Нормы воз по прикорму. Ещё несколько правил введения прикорма

Рождество

Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 18.01.2017

Самая лучшая пища для ребенка — молочко мамы. Не все детки могут насладиться этой полезной пищей, но даже те, кто получает его в достаточном количестве, должны постепенно переходить на пищу, привычную для взрослого человека.

Правила прикорма

Во-первых, дети, которые питаются искусственными смесями, могут попробовать «взрослую» пищу раньше, чем дети, которые кушают молочко. Искусственникам начинают давать прикорм с 4-5 месяцев, детям, находящимся на естественном вскармливании с 5-6 месяцев (это касается доношенных детей). Раньше, чем в 4 месяца малютку нет смысла кормить ничем, кроме молока или смеси. Его кишечник еще не готов к такому испытанию, и пользы раннее введение грубой пищи не принесет. Во-вторых, вводить продукты нужно правильно:

    по одному продукту за один раз (например, кабачковое пюре 5-7 дней, затем картофельное пюре 5-7 дней, и только потом кабачок с картофелем);

    первый раз продукт нужно давать понемногу (от 1/4 части ложечки фрукты, до 1 чайной ложечки гипоаллергенные овощи или несколько капель сока), затем каждый день нужно добавлять по 1 чайной ложке продукта, доводя до положенного объема (объем зависит от вида продукта);

    давать незнакомую пищу нужно в первой половине дня (но не в первое кормление);

    Давать прикорм следует до кормления молоком, малютка голоден.

Не стоит знакомить малютку с новой пищей, если погода стоит очень жаркая. Не начинают прикорм, когда ребенок болен. И не вводят новую пищу в дни прививок.

Кормить кроху «взрослой» едой нужно исключительно из ложечки. Начинать прикорм можно, когда у малютки пропадает выталкивающий рефлекс языка. Это значит, он не давиться водой, которую мама дает ему из ложечки.

С каких продуктов начинать прикорм?

Выбор первого продукта обоснован состоянием организма и весом малютки, а также работой его кишечника:

    если ребенок «перебирает» вес, начинать стоит с овощных блюд;

    если крошка набирает вес нормально и не проблем с пищеварением отдать предпочтение стоит овощам, которые можно чередовать с фруктами.

В общем случае лучше начинать прикорм с овощей и каш, а затем вводить фрукты. В овощах достаточное количество нутриентов, которые детский организм способен усвоить. Наиболее подходящими для первой пробы «взрослой» пищи считаются кабачки, тыква, картофель или цветная капуста. К 4,5 месяцам овощное пюре уже может заменить одно кормление, если вы начали прикармливать кроху с 4 месяцев.

При введении каш, нужно отдать предпочтение безгютеновым злаковым культурам. Так как кишечник ребенка не вырабатывает в нужном количестве пептиды, способные переварить клейковину (глютен). Она может склеивать ворсинки кишечника малыша и приводить к колитам. Полезна для малыша гречка и кукуруза. Можно ему давать и рис, но реже, чем первые две каши. Так как рис, отличный природный сорбент, но, к сожалению, он не дифференцирует вещества на полезные и вредные. И выводит из организма, в том числе и необходимые микроэлементы.

Мясо можно вводит в рацион малыша с полугода. Начинать нужно также с половинки чайной ложки, доводя затем до 30 грамм чистого мяса в сутки. Его можно измельчать и смешивать с грудным молоком, чтобы было удобнее давать.

Мясные бульоны не используют в кормлении детей 1-го года жизнь.

Нормы прикорма

Фрукты, овощи, творог, мясо нормируются не одинаково. Кроме того нормы зависят от возраста малыша:

  • овощи можно давать в 4-5 месяцев по 120 г в сутки, в полгода – 150 г, к году ребенок может съедать до 200 г овощей в сутки;
  • каши ребенку к 5 месяцам можно давать в количестве 150 г, к 7 месяцем количество можно увеличить до 170 г, к годику объем каши, который вполне способно осилить ваше чадо составляет 200 г;
  • фруктовое пюре и соки можно давать 30-50 г в 5-6 месяцев, 50-60 г к 8 месяцам и 100-110 г к годику;
  • мясо можно давать малышу по 30 г в сутки в полгода, 50 г к 8 месяцам и 60-70 г к годику;
  • яичный желток по разным источникам предлагают давать с 6-8 месяцев в количестве 1\4 часть, к годику можно давать 1\2 часть;
  • вводить творог тоже спешить не стоит, его советуют вводить не ранее полугода, но лучше с 8 месяцев в количестве 10 г, к 9-10 месяцам — 30 г, к году – 50 г.

Можно предлагать ребенку детский йогурт, начиная с 7-8 месяцев — по 100 г, увеличивая объем к году до 600 г в сутки. Сливочное и постное масло по 5 г. Сухарики и печенье разрешены с 7 месяцев по 1-3 г, в год малютке можно давать по 10-15 г.

Прежде, чем вводить своему ребенку – посоветуйтесь с педиатром. Он предложит лучший вариант именно для вашего малыша. Если организм ребенка неадекватно отреагировал на какой-либо продукт (появилась сыпь, вздутие живота или диарея) отложите его введение на более позднее время.

Соблюдая сроки прикорма и описанные не сложные правила можно избежать не только недостатка нутриентов, но заболеваний ЖКТ ребенка.

Очередность введения прикорма грудничку

Введение прикорма: порядок, сроки, особенности

Прикормом называют введение в рацион ребенка первого года жизни новой пищи - более концентрированной и калорийной, чем материнское молоко или его заменители. Постепенно и последовательно прикорм сначала дополняет, а затем и замещает кормление грудью или смесью, подготавливая тем самым малыша к переходу на общий стол.

Сроки введения прикорма

Обычно прикорм вводится с 4-6 месяцев: к этому времени у ребенка появляется дополнительная потребность в растительных белках и маслах, жирных кислотах, различных углеводах, и питательных веществ, поступающих с молоком матери или со , начинает не хватать. К тому же, помимо насыщения, прикорм способствует формированию у малыша навыков жевания, вкусовых предпочтений и привычки к правильному питанию. Кроме этого, является эффективной профилактикой железодефицитной анемии, различных авитаминозов и задержки роста. Таким образом, прикорм является важным этапом развития ребенка, а потому затягивать с его введением нельзя.

Однако и спешить с включением в рацион малыша новой пищи не стоит: введение прикорма раньше четырех месяцев не оправдано с точки зрения готовности ребенка к его получению (потребности питания, физиологическое созревание и т.п.). В частности, у младенцев первых месяцев жизни снижено количество фермента, расщепляющего крахмал и другие чужеродные углеводы, а особенности ротовой полости ребенка в этом возрасте рассчитаны на поглощение исключительно жидкой пищи. Если в рот попадает твердая пища, она тут же выталкивается языком за счет естественных рефлексов, присущих этому возрасту. И только к 4-6 месяцам, когда рефлекс выталкивания исчезает, ребенок оказывается способен принимать полугустую пищу, а значит, и становится готов к началу введения прикорма.

Однако вопрос о сроках введения прикорма зависит, как правило, не только от возраста, но и от состояния здоровья малыша: хорошо ли прибавляет он в весе? не страдает ли различными нарушениями желудочно-кишечного тракта? доношенный ли он? Ответы на эти и другие вопросы помогут педиатру определить, хватает ли малышу количества потребляемого молока и хорошо ли оно им усваивается, и на основании выводов вычислить оптимальный срок введения прикорма для каждого конкретного ребенка.


В отсутствие же каких-либо особенностей со стороны здоровья и самочувствия малыша мама может ориентироваться на следующие признаки готовности ребенка к введению в его рацион новой пищи. Итак, прикорм можно вводить, если:

Вес малыша удвоился с рождения и составляет не менее 6 кг;

Малыш остается голодным после кормления грудью или смесью в объеме более одного литра в сутки;

Ребенок уверенно сидит без поддержки;

Малыш проявляет интерес к пище, которую едят взрослые;

У него отмечается угасание выталкивающего рефлекса;

Ребенок самостоятельно вертит головкой и отворачивается от ложки в случае, если тот или иной продукт не пришелся ему по вкусу.

Порядок введения прикорма

Так же, как и сроки, порядок включения в рацион малыша новых продуктов зависит от особенностей конкретного ребенка - состояния его здоровья, скорости набора веса и т.п. Например, недостаточная прибавка в весе или учащенный стул - повод подумать о . Напротив, избыточный вес, склонность к запорам - основание .

Также с рождения и при наличии показаний возможно введение в рацион ребенка особых , специально разработанных для малышей. Например, напиток с ромашкой рекомендуется как противовоспалительное средство при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и ОРЗ, с шиповником - используется как витаминный напиток, укрепляющий иммунитет, с фенхелем - нормализует работу органов пищеварения и помогает при коликах, с мелиссой и липой - успокаивает и улучшает сон малыша.

Чуть позже (но не ранее трех месяцев) можно уже начинать введение , которые не только обеспечат малыша необходимым количеством влаги, но и станут для него дополнительным источником ценных витаминов (во многих традиционных схемах прикорм и вовсе начинается именно с соков). А примерно с полугода детское меню можно разнообразить несладкими компотами, сваренными как из свежих плодов и ягод, так и из сухофруктов.

Общие правила введения прикорма

1. В период введения прикорма грудное молоко или смесь остаются основным питанием малыша. Предлагать прикорм следует до кормления грудью или , при этом сразу приучая ребенка к ложечке. должен иметь более вязкую, чем молоко или смесь, гомогенизированную консистенцию, постепенно становясь более густым.


2. Новый продукт нельзя вводить в период болезни ребенка, в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.

3. Введение каждого нового продукта начинают с 1/4-1/2 чайной ложки и постепенно, за 5-7 дней, увеличивают его количество до рекомендуемого суточного объема.

4. Начинают прикорм с однокомпонентных продуктов, давая их в первой половине дня - это поможет отследить их переносимость. В отсутствие реакции можно переходить к смеси двух, а затем нескольких продуктов группы. Например, сначала попробовать однокомпонентные , позже - из двух злаков, а затем и мультизлаковые.

5. Рацион питания расширяется постепенно - не чаще одного нового продукта в неделю. В случае появления нежелательной реакции (покраснение кожи, изменение стула и т.п.) продукт, ставший ее причиной, исключается из меню малыша на 1-2 месяца.

6. Следующий вид прикорма можно предлагать только тогда, когда произойдет полная адаптация (привыкание) к предыдущему продукту.

7. Согласно рекомендациям современных педиатров, лучше всего давать малышу , которые изготавливаются из экологически чистого сырья и благодаря разнообразной рецептуре обеспечивают сбалансированную питательную ценность и оптимальный вкус в любое время года. В более старшем возрасте можно использовать и продукты собственного приготовления, конечно же, при условии полной уверенности в их безопасности.

И, пожалуй, основное правило - запастись терпением и помнить: иногда для принятия нового вида питания малышу требуется до десяти попыток введения нового блюда! Но даже если ребенок настойчиво отказывается от определенного продукта, ничего страшного - просто замените его на другой, ведь сегодня выбор настолько велик, что вы без труда найдете то, что понравится вашему малышу!

Многие мамочки (как, впрочем, и педиатры) находятся в плену старых рекомендаций — начинать прикорм с соков.
На сегодняшний день мнения ведущих специалистов по введению прикорма противоположно — с соками нужно быть очень аккуратными и стараться не вводить их в рацион ребенка, пока он не начал употреблять взрослую пищу в достаточных объемах, включая мясо, каши, рыбу и т.д. (в этом случае сок является стимулятором ферментативной деятельности малыша).

Каковы же минусы раннего введения сока:

1. Соки — продукт аллергенный. В свете участившихся аллергических реакций это нужно учитывать.
2. Соки — продукт тяжелый и плохо усваивается. Он раздражает незрелый ЖКТ ребенка. Даже взрослым сок рекомендуют разбавлять в пропорции 1:1, а если у человека наблюдаются проблемы с ЖКТ — вовсе исключить из рациона.
3. Вероятность возникновения проблем с поджелудочной железой, почками.
4. Содержание в соке сахара — уж он вообще не нужен такому маленькому ребенку
5. Сок дает сильную нагрузку на ЖКТ, в результате чего через определенный период у ребенка появляются последствия — гастрит, панкреатит и др. заболевания.

Грудное молоко содержит все необходимые витамины для ребенка. Если говорить о железодефицитной анемии (что чаще всего является основанием к введению соков) — биологическая доступность железа в молоке матери очень высока (50-75% в сравнении со смесью, где она достигает всего лишь 20%).

Начинать введение прикорма лучше всего с овощей.

Если ребенок плохо набирает в весе — можно сделать отступление и начать с каш. Что именно выбирать? Овощи.
Не советую начинать прикорм с фруктов.

Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому.
Овощи намного больше подходят для введения нового продукта.

Первые овощи в рационе — кабачок, цветная капуста, морковь.

Позже вводится картошка (вначале старайтесь вымачивать около часа в воде).

Если у ребенка жидкий стул — кабачок лучше ввести позже.

Введение прикорма начинаем с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем (2,4 и так далее).

Не нужно доводить объем до определенного количества.
Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки — убирайте еду и предложите грудь.

Прикорм лучше всего давать в первой половине дня и всегда предлагать запить молочком.

Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре.
1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Не нужно солить приготовленное блюдо. Желательно вести пищевой дневник и записывать туда, что и когда Вы вводили, в каком количестве ребенку давали, какова была реакция. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором — исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.

Я советую готовить пищу самостоятельно.
Перед тем, как купить баночку с детским питанием — посмотрите на срок годности.
Меня всегда смущало, что не содержащее консервантов и прочих добавок пюре может храниться 2 года.
В последнее время я наблюдаю, что баночное питание часто дает аллергическую реакцию.

Если Вы покупаете овощи сами — будьте осторожны в выборе. Овощи, получающие усиленную подкормку, чаще всего выглядят очень красивыми, глянцевыми. Отдайте предпочтение овощам «с огорода бабушки».
Также Вы можете сделать запасы на зиму.

Отлично сохраняются в морозильной камере — разновидности капусты, сладкий перец, из фруктов — малина, вишня, смородина. Картофель и морковь отлично сохраняются зимой на балконе. Экспериментируйте!

Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку.
Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Давайте ребенку всегда свежеприготовленное блюдо.

Разминать удобнее всего ручным блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.

Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой.

Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки — убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев.
Принцип введения каши такой же — начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке.

Соблюдайте интервал между введением последующих прикормов — минимум 1 месяц.

После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д., соблюдая временной интервал.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) — предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры — можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Правила введения прикорма

Такой прикорм называется педагогическим , потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди.
Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей.

Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка?

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией.
Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов — один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может «за один присест» попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года.
Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш — развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама.
Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей.

Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно.
Задача мамы — защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств.

Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии.
Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться.
Вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200 г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться.
Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте.

Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты.
Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся…

Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли?
Есть дети, которые до поры до времени едят эту «детскую пищу» много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали.

Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых — до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года — года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно «благополучно» минуют этап детского питания.

«Благополучно» поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро…

Консультант по грудному вскармливанию Екатерина Денисова

При рождении ребенка ни у одной мамы не возникает вопроса: чем его кормить? Все знают, что младенцу необходимо грудное молоко, или если у мамы не возможности кормить грудью, то подключается молочная смесь.

Однако по мере его взросления родители начинают задаваться вопросом: когда можно начинать вводить в рацион малыша более «взрослую» пищу?

С какого возраста начинать прикармливать ребенка?

Если обратиться с таким вопросом к бабушкам, то можно услышать мнение о том, что подкармливать малыша необходимо начинать уже с двух месячного возраста. Однако это мнение о начале прикорма является устаревшим.

В настоящее время, по указанию всемирной организации здравоохранения первый прикорм ребенку следует предлагать не раньше, чем в 6 месяцев, если он находится на грудном вскармливании, и не раньше, чем в 4 месяца - на искусственном вскармливании.

Именно к этому возрасту у детей созревают функции, ответственные за глотание более твердой пищи, а также формируется система ферментов, ответственная за переваривание новой пищи.

Признаки готовности к началу прикорма

Для того чтобы определить, готов ли ваш малыш к введению первого прикорма, следует понаблюдать за ним.

Определить у ребенка готовность к знакомству с более взрослой пищей поможет наличие следующих признаков:

  • он не наедается. Кормление грудью или смесью стало происходить чаще, поскольку малыш проявляет явные признаки голода;
  • отсутствует рефлекс выталкивания пищи изо рта языком. Проверить это можно, если предложить ребенку немного воды с ложечки;
  • кроха способен самостоятельно сидеть или делает это с помощью родителя, но при этом статично удерживать голову;
  • у ребенка присутствует явный интерес к пище родителей, он может с любопытством залезть к вам в тарелку;
  • малыш прибавил в весе не меньше, чем в два раза с момента рождения.

Правила введения новых продуктов

Введение прикорма предполагает соблюдение ряда правил:

  1. Вносить новые блюда в рацион ребенка можно, если он полностью здоров, а также ему не предстоит в скором времени делать прививки.
  2. Перед введением прикорма необходимо проконсультироваться с врачом, который объяснит вам как правильно это делать и с чего начать.
  3. Предлагать новую пищу ребенку следует в первой половине дня для того, чтобы была возможность отследить его реакцию на продукт - качество стула, кожные высыпания и другие признаки.
  4. Предлагаемые вами блюда должны иметь пюреобразную структуру, сначала более жидкую, а уже по мере взросления осваивать более густую пищу.
  5. Предлагать прикорм следует до кормления крохи грудным молоком или смесью.
  6. Начинать следует с маленьких объемов (5г), постепенно увеличивая объем порции прикорма до 150г, если ребенок нормально переносит новую пищу.
  7. Начинать прикармливать следует с однокомпонентных пюре, а уже после привыкания к отдельным компонентам допускается их смешивание.
  8. Добавлять в рацион новый овощ или другой продукт во время прикорма можно только после того, как малыш адаптируется к предыдущему.
  9. Для прикорма нужно использовать только свежеприготовленные соки и пюре. Перед процессом приготовления следует позаботиться о тщательном мытье самих продуктов, ваших рук и необходимой посуды.
  10. Не кормите насильно. Если кроха не желает кушать, не стоит его заставлять, предложите ему новый продукт чуть позже или на следующий день.

Чем прикармливать малыша: план введения

Приведем план введения новой пищи для малыша, начиная с 6-ти месячного возраста. Если ваш ребенок питается искусственными молочными смесями, введение прикорма следует начинать согласно этому же плану, только уже в возрасте 4-х месяцев.

Примерная таблица введения прикорма представлена ниже:

Овощные пюре

Начинать прикорм лучше всего с введения в рацион крохи пюре из овощей. В исключительных случаях при низкой массе тела врач может посоветовать вам начать с введения безмолочных каш.

Сначала в рацион вносятся наименее аллергенные овощи - это кабачок, цветная капуста, капуста брокколи. Затем добавляются такие овощи, как тыква и морковь.

Морковь не следует предлагать ребенку больше трех раз в неделю, поскольку она может вызвать пигментацию конечностей у ребенка. Овощные пюре начинают давать в обеденное время с последующим докармливанием грудным молоком.

Начинают с объема примерно равного половине чайной ложки, затем постепенно увеличивают количество даваемого овощного пюре вплоть до 150 грамм, сокращая при этом объем потребляемого грудного молока.

Безглютеновые крупы

В семь месяцев к прикорму добавляются безглютеиновые каши (рисовую, гречневую и кукурузную), которые готовятся без молока. Молоко как коровье, так и козье не следует вносить в рацион малыша до года, поскольку они плохо усваиваются и отяжеляют работу пищеварительной системы.

Допускается добавление в кашу грудного молока или смеси. Каши вводятся во время завтрака также начиная с небольших количеств.

Картофель

В 8 месяцев к рациону питания добавляют сразу несколько продуктов - это мясо, желток и картофель. Картофель вводят позже всех остальных овощей потому, что он часто приносит с собой аллергические реакции.

В конечном введении картофель не должен составлять больше трети в составе овощного пюре.

Яичный желток

Желток добавляют в утренний прием пищи, его можно смешивать с кашей или давать как самостоятельный продукт. Если ребенок склонен к аллергическим реакциям, то прикорм стоит начать с перепелиного желтка, который менее аллергичен.

Начинают с четвертинки желтка, постепенно увеличивая его количество. Дают желток не более двух раз в неделю.

Мясное пюре

Мясное пюре вводится в обеденное время, часто его рекомендуют смешивать с овощами, поскольку в таком виде дети лучше его едят. Первыми вводятся наименее аллергенные индейка и кролик, ближе к девяти месяцам можно вводить в прикорм говядину, телятину, курицу и ягненка.

В общий объем овощного пюре мясо не стоит добавлять в количестве более 50 грамм.

Творог и кефир

В возрасте 9 месяцев постепенно вносят в рацион творог и кефир. Начинают с введения творога в вечернее кормление с небольшого объема, примерно с одной чайной ложки. Творог не должен иметь зернистую структуру, его следует делать однородным, кроме того не допускается содержание в нем сахара.

Кефир также начинают вводить в прикорм с маленьких объемов, постепенно доводя его до объема в 100 мл.

Фрукты

В 10 месяцев на перекус следует пробовать ввести фрукты. К этому возрасту у детей уже, как правило, есть зубы, поэтому можно давать фрукты как в виде пюре, так и отдельными кусочками.

Начать также следует с малых объемов, а также лучше выбирать фрукты для малыша, которые произрастают в нашей полосе - это яблоки, груши, чернослив. В этом же возрасте возможно добавление в рацион свежевыжатых соков и компотов из сухофруктов.

Что делать, если ребенок отказывается от прикорма?

Знать, как правильно вводить прикорм - это одно, но на деле, может оказаться так, что ваш кроха просто откажется принимать новый вид пищи. Что делать в таком случае? Предложить снова.

Предлагать стоит не менее 10 раз, после чего попробовать перейти на другой вид овоща. А через неделю или две снова попробовать дать предыдущий. Если ребенок снова отказывается, не настаивайте. Все дети индивидуальны, возможно, ваш просто не любит этот овощ.

Еще одна хитрость заключается в том, что можно добавить чуть-чуть грудного молока или смеси в то овощное пюре, которое малыш отказывается есть. Это чуть подсластит вкус блюда, чего может быть вполне достаточно для вашего крохи.

При этом, ни в кое случае не стоит прикармливать ребенка продуктами, приправленными солью, сахаром или какими-либо специями. Так вы только навредите его неокрепшей пищеварительной системе.

Добрый день, дорогие читатели! Для малыша очень важно, как будет введен первый прикорм. От этого зависит работа пищеварительного тракта, общее состояние крохи. Если кроха хорошо прибавляет в весе, правильно развивается, в качестве первого прикорма рекомендовано использовать овощи. Расскажем о том, какова последовательность прикорма овощами младенца.

Когда и что вводить?

Современные медики не слишком отличаются от своих предшественников и также предлагают начинать прикорм ребенка с овощей. Каши используются только в том случае, если кроха плохо набирает вес. В остальных случаях прекрасно подойдут пюре и соки из овощей и фруктов. Они содержат необходимые грудничку витамины и минералы, предупреждают запоры благодаря клетчатке в своем составе.

Есть еще одна причина, по которой растительная пища вводится первой. К 5-6 месяцам малыш еще не знаком с разнообразными вкусами, поэтому охотно принимает любую новинку.

Когда кроха попробует сладкие каши, молочную продукцию, заставить его есть овощи будет сложно: уж очень их вкус проигрывает по сравнению со сладенькими кашками или кефирчиком с печеньем.

Первый прикорм детям на грудном вскармливании рекомендуется вводить не ранее 6 месяцев. Для малышей-искусственников этот срок сдвигается на месяц раньше.

Очень важно, в какой последовательности вводить овощи в прикорм. Дело в том, что организм малыша по-разному реагирует на тот или иной продукт. В зависимости от реакции и выстраивается очередность овощей в прикорме.


  • Наиболее нейтральным для ЖКТ грудничка считается кабачок. Он легко переваривается, не вызывает диареи и других негативных реакций. Чтобы приготовить пюре из кабачка, достаточно сварить его, а затем протереть через сито или перемолоть в блендере. К молотой мякоти можно добавить ложечку овощного бульона. Такое блюдо можно давать уже в 5-6 месяцев.
  • Следующие можно вводить разнообразные виды капусты. В числе первых следуют , цветная как наиболее легкие для восприятия ЖКТ. Белокочанную можно вводить в прикорм ближе к 8 месяцам, поскольку она провоцирует вздутие кишечника. Если ребенка часто мучает колика, о капусте пока лучше забыть.
  • В 6-7 месяцев можно попробовать давать тыкву.
  • Ближе к семи месяцам подходит очередь крахмалистой картошке, а за ней следом можно дать попробовать и сладкую морковь. Будьте внимательны, картофель содержит много крахмала и порой вызывает запоры. Родители должны внимательно следить за состоянием ребенка и корректировать его рацион в зависимости от реакции организма.
  • В 8-9 месяцев рацион можно разбавить зеленым горошком, зеленью, луком и свеклой. На этом этапе родители должны быть избирательными. Свекла имеет в составе красящие вещества, поэтому у деток, подверженных аллергии, может вызвать негативную реакцию. Все продукты подаются термически обработанными.
  • Свежие редис, томаты, огурцы, а также бобовые лучше вводить после года.

Сводная таблица будет выглядеть так:

Правила введения

Дорогие читатели, правила введения прикорма из овощей в основном совпадают с теми, которые медики рекомендуют для знакомства грудничков с кашами и другими продуктами.


Строгое выполнение этих правил обеспечит улыбку и хорошее настроение вашему грудничку.