Как развить в себе феноменальную память. Память феноменальная

Детям

Станислав Матвеев

Феноменальная память: Методы запоминания информации

© Матвеев С., 2012

© Издание, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2013

© Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2013

Матвеев С.

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Введение

Теплым летом 2008 г. я посмотрел документальный фильм о Даниэле Таммете. Молодой англичанин производил в уме сложнейшие арифметические действия. Для него не составляло труда, например, возвести число 37 в четвертую степень или же разделить 13 на 97 с точностью до пары десятков цифр после запятой.

Меня это поразило. Я с детства интересовался цифрами и сам мог довольно быстро складывать и умножать, но далеко не в таких масштабах.

Из фильма я узнал, что в марте 2004 г. Даниэль воспроизвел по памяти 22 514 знаков, следующих после запятой в числе π. Из всех удивительных способностей Даниэля – помимо прочего он полиглот и способен неплохо освоить иностранный язык за одну неделю – эта впечатлила меня больше всего. Я был в шоке: неужели возможно запомнить столько цифр?

В картине говорилось, что Таммет – савант, чьи сверхспособности проявились еще в детстве в результате тяжелого приступа эпилепсии.

После просмотра той ленты меня в течение нескольких месяцев не оставляла мысль: хорошо бы научиться запоминать множество цифр, как это делает Даниэль. Однако, понимая, что необыкновенные умения Таммета обусловлены не чем иным, как его болезнью, я заинтересовался: а может ли человек с хорошим физическим здоровьем и обычной памятью сам в себе развить такие способности?

Однажды при очередных поисках в Интернете я встретил понятие «мнемотехника». Оказывается, существуют определенные приемы и методики, которые позволяют лучше запоминать информацию. Совокупность этих способов и есть мнемотехника. Данное слово произошло от греческого «мнемоника» (искусство запоминания).

С этого момента я начал постепенно погружаться в изучение различных приемов и методик, совершенствующих память. На первых порах я не возлагал на них особых надежд, не имея очевидных доказательств их действенности.

Но спустя два месяца мне удалось запомнить до 120 знаков числа π, через неделю я довел этот результат до 250, а еще через две недели я уже помнил полтысячи знаков после запятой в числе π.

Тогда-то мне стало ясно, что в этих техниках что-то есть. И я решил исследовать всю доступную информацию по теме развития памяти, а впоследствии и по таким темам, как нейрофизиология, интеллект, головной мозг.

Я изучил, наверное, все хоть как-то относящиеся к теме развития памяти статьи и сайты в русском и зарубежном сегментах Интернета. Параллельно я тренировал свою память, используя самые разные объекты запоминания: стихи, иностранные слова, исторические даты, игральные карты. Получая все новые знания и постоянно упражняясь, я отбрасывал неэффективные техники и тестировал новые.

В 2011 г. я установил рекорд России по воспроизведению знаков после запятой в числе π. Мне удалось запомнить 8332 знака. Это было нелегко, но то, что поначалу казалось фантастикой, стало реальностью. Из человека, который удивляется чудесам, я превратился в того, кто эти чудеса творит.

В этой книге я делюсь самым существенным из приобретенного мной за последние два-три года опыта. Вы познакомитесь с наиболее эффективными техниками запоминания, и они помогут вам совершить квантовый скачок в развитии памяти. Так что перед вами – своего рода практическое руководство по развитию памяти. Каждую технику, каждую методику, о которой я рассказываю, следует не только внимательно изучить, но и применять на практике.

Теоретическая информация сведена в данной книге к минимуму и служит обоснованием приемов запоминания, которым вам предстоит научиться. Я не стремился уделять много внимания научным исследованиям в области изучения памяти, несмотря на то что они вызывают большой интерес. Не хотелось подробно писать и о том, каким образом работает человеческий мозг (как он функционирует, до конца не знают даже ученые), хотя этот вопрос занимает всех, у кого есть голова на плечах. Ведь как ни важны информация и знания, не они, а реальные действия напрямую влияют на нашу жизнь, изменяя ее к лучшему. Я убежден: любой может повторить мое достижение, рекорд Даниэля Таммета или установить новый рекорд в области запоминания.

Действуйте!


Станислав Матвеев

Часть I. Немного о памяти

1. Клетки и сети

Память не сосредоточена в какой-либо определенной части мозга. Наши воспоминания раскиданы по его обоим полушариям. Правда, есть определенные участки мозга, которые отвечают за отдельные функции памяти. Например, мозжечок контролирует двигательную память, миндалина – эмоциональную, а гиппокамп обеспечивает трансформацию кратковременной памяти в долговременную.

В нашем мозгу содержится, по разным оценкам, до 100 млрд нервных клеток – нейронов. У новорожденных их намного больше, но со временем клетки, которые не задействуются, отмирают. Каждая клетка соединена с десятками тысяч других нейронов. Связанные между собой нейроны образуют нейронные сети, которые также взаимосвязаны. Именно эти связи и лежат в основе работы нашей памяти: процесс запоминания новой информации обусловлен образованием новых межклеточных контактов.

Прочность и доступность нейронной сети зависят от того, насколько часто она используется. Вот почему, многократно повторяя одно и то же действие, мы добиваемся большей устойчивости нейронных сетей и, соответственно, получаем все более высокие результаты. Кроме того, чем активнее мы тренируемся, тем меньше нейронов требуется раз от разу для выполнения этого действия.

2. Что мешает запоминать и помнить?

Зачастую процессы, играющие ключевую роль в работе памяти, наталкиваются на проблемы психологического и физиологического характера. Давайте разберемся, какие факторы оказывают негативное воздействие на нашу способность запоминать.

Фактор № 1 Неверие в собственные силы

Эта психологический барьер. Большинство людей настолько не верят в свою способность запоминать, что даже не пытаются удержать в памяти новую информацию.

Я проводил небольшой эксперимент со своими друзьями. Писал на листочке 30-значное число и спрашивал: «Сколько времени тебе потребуется для запоминания этого числа?»

И часто получал такие ответы:

«Ты имеешь в виду все эти 30 цифр?»

«Думаю, я никогда не запомню».

«Да на это уйдет полгода!» и т. д.

Самое интересное, что никто из моих товарищей и не попробовал запомнить предложенное число. Почему же люди не верят в себя?

Неверие коренится в негативном опыте. Иногда те, кого однажды подвела память, начинаются сомневаться в себе, и каждый новый провал в памяти укрепляет в них убеждение, будто они безнадежно забывчивы.

Изредка бывает и наоборот: люди довольны своей памятью и не считают нужным ее улучшить. Так или иначе, как бы вы ни хотели развить свою память, одного желания недостаточно. Необходимо действовать: напрягать мозг, заставлять его переваривать «пищу для ума».

Когда вы захотите что-либо запомнить, просто постарайтесь это сделать, приложив соответствующие усилия и поверив в свои возможности. И вы обязательно добьетесь успеха.

Расскажу случай из своей жизни.

До того как я начал интересоваться темой развития памяти, я не очень хорошо запоминал имена. При знакомстве с новыми людьми я почти всякий раз им говорил, что у меня плохая память на имена (тогда я еще думал, что я один такой). И это убеждение работало как самосбывающееся пророчество: в большинстве случаев я имена забывал.

Потом я подумал: даже если мне трудно запомнить, как зовут новых знакомых, зачем говорить, что у меня плохая память на имена? Можно же эту фразу просто не произносить. Я стал обращать больше внимания на самого человека, на его имя и – Аллилуйя! – стал лучше запоминать имена.

Для того, кто тренирует свой мозг, нет ничего невозможного. Impossible is nothing! Цените свой мозг и свою память. И никогда не говорите: «У меня плохая память!»

Фактор № 2 Отсутствие интереса

Наличие интереса к усвояемой информации играет важную роль в запоминании. Для того чтобы новые сведения отложились в памяти, они должны быть вам интересны. Не думаю, чтобы я открыл Америку, но это фактор, о котором многие забывают.

Запоминание малоинтересной, непонятной или тем более отталкивающей информации – процесс весьма мучительный и неэффективный. Если вам нечем заполнить свой досуг, попробуйте попрактиковаться в запоминании того, что вас совершенно не занимает, и вы увидите, что практически потеряли время.

Комплексный подход, как развить феноменальную память. Добиться успеха сможет каждый, главное в этом деле - не лениться!

Хорошая память – один из залогов успешной учебы, карьеры, да и личной жизни (знаете, сколько плешей было проедено мужьям, которые забывали о годовщине свадьбы).

А вот феноменальная память – шанс войти в историю, как это случилось со многими выдающимися людьми, что поражали мир своей способностью запоминать.

Если у вас хорошие природные данные, то вам будет гораздо легче сориентироваться, .

Но добиться успеха можно в любом случае, особенно, если не поддаваться лени.

Люди с феноменальной памятью, которым не нужно было думать, как ее развить

Я думаю, не стоит сосредотачиваться на том, что такое феноменальная память, ведь само слово «феноменальный» должно вам все объяснить.

Если способности человека к запоминанию вас поражают, вызывают восхищение и зависть – это она и есть.

Конечно, большинству известных людей с феноменальной памятью не приходилось ежедневно трудиться, чтобы ее развивать.

Но без регулярных нагрузок своего мозга и тренировок им бы не удалось отшлифовать свои природные данные.

Если говорить об известных (реальных) личностях, имевших феноменальную память, то обязательно нужно назвать:

    Наполеона.

    Думаю, многие слышали, что император знал в лицо и по имени всех своих солдат (кстати, подобными данными мог похвастаться и Чезаре Борджиа).

    Но на этом демонстрация феноменальной памяти Наполеона не заканчивалась.

    Например, согласно воспоминаниям современников, еще, будучи простым офицером, он во время сидения на гауптвахте прочел книгу по праву римлян и через несколько десятилетий мог дословно пересказа то, что в ней было написано.

    Лев Сергеевич Пушкин (брат великого поэта) тоже обладал феноменальной памятью, которая проявилась во время потери А.С. Пушкиным V главы «Евгения Онегина».

    Услышав раз поэму, Л.С. Пушкин смог полностью восстановить текст утерянной главы.

  1. Получивший славу в первой половине ХХ века шахматист А.А. Алехин мог легко играть одновременно с тремя десятками соперников, помня все ходы и комбинации.

Конечно, это далеко не весь перечень людей, имевших феноменальную память, но, думаю, в качестве доказательства того, что они – не миф, этих нескольких имен будет достаточно.

Некоторые люди, ищущие способы, как развивать феноменальную память, представляют себе, что существует некая волшебная микстура, что резко улучшает ваши запоминательные способности.

В крайнем случае – это какие-то упражнения, которые достаточно выполнить несколько раз, чтобы стать обладателем феноменальной памяти.

В реальности же все совсем не так.

Развить свои способности можно, работая над собой длительное время и в комплексе.

Причем, чем более скромный подарок вам презентовала природа, тем больше и дольше придется трудиться.

    Получайте удовольствие от информации, которую запоминаете.

    Представляйте ее в виде вкусного тортика, а не, к примеру, вареного лука, тогда и процесс поглощения информации будет проходить легко и приятно.

    Не пытайтесь перепрыгивать сразу через две ступени.

    Нельзя за неделю (и даже – за месяц) из дохляка превратиться в мускулистого мачо.

    С – то же самое.

    Чтобы развить феноменальную память, нужно время.

    Фильтруйте информацию, которую поглощаете, не перекармливайте свой мозг.

    Пусть он запоминает то, что нужно вам, а не все подряд.

    Не нервничайте.

    Именно состояние стресса («А-а-а! Мне нужно за полчаса запомнить все это!») мешает развитию феноменальной памяти.

    Выбирайте те методики и упражнения, которые вам подходят и нравятся.

    К примеру, если вы обожаете играть в шахматы, но ненавидите решать математические уравнения – не стоит насиловать себя.

Метод визуализации поможет развить феноменальную память

Один из наиболее популярных методов, с помощью которого можно постепенно развить феноменальную память, – метод визуализации.

То есть, вы представляете себе информацию, которую вам нужно запомнить в виде образов.

Начать практиковаться можно с запоминания числового ряда.

Ну, вот, к примеру, вам нужно запомнить число «138».

Представим, что «1» – палочка, «3» – женская грудь, а «8» – знак бесконечности.

Теперь составим предложение, из тех слов-образов, которые мы представили.

Получается нечто вроде «Палочка может смотреть на женскую грудь бесконечно».

Чем больше смысла будет в тех предложениях, что вы составляете, тем легче вам будет запоминать, потому что абракадабра запоминается не легче, чем никак не связанные цифры.

Чтобы применять эту методику, вам нужно визуализировать все 10 цифр, включая 0.

Начните с короткого цифрового ряда и однозначных цифр, постепенно усложняя для себя задачу.

Таким образом, многим удалось развить, пусть не феноменальную память, но достаточно приличные способности к запоминанию.

Эффективные способы, что помогают развить феноменальную память

Попытки развивать память, а в особенности – феноменальную, весьма похвальны.

Не стоит с первых же дней начинать мучить себя сложными упражнениями.

Приступайте к тренировке постепенно.

Например, без особого напряга улучшать свои запоминательные способности можно при помощи:

    Чтения книг.

    Чем больше вы читаете (запоминая то, что прочли), тем лучше.

  1. Решения кроссвордов, головоломок, ребусов.
  2. Игры в шахматы.
  3. Решения математических задачек различной сложности, да и вообще занятие точными науками положительно влияет и на память, и на внимательность.
  4. Учения стихов наизусть.

    Выбирайте те стихотворения, что вам нравятся.
    Начинайте с рифмованных поэзий, постепенно переходя к белым стихам, которые запоминаются труднее.

Если вы хотите подкрепить результат при помощи специального упражнения, то наиболее эффективно – запоминание.

Во такой каламбур получился, но это действительно правда.

Чем больше вы запоминаете, тем больше расширяются способности вашего мозга.

Запоминайте:

  • адреса;
  • номера телефонов;
  • номера проезжающих машин;
  • ФИО писателей и знакомых вам людей;
  • списки покупок;
  • ряды несвязанных между собой слов и т.д.

Чем больше времени вы будете уделять таким тренировкам, тем быстрее вам удастся добиться желаемого.

Что еще необходимо, чтобы развивать феноменальную память?


И последнее, о чем мне бы хотелось вам сказать.

Если вы действительно хотите развить феноменальную память, то помните, что для этого следует делать все возможное.

Не только выполнять специальные упражнения и практиковать разные методики, но и:

    Правильно питаться: овощами, фруктами, мясом, рыбой, натуральными соками, зеленью, злаками, орехами, кисломолочными продуктами и т.д.

    Никакой травли своего организма чипсами, копченостями, алкоголем и прочей гадостью.

    Заниматься спортом.

    Спорт помогает развить выносливость, активность, упорство, усердие, а еще он улучшает работу мозга.

  1. Проводить время на свежем воздухе, хорошо проветривать свое жилье и место работы – без кислорода жизни нет.
  2. Пить достаточно воды (не менее двух литров в день, а летом – еще больше).
  3. Высыпаться, чтобы обеспечивать нормальную работу своего мозга.

что такое феноменальная память и как ее развивать:

Согласитесь, алкоголику, что плохо питается, мало спит и боится физических нагрузок бесполезно спрашивать, как развить феноменальную память .

Ему никакие упражнения не помогут.

Только комплексно подойдя к проблеме, ее можно решить.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Сущность памяти

1.2 Виды

1.3 Феноменальная память

Заключение

Введение

Для написания реферата мною выбрана тема «Сущность памяти. Виды. Феноменальная память», потому что эта тема актуальна и до настоящего времени. Многие ученые современности проводят различные исследования относительно природы и физиологии человеческой памяти. Еще древнегреческий мыслитель Аристотель, живший 23 столетия назад, задавался вопросами, почему сохраняются знания и как они припоминаются?

Он рассуждал приблизительно так: всевозможные впечатления, испытываемые нами, оставляют в нас определенные отпечатки, подобно тому, как перстень, приложенный к воску, оставляет на нем след. Аристотель не указывал точно, каким образом эти отпечатки создаются и сохраняются, а также где они находятся (иногда же отмечалось, что местом их пребывания является «душа»). Он только утверждал, что какие-то отпечатки должны быть, иначе мы бы ничего не вспомнили.

Представление об отпечатках довольно прочно вошло в науку, хотя, разумеется, теперь им дается совершенно иное толкование. Они рассматриваются современной наукой не как достояние некоей мистической души, а как изменения, происходящие в нервной системе и головном мозге. Ученые называют эти отпечатки по-разному: последействия, энграммы, диспозиции, следы. В настоящее время почти все психологи и физиологи признают реальность следов памяти, хотя их природа еще полностью не раскрыта и вызывает много споров среди ученых. Великий физиолог И. П. Павлов указывал: «У нас от всех бывших раздражений имеются следы». Наличием следов легко можно объяснить, «Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении, с этой точки зрения память и в момент закрепления реакции, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле слова».

Поэты и философы разных народов и эпох отметили, что данные нашей памяти вплетены во все наши мысли, чувства, желания. Наше настоящее неотделимо от прошлого благодаря памяти. В самом деле, если бы мы не сохраняли и не воспроизводили многочисленные впечатления, другими словами, если бы мы были лишены памяти, духовная жизнь была бы не только до крайности убогой, она просто была бы невозможной. Память значительно расширяет познавательные способности человека, создает предпосылки развития его как личности, обеспечивает единство личности на протяжении жизни, обогащает его опытом, накопленным всем человечеством. Вот почему односторонним является традиционный взгляд на память как па психический процесс, относящийся исключительно к прошлому. Знания, впечатления, полученные в прошлом, постоянно присутствуют в нашей повседневной жизни, в нашей деятельности. К тому же конкретные проявления памяти, как показали новейшие исследования, во многом определяются законами припоминания, то есть процессами, протекающими в настоящем -- в момент воспроизведения знаний.

Вот почему тема изучения человеческой памяти актуально в наше время.

1. Сущность памяти. Виды. Феноменальная память

1.1 Сущность памяти

Одно из самых удивительных свойств человеческого разума - память. Эта уникальная способность связана с мышлением, сознанием, восприятием окружающего мира. Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Она дает вероятность сохранять постоянные тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. В этом определении памяти, сформулированном ещё в 20-х годах, содержатся в явном или скрытом виде основные составляющие, свойства, признаки и характеристики памяти человека, являющиеся фундаментальными и для современного психологического знания о памяти.

Необходимость такого разговора обусловлена тем, что диапазон, в котором память оказывает на нас и нашу жизнь решающее влияние, чрезвычайно широк. Память лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, включая формирование речи, мышления, эмоциональных реакций. Без памяти трудно представить себе формирование двигательных навыков и творческих процессов. Память представляет собой сложную психологическую функцию, в которой, как минимум, можно выделить три основных звена: фиксацию воспринятой информации, её хранение и извлечение того, что хранится. Извлечение может осуществляться в виде воспроизведения или узнавания ранее запоминавшегося. Чем различаются воспроизведение и узнавание как процессы извлечения информации? Прежде всего различия в условиях извлечения. Воспроизведение происходит в отсутствие ранее запоминавшегося, узнавание же связано с повторным предъявлением запоминавшегося материала. Например, ответ на вопрос, какие произведения М.Горького вы читали, требует воспроизведения. Увидев в руках сидящего рядом в метро человека раскрытую книгу, вы узнаёте, что это роман Горького «Мать». Достаточно увидеть знакомый текст и имена действующих лиц. Это внешние различия между воспроизведением и узнаванием. Современная психология изучает эти процессы, их внутреннюю структуру и показывает, что воспроизведение требует большей активности, связанной с поиском информации в памяти, принятием решения о том, что найденное соответствует поставленной задаче, и проверкой правильности сделанного выбора.

На первых годах жизни ребёнка его память проявляется только в виде узнавания. Одна из наиболее ранних поведенческих реакций младенца -- «комплекс оживления». Ребёнок улыбается при виде матери, тянется к ней -- это значит, что он запомнил и узнаёт её лицо и «припоминает» положительные ощущения, возникающие при контакте с этим лицом. Воспроизведение, как активный и целенаправленный процесс, формируется позднее. Оно связано с развитием речи и способности ребёнка понять и принять от взрослого задачу «Вспомни» или «Расскажи», с развитием произвольных форм деятельности.

Ученые физиологи и биохимики, так же обращаются к изучению памяти, они стремятся выяснить, что происходит в головном мозгу и его клетках, когда человек запоминает какой-либо материал, вспоминает его, узнает, испытывает трудности при заучивании и т. д. Работы ученого П.П.Павлова проливают свет на механизмы человеческой памяти. В новейших физиологических исследованиях делаются попытки раскрыть природу следов памяти. Хотя полученные результаты во многом противоречивы и далеко не достаточны для формулирования окончательных выводов, несомненно, что образование таких следов обусловлено электрической активностью проводящих нервов и изменениями, возникающими в местах их соприкосновения (так называемых синапсах). Сохранение же следов некоторые физиологи объясняют возникновением в цепях нервных клеток реверберирующих (отраженных) кругов возбуждения. Особая надежда на возможность раскрытия «биохимических основ» памяти появилась после того как генетики выяснили, какие химические процессы участвуют в передаче наследственных признаков. Оказалось, что в этом решающую роль играют огромные молекулы нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты (РНК); первая из них заключает в себе генетическую информацию, а вторая осуществляет ее передачу. Но если ДНК содержит огромный объем информации, передаваемой от предков потомкам, то (так рассуждали ученые) вполне можно допустить, что подобные молекулы (ДНК и РНК) способны также накапливать и передавать информацию, приобретаемую на протяжении индивидуальной жизни организма. Некоторые экспериментальные факты как будто подтверждают такое предположение. Вот один из них.

Резкий звук, как известно, вызывает вздрагивание у позвоночных, в том числе и у крыс. Путем многократных повторений такого звука можно приучить животных спокойно реагировать на него, но для этого требуется в среднем 9 дней. Если взять вещество мозга таких крыс, «приученных» к резким звукам, и после соответствующей обработки ввести его контрольным крысам (не привыкшим к воздействию резких звуков), последние значительно быстрее преодолевают испуг (вместо 9 дней достаточно было в среднем только 1--2 дней). Ряд исследователей, которые принципиально не оспаривают достоверность подобных фактов, выражают сомнение относительно того, можно ли полученные данные трактовать как результат «переноса памяти» посредством введения РНК или ДНК. Другие ученые скептически относятся к самим таким сообщениям. Видимо, понадобится еще огромное число разнообразных экспериментов, чтобы убедить даже тех, кто видит в биохимических изысканиях ключ к разгадке секретов памяти.

память феноменальный психологический мышление

Рассмотрим виды памяти. Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать именно эту, прижизненную память.

Деление памяти по времени сохранения материала. В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную.

Мгновенная память - это первый период обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое пора удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью иконической (мгновенной зрительной памяти), испытуемый получает и удерживает больше информации, чем потом может произвести. Однако разрушение этого большого объема происходит очень быстро. Иконическая память - это, по существу, сохраняющаяся некоторое пора зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы. Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени. Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную.

Кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. Психологи, в том числе и Дж. Миллер, доказали, что объем кратковременной памяти человека определяется по числу единиц информации, которое мы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного ее предъявления. Оперативные единицы памяти зависят от способности человека организовывать восприятие информации, от организации предъявляемой информации, например, ритмически организованная последовательность позволяет запомнить большее количество информации. Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через нее эта информация поступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку тут происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении. Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объем информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни.

Экспериментальные данные показывают, в долговременной памяти одновременно задействованы несколько форм организации знаний. Ее нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступ к фолиантам открывает правильно выдранный код каталога. Считается, что объем долговременной памяти практически не ограничен. Несмотря на эти ценные качества долговременного хранилища, человек часто не получает доступа к хранящимся там знаниям, когда в них возникает необходимость. Доступность информации определяется в значительной степени организацией хранения. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется, при долговременной памяти оно надобно вечно, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются волевые усилия. Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями - ассоциациями, поэтому быстрее опознается и лучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций и информацией хранящейся в структуре памяти. Главной особенностью долговременной памяти все же является недоступность произвольному считыванию хранящейся в ней информации. Вместе с тем имеются случаи, хотя и не частые, когда у отдельных личностей обнаружены свойства хранения и использования необычно большого объема информации. Здесь речь идет о случаях феноменальной памяти, о которой будет упомянуто ниже.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение загодя определенного времени.

Виды памяти по характеру психической активности. По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память.

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти. Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервой. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего развития к трем-пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое). Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В.Н. Мясищев установил, что когда школьникам показывали картины, то точность запоминания зависела от эмоционального отношения к ним положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запоминали все 50 картин, при отрицательном - только 28, а при безразличном - всего - 7.

Образная память - это память на представление, память на картины природы, звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти может быть зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой и др. Как отмечает Р.М. Грановская, отличительная особенность образной памяти в том, что в срок удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. В процессе сохранения, образ может трансформироваться и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, необыкновенные, неожиданные Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где надобно иметь хорошую образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память, правильное использование которой лежит в основе хорошего запоминания.

Эйдетическую память исследовали Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Они ввели термин "эйдетизм" (от греческого образ), как разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств. По мнению ученых, такая система восприятия событий, людей, объектов и любых данных (слов, цифр и т.д.) неизмеримо расширяет возможности человека. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчетливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. То же касается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать.

Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная память формируется в процессе прижизненного развития следом за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения и немаловажно большая подневольность от воли. Воспроизвести зрительный образ не вечно в нашей власти, но повторить фразу немаловажно проще. Однако при словесном сохранении наблюдается искажение.

Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, различают произвольное и непроизвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания различают механическую и смысловую память.

1.3 Феноменальная память

Известный математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. То есть каждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великий русский полководец А.В. Суворов, как утверждают современники, помнил всех своих солдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, ещё будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он мог ещё цитировать выдержки из нее.

Но, пожалуй, наиболее выдающимся среди них следует считать Шерешевского, о памяти которого написал специальную брошюру известный советский психолог профессор Александр Романович Лурия. Его захватывающая «Маленькая книжка о большой памяти» содержит богатый фактический материал, накопленный исследователем на протяжении почти тридцати лет.

Любопытная деталь: обладатель феноменальной памяти долгое время сам не отдавал себе отчета в том, что у него необыкновенные способности; напротив, он даже был искренне уверен в том, что его память ничем не отличается от памяти других людей. И только со стороны была замечена эта его особенность

В своей лаборатории психолог А. Р. Лурия предлагал Шерешевскому запоминать до 70 слов или чисел, и тот после некоторой паузы, в течение которой проверял удержанное, воспроизводил весь ряд. Более того, ему было столь же легко воспроизвести ряд в обратном порядке, причем он с одинаковой легкостью оперировал как с осмысленными словами, так и с бессмысленными сочетаниями из нескольких букв. Самым удивительным, однако, было то, что Шерешевский вспоминал задания из опытов шестнадцатилетней давности.

Для запоминания стихов на незнакомом иностранном языке Шерешевский пользовался сложной системой наглядных образов, воспоминаний раннего детства, созвучиями и т. д..

На первый взгляд может показаться, что Шерешевский обладал завидными способностями. В действительности же дело обстояло по- иному. Шерешевскому с трудом давалось забывание, которое, играет важную роль. Забывание, которое легко и незаметно наступает у обычных людей, представляло для Шерешевского острую и даже мучительную проблему, и он принимал какие-то особые, «магические» меры, чтобы избавляться от многих ненужных сведений, постоянно мешавших ему. Так, при чтении книг каждая деталь в тексте вызывала обилие образов и уводила в сторону. По этой причине Шерешевский, как ни странно, не был начитанным человеком. Но затруднения с забыванием особенно мешали ему в его работе мнемониста (человека, демонстрирующего на эстраде свою феноменальную память); вот что он сам говорил об этом: «Я боюсь, чтобы не спутались отдельные сеансы.

Эти факты со всей убедительностью говорят о том, что обычная память имеет свои преимущества перед необычной: первая отличается большей гибкостью и оперативностью. Память неотделима от других психических процессов. Следует что чрезмерное развитие памяти, отрицательно отражается на мышлении, да и на успешном функционировании самой памяти. Другими словами, нельзя думать, будто весь успех в учебе и умственной деятельности исключительно зависит от одной памяти.

Разумеется, феноменальная память, очень редкое явление, однако иногда наблюдается стремление отдельных людей всю умственную нагрузку возложить на память. Это выражается в том, что человек вместо того чтобы самостоятельно решать ту или иную задачу, пытается вспомнить, как она решалась другими, а также в том, что человек, перед которым жизнь поставила серьезные вопросы, не ищет новых путей их решения, а пользуется готовыми правилами, идет по проторенной дорожке.

Чрезмерная загрузка памяти, «заготовка» решений на все случаи жизни -- все это ограничивает творческие возможности человека, сковывает его инициативу, мешает увидеть оригинальные, ранее неизведанные пути. Из истории изобретений хорошо известно, что они зачастую делались людьми, не имеющими обширных знаний в соответствующей области; преимущество этих изобретателей заключалось в том, что они были свободны от бремени излишней информации.

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного, хочется сделать вывод, самая обычная человеческая память по праву должна быть признана необычным явлением, которая включает в себя процессы запоминания, сохранения, узнавания или воспроизведения информации, она связывает прошлое и настоящее человека, формирует его личность, причем существенное влияние имеют и факторы мотивации личного характера.

Мы может дать научное определение «что такое память», классифицировать ее по различным видам, но до конца понять механизм памяти, те процессы которые происходят в организме человека в результате того или иного мыслительного процесса нам пока не дано. Еще потребуется немало время для изучения этой темы. Но не только человеческая память требует изучения, но и сам человек является загадкой и до конца так и не изучен.

Список используемой литературы

1.И.М.Розет «Что надо знать о памяти», Минск «Народная Асвета»,2012г-128с.

2.И.А.Корсаков, Н.К.Корсакова, «Наедине с памятью», Знание, Москва,2004г-220с.

3.Р.Клацки «Память человека структура и процессы», Москва-2008г-210с.

4.П.П.Блонский «Память и мышление», Санкт-Петербург,2001г-180с.

5.Интернет источники.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Память, как ключевой процесс психологии человека. Теория и законы памяти. Виды памяти и их особенности. Основы механизмов запоминания у людей. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия памяти у людей.

    творческая работа , добавлен 16.12.2006

    Понятие памяти как психологического феномена. Основные виды памяти, закономерности ее функционирования. Характеристика механизмов и процессов памяти. Психологические теории памяти. Принципы создания ассоциаций между объектами. Деятельная теория памяти.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2016

    Рождение мнемических процессов. Вклад Эббингауза в изучение механизмов чистой памяти. Роль ассоциаций в процессе запоминания. Основные мнемотехнические приемы. Сохранение в памяти и забывание, феномен Зейгарника. Механизм феноменальной памяти, эйдетизм.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2009

    Исследование высших произвольных и сознательных форм памяти. Значение памяти в жизни человека. Возникновение и сохранение образов в мозгу. Основные виды ассоциаций. Информация и роды памяти. Изучение особенностей двигательной и эмоциональной памяти.

    реферат , добавлен 22.03.2015

    Теоретическое исследование особенностей памяти у подростков. Память как психический процесс. Характеристика подросткового возраста. Опытно-эмпирическое исследование особенностей памяти у подростков. Виды памяти: логическая, опосредованная и механическая.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2010

    Память как психологическая категория. Исследование подходов к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии. Роль памяти в жизни и деятельности человека как личности. Индивидуальные и типологические особенности памяти. Виды и процессы памяти.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Основные процессы, связанные с памятью. Индивидуальные различия памяти у людей. Оценка оперативной слуховой памяти. Характеристика динамических особенностей процесса запоминания. Взаимосвязь индивидуальных особенностей памяти и успеваемости учащихся.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2013

    Понятие, основные виды и механизмы памяти. Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира. Разделение памяти на генотипическую и фенотипическую. Замедление мозговой деятельности. Влияние кокаина, метизергида, препаратов резерпина на память.

    реферат , добавлен 04.12.2014

    Теоретические основы памяти: сущность, процессы, виды, функции. Психологические особенности и специфика памяти в юношеском возрасте. Эмпирическое исследование памяти в разных видах деятельности в юношеском возрасте и рекомендации по ее оптимизации.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2011

    История развития психологии памяти и экспериментальные исследования. Органические основы памяти. Характеристика процессов запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Эйдетизм как явление исключительной, феноменальной памяти.

В современной жизни большинству из нас приходится запоминать большой объем информации, особенно это актуально для учащихся и студентов. Многим приходится использовать записные книжки, ежедневники или пользоваться электронными устройствами с функцией напоминания, чтобы успеть все, что нужно, не забыть о важных делах и деталях. А ведь есть люди, обладающие феноменальной , им не приходится зубрить скучные материалы, они с легкостью запоминают любые данные и не забывают их практически никогда.

Развитие феноменальной памяти

В психологии понятие феноменальной памяти определяется как способность человека исключительно быстро запоминать и абсолютно точно воспроизводить больших объемов самой различной информации. Такие качества могут быть врожденными, как одна из уникальных способностей , а может быть и приобретенной с помощью специальных тренировок.

Исследования ученых и исторические факты показывают, что чаще всего уникальной памятью обладают люди определенных профессий, работа которых связана с постоянным получением и переработкой информации. Например, музыканты, писатели, философы и художники. Отвечая на вопрос, как сделать память феноменальной, важно отметить тот факт, что для запоминания важны такие факторы как ассоциации, яркие образы, логические цепочки и способы кодирования.

Именно такие приемы используются в различных методах мнемотехники. Изучая опыт людей, которые никогда и ничего не забывали, ученые пришли к выводу, что лучше всего воспринимается и запоминается информация, имеющая эмоциональную и ассоциативную окраску. Так Теодор Рузвельт, обладавший феноменальной памятью, любому событию или факту придавал определенную ассоциацию. Проще говоря, каждый предмет, событие, задача и даже числа представляются в виде определенного яркого, объемного, эмоционально окрашенного образа.

В поиске методов, как развить феноменальную память, помимо ассоциативного способа стоит обратить на такие техники:

  • метод Цицерона, помогающий запоминать цепочки из слов, цифр или текста;
  • метод составления цифровых и числовых списков;
  • образная система «Большой счет»;
  • заучивание стихотворений наизусть по методике обрезанных строчек.

Если данная тема для вас интересна, и вы хотите изучить ее подробнее, обратите внимание на список лучших книг по мнемотехнике:

  1. «Суперпамять для всех», авторы Е.Е. Васильева, В.Ю. Васильев.
  2. «Развитие памяти и способности концентрироваться», автор Гарри Лорейн.
  3. «Техника тренировки памяти», авторы О.А. Андреев, Л.Н. Хромов.
  4. «Маленькая книжка большой памяти», автор А.Р. Лурия.
  5. «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней», автор Эберхард Хойль.
  6. «Усовершенствуйте свою память», автор Тони Бьюзен.

Сфера применения «полезной модели» – детская психология. Направление в детской психологии – инновационные методы развития феноменальной у детей. Практическая реализация: центры раннего развития, дошкольные учреждения закрытого типа (интернаты), самостоятельное образование детей в эко-группах, монастырях и в домашних условиях. Основной базис модели – путём задержки грамматической речи выйти на «феноменальный прорыв» понимания большого количества вербальных слов.

В настоящее время в психологической литературе описаны четыре основные модели памяти: а) интеллектуальная или логическая, б) эйдетическая или мнемоническая, в) феноменальная или стопроцентная и г) фотографическая или голограммная. На практике повсеместное развитие получила только первая модель памяти, основанная на аналоговом способе запоминания. Интеллектуальная память, в условиях резко возросшего потока информации, оказалась малоэффективной и даже вредной при развитии креативного, а тем более феноменального мышления. Существует более прогрессивная, так называемая «эйдетическая память», основанная на образных ассоциациях.

Но метод эйдического запоминания получил слабое распространение по причине нашего интеллектуально развитого мышления. Наше мышление основано не на образных ассоциациях, а на сугубо логических конструкциях. О феноменальной или стопроцентной памяти сегодня пишут многие авторы, работающие с глубинным подсознанием, но сам метод эффективного запоминания так и не найден. Есть лишь только отдельные примеры людей с феноменальной памятью.

Например, в настоящее время на Украине живёт человек-феномен имеющий псевдоним «доктор Пи» (А. Слюсарчук). Он чемпион мира по запоминанию бесконечного числа «пи» (3,14 ….) после запятой. Фотографическая память считается более высоким феноменом, чем память феноменальная. При фотографической памяти человек (Шерешевский С.В. из лаборатории профессора А. Лурия) смотрит на печатный лист в течении 2 – 3 секунд, и потом по памяти может воспроизвести текст со 100% результатом. Он уже не читает текст, как при интеллектуальной памяти, и не сканирует его, как при памяти феноменальной, а просто «фотографирует» печатный лист. Мои долгие поиски инновационного метода запоминания привели к грустному выводу. Наше интеллектуальное образование состоит из трёх уровней развития: дошкольное (грамматическое), школьное (знания) и высшее (профессиональное).

Такое, самое правильное образование для людей пятой расы, навсегда убивает в нашей психике способность работать с глубинным подсознанием. Другими словами, взрослый интеллектуально образованный человек обречён на пользование лишь только логической памятью. Максимум, чего его можно научить – это образной или эйдетической памяти, да и то в примитивном варианте (на уровне логических ассоциаций). Другое дело дети! Особенно те, у которых ещё не развита грамматическая речь (возраст до двух лет). Глубоко изучая развитие детской психики ребёнка в достаточно коротком промежутке времени (от 1,5 до 2 лет), я заметил странную закономерность, претендующую на целое открытие в детской психологии.

В Интернете я часто встречал статьи о детях-аутистах с феноменальной памятью. Аутизм – это детское заболевание, связанное с задержкой речи. В основном дети-аутисты, даже после выздоровления, остаются «заторможенными» на всю жизнь. В тоже время, очень малая часть всех аутистов (3-5 %) непонятным образом приобретают феноменальные способности. Одни дети слово в слово готовы повторить (когда речь откроется) однажды прочитанную им сказку. Другие, в любое время по своему внутреннему экстрасенсорному чувству, могут назвать точное время. В данном контексте в таких детях аутистах нас интересует только их феноменальная память, для того чтобы выйти на «искусственный аутизм» у обычных детей. Глубокое изучение развития психики таких детей привело меня к следующему революционному выводу. Задержка речи у них происходит в связи с неспособностью соединить отдельные слова в целое предложение. Поэтому у них страдает коммуникативная функция (общение с взрослыми), и они замыкаются в себе. Таким образом, мы выходим на целое открытие в детской психике феноменальной памяти, путём торможения развития грамматической речи до трёх лет.

Если отказаться до трёх лет развивать в психике ребёнка грамматическую речь, а усиленно заняться развитием эйдо-феноменальных задатков, то вполне возможно открыть в детской психике феноменальную память при помощи инновационного метода – «феноменального прорыва», претендующего на революционный переворот в системе образования детей дошкольного возраста. В детской психологии существует такое понятие как «феномен открытия ребёнком слов» (теория В. Штерна). Согласно теории Штерна первое слово ребёнка является фундаментальным шагом в его развитии. Ребёнок делает величайшее открытие в своей жизни – «Всякая вещь имеет название!». После этого открытия, в возрасте 1,8 –2,5 лет, происходит резкий скачкообразный рост детского словаря. Ребёнок с интересом запоминает много слов. Теория внезапного открытия ребёнком слов (В.Штерн) подвергалась как критике (Л. С. Выготский), так и развитию (К.Брюллер, А.Валлон).

В настоящее время детские психологи о теории Штерна вспоминают очень редко по причине слабой доказуемости того, что происходит с детской психикой при скачкообразном увеличении детского словаря. Теория феноменального «прорыва» предлагаемая автором, является продолжением теории Штерна. Вернее, одним из вариантов или моделей теории внезапного открытия ребёнком слов. Согласно предлагаемой теории (практическая реализация теории осуществляется через метод «феноменального прорыва»), ребёнок в своей психике имеет первичные образно-чувственные (эйдо-феноменальные) задатки. Первичными они называются потому, что они генетически заложены в психике ребёнка. А вот интеллектуальные задатки являются производными от первых, т.е. вторичными. Они развиваются уже на базе первичных задатков, т.е. развитых образов и чувств.

В классической системе образование мы учим ребёнка «связывать» слова с их образами. При появлении двух – трёх десятков отдельных слов мы сразу переходим к формированию грамматических навыков, которые вначале формируют интеллект ребёнка, а потом и интеллектуальную память. Теория «феноменального прорыва» гласит о том, что от одного года и приблизительно до двух лет мы должны, прежде всего, развивать в детской психике образно-чувственное восприятие для того, чтобы подготовить эти первичные задатки к «феноменальному прорыву». Сам процесс «феноменального прорыва» в детской психике состоит из трёх этапов. Вначале, мы обучаем ребёнка трем вербальным словам, потом пяти, дальше восьми – десяти. Слова должны быть только предметно-образного значения (имя существительное). Это обучение даётся нам достаточно сложно по причине: а) невнимательности со стороны ребёнка, б) недопонимания того, что от него хотят и в) сложности самого запоминания, когда ребёнок путается в ответах.

Но мы настоятельно продолжаем «нагружать» психику ребёнка простыми словами. И вот наступает момент второго этапа – теперь уже практической реализации теории или метода «феноменального прорыва». Ребёнок непонятным образом начинает запоминать большое количество слов. То, что в теории Штерна именуется «открытием ребёнком слов». Главное, не пропустить этот очень тонкий момент в развитии психики ребёнка. Мы должны: а) заинтересовать ребёнка в обучении, б) вывести феноменальное обучение на достаточно стабильный уровень и в) имея задатки феноменальной памяти в психике ребёнка, не «скатиться» к привычной для нас грамматической речи. В предлагаемом методе «феноменального прорыва», до трёх летнего возраста запрещена любая тренировка грамматической речи.

Как только мы начинаем развивать грамматическую речь, феноменальная память ребёнка быстро превращается в память интеллектуальную. Этим фундаментальным, можно сказать революционным фактом, метод «феноменального прорыва» коренным образом отличается от других методик эффективного запоминания, в том числе и от теории Штерна. На втором этапе развития феноменальной памяти, ребёнок запоминает много новых слов, но по различным причинам может ошибаться в их правильности. А вот третий этап «феноменального прорыва» характеризуется стабильным стопроцентным результатом запоминания. Когда мы достигнем стабильного результата феноменальной памяти, где-то в районе трёхлетнего возраста, можно переходить к развитию грамматической речи.

Продолжая, уже на грамматической речи, тренировать феноменальную память ребёнка. Сама инновационная технология развития феноменальной памяти выглядит таким образом. Сначала, мы учим ребёнка связи между вербальным словом (произнесённым матерью) и предметом из его окружения («ложка», «чашка», «кукла»). Дальше, мы предметы заменяем картинками. Мама говорит ребёнку: «Покажи куклу!». Имеется в виду куклу на картинке. Ребёнок должен уметь безошибочно находить правильный вариант из трёх предложенных (из трёх картинок). Потом – из четырёх. И так дойти до десяти картинок. Таким образом, в процесс обучения мы включаем два полушария мозга ребёнка.

Слово, произнесённое родителем, в психике ребёнка формируется в левом полушарии. А сам образ на картинке – в правом. Продолжаем увеличивать количество картинок, наблюдая трудность ребёнка в их запоминании. Грамматическая речь при этом полностью исключена. Допускается употреблять лишь только простые глаголы («Дай!», «Покажи!»). Наконец наступает момент, которого мы так долго ждали. Наш ребёнок начинает запоминать большое количество картинок – момент «феноменального прорыва». В конечном итоге, мы должны выйти на стопроцентную эффективность запоминания. Потом, также на картинках, мы можем написать цифры и научить ребёнка феноменальной математике. Предлагаемая технология развития феноменальной памяти имеет довольно простую схему, позволяющую родителям даже без специального (психологического) образования, в домашних условиях открыть в психике ребёнка максимально-эффективную (стопроцентную) память.

Сложность состоит в самом процессе доведения психики ребёнка до момента «феноменального прорыва», без включения в процесс обучения грамматической речи. Если обучению грамматической речи заниматься до момента «феноменального прорыва», то мозг ребёнка достаточно быстро перестроиться на левополушарное (интеллектуальное) мышление. Так ему проще. Задача родителей – довести работу мозга ребёнка до уровня стабильной феноменальной памяти. После чего приступить к развитию «второй сигнальной системы» (грамматической речи), по учению академика Павлова. Поскольку феноменальная память основана на эффективной работе двух полушарий мозга, тем более в режиме расслабленного (тотального) альфа-внимания, то в плане ментальной нагрузки на психику ребёнка, она безопаснее интеллектуальной памяти, предполагающей работу мозга в одном (левополушарном) формате с использованием бета-внимания.

Преимущество феноменальной памяти по сравнению с памятью интеллектуальной можно даже не обсуждать. Ведь интеллектуальная память, основанная на поверхностном и сознательном схватывании информации, имеет к.п.д. в пределах всего лишь 20-30%. В то время, как феноменальная память, при работе на уровне глубинного подсознания приближается к 100% результату. Феноменальная память – это память для детей новой формации, живущих в глобальном мире информационного бума. Делаем вывод о первой модели феноменального обучения. Мы обучили ребёнка запоминать вербальные слова с картинками в большом количестве, путём «феноменального прорыва» на уровне глубинного подсознания его психики. «Первая модель» является начальной ступенью к переходу к «второй модели» – феноменальному запоминанию большого количества слов в печатном формате памяти у своих детей по программе «Букварь Тота».

P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что также для развития эффективной памяти у детей могут помочь специальные развивающие игры для девочек и мальчиков. Ведь не секрет, что дети во много раз лучше воспринимают все именно в игровой форме.