Вопросы для психологической экспертизы ребенка для определения места жительства. Психологическая экспертиза детско-родительских отношений

Подросткам

Довольно востребованный вид экспертизы, которая устанавливает психологические особенности внутрисемейного взаимодействия между детьми и родителями. Необходимость и популярность этого вида экспертизы вызвана большим количеством рассматриваемых в суде дел, решающих будущее ребенка, место его проживания, а также то, кем из родителей (или неким третьим лицом) будет воспитываться ребенок в дальнейшем.

Экспертизу детско-родительских отношений проводит эксперт в области психологии. Закон не устанавливает жестких правил в выборе эксперта. Однако нельзя привлекать в качестве эксперта психолога или психотерапевта данной семьи, так как он работает с семьей, эмоционально вовлечен во внутрисемейные отношения (пусть даже и в рамках профессиональной компетенции), может иметь предвзятое мнение по поводу ситуации, сложившейся в семье. Кажущееся знание терапевтом ситуации может исказить результаты исследования. В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики:

  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тест.
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики - рисунок семьи, сказкотерапия, та же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому. Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы. Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:

  • Четкая постановка задания.
  • Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
  • Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
  • Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
  • Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
  • Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.

В ходе экспертизы детско-родительских отношений устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и детьми. Исследованию также подлежит следующий круг вопросов:

  • Скрупулезное изучение личностных характеристик каждого из родителей (или воспитателя).
  • Уровень психологического развития ребенка.
  • Уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-приемлемых норм поведения, моральных принципов, соображений благопристойности.
  • Наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации.
  • Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
  • Психологическая и социальная способность родителя (воспитателя) к созданию комфортных условий для надлежащего воспитания ребенка.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится в спокойной, комфортной обстановке, желательно с извлечением исследуемых из привычной повседневной среды - для создания непринужденной обстановки и освобождения (особенно детей) от страхов и зажимов, которые могут возникать в ежедневных условиях существования.

Наши заключения отвечают требованиям объективности, всесторонности и полноты исследований, все экспертизы выполняются с использованием современных достижений науки и техники.

Если вы не уверены в правильности выводов заключения сторонней организации, наши эксперты помогут найти ошибки процессуального или методического характера, и дать соответствующее заключение (рецензию).

Порядок производства по экспертизе детско-родительских отношений

Производство экспертизы детско-родительских отношений осуществляется на основании договора с физическим или юридическим лицом, определения или постановления суда, постановления дознавателя или следователя, налогового инспектора, постановления дознавателя таможни, в рамках государственных закупок.

Перед заключением договора заказчик может получить предварительную консультацию, на которой эксперт объяснит основные особенности, уточнит цели заказчика, сформулирует вопросы перед экспертом на которые предстоит ответить в ходе производства экспертизы и разъяснит возможные результаты экспертизы.

Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений:

  • Эксперт (единолично). Экспертиза проводится одним специалистом в области психологии по запросу суда или по ходатайству любой из сторон. Ходатайствовать о назначении экспертизы может любое заинтересованное лицо или его представитель.
  • Комиссия экспертов. К комиссионному исследованию прибегают в сложных случаях, когда необходимы мнения различных специалистов из смежных областей. Например, психолога и социолога. Зачастую комиссия экспертов формируется в результате встречных ходатайств о проведении исследования. Если на исследовании настаивают оба родителя, или родители и третьи лица, то эксперты сторон могут работать комиссионно. При согласии экспертов оформляется общее экспертное заключение. В случае, когда мнения экспертов разделяются, оформляется несколько экспертных заключений. Как правило, для каждого отличающегося мнения составляется отдельное заключение.
  • Эксперт или комиссия экспертов в составе комплексной экспертизы. Бывают случаи, когда помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений назначают и другие виды экспертиз (психиатрическую, судебно-медицинскую и так далее). Тогда эксперт-психолог работает в сотрудничестве с другими специалистами, привлеченными к экспертизе. Комплексная экспертиза применяется в спорных ситуациях, касающихся воспитания психически или физически неполноценных детей, в случае обнаружения подмены детей, в случаях психиатрического освидетельствования родителей.

Перечень случаев, в которых прибегают к экспертизе детско-родительских отношений :

  • При установлении, с кем из родителей ребенок должен остаться жить после развода родителей.
  • При возникновении вопроса о лишении одного из родителей родительских прав (также в случае лишения прав обоих родителей).
  • При определении, кем из третьих лиц будет воспитываться ребенок.
  • При требовании одного из родителей разрешения общения с ребенком.
  • При требовании одного из родителей ребенка запрета на контакт ребенка с другим родителем.
  • В случаях споров между приемными и биологическими родителями по поводу того, кем должен воспитываться ребенок.
  • В случаях намеренной или случайной подмены ребенка - наряду с генетической экспертизой.
  • При установлении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
  • Если необходимо оценить состоятельность родителя (или родителей) в плане воспитания ребенка.
  • При решении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, который был лишен родительских прав.

Вопросы эксперту

  • Каково отношение ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  • Какова степень привязанности ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  • Как можно охарактеризовать отношение отца, матери или воспитателя к ребенку (холодное и безразличное, теплое эмоциональное, заботливое и пр.)?
  • Какими личностными качествами обладает отец (мать, воспитатель) ребенка?
  • Какова основная характеристика личности родителя?
  • Каков уровень психологического развития ребенка?
  • Какой уровень социальной адаптации демонстрирует ребенок?
  • Как ребенок относится к отцу (матери, воспитателю)?
  • Усвоены ли ребенком основные нормы поведения, характерные для его возраста?
  • Соответствует ли интеллектуальное развитие ребенка его календарному возрасту?
  • Соответствуют ли друг другу календарный и психологический возраст ребенка?
  • Что можно сказать о развитии личностных качеств ребенка?
  • Состоятелен ли отец (мать, воспитатель) в качестве воспитателя ребенка?
  • Что можно сказать об уровне психологического комфорта в семье?
  • Какова разница между декларируемым и реальным отношением родителя к ребенку?
  • Совпадает ли заявленное ребенком намерение жить с отцом (матерью, воспитателем) и истинные желания ребенка?
  • Есть ли факторы во внутрисемейных отношениях, из-за которых ребенок находится в состоянии страха (подавленности, угнетенности)?
  • Существуют ли признаки психологического давления на ребенка?
  • Существуют ли признаки психологического давления одного родителя по отношению к другому, которые негативно отражаются на состоянии ребенка?
  • Страдает ли психологический комфорт ребенка от внутрисемейных конфликтов?

Психологическая экспертиза детско-родительских отношений, детей и родителей возникает в ходе судебных и иных правовых споров, в ходе которых решается судьба детей.

Данные споры касаются определения места жительства ребенка, решения вопроса о частоте встреч с родителем или опекуном, а также решения вопроса о лишении кого-либо из родителей родительских прав.

Экспертиза ребенка и детско-родительских отношений – что говорит закон?

В соответствии с п.3 ст.65 Семейного Кодекса Российской Федерации ” Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Экспертиза детско-родительских отношений, детей и родителей, позволяет выделить и описать указанные юридически значимые психологические факторы понятным для суда и сторон языком.

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.”


В соответствии с ст.24 Семейного Кодекса РФ ” При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов.

В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан:

определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода;

определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей; по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.”

Для чего проводится экспертиза ребенка и детско-родительских отношений?

Чаще всего психологическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений направлена на установление степени привязанности ребенка к отцу или матери, а также психологической совместимости ребенка (детей) с родителями и лицами их замещающими.

Исследование психологом ребенка, родителей, детско-родительских отношений в ходе судебной психологической экспертизы направлено на установление значимых психологических и психолого-социальных обстоятельств и факторов межличностного взаимодействия в системе “родитель-ребенок-родитель”.

Это необходимо в случаях, когда следствию или суду необходимо дать правовую оценку отношений между родителями ребенка.

Также экспертиза ребенка проводится для оценки отношений между ребенком и конкретным родителем. Это обязательно, в том числе – в ситуации развода и раздельного проживания родителей, или лиц их замещающих (опекунов, усыновителей).

Судебная психологическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений может ответить на следующие вопросы:

Благоприятен ли для воспитания и развития ребенка микроклимат в семье? -Имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком?

К кому из родителей ребенок привязан больше?

Как часто ребенок хотел бы общаться с матерью в случае проживания в семье отца?

Как часто ребенок хотел бы общаться с отцом в случае проживания в семье матери?

Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?

Каков уровень тревожности ребенка?

Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?

Каково действительное отношение матери и отца к ребёнку?

Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?

Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?

Каково реальное психологическое отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

Каково реальное психологическое отношение ребенка к мачехе?

Каково реальное психологическое отношение ребенка к отчему?

Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?

Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?

Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?

Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?

Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?

Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?

Представленный выше перечень вопросов не является исчерпывающим. Вопросы на рассмотрение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений должны подбираться в каждом случае индивидуально в соответствии с требованиями Семейного Кодекса Российской Федерации, исходя исключительно из потребности в специальных психологических познания дознания, следствия и суда.

Для того, чтобы четко понимать для чего суду нужна судебная психологическая экспертиза данного вида необходимо подробно ознакомиться с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998 №10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”. В данном документе Пленум верховного Суда четко определяет юридические приоритеты судебного разбирательства по делам связанным с разводами и определением места жительства ребенка, его прав, прав разводящихся супругов.

Необходимость в проведении судебной экспертизы ребёнка и детско-родительских отношений возникает, как правило, в тех случаях, когда в семью приходят конфликты и склоки, когда муж с женой разводятся и не могут достигнуть договоренности о месте проживания своего ребенка и (или) о месте и порядке встреч ребенка с тем родителем, который с ребенком не проживает.

Цель любой экспертизы помочь суду разобраться с вопросами требующими специальных знаний психолога и педагога. Однако просто психологических знаний при этом недостаточно. Психолог должен владеть также юридическим понятийным аппаратом, чтобы его Заключение было ясным и понятным для суда и других участников судебного разбирательства.

Для чего проводится экспертиза ребенка и детско-родительских отношений?

Чаще всего психологическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений направлена на установление степени привязанности ребенка к отцу или матери, а также психологической совместимости ребенка (детей) с родителями и лицами их замещающими.

Исследование психологом ребенка, родителей, детско-родительских отношений в ходе судебной психологической экспертизы направлено на установление значимых психологических и психолого-социальных обстоятельств и факторов межличностного взаимодействия в системе «родитель-ребенок-родитель». Это необходимо в случаях, когда следствию или суду необходимо дать правовую оценку отношений между родителями ребенка. Также экспертиза ребенка проводится для оценки отношений между ребенком и конкретным родителем. Это обязательно, в том числе - в ситуации развода и раздельного проживания родителей, или лиц их замещающих (опекунов, усыновителей).

Экспертиза проводится для:

— Определения индивидуальных особенностей ребенка;

— Определения частоты, места, длительности и способа общения ребенка с одним из родителей;

— Определения возможности и длительности нахождения ребенка в отпуске с одним из родителей;

— Определения места жительства ребенка;

— Определения роли отца (матери) в воспитании ребенка;

— Определения с кем из родителей комфортнее проживать ребенку;

— Определения психологических особенностей взаимоотношения отца (матери) с ребенком;

— Определения на сколько, негативно влияет на ребенка, общение с отцом (матерью);

— Определения обстоятельств, которые могут препятствовать, общению отца (матери) с ребенком;

— Определения степени привязанности ребенка к родителю (ям);

— Иные вопросы.

Экспертиза ребёнка обычно проводится для того, чтобы установить, к кому ребёнок психологически привязан в большей степени, с кем изъявляет желание проживать после развода и какими психологическими факторами это желание обусловлено. Также в ходе проведения психологической экспертизы ребёнка возможно установить, насколько часто он хочет встречаться с родителями, имеет ли какие-либо психологические травмы, как и в какой степени отражается на психологическом состоянии ребёнка негативное влияние со стороны кого-либо из ближайшего окружения несовершеннолетнего.

Экспертиза родителей обычно проводится в тех случаях, когда у суда или у участников судебного процесса есть основания полагать, что кто-либо из родителей оказывает негативное влияние на несовершеннолетнего или имеет психологические или психиатрические противопоказания к самостоятельному воспитанию или общению с ребёнком.

-Благоприятен ли для воспитания и развития ребенка микроклимат в семье? -Имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком?

К кому из родителей ребенок привязан больше?

Как часто ребенок хотел бы общаться с матерью в случае проживания в семье отца?

Как часто ребенок хотел бы общаться с отцом в случае проживания в семье матери?

Какие имеются объективные конфликты между родителями ребенка? Каково восприятие ребенком данных конфликтов?

Каков уровень тревожности ребенка?

Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?

Каково действительное отношение матери и отца к ребёнку?

Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?

Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?

Каково реальное психологическое отношение ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

Каково реальное психологическое отношение ребенка к мачехе?

Каково реальное психологическое отношение ребенка к отчему?

Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?

Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?

Какой из вариантов проживания ребенка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?

Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?

Разрыв с кем из родителей для ребенка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?

Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?

Соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам?

В соответствии с п.3 ст.65 Семейного Кодекса Российской Федерации место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

В соответствии с ст.24 СК РФ, при расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов. В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в п. 1 данной статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан: определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода; определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей; по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности; по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

На сегодняшний день становится совершенно очевидным тот факт, что жестокое обращение с ребенком заключается не только в физическом воздействии, т.е. в побоях. Оно может представлять собой скрытое, неявное каждодневное психологическое насилие, что может быть установлено лишь после проведения специального психологического исследования.

Чаще всего психологическая экспертиза детско-родительских отношений направлена на установление степени привязанности ребенка к отцу или матери, а также психологической совместимости ребенка (детей) с родителями и лицами их замещающими.

На разрешение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношение могут быть поставлены различные вопросы.

Интересно узнать типичные вопросы, ставящиеся перед экспертом по такой категории дел.