; занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей; занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности.
Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в СТС не засчитывается.
Страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПРФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ: В страховой стаж наравне с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются: 1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы; 2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности; 4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; 5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; 6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом, за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности подтверждаются: – до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; – после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; – периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и другими подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и иных подобных причин)) не по вине работника.