Социальная адаптация детей сирот. Новый взгляд на социальную адаптацию детей-сирот Дементьева ф социальная адаптация детей сирот

Своими руками

СОГБОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ОВЗ »

Иванова Анна Олеговна

Воспитатель

Социальная адаптация детей-сирот

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.

Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.

Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Выпускники детских домов и интернатов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот.

Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.

Иными словами, воспитанники детского дома, интерната выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы. Поэтому очень важным является тщательное планирование работы в этом направлении каждой службы педагогического учреждения.

В работе по социализации в первую очередь важно прослеживание судеб выпускников, поддержание связи с ними. При этом анализ основных трудностей, с которыми сталкиваются ребята по выходе из интерната, дает возможность более точно скорректировать работу педколлектива.

Так многолетний опыт работы и наблюдений доказывает, что основные направления социализации будущих выпускников интерната должны содержать следующие направления:

Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение. Ориентировать детей в основных вопросах их прав, льгот и конечно обязанностей в современном обществе, координировать свои действия в зависимости от возникшей ситуации, умении отстоять свои права, при их несоблюдении.

Также основная работа по социализации сирот должна вестись в направлении семейной грамотности, формирование адекватного представления о семье, ее членах и их взаимоотношениях. В этом вопросе успешно могут проходить сюжетно-ролевые игры, ситуативные беседы, круглые столы и занятии-конференции по самым щекотливым темам, которые часто замалчиваются педагогами. Это такие вопросы, как взаимоотношение полов в семье, распределение ролей женщины и мужчины. Во время таких занятий ребята могут, играя роль, обсуждать, открыто вопросы, которые их больше всего волнуют.

Немаловажно учить подростков видеть ситуацию и подбирать способы поведения при различных обстоятельствах. Формирование основных навыков умения управлять своим эмоциональным состоянием. Выработка определенной жизненной позиции. В этом помогают различного вида тренинги, упражнения, творческие задания, работа в группе, совместный труд, ситуативные беседы, в которых ребенок может самореализоваться, показать себя с новой стороны, раскрыть свои способности

Развитие коммуникативной компетентности, освоение разных форм и методов общения, осознание своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности. Это также становится важной составляющей современного человека, для успешной реализации в обществе. Внимание педагога в первую очередь должно быть направлено межличностному отношению в группе. В помощь оценки ситуации в коллективе воспитанников приходит грамотно организованная и регулярно проводимая диагностика.

Конечно, в социальной адаптации детей - сирот немаловажен личный пример, соответствующий образу, который педагог хочет видеть от своих воспитанников.

Под социальной адаптацией понимается специально организованный образовательный процесс, способствующий включению индивида в социальные отношения. Наша задача построить этот процесс так, чтобы по выходе в самостоятельную жизнь, ребенок приобрел компетенции, позволяющие ему успешно социализироваться в обществе.

Адаптация детей-сирот затрагивает вопросы их активного приспособления к жизни в условиях детского дома или приемной семьи. С каждым годом число брошенных детей неуклонно растет, и данная проблема получила особую актуальность.

Адаптация ребенка в детском доме

Детский дом – это государственное учреждение, которое должно заменить ребенку семью до его совершеннолетия. С помощью педагогов дети учатся адаптироваться к социальной жизни, в которую они вступят после того, как им исполнится 18 лет.

Социальная адаптация детей-сирот заключается в усвоении ими ценностей и норм общества, в котором они живут. Проявления адаптации заключаются во взаимодействии детей, оставленных родителями, с окружающим миром и в их активной деятельности.

Когда говорят о социальной адаптации детей-сирот, обычно под этим понимают сложный комплекс педагогических и воспитательных мер. На самом деле, этот процесс проходит любой ребенок в ходе своего развития.

Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты. Она предполагает освоение собственной роли в системе общественных отношений. Это достигается путем формирования навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых навыков.

Выделяют следующие этапы адаптации детей в доме ребенка:

  • Подготовительный – с момента включения в социальную группу, он связан с социальной диагностикой, определением статуса, ознакомлением с личными особенностями воспитанника;
  • Включение в социальную группу – он предполагает помощь в приспособлении к условиям детского дома;
  • Усвоение ролей через участие в разнообразной деятельности с накоплением опыта, новых знаний и умений;
  • Устойчивое адаптированное состояние, когда дети могут решить практически любую проблему, которая возникает в естественных для них условиях среды.

Адаптация приемных детей в семье

Адаптация приемных детей проходит у всех по-разному. Определяющее значение имеют такие факторы, как:

  • Возраст попадания в дом ребенка или детский дом;
  • Наличие или отсутствие предыдущего опыта жизни в условиях семьи.

Адаптация детей-сирот зависит и от отношения к ним других членов семьи. Желательно, чтобы все относились к приемному ребенку ровно, без излишней эмоциональности, вначале потребуется много терпения и сил. Такие дети склонны предпочитать кого-то одного, проявляя к нему теплые чувства больше, чем к другим членам семьи.

Чем старше возраст, тем труднее происходит адаптация детей-сирот в семье. Особенно тяжело бывает в подростковый период, когда к трудностям адаптации приемных детей добавляются обычные для подростка проблемы. В это время такие дети могут критиковать приемных родителей, обвинять их в своих бедах и плохом настроении, тогда же обычно возникают трудности в общении со сверстниками и первая влюбленность.

Трудности детей-сирот в жизни

Согласно статистике, лишь 10% выпускников детских домов успешно адаптируются к реальной жизни в социуме. У 90% из них возникают трудности в том или ином аспекте взаимодействия в обществе.

Наиболее частые затруднения, которые испытывают бывшие сироты:

  • Ожидание, что о них кто-то будет заботиться, надежда на помощь со стороны;
  • Неразвитое должное отношение к трудовой деятельности, отсутствие осмысленной заинтересованности в труде;
  • Отсутствие опыта достаточной ответственности;
  • Искаженные представления о семье и жизни в ней;
  • Недостаточные навыки самопрезентации, связанные с неумением следить за своим внешним видом;
  • Неумение грамотно и четко излагать свои мысли;
  • Финансовая безграмотность, безответственное отношение к деньгам, неумение планировать свои траты;
  • Правовая и юридическая безграмотность;
  • Информационная бедность ума из-за замкнутости и ограниченности условий детского дома и др.

Все эти знания обычные дети получают естественно, живя в условиях семьи. Из-за недостаточной самооценки дети-сироты часто не могут выбрать учебное заведение для овладения профессией и трудятся на низкоквалифицированных работах. Задача педагогов и приемных родителей – обеспечить максимально безопасную и безболезненную адаптацию детей-сирот.

Верхотурцева Е.Е. Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к общеобразовательному учреждению // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 90-97.

С ОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИ РОТ И

ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОП ЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Е.Е. Верхотурцева, студент

Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова

(Россия, г. Магнитогорск)

Аннотация. В данной статье дается обзор на проблему готовности и адаптации к школьному обучения детей с разной социальной ситуацией. Была выдвинута гипотеза о том, что дети из полных семей лучше адаптированы к школьной программе и школьному обучению в целом, чем дети-сироты и дети, оставленные без попечения родителей. Было проведено исследование с двумя группами детей и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: адаптация школьная, готовность к школе, сиротство, дошкольный возраст, младший школьный возраст.

Проблема готовности ребенка к школе всегда будет актуальна, ведь с каждым годом число детей, поступающих в школу, увеличивается. По данным статистики, из 620 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 95% — социальные сироты. Наличие большого числа научных работ по проблеме адаптации к школе так же свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время психологическая специфика школьной адаптации и дезадаптации полностью не раскрыта. Это связано с взаимодействием с социумом и возрастным своеобразием детей, поступающих в школу.

Самым прогрессивным шагом в педагогике сиротства на сегодняшний день стал переход от однородного обучения в школах-интернатах к смешанному пребыванию детей из детских домов с домашними в общеобразовательных школах. Предполагается, что такая форма взаимодействия детей способствует более успешной адаптации детей из детских домов и расширяет их социальные контакты с внешним миром. Следовательно, п роблемы адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников детских домов, становятся все более актуальными в современной школе.

Мы вы двинули г ипотез у о том, что дети из полных семей лучше адаптированы к школьной программе и школьному обучению в целом, чем дети-сироты и дети, оставленные без попечения родителей. В данном исследовании принимало участие 25 детей (8 девочек, 17 мальчиков) в возрасте 7-8 лет. Базой исследования являлись 17 и 18 отряды ДООЦ «Уральские зори», 2015 г.

Целью исследования явл яется выявление уровня социально-психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к общеобразовательной школе и сравнение уровней адаптации детей из полных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предмет исследования – п сихологические и социальные особенности адаптации детей- к общеобразовательной школе.

Задачами исследования являются:

1. Подобрать методики и выявить уровень адаптации детей к школе.

2. Проанализировать результаты диагностики.

3. Сравнить полученные данные с выдвинутой гипотезой и сделать заключение.

Проблемы адаптации детей к общеобразовательному учреждению были разобраны многими учеными. Костина Л.М. предприняла попытку обнаружить вероятность воздействия на школьную адаптацию методом коррекции степени тревожности у детей в момент пребывания будущих первоклассников в дошкольных организациях . Данный способ оказался результативным и предоставил возможность повысить уровень школьной адаптации первоклассников . Д.Н. Маркович предложила аспекты готовности детей к школьному обучению , причины школьной адаптации и представила общие рекомендации по адаптации к первому году обучения в школе . Кроме того она сделала заключение , что адаптация в основном зависит от индивидуальны х особенностей первоклассника . М.В. Ускова изучила характерные черты первичной адаптации первоклассников к школе и сделала вывод о том, что на степень дезадаптации прежде всего воздействуют характерные черты нервной системы и недостаточная произво льность психических функций . Отечественные учёные С.Д. Артемов и А.Н. Розенберг были одними из первых современных представителей данного направления, исследовавших процесс адаптации человека в условиях производс тва с социологической позиции .

Обобщая основные теоретические положения, сформулированные в работах исследователей по проблеме адаптации, можно сделать заключение о том , что:

1. Адаптация — это целостный, системный процесс, характеризующий в заимодействие человека с природой и социумом ;

2. О собенности процесса адаптации определяются личностными психологическими характеристиками человека, степенью его личностного развития и моделью поведения в социальной среде ;

3. Аспектами адаптированности можно считать нахождение человека в социальной структуре и общий уровень психологического здоровья.

Изучение характеристик психического развития де тей младшего школьного возраста демонстрирует , что в закрытых учреждениях у детей выявляется преимущественно средний и низкий уровень психического развития. У учащихся обнаруживается неравномерность формирования различных психических функций.

Важное требование для успешного формирования мышления в данном возрасте — достаток и разнообразие чувственного опыта ребенка. Недостаточность практики в постановке и решения задач, скудность конкретно-чувственного опыта приводят к с хематичности, абстрактности мышления ребенка, когда формирование формальных сторон интеллекта (классификация, систематизация) замен яет собой образное, конкретное изучение окружающего мира. Можно допустить , что именно ограниченность конкретно-чувственного опыта у детей воспитывающихся вне семьи, в детских учреждениях, в условиях, содействующих появлению феноменов «госпитализма» негативно отражается на формировании наглядно-образного мышления, операции обратимости, кроме того сказываются на специфике восприятия, что проявляется в примитивности и незамысловатости рисунка. Также на существенно более низком уровне находится у детей из школы-интерната развитие наглядно-образного мышления. На фоне этого и определенных компонентов логического мышления классификационные формы мышления у воспитанников детского дома становятся доминирующими.

Оценка готовности к обучению в школе не ограничивается спецификой интеллектуального развития. Существенную роль играет развитие произвольной само регуляции поведения, благодаря чему ребенок может самостоятельно выполнять какие либо задания в соответствие с установленными требованиями. С целью эффективной реализации учебной деятельности необходимо, чтобы условия , первоначально выдвигаемые педагогом , в будущем выступали как условия , которые учащийся сам предъявляет к собственным действиям . Этого достаточно для формирования высокой степен и сформированности действий самоконтроля . При сопоставлении уровней развития данной стороны к готовности к школьному обучению у воспитанников школы-интерната и детей из семьи обнаружили следующие характерные черты произвольной саморегуляции у первых. Дети-сироты отлично решают те задания , в которых нужно последовательно выполнять непосредственные и элементарные инструкции взрослого. Их действия представляют собой пошаговую инструкцию : осуществление заданий и самодисциплина руководствуются напрямую через указания педагога . В том случае, если принцип выполнения задания довольно сложен и вводится не пошагово, а создается до начала деятельности, результативность выполнения заданий воспитанниками школы-интерната становится неудовлетворительной. Последнее говорит об относительно более низком уровне развития саморегуляции поведения у данной категории детей, чем у их ровесников из обычных школ. Это, в первую очередь , сопряжено с несформированностью у первоклассников из детских домов элементов опосредования действий внутренним планом.

Недостат очность развития произвольности поведения у детей из школы-интерната на первый взгляд парадоксальна. Общепринято рассматривать , что дефекты в развитии и самостоятельности, произвольности действий ребенка обусловлены гиперопекой, излишним вниманием со стороны окружающих людей . Дети, которые аналогично воспитанникам школы-интерната, с раннего возраста проживают в закрытых учреждениях, растут в условиях гипоопеки и дефицита общения . В подобных обстоятельствах , вынуждающих их быть самостоятельными, надлежало ожидать относительно высокой степени развития у детей умения организовывать себя и планировать свое поведение. Но подобные компоненты формирования произвольности, у детей младших классов из детского дома сформировано в существенно меньшей степени, чем у их сверстников в семье.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что преимущественно в большей степени групповое общение детей с взрослыми на самом деле не предоста вляет ребенку самостоятельности. Это можно выявить по таким компонентам, как точный распорядок дня, стабильные предписания взрослых — все это лишает детей потребности самостоятельно планировать, реализовывать и осуществлять контроль над собственным поведением свое поведение и, наоборот , вырабатывает привычку к пошаговому осуществлению чужих указаний. Ребенок, воспитывающийся в семье, с одной стороны оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, а с другой — участвуя в сложной деятельности с взрослыми, учится не только осуществлять отдельные операции, но осваивает сложные программы планиро вания, организации деятельности . В семье усвоение трудных компонентов деятельности, формирование внутреннего плана действий совершается в процессе включения ребенка в интересные ему виды деятельности . Подобного многообразия взаимодействия с взрослыми в различных деятельностях , как правило , лишены ученики учреждений интернатного типа, в следствие чего у них оказывается плохо сформированными такие основные компоненты произвольной регуляции поведения, как планирование, само дисциплина .

Таким образом , в специфике поведения детей младшего школьного возраста, воспитывающихся вне семьи, выявляется конкретная особенность , которую можно сформулировать не как простое отставание в психическом развитии, а как качественн о иной характер его протекания.

Исследование ряда ученых (Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) проявлений социально- неблагоприятного поведения позволило говорить о том , что почти все без исключения воспитанники детских домов переносят на себе неблагополучные последствия обучения и воспитания в государственных интернатных учреждениях. Учеными отмечены определенные социально-психологические характерные черты детей-сирот, присутствие которых, объясняет формирование девиантного поведения у детей-сирот в детском доме. Исследования ученых-педагогов (М.Ф. Терновской, Н.П. Иванова, С.В. Зайцева и др.) демонстрируют , что лишение материнской заботы приводит к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изолирование ребенка от матери от 1 до 3 лет часто приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не корректируются . Частая смена микросоциальной среды причиняет значительный вред психике ребенка, усугубл я ет его состояние здоровья. Большинство детей , воспитывающи х ся в интернатных учреждениях, отстают от сверстник ов в психофизическом развитии: они позже начинают ходить и говорить, имеют слабый иммунитет .

Мы установили, что социально-психологическими факторами дезадаптации детей, оставшихся без попечения родителей, являются следующие:

1. неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его конфигураций , которые преобладают в детских организациях ;

2. частая смена персонала , воспитывающих детей;

3. недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

4. скудность конкретно-чувственного опыта детей, возникающая из за узкого познания окружающего мира ;

5. недостаточная психолого-педагогичеcкая подготовленн ость воспитателей детских домов ;

6. недостатки программ воспитания и обучения, не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;

7. недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу и обучение их по одним программам.

В процессе изучения процесса адаптации были использованы следующие методики:

1. Анкета для оценки уро Лускановой)

2. Методика «Краски»

3. Методика «Невербальная классификация» (словесно-логическое мышление)

4. Методика проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (По Н.Г. Лускановой)

В результате были получены следующие результаты:

1. Анкета для оценки уро вня школьной мотивации (По Н.Г. Лускановой)

Цель: выявление уровня школьной мотивации и общего отношения к учебе, а также сбор конкретных данных относительно личности испытуемых.

Результаты диагностики уровня школьной мотивации у первоклассников представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровни мотивации

Кол-во учащихся

Из них из полных семей

Высокая мотивация

Хорошая мотивация

Положительное отношение к школе

Низкая мотивация

Дезадаптация

В результате проведенного исследования с помощью анкеты для оценки уро вня школьной мотивации (По Н.Г. Лускановой) у данной группы детей были выявлены все пять уров ней школьной мотивации (По Н.Г. Лускановой).

28% детей из полных семей и 0% детей- меют высокий уровень школьной мотивации. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.

16% детей из полных семей и 4% детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют хорошую школьную мотивацию. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Такие показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

8% детей из полных семей и 12% детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положительно относятся к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

0% детей из полных семей и 20% детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с низкой школьной мотивацией. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

0% детей из полных семей и 12% детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с негативным отношением к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда.

Таким образом, анкета Н.Г. Лускановой позволила выявить уровень школьной мотивации у первоклассников . Результаты показали, что 48% детей имеют достаточную мотивацию для хорошего обучения в школе, 20% — так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, 32% детей испытывают трудности в обучении. Из выше сказанного следует, что у 52% детей данной группы недостаточно высокий уровень школьной мотивации.

2. Методика «Краски»

Цель: определение эмоционального отношения к школьному обучению.

Результаты диагностики уровня эмоционального отношения к школьному обучению у первоклассников представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Отношение к обучению

Кол-во

учащихся

Из них из полных семей

Из них детей, оставшихся без родителей

Положительное

Отрицательное

Таким образом, большинство детей испытывают положительные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. 56% испытуемых составляют дети с положительным отношением к обучению, а 44% первоклассников отрицательно воспринимают процесс обучения. Самыми популярными словами, которые дети закрасили темными цветами, являются слова «звонок», «книга», «урок», «домашнее задание». Эта диагностика позволила определить испытывает ли ребенок учебные затруднения, которые связаны с его успешностью в учебной деятельности.

3. Методика «Невербальная классификация» на словесно-логическое мышление.

Цель – выявление уровня сформированности понятий посредством операции классификации.

Результаты диагностики уровня сформированности понятий (посредством операции классификации) у первоклассников представлены в таблице 3.


Таблица 3. Результаты диагностики уровня сформированности понятий (посредством операции классификации) у первоклассников

Уровни сформированности понятий

Кол-во учащихся

Из них из полных семей

Из них детей, оставшихся без родителей

Высокий

Средний

Низкий

В результате проведенного исследования у данной группы детей были выявлены 2 уровня сформированности понятий.

72% детей имеют высокий уровень сформированности понятий.

28% детей имеют средний уровень сформированности понятий.

0% детей имеют низкий уровень сформированности понятий.

У всех детей есть осознанность существенных признаков содержания понятия; умение ориентироваться на понятия при решении различных задач; сформированность действий над понятиями (в частности, подведение под понятие); освоенность отношений между изученными понятиями.

4. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой)

Цель: выявление отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

Результаты диагностики проективного рисунка первоклассников по Н.Г. Лускановой представлены в таблице 4. Из них из полных семей

Из них детей, оставшихся без родителей

Мотивационная незрелость

Дети с завышенным уровнем притязаний

Дети с задержкой психического развития

Высокая школьная мотивация

Положительное отношение к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты

Положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации

В результате проведенного исследования у детей были выявлены 6 типов отношения к школе и мотивационная готовность.

4% детей из полных семей и 8% детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и меют мотивационную незрелость.

4% детей из полных семей и 0% детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и меют завышенный уровень притязаний.

0% детей из полных семей и 8% детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и меют задержку психического развития.

28% детей из полных семей и 12% детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и меют высокую школьную мотивацию.

8% детей из полных семей и 8% детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и меют положительное отношение к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты.

12% детей из полных семей и 8% детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и меют положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

В процессе проведенного исследования наша гипотеза о том, что дети из полных семей лучше адаптированы к школьной программе и школьному обучению в целом, чем дети-сироты и дети, оставленные без попечения родителей подтвердилась. Выдвинутая цель исследования достигнута, поставленные задачи успешно решены. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Мы определили основные характеристики детей-сирот, как особой социальной группы, нуждающейся в социальной поддержке. Быстрые и сильные социальные перемены в стране привели к тому, что количество детей-сирот растет при общем снижении численности населения.

Институт семьи является одним из главных проводников между личностью и обществом . По этой причине на всех уровнях власти вопрос усыновления детей-сирот, обеспечение им полноценного будущего стоит на первом месте. Потребность в разработке мер, для улучшения условий жизни детей-сирот обусловлена обострением проблемы социального сиротства. Кроме того, сложившаяся система государственных учреждений интернатного типа находится в прямом противоречии с гарантированным каждому ребенку правом семью. Мы считаем, что вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы был учтен тот фактор, что организм ребенка испытывает колоссальные трудности для достижения успехов, особенно на первых порах обучения.

Библиографический список

1. Мильштейн Г.Р. Некоторые психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] / Г.Р.Мильштейн. – Режим доступа : 23.09.2016 г.

2. Ефремов К . Трудные дети, трудные люди // Народное образование. – 2004. – №3. – С. 58-62.

3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2004.

4. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Владос, 2001.

5. О соблюдении и защите прав детей в образовательных учреждениях РФ. – М. – СПб.: Изд-во Минобразования РФ, 2003.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF CHILDREN-ORPHANS AND

CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE,

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

E.E. Verhoturtsev, student

Magnitogorsk state technical university named after G. I. Nosov

(Russia, Magnitogorsk)

Abstract. This article provides an overview on the issue of readiness and adaptation to schooling children with different social situation. It has been hypothesized that children from full families better adapted to the school curriculum and schooling in General than children-orphans and children left without parental care. A study was conducted with two groups of children and draw appropriate conclusions.

Keywords: adaptation to school, school readiness, orphanage, preschool age, younger school age.

Лидия Истианиди
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

КГУ «Пионерский детский дом »

Истианиди Лидия Викторовна

Воспитатель

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ , ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА .

Социальная адаптация детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей затруднена вследствие отсутствия у них нормального взаимодействия с близкими взрослыми. На раннем этапе развития дети получают стимул к развитию и познанию мира через эмоциональное общение со взрослыми людьми. Поэтому семья является важнейшим фактором развития ребенка. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеют возможности воспитания в семье, поэтому они лишены возможности положительной социальной адаптации . Эти дети не видели счастливого детства , они имели лишь огромный опыт беды, неустроенности и безразличия к их судьбе со стороны самых близких людей. Главная трудность в том, что ребёнку нельзя помочь, просто накормив и согрев его. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишении каких-то человеческих радостей : он не знает, что такое любовь. Любви можно научиться только видя любовь в постоянном общении с любимыми людьми. Каждому нужна пища для души, идеал, которому можно следовать, а ребёнку, лишённому естественного семейного тепла, такой идеал нужен как никому другому.

Эта первая проблема социальной адаптации детей , вторая проблема - это жизнь в детском доме . Дети в нем живут как в замкнутом территориальном пространстве, не имея возможности полноценного общения с социумом . Живут как в коконе, где их опекают, где они получают всё, не имея представления о ценности, получают всё готовое : пищу, одежду, учебные принадлежности и т. д. Поэтому, немаловажной считается работа по формированию у детей таких качеств , как бережливость, умение знать всему ценность и умение самому воспроизводить труд, чтобы понимать значение своего труда для пользы в жизни в дальнейшем. Нужно учить детей самостоятельности , самореализации и самосовершенствованию. Потому что многие дети, покидая детский дом , теряются в самостоятельной жизни, оказываются неприспособленными, невостребованными обществом из-за неуверенности в себе и пониженной самооценке. Многие возвращаются к пьющим родителям в ту же негативную среду, откуда были изъяты в детстве , и поддаются их влиянию. Многие не могут трудоустроиться, а многие не желают работать, привыкнув жить на всём готовом, не могут самостоятельно вести свой быт, обеспечивать себя. Поэтому проблема социальной адаптации детей на сегодняшний день очень актуальна.

Для решения данной проблемы необходимо чтобы процесс адаптации детей -сирот проходил в развивающей социальной среде , которая должна способствовать включению ребенка в развивающийся социум для возможности самореализации и лучшей реализации своих возможностей.

Для повышения социальной адаптации детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома необходимо комплексно подходить к данной проблеме. Жизнь детей в детском доме не похожа на школы, детского лагеря и других детский учреждений . Но в нашем детском доме администрация и коллектив всего детского дома стараются максимально улучшить условия проживания и максимально приблизить жизнь в детском доме к жизни детей в семье .

В нашем детском доме для успешной адаптации воспитанников к современным требованиям общества созданы благоприятные условия . На базе детского дома функционирует множество кружков и секций, каждый воспитанник находит занятие по душе. Именно на этих занятиях в спортивных кружках, на уроках в кабинете домоводства, на занятиях в компьютерном классе, при занятости на экспериментальных участках и теплицах, на хореографических занятиях дети раскрываются, находят себя, утверждаются, в первую очередь в своих глазах.

Большое внимание уделяется в детском доме вопросу трудового воспитания. Воспитатели формируют у детей положительное отношение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, стремление оказывать взрослым посильную помощь, привычку к трудовому усилию, ответственность, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде. Основными видами труда в детском доме являются самообслуживающий труд, хозяйственно-бытовой труд. В летний период на приусадебном участке выращиваем зелень, овощи, в том числе и картофель. Имеются насаждения ягодных кустарников, среди которых особенно хорошо растёт малина, вишня, яблони, слива, смородина . Так же дети принимают участие по выращиванию огурцов и помидор, зелени в теплицах детского дома .

(Фото фруктового сада и огородного участка, фото в теплицах)

Одно из важных направлений в работе педагогического коллектива детского дома для успешной адаптации воспитанников является физкультурно-оздоровительная работа. Эта работа предполагает формирование потребности в

здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности. Для достижения этих целей в учреждении функционирует гимнастический зал, спортивная площадка для мини-футбола. В практику работы детского дома введены спортивно-массовые мероприятия, в которых участвуют воспитанники : «Веселые старты» , «Поезд здоровья» , соревнования по различным видам спорта. Систематически гуляют на свежем воздухе, принимают участие в физкультурных досугах и спортивных праздниках. Исключительно для всех воспитанников детского дома новый день начинается с утренней гимнастики. Они посещают спортивные секции в школе. Ежегодно дети бывают в санаториях области. Воспитанники детского дома принимают активное участие в городских, районных, областных соревнованиях по настольному теннису, футболу, баскетболу, волейболу.

(фото спортивные)

В детском доме оформлены кабинеты домоводства, компьютерный класс, столярная мастерская, библиотека. На занятиях кружков руководители формируют умения и навыки детей , развивают кругозор, творческие способности, художественный вкус. Многие воспитанники детского дома в кабинете домоводства научились готовить различные блюда, почти все умеют вязать, шить, мастерить поделки из различного материала. Дети наши являются участниками и призёрами конкурсов, выставок и соревнований самого различного уровня. Все воспитанники с большим удовольствием посещают

занятия в компьютерном классе.

(Фото домоводства и компьютерного класса)

Особое место детского дома - библиотека . Она эстетично оформлена. Её фонд ежегодно пополняется. В библиотеке занимаются дети всех возрастов. Ежедневно сюда приходят дети и в одиночку и группами. Библиотека – не только источник информации и пункт выдачи книг. Библиотека стала центром неформального общения детей и взрослых , местом, где легче решать самые сложные педагогические задачи. Библиотечная работа в нашем доме направлена на развитие у детей интереса к книге , стремлению к общению с ней, к самостоятельному чтению, к воспитанию вдумчивого читателя. Формы работы для достижения этих задач разнообразны : проведение занятий внеклассного чтения, тематические выставки книг, различные игры-путешествия, конкурсы на лучшую иллюстрацию к произведению, проведение различного рода викторин и конкурсов, беседы и праздники к юбилеям писателей, разнообразная наглядная агитация.

Досуговая деятельность в детском доме насыщена различными мероприятиями. Многие из них стали уже традиционными : конкурс «Алло, мы ищем таланты» , смотр строя и песни, конкурс «Две звезды» , «Новогоднее представление» , «День защиты детей » и так далее.

Фото мероприятий

Таким образом, процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое "Я", создавая тем самым свой социальный образ . Процесс воспитания и социальной адаптации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе. Всегда приятно слышать положительные отзывы о наших выпускниках, о том, что воспитанники детского дома имеют хороший запас знаний, дисциплинированны, имеют навыки самообслуживания, достаточно хорошо адаптируются в обществе .

В законе об опеке и попечительстве в разделе о формах устройства в семью есть еще одна форма, которой можно воспользоваться когда ребенку исполнится 18 лет - это "Социальная адаптация". Действует эта форма для детей с 18 до 23 лет (сейчас в госдуме стоит вопрос о продлении до 26 лет)
Все у кого приемные дети учатся (неважно где) могут этой формой воспользоваться. Ребенок также продолжает проживать у вас до 23 лет, получая при этом все пособия и льготы, которые получал раннее. Опекуну при этом тоже положено вознаграждение (та же самая зарплата как в приемной семье) Оформлять все это просто - органы опеки должны немного пошевелиться и на основании пакета документов по вашей приемной семье или опеке перевести вас в другую форму. Таким образом, вы просто продляете проживание в вашей семье приемных детей.
Вот тексты документов. Буду рада, если вам пригодятся.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Статья 112. Социальная адаптация

1. Социальная адаптация может осуществляться:

1) в отношении достигших совершеннолетия выпускников организаций для детей, оставшихся без попечения родителей (далее - воспитанники), и достигших совершеннолетия приемных детей (далее - воспитанники приемной семьи) - путем оказания помощи в организации быта, получении образования, медицинского обслуживания, защите их прав и законных интересов или иного содействия до достижения ими возраста 23 лет;

2) в отношении воспитанников приемной семьи - путем обеспечения их дальнейшего проживания в приемной семье до окончания обучения в общеобразовательном учреждении и (или) до поступления в учреждение начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования в год окончания обучения в общеобразовательном учреждении.

2. Социальная адаптация осуществляется на основании соответствующего договора, заключенного между органом опеки, воспитанником и воспитателем или органом опеки, воспитанником приемной семьи и бывшими приемными родителями по форме, утвержденной Правительством региона, где проживает воспитанник.

Договор о социальной адаптации заключается в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и не является договором об осуществлении опеки и попечительства. Договором о социальной адаптации регулируются права и обязанности сторон, порядок выплаты вознаграждения, порядок контроля органов опеки за осуществлением социальной адаптации, условия прекращения социальной адаптации, а также иные вопросы, связанные с осуществлением социальной адаптации.

3. Воспитатель должен соответствовать требованиям, установленным Семейным кодексом РФ к опекунам (попечителям). Иные условия и порядок подбора воспитателей для заключения договора о социальной адаптации определяются Правительством региона.

Одновременно один воспитатель может осуществлять социальную адаптацию в отношении не более чем 5 воспитанников.

4. Вознаграждение по договору о социальной адаптации составляет:

1) в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи - в размере 1500 рублей за каждого воспитанника (воспитанника приемной семьи) ;

2) в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи - в размере ежемесячного вознаграждения, которое было установлено договором о приемной семье в отношении воспитанника приемной семьи.

Статья 113. Социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей

1. На территории Российской Федерации обеспечиваются установленные федеральным законодательством гарантии социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Размер и порядок оказания за счет средств региональных бюджетов социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются Правительством региона.

2. Обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилыми помещениями осуществляется в соответствии с законодательством.

3. В соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации опекуну (попечителю) назначается ежемесячная денежная выплата на содержание подопечных (далее - ежемесячная выплата) за счет средств областного бюджета, включающая:

1) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря (исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам в регионах);

2) компенсацию расходов на обеспечение личностного развития и здоровья ребенка (на организацию досуга, приобретение хозяйственных и канцелярских товаров, предметов личной гигиены, игрушек, книг, медикаментов). 11.03.2012 20:22:53,