Беспокойный ребенок является источником постоянных конфликтов и быстро становится отверженными, так как он не умеет уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения…
Ко мне приходят родители с вопросами: «Почему мой ребенок беспокойный? Почему его сверстники ведут себя ангельски, а мой… Что делать: мой ребенок чрезмерно беспокойный?»
Опираясь на опыт консультативной практики, рекомендую исключить неврологию… Помимо этого, выясняю причины беспокойного поведения ребенка: внутриутробное развитие и первые месяцы жизни. Большинство мам, вынашивая ребенка, в целях раннего развития слушают музыку, читают книжки и ходят по музеям. И, к сожалению, ежедневному с окружающими, уделяют мало внимания. Лучший психологический фундамент будущей жизни ребенка – покой во время беременности. Надо не только думать и представлять то, каким чудесным и спокойным будет наш малыш, но и перестать ссориться с мужем, упрекать его в невнимательном поведении и в отсутствии заботы о вас.
Что же делать родителям, если уже родился беспокойный малыш? Проанализируйте пути проявления детского беспокойства:
Завышенные ожидания со стороны родителей, моральные и физические перегрузки, пугающие новости с экрана телевизора, делают ребенка 3 – 7 лет беспокойным, мнительным и .
Воспитывая детей, следует:
Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.
Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.
Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.
Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.
Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.
Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.
Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).
Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:
Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.
Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.
Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.
Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.
При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.
Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:
При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.
Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.
Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:
Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.
В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.
Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.
Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института
Здравствуйте! На самом деле причин того, почему ваш семимесячный ребенок часто плачет и плохо спит, может быть очень много.
Часто причины детского плача и неспокойного сна так и остаются загадкой. Кроха может просто реагировать на изменившуюся погоду (все груднички метеозависимы), или волноваться в период полнолуния.
Его могут беспокоить газики в желудке, или воспалившиеся десны перед прорезыванием зубов.
Также очень часто малыш может улавливать беспокойство своей мамы. Если маму беспокоят какие-нибудь неурядицы в семье, или что-либо еще, ребенок очень чуток реагирует на это. И если в вашем случае, такое ваше состояние имеет место быть, то постарайтесь, прежде всего, сама успокоиться. Попробуйте взглянуть на ваши неприятности со стороны, как если бы не вы испытывали всё это, а ваша малознакомая соседка. Попробуйте научиться отключать лишние и ненужные эмоции, не накалять страсти до предела, и научиться воспринимать жизнь позитивнее.
Ребенок очень живо реагирует на окружающую его обстановку. Нервная, неуверенная в своих силах мама просто обречена на неуспех. Расслабьтесь, чего бы это ни стоило, или хотя бы вообразите себя спокойной и знающей, как помочь своему крохе. Ваш малыш почувствует, что все хорошо, и обязательно изменит свое поведение. Если у вас есть хоть малейшие опасения, что плач ребенка вызван болезнью, не затягивайте с обращением к врачу. Даже если вы сомневаетесь и, скорее всего, переживания окажутся неоправданными, рисковать здоровьем маленького не стоит. Никакая, даже чересчур взволнованная мама, не способна удивить детского врача или патронажную сестру. С такими женщинами им приходится сталкиваться постоянно, и они знают, как им помочь. Только не занимайтесь самолечением! Когда животику больно Большинство грудничков плачут от коликов. Раздувающие животик газы причиняют малышам сильнейшие боли и заставляют издавать самые ужасные крики. Как правило, колики мучают детишек с первого месяца жизни (в некоторых случаях практически с рождения) и до 3-6 месяцев. Считается, что чаще всего страдальцами этого недуга, вызванного незрелостью кишечника, становятся представители сильного пола. Если ваш ребенок беспокойно сучит ножками, безутешно кричит примерно в одно и то же время (как правило, по вечерам, но совсем не обязательно), тяжело засыпает, плохо спит, вероятнее всего, у него колики. В этом случае поможет нехитрая гимнастика. Самое известное упражнение называется лягушка. Его вам покажет любой детский массажист или неонатолог. Стопы страдальца соединяются вместе, ножки согнуты в коленях. При таком забавном положении кишечник освобождается от газиков, может наступить отхождение кала. Полезен также специальный массаж. Мягко массируйте животик младенца, вокруг пупочка, по часовой стрелке, увеличивая диаметр круга, - так расположен кишечник. После этого можно «покататься на велосипеде»: ножки совершают круговые движения от животика к бедрам. Некоторые мамочки признаются, что от коликовой боли их детям помогает выкладывание на животик перед кормлением и прикладывание теплой пеленки на беспокоящее место. Кормящая мама должна строго соблюдать режим питания, исключая вызывающие газообразование продукты. Плач ребенка может прекратиться и после употребления специальных фенхелевых напитков. Можно попробовать и детский ромашковый чай. В некоторых случаях врачи прописывают специальные препараты. Что подойдет вашему малышу, трудно предугадать заранее. Однако стоит заметить, что специалисты по грудному вскармливанию вообще не рекомендуют использовать какие-либо лекарства. Ведь сама природа предлагает нам идеальное средство, справляющееся с проблемами коликов и беспокойного поведения ребенка, - материнское молоко. Это волшебное молочко Если вы кормите ребеночка грудью, проблемы с пищеварением будут тревожить его значительно реже. Однако многие женщины не понимают временной причины коликов, сетуя на некачественную природу своего молока, и заканчивают этот важнейший для маленького создания способ общения с мамой, так и не дождавшись заветных трех месяцев. В итоге, с переходом на смесь, проблемы с животиком только усугубляются, выздоровление затягивается. Так что постарайтесь быть благоразумными! Пробуйте кормить малыша, как только он начинает беспокоиться. Во время сосания материнской груди кроха находится в состоянии блаженства и полного расслабления, газы покидают успокоившийся животик, происходит стул, маленькому мученику становится легче. Да, если на улице прохладно, вы не сможете накормить малыша грудью на прогулке. Но ведь можно выйти из дому с сытым и довольным жизнью грудничком, который способен проспать несколько часов до следующего кормления. Свежий воздух и движение коляски будут вам в помощь. А если что не так - не спишите домой. Попробуйте укачать ребенка на руках, а затем снова положить в коляску. Назад к маме Еще один популярный способ, помогающий растить спокойного здорового ребенка, это использования специальной перевязи: слинга. Сладко спящий в слинге малыш находится в идеальном состоянии, приближенным к состоянию до рождения. Он, как и прежде, слышит стук материнского сердца, узнает ее голос, чувствует запах молока, так напоминающий запах внутриутробных вод. Малыш не чувствует голода, так как грудь всегда рядом, он движется в одном ритме с мамой, так же, как и в самый беззаботный в его жизни период. Особенно слинг полезен для коликовых детей, незаменим и для малышей с врожденными патологиями. Слинговые малыши быстрее развиваются и лучше набирают вес. Да и маме не мешало бы освободить руки и заняться необходимыми домашними делами. Ваш ребенок не желает прекращать свой крик - попробуйте поносить его в слинге! Только учтите, что процесс привыкания к этому нехитрому способу переноски достаточно кропотливый для новичка, и может потребоваться помощь консультанта.
Проанализируйте время, когда ваш малыш ведет себя беспокойно и постарайтесь найти сопутствующие этому времени условия, и изменить их. Желаю удачи и здоровья вам и вашему малышу!
Всем известно о том, что дети растут во сне, при этом восстанавливая силы, восполняют потери энергии. Когда ребёнок спит, его организм полноценно развивается и в случае нарушения сна маленького человека возможно возникновение негативных последствий. Долгий сон новорожденных детей является совершенно нормальным явлением и говорит оно о том, что ребёнок развивается правильно. Однако весьма распространённым явлением бывает нарушение сна у новорожденных детей. Такое, как правило, случается по причине возникновения проблем с развитием организма младенца, способных в будущем оказать отрицательное влияние на состояние его здоровья.
Беспокойный сон грудного ребёнка может быть связан с нарушениями его режима питания или прочими неприятностями. Это может быть какая-нибудь болезнь, нарушение его бытовых условий.
К причинам беспокойного сна грудного ребёнка можно отнести такие факторы:
У грудничков ещё не произошло чёткого распределения между режимами сна и активного бодрствования. Тем не менее, с течением каждого месяца его биологические ритмы всё более становятся схожими с нашими. Для того, чтобы грудничок по ночам не испытывал беспокойство, следует принять меры к предотвращению дискомфорта и неприятных ощущений, которые он может начать испытывать.
Очень важно своевременно производить замену подгузника, следить за состоянием влажности воздуха в помещении и не допускать повышение температуры в детской комнате свыше 22 градусов по Цельсию и не опускалась ниже 18 градусов по той же шкале. В том случае, если ребёнок станет испытывать неудобства во время сна, разбудить его можно будет достаточно легко.
Ребёнку следует установить нормальный дневной режим. Перед отходом к ночному сну у ребёнка должно быть не менее четырёх подряд часов бодрствования. Если ребёнок не спит в дневное время, следует занять его каким-нибудь активным делом, подразумевающим физическую нагрузку, однако при этом не следует его переутомлять. Не получая никакой физической нагрузки, ребёнок будет плохо спать по ночам.
Ребёнка следует учить засыпать самостоятельно, для чего его нужно укладывать в кроватку и не носить на руках, укачивая. Приученные к рукам дети имеют сложности с самостоятельным засыпанием. Ребёнка следует учить спать в его комнате.
Кормление грудью представляет собой большую науку и очень часто бывает так, что протекает не совсем гладко. При кормлении ребёнок может проявлять беспокойство, плакать и капризничать. Невзирая на то, что ребёнок и мать наделены природой определёнными рефлексами, им необходим определённый опыт для того, чтобы кормление проходило гладко и спокойно. Особенное значение при кормлении имеет поза, в которой оно производится. Нередко случается так, что беспокойное поведение грудного ребёнка объясняется нарушениями при кормлении.
На протяжении первых нескольких недель после рождения ребёнка он и мама постепенно привыкают друг к другу и маме многое бывает неясно в поведении её малыша. Очень часто она не понимает, по какой причине ребёнок проявляет беспокойство во время кормления и не ест. Тому может быть множество объяснений, речь о которых пойдёт ниже.
В том случае, если мама продолжает пережимать по поводу нехватки молока у неё, ей есть смысл обратиться к специалисту по лактации для того, чтобы получить все необходимые консультации и советы по части увеличения количества молока у женщины, если это ей необходимо.
Возможно возникновение рефлюкса при проведении кормления. Его можно избежать, если поддерживать ребёнка в вертикальном положении и делать перерывы во время выполнения кормления. С ростом ребёнка происходит укрепление его мускулатуры и проявления рефлюкса постепенно сходят на нет. Если же имеют место нарушения режима кормления малыша по причине возникновения рефлюкса, следует обратиться к врачу, ввиду серьёзности ситуации.
Беспокойство новорожденного ребёнка может объясняться рядом причин. Ниже приведены некоторые из них.
Для прохождения грудного молока через пищеварительную систему младенца требуется совсем немного времени, поскольку материнское молоко легко переваривается. При сосании груди ребёнком нередко можно слышать весьма характерные звуки. Невзирая на то, что газы наблюдаются практически у всех детей, некоторые переносят их лучше других. Своё влияние на процесс накладывает и время суток, в которое происходит кормление, причём метеоризм наиболее отчётливо проявляется в конце дня. Ребёнок может не хотеть отпускать материнскую грудь, что только усиливает метеоризм. По мере развития малыша проблема отступает.
Если малыш ещё не научился хорошо сосать грудь, он может начать давиться материнским молоком. При этом он может бросить грудь и начать нервничать и кричать. В этом случае маме следует, сильно надавив на грудь, сцедить поток молока, после чего снова приложить к ней своего малыша. Можно сцеживать молоко до начала кормления, для того чтобы удостовериться в возможности остановить его выброс до того, как ребёнок возьмёт грудь. Грудничка следует кормить из положения под мышкой. Когда малыш немного вырастет, он сможет самостоятельно вести контроль рефлекса выброса молока, находясь в любом положении при кормлении.
Вот в семье появился маленький нежный «комочек», который время от времени пищит, проявляя недовольство. Неопытные мамы при малейшем плаче начинают нервничать, гадая, почему так себя ведет беспокойный ребенок в 1 месяц, и чем ему помочь.
Малыш только пришел в этот мир и пытается в нем адаптироваться. Еще не налажены нервная и пищеварительная системы – пока единственные органы чувств, через которые новорожденный общается с внешним миром.
Беспокойный месячный ребенок своим плачем доставляет неудобства родителям в ночное время. Хотя в этом возрасте физиологические периоды бодрствования сводятся к 15 мин, все остальное время младенец обычно спит. Для него еще не существует разграничений на суточные фазы, и отсутствует восприятие времени.
Единственный доступный способ наладить контакт с окружающим миром – это звуковой сигнал. Но беспокойный ребенок в 1 месяц умеет только плакать – это естественное состояние, позволяющее привлечь к себе внимание.
Почему плачет месячный малыш:
Беспокойный ребенок в 1,5 месяца, наделенный чувствительной нервной системой, плачет из-за неприятных ощущений тактильного характера. Раздражать может даже мягкая подушка. Некоторые дети неуютно чувствуют себя в большой кроватке, как бы «нутром» ощущая свою незащищенность.
В первый месяц жизни малыш проявляет беспокойства неосознанно, иногда ворочаясь и вскрикивая во сне без причины. Поэтому кидаться к младенцу при первых же позывных не обязательно, но если плач малыша слишком настойчив и длится более 10 мин, на него реагируют.
Иногда достаточно просто дать малышу соску-пустышку или несколько глотков теплой водички (успокоительного чая), или перевернуть его на другой бочок, чтобы он и дальше спал спокойно. Очень беспокойный грудной ребенок 1 месяца быстро затихает на руках у мамы, если она его немного покачает.
Когда ни одно из средств не дает результата, и младенец не успокаивается, лучшее решение - вызвать врача. Возможно, причина кроется в начинающейся болезни.
Не зная точного диагноза, самолечение проводить не рекомендуется.
Иногда может беспокойный сон у ребенка продлиться до 11 месяцев. Это свидетельствует либо о сверхчувствительности малыша, либо о развившейся привычке привлекать к себе подобным образом внимание мамы. В первом случае понадобится консультация врача и использование успокоительных средств. Вторая ситуация требует поведенческой коррекции (и здесь придется набраться терпения).
Беспокойный сон у новорожденного – это стандартная ситуация на первом месяце жизни, но оставлять без внимания ее не стоит. Ведь на фоне обыденных причин не всегда можно заметить зарождение серьезной проблемы.