Духовно-нравственное воспитание и развитие речи детей через синтез искусств. Социально-нравственное воспитание через развитие речи Нравственно духовное развитие дошкольника через речь

Хэллоуин

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Организация: БДОУ «Детский сад № 207 комбинированного вида»

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

«Никто не может быть красноречивым, не быв

добродетельным. Красноречие и есть голос

внутреннего совершенства».

Виноградов В.В.

Проблема развития речи дошкольников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращение к истокам и традициям отечественной культуры преобразует его в сторону более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника. Речь неотделима от морально-этических убеждений и, вполне естественно, что процесс обучения речи детей в нашей логопедической группе направлен не только на овладение ребенком грамматически правильной речью, но и на развитие его духовной культуры.

Цель – формирование духовно-нравственной культуры речи детей старшего дошкольного возраста через приобщение к социокультурным нормам и традициям.

Задачи:

  1. Создать условия, активизирующие речевую практику ребенка, способствующие разностороннему речевому и эстетическому развитию личности.
  2. Сформировать основы духовно-нравственной личности через взаимодействие с родителями и социумом.
  3. Воспитывать у детей сознательное отношение к родному слову.

Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение коммуникативной сферы. И при каждом новом наборе детей в группу вопрос их общения между собой и с взрослыми стоит очень остро. Дети приходят из разных групп и даже детских садов, есть дети, никогда не ходившие в детский сад, им тяжело общаться между собой из-за речевых нарушений, из-за психологических особенностей (застенчивость, агрессивность, конфликтность, замкнутость). Таким детям необходимо особое внимание любящих и заботливых взрослых, которые верят в их силы и возможности и поддерживают своей любовью. Педагоги дошкольного учреждения стараются в группе создать комфортные условия для пребывания каждого ребенка.

Развивающая предметно пространственная среда в группах на определенные зоны или центры, которые при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: художественно - творческий уголок, книжный уголок, музыкально-театрализованный, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно-речевой, центр сюжетно-ролевых игр. Первыми темами обучения являются наиболее близкие им «Я и моя семья», где разыгрываем с детьми ситуации «Вечер в семье», «Праздник в семье», игры «Дочки – матери», «Моя семья». В цикле бесед «Кого мы называем добрым (вежливым, честным)» с детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие общению. Вместе с педагогами вырабатываются правила, как развивать в себе эти качества. Для развития сферы общения организуем игры «Волшебный сон», «Улиточка», «Комплименты», «Ладонь в ладонь», «Слепой и поводырь». Эти игры также способствуют развитию у детей доверия друг к другу. Игра имеет большое воспитательное и образовательное значение для ребенка. Причём не только игру в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники…), такие как коляда, Рождество, Масленица. Их особенность – нравственная основа, обучающая детей социальной гармонизации. Проживая с детьми, любимые в народе праздники, педагоги воздействуют на эмоциональную сферу детей, оставляем в их памяти глубокий след.

Осуществляя речевое развитие детей на занятиях, педагоги опираются на знания особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует контакта с другими людьми, при котором ребенок рассчитывает на обратную связь. Воспитатели разработали серию занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим, которые наряду с образовательной задачей несут большую нравственную нагрузку. Например, занятия «Помоги Незнайке», «В гости к бабушке и дедушке», «Федорино горе», «В гости к Лесовичку», «Вечная слава, Вечная память», «Поможем птицам» и другие воспитывают у детей чувства ответственности, сопереживания, любви к родным, своей Родине. Общение рассматривается как деятельность практическая, будь то общение физического, психического, материального или духовного уровня. Деятельный подход к развитию речи основывается на следующих принципах:

Взаимодействие нравственного, интеллектуального, художественно-эстетического и речевого развития в процессе ознакомления с художественной литературой.

Развитие речи – это развитие личности на основе духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому воспитатели отбирают литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей и поэтов. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания детей. Используя сказкотерапию как метод, воспитатели выбирают одну из множества готовых историй, которые подходят к конкретной ситуации, а могут придумать свою, чтобы она наиболее полно соответствовала поставленной задаче. Сказкотерапия не только учит детей различать, что такое хорошо, а что такое плохо, но и позволяет нам лучше понять внутренний мир ребенка.

Взаимосвязь работы по развитию речи со всеми остальными видами деятельности.

Работа в дошкольных группах строится по «Тематическим неделям», поэтому охватываются все виды деятельности. Например, изучая тему «Наш город Омск» воспитатели знакомят дошкольников с символами города, учат стихи о родном городе, поют с детьми песни, рисуют Тарские ворота, пожарную каланчу, свою родную улиц. Проводят для детей беседы «Мой город самый красивый», «За что я люблю свой город», «Герои – омичи», «Спортивная гордость Омска», «Литературный Омск» и т.д.

Использование комплексных занятий тоже помогает детям глубже понять тему, проявить себя если не в рисовании, то в пении, рассказывании. Изучая темы: «Моя семья», «Защитники Отечества», «Профессии», «Мамин праздник», воспитатели обязательно придают большое значение увеличению словарного запаса детей путем объяснения незнакомых слов, их исторического значения, касаются народных традиций и истоков. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин – защитников, а из девочек – женщин – матерей.

Разнообразие методических форм и приемов, стимулирующих творческую речевую деятельность

Это создание речевых ситуаций, пересказ, драматизация текста, движения со словами, слушание аудиозаписи, экскурсии и наблюдения, проектная деятельность. Практическая направленность работы по развитию речи, приближение ее к реальным жизненным ситуациям.

Воспитатели с детьми готовят поздравительные открытки к праздникам мам и пап, ветеранам. Выступают на концертах со стихами и песнями для пожилых людей, ветеранов, детей младших групп, родителей, изготовливают книжки – малышки для детей групп раннего возраста. Сотрудничают с библиотекой имени Владимира Маяковского и Нежинским геронтологическим центром.

Систематический характер по совершенствованию речи детей

Развитие речи идет постоянно и на занятии и вне них. Во время игр, режимных моментов и дома. Большое внимание уделяется работе с родителями. Забота о ребенке – это не только добывание для него хлеба насущного, намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина.

Повышая требование к культуре устной и письменной речи, уделяя внимание языку как культурной ценности и показателю воспитанности, проводятся консультации для родителей: «Ваша речь – показатель культуры», «Речь как средство общения людей». Проводится опрос родителей «Что помогает и что мешает вашему ребенку общаться с другими». Воспитывая у детей интерес и любовь к родному городу как малой Родине, родителям было предложено красочно оформить «Маршрут выходного дня», где помимо сообщения сведений о нашем городе педагоги дали рекомендации, куда сводить ребенка и как ему рассказать о достопримечательностях родного города. Совместно с родителями ведётся работа по проектам «Мой город, любимый на Иртыше», «Путешествие в страну красивой грамотной речи». Проводятся для родителей открытые мероприятия, «Праздник родного языка», «Пушкинский бал», «День матери», «День защитника Отечества», «День пожилого человека», «Психологический марафон», где родители могут слышать образец правильной речи, видеть, как дети адаптируются в обществе.

Формирование духовно-нравственной культуры речи дошкольников через развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности. Приобщая детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, воспитывая у детей сознательное отношение к слову, создавая условия, способствующие речевому развитию, привлекая родителей, как полноправных участников педагогического процесса, закладывая основы нравственно-духовной личности, воспитатели тем самым формируют духовно-нравственную культуру речи каждого дошкольника.

Литература:

  1. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина «Учим детей общению», Академия развития, Ярославль, 2005;
  2. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика-синтез, Москва, 2014;
  3. Т.А.Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении», Творческий центр, Москва, 2011;
  4. Л.В.Михайлова-Свирская «Работа с родителями», Просвещение, Москва, 2015.

Жупикова И.А.
учитель-логопед
Детского сада № 214 ОАО «РЖД», г. Черемхово.

«Воспитав человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт

В современных условиях жизни и развития общества проблемы нравственности, нравственной культуры выдвигаются на одно из первых мест как основа гуманистического воспитания молодежи, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Духовно - нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Самыми доступными средствами для духовно - нравственного развития ребенка, конечно же, является родная речь, в частности художественное слово. К.Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе заучиванию и рассказыванию стихотворений. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является приобщение детей к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Привлекать внимание детей нужно яркими образами, вызывающими интерес, а в пословицах и поговорках достаточно кратко и ярко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества, высмеиваются недостатки. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

Для реализации поставленных задач на занятиях использую следующие формы работы:

  • чтение и проговаривание стихотворений, четверостиший, чистоговорок;
  • проговаривание и заучивание песенок, скороговорок, пословиц, считалок, пестушек, потешек, небольших диалогов;
  • чтение произведения и пересказ с элементами театрализации;
  • викторины и инсценировки по сказкам, сочиняем сказки;
  • речевые игры («Телефон», «Цепочка», «Магазин» и др.), где формируются такие качества как коллективизм, дружба, товарищество и взаимовыручка.
  • дидактические игры: «Вежливые слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) и др.

Работа по духовно-нравственному воспитанию не ограничивается только занятиями, так как художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, поэтому праздники и досуги в детском саду являются эффективным средством нравственного и эстетического воздействия на подрастающее поколение. Народные праздники играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, где дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

В нашем детском саду сложилась прекрасная традиция проводить конкурсы чтецов, фестивали стихов, поэтические гостиные по сезонной тематике:

  • Фестиваль чтецов «Здравствуй, Зимушка-Зима», «Осенняя фантазия».
  • Фестиваль стихов «Игрушки» по циклу стихов А. Барто - чтение стихов детьми, педагогами и родителями.
  • Конкурс чтецов «Зимняя фантазия»
  • Поэтическая гостиная «Мама - ангел добра»

Дети не только выразительно рассказывают стихи, но и учатся сопереживанию, взаимоподдержке, преодолевать стеснительность в общении со сверстниками и взрослыми.

Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники и интегрированные занятия, которые проводятся при взаимодействии учителя -логопеда с специалистами (музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, педагог-психолог) и воспитателями, где создаются оптимальные условия, способствующие не только коррекции, но и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей:

  • Музыкально-литературный досуг «Краски осени»;
  • Музыкально-поэтическая инсценировка: «В гостях у сказки» -по мотивам произведений К. Чуковского.
  • Тематические занятия: «Космос манит и зовёт», «Победный май»
  • Выставка рисунков: «Герои книг К. Чуковского - «Чудо дерево»
  • Праздник Белых журавлей

При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. При этом дети становятся доброжелательными к окружающим: приветливы, готовы быть полезными, проявляют заботу, проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. А ведь именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений. В связи с этим, особую значимость приобретает с родителями.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мы разработали с воспитателем старшей группы интерактивную форму работы с родителями «День заботливых родителей»

Аннотация. В статье описан опыт работы по развитию нравственных качеств у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) .

Ключевые слова: нравственность, общее недоразвитие речи.

Сегодняшние дети иногда не ценят, не уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя на улице, в общественных местах, дома с ближними. Роль взрослого с каждым годом в воспитании ребенка становится все сложнее и сложнее. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Дети, особенно в раннем возрасте почти не воспринимают откровенные наставления и назидания. А через игровую деятельность легче всего преподнести ребенку высокие нравственные качества.

Поставив перед собой задачу развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста мы начали работу с подбора и изучения методической литературы, опыта работы дошкольных учреждений по данной проблеме. В начале года была проведена диагностика по методике Г. А. Урунтаевой «Диагностика детей дошкольного возраста» . В качестве методов диагностики мы выбрали беседу и эксперимент. Для определения уровня успешности реализации проекта были выбраны следующие нравственные нормы: соответствие поведения социально одобряемому образу, отражение в речи нравственных качеств, культура поведения.

Результаты на начало года показали, что 60% детей не понимают смысла социальных норм, воспринимают хорошие поступки поверхностно. 20% детей ссылаются на авторитет взрослого, отсутствует осознание отражения в речи нравственных качеств. И только 20% детей осознают нравственные нормы.

С целью развития и формирования системы знаний о поведении детей в различных жизненных ситуациях был составлен перспективный план работы по кварталам: «Воспитание вежливости» , «Все о доброте» , «Культура поведения» .

Работа с детьми проводилась по различным видам деятельности, т.е. по блокам:

  • блок учебной деятельности: занятия познавательного цикла; занятия по развитию речи
  • блок совместной деятельности: наблюдения; игры: дидактические, словесные; сюжетно-ролевые, малоподвижные игры, этюды; слушание музыкальных сказок
  • блок самостоятельной деятельности: созданы условия для самостоятельных, сюжетных, ролевых, театральных игр, подобран материал, атрибуты.

Работа проводилась как по подгруппам, так и в индивидуальной форме. С целью повышения интереса к проводимым занятиям, на первых порах перед детьми ставился какой-либо проблемный вопрос. Затем дети пытались ответить на него, выдвигали свои предположения. На этом строился диалог между детьми и педагогом, между самими детьми. Данная работа проводилась с детьми ОНР для которых общение играет огромную роль, им также свойственно не только нарушение всех сторон речи. У них недоразвиты мелкая и общая моторика, страдает эмоционально-волевая сфера, нарушение поведения, такие как упрямство, агрессивность, гиперактивность и др. Многим детям с ОНР тяжело контролировать свое поведение, они рассеянны и неаккуратны. Поэтому остро встает вопрос об адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта с окружающими. Добытые на занятиях знания укреплялись с помощью художественного слова, специально подобранных и отображающих нравственный смысл.

Для большей активации детей использовались специальные методы: наблюдения за поведением сверстников в группе, их общения между собой. С целью усиления мыслительной деятельности после наблюдаемой сложившейся ситуации применялся такой прием, как организация проблемных диалогов, чтение художественной литературы. Игровой метод послужил сближению детей в группе и формированию дружеских взаимоотношений. Для того чтобы дети стали более раскрепощенными среди сверстников помогли упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера. Использовался такой прием, как совместное обсуждение сложившегося положения с целью развития навыков общения. Так же детям предлагалось выполнить специальные задания, способствующих закреплению ранее полученных знаний. Особое внимание в работе с детьми по воспитанию нравственности уделялось тому, чтобы представления детей о нормах поведения становились осознанными. Ведь требование выполнять правила без «внутреннего» согласия с ним, приводит к тому, что ребенок воспринимает поступки поверхностно, не понимая их мотивов. И главным приемом и эффективным методом уточнения и систематизации являлась этическая беседа. При проведении этических бесед большое внимание уделялось о максимальном участии каждого ребенка в беседе. В конце года было видно, что результат этических бесед непосредственно проявились в практике поведения, в поступках детей в различных ситуациях.

Интересным и эффективным приемом были практические упражнения в культурном общении. (Этюды «Здравствуйте» , «Спасибо» и т.д.) Так же во время прогулки или вечером детям предлагались пословицы на нравственную тему. С целью создания положительного микроклимата в группе и помощи создания моральной стороны своих действий, использовался такой прием: вскоре после негативного поступка разыгрывается перед детьми сценка, точно воспроизводящая нежелательные действия ребенка. Участниками события являлись не дети, а игрушки. Участники конфликта, как правило узнавали ситуацию. При этом они получали возможность снова включаться в нее и увидеть себя со стороны. Это дало им изменить свое поведение и стать дисциплинированными.

С целью фиксации в сознании ребенка, что хорошо, а что плохо можно рассказать про детский сад у злого волшебника который собирает только злых и плохих детей, которые все время стараются сделать что ни будь плохое. В данном случае не осуждаются дети за какой-либо отрицательный поступок. Дети должны сами сделать вывод, что у доброго волшебника в детском саду живут хорошие дети. С той же целью полезна игра «Фу» , которая проходит достаточно оживленно и весело.

Учитывая важность данной проблемы по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста также был составлен план работы с родителями. Основная задача работы с родителями было формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Так же в конце каждого учебного года мы проводили дни открытых дверей, где показывали результаты работы по своей проблеме.

В конце учебного года была проведена повторная диагностика. Результаты которой существенно изменились. 60% детей показали высокий результат, 40% детей средний и 0% низкий. Проведенная работа позволила сформировать у детей достаточно высокий уровень нравственного развития у большинства воспитанников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Петрова, В.И., Стульник, Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.: Издательство Мозаика- Синтез, 2009. - 73с.
  2. Жучкова Г.Н Нравственные беседы с детьми 4-6 лет М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2008. - 64 с..
  3. Курочкина И.Н Как научить ребенка поступать нравственно. М.: Издательство "Флинта", 2004. – 140 с.

Лингвистическое воспитание должно начинаться в первые годы жизни ребёнка и совершаться исключительно на родном языке.

Вот что писал о силе народного слова К. Д. Ушинский: “Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова”.

Идея совершенствования процесса нравственного воспитания неразрывно связана с идеей усвоения ребенком культурно-исторического опыта в системе разных видов деятельности и, прежде всего, в тех видах деятельности, которые являются ведущими для данного возраста.

Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества не могли не отразиться на структуризации дошкольного образования. Появились вариативные программы обучения и воспитания, где приоритетным направлением стало умственное воспитание ребенка-дошкольника. Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Владение богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.
Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями.

С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и помногу, раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные привычки.

Народ – непревзойдённый учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого сочетания трудно произносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов.

Использование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок даёт потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы могут быть широко использованы при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, что в свою очередь благотворно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.

Речь – это не просто “думанье вслух”. Для достижения связности речи необходимо уметь отобрать содержание, которое будет передано в речи и использовать необходимые для этого языковые средства:

Умело использовать интонацию;
- логическое ударение;
- подбирать необходимые слова для точного выражения своей мысли.

Цель всего этого основана на том, что приобщение детей дошкольного возраста к культуре своего народа, в конечном итоге станет одним из важнейших направлений в развитии связной речи детей. Это позволит через познания духовных и нравственных ценностей приобрести детям навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побудит их к поискам образных речевых средств, к словотворчеству. Соприкосновение с фольклором духовно обогатит детей и воспитает в них гордость за свой народ, за культуру речи, что особенно актуально.

  • Расширять круг представлений о русском фольклоре.
  • Формировать умения правильно воспринимать и понимать содержаниефольклора.
  • Воспитывать чувства любви и уважения к культуре речи своего народа.
  • Развивать связную речь, активизировать и расширять словарный запас, умение выразительно и образно излагать свои мысли.
  • Обогащать речь детей словами из фольклора и народными выражениями.

Прогноз положительных результатов.

  • Обогащение словарного запаса за счёт образных слов и крылатых выражений.
  • Овладение связной речью и культурой языка, в результате такого мощного языкового творчества, как фольклор.
  • Использование в активной речи русского фольклора.
  • Освоение фольклорного наследия посредством формирования целостной картины мира.
  • Формирование системы ценностей (единства Мира и Человека в нём; представления детей о любви, нравственности, чести и патриотизме);
  • Формирование собственного отношения к Миру и его явлениям;
  • Расширение кругозора;
  • Формирование нравственных качеств (любовь к Отечеству и верованиям наших предков);
  • Формирование патриотических чувств (ответственности, гордости за свой народ, Родину);
  • Формирование целостной картины Мира посредством фольклорного наследия.
  • Эффективное использование накопленного материала педагогами и специалистами ДОУ.

Теоретические знания для детей старшего дошкольного возраста:

Знание народных праздников, их символика и семантика.
- Знания о народном костюме.
- Знания о народных промыслах, символика, семантика элементов росписи.
- Представление об обрядовой игрушке, её предназначении.
- Знание народных, хороводных игр. Семантика хороводных игр.
- Знание фольклорной культуры русских народных сказок, мифов, былин, пословиц, поговорок.

Практические умения для детей старшего дошкольного возраста:

Использование фольклора в повседневной жизни считалок, сказок пословиц, поговорок, скороговорок, пестушек, колыбельных,
- владение приёмами кистевой росписи, работа с глиной, тканью, нитками.
- использование народных и хороводных игр, считалок в свободной игровой деятельности, на прогулках.

Развитие личности ребенка неразрывно связано с его нравственным воспитанием.

Под нравственным воспитанием детей рассматривают процесс получения знаний о нравственности, обретения опыта нравственного поведения. Знакомясь с нормами морали, у дошкольника меняется отношение к окружающим. Он стает более доброжелательным и порядочным к взрослым и детям.

Нравственное воспитание — задачи

Основные задачи воспитания нравственности личности дошкольника — развитие нравственных чувств, обучение детей положительным навыкам, нравственному поведению, правильным поступкам.

Только целенаправленное и систематическое воспитание нравственности у детей поможет избегать ребенком плохих и злых поступков, не возникнут вредные привычки, препятствующие его личностному развитию.

Особенности воспитания нравственных чувств личности дошкольников

Нравственные чувства дошкольников развиваются во взаимосвязи с формированием представлений этики. Их развитие необходимо в дошкольном возрасте, чтобы в дальнейшем у дошкольника не возникало проблемы с адаптацией в обществе. Если ребенок не знает о том, что хорошо, и что плохо, то ему сложно общаться с окружающими людьми, он часто плачет, капризничает, негативно относится к взрослым и их требованиям.

Средства нравственного воспитания старших дошкольников

Развитие чувств нравственности личности дошкольника эффективно осуществляется посредством нравственных бесед, ситуаций, требующих от детей принять какое-то решение, что-то предпринять, справиться с затруднениями.

Беседы можно проводить по содержанию конкретных примеров из детских книг.

Характеристика нравственных чувств дошкольника

Когда ребенок общается со взрослыми и сверстниками, его нравственные чувства направлены на другого человека. Здесь можно отметить развитие таких чувств, как чуткость, внимательность. При этом развиваются не только умения ладить с людьми, но и понимание людей, эмоциональное сочувствие, симпатия.

Важная роль в воспитании нравственных чувств личности отводится использованию ситуаций, в которых дублируются взаимоотношения ребенка с другими детьми или взрослыми. Предлагаются варианты сцен, из которых необходимо выйти, максимально проявив нравственность.

Нравственное воспитание помогает ребенку приобрести нравственный опыт поведения в обществе людей. Ведь у него появляется необходимость принять одно правильное решение. При этом развитие личности ребенка обогащается за счет обретения ребенком волевых качеств, ведь нелегко принять правильное решение вопреки желанию поступать по-своему.

Влияние художественной литературы на развитие нравственности у дошкольников

Художественная литература раскрывает взору ребенка целый мир человеческих чувств. Художественные произведения вызывают у малыша интерес к поступкам героя, идет развитие его личности. Дети любят подражать главным героям книжек. Герои произведений учат детей сопереживать другим. У детей просыпаются нравственные чувства, среди которых доброта, отвержение несправедливости.

Народные сказки в процессе формирования нравственных чувств детей

Начинают работу по формированию детской личности, нравственности дошкольника с небольших произведений. Это могут быть песни, потешки. Далее используют народные сказки. Сказки являются самым распространенным и богатым жанром устного народного творчества.

Дети очень любят слушать сказки. Даже взрослые не остаются равнодушными к веселым сказочным сюжетам. В них юмор и образность языка переплетается с нравоучительными сценами. У детей в памяти надолго остаются истории из прочитанных сказок.

Народные сказки воспитывают в малышах доброту, уважение к старшим. Именно в сказках заложена мудрость времен и народов.

Авторы сказок издревле стремились воспитывать в детях положительные чувства, поэтому складывали повествование таким образом, чтобы в конце добро побеждало зло. Чаще всего в сказках есть как позитивные, так и негативные герои. Но повествование идет так, чтобы было сразу понятно, кто из героев наделен нравственными качествами, и эти герои вызывают положительное отношение к себе.

Положительный герой, как правило, совершает правильные и героические поступки, побуждает ребенка подражать. Даже если в течение изложения истории совершаются разные дела зла, неизбежность победы добра прослеживается сквозь всю историю.

Такое повествование однозначно вызывает у ребенка надежду на обязательную победу над злом. В каждой сказке есть герой, наделенный такими нравственными качествами, как честность, доброта. Эти качества личности ярко прослеживаются во всех делах главного положительного героя. Ребенок неосознанно это чувствует, понимает, что таким качествам нужно следовать.

Неосознанно ребенок впитывает в себя нравственные эталоны народных сказок, регулирующих желание дошкольников на нравственные поступки.

Нравственное воспитание посредством народной сказки

Дошкольный возраст — период, когда ребенок наиболее восприимчив к обучающему эффекту сказочного повествования. В форме сказки ребенку доступнее понимание мира человеческих чувств и переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок легче всего способен к объединению себя с литературным персонажем. Ребенок готов на подсознательном уровне подражать поступкам героя, представляет себя на его месте.

Поэтому нормы морали, а также определенные нравственные ценности в дошкольном возрасте легко поддаются формированию.

Как осуществляется нравственное воспитание старших дошкольников?

Процесс осуществления нравственного воспитания личности ребенка происходит через развитие эмоций, познавательных процессов. Эмоционально настроенный ребенок более положительно относится к окружающим, его нравственный опыт обогащается за счет доброго общения с людьми.

В ребенке формируются образцы нравственного поведения благодаря целенаправленной работе по формированию нравственных ценностей в детском саду. Когда воспитатель беседует с детьми, им задаются нравственные вопросы, которые заставляют ребенка глубоко задумываться.

В ходе подобных бесед и вопросов дети учатся различать хорошее и плохое, добро и зло, сравнивают негативные и позитивные поступки, делают выбор — а как бы я поступил или поступила в аналогичной ситуации?

В чем педагогическая эффективность сказки?

Сказка является эффективным педагогическим средством процесса формирования нравственных чувств потому, что она содержит увлекательный сюжет. Дети любят забавные и образные повествования. Сказки привлекают внимание детей к нравственным действиям героев. Сказочные намеки хорошо понятны детям. Поучительный опыт глубоко впитывается в детские души, вызывая желание подражать герою.

Формы работы со сказкой

При использовании народной сказки в качестве средства нравственного воспитания педагоги применяют различные формы работы. Сказки читаются детям. Часто дети пересказывают их, обсуждают. На утренниках и других мероприятиях сказочные сцены обыгрывают, ставят театрализованные спектакли-сказки. На занятиях изобразительной деятельности дети рисуют сказочных героев. В группах устраивают выставки рисунков по сказкам.

Таким образом…

Сказка является для ребенка инструментом познания добра и зла, передает ребенку мир человеческих чувств. Форма нравственного воспитания посредством сказки доступна дошкольнику. Уроки нравственности через народную сказку — это лучшие уроки для детей, уроки жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети охотнее выполняют задания воспитателя, нацеленные на развитие нравственности.

К таким заданиям можно отнести — придумать сценку по заданной теме, например: Миша отбирает игрушку у малыша. Как ты поступишь? Или Мальчик вышел на улицу и увидел, как бабушка из соседнего двора уронила сумочку. Что он должен предпринять? Такие сценки разыгрываются детьми. И каждый ребенок должен правильно поступить согласно заданной ситуации. Такие нравственные поступки лучше запомнятся детям, если их инсценировать.

Образцы правильных поступков в заданных ситуациях дети черпают из ранее прослушанных народных сказок. Можно побеседовать о том, кто из известных героев поступал так же, или попадал в подобные ситуации.