История развития моногамной семьи. Большая энциклопедия нефти и газа

Хэллоуин

Вконтакте

Одноклассники

Моногамия - это единобрачие, предполагающее наличие у человека единственного супруга. В современном толковании речь идет о том, что один мужчина одновременно может состоять в браке только с одной женщиной и наоборот.

Изначально же, единобрачие определяет наличие только одного супруга на протяжении всей жизни. В классическом значении нельзя считать моногамным человека вступающего во второй и последующие браки.

Многие ученые всерьез считают, что именно эта форма взаимоотношений мужчины и женщины позволила первобытному человеку (речь идет о гоминидах) выжить и эволюционировать.

Возможно, по этой же причине России удавалось выстоять даже в самые трудные времена. Ведь многовековые семейные традиции, уважительное и бережное отношение к своей второй половине, высокие моральные качества и идеалы были прочным фундаментом, на котором базировалось общество в целом.

Моногамная семья

Это исторический, классический вид семейных отношений даже в мусульманских странах, как бы удивительно это не звучало. Больше того, современные европейские разводы и последующие браки расцениваются мусульманами как последовательная полигамия. И это заключение вполне правомерно.

Моногамная семья, особенно в первоначальном значении (единобрачие) создает более комфортные психологические условия для всех ее членов, имеет больше шансов на экономическое процветание, значительно проще и справедливее регулируется в правовом отношении.

Дети, выросшие в такой семье, при прочих равных, более устойчивы психологически, в меньшей степени склонны к изменам любого характера.

Проведенные научные исследования раскрыли ряд преимуществ создания моногамных семей, основным из которых являются здоровье и генетическая чистота потомства.

Полигамия против моногамии

Противники моногамии считают, что полигамия естественное состояние человека, проводя параллель с животным миром. Утверждение это довольно спорное, но весьма удобное в современном мире. Оно оправдывает закономерность следования страстям, легализует волевые слабости и моральную распущенность в европейском и евразийском обществе.

Человек единственный организм на земле, деятельность которого полностью контролируется корой головного мозга. Поэтому речь о полигамности человека и сравнение его поведения с животными не только неправомерно, но и оскорбительно.

Кроме того, эмоциональное состояние людей состоящих в полигамных отношениях характеризуется нестабильностью поведения, тревожностью и незащищенностью.

Напротив, люди состоящие в браке на протяжении многих, лет отличаются большим спокойствием и стрессоустойчивостью, постоянством. На производстве моногамный человек более ценен, так как более стабилен, ответственен.

Отсутствие состязательности, присущее человеку в моногамных отношениях, благоприятно сказывается на его психоэмоциональном состоянии.

Утверждение о том, что полигамный человек имеет больше свободного времени, которое он может потратить на саморазвитие тоже спорно. Так как отношения с несколькими половыми партнерами требуют значительно больших временных затрат, утомляют психологически. А вот размеренный, упорядоченный образ жизни в моногамной семье позволяет высвободить гораздо большее количество времени.

Моногамный человек

Понятие моногамного человека не следует путать со словом "однолюб". При некоторой схожести этих понятий, все же существует значимое отличие.

Однолюб испытывает чувство любви к одному человеку, и живет этой единственной любовью всю жизнь. При этом брачные отношения с предметом воздыханий могут и не сложиться. Моногамные отношения предполагают создание семьи и вступление в брак.

Моногамный мужчина - понятие применяемое, к человеку, состоящему в браке с одной женщиной. А, когда речь идет о православных священниках или дьяконах - о единственном браке на протяжении всей жизни. Даже в случае прекращения семейных отношений в связи со смертью жены, священнослужители не имеют права вступать в брачные отношения повторно.

Различие и подмена понятий

Что же дает повод сторонникам полигамии находить поводы для негативных высказываний, порой кажущихся вполне обоснованными?

Все дело в некотором смещении акцентов в определении моногамии. Изначальное значение, как уже говорилось выше, единобрачие. Практически это означало наличие одного партнера (во всех аспектах, включая сексуальные) на протяжении всей жизни.

Возможность разводов, конечно же, существовала, но осуществить это на практике означало стать изгоем общества (особенно для женщин). Чаще всего развод грозил одинокой жизнью для обоих партнеров.

Современное понятие словно специально "подчищено" для дискредитации по всем направлениям. Смысл изменен таким образом, что предполагается семья состоящая из двух половых партнеров, сохраняющих верность друг другу, до тех пор пока они будут оставаться в браке. То есть моногамия становится похожей на "передышку" в общем потоке полигамных связей.

Часто можно услышать словосочетание моногамный брак. Это не совсем корректное выражение, относящееся, скорее, к тавтологии. Моногамия - слово образованное путем слияния двух греческих слов, в переводе означающих один (единственный) и брак. Таким образом с точки зрения языка - такое выражение не имеет права на существование.

Однополые браки и моногамия

На вопрос можно ли считать однополые семьи моногамными - ответ однозначно отрицательный. И вот почему. Моногамные отношения - это отношения в браке. В нашей стране, как и большинстве других стран мира, браки между лицами одного пола запрещены. Православие и ислам, так же как и большинство религиозных общин страны резко негативны по отношению к таким взаимоотношениям, церемоний венчающих такие союзы - нет.

В борьбе общественных и частнособственнических начал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. Появилась общественная потребность в социальном отце.

Мужчина почувствовал необходимость знать своих детей, чтобы передать собственность по наследству. С введением института наследования собственности детьми впервые появилась возможность строго моногамной семьи. Моногамия - единобрачие.

С точки зрения материалистического понимания истории основной предпосылкой появления моногамной семьи было появление частной собственности. Моногамия явилась первой формой семьи, в основе которой лежали экономические условия, а именно победа частной собственности над первоначальной общей собственностью.

Признавая прогрессивную сущность смены первобытного коммунизма классовым обществом, ее историческую неизбежность, марксистская социология вскрывает антигуманную направленность нарождающихся классовых антагонистических отношений. Ф. Энгельс увидел наряду с возникновением классовых антагонизмов антагонизм между полами.

Появившаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским. Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает наряду с рабством и частным богатством ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других .

Помимо экономической предпосылки возникновения моногамии значительную роль сыграл исторический уровень развития самой человеческой личности, которая начала подниматься над родом.

Роль субъективного фактора в становлении моногамии подчеркивал Ф. Энгельс, считая, что переход к единобрачию совершился главным образом благодаря женщинам. Ф. Энгельсу принадлежит очень тонкое наблюдение, касающееся нравственного прогресса: с развитием новых экономических отношений, с разложением древнего коммунизма унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер и должны были казаться женщинам унизительными и тягостными. Поэтому женщины должны были добиваться как избавления права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной .

С возникновением моногамной индивидуальной семьи ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества, стало частным занятием. Женщина была устранена от участия в общественном производстве, стала служанкой, рабыней мужа. Началась история женского рабства. На этот раз исторический прогресс потребовал великой жертвы - женщины надолго утратили свободу личности.

Процесс перехода от группового брака к моногамии получил своеобразное отражение в религиозных, мифологических воззрениях.

Первой религиозной формой мышления был тотемизм, который являлся фантастическим отражением в сознании людей складывающихся родовых отношений. Тотемизм довольно точно отражает социальную картину жизни материнского рода. Показательно, что древнейшие легенды, восходящие к матриархату, изображают демиургом женщину. Эти мифы донесли до нас отражение реальной власти матерей-родоначальниц.

У всех народов Земли древние сказания возвеличивают всесильных матерей - владычиц земельных кладовых (хозяйка “медной горы”), богинь плодородия, хранительниц воды и, наконец, правительниц мира. Не случайно в этих древнейших мифах духи мужского пола отсутствуют.

Некоторые народы, которые до наших дней остались на уровне первобытного развития, до сих пор сохраняют в своих верованиях культ женщины. Например, индейцы пуэбло утверждают, что вначале везде была вода, а потом мать камня создала зверей, а затем девушку, от которой пошел человеческий род. Полинезийцы верят, что Великая Матерь Вселенной породила небо и все существующее. Туземцы острова Борнео уверены, что первоначально существовал хаос, из которого вышла богиня, создавшая небо и землю. Народ йоруба в Нигерии и сейчас верит, что богиня Одудаа сотворила мир. Религиозная фольклористика Китая, Индии, Египта доносит представление о женщине - создательнице Вселенной.

Смена материнского рода патриархальным, которая привела к резким изменениям в положении женщины, с удивительной точностью воспроизводится в религиозных представлениях. Мифы показывают постепенное ослабление, а затем отрицание роли женщины. В образной форме фольклорные сказания изображают гибель матриархата. Духи приобретают мужские черты. Известны мифы, рассказывающие о расправе бога с богиней и создании из ее тела неба и земли. Например, ирокезский бог Ениго- рио (добрый разум) сделал солнце из головы своей матери, а месяц из ее туловища. Согласно ацтекскому мифу двое богов схватили богиню земли и, разорвав ее на две части, создали небо и землю .

С возникновением стратифицированного общества, сменившего эгалитарное, религия услужливо подтверждает и закрепляет униженное положение женщины.

В связи с появлением моногамии оформляются моральные требования, запрещающие прелюбодеяние. Возникает новое понятие внебрачных отношений. До возникновения моногамии в условиях группового брака требование “не пожелай жены ближнего своего” было нелепым, оно не имело реального социального основания. Заповедь “не прелюбодействуй” появилась с возникновением моногамии, она ограждала мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой, т. е. от посягательства на частную собственность. Религия объявила это моральное требование божественным промыслом, божественной заповедью. Религия, мораль веками освящали социальное неравенство женщины, требуя от нее послушания, покорности, воспитывая в ней рабские черты.

С другой стороны, история моногамной семьи связана с нравственным прогрессом человечества. Возникновение моногамии было необходимой предпосылкой появления индивидуальной половой любви. Появляются новые представления о нравственности и ценности отношений пары, связанные с любовью. Любовь считается предметом поэзии и литературы. Однако любовь можно изучить как социологическую категорию. Становление человеческого рода прямо связано с очеловечением сексуальности.

Романтическая любовь - результат длительного исторического развития, она органически связана с процессом формирования человеческой личности, ее индивидуальности. В отличие от примитивного полового влечения романтическая любовь предполагает сложившуюся личность, все проявления которой глубоко индивидуальны. Отличительное свойство любви - индивидуальность этого чувства. Любовь - индивидуальное половое чувство.

Моногамия, послужившая основой появления любви, не стала ее формой. Диалектика истории заключалась в том, что любовь редко была супружеской, т. е. связанной с браком, скорее это было исключением. Любовные отношения чаще всего имели место вне официального брака.

Мировая художественная литература и искусство отразили трагизм этой исторической коллизии. Поскольку моногамию вызвала к жизни частная собственность, основная ее функция заключалась в охране семейного богатства. С начала возникновения моногамии отсутствовала свобода вступления в брак и выбора супруга. Браки заключались или общиной, или родителями вступающих в брак сторон. При этом решающую роль играли интересы дома, а не личные чувства и желания.

Для элитарных слоев браки становились часто политическим актом либо средством увеличения богатства и могущества. Брак приобретает характер династический и строго сословный. Моногамия в течение ряда веков существовала в патриархальной форме при абсолютном господстве хозяина, отца, мужа над женой и детьми.

Первобытное общество было самым длительным в истории человечества; оно получило название эгалитарного и было основано на общественной собственности и принципах социального равенства. В пределах шести тысяч лет произошел переход к так называемому стратифицированному обществу, получившему название цивилизации.

Первые цивилизации возникли в Азии и Африке на рубеже 5-3 тысячелетий до н. э., в Европе - в 1 тысячелетии до н. э., в других областях Земли позднее. Историки подсчитали, что если принять всю историю человечества в условных временных единицах за 24 часа, т. е. все историческое время существования человека представить как условные сутки, то из этих 24 часов 23 ч 56 мин относятся к эгалитарному первобытному обществу и всего 4 исторические минуты существует цивилизация.

Таким образом, моногамная семья, основанная на частной собственности, относительно молодое историческое явление, которое имеет огромные резервы цивилизационного развития.

Существует трагическая историческая закономерность: прогресс требует жертв. Каждый раз новая ступень развития человечества основывается на огромных потерях, бедствиях, страданиях, социальных и экологических рисках. Этот вывод полностью приложим к истории семьи. Древние греки эту закономерность отразили в знаменитом мифе о Хроносе - Боге Времени, который “...пожирал своих собственных детей...”.

Семья от эгалитарных первобытных форм шагнула к отношениям, связанным с рабовладельческим строем. Частная собственность сформировалась в условиях складывания рабовладения. Рабовладельцы оказались безраздельными собственниками средств производства, а рабы -полностью отчужденными от собственности. Рабовладельческая экономическая ячейка была единицей полной собственности как на все средства производства, так и на личность работников, входивших в нее .

На основе рабовладельческой формы частной собственности, помимо единобрачия, индивидуальной семьи, в те же исторические времена начала цивилизации возникла полигамия в двух вариантах: полигиния - многоженство, полиандрия - многомужество (у одной женщины несколько мужей).

Полигиния могла иметь гаремную форму. Слово “гарем” происходит от арабского слова “харим”, что означает “то, что запрещено”. Так называли любое священное место. Со временем ха- римом стали называть женскую половину дома. В европейской транскрипции появилось слово “гарем”.

Поздний синоним гарема - “сераль” происходит от турецкого слова “сарай” - дом, дворец, комната для жилья.

Самые древние гаремные браки возникли около 5 тыс. лет до н. э. у шумеров и в Древнем Египте. В Древнем Царстве первые гаремы были у царей. Большое распространение гаремы получили также в Месопотамии, Персии и Древнем Китае, Иудее. В книге Збигнева Лев-Старовича “Секс в культурах мира” рассказано, что китайские императоры имели большое количество женщин: первую жену, трех вторых жен, девять третьих жен, двадцать семь четвертых и восемьдесят одну наложницу.

Можно вспомнить и Ветхий Завет, в котором говорится, что у царя Соломона было “...шестьдесят цариц, восемьдесят наложниц и девиц без числа”.

В современном мире цивилизованные страны связаны с моногамной формой семьи. Полигиния распространена среди народов Африки, Азии, Океании, в основном у мусульманских народов. Самой экзотической формой семейных отношений сегодня является полиандрия, сохранившаяся у некоторых племен, живущих на уровне непроизводящей экономики в условиях матриархальных порядков. Это буквально музейная форма, по которой можно реконструировать древние семейные отношения.

При высоком темпе современного развития общества действует закон неравномерного развития народов. Современная эпоха полна разнообразия и загадок.

  • См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - С. 68, 69.
  • См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - С. 56.
  • См.: Шахнович М. И. Первобытная история и философия. - Л.,1971. -С. 201-204.
  • Современную разработку типологии частной собственности предпринял Ю. И. Семенов в книге “Философия истории” (М., 2003).

Большинству людей интересна тема семьи. Особенно яро разбирается в интернете и средствах массовой информации тема однополых браков, участившиеся браки людей с животными и с неживыми предметами. В свете бешеного ритма 21 века создается впечатление о полном безразличии в судьбе классической моногамной семьей. Существует множество определений единобрачному союзу. Общепринятыми все равно остаются неоднократно подтвержденные практикой слова.

Моногамный союз – пример крепкой связи, возникающей веками между «порядочными молодыми людьми» и «благочестивыми девицами». Стирается определение слова «моногамия», но подтверждается, что самой крепкой семьей была классическая. Энгельс выяснил - брачный союз, состоящий из мужа с женой и детьми, привел к наступлению эпохи цивилизации. Законные узы позволили укрепить институт семьи. Стало показательно, кто истинный отец ребенка, что обязывало мужчину обеспечивать семью. Эта определенность требуется для наследования детьми собственности отца.

Признаки моногамной семьи

Разбирая признаки современной моногамной семьи, выделяют следующие:

Индивидуальность (нуклеарность) - обозначает признание двух людей супругами общественностью и скрепление уз юридическим способом (бракосочетание, венчание);

Свобода выбора – позволяет женщинам и мужчинам самостоятельно выбирать партнера для создания семьи. Мотивы определяются самостоятельно (возможность вступления в брак по расчету/любви);

Экономическая самостоятельность – супруги имеют равные права в обеспечении семьи. Возможность самостоятельно выбрать сферу профессиональной деятельности, норму финансовых затрат;

Ответственность – означает ряд обязанностей и прав, закрепленных законом. Основные - супружеские и родительские. Нарушение влечет ответственность в рамках законодательства страны;

Преемственность – наследственные споры, сопутствующие процедуры передачи и выполнения условий получения.

Моногамия - что говорит Википедия?

Термин моногамии интернет ресурсом Википедия определяется как единобрачие; юридический союз мужчины и женщины; способность сохранения чувства любви к человеку противоположного пола на протяжении жизни. Историческое происхождение моногамии, до появления человека разумного, подтверждается рядом признанных фактов.

Моногамная семья - кризис отношений или эволюция?

Благодаря единобрачию разрешились спорные темы. Узаконенные узы помогают защитить права обеих сторон. Но моногамная приобщенность исторически изменялась, а недостатки моделей наталкивали общество продолжать искать идеальные варианты сохранения ячейки общества.

Изначально появилась патриархальная единобрачная семья, ее возглавлял мужчина, являющийся владельцем имущества. Многие историки связывают появление такой модели с необходимостью узаконить порядок наследования от отца к сыну. Положительным стал факт уменьшения беспорядочных половых связей, защищенности женщины-супруги от притязаний других мужчин, появления у детей законного кормильца. Но женщины теперь исполняли роль няни, уборщицы и наложницы, ее права в семье устанавливались обычно мужем. Право наследования имущества преимущественно принадлежало старшему сыну. Дети прав не имели, находясь в полном подчинении воле отца и матери. Большинство браков совершалось по желанию родителей.

Сегодня чаще встречается индивидуальный (нуклеарный) брак. Благодаря возможности равных заработков супруги уравнялись в правах. Права детей в избрании второй половины и выборе будущего жизненного пути стали равными. Но падение уважения к строгим семейным традициям привело к:

Многократному возрастанию разводов;

Падению рождаемости;

Лишению детей полноценного родительского воспитания;

Увеличению внебрачных союзов, и рождению детей юридически незащищенных;

Постепенному исчезновению традиций.

Непосредственным следствием перехода от материнс­кого рода к отцовскому было разложение дуально-родовой брачной системы, переход от группового брака к индиви­дуальному. В обществе стали накапливаться богатства. Ин­дивидуальна семья была более приспособленной группой для обладания собственностью.

Если в стадный период основным противоречием была борьба биологического и социального начал, то на этапе зрелой родовой организации стали противостоять друг другу родовые и семейные интересы. Победа семейных отноше­ний привела к возникновению отцовского рода, который в отличие от материнского без индивидуальной семьи суще­ствовать не может. Парная семья становилась впервые в истории социально-экономическим союзом. На первых по­рах брак оставался союзом двух равных в экономическом и социальном отношении сторон. Как свидетельствуют этно­графические данные, парный брак был еще тесно связан с групповыми формами брачных отношений. Один мужчинамог быть связан не с одной женщиной, а с несколькими одно­временно, т. е. иметь несколько жен, а одна женщина могла состоять в браке с несколькими мужчинами.

Последние исследования установили, что переходная семья между родовой и соседской была гетерогенной. Гете­рогенная община состояла из нескольких семейных, или до­мовых, общин. Каждая домовая община жила в отдельном длинном доме, вела свое обособленное хозяйство. Домовая община - большая патриархальная семья, возглавляемая старшим мужчиной. В составе домовой общины были три-четыре поколения родственников и рабы. Численность до­мовой общины составляла до 200-300 человек. Гетероген­ность выражалась в наличии двух форм собственности - общественной и обособленной. Домовая община состояла из малых семей, которые стремились выделиться и владеть собственностью. Противоречие между домовой общиной и малой семьей окончательно расшатало общинные порядки. Это привело к распаду патриархальной семьи.

В борьбе общественных и частнособственнических на­чал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. По­явилась общественная потребность в социальном отце.

Мужчина почувствовал необходимость знать своих де­тей, чтобы передать собственность по наследству. С введе­нием института наследования собственности детьми впер­вые появилась возможность строго моногамной семьи. Мо­ногамия - единобрачие.

С точки зрения материалистического, понимания исто­рии основной предпосылкой появления моногамной семьи было появление частной собственности. Моногамия явилась первой формой семьи, в основе которой лежали экономи­ческие условия, а именно победа частной собственности над первоначальной общей собственностью. Признавая прогрес­сивную сущность смены первобытного коммунизма классо­вым обществом, ее историческую неизбежность, марксист­ская социология вскрывает антигуманную направленность нарождающихся классовых антагонистических отношений. Ф. Энгельс увидел наряду с возникновением классовых ан­тагонизмов антагонизм между полами. Появившаяся в исто­рии противоположность классов совпадает с развитием ан­тагонизма между мужем и женой при единобрачии, и пер­вое классовое угнетение совпадает с порабощением женс­кого пола мужским. Единобрачие было великим историчес­ким прогрессом, но вместе с тем оно открывает наряду с рабством и частным богатством ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления дру­гих 67 .

Помимо экономической предпосылки возникновения моногамии значительную роль сыграл исторический уровень развития самой человеческой личности, которая начала под­ниматься над родом.

Роль субъективного фактора в становлении моногамии рассматривает Ф. Энгельс, считая, что переход к едино­брачию совершился главным образом благодаря женщинам. Ф. Энгельсу принадлежит очень тонкое наблюдение, касаю­щееся нравственного прогресса: с развитием новых эконо­мических отношений, с разложением древнего коммунизма унаследованные издревле отношения между полами утра­чивали свой наивный первобытный характер и должны были казаться женщинам унизительными и тягостными. Поэтому женщины должны были добиваться как избавления права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной 68 . С возникновением моногамной индивиду­альной семьи ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества, стало частным занятием. Женщина была устранена от учас­тия в общественном производстве, стала служанкой, рабы­ней мужа. Началась история женского рабства. На этот раз исторический прогресс потребовал великой жертвы - "жен­щины надолго утратили свободу личности.

Процесс перехода от группового брака к моногамии по­лучил своеобразное отражение в религиозных, мифологи­ческих воззрениях.

Первой религиозной формой мышления был тотемизм, который являлся фантастическим отражением в сознании людей складывающихся родовых отношений. Тотемизм до­вольно точно отражает социальную картину жизни мате­ринского рода. Показательно, что древнейшие легенды, восходящие к матриархату, изображают демиургом жен­щину. Эти мифы донесли до нас отражение реальной влас­ти матерей-родоначальниц.

У всех народов земли древние сказания возвеличивают всесильных матерей - владычиц земельных кладовых (Хо­зяйка Медной горы), богинь плодородия, хранительниц воды и, наконец, правительниц мира. Не случайно в этих древ­нейших мифах духи мужского пола отсутствуют.

Некоторые народы, которые до наших дней остались на уровне первобытного развития, до сих пор сохраняют в своих верованиях культ женщины. Например, индейцы пу­эбло утверждают, что вначале везде была вода, а потом мать камня создала зверей, а затем девушку, от которой пошел человеческий род. Полинезийцы верят, что Великая Матерь Вселенной породила небо и все существующее. Ту­земцы острова Борнео уверены, что первоначально суще­ствовал хаос, из которого вышла богиня, создавшая небо и землю. Народ йоруба в Нигерии и сейчас верит, что богиня Одудаа сотворила мир. Религиозная фольклористика Китая, Индии, Египта доносит представление о женщине - со­здательнице Вселенной. Смена материнского рода патриар­хальным, которая привела к резким изменениям в положе­нии женщины, с удивительной точностью воспроизводится в религиозных представлениях. Мифы показывают посте­пенное ослабление, а затем отрицание роли женщины.

Б образной форме фольклорные сказания изображают ги­бель матриархата. Духи приобретают мужские черты. Из­вестны мифы, рассказывающие о расправе бога с богиней и создании из ее тела неба и земли. Например, ирокезский бог Ениторио (добрый разум) сделал солнце из головы сво­ей матери, а месяц - из ее туловища. Согласно ацтекско­му мифу, двое богов схватили богиню земли и, разорвав ее на две части, создали небо и землю 69 .

С возникновением стратифицированного общества, сме­нившего эгалитарное, - общества социального неравен­ства, моногамной семьи - религия услужливо подтвержда­ет и закрепляет униженное положение женщины. С этого времени все религиозные направления несут печать жено­ненавистничества. В связи с появлением моногамии оформ­ляются моральные требования, запрещающие прелюбоде­яние. Возникает новое понятие внебрачных отношений. До возникновения моногамии в условиях группового брака тре­бование "не пожелай жены ближнего своего" было неле­пым, оно не имело реального социального основания. За­поведь "не прелюбодействуй" появилась с возникновением моногамии, она ограждала мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой, т. е. от посягательства на частную собственность. Религия объявила это моральное требование божественным промыслом, божественной запо­ведью. Религия, мораль веками освящали социальное нера­венство женщины, требуя от нее послушания, покорнос­ти, воспитывая в ней рабские черты.

С другой стороны, история моногамной семьи связана с нравственным прогрессом человечества. Возникновение мо­ногамии было необходимой предпосылкой появления инди­видуальной половой любви. Появляются новые представле­ния о нравственности и ценности отношений пары, связан­ные с любовью. Любовь считается предметом поэзии и ли­тературы. Однако любовь можно изучить как социологи^ ческую категорию. Становление человеческого рода прям^ связано с очеловечением сексуальности.

Романтическая любовь - результат длительного источ рического развития, она органически связана с процессор формирования человеческой личности, ее индивидуальнос­ти. В отличие от примитивного полового влечения романа тическая любовь предполагает сложившуюся личность, вс^ проявления которой глубоко индивидуальны. Отличитель­ное свойство любви - индивидуальность этого чувства, Любовь - индивидуальное половое чувство.

Моногамия, послужившая основой появления любви, не стала ее формой. Диалектика истории заключалась в том, что любовь редко была супружеской, т. е. связанной с бра­ком, скорее это было исключением. Любовные отношения чаще всего имели место вне официального общества.

Мировая художественная литература и искусство от­разили трагизм этой исторической коллизии. Поскольку мо­ногамию вызвала к жизни частная собственность, основная ее функция заключалась в охране семейного богатства. С начала возникновения моногамии отсутствовала свобода вступления в брак и выбора супруга. Браки заключались или общиной, или родителями вступающих в брак сторон. При этом решающую роль играли интересы дома, а не лич­ные чувства и желания. Для элитарных слоев браки стано­вились часто политическим актом либо средством увели­чения богатства и могущества. Брак приобретает характер династический и строго сословный. Моногамия в течение ряда веков существовала в патриархальной форме при абсолютном господстве хозяина, отца, мужа над женой и детьми.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Дли­тельность существования не могла не привести к ее транс­формации. Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития 58 стала демократизация внутрисемейных отношений. В тече­ние XX в. произошел всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демокра­тическим. Закономерные сдвиги в развитии общества при­вели к исторической смене преобладающей некогда патри­архальной сельской многодетной семьи городской, малодет-ной, состоящей из одной брачной пары, преимущественно с равноправными отношениями членов семьи. Жесткая, ав­торитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Гу­манизация внутрисемейных отношений непосредственно свя­зана с процессом эмансипации женщин и детей. Фактичес­кая эмансипация женской личности могла быть обеспечена только широким включением женщин в систему обществен­ного труда, осуществившимся в течение XX столетия.

Во всем цивилизованном мире самым распространен­ным типом семьи стала нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары. За последние десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи. Массовая се­мья стала малодетной.

Процесс демократизации общественной жизни оказал непосредственное влияние на развитие семейных отноше­ний в сторону быстрого разрушения патриархальных усто­ев. В прошлые эпохи люди воспринимали брак как нечто само собой разумеющееся, стабильное и необходимое. Вне­брачные отношения были резко противопоставлены семье. Брак и семья были слиты, единобрачие понималось как по­жизненное состояние. В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заме­няясь правом и возможностью вступить в повторные браки.

Эволюция отношений между полами привела к сравни­тельно распространенному числу браков, свободных от сек­суальных обязательств, росту добрачных и внебрачных свя­зей. Новые нравственно-этические установки получили на­звание сексуальной революции. Эти явления можно рас­сматривать как определенную деградацию общечеловёчес-* ких нравственных ценностей. Вероятно, это некая побочная линия, сопутствующая движению семейных отношений от патриархальной скованности к истинному равноправию. Рас­пущенность и аморализм процветают в условиях опреде­ленного нравственного вакуума, когда патриархальные цен­ности не могут больше соответствовать потребностям со­временной семьи. Не следует драматизировать эти безра­достные изменения, так как, по общему признанию пред­ставителей мировой социологической науки, институт бра­ка сохранился и развивается, а супружеские отношения приобретают все более личностный характер, становятся самоценными. Это, безусловно, прогрессивная тенденция, за которой угадывается будущее семьи как союза, обеспе­чивающего свободное развитие личности.

Все цивилизованные народы переживают сегодня дес­табилизацию брака. Этот объективный процесс касается миллионов людей. Кардинальные сдвиги в содержании и характере внутрисемейных отношений, распад патриар­хальных семейных связей выдвинули на первый план про­блему развода.

Сегодня развод считается важным средством разрешения противоречий современного брака. Развод стал структурным элементом современных брачно-семейных отношений.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений "родите­ли - дети". Семья перестала быть основной средой включе­ния молодого поколения в профессиональную и культур­ную традицию. Всеобщим явлением становится уменьше­ние роли семейного воспитания, резкое возрастание соци­ализирующей функции общественных институтов - детс­ких воспитательных учреждений, школ, вузов, средств массовой информации. Изменение функциональных роди­тельских ролей связано с преобладанием материнских кон­тактов с ребенком. Внутрисемейная феминизация воспита­ния резко снизила воспитательную роль отца в семье. С другой стороны, в демократических семейных союзах вос­питательная роль отца возрастает. При этом демократиза­ция внутрисемейных отношений тесно связана с демокра­тизацией воспитания детей. Изменения, выразившиеся в резком возрастании продолжительности жизни в комбина­ции с низкой рождаемостью, сократили время совместного проживания детей и родителей. Сто лет назад муж и жена в среднем всего 1,5 года жили без детей, а сейчас - около 20 лет. Современные супруги тратят только 18% брачной жизни против 54% в прошлом на воспитание детей. Появи­лась новая тенденция - рост автономии поколений. С одной стороны, ушли в прошлое установки родителей, ставящие интересы детей выше своих собственных, с другой - час­то дети не испытывают никаких обязанностей перед роди­телями, несмотря на то что они дали им жизнь и подгото­вили к самостоятельности.

Тенденция к усилению автономии поколений в значи­тельной мере связана с технологической революцией, ко­торая привела к устареванию трудовой культуры старше­го поколения.

Дети получают бесспорное преимущество перед отца­ми, обладая более современной технологической культу­рой. Они оказываются более приспособленными к новым ус­ловиям общественного труда, чем их отцы. Меняется тра­диционное профессиональное соотношение отцов и детей, что в свою очередь ослабляет внутрисемейные контакты и усиливает солидарность в поколенческих группах.

Разрушение патриархальных внутрисемейных связей привело к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми. На смену патриархаль­ной монолитности семьи, которая держалась на страхе, на­силии, бесправии, приходят товарищеские отношения меж­ду членами семьи. Супруги, которые считают свой брак сча­стливым, имеют высокую оценку по индексу "супружеско­го товарищества" и низкую по индексу "супружеской на­пряженности". Новым явлением стало широкое распрост­ранение неполных семей. Это не традиционная семья вдо-i вых, а в основном родители без партнеров. В подавляющем большинстве неполная семья состоит из работающей мате­ри с детьми. Неполные семьи составляют вполне жизнеспо­собную форму. Вместе с тем неполным семьям нужна боль­шая помощь со стороны общества. Распространенность не­полных семей привела к такому тяжелому явлению, как> безотцовщина и женское одиночество, которые в свою оче­редь способствуют росту подростковой преступности.

Современные изменения семьи по своим историческим последствиям грандиозны, они сравнимы с результатами 1 научно-технической революции.

Развитие моногамии в современную эпоху осуществля­ется через кризис и разрушение патриархальных функций и структур, при этом институт брака сохраняется и его дальнейшее функционирование обеспечивается усилением демократической тенденции в области семейных отношений.

27.06.2016 17:22

Некоторые ситуации, происходящие в современных семейных и личных отношениях, и вызывающие споры и возмущения некоторых из нас, станут яснее и понятнее, если мы внимательно рассмотрим и узнаем процесс формирования семьи в историческом аспекте. На изучение истории семьи меня подтолкнул случай с одним из моих пациентов, который, ничего не стесняясь, завел вторую жену и поселил её вместе с первой, ссылаясь на то, что его поступок соответствует положениям в книге Ф. Энгельса и «Манифесту Коммунистической партии».

История - очень важна для нас, без нее трудно понимать процессы, которые происходят в настоящем. Для человечества уже много веков считается нормой - моногамный брак, но в древние времена всё было иначе.

Развитие человечества имеет несколько этапов.

Первый этап - это дикость, которая в свою очередь делится на несколько ступеней. На низшей ступени, длящейся несколько тысячелетий, люди ещё не готовили пищу и жили естественно, на природе, собирали съедобные растения, орехи. Возможно, в это время начинает формироваться речь. Во время средней ступени люди открывают огонь, создают первые орудия труда, начинают употреблять в пищу рыбу. Жить начинают не просто там, где придется, а выбирают места рядом с рекой. На высшей ступени орудия усложняются, создаются первые лук и стрелы, с помощью которых становится возможным охотиться на дичь.

Второй этап — варварство. Он делится также на ступени. На низшей ступени люди приручают животных, выращивают растения, а также начинают заниматься гончарным делом. Средняя ступень отличается тем, что люди начинают строить дома с применением камня и кирпича. Выращивают растения для пропитания и создают систему орошения для ухода за ними. Из домашних животных образуются стада, люди лучше питаются благодаря молочной пище.И уже на высшей ступени человечество входит на путь цивилизации, который начинается с применения медной руды для производства орудий и создания письма.

Третий этап - это цивилизация, во время которого все уже приобретенные навыки развиваются, расширяется производство, распространяется искусство.

Но что же о семье? Известен факт, что стадо образуется только там, где есть полигамия. Там же, где существует крепкая семья - возникновение стада крайне редко. Семью ограничивает ревность самца, и она же отделяет семью от стада. Ревность в стаде отсутствует, там все самцы терпимы друг к другу, поэтому существование крупной группы возможно. В таких стадах и происходил переход от животных к человекоподобным, а потом к человеку. Поэтому благодаря полигамии мы стали людьми и существуем до сих пор. Можно сказать, что полигамия - это часть нашей природы и она естественно присутствует в нас, поэтому бороться с ней бессмысленно. Намного полезнее попробовать вписать ее в существующие рамки принятой в обществе полигамии.

До того, как создать моногамный брак, человечество прошло целый путь развития и образования следующих типов семей.

Групповой брак

Сначала существовал групповой брак, в котором участвовали множество мужчин и женщин, принадлежащих друг другу. Такая форма отношений практически исключала ревность, и именно она способствовала формированию человеческого общества. Такой период полигамии существовал достаточно долго. По мнению Ф. Энгельса ревность появилась намного позже и больше была социальной, нежели биологической.

Биологическая ревность больше присуща мужчинам, ведь потомство несет гены, а значит, продолжает тебя и твой род, поэтому очень важно быть уверенным в верности женщины. Но в древние времена ещё не было понимания чистоты потомства, ничего не знали о кровосмешении. Никого не смущали половые отношение между родственниками, братьями и сестрами и даже между родителями и детьми.

От таких союзов рождались болезненные дети, которые долго не жили. И только позже, с открытием кровосмешения и запретом на кровнородственные связи, перестали тратить время и средства на выхаживание нежизнеспособных детей. Но даже при таких свободных нравах иногда образовывались пары, которые неосознанно для себя какое-то время были моногамными, жили вместе, трудились.

Кровнородственная семья

Первой ступенью семьи стала кровнородственная семья, в которой отношения между детьми и родителями отсутствовали, но половая связь между братьями и сестрами принималась как само собой разумеющееся. Такой вид семьи давно исчез, но ее некоторые элементы можно встретить у племен аборигенов Гавайских островов. Аналоги таких отношений встречаются и в современном обществе. Яркий пример - семейные ритуальные празднования и встречи. Но обычно, секс здесь не доходит до окончательной стадии из-за принципов морали или других обстоятельств.

Всё это свидетельство того, что людям не удалось реализоваться профессионально, и свою энергию они пускают на отношения с родственниками. Если супруги действительно увлечены друг другом, то необходимость посещения подобных мероприятий у них практически отсутствует.

Пунуальная семья

Следующий вид семьи - пуналуальная, в ней брак между братьями и сестрами запрещен. Такие группы становились развитее и сильнее, нежели племена с кровосмешением. В пуналуальных семьях женщина может быть общей женой нескольких мужчин, но среди которых нет ее родных братьев. И наоборот, мужчина может быть общим мужем ряда женщин, и среди них нет его сестер.

В наше время такая форма тоже может проявляться в так называемых «шведских» семьях, поэтому опять же - не осуждайте никого, у всех нас одна история. В групповых семьях не всегда известно кто отец ребенка, так как мужей несколько, но мать всегда известна - поэтому род в те времена начинался вестись по материнской линии - так возник институт рода. Все родные сестры с братьями и детьми, имеющие одну мать-основательницу составили первый род.

Парная семья

Внутри групповых семей могли образовываться пары, которые длительное время жили вместе, привыкали друг к другу и обосабливались. Так формировались парные семьи. Те семьи, в которых не было кровосмешения, давали более здоровое потомство и соответственно в дальнейшем такие семьи и племена становились сильнее кровнородственных групп. Но в какой-то момент количество женщин уменьшилось и им приходилось платить какой-либо выкуп, чтобы жить только с одним мужчиной.

Парная семья появилась в переходный период от дикости к варварству, у нее ещё нет своего хозяйства и имущества. Также важный момент - теперь в семье появился один отец, все дети были от одного мужчины, который обеспечивал быт и добывал еду. В случае разлада в семье и развода - мальчики оставались с отцом и в роду, а девочки вместе с матерью исключались из него. Так появилась патриархальная семья, в которой права женщины стали ущемляться, она вместе с детьми стала собственностью мужа.

Моногамная семья

Возникновение моногамной семьи из парной - начало эпохи цивилизации. Глава моногамной семьи - мужчина, который является отцом детей, и изменять ему жена не имеет права. При этом муж может изменять, иметь рабынь, но жена принижена и занимается домашним хозяйством, не участвуя в общественных делах. В это время получает широкое распространение проституция. Моногамные семьи в своей основе имели экономические аспект - общее имущество, что было важнее любви, можно сказать - это были браки по расчету. Появляется неравенство полов, мужчины подавляют женщин.

Свобода в половых связях с введением моногамного брака не исчезла - развитие получила проституция. Женщины, в свою очередь, заводили любовников, а установление отцовства детей, рожденных в браке, основывалось только на нравственных аспектах.

Несмотря на форму брака, люди не меняются, в браке они остаются такими же, какими они было до него, поэтому со временем любой брак становится похож на спокойное сожительство, называемое тихим семейным счастьем.Когда брак заключается по расчету, он так или иначе принимает вид проституции, намного чаще с женской стороны, единственное отличие в том, что женщина продает свое тело один раз и навсегда, попадая при этом в рабство. В современное время очень часто в “приличных” семьях дочерей настраивают на то, что нужно искать богатого жениха, который будет ее обеспечивать.