«Использование камешков Марблс в коррекционной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» (из опыта работы учителя-логопеда).

Идеи подарков

Статья об использовании камушков «Марблс» в преодолении речевых нарушений.

История Марблс

Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

Изготовление Марблс

Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс.

Первые марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным.

В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве марблс.

Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные.

После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Новые технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.

Кроме того, эффектные марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский

Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Перечень игр с марблс и их описание

1. Использование камушков Марблс при изучении лексических тем.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация. (слайд 3)

2. Выложи по контуру.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация. (слайд 4)

3. Звуко-буквенный анализ слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза

Фишки-камушки выкладывать под буквами.

1 . С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

2. На каком мест находится звук (:) (в начале, середине, конце?)

3. Сколько в слове гласных, сколько согласных? (слайд 5)

4. Составление предложений.

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.

1. Составление предложений с предлогами.

2. Составление предложения с заданным словом.

5. Развитие пространственных представлений

1. Помоги бабочке долететь до цветка.

2. Помоги двум друзьям встретиться.

3. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Задание: Педагог дает устные задания типа:

  • Положите красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

4. «Волшебный мешочек».

1 вариант.

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

2 вариант.

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:

  • зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
  • жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д. (слайд 8)

5. Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это. (слайд 9)

6. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало».

Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Техники».

Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).

Игра «Разгляди буквы». (слайд 10)

7. «Знакомство с буквой».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы (слайд 11)

8. «Лабиринты».

Цель: Развитие пространственных отношений (слайд 12)

9. «Лабиринты на автоматизацию звуков».

Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука. (слайд 13)

Спасибо за внимание!

Презентация
«Марблс в преодолении речевых нарушений»:

Воронина Ирина Николаевна,
учитель-логопед,
МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко»,
Архангельская область п. Коноша

Марина Соболева

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Камешки марблс материал который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор» ) - небольшая сферическая игрушка, обычно - разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата.

Камешки Марблс , являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми , имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач (их вы видите на экране) :

Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка

Упражнять в ориентировке на плоскости листа

Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными

Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов , наречий, прилагательных, глаголов

Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику

Упражнять в звукобуквенном разборе слова , закреплять правильный образ буквы

Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков

Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие

Развивать образное мышление, зрительное внимание, память

Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца

Предлагаю игры на постановку и автоматизацию поставленных звуков

1. Выложи звуковую дорожку повторяя поставленный звук . Фотография № 1,2

2. Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь. Фотография № 3

3. Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне . Фотография № 4

4. Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком . Фотография № 5

5. Выложи букву, которую ты учишься говорить. Выложи слог. Фотография № 6

6. Выложи слово из букв с автоматизированным звуком . Фотография №7

7. Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и сделай звукобуквенных разбор слова . Фотография № 8

8. Заполни дорожку камешками , проговаривая картинки на поставленный звук . Фотография №9 Автоматизация звука С .

9. Пройди лабиринт и проговори слова на закрепляемый звук . Ребенок наклоняя коробку перемещает шарик по лабиринту. Фотография № 10 Автоматизация звука Р .

10. Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук . Фотография № 11,12,13,14,15,16

11. Укрась картинку к тексту. Перескажи текст на поставленный звук . Фотография № 17

Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс » вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием, и благодаря этому в своей работе мне удалось добиться очень хороших, а главное быстрых успехов в постановке нарушенных звуков у детей . Значительно сократились сроки постановки и введения звуков в свободную речь .

Фотография № 1

Фотография№2

Фотография № 3


Фотография № 4


Фотография № 5


Фотография № 6

Фотография № 7


Фотография № 8


Фотография № 9


Фотография № 10


Фотография № 11


Фотография № 12

Фотография № 13


Фотография № 14

Фотография № 15

Фотография № 16

Фотография № 17


Публикации по теме:

«Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» «Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» Учитель-логопед высшей категории МБДОУ детский сад №7 Гончарова.

Не секрет, что для того, чтобы закрепить поставленный звук, его надо произнести в разных позициях много-много раз. Чтобы это занятие не.

Игра «Поможем ёжику собрать яблочки» Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать мелкую моторику. Оборудование:.

Использование инновационных технологий в логопедической работе В настоящее время одной из актуальных задач коррекционно-развивающей работы в сфере социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.

Использование камешков Марблс в коррекционной работе логопеда по развитию речи у детей старшей логопедической группы с ОНР. Дидактическое.

История Марблс

Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры (см. рис. 1) , были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

(Рис. 1 Глиняные камушки для игр)

Изготовление Марблс

Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс. Первые марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве марблс. Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений - красные (см. рис. 2) . После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Новые технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.
Кроме того, эффектные марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.


(рис. 2 Камешки марблс)

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Логопедические игры с
применением марблс в
индивидуальной работе с
дошкольниками.
Павлова Е.Н.
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №3»
П. Ракитное

У дошкольников с речевой патологией отмечается выраженная
общая моторная недостаточность. Уровень развития речи
находится в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить,
необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат,
но и развивать мелкую моторику.
Коррекционно­развивающая работа по преодолению речевых
нарушений, выявила проблему разработки принципиально новых
подходов к развитию моторных навыков
старших дошкольников. Одним из самых интересных и
Актуальность:
инновационных приемов можно назвать
применение шариков «марблс»
(плоские камешки – «кабошоны»)
игры с использованием марблс
­ стимулируют речевое развитие
путём тренировки пальцев рук,
­ увеличивают на 100% активность,
интерес детей на занятии,
­ улучшают результат коррекции речи,
­ вариативны и удобны в применении.

Предмет, приковывающий к себе
внимание, помогает мысленно

сконцентрироваться.
Длительное рассматривание цветного
камушка придает мыслям стройное течение.
Тибетские и монгольские ламы в своих практиках
применяли каменные пирамиды, шары,
чётки и массажёры.
Систематические упражнения для пальцев не только
стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению
М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения
работоспособности головного мозга».
У ребенка формируется
быстрота нервных импульсов
от рецепторов руки к центру речи.

На основе анализа исследований по
проблемам речевого развития детей,
развития речи:
выделили следующий методический принцип

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и
речевого развития детей базируется на понимании речи
как речемыслительной деятельности, становление и
развитие которой тесно связано с познанием окружающего
мира.
Речь опирается на сенсорные представления,
составляющие основу мышления. Развитие речи
нельзя отрывать от развития
сенсорных и мыслительных процессов.
Использование марблс является
совершенно новой идеей
в логопедии.


ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НАД
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ

Развитие тонкой ручной моторики у детей с
нарушением речи посредством марблс
В «муфту» из капроновой сетки поместить
марблс и выполнять перекатывания
шариков рукам. Варьировать речевые
задания: автоматизация звуков, повторение
чистоговорок. Шарики не раскатываются,
оставаясь в «муфте».

Предлагаю игры и игровые упражнения с
марблс
ЦЕЛЬ
- закреплять звуки, слоги, слова, чистоговорки, потешки;
-упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки
ребенка;
-упражнять в ориентировке на плоскости листа;
-работать над дифференциацией;
-упражнять в счете;
-обогащать словарный запас;
-развивать фразовую речь;
-формировать и закреплять
правильный образ буквы.
Игры легко применить в
индивидуальной
логопедической работе со
старшими дошкольниками.

Вариативность применения
камешков МАРБЛС
Предлагаю использовать картинки, аппликации, звуковые дорожки и ячейки
для выкладывания камушков разного цвета.
Игры для ориентации на плоскости,
развития тактильных ощущений,
сложнокоординированных движений
пальцев и кистей рук; профилактики
оптико­пространственных
нарушений.

Картотека игр с камешками
марблс
- «Колобок»
- «Золушка»
- «Лабиринт»
- «Сухой бассейн»
- «Сорока - ворона»
- «Чудесные узоры»
- «Ходит цапля по болоту»
- «Весёлые капли дождя»
- «Что изменилось?»
- «Звуковые дорожки»
- «Мы насыпали шары…»

Игра «Чудесный узор»
Кто больше придумает
слов с заданным звуком?
Автоматизация звуков
в словах с одновременным
выкладыванием узора.
Каждое слово – камешек.
Игра развивает творчество,
воображение, ориентировку
на листе, мелкую моторику.
Автоматизация звука в начале слова,
средине, конце.
.
и

«Мухоморы» «Зеленые
листочки»
Закрепляем звук [Р],украшаем шляпки. На веточках распустились
Стихотворение «Мухомор» зеленые листочки. Подбираем
В красной куртке мухомор, зеленые камешки.
Закрепляем
Гордо сел на косогор, чистоговорку:
Нам не нужен мухомор, Ра-ра-ра - распускаться
нам пора
Не пойдем на косогор.

«Горошек» «Веселые капли
дождя»
Помоги мышке собрать горошек
Цели:
- развивать общую моторику;
- развивать ритм, темп;
- развивать речь.

Цель: автоматизация звуков в связной речи у детей
Цель:
дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ
ЗАДАЧИ
­ автоматизация звука в слогах;
автоматизация звука в слогах;


­ автоматизация звука в словах;
­ автоматизация звука в словосочетаниях;
автоматизация звука в словосочетаниях;
­ автоматизация звука во фразе;
автоматизация звука во фразе;
­ автоматизация звука в речи.
­ автоматизация звука в речи.

Варианты игровых упражнений
Роса на листочке
у
Украсим ёлочку
Виноград
Готовим угощение

Виолетта Никулина
Использование камешков Марблс в работе логопеда

Использование камешков Марблс в работе логопеда .

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это : создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Я представляю материал, отвечающий всем требованиям ФГОС, который можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс .

Камешки Марблс - это потомки глиняных камешков , которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс - в переводе означает «мраморный» . Камешки Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.

В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Главная цель использования камешков «Марблс » на логопедических занятиях - это развитие мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами.

Задачи :

коррекционно-образовательные :

Формирование правильного захвата шарика кистью руки.

Обогащение и актуализация словаря, упражнение в употреблении предлогов , наречий, прилагательных, глаголов.

Профилактика дисграфии.

Закрепление знаний цветов.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Формирование звукового – буквенного анализа и синтеза.

Формирование слогового анализа и синтеза .

коррекционно-развивающие :

Развитие грамматического строя речи.

Развитие сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

Развитие ориентировки на плоскости листа.

Развитие глазомера, тактильных ощущений, эстетического восприятия.

Развитие фантазии ребенка.

коррекционно-воспитательные :

Воспитание коммуникативных навыков.

Я хотела бы Вас познакомить с играми с использованием камешков Марблс .

1. Развитие тактильной чувствительности.

Игра «Сухой бассейн»

Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс , среди которых -мелкая игрушка. Логопед предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.

Вариант 2. У ребенка глубокая чаша наполненная крупой, в которой находится шарики марблс . Логопед предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.

Игра «Золушка»

Логопед предлагает ребёнку разобрать камешки :

Вариант 1. Разбери по цвету.

Вариант 2. Разбери по форме.

Вариант 3. Разбери по размеру.

2. Развитие пространственных представлений.

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево» .

Логопед предлагает эталон разложенных камешков на плоскости , ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится .

Логопед предлагает ребёнку на слух распределить камешки на листе бумаги . Например : положите красный камешек в центр листа . Синий - в левый верхний угол, желтый - в правый верхний угол, зеленый - в правый нижний; белый- в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию или через устный контроль.

3. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало» .

Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Знакомство с буквой» .

Логопед предлагает выложить буквы по контурам, по образцам, или самостоятельно.

Игра «Строители» .

В этой игре ребёнку необходимо восстановить сломанные буквы, слоги.

4. Обогащение словарного запаса.

Игра «Выложи по контуру»

Можно использовать камешки Марблс при изучении лексических тем, геометрических фигур и т. д.

Логопед предлагает ребёнку :

Выложить камешки по контуру картинки .

Заполнить картинку камешками .

5. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Назови ласково» (можно использовать эту игру и на автоматизацию звуков)

Логопед предлагает ребёнку помочь девочке Рае добраться до домика, построив дорожку из камешков , называя при этом слова ласково.

Например : ребёнок называет рак – рачок и кладёт на картинку камешек .

Игра «Волшебный мешочек»

В этой игре ребёнку нужно достать камешек любого цвета из мешочка и соотнести цвет с предметом, изображённым на картинке, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак :

Например :

Зелёный камешек - зелёный огурец , лук, крокодил и т. д.

Жёлтый камешек - жёлтая репка , жёлтое солнце, и т. д.

Игра «Жадина»

Логопед рассказывает историю про ёжика «Жадину» , он про все предметы говорит : Мой/моя/моё/мои. Дети называют картинку, используя правильное местоимение, потом кладут камешек в клеточку . Игра продолжается до тех пор, пока не закроются клеточки камешками .

Например : моя груша, моё ведро и т. д.

6. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Игра «Мягкий или твердый?»

В этой игре детям нужно проговорить слоги/слова за логопедом и поселить камешки определённого цвета в нужный домик (Синие камешки в домик с синей крышей, зелёные камешки в домик с зелёной крышей).

Игра «Услышь звук»

Логопед просит ребёнка назвать картинку и определить позицию заданного звука в слове с помощью схемы и камешка .

Например : в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, поэтому кладём камешек в первую клеточку .

Игра «Звуковой мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

7. Развитие звуко-буквенного анализа слов.

Дети с помощью камешков выполняют звуковой или звуко – буквенный анализ слов. А затем логопед задаёт вопросы :

С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?

Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?

Сколько в слове гласных, сколько согласных?

8. Развитие слогового анализа и синтеза слов.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков . А затем сравнивает слова : где камешков больше ? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

9. Развитие связной речи.

Игра «Составь предложение» .

Логопед предлагает составить предложение с заданным словом или по картине и с помощью камешков показать это на схеме. После этого просит ребёнка сосчитать сколько слов в предложении.

10. Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах.

Игра «Помоги бабочке долететь до цветка»

Логопед просит ребёнка помочь бабочке долететь до цветка. Для этого нужно правильно назвать картинки и выложить камешки по дорожке .

Игра «Помоги двум друзьям встретиться» .

Эта игра направлена на дифференциацию звуков. Логопед даёт такое задание : например : Ира любит слова в которых есть звук Р, а Володя в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире , или Володе и помоги друзьям встретиться. (можно с картинками)

Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков

Ребёнок передвигает камешки по картинкам , чётко проговаривая слова

Передвигаем камешек по картинкам , четко проговаривая слова.

Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых , индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.