Говорят, те, кто вырос один в семье, всегда завидуют тем, у кого есть братья или сестры. А стоит ли? Некоторые выходцы из многодетных семей могут им возразить: "Да кому вообще нужны братья?" Согласиться с ними мы не можем, однако вот по крайней мере 17 причин считать, что небольшая семья - это замечательно.
Комфортное времяпрепровождение начинает напрямую быть связано с независимостью, и остаться наедине с самим собой уже не страшно. А в детстве моменты, когда вы возвращаетесь из школы, а дома никого нет, вообще были самыми любимыми.
Вам не с кем было посоветоваться, когда в детстве вы приобретали что-то на праздник для родителей. Во взрослом возрасте вы понимаете, что это с вами начинают советоваться в выборе.
Вам не бывает скучно, потому что вы всегда сможете самостоятельно развеселить себя и придумать, чем заняться. Возможно, это просмотр программ по телевизору, игры на телефоне или чтение.
Собака в «Монополии» — всегда ваша. Какую одежду надеть, собираясь в гости? Выбор только за вами!
Поскольку вы никогда не дрались из-за этого с братом или сестрой, вам на самом деле нравится делить что-то с людьми. Конечно, ты сможешь надеть мое платье! Вот, угощайся чизкейком!
Еще бы, ведь вы их единственный ребенок.
И там могло быть настолько грязно или чисто, как вы того пожелаете.
Как ни странно, это также означает, что, когда вы начнете делить комнату в общежитии с соседями — это будет новый и забавный опыт. Вам, например, придется мириться с тем, что нужно гасить свет, когда сосед ложится спать раньше, но вы быстро привыкнете к этим уступкам.
Вы не будете стесняться заговорить с незнакомцами и подружиться с кем-то. В детстве, когда вы хотели поиграть с кем-то, нужно было искать друзей самостоятельно, и вам приходилось упражняться в общительности, которая теперь может быть такой полезной на занятиях или на работе.
Вам комфортно разговаривать с людьми, которые старше вас, потому что вы с детства были окружены взрослыми. Возможно, у вас даже много друзей, которые старше вас.
Вы всегда с радостью принимали тот подарок, который родители покупали. Вам не на кого было смотреть, чтобы сравнивать и требовать, например, джип для Барби. У вас и так всегда было много подарков на все праздники.
Иногда даже родители привязываются к ним и скучают, если долго не видят их в гостях.
Пока вы были ребенком, родители наверняка звали с собой родственников или знакомых с детьми, чтобы вам было с кем поиграть. В подростковом возрасте вам разрешали взять кого-то из друзей на каникулы, чтобы не было скучно. А во взрослом возрасте вам нравится путешествовать с родителями, потому что это круто, и вы наконец можете общаться на общие темы.
А причина проста: всю жизнь вам приходилось самостоятельно решать возникающие проблемы и справляться с трудностями. Некогда было винить кого-то или искать помощи.
Вам никогда не приходилось беспокоиться о том, что кто-то съест ваше любимое лакомство до того, как вы его попробуете. Разве что папа мог, но, к счастью, в нем можно было вызвать чувство вины щенячьими глазками — и тогда он купит еще.
Вы всегда самостоятельно выбирали, какой фильм смотреть, потому что вы один его и смотрели. Третий раз за неделю «Аладдина»? Да без проблем!
Вы хороши в общении с кем угодно, но в то же время отлично чувствуете себя в полном одиночестве.
Быть единственным — достоинство или недостаток?
«Избалованный», «плохо воспитанный», «одинокий», «избегающий конфликтов»? Единственным детям часто приходится сталкиваться с предубеждением окружающих.
Единственный ребенок в школе: Поведение в школе и результаты учебы единственного ребенка, по существу, не отличаются от других детей. Конечно, они несколько чаше являются честолюбцами, карьеристами, потому что с малых лет привыкли одни решать поставленные перед ними задачи. Однако результаты их учебы (равно как и всех других детей) в большинстве случаев зависят от их способности сконцентрироваться, мотивации, поощрения, домашних и окружающих факторов. Единственный ребенок вырос: В обществе бытует мнение, что единственные дети избалованы, эгоистичны и предъявляют больше претензий, чем выросшие в больших семьях вместе с братьями и сестрами. Известно, что статус единственного предоставляет некоторые материальные преимущества, однако оказывается, что большинство родителей наказывают своих единственных детей также, как и родители, имеющие двух или несколько детей. Некоторые родители бывают даже более строгими, потому что они не желают, чтобы их ребенок рос «маменькиным сынком» и был бы типичным единственным ребенком у родителей. Говорится, что плохих детей не бывает, бывает только неправильное воспитание. Единственные дети вырастают и взрослеют. Насколько они отличаются от окружающих, зависит от типа человека. Если человек с рождения очень застенчив, то у него действительно могут возникнуть большие трудности в общении. Однако многие из них прекрасно находят себе друзей и партнеров, потому что они с раннего детства привыкли сами искать общества других людей и, желая контакта, сами об этом заботились. Единственные чаще разводятся: Данные статистики показывают, что брак двух «единственных» часто оканчивается разводом. Возможно это потому, что «единственные» не склонны делиться своими проблемами с другими людьми и решать конфликты. Напротив, они часто пытаются «пробить головой стену», а если этого сделать не удается, отдаляются от партнера. Такое отдаление чаще всего является просто неспособностью общаться с другим человеком, возникает недоговоренность. Известно, что корни такого поведения — «опыт», приобретенный в детстве. Если человек в семье вырос единственным, этим можно объяснить некоторые черты его характера и поступки, попытаться его понять. Советы родителям, воспитывающим единственного ребенка в семье:Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, возникает множество противоречий в толковании положительных и отрицательных последствий такого исключительного положения ребенка в семейной группе. Не только в обыденной жизни, но и в научной среде на этот счет существуют разные, чаще взаимоисключающие друг друга взгляды, которые еще больше усложняют и без того непростую проблему воспитания и развития личности единственного ребенка в семье. Здесь нет и быть не может однозначного ответа на вопросы: «Хорошо или плохо быть в семье единственным?» Как справедливо замечает по этому поводу Т.В. Андреева, дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одновременно самым старшим и самым младшим, он соответственно обладает и чертами старшего ребенка и сохраняет до зрелости детские черты.
Рассмотрим те положительные моменты, которые оказывают благотворное влияние на душевный мир и развитие единственного в семье ребенка.
Благодаря своему особому положению в семье он получает гораздо больше ласки, внимания и заботы со стороны взрослых, чем в случае, если в семье имеется несколько детей. А если учесть еще и то обстоятельство, что к его воспитанию подключаются бабушки и дедушки, то он буквально «купается» в любви. Отмечая положительную сторону, такого отношения к единственному ребенку в семье, специалисты считают, что он оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев и сестер. По мнению А. Адлера, позиция единственного ребенка уникальна - у него нет брата или сестры, с которыми ему приходилось бы конкурировать.
Вполне закономерно, что родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка и создают для него самые благоприятные условия как в быту, так и в занятиях любым видом деятельности. Преимущество в формировании единственного ребенка - множество взрослых, занятых уходом за ним, его развитием, воспитанием и образованием (кстати, и финансовым содержанием, что также немаловажно в современных условиях). Поэтому он обычно хорошо успевает и отличается особыми успехами в школе, удачлив в жизни и в большинстве тестов на проверку знаний и логических способностей показывает самые высокие результаты (по сравнению с детьми с другим порядком рождения). Постоянно находясь в обществе взрослых, такие дети взрослеют гораздо быстрее своих сверстников, рано приобщаются к серьезным видам интеллектуальной деятельности, обладают высоким уровнем самооценки (вполне оправданной) и легко переносят одиночество.
Характерная черта именно единственных детей - стремление к совершенству, доходящее порой до крайности (перфекционизм). Поэтому они бывают крайне расстроены, если не преуспевают во всем, чем занимаются.
Исследователи выяснили, что единственные дети в семье чаще предпочитают интеллектуальную и исследовательскую деятельность. Родители могут проявлять повышенную заботу о единственном ребенке и беспокоятся о его физической безопасности. Возможно, поэтому единственные дети в семье скорее проявят интерес к интеллектуальному труду, чем к физической активности. К тому же единственный ребенок в семье получает больше времени и внимания, чем те, у кого есть братья и сестры. Кроме того, родители могут обращать его внимание на те области, где возможна престижная карьера, например медицина или юриспруденция.
Вместе с тем следует отметить, что в воспитании единственного ребенка возникает множество проблем, разрешить которые должным образом родителям не всегда удается, что не может не отразиться на их душевном самочувствии и на формировании личности самого ребенка.
За определенные преимущества, которыми наделяется единственный ребенок в семье, ему приходится расплачиваться целым рядом обязательств, которые на него возлагают родители. С другой стороны, и сами родители нередко страдают не меньше своего ребенка, беспокоясь по любому поводу за его самочувствие, успехи, достижения, опасаясь ошибок, промахов и затруднений, с которыми он может столкнуться.
Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. К заботе родителей подключаются многие дедушки и бабушки, которые души не чают в единственном внуке или внучке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Известно, что те, кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте бывают, не способны на смелые, решительные поступки.
Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и прихоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда наступает кризис, связанный с обостренным чувством взрослости.
Считается, что у единственного ребенка больше возможностей для интеллектуального развития, но это распространенное заблуждение. Единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры. Им не у кого научиться, не с кем играть, ведь взрослые не могут ему заменить сообщество сверстников, в котором он приобретает доступный его возрасту социальный опыт. А пробел в таких играх пагубно отражается на всем развитии ребенка, в том числе и интеллектуальном. Ведь именно такая игра дает маленькому человеку объемное представление о мире.
Единственный ребенок является только воспитуемым в родительской семье, поэтому не знает, что такое заботиться о младшем. Его малейшее желание сразу же исполняется многочисленными родственниками, поэтому он привык только принимать помощь, но не думает о том, что и другие тоже нуждается в ней, поэтому не стремится никому ни в чем помогать. Став взрослым, он сохраняет позицию единственного, обожаемого ребенка во взаимоотношениях со сверстниками, с коллегами и даже в отношениях со своим брачным партнером.
Сложившуюся в семье позицию превосходства во взаимоотношениях с родителями и другими родственниками единственный ребенок пытается навязать и своему социальному окружению за пределами семейной группы. Он долго находился под контролем и защитой любящих родителей и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи, а в дальнейшем как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом и сестрой. В результате у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
У детей из таких семей совсем другой социальный опыт. При столкновении с жизнью за пределами дома такой ребенок часто получает психологическую травму. Попав в детский сад или придя в первый класс, он по привычке ждет, что его будут выделять из окружающих. И когда этого не происходит, сначала огорчается, а затем начинает переживать по этому поводу, что далеко не лучшим образом сказывается и на его учебных успехах, и на эмоционально-психическом состоянии.
Отрицательные стороны воспитания единственного ребенка заключаются в том, что он не привык к сложностям других людей, поэтому на протяжении всей жизни наиболее комфортно чувствует себя в одиночестве.
Единственный ребенок - действительно сложная проблема воспитания. В нем родители дольше склонны видеть малыша, а он до совершеннолетия считает собственный инфантилизм, чуть ли не главным своим достоинством, ведь до поры до времени это предоставляет ему в родительском доме немалые привилегии. Он много времени проводит среди взрослых, нередко принимает участие в обсуждении проблем, которые ему недоступны, ради того, чтобы еще раз услышать восторги окружающих в свой адрес. Ранняя «взрослость» проявляется у него лишь в чрезмерном скепсисе и словесных оценках. Единственный ребенок в семье часто становится жертвой родительского эгоизма, который выражается в преувеличении его возможностей и достижений.
Даже педагогически подготовленные родители нередко бывают охвачены родительским тщеславием до такой степени, что наносят прямой ущерб формированию личности ребенка, его своевременной грамотной профессиональной ориентации и т.п.
Поскольку единственный ребенок не привык к близкому общению с другими детьми, он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится или выходит замуж. Он не воспринимает «пики» и «спады» в повседневной жизни с другими и поэтому с трудом принимает и понимает нормальные изменения настроения. Он не может свыкнуться с тем, что человек, который сердится на него сейчас, скоро будет смеяться и шутить. Это не значит, что единственный ребенок не любит других людей и не может входить в группу, но наиболее предпочтительна для него собственная компания.
Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок обычно менее игрив и даже в детстве может походить на миниатюрного взрослого. Ранние взрослые разговоры дают ему высокое развитие речевых навыков, но в зрелом возрасте он оказывается наименее разговорчивым. Легкого подшучивания (и принятия шуток) с социально равными людьми единственный ребенок не понимает. Однако, хотя привыкание к человеку для установления нормальных отношений в детстве требует у единственного ребенка значительного времени, в период взрослости большинство из них прекрасно адаптируются.
Более чем какой-либо другой ребенок, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Фактически, единственный ребенок может повторять характеристики родителя одного с ним пола, пока не столкнется с трудностями или стрессом, выявляющими собственные свойства единственного ребенка.
Вопреки распространенному мнению, закаливание не требует низкой температуры. Оно требует температурного контраста. Холод ведет к сужению сосудов, тепло вызывает их расширение. И главное в закаливании - тренировка сосудов.
В Китае уже несколько десятилетий действует политика «Одна семья – один ребенок». Однако китайских малышей очень сложно назвать недисциплинированными и избалованными. Из этого следует простой вывод о том, что притязания ребенка зависят исключительно от отношения к нему родителей, а не от окружения братьев и сестер. Более того, если подумать, на единственного ребенка в семье возложено куда больше надежд и родительских ожиданий. Малыш вынужден соответствовать заданной планке, и у него под рукой нет примера с послаблениями. Поэтому оснований полагать, что такие дети избалованы, на самом деле нет.
Не менее популярный стереотип гласит, что единственные дети в семье плохо владеют навыками коммуникации. Большую часть дня у них нет товарищей для игр, и они вынуждены придумывать себе воображаемых друзей, из-за чего в реальной жизни им сложно устанавливать контакт со сверстниками. Нельзя спорить с тем, что ребенок без братьев и сестер довольно много времени проводит наедине с собой. Однако тут же стоит отметить, что наличие других малышей в семье не означает появления у ребенка настоящих друзей: не все братья и сестра дружат между собой. По-настоящему товарищеским отношениям может мешать большая разница в возрасте, детская ревность к родителям или просто разность характеров. Соответственно, взаимосвязь общительности и большой семьи очень иллюзорна.
До определенного возраста эгоистичны абсолютно все дети. Если же подобное поведение сохраняется и в зрелые годы, все говорит о том, что родители просто не научили ребенка сопереживать другим, уважать окружающих и ценить их потребности. Иными словами, способность думать не только о себе должна воспитываться в человеке так же, как и другие черты характера. Кстати, очень часто эгоистичными вырастают те дети из большой семьи, которые были «любимчиками» родителей. Они с детства видят и привыкают к неравенству, когда им почему-то достается больше внимания мамы и папы, чем их братьям и сестрам.
Единственные дети не умеют работать в команде, они привыкли к роли начальника и не идут на компромиссы. Таков популярный миф. Возможно, в этом есть доля правды, потому что ребенку без братьев и сестер не нужно делить с кем-то комнату или отстаивать право на новые вещи. Тем не менее, это не аннулирует автоматически такт в общении и умение договариваться с другими. Опять же, все упирается в воспитание ребенка, а не окружение его другими детьми. Некоторые малыши из больших семей, напротив, больше склонны к конфликтам и установке своих правил (обычно это случается со старшими).
Считается, что привязанность единственного ребенка к родителям очень крепка и часто перерастает в нездоровую зависимость. Из-за этого малыш долго не может повзрослеть и остается инфантильным даже в подростковом возрасте. Хотя детские психологи опровергают это мнение, заявляя, что ребенок без окружения других детей делает своей единственной моделью для подражания поведение родителей. Это заставляет его тянуться к взрослым манерам, тогда как малыши с братьями и сестрами могут позволить себе ребячество в своем кругу. К тому же, единственный ребенок во взрослой среде имеет все шансы быстро развить уверенность в себе и независимость, копируя родительский стиль общения между собой. Минус же этой ситуации в том, что, если в семье царит не уважительная и дружественная обстановка, возможно, малыш тоже переймет не самые лучшие привычки общения.
В наши дни никого не удивишь наличием всего одного ребенка. Все понимают, что помимо ответственности в воспитании, на родителей ложится финансовая защищенность ребенка – возможности не только кормить и одевать, но и обучать, развивать, дарить благополучное будущее. Именно это и является частой причиной отказа от рождения последующих детей.
Также нередко слышу такие слова:
«Всю любовь ему одному. Будут двое – будут ссориться, соперничать. А один всегда знает, что весь мир для него!»
В этом есть логика. Но тут же от опытных, многодетных и «поживших» товарищей посыплются угрозы. Мол, единственный ребенок – эгоист! Не приспособлен к жизни! Не умеет находить общий язык! У родителей всю жизнь на шее сидит! И т.д. Дополните, если слышали еще что-то.
Я была единственным ребенком в семье. И мне на такие слова сразу хочется «скривить мордочку» и отправить подальше. Что за стереотипы!
Самое интересное, что и психологи нам говорили о «неправильности» воспитывать лишь одного (советский и несколько лет постсоветского периодов). Современная наука пошла дальше. Она научилась разграничивать понятия «эгоизм» и «здоровая самооценка», «быть слабым» и «уметь просить помощь», «умение лаконично высказываться» и «замкнутость».
Страхи о воспитании одного ребенка не более, чем мифы. Однако и они могут подтверждаться, если родители сами будут этому способствовать.
За что его упрекать? Быть монополистом какой-то особо важной вещи – значит показывать всем ее ценность. Вы же не поделитесь мужем с сестрой или подругой?
Думает только о себе – такое может быть в случае, если родители сами привили ему чувство, что ЕГО желания ценнее, например, родительских. Выполняют любые капризы, ориентируются на ребенкино поведение, не могут сказать «нет».
В семьях, где учат понимать чувства и желания других людей, таких проблем не бывает. Особенно, если мама и папа на своем примере показывают, как это.
Несамостоятельным может стать любой ребенок в семье (чаще младшие), которому отказывают в праве иметь личную территорию и делать так, как он посчитает сам.
Такое возможно лишь в одной крайности – когда ребенок все свое время проводит дома. Те дети, что гуляют на улицах, ходят в сады, развивающие клубы, спортивные секции и прочее – не имеют проблем с общительностью. Наоборот, «изголодавшись» по дружбе, дети скорее и легче обзаводятся товарищами, чем их сверстники с братьями/сестрами.
С ним много занимаются, поддерживают его таланты, возлагают большие надежды. Тяжело сказать – хорошо это или плохо. Ведь многие справляются, и становятся, действительно, успешными людьми. Однако есть и те, кто не может избавиться от перфекционизма, стремится к высоким показателям, несмотря ни на что, и сам себя «наказывает», если не добивается желаемого.
Единственные дети легко переносят одиночество, умеют себя развлечь. Некоторые признаются, что именно разговоры с самим собой – помогают обрести покой. Восстанавливаются и легко преодолевают сложности.
Это самые распространенные мнения о воспитании единственных детей. Стоит также оговорить существенные плюсы:
Уже в старшем возрасте я узнала, что ДОЛЖНА БЫТЬ безалаберной эгоисткой. До того момента, я даже термина такого не знала. И понимаете, начала вести себя соответствующе. Меня же считают такой! Зачем людей разочаровывать! Мама, конечно, быстро поставила мне «мозги» на место :) Была не та ситуация, чтобы думать только о себе. Когда школьные психологи давали мне характеристику, было очень обидно. Внутренняя Я сопротивлялась. Но сейчас я им благодарна. Потому что мне стала интересна психология, как некая «обидчица», которой стоит доказать обратное. Здесь я и узнала о шаблонах и формах, даваемых людям, не разбираясь глубоко с их ситуацией. Это сподвигло меня изучать отношения дальше.
Не стоит думать, что дети, выросшие без сестер и братьев, имеют исключительные преимущества, и это панацея для воспитания успешных людей. Конечно, нет. Встречаются и ленивые, и зависимые, и «маменькины сынки», и неуравновешенные, и прочие люди. Как и любые по счету рожденные дети . Очень многое зависит от атмосферы, в которой вырос ребенок, от отношения родителей к нему и друг другу, а также от тех впечатлений, эмоций и переживаний, которые с ним произошли в детстве.
Каждый малыш уникален. Не нужно ставить «крест» и поддаваться стереотипам, мол, «ааа, раз ты один ребенок был, то все понятно». Ничего не понятно! Смотрите на человека в целом, а не на отдельные кусочки его жизни!