Библионочь сценарии мероприятий с детьми по экологии. Сценарий экологического вечера"брось природе спасательный круг"

Хэллоуин

Форма мероприятия: Экологический праздник.
Адрес библиотеки: МУ «ЦБС им. Н.В. Гоголя, библиотека им. Д.С. Лихачева» г. Новокузнецк Кемеровской обл., ул. Косыгина, 35 «Б».
Телефон: 610296, 610297.
Автор и ответственный за проведение: Лебезова О.Ю., ведущий библиотекарь читального зала.
Цель праздника: повышение экологической культуры школьников (4-6 кл.)
Задачи: познакомить с экологическими проблемами г. Новокузнецка, вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, разбудить чувство ответственности за свои поступки.
Оформление: книжная выставка «Это Земля твоя и моя», DVD с мультфильмом «Шапокляк» (фрагмент о загрязнении речки), музыкальное сопровождение - CD: Бах И.С. Ария из сюиты №3 , Сен-Санс Ш.К. «Карнавал животных» («Лебедь»), «Прекрасное далеко», «Облака», «Дорога добра».

Все мы обязаны своей жизнью планете - прекрасной и единственной Земле-матери - зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета - величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает дом - планету Земля - и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце - все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку... Поэтому тема сегодняшнего экологического праздника — «сохранить природу — сохранить жизнь».

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают млн. тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Просмотр DVD с мультфильмом «Шапокляк» (фрагмент о загрязнении речки).
Экологические проблемы, наверное, были всегда. Но раньше их удавалось как-то решать. Например, князь Ярослав мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непоправимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя... Как видим, экологический вопрос беспокоил наших предков еще тысячу лет назад.

Петр I своим указом от 1718 года предписывал преслушников, которые дубовый лес рубят и впредь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать в каторжную работу. Этим же указом Петр I строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.

А вот следующий указ Петра от 1719 г.. В нем царь высказал озабоченность по иному доводу: «если кто осквернит Неву отбросами или др. нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...» Строго? Но в некоторых странах просвещенной Европы того времени, например, за незаконную рубку леса палач отсекал руку обличенному преступнику. Долгое время строгость закона торжествовала. И экология планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащенность тогдашнего человечества.
Но вот наступил век научно - технического прогресса. И за короткий срок мы успели перерыть недра земли и отравить воздух и воду...
Послушайте стихотворение В. Глебова «И только ахает Природа...»

Стихотворение звучит на фоне арии из сюиты №3 И.С. Баха.

Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве - там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку -
Чего, чего здесь только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем всё это, Человек?!
Иду таежною долиной...
И снова - горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах - черные болячки -
Беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди...
...Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
- Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой -
Шибали запахи волной.
Не море - сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы -
Ее созданье — Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.

Давайте посмотрим, какова экологическая обстановка в нашем родном городе.

Над Новокузнецком и в ясные дни подчас не увидишь голубого неба: оно закрыто пеленой пыли и дыма.

По данным ученых Международного центра экологических и медикобиологических исследований их содержание в воздухе превышает европейские стандарты в десятки раз.

По совокупности экологических условий города России разделяются на 5 категорий, 5-ая категория означает критическое экологическое состояние. К этой категории и отнесен Новокузнецк.

Основные объекты черной металлургии Кузбасса сконцентрированы в Новокузнецке: ОАО «ЗСМК», предприятия бывшего ОАО «КМК». Кроме этого, источниками воздействия на окружающую среду в городе являются: Западно-Сибирская ТЭЦ, ОАО «НЭК», Кузнецкий цементный завод, Новокузнецкий алюминиевый завод, Кузнецкая ТЭЦ, ОАО «Завод Универсал» (промстройматериалы) и ряд др. предприятий.

Последствия такой экономической политики оказались для местной природы катастрофическими, в городе поражены практически все сферы обитания человека: воздух, земля и вода.

Основными загрязняющими атмосферу веществами в Новокузнецке являются: оксид углерода, взвешенные вещества, диоксид серы, окислы азота, сернистый ангидрид, фтористый водород. Некоторые из них относятся к высокоопасным соединениям.

Страшная реальность нашего города - смоговые ситуации: суть состоит в том, что происходит не снижение концентраций вредных веществ, а накопление их на уровне нашего дыхания. Как правило, смоговые ситуации приходятся на периоды полного безветрия.
Тревогу вызывает состояние водного бассейна. Река Томь - главный источник водоснабжения - превратилась в своего рода гигантский коллектор химических загрязнений. Среди них немало высокотоксичных хлорорганических соединений. Содержание этих веществ в десятки раз превышает предельно допустимые концентрации, и водозаборные станции не способны довести очистку воды до необходимых кондиций. В результате в водопроводных трубах течет весьма опасный для здоровья «коктейль», длительное пользование такой водой вызывает поражение почек, печени, отрицательно сказывается на потомстве.
Промышленные выбросы попадают и в почву. Избыток тяжелых металлов в почвах вызывает повышенное накопление их в огородных культурах, что представляет опасность для здоровья человека.
Еще 100 лет назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерегал нас от экологической беды. Он писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и ее богатствам, то результат может быть один - полное самоуничтожение человека.
А русский писатель В. Астафьев горестно замечает: «Мы и сейчас еще не можем и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут. А вот нам без них не прожить и дня единого».
Чтобы спасти мир и цивилизацию, прежде всего надо за дело взяться инженерам и ученым. Необходимо повсеместно взамен старых производственных технологий создавать и внедрять новые, более чистые, работающие по замкнутому циклу. Если появится больше мощных заводов, способных перерабатывать млн. и млн. тонн накопившихся отходов, то все еще можно поправить.
Вы знаете, что в декабре 2008 года в Новокузнецком районе начал работать новый полигон по утилизации твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающий завод. Этот комплекс - первый в Кузбассе, расположен в двух километрах от с. Кругленького. Процесс переработки и утилизации бытовых отходов состоит в следующем: вначале происходит извлечение дерева, пластмассы, бумаги, металла и стекла. Остатки же потом будут спрессованы, герметично упакованы в полиэтилен и захоронены. Согласно проекту, новый полигон прослужит городу и горожанам не менее 75 лет.
А что можете сделать вы, ребята, чтобы хоть что-то изменить к лучшему? Прежде всего, нужно вспомнить о себе: а не бросал ли я сам бумажки себе под ноги, не швырял ли бутылки в речку, не ломал ли тоненькие и беззащитные деревца? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои вредные привычки и наклонности — лень, неряшливость, грубость, нетерпеливость, нежелание потрудиться на общее благо - то всем станет жить веселее и свободнее.

Все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам... Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нем?
Поэт М. Дудин призывает:

Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите...
Берегите Землю!
Берегите...

Стихотворение звучит на фоне произведения Ш.К. Сен-Санса «Лебедь» («Карнавал животных»).

Чтобы сберечь живую природу, надо ее изучать. Давайте попробуем ответить на вопросы экологической викторины .

1. Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? - Не сбрасывают хвою.
2. Чем отличается от других хвойных деревьев лиственница? - Сбрасывает свои иголки каждый год.
3. Сколько живет гриб? — 5-10 дней.
4. Сколько лет живет грибница? — До 100 лет.
5. Есть ли корни у мхов? - Нет.
6. Влияет ли размер крыльев насекомых на скорость полета? - Нет. Лучше летают те, которые чаще взмахивают крыльями.
7. Назовите насекомое, являющееся санитаром леса.
Неприметен в чаще леса, я - малыш, но в нужный час
Больше собственного веса поднял груз в 109 раз. - Муравей.
8. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? - У березы.
9. Хвоя какого дерева используется в парфюмерии? - Пихты.
10. Корни этого дерева помогают гидростроителям, скреплять берега не хуже стальной арматуры и не позволяя волнам размывать берега. - Ива.
11. Какие деревья дарят нам маленькие вкусные орешки? - Кедры.
12. Какая птица не высиживает яиц? - Кукушка.
13. Какая птица летает со скоростью 100-200 км/ч? - Стриж.
14. Эти птицы прилетают к нам с первым снегом. - Снегири.

Игра «Кто здесь лишний?»

В игре участвуют 2 команды («Божьи коровки» и «Зеленые кузнечики»), в каждой команде по 2 участника. Командам выдаются листы с одинаковым заданием. На листах написаны названия насекомых, птиц, земноводных. Оставить необходимо только насекомых.

Трясогузка (птица)
Тля (насекомое)
Сплюшка (сова)
Японодедка (бабочка)
Зеленушка (птица)
Овсянка (птица)
Тритон (саламандра)
Полоз (уж)
Поползень (птица)
Павлиний глаз (бабочка)

Побеждает команда, не вычеркнувшая тлю, японодедку и павлиний глаз.

Пока команды выполняют задание, зрители слушают песню «Прекрасное далеко» и стараются услышать звучащий в ней вопрос «А сегодня что для завтра сделал я»?
Варианты ответов ребят: можно построить скворечники, сделать кормушки, посадить дерево, нужно потушить в лесу костер, ходить в лесу по тропинкам и т. д.
Комментарий. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, 100 человек - тропу, а тысячи - пустыню. Отдыхаете на природе - убирайте мусор. Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка - не менее 70 лет. Оставленный полиэтиленовый пакет пролежит несколько веков. Осколки от бутылок могут травмировать людей и зверей. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать пожар.

Люди издавна обращали внимание на явления природы, связанные с изменением погоды. Знаете ли вы народные приметы?
Ребята хором отвечают, какой погоде (дождь или ведро - хорошая погода) соответствует примета.
1. Мошки и комары летают роем. - В.
2. Много паутины на траве, кустах, деревьях. - В.
3. Стрижи и ласточки летают низко. - Д.
4. Очень рано улетают пчелы в поле. - В.
5. Куры перебирают свои крылья клювом. - Д.
6. Из воды выползают лягушки и громко квакают. - Д.
7. Воробьи кувыркаются в пыли и громко чирикают. - Д.
8. Муравьи работают, «не покладая рук». - В.

Конкурс «Узнай целебное растение».

Одновременно с описанием растения показывается его изображение.

1. Зеленые кусточки,
Алые цветочки.
А плоды - в красной рубашечке, Брюшко камешками набито.
В ягоде этого кустарника много витамина С. А сам куст, на котором она растет, - с шипами. (Шиповник).

2. В белом сарафане
Под платком зеленым
Тужит на поляне
Стройная Алена. (Береза) .

3. С детворой играю в прятки,
Не прошусь в лукошко к ней.
Кто я? - Ягодок десятки
В каждой ягодке моей.
Сушеные ягоды и листья этого растения незаменимы при простуде. Они быстро сбивают высокую температуру. (Малина).

4. Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
Эти ягоды помогают улучшить зрение. (Черника).

5. Отвар из корней этого растения успокаивает нервную систему. Его еще очень любят кошки. (Валериана).

6. Весной растет, летом цветет, осенью осыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит он от гриппа, кашля и хрипа.
Это дерево встретишь скорее в парке, чем в лесу. Его пахучие цветы сушат, а потом заваривают при простуде. Пчелы собирают на этом дереве самый полезный мед. (Липа).

7. Цветок как бубенчик, беленький венчик,
Цветет он не пышно, звенит ли — не слышно. (Ландыш).

8. Сколько белых и темно - лиловых Вдоль ограды кустов разрослось! Ветку тронь - дождем лепестковым Осыпается мокрая дрожь. (Сирень).

9. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей. (Роза).

10. Расцветено повсюду смело.
И порой бывает так,
Что цепляюсь озверело
Даже в самых злых собак. (Репей).

11. На солнечной опушке в траве стоит она,
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка -
Все знают, что зовут цветок... (Фиалкой).

12. Цветки белые кистями,
Плоды черные, с костями. (Черемуха).

13. У маленькой елочки колкие иголочки,
Шарики синие, словно бы в инее. (Можжевельник).

14. Красна, сладка, душиста,
Растет низко, к земле близко. (Земляника).

15. Цветочек забавный цветет под осиной:
Был красным недавно - теперь уже синий. (Медуница).

16. На пустырях и по дорогам
Соцветьем беленьким сорняк.
Но, изучив все его свойства,
Вы, может, взглянете не так.
Кровотеченье остановит,
В Китае он - салат к столу.
Сорняк живуч: семян так много
В плоде, похожем на суму. (Пастушья сумка).

Конкурс «Живая буква»

Команды «Божьи коровки» и «Зеленые кузнечики» выстраиваются в две колонны по 6 человек. На расстоянии от команд приготовлены листы с таблицами на разные буквы. Пример таблиц:

Т
О
Цветок
Дерево
Насекомое
Рыба
Птица
Зверь

Конкурс проводится по принципу эстафеты. По сигналу два первых участника с маркерами вместо эстафетных палочек добегают до таблиц и записывают название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя (напр., Т: тюльпан, О: одуванчик) и передают маркер следующим участникам. Побеждает команда, первой заполнившая таблицу.

Путаница.

В стихотворениях перепутаны понятия. Надо распутать стихотворение, правильно определить понятие.

1. Я гулял по зоопарку.
Мимо клеток проходил.
Вдруг, смотрю, сидит на ветке
Весь зеленый... крокодил.
Попугай.
2. Поздно ночью не усну, -
Кто-то воет на луну!
У него ужасный нрав,
А зовут его... жираф.
Волк.
3. Сладко пахнет спелой земляникой,
Па траве играют солнечные блики.
Верхушки деревьев задевают облака -
Это место называется... река.
Лес.
4. То на дереве сидит,
То, как самолет, летит.
Черный, каркает - сюрприз,
Дружно скажем: это... лис.
Ворон.
5. У него большая грива,
Он, ребята, зверь красивый.
У него большая миска,
Осторожно: это... киска.
Лев.

Скажите, ребята, без чего, кроме воздуха, человек долго не может прожить? Правильно, без воды. Хотя мы к ней привыкли, она повсюду нас окружает - это настоящее чудо природы. Без нее нет жизни. Наш край богат водными ресурсами. В Кемеровской области насчитывается около 21 тыс. больших, средних и малых рек.
Угадайте названия рек.
1. Главная водная артерия родного края. В переводе с кетского - «темная». (Томь).
2. Протекает в черте нашего города, левый приток Томи, переводится с тюркского — «река, текущая с вершины горы или ущелья». (Аба).
3. Левый приток реки Томи, протекающий по Новоильинскому району. (Петрик).

Внеклассные экологические мероприятия в школе должны проводиться обязательно. Ведь это отличный способ, посредством которого преподаватели могут оказывать на школьников воспитательное воздействие в интересной для них форме. Почему важно затрагивать экологию? Потому что она представляет собой науку о взаимоотношениях живых существ между собой и природой. И так как в этой системе важное место занимает человек, то тему нельзя обойти вниманием.

ФГОС

Пару слов хотелось бы сказать о стандартах, в соответствии с которыми в обязательную программу и были включены экологические мероприятия в начальной школе. По ФГОС одна из задач образовательной системы заключается в формировании духовно-нравственной личности. И воспитание в данном плане очень многогранно по содержанию. Оно включает привитие детям гордости за свой народ, рассказ о различных ценностях, а также донесение до детей сути того, что они являются неотъемлемой частью этого мира.

Поэтому цель - сформировать у школьников культуру, которая в дальнейшем будет проявляться в их отношении к здоровью, окружающей среде, а также в соблюдении моральных норм в системе ценностных ориентаций. Потому что все они - будущие члены общества. И лишь люди с правильным мировоззрением, касающимся нашей природы, способны вывести планету из той катастрофической ситуации, в которой она сейчас пребывает.

Поэтому так важны экологические мероприятия в школе. Названия отражают саму их суть: уроки доброты и мышления, экоэкскурсии, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога. На самом деле способов заинтересовать детей природой - масса. И на некоторых из них сейчас можно остановиться.

Беседа с учениками младших классов

Проводя экологические мероприятия в школе для малышей, очень важно уделить внимание раскрытию темы. Педагог должен грамотно и понятно представить её детям, чтобы те поняли значимость беседы. В данном случае необходимо достичь следующих целей, которые заключаются в:

  • Формировании элементарных знаний и представлений об экологии.
  • Анализе позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.
  • Воспитании бережного отношения к природе.
  • Развитии индивидуальных способностей школьников.

По окончании классного часа дети должны будут усвоить, что экология является наукой, учащей бережному отношению к окружающему миру. Также до них важно донести, что исчезновение животных и птиц, а также ухудшающаяся флора - это вина людей. И поэтому очень важно защищать природные ресурсы, охранять их. Ведь это мы пришли в данный мир, который изначально, без вмешательства человека, был ещё прекраснее.

Творческий подход

Экологическое внеклассное мероприятие в начальной школе должно быть интересным. И поскольку лекцией малышей не увлечь, потребуется то, что сможет добавить уроку разнообразия.

Есть отличная идея - воображаемое путешествие по экологической тропе. Преподавателю нужно будет заранее составить показательную презентацию. Много кадров не нужно - достаточно 15-20. Параллельно, в качестве тематического звукового сопровождения, нужно будет включить негромкое пение лесных птиц, чтобы создать эффект погружения. А перед тем, как начать презентацию, учитель должен будет ввести малышей в курс дела - о чём они будут говорить и почему.

После этого можно приступать к рассказу. Первые несколько кадров должны демонстрировать детям красивый лес, ярких птиц и забавных зверей, обитающих в нём. Параллельно учитель словно рассказывает сказку: «Жил-был лес. И обитали в нём весёлые, задорные птицы. Жили там и звери. Охотились, резвились на полянах. Давайте с ними познакомимся! Кого вы узнали?» - при этом нужно переключать слайды с изображением различных зверей, чтобы дети выкрикивали их названия (енот, ёжик, медведь, лиса, олень, волк и т. д.).

Следующий кадр должен изображать человека. Учитель продолжает: «Но однажды в лес пришёл человек. И построил рядом дома, дороги и фабрики. Однако этого ему не хватило. Он начал вырубать леса, что погубило эту маленькую прекрасную экосистему. Фабрики сбрасывали свои отходы в озёра и реки, что загрязнило все водоёмы в округе. А дым из труб заводов отравил воздух. Отдыхающие стали разжигать костры, забывать вывозить свой мусор. Животным и птицам стало негде жить. А лес превратился в тоскливое и страшное место».

Параллельно, после каждой фразы, нужно показывать соответствующий слайд - с вырубкой деревьев, разжиганием костров и последующими пожарами, грязными водоёмами, засорённой округой. Наглядность очень важна, так как лишь посредством визуализации дети смогут понять, в каком состоянии находится современная экосистема и к чему может привести человеческая безалаберность.

Вопросы и задания малышам

Мероприятия по экологическому воспитанию в школе должны быть поучительными и результативными. Поэтому интерактив педагога с учениками обязателен. Иначе, без взаимодействия, не удастся понять, усвоили дети тему или нет.

По завершении сказки-презентации, приведённой в пример выше, учитель должен будет привлечь школьников к обсуждению. Дети обязаны ответить, почему теперь в лесу никто не живёт. Ответ прост - потому что человек его разрушил. Если школьники это усвоили, то можно приступать к заданию - к «миссии» по воображаемому восстановлению экосистемы леса.

Детям нужно будет раздать карточки с изображением деревьев, которые они будут «высаживать», а на обратной стороне карточек - загадки. Ученикам нужно их отгадать, чтобы узнать название. Например:

  • Русская красавица стоит на поляне, в зелёной кофточке и белом сарафане! (Ответ: берёза).
  • Увидал в лесу ягоду-красу! Тяжела корзина, хороша… (ответ: рябина).
  • Он высок и могуч! Желудь, плод его, груб. Шелестит среди туч… на ветру листовой (ответ: дуб).

Отгадав загадки, дети, предварительно поделившись на группы, должны подготовить краткое сообщение о породе выпавшего им дерева, используя для этого справочники и книги, имеющиеся на столе. Затем можно будет выполнить точно такое же задание, но связанное с птицами и зверями.

Классный час для старшей группы

Для учеников средней школы необходимо составлять более серьёзный сценарий экологического мероприятия. Его цель - сформировать у детей негативную нравственную оценку нарушений человека, наблюдаемых в сфере природы, а также выработать отрицательное отношение к безответственному и бездумному отношению, испытываемому людьми к нашей среде обитания. Задачи следующие:

  • Расширить представления детей об экологических законах.
  • Повысить интерес к природе.
  • Воспитать гуманное отношение к окружающей среде.
  • Пробудить желание участвовать в
  • Пропагандировать экологические идеи.

Перед тем как устраивать классный час, нужно будет провести предварительную подготовку, в которой примут участие все дети. Рекомендуется дать им такие задания:

  • Подготовить обращение от имени Природы к человеку (индивидуально каждому).
  • Сделать всем классом видеоролик, взяв интервью у других школьников на тему охраны экосистемы.
  • Сочинить стихотворения.

Потом, когда настанет день классного часа, заготовками ребят можно будет его начать.

Законы экологии

В рамках классного часа не будет лишним рассказать детям и о них. Доступным языком, конечно же, и желательно с примерами. Выглядеть это может следующим образом:

  • Закон №1: «Всё связано со всем». Чтобы уберечь в Норвегии популяцию куропаток, были уничтожены тысячи хищных птиц. Это не помогло. В скором времени куропаток захлестнула эпидемия и все они погибли. Неудивительно, ведь совы и ястребы играли роль санитаров, поедая больных птиц. Это и предотвращало эпидемии.
  • Закон №2: «Всё должно куда-то деваться». Сжигать или закапывать мусор - не значит избавляться от него. Одно вещество разлагается на другое, и воздух при этом отравляется, что приводит к изменению климата и заболеваниям людей.
  • Закон №3: «Ничто не даётся даром». В период с 1958 по 1962 годы в Китае было уничтожено два миллиарда (!) воробьёв, так как их считали сельскохозяйственными вредителями. Но в итоге развелось множество насекомых, которые действительно наносили ущерб урожаям. В итоге Китай стал закупать воробьёв в других государствах. Пришлось заплатить за свои поступки.
  • Закон №4: «Природе известно лучше». Многие люди самонадеянно желают «улучшить» экосистему, что обычно нарушает естественные процессы. В природе не существует отходов. Для каждого органического вещества есть отдельный фермент, воздействующий на разложение. А вот человек создаёт те вещества, которые не разлагают ничего, а лишь накапливаются в экосистеме. И загрязняют её.

Если включить такой информационно-познавательный блок в сценарий экологического мероприятия, то получится сделать классный час более наглядным и продуктивным.

Турнир для старших классов

Экологические мероприятия в школе, проводимые для взрослых учащихся (9-11-е классы), должны быть сложнее и содержательнее. Турнир по типу викторины станет отличным вариантом. Лучше проводить его среди параллелей, чтобы было больше участников. Кстати, включают обычно такие мероприятия в экологическую неделю школы.

Начинается турнир с представления команд. За это начисляются очки (по 5-балльной системе). Название и девиз команды должно соответствовать экологической тематике.

Затем начинается тур. Каждой команде по очереди дают по четыре подсказки. Дадут ответ с первой - получат 4 балла. Если догадаются со второй подсказки - им начислят 3 очка. Дадут ответ с третьей - получат 2 балла. Если же будут задействованы все четыре подсказки, то начисляют одно очко. Например:

1) Оно живёт до 2 000 лет.

2) Ствол в воде не гниёт - лишь крепчает и чернеет.

3) Из него изготавливают мебель, паркет и бочки.

4) В одном из стихотворений Пушкина на этом сидела русалка.

Ответом на эту подборку является дуб. Другой команде можно предложить следующие подсказки:

1) Оно выделяет фитонциды, которые убивают вредные бактерии.

2) Из него получаются самые хорошие дрова.

3) Его кора используется для изготовления полезных вещей, отваров, лекарств.

4) Это - русское дерево.

Речь идёт, конечно же, о берёзе. Подборок таких нужно много, чтобы сделать экологическое мероприятие в школе для старшеклассников интересным, интеллектуальным и полезным.

Природа как универсальная ценность

Семинар с таким названием тоже может стать хорошим мероприятием экологической направленности в школе. Его цель - определить, в чём именно заключается истинная ценность природы, а также каковы её составляющие. Кроме этого, важно развить у учащихся способность замечать прекрасное вокруг себя и воспитать в них личную ответственность за сохранность экосистемы.

Начать такой семинар можно с группового задания. Раздать каждому карточки с описаниями природных зон и форм ландшафтов. Учащимся нужно определить их названия и привести несколько уместных эпитетов, которые могли бы характеризовать их. Пример карточки: «Их нет в Антарктиде, на севере Америке и в Европе. На всей планете их порядка тридцати. И занимают они около 11 % Земли». Речь идёт о пустыне, и это будет правильным ответом.

Проведя такое задание, можно будет предложить ученикам ознакомиться со стоимостью услуг биосферы. В последний раз такие исследования проводились Калифорнийским университетом в 1994 году. И выяснилось, что:

  • Средняя стоимость услуг биосферы равна ~33.27 триллиона долларов в год.
  • Реки и озёра - 1.7 трлн $.
  • Морские экосистемы - 21 трлн $.
  • Тропические леса - 3.8 трлн $.
  • Сухопутные экосистемы - 12.3 трлн $.

Такой получился у учёных отчёт. По экологическим мероприятиям в школе на самом деле можно придумать немало интересных заданий. Самое главное - их информативность и практичность.

О негативном воздействии

Ещё для учащихся старших классов можно провести мероприятия по экологической Эта тема как раз подходит подросткам. Им будет полезно узнать о допустимом уровне негативного воздействия антропогенных и природных факторов экоопасности на человека и окружающую среду.

Также их стоит ознакомить с нормированием воздействий на окружающую среду, контролем качества природных компонентов и источников воздействия на них, а также с мониторингом экорисков. В рамках обсуждения такой темы у некоторых может зародиться особый интерес - заняться этим на профессиональном уровне. Некоторые в ходе подобных мероприятий определяются со своей дальнейшей деятельностью во взрослой жизни.

День Земли

Это большой экологический праздник, дата которого - 22 апреля. Поэтому и мероприятия в школе, посвященные природе, проводятся обычно на неделе, включающей в себя этот день. И кроме образовательных лекций, классных часов и турниров, сейчас принято организовывать действительно полезные акции, способные принести плоды. Одна из них называется «Украсим мир вокруг себя».

Данная акция подразумевает закупку школой рассады цветов, саженцев кустарников и деревьев. Потом, когда приходит дата экологического праздника, дети вместе с учителями высаживают их на участках и клумбах. Затем между школьниками распределяются обязанности по уходу за растениями. Таким образом, получится не только внести свой вклад в экосистему, немного обогатив её, - удастся продемонстрировать детям на практике, насколько сложно добиться того, чтобы цветы, деревья и кусты прижились, не говоря уже о собственноручном выращивании. Ученики получат небольшой экологический опыт и начнут более уважительно относиться к природе и её ресурсам.

Сценарий мероприятия « Судьба природы -наша судьба»

Цели: показать необходимость охраны природы; познакомить с Красной книгой, экологическими правилами; учить бережно относиться к природе; развивать наблюдательность и внимание.
Оборудование: Красная книга; иллюстрации с изображением леса, моря, рек, гор; запись песни М. Пляцковского«Это называется природа»; картинки с изображением лисы, медведя, тигра, белки, птиц; выставка книг о природе; презентации«Сохраним планету детям», «Птичий концерт в лесу», презентация « Узнай животное»,презентация « Угадай по описанию», заготовки для знаков «Правила поведения в природе», за участие в викторинах листочки в виде клена, набравший большое количество листочков награждается грамотой за участие.

Эпиграф на доске: «Земля должна быть достойна человека, и для того, чтобы она была вполне достойна его, человек должен устраивать землю так же заботливо, как он привык устраивать свое жилье, свой дом»

А.М. Горький

Ход занятия. I. Организационный момент. 1. Сообщение темы и цели занятия. Ведущий: - Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? В чем? Почему? Как вы понимаете тему «Судьба природы - наша судьба»? Сегодня мы ответим на эти вопросы и убедимся в красоте природы.
Показ презентации«Сохраним планету детям»
2. Экологические проблемы.
Ведущий: Очень важно, чтобы вы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.
- Человек живет на земле в окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, а в земле муравьи обитают семьями. Люди тоже живут вместе, делают одно общее дело и называются народом. То место, где родилсячеловек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без ее лесов, полей, рек, озер.
Книга природы открывается для всех, но по-настоящему лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем.
Установлено, что на земле погибло уже более половины животных, пропали сотни видов растений. И все они стали жертвами деятельности человека. Ученые всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, которыезанесены в Красную книгу.
Почему выбран красный цвет? (Красный цвет - это сигнал тревоги.)

Показ - Презентация « Красная книга» Смешарики (обратить внимание на доску оформленную фотографиями птиц и животных занесенных в Красную книгу)
А загрязнение почв, воды, воздуха, оскудение животного и растительного мира на планете приобрело глобальные масштабы.
3. Учащиеся читают стихи:
1.
^ Кто целится камнем в птенца, в синеву?..

Кто целится камнем в птенца, в синеву?
Эй, брось, говорю!
Не шучу я с тобой.
Живой он; ты только подумай
Живой!
И мама, наверное, ищет его:
Ребенок для мамы дороже всего!

Незнанов Даниил 2 а кл

2.. Ты, дружок, смотри не подкачай!..

Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай.
Не обижай ни пташки, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей
Все, что зовётся Родиной твоей.
И. Мазнин

Лукашина Анна 4б кл
3. ^ Что ты тискаешь утенка?
Что ты тискаешься утенка?
Он малыш, а ты большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой...
Ты представь такую штуку,-
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,

Языком бы стал лизать,

Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утёнка к утке,
Пусть идёт купаться в пруд, –
Лапы мальчика не шутка.
Чуть притиснешь – и капут.

Калугина Яна 3а кл

С. Чёрный


4. Я иду тропинкой

Я иду тропинкой узкой,
Пробираюсь в лес густой;
Зеленеющие ели
Стелют ветви надо мной,
По бокам трава с цветами.
Песни птиц звенят кругом;
Ручеек журчит в ложбине,
Струйки блещут серебром.
Я один и мне не страшно:

Кто обидит здесь, когда
Сам пришел не обижать я.
Отдохнуть пришел сюда!
Я не трону птички малой
И цветов не стану рвать.
Если жизнь я дать не в силах,
Как могу ее отнять?

Пищулева Варвара 4а кл

5.Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит,обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться - и, видно все до дна.

Течет вода - водица, вкусна и холодна.
4. Экологическая сказка.

Доктор Планет Планетович.

Вед:На Красной звезде-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую, как на планете Земля.
От сложнейшей работы его отвлёк телефонный звонок.(Звучит телефонный звонок)
Док:- Кто звонит? (берет трубку)
Зем:- Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь!
Док:- Что случилось?
Зем:- Я вся изранена, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди.
Док:- Вылетаю немедленно.
Вед:Доктор очень быстро прибыл на Землю. Осмотрел бедняжку, задумался: перевязать раны цветным бинтом или белым? Решив, что такая красавица, как Земля, заслуживает лучшего, достал 100 миллиардов километров цветного бинта и перевязал порезы.
Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дернув рукой вверх так, что чуть не упал:
Док:- Люди! Вам нужна живая планета! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках.

Звучит:ПесняЮ.Энтина «Это называется природа»

V. Экологическая викторина «Вопросы Лесовика».

Вед : Отгадайте, кто пришел к нам в гости.

Он владелец лесов, знает, кто в них живет,

Поиграет с вами в прятки, загадает вам загадки.(Лесовик)

Лесовик : Ребята, будьте внимательны. - Я уверен, что вы будете беречь все живое на земле, охранять природу. Но чтобы оказать помощь природе, надо многое знать. Давайте проверим ваши знания.
Вопросы Викторины: Презентация «Лесовик 1»слайд 1-2
1. Что такое «Замор» рыбы?

(Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде, поэтому зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.) слайд 3

2. Назовите животное водоемов, которое является настоящим живым фильтром?
(Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.) слайд 4
3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана?
(Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.) слайд 5
4. Почему нельзя рвать цветы?
(Они не успевают дать семена.) слайд 6
5. Назовите друзей леса среди животных.
(Муравьи, дятлы.) слайд 7
6. Назовите главного коварного врага леса.
(Пожар в лесу.) слайд 8
7. Может ли гриб съесть дерево?
(Да, трутовики разрушают древесину, превращая её в труху.)
слайд 9
8. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей?
(Происходит линька животных - мех непригоден, но главное – весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.) слайд 10
9. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать?
(Птенцы, которые выпали из гнезда.) слайд 11
10. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах?
(Многие птицы после этого бросают свое гнездо.) слайд 12
11. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их?
(Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.) слайд 13
12. Что едят синицы зимой, когда все насекомые спят?
(Зимой синицы разыскивают в щелочках и трещинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)
слайд 14
13. Какое дерево считается символом России?
(Берёза) слайд 15
14. Что такое «тихая охота»?
(Сбор грибов)
слайд 16
15. Какая птица считается символом мудрости и познания?
(Сова.) слайд 17
16. Кого называют лесным доктором?
(Дятла.) слайд 18
17. Из какого дерева делают спички?
(Осины.) слайд 19
18. Кого из зверей величают по отчеству?
(Лису.) слайд 20
19. Какая птица умеет считать годы нашей жизни?
(Кукушка.) слайд 21
20. Какое животное является национальной гордостью России?
(Соболь.) слайд 22
21. Кого называют санитаром леса?
(Волка.) слайд 23

6. Показ презентации:Э к о л о г и ч е с к а я и г р а «Узнай животное». Лесовик :. Ко мне поступили жалобы от животных. Давайте ознакомимся с ними и решим, верно ли поступает человек.
Жалоба 1. «Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
– Кто это?
(Это жаба.) слайд 3–4 Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.
Жалоба 2 . «Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
– Кто это?
(Сова.) слайд 4-6 – Сова с 1946 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 3. «Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться».
– Кто это?
(Это комары.) слайд 7-8 – Но все же комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами питаются многие птицы. Интересно, что бороться с комарами нам помогают стрекозы. Стрекозы и их личинки – прожорливые хищники. Сами стрекозы охотятся на взрослых комаров в воздухе, а личинки стрекоз – на личинок комаров в воде.
7. Показ презентации « Угадай по описанию».

Э к о л о г и ч е с к а я и г р а «Угадай по описанию.» слайд 9 Лесовик читает текст-описание, учащиеся называют животных и птиц, занесенных в Красную книгу.
О п и с а н и е 1. Это удивительно красивая птица, гордость нашей фауны: совершенно белая с черными концами крыльев, красным клювом и красными ногами. Международным союзом по охране природы она отнесена к вымирающим видам. Гнездится только в России и только в двух местах – в тундре на севере Якутии и на болотах в низовьях Оби.
(Стерх, или белый журавль.)- слайд 10
О п и с а н и е 2. Это ловкий, красивый и в то же время кровожадный зверек. Об этих зверьках писалось так: «Гнездо имеет готовое кротовое, а то и в копнах соломы, питается мышами, гадами, птицей, разными тетерями и куропатками, прицепляется к одной летящей птице и летает с ней, переедает ей горло и падает вместе с ней на поле, что и бывает ему пищей».
(Горностай.)- слайд11


О п и с а н и е 3. Брюхо у нее рыжеватое, а по телу – обилие пестрин. В противоположность ее собратьям пальцы у нее не оперены. Селится она в старых дуплах деревьев, в районе брошенных построек. Усердия в строительстве гнезда не проявляет. Ночи, озвученные ее криком, приобретают особый колорит. А кричит она «сплю-сплю». Эта птица стала редким представителем в Западной Сибири. Занесена в Красную книгу. (Совка-сплюшка.) слайд 12
О п и с а н и е 4. Это животное – крупная и опасная лесная кошка, кровожадный хищник. Она очень осторожна: неслышно ходит и далеко слышит, умеет забираться на высокие густые деревья. Занесена а Красную книгу.
(Рысь.) слайд 13
О п и с а н и е 5. Это животное часто называют «королем» грызунов. Действительно, по сравнению с хомяками, сусликами и мышами оно выглядит величественно, по-королевски. У него все удивительно – и зубы, и шуба, и хвост. Эти зверьки еще и лучшие строители.
В далеком прошлом эти животные были широко распространены в наших таежных речках, но в результате хищнической охоты были истреблены. Позже эти ценные зверьки были завезены в Омскую область из Белоруссии.
(Бобры. )слайд 14
О п и с а н и е 6. «Пернатая жемчужина»! Ее по праву можно так величать, глаз не оторвешь, кажется, что птицу сшили искусные мастерицы по аппликации. Лоб, голова, шея сзади, крылья и хвост – черные. По бокам изящной головки большие каплеобразные пятна рыжевато-красного цвета. Вокруг белое окаймление. Шея спереди и грудка рыже-красные, отделенные белой полоской от черного брюшка. Гнездится только в пределах нашей страны. Занесена в Красную книгу нашей страны.
(Краснозобая казарка.) слайд15


В ы в о д:(Лесовик) нужно беречь и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо вам известные животные: белка, еж, синица, дятел, жабы и др. Их жизнь часто зависит от тебя, от твоего поведения в природе. А сейчас жители наших лесов птицы приготовили для Вас замечательный концерт. Давайте внимательно послушаем их прекрасное пение. Слайд16

Звучит:Презентация «Птичий концерт в лесу»

8.Итог мероприятии:Ведущий: Ребята, вы убедились какой прекрасный, удивительный мир окружает нас- леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце,звери,птицы.

Это природа!Природакормит,поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.Трудно представить себе Землю без лесов, зверей, без птиц. Берегите природу.

Ученик:

Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна;

Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня,

Нам пировать позорно в счет будущего дня.

Думчев Кирилл 4 б класс

Ведущий : В нашей стране прияты законы об охране природы. Как мы можем помочь природе? Давайте составим правила «Помощь природе».
9. Экологические правила.
Учащиеся получают заранее приготовленные памятки - правила «Помощь природе», оформленные на бумаге в виде кленового листа, читают их вслух.

Не будем жечь костры! Не будем шуметь в природе! Не будем убивать зверей и птиц!

В конце мероприятия наградить самых активных учащихся грамотами за активное участие и знания животных и птиц занесенных в «Красную книгу».


(Приложение № 1)

    Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

    Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

    Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

    Не будем обижать лягушек и жаб!

    Не будем ловить диких животных и уносить их домой!

    Не будем разорять муравейники!

    Не будем жечь костры!

    Не будем шуметь в природе!

    Не будем оставлять мусор в природе!

    Не будем засорять родники и речки!

    Не будем убивать зверей и птиц1

    Не будем трогать птичьи яйца!

Сценарий мероприятия для учащихся 5-6 классов «Природа – наш дом»

Сердобинцева Валентина Фёдоровна, заведующий библиотекой, МБОУ СШ №11, г. Новый Уренгой, ЯНАО
Описание материала: Экологическое сознание, основы экологических знаний закладываются с детства. Нужно только пробудить у детей интерес к живой природе, бережное отношение к ней. А через интерес к живой природе легче добиться прививания начальных экологических знаний. Предлагаю Вам сценарий мероприятия для учащихся 5-6 классов на экологическую тему «Природа – наш дом». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям, библиотекарям.
Цель: Воспитание бережного и уважительного отношения к природе и её обитателям.
Задачи: Углубить и обобщить знания детей о многообразии животного мира. Воспитать чувство любви к природе родного края.
Демонстрационный материал: Презентация «Природы Храм». Запись песни «Как прекрасен этот мир»: музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова. Запись песни «Раненая птица (Просьба)»: слова Р. Рождественский, музыка А. Пахмутова. Выставка книг «Экологическая тревога». Рисунки детей.
Ход мероприятия:
Звучит запись песни «Как прекрасен этот мир»
Демонстрируются слайды с видами природы. (Слайд №1, №2, №3)

Ведущий 1:
Есть просто Храм,
Есть Храм науки.
А есть ещё природы Храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
С. Смирнов
Слайды: №4, №5. Аудиозапись с пением птиц.


Ученик 1:
Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даёшься.

Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство –
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?
Ну, дрозды,
Ну, синички…
Где запомнишь все клички,
Просто птички и только!
А. Яшин
Ведущий 2:
Ребята! А что знаете вы о птицах?
Викторина:
1.Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда?
(Нет)
2.Какие птицы выводят птенцов зимой?
(Клесты) (Слайд №6)


3.Какая птица ловит рыбу про запас?
(Пеликан) (Слайд №7)


4.Чем полезны совы?
(Истребляют мелких грызунов) (Слайд №8)


5.Поёт ли жаворонок на земле?
(Нет. На земле он только свистит.) (Слайд №9)


6.Какую птицу называют лесным доктором?
(Дятла) (Слайд №10)


7.Какая птица самая большая в мире?
(Страус) (Слайд №11)


8.Как меняются местами журавли в полёте?


(Впереди летит самый опытный и самый сильный журавль. Когда он устаёт, то переходит в конец стаи, а на его место становится другой вожак.) (Слайд №12)
Звучит запись песни «Раненая птица (Просьба)»
Ученица 1:
Я не убью тебя, лебедь,
Взмывший над сонным прудом;
Что ж ты в безоблачном небе
Машешь тревожно крылом?

Я не срублю тебя, ёлочка,
В эту прозрачную тишь;
Что же ты каждой иголочкой
У придорожья дрожишь?

Я не сорву тебя, ландыш,
В чуткой лесной полутьме;
Что ж ты, невиннейший, плачешь?
Или не веришь ты мне?!
В. Сапронов

Исполняется танец цветов. (Слайд №13 Цветы)


Ученик 2:
А цветы разве знаем
На лугах?
Разве ценим?
Все травой называем,
А подкошены – сеном
Ведущий 1:
Предлагаю вам цветок
Где загадка – лепесток
(На экране цветок ромашка, на лепестках которой написаны загадки. При правильном ответе появляются отгадки.) (Слайд № 14)
Загадки:
1.Кувшины и блюдца не тонут и не бьются.


(Кувшинки)
2.У занесённых снегом кочек нашли голубенький цветочек.


(Подснежники)
3.Эй, звоночки, синий цвет,-
С язычком, а звону нет.


(Колокольчики)
4.Отцветает быстро,
Изменяет цвет.
Станет он пушистым,
Дунь – его и нет.


(Одуванчик)
5.На зелёном шнурочке
Белые звоночки.


(Ландыши)
6.Белая корзинка –
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.


(Ромашка)
7.На нём платок пуховый,
Всегда слететь готовый.


(Одуванчик)
8.На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки


(Лилия водяная)
Сценка «Девочка и Мотылёк» (Слайд № 15)


Девочка:
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылёк:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же доброй со мной и не трогай меня!
Г. Тукай
Ученица 2:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягоде роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил весёлый дождь.

Лесная тень, лесная тишь
Полным-полно чудес,
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги.
Е.Карганова

Ведущий 2:
А сейчас играем,
Жителя лесного называем
(Ведущий передаёт детям яблоко и называет любого обитателя леса. Дети передают по очереди друг другу яблоко и продолжают перечислять лесных жителей.)
Ведущий 1:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Я.Аким
Ведущий 2:
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М.Дудин

Список использованной литературы
1.В гармонии с природой/Ред.сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Пинт, 2002.- 128с.
2.Дудин, М. Книга лирики: Стихотворения. Поэмы/Сост. Н. Банк.- Л.: Худож. лит., 1986.- 860 с.
3.Нестеров В.В. Зоовикторина/Оформление А.Лурье.- СПб: Лань, 1997.- 160с.: ил.
4.Русская поэзия: Сборник.- М.: Дрофа: Вече, 2003.- 275 с.
5.Соколова Е.И., Тарабарина Т.И. Загадки лесной опушки. Загадки о растениях/Художники М.В.Душин, В.Н.Куров.- Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000.-112с.: ил.
6.Экологический /Ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт, 2013.- 128с.
7.Энциклопедия для детей. Птицы и звери/Глав.ред. В.А.Володин, вед.ред. Г.Е.Вильчек.- М.: Аванта+, 2003.- 448с.:ил.
8.Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Глав.ред. В.А. Володин.- М.: Аванта+, 2001.- 448 с.: ил.

Использованные материалы:
1.Мои любимые песни (Электронный ресурс). - 2010, SIMAZ
2.Природа – фото дикой природы. Фото.сайт

Если нам с Вами удастся наконец вырастить новое поколение, представители которого не будут мусорить во время своих выездов на природу, то задачу экологического воспитания уже можно будет считать успешно выполненной. Земля - наш общий дом, и мы должны бережно относиться к её природным богатствам. Это осознанное отношение должно опираться на систему грамотно поданных знаний об окружающем мире - с одной стороны. С другой стороны - на нравственные идеалы "человека разумного", живущего в гармонии с природой, ценящего её красоту - в их противопоставлении с потребительским и варварским отношением.

Как совместить в работе познавательную и поучительную стороны экологического воспитания, Вы узнаете из материалов данного раздела. Выбирайте и используйте в работе готовые решения для проведения Дня Земли и прочих экологических праздников; экологических викторин и развлечений, в том числе и "показов мод" нарядов из бросового материала.

Воспитывайте настоящих любителей природы вместе с МААМ!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Костюмы из бросового материала. Экологическая мода, наряды и платья из мусора для детей

Показаны публикации 1-10 из 2902 .
Все разделы | Экологические праздники, сценарии, викторины. Природа, планета Земля.

Круговорот воды в природе Задачи : Образовательные : Познакомить детей с круговоротом воды в природе . Расширить и закрепить знания детей о состояниях воды. Развивающие : Учить детей анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения; обогащать...

Экологическая викторина для подготовительной группы «Экологический калейдоскоп» Задачи : Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края. Упражнять в умении различать деревья нашего края по описанию. Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению. Развивать память, быстроту...

Экологические праздники, сценарии, викторины. Природа, планета Земля. - Сценарий викторины по экологии «Знай и люби свой край»

Публикация «Сценарий викторины по экологии «Знай и люби свой...» Викторина по экологии «Знай и люби свой край». Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Горбачева Галина Анатольевна Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Систематизировать знания по экологии 2. Формирование...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Экологический досуг «Вместе сбережём планету» Досуг на тему: Вместе сбережём планету. Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе. Задачи: 1. Закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. 2. Закрепить понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от...

Консультация педагогов «Как поставить спектакль на экологическую тему с воспитанниками» Консультация педагогов «Как поставить спектакль на экологическую тему с воспитанниками». Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я продолжу тему экологического воспитания и в своей консультации постараюсь вас познакомить с тем «Как поставить спектакль на экологическую тему с...

Сценарий мероприятия в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой!» в 1–4 классе Сценарий мероприятия в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой!» в 1 – 4 классе Шкумат Оксана Борисовна – учитель начальных классов. Цели и задачи: - Привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме зимующих птиц; - Содействовать формированию экологической...

Экологические праздники, сценарии, викторины. Природа, планета Земля. - Конспект мероприятия для старшего дошкольного возраста «Наш дом - природа»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» Конспект (мероприятия для старшего дошкольного возраста) «Наш дом – природа» Воспитатель МКДОУ д/с «Родничок» Коваль Татьяна Юрьевна п. Мама 2017 г. «Наш дом – природа» (мероприятия для...