Мальчики и девочки: половое воспитание. "Подростковый комплекс" и его особенности

Рождество

Если у девушки кривые ноги, зачем ей избавляться от желтого налета на зубах?!

В основе комплекса неполноценности лежит низкая самооценка. Откуда он проистекает? Человек полагает (либо совершенно безосновательно, либо чрезмерно преувеличивая собственные недостатки), что он в чем-то хуже других. Из-за этого возникает барьер общения - человек испытывает затруднения в общении, особенно с малознакомыми людьми, не умеет знакомиться, смущается и теряется в разговоре.

Формированию комплекса неполноценности способствуют такие черты характера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе.

Причиной низкой самооценки может быть неправильное воспитание.

Мнение ребенка о себе формируется на основании мнения его родителей. Слишком суровые, излишне критичные, а тем более нелюбящие, деспотичные или жестокие родители не дают девочке возможности обрести уверенность в себе, почувствовать себя достойной любви и успеха. Наоборот, она приобретает уверенность, будто бы немногого стоит, непривлекательна, да и вообще никчемная личность.

«Затурканная» родителями девочка не умеет правильно оценивать имеющиеся у нее качества - как положительные, так и отрицательные (А у кого нет недостатков?! Покажите мне такого человека, и я опишу его в своей книге как «идеальный образец скучнейшей личности»). Не видя в себе ничего хорошего (Ведь родители ее постоянно «тюкают»!), девочка чересчур строга к себе и, вместе с тем, переоценивает значение своих недостатков. В результате - комплекс неполноценности, основанный на неверном, между прочим, мнении: “Я хуже других”.

Насмешки ровесников в детстве тоже влияют на мнение девочки о себе. Обидные прозвища, подразумевающие, что она непривлекательна, - одна из причин формирования в подростковом возрасте комплекса неполноценности.

Подростковая психика очень ранима. На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек.

Взрослый имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения и успокоить себя, что оно вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверным характером обидчика, тем, что тот - склочник или любит сплетни и интриги. Он может нормально отреагировать на оскорбление или не обратить на него внимания, может поскандалить с обидчиком, обозвав его в ответ и получив от этого удовлетворение.

Подростки еще не умеют анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеют и правильно вести себя в сложной ситуации. Они не могут разумно отреагировать на событие, ранящее самолюбие, так как все эмоциональные реакции еще недостаточно зрелы, поэтому пренебрежение окружающих их очень ранит.

Реакцией на психотравмирующую ситуацию могут быть обида, слезы или уход в себя.

Внешняя бравада любого подростка, демонстрирующего своим сверстникам или взрослым, что ему все нипочем, “наплевать” на мнение окружающих, - это лишь маска.

На самом деле девочки и мальчики очень озабочены тем, что о них думают окружающие, и с обостренным вниманием следят, какое впечатление производят на сверстников и взрослых.

Подростки - эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечают все нюансы в отношениях к ним окружающих.

Если что-то не так, если подросток не такой, как остальные сверстники, - это создает основу для формирования комплекса неполноценности.

У некоторых подростков комплексы возникают из-за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли бы придать им уверенности в себе.

Хотя подросткам и присуще стремление к независимости, все же мнение родителей и других взрослых людей имеет для них очень большое значение.

Подростку очень нужна моральная поддержка родителей.

В некоторых семьях родители никогда не говорят добрых слов. Они все время упрекают, что дочка ведет себя не так и все делает не так, как им хотелось бы. Ничего, мол, путного из нее не выйдет.

Сколько раз я слышала от своих пациенток, что родители ее с детства «тюкали»: “Все дети - как дети, а ты …!”, “Ты ничего не умеешь, у тебя руки не из того места растут!”. Бывает и похлеще: «Ну что ты за дура!» Или: «Идиотка!»

Почему-то самые обидные слова мы слышим от самых близких людей…

В результате такого «воспитания» у девочки формируется уверенность, что она - никчемная, глупая, ни к чему не способная.

«Я стеснялась приводить домой подружек», - такие признания я слышала неоднократно. Дочери было стыдно за своих родителей - мать или отец запросто могли мать ляпнуть какую-то бестактность по ее адресу в присутствии подруг. Бывало, что девочка завидовала своим подружкам, у которых дома все было совсем не так.

Девочки, которые слышат от родителей не слова ободрения, а одни лишь замечания и попреки, не могут правильно оценить себя и свои способности. У них вырабатывается низкая самооценка, а это основа многих комплексов.

Этому возрасту и без того свойственная неуверенность в себе, даже если неуверенность прикрывается напускной бравадой. А если при этом родители постоянно “долбят”: «Ты никчемная, ни к чему не способная, неполноценная, лентяйка, бездельница, растяпа», - то как же трудно переломить такое отношение и повысить самооценку! Очень сложно реально оценивать себя и свои способности, если тебя так низко ценят близкие люди. Вот потому девочка не ценит себя и приобретает уверенность, что она ни на что не годна, что она - хуже всех.

У таких подростков формируется стойкий комплекс неполноценности, который потом переносится во взрослую жизнь.

Очень важно, чтобы девочки и мальчики с самых ранних лет слышали больше добрых и ободряющих слов от своих родителей.

Влияние родителей на психику подростка огромно. Если это влияние отрицательное, то вряд ли сформируется гармоничная личность.

Если родители постоянно “тюкают” дочь в ее недостатки, ругают и упрекают, то откуда возьмется высокая самооценка? Девочка-подросток начинает оценивать себя глазами родителей, считает себя никчемной неудачницей, неумной, непривлекательной. Причем, очень велики шансы, что это мнение о себе у нее сохранится, а, став взрослой, она и в самом деле будет непривлекательной и неудачницей.

Оскорбления и упреки родителей так травмируют психику подростка, что последствия этого трудноискоренимы и могут привести к драматическим ситуациям.

Комплекс неполноценности может развиться у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за заикания или какого-то физического недостатка (хромоты, нарушения в строении лица, большого родимого пятна на лице, бородавок, косоглазия или чего-то еще).

Ребята в этом возрасте очень жестоки, они не понимают, как это больно, когда есть какой-то дефект внешности, над которым все смеются.

Подростки, страдающие заиканием, и без того очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники, то это может стать непереносимой ситуацией.

Комплексы могут развиться в том случае, если девочка плохо учится в школе, например, дома нет нормальных условий для занятий. Ведь на самом деле для того, чтобы освоить школьную программу, не нужно быть “семи пядей во лбу”. Она рассчитана на обычного ребенка со средними способностями. Подросток, у которого дома сложная обстановка, например, родители часто скандалят или выпивают, или они давно разошлись, а мать занята лишь собой, приводит любовников, или мать повторно вышла замуж, а он(а) не ладит с отчимом, или в семье появился младший ребенок от отчима, - растет подавленным, задумчивым, одиноким. Ему (ей) не до учебы, у него свои, недетские проблемы. Несколько раз учителя обратят внимание на плохую успеваемость, выставят в качестве “отрицательного примера”, - и у мальчика (девочки) уже сформировался комплекс неполноценности, он(а) считает, что у него (нее) нет способностей к учебе. У подростка опускаются руки - зачем стараться, если все считают его “глупым” и ни к чему не годным?!

Любое замечание, косой взгляд, а тем более насмешки и “ярлыки” больно задевают и без того ранимое самолюбие девочки-подростка. Формируется стойкий комплекс неполноценности. Став старше, она по-прежнему считает себя ни к чему не способной и заведомо ведет себя, как неудачница. А судьба не любит неудачников и больно наказывает тех, кто опустил руки и махнул на себя рукой.

Насмешки сверстников по поводу внешности или фигуры тоже могут создать фон для формирования низкой самооценки и комплексов.

Если находится бестактный одноклассник, который отпустит ехидное замечание в адрес “плоской фигуры” в то время, как сверстницы уже носят бюстгальтер, или юношеских угрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивных игр или на занятиях по физкультуре, - то неуверенная в себе девочка начинает по этому поводу комплексовать, хотя все ее мнимые “недостатки” типичны для подросткового возраста.

Многие девочки переживают ощущение собственной неполноценности. Здесь многое зависит от правильной тактики родителей.

Я не сомневаюсь, что эту книгу будут читать и родители, а потому попутно дам советы и им. Когда у дочери возникают проблемы, нужно ненавязчиво помочь их решить, ободрить, если она огорчена или попала в сложную ситуацию. Пусть ваша дочь чувствует - вы любите ее такой, какая она есть. Любой! Важно принимать ее такой, какова она в реальности, не пытаясь «исправить».

Не бывает плохих детей! Есть родители - плохие воспитатели.

Постоянные замечания, указания на недостатки - это не воспитание, а занудство! Это семейный деспотизм! И прямой путь к формированию у девочки комплекса неполноценности. А отсюда пойдет вся цепочка негативных событий: неуважение к себе, отсутствие чувства собственного достоинства, неумение добиваться желаемого и правильно строить отношения с людьми. И многое, многое другое, что, в конце концов, приведет к тому, что ваша дочь будет несчастлива. Хотите вы этого? Нет? Тогда вам нужно немедленно пересмотреть свои взгляды!

Фиксируйтесь на положительных качествах вашей дочери - подростку нужна ваша поддержка, а не «тюканье» (между прочим, занудливость, «непогрешимость» - это все черты семейных тиранов). Постоянно внушайте, что она не только не хуже, а лучше других - именно теми положительными качествами, которые у нее, несомненно, есть. Только так вы можете поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироваться чувству собственной неполноценности.

Не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или “захвалить” девочку, и она слишком “возомнит” о себе. Она лишь приобретет уверенность в себе и научится себя реально оценивать.

Нашей бесспорной собственностью являются лишь наши достоинства и недостатки.

Аннотация
В данном обзорном реферате рассматривается проблема подростковых комплексов. Описываются особенности подросткового возраста, подросткового кризиса и причины возникновения комплексов у детей в этот жизненный период, а также пути разрешения этих проблем. Обзорный реферат состоит из введения, двух глав с выводами и заключения.
Данный обзорный реферат рекомендован студентам- психологам, психологам – педагогам, а также самим подросткам и их родителям.

Содержание
Введение…………………………………….......… …………4
Глава 1. Характеристика подросткового возраста, его особенности………………………………………………… .6
Выводы к главе 1……...…………………………………...10
Глава 2. Комплексы подросткового возраста…………….11
Выводы к главе 2 ……….………………………………….14
Заключение...………………………………………………15
Список используемой литературы..……………………...17

Введение
Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходящие в этом возрасте изменения тела подростка сопровождаются субъективными и объективными трудностями. Изменения, происходящие в образе тела, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает. Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, застенчивости.
Подростковый возраст – тот самый период, когда ребенок становится взрослым. Он учится анализировать происходящее вокруг, оценивает свою внешность и поступки, ищет свое положение в обществе. На этом этапе любое несоответствие представляемому идеалу может привести к появлению комплексов. Появляются эти комплексы легко, а избавиться от них очень сложно. Иногда на это уходит целая жизнь. Зная основные причины развития комплексов у подростков, взрослые (родители, педагоги) вполне могут помочь их избежать.
Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя, понять свое место в жизни. Нередко в этот жизненный период возникают различные комплексы: комплекс внешности, комплекс «отличника», комплекс неразделенной любви, комплекс финансов и др. Эти проблемы мучают подростка. Переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный, так как все проблемы подросткового возраста могут остаться с человеком на всю жизнь, если их не решать. Чтобы помочь подростку успешно развиваться, во многом нужна поддержка взрослых, необходим поиск новых решений подростковых проблем.

Цель данной работы – изучение особенностей подросткового возраста и наиболее распространенных комплексов в этот период жизни.

Задачи данной работы:

    охарактеризовать основные особенности подросткового возраста
    определить понятие «подростковый кризис»;
    изучить наиболее распространенные комплексы подростков, их особенности;
    выяснить пути решения подростковых проблем и избавления от подростковых комплексов.
Объект исследования: подростковый возраст.

Предмет исследования: комплексы подросткового возраста.

Глава 1.Характеристика подросткового возраста, его особенности
Подростковый период – это переходный этап от детского развития к взрослой стадии онтогенеза. Все стороны развития в этот период подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Терминология в области взросления несколько запутана, например, в толковом словаре В.И. Даля подросток определяете как «дитя на подросте» – 14-15 лет, Л.С. Выготский определял границы подросткового возраста с 14 до 18 лет, Б.Г.Ананьев – с 11 до 15 лет. В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 15-16 лет. Однако, для каждого организма существуют индивидуальные ритмы и характер их протекания.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. И.В.Дубровина связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.
Подростковый возраст называют пубертатным периодом, так как он охватывает процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения.
У подростков изменение образа тела, связанное с пубертатными процессами, является важным фактором развития. Ощущение собственной ценности подростком во многом зависит от того, насколько соответствующим норме представляется ему изменение его тела.
Обычно изменениям подросткового периода предшествует увеличение жировых отложений в организме; некоторые дети этого возраста заметно поправляются. Вслед за этим в начале отрочества сильно увеличивается скорость роста. Происходит увеличение размеров костей и мышц. Во время этого скачка роста мальчики обычно теряют большую часть лишнего жира, который они накопили к его началу. Однако у девочек новые жировые отложения, как правило, сохраняются, хотя и перераспределяются по различным участкам тела. В период отрочества разные части тела развиваются с различной скоростью. Обычно к этому времени голова уже перестает увеличиваться в размерах; в основном ее рост завершается в течение первых десяти лет жизни. Вслед за ней достигают взрослых размеров кисти рук и стопы; затем увеличивается длина ног и рук. В результате многие подростки становятся неуклюжими, от чего они испытывают смущение. За ростом конечностей следует рост тела в ширину; в последнюю очередь происходит полное развитие плеч.
Еще одним изменением является увеличение размеров и активности сальных желез кожи, в результате чего лицо подростка часто покрывается угрями. В коже развивается также новый вид потовых желез, что ведет к усилению запаха тела.
Неприятие своего тела может проявляться в мышечной зажатости, неловкости, скованности, неадекватности в поведении.
Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.
Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое "Я", стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.
Сухомлинский В.А. обобщает главные личностные черты, по его мнению, этими главными личностными чертами подростка являются следующие:
1. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.
3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.
4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений.
5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.
Подростковый возраст называют кризисным периодом в жизни человека. Этот кризис значительно отличается от кризисов младших возрастов, он является более острым и длительным. Связано это с воздействием на подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов.

Выводы к главе 1
Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.
Границы подросткового возраста с 10 – 11 до 15 – 16 лет.
Подростковый возраст – это период стремительного физического, полового, психологического и социального развития.
Подростковый возраст называют пубертатным, так как он связан с половым созреванием, изменяется образ тела. С этими изменениями связано психологическое состояние подростка. Многие проблемы связаны с неприятием своего тела подростком.
Важнейшее психологическое новообразование возраста – чувство взрослости представляет собой новый уровень притязаний, предсказывает будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг.
Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность.
Подростки переживают один из самых сложных периодов жизни - пору становления взрослого человека. В это время они учатся анализировать все окружающее - поступки, внешность, общество.
Сухомлинский В.А. выделяет основные личностные черты подростка. Это непримиримость к злу, которая сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни, стремление к идеалу, желание самоутвердиться, противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил, сочетание романтической восторженности и грубых выходок.
Подростковый возраст называют кризисным периодом в жизни человека.

Глава 2. Комплексы подросткового возраста
Подростковый возраст является критическим в отношении становления характера как базиса личности.
Подростковый кризис – переломный момент в психологическом развитии многих детей, который внешне проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д. В подростковом периоде личность особенно подвержена заострению негативных черт характера, что нередко становятся причиной социально-психологической дезадаптации. Едва наметившиеся контуры целостной личности подвергаются воздействию изнутри (в период полового созревания) и снаружи (в связи с изменением социального статуса с детского на взрослый). С одной стороны – мощный всплеск выбрасываемых в кровоток гормонов, бурное развитие признаков половой принадлежности, пробудившийся сексуальный интерес при отсутствии привитой культуры любовных отношений, что приводит к уродливым формам поведения в контактах с противоположным полом. С другой стороны – повышенные требования окружающих, ожидание от подростка более взрослых форм поведения.
Внутренняя перестройка самопонимания отстает от тех ожиданий, которые предъявляются окружением. Все это вызывает своеобразные реакции со стороны подростка. Личности тормозимого типа замыкаются в себе, отгораживаются, ведут себя угловато, неуклюже, проявляют негативизм в присутствии особ другого пола, испытывают комплекс неполноценности. Гипертимные, возбудимые личности ведут себя в этой ситуации то нарочито нагло и демонстративно, то агрессивно и запальчиво.
Психологические особенности подросткового возраста в случаях, когда они особенно выражены, получили название «подросткового комплекса» Суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции: реакция эмансипации, реакция группирования со свертниками, реакция увлечения (хобби – реакция).
Подростковый возраст – это период, когда ребенок учится анализировать происходящее вокруг, оценивает свою внешность и поступки, ищет свое положение в обществе. На этом этапе любое несоответствие представляемому идеалу может привести к появлению комплексов. Комплекс – стабильное соединение, сочетание аффекта(чувства) и представления Наиболее распространенные подростковые комплексы:
1) Комплекс внешности. Глядя на себя в зеркало, подросток видит, как правило, множество недостатков. Большой нос, оттопыренные уши, прыщи. Он непременно будет слишком высокий или низкий, худой или толстый. А если к этому добавляются очки, брекеты, крупное родимое пятно или, например, дефект речи, то жизнь может показаться не сложившейся и ненужной. Развитию этого комплекса успешно помогают насмешки сверстников, «подозрительные взгляды» окружающих и разрекламированные топ-фигуры на страницах журналов и экранах телевизоров. Отвлечься от комплекса внешности, а при регулярных занятиях и избавиться от лишнего или недостаточного веса помогут силовые упражнения для подростков, подобранные с учетом особенностей организма в этом возрасте.
2) Комплекс финансов. Среди подростков модно меряться уровнем достатка родителей. У кого круче телефон, кто где отдыхает, какой марки одежда и какая мебель и техника в доме. Подросток, родители которого не в состоянии угнаться за «прогрессом», начинает чувствовать себя ущемленным, обиженным, несостоявшимся. Заниженная самооценка проявляется жалостью к себе и агрессией к родителям. Может этот комплекс проявиться и агрессией к более обеспеченным сверстникам.
3) Комплекс неразделенной любви. Подростковый возраст – время поиска не только себя, но и своей «половинки». Это мы, взрослые, понимаем, что найти свою любовь далеко не всегда удается сразу. А подростку хочется именно так! И когда избранник отказывает, начинаются самокопания: что во мне не так, чем я хуже? Как правило, обнаруживаются либо недостатки во внешности, либо нехватка финансов. Что приводит к формированию вышеназванных комплексов в сочетании с мыслями о неизбежности одиночества.
4) Комплекс «отличника». Как правило, комплек
и т.д.................

Комплексы подростков являются необходимым этапом взросления. Они значимы потому, что учат ребенка работать над собой, а не опускать руки при возникновении первых неудач. Не пройдя такого серьезного периода в жизни, невозможно достичь внутреннего равновесия, научиться принимать собственную сущность. Известно, что подростковый возраст является одним из самых драматичных периодов в жизни. В это время человек учится понимать самого себя и заново знакомится с окружающей действительностью. Подросток должен сформировать в себе новый взгляд на мир, научиться выстраивать отношения со многими людьми. В эти годы все дается непросто, а главным становится вопрос недовольства самим собой.

Комплексы подростков зачастую лишены всякой логики и далеки от здравого смысла. Однако они во многом ограничивают социальное, нравственное развитие подрастающего поколения. Комплексы подростков взрослым людям кажутся смешными и нелепыми. Все потому, что они сами забыли, что значит быть юным, выходить в мир с обнаженной душой и необыкновенными чувствами. В пятнадцать-шестнадцать лет нам всегда представляется, что мы переживаем какую-то уникальную ситуацию, словно до нас ее еще никто не переживал, не испытывал на себе. Вся гамма чувств настолько захлестывает молодого человека или девушку, что в какой-то момент они оказываются в отчаянии, не знают, как правильно поступить.

Проявления комплексов подростков

Наличие комплексов у подростков, как правило, заметно окружающим невооруженным глазом.Человек делается замкнутым и низко ценит собственную личность. Молодой парень или девушка легко впадают в уныние, переживают из-за того, что окружающие не желают принимать их такими, какие они есть. В чем же заключаются проявления этих комплексов?

Недовольство внешностью

Это обязательный пункт, с которого обычно все и начинается. Больше этим комплексом страдают девочки в силу психологических особенностей. Им кажется, что никто никогда не полюбит их с той внешностью, которая имеется на данный момент времени. У мальчиков тоже имеются подобные переживания, только их комплексы, прежде всего, связаны с наличием мужественности и ее выражением. Вот почему молодые люди иногда становятся агрессивными, нередко выступают против общественного порядка и морали. Ими руководят комплексы, эмоциональная незрелость. Все потому, что хочется доказать окружающим, что они не правы. Возникает желание продемонстрировать собственную изобретательность и находчивость. Проблема в том, что не всегда человек в возрасте пятнадцати-семнадцати лет способен сделать это адекватно.

Негативизм

Комплексы значительно усложняют жизнь. Они мешают выстраивать с окружающими гармоничные и искренние отношения. Многие бунтуют против собственных родителей, считая, что те ограничивают их во всем. Подросшие дети сильно обеспокоены происходящими с ними изменениями. Они сами не замечают того, как обрастают комплексами. Во многих случаях происходит развитие межличностного конфликта с окружающими.

Как избавиться от комплексов подростку

Подростковый возраст сам по себе несет большие возможности для личностного роста. В этот период внутренние перемены происходят очень часто. Любые изменения в сознании отражаются на способе восприятия окружающей действительности. Молодой человек или девушка очень хотят обрести уверенность в себе и часто предпринимают самостоятельные попытки.Как избавиться от комплексов подростку? Рассмотрим подробнее.

Индивидуальное становление

Важно понимать, насколько ценно оставаться самим собой. Действовать, невзирая на внешние обстоятельства, могут позволить себе далеко не все. Будучи сильной личностью, можно добиться значимого успеха. Индивидуальное становление подразумевает осознание собственной уникальности. Люди, которые живут, руководствуясь голосом собственной души, как правило, ощущают себя более счастливыми, нежели те, кто пытается действовать, исходя лишь из чувства долга. Стремление угодить обществу, как правило, приводит к тому, что человек теряет самого себя. Он утрачивает сильную часть своей натуры, оставаясь наедине с собственными страхами и сомнениями. Важно не отступать с самого начала и бороться за сохранение своей индивидуальности.

Развитие способностей

Комплексы мешают выражать себя. У каждого из нас имеются какие-то таланты и дарования. Проблема заключается в том, что не всякий действительно занимается своим развитием, уделяет ему должное внимание. Поднять свою самооценку подростку поможет развитие способностей и талантов. Необходимо осознать, что с комплексами необходимо обязательно бороться. Если этого не делать, можно очень надолго раствориться в недовольстве собой. Молодому человеку или девушке необходимо ощущать свою исключительность. Крайне важно не быть похожими на окружающих, а действительно уделять время своему саморазвитию. В противном случае достичь состояния внутреннего удовлетворения вряд ли удастся.

Эмоциональное равновесие

Это состояние полной гармонии с собой и окружающим миром.Подростку крайне необходимо чувствовать себя востребованным и интересным в кругу сверстников. Поэтому нужно стремиться, чтобы в общении с ними не было ярко выраженных конфликтов. Конечно, мелкие разногласия бывают у всех, они присутствуют в любой компании. Однако важно, чтобы ребенок при этом не чувствовал себя лишним, отвергнутым и одиноким. Эмоционально равновесие как состояние достигается путем постоянной работы над собой. Необходимо избавиться от комплекса «гадкого утенка» и начать выражать свою неповторимую сущность. Для достижения такой цели многие подростки начинают активно действовать: увлекаются каким-либо видом спорта, просят родителей завести домашнего питомца или вовсе пробуют что-то свое. Главное, чтобы деятельность помогала процессу самосовершенствования, учила, как стать лучше себя вчерашнего.

Привычка сравнивать

Необходимо отбросить привычку сравнивать себя с окружающими. К сожалению, этим страдают не только подростки, но и люди, давно вышедшие из пубертатного периода. Благополучно миновав кризис самоопределения, они все же остались зависимыми от общественного мнения. Чтобы такого не случилось с юношей или девушкой, им самим необходимо полностью принять ответственность за собственную судьбу. Нужно научиться быть довольным своей внешностью, развивать таланты, которые даны свыше. Нельзя хотя бы в шутку оскорблять себя или пытаться унизить перед окружающими с целью заслужить одобрение. Ведь как мы относимся к самим себе, так нас и воспринимают люди. Порой даже близкие родственники не могут понять ребенка, ненароком причиняют ему душевную боль. Необходимо выработать собственное позитивное отношение к неоднозначной ситуации.

Таким образом, подростковый возраст – это один из самых конфликтных периодов развития личности. В это время человеку порой приходится преодолевать такие внутренние препятствия, которые никогда после не будут его беспокоить. Только осознав, как избавиться от комплексов, можно постепенно сформировать полную уверенность в себе, стать независимым и счастливым человеком, которому любые преграды по плечу.

У большинства людей есть свои идеалы красоты, которым они пытаются подражать. Это почитание очень влияет на психологическое состояние подростков, вызывая у них неудовлетворенность по поводу своей внешности. Критическая оценка себя переходит в комплекс ущербности и неполноценности, который причиняет вред психологическому состоянию и накладывает отпечаток на отношения с ровесниками.

Подростковый возраст находится в группе риска возникновения комплексов

Причины возникновения

Подростковый период является критической порой. Он связан с разительными физическими переменами, изменениями во внешнем виде. Это не устраивает подростков. В большинстве случаев они не признают свою внешность. Да и как это принимать ее, если она постоянно преподносит неожиданности: увеличивается или не увеличивается грудь, появляются угри. Тело растет, становится угловатым или чрезмерно округлым, притягивая всеобщее внимание. Начинает изменяться и лицо: меняет форму нос, начинает пробиваться волосяной покров. Дети не могут быстро воспринять такие изменения, не принимают их и погружаются в депрессию.

Это обостряется тем, что отличительной психологической особенностью подростка является склонность находить себе идеальный образец. Это может быть какой-то популярный человек или знакомый. И идеал далек от подростка. В этом же возрасте человек пробует строить любовные отношения, и первый опыт часто оказывается негативным. Поэтому подозрения подростков касательно своей неприглядности оправдываются тем, что пассия, которой очарован, не реагирует.

Подросткам присуща самокритика. Они способны преувеличивать, видеть изъяны там, где их не существует. Поэтому они твердо и решительно не удовлетворены своим внешним видом. Видя эти переживания, можно успокоить себя тем, что это временно. Все дети через это проходили. Но стоит помнить, что не каждый с этим справился. Подростковые комплексы изредка переходят в извращенное отрицание своей внешности - дисморфию.

Если отбросить вероятность психологических нарушений, стоит отметить, что комплексы у детей накладывают отрицательный отпечаток на существовании подростка, возбуждая целый ряд побочных осложнений, в т. ч. и в учебе.

Источники проблем

Отрицательное расположение к себе всегда было и будет у подростков. Это просто пояснить:

  • неизвестность мира, в котором они пребывают;
  • влияние телевизионных и мультипликационных героев;
  • сравнение с идеалом и разочарованность из-за несоответствия ему.

Комплексы девочек

Комплексы у девочек делятся на три разновидности.

  1. Кругооборот. В большинстве случаев девочек беспокоят выдуманные проблемы, связанные с внешним видом. Расстраиваясь по поводу россыпи веснушек, отсутствии груди, вздернутого носа, мучаясь, уходя в себя, девочка таким образом следует по кругу. Тяжело соответствовать званию «душа компании», обладая погасшим и измученным взглядом, сгорбленной, поникшей походкой. Собственно так и выглядят девушки, неуверенные в себе и своей внешности. А если общество так и воспринимает объект, то и плечи опускаются все ниже. Нельзя заставить толпу воспринимать реальность иначе. Оборвать замкнутый круг можно только самостоятельно. Необходимо выпрямиться, улыбнуться и прекратить воспринимать себя как непривлекательную. Это тяжело, но важно поверить в себя.
  2. Естественная красота. Образцовая кожа телевизионных красавиц, идеальная фигура, роскошные волосы и прекрасные глаза. Для того чтобы убедиться, что благодаря многим ухищрениям из обычных девушек создаются нереальные красавицы, нужно посетить гримерные театров. Большинство героинь телеэкрана не отвечают стандартам красоты. Но никто на это не обращает внимания, т. к. их изъяны воспринимаются, как изюминки.
  3. Полнота. Этот комплекс сейчас начал набирать обороты. Девочки, которые не страдают лишним весом, отыскивают у себя лишние кг и пытаются их устранить. В последнее время такая болезнь, как анорексия, становится популярной в психологии. Это происходит благодаря социальным сетям, где помимо снимков, красивых девушек-моделей выставляют снимки девушек, которые довели себя до истощения. Очевидный пример является действенным прототипом.

Во всех этих случаях прекрасно, если рядом с подростком находится взрослый, опытный и любящий человек, который авторитетен для него. Он ответит на вопросы по поводу преобразования организма и перехода недостатков в достоинства. Все должно проходить естественным путем, но небольшая помощь не возбраняется. Можно заняться спортом, посетить косметолога, специалиста по подбору гардероба.

Правильно нанесенная косметика может легко скрыть недостатки внешности, а хорошо подобранная одежда скроет недостатки подросткового тела и подчеркнет достоинства.

Девушки комплексуют преимущественно из-за внешности

Проблемы у мальчиков

Неправильно полагать, что от заниженной самооценки страдают только девушки. Как бы странно это ни звучало, но сильный пол тоже испытывает комплексы. Парни в этот период склонны к ним больше всего. Внимание к слабому полу выражается с первых дней жизни, но в этом возрасте она может привести к изгнанию из круга товарищей. Часто влюбленность сопровождается издевками и подшучиваниями товарищей. Велико число запросов, касающихся небольшого размера полового органа, угрей, отсутствия волосяного покрова на лице. Часто у таких юношей нет рядом взрослого, который бы вошел в положение и мог корректно объяснить, что:

  • в этом возрасте практически каждый страдает от угрей, с которыми можно бороться с помощью определенных средств;
  • волосяной покров не показатель отважности и решительности, больше ценится внутренняя сила, воля;
  • не всегда размер полового органа является показателем качественного секса;
  • все переживают такие же комплексы.

Изредка комплексы подростков обусловлены недостатками физического характера: наличием очков, брекетов и т. п. Раньше они рассматривались как показатель слабого и беззащитного отличника. Сейчас это популярный атрибут моды. Убедить в этом носящего очки просто: нужно подобрать оправу, чтобы очки стали украшением.

Проблемы с кожей устраняются специальными кремами

Преодоление

Естественно, взрослые могут несерьезно воспринять детское неудовлетворение своим внешним видом. Для родителей свой ребенок красив и идеален. Проблема в том, что дети в подростковом возрасте не прислушиваются к их мнению и воспринимают все в штыки. Помогать необходимо поэтапно, деликатно и осторожно, для этого нужно понять психологию подростка. Какими качествами нужно обладать родителям?

  1. Выдержкой. Переходный возраст рано или поздно закончится. Авторитетность кого-то из родителей постепенно будет возвращаться.
  2. Внимательностью и наблюдательностью. Даже если ничего не предвещает беды, старайтесь следить за малейшими изменениями в поведении ребенка. Это поможет заранее распознать страхи и переживания дочери или сына.
  3. Умением налаживать дружеские отношения. Делясь своими детскими переживаниями и проблемами, рассказывая забавные истории из прошлого, можно сблизиться и стать приятным, близким собеседником и другом ребенку.
  4. Умением повышать самооценку. Старайтесь акцентировать внимание на подростковых достоинствах, не углубляясь в детские недостатки.
  5. Умением переключать внимание. Можно заинтересовать ребенка приобретением животного или предмета, о котором он мечтает.
  6. Умением поддерживать, интересоваться. Подросток должен чувствовать ваше желание и участие в решении его проблемы.

Часто комплексы у подростков могут перейти во взрослые проблемы, что мешает реализации в сферах личного и профессионального характера.

Необходимо вложить в голову подростка понятие о восприятии себя, как личности, чтобы он принимал себя таким, какой он есть. Стоит уверить ребенка в важности прочих сторон индивидуальности, приведя в пример популярных людей.

Нужно стать для подростка близким другом и помощником. Стоит подойти к этому с особым вниманием и терпением.

Тебе уже исполнилось 14 лет и ты стала замечать некоторые изменения в своей внешности? Это из ребёнка ты превращаешься в девушку-подростка. Меняется не только твоя внешность, но и характер, и даже твоё настроение. В этот период, когда ты меняешься, мнение твоих родителей, друзей и просто окружающих людей очень важно для тебя. У тебя бывало такое, что негативно сказанная фраза по поводу твоей внешности, умственных способностей, достижений, наталкивала тебя на мысль, что ты не совершенна? А та стопка глянцевых журналов у тебя на столе наверняка заставляла тебя задуматься о том, что до таких красоток, как на фото, тебе далеко. Выискивая в себе недостатки и постоянно сравнивая себя с другими, ты зарабатываешь себе комплексы. От подростковых комплексов потом очень тяжело избавиться во взрослой жизни. Задумайся над этим. Возможно, у тебя уже зародились подростковые комплексы. Тогда стоит начать бороться с комплексами прямо сейчас!

Комплексы – это некие рамки, в которые мы сами себя загоняем. Большинство недостатков, которые мы в себе находим, просто наша выдумка. Заостряя на них внимание, мы забываем о достоинствах, которых у нас тоже не мало. Подростковый возраст – это время, когда мнение твоих сверстников, а особенно мальчиков, для тебя очень важно. И любые намёки на твою внешность или материальное положение делают тебя замкнутой, угрюмой, грустной. От мнения окружающих в основном зависят неуверенные в себе девушки. Поэтому первый шаг избавления от комплексов - это стать уверенней в себе!

Полюби себя такой, какая ты есть. Научись воспринимать своё отражение в зеркале. Не придумывай себе то, чего нет на самом деле. В большинстве случаев девушки-подростки страдают от комплексов, потому что сами себе их навязывают или чересчур доверяют мнению других людей, которые на самом деле далеко не совершенны. Постарайся поменьше читать глянцевых журналов. Запомни: все фотографии – это фотошоп! Просто ухаживай за своей внешностью и тогда ты будешь выглядеть не хуже, чем модели на фотографиях.

В период полового созревания все изменения в твоей внешности и фигуре только временны. Потом спустя некоторое время ты превратишься в прекрасного лебедя. А сейчас твоя задача - научиться воспринимать себя такой, какая ты есть, и давать отпор тем, кто пытается убедить тебя в обратном. Даже если у тебя есть реальные проблемы с весом или действительно слишком выдающиеся уши, то всё можно исправить. Вес легко убрать, если заняться спортом и подобрать правильное питание, а уши легко скрыть с помощью объёмной причёски. А если тебя волнует проблема маленькой груди или роста, то не волнуйся, ты ещё только развиваешься, и со временем всё у тебя будет!

Кроме комплекса, связанного с внешностью, ты можешь комплексовать по поводу твоих умственных способностей. Например, кто-то в классе лучше тебя решает уравнения, а кто-то красиво рисует. Тебя волнует, что ты так не можешь? Тогда попробуй отыскать в себе свой собственный талант. Наверняка есть что-то, что получается у тебя особенно хорошо. Вот на этом и заостряй внимание. А подтянуть свои знания по математике можно, записавшись на дополнительные занятия. Главное - тренироваться и постоянно развивать в себе навыки.

Некоторые девушки-подростки могут страдать от комплекса бедности. Тебя может огорчать то, что у тебя нет такого крутого телефона, как у Ани, и юбка твоя давно вышла из моды, а все девочки в классе одеты стильно и красиво. Во-первых, пойми: родителей не выбирают. Так уж сложилось, что по каким-то причинам они не так много зарабатывают, но тем не менее, они любят тебя. Скажи спасибо свои родителям за то, что они кормят тебя, одевают и пытаются дать тебе образование. В конце концов, хорошую вещь можно найти не только в дорогом магазине. Главное – знать, где покупать, и следить за скидками. Тогда ты будешь выглядеть не хуже своих одноклассниц.

Главный секрет как бороться с комплексами – это любить себя, активно действовать, не идти на поводу у мнения людей, концентрировать своё внимание на достоинствах и хорошее настроение. Ты заметишь, как сама начнёшь меняться. У тебя появится больше друзей, ты повеселеешь, и мир вокруг тебя изменится.

Юля Михайлик специально для "Будь счастливой!"