Опасности дома
Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
Предметы, которыми нужно научить правильно обращаться (иголкой, ножницами, ножом);
Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).
Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются сферой родительской ответственности.
Родителям необходимо:
Формировать у детей представления о предметах бытовой техники, инструментах, используемых дома и в детском саду (утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка, овощерезка, стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки), об их назначении и правилах обращения с ними.
Объяснить, что порядок в доме и детском саду нужно соблюдать не только для красоты, но и для безопасности.
Разъяснять возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья.
Рассказать о пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами.
Предупреждать, что нельзя играть спичками, зажигалками, потому что может случиться пожар.
Предупреждать, что нельзя забираться на подоконник и выглядывать, лучше сходить на улицу погулять с разрешения взрослых.
Нельзя выходить на балкон без взрослых.
Научить обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой (пришивать пуговицу).
Посоветовать, что при порезах и ссадинах, ожогах и ушибах нужно подставить рану под струю холодной воды и показать взрослым;
Научить, что при пожаре нельзя прятаться, нужно вызвать пожарных по телефону «01», выйти из комнаты или лечь на пол.
Предупредить несчастный случай можно, если в помещении, где живут дети:
1. Исправна и недоступна электропроводка.
2. Мебель по возможности без острых углов и граней, прочно закреплены шкафы, книжные полки, музыкальные колонки, цветочные горшки и вазы.
3. Окна и двери на балконы при отсутствии взрослых закрыты.
4. Краны газовых горелок закрыты.
5. Все острые и мелкие предметы: кольца, пуговицы, броши, булавки, серьги, спички, монеты находятся в недоступном для детей месте - в закрытых шкафах, под замком.
6. Лекарства, моющие средства находятся в труднодоступном месте.
7. Кастрюли с горячими блюдами и чайник не ставятся на край стола.
Опасности в природе
Природа — самое удивительное из того, что нас окружает, в природе нас ждет немало интересных встреч, но при условии внимательного и осторожного обращения с ней.
Зачастую родители не уделяют достаточного внимания обучению детей ориентированию на местности и распознаванию ядовитых растений, которые могут стать причиной тяжелейшего отравления и даже смерти. Пребывание на природе — это еще и контакты с животными. Познавая окружающий мир, ребёнок, может не только сорвать ядовитое растение, вступить в контакт с животными, но и обидеть их. Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и ее обитателей.
Правила безопасного поведения в природе
Гуляя можно ходить и бегать только по специальным засыпанным мелким песком и камешками дорожкам.
Молодую травку, не вытаптывайте, она подрастет, и газон превратится в красивый зеленый «ковер».
Бросайте мусор в специально отведенное место (урну, контейнер).
Играя в песочнице, старайтесь сохранять песок чистым, не бросайте туда камешки, ветки, листья, пробки и другой мусор.
Не наступайте на муравьишек, жучков, дождевых червей, улиток, не хлопайте по ним совком, лопаткой.
Не подходите близко к птицам, не беспокойте их.
Если увидите красивое растение с яркими плодами, не спешите рвать — оно может быть ядовито.
Нельзя подходить к воде без взрослых; купаться можно только со взрослыми.
Зимой реки и озера покрывает лед. Выходить на него без сопровождения взрослых опасно.
Когда с родителями собираете грибы, не вырывайте их с корнем, попросите взрослых, чтобы они помогли срезать гриб ножом.
Если вокруг вас летает пчела, не машите руками.
Нельзя трогать, гладить, брать на руки и играть с незнакомыми животными (бездомными).
Уважаемые родители! Помните - воспитание у детей осознанного отношения к выполнению правил безопасности - наша с вами важнейшая задача.
Выполнила воспитатель МБДОУ д с №8 Овсянникова В.А.
«Воспитание безопасного поведения дошкольников в природе»
Природа создает условия для физического, материального, духовного развития человека. Знакомство с этим огромным окружающим миром-миром природы происходит у ребенка с первых дней рождения. Именно в детстве закладывается отношение к природе, к себе, к окружающим людям. Надо научить детей любить природу, познакомиться с ее особенностями, солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Природа не только создает условия для всестороннего развития, но и является основным фактором укрепления здоровья детей.
Не секрет, что особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. А как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?
Актуальность темы:
Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Основная задача нас, взрослых, – привить детям культуру безопасного поведения на улице, в быту, в общении, на природе – все это составляющие общей культуры безопасности.
Как сделать так, чтобы и родители были спокойны и дети находились в безопасности? Нужна планомерная, профилактическая работа с детьми с самого раннего возраста в игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:
1. Дидактических игр: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если … »;
2. Игровых ситуаций: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»;
4. Показов схем «Что можно и что нельзя делать в природе» и демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей».
5. Рассматривания альбомов «Жалобная книга природы», «Правила
поведения в природе», «Природа родного края» и репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали» И. И. Шишкин, «Берёзовая роща» Левитан И. И., «Дубы» Васнецов В. М.
6. Наблюдениям в природе: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением младших и старших детей на других участках;
7. Заучиваниям стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес,
дремучий лес» С. Погорельского;
8. Беседам: «Мы – юные друзья природы», «Лес – богатство нашей родины»,
«Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все
нужны на Земле», «Как вести себя в лесу».
9. Отгадыванием загадок о лесе, о его обитателях.
10. Подвижных игр: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по
тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки».
11. Пальчиковой гимнастики: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», Уж как
шла лиса по тропке», «Явления природы».
12. А также практической трудовой деятельности: сбор веток и мусора на территории группового участка, полив растений и т.д.
Игра – как способ моделирования окружающей жизни. Отражает события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно.
Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.
Необходимо отметить, что очень часто родители не уделяют достаточного внимания обучению детей ориентированию на местности и распознаванию ядовитых растений. Бузина, белена, вороний глаз, ландыш майский, дурман обыкновенный, желтый лютик, болотистый вех и другие растения могут стать причиной отравления и даже смерти. Некоторые семьи, не имея представления об опасных растениях своей местности, упускают тот факт, что в отпуске, проводимом в природных условиях, отличных от местных, дети могут встретиться с незнакомыми им, но не менее ядовитыми видами растений. Поэтому необходимо проводить профилактическую работу с родителями в этом направлении с помощью консультаций, бесед, памяток.
Пребывание на природе – это еще и контакты с животными и насекомыми. Познавая окружающий мир, ребенок может не только сорвать ядовитое растение, но и, вступив в контакт с дикими или домашними животными, причинить себе вред или ему. Укус змеи в лесу, жалящего насекомого в саду или собаки на улице может представлять угрозу здоровью и жизни. Поэтому одна из важных задач в работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности в окружающей среде: дать детям элементарные навыки правильного поведения и общения с животными, растениями (в виде разнообразных игр, бесед, проблемных ситуаций).
Вывод: Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и ее обитателей. Воспитывая культуру безопасности, необходимо внушать детям, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому, заботясь о природе, человек заботится о себе и своем будущем.
Литература:
1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
4. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.
5. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.
Правила поведения, которые нужно соблюдать в природе:
Правила поведения на воде
* Находясь у воды, будь очень осторожен.
* Купайтесь только под присмотром взрослых.
* Не купайтесь в незнакомых местах.
* Не заплывай далеко от берега, если еще не умеешь плавать.
* Не плавай в водоеме на предметах – это очень опасно.
* Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.
* Никогда не заходи в воду, не плавай и не играй в воде, если рядом нет взрослых.
* Купаться можно в специально оборудованных местах.
Правила поведения на природе
* Не разоряй птичьи гнезда.
* Не ломай ветки деревьев.
* Не разоряй муравейники.
* Не лови бабочек ради забавы.
* Не обижай лесных жителей.
* Не рви много цветов.
* В лесу держитесь вместе.
* Не шумите.
* Не оставляй после себя мусор.
* После отдыха на природе загасите костер водой.
* Если ты потерялся, начинай кричать, чтобы тебя нашли.
Ольга Кириленко
Безопасность детей в природе
Дошкольный возраст – это важный период , когда формируется личность. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе , усваивает нормы поведения в обществе, в котором живёт. Определить правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильным и смелым перед товарищами заставляет ребёнка нарушать правила безопасного поведения на дорогах, в быту и в том числе в природе .
Сохранение жизни и здоровья детей – важная задача современной педагогики. У детей дошкольного возраста необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице, в природе , дома. Учить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях, так как эти знания формируют культуру поведения личности, внимания, ответственность за свою жизнь и за безопасность окружающих .
Человеческая жизнь сложна и многогранна, часто радости и неприятности идут рядом. Помочь в трудной ситуации может тот, кто имеет необходимые знания о существующих опасностях, кто научится их своевременно распознавать, обходить стороной. Недаром русские пословицы гласят : «Бережённого, бог бережёт» , «Берегись бед, пока их нет» , «Предупреждён - значит убережён» .
Детская безопасность начинается с нас – взрослых : с нашего здравомыслия, положительного примера и нашей способности предвидеть поступки детей .
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир : мир красок, превращений и неожиданностей. Ребёнку интересно абсолютно всё: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное , полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него , ребёнок, не зная основ безопасного поведения , может навредить не только окружающей природе , но и самому себе (например, ради интереса попробовать незнакомые ягоды или зажечь спичку и кинуть её, подразнить собаку и множество других примеров). Детям необходимо объяснить последствия такого поведения.
Особая ответственность за формирование навыков безопасного поведения в природе возлагается на воспитателей дошкольных учреждений, потому что именно в таком раннем возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребёнка в сознательной жизни. Создание таких условий в дошкольных учреждениях позволяет ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения .
Например : я, работая над проектом, затронула тему : «Безопасность детей в зимний период » . Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Катание на санках, лыжах, лепка снеговиков и просто игры в снежки – это так увлекательно, весело и полезно для детей . Однако с зимним времяпровождением связаны и некоторые проблемы. Так, безопасность детей зимой – это то , о чём следует думать взрослым, прежде всего. И речь идёт не только о простудных заболеваниях. Несоблюдение правил поведения на улице зимой для детей может закончиться серьёзными травмами.
Техника безопасности .
Чтобы обезопасить ребёнка от любых неприятностей во время зимней прогулки, следует позаботиться о соблюдении ряда правил.
Во-первых, одежда. Она должна быть тёплой, многослойной, свободной. Обувь должна быть с нескользящей подошвой. Надевать рукавички, шапку, застёгивать пуговицы нужно ещё до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежду.
Нельзя оставаться на улице когда метель или очень сильный мороз и ветер.
Нельзя грызть сосульки и есть снег. Поскольку снег очень грязный в нём могут быть опасные вещества, микробы. Да и можно запросто простудиться.
Нельзя прикладывать язычок к металлу (можно провести эксперимент с мокрой тряпочкой) .
Когда на тротуаре сплошной лёд, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву.
Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведённых местах.
Если на горке много детей , нельзя толкаться и драться.
Нужно объяснить ребёнку, прежде чем съехать с горки, надо оглядеться по сторонам, чтобы убедиться в отсутствии других детей на пути . Кроме того, важно осмотреть место спуска, ведь въехать в дерево или забор не только неприятно, но и больно.
Нельзя подниматься на горку по дорожке, которую используют для спуска.
Предупредить детей о том , что такое безобидное занятие , как бросание снежков, может скрывать опасность. Дело в том, что под снегом, который дети берут руками, могут находиться осколки стекла, проволока, щепки и обычный мусор.
Снежки лепить небольшие, кидать их не очень сильно, а кидать в лицо вообще запрещено!
Любой водоём зимой - место опасное. Лучше его избегать.
Таким образом, формирование умений и навыков безопасного поведения в природе – сложный , непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в раннем возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде . Привитые с детства знания и навыки безопасного поведения становятся естественными в поведении взрослого человека.
Публикации по теме:
Знания и навыки, полученные в детском саду, служат фундаментом для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечивают.
Пожар всегда представляет собой огромную опасность для человека, и с этим не поспоришь. Мы взрослые об этом знаем, а маленькие дети такой.
"Я убежден, что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для.
Цель: расширение представлений детей о зимних явлениях в природе. Образовательные задачи: -закрепить с детьми признаки зимы, сезонные.
НОД по естествознанию для детей подготовительной группы «Круговорот воды в природе» Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе. Задачи: 1. показать значимость воды для всего живого на земле; 2. показать в каком.
НОД «Пожарная безопасность в природе» Цель: Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Задачи: Обучающие Формировать у детей представление о пожарной безопасности.
Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Безопасность в природе»
Подготовил: Заместитель заведующего по ОД Шабура Л.В.
Беседа №1.
Тема: « Как песок может стать опасным»
Цель : показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.
Материал: 2 куклы - Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для
игры с песком.
Ход беседы:
Приходят 2 куклы - Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются друг в друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы - приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимали руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы - можно заболеть или задохнуться), запачкали одежду друг друга - вся одежда в песке, грязная.
И другие ситуации.
Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек)– как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда, и запоминают
* Не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно.
* Ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки.
А если все - таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом взрослым (воспитателю).
Беседа №2.
Тема: «Не играй с бродячими животными»
Це ль : разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными; учить заботиться о своей безопасности.
Материал : д/упражнение - «Как это случилось?»
Ход беседы:
1.Отгадай!:
«Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (Кошка).
«Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается»
2. Рассказ воспитателя:
«Иногда, когда мы играем на участке д/сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.
А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?
Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.
Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.
«Жалобно мяукает котенок у нашего подъезда. Что делать?»
5.Чтение стихотворения
Мяукает у дерева
Незнакомая кошка,
Налью молока
Я бедняжке немножко.
Но трогать руками
Котенка не буду,
Что мама сказала
Ведь я не забуду:
«будь добрым, сыночек,
Животных корми,
А в руки бродячих
Зверей не бери,
От них мне поверь,
Легко заразиться.
Придется в больнице
Долго лечиться!»
6.Запомните ПРАВИЛА!
* Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.
* Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и укусить без предупреждения.
* Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.
* Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.
* Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны они могут чего - то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.
* Не целуйте (они часто роются в земле и у них на морде много микробов)
и не дразните животных (они могут терять терпение и укусить);
* Не подходите к ним сзади.
* Не буди спящую собаку.
7. Д/упражнение «Как это случилось?»
Обсуждение неправильного действия ребенка и его последствия (по серии
картин). (Дразнили собаку - она укусила. Ребенок попал в больницу.)
Беседа №3.
Тема: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»
Цел ь: дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить
подчиняться требованиям безопасности.
Материал: Знаки: «Можно» (!), «Нельзя»(+).
Ход беседы:
1.Решение проблемных ситуаций с применением знаков.
Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей) (Знак - «Нельзя»)
Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли поступать так? (Знак - «Нельзя»)
2.Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки (экскурсии) . Предложить выбирать знаки.
3.Запомнить ПРАВИЛА:
* Идти спокойно, держась за руку товарища (по-двое) за другими детьми и воспитателем.
* Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;
* Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей.
* Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят.
Беседа №8.
Тема: «Ура! Мы едем на автобусе»
Цель: учить правильно вести себя в транспорте, знать и подчиняться правилам безопасного поведения.
Ход беседы:
1.С/ ролевая игра «Путешествие » - с обсуждением правил поведения в автобусе.
2. Повторить с детьми ПРАВИЛА:
* При входе в автобус и выходе из автобуса не толкайся, не выпрыгивай, не торопись, не ставь подножку, дождись своей очереди и держись за специальные поручни, смотри под ноги.
* Не вставать с места и не передвигаться в автобусе. При резком повороте или внезапной остановке ты можешь сильно удариться об окно или сиденье;
* Не высовывай руку или голову из окна автобуса. Проходящий мимо транспорт может задеть тебя, что вызовет серьезную травму;
Беседа №4.
Тема: «Дежурство по столовой»
Цель : учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.
Материал: д/игра: «Накроем кукле стол» или «Что сначала, что потом».
Можно использовать значки - символы: картонный лист - стол, маленькие кружки - блюдца, большие - тарелки, полоски- вилки, ножи и т. д.
Ход беседы:
1. Д/и «Накроем кукле стол» с использованием знаков - символов или кукольной посуды и обязательным объяснением правил безопасности.
2.Чтение отрывков стихотворения (полная версия в кн. «Ребенок за столом» стр.49)
Мы дежурные сегодня.
Будем няне помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Мы тарелки всем поставим
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть, подумай, А потом уж разложи.
От тарелки справа нож, Ложка рядышком лежит,
Нож от ложки отвернулся, На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки. Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе, Будет с вилкой нож дружить.
3. Повторить с детьми ПРАВИЛА:
* Не размахивай вилкой, ножом или другим столовым прибором;
* Всегда бери по одному предмету и неси аккуратно;
* Накрывая столы, не торопись, не бегай, не играй, делай все спокойно;
* Нож и вилку неси острием вниз;
* Не поднимай высоко и не подноси к глазам вилку, нож;
* Не подходи и не притрагивайся к кастрюлям и чайникам с горячей пищей;
* Не балуйся и не играй с ножом и вилкой.
* Накрывая столы, не отвлекайся;
* Не мешайте дежурным накрывать столы;
* Не бегайте, когда накрывают столы.
Беседа №5.
Тема: «Как вести себя в жару на участке?»
Цель : учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.
Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек - одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог. (Можно придумать и нарисовать другие картинки)
Ход беседы:
1.Рассматривание картины.
Вопросы к детям:
Что изображено на картинке?
Кто из девочек поступил правильно? Почему?
А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?
Что нужно делать теперь?
А как мы ведем себя на улице в жару?
Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?
2.Составление рассказов из жизненного опыта детей.
3.Игра «Закончи предложение»
Чтобы не обидеть папу, Я одену с лентой…(шляпу).
Неразлучные друзья. Веревка и прищепка.
Не разлучные в жару. Я и моя …(кепка)
Сильно солнышко печет? – Спрашиваю маму.
Одеваю я в жару. Белую …(панамку).
* На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку)!
* В жару пей больше жидкости - воды, морсов или соков!
* Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!
* В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.
* Не бегай босиком в жару по асфальту.
* Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке: не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.
Беседа №6.
Тема: «Трудовая деятельность»
Цель : учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности
(лейки, тряпочки, палочки - труд в уголке природы;
стеки, ножницы, карандаши, кисточки - ручной труд;
грабельки, лопаточки, совочки, венички - труд в природе).
Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментами
Ход беседы :
1.Игра с «Волшебным сундучком».
Загадать загадку о предмете.
Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.
Для чего он нужен?
Когда невозможно обойтись без этого предмета?
Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию?
Как правильно им пользоваться?
2. Выучить пословицу: «Каждой вещи - свое место».
3. Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и пользы.
4. Повторить с детьми ПРАВИЛА:
* Соблюдай осторожность при обращении с любым из этих предметов;
* Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места;
* Не размахивай и не тычь в лицо другим;
* Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груд.
* Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке (показ)
* После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;
* Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др.;
* Не толкайся, не отбирай у других;
* Не бегай с опасными предметами;
* Делай свою работу спокойно, не отвлекаясь!
Беседа №7.
Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»
Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с;
знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
Материал: Иллюстрации
Ход беседы :
1. Демонстрирует иллюстрации и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) и рассказ воспитателя о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Воспитатель показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей.
2. Проигрывание ситуаций:
Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.
3.Совместное рассуждение воспитателя и детей : никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!
И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!
4.Беседа (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?
5.Запомнить ПРАВИЛА:
* Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.
* Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.
* Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть
доброжелательным и вежливым.
* Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.
* Не играть с острыми предметами.
* Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.
* Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности. Так как кто - ни будь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и травмироваться.
* Не кидаться песком, землей, снегом.
Беседа №8.
Тема: «Гололед»
Цель: знать правила безопасности в зимнее время - в гололед;
уметь по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.
Ход беседы:
1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Тротуары, как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела-
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа-
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
2. Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».
3. Вопросы к детям:
Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
Почему в гололед люди часто получают травмы?
Как обезопасить себя в гололед?
Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
4. Рассматривание картин - знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?
Запомнить правила:
* не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;
* если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
5.Задание:
Беседа №9.
Тема: «Осторожно сосульки /снег с крыши/»
Цели : дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма и вспомнить, если облизывать или есть их - ангина);
учить уберечься от сосулек в конце зимы - начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.
Материал: иллюстрации «Капель», логическая картина «Как Вася заболел?»
Ход беседы:
1.Отгадайте!
Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю.
(Сосулька)
2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.
Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено.
Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.
Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?
А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?
Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто - либо пострадал в подобных ситуациях.
Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах.
Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить.
Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.
ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:
* Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!
* Подходить и трогать свисающие сосульки!
* Нельзя сосать и есть сосульки!
* Не кидайся сосулькой или снегом!
* Будь внимательным и наблюдательным!
* Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!
* Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других
3.Напоминание детям о том, что нельзя облизывать и есть сосульки.
С крыши свесилась сосулька,
С виду вкусный леденец!
Заработает ангину.
Если съест ее глупец!
4. Игра на развитие общей моторики «Сосулька»
Вниз головой висит сосулька,
Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком.
О солнца насморк у нее.
Трогают себя за нос.
То от тепла она заплачет,
Собирают «слезы» в ладонь.
То платьице ушьет свое.
Проводят руками по телу сверху вниз,
горизонтальным движением «обрезают» длину.
Придет мороз - заледенеет,
Обнимают себя руками, дрожат
Немного за ночь подрастет,
руки вытягивают вверх, встают на носочки
Окрепнет телом, потолстеет,
Руки округляют по бокам .
Тяжелой станет - упадет.
Приседают.
5.Задание:
На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.
Беседа № 10.
Тема: «Как был наказан любопытный язычок»
Цели : дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками;
научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.
Материал: сюжетная картина.
Ход беседы:
1.Рассматривание и обсуждение сюжетной картины.
Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами.
Придумывание рассказов.
Показать (если это все - таки случилось), как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)
2.Помочь запомнить ПРАВИЛО:
* Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья.
* Не отрывать с силой, если несчастье все - таки с тобой случилось.
* Звать на помощь взрослого, если с кем - то из твоих товарищей произошло такое.
3.Проведение опыта:
Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается.
Беседа №11.
Тема: «Не ешь снег и сосульки!»
Цель: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть их - ангина);
Материал : логическая картина «Как Вася заболел?»
Ход беседы:
1.Беседа
Что значит быть здоровым? (значит быть сильным, бодрым, энергичным, не болеть).
Как мы должны заботиться о своем здоровье?(Закаляться, гимнастика).
2. Чтение рассказа «Гимнастика и простуда» (Т. А.Шорыгина «Беседы о здоровье», с.4)
3.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.
Попросить рассмотреть логическую картину «Как Вася заболел?»
Как вы думаете, ребята, почему заболел Вася?
4.Обыгрывание проблемных ситуаций:
- «Первый снег во дворе, он похож на сахар, наверное такой же сладкий и вкусный, я его попробую»
- «Висят сосульки, как леденцы. Что ты сделаешь, попробуешь, такой леденец?»
5. Чтение стихотворений:
Я вам расскажу, ребята,
Умные школьники и дошколята
Здоровье свое всегда берегут,
Снег и сосульки в рот не берут!
С крыши свесилась сосулька,
С виду вкусный леденец!
Заработает ангину.
Если съест ее глупец!
6.Опыт со снегом (сосулькой)
(побудить ребенка дать оценку опытнической деятельности и самостоятельно сделать вывод)
Растопить снег (сосульку), процедить через ватный или марлевый фильтр.
Беседа №12.
Тема: «Зимой на горке»
Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;
Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди;
выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
Ход беседы:
1.Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.
2.Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине .
3.Игра (словесная) «Хорошо - плохо».
Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.
3. Рассматривание санки-ледянки и обычных санок .
4.Сформировать ПРАВИЛА:
* Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;
* Подниматься на горку только по ступенькам;
* Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;
* Не кататься стоя, а только сидя;
* Не толкать, не цепляться за товарищей;
* Соблюдать очередность;
* Не спрыгивать с горки;
* Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;
* Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;
* Прокатился, быстрее вставай и уходи, т. к. следом за тобой скатится другой
и может сбить тебя;
* Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;
* Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;
* Не сбегай по скату;
* Не кидайся снегом в сторону горки.
В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное, ориентированное на формирование основ безопасного поведения в природе.
Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?
Цель проекта:
Формирование первоначальных представлений о безопасном поведении в природе.
Проект «Безопасность детей в природе»
воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» Зотова Зоя Николаевна
Актуальность:
В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений развития и образования детей является социально-коммуникативное, ориентированное на формирование основ безопасного поведения в природе.
Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Проведя анализ знаний детей группы (беседы, наблюдения за детьми во время прогулки, я пришла к выводу, что дети мало знакомы с правилами поведения в природе. В связи с этим мною и была выбрана тема проекта по безопасности «Безопасность детей в природе».
Цель проекта:
Формирование первоначальных представлений о безопасном поведении в природе.
Задачи проекта:
Проблема:
У детей не сформированы начальные представления о правилах безопасного поведения в природе.
Тип проекта: познавательно – исследовательский
По количеству участников: групповой
По продолжительности: среднесрочный
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы и родители.
Срок реализации проекта: сентябрь- ноябрь 2015 г.
Предполагаемые результаты работы над проектом
Этапы реализации проекта:
I. Организационный.
1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта.
2. Подбор методической и художественной литературы по теме.
4. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
5. Составление плана-схемы проекта.
6. Тематические плакаты, изготовление запрещающих знаков.
II. Основной (практический)
Реализация проекта в образовательную практику (реализация запланированных мероприятий) .
Основные направления реализации проекта по образовательным областям.
Социально - коммуникативное развитие.
1. Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Верно - не верно», «Что будет, если…».
2. Игровая ситуация «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу».
4. Сбор веток и мусора на территории группового участка.
5. Просмотр презентации «Правила поведения в лесу».
6. Показ схем «Что можно и что нельзя делать в природе».
7. Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей».
8. Сюжетно - ролевая игра «Прогулка в лес».
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
1.Заучивание стихотворения: «Если я сорву цветок»
2.Чтение рассказов «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Волчишко» Е. Чарушин, пословиц и поговорок о лесе.
3. Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять», «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов.
Художественно-эстетическое развитие
1. Раскрашивание картинок «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу».
2. Рисование, аппликация, лепка конструирование из природного материала по теме проекта.
Физическое развитие
III. Заключительный
Развлечение «Мы – друзья природы».
Презентация проекта на педагогическом совете.
Подведение итогов.
Взаимодействие с родителями:
1. Папка – передвижка: «Правила поведения в лесу»
2. Консультация для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу»
3. Памятки для родителей «Как вести себя в природе»
Итоги проекта.
Дети узнают съедобные и несъедобные грибы.
У них появились первичные представления, как нужно адекватно реагировать на опасные ситуации в природе.
Созданы презентации: «Съедобные и несъедобные грибы», «Правила пожарной безопасности в лесу», дополнена развивающая среда плакатами, знаками, настольными играми, сюжетными картинками, отображающие различные ситуации. Стихи для детей о безопасности на природе с иллюстрациями .
Использованная литература:
1. К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.